Групповая внушаемость это: Групповая внушаемость — Med24info.com

Содержание

Групповая внушаемость — Med24info.com

В зависимости от типа суггеренда (адресата) внушаемость подразделяется на индивидуальную и групповую. В первом случае имеется в виду внушаемость отдельной личности, а под групповой понимается внушаемость социальной общности. Конечно, реальными носителями групповой внушаемости являются конкретные люди, но действующие как единое целое. Социальная общность должна представлять собой единого группового суггеренда, в одно и то же время испытывающего на себе одно и то же суггестивное воздействие.

Отличие групповой внушаемости от индивидуальной разные авторы объясняют по-разному. Одни полагают, что в основе высокой внушаемости толпы лежит «полусознательное или бессознательное подражание» [253; 245]. Г. Лебон [145] объясняет такое превосходство законом «духовного единства». Л. Н. Войтоловский [58] считает, что большая податливость толпы обусловлена «чувством симпатии».

Исследования показывают, что при объяснении отличия групповой внушаемости от индивидуальной (она может быть не только вышиной ниже индивидуальной) следует учитывать факт взаимовнушения между членами группового суггеренда. Индивидуальный суггеренд тоже испытывает влияние присутствующих или воображаемых членов своих групп и коллективов, но, очевидно, и в этом случае связи не обладают той силой, которая свойственна взаимовнушению между членами группового суггеренда.

На групповую внушаемость влияет численный состав групповой общности. Отмечена тенденция изменения ее по мере увеличения числа членов группового суггеренда. Е. Кузьмин при изучении различных групп пришел к выводу, что «существенный сдвиг внушаемости в зависимости от увеличения числа людей в группе, очевидно, выражает закономерность» [133, 16].

Зависит групповая внушаемость от качественного состава группы, особенно от индивидуальной суггестивности ее членов.

189

При прочих-равных условиях на базе высокой индивидуальной внушаемости может сложиться высокая групповая внушаемость, а на базе низкой — низкая групповая внушаемость. Нельзя забывать, что групповой суггеренд связан с более широким социальным окружением и испытывает на себе его влияние. Оказывается, это влияние захватывает и сферу групповой внушаемости. Социальное окружение может и повысить, и понизить групповую внушаемость [134, 68-72]. Таким образом, можно создать обстановку, в которой внушаемость как реакция на ситуацию (т. е. ситуативная внушаемость) резко возрастет.

Механизм внушения

При внушении воздействие на человека строится таким образом, что сначала вызывается сильное возбуждение в ограниченной области головного мозга при одновременном торможении в остальной ее части, а затем производится целенаправленная разрядка, закрепляющая в сознании внушаемую мысль.

Что такое внушаемость и причины ее возникновения

«Пситех.Советник» – платформа дистанционной психологической помощи, коучинга и развития личности

  • Дистанционные консультации психологов, психотерапевтов, коучей и других специалистов;
  • Запись на дистанционный приём онлайн;
  • Коучинг, тренинги и сопровождение;
  • Решение психологических проблем и психологическая помощь;
  • Консультации, приём, сессии, терапии, гипнология, методики, подходы, коучинг, тренировки и многое другое.

Реклама

Все как мы думаем «наши» убеждения, мысли, установки, верования были нам внушены однажды в детстве и сопровождают нас до самой старости. Каждый человек по-разному подвержен влиянию внушения. Степень подчинения внешнему воздействию зависит от внушаемости личности, этот фактор формируется в детстве.

Мы воспитываемся в семье с определенными ценностями и получаем соответствующие внушения, мы ходим в школу, где перенимаем дополнительные внушения, которые характерны для семьи учителя и одноклассников. Мультфильмы, телевизор, радио, сми, мнение друзей и авторитетов – все это оказывает на нас воздействие, и чем чаще повторяется какое-либо внушение, тем больше вероятность, что оно станет «нашим».

Внушаемость – степень восприимчивости к внушению, определяемая готовностью подчиниться внушающему воздействию.

Внушаемость является одним из самых незаметных видов воздействия на человека и его психику. Она играет важную роль в эмоциональной, психологической, физиологической жизни человека. Внушаемость способствует развитию познавательных процессов, влияет на память и развитие человека.

Незаметно для себя и других, человек подвергается внушению и сам является источником внушения для других людей. Все в жизни поддается внушению: взгляды, верование, мысли, идеи, помыслы, идеалы, характер, знания, состояние.

Воспитание проходит через внушение, нет ничего в этом мире, что изначально является нашим мнением и не подвержено влиянию других людей. Именно в детстве у нас формируется подверженность или иммунитет к внушениям, все это зависит от воспитания и атмосферы в семье.

Изначально мы поддаемся внушению и знаниям касательно всех сфер жизни, а затем наращиваем знания и убеждения через уже имеющийся сложившийся опыт, доставшийся нам от родителей, родственников, учителей, сторонних людей. Вначале нам родители рассказывают, внушают, вкладывают убеждения, что такое хорошо, а что такое плохо, через призму своих внушений, полученных от родителей, а те в свою очередь получили эти внушения от своих, и такой цикл длится из поколения в поколение.

Вера – это главный канал внушения. Если человек не осмысливает информацию, а просто в нее верит (даже если для этого нет обоснованного повода), он легко внушаем и им легко манипулировать. Такие люди всю информацию автоматически воспринимают как часть своего опыта и не оспаривают ее, хотя в нормальном варианте информация должна проходить через фильтры. Я сейчас говорю о взрослых, так как дети верят всему что им скажут родители, и это нормально, так как у них еще нет собственного опыта, и они только начинают узнавать мир. Поэтому особенно важно родителям фильтровать всю информацию, которую они преподносят детям. Все комплексы неполноценности, травмирование личности, низкая самооценка идут из семьи, от родителей.

Взрослый человек должен уметь фильтровать всю поступающую к нему информацию, и не засорять свой мозг ненужной и той, которая может навредить ему.

Заметить у других людей признаки внушаемости достаточно просто, а вот обнаружить их у самих себя бывает весьма проблематично.

Признаки внушаемости 

  • Склонность подчиняться мнению большинства.
  • Смена своих убеждений в зависимости от ситуации и окружения.
  • Зависимость от чужого мнения, поиск одобрения и похвалы.
  • Стремление быть не хуже других. Здесь идет перекос, «не быть лучше других», а «быть не хуже».
  • Желание следовать моде, даже если она идет вразрез с вашими истинными желаниями.
  • Подчинение стереотипам.
  • Подчинение авторитетам, когда точка зрения кого-то кажется истиной.
  • Убежденность в том, что человек с высоким статусом, высоким социальным и материальным положением всегда прав.
  • Привычка с детства беспрекословно подчиняться родителям.

Внушаемые люди слепо следуют за своими авторитетами, зачастую даже не понимая мотивов своих действий. Склонность подчиняться и следовать за лидером делают личность зависимой от других людей, и в некоторых случаях превращают его в «игрушку в чужих руках».

Факторы, увеличивающие внушаемость 

  • Неуверенность в себе.
  • Низкая самооценка.
  • Авторитет оппонента.
  • Стеснительность, покорность, робость.
  • Эффект неожиданности.
  • Состояние транса.
  • Впечатлительность, доверчивость.
  • Тревожность, чувство собственной неполноценности.
  • Влияние группы или отдельного индивида.
  • Расстройства психики.
  • Склонность к подражанию.
  • Некомпетентность, состояние стресса.
  • Условия неопределенности, групповое давление.

Внушаемые личности не умеют рассуждать логически и сопоставлять факты, они не имеют своего мнения и всегда ориентируются на кого-то. Всегда сомневаются в своих действиях, испытывают тревогу, когда нужно сделать самостоятельный выбор, постоянно находятся в поиске личности, которая скажет, что им делать. Такие личности не готовы брать ответственность на себя за свою жизнь, и за жизнь близких людей. За них всегда должен кто-то решить.

Помимо индивидуальной внушаемости, есть еще групповая внушаемость, ярко выраженный эффект толпы.

Групповая внушаемость – это когда группа людей подвержена влиянию конкретного индивида, или группы лиц. В этот момент человек внутри группы действует как все люди в группе, он не может контролировать свои мысли и эмоции. Такое влияние всегда негативно, человек может неосознанно поддаться влиянию толпы, чтобы находиться в этой группе. Сам процесс происходит как под гипнозом, это неосознанная внушаемость.

Желание быть в группе становится выше своих желаний, человек не может быть один, поэтому вынужден подчиниться.

Если человек сильно поддается внушению, то это привносит в его жизнь множество проблем. Часто чужое мнение негативно сказывается на взаимоотношениях с близкими, на достижении желаемого.

Способы снизить внушаемость 

  • Работа над своей самооценкой. Чем более здоровая самооценка, тем меньшему внушению подвержен человек.
  • Работа с психологом и участие в тренингах.
  • Проверка полученной информации с помощью фактов.
  • Правильное окружение. Люди, которые нас окружают сильно влияют на нас. По истечение времени, мы становимся похожи на тех, кто нас окружает.
  • Замечайте изменения в себе после общения с людьми. Отследите кто и каким образом на вас влияет. Постарайтесь сразу избавляться от отрицательных.

Самая серьезная проблема внушаемости – это потеря собственного мнения и собственного «Я» человеком. Человек может просто забыть кем он является и что он хочет, когда весь его мир строится на мнении окружающих. Этот фактор не помогает лучшему установлению контактов с людьми, а даже разрушает их.

Внушаемый человек всегда находится в группе риска, так как внушаемыми людьми очень легко манипулировать. А вот самовнушение в этом плане может быть весьма полезным. Вы можете самостоятельно скорректировать свое поведение и свою жизнь. Людям, которые не подвержены внушению этот прием дается с трудом, вам же достаточно работать с аффирмациями и мантрами, чтобы в короткие сроки улучшить свое состояние.

Начните с простого, сместите фокус своего внимания на себя и на позитив, начните ежедневно проговаривать аффирмации, и вы увидите, что результат не заставит себя ждать.

Зарегистрируйтесь прямо сейчас!

Скройте всю рекламу и другую ненужную информацию, а также получите доступ к расширенным возможностям журнала зарегистрировавшись уже сегодня!

Вступайте в наши группы в социальных сетях!
Поделитесь публикацией в социальных сетях!

в психологии, повышенная, что такое

Сами того не замечая, люди получают внушения от своего окружения и в той же мере сами влияют на других. Все верования, идеи, помыслы, вплоть до характеров и нравов, поддаются внушению. Это эффективное средство, позволяющее управлять разными формами состояния. Оно активно применяется в медицине, спорте, педагогике. Главная задача воздействия — нести позитивные моменты и учить извлекать пользу. Но есть категория людей, которым особенно легко навязывать свои идеи, мысли, соображения.

Внушаемость

Что такое внушаемость

Человек внушаемый — тот, которого легко подчинить чужой воле. В этом есть не только недостатки, но и свои преимущества.

Через внушение происходит воспитание. Нет людей полностью свободных от суждений и мнений других. Сначала родители рассказывают детям, что такое хорошо, а что плохо. Доносят информацию об окружающем мире в рамках его достоинств и недостатков. Затем на пути встречаются другие люди, которые тоже могут как-то на нас повлиять. Психологи уверяют, что степень внушаемости каждого человека имеет свои особенности.

Плюсы и минусы качества

Люди, поддающиеся внушению, легко приспосабливаются к обстоятельствам, редко конфликтуют. Они быстро запоминают любую информацию и очень часто становятся профессионалами одного дела.

Позитивные качества:

  • наличие талантов;
  • легкое и быстрое восприятие любой информации;
  • пластичность психики и логики;
  • высокая обучаемость.

К недостаткам внушаемых людей стоит отнести то, что они доверчиво принимают критику в свой адрес, у них низкая самооценка. Очень быстро поддаются влиянию мошенников, т. к. верят в добрые поступки других людей.

Негативные качества:

  • быстрая смена мнения;
  • попадание под влияние мошенников или аферистов;
  • появление частых конфликтов от разнообразия мнений.
Конфликт

Частые конфликты — возможное следствие повышенной внушаемости

Повышенная внушаемость не мешает человеку жить, но ее степень может влиять на качество жизни.

Показатели внушаемости

Внушаемые персоны слепо следуют советам, даже если хотели поступить по-другому. Они легко могут менять свои взгляды, мнения, склонны к раздражению и подражанию.

Показатели внушаемости:

  • робость, зависимость, доверчивость;
  • впечатлительность, наличие комплекса неполноценности;
  • тревожность, эмоциональность, низкая самооценка;
  • подвержены влиянию гипноза;
  • неуверенность в собственных силах и утверждениях;
  • медлительность мышления;
  • наличие расстройств психики;
  • склонность к подражанию.

Внушаемые личности не умеют сопоставлять факты и рассуждать, не имеют своего мнения. Постоянно переживают за свое поведение, испытывают тревогу, когда нужно сделать самостоятельный выбор, сомневаются в правильности своих действий. Они всегда находятся в поиске личности, желательно авторитетной и статусной, которая подскажет и поможет, внушит правильность выбора.

Факторы и причины

Внушаемые люди могут и не подозревать, что подвергаются влиянию. Существуют ситуации, при которых они становятся жертвой навязчивости. На внушаемость влияют факторы:

  • степень важности информации;
  • усталость и дефицит времени;
  • стресс и давление со стороны;
  • неопределенность в выборе;
  • психологическая неустойчивость;
  • алкогольная или наркотическая зависимость.

Быстро поддаются внушению дети и пожилые люди. Во время болезни или стрессовой ситуации людям легко внушить конкретные действия. Когда человек понимает результат влияния, его самооценка падает. Внушаемость зависит от таких категорий:

  • обстоятельства;
  • жизненный опыт;
  • уровень образования;
  • возраст.

Внушению можно поддаться как под действием гипноза, так и из-за низкой самооценки. Перестать поддаваться внушению трудно, но возможно.

Степени внушаемости

В психологии существует понятие степени внушаемости. Она может быть повышенная и легкая. Первая характерна для людей:

  • малообразованных;
  • с психическими расстройствами;
  • склонных к истериям.

Вторая степень наблюдается в определенной ситуации:

  • под влиянием алкоголя;
  • в состоянии стресса;
  • во время истерик;
  • у детей 7-11 лет.
Стресс

В состоянии стресса человек становится более внушаемым

Групповая внушаемость

Кроме индивидуальной выделяют групповую внушаемость. Так называемый эффект толпы. Когда группа людей подвержена влиянию одного человека, индивид не может контролировать свои эмоции и мысли. Он думает и действует так же, как и люди в его группе. Само принятие информации происходит как под гипнозом. Это неосознанная и неконтролированная внушаемость. Личность может неосознанно воспринимать информацию, только для того, чтобы быть в этой группе. Это не всегда негативное влияние. Категории таких групп сопровождают людей всю жизнь:

  • группы в детском саду или школе;
  • группа друзей;
  • коллектив;
  • кружки и секции.

Желание быть в группе становится выше собственных принципов и жизненных позиций. Индивид не может быть один и потому должен принимать правила группы и подчинятся им.

Заблуждения

Многие люди поддаются влиянию и внушению, но и абсолютно не внушаемых людей не существует. Те люди, которые утверждают, что полностью живут только своими мыслями, как бы защищаются от мира. Хотят сами себе доказать, что не смотрят ни на кого и не слушают никого. Но это не так. Любая информация, поступающая к нам, уже влияние, чье-то мнение, которому иногда стоит следовать, а не просто воспринимать.

К последствиям внушения можно отнести и элементарные правила поведения, устоявшиеся в обществе требования. Учителя в школе дают знания — это тоже внушение и требование обработки их и восприятия. Каждая личность потом уже учится извлекать из поступившей информации нужное для себя. Это подтверждает тот факт, что внушаемость — не такое и плохое качество, как кажется. Необходимо получать от информации пользу.

Некоторые психологи изучают силу внушения, как метод борьбы с болезнями. В категории больных есть те, которые сами себе внушили заболевания.

Состояние повышенной внушаемости

Гипноз — состояние повышенной внушаемости. Многие люди уверены, что они умны и сильны духом, потому гипноз им не страшен. Они путают внушаемость с доверчивостью.

Гипноз

Гипноз — состояние человека, которое характеризуется повышенной внушаемостью

Доверчивость — это понятие простодушия и легковерности. Таких людей легко обмануть, переубедить. Гипноз отвергает мнение, что только глупый и неразвитый, доверчивый, может впасть в состояние гипноза. Наоборот, гипноз увеличивает уровень внушаемости. Чем умнее личность, чем более развито у нее мышление, тем выше внушаемость. Гипноз не ставит перед собой задачу обмануть. Он создает ситуацию, в которой легко внушить какие-либо идеи. Психологи доказали, что самые внушаемые личности очень умны и талантливы. Они легко получают информации с новыми идеями и взглядами. Могут быстро сделать их своими, переделать их под себя.

Методы борьбы

Если особа сильно поддается внушаемости, это доставляет ей и ею окружению массу проблем. Часто чужое ненужное мнение создает барьер в отношениях между близкими или друзьями. Способы борьбы с чувством внушаемости:

  • работайте над повышением самооценки;
  • активное развивайте навыки абстрактного мышления;
  • учитесь оперировать фактами;
  • умейте проверять преподнесенную информацию;
  • научитесь обрабатывать информацию, анализировать и извлекать только полезные данные;
  • участвуйте в тренингах по развитию критического мышления.

Высокая степень внушаемости не позволяет жить своей жизнью. Все эмоции, взгляды, понятия притупляются, отодвигаются на второй план. Такой индивид поддается стрессам, которые ведут к полной абстракции и безвольности. Если ему на пути попадается личность с хорошими помыслами, позволяющая поверить в свои силы, тогда внушаемость станет верным попутчиком.

в психологии, повышенная, что такое

Одна из особенностей характера, внушаемость, делает личность инертной, слабовольной, лишает её собственного мнения. Внушаемый человек — это тот, кто легко перенимает чужую жизненную позицию, взгляды на что-либо. Не зная как выразить свое Я, он подражает более сильным личностям, культовым фигурам, звездам и т. д.

внушаемый человек это

Хорошо или плохо быть внушаемым

Психология как наука не дает оценки внушаемости, поэтому нельзя с уверенностью сказать хорошо или плохо обладать такой чертой.

Начнем с того, что на внушаемости базируется воспитание любого человека: ребенок, не имея собственного опыта, получает информацию от родителя. Как часто мы слышим: «Не беги, не лезь на дерево и т. д.», — это и есть самая первая форма внушения. Многие люди, став взрослыми, перенимают привычки, образ жизни, установки родителей, не в состоянии избавиться от того, что глубоко отпечаталось в мозгу ещё в детстве. Поэтому абсолютно все люди обладают внушаемостью в разной степени, какими бы уверенными в себе и независимыми они не казались.

Психотерапевты для внушаемых людей применяют обозначение – гипнабельный индивид. Это говорит о том, что человек хорошо поддается гипнозу. Невозможно оценить пользу или вред такого качества, но бывают ситуации, которые решаются благополучно только под гипнозом. Например, кодирования от различных видов зависимости.

Психологи также выделяют повышенную внушаемость. При таком состоянии человек настолько податлив, что готов изменить свою изначальную точку зрения на любую другую высказанную из более авторитетного источника, чем он сам.

Внушаемые люди склонны к манипуляциям из-за своей слабой натуры:

  • они чаще, чем другие, попадают в ловушки мошенников и аферистов;
  • создают социозависимые союзы, долгими годами подчиняются чужой воле;
  • порой терпят различного рода насилие;
  • имеют низкую самооценку, настолько, что не выводят свое мнение в главенствующую позицию;
  • вступают в межличностные конфликты из-за неопределенности взглядов.

На фоне таких негативных моментов стоит выделить и некоторые преимущества:

  • психика внушаемых людей очень пластична, что позволяет им шире смотреть на мир, легче переживать стресс;
  • повышенная внушаемость часто выливается в развитие таланта, среди инертных личностей много художников и поэтов;
  • у людей с повышенной внушаемостью хорошая память, их мозг как губка впитывает информацию, они более обучаемые.

Причины чрезмерной внушаемости

В некоторых ситуациях внушаемость проявляется в большей степени. Обычно это связано с сильным стрессом, слабые личные качества не помогают принять верное решение, проще пойти на поводу: присоединиться к большинству или к авторитетному мнению.

внушаемый человек это

Есть некоторые качества, предупреждающие о склонности к излишнему внушению:

  • тревожность — переживание незначительной проблемы приводит к сильной и быстрой реакции. Человек паникует, ему проще перенять чужое мнение или модель поведения, нежели выработать свою стратегию. Неприятным моментом является то, что сама информация, поступающая извне, не важна. Важен авторитет того, кто ее излагает;
  • неуверенность в себе;
  • комплексы;
  • низкая самооценка;
  • робость.

Групповая внушаемость

Внушаемость бывает как индивидуальной чертой отдельной личности, так и внутригрупповой особенностью. Она определяется взаимоотношениями между участниками группы.

Групповая внушаемость выражается в податливости каждого члена идеям и мнениям, диктуемым этой же группой. Определяет групповую внушаемость готовность абсолютно и безоговорочно принять любое мнение. Это явление не поддается анализу, состояние участников отдаленно напоминает гипноз, т. к. любая идея принимается безоговорочно, бесконфликтно, без критики.

внушаемый человек это

Заключение

Нет ничего критичного и страшного в легкой степени внушаемости, обмен жизненным опытом и знаниями — это нормальный процесс эволюции социума. Но все же, выйдя из подросткового возраста и отправляясь во взрослую жизнь, неплохо бы научится отделять черное от белого и уметь принимать решения самостоятельно, не идя на поводу у отдельного человека или группы людей.

Внушаемость – это что такое: причины, факторы, примеры

Наши убеждения, идеалы, установки формируются под влиянием социума. Мы воспитываемся в традициях семьи и этноса, впитываем идеи, транслируемые СМИ, оказываемся под воздействием мнения друзей и коллег. Однако люди по-разному подвержены этому влиянию. Степень подчинения внешнему воздействию зависит от такого качества личности, как внушаемость.

Что такое внушаемость

Это качество личности в психологии рассматривается как подверженность человека воздействию окружающих, но не всякому воздействию, а такому, которое содержит в себе признаки внушения. Поэтому рассмотрим сначала именно это психическое явление.

Внушение как социальное влияние

Социальное влияние, которому мы подвергаемся постоянно: и дома, и на работе, и в компании друзей – разнообразно. И не все связано с внушением. Можно выделить два наиболее часто встречающихся вида воздействия: убеждение и внушение. Их бывает сложно различить, да и встречаются они часто вместе, в одном акте общения. Но различия у этих видов влияния принципиальные, и связаны они с отношением к информации.

  • Убеждение предполагает воздействие с помощью рациональных доводов, фактов, логики. Оно апеллирует к разуму и здравому смыслу.
  • Внушение основано на доверии к источнику информации, оно не связано с рациональной сферой, а опирается на веру и подсознательные механизмы психики. Например, может быть связано с фактором психологической защиты.

Эффективность внушения зависит, во-первых, от авторитета того, кто его осуществляет, во-вторых, от психологических особенностей объекта воздействия, то есть от степени его внушаемости.

Как проявляется внушаемость

Главный канал внушения – вера, когда человек не осмысливает полученную информацию, а просто принимает ее. Поступая в мозг, она минует рациональную часть психики, не подвергается критике и сразу становится частью опыта. В результате эти знания, убеждения, ценности воспринимаются человеком как свои собственные, и у него не возникает сомнений в их истинности.

Часто внушение отождествляют с гипнозом или суггестией, что не совсем правильно. Гипноз – это частный случай внушения, при нем критическая оценка информации отсутствует, так как человек находится в особом гипнотическом сне. Он-то и создает условия воздействия на мозг человека, минуя рациональную сферу. Но внушаемость может проявляться и в совершенно обычных условиях, что связано с целым комплексом причин, к которым относятся следующие:

  • Авторитет источника информации. Например, верующий не анализирует и не подвергает сомнению постулаты веры, записанные в священных книгах. Хороший учитель может стать источником внушения для учеников, а родители – для детей.
  • Дефицит информации в сочетании с ее значимостью. Если по какому-то жизненно важному вопросу информация отсутствует, то человек склонен даже ее крупицы и отдельные, ничем не подтвержденные факты воспринимать как абсолютную истину.
  • Психотропные средства и техники, которые отключают рациональную сферу мозга. К ним относится в том числе гипноз, а также другие техники, наркотические вещества и алкоголь.
  • Психологические особенности объекта внушения.

Последний пункт часто является доминирующим, комплекс этих особенностей и называют внушаемостью.

Внушаемость как комплекс индивидуально-психологических особенностей

влияние социума

В той или иной степени внушению подвержены все люди, именно это обеспечивает и успех воспитания, и адаптацию человека к социальной среде. Но уровень внушаемости у всех различный, как и проявления этого качества в характере и поведении индивида.

Признаки внушаемости

Заметить людей с ярко выраженной внушаемостью просто, сложнее выявить ее признаки у себя. Дело в том, что процесс внушения обычно происходит незаметно – чужие убеждения, мнения, верования часто усваиваются неосознанно. Но есть ряд качеств личности, которые позволяют говорить о предрасположенности к внушению:

  • Зависимость от мнения окружающих в сочетании со стремлением быть не хуже других, следовать моде, подчиняться стереотипам поведения.
  • Преклонение перед авторитетами, когда точка зрения начальства или позиция центральных СМИ кажутся истиной в последней инстанции. Убежденность в том, что человек, занимающий высокий статус, всегда прав.
  • Конформизм – склонность подчиняться мнению большинства.
  • Быстрая смена убеждений в зависимости от ситуации и социального окружения. Яркий пример – герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон».

Как правило, внушаемые люди быстро становятся ярыми сторонниками новых идей и верований, но они обычно не бывают их авторами, а слепо следуют за лидером. В зависимости от его позиции внушаемые последователи могут сыграть роль как созидательной, так и разрушительной силы.

Внушаемость – социально полезное качество, но самому человеку оно может принести вред. Склонность подчиняться сильной личности, следовать за авторитетом делают индивида зависимым от других людей, а то и игрушкой в их руках.

Причины повышенной внушаемости

Это качество личности зависит от целого ряда факторов, которые хоть и связаны с психикой человека, но им не контролируются и не регулируются. Наиболее тесно внушаемость связана с врожденными индивидуально-психологическими особенностями человека, такими как пластичность или гибкость нервной системы. А вот ригидные (негибкие) люди, отличающиеся устойчивостью психики и даже упрямством, менее подвержены внушению.

Наряду с гибкостью можно выделить еще ряд психических и психофизиологических предпосылок внушаемости:

  • Неуверенность в себе, робость побуждает личность больше доверять другим людям, которые воспринимаются как более сильные и авторитетные.
  • Низкая самооценка, которая часто является причиной неуверенности и приводит к тому, что человек не только не ценит собственное мнение, он даже не пытается его сформировать.
  • Воспитанная с детства привычка беспрекословно подчиняться родителям, учителям, начальству – любому авторитетному человеку.
  • Высокий уровень эмоциональности, особенно экзальтированность, когда под напором эмоций рушатся рациональные барьеры и способность к критической оценке информации.
  • Склонность к истерии и неврастении.
  • Низкий уровень интеллекта, неспособность логически мыслить и критически осмысливать ситуацию.
  • Возраст. Дети более внушаемы, так как они менее уверены в себе. Уровень внушаемости повышается и у пожилых людей по той же причине – усиление чувства неуверенности.
  • Женщины более внушаемы, чем мужчины. Психологи называют три основные причины этого: традиционно воспитанное чувство зависимости от мужчины, более гибкая психика и повышенная эмоциональность.

Эти факторы могут действовать как по отдельности, так и в комплексе. То есть внушаемый человек вовсе не обязательно отличается низким интеллектом, возможно, у него заниженная самооценка, или он долго находился в состоянии зависимости, или это просто экзальтированный тип.

Несмотря на то, что повышенная внушаемость может создавать человеку серьезные проблемы, психологи доказали, что у этого свойства есть и положительные стороны. Внушаемые люди не только легче адаптируются к новой среде, но и более талантливы, так как они более восприимчивы, легче обучаются, у них гибкое мышление, способное находить оригинальные способы решения задач. Вера в учителя и стремление следовать за ним тоже играет немалую положительную роль в процессе обучения любому делу.

что это в психологии: где, кому и как внушают?

Внушение — что это в психологии?

Взрослым кажется, что все их мысли и убеждения — плоды собственных размышлений. Тем не менее, мы сознательно и неосознанно делаем и принимаем множество внушений каждый день. Именно внушения легли и в основу большинства наших верований, сформированных в детстве.

Давайте разберемся, какие бывают внушения, от чего зависит их сила и как их обнаружить.

Содержание статьи:

Что такое внушение?

Внушение — это обмен мыслями с другими. Это невольное принятие идей других людей. Если мы принимаем чужие идеи после осознанной аргументации и обсуждения, это не внушение.

Многие психологи дали свои определения внушению:

  • Макдугалл: внушение — это процесс общения, который приводит к принятию без суждения сообщенного предлога в отсутствие логически адекватных оснований для его принятия.
  • Сэр Т.П.: внушение — это невольное следование чьей-то идее.
  • Окдон: внушение — это когнитивный аспект стадного инстинкта.
  • Олпорт: внушение — это необоснованное принятие.
  • Стерн: внушение — это пробуждение подобного ментального отношения посредством внутреннего подражания.

vnushenie eto v psihologii

Если мы обобщим приведенные выше определения, то придем к следующим признакам внушения:

  • Для внушения нужны два человека: один дает, а другой — получает.
  • Процесс не связан с желанием человека, получающего идеи.
  • Процесс может быть преднамеренным со стороны лица, которое внушает.
  • Человек, который получает идеи, принимает их как свои собственные, не замечая того, что они приходят извне.
  • Нет логически достаточных оснований для принятия этих идей.
  • Внушение может быть как хорошим, так и плохим. Марк Антоний получил внушение от Кассия о том, что Цезарь — тиран, и это привело к убийству Цезаря. Александр получил внушение от Аристотеля, что его миссия — править миром.
  • Внушение — это форма общительного инстинкта в его познавательном аспекте. Это бессознательная имитация на когнитивном уровне.

В процессе внушения срабатывает эффект самоуничижения и чувства неполноценности со стороны субъекта (человека, получающего внушение) и инстинкт самоутверждения со стороны лица, дающего внушение.

Ребенок получает внушения от родителей, старших товарищей и учителя. Взрослый получает внушение от людей, находящихся в более высокой должности, социальному положению, или тех, кто старше, опытнее и умнее.

Сила внушения

Сила внушения зависит от степени внушаемости. Наиболее сильной она бывает в гипнозе — в гипнотическом трансе субъект с готовностью принимает мысль от гипнотизера.

Было проведено несколько экспериментов на внушаемость:

  • Подопытному дали кусок провода и попросили его почувствовать тепло провода, когда по проводу пустят электрический ток. Выключатель находится вне поля его зрения. Испытуемый сообщил о тепле, когда загорелась лампочка, хотя электричество через провод в руке не пропускалось.
  • Экспериментатор дает детям несколько картинок и задает наводящие вопросы: Что делает царь? Что хочет сказать нищий? Дети принимают предположение, что хорошо одетый человек на картине — царь, а человек, одетый в лохмотья — нищий.
  • Гипнотизер предлагает субъекту расслабиться и уснуть, говорит, что он будет слышать только голос гипнотизера и ничего больше. Это внушение фактически усыпляет его.

Внушаемость

Внушаемость — это степень принятия внушений человеком. Дети, а также слабые и менее интеллектуальные взрослые больше склонны к внушению. У некоторых людей сопротивление внушению может быть большим — они не так легко внушаемы.

Внушаемость может быть измерена путем проведения эксперимента. Мы даем ряд внушений человеку и выясняем, сколько из внушений он принял.

Если В.В. — количество выданных внушений, П.В. — количество внушений, принятых субъектом, то C — коэффициент внушаемости можно рассчитать по следующей формуле:

С = П.В. / В.В.

Если мы дадим 20 внушений ребенку, а он примет 12, коэффициент внушаемости будет 12/20 или 0,6.

vnushenie eto v psihologii

Внушаемость зависит от ряда факторов:

  • Возраст. Дети более внушаемы, чем подростки, а подростки более внушаемы, чем взрослые. Внушаемость снижается с возрастом, опытом и зрелостью.

Дети более внушаемы, потому что:

  • им не хватает опыта;
  • им не хватает разума;
  • им не хватает способности к критике новых идей;
  • они знают о своей несостоятельности;
  • они не получают удовлетворительного ответа на свои вопросы;
  • они смотрят на старших, как на высших существ.
  • Интеллект. Чем выше уровень интеллекта, тем меньше внушаемость. Слабо развитые дети легко внушаемы. Дети с превосходными способностями начинают сомневаться и спорить.

Придумайте сказку или историю о привидениях и расскажите умному ребенку. Он поставит под сомнение существование фей и возможность полета. Более глупый ребенок примет все, что ему скажут.

  • Пол. Мальчики считаются менее внушаемыми, чем девочки.
  • Знания. Чем больше объем знаний, тем меньше внушаемость. Люди знания — просвещенные люди, и у них есть критическое отношение, которое вызывает сопротивление внушению. Следовательно, внушаемость обратно пропорциональна количеству знаний.
  • Вера. Лица, сформировавшие убеждение по какому-либо вопросу, сопротивляются внешнему внушению по этому вопросу. Трудно внушить коммунисту проголосовать за либерала. Гораздо легче внушить обычному жителю деревни (у которого нет никаких убеждений) голосовать за кого угодно.
  • Интерес. Если внушение относится к области интересов, оно обычно очень сильно. Предложите абитуриенту любой краткий метод подготовки к экзамену и он примет его с готовностью. Человек с хроническим заболеванием принимает всевозможные советы от «целителей».

Безработный человек отвечает на все объявления и принимает любые предложения кого-либо относительно возможности трудоустройства.

  • Темперамент. Некоторые люди внушаемы по своей природе. Они принимают без критики все, что им говорят.  Такие доверчивые люди усваивают урок очень поздно.
  • Эмоции. Внушение встречает сопротивление при логическом мышлении, но оно сработает гладко в измененном эмоциональном состоянии. Возбудите сначала эмоции человека, а потом внушите. Это хорошо работает.
  • Физиологическое состояние. Подсказка лучше работает в состоянии усталости, сонливости, нервного напряжения, интоксикации и психической депрессии. Она встречает сопротивление в состоянии бодрости и физической свежести.

Внушение отлично работает в состоянии гипнотического транса, а также в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь парализует центральную нервную систему и блокирует критическое суждение и психическое равновесие. В состоянии низкой способности различения внушение не встречает никакого сопротивления.

  • vnushenie eto v psihologii
  • Тип личности. Интроверты менее внушаемы, поскольку у них есть твердые убеждения. Экстраверты по своей природе, связанной с зависимостью от других, более склонны принимать чужие внушения.
  • Источник предложения. Сила внушения зависит от человека, который внушает. Для детей — родители, старшие товарищи и учителя являются авторитетами и, следовательно, сильным источником внушения.

Начальник, политический лидер, ученый являются авторитетами, и их слово является общепринятой доктриной. Внушения от великих людей также имеют большой эффект. Даже слова учителя или тексты книг оказывают сильное влияние на детей.

Внушаемость зависит от источника внушения и наиболее сильна, когда это:

  • великий или авторитетный человек;
  • популярный человек;
  • большая группа;
  • напечатанный текст или мотивированная реклама.

vnushenie eto v psihologii

Типы внушений

Внушение можно классифицировать по ряду критериев, например:

По источнику внушения

  • самовнушение;
  • противопоставление;
  • экспертное внушение;
  • массовое внушение.

В таких случаях внушение бывает:

  • позитивное внушение;
  • отрицательное внушение;
  • положительное самовнушение;
  • отрицательное самовнушение.

Исходя из объекта внушения, бывают разные его формы, связанные с различными областями:

  • эстетическое внушение;
  • религиозное внушение;
  • моральное внушение;
  • интеллектуальное внушение.

vnushenie eto v psihologii

Форма внушения

Церковная проповедь дает религиозное внушение. Политическая партия дает политическое внушение. Моралист дает моральное внушение. Красиво украшенное место — эстетическое. Ученый — интеллектуальное.

Школа может дать различные формы внушения. Если она красиво оформлена, и если классные комнаты, вестибюли и территория имеют эстетичный вид, ученики обязаны развить эстетическую чувствительность. Моральные внушения можно дать на утреннем собрании. Библиотека (книги) дает интеллектуальное внушение.

Самовнушение

Иногда человек получает внушение от себя, от своей внутренней сущности. В этом случае податель и получатель внушения — это одно и то же лицо. Это называется самовнушением.

Больной может сказать себе: «Мне становится все лучше и лучше день ото дня». Политический деятель внушает себе: «Я буду победителем на выборах». Студент внушает себе: «Я обязательно сдам экзамен».

Во всех этих примерах человек мыслит оптимистично и стремится улучшить свои слабые стороны. Он добавляет уверенности себе. Это случаи положительного самовнушения.

В отрицательном самовнушении человек говорит: «Я не смогу сдать экзамен», «У меня плохая память», «Меня не любят другие», «Я не пользуюсь популярностью» и т. д. Таким образом, человек недооценивает себя, и наполняется пессимизмом.

vnushenie eto v psihologii

Положительное самовнушение очень полезно. Оно придает уверенности в себе. Индийская армия с позитивным самовнушением «Мы храбрые джаваны» продемонстрировала превосходные качества и совершала подвиги в  военных конфликтах с Китаем и Пакистаном.

Учитель должен способствовать положительному самовнушению в классе. Это вселяет в учеников оптимизм, уверенность в себе и позитивное отношение к жизни.

Отрицательное самовнушение опасно. Оно может привести виновного человека к ощущению совершения глубокого греха и преступления, слабого человека к апатии и депрессии, отстающего ученика к повторным неудачам и так далее.

Психологи и педагоги Востока и Запада всегда пользовались позитивным самовнушением во всех необычных ситуациях и состояниях психического расстройства.

Известный индийский философ Патанджали подчеркивает важность позитивного самовнушения для поддержания крепкого психического здоровья. Он говорит, что всякий раз, когда человек чувствует слабость, пусть он скажет себе: «Я сильный». При болезни пусть скажет: «Я здоров».

На самовнушении основан и известный в медицине эффект Плацебо.

Таким образом, он будет контролировать свои тревожные мысли. Их можно контролировать с помощью противоположных позитивных мыслей, пропускаемых через себя.

Противопоставление

Если источником внушения является человек, не похожий на субъекта, оно дает противоположный эффект. Ребенок, который не доверяет учителю или своим родителям, отказывается принять внушение просто потому, что оно исходит от нелюбимого человека.

Он не просто не соглашается, но и действует наоборот. Предположим, что его просят оставаться в определенном месте, но указание от учителя, который не нравится ему, заставит ребенка покинуть это место.

Это противопоставление работает не только среди детей, но и среди взрослых. Почему Адам и Ева попробовали фрукт? Это было запрещено, и, следовательно, противопоставление сработало.

С образовательной точки зрения следует избегать любых ситуаций противопоказаний. Когда дети теряют веру в учителя или родителя, когда у них есть внутреннее недовольство, когда они не приспособились к окружающей среде, они проявляют отрицательное отношение, вызывающее противоречие.

Большинство случаев недисциплинированности в школе происходят из-за противопоставлений. Таким образом, учитель должен относиться к учащимся с тактом и сочувствием, внушать доверие к себе, чтобы его предложения были легко приняты.

Авторитетное внушение

Престиж или авторитет помогают обеспечить постоянное принятие идеи. Мы обычно принимаем внушения от старших, которыми мы восхищаемся и которых уважаем. Мы также принимаем советы от тех, кто превосходит нас в знаниях, опыте, престиже и статусе.

vnushenie eto v psihologii

Чем объясняется внушение авторитета?

Росс говорит: «Если один человек почтительно относится к другому, он с готовностью примет его убеждения, мнения и взгляды, и это верно для всех внушений, будь то в гипнозе или в нормальном состоянии. Мы все склонны принимать внушения от авторитетных лиц, от людей, которыми мы восхищаемся, и от печатной страницы».

Таким образом, первое объяснение — отношение различия. Есть еще одно объяснение такой позиции. У нас такое отношение к другому, когда нам не хватает знаний и подготовки, чтобы противостоять его взглядам.

В основе этого отношения лежит отношение к другим. Дети подчиняются родителям и учителям, так как считают их превосходящими себя.

Простые люди подчиняются лидерам и ораторам на политической платформе, поскольку они смотрят на них с большим уважением.

Это также объясняется и тем, что некоторые люди впитывают и сохраняют привычное отношение уважения и послушания к другим (родителям, старшим, начальствам и лицам, находящимся у власти).

Неграмотные люди — это люди слабые, которые всегда будут подчиняться авторитетным и находящимся у власти.

Образовательные последствия престижных внушений очень важны:

  • Учитель, будучи старшим по возрасту, знаниям и опыту, находится в положении, позволяющем делать внушения своим ученикам, которые могут принимать их неосознанно. Школьные преподаватели могут бессознательно воспитывать среди учеников заветные идеалы и гражданские качества.
  • Учебники, пользующиеся авторитетом печатных слов, не должны содержать ничего, что могло бы дать неверное отношение ученикам. Неправильные высказывания, сделанные в учебнике, могут стать серьезным опровержением правильным высказываниям учителя.
  • Учитель должен помнить, что его внушения будут приняты только тогда, когда он пользуется уважением и авторитетом. Когда авторитет теряется, все его прямые или косвенные наставления нивелируются.

Массовое внушение

Человек в группе очень похож на загипнотизированного, так как он склонен подчиняться большому количеству людей. Он принимает определенные взгляды, когда большое количество людей вокруг него придерживаются этих взглядов.

Внушение здесь зависит от простой силы числа, и оно называется «коллективное внушение». Групповое внушение играет большую роль в формировании индивидуального поведения.

vnushenie eto v psihologii

Из-за боязни общественного мнения Рама бросил свою любимую жену Ситу. Вдовы в древней Индии жертвовали собой в погребальном костре своих мужей. Каждый мужчина или женщина, выбирая определенный образ действий, принимает во внимание социальное одобрение или неодобрение этих действий, думая «что люди скажут?»

Когда несколько человек внушают одно и то же (правильное или неправильное), человек принимает это без аргументов.

В «Панчатантре» есть история о том, как брахман был одурачен некоторыми злодеями, которые один за другим говорили ему, что ягненок, которого он нес с собой, был собакой, и бедный брахман вынужден был в это поверить.

Если одно и то же слышится через разные источники, например, друзей, прессу и радио, это принимается безоговорочно.

Реклама зубной пасты производится через ряд агентств и СМИ, и это влияет на людей. Предвыборная агитация также проводится через несколько источников только для того, чтобы создать коллективное внушение.

Массовые митинги, шествия и агитация работают именно по этому принципу. Кампании по сбору подписей проводятся таким образом, чтобы масса людей, изначально не желающих присоединяться к определенному движению, подвергалась влиянию множества подписей.

Правительства также беспокоят массовые протесты.

Массовое внушение имеет ряд образовательных последствий:

  • Класс — это организованная группа. Если весь класс или большинство учащихся приходят к определенному решению, это влияет на отдельного ученика. Группа теперь обладает властью. Если большинство учеников сбиваются с пути, остальные также склонны следовать за большинством. Учитель должен быть осторожен с этим.
  • Учитель должен с пониманием относиться к классу. Он должен завоевать симпатии большинства. Если он не сможет завоевать их доверие, то может оказаться не в состоянии противостоять классу.
  • Когда учитель наказывает одного или двух учеников, он должен видеть, что большинство студентов на его стороне. В противном случае сработает массовое внушение, и может взбунтоваться весь класс.
  • Учитель должен создавать хорошие традиции в классе. Новичок автоматически приспосабливается к этим традициям. Таким образом, престиж класса или всей школы повышается.
  • Большинство — это авторитет. Если большинство учеников (студентов) придерживаются определенной традиции, все остальные должны следовать той же традиции.

vnushenie eto v psihologii

Пример 1: В Мадрасе был проведен эксперимент в отношении школьной формы. Директор опасался, что закрепить форму не получится, поскольку родители, принадлежащие к среднему и низшему классам, будут возражать против этого.

Директор воспользовался массовым внушением. Он сумел обеспечить тридцать процентов учеников (которые были бедными) бесплатной формой. Когда они пришли в школу в форме, многие другие, которые могли себе позволить, последовали их примеру.

В течение некоторого времени от 20 до 30 процентов учеников не приходили в форме. Но со временем массовое внушение сработало и у них в голове, и они заставили своих родителей приобрести форму. Школа помогла лишь небольшому количеству семей, которые не могли купить сами.

Пример 2: Директор колледжа хотел сократить период каникул в интересах студентов. Если бы он созвал собрание персонала и сделал предложение, он бы проиграл. Но он лично убедил большинство членов коллектива, прежде чем он созвал собрание персонала.

Когда большинство сказали «согласен … согласна», несогласные участники собрания, которые оказались в меньшинстве, были озадачены и молчали.

Положительные и отрицательные внушения

Внушения через позитивные высказывания называются позитивными.

Отрицательные внушения, такие как «не говори неправды, не кури, не воруй», иногда используются родителями и учителями, чтобы отучить детей от определенных действий. Это негативные внушения.

vnushenie eto v psihologii

«Говори правду» дает позитивное внушение,  а «не ври» дает отрицательное внушение.

Психологи утверждают, что отрицательные внушения работают неправильно. Ребенок вместо того, чтобы следовать внушению, действует вопреки ему.

  • Во-первых, он не понимает, почему он не должен делать этот поступок.
  • Во-вторых, даже зная, что ему не следует совершать определенный поступок, он не знает, что именно ему следует делать.
  • В-третьих, простое упоминание о неправильном действии дает дополнительное внушение. Следовательно, вместо того, чтобы подчеркивать то, что делать «не надо», следует говорить, что нужно «делать».

Привлекайте внимание детей к правильным вещам, а не к неправильным.

Роль внушения в образовании

Мы рассмотрели, что такое внушение в психологии и обсудили образовательные последствия внушения при рассмотрении каждого отдельного типа внушения. Теперь можем обобщить.

Роль учителя

Учитель обладает престижем, авторитетом и уважением. Он может использовать это для внушений. Учитель должен попытаться завоевать уважение с помощью своей образованности, опыта и такта, и стараться избегать наказаний и негативных ситуаций.

vnushenie eto v psihologii

Роль ученика

Ученик должен позволить себе руководствоваться мыслями своих родителей и более опытных учителей. Учитель имеет право «вкладывать свои знания и жизненный опыт в общий котел, из которого каждый растущий ум его маленького сообщества может извлечь, что ему нужно».

Формирование признаков

Внушение помогает в усвоении информации, нравственном поведении, эстетическом развитии и формировании характера. С помощью внушения могут быть привиты хорошие привычки поведения и ценные интересы.

  • Моральное влияние старших обычно улавливается ими.
  • Люди, окружающие ребенка, являются главным источником внушений, формирующих его жизнь.
  • Изучение биографий влияет на характер.
  • Эстетически украшенный школьный городок воспитывает эстетическое чувство.
  • Чувства всех типов (моральные, эстетические, патриотические и т. д.) развиваются по внушению старших.

Влияние материальных инструментов

Материальное окружение также оказывает свое наводящее влияние. Печатная страница дает авторитетное внушение. Следовательно, учебники должны иметь высокие стандарты качества.

Биографии великих лидеров будут наводить на мысль о патриотизме и самопожертвовании. Классные комнаты по различным предметам должны быть оформлены и украшены иллюстрациями, создающими наводящую атмосферу.

Эффект способа внушения

Негативных внушений следует избегать. Положительные внушения имеют желаемый эффект. Отрицательное самовнушение деморализует человека. Следовательно, следует поощрять положительное самовнушение.

Эффективно использование авторитетного и коллективного внушения и избегание противопоставлений.

Постоянное использование внушения также вредно, поскольку оно воспитывает привычку к покорности. Учеников можно побуждать к самостоятельному исследованию вопроса с возможностью прийти к собственному заключению.

Внушение и страх

Внушение лучше всего работает при отсутствии страха.

Дети-правонарушители нуждаются в сочувственном отношении в сочетании с позитивным внушением. Разочарованный ребенок может обрести уверенность в себе посредством самовнушения.

Внушения, сделанные в критические моменты, могут стать поворотными моментами в жизни ребенка.

Ограничения внушения

  • Высказанные внушения очень часто теряют свою эффективность и наносят ущерб критическому суждению и инициативе учеников.

Дамвиль говорил: «В науке, истории, географии, арифметике и даже в значительной степени в литературе главная цель учителя должна состоять в том, чтобы побудить детей исследовать и прийти к своим выводам. Они не должны склоняться к пассивному восприятию всего, что им говорят их учителя».

  • Принуждение и страх не должны сопровождать внушение.
  • Лица, которые твердо убеждены, предубеждены или имеют жесткое отношение, не принимают внушений. Старые бабушки наименее внушительны. Старые консервативные учителя вряд ли примут какое-либо полезное, но новое внушение от молодых учителей.
  • Идеи, не поддерживаемые большинством, какими бы полезными они ни были, не принимаются с готовностью.

Несмотря на все эти ограничения, внушение — это психологический инструмент, который творит чудеса в руках умелых учителей, родителей и психологов.

А какие внушения сделали или приняли вы? Пишите в комментах.

П.С. Получите бесплатно мою пдф-книгу «Счастье?! Как впустить в свою жизнь то, без чего оно невозможно» здесь и получайте позитивные внушения! Будьте здоровы!

 

Внушаемость это (в психологии)

Повышенная внушаемость. Наверняка каждый человек хоть раз в жизни слышал эту фразу. Попытаемся разобраться в том, что это за явление и что с ним делать.

Коротко о главном

Люди живут в обществе, поэтому отнюдь не удивительно, что на каждого из нас в течение жизни воздействуют разные факторы. Внушение в психологии – это внедрение в сознание человека идей, убеждений и мнений, которые принадлежат другому индивиду или даже группе людей. Причем эти идеи обязательно должны оказать влияние на дальнейшую жизнь человека и его поступки.

Рекомендуем: Застенчивость: определение понятия

Получается, что понятие внушаемости – это отражение таких черт характера человека, которые склоняют его подчиняться влиянию окружающей среды: СМИ, людей, группировок и пр. При этом не каждый индивид понимает, что он является внушаемым, он может принимать идеи группы за свои собственные и следовать им. Внушаемые люди обычно несколько отличаются от общей массы. У них есть определенные черты:

  • Робость.
  • Зависимость от других.
  • Доверчивость.
  • Повышенная впечатлительность.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Тревожность.
  • Низкая самооценка.
  • Слабо развитая логика.
  • Медленное протекание психических процессов.
  • Неуверенность в себе.

Стоит отметить, что внушаемость в той или иной степени присуща абсолютно всем людям. Если бы этого не было, то у нас вряд ли бы мог накапливаться социальный опыт.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Согласитесь, например, что процесс воспитания – это тоже пример внушаемости: родители ежедневно рассказывают своим детям о том, как можно себя вести, а как нет, что такое хорошо и что такое плохо и т.п. Обучение – опять же процесс внушения, закладывание учителем в головы учеников какой-то информации. Можно привести еще массу подобных примеров.

Рекомендуем: Как развить силу воли?

Внушаемость в пределах нормы никак не мешает человеку жить, а вот если степень этой характеристики повышена, то человек становится податливым и готов поверить в любую информацию. Такими индивидами часто пользуются манипуляторы, заставляя их делать что-то на пользу себе.

Обстоятельства и факторы

Принято считать, что внушаемые люди обычно легкообучаемы и с готовностью воспринимают любые сведения, особенно если эта информация является новой. Интересно при этом, что в разных обстоятельствах один и тот же индивид может быть менее или более внушаемым. На это влияет ряд факторов.

К примеру, неосведомленность о чем-то, усталость, стресс, конформность, определяемая как внушаемость, утомление, воздействие наркотиков или алкоголя и пр. Если говорить о возрастных характеристиках, то более внушаемыми являются дети и пожилые люди, а вот обычное взрослое население склонно к внушаемости чаще всего в момент болезни.

Рекомендуем: Осмысленность восприятия — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Примечателен тот факт, что внушаемый человек в процессе восприятия информации извне становится еще более внушаемым, – получается, чем больше ему чего-то внушать, тем это свойство его характера больше укрепляется. И даже если людьми осознаются негативные последствия внушаемости, они начинают думать, что ничего не достойны в жизни, ни к чему не способны и таким образом формируют в себе еще больший комплекс неполноценности, который опять же делает их более конформными.

Отметим, что в разных ситуациях поведение человека в плане внушаемости может отличаться, прежде всего из-за уровня осознанности и понимания или непонимания того, что происходит. Труднее всего отдельному человеку противостоять группе. Если на него начинают давить сразу несколько людей, то склонность к противостоянию снижается в разы, а внушаемость увеличивается в геометрической прогрессии.

Синонимом внушаемости является такое определение, как суггестивность. Так вот, она может зависеть в определенном плане еще и от пола человека.

В психологии принято считать, что мужчины обладают более сильными психологическими барьерами, а женщины в свою очередь (особенно в ситуации тревожности) очень склонны к внушаемости. Их обычно гораздо легче, чем сильный пол, склонить на свою сторону, обмануть или убедить в чем-то.

Групповая и индивидуальная

Внушения и внушаемости могут быть не только индивидуальными, но и групповыми, вернее, внутригрупповыми. Последний тип – это когда любой член той или иной группы поддается ее влиянию. Другими словами, это можно назвать «эффектом толпы».

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Внутри групп обычно действует психологическая конформность – стремление индивида не выделяться из массы, а подстраивать свое поведение под остальных. Такое поведение является весьма типичным, а человек порой запросто способен отказаться от своего собственного мнения в угоду общественному. Если говорить о причинах такого явления, то они наверняка продиктованы желанием индивида получить уважение, одобрение и поддержку от членов группы.

Избавляться от конформности порой бывает нелегко, но стоит периодически это делать. Нельзя забывать, что каждый человек – личность. Не стесняйтесь быть самим собой, даже если ваши принципы и интересы идут вразрез с общественными, принимайте решения, основываясь на собственных убеждениях, развивайте качества, которые в самом себе вам нравятся. В таком случае окружающие смогут заметить вашу индивидуальность и станут вас уважать.

Как определить, склонны ли вы к внушающему влиянию со стороны окружающих? Представьте себе, что вам задали простой пример: допустим, 2+2. Что вы ответите? Конечно, 4. А теперь представьте, что вы сидите в классе за круглым столом и рядом с вами сидят 10 человек, которые дадут другой ответ, например – 5. Изменится ли ваше мнение в зависимости от этих обстоятельств? Если да, то вы конформный человек, а если нет, то вопрос, как избавиться от внушаемости, для вас совсем неактуален.

Рекомендуем: Какой бывает гипноз?

Людям, которые поменяли бы свое мнение, можно дать несколько простых советов:

  • Старайтесь побольше заниматься самоанализом и самоконтролем.
  • Хвалите себя за самостоятельно принятые правильные решения.
  • Избавляйтесь от отрицательных черт характера.
  • Не говорите плохих слов и не думайте о плохом.
  • Окружите себя положительными и добрыми людьми.
  • Говорите, думайте и поступайте только так, как хочется вам самому.

Следуя этим простым рекомендациям, возможно качественно изменить свою жизнь. И начать жить по своим правилам. Автор: Елена Рагозина

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Весы внушаемости | Гипноз и внушение

.
Масштаб Описание Скачать
Аризонская моторная шкала гипнотизируемости (1994) Описание с веб-сайта Джона Килстрома:
Аризонская моторная шкала гипнотизируемости (AMSH) названа так потому, что фокусируется на идеомоторных внушениях в области гипноза (Hilgard, 1965; Kihsltrom, 2008). Первоначально он был разработан в Университете Аризоны для исследования различия между «прямым» и «вызывающим» внушением в факторной структуре гипноза.AMSH никогда не предназначался для общего использования или в качестве замены шкал, традиционно используемых в исследованиях гипноза, таких как Гарвардская групповая шкала гипнотической восприимчивости, форма A (HGSHS: A) и Стэнфордская шкала гипнотической восприимчивости, форма A ( SHSS: A) и форма C (SHSS: C). По этой причине я не решился публиковать сам AMSH в какой-либо форме.
Шкала внушаемости Барбера (BSS) (Barber & Wilson, 1978) Разработан как быстрый и простой в использовании тест на внушаемость.BSS состоит из восьми пунктов и занимает примерно 10–12 минут. Тест может быть определен как тест на гипноз (включая гипнотическое наведение) или как тест на воображение (без индукции). Оцениваются объективные и субъективные ответы. Перри, Надон и Баттон (1992) сообщают, что от BSS в значительной степени отказались в пользу CURSS.
Шкала реагирования на предложения Карлтонского университета (CURSS) (Спанос и др., (1983) Как и BSS, CURSS произошел из социокогнитивной традиции.Это можно рассматривать как групповую версию BSS. Он имеет значительные нормативные данные и сильные психометрические свойства. Состоит из семи пунктов: двух идеомоторных (левитация руки, разведение рук), двух двигательных задач (каталепсия руки, неподвижность руки) и трех когнитивных внушений (слуховая галлюцинация, зрительная галлюцинация и амнезия для всех предшествующих событий). CURSS никогда не был опубликован, хотя Спанос, по-видимому, сделал его доступным для тех, кто запросил его для исследования.
Детская шкала гипнотической восприимчивости (CHSS) (Лондон, 1962)
Шкала творческого воображения (СНГ) (Barber & Wilson, 1978) Полезный короткий тест негипнотической внушаемости.Он был разработан в ответ на мнение, что BSS был слишком авторитарным и прямым. CIS представляет опыт реагирования на предложения как находящийся под контролем человека — администратор берет на себя роль наставника или тренера. CIS — это тест на «воображаемую внушаемость» из 10 пунктов. Таким образом, он не включает гипнотическое наведение, а вместо этого рассматривает ответы на внушение в отсутствие гипноза.
Весы Davis & Husband (Davis & Husband, 1931) Охватывает широкий спектр гипнотических форм поведения, но подвергался критике за то, что не указывал стандартные предложения по тесту или явные критерии того, были ли предложения приняты или нет.
Шкала Айзенка и Фюрно (Eysenck & Furneaux, 1945) Разработан для исследования первичной и вторичной внушаемости. Включены предметы, предназначенные для закрытия глаз, расслабления, каталепсии, галлюцинаций и амнезии. Используется только в собственном исследовании авторов.
Шкала Friendlander-Sarbin (Friedlander & Sarbin, 1938) Одна из первых шкал восприимчивости к гипнозу. Weitzenhoffer & Hilgard модифицировали эту шкалу, чтобы создать Стэнфордскую шкалу гипнотической восприимчивости
Шкала внушаемости Гуджонссона (GSS) (Gudjonsson, 1984) Измеряет вопросительную внушаемость.Это отличная от гипнотической / образной внушаемости форма внушаемости. Вопросительная внушаемость обычно не коррелирует с гипнотической внушаемостью.
Гарвардская групповая шкала гипнотической восприимчивости: форма А (HGSHS: A) (Shor & Orne, 1962) На основе SHSS: A, HGSHS: A позволяет экономить на групповом тестировании. HGSHS: A — очень широко используемая шкала.
.

Тестировать или не тестировать: Тестирование на гипнотическую внушаемость

16 апреля 2018

Бытует мнение, что гипнотическая внушаемость — это индивидуальная черта, относительно стабильная. Вариабельность отражает общую тенденцию (среди населения) реагировать на гипноз и гипнотические внушения. При измерении гипнотической внушаемости как отдельного признака предполагается, что только 10-15% населения находятся в низком диапазоне гипнотической внушаемости, в то время как около 70-80% находятся в среднем диапазоне, а около 10-15% — в низком диапазоне. диапазон очень гипнотически внушаем.Однако в этих цифрах могут быть некоторые расхождения, если поднавыки рассматривать отдельно.

Было высказано предположение, что гипнотическую внушаемость можно подразделить на различные типы реакции. Тесты на основе движений, использующие концепцию «идеомоторной реакции», когда мысли становятся действиями, включают такие тесты, как магнитные пальцы, магнитные руки, а также тяжелые и легкие руки (ведро и воздушный шар):

Существуют также тесты, основанные на вызове, часто включающие торможение движений, например, с блокировкой рук или каталепсией групп мышц.Другая подкатегория будет относиться к когнитивно-перцептивным тестам, таким как амнезия числа или положительные / отрицательные галлюцинации.

В сфере уличного гипноза тесты на гипнотическую внушаемость являются эффективной отправной точкой, позволяя гипнотизеру быстро оценить участника, в то время как, особенно с помощью тестов движения и испытаний, предоставляющих зрителям что-то визуальное для наблюдения, удерживая их вовлеченными и потенциально развлекается. В этом контексте они также дают участнику легкое начало процесса гипноза, в то же время укрепляя доверие к гипнотизеру и их собственной способности реагировать.

Для гипнотизера сцены или развлекательного гипнотизера тест на внушаемость вначале — отличный способ привлечь аудиторию. Затем, когда есть добровольцы, дополнительные, более требовательные тесты могут помочь сценическому гипнотизеру отфильтровать менее сильных респондентов и сохранить наиболее отзывчивых людей. Однако тесты на внушаемость, как правило, не позволяют выявить типы личности, и доброволец может хорошо реагировать, но не с экстравертным / игривым складом ума, и, следовательно, не может оставаться добровольцем на время выступления.

magnetic hands hypnotic suggestibility test hypnotherapist stage hypnotist street hypnosis rory z fulcher

Тесты на внушаемость предназначены только для уличных и сценических гипнотизеров?

Когда гипнотерапевт проводит информативную презентацию гипноза, демонстрация некоторого разнообразия — отличный способ подчеркнуть силу ума. Использование простого гипнотического теста на внушаемость, такого как тест Лимона, с участием всех присутствующих — отличный способ привлечь аудиторию и помочь им понять индивидуальные различия в гипнотической реакции.Затем может оказаться полезным тест, основанный на движении или вызове, если гипнотерапевт затем захочет выбрать добровольца для демонстрации гипноза, особенно той, которая связана с гипнотическими явлениями или чувствами.

Итак, есть ли возможная польза от использования тестов на внушаемость с клиентами гипнотерапии? Некоторые гипнотерапевты, даже инструкторы по гипнотерапии, считают, что тестирование гипнотической внушаемости предназначено только для сценических и уличных гипнотизеров. Кроме того, если клиент «проваливает» тест, он может потерять веру в терапевтический процесс.Однако нет необходимости называть тест на внушаемость «тестом». Вместо этого его можно сформулировать как «разминка» или «упражнение перед гипнозом», и результаты всегда можно перефразировать в положительном свете, независимо от того, насколько или насколько хорошо они реагируют.

Кроме того, к сожалению, некоторые школы гипнотерапии неохотно преподают тестирование гипнотической внушаемости, возможно, поскольку многие из них более прямые или авторитарные и проводятся в разговорной форме (без «сценариев»). Таким образом, некоторым гипнотерапевтам не хватает непосредственной подготовки или навыков для использования тестов на внушаемость.Тем не менее, их несложно изучить, и существует множество потоков обучения, включая онлайн-семинары и личные семинары, группы поддержки сверстников и даже множество отличных и информативных книг и видео / DVD.

Как гипнотерапевт вы можете задаться вопросом, зачем было бы выяснять гипнотическую внушаемость клиента. Что вы получите от этой информации? Что получит клиент? Есть несколько положительных преимуществ использования тестов на внушаемость во время сеанса гипнотерапии. Во-первых, это мощный ресурс в процессе оценки, позволяющий терапевту учитывать различные аспекты реакции клиента и более эффективно выбирать подходящие индукционные и терапевтические подходы.Например, если клиент более кинестетичен и предпочитает динамический подход, визуальная, медленная и мягкая разрешающая индукция может быть не оптимальным способом начать сеанс терапии. Этот клиент может лучше реагировать на более физический процесс индукции или даже на быструю индукцию, такую ​​как падение руки или магнитные стрелки…

magnetic hands hypnotherapy suggestibility test hypnotherapist course learn rapid inductions

Процесс оценки поможет гипнотерапевту получить информацию как о предпочтительном стиле (снисходительный или авторитарный), так и о наиболее сильных модальностях / чувствах клиента (напр.грамм. визуальный, слуховой или кинестетический). Однако это также даст вам другие четкие указания на способность клиента следовать предложениям и реагировать на них, а также позволит узнать, связано ли воображение клиента с его способностью совершать физические движения.

Помимо отличного инструмента для сбора информации, он может стать отличной «разминкой» для клиента. Это поможет им задействовать свое внимание, концентрацию и воображение, а также получить обратную связь до формального гипноза и терапевтических аспектов сеанса.Более того, если клиент может испытывать некоторую тревогу по поводу производительности, возможно, он задается вопросом : «Смогу ли я вообще« делать »гипноз? », то это может быть отличным способом погрузить их в гипноз, укрепить их уверенность и еще больше развеять любые мифы и заблуждения. Это приводит к другому преимуществу, заключающемуся в том, что он действует как «убедитель» для клиента. Демонстрируя клиенту силу своего разума в ответ на предложение. Это дополнительно расширяет возможности и укрепляет доверие клиента.

Какие у вас тесты на гипнотическую внушаемость? Сколько тестов на внушаемость вы можете назвать? Возможно, вы знакомы с магнитными пальцами, магнитными руками, ведром и воздушным шариком, маятником Шеврёля, отклонением назад / постуральным колебанием, ручным замком / ручным замком, шкалой творческого воображения, замком глаз … и многим другим.Конечно, вы могли бы просто предложить определенный тип явления (например, каталепсию) вне процесса гипноза и оценить уровень реакции человека.

hypnosis testing pendulum ideo motor response

Как правило, тесты на внушаемость проходят относительно быстро и просто. Среди исследователей популярны более полные тесты, такие как Стэнфордская шкала гипнотической восприимчивости (SHSS) и Гарвардская групповая шкала гипнотической восприимчивости (HGSHS). Стэнфордская шкала — это тест с полностью написанным сценарием, и тесты проходят по порядку, пока человек не сможет выполнить соответствующий тест.Гарвардская шкала предлагает ряд тестов, а затем участники самостоятельно сообщают о своих ответах. Затем индивидуумы («субъекты») обычно делятся на группы с низким, средним или высоким уровнем ответа. Затем в рамках исследования проводятся вмешательства и оцениваются уровни гипнотической внушаемости. Это может предоставить интересные идеи для практикующего гипнотерапевта. Например, хотя некоторые терапевты могут посчитать, что для получения эффективного снотворного обезболивания необходимо обладать высокой внушаемостью, Леонард Миллинг сообщает, что существуют убедительные доказательства эффективности обезболивания как для людей с высоким, так и средним диапазоном гипнотической внушаемости.В статье 2016 года использовалась Гарвардская групповая шкала гипнотической внушаемости для 50 участников, и было обнаружено, что существует связь между гипнотической внушаемостью и ответом на плацебо, особенно в отношении релаксации (использовалось седативное плацебо).

В дополнение к исследованию того, на что может влиять гипнотическая внушаемость , также проводится исследование того, какие факторы могут влиять на гипнотическую внушаемость. Недавнее исследование, опубликованное в 2013 году, показало, что окситоцин может повышать гипнотическую внушаемость.Поскольку хорошее взаимопонимание может увеличить естественную выработку окситоцина, возможно, существует аргумент, что люди будут лучше выполнять тесты на внушаемость, когда есть взаимопонимание с гипнотизером, а не там, где его нет. Многие различные элементы могут влиять на внушаемость, что можно увидеть в исследовании 2015 года, которое показало, что ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), который использовался в психотерапевтической поддержке лечения расстройств настроения и зависимости, повышает внушаемость (шкала творческого воображения Барбера) у здоровых людей. .Однако, возможно, гипнотерапевт найдет раппорт более доступным (и законным) вариантом воздействия!

Итак, тесты на внушаемость предназначены только для уличных и сценических гипнотизеров? Возможно нет. Очевидно, что есть много преимуществ для исследователей гипноза и для гипнотерапевтов, помогающих гипнотерапевтам достичь наилучших возможных результатов. Если вы хотите узнать больше о тестировании на внушаемость, свяжитесь с нами, мы будем рады указать вам правильное направление! Мы надеемся, что этот блог был полезным, и если у вас есть какие-либо вопросы, касающиеся этого блога, пожалуйста, свяжитесь с , свяжитесь с , потому что мы всегда рады помочь!

Ссылки и дополнительная литература

Брайант, Р.А., и Хунг, Л. (2013). Окситоцин усиливает социальное убеждение во время гипноза. PloS one , 8 (4), e60711.

Кархарт-Харрис, Р. Л., Келен, М., Уолли, М. Г., Болстридж, М., Фейлдинг, А., & Натт, Д. Дж. (2015). ЛСД повышает внушаемость здоровых добровольцев. Психофармакология , 232 (4), 785-794.

Миллинг, Л. С. (2008). Необходима ли высокая гипнотическая внушаемость для успешного снотворного обезболивания? Текущие отчеты о боли и головной боли , 12 (2), 98.

Шейнер, Э. О., Лифшиц, М., и Раз, А. (2016). Ответ на плацебо коррелирует с гипнотической внушаемостью. Психология сознания: теория, исследования и практика , 3 (2), 146.

Вуди, Э. З., Барнье, А. Дж., И МакКонки, К. М. (2005). Множественные гипнотизируемые способности: дифференциация строительных блоков гипнотической реакции. Психологическая оценка, 17 (2), 200-211.

— написано доктором Кейт Бивен-Маркс
(директор HypnoTC)

Dr Kate Beaven-Marks HypnoTC the Hypnotherapy Training Company

НАЗАД НА СТРАНИЦУ БЛОГА

.

Тест на внушение гипноза с застежкой для руки

Демонстрация застежки руки — впечатляющий тест на внушаемость гипноза , который можно выполнить в группе, чтобы найти «лучших из лучших» потенциальных добровольцев для Сценического шоу гипноза .

Члены аудитории должны сложить руки перед собой, сосредоточив внимание на идее, что их руки сцеплены вместе и не разойдутся, как бы они ни пытались их развести.Тест успешно «пройден», когда испытуемый, вероятно, к их изумлению, не может развести руки независимо от их усилий.

Руки наконец высвобождаются по простому предложению гипнотизера. Например, «На счет до трех у вас разойдутся руки…»

Тест на внушаемость рук застежки на гипноз

Также называемый « Тест на запирание рук », эта демонстрация представляет собой одновременно тест на внушаемость и гипнотическое наведение в одном флаконе.Если субъект готов приложить к этому процессу все усилия и сосредоточиться, он быстро перейдет из состояния полной бодрствования в хорошее рабочее состояние гипноза. Оттуда их можно направить в более глубокое состояние гипноза с быстрой индукцией.

Любой человек, которому удается скрестить руки, безусловно, является хорошим кандидатом для сценического гипноза . Несмотря на бесчисленное множество отвлекающих факторов, они продемонстрировали способность сосредоточить свой разум на конкретной мысли до ее немедленной реализации.Это требует как высокой степени концентрации, так и творческого воображения в сочетании с готовностью, применять эти врожденные качества.

Hand Clasp Hypnosis Suggestibility Test Тест на внушение гипноза с застежкой для руки

Конечно, дело не только в теме. Сценический гипнотизер должен обладать уверенностью в том, что ожидаемый результат станет реальностью. Кроме того, гипнотизер также должен уметь упростить процесс с помощью простых инструкций.

Эффективное использование языка может быть очень полезным.Предложение «попытаться развести руки» подразумевает провал. Слово «попытаться» означает «неудача».

Желая выяснить происхождение этой демонстрации, я поискал ее в magnum opus « Новая энциклопедия сценического гипноза » Ормонда МакГилла. Вот что я нашел:

The New Encyclopedia of Stage Hypnotism Новая энциклопедия сценического гипноза

«Тест на запирание рук» был впервые представлен публике известным французским фармацевтом Эмилем Куэ, ставшим психологом.

Куэ стал всемирно известным благодаря своей классической внушающей фразе: «Каждый день во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше». Он признан отцом самовнушения, что является другим словом для обозначения внушения наяву и / или гипноза наяву.

Куэ проводил тест для каждого пациента в своей клинике, и, если он не помогал им, их исключали из лечения до тех пор, пока оно не сработало.

Как проводить тесты на внушаемость гипноза

Для тех, кто хочет научиться применять эту демонстрацию, вот несколько ключевых моментов, которые действительно применимы к любому типу теста на внушаемость гипноза :

Подопытный должен серьезно отнестись к эксперименту

Это личный выбор участника.Требуемая концентрация затрудняет достижение успеха, если объект смотрит по сторонам или отвлекается на беседу. Гипноз — это не «многозадачность», требующая особого внимания.

При работе с отдельными лицами или небольшими группами опытный гипнотизер может быстро определить, уделяют ли испытуемые все свое внимание поставленной задаче, прежде чем продолжить.

Предложения нужно делать с уверенностью

Уверенность в доставке приходит с практикой и опытом.Успех любой гипнотической демонстрации напрямую связан со следующим:

  • Взаимодействие гипнотизера с испытуемыми. Им нравится вам? Они доверяют вам?
  • Уверенная доставка четких и простых для понимания предложений.

Несколько заключительных слов на эту тему от Грандмастера сценических гипнотизеров Ормонда МакГилла:

Имейте в виду, что изучение гипноза раскрывает законы личного влияния.Человек, который покоряет множество людей очарованием своего голоса и харизмы, пользуется силой внушения не в меньшей степени, чем тот, кто скрепляет руки другим. Оба действуют в соответствии с одним и тем же законом. Изучение гипноза создает замечательный фон для развития личности, сильной, динамичной и очаровательной. Такими качествами должен обладать успешный сценический гипнотизер.


Следующее сообщение: Вопросы о гипнозе и гипнозе показывает

.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *