Гуманизм в психологии это – Гуманистическая психология, гуманистическое направление — психология

Содержание

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

  • Родственные статьи:
  • В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 150

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Д. А. Леонтьев

ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии, по­ста­вив­шее сво­ей це­лью изу­че­ние че­ло­ве­ка в его выс­ших про­яв­ле­ни­ях, та­ких как раз­ви­тие и са­мо­реа­ли­за­ция лич­но­сти, её цен­но­сти и смыс­лы, лю­бовь, твор­че­ст­во, сво­бо­да, от­вет­ст­вен­ность, ав­то­но­мия, глу­бин­ное об­ще­ние, транс­цен­ден­ция и т. п. Сфор­ми­ро­ва­лась в США к нач. 1960-х гг., полу­чив назв. «треть­ей си­лы» в амер. пси­хо­ло­гии в свя­зи с тем, что её пред­ста­ви­те­ли про­ти­во­пос­тав­ля­ли се­бя как би­хе­вио­риз­му, рас­смат­ри­вав­ше­му че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние по ана­ло­гии с по­ве­де­ни­ем жи­вот­ных и как пол­но­стью за­ви­ся­щее от внеш­них сти­му­лов, так и пси­хо­ана­ли­зу, под­верг­ну­то­му кри­ти­ке за пре­уве­ли­че­ние ро­ли не­осоз­на­вае­мых вле­че­ний и ком­плек­сов в жиз­ни че­ло­ве­ка. С 1961 из­да­ёт­ся «Жур­нал гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии» («Journal of Huma­nistic Psychology»), в 1962 ор­га­ни­зо­ва­на Амер. ас­со­циа­ция Г. п., в 1970 со­сто­ял­ся 1-й Ме­ж­ду­нар. кон­гресс гу­ма­ни­стич. пси­хо­ло­гии.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

В це­лом Г. п. пред­став­ля­ет со­бой кон­гло­ме­рат разл. школ, раз­де­ляю­щих об­щие цен­но­сти и об­раз че­ло­ве­ка как це­ло­ст­но­го, ак­тив­но­го, твор­че­ско­го су­ще­ст­ва, на­де­лён­но­го по­тен­ция­ми к раз­ви­тию и са­мо­реа­ли­за­ции, об­ла­даю­ще­го оп­ре­де­лён­ной сте­пе­нью сво­бо­ды от внеш­ней де­тер­ми­на­ции, ру­ко­во­дствую­ще­го­ся смыс­ла­ми и цен­но­стя­ми в сво­бод­ном вы­бо­ре сво­его от­но­ше­ния к внеш­ним об­стоя­тель­ст­вам, спо­соб­но­го транс­цен­ди­ро­вать ус­ло­вия сво­его су­ще­ст­во­ва­ния и да­же се­бя са­мо­го. Осн. па­фос ра­бот пред­ста­ви­те­лей Г. п. (А. Мас­лоу, Р. Мэй, К. Род­жерс, Ш. Бю­лер, Дж. Бюд­жен­тал и др.) об­ра­щён про­тив гос­под­ства в пси­хо­ло­гии сци­ен­ти­ст­ско­го, ме­ха­ни­стич. под­хо­да к че­ло­ве­ку, пе­ре­не­сён­но­го из ме­то­до­ло­гии ес­теств. на­ук.

Пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ком ми­ра и се­бя в ми­ре рас­смат­ри­ва­ет­ся в Г. п. как гл. пси­хо­ло­гич. ре­аль­ность, при­чём сам мир по­ни­ма­ет­ся фе­но­ме­но­ло­ги­че­ски – как дей­ст­ви­тель­ность, дан­ная субъ­ек­ту в его опы­те, пе­ре­жи­ва­нии, пре­лом­лён­ная че­рез приз­му смы­слов и цен­но­стей субъ­ек­та. Уни­каль­ность ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, де­лаю­щая ана­лиз отд. слу­ча­ев столь же пра­во­мер­ным ме­то­дом ис­сле­до­ва­ния, как и ста­ти­стич. обоб­ще­ния, вы­во­дит­ся пред­ста­ви­те­ля­ми Г. п. не из ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий, обу­слов­лен­ных на­след­ст­вен­но­стью и ус­ло­вия­ми сре­ды, но пре­ж­де все­го из уни­каль­но­сти жиз­нен­ных це­лей и смы­слов, реа­ли­зуе­мых че­ло­ве­ком. Че­ло­ве­че­ская жизнь рас­смат­ри­ва­ет­ся как еди­ный про­цесс ста­нов­ле­ния и бы­тия: че­ло­век яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но тем, кто он есть, и тем, кем он стре­мит­ся быть.

Г. п., опи­раю­щая­ся на идей­ные тра­ди­ции гу­ма­низ­ма Но­во­го вре­ме­ни, ис­пы­та­ла влия­ние разл. ва­ри­ан­тов фи­ло­со­фии эк­зи­стен­циа­лиз­ма, а так­же фе­но­ме­но­ло­гии и ря­да вос­точ­ных фи­лос.-ре­лиг. уче­ний (ин­те­рес Г. п. к рас­ши­ре­нию воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка и из­ме­нён­ным со­стоя­ни­ям соз­на­ния, ус­та­нов­ка на цен­ность пе­ре­жи­ва­ния «здесь и те­перь» и др.). Идеи, близ­кие Г. п., со­дер­жа­лись в позд­них ра­бо­тах А. Ад­ле­ра и К. Г. Юн­га, а так­же у ря­да др. пси­хо­ло­гов 1930–1960-х гг. (Г. Ол­порт, Г. Мюр­рей, Г. Мёр­фи, Дж. Кел­ли, Э. Фромм).

Воз­ник­но­ве­ние Г. п. бы­ло свя­за­но с куль­тур­ной си­туа­ци­ей в по­сле­во­ен­ной Аме­ри­ке, с ши­ро­ким рас­про­стра­не­ни­ем стра­ха пе­ред бу­ду­щим, оди­но­че­ст­ва и от­чу­ж­дён­но­сти. Раз­ру­ше­ние тра­диц. сис­те­мы цен­но­стей и праг­ма­ти­за­ция жиз­ни по­ро­ди­ли кон­фликт ме­ж­ду стрем­ле­ни­ем к ис­крен­ним и глу­бо­ким че­ло­ве­че­ским от­но­ше­ни­ям и не­воз­мож­но­стью их ус­та­но­вить. Г. п., явив­шись од­ной из по­пы­ток ос­мыс­ле­ния этих кри­зис­ных яв­ле­ний, ока­за­ла влия­ние на мо­ло­дёж­ную контр­куль­ту­ру 1960-х гг., в ча­ст­но­сти на дви­же­ние хип­пи с его ори­ен­та­ци­ей на са­мо­рас­кры­тие лич­но­сти «здесь и те­перь» и т. п.

Гл. об­лас­ти прак­тич. при­ло­же­ния Г. п. – пси­хо­те­ра­пия, в кон­тек­сте ко­то­рой за­ро­ди­лись и бы­ли раз­ви­ты мно­гие из идей, об­ра­зую­щих фун­да­мент Г. п., и пе­да­го­ги­ка, ос­но­ван­ная на прин­ци­пе не­ди­рек­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия учи­те­ля с уче­ни­ком, ко­гда учи­тель не пы­та­ет­ся фор­ми­ро­вать лич­ность, а соз­да­ёт ус­ло­вия для её са­мо­реа­ли­за­ции и раз­ви­тия творч. спо­соб­но­стей. Од­ним из по­пу­ляр­ных при­ло­же­ний Г. п. ста­ли тре­нин­ги, на­прав­лен­ные на лич­но­ст­ный рост и меж­лич­но­ст­ное об­ще­ние. В рус­ле Г. п. бы­ли раз­ра­бо­та­ны по­лу­чив­шие ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­ня­тия са­мо­ак­туа­ли­за­ции (А. Мас­лоу), лич­но­ст­но­го рос­та (К. Род­жерс), са­мо­рас­кры­тия (С. Джу­рард), ау­тен­тич­но­сти (Дж. Бюд­жен­тал) и др.

bigenc.ru

гуманистическая психология — это… Что такое гуманистическая психология?

   ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (с. 174) — не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С.Джурарда, «гуманистическая психология — это цель, а не доктрина». Иначе говоря, это «ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели» (Ф.Северин).

   Эти довольно общие формулировки позволяют представить себе идеологию и пафос гуманистической психологии, направленные против господства в психологии механистического подхода к человеку, который, будучи перенесен из естественных наук, долгое время занимал в ней доминирующее положение. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественно-научной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь. По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере (но не всецело) разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г.Мюррей, Г.Оллпорт, Ф.Перлз, Э.Фромм и др.

   Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление.

Она тесно связана с общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского, общества в период после Второй мировой войны. Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в «обществе потребления» сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения — с другой. Ш.Бюлер и М.Аллен, анализируя американское общество шестидесятых годов, описывали следующие основные аспекты массового сознания американцев.

   Кризис ценностей — преобладание пессимистических настроений. Если в начале столетия преобладал оптимизм, то во второй его половине в широких массах американцев, прежде всего молодежи, происходит переоценка традиционных ценностей, выражающаяся в утрате доверия к государству, правительству и социальным институтам, в отказе от стремления к успеху любой ценой и в выдвижении на первый план сферы межличностных отношений.

   Одиночество. В то же время характерным симптомом времени выступает неспособность к установлению близких отношений и вытекающее из нее чувство одиночества. Если раньше ведущим механизмом избавления от одиночества было слияние с социальной группой, то теперь групп так много, что принадлежность к ним чревата разделением
Я
на отдельные фрагменты. Существенный вклад в углубление чувства одиночества вносят механизация и автоматизация жизни. Если раньше интеграция в социальные институты ограничивала это ощущение определенным отрезком жизни личности, то в наше время одиночество порой преследует человека всю жизнь и заставляет его искать близких отношений с другими людьми, помощи и понимания с их стороны. Эта задача, однако, осложняется осознанием неподвластных человеку внешних сил, которые и его самогю лишают власти над самим собой.

   Проблема идентичности. Наиболее типичные вопросы нашего времени: «Кто я?» и «К чему я стремлюсь?». Не ограничиваясь, как прежде, периодом подростковых и юношеских исканий, эти вопросы преследуют человека иногда до самой смерти, так и оставаясь неразрешенными. Это проблемы Я, которое не может самоопределиться и пребывает в неуверенности. Хроническая неуверенность, касающаяся в том числе убеждений и ценностей, заставляет взрослого человека чувствовать себя так, как чувствует себя одинокий, заброшенный подросток, который не обрел еще свою идентичность. Позитивным моментом при этом является то, что у многих людей, в особенности у молодежи, возникла стойкая ориентация на поиск новых методов помощи людям лучше понимать самих себя и друг друга. Это же является и основной задачей гуманистической психологии — раскрыть ценности, к которым устремлен человек по своей природе и реализация которых наилучшим образом способствует реализации заложенных в человеке потенций и потребностей. Открытие для себя этих ценностей является основой для обретения самоидентичности.

   Проблема авторитета. Эта проблема в американском обществе шестидесятых годов обернулась проблемой отрицания авторитетов. Проявлением этого выступила не только утрата доверия к социальным институтам, о которой уже говорилось, но и разрыв между поколениями, утрата в значительной мере взаимопонимания между родителями и детьми. Молодежь критикует старшее поколение, считает несостоятельными его идеалы и пытается найти альтернативные стили жизни.

   Проблема смысла. Осмысленность жизни является основой человеческого существования. Переживание жизни как осмысленной делает ее богаче и полнее. Жизнь, лишенная смысла, пуста и бесполезна. В период одиночества и неуверенности смысл придает человеку жизнеспособность и устойчивость. Для послевоенной Америки, однако, характерен феномен «экзистенциального вакуума» (В.франкл) — утраты смысла жизни. По многочисленным данным, собранным и обобщенным Франклом, с ощущением самоутраты прямо связаны такие социальные отклонения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, бездумное стремление к сексуальным и прочим наслаждениям. Проблема обретения смысла в условиях кризиса ценностей и авторитетов — еще одна социальная проблема, заключавшая в себе вызов гуманистической психологии в период ее возникновения.

   Перечисленные пять черт массового сознания американцев в первые послевоенные десятилетия выступили как мощный социальный запрос, который не мог быть удовлетворен психологией в ее устоявшихся формах. Гуманистическая психология явилась одной из попыток теоретического осмысления этих кризисных явлений и их последствий в сфере культуры и мировоззрения людей.

   Параллельно с гуманистической психологией возникло еще одно движение, непосредственно вызванное к жизни теми же проблемами. Речь идет о молодежной контркультуре шестидесятых годов, движении хиппи, «детей-цветов», которое по своей мировоззренческой направленности было близко к гуманистической психологии и даже дало повод для частичного отождествления гуманистической психологии с этой контркультурой, что было не лишено оснований. М.Б.Смит называет ряд мировоззренческих ориентации этой контркультуры, часть из которых присуща также и гуманистической психологии: 1) индивидуализм — в центре внимания находится человек, который является мерой всех ценностей; 2) вера в возможность усовершенствования человека, игнорирующая политические и этические пути преобразования жизни людей; 3) ценность самораскрытия, что на языке контркультуры звучит «пусть все будет наружу»; 4) акцент на ситуации «здесь-и-теперь», отказ от планирования своей жизни; 5) гедонизм — «делай то, что тебе нравится», связанный с принципом «здесь-и-теперь»; 6) иррационализм, проявляющийся в недоверии к традиционной науке и рациональному пути решения проблем, в полагании на интуицию, в интересе к мистике и оккультным явлениям, к измененным состояниям сознания, в частности к расширению его возможностей путем приема наркотиков. Ш.Бюлер и МАллен сводят ориентации молодежной контркультуры к двум основным мотивам: расширения Я, личностного опыта и протесту против истеблишмента. Контркультура шестидесятых, как и гуманистическая психология, по-своему выражала протест против обесчеловечивания человека, обезличивания личности.

   При всей условности исторических параллелей нельзя не заметить, насколько созвучны настроения, породившие гуманистическую психологию, той атмосфере, в которой мы живем «здесь-и-теперь». Тем более интересно продолжить параллель и попытаться проследить, во что вылилось это движение протеста (а именно таковым оно и выступало в первую очередь). Снова вспоминая о «детях-цветах», приходится признать, что те из них, кто не погиб от манипуляций по расширению сознания, сегодня благополучно ассимилировались в истеблишмент и свысока поглядывают на нынешний подростковый бунт — мелкий и бестолковый по сравнению с цунами шестидесятых. Однако именно эти ныне поседевшие и полысевшие вчерашние бунтари в корне изменили общественные настроения нашей эпохи (даже песенки нынешних поп-кумиров — как правило, упрощенный парафраз музыкальных находок пятидесятых-шестидесятых).

   В психологии, по большому счету, произошло то же самое. Именно на шестидесятые пришелся расцвет гуманистического направления. За период после 1970 г. не выпило ни одной общетеоретической работы, открывающей для гуманистической психологии новые перспективы, если не считать несколько обособленного трансперсонального направления. Стали высказываться мнения, что с уходом поколения основателей гуманистической психологии исчезнет и самодвижение. Основанием для этого вывода служило то обстоятельство, что гуманистическая психология развивалась больше как движение протеста, как оппозиция традиционной психологии, чем как научное направление со своей позитивной программой. При этом можно с уверенностью утверждать, что гуманистическая психология выполнила стоявшую перед ней сверхзадачу, создав в профессиональном сообществе, да и не только в нем, интеллектуальную атмосферу, благоприятствующую новому, гуманистическому видению человека, от которого стало невозможно отмахнуться.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

Гуманизм в психологии — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Психология личности Последнее обновление: 07/06/2015

Гуманистическая психология появилась в 1950-х года как реакция на психоанализ и бихевиоризм, занимавшие в то время доминирующее положение.Психоаналитики сосредоточивали своё внимание на понимании бессознательных мотиваций, которые управляют поведением, а бихевиористы изучали процесс обусловливания, по их мнению, определявший поведение. Гуманистические мыслители же считали, что и психоанализ, и бихевиоризм слишком пессимистичны, ибо делают упор на негативные эмоций и не принимают во внимание роль личного выбора.

Гуманистическая психология фокусируется на потенциал каждого человека и подчеркивает важность роста и самореализации. Фундаментальной для гуманистической психологии является убеждённость в том, что люди добры по своей природе и что именно психические и социальные проблемы приводят к отклонениям от этой естественной тенденции.

Гуманизм предполагает также, что для человека характерна деятельность и что благодаря своей воле он преследует цели, которые помогут ему реализовать собственный потенциал. Эта потребность в самоактуализации и личностном росте представляет собой ключевой, с точки зрения психологов-гуманистов, фактор мотивации поведения. Люди постоянно ищут новые способы вырасти и стать лучше, узнать что-то новое и реализовать свои возможности.

В конце 1950-х годов Абрахам Маслоу и другие психологи организовали несколько встреч, на которых обсудили возможность формирования профессиональной организации, посвященной гуманистическому подходу к психологии. Они согласились, что такие темы, как самореализация, творчество и индивидуальность, а также связанные с ними вопросы должны стать ключевыми для нового подхода. Так, в 1961 году они создали Американскую ассоциацию гуманистической психологии.

В 1962 году Абрахам Маслоу опубликовал книгу «По направлению к психологии бытия» (Toward a Psychology of Being), в которой описал гуманистическую психологию как «третью силу» в психологии. Первой и второй были бихевиоризм и психоанализ соответственно.

Тем не менее, не стоит думать об этих направлениях как о конкурирующих между собой. Каждая ветвь психологии вносит вклад в наше понимание человеческого разума и поведения. Гуманистическая психология добавила ещё один аспект, который делал представление о личности целостным.

Гуманистическое движение оказало огромное влияние на развитие психологии и способствовало появлению новых подходов к работе с психическим здоровьем человека. Психологи стали по-новому понимать поведение и мотивы человека, что привело к развитию новых методов психотерапии.

К основным идеям и концепциям в рамках гуманистического движения относят такие понятия, как:
самооценка;

Основные сторонники гуманистической психологии

Наибольшее влияние на процесс формирования и развития гуманистического направления в психологии оказали работы таких психологов, как:

Важные события в истории гуманистической психологии

1943 — Абрахам Маслоу описал свою иерархию потребностей в своей статье «Теория человеческой мотивации», опубликованной в Psychological Review;

1951 — Карл Роджерс опубликовал «Клиент-центрированную терапию», которая описала его гуманистический, ориентированный на потребности клиента подход к терапии;

1961 — видные гуманисты того времени сформировали Американскую ассоциацию гуманистической психологии и начали выпускать «Журнал гуманистической психологии»;

1971 — Американская ассоциация гуманистической психологии становитсяодним из подразделений АПА.

Критика гуманистической психологии

  • Гуманистическую психологию часто считают слишком субъективной — важность индивидуального опыта затрудняет объективное изучение и измерение психических проявлений. Можем ли мы объективно сказать, что кто-то самоактуализировался? Конечно, нет. Мы можем полагаться только на собственную оценку своего опыта, данную индивидом.
  • Кроме того, результаты наблюдений не поддаются проверке — точного способа измерить или количественно оценить исследуемые свойства не существует.

Сильные стороны гуманистической психологии

  • Одно из главных достоинств гуманистической психологии заключается в том, что она отводит человеку большую роль в управления и определении состояния собственного психического здоровья, по сравнению с остальными школами.
  • Она также принимает во внимание воздействие окружающего мира. Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на наших мыслях и желаниях, гуманистическая психология также подчёркивает также важность влияния на наш опыт окружающей среды.
  • Гуманистическая психология продолжает оказывать влияние как на терапию, так и на образование, здравоохранение и другие сферы нашей жизни.
  • Она помогла побороть некоторые из стереотипов о психотерапии и сделала её приемлемым вариантом для обычных здоровых людей, которые желают исследовать свои способности и потенциал.

Гуманистическая психология сегодня

Сейчас центральные понятия гуманистической психологии можно встретить во многих дисциплинах, включая другие отрасли психологии, образование, терапию, политику и пр. Например, на гуманистические принципы во многом опираются трансперсональная и позитивная психология.

Цели гуманистической психологии остаются актуальными и сегодня — в том же виде, что они существовали и в 1940-х, и в 1950-х годах. Как поясняет Морин О’Хара, бывший президент Ассоциации гуманистической психологии, «люди всего мира требуют свободы и самоопределения, а значит крайне важно изучить, как различные сообщества, свободные определять себя и творить собственную историю, могли бы сосуществовать в мире. Возможно, это не просто тщетная надежда — что жизнь в таких сообществах может привести к расширению человеческого сознания за границы, уже достигнутые нами».

Теги: гуманистическая психология, Гуманистический подход, Карл Роджерс, маслоу


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Гуманистическая психология, гуманистическое направление — Психологос

Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) — направление в западной, преимущественно американской, психологии, сформировшееся в 1960-х гг. XX в., в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века (Смотри статью Н.И. Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической).

С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.

Фильм «Целитель Адамс»

Речь Адамса — не академический подход. Это житейский, душевный, человеческий подход, и в этом его сила.
скачать видео

Как-либо строгим образом взгляды и принципы гуманистической психологии сформулировать сложно, гуманитарии не склонны к четким формулировкам.

Истоки идей гуманистической психологии — в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Тем не менее, ей близки взгляды, что человек целостен и должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения. В сравнении с бихевиоризмом гуманистическая психология считает, что человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. В отличие от психоанализа, от которого также происходило явное дистанцирование, взгляды гуманистической психологии на человека очень позитивны: согласно представлениям ее представителей, человек есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее потенциями к непрерывному развитию и самореализации, Близость к экзистенциализму выразилась в постулате, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, при этом переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность. Здесь, очевидно, гуманистическая психология примыкает к феноменологическому подходу, отстраняясь от подхода поведенческого.

В меньшей степени гуманистической психологии удалось противопоставить себя психотерапевтической работе: несмотря на призыв одного из ее основателей А. Маслоу изучать психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей, основное приложение гуманистическая психология нашла все-таки в психотерапии. Основной областью практического приложения гуманистической психологии сегодня выступает психотерапевтическая практика: недирективная психотерапия К. Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности↑. Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

Гуманистическая психология и Синтон-подход

Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровни личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода. В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности. Смотри→

Критика гуманистической психологии

Гуманистическая психология имеет своих критиков.

К. Бенсон показывает этноцентризм концепции самоактуализирующейся личности и скрытые аморальные последствия ее использования в культурах, отличных от западной. Его вывод: «Это акультурная, антиисторическая психология в полном самоуверенности полете под камуфляжем исторических ссылок» [Benson, 2001, с. 227].

Б.С. Братусь также считает, что гуманистическая психология, несмотря на свое название, внеморальна – это «психология самости как самоцели человека» [Братусь, 1997, с. 12]. Ссылаясь на В. Франкла, он подчеркивает, что «самоактуализация, направленная на самое себя, означает промах в главном», поскольку «центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» [Братусь, 1997, с. 8].

www.psychologos.ru

особенности, представители и интересные факты

Гуманистическая психология — это подход в психологии, возникший в 1950-х годах как альтернатива бихевиоризму и психоанализу Зигмунда Фрейда. Данная статья расскажет об этом интересном психологическом направлении, его истории и особенностях.

Задача гуманистической психологии

Этот тип психологии стремится понять людей как уникальных среди других живых существ, с сознанием, со свободной волей и ответственностью за собственный выбор. Цель гуманистической психологии — понять человека и помочь каждому человеку в полной мере развить свой потенциал и, таким образом, иметь возможность наиболее эффективно содействовать более широким общественным слоям. Этот тип психологии считает природу человека качественно отличающейся от природы других живых организмов. Однако гуманистической психологии не хватает понимания фундаментальной важности социальных отношений в здоровом психологическом развитии личности.

Постулаты учения

Следующие пять постулатов составляют основу гуманистической психологии кратко:

  • Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих. Люди не могут быть сведены к компонентам (поделены на отдельные психические части).
  • Человеческая жизнь происходит в контексте отношений.
  • Человеческое сознание включает осознание себя в контексте других людей.
  • У людей есть выбор и ответственность.
  • Люди целенаправленны, они ищут смысл, ценности, творчество.

Гуманистическая психология подчеркивает изучение всей психической структуры человека. Это учение затрагивает поведения человека, непосредственно связанное с его внутренними чувствами и самооценкой. Данный вид психологии исследует, как на людей влияет их самовосприятие и самоценность, связанные с их жизненным опытом. Она рассматривает сознательный выбор, ответы на внутренние потребности и текущие обстоятельства, которые важны для формирования человеческого поведения.

Качественные или описательные методы исследования обычно предпочтительнее количественных методов, поскольку последние теряют уникальные человеческие аспекты, которые нелегко определить количественно. Это отражается на акценте гуманистической психологии — уклон делается на реальную жизнь людей.

Влияние философов

Данное течение имеет корни в экзистенциалистской мысли различных философов, таких как Серен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Оно отражает многие ценности, выраженные евреями, греками и европейцами эпохи Возрождения. Они пытались изучить те качества, которые уникальны для человека. Это такие человеческие феномены, как любовь, личная свобода, жажда власти, мораль, искусство, философии, религия, литература и наука. Многие считают, что послание теория гуманистической психологии является ответом на оскорбление человеческого духа, который так часто подразумевается в образе человека, нарисованного поведенческими и социальными науками.

Разработка учения

В 1950-е годы в психологии существовали две противоположные силы: бихевиоризм и психоанализ. Гуманистическая психология стала совершенно новым течением.

Бихевиоризм вырос из работ великого русского врача Ивана Павлова, особенно из работ по теории условного рефлекса, и заложил основы для этого направления в психологии в Соединенных Штатах. Бихевиоризм связан с именами Кларка Халла, Джеймса Уотсона, Б. Ф. Скиннера.

Авраам Маслоу позже дал бихевиоризму название «первая сила». «Вторая сила» вышла из работы Зигмунда Фрейда по психоанализу и психологии Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Карла Юнга, Эриха Фромма, Отто Ранка, Мелани Кляйн и других. Эти теоретики сосредоточились на «глубине» или бессознательном царстве человеческой психики, которое, как они подчеркивали, должно сочетаться с сознательным умом, чтобы создать здоровую человеческую личность. «Третьей силой» стала гуманистическая теория. Одним из ранних источников этого направления была работа Карла Роджерса, на которую сильно повлиял Отто Ранк. Он в середине 1920-х годов порвал с Фрейдом. Роджерс сосредоточил внимание на том, чтобы процессы развития личности привели к более здоровому, к более творческому, функционированию личности. Термин «актуализирующая тенденция» также был разработан Роджерсом, и являлся концепцией, которая в конечном итоге привела Аврааму Маслоу к изучению понятия самоактуализации как одной из потребностей людей. Роджерс и Маслоу, как главные представители гуманистической психологии, разработали эту теорию в ответ на психоанализ, который они считали слишком пессимистичным.

Влияние Карла Роджерса

Роджерс является американским психологом и одним из основателей гуманистического подхода (или ориентированного на клиента подхода) к психологии. Роджерс считается одним из отцов-основателей психотерапевтических исследований, и был удостоен премии Американской психологической ассоциации (APA) за его новаторские исследования и выдающийся научный вклад в 1956 году.

Гуманистическое направление в психологии, ориентированное на человека, его собственный уникальный взгляд на человеческих отношения, нашло широкое применение в различных областях, таких как психотерапия и консультирование (клиентоориентированная терапия), образование (обучение, ориентированное на учащихся). За свою профессиональную работу он был награжден премией за выдающиеся профессиональные достижения в психологии в 1972 году многими некоммерческими организациями. Роджерс был признан шестым самым выдающимся психологом XX века. Гуманистическая психология Роджерса дала толчок развитию психологии в целом.

Мнение Роджерса о личности

Как представитель гуманистической психологии, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и стремление к личному саморазвитию. Являясь существом, у которого есть сознание, он сам для себя определяет смысл существования, его задачи и ценности, является главным экспертом для себя. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые личность определяет самого себя и создает перспективы своего развития. Его вклад в развитие гуманистической психологии невозможно не оценить.

Движение среди психологов

В конце 1950-х годов в Детройте были проведены несколько собраний среди психологов, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной более гуманистическому видению в психологии: тому, что имело отношение к самосознанию, самоактуализации, здоровью, творчеству, природе, бытию, саморазвитию, индивидуальности и осознанности. Они также стремились создать полное описание того, каким должен быть человек, и исследовали уникальные человеческие феномены такие, как любовь и надежда. Эти психологи, в том числе Маслоу, полагали, что именно эти понятия, вероятно, станут основой психологического движения, известного как «третья сила».

Эти собрания в конечном итоге привели к другим событиям, в том числе к запуску «Журнала гуманистической психологии» в 1961 году. Данное издание было очень популярно в психоаналитической среде. За этим вскоре была сформирована Ассоциация психологии гуманистического направления в 1963 году.

В 1971 году было создано эксклюзивное подразделение, посвященное гуманистическому течению в Американской психологической ассоциации, которое публикует собственный академический журнал под названием «Гуманистический психолог». Одной из основных преимуществ гуманистической теории является то, что она подчеркивает роль человека. Эта школа психологии дает людям больше возможностей контролировать и определять состояние психического здоровья. Личность в гуманистической психологии рассматривается как целостное явление.

Методики консультирование и терапия

Данное течение включает несколько подходов к консультированию и терапии. К основным методикам гуманистической психологии относятся принципы гештальт-терапии, которая помогает понять что, настоящее влияет и на прошлое. Ролевая игра играет важную роль в гештальт-терапии и обеспечивает адекватное проявление чувств, которые не были бы выражены в других условиях. В гештальт-терапии вербальные выражения являются важными признаками чувств клиента, даже если они контрастируют с тем, что фактически выразил клиент. Гуманистическая психотерапия также включает в себя такие элементы, как глубокая терапия, целостное здоровье, телесная терапия, чувствительность и экзистенциальная психотерапия. Экзистенциалист-интегративная психотерапия, которая была разработана ​​Шнайдером, является одним из новых методик гуманистической психологии, а также экзистенциальной психологии. Экзистенциализм подчеркивает представление о том, что люди свободно создают свое понимание жизни, что они могут определять себя и делать то, что они предпочитают делать. Это элемент гуманистической терапии, который побуждает понимать свою жизнь и ее цель.

Существует некоторый конфликт в отношении свободы и ограничений. Ограничения, как представляется, включают генетику, культуру и другие связанные с этим факторы. Экзистенциализм направлен на решение таких проблем и ограничений. Эмпатия также является основным элементом гуманистической терапии. При этом подходе подчеркивается способность психолога оценить ситуацию и мир, основанный на чувствах и восприятии клиента. Без этого качества терапевт не может полностью оценить состояние клиента.

Работа психолога в этом направлении

Терапевтическими факторами в работе гуманистического психотерапевта и психоаналитика являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако при кажущейся простоте гуманистическая теория базируется на серьезной философской и научной базе и применяет довольно широкий набор терапевтических техник и методик.

Одно из главных заключений гуманистически-направленных психоаналитиков выражалось в том, что любая личность содержит в себе потенциал изменения мышления и восстановления психического состояния. При наличии определенных условий личность может свободно и в полной мере использовать этот свой потенциал. Поэтому деятельность психолога такой ориентации направлена, прежде всего, на создание положительных условий для интеграции личности в процессе консультативных встреч.

Психотерапевты, применяющие гуманистическую психологию, должны проявлять большую готовность слушать и гарантировать комфорт пациентам, позволяя делиться реальными эмоциями и чувствами. Эти психотерапевты должны убедиться, что они сосредоточены на том, что чувствует клиент, что они имеют четкое представление о проблемах клиента, а также обеспечивают теплую и принимающую атмосферу для клиента. Поэтому от специалиста требуется отказаться от предвзятого отношения к клиенту. Вместо этого делиться теплотой и принятием — это основа данного психологического направления.

Еще одним элементом гуманистической психологии является самопомощь. Психологи Эрнст и Гудисон были практикующими специалистами, которые применяли гуманистические подходы и организовывали группы самопомощи. Консультирование психолога стало ценным инструментом в гуманистической психологии. Консультация психологов также используется в группах самопомощи. Помимо психологического консультирования, гуманистическая концепция также повлияла на деятельность психологов по всему миру в целом. По сути, влияние данного направления было значительным в других областях психологической практики.

Цель гуманистической терапии

Общая цель гуманистической терапии — дать целостное описание человека. Используя определенные приемы, психолог пытается увидеть всего человека, а не только фрагментированные части личности.

Такая терапия также требует интеграции всего человека. Это называется самоактуализацией по Маслоу. Гуманистическая психология заявляет, что у каждого человека есть встроенный потенциал и ресурсы, которые могли бы помочь создать более сильную личность и поднять самооценку. Миссия психолога — направить человека в сторону этих ресурсов. Однако для реализации скрытых возможностей ему, возможно, придется отказаться от безопасности определенного этапа личности, чтобы охватить новый и более интегрированный этап. Это непростой процесс, поскольку он может включать в себя рассмотрение новых жизненных решений или пересмотр взглядов на жизнь. Этот тип психологии рассматривает психологическую нестабильность и тревогу как нормальные аспекты человеческой жизни и развития, которые можно проработать в терапии.

Гуманистический подход в психологии уникален, потому что его термины и его понятия исходят из предположения, что все люди имеют свой собственный взгляд на мир и уникальный жизненный опыт.

fb.ru

Что такое гуманизм в психологии

Гуманистической психологией принято считать индивидуальную направленность, которая разнится от иных школ по нескольким принципиальным и важнейшим для восприятия человеческой сущности положениям. Данным понятиям выделен огромный раздел в психологии. В данном подходе изучается человек полностью. Психологи наблюдают за действиями человека со стороны наблюдающих, а также взглядами людей, которые себя изучают.

Гуманистической психологией является одновременное общественное движение, которое было зарождено непосредственно в самой психологии, и теоретические познания. Они были получены за определенное время и выдержали испытание годами. Данные аспекты необходимо, чтобы проходили соответствующий анализ, и им необходимо уделять должное внимание. Психологами-гуманистами выдвинута гипотеза, что различное человеческое поведение переплетается с чувствами извне и концепцией «Я».

Данный подход в психологии зачастую именуют как «3-ья сила» после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу). Гуманизм в психологии опровергает предположительные мысли behaviour. Помимо этого также опроверг принципы психодинамического подхода, потому что он тоже считается определяемым и неосознанным. Эти два метода психологами-гуманистами трактуются как бесчеловечные. Жизнь людей невозможно будет понять, если не принять во внимание высшее стремление. Рост, самоактуализация, всяческое стремление к здоровью, нахождение самостоятельности, необходимость в прекрасном — на сегодняшний момент необходимо воспринимать безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию.

В конце семидесятых и на протяжении восьмидесятых годов гуманистическая психология развивала свое влияние, и теперь ее стало возможным рассматривать со стороны 3-х основных областей:

  • Предлагается огромный спектр наиболее эффективных практических решений.
  • Предположен новейший набор значений восприятия и разумения природы человека, его сущности.
  • Предположено расширение просторов и методик в исследованиях, которые изучают поведение людей.

Предположения гуманистической психологии

Гуманистическая психология берет свое начало с гипотезы, что экзистенциальная феноменология – центровая и что человек владеет самостоятельной волей. «Личные агентства» — это термин среди гуманистов. Оно полагается на тот избранный путь, который выбирает человек со всеми вытекающими из этого последствиями.

Далее добавляется еще один основополагающий факт – в общем, абсолютно все люди являются хорошими, но есть определенная потребность, которая дается нам с рождением. Данная потребность заключается в том, чтобы сотворить целый мир и в том числе себя более идеальными. Гуманистический подход выделяет ценностные человеческие приоритеты, основополагающие факторы, природу людей, связанную с творчеством, красотой, природой. Данный подход считается оптимистическим и базируется на благородных намерениях людей перешагивать через невзгоды и затруднения, полное отчаяние и горести.

Пирамида потребностей

Роджерс и Маслоу воспринимали личностный рост и жизненную реализацию, как начальную составляющую потребностей людей. Это значит, что все люди, и каждый в отдельности, желают и растут со стороны психологических аспектов, не прекращая себя усовершенствовать. Все это нарекли самореализацией. Сюда включается: психологическая сторона роста и довольство бытием. Однако ими было описано несколько методов по достижению самоактуализации. Самоактуализацией является процесс полнейшего раскрытия личного потенциала, а также раскрытие в людях всего самого лучшего, что заложила им природа, а не влияние общества извне. У нее нет внешней цели, также она не может быть задана социумом: это является тем, что выходит изнутри человека и выражает его личную, внутреннюю (положительную) сущность — природу.

Центровое место в их теориях занимает субъективизм осознанного опыта. Данный термин ввел Декарт, оно означает мировоззрение, в основании которого заложено отрицание объективных норм развития и утверждающее значение главной роли отдельного субъекта во всем процессе познания и в общественной деятельности. Психологи-гуманисты не перестают твердить, что данная реальность есть ничем иным, как одной из важнейших восприятий людей и познание всего окружающего нас. Они много времени посвящали психологии с научной точки зрения.

Гуманизм не признает методологию — это учения об идейных позициях в науке, логике и методах ее исследования. Они отклонили строжайший подход с точки зрения науки к психологии, так как расценивали его безосновательным, бесчеловечным и совершенно не в состоянии преодолеть познание опыта. Огромную роль сыграло отречение от научной психологии в пятидесятых, шестидесятых и семидесятых годах и смогла пошатнуть преобладание бихевиористского подхода в североамериканской психологии.

тэги: о психологии, популярная психология

anima-vita.ru

Гуманистическая психология — Википедия. Что такое Гуманистическая психология

Гуманисти́ческая психоло́гия (англ. Humanistic psychology) — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Гордон Олпорт, Виктор Франкл, Шарлотта Бюлер, Ролло Мэй, Сидни Джурард, Джеймс Бьюдженталь, Эверетт Шостром, Ханс-Вернер Гессманн, Фредерик Перлз и другие. К гуманистической психологии относится направление позитивной психологии, которое занимается исследованием положительных аспектов психики человека. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Ролло Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 года в рамках ежегодного съезда Американской психологической ассоциации.

Основные черты

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснён в результате научного изучения его частичных функций).
  2. Человеческое бытие развёртывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснён своими частичными функциями, в которых не принимается в расчёт межличностный опыт).
  3. Человек сознаёт себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (человек обращён в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Основные представители

Абрахам Харольд Маслоу

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

Карл Рэнсом Роджерс

Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, ч/з которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: «Кто я?», «Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?»

Образ «Я», складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению. Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искаженной и вымышленной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованное им радости именно зависят от того, насколько ее опыт, ее «настоящее Я» и «идеальное Я» согласуются между собою.

Виктор Эмиль Франкл

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности — это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Литература

  • Мэй Р., и др. Экзистенциальная психология /Перевод с английского Л. Я. Дворко. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. — 160 с. — (Серия «Psychologia Vera») ISBN 966-7172-10-4 ISBN 5-88230-164-5
  • Шеховцова Л. Ф. Мировоззренческие основания гуманистической и трансперсональной психологий // Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. — СПб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. — С. 24-32[3]. — 168 с. — 250 экз. — ISBN 5-85991-021-5 (4).

Примечания

  1. ↑ Ярошевский М. Г. Гуманистическая психология (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [853 дня])
  2. ↑ Ирвин Д. Ялом. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999
  3. ↑ Критический анализ основных положений гуманистической психологии.

См. также

Ссылки

wiki.sc