Диагностика межличностных отношений детей в
Её цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье…
Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.
Тест КРС состоит из 2 частей:
- рисование своей семьи,
- беседа после рисования.
Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».
На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний.
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.
После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
- Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи.
- Где работают или учатся члены семьи.
- Как в семье распределяются домашние обязанности.
- Каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка.
Формальными особенностями рисунка
- качество линии рисующего,
- положение объектов рисунка на бумаге,
- стирание рисунка или его отдельных частей,
- затушевывание отдельных частей рисунка.
Содержательными характеристиками рисунка являются:
- изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке,
- их взаимодействие и расположение,
- отношение вещей и людей на рисунке.
1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях.
Расположение членов семьи на рисунке часто показывает взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи.
Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание.
Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях.
Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.
Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации.
На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Мы предполагаем, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.
Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку.
В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.
3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого.
Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится.
Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
4. Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:
- Благоприятная семейная ситуация
- Тревожность
- Конфликтность в семье
- Чувство неполноценности
- Враждебность в семейной ситуации.
Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи
Симптомокомплекс | Симптом | Балл |
1. Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 | |
2. Преобладание людей на рисунке | 0,1 | |
3. Преобладание всех членов семьи | 0,2 | |
4. Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | |
5. Отсутствие штриховки | 0,1 | |
6. Хорошее качество линии | 0,1 | |
7. Отсутствие показателей враждебности | ||
8. Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | 0,1 | |
2. Тревожность | 1. Штриховка | 0,1,2 |
2. Линия основания – пол | 3 | |
3. Линия над рисунком | 0,1 | |
4. Линия с сильным нажимом | 0,1 | |
5. Стирание | 0,1 | |
0,1,2 | ||
7. Преобладание вещей | 0,1 | |
8. Двойные или прерывистые линии | 0,1 | |
9. Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | |
10. Другие возможные признаки | 0,1 | |
3. Конфликтность в семье | 1. Барьеры между фигурами | 0,2 |
2. Стирание отдельных фигур | 0,1 | |
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур | 2 | |
4. Выделение отдельных фигур | 0,2 | |
5. Изоляция отдельных фигур | 0,2 | |
6. Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | |
7. Несоответствие вербального описания и рисунка | 0,2 | |
8. Преобладание вещей | 0,1 | |
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,1 | |
10. Член семьи, стоящий за спиной | 0,2 | |
11. Другие возможные признаки | 0,1 | |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации | 1. Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 |
2. Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 | |
3. Линия слабая, прерывистая | 0,1 | |
4. Изоляция автора от других | 0,2 | |
5. Маленькие фигуры | 0,1 | |
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора | 0,1 | |
7. Отсутствие автора | 0,2 | |
8. Автор стоит спиной | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | 0,1 | |
5. Враждебность в семейной ситуации | 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа | 0,2 |
2. Агрессивная позиция фигуры | 0,1 | |
3. Зачеркнутая фигура | 0,2 | |
4. Деформированная фигура | 0,2 | |
5. Обратный профиль | 0,1 | |
6. Руки раскинуты в стороны | 0,1 | |
7. Пальцы длинные, подчеркнутые | 0,1 | |
8. Другие возможные признаки | 0,1 |
опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».
На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
- кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,
- где работают или учатся члены семьи;
- как в семье распределяются домашние обязанности,
- каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
- Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Мы предполагаем, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
- Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.
- Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого. Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
- Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:
- благоприятная семейная ситуация;
- тревожность;
- конфликтность в семье;
- чувство неполноценности;
- враждебность в семейной ситуации.
Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи
Симптомокомплекс | Симптом | Балл |
1. Благоприятная семейная ситуация | 1. Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 |
2. Преобладание людей на рисунке | 0,1 | |
3. Преобладание всех членов семьи | 0,2 | |
4. Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | |
5. Отсутствие штриховки | 0,1 | |
6. Хорошее качество линии | 0,1 | |
7. Отсутствие показателей враждебности | 0,2 | |
8. Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | 0,1 | |
2. Тревожность | 1. Штриховка | 0,1,2 |
2. Линия основания – пол | 3 | |
3. Линия над рисунком | 0,1 | |
4. Линия с сильным нажимом | 0,1 | |
5. Стирание | 0,1 | |
6. Преувеличенное внимание к деталям | 0,1,2 | |
7. Преобладание вещей | 0,1 | |
8. Двойные или прерывистые линии | 0,1 | |
9. Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | |
10. Другие возможные признаки | 0,1 | |
3. Конфликтность в семье | 1. Барьеры между фигурами | 0,2 |
2. Стирание отдельных фигур | 0,1 | |
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур | 2 | |
4. Выделение отдельных фигур | 0,2 | |
5. Изоляция отдельных фигур | 0,2 | |
6. Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | |
7. Несоответствие вербального описания и рисунка | 0,2 | |
8. Преобладание вещей | 0,1 | |
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,1 | |
10. Член семьи, стоящий за спиной | 0,2 | |
11. Другие возможные признаки | 0,1 | |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации | 1. Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 |
2. Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 | |
3. Линия слабая, прерывистая | 0,1 | |
4. Изоляция автора от других | 0,2 | |
5. Маленькие фигуры | 0,1 | |
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора | 0,1 | |
7. Отсутствие автора | 0,2 | |
8. Автор стоит спиной | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | 0,1 | |
5. Враждебность в семейной ситуации | 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа | 0,2 |
2. Агрессивная позиция фигуры | 0,1 | |
3. Зачеркнутая фигура | 0,2 | |
4. Деформированная фигура | 0,2 | |
5. Обратный профиль | 0,1 | |
6. Руки раскинуты в стороны | 0,1 | |
7. Пальцы длинные, подчеркнутые | 0,1 | |
8. Другие возможные признаки | 0,1 |
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:
Симптомокомплекс | Симптом | Балл |
1. Благоприятная семейная ситуация | 1. Общая деятельность всех членов семьи 2. Преобладание людей на рисунке 3. Изображение всех членов семьи 4. Отсутствие изолированных членов семьи 5. Отсутствие штриховки 6. Хорошее качество линии 7. Отсутствие показателей враждебности 8. Адекватное распределение людей на листе 9. Подчеркивание отдельных деталей | 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 |
2. Тревожность | 1. Штриховка 2. Линия основания — пол 3. Линия над рисунком 4. Линия с сильным нажимом 5. Стирание 6. Преувеличенное внимание к деталям 7. Преобладание вещей 8. Двойные или прерывистые линии 9. Подчеркивание отдельных деталей 10. Другие возможные признаки | 0, 1, 2, 3 0,1 0,1 0,1 0,1; 2 0,1 0,1 0,1 0,1 |
3. Конфликтность в семье | 1. Барьеры между фигурами 2. Стирание отдельных фигур 3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 4. Выделение отдельных фигур 5. Изоляция отдельных фигур 6. Неадекватная величина отдельных фигур 7. Несоответствие вербального описания и рисунка 8. Преобладание вещей 9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 10. Член семьи, стоящий за спиной 11. Другие возможные признаки | 0,2 0,1; 2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации | 1. Автор рисунка непропорционально маленький 2. Расположение фигур на нижней части листа 3. Линия слабая, прерывистая 4. Изоляция автора от других 5. Маленькие фигуры 6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 7. Отсутствие автора 8. Автор стоит спиной 9. Другие возможные признаки | 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 |
5. Враждебность в семейной ситуации | 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа 2. Агрессивная позиция фигуры 3. Зачеркнутая фигура 4. Деформированная фигура 5. Обратный профиль 6. Руки раскинуты в стороны 7. Пальцы длинные, подчеркнутые 8. Другие возможные признаки | 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 |
Дети всегда очень тонко чувствуют окружающую атмосферу. Взаимоотношения между родителями, наблюдаемые чадом, влияют на всю его дальнейшую жизнь. Именно поэтому одним из методов работы с семейными коллективами на приеме у психотерапевта может стать «Кинетический рисунок семьи».
Рассмотрим подробнее данный способ.
История метода
Такой тест изначально использовался в рамках проективной психологии. Первые упоминания о данной методике встречаются у Хьюлса в середине XX века. Еще одна известная работа в этом направлении принадлежит Вульфу. При помощи картинки созданной испытуемым, производится анализ пространственного расположения, рисования членов семьи, различия в их формах и пропорциях. Так, порядок прорисовки является индикатором значимости родителей и родственников для индивида. Пропуск мамы/папы/братьев, по мнению Вульфа, — это явление редкое. Основной посыл ребенка в этом случае – желание избавиться от определенного родителя (в эмоциональном плане).
Если мама и папа обозначены в качестве более крупных фигур, то это указывает на их доминантность. В обратной ситуации (индивид выделяет себя) можно говорить о значимости малыша в данной ячейке общества.
Еще один методист, работавший в данном направлении, — Л. Корман. Он ввел несколько групп вопросов, в т.ч. провокационные, «социометрические» и те, что направлены на анализ рисунка. Его разработки внедряли в свою практику многие российские и зарубежные педагоги.
Кауфман и Бернс привнесли в методику новую формулировку основной инструкции и включили в последний этап тестирования 4 ступени анализа.
Методика «Кинетический рисунок семьи»
Для начала психолог проговаривает инструкцию: «Создай рисунок, на котором будут отображены все домочадцы, включая тебя, в процессе какой-либо деятельности».
Пациент берет карандаши, ластик, лист и приступает к первому этапу реализации метода.
При необходимости возможно повторение формулировки. Наблюдатель должен фиксировать последовательность действий, спонтанные реплики, мимику и жесты испытуемого. Завершение первого этапа теста наступает по мере готовности пациента.
У специалиста перед глазами обязательно должен быть протокол, в котором отмечаются значительные паузы, спонтанные комментарии, использование ластика, порядок рисования, эмоции и их связь с рисуемым содержимым.
Опрос проводится после выполнения основного задания. Задаются типовые вопросы о том, кого изобразил ребенок, чем занимаются эти люди, в каком они настроении, кто из них самый счастливый, а кто – самый несчастный.
Вопрос о «самом счастливом и несчастном» является провокационным. Он вынуждает испытуемого выражать свои чувства и эмоции. Если он не хочет отвечать или делает это сухо, не стоит настаивать на развернутом высказывании.
Какова задача психолога? – Выяснить отношение ко всем изображенным, узнать, почему кто-то не включен (если такое имеет место), и что значат отдельные детали типа птиц, солнца и т.д.
Также потребуется возраст испытуемого, состав семьи, наличие братьев и сестер (при наличии важен их возраст).
Интерпретация
Данный процесс условно делят на 3 части:
- анализируют изображение в целом;
- анализируют то, как отображены мама, папа и братья/сестры;
- наблюдают за тем, как происходит прорисовка.
Анализ структуры изображения
Дети, выросшие в эмоционально благополучной атмосфере, обычно рисуют полную семью. Иной (по сравнению с реальным) состав указывает на недовольство взаимоотношениями и эмоциональный конфликт. Встречаются случаи, когда на получившейся картинке вообще нет людей, или на него помещены те, кто не является родственником. Такое бывает, когда ребенок только недавно прибыл в интернат (родителей лишили прав), либо в случае, если у испытуемого диагноз «аутизм». Также подобные «искажения» могут свидетельствовать о плохом контакте специалиста с пациентом, о наличии у последнего чувства покинутости и отверженности.
«Исключение» кого-либо может свидетельствовать о наличии конфликта. Так обычно «избавляются» от братьев и сестренок, с которыми возможны ситуации конкуренции. Ответ на вопрос об отсутствии кого-либо из домочадцев часто бывает защитным типа «Не осталось места», «Он ушел гулять».
Если чадо не рисует себя или, наоборот, изображает только себя, то это говорит об отсутствии ощущения общности. Одиночное изображение с множеством деталей и оттенков – признак эгоцентризма.
Увеличение состава домочадцев – признак неудовлетворенных психологических потребностей.
Включенность и интегративность выявляются при помощи положения людей на получившейся картинке – если в семейном коллективе присутствует общность, то все его члены занимаются одной деятельностью либо стоят, взявшись за руки.
Анализ графической презентации
При оценке ключевыми критериями являются:
- декорирование;
- количество деталей тела;
- число использованных оттенков.
Использование разнообразных оттенков и хорошая прорисовка деталей свидетельствуют о нормальной эмоциональной атмосфере. Схематичность говорит об обратном.
Размер фигур может рассказать о характере индивида. Если они большие и занимают весь лист, то это указывает на уверенность и импульсивность испытуемого. Наличие маленьких фигур обычно связывают с чувством тревожности.
Анализ процесса рисования
При наблюдении обращают внимание на:
- Порядок детализации. Первым всегда изображается родитель, имеющий для ребенка наибольшее значение. В 38% случаев в России порядок будет следующий: мама, ребенок, папа.
- Применение ластика. Этот признак имеет два значения: он может говорить о сложностях во взаимоотношениях или о попытке детализации, улучшения кинетического рисунка.
- Возвращение к уже нарисованным элементам. Фактор связан со значимостью определенного объекта.
- Паузы. Этот аспект часто связан с обдумыванием включения/невключения неприятного объекта.
Ниже представлена табличка, которая облегчит анализ:
Заключение
Итак, мы подробно осветили историю метода, привели инструкцию по проведению тестирования «Кинетический рисунок семьи» и поместили интерпретацию, способную помочь с выявлением проблем внутри семейного коллектива и у самого испытуемого. Рекомендуем проводить тест под наблюдением опытного психолога, иначе его результаты могут быть недостоверными.
Статья расскажет вам о том, как правильно провести с ребенком тест «Рисунок семьи» и как его истолковать.
Содержание статьи
Рисунок семьи — рисуночный тест для дошкольников: интерпретация результатов по тесту
Тест, проводимый с помощью рисования, под названием «Моя семья» следует проводить с ребенком, перешагнувшим 5-летний возраст. Именно в это время в голове ребенка уже полностью сложилась осознанная картинка отношений между родителями, поведения их друг с другом и с остальными членами семьи.
Проводить такой тест можно дома самостоятельно (если вы имеете соответствующее психологическое образование или умеете толковать рисунок). В других случаях тест совершают профессиональные психологи при детских садах и школах, чтобы узнать о психическом состоянии ребенка и вовремя оказать ему помощь, побеседовав с родителями.
ВАЖНО: Своевременная психологическая помощь, которую можно совершить, опираясь на тест «Моя семья», может уберечь ребенка от травмы, узнать малыша с другой стороны, выявить его тайные мысли.
Хороший тест для анализирования отношений в семье и ребенка и его психическом состоянии
Инструкция проведения теста «Рисунок семьи», как его сделать правильно?
Как проводить тест. Атрибутика:
- Найдите тихое место для проведения теста, комфортное и спокойное. Письменный стол и удобный стул должны присутствовать обязательно.
- Дайте ребенку чистый лист альбомной или принтерной бумаги (он должен быть совершенно чистым, без какой-либо разлиновки, пятен и посторонних надписей). Позвольте ребенку расположить лист так, как ему комфортно: вертикально или горизонтально.
- В качестве пишущих принадлежностей дайте ребенку или набор карандашей, или набор фломастеров (они наиболее комфортны, так как краски или мелки могут оставлять пятна и подтеки, способные нарушить толкование теста). У ребенка должна быть полная палитра оттенков (10-12 цветов и более), чтобы он точно мог выбрать тот цвет, который ощущает.
Инструкция к тесту:
- После того, как дадите ребенку всю атрибутику, скажите ему: «Нарисуй свою семью».
- Обратите внимание на то, как ребенок отреагирует на эту просьбу. Некоторые детки могут сразу же сказать «Я не знаю», «Я не хочу», «Что это?». В таком случае эта характеристика свидетельствует о том, что ребенку еще не было заложено понимание семьи. Если дело никак не идет, вы можете попросить малыша нарисовать семью не свою, а семью, к примеру, зверушек. Такой рисунок толкуется так же личностно.
- Следите за настроением ребенка, с которым он рисует: какие у него гримасы, молча он делает это или постоянно что-то рассказывает, злится или улыбается.
ВАЖНО: Если вы знаете, что в семье не так давно произошла ссора или развод, лучше не проводить в данный период времени с ребенком такой тест, так как в большинстве случаев на бумаге малыш изложит все свои негативные мысли.
Что следует учитывать:
- Дайте ребенку полную свободу действий
- Не говорите что ему нужно рисовать и где
- Не стойте над ребенком
- Не просите его менять карандаши
- Не следует комментировать все рисунки ребенка
- Толкование нужно проводить только после того, как рисунок будет полностью завершен.
- Толковать рисунок не следует при ребенке
- Молча наблюдайте за тем, кого ребенок рисует первым, а кого последним.
Как правильно рисовать семью для толкования психологического теста: инструкция и правила
Толкование теста «Рисунок семьи»: правила
Правила:
- Рисунок не имеет ничего случайного. Если на листе бумаги присутствует посторонний человек, он обязательно имеет значение для ребенка. Либо же на оборот: отсутствующий член семьи – отсутствует и в чувственном понимании малыша: негативные чувства к нему, обиды, ревность, либо же тот человек себя плохо ведет и на рисунки ребенок старается вычеркнуть его из своей жизни.
- Если на рисунке нет самого ребенка. Такая черта характеризует малыша не с самой лучшей стороны: либо же у него нет собственной реализации, либо он понимает, что чувствует себя хорошо без своей семьи.
- Обратите внимание на размер изображения. Считается, что размер персонажей на листе бумаги имеет прямое значение: большие персонажи – более значимые, чем маленькие.
- Уточните кто где. После того, как ребенок закончит свой рисунок, спросите его обязательно о том кто и где изображен, даже если вам все предельно понятно. По характеру толкования малыша, сделайте свои выводы о том, как он относится к разным членам семьи.
- Вымышленный персонаж. В некоторых случаях ребенок может заменить существующего члена семьи вымышленным персонажем и это так же важно. Скорее всего, этого человека часто не бывает рядом.
- Место расположения. Значение имеет так же то где расположен каждый персонаж и член семьи. Те, кто находится в верхней части листочка – самые важные и влиятельные в семье, те кто ниже – те, кто должен слушаться.
- Расстояние. Значение так же имеет и то, на каком расстоянии друг от друга располагаются персонажи друг от друга. Ближе всего к ребенку будут располагаться те члены семьи, с которыми ребенку комфортно и дальше те, которые вызывают негативные эмоции.
- Маленький ребенок. Если малыш нарисовал себя очень маленьким, это значит лишь то, что у него очень низкая самооценка.
- Тесное расположение. Если на рисунке члены семьи имеют телесные соприкосновения (обнимаются, держатся за руку, целуют друг друга и так далее), то это означает лишь то, что в реальной жизни это происходит очень часто.
- Как малыш рисует. Если отдельные элементы рисунка ребенок рисует с сильным нажимом карандаша, это значит что к тому предмету или человеку, которого он изображает, он относится наиболее тревожно. Если же рисунок неуверенный (к примеру, тонкая или дрожащая линия) – это говорит о том, что ребенок боится рисовать, так как боится в реальной жизни.
- Голова. Имеет значение ее размер. У самого умного и разумного члена семьи, по мнению малыша, будет самая большая голова, а у того, кто глуп и часто ошибается – самая маленькая.
- Глаза. Для ребенка глаза – это то, чем можно плакать и потому самые крупные и большие будут у того, кто часто расстраивается и пускает слезы. Глаза – так же то, что выражает печаль.
- Уши. В детском понимании уши – это то, чем нужно слушать и «слушаться». Те, у кого уши будут самыми большими, должны выполнять наставления взрослых.
- Рот. Считается, что рот дан для того, чтобы кричать и самый большой (а так же открытый рот) будет у того, кто больше всего в семье повышает голос. В то же время большие губы будут у того, кто часто целует и кто часто показывает свою любовь.
- Шея. В детском понимании эта часть тела – самоконтроль. Если у нарисованного члена семьи есть шея – он умеет контролировать свои эмоции и чувства. Если у самого ребенка на рисунке нет шеи – это признак того, что от него много требуют.
- Руки. Символизируют взаимопонимание и отношение к окружающим людям. Если руки большие, а пальцев много – этот персонаж силен, если нет – слаб душой и характером.
- Ноги. Эта часть тела – уверенность персонажа в себе. Если ноги в воздухе – человек мало уважаем и не уверен в себе, если твердо стоят на земле – таков его статус и в жизни, и в семье.
- Солнце. Оно всегда символизирует тепло и позитив. Если на рисунки присутствует солнце, значит семья добрая и счастливая. Ребенок в такой семье чувствует себя защищенным и любимым.
- Дом. Этот элемент присутствует на рисунках тех детей, что любят домашнюю атмосферу, обстановку и любят всегда возвращаться домой потому, что там нет ссор, скандалов и непонимания, а лишь уют, комфорт и ласка.
- Игрушки. Так же могут присутствовать другие элементы: яркая одежда, пища и сладости, шарики и подарки, домашние животные цветы и многое другое. Все эти элементы только говорят о том, что жизнь ребенка счастлива и наполнена приятными моментами.
Как объяснить ребенку правила рисования теста «Моя семья» и на что обратить внимание?
Тест — рисунок семьи: примеры
Примеры рисунков и ориентировочные толкования:
Рисунок: пример № 1
Толкование: В семье есть проблемы во взаимоотношениях. Не последнюю роль в главенстве играет бабушка, которая присутствует очень часто и управляет жизнью родителей. Тем не менее, родители умеют управлять своими эмоциями, а деи послушны и дружны.
Рисунок: пример № 2
Рисунок: пример № 3
Толкование: Семья счастливая и дружная. Дети очень любят друг друга. Улыбки на лицах говорят о том, что все члены семьи любят и радуют друг друга. Мама отличается спокойствием, разумностью и принимает важные решения в семье. Папа стоит первым, а значит он — лидер и добытчик.
Рисунок: пример № 4
Толкование: Дети очень любят свой дом. В семье присутствует лад и понимание. Все члены семьи доверяют друг другу. Папа — лидер в семье.
Рисунок: пример № 5
Толкование: В семье присутствует некоторое недопонимание, это читается по тому, как далеко все члены семьи расположены друг от друга.
Рисунок: пример № 6
Толкование: Папа — умеет управлять своими эмоциями, принимает решения в семье и главенствует над мамой. Мама изредка бывает эмоциональной, но дети считают ее умной. Дети любят родителей и стараются во всем им подражать (это читается по тому, как они все одеты).
Рисунок: пример № 7
Толкование: Семья неуверенно стоит на ногах (нет почвы, возможно они часто переезжают или не имеют дома, работы). Тем не менее, каждый уверен в себе, чувствует свою силу в обществе.
Рисунок: пример № 8
Толкование: Дети счастливы в семье и дружны между собой и с мамой. Папа так же рядом, но возможно он часто бывает на работе. Тем не менее, дети считают родителей разумными и примером для подражания.
Видео: «Психологический анализ детского рисунка Методика проведения самостоятельного анализа по шагам»
Кинетический рисунок семьи
Лабораторно-практическое занятие
Тема: Проективные методы. Кинетический рисунок семьи (Р. Бернс, С. Кацфман)
Цель: Освоение принципов работы с проективными методиками, овладение приемами диагностики внутрисемейных отношений.
Теоретическая подготовка
Историческая справка о методике «Рисунок семьи».
Варианты схем проведения обследования и интерпретации
результатов рисунка семьи (В.Вульф, В. Хьюлс, Р. Бернс и С. Кауфман, А.И. Захаров)
Литература
Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике /
Бурлачук Л.Ф. — 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 387 – 388. («Рисунка семьи» методика).
Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты:
иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159 с.
Романова, Е.С., Потемкина, О.Ф. Графические методы в
психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – М.: Дидакт, 1992. – С. -66-74.
Практическое задание
Подготовить стимульный материал и протокол обследования.
Текст беседы.
Оформить протокол обследования.
Провести обследование и составить заключение.
Допуск по теме:
Зачет по теме:
Заключение по результатам обследования с приложениями.
Оформление на листе А4.
Кинетический рисунок семьи
Предложен Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г.
Цель применения методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29, карандаш 2М, ластик.
Инструкция: «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
Беседа после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:
Скажи, кто тут нарисован?
Где они находятся?
Что они делают? Кто это придумал?
Им весело или скучно? Почему?
Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
Кто из них самый несчастный? Почему?
Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.
Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
Ты строишь из конструкторов дом (вырезаешь из бумаги платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
Ты имеешь…. билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села поиграть, но вас одним человеком больше чем надо. Кто не будет играть?
Протокол обследования
Данный об испытуемом:
Имя (шифр)
Пол
Возраст
Класс
Дата обследования
Место обследования
Время начала диагностики
Время окончания диагностики
Действия психодиагноста | Действия испытуемого | Примечания |
Интерпретация методики «Рисунок семьи» (КРС)
I. Иерархические отношения
Состав изображенной семьи в соотношении с составом
реальной семьи обследуемого.
Взаимное расположение членов семьи и расположение всего
рисунка в целом на листе.
Иерархические отношения передаются на рисунке в соответствии с общекультурной нормой: доминирующая фигура (тот, кто главнее) возвышается над остальными.
Как правило, первым изображается член семьи, наиболее значимый для ребенка и не обязательно главенствующий в семье.
Изображение первым себя характерно для демонстративных детей с высокой самооценкой.
Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет.
Особенности изображения отдельных членов семьи.
Чем более авторитетным в глазах ребенка является изображаемый им член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры. При низком авторитете родственника величина фигуры его, как правило, гораздо меньше реальной по сравнению с остальными членами семьи.
Обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук — тесные эмоциональные контакты в семье.
Сверхплотное расположение фигур — сверхтесные связи в семье; потребность в эмоциональной близости.
Место расположения ребенка на рисунке – источник важной информации о положении его в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым во главе семьи, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Как правило, ребенок помещает себя рядом с тем, к кому больше всего привязан.
Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и тщательнее всего разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда межличностные отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены или хотя бы неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него сложились конфликтные связи. О том же могут свидетельствовать стирание и перерисовка фигур некоторых членов семьи.
Оттягивание времени изображения членов семьи может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам.
Деятельность, которой занят каждый из членов семьи.
II.Внутрисемейная ситуация
Благоприятная семейная ситуация.
Расположение членов семьи близко друг к другу, повернутыми лицом к зрителю или друг другу.
Контакт рук, прорисованные кисти рук.
Общая деятельность всех членов семьи.
Изображение всех членов семьи.
Признаки неблагополучия в системе семейных
отношений
*себя — чувство своей отверженности в семье;
*другого члена семьи — его малая значимость для ребенка; конфликт; негативное (амбивалентное) отношение.
Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности — восприятие своей семьи как недостаточной, ущербной.
Включение домашних животных — недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.
Особо мелкое изображение
*себя — подавленность или заброшенность; гиперопека;
*родителя — представление о его малой значимости в семье;
*брата или сестры — конкурентные отношения.
* всех членов семьи друг от друга- разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними;
*одного из членов семьи от других — его слабая связь с остальными;
*себя от остальных — ощущение своей изолированности в семье.
ность эмоциональных связей между детьми и родителями.
*изображения семьи от остального пространства листа — замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения;
*всех членов семьи друг от друга— разделение линиями, расположение в разных комнатах — серьезное нарушение внутрисемейных контактов;
*одного из членов семьи — отделение линией, расположение в другой комнате — конфликтные отношения с этим
членом семьи; его очень высокая изолированность в семье;
*себя — ощущение своей отверженности в семье.
остальных — конфликтные отношения с этим членом семьи;
отношение к семье в целом; чувство своей отвергнутости другими членами семьи.
* всех членов семьи или большинства из них — отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение;
* одного из членов семьи — отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи;
* себя — ощущение своей малой значимости в семье, отверженности .
Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим при изображении
* всех членов семьи или большинства из них — напряженная эмоциональная атмосфера в семье;
* одного из членов семьи — напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи;
* себя — неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье.
Большое количество предметов: мебели, вещей — недостаточность эмоционального общения в семье.
Агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках — агрессивное поведение данного члена семьи.
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье. Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятии ребёнком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен в будущее, так как при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, решает проблему актуальных семейных отношений. В этот момент экспериментатор может помочь ребенку понять ситуацию в семье, вместе с ним поискать возможности лучшей адаптации ребенка в своей семье. Но здесь следует избегать привнесенной извне интерпретации, предоставив возможность самому ребенку понять и воспринять столько, сколько он может, исходя из его психологической зрелости. Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги и карандаш. Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты являются основой для психокоррекционной работы и дальнейшей диагностики семьи и ребенка.
|
Фамилия, имя ребенка Каланчин Александр
Класс 4 Дата эксперимента
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
0,7 | 2,8 | 2,5 | 0,5 | 0,3 |
Вывод: высокий уровень тревожности и конфликтности в семье, из-за чего ребёнок
испытывает чувство неполноценности семейной ситуации.
Фамилия, имя ребенка Бондарев Илья
Класс 4 Дата эксперимента
Сумма баллов по симптомокомплексамБлагоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
0,8 | 2,3 | 0,9 | 0,3 | 0,5 |
Вывод: высокий уровень тревожности, дискомфорта в семье, уровень агрессивности,
враждебности составляет около также высок.
Фамилия, имя ребенка Улезько Алёна
Класс 4 Дата эксперимента
Сумма баллов по симптомокомплексамБлагоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
0,9 | 0,6 | 0 | 0,1 | 0 |
Вывод: благоприятная семейная обстановка, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, отношения ровные, доверительные, враждебность и конфликтность отсутствуют.
Фамилия, имя ребенка Калюжная Марина
Класс 4 Дата эксперимента
Сумма баллов по симптомокомплексамБлагоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
0,8 | 2,3 | 0,7 | 0,5 | 0,1 |
Вывод: благоприятные семейные условия, уровень тревожности и конфликтности невысок,
однако настораживает уровень «чувство неполноценности в семейной ситуации»
Фамилия, имя ребенка Бондарев Андрей
Класс 2 Дата эксперимента
Сумма баллов по симптомокомплексамБлагоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
0,8 | 0,5 | 0,3 | 0,6 | 0,1 |
Вывод: благоприятная семейная обстановка, уровень тревожности и конфликтности низок; однако высок уровень «чувство неполноценности в семейной ситуации»
Фамилия, имя ребенка Слепых Юлия
Класс 2 Дата эксперимента
Сумма баллов по симптомокомплексамБлагоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
1 | 0,4 | 0,3 | 0,1 | 0 |
Вывод: благоприятная семейная обстановка.
|
Фамилия, имя ребенка
Сумма баллов по симптомокомплексамБлагоприятная семейная ситуация | Тревожность семье | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
Макс. 1,2 3 3 1,1 1,1
Тест рисования кинетической семьи в Beyond Art Therapy
Я впервые узнал о технике рисования кинетической семьи от школьного психолога, который использует этот ценный инструмент арт-терапии в образовательном тестировании.
Позже я применил Кинетический семейный рисунок к кукольному дому в игровой терапии, а затем к Приютному дому и с помощью техники за пределами арт-терапии (см. Ссылку ниже).
Kinetic Family Drawing Drawing был разработан Burns & Kaufman.Вы можете использовать модифицированную версию этого теста со своими клиентами и студентами. Это очень полезная техника для сертифицированного или лицензированного специалиста, которую нужно хранить в своем ящике для инструментов.
Хорошей новостью является то, что вам не нужно быть арт-терапевтом, чтобы использовать это. Вы должны быть профессиональным психиатром, желательно лицензированным, с некоторыми базовыми навыками арт-терапии. Вы можете пройти курс обучения Beyond Art Therapy в электронной книге в правом столбце этой страницы.
По сути, техника рисования Kinetic Family Art Therapy поможет вам найти ответы на следующие вопросы:
— Терапевт увидит, как клиент видит себя в семейной единице.
— можно измерить взаимодействие между ребенком и членами семьи.
— «Ядерное Я» в клиенте.
— Если клиент взрослый, терапевт может видеть чувство себя с детства.
— Терапевт может видеть скрытые правила в семье, которые трудно увидеть со стороны, глядя внутрь.
— Внутренние чувства ребенка и других членов семьи.
— Кто является самым важным человеком в семье, наименее важным в семье?
— Кто близок в семье, а кто нет в семье?
Есть пять основных элементов в Kinetic Family Art Therapy Drawing это необходимо проанализировать и интерпретировать.Ниже вы найдете пять основных элементы:
1. Размещение в чертеже кинетического семейства:
Анализ сетки размещения чертежа кинетического семейства где члены семьи размещены на чертеже. Кто рядом с кем стоит? Они близко нарисованы или далеко? Кто был нарисован первым, средний, последний и кто был опущен на чертеже? Кто был добавлен, но стерт или перемещен на чертеже? Кто самый большой на рисунке, а кто самый маленький? Это правда для масштаб в реальной жизни каждого человека представлен?
2.Физические характеристики
Посмотрите на физические характеристики каждого человека в Кинетический семейный рисунок. Части тела преувеличены или опущены? Посмотрите на одежда? Черты лица? Цвета используются?
3. Действия фигур
В основном в этой части кинетического семейства. Терапевт проанализирует, что и с кем делает каждый член семьи. Кто оставил здесь? Кто включен в акцию? Кто лидер, а кто последователь?
4.Фрейдовские символы
Ищите их на чертеже Кинетического семейства. Они также могут быть проекцией на то, что происходит, что скрыто.
5. Стиль кинетической семьи Арт-терапия Рисование (Семья Система в целом.)
Здесь вы можете увидеть внутренние ощущения ребенок, которого учат и усыновляют от родителя. Если у ребенка есть положительный Я-образ, тогда они узнали его из усвоенных чувств родителя. Если негативные чувства присутствуют, то вы можете видеть, что это также было изучено из Родитель.
Ищите очевидное, что на вас выскакивает. Расширенные руки могут имею в виду возможный отказ. Кроме того, острые пальцы и темные линии могли бы предложить гнев. Чего не хватает на чертеже? Иногда то, что не добавляется в Рисунок говорит больше, чем то, что на чертеже.
Вы обнаружите, что семейная единица оказывает серьезное влияние на навыки эмоционального роста, социализации и межличностных отношений ребенка в стиле рисунка. По сути, это чувство ребенка или взрослого самообучения в детстве.
Один аспект, который отсутствует в пяти основных элементах выше мультикультурный аспект рисунка. Например, в моем регионе Аппалачские семьи учат своих детей охотиться с оружием.
Если ребенок нарисовал вся семья охотится с оружием, я бы обнаружил, что это региональная динамика и концепция семейной жизни. Как вегетарианец и любитель животных это мне трудно принять.
Но я должен идти дальше своей культурной перспективы и Понимаю, что так живут некоторые из моих семей.
Однако, если вы живете в Нью-Йорке, это может быть красным флаг, если вы видите рисунок семьи с оружием. Всегда знать клиента, или Студенты, фон и принять культуру, в которой они живут в перспективе.
Помните, арт-терапия — это «образец» и «грубый индикатор» феноменологического Мир клиента или студента. Несколько рисунков различных мероприятий арт-терапии должен быть использован.
Я призываю терапевта рассматривать арт-терапию как инструмент и часть головоломки из разума клиента.Это похоже на терапию подноса с песком.
Терапевт не ставит диагноз, или предположение, только на одной подносе с песком клиента. Они будут полагаться на несколько песка подносы, другие терапевтические инструменты и несколько сеансов с клиентом, чтобы увидеть Вся перспектива клиента.
Материалы для техники кинетического рисунка Техника Арт-терапии:
— Несколько № 2 карандашей — Несколько листов белой бумаги
— восемь или больше цветные карандаши, карандаши или маркеры — ластики
Указания по технике испытаний на кинетический рисунок:
1.Пройдите правила рисунка: делай как можно лучше, стирай сколько хочешь, не рисуй придерживаться людей или мультфильмов, взять столько, сколько нужно для рисования, и это это не проверка способности к рисованию.
2. Переверните бумагу в горизонтальной ориентации. Попросите клиента: «Нарисуйте всех, кто в вашей семье, включая себя, делать что-то.» Подчеркните, что все на рисунке должны делать что-то. Меня обычно спрашивают, можно ли нарисовать домашних животных. Я говорю клиенту это это нормально, если они хотят нарисовать питомца, пока они делают что-то хорошо.
3. После завершения чертежа спросите клиента, можете ли вы держите это до следующего сеанса. Интерпретировать тест с пятью основными элементами теста кинетического рисунка выше.
* Важный отказ от ответственности относительно кинетической семейной арт-терапии Рисование Тест :
Будьте осторожны при использовании этого теста! Этот тест должен быть только проводится лицензированными или сертифицированными специалистами в области психического здоровья.
Используйте это как часть загадки, пытаясь помочь своим студентам или клиентам.Помните что в некоторых криминалистических ситуациях считается неэтичным или незаконным использование тест кинетического рисунка.
В школах желательно получить согласие от родители при использовании этого теста. Я бы также посоветовал согласие для всех Проективные тесты должны быть добавлены к первоначальной документации в частной практике.
Всегда позволяйте вашему клиенту или студенту переводить то, что происходит на чертеже. Задавайте вопросы о каждом человеке и о том, кто он делает.
Рисунок перевода выше:
Рисунок выше — это рисунок 50-летней женщины, когда ее брат, который сейчас является взрослым, был помещен в психиатрическую больницу.
Это показывает, как ее родители все еще хотят защитить его и обвинять других в его поведении. Она чувствует себя обделенной и уходит, когда родители пытаются остановить его детское поведение, защищая его.
Обратите внимание, что «брат» все еще нарисован как маленький ребенок, хотя он теперь взрослый. Он одет в оранжевый цвет (гиперактивность, тюремный цвет, неконтролируемая окраска).
Все остальные носят синие из-за грусти ситуации. Мать носит розовую рубашку для надежды.Уходящая «дочь» носит зеленую, потому что она знает, что он очень болен, и ее семья не принимает его диагноз.
Техника Терапии в ПриютеСмотрите больше идей креативного консультирования здесь
Отказ от ответственности: Этот веб-сайт и его содержимое предназначены для обученных лицензированных специалистов в области психического здоровья и сертифицированных в школе специалистов в области психического здоровья, которые могут использовать для своих клиентов / студентов по своему усмотрению.
* Если вы игнорируете приведенный выше отказ от ответственности, используете эти методы на себе и чувствуете какой-либо дискомфорт или расстроен, настоятельно рекомендуется немедленно обратиться к лицензированному специалисту по психическому здоровью.
«Beyond Art Therapy» — это концепция доктора Stangline, которая объединяет все творческие области в терапии. Это не традиционная «арт-терапия», она выходит за рамки терапии «песочница», игровой терапии, внимательности, медитации, цветотерапии, когнитивно-поведенческой терапии и подавляющего большинства других методов лечения.
В случае любой другой экстренной ситуации с психическим здоровьем немедленно звоните по местному 911 / номеру полиции.
Доктор Стенглайн не дает советов / предложений никому, кто не является профессиональным психиатром, или студентом, который изучает эту область и имеет вопросы о программах обучения психическому здоровью.
,Руководство Персеполис Блок READ ONLINE
Руководство Персеполис Блок READ ONLINE 13.01.10: оспаривание восприятия: Персеполис — оспаривание восприятия: Персеполис за американской линзой Аманда Тарггарт Введение Вот список важных
Дополнительная информацияОсновы паразитологии Робертс, Ларри, Яновий-младший, Джон, Шмидт, П. (McGraw-Hill Science / Engineering / Math, 2004) [Твердый переплет] 7-е издание
Основы паразитологии Робертс, Ларри, Яновий-младший, John, Schmidt, P .. (McGraw-Hill Science / Engineering / Math, 2004) [книга в твердом переплете] 7-е издание Если вы ищете электронную книгу Основы паразитологии
Дополнительная информацияДевять завтра Исаак Азимов
«Девять завтра» Исаака Азимова «Девять завтра»: Amazon.es: Исаак Азимов: «Либрос» — научно-фантастический гроссмейстер Исаак Азимов находится на вершине своей игры в этом сборнике из девяти рассказов. Первый — «Профессия»,
Дополнительная информацияАнна Амалия Фрэнсис Джерард
Анна Амалия Фрэнсис А Джерард Если вы ищете книгу Фрэнсис А Джерард Анна Амалия в формате pdf, то вы пришли на правильный сайт.Мы предоставляем полную версию этой книги в формате doc, PDF,
Дополнительная информацияФоторефрактивные волоконные и кристаллические устройства: материалы, оптические свойства и применение XI 31 июля — 1 августа 2005 г., Сан-Диего, Калифорния, США
Фоторефрактивные волокнистые и кристаллические устройства: материалы, оптические свойства и применение XI 31 июля — 1 августа 2005 г., Сан-Диего, Калифорния, США (Материалы SPIE) Руян Го; Shizhuo Yin READ ONLINE
Дополнительная информация ,OF-THE-KINETIC-FAMILY-DRAWING.docx — PDF Загрузить бесплатно
КИНЕТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ, ЭМИЛИ, ЧЕРТЕЖ DR DRING (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ)
Актонов и Beeen F! «# $ Es Ba %% (e &» & ‘ase’a %% foo’a %% s’ e! N « $ on ‘eeen * «# $ es) Rivalr Rivalry y между двумя фигурами с участием d или separ, разделенных под действием ball / ba ball / ballg llgame ame (CL: Burns Burns & Kau man! «# $ !» #% Рейнольдс! «# ‘) * Нажимать между или направлять + направлять на фигуры, участвующие или разделяемые ужасно + тэ, давление гнева гнев, когда, когда мяч мяч-thro — выброшены.шп. ужасно + ужасно пассивно, пассивно, пассивно. (CL: Burns & Kauama Kauaman n! «#% )
La $» e ‘a %% 0esire to + ompete + ompete (CL: Burns & Kauman Kau man! «#% Рейнольдс!» # ‘) Ba %% d! $ Eced oa $ ds a s + ec! * C * «# $ e
0 желание и способность + опустить этот символ (CL: Burns & Kauman! «#% )
Ba %% d! $ ecaed aa, aa, f $ o- *» # $ e. o $ ‘e! n «%e% d. o $ a% o /! n нет + a $ tc #% a $ d! $ ecton
0 стремиться + пропустить с помощью fgure, но не может (CL: Burns & Kauman! «#% )
0e% f no +% a,! N «000
1ealousy к fgures fgures играя с мячом (CL: Burns & Kauman Kauman!» #% Рейнольдс! «# ‘ 000)
Ba %% +% a,! N «! So% aed o one *» # $ e
0i2 + ul3es, относящихся к окружающей среде тенденцию к снятию с производства + тенденцию к отставанию.(CL: Burns & Kauman! «#% )
Ba %% ‘o # nc! N» ! se% fo $! So% aed o one * «# $ e 4elplessness Неспособность к бездействию невозможность или неспособность + опустить (CL: Burns & Kauman Kauman! «#% ) 5nhibi3on или невозможность невозможность + опустить + опустить или взаимодействовать + взаимодействовать с другими (CL: Burns Burns & Kauman Kauman! «#% )
N # -e $ o # s ‘a %% s на e ead
5den3f + a3on 5den3f + a3on, если задействованы — + enter — + enter o a6en3on.a6en3on. или существенный + муравей в динамике + так в семье (CL: Burns & Kauman Kauman! «#% )
Ent $ e fa -!%, +% a ,! n «‘a %% o» e $ e
* sso + с + детьми, желающими участвовать в + onstru + 3ve + ompe33ve a + 3vi3es (CL: Burns! «‘% )
1an «! N» o $ fa %%! N «*» # $ es (e & «&. D $ a! N» из! Nd! 2! D # a% s! N + $ eca $! O # s + os! ton)
7ension или a, iety (CL: Burns! «‘% Burns & Kauaman!» #% ) Kauaman! «#% )
D! $ e-es (e & «&.»e3n» d! $ . d! «»! n «! nd! $ )
* sso + iated * sso + с плохими или отрицательными a8e + t a8e + t или eleelings (CL: Burns!» ‘% Burns & Kau man! «#% )
Доверие более 1 миллиона пользователей
Попробуйте Scribd БЕСПЛАТНО в течение 30 дней, чтобы получить доступ к более чем 125 миллионам заголовков без рекламы и прерываний! Начните бесплатную пробную отмену в любое время.
Доверие более 1 миллиона участников
Попробуйте Scribd БЕСПЛАТНО в течение 30 дней, чтобы получить доступ к более чем 125 миллионам наименований без рекламы и прерываний! Начните бесплатную пробную отмену в любое время.
Доверие более 1 миллиона пользователей
Попробуйте Scribd БЕСПЛАТНО в течение 30 дней, чтобы получить доступ к более чем 125 миллионам книг без рекламы и перерывов! Запустите бесплатную пробную версию Отмена в любое время.
Доверие более 1 миллиона пользователей
Попробуйте Scribd БЕСПЛАТНО в течение 30 дней, чтобы получить доступ к более чем 125 миллионам книг без рекламы и перерывов! Запустите бесплатную пробную версию Отмена в любое время.
04! Nd! 2! N «* sso + iat * sso + ied с отменой синдрома отмены и депрессивно-депрессивной тенденцией, т. Е. Тенденцией обычно у мужчин из-за emas + ula3ng ситуации или человека (CL: Burns & Kauaman! «#% )
Mo $e $ actons Coo4! N» 000
7 Его самая лучшая + 3 на мать в K0s и ре; e + это мать, которая встречает + hild
C% ean! n «7 + + он встречается с + навязчивыми матерями, которые больше предрасположены к домашнему дому, чем к людям, живущим в домашнем доме) ) Очистка Очистка ng be + omes be + omes e9uated e9uated в ++ ++ или хорошее поведение (CL: Burns & Kauman! «# $ ) 000
I $ on! N» 000
= В конце концов, она оказывается слишком занятой матерью, которая слишком старается дать ей + слабое тепло.(CL: Burns & Kauman! «# $ )> ne o ‘самый теплый. Материнский + 3vi3es, следовательно, большая потребность в любви или a8e + 3on (CL: Burns & Kauman!» #% )
Fa $e $ actons 1o # seo% d act2! Tes
Чтение газеты бумага оплата счетов игра с фалами re9uent a + 3vi3es o нормальные папы (CL: (CL: Burns & Kauman Kauman! «# $ )
D $! 2! N» $oo $ a o $ 4 = на самом деле найдется в других людях, которых считают с точки зрения оставления или нахождения за пределами семьи, а не как неотъемлемой части семьи (CL: Burns Burns & Kauman Kauman! «# $ )
C # 3n «000
* + 3vi3es su + h, как косить газон + прыжки [электронная почта защищена] et +), видно с -tough.или — + astra3ng. — + astra3ng. Отец (o ++ asionally mothers (CL: Burns & Kauman! «# $ )
1!» act2! ,% e2e% (e & «& $ # nn! N». $ o! n «. c # 3n». ! 3n «) Относится к более низкому уровню sel + on + ept в + hild (A:>
Fae $ *» # $ e fac! n «See se% f5 *» # $ e
Относится к большему количеству друзей и коллег по + ept (A:>
Pos! Ton of * «# $ es ! $ es + ec o safe, (e & «&. *» # $ e! n dan «e $ o # s + os! ton 6 $ o #» 2! s! ‘% eo $ 2e $ ‘a% desc $! + ton7) 5ndi + съедает 5ndi + съедает напряжение суматоха и еще немного (CL: Reynolds! «#’ )
F!» # $ e Ca $ ac $e $! Stcs C $ a $ ace $! Stcs Ind! 2! D # a% F! «# $ E Ca $ ace $! Stcs Ca $ ace $! Stcs 8P ! casso9 e, e (s! n «% ee, ed $ and! so $! добавлено на o $! n e -! dd% e * * # # e: s лица) A , + essive + on + ern и / или vigilan + e по отношению к другому fgure или значащему + ant другому (CL:
, которому доверяют более 1 миллиона членов
Попробуйте Scribd БЕСПЛАТНО в течение 30 дней, чтобы получить
,Кинетический Семейный Рисунок | Psynso
перейти к содержанию- Home
- О Psynso
- Помощь
- Дети
- Подростки
- Студенты
- Молодежь
- Отношения
- Секс и сексуальность
- Средний возраст
- Старость
- Профессионалы
- Знаменитости
0 Внимательность
- Услуги
- Найдите своего терапевта
- Онлайн консультирование
- Домашнее консультирование
- Психологическое тестирование
- Корпоративное обучение
- Публикация статей у нас
- Темы
- Психология Ресурсы
- Введение в психологию
- Психология развития
- Когнитивная психология
- Восприятие
- Память
- Обучение
- Интеллект