Кто такой тьютор в школе и в чем заключается его работа
Только родители кое-как привыкли к появлению в школе нового человека – школьного психолога, новая напасть – какой-то тьютор. Кто это? Что он будет делать? И чем это грозит их любимому чаду? Особенно переживает за все такие нововведения старшее поколение: бабушки, дедушки. Они-то прекрасно выучились и без таких диковинок.
На самом деле ничего страшного не происходит. Это все делается для того, чтобы оптимизировать учебный процесс, сделать каждого ребенка максимально успешным, состоявшимся, счастливым.
Ведь кто такой тьютор в школе? Это сопровождающий, наставник. В его обязанности входит помочь ребенку найти свое место в жизни, понять, что же он хочет и может в реальности, раскрыть его таланты. Тьютор не учитель, он не преподает никакие дисциплины. И не школьный психолог, который отвечает за психологическое благополучие школьников всей школы. И не классный руководитель, который работает со всем классом сразу. Работа тьютора заключается в том, что он курирует развитие 5-6 учеников на протяжении нескольких лет учебы, возможно даже с первого класса до выпуска.
Больше знакомы с работой школьных тьюторов в учебных организациях для особых детей: гениальных или с проблемами в состоянии здоровья. Тьюторы сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь ребенка. Для каждого из них выстраивается индивидуальный план обучения и развития, учитывающий их особенности и помогающий им максимально реализовать свои возможности.
Но в обычной школе тоже все дети разные, и каждому из них, конечно, необходим человек, который будет направлять его развитие в сторону успешности, раскрытия имеющихся талантов, выработки индивидуальной образовательной программы.
Особенно это важно для старшеклассников, когда наиболее актуально стоит вопрос об окончательном сознательном выборе будущей профессии.
Именно тьютор поможет проявиться интересам и талантам каждого подопечного, сумеет адаптировать ребенка к требованиям школы, к безболезненному переходу из начальной школы в среднюю. Он же помогает устанавливать контакты со сверстниками, учит адекватно относиться к возникновению проблем в учебе и методам их правильного разрешения. В то же время он не является нянькой.
Но чтобы тьюторы не только пришли в школу, но и действительно выполняли именно свои функции, а не функции школьного психолога, классного руководителя или социального работника, необходимо создать благоприятную среду, условия для работы тьютора. Ведь наличие индивидуального плана развития у каждого ребенка предполагает, что в школе имеются ресурсы для их развития, осуществления. Причем в большом избытке, чтобы у ребенка был реальный выбор. В этом случае школьник, умело направляемый тьютором, начинает постепенно выстраивать свое будущее.
Допустим, такие образовательные пространства в учебном учреждении имеются. Но ведь еще нужно где-то качественно подготовить самих тьюторов. Это не должны быть самоучки, выполняющие функции данного специалиста так, как им кажется правильным, как каждый из них понимает смысл этой должности. На тьютора должны учиться так же, как на учителя, психолога и т.д. Это могут быть курсы переподготовки, центры повышения квалификации, магистратура. Должны быть четко прописаны и должностные обязанности такого специалиста.
В наш век высоких технологий, бешеных скоростей, с которыми успевает устаревать информация, тьютор становится одной из важнейших фигур в учебном учреждении, помогающих ребенку стать успешным.
Поскольку не все родители посещают родительские собрания, нужно обязательно вести разъяснительную работу через электронную почту, в бумажном варианте, чтобы донести информацию до каждого члена семьи, рассказать, кто такой тьютор в школе, что входит в его обязанности. И какую пользу работа тьютора может принести ребенку.
Likes(8)Dislikes(6)
prouchebu.com
4 вещи, которые нужно знать о тьюторах
Слово «тьютор» (англ. tutor — наставник) уже вошло в наш активный словарь. При этом задачи педагога-тьютора многим до сих пор не до конца понятны. Чем тьютор отличается от хорошего классного руководителя, психолога и коуча, и зачем он нужен в образовательном процессе, рассказывает заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ, профессор Татьяна Ковалева.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Профессиональное сообщество России занимается тьюторством уже 25 лет, но родительский интерес к нему возник буквально вчера. Он обусловлен естественным желанием мам и пап выбрать идеальную образовательную траекторию для своего ребёнка. Роли тьютора в современном образовательном процессе была посвящена встреча Клуба экспертов образования, на которой выступила Татьяна Ковалёва. «Мел» публикует ключевые тезисы её выступления.
1. Кто такой тьютор
Тьюторство многими воспринимается как совершенно новое явление в процессе образования, а между тем оно существовало ещё в XII веке. Исторически название «тьютор» возникло в Оксфорде и Кембридже, в системе частных университетов Англии. Были профессора, которые читали лекции, были ассистенты профессоров, которые проводили занятия. И были такие люди, которые каждому студенту помогали выстраивать его индивидуальную образовательную программу — собственно, тьюторы.
2. Тьюторство в России
Когда мы только начинали этим заниматься, долго искали правильное слово. Ведь тьютор — новое слово для России, многих раздражающее. Как точнее определить деятельность тьютора и можно ли это английское слово заменить каким-то еще? Мы не могли назвать этого педагога ни наставником, ни гувернером, кстати, тоже словом далеко не русским. Поэтому не стали ничего выдумывать, а деятельность определили как сопровождение. Но сопровождение как бы сбоку: ты что-то делаешь, а я тебя сопровождаю, чтобы твое движение становилось более осознанным и менее хаотичным.
Это и есть сопровождающая педагогика. Педагоги, сопровождающие человека в действии, и называются тьюторами
На заре тьюторства мы попали в книжную пустыню. Ведь всегда легче на что-то опираться, когда это вводится в традицию. Возьмем, например, систему развивающего обучения. Выготский сказал, Эльконин подтвердил, Давыдов добавил, Леоньтев написал. А у нас нет опоры, потому что не было тьюторской профессии.
12 признаков хорошего учителя
Мы сделали своё издательство, стали переводить и писать книги сами и создавать библиотеку тьюторства. Профессия как таковая была введена с 2008 года. В МГПУ проходят курсы повышения квалификации, существует магистратура. Можно поступить на очную и заочную формы обучения и получать магистерский диплом тьютора.
3. Чем тьютор отличается от учителя
Учитель работает с одновозрастным или с разновозрастным коллективом и всех чему-то учит. Тьютор — это специфический педагог, который не занимается фронтально. И это средовой человек. Учитель может учить где угодно. Тьютор работает там, где устроена соответствующая среда.
Эта среда должна быть:
— Вариативной. Разные варианты чего-либо: сдачи экзаменов, изучения предметов, проведения исследований.
— Не структурированной. У нас сейчас происходит так: мы одной рукой вводим вариативность, другой ее забираем, навязывая свои советы. Пусть ребенок сам выбирает, надо чем ему работать, а потом анализирует. Нет ничего важнее пробы и опыта.
— Избыточной. Человек должен видеть и знать, что мир разный и реагирует по-разному;
— Открытой. Мы подстраиваемся под ребят, спрашивая у них, что бы им хотелось.
— Провокативной. Тьютор должен так организовать среду, чтобы через последующую рефлексию человек понял, что ему ближе. При этом тьютор себя не выпячивает, он только устраивает среду так, что она провоцирует.
Если ребенок не хочет ходить на занятия, задача тьютора раскрутить его интерес и вернуть в образовательную среду. Существуют разные технологии, через которые можно заглядывать в будущее и масштабировать интерес ребенка.
4. Ключевое понятие тьюторства — «забота о себе»
Мы сейчас не понимаем, на что делать ставку в образовании ребенка. И в этот момент переходности важно довериться самому ребенку. Он, не зная, чувствует. Откуда берется интерес — неизвестно. Вот когда детей-тройняшек приводят в песочницу, то один делает куличики, второй катает машинку, а третий — строит домик. Стихийные интересы у всех разные. К сожалению, культура субъективности у нас была потеряна. И тьюторство возникло как педагогика субъективности.
В каждом человеке есть что-то, чего он о себе не знает. И надо создать такую среду, где это проявится
Если процесс индивидуализации человека важен — появляется тьютор и сопровождает. Но важно не запутаться в понятиях — «индивидуальный подход» и «индивидуализация». Индивидуальный подход — это подход, предполагающий, что взрослый подбирает в соответствии с особенностями ребенка содержание и технологии обучения и воспитания. А индивидуализация — это культура заботы о себе. Умение самоопределяться, брать ответственность за свою жизнь, действовать самостоятельно и инициативно. Если, например, ребенок участвует в командной работе, он должен понимать, как правильнее лично он должен вложиться для достижения результата, в чем он силен и уникален.
Так ли полезна работа в команде на самом деле
Учитель передает стандарт. Есть место стандарту, но в это же время должно быть место тому, на что отзывается душа. Не во второй половине дня, во время внеурочной деятельности, а прямо сейчас, в основное учебное время.
Французский философ Мишель Фуко обсуждал такое понятие — «забота о себе». Есть культура заботы о себе.
Вы должны понимать, в чем сильны, в чем слабы. И эта культура заботы о себе должна входить в образование и поддерживаться тьютором
Начиная с трех лет и в идеале — без возрастных ограничений. На западе существуют университеты серебряного возраста. С людьми 70+ работают тьюторы. Там есть удивительные технологии — рестарты. Ведь после шестидесяти хочется качественно жить и делать то, о чем всегда мечтал, но не хватало времени или по каким-то причинам не сложилось.
Если мы теряем эту «заботу о себе», мы становимся массой. И вот тьютор это тот человек, который призван это не допустить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как сделать из троечника отличника на домашнем обучении
5 советов для родителей девочки-подростка
Есть ли место шестидесятникам в школьной программе
mel.fm
Зачем учителю становиться тьютором?
Сегодня педагогическое сообщество находится в активном поиске тех образовательных форм, которые будут отвечать тренду на персонализацию. Это и проектное обучение, и профориентация, и увеличение доли элективных курсов в старшей школе. Одна из форм, которую нам успешно удалось апробировать в школе «Золотое сечение», — это тьюторское сопровождение старшеклассников.
В этой статье мы постараемся ответить на три важных вопроса. Кто такой тьютор в нашем понимании? Почему тьюторы нужны ученикам? Почему самому педагогу-предметнику будет полезен опыт тьюторства?
Чем занимается тьютор?
Современная тьюторская профессия восходит к тьюторам, работавшим более века назад в Оксфорде. Первоначально это были взрослые люди, которые старались сделать так, чтобы досуг юных студентов проходил по большей части в стенах колледжа и не включал посещение таверн. Постепенно престиж профессии рос, а задачи тьюторов расширялись. Теперь оксфордские занятия с тьютором должны были дать возможность студентам научиться самостоятельно думать, контролировать усвоение знаний, оценивать свой прогресс, сохранять мотивацию. Работа тьюторов осуществлялась индивидуально, и обращение к ним было личным делом каждого конкретного ученика (тьюторанта).
Так оформились первые ключевые правила тьюторского сопровождения: оно проходит с помощью индивидуальных встреч, которые должны быть постоянными, последовательными и хорошо спланированными. Эти принципы остаются актуальными и сегодня, а практики тьюторского сопровождения распространяются не только на высшее образование, но и на старшую школу.
Сейчас, когда нам нужно лаконично сформулировать цель работы школьного тьютора, мы отвечаем так: Тьютор — это человек, ответственный за ответственность.
Более «строгое» определение может звучать так: тьютор — это педагог, который оказывает учащемуся необходимую поддержку при достижении образовательных целей и личностном развитии, а также отвечает за мониторинг прогресса тьюторанта.
По своему функционалу тьютор является одновременно наставником, коучем, воспитателем, мотиватором, а порой даже и провокатором. Тьютор помогает ученику быть осознанным, учиться анализировать и рефлексировать, ставить цели, планировать шаги по достижению этих целей, выстраивать индивидуальную траекторию обучения.
В «Золотом сечении» школьники работают с персональными тьюторами (всего в нашей тьюторской команде девять педагогов) начиная с девятого класса. Регулярные индивидуальные встречи с тьюторами продолжаются весь год, при переходе в 10 класс ученики могут сменить тьюторов или остаться с прежними. Таким образом, тьюторы — это отдельный и самостоятельный элемент современной школы, интеграция которого лишь обогащает образовательный процесс.
Зачем тьюторы ученикам?
В системе массового образования ученику обычно предлагается самому искать ответы на все волнующие вопросы. А теперь представьте, что в этот период у ученика есть наставник, который «проживает» вместе с ребенком трудные ситуации, является свидетелем его побед и ошибок — и готов обсуждать их честно и независимо. Это-то и есть тьютор.
Обладающий нужным набором компетенций тьютор в первую очередь помогает ученику:
- понять свои интересы;
- анализировать учебный процесс;
- проработать совершенные ошибки и извлекать из них продуктивный опыт;
- осознать свои сильные и слабые стороны;
- осмысленно подходить к конструированию своего будущего.
Обычно ученику отнюдь не все из этого дается легко. А в связке с тьютором гораздо больше шансов развить навыки владения собой и научиться осознанно подходить к задачам, решение которых необходимо для дальнейшего развития. По сути, тьюторская система помогает уйти от привычного для массовой школы метода принуждения и предлагает ученику занять авторскую позицию в отношении собственной жизни.
Можем сказать, что по итогам первых лет действия тьюторской программы в «Золотом сечении» мы заметили, как меняется отношение учеников к своим собственным результатам. Появилась системность в их анализе, осознанность в движении к поставленной цели. Благодаря личному тьютору ученики учатся ставить четкие и реалистичные, но все еще сложные академические цели.
Опыт работы с тьютором нельзя заменить взаимодействием с педагогами-предметниками или школьными психологами. Ведь тьютор действует исходя из метапозиции — он инструктирует ученика в манере, которая не основана на каком-то конкретном предмете, а затрагивает вопросы обучения в целом. Навыки, полученные в работе с тьютором, ученик сможет самостоятельно применять в других ситуациях, в том числе при обучении в вузе.
Чем тьюторство полезно для педагога?
Очевидно, что навыки тьюторского сопровождения невозможно обрести в обычной педагогической деятельности. Когда группа учителей «Золотого сечения» сформировала первую тьюторскую команду школы, наши педагоги столкнулись с тем, что им приходится внутри себя ориентироваться на две позиции: учителя, который отвечает за результат учеников, и тьютора, который способствует личностному росту, но не контролирует и не оценивает своего тьюторанта. Поэтому одним из основных качеств, вырабатываемых в тьюторской работе, стала гибкость. А она, согласитесь, необходима для любого хорошего преподавателя. Вообще, мы уверены, что в мире есть много учителей, которые в своей работе склонны придерживаться тьюторской позиции, но не могут полностью перейти на нее по объективным причинам.
Кстати, верно и обратное: наличие опыта работы учителем может сыграть хорошую службу тьютору. Если тьютор понимает, что такое работа в классе, как распределено учительское внимание между учениками и какая мотивация движет учителем в тех или иных случаях, это поможет ему объективно оценить ситуацию конкретного тьюторанта.
Ошибочно будет думать, что в смысле необходимых компетенций тьютор — это нечто среднее между учителем и психологом. По нашему мнению, технологии, которые используются в тьюторском сопровождении, наиболее близки технологиям коучинга.
По опыту «Золотого сечения», участие преподавателей-предметников в тьюторской деятельности должно быть строго добровольным, основанном на личном интересе педагога, и именно тогда оно принесет самому учителю наибольшую пользу. Во-первых, это поможет справиться с профессиональным выгоранием — ведь оно наступает именно тогда, когда в преподавательской работе долгое время нет никаких изменений, когда она превращается в рутину.
Во-вторых, тьюторство предполагает постоянное самообучение, коллективную рефлексию своей работы, обсуждение различных кейсов — это, безусловно, путь к личностному развитию. Можно сказать, что внутри педагога происходит процесс взаимовлияния ролей: тьютор влияет на преподавателя, преподаватель на тьютора; по-видимому, в будущем от этого будут зависеть наши канонические представления об этих ролях.
В-третьих, тьюторская модель предусматривает переход педагога в проактивную, инициативную позицию по отношению к школе в целом, к происходящим в ней событиям, программам, проектам, планам и задачам.
Наконец, в-четвертых, тьюторская работа — всегда командная, а участие в команде дает педагогу новую мотивацию, подталкивает к развитию. Нужно понимать, что в современном мире в одиночку сделать что-либо серьезное практически не реально, и система тьюторского сопровождения в школе может стать лабораторией по совместному поиску новых педагогических идей.
Об авторе: Антон Ткаченко, заместитель директора по развитию образовательной среды Частной школы «Золотое сечение».
Мы продолжим вас знакомить с опытом школы «Золотое сечение» в области тьюторства. Тем же, кто хочет глубоко окунуться в эту проблему, рекомендуем приобрести только что вышедшую книгу «Записки тьютора. Опыт школы «Золотое сечение».
pedsovet.org
Кто такие тьюторы и для чего они нужны
Наставник, инструктор, личный куратор — так можно перевести на русский язык это слово. На Западе услуги таких специалистов востребованы уже давно, а в российской образовательной системе они появились чуть больше 20 лет назад. Есть они и в нескольких столичных школах. Речь о тьюторах — людях, чья работа, если описывать ее максимально упрощенно, — учить других учиться. Кто такой тьютор? Как и с кем он работает? Почему его работа нужна и важна? Об это мы поговорили со студенткой магистерской программы «Тьюторство в образовании» МГПУ и практикующим тьютором Екатериной Кузнецовой.
Зачем нужен тьютор
Тьютор — это специалист по индивидуализации в образовании, посредник между учеником и образовательной системой. Базовая задача тьютора — помочь человеку проявить и лучше узнать себя в процессе обучающей деятельности, научиться делать выбор, осознавать свои поступки и их последствия, найти свой интерес и его реализовывать.
Тьютор анализирует интересы и проблемы своего подопечного, отмечает, к чему у него есть склонности, а что дается ему с трудом. Задача такого специалиста — помочь другому человеку превратить обучение в продуктивный и интересный процесс. Учеба в школе или занятия в детском саду, выбор будущей профессии, переориентация на другую специальность, реализация исследовательской работы — во всех этих случаях тьютор может стать консультантом и хорошим помощником.
С кем работает тьютор
Тьютор может работать с людьми любого возраста, от дошкольников до взрослых — все зависит от его профессиональной специализации. И в каждом случае такая работа будет иметь свою специфику.
Например, если говорить об одаренных детях, то бывает так, что они быстро развиваются и достигают успехов в одном направлении, при этом все остальное — и не только учеба — остается «за бортом». Тьютор помогает ребенку понять, как ему реализовать свою одаренность не в ущерб другим дисциплинам и личной жизни, как найти баланс и гармонично выстроить образовательный процесс.
Детям, у которых есть проблемы с обучением, тьютор помогает гармонизировать этот процесс, создать комфортную среду. Он в индивидуальном порядке разъясняет какие-то темы, поддерживает стремление к учебе, учит решать возникающие проблемы. Тьютор должен уметь находить сильные стороны своих подопечных и помогать их развивать.
Тьютор — это не репетитор
На родине тьюторства, в Великобритании, такие специалисты — часто носители предметного знания, от владения музыкальным инструментом до тайм-менеджмента. Это не профессора, не преподаватели, а помощники: они помогают студентам более успешно овладевать этими знаниями.
В России ситуация несколько другая. В магистратуре нас учат в первую очередь гуманистическому подходу к процессу обучения и определенным тьюторским технологиям. У нас нет жестких требований по поводу того, что тьютор должен быть педагогом-предметником.
Репетитора можно сравнить с тьютором, если он в работе ориентируется на интересы, потребности и особенности каждого конкретного ученика. То есть он не просто использует индивидуальный подход, а корректирует содержание занятий в зависимости от стремлений ребенка, расширяет его представление о своей предметной сфере, задает в ней ориентиры, помогает искать ресурсы.
Как работает тьютор
Есть классическая схема тьюторской деятельности: создание избыточной образовательной среды — навигация — масштабирование, и во главе угла здесь — интерес ребенка. Сначала мы анализируем образовательную среду, а это не только школа, но и все пространство вокруг тьюторанта, потому что дети учатся и познают мир постоянно. Мы выявляем ресурсы этой среды, осуществляем навигацию. На последнем этапе мы помогаем ребенку осознать, как ему дальше развиваться, как использовать полученные знания и навыки.
Ребенок может сам не понимать, что ему нравится, что интересно, что у него получается лучше всего. Тьютор анализирует его жизнь, его учебу, пространство, в котором малыш живет, чтобы помочь ему самому найти ответы на эти вопросы. Я работаю в основном со старшеклассниками, помогаю им с профориентацией. Инструменты работы могут быть очень разными, например, мы создаем ментальные карты, рисуем таблицы, делаем коллажи, отражающие сферы интереса подростков, анализируем медиапространство и так далее. Еще мы встречаемся с людьми, которые профессионально занимаются тем, что интересует моего тьюторанта. Это дает ему возможность получить информацию о профессии из первых уст.
Во время индивидуальных встреч мы много разговариваем, но в идеале тьютор должен отойти от системы «вопрос-ответ». Важно создать такой формат работы, чтобы у тьюторанта была возможность взглянуть на себя со стороны, самому заметить, что ему нравится, чтобы он прислушивался к себе, анализировал свой прогресс, учился понимать, что для него действительно важно и интересно.
Мне приходилось работать с детьми 3−5 лет, и я могу сказать, что это маленькие люди, уже способные к осознанности. Моя задача была помочь им понять, что им интересно, какие формы работы им подходят, в какой обстановке они будут продуктивно учиться, в чем их сильные и слабые стороны. Вместе мы снимали видео, делали театрализованные постановки, рукодельничали, читали и писали. Тьютор должен не только научить ребенка работать с его слабыми сторонами и опираться на сильные, но рассказать родителям, что им нужно с этим делать.
Результаты работы тьютора
Каким будет итог хорошей работы тьютора? После нее дети умеют прислушиваться к себе, видеть, что им интересно, учатся делать выбор и реализовывать себя. Хорошая работа должна быть построена так, чтобы расширять кругозор ребенка, стимулировать его желание учиться. В занятиях с дошкольниками очень важно поддержать, не заглушить их естественный познавательный интерес, который есть у каждого малыша. В силах тьютора сделать так, чтобы ребенок не просто посещал занятия и осваиивал программу, а в самых разных формах получал знания и уделял внимание тому, что ему интересно.
Кто может быть тьютором
Тьютор — это дипломированный специалист, который прошел серьезную подготовку. Уже 8 лет работает программа тьюторской магистратуры в МПГУ. В 2017 году открылась магистратура в Московском городском педагогическом университете, а также совместная интернатура по дистанционному тьюторскому сопровождению МТА и Ассоциации развивающего обучения (МАРО). В нескольких регионах уже открылись программы бакалавриата и магистратуры по этому направлению. В дальнейшем планируется открытие новых магистерских программ для обучения более узких специалистов, которые будут работать целенаправленно с одаренными детьми, с детьми, имеющими ограниченные возможности. На данный момент работают курсы повышения квалификации, Московский тьюторский центр, Межрегиональная тьюторская ассоциация, в которые можно вступить.
Читайте также:
Зачем вашим детям учить математику?
5 эффективных приемов для развития памяти
Первый познавательный новогодний календарь: весь декабрь «О!» дарит подарки
Беседовала: Оксана Дьяченко
Фото: Evgeny Atamanenko/FamVeld/ESB Professional/Sharomka/Shutterstock.com
www.kanal-o.ru
кто это, чем занимается, кто может стать тьютором, тьюторство в образовании.
В странах СНГ тьюторство – относительно новый вид педагогики. Далеко не все родители знают, кто такой тьютор, хоть и существует немало сфер, где эта профессия применима: детские садики, ВУЗы, школы и работа с детьми, имеющими особенности здоровья. Оказание услуг может быть инклюзивным и дистанционным. Необходим ли тьютор всем детям, чем конкретно он занимается, и кто может стать ним?
Кто такой тьютор и чем он занимается
Тьютор – это специалист, который сопровождает (фигурально или буквально) ребенка во время его процесса обучения или адаптации к новым условиям.
Пример: малыш, переходящий из детского садика и школу. Ему сложно понять, в чем заключаются изменения, но учителя практически сразу ждут от него усидчивости, полного послушания и т.д. Большинство педагогов рассчитывает на появление у ученика внутренней мотивации к обретению знаний. Такая мотивация обычно построена на личных желаниях и определенности ребенка, которому нужно четко понимать цель обучения. Это не всегда появляется «само по себе», и тут на помощь приходит тьютор.
Другой пример: ребенок вынужден перейти в другую школу. Чтобы обучение проходило эффективно, ему нужно разобраться в нюансах нового места: как здесь все устроено, какие есть новые возможности и ограничения. Важно в быстрые сроки «перестроиться», подкорректировать поведение, привычки, внести изменения в образовательную стратегию. Тьютор – это профессионал, помогающий в таком переходе.
В задачи специалиста входит и работа с детьми, имеющими особенности здоровья или особые потребности в период обучения. Нередко они работают с ребятами, больными аутизмом или ДЦП, и эффективность такой поддержки не единожды доказана практикой.
Кто может быть тьютором
Профессия тьютора набирает популярность: соответствующих курсов немало. Освоить специальность может почти кто угодно, независимо от пола и возраста.
Кто обычно посещает подобные курсы:
- люди, заинтересованные в помощи детям с особенностями здоровья, желающие помочь им жить полноценной жизнью и получать знания наравне со сверстниками;
- студенты, ищущие подработку на период учебы, с целью работы по этому направлению и в будущем;
- специалисты, желающие повысить свой уровень и обрести практику в сфере тьюторства.
С некоторых пор должность закреплена российскими нормативными актами. Обязанности тьютора: сопровождение детей в реализации индивидуальных программ в образовательной сфере. Имеется множество методических подходов, помогающих тьютору в организации деятельности.
Хотите заниматься тьюторством в школе? Требуемые качества: терпеливость, коммуникабельность, умение расположить человека и необходимые для должности навыки. Сертификата тьютора для успешной работы с детьми будет недостаточно: потребуется большая затрата энергии, времени, сил. Полагаете, что справитесь? Ищите подходящие курсы.
Функции и обязанности данной профессии
Обязанности, входящие в непосредственную деятельность тьютора:
- Проведение совместно с тьюторантом анализа ресурсов образовательной среды для осуществления образовательных целей;
- Оказание содействия тьюторанту в формировании и осуществление индивидуальной учебной программы.
- Сопровождать подопечного в реализации индивидуальной образовательной программы;
- Обеспечение развития индивидуальных образовательных потребностей с учетом его особенностей;
- Организация анализа и оценки подопечным процесса воплощения индивидуальной программы;
- Осуществление выбора форм тьюторского сопровождения с пониманием личностных и возрастных особенностей ученика, и профессиональных предпочтений тьютора.
- Сотрудничество с лицами, заинтересованными в создании условий, необходимых для воплощения индивидуальной образовательной программы;
- Разработка и адаптация методического инструментария тьюторской деятельности;
- Организация образовательной среды для реализации индивидуальной программы ученика;
- Обеспечение эффективного и рационального использования имеющихся ресурсов образовательной среды;
- Ведение рабочей документации тьютора.
Тьюторы в образовании
Тьютор для ребенка
Родители детей, имеющих некие отклонения в здоровье (аутизм, ДЦП, любые другие формы инвалидности) все чаще пользуются услугами тьюторов. Несмотря на существование положительных примеров обучения «особых» детей в общеобразовательных школах, зачастую ребенок-инвалид все же сталкивается с рядом проблем, ведь система образования и общества пока не готова полностью соответствовать его потребностям. В этом случае участие тьютора становится особенно актуальным, ведь он может присутствовать с ребенком на занятиях, помогать ему в адаптации к школьным условиям. К слову, часто к помощи специалистов прибегают не только болеющие дети, но и высокоодаренные. Их схожесть в том, что они нуждаются в индивидуальном плане развития и образовательного процесса, помогающего максимально реализовать потенциал.
Многие родители детей с инвалидностью согласятся с тем, что помещение таких ребят в обычную среду порой становится опасным экспериментом. В России и прочих странах СНГ в обычных образовательных учреждениях пока не созданы все условия для инвалидов, и неудобства обеспечены не только ребенку, но и окружающим. В этом случае тьютор становится своеобразным посредником. Сопровождение такого человека обычно наилучшим образом сказывается на адаптации и уровне образования ребенка.
Тьютор в школе
Во многих школах тьюторством уже никого не удивишь. Специалист не воспринимается здесь как нянька, а является наставником и сопровождающим учеников. Он помогает детям обрести собственное место в жизни и понять, чего им хотелось в будущем, раскрыть таланты, скрытые способности. Также важно понимать, что тьютор не является учителем и никаким школьным предметам не обучает. Психологом его тоже не называть – для этих целей имеется настоящий психолог, несущий ответственность за психологическое здоровье всех учащихся. Попросту говоря, он не работает сразу со всей школой или классом. Обычно он тесно контактирует с 4-7 учениками, курируя их на протяжении нескольких лет учебы – иногда и с первого до выпускного класса.
Естественно, каждый ребенок индивидуален и требует соответствующего подхода. Каждый из них нуждается в человеке, помогающем в раскрытии скрытых талантов и направляющем его способности в нужном ключе, вырабатывая комфортную индивидуальную образовательную программу.
Особое значение это имеет для учащихся старших классов, когда немало актуальна тема о выборе дальнейшей сферы деятельности. Проявляя интерес к талантам и способностям школьника, тьютор сумеет понять, какими интересами тот живет, и что ему будет интересно в будущем. Безусловно, речь не идет о настойчивых требованиях со стороны специалиста – ученику лишь предлагается рассмотреть тот или иной вектор развития. Также школьник получает ценные советы в установлении контактов со сверстниками, учит осознанно относиться к своим действиям и безболезненно решать конфликты. Каждый родитель или опекун сам решает, насколько необходимо участие специалиста в развитии и становлении школьника.
psylogik.ru
Кто такие тьюторы и почему они нужны
Современный мир меняется очень быстро: появляются новые сферы деятельности и новые профессии. Как выбрать то, что нужно и безошибочно сформировать свою образовательную траекторию? Здесь на помощь могут прийти тьюторы.
От Англии до России
Пять лет назад Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» представили «Атлас новых профессий». По мнению разработчиков, до 2030 года в различных сферах деятельности должен появиться целый ряд новых специальностей. Сфера образования не исключение. До 2020 года должны появиться (то есть происходит это прямо здесь и сейчас) такие профессии, как игромастер, ментор стартапов, тренер по майнд-фитнесу, тьютор и несколько других. В рамках атласа тьютору дается следующее определение: «педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития». Специалист должен обладать следующими надпрофессиональными навыками и умениями: клиентоориентированность, работа с людьми, управление проектами, межотраслевая коммуникация, системное мышление.
Тьюторство обязано своим появлением на свет чопорной Великобритании. В XIV веке студенты Оксфорда и Кембриджа получили индивидуального наставника, проводника, тьютора. Эти люди были призваны выполнять роль некой третьей стороны, быть между профессорами и студентами. Именно тьюторы помогали в разработке индивидуальной программы обучения слушателям европейских университетов для получения максимально полезной для них информации и возможности сдать все необходимые экзамены в дальнейшем.
В нашей стране должность тьютора появилась значительно позже. Официально она утверждена приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н. Должностные обязанности и навыки, предъявляемые к тьюторам, за исключением специалистов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, прописаны в Приказе от 26 августа 2010 года № 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих».
Требования, которые к ним предъявляются:
- высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
- стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Тьютор должен:
- организовать процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
- организовать персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- скоординировать поиск информации обучающимися для самообразования;
- сопровождать процесс формирования их личности (помогать разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
Точка зрения
Мы обратились к профессиональному тьютору с большим опытом работы Наталье Петропавловской, чтобы узнать как можно больше об этой профессии будущего.
Расскажите, какую работу выполняет тьютор?
Тьютор – это педагог, который сопровождает разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ. Его деятельность заключается в том, чтобы обсудить с человеком его образовательный запрос (это может быть некоторый дефицит, например: «хочу подготовиться к ЕГЭ по физике» или проблемная ситуация: «не могу определиться, куда идти после 9-го класса») и помочь подобрать необходимые ресурсы (курсы, интенсивные школы, информационные источники и т. д.). Таким образом, у человека появляется свой набор практик, которые решают его личный образовательный запрос. Это мы и называем индивидуальной образовательной программой. Составляя, затем реализуя свою программу (а не предложенную, например, учителем для всего класса), человек приобретает опыт самообразования, учится подбирать ресурсы, выбирать из них наиболее оптимальные.
Какими качествами должен обладать человек, решивший идти по этой стезе?
Если человек решил стать тьютором, то обязательным является опыт своего самообразования, стремление развиваться, ориентироваться в том, что происходит сейчас в образовании. Второе, это, конечно же, умение взаимодействовать с людьми, коммуникабельность, толерантность. Также важными являются организаторские способности, активность. Тьютору часто приходится не только обсуждать образовательное движение с тьюторантом, но и организовывать различные события, привлекать других специалистов.
Есть ли определенная специфика работы тьюторов, оказывающих помощь дошкольникам, школьникам или же студентам?
Специфика, безусловно, есть. В первую очередь это связано с возрастными особенностями, с уровнем самостоятельности тьюторанта. Если это дошколята, то тьютор, например, может больший акцент сделать на организации пространства для ребенка, на взаимодействии с родителями как основными заказчиками на образование, с ними обсуждать индивидуальные особенности, интересы ребенка, а также подбирать разнообразные ресурсы (программы, центры, мероприятия). Для школьников тьютор организует сопровождение познавательных интересов, включает детей в проектную и исследовательскую деятельность, обсуждает с подростками образ будущего и варианты послешкольного образования. В случае со студентами это сопровождение в профессиональном образовании: каким профессионалом я хочу быть? что мне для этого нужно? какие практики мне необходимы, чтобы таким стать?
Каков был ваш путь к тьюторству: образование, опыт работы до этого вида деятельности?
Мой путь начался еще в студенчестве. На факультете начальных классов у нас была практика, в которой мы, студенты старших курсов, сопровождали первокурсников, помогали им сориентироваться в образовательном пространстве вуза. После окончания педагогического университета в Красноярске я пошла работать в дополнительное образование для детей, а также в краевой центр профориентации. Идеи тьюторства помогли мне начать практику работы с подростками в роли педагога и педагога-психолога. Затем я параллельно закончила магистратуру «Тьюторство в сфере образования» при МПГУ (руководитель – Ковалева Татьяна Михайловна) и в скором времени начала свою частную практику в качестве тьютора.
Нужны ли такие специалисты России в общем и каждому учебному заведению в частности?
Конечно. Тьютор – это позиция, которая позволяет сделать образовательное пространство открытым, вариативным, интересным. На мой взгляд, каждому человеку нужна своя индивидуальная образовательная программа: в детском саду, школе, техникуме, вузе. Мир, в котором мы живем и будем жить, не предлагает готовых решений и моделей жизни. Каждому из нас приходится так или иначе конструировать свой путь, в том числе образовательный.
Как вы считаете, становление тьюторства в нашей стране было обусловлено принятием закона об инклюзивном образовании?
На мой взгляд, становление тьюторства как раз таки произошло вследствие того, что мир изменился, появилось много образовательных предложений, в которых нужно уметь ориентироваться, выбирать из них то, что соответствует личным интересам, предпочтениям, особенностям. Особую роль в его становлении сыграла, на мой взгляд, Межрегиональная тьюторская ассоциация. Закон об инклюзивном образовании лишь ускорил этот процесс.
Равно ли тьюторство коучингу в каком-то смысле?
Тьюторство и коучинг – это помогающие человеку практики. Они схожи отдельными приемами и направлены в конечном итоге на прирост человека, его развитие. Но по своему содержанию практики разные. Тьюторство – сопровождение человека в его образовании (чему мне важно научиться? какие ресурсы для этого я буду использовать?), коучинг – достижение целей в профессиональной, личной жизни.
Вы работаете как частнопрактикующий тьютор? Известны ли вам учебные заведения, штат которых укомплектован тьюторами (Москва, Московская область, другие города России)? Можете назвать некоторые из них?
Да, я работаю как частнопрактикующий тьютор. В России с каждым годом становится все больше и больше таких организаций, в которых есть штат тьюторов. Это Хорошкола, Новая школа в Москве, «Эврика-развитие» в Томске.
Каждому по тьютору
Тьютор – это учитель, наставник, психолог. Эта профессия имеет максимально широкий охват применения – детские сады, школы, ссузы и вузы, инклюзивное образование, домашнее обучение.
Недаром говорят, педагог в работе использует ответы, а тьютор – вопросы. Тьюторство максимально отличается от подхода классической школы, где ребенок как индивидуальная единица практически не рассматривается. Подход к обучению группы и индивидуальный подход – разница колоссальная. Тьютор может построить индивидуальный маршрут освоения новых знаний, зная способности конкретного ребенка, опираясь на его интересы. Таким образом, даже школьника, на котором поставили крест, специалист сможет заинтересовать в обучении, дать ему представление о его будущей профессии.
Особое значение имеет профессия тьютора в системе сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. В некоторых случаях такого специалиста еще называют педагогом сопровождения, куратором, поддерживателем, адаптором и освобожденным классным куратором. Миссия этого человека – успешное включение особенного ребенка в школьный социум. И главная его задача – быть проводником между такими детьми с особенностями развития и учителями, родителями, школьными товарищами.
Пока тьюторство в нашей стране больше напоминает эксперимент. В то время как в Европе и США система, выстроенная столетиями, используется максимально широко. Если смотреть на различия между нашим и иностранным подходами, четко видна разница. В России тьюторы чаще работают в образовательных центрах, школах и детских садах с инклюзивным и дистанционным образованием, в то время как за рубежом эта профессия больше распространена в университетах. Увы, дипломированных специалистов в нашей стране крайне мало. Но потребность в этой профессии будущего очевидна.
activityedu.ru
Кто такой тьютор? — интервью выпускницы магистратуры МГПУ
Кто такой тьютор и чем он отличается от обычного учителя, почему эта профессия сегодня востребована и чем магистерская программа «Тьюторство в сфере образования» интереснее других нам рассказала куратор программы, магистр педагогики Нина Лебедева.
Тьюторство — это новое для многих направление в образовании, хотя наша ассоциация этим занимается более 20 лет. Сейчас это слово уже больше на слуху, чем года 3 назад, но все равно часто возникает вопрос, что же это такое. Тьюторство — это такой вид педагогического сопровождения для выстраивания индивидуальной образовательной программы человека. С понятием тьюторства всегда рядом стоит понятие «заботы о себе».
Тьютор — это такой педагог, который не умеет навязывать свою точку зрения, он слышит своего тьюторанта, сопровождает его образовательный интерес, раскрывает вместе с ним его карту интересов, обсуждает образ его будущего и как это «положить на бумагу» — так человек при помощи тьютора выстраивает свою индивидуальную образовательную программу. Тьютор — это тот, кто ценит в человеке его индивидуальность, его субъективность, он знает много техник и технологий, умеет разрабатывать новые, и корректировать имеющие подзадачи.
В нашем современном мире существует такое разнообразие всего и вся, что возникает потребность научиться во всем этом разбираться. Это, начиная с того, какую книжку почитать, заканчивая тем, какой выбрать вид медицины, и какой вид тренировок будет подходить «именно моему» темпераменту и строению тела. Но это, если брать рамку широко, тогда мы попадаем в тьюторство в социальной сфере, где уже существуют семейные врачи, индивидуальные тренеры и так далее.
Наша магистратура берет рамку сферы образования, где тьютор также просто необходим. Семьи не знают, какой детский сад и школу выбрать, подростки не знают в какую профессию им держать курс и какой колледж или университет выбрать. Люди среднего и старшего возраста постоянно сталкиваются с ситуацией смены профессии (многие профессии актуальные 10 лет назад, теряют свою необходимость в современном мире). В современном мире мы все чаще говорим о таком термине, как «непрерывное образование» или «образование через всю жизнь». Что это означает? Мы часто испытываем проблему разобраться с окружающими нас ресурсами и проблемой выбора из многообразия. Если не останавливаться очень подробно, то мы буквально каждый день имеем обращения от родителей с детьми с ОВЗ с просьбой помочь в поиске тьютора. И это тоже одна из огромных областей, где тьютор просто необходим.
Чем тьютор отличается от других видов образовательной профессии? На этот вопрос сложно ответить, если не уточнять, с какой целью мы хотим это узнать. Тьютор и учитель имеют абсолютно разные задачи: тьютор работает с конкретным запросом, через созданную специальную среду, а учитель — через стандарт и массовость, где не сильно важно, какая вокруг среда.
Главный инструмент для тьютора — это карта. Документ, который получается при взаимодействии тьютора и тьюторанта — это индивидуальная образовательная программа. Важно понимать, что тьютор — не наставник и не ментор, он не даёт советов.
В нашей стране есть несколько магистерских программ и переподготовок, которые готовят тьюторов, но стоит отметить, что не каждый прошедший обучение, становится им. Ведь любая профессия — это призвание.
Мест для своей дальнейшей реализации после обучения — много. Все больше частных школ, где существуют тьюторские службы. Есть университеты с тьюторами. Очень много семей, которые готовы заключать с тьюторами договоры об оказании образовательных услуг. И не стоит забывать сферу инклюзию, про которую я говорила выше. Варианты своей реализации есть!
Руководитель нашей магистерской программы Татьяна Ковалева — самая первая начала развивать тьюторство в России, она является президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации. Уникальная возможность заключается в том, что этот профессионал своего дела читает лекции в нашей магистратуре, участвует во всех событиях и доступна для магистрантов почти 24 часа в сутки. Я ещё ни разу не встречала в своей жизни такого человека, который живет идеей, в которую верит и несет ее на себе через всю жизнь.
В магистратуре собран уникальный коллектив педагогов! Мы — первые, кто открыл магистерскую программу по тьюторству. У нас накоплен огромный опыт! Приходите к нам!
www.mgpu.ru