Цель:научить правильно расшифровывать и применять невербальные средства общения в профессиональной коммуникации.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание основных средств невербальной коммуникации; формирование навыков и умений их использовать. Овладение шестью секретами позитивного языка телодвижений.
Актуальность темы заключается в том, что невербальное общение является основной составляющей профессиональной коммуникации любого человека. Доказано, что в процессе взаимодействия люди приблизительно 93% информации передают невербальными средствами общения. Поэтому необходимо как можно лучше овладеть знаниями, умениями и навыками определения и применения этих средств.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Существуют различные
· визуальныепредполагают использование тех невербальных средств общения, которые человек в первую очередь воспринимает при помощи органа зрения;
· акустические предполагают использование тех невербальных средств общения, которые человек в первую очередь воспринимает на слух;
· тактильные предполагают использование тех невербальных средств общения, которые человек в первую очередь воспринимает при помощи органов осязания;
· ольфакторные
Остановимся подробнеена визуальных средствах общения, которые включают:
1. Мимику– выражение лица, положение головы человека. Мимика является одним из главных показателей чувств говорящего. Она позволяет лучше понять партнера по общению, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, например, фальшивая улыбка затрагивает только губы, а искренняя проявляется и через глаза; улыбка с жатыми губами показывает, что у человека есть тайна и он не собирается ею делится; улыбка с открытым ртом отражает попытку имитировать улыбающиеся глаза; улыбка с полуоткрытым ртом симулирует удовлетворение.
2. Кинесические выражения – позы, движения рук (жестикуляция), головы, ног, туловища человека, его походка и осанка. Так:
· руки, скрещенные на груди, говорят о том, что человек не собирается раскрывать перед вами душу и не ждет ничего подобного от вас;
· частично скрещенные руки показывают стремление человека в напряженной ситуации почувствовать себя в безопасности;
· заинтересованность людьми друг друга может подчеркивать демонстрация друг другу запястий;
· ладонь вверх = угрозы нет, человек открыт; ладонь вниз = авторитет и властность.
· чем выше у человека сцеплены руки, тем сложнее с ним договориться;
· человек может при помощи каких-либо посторонних предметов (сумочки, букета цветов, запонки, ручки, кофейной чашки и др.), которые он держит в руках, снимать эмоциональное напряжение;
· если человек подпирает голову рукой так, чтобы она при засыпании не стукнулась о стол, то это признак скуки, усталости. Когда человек заинтересован, то он ладонями прикасается к щеке;
· символичное похлопывание человеком себя по голове или лбу говорит о том, что человек наказывает себя за забывчивость;
· если человек поглаживает подбородок или слегка прикасается к носу, щеке пальцами, то он принимает решение, оценивает ситуацию;
· расставленные ноги доказывают уверенность мужчины в себе, скрещенные – выдают скрытость и уязвимость;
· локти подтянуты и разведены в стороны – это сигнал доминирования и готовности к действию. Прижатые к телу локти и склоненная набок голова говорят о покорности и подчинении;
3. Движение глаз– направление взгляда, визуальный контакт, частота и длительность фиксации глаз другого человека. Если человек смотрит вверх и влево, то он вспоминает ранее видимый образ, если смотрит прямо и влево, то – вспоминает ранее слышанный звук, если смотрит вниз и вправо – вспоминает ранее истинное ощущение, если смотрит вниз и влево – ведет внутренний диалог с собой.
4. Кожные реакции:покраснение, побледнение;
5. Ориентацию, выражаемую в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него и сигнализирующую о направлении мыслей. Куда направлен носок ноги, туда человек бессознательно стремится направить свое движение. Если у сидящих собеседников скрещенные ноги направлены друг к другу, то это говорит об их заинтересованности.
6. Вспомогательные средства общения: признаки пола, возраста, расы; одежда, прическа, косметика, украшения, очки. Задумчивое посасывание дужки очков аналогично поглаживанию подбородка.
7. Проксемику– характер межличностной дистанции, включающий: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство. Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который и ввел термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы. Э. Холл описал четыре вида приближения человека к человеку:
·интимное(от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;
·персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;
·социальное(от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
·публичное(от 400 до 750 см) – при выступлений перед различными аудиториями.
Шесть секретов позитивного языка телодвижений:
ЛИЦОдолжно быть оживленным. Необходимо чаще улыбаться.
ЖЕСТЫдолжны быть выразительными. Во время жестов нельзя растопыривать пальцы, руки держать выше уровня подбородка.
ДВИЖЕНИЯ ГОЛОВЫдолжны быть активными и уместными. Необходимо кивать, подтверждая сказанное собеседником.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ не должен вызывать чувства неловкости и дискомфорта. Если национальные традиции не запрещают смотреть прямо в глаза собеседнику, то те, кто смотрит прямо, завоевывают больше доверия, чем те, кто предпочитает смотреть в сторону.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:
1.Что такое невербальное общение?
2.Какие виды средств входят в группу невербальных?
3.Что изучает кинесика?
4.Какие преимущества дает деловому партнеру умение «считывать» невербальные сигналы?
5.Каковы внешние проявления эмоциональных состояний?
6.Каковы невербальные сигналы, свидетельствующие о состояниях: гнева, презрения, страдания?
7.Каковы невербальные сигналы, свидетельствующие о состояниях: страха, удивления, радости?
8.О чем говорят мимика и взгляд?
9.Перечислите сигналы «языка» глаз?
10.Какие виды взглядов бывают и о чем они сигнализируют?
11.Как проявляются индивидуальные особенности человека в невербальных средствах коммуникации?
12.Каково значение позы в деловом общении, о чем «говорят» сигналы тела?
13.Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении?
Задание 2.Пройдите тест для определения Ваших способностей распознавать жесты и мимику.
Тест «Что говорят Вам мимика и жесты?»
1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:
а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент;
б) дополнение к речи;
в) «предательское» проявление нашего подсознания.
2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?
а) вы радостно кричите «Привет!»;
б) сердечным рукопожатием;
в) слегка обнимаете друг друга;
г) приветствуете их сдержанным движением руки;
д) целуете друг друга в щеку.
4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? (Дайте три ответа)
а) когда качают головой;
б) когда кивают головой;
в) когда морщат нос;
г) когда морщат лоб;
д) когда подмигивают;
е) когда улыбаются.
5. Какая часть тела «выразительнее» всего?
а) ступни;
б) ноги;
в) руки;
г) кисти рук;
д) плечи.
6. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению? (Дайте два ответа)
а) лоб;
б) брови;
в) глаза;
г) нос;
д) губы;
е) уголки рта.
7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что вы в себе обращаете внимание в первую очередь?
а) как на вас сидит одежда;
б) на прическу;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что…
а) ему есть что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего-то стыдится.
9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?
а) на глаза;
б) на рот;
в) на руки;
г) на позу.
10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак…
а) нечестности;
б) неуверенности в себе;
в) собранности.
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Мужчин заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что…
а) первый шаг всегда делают именно мужчины;
б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;
в) он достаточно мужественен для того, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.
13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?
а) словам;
б) «сигналам»;
в) он вообще вызовет у вас подозрение.
14. Поп-звезды вроде Мадонны или Принца представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?
а) просто фиглярство;
б) они «заводят» публику;
в) это выражение их собственного настроения.
15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?
а) я смотрю совершенно спокойно;
б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа;
в) закрываю глаза при особо страшных сценах.
16. Можно ли контролировать свою мимику?
а) да;
б) нет;
в) только отдельные ее элементы.
17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно…
а) глазами;
б) руками;
в) словами.
18. Считаете ли вы, что большинство наших жестов…
а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;
б) передаются из поколения в поколение;
в) заложены в нас от природы.
19. Если у человека борода, для вас это признак…
а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?
а) да;
б) нет;
в) только у пожилых людей.
Подсчитайте число набранных вами очков.
1. | а- 2 | 6-4 | в — 3 | |
2. | а- 1 | б-З | в — 0 | |
3. | а — 4 | 6-4 | в — 3 | г-2 д-4 |
4. | а — 0 | 6-0 | в — 1 | г-1 д-0 е-1 |
5. | а- 1 | 6-2 | в — 3 | г-4 д-2 |
6. | а- 2 | 6-1 | в — 3 | г-2 д- 3 е-2 |
7. | а- 1 | б-З | в — 3 | г-2 д-0 |
8. | а- 3 | 6-1 | в — 1 | |
9. | а-3 | 6-2 | в — 2 | г- 1 |
10. | а- 3 | 6-2 | в — 1 | |
11. | а-0 | б-З | в — 1 | |
12. | а- 1 | 6-4 | в — 2 | |
13. | а-0 | 6-4 | в — 3 | |
14. | а — 4 | 6-2 | в — 0 | |
15. | а-4 | 6-0 | в — 1 | |
16. | а-0 | 6-2 | в — 1 | |
17. | а — 3 | 6-4 | в — 1 | |
18. | а- 2 | 6-4 | в — 0 | |
19. | а- 3 | 6-2 | в — 1 | |
20. | а-4 | 6-0 | в -2 |
77-56 очков:браво! У вас отличная интуиция, вы обладаете способностью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уже готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность: можно попасть пальцем в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А это ведь важно и на работе, и в личной жизни, не так ли?
55-34 очка: вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими. Вы склонны скорее буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими. Например, кто-то скажет вам: «Мне с вами совсем не скучно», сделав при этом кислую мину, но вы поверите словам, а не выражению лица, хотя оно весьма красноречиво. Развивайте интуицию, больше полагайтесь на ощущения!
33-11 очков: увы, язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И дело не в том, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. А напрасно! Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на мелких жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность. Помните пословицу: тело – это перчатка для души.
Задание 3.Заполните графу «Предположительное значение», используя материалы раздела.
Язык тела
Пример | Сигнал на языке тела | Предположительное значение |
Один из собеседников доказывает остальным, что они чего-то не знают | Слушатель: касание носа. Побочный сигнал: быстрый взгляд вниз. | |
Человек извиняется, выражает свое сожаление, что сделал что-то неверно | Склоненная голова. Побочный сигнал: мимика сожаления. | |
Один из собеседников объясняет остальным сложную взаимозависимость | Слушатель: потирание переносицы. Побочный сигнал: прекращение зрительного контакта. | |
Собеседник начинает путаться в формулировках | Пальцы рук образуют дугу или «чердачок». Побочный сигнал: прекращение зрительного контакта. | |
Тот, кто ведет разговор, полностью настроился на своего собеседника и говорит то, что полностью соответствует его мыслям | Нога закинута за ногу в сторону собеседника. Побочный сигнал: дружеская мимика. | |
Говорящий не попадает на «волну» понимания и передает негативные вербальные раздражители | Нога закинута на ногу в сторону от собеседника. Побочный сигнал: защитная мимика. | |
Один из собеседников разразился скучным монологом | Верхняя часть туловища слушающего отклоняется назад, дистанция увеличивается. Побочный сигнал: поигрывание письменными принадлежностями | |
Тот, кто ведет разговор, не замечает сигналов тела со значением несогласия и тогда вербально прерывается слушателем | В сторону говорящего направляется указательный палец или авторучка. |
Какие жесты выдают черты характера человека и отношение к ситуации?
Задание 4. Выполните практикум по нормам русского языка.
1.Расставьте ударение в словах.
Брала, бралась, бухгалтеров (род. п., мн. ч), включим, включит, включишь, влилась, вложив, вовремя, ворвалась, восприняла, воссоздала, вручит договорённость, дождалась, дозвонится, дозвонятся, дозировать, докрасна, документ, донельзя, донизу, досуг, досуха, дояр.
2.Объясните значение иноязычных слов, употребляемых в разных сферах общественной жизни (укажите справочный источник).
3. Экономическая сфера:авуары, аудит, бартер, дебитор, дивиденд, дилер, инжиниринг, карт-бланш, консалтинг, лизинг, лимит, локаут, риэлтор, эмбарго.
4. Политическая сфера:автаркия, инаугурация, истеблишмент, лобби, мораторий, паблисити, спикер, экспатриант.
5. Социальная сфера:инцидент, киднеппинг, люмпен, маргинал, прецедент.
6. Духовная сфера:дискредитация, иррациональный, катарсис, идентификация, китч, копирайт, менталитет, мониторинг, нонсенс, нумизматика, протекция, сублимация, тенденциозность, фалеристика, экстраполяция, энтропия, эпистолярный.
Список рекомендуемой литературы:
1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учеб, пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. – Ростов-на-Дону, 2000.
2.Власова Т.И. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: учебное пособие для вузов / Т.И. Власова, А.П. Шарухин, М.М. Данилова. – М., 2008.
3.Зарецкая Е.Н. Деловое общение / Е.Н. Зарецкая. – М., 2002.
4.Мовией С. 50 упражнений, чтобы изучить язык жестов / С. Мовией, П. Даниельс. – М., 2013.
5.Основы русской деловой речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.А. Буре, Л.Б. Волкова, Е.В. Косарева и др.; под ред. проф. В.В. Химика. – СПб., 2012.
6.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.П. Панфилова. – СПб., 2014.
7.Панфилова А.П. Деловые беседы: учебное пособие / А.П. Панфилова. – Л., 1989.
Человек не мыслит жизни без общения. Коммуникация между людьми представляет собой процесс обмена информацией. Немаловажную роль в нем играют невербальные средства общения. Согласно новейшим исследованиям в области психологии лишь 7% данных собеседники получают из слов, остальные 93% приходятся на долю жестов и мимики.
Содержание статьи:
Невербальная коммуникация в общении
Обозначение термина звучит как поведение человека, которое отражает его эмоциональное состояние и указывает на особенности взаимодействия между коммуникаторами без употребления речевых механизмов. Язык тела может быть первичным, включающим все сигналы, которые способно передавать тело, и вторичным, куда относится азбука Морзе. Невербальные средства:
- Жесты и мимика придают дополнительную смысловую нагрузку сказанной информации.
- Визуальное восприятие. Это оценка внешности, определение пола, возраста, изучение выражения лица в первые минуты встречи.
- Звуковое восприятие. Оценка акустических особенностей речи (тембра голоса, ритма, громкости), а также языковых особенностей, к которым относятся паузы, слова-паразиты, кашель.
- Прикосновения. Эта часть имеет большое значение.
- Запах. Ароматы подсознательно влияют на восприятие собеседника. Если запах понравится, то к человеку возникнет симпатия, и наоборот.
- Язык тела. Это позы и характерные движения, например, ерзанье на стуле или переминание с ноги на ногу. Некоторые сигналы весьма трудно заметить (нервные глотки, кручение в пальцах мелкого предмета).
Умение распознавать невербальный посыл собеседника позволяет глубже понять его переживания, настроение, почувствовать эмоции, ожидания, узнать намерения и выяснить цели. Оно также помогает вычленить и собрать воедино качества характера говорящего.
Ученые полагают, что основой контакта между людьми служит не произносимая информация, а манера ее изложения. Тем не менее вербальные и невербальные средства общения неразрывно связаны и не могут существовать раздельно.
Значение и особенности
Социализация в обществе невозможна без применения невербалики. Чтобы понять долю ее важности, можно представить собеседника, который совершенно не использует пантомимику. Скорее всего, такое поведение напугает окружающих, ведь монотонно бубнящий человек будет напоминать робота.
Невербалика делает общение понятнее, легче и адаптированнее для современного индивида. Она не только выступает неотъемлемой частью коммуникации, но и передает информацию, которую невозможно выразить словами. Если на вербальном уровне люди руководствуются разумом для толкования полученных сообщений, то невербальная часть контакта относится к сфере интуиции.
Невербалика выполняет несколько коммуникативных функций:
- Изучение личности собеседника и получение информации о его эмоциональном состоянии, самооценке, темпераменте, социальном статусе, принадлежности к какой-либо группе.
- Получение сведений о взаимоотношениях между участниками коммуникативной ситуации: динамика, уровень доверия, характер и тип отношений.
- Включенность собеседников в разговор либо отстраненность и стремление выйти из него.
Особенности невербальных механизмов в том, что часть из них сложно контролировать, ведь эти реакции организм выдает непроизвольно. Это происходит спонтанно, а элементы трудно отделить друг от друга.
В большом коллективе невербальная коммуникация позволяет получить данные о психологической напряженности, степени сплочённости или разобщенности. Так легко выявить лидеров, одиночек, эгоистов, лгунов, экстравертов.
Возникла даже особая профессия, специалист которой по мимике и жестам определяет, врет собеседник или нет. Профайлеры незаменимы в полиции, армии, сыске, ведь это настоящий живой детектор лжи. Они знают, что невербалика призвана решать следующие задачи:
- поддержание контакта между говорящими на определенном уровне;
- наблюдение за собеседником;
- воздействие на оппонента посредством языка тела;
- контроль собственных жестов и движений.
Практика общения показывает, что речь имеет малое значение для установления доверительных отношений. Куда важнее невербальные механизмы влияния. Умение управлять ими открывает массу возможностей.
Виды взаимодействия
Отношение к собеседнику может быть выражено не только с помощью выражения лица. Куда важнее здесь дистанция, на которой держатся люди. Она определяет разнообразие паралингвистических инструментов и частоту их использования, ведь некоторые из них уместны в деловой обстановке, но глупо выглядят в контексте бытовой коммуникации. В связи с этим возникла классификация зон межличностного взаимодействия.
Формально-публичная
Это расстояние от 1,5 до 3 м. Такая дистанция встречается во время деловых переговоров, при случайной беседе на улице или разговоре с продавцом в магазине. Обычно общение не подразумевает обсуждение личных проблем, а диалог ведется в сухой форме или официально-деловом стиле. Использование невербалики урезано и ограничивается мимикой и слабой жестикуляцией, тембр голоса ровный, поза спокойная и собранная.
Самая длинная дистанция возникает, когда нет ни малейшей возможности прикоснуться к говорящему, например, на концерте, публичном выступлении, коллективном совещании. Невербальные механизмы ослабевают до максимума, невозможно даже деловое общение на таком расстоянии.
Личная
Дистанция от 0,5 до 1,5 м. На таком расстоянии, как правило, общаются люди, которые хорошо знакомы. Они могут свободно касаться друг друга, пожимать руки, хлопать по плечу. Большинство считает эту зону личным пространством и закрывает ее для посторонних. Насильственное нарушение границы воспринимается как бестактность, вызывает недоумение, неловкость и даже агрессию.
В ситуациях, когда личные границы сохранить не удается, например, в транспорте или лифте, люди смотрят в пол, желая хоть как-то отгородиться.
Интимная
От 0,5 м до тесного контакта. В такую зону попадают лишь люди, которые очень близки (дети, родители, влюбленные, лучшие друзья). Здесь доступен полный спектр средств невербалики. Помимо родных, в интимную зону контакта допускаются люди некоторых профессий — врачи, портные, парикмахеры, визажисты и прочие специалисты, работа которых невозможна на другом расстоянии. Если человек стремится попасть в этот узкий круг, он демонстрирует желание сблизиться, показывает симпатию или заинтересованность.
Чем доверительнее и легче отношения в семье, тем теснее контактируют супруги. Счастливые пары стремятся лишний раз дотронуться друг до друга, а влюбленные в ссоре будут, напротив, держаться на расстоянии.
Особенности вербальной коммуникации
Основной инструмент — речь. Она состоит из единиц общения, то есть слов, которые делятся на устные и письменные. Участник может в первом случае говорить или слушать, во втором — читать или писать. Передача информации осуществляется с помощью разговора.
Информативность речевого общения зависит от лексикона собеседника. Чтобы поддерживать этот показатель на высоком уровне, необходимо регулярно пополнять словарный запас путем чтения, разговоров с развитыми людьми и прослушивания аудиозаписей с выступлениями известных общественных деятелей.
Для письменной речи важны грамотность и знание правил пунктуации. Ошибки рискуют исказить смысл написанного, сделав акцент не на том. Вербальная коммуникация решает несколько задач:
- Обеспечивает взаимодействие между людьми.
- Дает возможность получать новые знания.
- Отображает количество накопленных знаний в виде книг.
- Позволяет выражать эмоции посредством слов.
- Объединяет жителей разных стран через используемый язык.
Первой особенностью речевого общения считается его цель. Она заключается в определённом воздействии на собеседника. Вторая особенность предполагает взаимный обмен данными, когда говорящий и слушающий по очереди находятся в этих ролях. Коммуникативный акт подразумевает не просто обмен сведениями, а реакцию на них, отклик. Общение строится из таких колец, пока начальная цель диалога не будет достигнута.
Вербальная коммуникация отличает людей от животных. Это продукт работы разума, а не инстинктов.
Средства неречевого общения
Невербалика располагает обширным числом компонентов. Зачастую с их помощью удается выразить эмоции глубже и яснее. Но стоит помнить, что национальная культура разных стран может считывать одинаковые жесты или выражения лица по-разному.
Жесты и позы
Сюда относятся движения рук, головы и пальцев, которые сопровождают высказывание. Жест и позы могут отражать настроение человека, его реакцию на что-либо, говорить о настрое в отношении собеседника. Установлено, что людям приятнее общаться с теми, кто подкрепляет речь экспрессивной моторикой:
- Позитивность — корпус наклонен вперед, позы открыты и расслаблены, ладони обращены вверх или направлены на собеседника.
- Недоверие — ладони находятся у рта, руки скрещены на груди.
- Сосредоточенность — потирание лба или переносицы, пальцы расположены у подбородка, глаза закрыты.
- Критика — указательный палец вытянут и лежит вдоль щеки, ладонь подпирает подбородок, вторая рука поддерживает локоть первой.
- Скука — руки подпирают голову, тело расслаблено и немного согнуто вперед, переминание с ноги на ногу, зевота.
- Неодобрение — движения отличаются резкостью, одергивание пиджака, расправление складок на юбке или блузке, поиск незаметных ворсинок на одежде.
- Недоумение — почесывание головы, руки собраны в замок на коленях.
- Неуверенность — потирание ушей, локоть одной руки находится в ладони другой, тело стремится стать меньше, опущенные плечи, пригнутая голова.
- Превосходство — закидывание ноги на ногу в положении сидя, руки за головой. В положении стоя руки находятся на талии или опираются на стол пальцами.
- Открытость, готовность к дальнейшему диалогу — плечи расправлены, голова смотрит прямо, руки и ноги не скрещены.
Чрезмерная жестикуляция может быть воспринята как признак агрессии, внутренней напряженности, неуверенности в себе. Отзеркаливание движений собеседника поможет скорее заслужить его расположение.
Жесты также используются для указания на предмет или помогают в его описании.
Мимика
Она является основным знаковым механизмом отображения чувств и эмоций. Доказано, что позитивный настрой легче распознать. Негативный же либо скрывают, либо собеседники воспринимают его неоднозначно.
У человека два полушария и две половины лица, которые на первый взгляд похожи. Правое полушарие управляет чувственным восприятием, левое отвечает за логику, интеллектуальные процессы. В связи с этим и эмоции отражаются на разных половинах лица иначе.
Большинство мимических сигналов человек воспринимает не осознанно, а на уровне интуиции. Это «приз» от наших предков, которые общались только при помощи невербалики. Мимика способна выразить почти весь спектр человеческих эмоций:
- Счастье — уголки губ отведены назад, взгляд спокоен и добродушен.
- Удивление — брови подняты, глаза широко открыты, кончики губ опущены, иногда приоткрыт рот.
- Страх — брови сведены вместе, губы растянуты и опущены уголками вниз.
- Печаль — пустой взгляд, глаза полуприкрыты, губы опущены, рот закрыт, брови сведены.
- Гнев — зубы крепко сжаты, взгляд «с прищуром», уголки рта опущены, ноздри широко раздуваются, румянец.
- Отвращение — поднятая верхняя губа и наморщенный нос, сдвинутые или приподнятые брови.
Визуальный контакт
Во время разговора можно многое сказать о человеке, глядя ему в глаза. Особенности зрительного контакта позволяют установить зону комфорта, выразить неодобрение или показать заинтересованность. Другие эмоции, которые способны выражать глаза:
- Радость — живой взгляд, слегка приподнятые брови.
- Восхищение — спокойный долгий взгляд
- Ожидание — долгий зрительный контакт глаза в глаза с приподнятыми бровями или бровью.
- Возмущение, негодование — немного тревожный или нарочито навязчивый взгляд без пауз.
- Заинтересованность — внимательный взгляд, сопровождающийся кивками.
- Неприязнь — закатывание глаз, избегание прямого визуального контакта.
- Нервозность — частое моргание, бегающие глаза.
Интонация
Незаметные паузы в разговоре или изменение громкости голоса могут многое рассказать о говорящем. Особенности речевого поведения, относящиеся к невербальной сфере, служат для передачи информации «между строк». Это скорость речи, тембр, громкость, интонация, манера построения предложений, сила и громкость голоса:
- Неуверенность — кашель, длительные паузы, голос «скачет».
- Волнение — речь быстрая, но обрывистая, тон голоса низкий.
- Усталость — к концу предложения интонация понижается, а скорость произношения растягивается, тихий голос.
- Энтузиазм — четкое произношение, выразительность, высокий тон, громкость и равномерная скорость.
- Высокомерие — интонация монотонная, сглаженная, без выраженных пауз.
По голосу можно сделать выводы о темпераменте, образовании, этническом происхождении и даже месте жительства собеседника. Люди, которые владеют паравербальными приемами, как правило, общительны, начитаны и обладают развитой харизмой.
Внешний вид
Не зря существует поговорка, что встречают по одежке. Одежда в современном обществе не только выполняет свою непосредственную задачу, но и служит своеобразным сигналом. Иногда она является фактором, влияющим на принятие решений.
На собеседовании, например, небрежно одетые люди чувствуют себя неуверенно. Они знают, что внешний вид не соответствует обстановке. Кандидаты, одетые подобающим образом, имеют больше шансов получить желаемую должность.
Одежда выступает особой формой невербального посыла. Она отражает индивидуальность человека, его вкусы, привычки, настроение, приверженность к определенной социальной группе.
Оптимисты выбирают яркие цвета. Интроверты любят приглушенные пастельные оттенки. Пессимисты и реалисты предпочитают черные и серые тона.
Помимо одежды определенную роль в понимании особенностей личности играют украшения, аксессуары, прическа, оформление кабинета.
Образ, созданный с учетом моды, привычек и ситуации, способен позитивно повлиять на положение в обществе, придать уверенность в себе, вызвать одобрение у окружающих. Лучше всего это наблюдать в местах, где доминирует деловой стиль общения.
Невербальные реакции
У людей по-прежнему сохранились первобытные реакции на некоторые элементы неречевого общения. В опасной ситуации лимбический мозг управляет действиями тела и заставляет его отвечать определенным образом.
Реакция на стрессы бывает трех типов: бегство, ступор, сражение. Благодаря им первобытный человек выживал среди обилия хищников. Сегодня эта защита адаптировалась и стоит на страже людей, которые ежедневно сталкиваются с раздражителями всех видов.
Реакция замирания (ступора)
Этот прием неоднократно спасал и продолжает спасать слабых от сильных. Неандертальцы знали, что хищники бросаются в погоню за движущимся объектом, ведь движение привлекает внимание, поэтому замирание является естественной реакцией при ощущении опасности. В животном мире некоторые грызуны не только замирают при виде змеи, но и притворяются мертвыми. Инстинкты подсказывают им, что падаль едят далеко не все, а значит, шанс на спасение возрастает.
Такая форма замирания считается экстремальной. В сегодняшних реалиях она встречается редко. Подобное поведение можно заметить у некоторых людей в опасной ситуации, например, у грабителей на месте преступления, у обманщиков, уличенных во лжи прилюдно. На войне разведчики демонстрируют идентичное поведение. Если замирает тот, кто идет первым, то остальные делают то же самое. Солдатам известно, что полная неподвижность может сделать их невидимыми для противника.
Интереснее всего реакция замирания воспроизводится у нашкодивших детей. Малышня не только впадает в ступор, но и старается инстинктивно свернуться в клубок и стать меньше в размере. Это инстинктивный способ спрятаться от неминуемого наказания, хотя мозг и понимает, что оно последует.
Реакция бегства
Когда замирание не спасает, лимбический мозг обращается ко второму виду реакции — бегству. Понятно, что только в том случае, если есть куда бежать.
Со временем реакция бегства трансформировалась. Сегодня никто явно не станет убегать от стрессовой ситуации, но его тело будет подавать косвенные сигналы о таком желании. Чтобы ускользнуть от нелицеприятного разговора, человек избегает собеседника или поворачивается к нему спиной.
Идентичную функцию выполняют блокирующие элементы поведения: лицо, закрытое руками, зажмуривание, потирание глаз. Это немой информационный посыл: «Я хочу убежать!».
О желании увеличить дистанцию с человеком говорят повернутые в сторону выхода носки, отклоненное назад положение тела, предмет на коленях. Все это реакция на неприятную личность, группу людей или опасность.
Реакция борьбы
Это последнее средство, которое пускает в ход лимбический мозг, если два предыдущих не сработали. Животные, загнанные в угол, трансформируют страх в ярость и сражаются за жизнь. Разумеется, борьба в типичном ее появлении сегодня невозможна в цивилизованном обществе. Точнее, она возможна, но чревата наказанием со стороны закона. Мозг изменил стратегию борьбы, придав ей более изощрённую форму.
Спор — основной тип этой реакции. Это сражение без рукоприкладства, где оружием стали слова, а не когти или примитивные подручные средства.
Мораль и нормы приличия требуют от людей всеми возможными способами избегать драки и не опускаться до животного уровня. Сегодня это требуется крайне редко. Чтобы придать себе агрессивный вид, достаточно принять угрожающую позу и сделать соответствующее выражение лица. С вероятностью 99% рукоприкладства удастся избежать таким образом.
Язык тела и ложь
Используя интуицию, анализ и наблюдательность, можно легко определить, лжет человек или нет, по его поведению. Вот какие сигналы тела говорят о вранье:
- Большая пауза перед началом реплики.
- Асимметрия мимики.
- Каменная маска на лице дольше 5—10 секунд.
- Эмоции опаздывают за словами.
- Натянутая улыбка.
- Отсутствие четкого визуального контакта.
- Мимика слабо используется при эмоциональном рассказе.
- Прикосновения к лицу, глаза бегают из угла в угол.
- Частое моргание.
- Жесты идут вразрез со словами.
Ошибки невербальной коммуникации
Среди самых распространенных выделяют:
- Отсутствие реакции на полученную информацию. Это нарушение самой сути общения.
- Неумение улыбаться. Такой человек подсознательно воспринимается другими как вечно недовольный и агрессивный.
- Несоответствие слов и действий. Странно выглядит рассказ о долгожданном подарке, который сопровождается монотонностью в голосе и скрещенными руками. Это повышает планку недоверия и вызывает недоумение.
- Стремление скрыть руки. Ладони на виду – признак доброжелательности, а постоянное желание их спрятать люди принимают за скрытность и подавленную агрессию.
- Желание контролировать свое тело. Не нужно стремиться фильтровать в голове все действия, некоторые из них являются произвольными и естественными, например, озноб, кашель, страх. Со стороны это выглядит нелепо и смешно.
Значимость невербалики часто недооценивают, хотя она играет весомую роль. Но не стоит интерпретировать все сигналы тела буквально. Некоторые из них могут быть просто привычкой, например, стремление спрятать руки в карманы.
Классификация невербальных средств общения
СОДЕРЖАНИЕ
1. История формирования невербальной коммуникации…………………………3
2. Классификация невербальных средств общения………………………………….4
3. Функции невербальных средств…………………………………………………………7
4. Роль невербального общения в педагогической деятельности…………….9
История формирования невербальной коммуникации
Вербальное общение – общение при помощи речи.
Невербальное общение – не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Установлено, что с помощью вербальных средств общения передается не больше 35% информации. Вместе с языком существует большое количество способов общения, которые тоже служат средством сообщения информации. Эти формы общения объединили в одно понятие «невербальная коммуникация». Позы, мимика, жесты, причёски, одежда, предметы, которые нас окружают, привычные для нас действия – все они представляют собой определённый вид сообщений, которым дали название невербальных сообщений, т. е. сообщений без использования слов. На их долю приходятся 65% информации, которая передается в процессе коммуникации.
Как самостоятельное научное направление понятие «невербальная коммуникация» сформировалось сравнительно недавно, в 1950-х годах, хотя основы этого научного направления можно искать и в более ранних работах. Так, Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Наставления оратору» подробно объяснял наиболее употребимые ораторские жесты греко-римского мира. А французский просветитель Жан-Батист Дюбо (XVIII в.) обратил внимание на невербальные средства, обозначив особую науку НЕМА, представляющую собой «искусство говорить, не раскрывая рта».
Некоторые ученые, упоминая о неречевых формах общения, используют термин «невербальные средства», другие же говорят о «паралингвистических средствах». Особенно это проявляется в отечественной науке.
В книге Г.В. Колшанского «Паралингвистика» (1974 г.) рассматривается все то, что в наши дни принято относить к невербальной семиотике. В психологическом энциклопедическом словаре М.И. Еникеева (2008 г.) можно найти следующее определение: «паралингвистические средства – невербальные (неречевые) средства передачи информации».
В исследованиях А.А Горелова, Е.А Петровой и др. были разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относятся все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственная организация общения.
Классификация невербальных средств общения
Кинетические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, которые в общении выполняют выразительно-регулятивную функцию. Они являются наиболее значимыми. К ним относятся выразительные средства движения, которые проявляются в жестах, мимике, позе, взгляде, походке. Эту группу называют визуальной.
Мимика – «зеркало души» — движение мышц лица. В передаче информации ей отводится особая роль, т.к. на протяжении долгого времени человек не может сделать так, чтобы его лицо не выражало его внутреннюю жизнь. В выражении лица проявляются не только соматические, но и психологические особенности человека. Например, когда говорят, что у кого-то «умный взгляд», «добрые глаза», «тупое выражение лица», то в мимике подразумевают выражение психологических особенностей человека. Легче всего определяются эмоции удивления, радости, гнева, презрения, а эмоции страха и удивления – сложнее.
Главная характеристика мимики – это ее целостность и динамичность.
Взгляд, или визуальный контакт тесно связан с мимикой и составляет важную часть общения. Взгляд связан с формированием высказывания и трудностью этого процесса. Визуальный контакт при этом свидетельствует о расположении к общению.
Взгляд передает более точную информацию о состоянии человека, т.к. сужение или расширение зрачков человеком не контролируется. Например, если у человека приподнятое настроение, он возбужден или чем-то заинтересован, то его зрачки расширяются. И наоборот, если настроение мрачное и сердитое, то зрачки сужаются.
Поза является элементарной единицей пространственного поведения человека. Это положение тела человека, типичное для данной культуры. Человек может принять около тысячи различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других лиц.
Психолог А. Шефлен одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения. Далее В. Шюбцем было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении человеком своего тела по отношению к собеседнику. Это говорит или о расположенности, или о закрытости к общению. Существуют «открытые» позы, которые воспринимаются как позы доверия, доброжелательности, согласия, психологического комфорта, и «закрытые» — воспринимаются как позы недоверия, несогласия, критики и противодействия.
Многие стараются следить за выражением лица, но его выдают ноги. Ноги – это наше подсознание. Так, неуверенный в себе или в своем сообщении человек, будет переминаться с ноги на ногу.
Практически все люди могут читать позы, хотя не всегда понимают, как это они делают.
Жесты – разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
Различают:
— коммуникативные – жесты приветствия, прощания, запретов, привлечения внимания, отрицательные, утвердительные, вопросительные и т.д.;
— описательные – жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания;
— модальные – жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, доверия, недоверия, неудовлетворения, растерянности и др.).
Походка – стиль передвижения человека. По походке легко узнать эмоциональное состояние человека. Так, самая тяжелая походка при гневе, а легкая – при радости, угнетенная походка – при страданиях.
Просодические и экстралингвистические средства связаны с голосом,характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
Просодика – общее название ритмико-интонационных сторон речи, таких, как высота, тембр голоса, громкость голосового тона, сила ударения.
Экстралингвистика – включение в речь пауз, а также плача, смеха, кашля, вздоха и т.д.
Данными средствами регулируется поток речи; они выражают эмоциональные состояния, предвосхищают речевые высказывания.
Так, высоким голосом передаются радость, недоверие или энтузиазм. Гнев и страх также передаются высоким, но более в широком диапазоне тональности, силы и высоты звука голосом. Мягким и приглушенным голосом передаются печаль, усталость, горе.
Быстрая речь означает взволнованность или обеспокоенность, медленная – угнетенное состояние, горе, усталость или высокомерие, то есть скорость речи также является важной характеристикой чувств.
Такесические средства – прикосновения в форме похлопывания, рукопожатия, поцелуя. Их использование человеком в общении определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, пол, возраст, степень знакомства.
Такесические средства общения выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неправильное использование такесических средств может привести в общении к конфликтам.
Проксемические средства – пространственная организация общения. Э.Холл одним из первых стал изучать пространственную структуру общения. Он ввел термин «проксемика», который означает «близость». Сюда относят ориентацию партнеров в момент общения и дистанцию между ними. На проксемические характеристики оказывают влияние национальные и культурные факторы. Он описал нормы приближения человека к человеку – дистанции.
Выделяют четыре зоны:
— интимная (до 50 см) – общение близких людей;
— персональная (от 50 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;- социальная (от 120 до 350 см) – общение с чужими людьми и при официальном общении;
— публичная (свыше 350 см) – при общении с большой группой людей – выступления перед разными аудиториями.
У разных народов пространственные зоны различны.
Также выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми и от особенностей людей.
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Невербальные средства общения весьма разнообразны, и имеют определенную классификацию. Классифицируют невербальные средства общения по следующим группам:
1) Визуальные
2) Аудиальные
3) Тактильные
Визуальные компоненты невербального общения достаточно разнообразны и изучаются такой наукой как кинесика.
Кинесика – «раздел паралингвистики, изучающий коммуникативные функции движения тела». Основателем кинесики считается американский антрополог Рей Ли Бервистелл.1 Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний1. К визуальным компонентам невербального общения относят:
1) Жесты
2) Мимику
3) Пространственную организацию общения (дистанцию до собеседника и персональное пространство)- проксемику
4) Позы
5) Направление взгляда
6) Одежду, прическу, аксессуары
Жест – «движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние и несущая в себе информацию о его мыслях, переживаниях, а так же его отношению к тому что происходит с ним или вокруг него».[2] Жесты, в свою очередь так же делятся на:
1) Жесты – символы – простые приемы невербального общения, ограниченные территориальным или этническим признаком. Например, всеобще принятый жест «ОК», обозначающий что «все хорошо» во многих странах мира, в Италии является оскорбительным. Данный жест является классическим жестом-символом и требует определенной аккуратности при его использовании.3
2) Жесты – иллюстраторы – используются для пояснения сказанного. С помощью такого жеста усиливаются те или иные посылы сообщения, ключевые моменты беседы подчеркиваются и в результате лучше запоминаются. Примером такого жеста является жест указания направления рукой, дополняющий уже сказанные слова.3
3) Жесты – регуляторы – более сложный тип жестов, означающие приглашение, привлечение внимания или же призыва. Примерами данной группы жестов могут служить жест «стоп» (развернутая ладонь перед собеседником) или же жест приветствия – протянутая открытая ладонь к собеседнику.
4) Жесты – адапторы – жесты, сопровождающие наши чувства и эмоции в процессе разговора. Примером жестов адапторов может служить постукивание пальцем по столу, что явно говорит о том, что собеседник нервничает или ему некомфортно в сложившейся обстановке.1
В процессе контактирования индивидов жестикуляция так же является одним из ключевых показателей невербального общения и показывает истинную обстановку общения и эмоции собеседника.
Мимика так же является одним из важных компонентов невербального общения и в совокупности с жестами усиливает выражение эмоций.
Мимика – «экспрессивно-выразительные движения различных частей лица человека (в частности его глаз, губ), выражающее его психологическое состояние в данный момент времени».2
По средствам мимики и жестов в совокупности можно дать более точную оценку психологического состояния и намерений собеседника, что позволяет более точно дать оценку ситуации и выработать более эффективную стратегию поведения.
Мимика человеческого лица делится на следующие 3 зоны:
1. Верхняя зона (лоб и брови) – отвечает за логику и мыслительные процессы. Ровная поверхность лба говорит о готовности к получению информации. Расширение мышц лба принято интерпретировать как интерес, восторг, желание получить больше информации. Сжатие мышц лба, напротив, может свидетельствовать о том, что человек занят собственными мыслями, и к получению информации из внешнего мира в данный момент не готов. Несимметричное расположение бровей, когда одна бровь находится выше другой, может говорить о смешанных чувствах: человек испытывает интерес, смешанный с сомнением, человек находится в оценивающей позиции.
2. Средняя зона (глаза и нос) – отвечает за визуальное восприятие информации. Глаза обеспечивают человеку визуальное восприятие. Широко раскрытые, распахнутые глаза говорят о желании воспринимать информацию. Прикрытые глаза – наоборот, могут отражать недоверие к информации или отсутствие потребности в ней (например, информация уже известна). Прищуренные глаза – признак того, что человек хотел бы воспринимать информацию медленнее, чтобы успеть её проанализировать. Возможно, то, что человек воспринимает, кажется ему сложным и непонятным, либо вызывает у него сомнения.
Взгляд снизу вверх обычно характерен для коммуникаций, в которых человек выступает подчиненным по отношению к собеседнику. Взгляд сверху вниз, наоборот, может свидетельствовать о наличии власти.
Нос, также расположенный в средней мимической зоне, отвечает за безопасность жизнедеятельности. Когда человек морщит нос, это может быть признаком того, что ситуация нежелательна, небезопасна. Обратное мимическое движение – когда человек носом тянется вперед – говорит об одобрении, интересе.
Характерные мышцы между носом и ртом являются атавизмом, доставшимся человеку от животных. В животном мире данное мимическое движение служит для демонстрации клыков. У человека эти мышцы также напряжены при выражении агрессии. Подрагивающие мышцы свидетельствуют о попытке удержать себя от агрессивного поведения.
Еще одна группа мышц средней зоны лица – это мышцы под глазами. Сильное их сокращение растягивает губы, приподнимает щеки, образуя так называемые паучьи лапки в уголках глаз. Эти мышцы обязательным образом задействованы при выражении искренней улыбки. Ненастоящая, притворная улыбка отличается тем, что создается мышцами нижней части лица, без работы мимических мышц под глазами.
Также в средней зоне лица можно наблюдать напряжение бровей, которое легко заметно по складке, образующейся в районе переносицы. Такая мимическая особенность часто характерна для состояний требовательности, напряженности.
3. Нижняя зона (губы и подбородок) – отвечает за чувственную оценку происходящего. Губы передают чувственную оценку происходящего. Расширение, расслабление губ может говорить о том, что человек спокоен, расслаблен, происходящее вокруг доставляет ему удовольствие. Поджатые губы могут свидетельствовать о том, что человек стремится удержать свои эмоции. Ситуация ему неприятна и не вызывает доверия. При этом нижняя губа отвечает за большее демонстративные эмоции, эмоции для окружающих: например, детская обида «для родителей», когда ребенок характерно выпячивает нижнюю губу. Верхняя губа выражает личные эмоции: не для окружения, а для себя.
Подбородок отвечает за выражение власти и подчинения. Приподнятый подбородок может демонстрировать претензию на власть, позиция хозяина. Опущенный подбородок, подбородок «в себя» характерен для ситуаций подчинения, повиновения.
Далее необходимо коснуться еще одного немаловажного элемента визуального компонента невербального общения — пространственной составляющей. Пространственную составляющую общения рассматривает наука проксемика.
Проксемика – «наука о пространственно-временных параметрах и область социальной психологии и семиотики».1
Основатель проксемики – американский ученый и доктор наук Эдвард Холл в 1950-х годах, исследуя личностное пространство человека в его повседневном поведении, обозначает термином «проксемика» анализ того, как человек осуществляет спонтанное структурирование микропространства, межсубъектное пространство, организация пространства в своем жилище, планировка городской среды. Он пришел к новому пониманию взаимоотношений между людьми. Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую им личной. Расстояние при общении зависит от многих факторов (происхождение, культура, личные предпочтения). При слишком малом или большом расстоянии люди могут испытывать неловкость и дискомфорт.1
Эдвард Холл выделял 4 межсубъектные зоны:
1) интимная (0-0,5 метра)
2) персональная или личностная (0,5-1,2 метра)
3) социальная (1,2-3,65 метра)
4) общественная (3,65 метра и более)
В интимную зону индивид допускает только самых близких ему людей, ярким примером тому могут являться молодожены, близкие родственники, дети. Персональная зона соблюдается при ежедневном общении в неформальной обстановке. Социальная зона – при официальных встречах и приемах, при разном социальном статусе собеседников. Для публичных выступлений и выступлений с трибуны или, при большом скоплении людей задействуется общественная зона.
Как показали исследования Эдварда Холла, пространства, куда можно допускать вторжение других людей разняться в зависимости от культуры и национальности. К примеру, восточные культуры допускают меньшее расстояние общения, чем западные.
Так же одним из немаловажных элементов визуального компонента невербального общения являются позы индивида при общении.
Основными компонентами позы являются положения корпуса, плеч, наклона головы, рук и ног. Рассмотрение элементов позы обособленно невозможно, так как только в совокупности всех элементов позы можно сделать определенный вывод о состоянии собеседника.
Позы человека могут передавать достаточно много информации, но главное о чем могут сказать позы это отношение собеседника к общению, его открытости или же закрытости.
Об открытости, настроенности на контакт свидетельствуют «открытые» позы — руки раскрыты ладонями вверх, ноги вытянуты, человек стоит лицом к вам, сидит, чуть наклонившись вперед и т.п..1
Принимая «закрытые» позы, человек прикрывает наиболее уязвимые места тела (грудная клетка, брюшина) и старается занять как можно меньше места в пространстве. Если ваш партнер скрестил руки, ноги, положил ногу на ногу, сидит к вам вполоборота, откинулся назад, руками подпирает подбородок и т.п., общение будет малоэффективным.
Важно понимать что позы, как компонент невербального общения имеют определенной различия, в зависимости от культурных и национальных особенностей, и то, что является нормальной позой в одной стране, может считаться неуважение по отношению к собеседнику в другой стране.
Не менее важным визуальным компонентом невербального общения является взгляд. Взгляд считают одним из основополагающих элементов невербального общения. Ведь именно по взгляду можно определить заинтересован ли собеседник в разговоре, или же определить, искренен ли ваш собеседник с вами или же нет. Исследователи утверждают, чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70 % всего времени общения.1
Согласно трудам американских психологов Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера, существует шесть основных направлений взгляда, которые имеют следующее смысловое содержание:
1. Налево вверх — зрительные воспоминания. Это зона визуальных образов тех объектов, которые человек когда-то видел. Вызвать их могут вопросы такого типа: «Какого цвета стены вашего кабинета?; «Как выглядел дом, в котором прошло ваше детство?»1
2. Направо вверх — зрительные конструкции. Визуальные образы тех вещей или явлений, которые человек никогда не видел раньше или видел не такими, как должен представить в данный момент. Типовые вопросы: «Какое у вас самое светлое детское воспоминание?»; «Вообразите, как вы будете смотреться в костюме гусара?».
3. Налево в сторону — слуховые воспоминания. Аудиальные образы тех звуков, которые человек уже слышал в прошлом. Типовые вопросы: «Вспомните звуки флейты»; «Что сказал докладчик в начале своего выступления?».
4. Направо в сторону — слуховые конструкции, т. е. аудиальные образы тех звуков, которые человек никогда не слышал раньше. Стандартные вопросы: «Как прозвучало бы ваше имя, если прочитать его наоборот?»; «Вы можете услышать, как спорят древнеримские сенаторы?».
5. Налево вниз — замкнутые слуховые представления. Внутренний разговор с собой. Стандартные установки: «Похвалите себя за удачно проведенный день»; «Повторите про себя стихотворение, которое вы учили наизусть в школе».
6. Направо вниз — кинестетические представления любого типа. Эмоциональные, а также осязательные и другие ощущения. Стандартные вопросы: «Какое чувство вы испытываете, прикасаясь ко льду?»; «Что вы ощущаете, когда делаете по утрам зарядку?».1
Используя данный метод можно с легкостью определить, искренен ли с вами ваш собеседник, что особенно важно в управленческой и деятельности менеджера в целом.
Визуальные компоненты невербального общения очень важны не только в процессе коммуникации индивидов, но и при составлении правильного впечатления о собеседнике, так как именно с помощью визуальных компонентов можно сделать соответствующие выводы о социальном статусе и личных психологических качествах индивида. Если же пренебрегать важностью визуальных компонентов, то можно не добиться нужного результата, как в решении организационных, так и управленческих задач.
Далее необходимо рассмотреть аудиальные компоненты невербального общения.
Под аудиальными компонентами невербального общения понимают все голосовые явления, не требующие концентрации на содержании сказанного.2
Выделяют 2 группы аудиальных средств общения:
1. Паралингвистические, характеризующие качество голоса, громкость, тональность, тембр, ритм, интонацию и высоту звука.
2. Экстралингвистические (речевые паузы, вздохи и прочее).
Важность аудиальных компонентов при невербальном общении на практике доказывается тем, что с их помощью легко можно определить настроение и уровень волнения говорящего, так же узнать его эмоциональное и психологическое состояние. К примеру, если у индивида наблюдается дрожание в голосе и несвойственный ему тембр или ритм произносимой речи, то, скорее всего, собеседник испытывает волнение.
На практике аудиальные компоненты невербального общения часто применяются людьми, специфика деятельности которых, связанна с публичными выступлениями, проведением совещаний, или же работой с большим количеством людей.
Не могу не отметить, что наряду с визуальными и аудиальными компонентами одно из ведущих мест при невербальном общении занимают тактильные средства общения.
Тактильная коммуникация – «использование физического контакта».1 Особыми тактильными невербальными средствами являются: рукопожатия, прикосновения, похлопывания по плечу, колену, спине.
Существуют следующие виды рукопожатий:
1) доминирующее — рука сверху, ладонь развернута вниз;
2) покорное — рука снизу, ладонь развернута вверх;
3) равноправное — рука боком, ладонь развернута к собеседнику.2
С помощью тактильных средств невербального общения так же можно получить определенное количество информации о собеседнике. Например, при рукопожатии, если рука собеседника вспотела, можно сказать что он испытывает волнение, а так же если само рукопожатие слабое это может быть показателем неуверенности, безволии, отсутствие интереса к собеседнику, малой энергичности, плохого физического или психического самочувствия.
Похлопывание по плечу, возможно при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся. Когда человек пытается быть убедительным, подключает прикосновение к своему красноречию, дотрагиваясь до руки или рукава собеседника в моменты интонационного ударения.
Если кто-то твердо схватывает вашу руку и поворачивает ее так, что его рука оказывается прямо над вашей, то он пытается добиться физического доминирования.
Если же ваша рука оказывается над его рукой, повернутой ладонью вверх, то он демонстрирует желание принять роль подчиненного.
Рука собеседника берется правой рукой, а левой — накрывается — рукопожатие политика.
Пожатие правой рукой с одновременным похлопыванием левой по плечу — допустимо между близкими друзьями, многие политики пожимают руки именно так.1
Таким образом, визуальные, аудиальные и тактильные компоненты невербального общения неразрывны и не могут использоваться обособленно друг от друга. Для составления корректного впечатления о собеседнике необходимо комплексное использование всех компонентов невербального общения. Также не стоить забывать о том, что все компоненты невербального общения имеют свои отличительные признаки и могут различаться и трактоваться по-разному в зависимости от национальных, культурных и религиозных особенностей собеседника. Успешный менеджер обязан учитывать и использовать все компоненты невербального общения для решения повседневных задач на высоком профессиональном уровне.
Невербальные средства общения — Студопедия
Невербальное общение — это коммуникация между индивидами без использования слов, т. е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интерпретировать информацию, переданную в невербальной форме. Исследования А. Мейерабиана показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, прочее неречевое взаимодействие 53%.
Таким образом, большая часть информации передается посредством невербальных средств общения, которые необходимы для того, чтобы:
1) создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;
2) придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;
3) выражать эмоции оценки, принятую роль, смысл ситуации.
Основными средствами, которыми обладает «язык тела», являются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное повеление», характеристики голоса. В последние десятилетия интерес в мировой психологической науке к невербальным способам общения заметно повысился, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее. Знание особенностей невербальной коммуникации позволяет адекватно «считывать» мимику, позу, жесты, дыхание, голос, положение глаз, что способствует межличностному взаимодействию и решению проблемных ситуаций. Невербальных знаков общения очень много, одни из них совершаются умышленно, другие — почти умышлено, а третьи — бессознательно.
Установлено, что невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру. Как известно, для животных то, что мы называем невербальными способами общения, является основным инстинктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т. д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях.
Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно проявляется в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситуации (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволюционном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.
Вместе с тем хорошо известно, что символическое значение движений, поз, жестов и даже взгляда в разных культурах имеет различное, иногда прямо противоположное значение Кивок головой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выражение лица и ожидают, что и собеседник сделает то же самое, а вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямого контакта взглядами, более интенсивного, чем у европейцев или американцев, а японца с детства воспитывают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т.д. Такого рода наблюдения и специальные исследования говорят о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации и поведения.
Среди неясных в плане формирования средств невербального общения остается, в частности, вопрос о том, как люди приобретают навыки невербальной коммуникации. Многое объясняется, конечно, подражанием и наблюдением за поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопровождает свою речь? Загадка заключается в том, что и сам человек не может в большинстве случаев сказать: почему он использует тот или иной жест в каком-то пункте беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда взялся и т. д.
Типы невербальных средств общения
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т. е. понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Невербальное поведение личности полуфункционально, поскольку:
— создает образ партнера по общению;
— выражает качество и изменение, взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;
— является индикатором актуальных психических состояний личности;
— выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
— поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
— выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
Существуют различные классификации невербальных средств общения, что обусловлено их богатством и многогранностью.
Рассмотрим следующую систематизацию невербальных средств общения, которая строится на выделении четырех групп:
1) визуальные;
2) акустические;
3) тактильные;
4) ольфакторные.
Первая группа включает те невербальные средства общения, которые человек, в первую очередь, воспринимает при помощи органа зрения.
Визуальные невербальные средства общения включают:
— Мимика — это выражение лица, положение головы человека. Мимика является одним из главных показателей чувств говорящего. Она позволяет лучше понять партнера по общению, разобраться, какие чувства он испытывает.
— Кинестезические выражения включают: поза; движение рук (жестикуляция), головы, ног, туловища человека, его походка и осанка.
— Движение глаз—направление взгляда, визуальный контакт, частота и длительность фиксации глаз другого человека.
— Кожные реакции: покраснение, побледнение.
— Проксемика — характеристика межличностной дистанции: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство. Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.
Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями: интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей; персональное (от 45 до 120 см) — общение со знакомыми людьми; социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении; публичное (от 400 до 750 см) — при выступлении перед различными аудиториями.
Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.
— Вспомогательные средства общения: признаки пола, возраста, расы; одежда, прическа, косметика, украшения, очки.
Устный
Устное общение влечет за собой использование слов при доставке намеченного сообщения. Две основные формы устного общения включают письменное и устное общение.
Письменное общение включает в себя традиционные печатные и бумажные письма и документы, печатные электронные документы, электронные письма, текстовые чаты, SMS и все, что передается с помощью письменных символов, таких как язык.Этот тип связи незаменим для формального делового общения и выдачи юридических инструкций.
Формы сообщений, которые преимущественно используют письменные сообщения, включают в себя справочники, брошюры, контракты, записки, пресс-релизы, официальные деловые предложения и тому подобное. Эффективность письменного общения зависит от стиля письма, грамматики, словарного запаса и ясности
Устная коммуникация
Другой формой словесного общения является устное слово, либо лицом к лицу, либо через телефон, голосовой чат, видеоконференции или любые другие средства.Различные формы неформального общения, такие как виноградная лоза или неформальная мельница слухов, и формальные сообщения, такие как лекции, конференции, являются формами устного общения. Устное общение находит применение в дискуссиях, а также в каузальных и неформальных беседах Эффективность устных разговоров зависит от четкости речи, модуляции голоса, высоты тона, громкости, скорости и даже невербальных коммуникаций, таких как язык тела и визуальные подсказки.
Устное общение облегчает и ускоряет процесс передачи мыслей и остается наиболее успешной формой общения.Тем не менее, это составляет всего семь процентов всего человеческого общения!
Невербальное Общение
Невербальное общение влечет за собой общение путем отправки и получения бессловесных сообщений. Эти сообщения обычно усиливают устное общение, но они также могут передавать мысли и чувства сами по себе.
Физическое невербальное общение, или язык тела, включает выражения лица, зрительный контакт, позу тела, жесты, такие как волна, заостренный палец и тому подобное, общие движения тела, тон голоса, прикосновения и другие.
Выражения лица являются наиболее распространенными среди всего невербального общения. Например, улыбка или хмурый взгляд выражают различные эмоции, которые трудно выразить с помощью устного общения. По оценкам исследований, язык тела, включая выражения лица, составляет 55 процентов всего общения.
Параллельный язык
То, как что-то сказано, а не то, что на самом деле сказано, является важной составляющей невербального общения. Это включает в себя качество голоса, интонацию, высоту звука, стресс, эмоции, тон и стиль речи, а также говорит об одобрении, интересе или его отсутствии.По оценкам исследований, тон голоса составляет 38 процентов всех сообщений.
Другие формы невербального общения обычно передают личность. К ним относятся:
- Эстетическое общение или творческие выражения, такие как танцы, живопись и тому подобное.
- Внешний вид или стиль одевания и ухода, который передает личность.
- Космический язык , такой как картины и пейзажи, передает социальный статус и вкус.
- Символы , такие как религиозные символы, символы статуса или эго-символы.
Визуальная коммуникация
Третий тип коммуникации — это визуальное общение с помощью наглядных пособий, таких как знаки, типографика, графика, графический дизайн, иллюстрация, цвет и другие электронные ресурсы.
Визуальное общение с графиками и диаграммами обычно усиливает письменное общение и во многих случаях может полностью заменить письменное общение. Как гласит пословица «картинка стоит тысячи слов», такая визуальная коммуникация во многих случаях более мощная, чем вербальная и невербальная коммуникация.Технологические разработки сделали визуальное общение намного проще, чем раньше.
Хорошее понимание различных типов коммуникаций и стилей общения может помочь вам лучше узнать людей и справиться с ними, устранить недоразумения и заблуждения и способствовать успеху предприятия.
,Функции невербального общения
- Учебный ресурс
- Проводить исследования
- Искусство и Гуманитарные науки
- Бизнес
- Инженерная технология
- Иностранный язык
- история
- математический
- Наука
- Социальная наука
Топ подкатегорий
- Advanced Math
- алгебра
- Basic Math
- Исчисление
- Геометрия
- Линейная Алгебра
- Предварительная алгебра
- Предварительное исчисление
- Статистика и вероятность
- Тригонометрия
- другое →
Топ подкатегорий
- Астрономия
- Астрофизика
- Биология
- Химия
- Науки о Земле
- Наука об окружающей среде
- Наука о здоровье
- Физика
- другое →
Топ подкатегорий
- Антропология
- Закон
- Политология
- Психология
- Социология
- другое →
Топ подкатегорий
- Бухгалтерский учет
- Экономика
- Финансы
- Управление
- другое →
Топ подкатегорий
- Аэрокосмическая Техника
- Биоинженерия
- Химическая инженерия
- Гражданское строительство
- Компьютерные науки
- Электротехника
- Промышленный инжиниринг
- Машиностроение
- Веб-дизайн
- другое →
Топ подкатегорий
- Архитектура
- Связь
- английский
- Гендерные исследования
- Музыка
- исполнительских искусств
- Философия
- Религиоведение
- Написание
- другое →
Топ подкатегорий
- Древняя история
- Европейская история
- История США
- Всемирная история
- другое →
Топ подкатегорий
- хорватский
- чешский
- финский
- греческий
- хинди
видов связи
Связь
Общение означает передачу мыслей, информации, эмоций и идей с помощью жестов, голоса, символов, знаков и выражений от одного человека к другому. Три вещи являются наиболее важными и важными в любом процессе коммуникации: отправитель, получатель и канал (среда).
Отправитель кодирует сообщения в любой форме, например, голосом, письмом или любыми знаками. Поэтому их часто называют Encoder.Получатель декодирует сообщение от отправителя, чтобы понять сообщение. Поэтому их часто называют декодером.
Канал: Любое сообщение или информация требует некоторого канала или носителя. Пример: телевидение — это аудиовизуальная среда, которая декодирует электронные сигналы в аудиовизуальную аудиторию.
Существует 2 основных типа связи:
- Устное общение
- Невербальное общение
Устная коммуникация
Общение происходит через устные, голосовые или письменные слова, которые выражают или передают сообщение другим, называется устным общением.
Пример: плач ребенка (вокал) — это устное общение, выражающее голод или боль через голос.
Вербальное общение имеет два типа
A. Устная коммуникация
B. Письменное сообщение
- A. Устное общение: Общение, которое происходит через сарафанное радио, устные слова, разговоры, а также любые сообщения или информацию, передаются или обмениваются между собой посредством речи или сарафанного радио, называется устным общением.Пример: публичные выступления, чтение новостей, телевидение, радио, телефонные и мобильные разговоры.
- B. Письменное общение : общение происходит через любое слово, написанное или часто написанное знаком, которое ссылается на языки, используемые на любом носителе, называется письменное общение. Пример: просто любой рукописный, печатный, газета, печатные документы, письма, книги и журналы.
- Невербальное общение : Любое общение без устной речи, устных слов, разговора и письменных языков называется невербальным общением.Это происходит через знаки, символы, цвета, жесты, язык тела или любые выражения лица, известные как невербальное общение. Дорожные сигналы являются одним из лучших примеров невербального общения.