Интеллектуально развитый человек – что это, какие бывают виды и уровни, методы определения коэффициента интеллекта, какие факторы влияют на умственные способности
Содержание
Развитие интеллекта: эффективные способы на каждый день
Интеллект – это особое качество человеческой психики, включающее в себя способность адаптироваться к различным жизненным ситуациям, обучаться и усваивать информацию на основе полученного опыта, понимать и применять абстрактные концепции и имеющиеся знания с целью управления окружающей действительностью. Говоря проще, интеллект является общей способностью человека познавать и преодолевать трудности, объединяющей в себе такие сферы как мышление, воображение, представление, память, восприятие и ощущение.
Несложно заметить, что интеллектом охватывается работа сразу несколько отделов человеческого мозга, из чего следует вывод, что и к его развитию следует применять комплексный подход, состоящий из разных способов. Способы, с которыми вы познакомитесь дальше, могут использоваться как специальная система развития интеллекта (и развития мышления), причем применяться она может для его тренировки и у детей, и у взрослых.
Развитие интеллекта: простые и эффективные способы
Информация, с которой вы познакомитесь, на первый взгляд может показаться крайне необычной, если говорить о развитии интеллекта, но именно в ее необычности и простоте кроется наибольшая эффективность. Интересно также и то, что применять ее можно без особых усилий в повседневной жизни, просто уделяя каждый день немного своего времени.
Способ первый – оптимальное время для отдыха
Этот способ можно назвать базовым, т.к. в состоянии усталости и утомленности ни о каком развитии интеллекта и памяти, а также других способностей, не может быть и речи. Поэтому для начала начните уделять соответствующее время и внимание своему сну. Здоровый сон является не только прекрасной профилактикой рассеянности, забывчивости и затрудненности мышления, но и повышает интеллект и все умственные способности вообще. Интересую статью на тему сна, кстати, вы можете прочитать здесь.
Способ второй – ведение записей
Тут речь идет об анализе информации посредством ведения записей. Нередко каждому из нас в голову приходят толковые мысли и хорошие идеи, но вместо того чтобы стараться запоминать их, как это делает большинство людей, мы советуем вам их записывать. Кроме того, в письменном виде также можно и размышлять, продумывая перспективы и варианты развития событий, составляя планы и списки. Так вы задействуете несколько участков мозга и, одновременно с тренировкой памяти и внимания, будете способствовать улучшению концентрации. Что же касается анализа информации, то наглядное ее отображение позволит видеть картину шире и на основе этого видения принимать верные решения.
Способ третий – тишина и покой
Множество людей по окончании рабочего дня, да и в любое свободное время, занимаются отнюдь не развитием интеллекта, а какими-то делами, которые этому совсем не способствуют. К таковым можно отнести просмотр телевизора, «залипание» в соцсетях, бессмысленные разговоры по телефону или неразвивающие компьютерные игры. Особенно склонность к этому проявляется у детей. Всему этому, конечно же, может иметься время и место в жизни, но если есть цель развивать интеллект, лучше как можно больше находиться в тишине и спокойствии – это позволяет генерировать новые идеи, обдумывать планы, находить верные и мудрые решения сложных проблем и вообще лучше и качественнее отдыхать.
Способ четвертый – развивающие игры
Для развития интеллекта и памяти, внимания и концентрации очень полезно играть, например, в логические игры, шахматы и шашки, домино, настольные интеллектуальные игры («Монополия», «Имаджинариум», «Миллионер» и т.п.). Если сделать такое времяпрепровождение регулярным, можно создать действенную систему развития не только интеллекта, но и способности анализировать, считать в уме, находить причинно-следственные связи, вести расчеты и развивать мышление в целом. А еще можно посвятить время прохождению различных развивающих тренингов и курсов, например, вот такого.
Способ пятый – общение с людьми
Взаимодействие и общение с разными людьми несет в себе огромное количество положительных моментов – расширяет кругозор, способствует получению новой информации, избавляет от комплексов, развивает коммуникативные навыки, повышает уверенность в себе и самооценку. Чтобы обеспечить свой интеллект почвой для постоянного развития, общайтесь с окружающими как можно больше, причем старайтесь общаться с такими людьми, которые в чем-то лучше вас, например, умнее, образованнее, сильнее, увереннее, обеспеченнее и т.д. Чем выше вы сами себе поставите планку, тем более сильной и развитой личностью сможете стать.
Способ шестой – чтение книг
Еще один превосходный и простой способ развития интеллекта у детей и взрослых – это чтение. Люди, читающие много книг, всегда поддерживают свой мозг в тонусе и познавательной активности. Наполняя его все новой информацией, они просто вынуждают себя личностно и интеллектуально расти. Ко всему прочему, начитанный человек испытывает в общении с другими намного меньше трудностей, ведь литература несет в себе информацию совершенно разного плана, которую всегда можно успешно применить в жизни. А еще одним плюсом чтения является то, что начитанный человек с развитым кругозором способен быть отличным собеседником практически в любой ситуации.
Способ седьмой – делать привычные вещи непривычными
Речь идет о том, чтобы вполне обычные повседневные вещи выполнять неординарными способами. Все мы ежедневно чистим зубы, умываемся, расчесываемся, моем посуду и завязываем шнурки – такие вещи уже давно стали привычными и выполняются нами на автоматизме, а значит, мозг совершенно не напрягается. Но из них реально сделать классную систему развития интеллекта. Начните ходить на работу новыми путями, застегивать ремень наоборот, всегда переходить дорогу, начиная с левой ноги и т.п. Так вы активизируете свои мыслительные процессы, станете обращать внимание на мелочи, будете тренировать осознанность. Помните о том, что даже такие банальные эксперименты способствуют развитию ума и служат хорошим способом тренировки интеллекта и памяти, внимания и сосредоточенности, мышления и креативности.
Способ восьмой – изобразительное искусство
Чтобы развивать интеллект вам вовсе необязательно становиться новым Пабло Пикассо или Леонардо да Винчи – можно просто время от времени уделять пару часов рисованию. Поставьте себе задачу нарисовать конкретную картину, и вы заметите, как ваш мозг начал работать активнее. Когда человек рисует, активизируются оба полушария мозга, повышается концентрация и улучшается координация. Помимо этого, в процессе рисования человек как бы отключается от внешнего мира на какое-то время, благодаря чему очищается и отдыхает сознание.
Способ девятый – постоянное обучение
Обучение – это всегда прогресс и движение вперед. Таким образом, постоянно усваивая новые знания и овладевая новыми навыками, вы автоматически будете заставлять свой интеллект развиваться. Подойти может все, что угодно: изучение иностранных языков, подробное исследование карты мира, погружение в исторические хроники, чтение автобиографий знаменитых людей и т.д. Но можно пойти дальше и, например, получить новую специальность, пройти курсы переподготовки и повышения квалификации или вообще сменить работу или начать вести собственный бизнес. Такая система развития станет для вас отличным помощником, и всегда будет поддерживать ваш интеллект в тонусе.
Способ десятый – самообразование
Этот способ – логическое продолжение предыдущего. К сожалению, далеко не каждый человек готов учиться всю жизнь, однако тот, кто задумывается о тренировке своего интеллекта, делает самообразование непременной частью своей жизни. Возможностей для этого сегодня – хоть отбавляй. Читайте книги и учебники, узнавайте новое и общайтесь с интересными людьми, увлекайтесь необычными вещами и найдите для себя хобби, смотрите документальные фильмы и развивающие передачи. А если хочется заняться самообразованием по полной программе, вы можете, к примеру, пройти курс по развитию мышления или какой-нибудь хороший онлайн-тренинг. Здесь же мы хотим напомнить, что любую новую информацию, если она предполагает практическое применение, необходимо всегда использовать на практике – только так самообразование станет полноценным и эффективным.
Способ одиннадцатый – позитивное мышление
Естественно, жизнь никогда не проходит абсолютно спокойно, и иногда преподносит сюрпризы. Обстоятельства и ситуации, о которых мы даже не подозревали, могут лишить силы и выбить из колеи, заставить переживать и бить тревогу. Но воспринимать их нужно именно как очередной шанс для саморазвития и развития интеллекта. Собирая в кулак волю, поднимаясь с колен и направляя энергию в нужное русло, мы становимся сильнее, опытнее, мудрее и умнее. И особую роль во всем этом играет не что иное, как позитивное мышление, т.к. именно оно позволяет нам сохранять спокойствие, мыслить созидательно, быть стойкими и уверенными в себе. И уже отсюда проистекают все остальные преимущества – повышение способности к концентрации, тренировка навыка управления временем и планирования, развитие силы воли и стрессоустойчивости. Помните, что жизнь вместе со всеми ее событиями уже сама по себе может использоваться вами, как идеальная система развития интеллекта. И такое отношение к ней должно быть сформировано, как у детей, так и у взрослых.
Умение видеть перспективы есть определяющее звено на пути к успеху и полноценной жизни. Если вы научитесь всегда быть настроенным на поиск новых ступеней для развития, ваше мышление всецело будет сосредоточено на анализе имеющихся у вас перспектив. В действительности судьба постоянно предлагаем вам нечто ценное и значимое, а ваша задача – это увидеть, понять и оценить. Мысля конструктивно, вы способствуете развитию своего интеллекта и искусственно создаете для себя потребность в расширении кругозора. И действовать именно так, а не иначе, должен каждый, кто стремится к самосовершенствованию, личностному и интеллектуальному росту. Без этого компонента достичь полноценного успеха и счастья будет просто невозможно.
Способ тринадцатый – физические нагрузки
Несмотря на то, что данный способ развития интеллекта считается скорее косвенным, нежели прямым, он дает отличные результаты. Во-первых, нагружая себя физически, вы способствуете улучшению кровообращения, обогащаете свой мозг кислородом, благодаря чему он начинает функционировать в разы эффективнее, и способствуете выработке белка, отвечающего за формирование нейронов – ключевого элемента в развитии интеллектуальных способностей. Во-вторых, физическая работа – это замечательный способ отдохнуть и набраться сил вашему уму, т.к. если он будет постоянно утомлен, результативность любой работы над собой многократно снижается. И, в-третьих, физическое развитие вкупе с умственным – это самое полноценное развитие, к которому и нужно стремиться. Если есть желание, можно записаться в спортивную секцию или пойти в тренажерный зал, хотя вполне сгодятся пробежки, зарядка, дыхательная гимнастика и банальные отжимания от пола.
От того, насколько хорошо развит ваш интеллект, зависит очень многое. Конечно же, показатель IQ нельзя назвать решающим в достижении успеха и улучшении жизни, но если интеллектуальные способности развиты хорошо и вы работаете над собой, ваши шансы самореализоваться и осуществить свои мечты многократно возрастают. Занимайтесь тренировкой интеллекта и памяти, развивайте тягу к совершенствованию у себя и у детей, и, конечно же, улучшайте свое мышление – тогда перед вами откроются небывалые возможности, способные сделать вашу жизнь яркой, насыщенной и счастливой.
4brain.ru
Интеллектуальный человек – это кто
Отличительными чертами человека являются такие действия: как познание, обучение, умение мыслить логически, способность анализировать информацию и затем систематизировать ее по определенным признакам. Способность определять возможности применения информации в определенных областях. Также способность находить связи в явлениях, закономерности, а также отличия, возможность ассоциации с аналогичной информацией.
Если говорить об интеллекте, то можно о нем судить лишь при совокупности этих составляющих, причем каждая из них в отдельности не может характеризовать интеллект человека. В отдельности эти способности не могут сформировать интеллектуального человека. Система может обладать интеллектом, в том случае если в ней присутствуют несколько элементов, причем каждый из них в отдельности интеллектом не характеризуется.
К характеристикам, которые формируют отличительные особенности интеллектуального человека можно отнести:
Во-первых – это объем его рабочей памяти, способность прогнозировать изменения, а также логике в действиях.
Во-вторых – многоуровневую иерархию для осуществления системного отбора информации, которая является ценной.
Необходимым является также сознание.
Естественно – это также память.
Особо можно выделить биофизические параметры, так называемые «интеллектуальной энергетики»: объем или количество информации, возможность передачи ее с ускорением, а также расстояние передачи ее, причем все это объединяется в «формулу интеллекта».
Различные виды деятельности требуют определенных интеллектуальных способностей от человека и их развития. Но, в любом случае от индивида требуется высокая чувствительность ко всему новому, актуальным проблемам. Уровень развития интеллекта у человека характеризуется отсутствием внешних ограничений и ксенофобии, то есть боязни непривычного, нового.
Человек, который может предвидеть возможные последствия своих действий, способен предупредить или избежать ненужных конфликтов, может быть отнесен к когорте интеллектуальных людей. Люди с развитым интеллектом обладают способностями к интуитивному решению сложным проблем.
Следует отметить также негативное качество интеллекта, которое необходимо избегать. Это явление называется ригидностью мышления, то есть его негибкостью, предвзятым отношением к явлениям, преувеличенному чувственному впечатлению, а также приверженность к шаблонному оцениванию явлений, поступков.
razmishlyajem.ru
Что такое интеллект человека: понятие, происхождение, способы развития и способы определения уровня
Именно интеллект принято считать одним из самых важных качеств любого отдельно взятого индивида. Однако признание его безусловной ценности вовсе не означает, что все точно знают правильное определение данного понятия. В общем смысле при ответе на вопрос о том, что такое интеллект человека, можно привести несколько вариантов.
Официально научно-популярное определение гласит, что это обобщенные способности к пониманию, познанию, разрешению проблем и выходу из сложных ситуаций. Под данным термином объединяются многие познавательные параметры каждого индивида, включая воображение, мышление, восприятие, память, представление и ощущение.
Варианты определения термина «интеллект»
Современная вариация может толковаться немного другим образом. Интеллект человека в таком случае представляется как способность к планированию, организации и контролю индивидом своих собственных действий ради достижения какой-либо цели, а также при учете совпадения ее истинности и благих действий. Единственная возможность для развития данного качества — нахождение в информационном пространстве, которое формируется при занятиях различными видами деятельности по ходу всей жизни. Образование и применение при этом строится благодаря использованию принципов организации интеллекта. То есть, по сути, определения информационного пространства и интеллектуального пространства тождественны между собой. В обоих случаях применяются планировочные принципы, а также контроль каждого этапа на пути к выполнению ряда задач и достижению какой-то поставленной цели.
С другой стороны, академик Н. Н. Моисеев также провел исследование на тему того, что такое интеллект человека, сформулировав в результате другое определение данного термина. По его словам, этот термин означает в первую очередь целеполагание, умение планировать ресурсы и выстраивать четкую стратегию формирования пути к достижению поставленной индивидом цели. Современное определение интеллекта обычно трактуется как способность осуществлять процесс познания и с максимально возможной эффективностью решать возникшие проблемы, к примеру, когда человек только овладевает новым спектром жизненных задач. В связи с этим допускается измышление, что данное качество индивида поддается с течением времени как прогрессу, так и регрессу. Кроме того, его итоговый уровень будет зависеть от сферы, в которой человек применяет свои способности.
Характеристики интеллекта и смежные способности
Развитое мышление Homo sapiens позволило ему отделится от остального животного мира и занять доминирующую позицию на всей планете. При этом стоит отметить, что влияние интеллекта человека совершенно точно выходит за пределы его собственной жизни, то есть оказывает посмертное влияние на существование будущих поколений. Разумеется, данное качество должно в равной мере сочетаться и с другими способностями индивида, иначе оно не будет иметь столь весомого значения, например, без навыков познания, обучения и логического мышления. Также требуется уметь анализировать информацию для ее последующей систематизации, классифицировать применимость данных в различных отношениях, находить определенные связи, различия, и закономерности, а также ассоциировать полученные сведения с какими-либо другими и аналогичными.
Всего можно выделить семь основных параметров, по которым можно охарактеризовать уровень развития интеллекта у определенного человека.
Широта мышления. Под ней понимается способность индивида охватывать рассматриваемый вопрос полностью без потери исходных вводных данных о нем. Также в данный параметр входит возможность видения вариативности решения конкретно поставленной задачи.
Любопытство. Стремление человека к разностороннему познанию того или иного изучаемого им явления в определенных существенных отношениях. Без развития данного качества становится сама по себе затруднительна какая-либо познавательная деятельность.
Критичность мышления. Необходимое умение для строгого оценивания результатов собственной интеллектуальной деятельности. Выражается в способности подвергать свои суждения критической оценке, отбрасывать неправильные решения, прекращать выполнение ненужных действий при их противоречивости относительно поставленной задачи.
Глубина ума. Основным назначением данной характеристики является возможность отделения главного от второстепенного, значимого от всего прочего, а также различать понятия необходимого и случайного.
Доказательность мышления. Достаточно значимая черта, благодаря которой человек способен в нужный момент находить правильные факты, закономерности и аргументы, которые могли бы убедить других людей в правильности выводов и суждений индивида.
Логичность мышления. Умение расставить все факты и суждения в определенной строгой последовательности, учесть все стороны и характеристики рассматриваемого объекта, проследить каждую вероятную взаимосвязь.
Подвижность и гибкость ума. Способность к наиболее широкому применению имеющегося опыта, оперативное исследование и установление связей и взаимоотношений между новыми предметами, а также способность к преодолению шаблонность и стереотипность мышления.
Структура интеллекта и фактор G
Известно, что данное качество функционирует в сочетании с целым комплексом личностных черт индивида. Однако на его структуру и понимание того, что такое интеллект человека, до сих пор не имеется единого мнения со стороны ученых и психологов. При этом проблема не кроется в недостаточной степени изученности подобного явления. Простым языком можно сказать, что интеллект бывает разный. То есть, к примеру, у писателя и математика его уровень может различаться не только количественно, но и качественно, что, несомненно, более важно.
В общем смысле существует единый принятый термин интеллекта в разрезе первичных умственных способностей человека. Данное определение называется фактором G, то есть основным генеральным (от англ. general) фактором. Согласно ему, интеллектуальный уровень индивида измеряется в скорости переработки им информационных потоков, способности быстро усваивать новые знания, проводить их осознанное осмысление, устанавливать взаимосвязи и ассоциации с прежним опытом, а также на длительные периоды времени запоминать имеющиеся сведения. Кроме того, существует ряд второстепенных факторов.
Первичные умственные способности
Данные способности составляют основополагающие элементы интеллекта и всей человеческой деятельности. Количество таких первичных умственных способностей довольно велико. К примеру, известный исследователь интеллекта Дж. Гилфорд обнаружил 120 подобных элементарных факторов, благодаря развитию которых повышается качество умственной деятельности любого индивида.
Некоторые первичные умственные способности можно разделить на ряд категорий, перечисленных ниже.
Умение выполнять мыслительные операции. Включает в себя анализ, синтезирование и сравнение объектов и явлений. Сюда же относится создание сложных мыслительных конструкций и умение составлять грамотные выводы.
Вербальные способности. Определяют возможности понимания речи и использования речевых единиц как в ходе собственных измышлений и рассуждений, так и для коммуникации с другими людьми.
Память. Подразумевает максимальные объемы хранимой информации, скорость усвоения и длительного запоминания, а также продолжительность ее доступности для использования в любое время.
Способность к элементарным арифметическим операциям, устному и письменному счету в приемлемо быстрые сроки.
Умение ориентироваться в пространстве, а также визуально определять размеры, объемы и формы различных объектов.
Совокупность данных способностей подразумевает наличие определенного интеллектуального уровня развития индивида. Тем не менее стоит отметить, что все приведенные первичные характеристики редко бывают развиты в равной высокой степени, на что несомненное влияет в определенной степени и наследственный фактор.
Функции интеллекта и его происхождение
Можно сказать, что это качество является основополагающим в развитии Homo sapiens как вида и последующем появлении цивилизации. На заре развития человечества интеллект обеспечивал для него возможность выживания и оставления после себя потомства. Особи с более развитыми умственными способностями имели повышенные шансы на комфортное существование. Происхождение интеллекта человека во многом обусловлено адаптационной функцией. Известно, что приспосабливающиеся к различным условиям окружающей среды люди выживали лучше всех остальных. Со временем роль интеллекта несколько изменилась в связи с абсолютно другими целями и задачами, которые ставит перед собой современный человек. Данное качество сегодня служит для успешной самореализации, развития каких-либо способностей, зарабатывания уважения и получения высокого социального статуса. Без достаточного уровня интеллекта трудно представить себе быстрое развитие навыков и овладение новыми знаниями, необходимыми для достижения успеха в любой сфере деятельности. Характеристики наподобие силы, скорости и ловкости в текущей реальности отошли на второй план и перестали иметь первостепенное значение.
Среди ученых, которые обсуждают вопрос о том, что такое интеллект человека, в большей степени преобладает мнение о том, что условно это качество можно разделить по степени выраженности на три уровня.
Низкий. С таким интеллектом люди имеют слабо выраженные умственные способности и при этом не могут в достаточной степени сопротивляться воздействию окружающей среды на свой внешний и внутренний мир. Реальность подавляет большинство их начинаний, потому как такие индивиды не способны адаптироваться к ней. Часто находятся на попечении у остальной более развитой части социума.
Средний. Люди в данной категории имеют более высокий уровень психической активности, которого им достаточно для комфортного существования и умению приспосабливаться под различные обстоятельства. Хорошие мыслительные способности дают таким индивидам возможность найти свое место в мире, соответствующее их навыкам и потребностям.
Высший. Считается, что люди на данном уровне не просто подстраиваются под окружающую их действительность, а самостоятельно изменяют мир вокруг себя в угоду собственным потребностям и желаниям. Высокие возможности интеллекта человека во многом способствуют раскрытию творческого потенциала.
При этом стоит отметить, что большинство индивидов находится на среднем уровне развития, что, по всей вероятности, продиктовано эволюционными соображениями.
Индивидуальные особенности интеллекта
Принято считать, что каждый человек отличается не только по наличию определенной планки умственных способностей, но и по их характеру, то есть тому, каким образом он проявляет свои навыки. На текущий момент ученые смогли доказать, что различия в уровне интеллекта у человека можно заметить еще в самом раннем детстве. Данный факт установлен благодаря проведению многочисленных тестирований и наблюдений. К примеру, непоседливые дети, которые стремятся к получению ярких и новых впечатлений и проявляют повышенную степень любознательности, скорее всего, умнее спокойных тихоней. Вопреки расхожему мнению, если ребенок пытается до всего добраться, тащит что попало в рот, ломает собственные и чужие игрушки или колотит погремушкой по кроватке — он может быть гораздо развитее своих сверстников в плане умственных способностей.
Большинство специалистов сходится в том, что к тому моменту, как человек начинает посещать школьные занятия, уже можно с довольно высокой точностью определить уровень развития интеллекта человека. Интеллект при этом обычно фиксируется на данной отметки и остается на ней в течение всей жизни индивида. Однако в связи с некоторым возрастными изменениями и заболеваниями в преклонных годах уровень умственных способностей все же в некоторой степени снижается. Современные тестирования проводятся с учетом всех подобных особенностей, а потому для школьника и пенсионера составляются совершенно разные задания.
Как можно развить свой интеллект
В первую очередь следует обратить внимание на возраст того, кто планирует задаться такой целью. Конечно же, легче всего повысить интеллектуальный уровень ребенку, потому как его психика еще более пластична, а работа мозга еще только «набирает обороты». Для взрослого же человека, который в свое время не успел реализоваться, в теории возможно повышение планки развития умственных способностей, однако в данном случае все зависит по большей части от природных задатков и величины еще не реализованного потенциала индивида. Эффективность мозговой деятельности во многом завязана на количестве нервных связей в его коре, а потому требуется постоянно повышать их число. Для этого достаточно всего лишь постоянно обрабатывать какую-либо информацию. Важно отметить, что любые данные следует рассматривать именно осмысленно, а не поверхностно.
В качестве примера можно привести просмотр видеороликов в большом количестве. В среднем каждый из них может длиться от одной до десяти минут. Просмотр пятидесяти таких видеороликов за день может быть гораздо менее эффективен, чем если бы эквивалентное время было затрачено на чтение художественной или публицистической литературы, просмотр фильма или изучение нового дела. Причина кроется в том, что чрезмерно большие объемы разной информации, подаваемые с высокой скоростью и бессистемным подходом, приводят к тому, что индивид не успевает эти данные обрабатывать и, как следствие, не усваивает полезных сведений и не развивает новые нейронные связи. При этом прямое влияние, оказываемое интеллектом на мышление человека, приводит к ведению определенного образа жизни и социального взаимодействия, во многом решает то, какой досуг он изберет для себя, а значит и насколько такая личность сможет раскрыть свой потенциал.
Советы по развитию умственных способностей
Психологи выделяют целый перечень практической деятельности, которая помогает в той или иной мере раскрыть те возможности, которые даются индивиду при рождении.
Интересоваться всем новым. Как уже говорилось выше, активное взаимодействие с окружающим миром позволяет постоянно обрабатывать информацию, тем самым проводить своеобразную тренировку для мозга точно так же, как это делают спортсмены для своих мышц в тренажерном зале.
Расширять круг собственных интересов. Качественно повышает уровень мышления, потому как заставляет решать множество разнообразных нетривиальных задач и постоянно учиться чему-то новому. Для интеллекта в жизни человека, который постоянно ищет пути самореализации, рано или поздно найдется какое-либо достойное применение.
Увлекаться чем-то, иметь хобби. Пусть даже это будет вышивание гобеленов или собирание почтовых марок. Хобби не обязательно должно приносить пользу или выгоду как самому человеку, так и социуму. С другой стороны, отдача такому занятию определенного времени, общение с единомышленниками, изучение истории вопроса и углубление в детали, несомненно, принесет не только удовольствие, но и повысит интеллектуальный уровень.
Создавать. Само по себе творчество считается высшей формой познавательных процессов, а это, в свою очередь, означает, что мыслительная планка однозначно повысится при выделении достаточного времени на эту сферу. Помимо нового особого восприятия картины мира такая деятельность поможет качественно развить интеллект и способности человека.
Писать тексты. Издавна известно, что письменная речь помогает упорядочить мышление, а литературное творчество позволяет повысить уровень его яркости, живости и образности. Не обязательно сочинять повести в стиле фэнтези или писать новую «Войну и мир». Даже простое ведение дневника и запись собственных мыслей принесут однозначную пользу.
Рисовать картины. Подобное занятие повышает образность мышления, придает ему большую интересность при интерпретации окружающего или внутреннего мира. Каждый способен подобрать определенный композиционный жанр, который пришелся бы ему по душе. Развитие навыков рисования, несомненно, качественно повлияет на развитие интеллекта и личности человека.
Сочинять музыку. Без данного явления этот мир был бы совершенно другим. Недаром многие композиторы со временем стали видеть вещи в совершенно ином свете. При этом гениальность произведений Моцарта или Бетховена ставится на одном уровне с величайшими математическими открытиями. Огромнейшее разнообразие доступных музыкальных инструментов позволяет абсолютно любому человеку найти что-то свое.
Быть разносторонним. Не стоит оставлять без внимания какую-либо отдельно взятую сферу жизни. Интеллект и поведение человека всегда взаимосвязаны. Максимальной отдачи можно добиться, если стараться успеть как можно больше: пообщаться с друзьями, заняться спортом, поиграть с детьми, прогуляться на природе или украсить квартиру.
Способы определения интеллектуального уровня
В большинстве случаев применяются специальные тесты для разных категорий людей. Как правило, IQ индивида отражает отношение его умственного и календарного или биологического возраста. Стоит отметить, что тесты для взрослых обычно имеют большее количество заданий, при этом уровень их сложности значительно превышает возможности человека со средними способностями. Тем не менее практически в любом случае допустимо развитие умственных возможностей, если речь не идет о крайних формах отсталости.
Коэффициент интеллекта человека традиционно подразделяется на три общих уровня:
умственная отсталость фиксируется при IQ ниже 84 баллов;
средние показатели отмечаются в диапазоне от 84 до 116 баллов;
высокий интеллект начинается со значения в 116 баллов и может доходить примерно до 200 баллов.
Согласно мировой статистике, 68% взрослого населения планеты имеет средние показатели умственных способностей. Около 16% приходится на интеллектуально отсталых и одаренных личностей. При этом только тяжелые формы олигофрении, имбецильности и идиотии становятся преградой к развитию.
«Происхождение личности и интеллекта человека»
Такое название получила весьма популярная в широких массах книга Александра Глебовича Невзорова, который является членов Всероссийского научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов, а также режиссером, писателем и сценаристом.
В данном труде автор поднимает вопрос о том, что такое интеллект человека, предлагает развернутые трактовки понятий разума, сознания, личности и мышления. В основе работы Невзорова лежат исследования классических школ нейрофизиологии, а в расчет принимается естественнонаучная трактовка всех процессов, протекающих в головном мозге или какого-либо млекопитающего животного.
В книге «Происхождение личности и интеллекта человека» подробно рассматриваются вопросы о мышлении отдельно взятых индивидов. Сам автор добавляет, что в данном труде отражается опыт обобщения данных классической нейрофизиологии.
psychbook.ru
6 различий между человеком начитанным и человеком с высоким интеллектом :: Инфониак
Невероятные факты
Вы на 100% уверены в том, что являетесь умным человеком?
У вас за плечами законченная с отличием школа, наличие высшего образования или красный диплом университета?
Наверняка подобные достижения делает из вас умного человека, не так ли?
Нет никаких сомнений в ваших академических способностях, и очевидно, что природа наградила вас способностями во многих сферах.
Но, действительно ли вы умны?
Быть выдающейся личностью и являться лучшим среди одноклассников, сокурсников или коллег, безусловно, является признаком того, что у вас много способностей.
Но есть некоторые существенные различия между человеком «начитанным» и наделенным истинным природным интеллектом.
Признаки интеллекта
1. Знание против понимания
Знать может любой дурак. Важно уметь понимать. — Альберт Эйнштейн.
Часто существует обширная, зияющая пропасть между знанием чего-то и пониманием этого более подробно и детально.
Например, вы можете знать, что сочетание химического вещества X с химическим составом Y приводит к довольно взрывоопасному результату, но это знание НЕ является тем же самым, что и полное, рабочее понимание того, почему эти конкретные химические вещества реагируют именно таким образом, и как именно они это делают.
Знание поверхностно; оно в значительной степени зависит от наблюдения и памяти. Понимание этой же самой вещи требует чего-то совершенно другого, более глубокого процесса; любознательный человек всегда пытается понять и объяснить, по какой причине происходит так, а не иначе.
Вот почему это неотъемлемая часть понимания обращается к истинно высоким умам, а не просто начитанным людям, призывая их следовать подсказкам, чтобы привести к понимаю происходящего.
Прорывы ума не рождаются из знаний; они происходят через любопытство и мужество узнать что-то новое. Требуется совершить прыжок от незнания к чему-то новому.
Мы все еще жили бы в пещерах, если бы наши предки не исследовали и не расширили свои возможности, следуя за своим любознательным характером.
Расширяя свой кругозор, мы развиваемся.
2. Принятие во внимание обстановки
Сам по себе факт бесполезен в изоляции. Пока вы не сможете объяснить, как этот факт связан со многими другими потоками, которые прокладывают себе путь через больший контекст, ваш интеллект остается ограниченным.
Например, можно сказать, что закисление океана отрицательно влияет на коралловые рифы, разрушая их и не позволяя формировать свои скелеты. Без сомнения, это весьма интересное наблюдение. Однако, оно не очень полезно, когда факт берется изолированно от других аспектов.
Пока вы не посмотрите на более широкий контекст и не объясните, как это повлияет на сложные и разнообразные экосистемы, которые опираются на жизненно важные местообитания кораллов, сам по себе отдельный факт понимания того, что океан закисляется, значит мало.
Интеллектуальные люди более остро осознают, как одна часть информации соотносится с общей картиной происходящего.
Они понимают взаимосвязь между вещами и процессами; или если они этого не делают, они пытаются понять её, прилагая к этому множество усилий.
Читайте также: Если у вас есть 6 этих проблем, ваш интеллект ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ
Как правило, умные люди интересуются всем тем, что выходит за рамки их области мышления, они интересуются разными сферами жизни.
Признаки умного человека
3. Эмоциональная перспектива
Бесспорно, некоторым людям удаётся вести достойный спор и защищать и отстаивать свою точку зрения, которую они считают правильной.
Однако, несмотря на свою правоту, бывают ситуации, когда лучше уступить оппоненту и разрядить ситуацию смирением и добротой.
Действительно умные люди могут правильно определить ситуацию и действовать соответственно этой ситуации. Те же, кто ограничен только книгами, не всегда могут это сделать.
Но почему имеет огромное значение умение правильно контролировать себя в нужный момент? Всё сводится к взаимодействию между знаниями и эмоциями.
Ключевым словом здесь является баланс.
Когда ваше внутреннее состояние находится в равновесии с другими жизненными аспектами, вы можете использовать свои знания для достижения наилучшего эффекта.
Когда же вас побеждают ваши эмоции, знание уступает место высокомерию и упрямству — чертам, которые многие считают отрицательными.
В дружеских дебатах по-настоящему умный человек сможет почувствовать нарастающую напряженность и положить конец дипломатическим отношениям.
В отсутствие этого эмоционального сознания дебаты могут быстро перетекать в горячий спор, который не сослужит пользу ни для одной из сторон.
Важно уметь или же научиться контролировать свои эмоции. Это важно, если вы считаете себя человеком умным.
4. Принятие и понимание другого человека
Эмоциональная острота, упомянутая выше, играет еще одну важную роль в интеллекте — она позволяет человеку рассматривать влияние своих действий на других людей.
Называйте эту способность эмпатией, теорией разума или как-то по-другому, суть от этого не изменится.
Способность понять, как ваши действия влияют на внешний мир, в частности на других людей — это то, чему вы не можете научиться из книги.
Этот аспект интеллекта более естественный и врожденный, чем тот, который основывается исключительно на чистом знании.
Важный нюанс, связанный с интеллектом, включает в себе способность входить в положение другого человека и понимать, как он себя чувствует при определенной ситуации.
Без этого ключевого аспекта интеллект человека является не полным. Важно понимать, когда вы делаете вещи, которые могут расстраивать и ранить окружающих и стараться избежать этого.
5. Реализация своих знаний
Начитанность может принести только ограниченный результат. Самих знаний недостаточно, чтобы чего-то добиться в жизни.
В конце концов, только благодаря действию и реализации своих знаний всё задуманное может быть достигнуто.
И вот именно на этапе реализации выпадают некоторые начитанные яркие люди. У них просто нет средств для практического применения своих идей.
В этот момент они, как правило, обнаруживают, что в их знаниях происходит застой.
У них нет практического или эмоционального навыка, чтобы продвинуть себя вверх по карьерной лестнице, и им не хватает амбиций и решимости выработать собственный путь, к примеру, для построения бизнеса или реализации себя в другой сфере.
Этот подарок поглощать информацию, тем не менее, не может компенсировать недостаток того, что человек не умеет применить эту информацию на практике.
Когда дело доходит до приведения планов в действие, просто начитанный человек, в отличии от умного, не умеет их реализовывать.
Читайте также: 11 повседневных привычек, разрушающих наш мозг
6. Знание, что вы ничего не знаете
Мы часто цитируем простую истину, сказанную Сократом: Я самый мудрый человек, я знаю только то, что ничего не знаю.
Эта идея указывает на заключительную часть в головоломке истинного разума. Получается, что интеллект знает свои пределы и, следовательно, справедливо утверждать, что вы умны, вы должны быть готовы признать, что по сути ничего не знаете.
Этот Сократический Парадокс — концепция, которую часто не могут понять те, кто обладает исключительно книжными знаниями.
Для людей просто начитанных, а не действительно интеллектуальных, кажется почти смехотворным заполнять свои головы какой- либо информацией, чтобы затем подвергать её сомнениям.
А вот умный человек, напротив, подвергает многие вещи сомнениям. Известно, что самые умные люди испытывают самые большие сомнения.
Интеллект говорит: Я понимаю с очень ограниченной точки зрения, но я стремлюсь понимать и узнавать больше.
А так называемые книжные черви весьма решительны в своих познаниях, они считают себя во всем правыми и отказываются признать тот факт, что не правы в чем-то. Такие люди не допускают даже мысли, что могут ошибаться.
Итак, исходя из шести выше указанных пунктов, вы для себя решили, кто вы: книжный червь или действительно умный, высоко интеллектуальный и развитый человек?
www.infoniac.ru
Развитый интеллект – необходимое условие для успеха в любом деле
Развитый интеллект – необходимое условие для успеха в любом деле
Что такое интеллект? Это слово произошло от латинского intellectus, что означает понимание, познание. Но данным толкованием далеко не исчерпывается суть понятия интеллекта.
Как ни удивительно, ученые до сих пор не пришли к единому ответу на вопрос о том, что же такое интеллект. Это свойство человеческого мозга еще далеко не до конца познано. Иногда считается, что интеллект – это мышление. Но это слишком узкое понимание интеллекта. Более распространенный взгляд на интеллект состоит в том, что он не ограничивается лишь мышлением, а включает в себя все функции человека по восприятию и познанию мира. То есть в понятие интеллекта можно включить и наши ощущения, и эмоции, и воображение, и интуицию.
Интеллект – это все многообразие способов, какими человек познает действительность, и не только познает, а еще и меняет эту действительность, делая выводы из своего процесса познания и принимая те или иные решения на их основе.
Надо ли говорить, что только человек с развитым интеллектом сможет правильно понять происходящее, сделать верные выводы и на их основе принять самые эффективные решения!
А ведь каждому из нас буквально в каждый момент жизни приходится оценивать то, что происходит вокруг нас, делать выводы и принимать решения. Так устроена наша жизнь, что мы вынуждены постоянно ориентироваться в происходящем и искать наилучшие способы действия. В этом и состоит процесс жизни. Пока мы живем, мы должны решать различные жизненные задачи. А значит, мы должны думать, принимать решения и действовать. Иначе никак.
Вот почему люди, не занимающиеся умственным трудом и по этой причине считающие, что им не нужно развивать интеллект, сильно ошибаются. К развитому интеллекту необходимо стремиться всем и всегда, и людям умственного, и физического труда, и тем, кто уже вышел на пенсию. Ведь развитые умственные способности необходимы не только для научных открытий и создания космических кораблей! Они требуются и для того, чтобы строить хорошие взаимоотношения с другими людьми, чтобы успешно заниматься домашним хозяйством, чтобы осуществлять свои маленькие и большие мечты, да и вообще для успеха в любом деле, независимо от его важности и масштабов.
Даже чтобы приготовить себе полезный завтрак, требуется интеллект! Вы должны знать, какие продукты вам вредны, а какие полезны, то есть владеть необходимой информацией и уметь ее проанализировать. Вы должны отдавать себе отчет о последствиях употребления тех или иных продуктов. Вы должны осознанно и с пониманием относиться к самому себе и к своему здоровью. Вы должны понимать, как правильно приготовить нужные продукты и в каком сочетании употреблять их. Все это вместе и есть интеллектуальный труд!
Итак, делаем вывод. Успешный интеллектуальный труд предполагает:
• способность воспринимать и усваивать как можно больше необходимой информации,
• способность правильно понять эту информацию,
• способность проанализировать эту информацию и сделать верные выводы,
• способность принять наилучшее решение на основе имеющейся информации.
Все решения, которые мы принимаем в жизни, основаны именно на имеющейся у нас информации. Но если информации недостаточно, или она неверно нами истолкована, мы принимаем ошибочное решение. Нужен развитый интеллект, чтобы усвоить и понять достаточное количество информации, сделать на ее основе правильные выводы и принять наилучшее решение. Вот почему только человек с развитым интеллектом может достигать успеха. Чем выше интеллект, тем меньше вероятность ошибок, тем больше шанс на наилучшие решения.
Хотите совершать как можно меньше ошибок, хотите всегда и во всем быть успешным – развивайте интеллект!
Интересно и то, что у людей с развитым интеллектом обычно хорошо развита и интуиция (которую, как мы знаем, тоже можно отнести к интеллектуальным способностям). Это значит, они способны принимать правильные, наилучшие решения даже в ситуациях, когда у них недостаточно информации для оценки происходящего и логических выводов. Развитый интеллект подсказывает правильные решения самыми разными путями, и даже посредством голоса подсознания. Потому что быть умным человеком – это не означает иметь только лишь хорошо развитую логику. Это означает быть понятливым и сообразительным, а еще и способным к мгновенным озарениям минуя логический анализ, к самому полному восприятию и точному пониманию происходящего даже в сложных, непонятных и запутанных ситуациях.
Есть и еще один довод в пользу развития интеллекта. Практика показывает, что люди с развитым интеллектом живут гораздо дольше, чем те, кто не развивает и не использует в должной мере свои умственные способности.
Среди ученых, научных работников гораздо больше долгожителей, чем среди представителей других видов деятельности. Причем если человек всю жизнь активно занимался интеллектуальным трудом, то уровень его интеллекта не снижается даже в глубокой старости. Возрастные изменения в головном мозге просто не появляются или появляются гораздо позже, чем у других людей.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
staff.wikireading.ru
12 способов развить интеллект | Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»
Ирина Балманжи
Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.
1. Решайте логические загадки
Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета». Вот несколько из них:
Ответ:
Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую — продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.
Ответ:
Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 — в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 — легкие.
Ответ:
Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.
2. Тренируйте память
В книге «Память не изменяет» известный психолог Анхельс Наварро предлагает интересные игровые упражнения для улучшения памяти. К примеру, такие:
3. Размышляйте над сложными вопросами
Популяризатор науки Джон Фарндон рассказывает, что абитуриентам Оксфорда и Кембриджа нередко задают на вступительных экзаменах каверзные вопросы, которые тренируют аналитическое мышление. Некоторые из них Фарндон опубликовал в книге «Вопрос на засыпку». Сначала подумайте над ними самостоятельно, а потом почитайте рассуждения автора. Вот несколько примеров:
Эта сумка когда-нибудь опустеет? Пустая сумка вовсе не пуста. Помимо пыли, крошек, клочков бумаги и микроорганизмов, она полна воздухом, который занимает все свободное место. А что если выкачать воздух? Сумка все равно будет переполнена бурлящей квантовой энергией, которую производят появляющиеся и исчезающие частицы и волны.
Работают ли советы Овидия сегодня? Поэмы Ars Amatoria, написанная Овидием 2000 лет назад, имеет очевидный практический характер. По сути, она мало чем отличается от статей «как завоевать девушку (парня)», которые десятками появляются в интернете каждый день. Советы Овидия идентичны рекомендациям нашего времени во всем, включая их сексистскую сущность.
Как раскрутить рок-группу? Интернет-продвижение — великий способ привлечь аудиторию. Необходимо создать привлекательный сайт, страницу в Facebook, аккаунт в Twitter и разместить несколько удачных треков. Надо найти около дюжины фанатов, которые начнут генерировать интернет-трафик между своими друзьями, пока этот процесс не начнет расти лавинообразно.
Могут ли двигаться статуи? Как насчет Венеры Милосской, созданной на территории современной Турции 2100 лет назад? Сейчас она находится в парижском Лувре, далеко от острова Милос, на котором была найдена. Статуи могут передвигаться посредством человеческих усилий. Но они также способны передвигаться и сами, например при воздействии землетрясений.
Зачем людям два глаза? Картинки, которые мы воспринимаем каждым из глаз, практически идентичны. Практически — но не полностью. И это небольшое отличие имеет огромное значение. Такое строение глаз позволяет нам видеть мир в трех измерениях, то есть воспринимать объемные объекты, а не плоские изображения.
Как отравить кого-то, чтобы полиция не узнала? На самом деле поставленный вопрос не означает, что жертва отравления непременно должна умереть. Небольшое расстройство желудка вполне удовлетворяет условиям задачи, поскольку вряд ли привлечет внимание властей. Лучший способ отравить кого-то и ускользнуть от длинной руки закона — внимание к уровню причиняемого вреда.
4. Учитесь мыслить стратегически
Хотите восхищать окружающих своей прозорливостью? Книга «Теория игр» научит вас из любой ситуации выходить победителем. Вы узнаете, как правильно просчитывать ходы соперника, применяя игровые схемы в повседневной жизни. Это не туманные рассуждения, а чистая наука, основанная на логике, математике и психологии. А сейчас сыграйте с авторами в одну азартную игру:
«Мы выбрали число от 1 до 100; ваша задача — угадать это число. Представьте, что если вы правильно назовете его, мы заплатим 100 долларов. Вероятность угадать число с первой попытки достаточно низкая: один из ста. Для того чтобы повысить ваши шансы на выигрыш, дадим вам пять попыток, а после каждой попытки будем говорить, какое число вы назвали — большее или меньшее.
Готовы играть? Мы можем предположить, как вы будете вести игру, и делать соответствующие ответные ходы. Ваша первая догадка 50? Это самое часто встречающееся предположение и, к сожалению для вас, слишком большое число. Возможно, ваша вторая попытка — 25? Очень жаль, но это число слишком маленькое. На следующем этапе большинство людей называют число 37. К сожалению, 37 — тоже слишком мало. Как насчет 42? Снова слишком мало.
У вас осталась пятая попытка. Вы знаете, что нужное число больше 42 и меньше 50. У вас есть семь вариантов: 43, 44, 45, 46, 47, 48 и 49. Какое из этих чисел вы выберете?
Источник
До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.
Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.
Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».
5. Занимайтесь математикой
Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект — подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате», где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:
«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.
Иоганн Кеплер, — источник
По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.
У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»
6. Научитесь играть на музыкальном инструменте
Психолог, автор книги «Мы — это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта — всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:
«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй — занятия пением, в третьей — актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.
Источник
Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.
Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».
7. Практикуйте медитацию осознанности
Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе — в книге «Осознанность». Совет из нее:
«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.
Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.
Источник
Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».
8. Учитесь мыслить нестандартно
Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:
«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.
Источник
Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:
Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.
Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.
Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.
Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.
Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще — столько, сколько понадобится.
Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.
Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?
Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».
9. Изучайте иностранные языки
По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:
Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное — делать это регулярно.
Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.
10. Сочиняйте истории
Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача — продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:
Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.
11. Высыпайтесь!
Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне»:
«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью — с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.
Источник
Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».
12. Не пренебрегайте физкультурой
Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга»:
«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».
Больше книг о развитии интеллекта — здесь.
P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку. Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.
Обложка поста отсюда
blog.mann-ivanov-ferber.ru
Высокий интеллект: признаки, способы развития, советы
Темы об интеллекте и его развитии являются на сегодняшний день одними из популярных. Одним из главных отличий людей друг от друга являются интеллектуальные способности. Без интеллекта не было бы научных открытий и различных сфер деятельности. Любой человек может в себе открыть огромный потенциал и возможности для развития и саморазвития благодаря именно своей мыслительной деятельности. В рамках данной статьи проанализируем сущность высокого интеллекта и рассмотрим способы его развития.
Что такое интеллект человека?
В переводе с латинского интеллект означает «познание», «понимание». Под интеллектом подразумевается способность людей в восприятии и запоминании различной информации, склонность к решению сложных задач и жизненных ситуаций при помощи мозговой деятельности, а именно путем логических выводов и умозаключений.
Существует коэффициент интеллекта, который является оценкой уровня знаний человека и вычисляется с помощью различных специальных тестов и методик. Средний показатель интеллекта варьируется от 90 до 110 баллов. Показатели, находящиеся на уровне 70 баллов, говорят о нарушении интеллекта в отрицательную сторону. Личности с интеллектом выше среднего — это те, у кого балл превышает отметку 110. По мнению специалистов, основным фактором в формировании таких способностей является наследственность.
Мышление и интеллект: что общего?
В психологии интеллект и мышление являются схожими процессами умственной деятельности.
Мышление — склонность к анализированию, построению логических умозаключений, умение строить логические выводы на основе приобретенных знаний. Интеллект — способность к реализации полученных знаний, подкрепленная рациональными действиями. Прочтение нескольких книг и различных энциклопедий еще не говорит о наличии высокого интеллекта, так как необходимо правильно применять полученную информацию на практике.
Особенности
Человеческий мозг является «мышцей», которую необходимо регулярно тренировать. Другими словами, чем больше усилий и времени человек готов вложить в свое развитие, тем скорее для него откроются новые перспективы для дальнейшей самореализации.
Например, если личность способна концентрироваться на конкретных вещах, для заметных видимых результатов ей необходимо в течение определенного времени расширять поле деятельности.
Что такое эмоциональный интеллект?
Данное понятие является достаточно новым в психологии и массовой культуре. Само существование данного явления берет начало с давних времен. Согласно мнению специалистов, высокий эмоциональный интеллект отличается умением управлять эмоциями как чужими, так и собственными. Данная способность состоит из следующих частей:
способность анализировать чувства и эмоции окружающих людей;
умение контролировать собственные эмоции и посторонних;
умение сопоставлять задачи и эмоции.
Искусственный интеллект
Актуальной темой в современном мире является искусственный или, по-другому, синтетический интеллект. Он представляет собой созданную человеком систему, которая умеет анализировать поступающую информацию и воспроизводить процессы мышления, схожие по действию с импульсами, происходящими в процессе мозговой деятельности человека. Создание и изучение синтетического интеллекта относят к отрасли информатики.
Что такое нарушение интеллекта?
Уровень интеллекта человека способен как повышаться, так и снижаться. Падению могут поспособствовать врожденные или нажитые дефекты в структуре головного мозга. Умственную осталось при рождении называют слабоумием, приобретенную – олигофренией или старческой. Сильная и сложная депрессия может спровоцировать снижение интеллекта. Сильное влияние также оказывает утрата зрения, слуха, то есть когда человек не имеет возможности получать информацию из внешних источников.
Виды интеллекта
Врожденный интеллект может стать основой для успешного собственного развития, в выборе любимой профессии, помочь удачно реализоваться в жизненных планах. В среднестатистическом человеке гармонично развиваются несколько талантов, но только один, как правило, является ведущим. Выделяют следующие основные типы интеллекта:
Природный. Человеку с таким типом свойственно проникновенно ощущать всю прелесть природы. Им отлично подойдет сфера деятельности в области животноводства, ботаники и агрономии.
Музыкальный тип проявляется высокой чувствительностью к любым ритмам и звукам. К такому типу относят певцов и музыкантов.
Логико-математический тип интеллекта помогает в решении сложных логических и математических задач. Данный вид интеллекта с основном наблюдается у детективов, ученых и математиков. Такие люди отличаются своей замкнутостью.
Представителями лингвистического типа интеллекта являются поэты, журналисты, писатели и общественные деятели. Как правило, им нравится разгадывать кроссворды, читать и писать различные истории.
Благодаря пространственному типу человек с легкостью может вспомнить любое событие из жизни. Носителями данного вида интеллекта являются летчики, моряки, художники, скульпторы и архитекторы. Они отличаются ориентированностью на местности различных масштабов.
Личностный. Человек, обладающий данным типом интеллекта, хорошо владеет самопознанием, что позволяет ему грамотно и здраво подходить к решению различных задач любых сложностей.
Телесно-кинестетический связан с осязанием и тактильным восприятием. Представителями такого вида в основном являются танцоры и работники прикладных профессий.
Экзистенциальный. Людям с данным типом свойственно размышлять о человеческом существовании, а также выдвигать теории на тему смысла жизни, появления людей на планете и прочее.
Межличностный интеллект заключается в способности понимания и эффективном взаимодействии с другими людьми. Обладателями этого типа являются актеры, учителя, политики и социальные работники.
Проверить расположенность к одному из типов можно с помощью тестов на определение IQ.
Как повысить интеллект?
Можно ли повысить интеллект? Специалисты давно отвечают на данный вопрос положительно. Развитие интеллекта считается систематичной привычкой, можно сказать, образом жизни. Повышая его, человек ежедневно постигает новые знания, применяя их на практике, и тренирует память. В данном списке собраны способы и советы, которые помогут повысить уровень интеллекта:
Решайте логические загадки и головоломки.
Играйте в интеллектуальные и настольные игры, такие как нарды, шахматы, покер.
Ежедневно тренируйте память. Существует множество книг, которые могут вам помочь в данном вопросе.
Как можно чаще размышляйте над сложными задачами.
Полюбите цифры и математические задачи. Математика помогает тренировать мозг, формирует умение анализировать и обобщать, а также находить решения и выбирать оптимальные варианты действий.
Изучение иностранных языков, по мнению специалистов, способствует развитию и сохранению ясности ума даже в зрелом возрасте.
Занимайтесь физическими упражнениями. Учеными выявлено, что спорт благоприятно сказывается на интеллектуальных способностях.
И, наконец, высыпайтесь. Качество и количество сна напрямую влияет на способность к обучению.
Медитация как упражнение для мозга
Не так давно стало известно, что при помощи медитации можно повысить коэффициент интеллекта. Данный способ, помимо повышения интеллекта, обладает следующими качествами:
способствует снижению стресса;
улучшает настроение;
положительно влияет на психическое здоровье;
способствует эмоциональному равновесию.
Психолог Зигфрид Отмер, который на протяжении тридцати лет исследовал данный вопрос, выявил следующее: люди, что практиковали медитацию, в последующем демонстрировали повышение уровня интеллекта на 23 процента.
Основная причина повышения IQ при медитации заключается в том, что в процессе практики замедляется активность мозга, повышается его пластичность и способность к самостоятельной реорганизации. Во время медитации человек фокусируется на музыке, дыхании или мантре и тем самым дает мозгу отдохнуть, взамен он начинает лучше работать. Стоит отметить, что в исследовании участвовали обычные люди, которые ранее не практиковали медитации, а положительные результаты стали проявляться на пятый день занятий.
Специалисты советуют: чтобы получить положительный эффект для интеллекта и здоровья, нужно медитировать не менее 12 минут ежедневно.
Многие знают пользу медитаций, но, как правило, начать бывает не так-то просто. Для это существует множество программ и приложений.
Зависит ли интеллект от генетики?
Исследователями из Университета Ульма в Германии было выявлено, что интеллект лишь на 50 процентов зависит от генетики. Одними из главных факторов, оказывающих влияние на интеллект, которые формируется в детстве, являются следующие:
Степень привязанности к матери в дошкольном возрасте. Исследования показали: дети, которые систематически играли с родителями в сложные развивающее игры, впоследствии отличались повышенным интеллектом, в отличие от большинства сверстников.
Родительская любовь. Если ребенок до подросткового возраста получил от родителей ту порцию любви и внимания, которая была ему необходима, то в его гиппокампе увеличивались клетки на 10 процентов, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.
С детского возраста необходимо развивать интеллект ребенка, решать логические задачи и искать вместе пути их решения, несмотря на то, что, возможно, ваши дети с высоким интеллектом от природы. К тому же это помогает сблизиться с детьми.
Признаки высокого интеллекта
У каждого человека имеются разные способности. Ученые представили список особенностей, которые свойственны людям с высоким интеллектом:
Высокий уровень тревожности. Специалисты объясняют это тем, что люди с высоким IQ умеют анализировать ситуацию и предполагать ее исход. Высокоинтеллектуальные люди чаще всего страдают депрессиями и бессонницей, которые развиваются из-за способностей предвидеть неприятные ситуации и их обдумывать.
Смена режима дня. Большинство людей живет по такому распорядку: просыпаются рано утром и ложатся спать к вечеру, такой тип называют «жаворонками». Что касается противоположного типа, «совы», они чаще подвержены заболеваниям нервной и сердечно-сосудистой систем. Тем не менее такие люди показывают более высокие аналитические результаты, отличаются хорошей концентрацией внимания, а также меньше устают. Большая часть руководителей и людей, которые занимают другие ответственные должности, являются «совами».
Чувство юмора. Способность понимать юмор связана с богатым словарным запасом и вербальным развитием. Талантом подшутить на любую тему, в том числе и над собой, обладают высокоинтеллектуальные люди.
Неаккуратность. Специалисты считают, что высокий интеллект связан со склонностью к творческому беспорядку. По их мнению, неправильно организованное место оказывает дисциплинирующее воздействие и способствует активизации умственных процессов, а также усилению креативности.
Самокритичность. Люди с данным признаком имеют склонность сомневаться в качестве своих знаний. Чем больше человек осведомлен, тем больше перед ним раскрывается круг вопросов, на которые он пока не знает ответов. И, напротив, менее развитые люди всегда уверены в своих знаниях и стараются не мучить себя «лишними» сомнениями. Связь между самокритичностью и уровнем интеллекта является научно подтвержденным фактом, и имеет название «эффект Даннинга – Крюгера».
Лень — признак высокого интеллекта. Ученые пришли к выводу, что именно она является отличительной чертой умных и вдумчивых людей. Они уверены, что более поверхностные люди не умеют рационально использовать свое свободное время. Согласно исследованиям, высокоинтеллектуальные люди ведут себя менее активно, нежели те, кто не отличается высокими знаниями. Таким образом, специалисты пришли к такому выводу: чем выше интеллект, тем ниже активность.
Несомненно, к признакам высокого IQ можно отнести хорошую память, аналитический склад ума, способность к обучению. Но если природный дар ребенка начать развивать с маленького возраста, он раскроется во всей полноте. В тех семьях, где родители активно занимаются с малышами, из них вырастают любознательные, сообразительные и коммуникабельные дети.
Люди с высоким уровнем интеллекта
Такие люди есть, но их мало. Во всем мире всего три процента людей могут похвастаться самым высоким интеллектом, который достигает отметку 130. Практически каждый из них посвятил всю свою жизнь определенной сфере деятельности, где смог достичь немалых высот. Среди людей с высоким уровнем интеллекта есть известные личности:
Теренс Тао — IQ 230.
Кристофер Майкл Хирата — IQ 230.
Натан Леопольд — 210.
Ким Унг-Йонг — IQ 210.
Гарри Каспаров — IQ 190.
Альберт Эйнштейн — IQ 170-190.
Эндрю Уайлс — IQ 170.
Бил Гейтс — IQ 160.
Стивен Хокинг — IQ 160.
Возможности интеллекта
Учеными доказано, что не все люди полноценно используют запас потенциала своих физиологических возможностей.
При желании человека интеллект может поддаться развитию до высокого уровня, и предела тому просто не существует. Постоянные ежедневные тренировки способствуют улучшению показателей ума и дают в последующем хорошие результаты.
Многие считают, что нужно уже родиться с талантом. Но данное высказывание не совсем верно. Каждый из нас обладает определенными способностями, просто не все это могут своевременно заметить, так как все дело в жизненных интересах.
В заключение
Таким образом, интеллект тесно связан с личностным развитием самого человека. Необходимо понимать, что наш разум не может существовать отдельно от нас. Он нуждается в регулярном «подпитывании» новой информации и свежими идеями, что в последующим позволит совершать открытия и делать смелые поступки. Стремление развивать свой интеллект и улучшать свои навыки должно быть у каждого из нас, а начать это делать можно прямо сейчас.