Кто такой гедонист значение – кто это? Признаки гедонизма, гедонистический стиль жизни

Содержание

что это такое? Кто такой гедонист простыми словами

Гедонизм и гедонист — это…

Гедонизм — это стремление к удовольствиям, наслаждениям.

В философии гедонизм — направление этики, которое признает наслаждение высшим благом и целью человеческой жизни. То, что приносит людям наслаждение — добро; то, что приносит людям страдания — зло.

Гедонист — это человек, который живет ради наслаждений, ищущий удовольствий. В вульгарном понимании гедонист — человек, всеми силами и средствами стремящийся к чувственным удовольствиям.

Синонимы к слову «гедонист»: сибарит, жизнелюб, эпикуреец.

Ударение ставится на последний слог — гедони́зм. Термин происходит от древнегреческого слова ἡδονή — наслаждение, удовольствие.

Гедонизм в философии: Аристипп, Эпикур, Бентам

В философской теории ценностей гедонизм — это учение об удовольствии как о смысле жизни, высшем благе. Наслаждение — единственная «настоящая» ценность человека, полагают гедонисты. Все остальное — лишь средства, чтобы достичь удовольствия и избежать страданий.

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп. Счастье — это достижение максимального удовольствия при отсутствии боли, учил он. Но для достижения счастья нужно не увеличивать число наслаждений, а уметь по-настоящему наслаждаться телесными и духовными удовольствиями — и благодаря этому быть свободным. Представители философской школы Аристиппа из Кирены назывались киренаиками.

Древнегреческий философ Эпикур описывал наслаждение как избавление от страданий, несчастья и страха. Счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, полагал Эпикур. Он не проповедовал погоню за плотскими удовольствиями, а учил, что человек должен довольствоваться малым и ценить простые радости вроде дружбы — тогда жизнь будет прожита не зря.

В эпоху расцвета Римской империи появилась вульгарная трактовка гедонизма как погони за чувственными удовольствиями.

Вильгельм Котарбинский. «Римская оргия». Конец XIX века

В Средние Века христианство противопоставило гедонизму аскетизм — отказ от земных благ. Однако в эпоху Возрождения эпикурейские идеи умеренного гедонизма вновь заинтересовали гуманистов. У просветителей XVIII века они получили развитие в идее разумного эгоизма — умения жить своими интересами, но не нарушать интересов других людей.

Наслаждайся и дари наслаждение; не причиняй зла ни себе, ни другим — в этом, на мой взгляд, заключена вся суть нравственности.

Себастьен-Рок Никола де Шамфор

Новый философский подход к гедонизму предложил британский философ и теоретик либерализма Иеремия Бентам (1748-1832). Он сформулировал теорию утилитаризма, согласно которой общество должно стремиться к максимальному удовольствию всех людей.

Польза в утилитаризме — это не личное счастье, а «величайшая сумма общего счастья всех», конечная цель человека, писал британский философ Джон Милль в работе «Утилитаризм» (1861).

Джон Милль, последователь Бентама, развивавший идеи утилитаризма. Портрет работы Г.Ф.Уоттса

Гедонизм, утилитаризм и эвдемонизм — в чем разница?

Гедонизм как философская концепция провозглашает стремление человека к удовольствиям. Разделяют этический и психологический гедонизм. Психологический гедонизм не дает моральных оценок — это описательное учение о том, что люди стремятся к наслаждению и стараются избегать страданий. Этический гедонизм — учение о том, что следует стремиться к удовольствию. 

Эвдемонизм — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Философия Эпикура близка именно к эвдемонизму, поскольку он проповедовал удовольствие души, а не удовольствие тела.

Утилитаризм — этическое направление, которое оценивает поступки по их результату, полезности для людей. Наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей, считают сторонники утилитаризма. Утилитаристы обычно не разделяют понятия удовольствия и счастья.

Гедонизм и гедонист. Примеры употребления слов

Но если мы отрицаем гедонистическую мораль, которая решает вопрос просто и определенно, считая удовольствие как таковое благом, а страдание злом, то мы должны поставить особо принципиальный вопрос об этической ценности страдания.
С.Н. Булгаков. Основные проблемы теории прогресса (1902)

Успенский-то, как ты знаешь, страстотерпец был и чувствовал себя жертвой миру, а супруг мой — гедонист, однако не в смысле только плотского наслаждения жизнью, а — духовных наслаждений.
Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина» (1928)

Гедонизм (включая «разумный эгоизм») предполагает, что человек добровольно жертвует собой, потому что это доставляет ему удовольствие.
Л.Я. Гинзбург. «Записные книжки. Воспоминания. Эссе» (1920-1943)

Хотя студентами Бродского чаще всего были начинающие поэты, он, как и другие ценители литературного гедонизма — Борхес и Набоков, учил не писать, а читать.
Александр Генис. «Бродский в Нью-Йорке» (1996)

Наш с вами долг — противопоставлять натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха — проповедь образа Христа, слова евангельской истины.
Патриарх Кирилл. Доклад на Ежегодном епархиальном собрании Москвы (2009)

Мы помогаем им чудовищно разбогатеть специально для того, чтобы принести их в дар силам ада. Кандидатов отбирают в раннем возрасте из склонных к гедонизму людей.
Виктор Пелевин. «Бэтман Аполло» (2013)

www.anews.com

Кто такой гедонист? — 24СМИ

В 2017 году мало кому знакомы понятия гедонист, эпикуреец и сибарит. Если не углубляться в философию и психологию, эти слова так и останутся незнакомыми. Эти понятия уже спокойно считаются архаизмами (устаревшие слова) либо как минимум терминами, к использованию которых прибегают крайне редко. Прочитав статью, вы не только узнаете значение неизвестных слов, но и сможете понять, есть ли у вас что-то общее с этими понятиями.

Значение слова

Гедонист – человек, который живет ради получения удовольствия. Простыми словами, это тот, кто эгоистично заботится о собственном комфорте, удовольствии и благе. Такие люди не думают о завтрашнем дне и не беспокоятся о физических благах. Одним из таких был Омар Хайям.  

ГедонистГедонист

Гедонисту важно, чтобы чувство эстетического наслаждения и удовольствия его не покидало. Такие люди по собственной психологии живут «одним днем». Кроме того, гедонисты подвержены стрессовым факторам, если лишаются главного счастья – чувства удовлетворенности.

Философия и психология гедонизма

В целом гедонизм в философии предполагает чувство удовольствия как главный смысл жизни. Если рассмотреть эту концепцию подробнее, то на сцене появляются два философа — Аристипп и Эпикур.

Философ АристиппФилософ Аристипп

Аристипп – древнегреческий философ, который вывел течение гедонизма. Аристипп считал, что смыслом жизни является достижение счастья через эмоцию удовольствия, избегая боль и страдания. При этом удовольствие рассматривается как нечто мягкое и нежное, что воодушевляет и приносит физическое счастье.

В отличие от Аристиппа Эпикур был последователем приземленной концепции гедонизма. Эпикур рассматривал это течение как избавление от утруждающих забот, обуз, страданий и обид. В понятии философ, эмоция морального и физического удовлетворения означала ощущение удавшейся жизни. Согласно концепции Эпикура, смысл жизни заключался в избавлении от страданий и обид.

Философ ЭпикурФилософ Эпикур

Интересно, что пример гедонизма – роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея». Для современного примера рассмотрим поведение Робота Бендера из мультсериала «Футурама», где реплики человека-машины ярко отражают склонность к гедонизму.

Чем плох гедонизм

Казалось бы, что плохого в том, что человек постоянно стремится к благу и счастью? Все бы ничего, если бы это достигалось теми путями, которые не мешают остальным людям и обществу в целом. Однако гедонисты порою представляют угрозу окружающим и этим наживают немало врагов.

Теперь давайте задумаемся над тем, что счастье у каждого отдельного индивида – разное. На планете Земля 7 млрд. людей, и каждый получает удовольствие от конкретных вещей. Один счастлив после секса, другому нравится чувство эйфории от наркотиков, а некоторым приносит удовлетворение вкусная еда. Также большинство людей получают удовольствие от власти, денег и полномочий статуса. Кроме того, у подростков наблюдается игромания, когда компьютерная игра становится смыслом жизни.

Одно из проявлений гедонизмаОдно из проявлений гедонизма

Все это – не что иное, как форма гедонизма. Не верите? Подумайте сами. Наркоман употребляет наркотики, от чего получает удовлетворение в приступах эйфории. Зависимый не собирается отказываться от вредных веществ, аргументируя это тем, что препараты делают человека счастливым. Это ли не гедонизм? Аналогично и с другими случаями, к примеру, случайные сексуальные связи, переедание, превышение полномочий и властность.

В подобных случаях гедонисты открыто наживают врагов, не думая о последствиях. Обычные разговоры вряд ли помогут в решении этой проблемы. Здесь уже не обойтись без помощи психолога и близких людей.

Никто не говорит, что стремление к высшим благам – неправильно. Но не забывайте, что гедонизм проявляется в паре с эгоизмом. А значит, окружающие при этом будут страдать.

Как выявить гедонизм

Проверить человека на склонность к гедонизму можно при помощи онлайн-тестов в Интернете. Кроме того, ниже описан ряд признаков, которые присущи таким людям:

  • слабая сила воли;
  • стремление к благам с наименьшими усилиями;
  • невежество, неприветливость, эгоизм, самолюбие;
  • завышенная самооценка;
  • лень;
  • слабая способность самоконтроля.
Другое проявление гедонизмаДругое проявление гедонизма

Когда это течение только зарождалось в Древней Греции, философы вряд ли представляли себе нынешний мир с развратом, сексом и наркотиками, которые порою берут верх над здравым смыслом. В древнем мире это течение предполагало размышления о прекрасном и стремление к получению удовлетворения путем наслаждения красотой женщин и вкусом вина.

Теперь направление осталось тем же, однако способов получить удовольствие стало больше. Многие пути достижения удовлетворения противоречат социуму. Что, собственно, и является проблемой гедонизма в нынешнее время.

Синонимы и антонимы

Родственные по значению термины – сибарит, эпикуреец. Слегка отдаленное, но все же близкое понятие – эстет. Рассмотрим каждый синоним в отдельности.

Сибарит – личность, которая живет ради роскоши и баловства. До нас это понятие дошло из древнегреческого города Сибарис, который отличался особенной пышностью, а жители его – разнузданностью. Древние сибариты любили кушать исключительно деликатесы. На их столах преобладали морепродукты (крабы, устрицы, моллюски) и другие дорогие угощения. В нынешнее время, когда говорят «сибарит», имеют ввиду человека, который избалован роскошью.

СибаритСибарит

Эпикуреец – человек, который живет ради достижения удовольствия путем освобождения от страданий и обид. Это понятие тождественно с гедонизмом, однако отличается тем, что не ставит собственной целью поиск источников счастья. Ведь главным источником удовлетворения является духовное спокойствие и атараксия – безмятежность. Эпикуреизм не приносит столько вреда, сколько гедонизм. Ведь эпикурейцы ценят дружбу и моральные блага, в отличие от эгоистичных гедонистов.

ЭпикуреецЭпикуреец

Эпикур, философ, выдвинувший одну из концепций гедонизма, придерживался собственного течения – эпикуреизма, откуда и появилось это название.

Так как гедонизм является формой эстетического наслаждения, нельзя не упомянуть об эстетах.

ЭстетЭстет

Эстет – ценитель красоты, изящности, элегантности. Другими словами, эстет получает удовольствие от всего, на что ему нравится смотреть. Порою проявляются формы эстетизма, когда удовлетворение приносит вкусная еда или вид красивого тела. К недостаткам таких людей относится то, что эстеты оценивают все по внешнему виду.

Помимо близких по значению синонимов, также выделяются и антонимы понятия «гедонист». К таким словам относится «аскет».

АскетАскет

Аскет – индивид, воздерживающийся от получения удовлетворения и ведущий строгий образ жизни. Такой человек ограничивает себя во всех благах, которые заставляют чувствовать удовольствие и радость.

Аскеты склонны перетруждаться на работе, загружать голову проблемами и мало отдыхать. Эти стрессовые факторы вначале становятся причиной депрессии. А после глубокого психического расстройства даже доходят до самоубийства.

24smi.org

Что такое Гедонизм — Узнай Что Такое

Гедонизм (от греч. ἡδονή (hēdonē) — наслаждение) — учение в философии (в частности в этике), согласно которому получение удовольствий, удовлетворение желаний, стремление к развлечениям является основной жизненной целью. При этом необходимо отгораживаться от зла, боли и страданий.

«Гедонизм – это искусство построить для себя такое удовольствие, которое не будет причинять неудовольствие другим».

Мишель Онфре, французский философ и писатель

Гедонист — это человек, который ведёт гедонистический образ жизни.

Гедонизм является противоположностью аскетизма. При аскетичном образе жизни человек отказывает себе в любых удовольствиях и развлечениях. На первое место он ставит религиозные или духовные цели.

Гедонизм понимается по-разному. Для одних это полное безделье и праздная жизнь, для других — занятие любимым делом, отсутствие негативных эмоций и страданий.

В первом значении синонимом гедонизма будет эпикурейство (а человека, ведущего такой образ жизни, называют эпикурейцем).

Гедонизм в античной философии

Аристипп Киренский

Самое раннее упоминание о гедонизме принадлежит древнегреческому философу Аристиппу Киренскому (IV век до н. э.). Он основал киренскую школу. Последователей его идей называют киренаиками.

Киренаики считали, что только получение удовольствия и наслаждения является главной целью. Они старались получать радость и наслаждения от каждой минуты жизни.

Один из философов-киренаиков — Гегезий Киринейский (или Гегесий Александрийский) — утверждал, что невозможно достичь наслаждения и счастья. Поэтому, чтобы отгородиться от плохого в жизни, он предлагал достигать безразличия. А если достигнуть безразличного отношения не получается, то можно уйти из жизни, совершив самоубийство.

Эпикур

Эпикур — древнегреческий философ

Другой древнегреческий философ — Эпикур (IV–III вв. до н. э.) — основал свою школу (которая называлась Сад Эпикура) и философское течение эпикуреизм.

Эпикуреизм

С развитием эпикуреизма киренская школа постепенно теряла своё влияние.

Основные идеи Эпикура:

  • цель жизни — получить предельное удовольствие;
  • нужно освободиться от мучений, страданий и волнений;
  • нужно быть благоразумным в своих желаниях, не пытаться желать то, что тебе не нужно, и потом страдать из-за того, что не можешь этого получить.

Эпикур и его последователи жили скромной жизнью, довольствуясь малым, находя удовольствие в общении с друзьями и близкими.

Эпикур призывал достичь атараксии (греч. ταραχή (taraxia) — тревога, волнение, и ἀ – отрицательная частица). То есть такого положения, когда человек сможет полностью освободиться от волнений и страданий.

Эпикуру также приписывают понятие гедонистического эвдемонизма.

Гедонистический эвдемонизм

Эвдемонизм (от греч. εὐδαιμονία (eudemonia) — счастье, блаженство) — учение в этике, согласно которому главная цель жизни человека состоит в устремлении к счастью, желании достичь его.

Эпикур считал, что счастье — это удовольствие, но которое можно получить не от плотских наслаждений, а от благоразумных желаний и скромной жизни. В этом состояло отличие гедонистического эвдемонизма Эпикура от общих теорий об эвдемонизме.

Термин эвдемонизм связывают также с Аристотелем, Сократом, Спинозой, Эразмом Роттердамским, Кантом и другими философами.

Что такое эпикурейство

Эпикурейство — идеология, согласно которой человек занимается только утехами, стремится к блаженству и исполняет все свои прихоти.

Эпикурейство может быть синонимом эпикуреизма. Но только во втором его значении.

Первое значение эпикуреизма — это учение Эпикура. Но впоследствии его идеи были ложно истолкованы и у слова появилось второе значение. Под эпикуреизмом стала также пониматься идея, что человек должен жить только ради удовольствия и собственного комфорта.

Гедонизм и утилитаризм

Благодаря работам британских философов Джереми (Иеремия) Бентама (1748–1832) и Джона Милля (1806–1873) гедонизм сравнивают с утилитаризмом.

Утилитаризм (от лат. utilitas польза) — учение, созданное Джереми Бентамом, согласно которому совершать нужно только те поступки, которые приносит счастье большему количеству людей. Основу его учения составлял этический гедонизм.

«Создавай столько счастья, сколько в твоих силах создать: освобождайся от страданий, от которых способен освободиться. Каждый день — это возможность доставить удовольствие другим или уменьшить их страдания».
Джереми Бентам
(ориг. Create all the happiness you are able to create: remove all the misery you are able to remove. Every day will allow you to add something to the pleasure of others, or to diminish something of their pains)

Этический гедонизм

Концепция, согласно которой человек должен стремиться к счастью и избегать боли и мучений. Этический гедонизм использует мораль для определения того, какой поступок считается хорошим, а какой дурным.

Подразделяется на:

  • гедонистический эгоизм;
  • гедонистический утилитаризм.
Гедонистический эгоизм

По этой идеологии какой бы поступок вы не совершили, с точки зрения морали он будет правильным, если сделали вы это для своего счастья.

Гедонистический утилитаризм

В основе этой идеологии мысль: если совершенный поступок делает наибольшее число людей счастливыми, то, опять же с точки зрения морали, он будет считаться правильным.

Узнайте также, что такое Этика.

Парадокс гедонизма

Идея Эпикура о скромной жизни и чувстве меры в желаниях привела к появлению парадокса, который известен как парадокс гедонизма.

Он заключается в следующем: чтобы получить большее удовольствие от жизни, нужно отказаться от определённых вещей, которые приносят удовольствие. Чувство радости и счастья будет сильнее, если довольствоваться малым и жить непритязательно.

Гедонизм и декаданс

Анри де Тулуз-Лотрек «В кафе La Mie», 1891

Декаданс или декадентство (франц. décadence) — падение, культурная деградация.

В искусстве этот термин используется для обозначения периода конца 19 — начала 20 века. В то время в Европе царило тягостное настроение. Преобладали пессимистичные, мрачные мысли. Чувствовались всеобщая усталость от жизни и социальный упадок.

Термин гедонизм в разное время понимался по-разному. Иногда его сравнивают с декадансом. Но в отличие от последнего гедонизм не несёт в себе идею упадка. Ведь получать удовольствие не означает ничего не делать.

Наоборот, нужно делать то, что нравится, приносить удовольствие в свою жизнь, но при этом не вредить ни себе, ни другим. А удовольствие не всегда связано с пагубными пристрастиями. Гедонисты могут находить его в работе или семье.

Гедонизм в психологии

В психологии термин описывает поведение человека, которое строится только на желаниях получить удовольствие и оградить себя от страданий и боли.

Гипергедонизм

Термин в психологии, который обозначает чрезмерное влечение к удовольствиям и развлечениям.

Гедонизм в русской литературе

Лев Николаевич Толстой — русский писатель

Русскому писателю Льву Николаевичу Толстому (1828–1910 гг.) приписывают гедонистическое отношение к жизни. В частности, из-за его цитаты:

«Счастье — это удовольствие без раскаяния».
Л. Н. Толстой

Читайте также про Аскетизм и Философию.

www.uznaychtotakoe.ru

ГЕДОНИЗМ — это… Что такое ГЕДОНИЗМ?

    ГЕДОНИЗМ (от греч. ηδονή— удовольствие)— тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). В учениях представителей киренской школы гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность гедонизма как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой гедонизм утверждал самоценность личности, в нем очевидны гуманистические черты, с другой — в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является абсолютной ценностью, гедонизм оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Различают “эгоистический гедонизм” (теории, согласно которым исключительно личное удовольствие является конечной целью действий) и “универсалистский гедонизм” (когда удовольствие как общее счастье является конечной целью действий).     Аристипп, вслед за софистами, не делал различий между наслаждениями (по их источнику), однако принимал во внимание наслаждение, которое может быть достигнуто в данный момент, и игнорировал возможные, но недостижимые в настоящем наслаждения. Гедонизм смягчается в учениях, типологически характеризуемых как эвдемонизм. Таков гедонизм Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души, точнее—состояние атараксии. Строго говоря, различия между гедонизмом и эвдемонизмом не существенны: оба учения ориентируют человека не на добро, а на наслаждение, а если и на добро, то ради наслаждения. В христианской традиции Средних веков идеям гедонизма не было места; лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Дж. Боккаччо, Л. Бруни, Л. Валла, Ф. Петрарка, К. Раймонди), да и то по преимуществу только в его мягкой эпикурейской версии.     В новоевропейской мысли с идеями гедонизма происходят существенные трансформации. Эти идеи оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеций, так же, как и Б. Спиноза, выводят поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида: у Гоббса эгоизм ограничивается общественным договором, у Мандевиля стремление человека к удовольствию трактуется как средство, используемое воспитателями и политиками для управления людьми, у Гельвеция оно ставится в зависимость от правильно понятого интереса (см. Разумный эгоизм). Данная линия в новоевропейской моральной философии (от Гоббса к Гельвецию) находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, отождествляющем удовольствие с пользой. Эта динамика идей вела в конечном счете к выводу, что удовольствие не является определяющим мотивом поведения, но лишь сопутствует той деятельности, которая воспринимается как успешная. По этой же линии развивались идеи либерализма—течения мысли, покоящегося на адекватном и последовательном обосновании автономии индивида—как личности и гражданина. Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде—именно как принцип гедонического умонастроения и практики, в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. Т. о., хотя идеи гедонизма и были воплощены в большинстве учений, они одновременно оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом), которые в конечном счете привели к кризису гедонизма как философского мировоззрения.     К. Маркс, 3. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали положения об удовольствии как практическиповеденческом и объяснительно-теоретическом принципе, которые концептуально оформили этот кризис. Так, в марксизме—в порядке социально-философской критики гедонизма—было показано, что наслаждения и страдания являются функцией от действительных социальных отношений людей. Благодаря психоанализу с его детальным изучением бессознательной мотивации и формирования характера человека, вниманием к технике наблюдения кардинально меняется положение в исследовании удовольствий. Фрейд с психологической точки зрения доказал, что удовольствие, будучи исходным, не может быть универсальным принципом поведения общественного индивида, тем более (что было акцентировано последователями Фрейда) если речь идет о нравственных основаниях поведения. Мур, критикуя Милля и Сиджвика, показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплотил в себе натуралистическую ошибку. В частности, в гедонизме, как правило, смешиваются понятия “желание” и “достойное желания”, средство достижения блага и то, что является частью искомого блага, удовольствие и сознание удовольствия; привнесение в гедонистическое рассуждение критериев рациональности неявно устанавливает предел удовольствию и тем самым разрушает целостность гедонизма как концепции, утверждающей абсолютность ценности удовольствия. В свете такой критики гедонизм уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип и переместился в сферу “моральной идеологии” и в практику. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, напр. психологии или теории потребления.

    Лит.: МурДж. Э. Принципы этики. М., 1984, с. 125-85; Sidgwick H. The Methods of Ethics. Cambr., 1981; Gosling J. С. В., TaylorC. C. W. The Greeks on Pleasure. Oxf., 1982.

    P. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

Значение слова «гедонизм» в 13 словарях

(от греч. hedone — наслаждение)

1. тип этических учений, в которых все моральные определения (понятия добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). Как тип этического учения Г. берёт начало от Аристиппа Киренского. В учениях киренаиков Г. складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность Г. как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой Г. утверждал самоценность личности, в нём очевидны гуманистические черты (вполне проявившиеся в учениях эпикуреизма, эвдемонизма, утилитаризма), с другой стороны, в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является высшей ценностью и его получение допустимо любыми средствами, Г. оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Критикуя Г., Аристотель высказал следующие аргументы:

а) удовольствие само по себе не есть собственно благо,

б) не всякое удовольствие достойно избрания,

в) существуют некоторые удовольствия, достойные избрания сами по себе, различающиеся при этом видом или источником.

Это положение предопределило ту модуляцию в аргументации Г., которая получила развитие в эвдемонизме. Таков Г. Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души (см. Эпикуреизм). В христианской средневековой традиции идеям Г. не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников. В новоевропейской мысли 17-18 вв. идеи Г., с одной стороны, оказываются воплощёнными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм, К.А. Гельвеций), и эта традиция находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, а с другой — со временем перемещаются в контексты рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом, которые, в конечном счёте, привели к кризису Г. как философского мировоззрения. К. Маркс, З. Фрейд и другие с разных позиций сформулировали относительно наслаждения как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа положения, концептуально оформившие этот кризис. В марксизме — в порядке социально-философской критики Г. — было показано, что не наслаждения и страдания определяют деятельность человека, которая носит социальный характер, а, наоборот, социальные связи человека, в рамках которых разворачивается его деятельность, задают способ и содержание наслаждений. Фрейд с психологической точки зрения показал, что удовольствие, будучи исходным, не может быть универсальным принципом поведения общественного индивида. В свете такой критики Г. уже не мог восприниматься как теоретически серьёзный и достоверный этический принцип. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, например психологии или теории потребления.

2. Система нравственных установок, согласно которым добро есть наслаждение, а зло — страдание.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 50)

этико-психологическое учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности, основным мотивом ее поведения. Преобладание гедонистских наклонностей человека является нежелательным при профессиональном отборе в пед. учебные заведения.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 27)

znachenie-slova.ru

Что такое гедонизм простыми словами, кто такой гедонист

Что же это такое гедонизм простыми словами, примеры

Содержание статьи:

Гедонизм – система убеждений, принципов и ценностей человека, которые определяют всю жизнь человека ежесекундным наслаждением. В переводе с греческого, «гедонизм» так и звучит – «наслаждение», «удовольствие».

По версии Википедии, это такое учение, согласно которому наслаждение является самым высоким благом и смыслом жизни. Гедонистом называется человек, который берет от жизни все, но может отдать часть удовольствий и другим. Отличается постоянной радостью, ощущением кайфа, прелести жизни. Чаще такие люди становятся изгоями от общества.

Возрождение учения. Небольшой экскурс в историю

Появилось такое учение очень давно. Основателем его стал греческий философ – Аристипп. Он был уверен, что у человека имеется только 2 состояния: истинное наслаждение и боль. Конечно, они противоположны. Причем, совсем не обязательно знать каким образом это состояние было достигнуто и какое. Вот, например, у Аристиппа смыслом жизни было физическое удовольствие.

Но не у него одного. В 18 веке (век абсолютизма) такое мнение было распространенным. В большей степени во Франции при Людовике 15. Наверное, они не до конца понимали смысл, потому что со всей присущей страстью придавались удовлетворением своих утех, желаний с распутством и жадностью, совсем забыв про мораль и нравственность.

Лишь после Иеремия Бентама течение гедонизма стали пересматривать и смотреть через призму социума. Британский философ выразил свои мысли в книге и больше придерживался утилитаризма (то же достижение удовольствия, только в ограниченных рамках общественности).

Каким выглядит настоящий гедонист?

Человек, который действительно считает себя гедонистом будет придерживаться по жизни гедонистическими ценностями и принципами. Он будет получать наслаждение от каждой секунды жизни. Он будет ценить жизнь. Если на его пути попадутся преграды (социальные нормы, законы) к наслаждению, то такой человек, не задумываясь их переступит.

Основные источники удовольствия:

  • любимое хобби;
  • алкогольные напитки;
  • друзья, компания;
  • семейные ценности;
  • еда;
  • признание, слава;
  • сексуальная жизнь;
  • деньги;
  • власть, престиж;
  • саморазвитие.

Каждый человек будет по-своему воспринимать наслаждение жизни. Для кого-то это восход солнца, запах цветка, путешествие, а для другого за радость пройтись босиком по росе, почувствовать ветер, тишину Сибири… Человек лично сам выбирает достижение этого счастья или финиш.

Истинный гедонист будет по-философски смотреть на жизнь, будет развиваться, обучаться, постигать новое. Он будет строить новые желания, достигать и будет снова искать возможность получить счастье. Пусть и временное.

А еще человек с таким направлением не любит, когда ему говорят про чувство долга. Если ему это сказать прямо, то так его можно загнать в расстроенные чувства и испортить доверительные доброжелательные отношения.

Если внимательно посмотреть на друзей, коллег, то можно по качествам и поступкам определить гедониста. Чаще это творческие натуры, ведущие здоровый образ жизни, романтичные, но ранимые, чувствительные.

Современность и гедонизм

Что можно сказать про сегодняшнее время? Темп жизни, уклад, обязательства, дела отставляют такой отпечаток, что мы просто постоянно устаем и «фырчим». Но вот некоторые люди присоединились к направлению гедонизма, чтобы радоваться сейчас, в настоящее время.

Впрочем, почему бы нет? Вокруг полно разнообразных развлечений, удовольствий, красоты. Гедонист и стремиться получить самое лучшее, то, что принесет истинное наслаждение. Некоторые выбирают спиртные напитки, кожаный диван и телевизор, клуб и дискотеку.

Гедонизм уже начал разделяться на здоровый и вредный. Здоровый удовлетворяет желания, но без вреда обществу, а вредный – вред себе, социуму и естественной среде.

Примеры излишнего гедонизма

  • Если показать на примере, то может вспомните из истории время «хиппи». Люди принимали психоделические препараты, вступали в интимные связи и твердили про любовь. К тому же любили «фенечки» и свободу. Но вот это время прошло, а их забыли.
  • Из литературы. Если вам знаком образ Дон Жуана, молодого человека, про которого было написано много пьес, произведений, то в его образе жизни можно заметить только праздничные дни по жизни, желание внимания дам. Больше его ничего не заботило. Дон Жуан только жил и стремился удовлетворить свои потребности.
  • Либо можно взять современный жизненный пример. Человек стремится к деньгам. Получил небольшую сумму, захотел еще. Получил кроме денег высокую самооценку, самодостаточность, эгоизм, превосходство, хочется еще, как будто он неудовлетворен. И это не прекращается.

Мы живем среди гедонистов. Вы даже может сами им являетесь. Человек способен разделить свое удовольствие с другими, он может посодействовать обществу. А вы радуетесь жизни, мгновеньям?

vzyat-zajm.ru

Кто такой гедонист значение слова. Кто такие гедонисты

Обзор гедонистических учений

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435-355 гг. до н. э.), современник Сократа . Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ. Утилитарист Иеремия Бентам называл такой подход «гедонической расчётливостью».

Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании утилитаризма XIX столетия различает этический и психологический гедонизм. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Таким образом перспектива удовлетворения или избежание разочарования являются единственным мотивом поступков человека. Этический гедонизм является в свою очередь нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм) или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). В отличие от Сидгвика, являющегося сторонником универсального гедонизма, Бентам писал:

Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.

В работе Дэвида Пирса «Гедонистический императив» гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы.

В кинематографе

  • «Клуб «Shortbus» » Джона Кэмерона Митчелла — фильм, названный гимном гедонизму.
  • В мультсериале «Футурама » есть второстепенный персонаж — Робот-Гедонист, как следует из имени, ставящий целью своей жизни получение наслаждений. Постоянно лежит на кушетке, которая является частью его корпуса, и непрерывно поглощает виноград.
  • Также идеи гедонизма можно увидеть в фильме «Дориан Грэй ». Персонаж по имени Генри Уоттон широко распространяет свои идеи среди знакомых и друзей. На распространении этих идей строится сюжет фильма и книги Оскара Уайльда.

См. также

Ссылки

  • Гедонизм — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  • А. Н. Долгенко. Декадентский гедонизм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое «Гедонизм» в других словарях:

    — (греч. hedone удовольствие) тип этических учений и нравственных воззрений

electriclub.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *