Какие этические системы требуют соблюдения моральных норм: Какие этические системы требуют соблюдения моральных норм — PutKsebe

Содержание

Какие этические системы требуют соблюдения моральных норм — PutKsebe

Человеческое общение базируется на некоторых этических принципах, нормах и правилах. Без их соблюдения общение скатится до удовлетворения собственных потребностей, что приведет к разрушению взаимосвязей между людьми.

Задачей всех этических норм и правил поведения является сплочение и объединение всех членов общества.


У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее, но для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – общение необходимо. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила. Какие же нормы и правила регулируют наше общение и определяют культуру речи?

Проблема этики общения

Этика речевого общения определяется культурой речи. Этика предписывает людям правила нравственного поведения, этикет определяет манеры поведения в определенных ситуациях и конкретные формулы вежливости. Человек, который соблюдает этикет, но нарушает этические нормы общения, лицемерен и обманчив. Этичное и высокоморальное поведение с несоблюдением правил этикета со стороны также выглядит довольно странно и доверия не вызывает.

Таким образом, понятия этики речевого общения и речевого этикета нужно рассматривать вместе. Основные этические принципы и моральные нормы общения всегда рассматривают наряду с конкретными правилами ведения беседы: приветствием, просьбой, вопросом, благодарностью, прощанием и т.д. И если с речевым этикетом знакомы практически все (способы приветствия, благодарности, поздравления, выражение благодарности и сочувствия и т.д. знакомы многим), то об этических принципах и нормах мы часто забываем.

Этические принципы общения

Существует так называемое золотое правило общения, суть которого заключается в том, что к другим следует относиться так, как хотелось бы, чтобы другие относились к вам. Это правило можно распространить на любые ситуации. Таким образом, рассматриваются следующие основные этические принципы общения:

  • альтруизм (готовность чем-то пожертвовать ради другого),
    добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага),
    требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность),
    справедливость,
    паритетность (равенство между людьми) и т.д.

    Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.

    Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных

Конспект урока ОРКСЭ «Этнические нормы»

Содержание

В работе «Критика чистого разума» Иммануил Кант использует термин «summum bonum» в качестве описания наивысшего блага, идеального соответствия с нравственным законом. Кант считает, что объективные нравственные ценности существуют. Независимо от того, в каком культурном, ситуативном или историческом контексте происходит убийство или насилие, оно все равно является злом. Поступок считается аморальным, если он не может быть превращен в правило для всего человечества. Кант считает, что люди обязаны придерживаться нравственных ценностей и выполнять благочестивые действия исключительно из чувства долга, а не потому, что они рассчитывают на награду, или боятся наказания. По сути, это единственным поводом для моральных действий является «добрая воля».

Кант утверждает, что обязанность предполагает возможность. Из того, что мы знаем, что «благо» — наш долг, следует, что она должна быть достижимой. Что мы не можем достичь, не является нашей обязанностью. Действие становится моральным или аморальным, если оно совершается добровольно.

Наградой за добродетель является достижение счастья. Иными словами, счастье и добродетель может быть, и должны быть достигнуты вместе. «Summum bonum» делает мораль осмысленной.

    1. Телеологическая этическая система

В телеологической системе этики, как правило, нет абсолютных предписаний. Вместо них утилитаризм, например, предлагает применять категории веса и длительности для абстрактных категорий. Относительно этой традиции строятся такие современные явления как, например, Международный рейтинг счастья. Этический релятивизм более свойственен для телеологического подхода, нежели для деонтологического.

Телеологическая (или консеквенциональная) форма принятия решений ставит во главу угла последствия действия, в то время как деонтологические формы связаны с моралью самого закона. Представитель направления утилитаризма (а соответственно и телеологической формы этики), Иеремия Бентам утверждает, что любые действия, приводящие к благоприятному исходу возможны и правильны. Его последователь Джон Стюарт Милль (1806-1873) — английский философ и экономист написал в 1861 году одно из самых известных сочинений, под названием «Утилитаризм». Его основной аргумент заключается в том, что нравственность состоит в достижении наилучшего состояния дел, и, что самое лучшее состояние дел в государстве — это достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Утилитаризм сохраняет свои позиции и в современной философии.

Добродетели свойственны следующие признаки:

  • связь с высшей целью;

  • наличие удовольствий особого свойства

  • добродетель существует как среднее состояние между порочными крайностями избытка и недостатка. Например, добродетель смелости стоит между пороками безрассудства и трусости, которые соответственно представляют собой избыток и недостаток.

  • добродетель появляется при соединении естественных инстинктов и нравственной определенности;

  • реализуется в поступках, в соотнесенности с практикуемыми в обществе образцами поведения;

  • свободна по своей природе;

  • противостоит пороку в реальных действиях.

Цель этики, в этом контексте, состоит в том, чтобы определить, как наилучшим образом достичь счастья. Счастье зависит от достижения соответствующих добродетелей. Добродетель — это скорее диспозиция, чем деятельность. То есть добродетельный человек склонен вести себя правильным образом, по правильным причинам и чувствовать удовольствие от такого поведения. Добродетель варьируется от человека к человеку, поэтому нет жестких правил относительно того, как лучше избегать пороков.

Только добровольные действия заслуживают похвалы или порицания. Мы можем определить добровольное действие как любое действие, которое возникает у человека не под воздействием какой-то внешней силы, а как внутренний позыв. Однако есть пограничные случаи, когда кто-то вынужден вести себя бесчестно под серьезной угрозой. Добровольные действия характеризуются рациональным выбором, когда человек самостоятельно определяет принцип действий, рассуждая о том, как наилучшим образом достичь желаемых целей.

Мы должны признать, что существует много видов ценностных ориентиров, которыми мы живем, включая религиозные, этические и эстетические. В качестве этической системы, которая построена, прежде всего, на религиозной составляющей рассмотрим подход, который принято называть Теорией божественного повеления (Divine Command theory). Это понятие используется для ряда теорий, которые рассматриваются этику в контексте влияния высших сил. Воля Бога является основой таких этических систем. Согласно теории божественного закона действие может считаться хорошим или плохим, обязательным, допустимым или запретным исключительно по воле или заповедям Бога. Теория божественного повеления часто считается аргументом, опровергающим так называемую дилемму Евтифрона. Этот аргумент назван в честь одного из диалогов Платона. Дилемма Евтифрона начинается с постановки вопроса:

выбирают ли боги добро, потому что оно благое, либо же добро – благое, потому что выбрано богами?  Каким бы ни был ответ на этот вопрос, проблема все равно не будет решена. Если ответ на дилемму Евтифрона будет, что морально благие поступки предвещаются Богом, то мы сталкиваемся с проблемой независимости; если же морально добрые поступки предпосланы Богом, потому что они благие, тогда они являются хорошими и до божьего выбора. Это явно несовместимо с теорией божественного повеления, поэтому апологет теории божественного повеления должен дать второй ответ на дилемму Евтифрона. Вместе с тем полагая, что морально добрые поступки хороши, потому что они воля Бога, тогда есть риск столкнуться с проблемой произвола, пустоты и странных повелений.

Существует ряд библейских примеров, которые в контексте светской этики считались бы морально неприемлемыми, такими, как разграбление египтян: «внуши народу [тайно], чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых» [Исход 11: 2] или подготовка Авраама к жертвоприношениям своего сына: «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» [Бытие 22: 2]. Но осознание, что это повеление идет от Бога делает их морально благими. Здесь мы имеем конфликт между религиозным и этическими. Особый интерес в этом контексте представляет Божье повеление Аврааму убить Исаака. В библейской истории, Авраам не убил Исаака. Но с точки зрения общества проблема заключается в том, что даже окружающие Авраама доподлинно не знают, было ли это божественное повеление или заблуждение Авраама. Позиция общества все равно должна зависеть от этического запрета на убийство при оценке действий Авраама.

При оценке философских достоинств и недостатков Теории Божественного повеления, необходимо рассматривать эту теорию в широком контексте и учитывать возможные связи между теорией и религиозно-нравственными вопросами, а также соответствующие эстетические, гносеологические и метафизические аспекты.

Литература, рекомендуемая для изучения

  1. Апресян Р. Г. Феномен универсальности в этике Текст доклада. – Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/ethics/seminar/17_09_2015/phenomen-of-universa.pdf

  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2000. — 472 с. – Режим доступа:

  3. https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/Ethics_Gusseinov_Apressyan.doc

  4. Гусейнов А. А., Иррлитц Г.Краткая история этики. — М.: Мысль, 1987. — 589 с. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gus_Etika/_Index.php

  5. Кант И. Основы метафизики нравственности http://vehi.net/zph/ikant.html

  6. Коновалов Л.В. Прикладная этика (по материалам западной литературы). Вып.1. –Биоэтика и экоэтика. –м.:ИФРАН.1998.-216 с. – Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/1998/Konovalova_1.pdf

  7. Лосев А.Ф. Этика как наука. // Человек. — 1995. — №2

  8. Шрейдер ЮАЛекции по этике: Учебное пособие — М.: МИРОС, 1994. — 136 с. – Режим доступа: portal23.sibadi.org/mod/resource/view.php?id=1779

Тест с ответами по теме: «Мораль и этика»

I вариант.

1. Этика — это философская наука, которая изучает
а) мораль+
б) природу
в) бытие
г) право

2. Поступок как первичный элемент нравственности НЕ включает в себя …
а) намерение
б) цель
в) последствие поступка
г) моральные нормы+

3. В каком аспекте понимается термин «мораль»
а) мораль как вид юридической ответственности
б) мораль как источник российского права
в) мораль как особая форма общественного сознания+
г) мораль как способ достижения цели

4. Юристы за свои действия и решения в профессиональной сфере …
а) несут повышенную ответственность+
б) несут такую же ответственность, как и все остальные
в) несут пониженную ответственность
г) не несут никакой ответственности

5. Мораль как способ регулирования поведения человека в обществе представляет собой …
определенный набор прав и обязанностей сторон
а) систему принципов и норм+
б) сознание людей
в) особую структуру правоотношений

6. Латинское слово «mores» переводится как …
а) вежливость
б) взаимодействие
в) отношения
г) нравы+

7. Категория этики, которая характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному  долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности, — это …
а) честь
б) справедливость+
в) ответственность
г) достоинство

8. Понятия морального сознания, в которых требования предъявляемые к людям выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, который вобрал в себя наиболее высокие моральные качества, — это …
а) моральные стремления
б) моральные законы
в) моральные идеалы+
г) моральные догмы

9. Согласно М. С. Строговичу действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения, — это …
а) нравственность+
б) этика
в) религия
г) идеология

10. Моральные принципы относятся к
а) только юристам
б) только тем людям, которые согласны с такими принципами
в) только духовенству
г) всем людям+

11. Основные понятия этической науки, которые отражают наиболее существенные элементы морали — это …
а) словарь этики
б) тезаурус этики
в) категории этики+
г) принципы этики

12. Согласно А. С. Кобликову главной функцией морали считается …
а) регулятивная+
б) прогностическая
в) коммуникативная
г) ориентирующая

13. Под термином «моральные нормы» понимаются
а) нормы, обеспеченные государственным принуждением
б) нормы, принятые среди членов определенной организации
в) нормы, регулирующие имущественные отношения, а также неимущественные отношения, связанные с имущественными
г) социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе+

14. В моральных отношениях человек выступает в качестве:
а) способа регулирования общественных отношений
б) субъекта по отношению к обществу, социальной группе и т. д.+
в) предмета исследования
г) объекта моральных обязанностей для других+

15. Категории этики — это …
а) общую и особенную части этической науки
б) понятия этической науки, которые не отражают наиболее существенные элементы морали
в) все понятия и термины этической науки
г) основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали+

16. Категория  этики, которая по своему содержанию противоположна добру,  выражает представление о том, что противоречит требованиям морали и заслуживает осуждения, — это …
а) зло+
б) справедливость
в) благо
г) несчастье

17. Субъективное осознание личностью своей ответственности перед обществом, которое выступает как долг и ответственность перед самим собой, — это…
а) совесть+
б) счастье
в) достоинство
г) честь

18. Профессиональная этика играет важную роль, прежде всего для профессий, объектом которых является …
а) право
б) государство
в) человек+
г) культура

19. Категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на гуманистических идеях – это…
а) долг
б) достоинство+
в) честь
г) репутация

20. Самооценивающее чувство, которое является одним из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей — это …
а) добро
б) благо
в) совесть+
г) справедливость

II вариант.

1. В моральные санкции включены:
а) моральное одобрение+
б) государственное принуждение
в) юридические санкции
г) моральное поощрение+

2. Социальные нормы, которые регулируют поведение человека в обществе, его отношение к обществу и к себе, — это …
а) моральные нормы+
б) корпоративные нормы
в) коллизионные нормы
г) правые нормы

3. Мораль измеряется уровнем
а) общественного и индивидуального сознания+
б) технического развития
в) благосостояния населения
г) материальных потребностей населения

4. Гуманизм это
а) бескорыстное служение ближнему
б) предпочтение собственных интересов интересам других
в) сознательное стремление содействовать общему благу
г) признание человека высшей ценностью+

5. Если моральная норма указывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как он должен вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку …
а) права и свободы
б) возможность осуществления деятельности
в) совокупность приемов и способов осуществления деятельности
г) общее направление деятельности+

6. Согласно М. С. Строговичу взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении — это …
а) этикет
б) этика
в) право
г) нравственное сознание+

7. Под «нравственной этикой» понимается:
а) учение о том. как должен поступать человек+
б) учение о закономерностях развития общества
в) учение о законах бытия
г) учение о нравственной морали

8. Латинское слово «moralis» переводится как …
а) справедливость
б) ценность
в) нравственность+
г) гуманизм

9. Учение о том, как человек должен поступать, каким принципам и нормам обязан следовать — это …
а) прогностическая этика
б) нравственная этика+
в) эмпирическая этика
г) прикладная этика

10. Когда происходит предпочтение собственных интересов интересам других – это …
а) эгоизм+
б) идеализм
в) материализм
г) формализм

11. Как наука сколько по времени существует этика?
а) более 20 веков+
б) более 10 веков
в) с конца 18 века
г) с IV века до нашей эры

12. Что такое этика?
а) которая изучает добродетели
б) об общепринятых и повторяющихся формах поведения людей
в) о морали, нравственности+
г) о нравах, обычаях

13. Выберите, каким этическим нормам уделяется внимание в рамках западной европейской культуры?
а) польза, выгода, трудолюбие
б) справедливость, добро, благо+
в) честь, свобода, вера

14. Определите, что такое мораль?
а) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации
б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе+
в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению
г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности

15. Социальные нормы это:
а) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации+
б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе
в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению
г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности

16. Традиции –
а) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
б) представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
в) духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.
г) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.+

17. Этический памятник “Домострой” принадлежит этой стране:
а) Древней Греции
б) Индии
в) России+

18. Нормы общественных организаций это:
а) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.
б) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
в) правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.+
г) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.

19. “Деонтология” изучает:
а) учение о правилах поведения
б) учение об общественных нравах и обычаях
в) учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики+

20. Основал этику:
а) Платон (428-328 до н.э.)
б) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.)+
в) Аристотель (384-322 до н.э.)
г) Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)

Моральные принципы. Морально-этические принципы :: SYL.ru

Каждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые установлены внутренними убеждениями людей или целого коллектива. Эти нормы диктуют поведение отдельной личности и неписанные законы совместного сосуществования. Вот эти нравственные рамки, находящиеся внутри человека или целого общества, и есть моральные принципы.

Понятие морали

Изучением морали занимается наука под названием «этика», относящаяся к философскому направлению. Дисциплина о нравственности изучает такие проявления, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни.

моральные принципы

Проявление морали неразрывно связано с двумя противоположностями – добром и злом. Все нравственные нормы направлены на поддержание первого и неприятие второго. Добро принято воспринимать как важнейшую личную или общественную ценность. Благодаря ему человек созидает. А зло – это разрушение внутреннего мира человека и нарушение межличностных связей.

Мораль – это система правил, эталонов, убеждений, которая находит отражение в жизни людей.

Человек и общество оценивают все происходящие в жизни события через призму морали. Сквозь нее проходят политические деятели, экономическая ситуация, религиозные праздники, научные достижения, духовные практики.

Моральные принципы – это внутренние законы, которые определяют наши действия и позволяют или не позволяют переступать через запретную черту.

Высокие моральные принципы

Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой. Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время. Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.

Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:

  1. Внутренние убеждения полностью совпадают с нормами поведения окружающего общества.
  2. Правильные поступки не подвергаются сомнению, но не всегда возможно их выполнение (например, кинуться вдогонку за вором, укравшим у девушки сумку).
  3. Выполнение этих принципов может привести к уголовной ответственности, когда они противоречат законодательству.

Как складываются моральные принципы

Моральные принципы формируются под воздействием религиозных учений. Немаловажное значение имеют увлечения духовными практиками. Человек может самостоятельно складывать для себя моральные принципы и нормы. Здесь важную роль играют родители, учителя. Они наделяют человека первыми познаниями о восприятии мира.

нормы морали

К примеру, христианство несет в себе ряд ограничений, который верующий человек не переступит.

Религия была всегда тесно связана с моралью. Неисполнение правил трактовалось как грех. Все существующие религии по-своему трактуют систему морально-этических принципов, но они имеют и общие нормы (заповеди): не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не делай другому того, чего не хочешь получить сам.

Отличие морали от обычаев и правовых норм

Обычаи, правовые нормы и нормы морали, несмотря на, казалось бы, схожесть, имеют ряд отличий. В таблице представлено несколько примеров.

Нормы моралиОбычаиНормы права
человек выбирает осмысленно и свободновыполняются точно, без оговорок, беспрекословно
норма поведения для всех людеймогут отличаться у разных народностей, групп, общин
в их основе — чувство долгаисполняются по привычке, для одобрения окружающих
основа -личные убеждения и мнение обществаодобряются государством
могут выполняться по желанию, не являются обязательнымиобязательны для исполнения
нигде не записываются, передаются из поколений в поколенияфиксируются в законах, актах, меморандумах, конституциях
невыполнение не наказывается, а вызывает чувство стыда и муки совестиневыполнение может привести к административной или уголовной ответственности

Иногда правовые нормы абсолютно идентичны и повторяют моральные. Отличный пример — принцип «не укради». Человек не занимается кражей, так как это плохо – мотив основан на нравственных принципах. А если человек не ворует, потому что боится наказания, это аморальная причина.

Людям часто приходится выбирать между моральными принципами и правом. Например, кража какого-то лекарства для спасения чьей-то жизни.

Вседозволенность

Моральные принципы и вседозволенность – это вещи кардинально противоположные. В античные времена нравственность не просто отличалась от ныне существующей.

моральные принципы и нормы

Правильней сказать – её не было вообще. Полное её отсутствие рано или поздно приводит общество к гибели. Только благодаря постепенно складывающимся нравственным ценностям человеческое общество смогло пройти через аморальную античную эпоху.

Вседозволенность перерастает в хаос, который уничтожает цивилизацию. Правила морали должны быть в человеке всегда. Это позволяет не превращаться в диких животных, а оставаться существами разумными.

В современном мире распространение получило вульгарно упрощенное восприятие мира. Людей бросает в крайности. Результатом таких перепадов становится распространение кардинально противоположных настроений в людях и в обществе.

Например, богатство – бедность, анархия – диктатура, переедание – голодовка и т.д.

Функции морали

Морально-этические принципы присутствуют во всех сферах жизни человека. Они выполняют несколько важных функций.

морально этические принципы

Самая важная – воспитательная. Каждое новое поколение людей, перенимая опыт поколений, получает мораль в наследство. Проникая во все воспитательные процессы, она взращивает в людях понятие нравственного идеала. Мораль учит человека быть личностью, совершать такие действия, которые не принесут вреда другим людям и не будут сделаны против их воли.

Следующая функция – оценочная. Мораль оценивает все процессы, явления с позиции объединения всех людей. Поэтому все происходящее рассматривается как положительное или отрицательное, доброе или злое.

высокие моральные принципы

Регулятивная функция морали заключается в том, что именно она диктует людям, как им надо вести себя в обществе. Она становится способом регулирования поведения каждой отдельно взятой личности. Насколько человек способен действовать в рамках моральных требований, зависит от того, как глубоко они проникли в его сознание, стали ли они неотъемлемой частью его внутреннего мира.

Тесты по Профессиональной этике | Социальная сеть работников образования

Примерные образцы тестовых заданий

1.        Этика как наука существует:

a)        более 20 веков;

b)        более 10 веков;

c)        с конца 18 века;

d)        с IV века до нашей эры.

2.        Этика — это наука:

a)        которая изучает добродетели;

b)        об общепринятых и повторяющихся формах поведения людей

c)        о морали, нравственности;

d)        о нравах, обычаях.

3.        Мораль — это:

a)        общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;

b)        форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;

c)        общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;

d)        правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.

4.        Социальные нормы — это:

a)        общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;

b)        форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;

c)        общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;

d)        правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.

5.        Ритуалы — это:

a)        правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.

b)        общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.

c)        правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

d)        наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.

6.        Традиции — это:

a)        правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

b)        представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

c)        духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.

d)        наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.

7.        Права — это:

a)        представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

b)        правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

c)        духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.

d)        наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.

8.        Религия — это:

a.        духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.

b)        передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;

c)        правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.

d)        наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.

9.        Нормы общественных организаций — представляют собой:

a)        наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.

b)        правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

c)        правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

d)        общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.

10.        Основателем этики признаётся:

a)        Платон (428-328 до н.э.)

b)        великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.).

c)        Аристотель (384-322 до н.э.),

d)        Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)

11.        Термин «этика» (ethica) впервые использовал для обозначения науки, которая изучает добродетели:

a)        Платон (428-328 до н.э.)

b)        великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.).

c)        Аристотель (384-322 до н.э.),

d)        Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)

12.        В истории развития этики как науки можно выделить:

a)        3 этапа: античная этика,  средневековая этика, современная этика.

b)        2 этапа: античная этика, современная этика.

c)        5 этапов: предэтика, античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.

d)        4 этапа: античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.

14.  Автор термина “Мораль”:

a.        Гомер;

b.        Тацит;

c.        Цицерон.

15.  Нравственность — термин:

a.        французский;

b.        китайский;

c.        русский.

16.  “Домострой” — памятник этической мысли:

a.        Древней Греции;

b.        Индии;

c.        России.

17.  “Любовь к ближнему” — моральная норма этики:

a.        античной;

b.        конфуцианской;

c.        христианской.

18.  Этический утилитаризм — это этика:

a.        феодальных экономических отношений;

b.        рабовладельческих рыночных отношений;

c.        буржуазных рыночных отношений.

19.  Эвдемонизм — это:

a.        долг;

b.        красота;

c.        счастье.

20.  Гедонизм — это:

a.        аскетизм;

b.        чувственное наслаждение.

c.        патриотизм;

21.  Логос — это закон:

a.        Римской империи;

b.        Российской империи;

c.        Космоса.

22.  Аскетизм — это:

a.        отказ от чувственно-физических наслаждений;

b.        печаль;

c.        развлечение;

23.  Понятие “греха” впервые сформулировано:

a.        Платоном;

b.        Аристотелем;

c.        Фомой Аквинским.

24.  “Деонтология” — это:

a.        учение о правилах поведения;

b.        учение об общественных нравах и обычаях;

c.        учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики.

b)        профессиональная этика.

25.  “Категорический императив” встречается в учении:

a.        Маркса;

b.        Гегеля;

c.        Канта.

26.  Религиозное начало преобладало в этике:

a.        античности;

b.        Нового времени;

c.        Средних веков.

27.  Рационализм — отличительная черта этики:

a.        протестантизма.

b.        язычества;

c.        православия;

28.  Этикет — это :

a.        религиозное учение;

b.        памятник древней этической мысли;

c.        культура поведения.

29.  Этику к “практической философии” относил:

a.        Аристотель.

b.        Гегель;

c.        Маркс;

30.  Эмотивизм — это направление в этике:

a.        марксизма;

b.        экзистенциализма;

c.        неопозитивизма.

31.  “Научить человека быть счастливым” — это точка зрения:

a.        разумного эгоизма;

b.        гедонизма;

c.        эвдемонизма.

32.  Эмотивизм это направление в этике:

a.        марксизма;

b.        экзистенциализма;

c.        неопозитивизма.

33.  “Человек должен быть свободным” считает этика:

a.        этического утилитаризма;

b.        экзистенциализма;

c.        неотомизма

34.  Добро и зло —  это:

a)        самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимноличностных регуляторов поведения людей.

b)        нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

c)        наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

35.   В этике справедливость — категория,

a)        означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло;

b)        специфически моральная категория;

c)        специфически правовая категория.

36.   Долг представляет собой:

a)        нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

b)        самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимноличностных регуляторов поведения людей.

c)        категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности

37.   Совесть — это:

a)        самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимноличностных регуляторов поведения людей.

b)        нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

c)        категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

d)        обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия

38.   Ответственность — это:

a)        выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.

b)        нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

c)        категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

d)        обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

39.   Достоинство — это:

a)        категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

b)        категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

c)        мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.

d)        выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.

40.   Репутация— это:

a)        самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимноличностных регуляторов поведения людей.

b)        нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

c)        мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.

d)        выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.

41.   Право — это:

a)        нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

b)        необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни.

c)        совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия

42.   Мораль и право – это:

a)        необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни.

b)        совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия

c)        выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе.

d)        признание достоинства и ценности личности.

43.   Презумпция невиновности означает:

a)        нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

b)        мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.

c)        выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.

d)        признание достоинства и ценности личности.

44.   Презумпция невиновности впервые была сформулирована:

a)        в Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции в 1789 году,

b)        в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года

c)        в Конституции Российской Федерации 1993 года

45.   Культура уголовного процесса представляет собой:

a)        уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности.

b)        качественную характеристику этого вида государственной деятельности, опирающуюся на общее понятие культуры, а также представления о юридической культуре.

c)        достижения общества в производственной, общественной и духовной жизни.

Моральные нормы поведения человека. Морально-этические нормы :: BusinessMan.ru

Моральные нормы позиционируют все доброе как важную личную и общественную составляющую. Соотносят светлые проявления с желанием людей поддерживать единство в межличностных отношениях. Во всем этом нужно подробно разобраться, чтобы достичь совершенства в нравственном плане.

Фундамент для построения гармоничного общества

Моральные нормы и принципы обеспечивают достижение гармонии и целостности, когда люди заводят между собой отношения. Кроме этого, появляется больший простор для создания благоприятной среды в собственной душе. Если добру отведена созидательная роль, то злу — разрушительная. Злонамеренные замыслы вредят межличностным связям, они занимаются разложением внутреннего мира индивида.

моральные нормы Моральные нормы человека еще и потому важны, что целью их является целостность доброты в человеке и ограничение его негативных проявлений. Нужно осознать тот факт, что душе необходимо поддержание доброго внутреннего климата, поставить себе задачу стать благонравным.

Моральные нормы подчеркивают долг каждого человека отказаться от греховного поведения как в отношении себя, так и окружающих людей. Следует принять на себя обязательство перед обществом, которое, однако, не усложнит нашу жизнь, а, наоборот, улучшит ее. То, насколько человек чтит морально-этические нормы, контролируется внешним миром. Идет корректировка с помощью общественного мнения. Изнутри проявляется совесть, которая тоже заставляет нас действовать верным образом. Поддаваясь ей, каждый человек осознает свой долг.

Свободный характер принятия решений

Моральные нормы не приносят за собой материальных наказаний. Человек сам решает, следовать им или нет. Ведь и осознание долга — это тоже дело индивидуальное. Чтобы придерживаться верного пути с открытой душой, нужно обеспечить отсутствие довлеющих факторов.

Люди должны осознавать, что поступают правильно не из-за возможного наказания, а из-за награды, что появится в результате в виде гармонии и всеобщего достатка.

Речь идет о наличии личного выбора. Если в обществе уже выработаны некоторые правовые и моральные нормы, часто именно ими диктуется подобное решение. В одиночку его принять непросто, ведь вещи и явления имеют ровно ту ценность, которой мы их наделяем. Не всякий готов пожертвовать личными интересами ради того, что считают правильным в общем смысле.

морально этические нормы

Обезопасить себя и окружающих

Иногда в душе личности царствует эгоизм, который потом ее же и пожирает. В том забавная особенность этого неприятного явления, что человек ждет слишком многого от окружающих и, не получая этого, считает себя никому не нужным, никчемным. То есть не так далека дорога от самолюбования к самобичеванию и страданию на этой почве.

А ведь все весьма легко — научиться дарить радость другим, и они начнут делиться благами с тобой. Вырабатывая морально-этические нормы, общество может обезопасить себя от ловушек, в которые само же и угодит.

У разных групп людей может и свод негласных правил отличаться. Иногда индивид может оказаться зажатым между двух позиций, из которых нужно выбирать. Например, молодой человек получил просьбу о помощи одновременно от матери и жены. Чтобы всем угодить, ему придется разорваться, в итоге кто-то по-любому скажет, что он поступил не по-человечески и что слово «нравственность» ему, видимо, неизвестно.

Так что моральные нормы — это весьма тонкая материя, в которой нужно хорошенько разобраться, чтобы не запутаться. Имея кое-какие шаблоны поведения, проще строить на их основе собственные поступки. Ведь за действия нужно нести ответственность.

моральные нормы поведения

Для чего нужны данные нормы?

Моральные нормы поведения имеют такие функции:

  • оценка того или иного параметра в сравнении с представлениями о добре и зле;
  • регулировка поведения в обществе, установка того или иного принципа, законы, правила, по которым будут действовать люди;
  • ведение контроля над тем, как выполняются нормы. Этот процесс основан на общественном осуждении, или базисом его является совесть индивида;
  • интеграция, целью которой является поддержать единство людей и целостность нематериального пространства в человеческой душе;
  • воспитание, в ходе которого должны быть сформированы добродетели и способность верно и обоснованно делать личностный выбор.

правовые и моральные нормы

Определение, которое получает мораль и ее функции, говорит о том, что этика разительно отличается от других областей научного знания, которые нацелены на реальный мир. В разрезе этой отрасли познания говорится о том, что должно быть создано, вылеплено из «глины» человеческих душ. Многими научными рассуждениями большая часть внимания оказана описанию фактов. Этикой же предписываются нормы и оцениваются поступки.

моральные нормы человека

Какую специфику носят моральные нормы

Есть определенные их отличия на фоне таких явлений, как обычай или правовая норма. Нередки случаи, когда мораль не идет вразрез с законом, а, напротив, поддерживает и укрепляет его.

Кража не только наказуема, но еще и осуждается обществом. Порой заплатить штраф даже не так сложно, как навеки лишиться доверия окружающих. Бывают и такие случаи, когда право с моралью расстаются на их общем пути. Например, то же воровство человек может совершить, если на кону жизнь родных людей, тогда индивид считает, что цель оправдывает средства.

Мораль и религия: что общего?

Когда был силен институт религии, она тоже играла важную роль в формировании моральных устоев. Тогда они подавались под видом высшей воли, ниспосланной на землю. Те, кто не выполнит божье веление, творили грех и не только осуждались, но и считались обреченными на вечные муки в аду.

Религия преподносит мораль в виде заповедей и притч. Все верующие должны исполнять их, если претендуют на чистоту души и жизнь в раю после смерти. Как правило, в разных религиозных концепциях заповеди схожи. Осуждается убийство, кражи, ложь. Грешниками считаются прелюбодеи.

Какую роль играет мораль в жизни общества и индивида

Люди подвергают свои действия и поступки окружающих оценке с точки зрения морали. Это применимо к экономике, политике и, разумеется, духовенству. Подбирают моральный подтекст для обоснования тех или иных решений, принимаемых в каждой из этих сфер.

моральные нормы и принципы Нужно придерживаться норм и правил поведения, служить общему благу людей. Присутствует объективная нужда в коллективном ведении жизни общества. Поскольку люди нуждаются друг в друге, именно моральные нормы обеспечивают их гармоничное сосуществование. Ведь человек не может существовать в одиночестве, и вполне объяснимо его стремление к созданию честного, доброго и правдивого мира как вокруг себя, так и в собственной душе.

Понятие морали и её нормы

Люди вкладывают в понятие морали уже обыденное представление о добре и зле. В действительности же все сводится к двум вышеназванным категориям и умению различать их в каждой отдельной ситуации. Спектр моральных норм гораздо шире, чем это представляется на первый взгляд.

Определение и характерные черты

Мораль — это принятые в социуме представления о добре и зле, о том, что правильно, а что нет. Умение отличать хорошее от плохого проявляется в поступках и мыслях как отдельных лиц в частности, так и человеческих объединений в целом. Нравственность выступает способом самоорганизации социума с присущими ему контролирующими аспектами.

 

фото 108

Нормы морали имеют свои отличительные признаки:

  1. Распространение на всех членов общества независимо от занимаемого положения.
  2. Свобода выбора в следовании или не следовании нравственным нормам, хотя на решение человека оказывают значительное влияние: его совесть, общественное мнение и вера в существование кармы и иные личные предубеждения.
  3. Тотальное проникновение во все сферы жизни людей, будь то экономическая или социальная область, включая круг их интересов и деятельности: творчество, получение образования или бизнес.

Концепции появления морали

Изучением сущности морали и ее влияния на сознание и поступки людей занимается отдельная отрасль философии — этика. Отвечая на вопрос о происхождении и развитии человеческой нравственности, ученые разделились на три основные группы, каждая из которых склоняется к определенной точке зрения:

Мораль дарована людям богом

Божественный закон (несет высшее, первостепенное значение для основ нравственности) состоит из трех ступеней:

  1. вечный закон, который таится в божественном разуме, подразумевает то, что без веры в бога не будет и морали;
  2. естественный закон нравственности, смысл которого в том, что человеческая природа, душа, сотворенная создателем, все время стремится слиться с ним;
  3. позитивный человеческий закон, низшая ступень из трех, — общность правовых и моральных норм, которые приняты в социуме.

Религиозная концепция авторитарна и неизменна, она предполагает четкие границы в рассмотрении добра и зла. Требования божественного закона выражены в заповедях.

Этические нормы заложены природой в людях изначально

Сторонники этой натуралистической концепции, опираясь на научные труды Ч. Дарвина и П. Кропоткина, выразили мысль о сходстве психологии сознания и поведения первобытных людей и животных. В древности у человека на первом месте стоял род со всеми установленными в нем обычаями и правилами, табу и предрассудками, привычками и интересами, являющимися обязательными для большинства, что подразумевало слияние отдельных представителей в единое целое. Отсюда, считают приверженцы этой идеи, произошла и начала развиваться этика, из этого отожествления себя с другими появилось понятие справедливости, а позже — нравственности.

Зарождение и совершенствование морали произошло только с развитием общества

Представители социологизаторской точки зрения считают, что ответ на вопрос о появлении нравственности стоит искать не в человеческой сущности. Первоисточник здесь — исторические и социальные условия развития общества, а также его потребности, удовлетворение которых выражается в стремлении более выгодно и удобно для себя (социума) организовать оптимальное сосуществование людей друг с другом.

Нормы и принципы морали

Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):

  1. Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
  2. Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.
  3. Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
  4. Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
  5. Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
  6. Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
  7. Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.

фото 109

Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:

  1. гуманизм — высшей ценностью признается человек, его достоинство и самоценность;
  2. коллективизм — осознанное стремление индивида всеми силами способствовать общей пользе;
  3. альтруизм — готовность безвозмездно и бескорыстно помогать окружающим;
  4. милосердие — проявление добродушия, доброжелательности, сострадания и человеколюбия;
  5. добровольный отказ от крайнего индивидуализма и проявлений эгоизма;
  6. принцип золотой середины — чувство меры во всем: в делах, поступках, эмоциях;
  7. принцип талиона, или «око за око» — необходимость возмещения убытков одному индивиду за счет другого, если утрата у первого произошла по вине второго. При этом необходимо настраиваться на поиск позитива и конструктивных методов выхода из кризисных или конфликтных ситуаций.

Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.

Назначение морали

Чтобы понять, насколько важно значение морали и ее функций в жизни человека, необходимо рассмотреть основные:

Регулятивная функция

Законодательные акты — способ регулирования отношений между людьми и их поведения, который закреплен на официальном, то есть формальном уровне. Основное отличие регулятивной функции нравственности в том, что она не нуждается в каких-либо документах, так как принятие моральных норм и принципов является добровольным желанием человека; они регламентируют его поступки, становясь частью его личных взглядов, принципов и убеждений.

Оценочная функция

Заключается в восприятии своих и чужих поступков, то есть это моральная оценка действительности с точки зрения ее осмысления исходя из гуманистического потенциала.

Воспитательная функция

Благодаря нравственным нормам, моральным принципам, а также правилам поведения, воспитывающим личность в социуме, происходит образование определенных социальных идеалов и развитие внутреннего стремления человека обеспечить пропорциональное сочетание индивидуальных и общественных интересов так, чтобы от приложенных усилий при достижении поставленных целей не было плохо окружающим.

Контролирующая функция

Негласный контроль со стороны окружающих за поведением индивида; в качестве обратной реакции на определенные поступки могут быть наложены как позитивные, так и негативные санкции.

фото 110

Интегрирующая функция

Существует для поддержания гармоничного состояния внутри человека, так как каждый подвергает анализу свои действия и поступки, в том числе с нравственной точки зрения.

Значение морали в человеческом обществе

Мораль включена абсолютно во все области жизни человека, при этом сама она не является организованной сферой деятельности. Нравственность не поддается институционализации и какому-либо управлению, вместе с тем она всеобъемлюща. Этические требования выражены в форме императива, как веление поступать определенным образом из чувства нравственного долга перед другими людьми.

Человек — существо биосоциальное, поэтому наличие общества необходимо для его нормальной жизни. У каждого из нас существует потребность нахождения рядом с другими представителями вида Homo sapiens. Только с помощью морали, проявляющей себя через правила и требования, а также самосознание отдельной личности и какой-либо общности в целом, выражается коллективное волеизъявление по согласованию индивидуальных и групповых интересов.

В социуме действует общность трех элементов структуры нравственности:

  1. нравственная деятельность;
  2. моральное сознание;
  3. нравственные отношения.

Мораль очень важна как для жизни отдельного человека, так и для нормального функционирования всего общества в целом, ведь она выступает естественным регулятором отношений, неким внутренним цензором, к которому мы обращаемся, когда не знаем, правильно ли мы поступаем.

Что такое ценности, мораль и этика?

Гостевой пост от Джека Хобана.

Что такое ценности?

Согласно словарю, ценности — это «вещи, которые имеют внутреннюю ценность в виде полезности или важности для владельца», или «принципы, стандарты или качества, которые считаются стоящими или желательными». Однако важно отметить, что, хотя мы можем думать о ценности как о чем-то хорошем, практически все ценности морально относительны — на самом деле нейтральны — до тех пор, пока они не будут квалифицированы с помощью вопроса: «Насколько это хорошо?» или «Хорошо для кого?» «Хорошее» иногда может быть просто вопросом мнения или вкуса, либо обусловлено культурой, религией, привычкой, обстоятельствами или окружающей средой и т. Д.Опять же, почти все значения относительны. Исключение, конечно же, составляет ценность жизни. Жизнь — универсальная объективная ценность. Мы могли бы принять это как должное, но все мы обладаем жизненной ценностью, иначе мы не были бы живы. Жизнь также имеет двойную ценность: мы ценим свою жизнь и жизнь других.

Что такое мораль?

Моральные ценности — это относительные ценности, которые защищают жизнь и уважают двойную жизненную ценность себя и других. Великие моральные ценности, такие как правда, свобода, милосердие и т. Д., есть одна общая черта. Когда они функционируют правильно, они защищают или улучшают жизнь для всех. Но это все еще относительные ценности. Наши относительные моральные ценности необходимо постоянно проверять, чтобы убедиться, что они всегда выполняют свою миссию по защите жизни. Даже такие основные ценности морской пехоты, как «честь, мужество и преданность делу», требуют изучения в этом контексте. Смелость может превратиться в глупое мученичество, приверженность — в иррациональный фанатизм, честь — в самодовольство, тщеславие и неуважение к другим.У наших врагов есть свои стандарты чести, они обладают мужеством и, несомненно, преданы делу. Что нас отличает? Уважение к универсальной жизненной ценности отличает нас от наших врагов.

Что такое этика?

Человек, который знает разницу между добром и злом и выбирает правильное, морален. Человек, мораль которого выражается в его готовности поступать правильно, даже если это сложно или опасно, является этичным. Этика — это моральные ценности в действии. Быть этичным — это императив, потому что мораль защищает жизнь и уважает других — всех остальных.Это образ жизни, который соответствует универсальным ценностям человечества, сформулированным американскими отцами-основателями, — равенству людей и неотъемлемому праву на жизнь. Как воины, наш долг — быть защитниками и защитниками жизненных ценностей и выполнять уникальную и трудную миссию — лишать жизни тех, кто действует аморально (против жизни), когда это необходимо, чтобы защитить жизни невинных других.

Когда вы должны убить, защищая жизнь, это все еще сложно, но это морально. Те, кто убивает тех, кто не соблюдает свои узкие относительные религиозные, этнические или криминальные ценности — другими словами, убивают из-за относительных ценностей — аморальны.Стремление защищать жизненные ценности себя и других — всех остальных — делает Этичного Воина отличным от других и нравственным.

Определения в действии — Пример рассказа: «Хулиган»

Если все это слишком философски, мы также создали эту виньетку, чтобы объяснить термины более приземленным образом. Мы называем это:

Вы ребенок на школьном дворе. Вы видите хулигана. Он считает себя «лучшей собакой». Это нормально. Это восприятие — относительная ценность.Но когда его относительная ценность превышает жизненную ценность другого ребенка — другими словами, когда хулиган задирает и / или бьет другого ребенка — это неправильно, и это необходимо остановить. Вот правило: относительные ценности, какими бы «большими» они ни были, не могут заменить жизненную ценность.

Вы видите, как хулиган придирается к другому ребенку. Вы нутром чувствуете, что это неправильно. Поздравляю, вы нравственны. (Кстати, большинство людей морально настроены — они знают разницу между добром и злом)

Теперь … вы видите, как хулиган придирается к другому ребенку.Вы преодолеваете «замирание», преодолеваете смущение и идете сказать учителю. Поздравляю! Вы этичны. (Этика — это моральные ценности в действии).

Теперь … вы видите, как хулиган придирается к другому ребенку. Вы преодолеваете «заморозку», преодолеваете страх и идете на помощь ребенку, над которым издеваются. Вы подвергаете себя риску. Поздравляю! У вас задатки этичного воина.

И это не заканчивается школьным двором. Почти все проблемы в нашем обществе и в мире вызваны хулиганами — теми, кто заменяет жизненные ценности других своими собственными относительными ценностями.Этичные морские воины противостоят хулиганам.

См. Раздел о бесплатной библиотеке управления:

————————————————————————-

Картер Макнамара, MBA, PhD — Authenticity Consulting, LLC — 763-971-8890
Читайте мои блоги: Советы директоров, Консультации и OD, и Стратегическое планирование.

.

Моральные стандарты и неморальные стандарты

перейти к содержанию (0)

Изучите философию онлайн!

  • О компании
    • Об этом сайте
    • Политика конфиденциальности
    • Блог PHILO-notes
      • Зачем нам работать?
      • Как преодолеть страдание?
    • Контакты
  • ИПХП К-12
    • Учебник (ИПП К-12)
    • Глава 1
      • Что такое философия?
      • Происхождение философии
      • История греческой философии (Часть 1)
      • История греческой философии (часть 2)
      • История греческой философии (часть 3)
      • История греческой философии (часть 4)
    • Глава 2
      • Занимаясь философией
      • Методы философствования (1)
      • Методы философствования
    • Глава 3
      • Человек как воплощенный дух
    • Глава 4
      • Окружающая среда и человек
  • Логика
    • Что такое логика?
    • Что такое критическое мышление?
    • Категориальная логика
      • Категориальная логика: термины и утверждения
      • Образование
      • Площадь оппозиции
      • 8 Правил силлогизма
      • Диаграмма Венна
      • Антилогизм
      • Заблуждение
        • Неформальные заблуждения
          • Обращение в органы власти
          • Обращение к людям
          • Апелляция в силу
          • Призыв к жалости
          • Воззвание к незнанию
          • до Hominem
          • Ложная причина
          • Скользкий склон
          • Либо / либо Заблуждение
          • Ошибка равносильности
          • Поспешное обобщение
          • Ошибка композиции
.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *