Классификация типов характера – Типы характера человека — классификация типов характера

Содержание

Классификация типов характера

Классификация характера

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Наиболее и ранняя из них предложена немецким психиатром и психологом Эрнстом Кречмером (1888-1964). Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии исходили из ряда общих идей:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Типы характера Э. Кречмера — классификация темпераментов на основе особенностей телосложения. Кречмер организовал собственную лабораторию конституциональной и трудовой психологи, которой руководил до своей смерти.

Э. Кречмер, обследовав 8 800 человек, выделил и описал по результатам тщательного обследования его пациентов, три наиболее часто встречающихся типа строения тела человека.

·Астенический, или лептосомный,

·Атлетический,

·Пикнический.

Астенический (греч. astenes – слабый) — хрупкий, худой, высокий, плоская грудь, узкие плечи, конечности длинные и худые. Лицо обычно длинное, узкое, бледное

Атлетический (греч. athletes – борец ) сильное развитие скелета и мускулатуры- мускулистый, крепкий, высокий, широкоплечий. Голова плотная и высокая, сильная шея, а лицо имеет обычно вытянутую яйцевидную форму.

Пикнический (греч. pyknos – плотный) — толстый, тучный, средний рост, большой живот, короткая шея. Фронтальные очертания лица напоминают пятиугольник, само же лицо – широкое, мягкое, закругленное (интереснее, чем у атлетического типа и правильнее пикнического).

Диспластический тип — строение бесформенное, неправильное, непропорциональное. Был выделен как дополнительный.

Для доказательства связи между телесными и психическими особенностями людей указанные типы телосложения были соотнесены с тремя основными видами душевных расстройств.

Маниакально-депрессивный (циркулярный) психоз

– периодическая смена гиперактивных, аффективно-приподнятых (маниакальных) состояний больного и состояния подавленности (депрессии), пассивности и уныния.

Шизофрения – бедность эмоциональной сферы и ареальностью мышления, нередко доходящей до бредовых фантазий и галлюцинаций.

Эпилепсия – приступы злобно-тоскливого настроения, повышенная раздражительность, вспыльчивость, эгоцентризм, чрезмерная педантичность.

Результаты соотнесения показали высокую корреляцию между этими типами психических заболеваний: циркулярного психоза с пикническим строением тела, шизофрении – с астеническим. Атлетики, которые менее других предрасположены к психическим заболеваниям, обнаруживают некоторую склонность к эпилепсии.

Исходя из наблюдения за патологическими индивидами, Кречмер выдвинул предположение о зависимости между телосложением и психикой и у здоровых людей. У людей с различным типом телосложения возникают психические свойства, сходные с теми, которые характерны для соответствующих психических заболеваний, но в менее выраженной форме. Таким образом, Кречмер в соответствии с ранее выделенными типами телосложения различает три типа темперамента: шизотимический (тип нормальных людей, которые по своим психологическим особенностям напоминает шизофреников), циклотимический (тип, который напоминает больных маниакально-депрессивным психозом)и иксотимический ( этот тип характеризуют некоторые психические черты эпилептиков).

Шизотимик – астеническое телосложение. При расстройстве психики предрасположен к шизофрении. Замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции. Свойственны такие черты характера как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и властность.

Циклотимик — пикническое телосложение. При нарушении психики предрасположен к маниакально-депрессивному психозу. Является противоположностью шизотимика. Эмоции легко колеблются между радостью и печалью, свободно контактирует с окружением, реалистичен во взглядах. Обладает веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни.

Иксотимик – атлетическое телосложение. При психических расстройствах предрасположен к эпилепсии. Спокойный, мало впечатлительный, со сдержанными жестами, мимикой. Невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки, мелочен.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Она построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

Гипертимный тип . Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. С взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они “способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач”. От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.

Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также “комплекс неполноценности”. Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений — со скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

mirznanii.com

Классификация типов характера — Реферат

метки: Психический, Характер, Кречмер, Особенность, Телосложение, Потребность, Высокий, Пикнический

Классификация характера

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Наиболее и ранняя из них предложена немецким психиатром и психологом Эрнстом Кречмером (1888−1964).

Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии исходили из ряда общих идей:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Типы характера Э. Кречмера — классификация темпераментов на основе особенностей телосложения. Кречмер организовал собственную лабораторию конституциональной и трудовой психологи, которой руководил до своей смерти.

Э. Кречмер, обследовав 8 800 человек, выделил и описал по результатам тщательного обследования его пациентов, три наиболее часто встречающихся типа строения тела человека.

·Астенический, или лептосомный,

·Атлетический,

·Пикнический.

Астенический (греч. astenes — слабый) — хрупкий, худой, высокий, плоская грудь, узкие плечи, конечности длинные и худые. Лицо обычно длинное, узкое, бледное

Атлетический (греч. athletes — борец) сильное развитие скелета и мускулатуры- мускулистый, крепкий, высокий, широкоплечий. Голова плотная и высокая, сильная шея, а лицо имеет обычно вытянутую яйцевидную форму.

Пикнический (греч. pyknos — плотный) — толстый, тучный, средний рост, большой живот, короткая шея. Фронтальные очертания лица напоминают пятиугольник, само же лицо — широкое, мягкое, закругленное (интереснее, чем у атлетического типа и правильнее пикнического).

3 стр., 1412 слов

влияние групп потребностей на поведение человека. Теории классификаций человеческих потребностей

… осуществлять производственную деятельность. 1 Теории классификаций человеческих потребностей В современной теории менеджмента существует несколько классификаций потребностей человека, которые направлены на решение задач связанных … много веков назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Она также носила физиологический характер. В ходе эволюции эта граница …

Диспластический тип — строение бесформенное, неправильное, непропорциональное. Был выделен как дополнительный.

Для доказательства связи между телесными и психическими особенностями людей указанные типы телосложения были соотнесены с тремя основными видами душевных расстройств.

Маниакально-депрессивный (циркулярный) психоз — периодическая смена гиперактивных, аффективно-приподнятых (маниакальных) состояний больного и состояния подавленности (депрессии), пассивности и уныния.

Шизофрения — бедность эмоциональной сферы и ареальностью мышления, нередко доходящей до бредовых фантазий и галлюцинаций.

Эпилепсия — приступы злобно-тоскливого настроения, повышенная раздражительность, вспыльчивость, эгоцентризм, чрезмерная педантичность.

Результаты соотнесения показали высокую корреляцию между этими типами психических заболеваний: циркулярного психоза с пикническим строением тела, шизофрении — с астеническим. Атлетики, которые менее других предрасположены к психическим заболеваниям, обнаруживают некоторую склонность к эпилепсии.

Исходя из наблюдения за патологическими индивидами, Кречмер выдвинул предположение о зависимости между телосложением и психикой и у здоровых людей. У людей с различным типом телосложения возникают психические свойства, сходные с теми, которые характерны для соответствующих психических заболеваний, но в менее выраженной форме. Таким образом, Кречмер в соответствии с ранее выделенными типами телосложения различает три типа темперамента: шизотимический (тип нормальных людей, которые по своим психологическим особенностям напоминает шизофреников), циклотимический (тип, который напоминает больных маниакально-депрессивным психозом) и иксотимический (этот тип характеризуют некоторые психические черты эпилептиков).

15 стр., 7182 слов

Особенности характера человека

… характера Некоторые особенности характеров людей обусловлены их половой принадлежностью. Половые психические особенности … маниакально-депрессивному психозу. 2.3 Структура характера Большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека … характер зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:)Астеники (от греч. — слабый) — люди …

Шизотимик — астеническое телосложение. При расстройстве психики предрасположен к шизофрении. Замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции. Свойственны такие черты характера как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и властность.

Циклотимик — пикническое телосложение. При нарушении психики предрасположен к маниакально-депрессивному психозу. Является противоположностью шизотимика. Эмоции легко колеблются между радостью и печалью, свободно контактирует с окружением, реалистичен во взглядах. Обладает веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни.

Иксотимик — атлетическое телосложение. При психических расстройствах предрасположен к эпилепсии. Спокойный, мало впечатлительный, со сдержанными жестами, мимикой. Невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки, мелочен.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Она построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к „месту наименьшего сопротивления“, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

22 стр., 10551 слов

Я-концепция подростков и типы воспитания

… подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, агрессивность, склонность … ) «все чувства», «всю любовь». Нередко мать отказывается от повторного замужества, карьеры. … известно, не выбирают. Если они любят ребенка, он с самого начала … Таблица 1. Диагностика типов негармоничного семейного воспитания Тип воспитанияВыраженность черт воспитательного …

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. С взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.

11 стр., 5473 слов

Влияние застенчивости на социально-психологический статус подростка в группе сверстников

… на социально-психологический статус подростка в группе сверстников. Застенчивый подросток с большей вероятностью будет … избежать эпитетов «тупой», «слабый», «неспособный», нередко изображает хулигана, лентяя или шута. .1 … детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них … формируется личность. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности. В. Штерн описывает …

Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений — со скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

13 стр., 6249 слов

Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками

… обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной … достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его …

Шизоидный тип. Его наиболее существенной черта — замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. «Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами». Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. «Такие дети, — любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить диктат над окружающими.

Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. «Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью». Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

22 стр., 10531 слов

Самооценка младших подростков с разными типами привязанности

… подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В данном возрасте дети … нередко … Причем … подростков с разными типами привязанности Объект исследования: самооценка младших подростков Предмет исследования: разные типы психологической привязанности младших подростков Гипотеза исследования: Самооценка подростка …

Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть, как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Классификация А.Е. Личко построена на основе результатов наблюдений и их обобщения и по современным представлениям не является научно точной. Кроме того возникает вопрос, что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Это довольно значительная часть — до половины всех людей.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

forpsy.ru

Классификация типов характера — часть 2

Шизоидный тип. Его наиболее существенной черта — замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. “Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами”. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. “ Такие дети, — любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить диктат над окружающими.

Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. “Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью”. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

Конформный тип . Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — “быть, как все”. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Классификация А.Е. Личко построена на основе результатов наблюдений и их обобщения и по современным представлениям не является научно точной. Кроме того возникает вопрос, что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Это довольно значительная часть – до половины всех людей.

mirznanii.com

Типология характеров

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шелдон, а в наши дни — Э.Фромм, К.Леонгард, А.Е.Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Классификация акцентуаций характеров у подростков А.ЕЛичко:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели. 3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ; ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят. 8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе.

10. Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — ‘быть как все’. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет ‘моральное’ оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

Классификация К.Леонгарда: Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. 2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение, пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Его черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение, дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. 8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают ‘с полуслова’, доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость. 9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Черты: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы. 10. Экзальтированный тип. альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям. 11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Обладают привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов. 12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это — упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

Ученые : Фрейд, Адлер, Леангард.

studfile.net

Доклад — Классификация типов характера

Классификация характера

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Наиболее и ранняя из них предложена немецким психиатром и психологом Эрнстом Кречмером (1888-1964). Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии исходили из ряда общих идей:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Типы характера Э. Кречмера — классификация темпераментов на основе особенностей телосложения. Кречмер организовал собственную лабораторию конституциональной и трудовой психологи, которой руководил до своей смерти.

Э. Кречмер, обследовав 8 800 человек, выделил и описал по результатам тщательного обследования его пациентов, три наиболее часто встречающихся типа строения тела человека.

·Астенический, или лептосомный,

·Атлетический,

·Пикнический.

Астенический (греч. astenes – слабый) — хрупкий, худой, высокий, плоская грудь, узкие плечи, конечности длинные и худые. Лицо обычно длинное, узкое, бледное

Атлетический (греч. athletes – борец ) сильное развитие скелета и мускулатуры- мускулистый, крепкий, высокий, широкоплечий. Голова плотная и высокая, сильная шея, а лицо имеет обычно вытянутую яйцевидную форму.

Пикнический (греч. pyknos – плотный) — толстый, тучный, средний рост, большой живот, короткая шея. Фронтальные очертания лица напоминают пятиугольник, само же лицо – широкое, мягкое, закругленное (интереснее, чем у атлетического типа и правильнее пикнического).

Диспластический тип — строение бесформенное, неправильное, непропорциональное. Был выделен как дополнительный.

Для доказательства связи между телесными и психическими особенностями людей указанные типы телосложения были соотнесены с тремя основными видами душевных расстройств.

Маниакально-депрессивный (циркулярный) психоз – периодическая смена гиперактивных, аффективно-приподнятых (маниакальных) состояний больного и состояния подавленности (депрессии), пассивности и уныния.

Шизофрения – бедность эмоциональной сферы и ареальностью мышления, нередко доходящей до бредовых фантазий и галлюцинаций.

Эпилепсия – приступы злобно-тоскливого настроения, повышенная раздражительность, вспыльчивость, эгоцентризм, чрезмерная педантичность.

Результаты соотнесения показали высокую корреляцию между этими типами психических заболеваний: циркулярного психоза с пикническим строением тела, шизофрении – с астеническим. Атлетики, которые менее других предрасположены к психическим заболеваниям, обнаруживают некоторую склонность к эпилепсии.

Исходя из наблюдения за патологическими индивидами, Кречмер выдвинул предположение о зависимости между телосложением и психикой и у здоровых людей. У людей с различным типом телосложения возникают психические свойства, сходные с теми, которые характерны для соответствующих психических заболеваний, но в менее выраженной форме. Таким образом, Кречмер в соответствии с ранее выделенными типами телосложения различает три типа темперамента: шизотимический (тип нормальных людей, которые по своим психологическим особенностям напоминает шизофреников), циклотимический (тип, который напоминает больных маниакально-депрессивным психозом)и иксотимический ( этот тип характеризуют некоторые психические черты эпилептиков).

Шизотимик – астеническое телосложение. При расстройстве психики предрасположен к шизофрении. Замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции. Свойственны такие черты характера как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и властность.

Циклотимик — пикническое телосложение. При нарушении психики предрасположен к маниакально-депрессивному психозу. Является противоположностью шизотимика. Эмоции легко колеблются между радостью и печалью, свободно контактирует с окружением, реалистичен во взглядах. Обладает веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни.

Иксотимик – атлетическое телосложение. При психических расстройствах предрасположен к эпилепсии. Спокойный, мало впечатлительный, со сдержанными жестами, мимикой. Невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки, мелочен.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Она построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к „месту наименьшего сопротивления“, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

Гипертимный тип . Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. С взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они “способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач”. От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.

Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также “комплекс неполноценности”. Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений — со скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

Шизоидный тип. Его наиболее существенной черта — замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. “Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами”. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. “ Такие дети, — любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить диктат над окружающими.

Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. “Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью”. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

Конформный тип . Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — “быть, как все”. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Классификация А.Е. Личко построена на основе результатов наблюдений и их обобщения и по современным представлениям не является научно точной. Кроме того возникает вопрос, что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Это довольно значительная часть – до половины всех людей.

ronl.org

ХАРАКТЕР. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА. ТИПЫ ХАРАКТЕРА. АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

Понятие о характере. В поведении и деятельности человека проявляются самые различные психические особенности. Одни из них не существенны, не влияют на поведение и деятельность человека. Другие являются существенными в определенном отношении, но не имеют значения для всего поведения человека (например, особенности восприятия, внимания, памяти и т.д.).

В психике человека существует и такая совокупость устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.

Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

В переводе с греческого языка слово «характер» означает «чертить», «оставлять оттиск», а в переносном значении — отчетливо выраженные общие черты поведения.

Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.

системой отношений. Если у животных мотивация поведения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются прежде всего в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности.

Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение.

Система отношений личности является основным ее качеством.

Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности.

Вся система отношений личности, ее направленность являются мотивационно-регуляционной подструктурой личности, определяющей общие особенности ее поведения.

Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы:

1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям. Они определяют одну из основных совокупностей черт личности — ее моральную направленность: чуткость, гуманность, альтруизм или асоциальность, агрессивность, эгоизм;

2. Отношение человека к самому себе — его самосознание. Самосознание является высшим проявлением сознания человека как члена общества. Самосознание имеет свою структуру — систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию. В процессе самопознания личность определяет свою роль в обществе, в конкретном коллективе, соотносит свои способности с той ролью, которая на нее возложена, формирует определенный уровень притязаний, оценивает свои возможности. На этой основе формируются такие качества, как скромность, самокритичность, самоуважение и др.

3. Отношение к труду и другим видам деятельности — трудолюбие, настойчивость, инициативность, способность к преодолению трудностей в работе, целеустремленность, добросовестность или антиподы этих качеств. Сюда же относят склонности, призвание и талант как характерные черты личности.

4. Отношение к вещам как продуктам человеческого труда — аккуратность, бережливость, скромность, бескорыстие и др.

Все сферы отношений личности взаимосвязаны. Так, отношение к результатам труда зависит от отношения человека к другим людям. Однако отдельные группы этих отношений в структуре личности могут приобретать ведущую роль.

Наряду с вышеуказанным подразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этих отношений, которые также проявляются в виде отдельных качеств характера личности.

Различаются следующие свойства отношений личности.

1. Социальная значимость отношений человека, уровень их

общественной ценности, который определяет моральные качества человека, нравственность его повседневного поведения, соответствие направленности личности прогрессивным социальным идеям.

2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и осознание центральных стержневых интересов, которые определяют целеустремленность личности.

3. Степень устойчивости отношений, определяющая последовательность и настойчивость личности в достижении цели — цельность характера.

Широкая система взглядов, представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности — ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характериологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение — показатель зрелости личности.

С мировоззрением связано формирование системы убеждений — устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них. Убеждения — это знания, ставшие принципом деятельности.

Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера.

Другой подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности.

Многие формы поведения личности являются привычными, стереотипными — выразительные движения, манеры, заученные фразы. Привычки, как правило, образуются стихийно. Первоначально определенные действия побуждаются какими-то причинами, а затем эти действия совершаются спонтанно, в силу сформировавшейся потребности в них. Отрицательные привычки в ряде случаев связаны с аморальным поведением личности.

Черты и типы характера. Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентации и регуляционных особенностей личности.

Различаются черты характера и типы характеров.

Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера — в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

1. Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

Целенаправленность — способность выдвигать на передний план те мотивы поведения, которые связаны с основными принципами и целями личности.

205

Выдвижение в определенный период жизнедеятельности основной цели и подчинение ей своего поведения является целеустремленностью.

Самостоятельность — способность подчинять поведение собственным взглядам, принципам и убеждениям, это относительная независимость от разнообразия требований различных малых групп; критическая оценка советов и указаний. С этой чертой характера не следует смешивать негативизм — противодействие любому воздействию, исходящему от других людей. Склонность к необоснованному противодействию любым влияниям, так же как и повышенная внушаемость, является признаком слабоволия.

Самостоятельность предполагает инициативность в выдвижении целей, нахождение способов и средств их достижения.

Самостоятельность предполагает также повышенную активность личности, которую не следует смешивать с суетливостью, когда за повышенной экспрессивностью личности, многословием, излишней подвижностью скрывается бессодержатиельность поведения. Если активность — это потребность осуществлять действия, необходимые в данный момент, то суетливость — неуместная активность.

Решительность — способность в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованное, устойчивое решение и приводить его в исполнение. Противоположным отрицательным качеством является нерешительность, проявляющаяся в излишних колебаниях, в затягивании принятия решения или в излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов.

Решительность проявляется также и в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным. Решительность связана с уверенностью человека, с наличием у него устойчивой ориентационной основы.

Настойчивость — способность к достижению поставленной цели через преодоление значительных трудностей, выносливость к моральному и физическому напряжению, стойкое отношение к неудачам и даже поражениям, упорный поиск новых средств достижения ранее поставленной цели. Во многих случаях настойчивость связана с толерантностью, терпеливостью человека — способностью длительного противостояния неблагоприятным воздействиям и противодействию со стороны других людей.

Выдержка и самообладание — способность контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, способность воздерживаться от ненужных действий, сдерживать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать свое настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания. Это качество имеет существенное значение для высокоморального поведения.

Смелость — способность к самообладанию в опасных ситуациях, готовность и умение достигать цели, несмотря на опасность,

Мужество — способность к проявлению смелости в крайне опасных для жизни условиях, готовность во имя достижения высоких целей к самопожертвованию. Противоположными отрицательными качествами являются трусость, малодушие — гипертрофированная боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

Дисциплинированность — способность подчинять поведение правилам, нормам, требованиям общества в целом и отдельных социальных групп; способность проявлять большие усилия для наилучшего выполнения этих требований.

Различное сочетание волевых качеств определяет волевой склад характера личности. Основными особенностями волевого склада личности являются:

цельность характера — устойчивость позиций и взглядов личности в различных ситуациях, согласованность слов и поступков;

сила характера — эргичность (энергичность и выносливость) человека, его способность к длительному напряжению, к преодолению трудностей в напряженных ситуациях;

твердость характера — сила характера в сочетании с принципиальностью;

уравновешенность — оптимальное соотношение активности и сдержанности, ровность поведения, использование всех своих возможностей в любых условиях.

2. Эмоциональные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

По эмоциональным качествам различаются натуры: эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), страстные, экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью), малоэмоциональные (эмоции не играют значительной роли в деятельности).

Важнейшей эмоциональной особенностью является преобладающее настроение человека, его эмоциональная устойчивость,

Наряду с эмоциями черты характера личности определяются особенностями чувств. Широта и глубина устойчивых чувств, их действенность и гармоничное сочетание с интеллектуальной и волевой сферой — важнейшая характерологическая особенность личности.

3. Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, с различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов, с разной способностью к творческому преобразованию элементов опыта; к самостоятельности в постановке и решении новых проблем. Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад

личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, ясность и другие, то есть общая интеллектуальная одаренность, владение обобщенными способами мышления, а также устойчивая интеллектуальная направленность личности — любознательность, рассудительность, вдумчивость и др.

Интеллектуальные черты характера так же, как и его волевые и эмоциональные качества, формируются на основе преобладающих его взаимодействий со средой.

Одни и те же качества характера у разных людей проявляются своеобразно. Это зависит от типа высшей нервной деятельности, темперамента, биологических особенностей организма, от состояния нервной системы, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, возраста и т.д.

Отдельные качества характера приобретают наибольшее значение в различных видах деятельности.

Характер каждого человека представляет собой богатейшую палитру красок, тонов и полутонов, неповторимое, уникальное своеобразие.

Но главное в человеке — это его центральные жизненные устремления и способности к их реализации.

В многообразии характеров можно выделить то, что у данной личности выступает на передний план:

предрасположенность к рассудочной деятельности, вдумчивость, осмотрительность, аккуратность, развитое чувство долга и самолюбия;

преобладание волевой стороны психики, проявляющееся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях или в повышенной активности;

безынициативность, подверженность внушению, неустойчивость отношений, преобладание витальных, органических потребностей и связанных с ними влечений;

эмоциональная импульсивность, экспрессивность, повышенная подвижность эмоций, желаний и стремлений при среднем уровне развития воли;

повышенная эмоциональная впечатлительность, импрессивность, сопровождаемая признаками слабоволия, пониженной адаптацией к изменяющимся условиям;

повышенная экспансивность, стремление к положительно-эмоциональным ситуациям, беззаботность, повышенная общительность и речевая активность;

повышенная внешняя активность на недостаточно сформированной мотивационно-ориентировочной основе, негибкость поведения, неустойчивость принятых решений и неспособность к длительным волевым усилиям.

Приведенные черты, конечно, схематизированы. У одних людей они очень выражены, у других — менее выражены, у многих — представлены в различных сочетаниях.

Итак, характер состоит из двух групп свойств — мотивационных и

исполнительских. Устойчивые мотивационные свойства, то есть направленность личности, являются показателем уровня развития личности. Эта сфера личности в наибольшей мере связана с интеллектом, эмоциями и чувствами.

Исполнительская же сфера личности — особенности ее сознательной саморегуляции, определяются волевыми качествами личности. Но различные волевые качества личности могут быть развиты в неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться с некоторой его неуравновешенностью, твердость характера — с недостаточной его целеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от тех требований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненном пути.

Наряду с отдельными чертами характера можно выделить общий способ адаптации личности к действительности — тип характера человека. При определении типа характера выделяется то существенно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде.

Типы характера:

1. Гармонически целостный тип, хорошо адаптируемый в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.

2. Внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако эти действия постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, коммуникативные свойства достаточно развиты.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией. Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.

4. Вариативный тип, адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество к внешним обстоятельствам является суррогатом пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения своих основных целей, не отступая при этом от

социально положительных норм и требований. Система элементов характера представлена в схеме 10.

Итак, характер — это общая регулятивная особенность личности, которая формируется в соответствующих условиях жизни. Основой воспитания характера является система воздействий на направленность личности и соответствующая организация способов жизнедеятельности человека.

Характер не является наследственно приобретенным комплексом свойств личности. Доброта человека, его трудолюбие и другие качества формируются в социальных условиях. Однако индивидуальное своеобразие способов действия в определенной мере зависит от особенностей типа высшей нервной деятельности. Так, общительность быстрее формируется и ярче проявляется у сангвиника, а сдержанность — у флегматика.

Характер человека формируется постепенно, в процессе активной систематической деятельности. Однако значительные изменения в характере иногда происходят скачкообразно, в результате психических потрясений, в сложной конфликтной ситуации. Характер особенно четко проявляется в критических обстоятельствах.

Изучая психологию личности, необходимо учитывать и некоторые непатологические аномалии личности. Эти аномалии могут проявляться в отдельных характерологических особенностях личности — в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, импульсивности и в социально-патологических комплексах (клептоманы, лгуны и т.п.).

В результате исследований немецкого психолога Леонгарда и отечественного психиатра Личко выделен особый тип характера — акцентуированная личность — крайний вариант нормы, индивид «со слабыми местами» в психике. При определенных условиях эти «слабые места» — зоны акцентуаций — могут перерасти в патологию.

Различается несколько видов акцентуаций. Мы выделяем 4 типа акцентуированных характеров: 1) возбудимый; 2) тревожный; 3) аффективный; 4) неустойчивый (схема 10).

Методами изучения личности являются наблюдение, анализ истории жизни человека, эксперимент, обобщение независимых характеристик и всевозможные тесты.

При изучении личности (особенно при помощи отдельных тестов) необходимо учитывать, что личностные образования многоплановы, они проявляются на разных уровнях, носят системный характер.

Исследование личности затрудняются наличием системы осознанных и неосознанных защитных механизмов, маскирующих подлинные качества личности.

Из многочисленных тестовых методик наиболее применимы методики, связанные с комплексным исследованием характерологических свойств личности.

Среди различного рода тестовых обследований в последнее время

широкое распространение получили минесотский многофазный личностный тест — MMPI, (выявляющий комплекс характерологических качеств), интеллектуальные тесты Айзенка, Кеттела (выявляющие общие интеллектуальные способности), методики Лаччинза

Тип акцентуации

Поведенческие проявления

Факторы акцентуирования

Возбудимый тип

Повышенная вербальная и двигательная активность. Повышенный уровень притязаний. Стремление к лидерству, склонность к риску и делинквентности (проступочному поведению). Отрицательная реакция на противодействие со стороны окружающих. Гедонизм (стремление к легким удовольствиям), склонность к алкоголизации, к зависимости от асоциальных групп.

Гиперопека, безнадзорность, конфликтность внутрисемейных отношений.

Тревожный тип

Повышенная впечатлительность, тревожность, боязливость, робость, застенчивость. Склонность к депрессивным состояниям в результате завышенных требований к себе. Пониженный уровень притязаний, замкнутость, стеснительность, комплекс неполноценности, невротизм — склонность к фобическим состояниям. Стремление к гиперкомпенсациям — к утрированному самоутверждению в зоне «слабых мест». Виктимоопасны, не толерантны — неспособны переносить личностно травмирующие воздействия — насмешки, унижения, подозрения в неблаговидных поступках.

Эмоциональное отвержение в детстве, завышенная требовательность, систематические неудачи, условия, формирующие заученную беспомощность. Слабый тип нервной системы.

Аффективный тип

Крайняя эмоциональная неустойчивость, возникновение аффективных реакций и аффектов по незначительным поводам. Склонность к аутоагрессии. Конфликтность, низкая самокритичность, неадекватность реакций, склонность к делинквентному поведению.

Бесконтрольность, вседозволенность, наличие психотравмирующих обстоятельств.

Неустойчивый тип

Неустойчивость, непоследовательность поведения: противоречивость мотивационной сферы и поступков, частая смена настроения, астеничность — быстрая нервная истощаемостъ. Подозрительность, повышенная мнительность и обидчивость. Неустойчивое отношение к людям. Прямолинейность поведения, ригидность, пониженная способность к коррекции поведения. Заниженная самооценка, склонность к невротическим срывам. Повышенная чувствительность к проявлениям внимания и сочувствия. В поисках эмоционального контакта легко вступают в асоциальные группы.

Эмоциональное отвержение, семейные конфликты, педагогическая запущенность, асоциальное средовое окружение.


Схема 10. Типы акцентуированных характеров.
В отличие от психопатей акцентуации характера не обусловливают общую социальную дезадаптацию личности. Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера могут со временем компенсироваться, а при неблагоприятных условиях — развиться и преобразоваться в краевые психопатии. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций характера осуществляется посредством Патохарактерологического диагностического опросника, разработанного Личко и Ивановым и личностного опросника ММРИ.

 (выявляющие ригидность мышления), тест агрессии-фрустрации Розенцвейга, проективные тесты, выявляющие установки и ценностные ориентации личности — тесты тематической апперцепции — ТАТ, тесты Роршаха и др.

Диагностические тесты не являются исследовательскими методами, они не открывают каких-либо психических закономерностей, они лишь устанавливают наличие или отсутствие тех или иных личностных особенностей у данного человека.

Так, разработанный еще в 40-х гг. в Минесотском университете (Мак-Кинли и др.) личностный опросник MMPI состоит из 566 утверждений, которые испытуемый принимает или отвергает. Порядковый номер утверждения и его оценка испытуемым наносятся на специальную матрицу. Данные теста подвергаются

students-library.com

23. Понятие о характере. Структура характера. Черты характера, их классификация. Акцентуации характера.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые выражаются в типичных способах поведения и эмоционального реагирования.

Структура:

  • В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).

  • В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).

  • В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).

  • В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

Черты характера

Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы последующим основаниям: 1) направленность индивида, система его отношений в социуме; 2) особенности волевой регуляции; 3) эмоциональные особенности; 4) интеллектуальные особенности.

Акцентуации характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Классификацию акцентуации хар-в, кот предложил Личко:

1.гипертимный тип(подвижность, общительность, склонность к озорству)

2.циклоидный(повышенная раздражимость, склонность к аппатии)

3.лабильный( изменчив в настроении, зачастую непредсказуемо)

4.астеноневротический(овышенная мнительность, капризность)

5.сензитивный(повышенная чувствительность)

6.психастенический( ускоренным и ранним интеллектуальным развитием)

7.шизоидный(замкнутый)

8.эпилептоидный(плачут, изводят окружающих)

9.истероидный( эгоцентризм)

10.неустойчивый( слабовольный)

11.конформный(бездумное подчинение авторитетам)

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента, часто является индивидуальный стиль деятельности, особенности кот могут совпадать с темпераментом.

24. Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Индивидуальный стиль деятельности.

Темперамент динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющихся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках

Типы:

Холерик – сильный, неуравновешенный и подвижный тип, т.е. у холерика процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Холерик вспыльчивый, но отходчивый,  его деятельность быстрая, но не продолжительная, у него не хватает выдержки, чтобы выполнять длительно какую-либо работу, поэтому холерики охотнее руководят процессом и это получается у них лучше, чем самостоятельная деятельность

Меланхолик – слабый, неуравновешенный и инертный тип, т.е.  нервная система меланхолика не выдерживает большой и длительной нагрузки. Меланхолик предает всему, что его касается, очень большое значение, практически везде он найдет повод для опасения и в ситуациях, в первую очередь он видит трудности.

Сангвиник – сильный  уравновешенный и подвижный тип, т.е. процесс возбуждения и процесс торможения не только сильные, но и уравновешены между собой, кроме того данные процессы легко сменяют друг друга.  Сангвиник —  энергичный человек, который любит жизнь, любит заниматься интересным делом, легко и быстро оценивает ситуацию, у него быстрые реакции, общительный и веселый нрав.

Флегматик –  сильный, уравновешенный, и инертный тип, т.е. нервные процессы сильные, что торможение, что возбуждение, но эти процессы мало подвижны.  Флегматик обладает сильными нервными процессами, которые медленно сменяют друг друга, таким образом у флегматика не бывает эмоциональных вспышек или необдуманных поступков.

Индивидуальный стиль деятельности— индивидуальная систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с различными особенностями нервной системы, с разным характером и темпераментом добиваться одинаковой эффективности при выполнении работы разными способами. Например, в своем исследовании по изучению индивидуального стиля деятельности у ткачих-многостаночниц Климов заметил, что ткачихи-меланхолики и ткачики-сангвиники могут быть одинаково успешны в своей работе, но ткачики-меланхолики предпочитают профилактику обрыва нити. Индивидуальный стиль деятельности:

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1)  профессиональный отбор;

2)  индивидуальный подход;

3)  формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;

4)  формирование индивидуального стиля деятельности.

Считается, что именно формирование индивидуального стиля деятельности является основным и наиболее универсальным путем приспособления темперамента к требованиям деятельности, так как именно он помогает людям с различными темпераментами эффективно выполнять одинаковую работу.

Иначе индивидуальный стиль деятельности (ИСД) можно представить как индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым человек прибегает сознательно или стихийно для наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметным, внешними условиями деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности не появляется у человека стихийно, его можно сформировать в процессе обучения и воспитания. Впервые формирование индивидуального стиля деятельности можно заметить еще в дошкольном возрасте. Это формирование происходит при решении игровых задач.

Считается, что общепризнанные формальные признаки ИСД можно разделить на 3 вида:

1)  устойчивая система приемов и способов деятельности;

2)  система, обусловленная определенными личными качествами;

3)  система, являющаяся средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

studfile.net

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *