Кинесика это в психологии: Язык жестов с точки зрения психологии. Что такое кинесика

Содержание

Язык жестов с точки зрения психологии. Что такое кинесика

Самая важная составляющая общения – коммуникация, то есть обмен информацией. Если спросить, что играет главную роль в этом обмене, то большинство опрошенных назовут слова, речь, язык. И ошибутся. Речевые или, как говорят психологи, вербальные средства, конечно, участвуют в общении, но на их долю приходится не более 20 % передаваемой информации. А остальные 80-90 % передаются с помощью невербалики, главным образом языка жестов, мимики и пантомимики.

Что такое кинесика

Преобладание неречевых средств в общении только на первый взгляд кажется удивительным. А если подумать, то несложно понять, что наши телодвижения, позы, мимика не просто оформляют общение, а несут основную часть информации. Ведь один только взгляд, улыбка, движение брови или взмах рукой могут изменить значение речевого высказывания на прямо противоположное. Например, выражение «Какой ты умный!» далеко не всегда комплимент. А слова «Какой же ты дурачок!» не обязательно являются оскорблением.

Движения, как средства общения, часто называют жестами. Такая широкая трактовка этого понятия привычна и принята в обыденной речи. Но в социальной психологии жестами называют лишь сравнительно небольшую часть коммуникативных движений. А в отношении их всех чаще используют понятие «кинетические средства» или «кинемы» по аналогии с фонемами – частицами речевых средств.

Кинетические средства – это движения или любые визуально различимые изменения, которые происходят в организме человека и несут информацию о его состоянии. Например, покраснение кожи лица – свидетельство смущения или гнева, а побледнение – страха или слабости. Наука, изучающая роль телодвижений и жестов в общении, называется кинесикой.

Существует три группы кинем, которые имеют свои особенности и играют разную роль в передаче информации.

Врожденные экспрессивные движения

Все невербальные средства «старше» речевых, но и среди них есть свои долгожители. Древнейшими кинетическими средствами являются так называемые экспрессивные реакции или экспрессивные движения, которые имеют врожденный, рефлекторный характер.

К экспрессивным реакциям относятся видимые невооруженным глазом изменения, происходящие с человеком при переживании им различных эмоций. Природа экспрессивных движений физиологическая, они обусловлены тем, что под влиянием того или иного настроения меняются и физиологические процессы: гормональный фон, работа сердечно-сосудистой, пищеварительной, двигательной системы, характер потоотделения и т. д.

Если эти изменения проявляются внешне, то они служат достоверным источником информации об эмоциональном состоянии индивида. Например, переживание чувства страха сопровождается выбросом адреналина в кровь и учащением сердцебиения. Из-за прилива крови к сердцу ухудшается снабжение ей головного мозга – человек бледнеет, может испытывать слабость, головокружение, даже потерять сознание. Мышечная слабость в свою очередь проявляется в треморе – дрожании конечностей. Выброс адреналина приводит и к изменению зрачков – они становятся большими, заполняющими почти всю радужку.

В состоянии гнева, напротив, человек часто краснеет. О том, кто находится в ярости, часто говорят, что ему кровь бросилась в голову. И это именно так. В отличие от того, кто переживает страх, у разозленного человека зрачки сужаются. Его мышцы напрягаются – сжимаются кулаки, а на скулах появляются желваки.

К врожденным экспрессивным движениям, участвующим в процессе общения, относят следующие реакции:

  • тремор – дрожание конечностей;
  • кожно-гальваническую реакцию – потоотделение;
  • мурашки по телу, как следствие раздражения и активизации волосяных луковиц, расположенных под кожей – реакция атавистическая, доставшаяся нам от волосатых предков;
  • изменение размера зрачков;
  • изменение ритма и частоты дыхания;
  • побледнение и покраснение кожных покровов;
  • плач;
  • улыбку и смех.

Особенность врожденных экспрессивных реакций в их рефлекторном характере, поэтому человек не может ими управлять и с трудом контролирует. Так, мы не можем покраснеть или побледнеть по собственному желанию, если, конечно, не вызвать соответствующее воспоминание. Но мало кто переживал в жизни такую ситуацию, чтобы при одном только воспоминании о ней бросало в краску.

Поэтому кинетические средства несут самую правдивую информацию. Исключением является улыбка, которая тоже относится к врожденным экспрессивным движениям. Она настолько ценится в общении, что человек научился ей управлять, правда, не до конца. В улыбке участвуют не только мышцы вокруг губ, но и глаза, в том числе их выражение, своеобразное напряжение мышц, изменяющее разрез глаз. Поэтому неискренняя, дежурная улыбка, в которой не участвуют глаза – это ничего не значащий акт вежливости, демонстрация зубов без кариеса. Такую улыбку еще называют голливудской.

Чтобы получить правдивую информацию о состоянии партнера и его отношении к теме разговора и собеседнику, нужно не просто знать значения экспрессивных движений, но и быть наблюдательным человеком. Впрочем, частично эту информацию мы получаем неосознанно, на интуитивном уровне, поэтому часто не можем объяснить, почему нам нравится или не нравится какой-то человек.

Пантомимика, мимика, позы

В следующую группу кинетических средств общения входят мимические и пантомимические движения. Они очень разнообразны и тоже несут информацию, прежде всего, об эмоциональном состоянии человека, его отношении к партнеру и оценке ситуации общения.

Например, хорошо демонстрирует эмоциональное состояние походка. В унылом, грустном, подавленном настроении человек движется медленно, его плечи и голова опущены, руки безвольно свисают вдоль тела, а ноги с трудом отрываются от земли, поэтому шаркают. А в хорошем, бодром настроении человек идет энергично, его шаги четки и уверенны, хорошо заметна отмашка руками, а голова поднята вверх.

Особенности пантомимики

Все наши телодвижения в значительной степени связаны с физиологическими процессами, не исключение и пантомимика. Например, когда человеку страшно, он испытывает чувство холода, поэтому непроизвольно сжимается, втягивает голову в плечи, обхватывает себя руками. Движения его становятся экономными, так как он старается «спрятаться» — быть незаметным, занимать как можно меньше места.

А вот гнев, сопровождающийся повышенным мышечным тонусом, является причиной резких, размашистых и часто плохо скоординированных движений. Человек может делать сильные рубящие движения ладонью, стучать кулаком по столу или по своей ладони, грозить указательным пальцем. Во время письма у разгневанного человека ручка бывает прорывает бумагу из-за слишком сильного нажима и резких движений.

Напротив, в хорошем доброжелательном настроении человек совершает плавные, округлые движения. Он спокоен, поэтому в движениях нет резкости, и ничего не боится, значит, открыт миру.

Несмотря на связь с физиологией, человек может управлять своими движениями и контролировать пантомимику и мимику. Именно эта область кинесики является основной для построения сценического образа у актеров, для передачи настроения и характера персонажей.

Управлять своими движениями учатся и политики под руководством психологов. Это важно, чтобы уметь скрыть свои намерения или продемонстрировать нужное отношение к партнеру и теме разговора.

Мимика

Экспрессивные реакции

Мимика, как средство общения, играет столь важную роль, что дети учатся ее понимать буквально с рождения. 2-3-месячный малыш уже улыбается в ответ на улыбку мамы и плачет, когда она сердито хмурится.

У человека 18 основных мимических мышц, и они, участвуя в коммуникативном процессе, способны произвести бессчетное количество разнообразных движений. Описать все выражения лица нереально, тем более мимика – это отражение индивидуальности личности, и она уникальна у каждого человека. Мимические движения создают первое впечатление о человеке, ведь при встрече мы прежде всего обращаем внимание на лицо.

Понимая значение мимики, человек учится ей управлять, следить за выражением своего лица. Но постоянно держать под контролем все мимические движения невозможно, и истинные чувства и намерения все равно хоть на мгновение, но прорываются сквозь искусственную маску. Вот на мгновение человек прикусил нижнюю губу или непроизвольно облизнул ее – это свидетельство о беспокойстве. А вот слегка дрогнул уголок губ с одной стороны – это выражение презрительного сомнения или скептического отношения.

Особую роль в мимике играют глаза, которые передают, пожалуй, самую искреннюю информацию о состоянии человека. Поэтому люди прежде всего обращают внимание на глаза своего собеседника. По ним можно определить настроение, готовность помочь или желание отомстить. А как блестят, буквально сияют глаза, когда человек влюблен и смотрит на объект своей симпатии! Вот лишь несколько значений выражений и движений глаз, знание которых помогут вам понять вашего собеседника.

  • Если человек непроизвольно отводит взгляд, опуская глаза вниз – то он лжет, недоговаривает или что-то скрывает.
  • Если же, отводя глаза, ваш собеседник направляет взгляд вверх, но он просто не знает что вам сказать, не знает ответ на ваш вопрос, но не хочет, чтобы вы об этом догадались.
  • Если зрачки глаз внезапно расширяются, то что-то вашего партнера сильно напугало.
  • Если зрачки сужаются, а глаза буквально превращаются в щелки, да еще и губы сжимаются, будьте осторожны – человек, с которым вы общаетесь, разгневан.
  • Если глаза вашего партнера блестят и он внимательно изучает ваше лицо, то этот человек заинтересован разговором или вами лично.
  • Если глаза неподвижны и словно остекленели, а собеседник смотрит в одну точку, то это свидетельство потрясения или глубокой задумчивости.
  • Если в процессе разговора ваш партнер отводит взгляд и начинает рассматривать предметы обстановки или пейзаж за окном, то стоит подумать о прекращении общения или смене темы разговора – ваш собеседник потерял к нему интерес.

Это, конечно, далеко не все сигналы, которые передают глаза, но сказанного достаточно, чтобы понять, насколько важно обращать внимание на их выражение.

Позы

Несмотря на то, что позы – это статические положения тела, они все равно относятся к кинесике. То, какую позу человек принимает во время разговора, свидетельствует о его отношении к ситуации общения и к партнеру.

Если люди, занимающиеся организацией коммуникативного процесса, знают роль движений в общении и следят за ними, то на позы внимание обращают значительно меньше. Исключением является самая известная поза, которую называют закрытой: человек скрещивает руки на груди, переплетает пальцы или перекрещивает ноги, закрываясь тем самым от собеседника. Эта поза еще называется защитной, хоть правильнее ее назвать позой дистанцирования. Ее принимают не только в той ситуации, когда человек опасается партнера по общению или чувствует неуверенность перед ним, но и тогда, когда хотят дистанцироваться от неприятной ситуации. Например, часто со скрещенными на груди руками сидит преподаватель на экзамене и явно не потому, что боится студентов.

Но кроме этой общеизвестной позы есть множество других. Например, «поза ферта», когда человек стоит, упершись руками в бока. Это демонстрация самоуверенности и превосходства, нередко наигранного, если индивид хочет казаться более уверенным, чем на самом деле.

Есть позы демонстрации своей сексуальной роли. У мужчин это стойка с ногами шире плеч и руками в карманах, или когда большие пальцы рук засунуты за ремень брюк. У женщин это поза, сидя и положив нога на ногу. А уж если дама покачивает одной ногой, то она явно рассматривает своего собеседника как потенциального сексуального партнера, возможно, и неосознанно.

Жесты и их особенности

Если рассматривать жесты в узком смысле слова, то они считаются третьей, самой специфической группой кинетических средств. Особенность жестов в том, что они имеют не психофизиологическую, а социальную основу, то есть являются продуктом групповой культуры. Дети их осваивают в процессе социализации, а представителям иной культуры приходится запоминать значение жестов так же, как и значение слов иностранного языка.

Жестов меньше, чем, например, пантомимических движений, но они несут более разнообразную по характеру информацию. Кроме эмоционального состояния и оценки, с помощью жестов можно передать разнообразные идеи и понятия, в том числе знаки, например, цифры. Можно выразить даже абстрактные категории: любовь – составленное из больших и указательных пальцев рук сердечко; победа – поднятые вверх большой и безымянный палец в виде латинской буквы V и т. д.

Жестами сопровождают обращение к Богу – крестное знамение у христиан или умывающий жест ладонями у мусульман. А знак «козы» — выставленные вперед указательный палец и мизинец – отвращает зло. Есть жесты приветствия, прощания, жесты поддержки и неприятия, жесты поощрения и наказания. А какое разнообразие оскорбительных жестов!

Жесты, рожденные в одних культурах, могут быть не поняты представителями других народов или неформальных групп.

  • Так, распространенный в последнее время жест OK – соединенные в кольцо большой и указательный пальцы – пришел из американской культуры, где он означает: «все в порядке». Но у германцев, например, этот жест значит «ноль», у японцев – это «деньги», а у народов Передней Азии вообще оскорбительный жест.
  • Привычное нам выражение одобрения – поднятый вверх большой палец – тоже не везде имеет такое значение. В Германии – это просто «один», а в Греции соответствует по значению поднятому вверх среднему пальцу, то есть является фаллическим символом.

Учитывая такое разнообразие жестов и их значений в различных странах, становится понятно, что изучения языка жестов не менее важно для взаимопонимания, чем изучения языка слов.

Язык телодвижений и жестов, выражений глаз и мельчайших нюансов эмоциональных состояний – это огромный пласт древнейших средств коммуникации. Он настолько древен и имеет такие глубокие природные корни, что понятен даже животным, особенно тем, что живут рядом с нами. Постижение науки кинесики не только позволит вам чувствовать и понимать своих собеседников, но и самим стать мудрее.

Кинесика — Студопедия

Кинесика представляет собой совокупность жес­тов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. «Кин» — мельчайшая единица движения тела человека, считывая которую можно интерпретировать передаваемые через жесты и другие движения сообщения.Поведение человека складывается из «кинем» так же, как человеческая речь из последовательности слов, предложений, фраз.

Кинемы выполняют роль дополнения или замещения речевых сообщений. Кинесика включает зритель­но воспринимаемые движения, выполняющие регулятивную фун­кцию в общении. Это не только движения лица и тела, но и оформ­ление внешности, походка, почерк и др. Элементами кинесики принято считать жесты, мимику, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потяги­вание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак как знак победы и т.п.).

Жесты представляют собой различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие его отношение непосредственно к собесед­нику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.Большинст­во людей во время общения использует руки, чтобы подчеркнуть или выделить наиболее важные места в разговоре, указать на предметы или людей, выразить мысль жестом и проиллюстриро­вать свое высказывание. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о психическом состоянии человека, но и об интенсивности его переживаний. Считается, что жесты имеют социальное происхождение, поэтому межкультурные различия проявляются в них особенно ярко.


Например, выражая свое одобрение в общественных мес­тах, немцы не аплодируют, как это принято в культурах других народов, а стучат костяшками пальцев по крышке стола, свистят или кричат. При счете они не загибают, а, наоборот, разгибают пальцы, сжатые в кулак.

В различных культурах по-разному принято привлекать к себе внимание официанта. В США это делается поднятым указа­тельным пальцем, легким движением руки, словами «официант» или «извините». В Европе для этого слегка постукивают ложкой или кольцом по стакану. На Ближнем Востоке принято хлопать в ладоши. В Японии приподнимают руку ладонью вниз, слегка ше­веля пальцами, а в Испании и Латинской Америке — ладонью вверх, быстро сжимая и разжимая пальцы.


Используемые во всех культурах жесты можно условно разде­лить на произвольные и непроизвольные, культурно обусловлен­ные и физиологические. Так, почесывание или потирание рук, верчение карандаша в руках может быть отнесено только к фи­зиологическим жестам. Это так называемые жесты-адапторы — движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов. Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорный харак­тер.

Их можно классифицировать следующим образом:

иллюстраторы — описательно-изобразительные и выразитель­ные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста те­ряющие смысл. Эти жесты сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание. Так, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличива­ется энтузиазм говорящего или когда ему кажется, что слушаю­щий это не понимает;

конвенциональные жесты, или эмблемы, они используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т.п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движения­ми. Часто их применяют вместо слов, которые неловко выска­зать вслух, поэтому все неприличные жесты попадают в эту ка­тегорию;

модальные жесты — жесты одобрения, неудовольствия, иро­нии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, разду­мья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавлен­ности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удив­ления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сиг­нализируют об изменении активности субъекта в ходе комму­никации;

жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестят­ся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.).

Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение, что зачастую создает много проблем в межкультурной коммуникации. Особенно разнообразным является жест привет­ствия, который в различных культурах может выражаться покло­ном, поднятием бровей, кивком головы, ударом руки, поцелуем, объятием, слезами, биением черепа до крови и т.д.

Например, для нас привычно при приветствии помахать рукой из стороны в сторону. На индонезийском острове Бали двое влюбленных могут приветствовать друг друга тяжелым ды­ханием в виде дружеского сопения. Жители Бирмы, Монголии и Лапландии в качестве приветствия традиционно обнюхивают друг друга. Эскимосы приветствуют незнакомцев ударом кулака по голове или плечу. Жители Амазонии свое приветствие выра­жают взаимным похлопыванием по спине, а полинезийцы об­нимают и потирают спину собеседника. В районе островов Торреса для приветствия необходимо изогнуть правую руку в форме Крюка, затем почесывать ладони друг другу, повторяя это не­сколько раз.

Практически во всем мире получил широкое распространение жест, который в русской культуре называется «фига». В зависимости от при­надлежности к той или иной культуре он расценивается как шуточный жест, как жест-издевка, как защитительный знак (от «дурного глаза»), как символ плодородия, как непристойное приглашение к сексуаль­ным отношениям, какжест понимания между влюбленными, как знак величайшего презрения и т.д. Даже в настоящее время в Италии, Сер­бии, Англии, Шотландии верят в оберегающую силу фиги. Привер­женцы религиозного культа Макумба в Южной Америке (прежде все­го, в Бразилии) носят по этой причине изображение фиги в качестве брелока на шее.

При контактах с представителями других культур во многих ситуациях возникает впечатление, что люди ведут себя неестест­венно.

Например, если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то этот жест покажется японцам стран­ным, так как в таких случаях они прикасаются пальцем к носу. Только в XX в. рукопожатие стало приемлемым во всем мире. В прошлом такой прямой физический контакт считался непри­личным во многих культурах. Китайцы и в настоящее время ста­раются избегать телесных контактов с незнакомцами. Для них крепкое рукопожатие так же непринято, как для европейцев и американцев похлопывание по плечу (для «западника» это озна­чает «будь здоров»).

Жесты и телодвижения зачастую свидетельствуют о принад­лежности человека к какой-либо культуре, даже если он в совер­шенстве владеет иностранным языком. Например: существует немало анек­дотов о том, каким образом обнаруживают себя американские и русские шпионы. Американца легко узнать по специфической манере сидеть, положив лодыжку одной ноги на колено другой, откинувшись на стуле и заложив руки за голову. Русских же под­водит традиционная привычка пить чай, не вынимая ложки из стакана.

Поза является весьма значимой формой невербальной ком­муникации. Поза — положение человеческого тела, которое принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, по­этому она говорит об истинном состоянии человека больше, чем выражение его лица. Дело в том, что человека с раннего детства обычно учат владеть своим лицом при выражении каких-либо чувств, но не обучают сознательно управлять положением свое­го тела, и поэтому именно поза может рассказать нам о настоя­щих переживаниях людей и их истинном отношении к окружа­ющим. Наблюдение за позами дает значимую информацию о со­стоянии человека — напряжен он или раскован, настроен на неторопливую беседу или ждет окончания общения. Любое из­менение указывает на изменение отношений между участника­ми общения.

Специалистам известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принимать человеческое тело.

В коммуникативистике при общении принято выделять три группы поз:

включение или исключение из ситуации общения (открытость или закрытость для контакта).При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище на­клонено вперед. Закрытость достигается скрещиванием на гру­ди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими коле­но в позе «нога на ногу», отклонением спины назад и др.;

доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке, лежащей на плече собеседника, зависимость — во взгляде снизу вверх, сутулости;

противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.

Как и другие элементы невербальной коммуникации, позы различаются не только в разных культурах, но и в рамках одной культуры в социальных и половозрастных группах.

Например, почти все западные люди сидят на стуле, поло­жив ногу на ногу. Но если европеец, находясь в Таиланде, сядет так и направит подошву ботинок на тайца, тот почувствует себя униженным и обиженным, а арабский партнер воспримет это как глубокое оскорбление потому, что тайцы и арабы считают ногу самым неприятной и «низкой» частью тела. Североамери­канский студент может сидеть перед профессором так, как ему удобно, принять расслабленную позу, одну ногу закинуть на другую, поскольку такая поза не является в США каким-то осо­бым индикатором отношений. Но в европейских культурах такая поза предполагает социальное равенство партнеров по ком­муникации.

Телодвижения помогают человеку выражать свои чувства и на­мерения. Так, человек проявляет по отношению к своему собе­седнику большую открытость, если стоит к нему лицом, а не бо­ком. Неприязнь у сидящего человека проявляется в напряжении тела, и, наоборот, расслабление тела и наклон вперед выражают симпатию.

В процессе коммуникации телодвижения могут также исполь­зоваться для выражения желания закончить или начать разговор.

Например, в американской культуре применяется несколь­ко жестов, когда есть желание поменять тему разговора, выска­заться самому или закончить беседу: наклониться вперед; пере­стать смотреть собеседнику в глаза; поменять позу; часто кивать головой; касаться обеими ногами пола. Эти тонкие намеки име­ют, как правило, практический эффект и меняют характер обще­ния. Представьте себе человека, который стоит, скрестив руки, постоянно смотрит на часы, постукивает ногой по полу и не смотрит вам в глаза. Эти сигналы обычно говорят о том, что ему надо уходить.

Ошибочное употребление жестов может привести к серьез­ным недоразумениям. Например, широко известен случай, про­исшедший с одним американским политиком в одной из стран Латинской Америки. В своих речах он постоянно подчеркивал, что США хотят оказать помощь этой стране, демонстрировал свое дружелюбие и расположение окружающим. Однако его по­ездка не увенчалась успехом. Самой большой ошибкой политика было то, что, сходя с трапа самолета, он продемонстрировал всем Известный американский жест — ОК. Но в Латинской Америке этот жест считается неприличным.

Несмотря на наличие общечеловеческих жестов, было бы на­ивно полагать, будто они совершенно одинаковы у всех народов и поэтому понятны без специального обучения. Один и тот же жест, одно и то же выразительное движение у разных народов мо­жет означать различные вещи. Причина этого заключается в том, что сходные жесты воспринимаются по-разному в зависимости от того, где в данный момент находится воспринимающий.

Например, когда шведский студент, обучающийся в Моск­ве, хотел доехать до своего института, он встал на обочине дороги и поднял вверх большой палец сжатой в кулак руки. Таким жес­том он пытался остановить попутную машину. Но он не знал, что в русской культуре этот жест означает одобрение. Водители при­нимали к сведению высокую оценку их мастерства и проезжали мимо.

Но если попытаться вникнуть в значения и интерпретации этого жеста в других культурах, то следует отметить, что в англоя­зычных странах поднятый вверх палец имеет три значения. В пер­вом он используется при «голосовании» на дороге, т.е. при по­пытке остановить попутную машину. Во втором значении жест интерпретируется как «все в порядке». В третьем, когда большой палец резко выбрасывается вверх, этот жест означает нецензур­ное ругательство. В некоторых странах, в частности в Греции, он означает «заткнись».

Мимика представляет собой все изменения выражения лица че­ловека, которые можно наблюдать в процессе общения. Она явля­ется важнейшим элементом невербальной коммуникации, по­скольку помогает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателя, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Именно мимика позволяет вы­разить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20 000 смыслов. Лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собесед­нику или снисхождение к нему, свое хорошее настроение или иронию по отношению к партнеру, а также просто показать хо­рошее воспитание.

Мимика складывается из спонтанных и произвольных мими­ческих реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживае­мые эмоции. Поэтому при интерпретации мимики особое вни­мание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Когда несогласованность становится достаточно сильной, это сразу же ста­новится понятным даже неопытному человеку.

Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более вырази­тельной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации. Так, мы можем несколько преувели­чить свою радость, получая подарок, или свое огорчение, нака­зывая ребенка. Однако различные формы проявления человече­ских эмоций нередко имеют специфический характер для разных культур.

Например, смех и улыбка во всех западных культурах ассо­циируются с шуткой и радостью. Типичная «улыбчивость» азиа­тов может быть одновременно как выражением положительных эмоций (симпатии, радости и т.д.), так и способом скрыть нега­тивные эмоции (недовольство, растерянность, удивление и т.д.). В Японии смех является признаком смущения и неуверенности, поэтому иногда возникают ситуации непонимания, когда евро­пеец сердится, а японский партнер, смущаясь, улыбается. Если европеец не знает такой особенности японской культуры, то его гнев увеличивается, так как он может подумать, что над ним сме­ются.

Достаточно часто мы попадаем в ситуации, когда нам прихо­дится сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть или не оскор­бить своих близких или знакомых. При этом решающим факто­ром оказываются культурные традиции. Если в соответствии с нормами данной культуры мужчина не должен публично прояв­лять страх или открыто плакать, ему придется сдерживать свои эмоции, иначе он будет осужден общественным мнением.

Несмотря на то, что каждый человек является опытным интер­претатором мимических реакций других людей, его выводы зави­сят от множества субъективных причин. Кто-то может долго не замечать явного выражения лица своего партнера, другой, напро­тив, видит только те знаки, которые подтверждают его установку и прогноз в отношении ситуации, третий замечает только те эмо­ции, которые характерны для него самого, не воспринимая все чуждое. Разные люди в различной степени способны контролировать свою мимику, но всем нам приходится учиться это делать, а также интерпретировать мимику других людей.

Хотя многие исследователи согласны с тем, что представите­ли разных культур одинаково реагируют на некоторые раздражи­тели, но только печаль, счастье и отвращение проявляются оди­наково всеми людьми, а прочие эмоции могут выражаться по-разному.

Кинесика — это… Что изучает кинесика?

Речь занимает важное место в жизни человека. Ведь при помощи нее люди общаются, обмениваются информацией. Но немаловажную роль также играет невербальное общение. Именно данную область изучает кинесика.

Что это такое

Кинесика — это наука, изучающая сигналы невербального общения. Что же подразумевает под собой невербальное общение? Это мимика, позы, жесты. Если свою речь человек может контролировать, то с другими сигналами не все так просто. Часто именно по ним можно определить истинный смысл того, что хотел сказать собеседник.

В психологии все взаимосвязано, и часто мимика и жесты предоставляют больше информации о собеседнике, чем его речь. Если изучает невербальное общение кинесика, то другие способы информации изучают более узкоспециализированные психологические науки. Данный вид коммуникации изучает вместе с кинесикой проксемика — она исследует пространственные взаимоотношения.

кинесика это

Создатель этой методики

Рэй Бирдвистел, американский антрополог, является создателем науки кинесики. Именно он решил объединить свои исследования, а также исследования коллег, и, проанализировав их, пришел к выводу, что большинство жестов люди используют в определенных ситуациях. В 1952 г. была издана его монография «Введение в кинесику: аннотированная система записи движений рук и тела».

Это издание и стало началом становления кинесики. В своих исследованиях ученый пытался создать нечто похожее на каталог жестов, в котором бы описывались универсальные для всех народов значения жестикуляции и мимики. Во время своих путешествий Бирдвистел заметил, что у одних народов есть жесты, которые используются только между ними, а с гостями они общаются совершенно по-другому. И именно тогда исследователь задался вопросом о соотношении речи и невербальных знаков.

Рэй Бирдвистел одним из первых заинтересовался вопросом о соотношении жестов и высоты голоса. Таким образом, кинесика — это не только наука о жестах, она охватывает гораздо большую область.

Какую информацию несет жестикуляция

Несмотря на то что исследования на тему невербальной коммуникации ведутся не первый год, для большинства людей остается непонятным смысл изучения жестикуляции. Для чего же нужно ее изучать?

  1. Жесты дополняют информацию, полученную вербальным путем. С помощью них можно понять эмоциональное состояние собеседника, его отношение к участникам или самой теме беседы.
  2. С помощью жестов можно определить, насколько эмоционально близки обсуждаемые вопросы для человека.
  3. Обычно жест появляется раньше фразы, поэтому можно спрогнозировать то, что человек хочет сказать.
невербальное общение кинесика

Какое место занимают взгляд, позы и походка в невербалике

Кинесика — это и изучение взгляда, позы и походки, потому что это тоже относится к области невербальной коммуникации. И если жесты и позы человеку контролировать легче всего, то взгляд и походку — сложнее. Почему же?

Зрительный контакт считается очень важным при разговоре с собеседником. По его длительности всегда можно определить, говорит ли человек правду, приятен ли ему собеседник или тема разговора. Если его продолжительность человек может попытаться проконтролировать, то размер зрачков — нет. А именно они являются частой причиной, по которой можно догадаться об истинном отношении.

Позы, которые человек принимает во время разговора, могут рассказать интересную информацию о собеседнике. Если жесты и мимику человека с раннего возраста учат контролировать, то контролю поз уделяется мало внимания. По положению тела человека можно определить, готов он идти на контакт или нет, склонен ли он к доминированию и какое у него эмоциональное состояние.

кинесика проксемика

По походке определяется отношение человека к жизни, его физическое и психическое состояние. У людей, которые уверены в себе и смотрят на жизнь с оптимизмом, походка легкая, осанка прямая, при ходьбе они активно размахивают руками. Люди, которые находятся в подавленном состоянии, уставшие, обладают «тяжелым» стилем передвижения. Их плечи ссутулены, а руки обычно находятся в карманах.

Поэтому неправильно при изучении области невербалики отдавать предпочтение изучению только одного — в кинесике все взаимосвязано, все дополняет друг друга, помогая составить правильный психологический портрет человека.

наука кинесика

Самые распространенные жесты

Кинесика — это область, которая изучает невербальную коммуникацию во всем ее многообразии. Поэтому невербальные сигналы не всегда можно интерпретировать только с одной точки зрения. Но имеются жесты, которые во всех культурах имеют одинаковое значение:

  • если человек касается уха, то ему не нравится то, что говорит его собеседник;
  • человек подпирает подбородок, когда ему становится скучно;
  • скрещенные руки и (или) ноги свидетельствуют о том, что человек не хочет общаться;
  • если человек касается шеи, то он смущен или не уверен в себе;
  • если человек прикрывает рот ладонью, то он говорит ложную информацию;
  • человек барабанит пальцами по столу, смотрит на часы или подергивает ногой, то это является признаком нетерпения;
  • потирание очков говорит о том, что собеседник размышляет.

Значений невербальных сигналов — много, еще больше их становится, когда они рассматриваются в сочетании с вербальной информацией. Поэтому важно не только знать, что означает то или иное невербальное действие, но и как его можно объяснить в сочетании с другими сигналами. Это и есть то, чем занимается наука кинесика.

КИНЕСИКА — это… Что такое КИНЕСИКА?

  • Кинесика — совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения. См. также: Человеческое общение Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • Кинесика — (др. греч. κίνησις движение) совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Изучает паралингвистика. Важно учитывать, что в разных культурах один и тот же жест …   Википедия

  • кинесика — телодвижение Словарь русских синонимов. кинесика сущ., кол во синонимов: 1 • телодвижение (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • КИНЕСИКА — (от греч. kinesis движение) совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Изучается паралингвистикой …   Большой Энциклопедический словарь

  • КИНЕСИКА — [англ. kinesics Словарь иностранных слов русского языка

  • Кинесика — (греч. kinesis – движение) ☼ совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения (жестов, мимики, за исключением движений речевого аппарата), а также наука, изучающая эти средства общения. Большой толковый словарь по… …   Энциклопедия культурологии

  • Кинесика — (от греч. κίνησις  движение)  совокупность кинем  значимых жестов, мимических и пантомимических движений, входящих в коммуникацию в качестве невербальных компонентов при непосредственном общении коммуникантов. Кинесика изучается в языкознании… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • кинесика — (от греч. kínēsis  движение), совокупность кинем  значимых телодвижений (жестов, мимики  за исключением движений речевого аппарата), применяемых в процессе человеческого общения. Изучается паралингвистикой, лингвострановедением, семиотикой. * * * …   Энциклопедический словарь

  • кинесика — 1. Наука, изучающая совокупность телодвижений выразительных жестов, участвующих в человеческом общении, за исключением движений речевого аппарата. 2. Под кинесикой понимается раздел паралингвистики, занимающийся изучением коммуникативной… …   Толковый переводоведческий словарь

  • кинесика — кин есика, и …   Русский орфографический словарь

  • Кинесика — СКоДис

    КИНЕСИКА (англ. Kinesics)

    Кинесика– наука о невербальном поведении человека, о совокупности телодвижений, которые применяются в процессе человеческого взаимодействия[Бердвистел, 1970].

    К проявлениям невербального поведения относятся мимика(движение мышц лица), пантомимика(движение всего тела), так называемая вокальная мимика(интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок(зона, территория, собственность и перемещения) и экспрессия(выразительность, сила проявления чувств, переживаний).

    Кинесика ориентируется на изучение целей и значений невербальных сигналов, их использование внутри определённых групп общества.

    Одним из основателей данного научного направления является американский антрополог Рэй Бердвистел. Он ввел термин кинесика, под которым подразумевал комплексное изучение невербального поведения человека: его поз, походки, мимики, а также видимых движений рук и тела [Падула, 2009].

    В своей работе, Р. Бердвистел опирался на описательную лингвистику и полагал, что каждое движение тела несёт свой смысл. Он также утверждал, что существует «грамматика» невербального поведения человека, которая может быть проанализирована при помощи терминов, относящихся к устной речи. Так, ученый предложил термин «кинема«, определив ее как единицу, аналогичную фонеме, состоящую из «группы движений, которые не идентичны, но которые могут использоваться взаимозаменяемо, не затрагивая социального смысла»[Кнапп, 1972]. Кинемы состоят из кине– мельчайших воспринимаемых элементов телодвижения, как, например, поднимание и опускание бровей. Если это движение повторяется несколько раз как единый сигнал, за которым следует возвращение в исходную позицию, то кинеобразуют кинему. Кинемы сочетаются между собой и присоединяются к другим формам кинесики, функционирующим так же, как суффиксы, префиксы, инфиксы и трансфиксы в языке [Бердвистел, 1970].

    Бердвистел утверждал, что в процессе коммуникации слова несут лишь 30-35% информации и социального смысла беседы, в то время как остальные 65-70% приходятся на проявления невербального поведения [Макдермот, 1980].

    Кинесика и ее составляющие имеют очень важное значение в коммуникации. Невербальное поведение даёт дополнительную информацию о психическом состоянии коммуникантов, их желаниях и мыслях, об отношении к друг другу и к обсуждаемому вопросу.

    Alexandra Larina 

     

     

    Рекомендуемая литература

    1. Birdwhistell, R. L.Introduction to Kinesics: An Annotation System for Analysis of Body Motion and Gesture. – University of Louisville, 1952.
    2. Birdwhistell, R. L. Kinesics and Context: Essays on Body Motion Communication. – University of Pennsylvania Press, 1970.
    3. Knapp, M. Nonverbal Communication in Human Interaction. – Reinhart and Winston, New York, 1980.

    Что такое кинесика? — Кинесика — речь тела

     Кинесика-наука изучающая отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика, поза, жестикуляция, дистанцирование, интонация, которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний.

      Попросту говоря,кинесика-это чтение людей по лицам, мимике и жестам.

          

                          

    Важную роль в формировании имиджа играют знания в области кинесики — науки, изучающей закономерность телодвижений человека по принципу информационных моделей. Не смотря на то, что слово является главным сущностным элементом общения, ни слово, ни речь не могут существовать вне двигательной активности человека. Кинесика — это молчаливый язык, язык тела, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть

    .

                                                Широкие внешние связи науки кинесика

       Всегда присутствуют эмоции и эмоциональная лексика, которая имеет непосредственное отношение к таким наукам, как: химия, биология, анатомия, физиология, психология, философия, история, культурология и пр. Многие ученые отмечают, что без невербальной семиотики и, в частности, кинесики вряд ли возможно глубокое познание многих культурологических проблем.
       В невербальном общении присутствуют закономерности, общие для различных культур, поскольку они образуются в силу практических потребностей, общих для людей различных национальностей. Это в итоге рождает полилингвистичность повседневности. Человек изначально антропоморфно воспринимает окружающий его мир, что создает разные типы коммуникативных пространств. Один из типов коммуникативных пространств изучает кинесика, язык жестов, мимики и поз.
    Язык науки кинесика и язык телодвижений, язык тела, язык жестов (позы, взгляд, мимика, жесты)
    Дальнейшее изучение кинесики необходимо, поскольку это наука, изучающая общение людей и знаки, которые они используют для передачи информации. Используя понятия науки кинесики можно увидеть изоморфизм исторических, экономических, психологических, культурологических и пр. процессов.

    Кинесика вносит свой вклад в прогресс науки вообще, развивая язык описания невербальной коммуникации, вводя новые понятия, которые являются развитием или обобщением понятий различных гуманитарных, и не только, наук. В дальнейшем таки

    Кинесика — Студопедия

    Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин — мельчайшая единица движения, из них складывается поведение, так же как речь складывается из слов, предложений и фраз. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения. Элементами кинесики являются жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т. п.).

    Жесты — это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными. Так, зевота или почесывание физиологичны. Это так называемые жесты-адапторы — движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов (потирание рук, верчение карандаша в руках). Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер. Их можно классифицировать следующим образом.


    • Иллюстраторы — описательно-изобразительные и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глубоко раскрыть смысл высказывания сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание. Например, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличивается энтузиазм говорящего или когда кажется, что слушающий не понимает говорящего.

    • Конвенциональные жесты, или эмблемы используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т. п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движениями. Часто их используют вместо слов, которые неловко высказать вслух. Поэтому все неприличные жесты попадают в эту категорию.

    • Модальные жесты — жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в ходе коммуникации.


    • Жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестятся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.).

    Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение. Это зачастую создает большие проблемы в межкультурной коммуникации. Например, для нас привычно при приветствии на расстоянии помахать рукой из стороны в сторону. Но в Северной Америке такой жест означает прощание, в Центральной Америке или Африке таким движением останавливают машину или подзывают к себе кого-то.

    При контактах с представителями других культур во многих ситуациях возникает впечатление, что люди ведут себя неестественно. Если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то это кажется японцам странным жестом, так как в таких случаях они прикасаются к носу. Только в XX столетии рукопожатие стало приемлемым во всем мире. В прошлом такой прямой физический контакт считался во многих культурах неприличным. Китайцы и в настоящее время по возможности избегают телесных контактов с незнакомцами. Для них крепкое рукопожатие также неприятно, как для европейцев и американцев похлопывание по плечу, что означает «будь здоров».

    Телодвижения могут также использоваться для выражения желания закончить или начать разговор. В американской культуре применяется несколько жестов, когда есть желание поменять тему разговора, высказаться самому или закончить беседу:

    • наклониться вперед;

    • перестать смотреть собеседнику в глаза;

    • поменять позу;

    • часто кивать головой;

    • касаться обеими ногами пола.

    Эти тонкие намеки имеют, как правило, эффект и меняют характер общения. Представьте себе человека, который стоит скрестив руки, постоянно смотрит на часы, то и дело стучит ногами по полу и часто перестает на вас смотреть. Эти сигналы обычно говорят о том, что ему надо идти.

    В тоже время ошибочное употребление жестов может привести к очень серьезным недоразумениям. Так, широко известен пример, когда один американский политик был с визитом в Латинской Америке. В своих речах он постоянно подчеркивал, что США хотят оказать помощь этой стране, демонстрировал свое дружелюбие и расположение окружающим. Но его поездка не увенчалась успехом. Его самой большой ошибкой было то, что, сходя с трапа самолета, он продемонстрировал всем известный американский жест — ОК, не подозревая о том, что в Латинской Америке это очень неприличный жест.

    Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации. Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет нам получать обратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Ведь человеческое лицо очень пластично и может принимать самые разные выражения. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов. Лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собеседнику или снисхождение к нему, свое хорошее настроение или притворство по отношению к партнеру, а также просто показать хорошее воспитание.

    Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции. Поэтому при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Как только несогласованность становится достаточно сильной, это сразу же бросается в глаза даже неопытному человеку.

    Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более выразительной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации. Так, мы можем несколько преувеличить нашу радость при получении подарка или представить себя более огорченным, чтобы наказать ребенка. Однако различные формы проявления человеческих эмоций нередко имеют специфический характер: например, смех во всех западных странах ассоциируется с шуткой и радостью. В Японии смех является признаком смущения и неуверенности, и поэтому иногда возникают ситуации непонимания, когда европеец сердится, а японский партнер, смущаясь, улыбается. Если европеец не знает такой особенности японской культуры, то его гнев увеличивается, так как он думает, что над ним смеются.

    Достаточно часто мы попадаем в ситуации, когда нам приходится сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть или не оскорбить наших близких или знакомых. Решающим фактором при этом оказываются культурные традиции. Если в соответствии с нормами данной культуры мужчина не должен публично проявлять страх или открыто плакать, ему придется сдерживать свои эмоции, иначе он будет осужден общественным мнением.

    Существуют ситуации, когда мы должны маскировать свои эмоции: ревность, разочарование и др.

    Разные люди в разной степени способны контролировать свою мимику, но всем нам приходится учиться это делать, равно как и интерпретировать мимику других людей.

    Хотя многие исследователи согласны с тем, что люди разных культур одинаково реагируют на некоторые раздражители, эмоции в разных культурах выражаются по-разному. Считается, что печаль, счастье и отвращение проявляются одинаково всеми людьми. Прочие эмоции могут выражаться весьма неоднозначно. Например, немцы лучше, чем американцы изображают отвращение, но не выражают печали и гнева.

    Окулистика — использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации. С помощью глаз также можно выразить богатую гамму человеческих чувств и эмоций. Например, визуальный контакт может обозначать начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения, он также может указывать на окончание реплики или беседы в целом. Специалисты часто сравнивают взгляд с прикосновением, он психологически сокращает дистанцию между людьми. Поэтому длительный взгляд (особенно на представителя противоположного пола) может быть признаком влюбленности. Вместе с тем часто такой взгляд вызывает беспокойство, страх и раздражение. Прямой взгляд может воспринимается и как угроза, стремление доминировать. Исследования проблем окулистики показали, что человек способен воспринимать чужой взгляд без дискомфорта не более трех секунд.

    Тем не менее, в западных культурах прямой взгляд считается важным при общении. Если человек не смотрит на своего партнера, то окружающие его принимают за неискреннего человека и считают, что ему нельзя доверять. Американцы обычно не доверяют тому, кто не смотрит им в глаза. Отсутствие прямого взгляда тоже может быть воспринято с беспокойством. Умышленный отказ от такого взгляда является средством манипулирования зависимым партнером, которому таким образом показывают, что он не интересен и общение с ним в тягость.

    Визуальный контакт может варьироваться в зависимости от того, какой человек, какого пола находится в контакте. Обычно доминирующие и социально уравновешенные личности вступают в визуальный контакт чаще. Женщины делают это чаще, чем мужчины. Так, в США использование визуального контакта ведет к росту доверия между людьми. Но взгляд североамериканца, хотя и направлен на собеседника, постоянно переходит от одного глаза к другому и даже может быть отведен в сторону. А англичан учат смотреть на говорящего, сфокусировав взгляд на одной точке. Как правило, азиатским женщинам не разрешается смотреть в глаза другим людям, особенно незнакомым мужчинам. Подчиненные тоже не смотрят там в лицо начальнику. Просто во многих культурах Азии формой выражения уважения к человеку является запрещение пристально смотреть на него.

    Как и прочие элементы невербальной коммуникации, «поведение глаз» отличается в разных культурах и может стать причиной непонимания в межкультурной коммуникации. Например, если в США белый преподаватель делает замечание черному студенту и он в ответ опускает глаза, вместо того, чтобы прямо смотреть на преподавателя, тот может разозлиться. Дело в том, что черные американцы рассматривают опущенный взгляд как проявление уважения, а белые американцы расценивают как знак уважения и внимания прямой взгляд. Камбоджийцы считают, что встретить взгляд другого человека является оскорблением, так как это означает вторжение в их внутренний мир. Отвести глаза здесь считается признаком хорошего тона.

    Подмигивание у северных американцев означает, что им что-то ужасно надоело или оно становится знаком флирта. Если нигерийцы подмигивают своим детям, для тех это знак уйти из комнаты. А в Индии и Таиланде подмигивание будет рассматриваться как оскорбление.

    Существенным аспектом кинезиса является поза — положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состоянии человека. По позе можно судить, напряжен человек или раскован, настроен на беседу или хочет поскорее уйти.

    Известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принимать человеческое тело. В коммуникативистике при общении принято выделять три группы поз.

    • Включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость для контакта). Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.

    • Доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке на плече собеседника. Зависимость — взгляд снизу вверх, сутулость.

    • Противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.

    Как и другие элементы кинезиса, позы различаются не только в разных культурах, но и в рамках одной культуры в социальных и половозрастных группах. Так, почти все западные люди сидят на стуле, положив ногу на ногу. Но если этот человек, находясь в Таиланде, сядет так и направит свою ногу на тайца, тот почувствует себя униженным и обиженным. Дело в том, что тайцы считают ногу самой неприятной и низкой частью тела. Если североамериканский студент может сидеть перед профессором так, как ему удобно, в африканских и азиатских культурах это сочтут за отсутствие уважения и почтительности.

    С позой тесно связана походка человека. Ее характер указывает как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Важнейшими факторами походки человека являются ритм, скорость, длина шага, степень напряженности, положение верхней части туловища и головы, сопроводительные движения рук, положение носков ноги. Эти параметры формируют разные типы походки — ровной, плавной, уверенной, твердой, тяжелой, виноватой и др.

    Походка с резко выпрямленной верхней часть туловища производит впечатление гордого вышагивания (как на ходулях) и выражает надменность и высокомерие. Ритмичная походка, как правило, является свидетельством воодушевленности и радостного настроения человека. Походка размашистыми, большими шагами является выражением целеустремленности, предприимчивости и усердия ее владельца. Если при ходьбе раскачивается верхняя часть туловища и активно двигаются руки, то это служит верным признаком того, что человек находится во власти своих переживаний и не желает поддаваться чьему-либо влиянию. Короткие и мелкие шаги показывают, что человек с такой походкой держит себя в руках, демонстрируя осторожность, расчетливость и в то же время изворотливость. И, наконец, волочащаяся, медленная походка говорит или о плохом настроении или об отсутствии заинтересованности; люди с такой походкой чаще всего ершисты, не обладают достаточной дисциплиной.

    Последним элементом кинесики является манера одеваться, которая целиком обусловлена спецификой той или иной культуры. Особенно много нам может сказать одежда человека. В каждой культуре есть модели одежды, способные сообщить нам о социальном статусе человека (дорогой костюм или рабочая роба), иногда по одежде мы узнаем о событиях в жизни человека (свадьба, похороны). Форменная одежда указывает на профессию ее владельца. Так, человек в полицейской форме уже одним своим присутствием может призвать к порядку. Одежда может выделить человека, сфокусировав на нем внимание, а может помочь затеряться в толпе.

    Если девушка желает произвести впечатление или установить с кем-то отношения, то она надевает свое лучшее платье. Если при этом она оденется неряшливо, то, вероятнее всего, не сможет достигнуть необходимого общения.

    Kinesics Communication: Примеры Kinesics

    Что такое кинезическая коммуникация?

    Кинезика — это широкая область невербального общения. Открывается в новом окне.