Методы научной психологии: Урок 2. Методы психологии

Содержание

4. Основные методы научной психологии.

Система психологических методов: 1 Методика. 2 Методы. 3 Методология.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учения об этой системе. Сами принципы являются методологическими основаниями:

принцип детерминизма (причинная обусловленность) – психика обусловлена объективной действительностью. Согласно этому принципу все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что существуют факторы, определяющие происхождение, функционирование и содержание психического.

принцип развития. Психика постоянно качественно и количественно изменяется. Характеристика психических явлений возможна при учете его особенностей в настоящий момент, истории возникновения и развития и перспектив.

принцип единства сознания и деятельности. Деятельность это форма активности сознания и сознание это результат деятельности. Деятельности определяет сознание, формируются навыки.

Методика – конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и процедуры. (К видам методик относится гештальт-терапия, арт-терапия, гипноз).

Метод – способ достижения какой-либо цели решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности. Метод – путь к познанию психики и психических явлений, основанный на теоретических представлениях о них.

Две основные группы: субъективные и объективные, в них подразделение на измерение и понимание.

Субъективное измерение – самонаблюдение. Объективное измерение – эксперимент. Объективное понимание – беседа. Субъективное понимание – исторический метод, анализ.

Критерии классификации:

-Опосредованность (представленность субъекту, интроспекция — неопосредованный, остальные опосредованные, косвенные).

По протяжении времени (лангетюдный – длительный и поперечно-срезовый).

По степени генерализации результатов (узкий – на 1 человека, широкий).

По степени формализованности процедуры (формализованный – тест, неформальный — беседа).

Вмешательства (интервентный – эксперимент, неинтервентный – без вмешательсва, наблюдение).

Этапы психоисследования: 1 Подготовительный (определение объекта, предмета, задач, гепотезы, метода).

2 Исследовательский (сбор фактических данных)

3 Обработка данных

4 Интерпретация данных и формулирование выводов.

На этих этапах используются разные методы.

На 1: сравнительный метод (сравнение одних данных с другими), лангетюдный, комплексный (данные разных наук). На 2: обсервационный (наблюдение), эксперимент, психодиагностический – тест, анкета, опрос, контент-анализ, метод моделирования, биографический. На 3 этапе: математический (количественный) и качественный. На 4 этапе: филогенетический (эволюция) и онтогенетический (индивидуальное развитие).

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо ве­сти наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позво­ляет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку во­просы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследо­вания в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности от­ветов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого иссле­дователя.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравни­тельно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса — анкета. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуе­мых па ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.

Наблюдение – метод изучения психических особенностей индивидов или групп на основе фиксации проявлений их поведения.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельности испытуемого или ситуацию с целью создания определенных условий для изучения психологический явлений.

Эффект Хоторна – человек, участвуя в определенном эксперименте, старается быть более эффективным.

Эффект Пигмалиона – экспериментатор, заранее ставя задачу и гипотезу, оказывает воздействие на испытуемого в сторону ее подтверждения.

Эффект аудитории – присутствие других людей помогает увеличить размах деятельности, повысить производительность.

Эффект первичности – испытуемый производит первое впечатление и на этом строится оценивание.

Методы практической психологии:

— Психологическое консультирование

— Психотерапия

— Психологический тренинг

— Психокоррекция

Методы психологии — Психологос

Когда студенты психологи изучают методы психологии, чтобы ответить их на экзамене, они изучают методы не всей, а только теоретической (академической) психологии. Методы практической психологии пока со студентов-психологов — не спрашивают. О них — в конце статьи, а в основной статье, когда пишется «методы психологии», следует читать «методы академической психологии». Итак,

Методы (академической) психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.

Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.

Изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.

Методы психологического исследования изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.

Нельзя, например, понять свойства личности ребенка, не учтя обстановку вокруг него в семье и в школе.

Методы психологии очень различны. Классифицируя их, в первую очередь различаются методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными, более и менее научными. В психологии, претендующей на научность, должны быть соответствующие научные методы.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными — самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.

При изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга.

Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Если ощущение и мысль увидеть нельзя, то их наблюдают косвенно, не только через самонаблюдение, но и через практические дела и поступки.

Методы психологии нужно использовать системно, в комплексе — и обязательно целенаправленно, под каждую задачу конкретно.

Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.

Методы практической психологии

Методы практической психологии включают в себя методы тех отраслей и разделов, которые ее образуют: педагогики, консультирования, психотерапии.

Это методы подкрепления, внушение​, метод использования образца и другие, используемые в педагогике и обучающей практической психологии.

Методы консультативной и психотерапевтической работы достаточно сложны, специфичны и заслуживают отдельного рассмотрения.

Клуб distant-nik
Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Психология является самостоятельной наукой, так как имеет свои предмет изучения и способы познания явлений и процессов. Получить достоверную информацию о психических особенностях человека, причинах его поведения, особенностях социального взаимодействия людей можно с помощью специальных психодиагностических средств. Методы психологии – это основной инструмент профессиональных психологов.

Исследование в психологии

Исследование в психологии

Методы исследования в психологии

Метод это в психологии определение способа достижения поставленной исследовательской цели.

К методам изучения психики относятся:

  • Эксперимент и моделирование. Эксперимент проводят с целью проверки гипотезы. Моделирование предполагает разработку программы (модели) развития личности или группы и ее апробацию.
  • Наблюдение не предполагает активного участия исследователя в деятельности испытуемых. Психолог не может направлять поведение и деятельность испытуемых, он только протоколирует наблюдаемые факты.
  • Анализ продуктов деятельности предполагает изучение рисунков, аппликаций, сочинений с целью определения личностных характеристик испытуемого, особенностей его взаимоотношений с окружающими.
  • Тестирование представлено огромным количество тестов, направленных на изучение различных компонентов личности. Испытуемому предлагается ответить на вопросы методики, после чего психолог интерпретирует его ответы в соответствии с ключом к тесту.
  • Опрос – устное общение психолога с испытуемыми с целью получения информации, необходимой для исследования.
  • Биографический и генетический методы используются для выявления причин того или иного психологического явления или феномена.

Дополнительная информация. В методологии психологии виды диагностических средств объединяются в группы. Критерием классификации является сфера их применения. Любое психологическое исследование предполагает использование нескольких групп методов.

Классификация методов психологии

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования.

Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:

  • Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
  • Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.
Сбор эмпирических данных

Сбор эмпирических данных

  • Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
  • Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.

Основные методы психологии

Основными методами психологической науки можно назвать наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Наблюдение – это психологический метод, предполагающий целенаправленное и спланированное изучение поведенческих реакций или психики человека в нормальных, привычных для него условиях с обязательным ведением протокола.

Важно! Наблюдение должен проводить опытный специалист, потому что наблюдаемые факты необходимо грамотно описать.

Эксперимент как метод психологии

Эксперимент – это основной метод психологии и педагогики. В психологии все эксперименты принято делить на:

  • Пилотажные эксперименты. Так называют исследования в малоизученных областях науки, которые проводятся в условиях отсутствия возможности формулирования гипотезы.
  • Педагогические эксперименты – это организация изучения особенностей образовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях. К участию в этих исследованиях привлекаются испытуемые разных возрастных групп: от младших дошкольников до студенчества.
  • Естественные эксперименты. Они предполагают изучение того или иного феномена психики в привычных для людей условиях.
  • Лабораторные эксперименты – это организация изучения какого-то психического явления в искусственно созданных условиях, исключающих воздействие внешних факторов, которые могут исказить результаты исследования.
  • Констатирующие эксперименты. Они направлены на выявление особенностей развития личности или группы.
  • Формирующие эксперименты. Они направлены на развитие тех или иных качеств у личности или формирование группового единства коллектива.
  • Контрольные эксперименты. Они проводятся для того, чтобы оценить эффективность разработанной программы развития навыков или качеств у участников эксперимента.

Дополнительная информация. Такое разделение экспериментов на виды условно. Некоторые типы экспериментов являются взаимодополняющими, другие – вспомогательными.

Основные методы практической психологии

Практическая психология

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.
Сказкотерапия

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования. Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации.

Появляются новые методы практической психологии

Появляются новые методы практической психологии

Видео

Основные методы психологии — Психология жизни

Психология — это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека или групп людей.

Разделяют фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, которая занимается применением психологических знаний на практике.

Психология взаимосвязана с психиатрией (распознавание и лечение психических расстройств), и психотерапией. Психотерапия и психоанализ… для кого и для чего?

Основные методы психологии

Метод — это способ достижения определённой цели, решение конкретной задачи, совокупность приёмов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.

 

К основным методам общей психологии относят наблюдение и эксперимент

Наблюдение как метод психологии исследует определенные характеристики того или иного процесса, с целью выявления его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.

Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Психологические эффекты

Наблюдение может быть внешним, то есть наблюдение со стороны, внутренним (самонаблюдение), лонгитюдным, свободным, выборочным, сплошным, включенным, стандартизированным, сторонним и наблюдение в виде среза.

Эксперимент как основной метод психологии

Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Виды экспериментов:
— лабораторный
— естественный
— психолого — педагогический
— констатирующий эксперимент, который выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств  Шокирующие психологические эксперименты

Лабораторный эксперимент как основной метод психологии протекает в специально созданных условиях, в которых используется необходимая аппаратура или инструменты. В таком эксперименте зачастую действия испытуемого определяются инструкцией. Испытуемый знает, что участвует в эксперименте, но как правило его не посвящают в истинную суть эксперимента и его конечный результат. Иногда участник психологического эксперимента располагает только некоторой частью эксперимента и специально введен в заблуждение.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учёбы, работы людей. Важным правилом проведения такого вида эксперимента является скрытие от людей информации, о том, что они являются участниками психологического эксперимента.

 

Суть психолого-педагогического эксперимента состоит в изучении личностных особенностей ребёнка и его поведения непосредственно в учебном или воспитательном процессах, а также в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения. В современных условиях такой вид эксперимента применяют ещё с целью формирования у участников тех или иных социальных навыков и личностных качеств при обучении чему-либо.

Основные методы практической психологии

Беседа и опрос
Анкетирование и тестирование
Консультирование
Анализ продуктов творческой деятельности

Краткая характеристика основных методов психологии

Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от человека сведений о его деятельности, в которых явно прослеживаются свойственные ему психологические явления.

Беседа бывает:

Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке. Любопытная наука о душе

Свободная – у психолога имеется только общий план проведения беседы. Он формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.

 

Опрос как основной метод практической психологии

Следует отличать беседу от опроса, ведь по своей сути эти методы психологии схожи между собой. В процессе опроса респонденту также задаются вопросы, как и в проведении стандартизированной беседы. Как правильно вести беседу? Психология общения

Важное отличие состоит в том, что при формировании опросов вначале создаются вопросы, относящиеся к программе, которые способен понять лишь специалист. После чего их перефразируют в вопросы анкетной формы, ясные обычному человеку.

Опросы бывают:

Письменные – для получения неглубоких сведений о проблеме.
Устные – позволяют пробиться в более глубокие слои психики человека.
Опрос в виде анкеты или теста – вопросы непосредственно перед самим разговором.
И опрос — интервью.

Опрос как метод психологии обычно используется для выяснения необходимой информации, данных, мнении или личностной позиции не одного конкретного человека, а группы людей.

Анкетирование и тестирование

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным вопросам. При использовании этого метода большое значение имеют чёткое составление вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.

Тестирование же имеет отношение больше к области психодиагностики и занимается исследованием психологических качеств и свойств человека, путём использования психологических тестов.

Тест – это кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития психологических качеств человека.

Что отличает тест от анкеты?

К главным особенностям психологических тестов можно отнести:
Валидность — обоснованность и пригодность полученной информации полученной в результате проведенного тестирования той особенности, в отношении которой проводился тест;
Надёжность — подтверждение полученных результатов ранее, дублированием теста;
Достоверность — даже при заведомо ложных ответах тест выдает подлинный результат;
Репрезентативность — соответствие характеристикам норм.

 

Научные тесты и психодиагностические методики проходят многоуровневый процесс испытаний и адаптацию. Результативный психологический тест и методика – это стандартный контроль, в конце которого при получении результатов становится доступна возможность оценки психофизиологического и личного развития, навыков, знаний и умений участника тестирования на основании подведённого итога. Стоит ли доверять популярной психологии?

Консультация как метод практической психологии

Беседа психолога с клиентом, помогающая последнему решить сложные жизненные вопросы личного характера. Во время консультации психолог может помочь человеку понять свою проблему и наметить вместе с ним этапы на пути к её решению.

И наконец, психологический анализ продуктов творческой деятельности — позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем знаний.

Очень важно изучать не только продукты творческой деятельности, но и сам процесс их изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко.

К продуктам творческой деятельности можно отнести сочинения, рисунки, чертежи, коллажи, хенд мейд и т.п. Пройти тест «Путешествие»

Основные методы исследования в психологии

Психология, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат, и свои методы исследования, то есть приемы и средства, что позволяют ей получить объективную интересующую информацию, оценить состояние психических процессов человека, и при необходимости, спланировать дальнейшую психологическую коррекционную или консультативную работу.

Психологические процессы человека имеют сложную природу, требуют внимательности и терпеливости в изучении. Еще, их проявления очень разнообразны и зависят от конкретных обстоятельств, внешних и внутренних факторов, каждый из которых нужно учесть.

методы исследования в психологии

Каждый метод имеет свои задачи и цели, объект, предмет и ситуацию, в процессе которой и будет проходить исследование. Важная деталь – способ фиксирования результатов (видеосъемка, конспектирование).

  • Наиболее прост и доступен каждому – метод наблюдения. По времени оно может быть кратким, называется срез, и длинным, охваченным временными рамками в несколько лет – люнгитюдинальное. Наблюдение, объектом которого становятся определенные особи или отдельные показатели называется выборочным, и есть, соответственно такой вид как сплошное. Исследователь может быть членом коллектива, который исследуется, в таком случае наблюдение будет включенным.
  • Следующий метод – беседа. Главное требование – непринужденность и доверительная атмосфера. В процессе общения психотерапевт получает интересуемые сведения о жизни, деятельности и взглядах испытуемого. В беседе вопросы, ответы и рассуждения исходят от обеих сторон. Разновидности беседы – интервью и анкетирование, здесь, в отличии от простой беседы структура такова: вопрос – ответ.
  • Эксперимент — требует создания определенной ситуации и условий. Его цель – выявить или опровергнуть психологический факт. Может проводиться в естественных для испытуемых условиях, человек не должен знать о том, что он является участником эксперимента. Некоторые предпочитают лабораторный, тогда вспомогательными средствами будут: аппаратура, инструктаж, подготовленное пространство. В этом случае человек понимает цель своего пребывания в созданной «лаборатории», но смысл эксперимента должен оставаться неизвестным.
  • Тестирование – популярный и оправдывающий себя метод. Для диагностики используются методики и тесты, целью которых является выявление состояния конкретных показателей (памяти, внимания, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы) и свойств личности. Они имеют задание, которые испытуемый выполняют, а психолог интерпретирует и делает выводы. Для этого метода следует подбирать тесты, которые апробированы и признаны в научном мире, как говорится «классика». Очень популярны тесты на оценку уровня интеллекта и всевозможных личностных аспектов.
  • Исследование продуктов деятельности – пожалуй, наиболее быстр и достаточно информативен метод, особенно в работе с детьми. Держа в руках поделки, рисунки, рабочие тетради, дневники, можно выяснить уровень развития человека, его жизненные предпочтения, особенности характера и другие важные характеристики.
  • Психологическое моделирование – не такой простой, да и не сто процентный метод. Помогает сконструировать привычные модели поведения человека.
  • Биографический метод – предполагает составление жизненного пути испытуемого и отметку на нем факторов, что повлияли на формирование его личности, кризисные моменты и важные изменения, особенности его поведенческих реакций в разные периоды. Составляют график жизни, по которому можно спрогнозировать будущее человека, а также выяснить какие периоды жизни стали формирующими или наоборот, деструктивными, для формирования тех или иных критериев.

Психологическая наука далеко шагнула, используя свои методы исследование, они точны и действенны, доступны каждому психологу.

методы психологии | методы изучения психики человека | методы изучения деятельности человека | net22.ru

Психология, как и любая другая наука, имеет свои особые методы исследования, выбор которых зависит от исходных позиций ее в понимании психики. Российская  психология при выборе методов изучения психики людей исходит из следующих принципов.

Принципы применяемые при выборе методов изучения психики человека

Принцип детерминизма

1.Принцип детерминизма, причинной обусловленности психической деятельности. В мире не существует беспричинных явлений. Это относится и к психике. Любой психический акт животного и человека имеет свою причину. Психическая деятельность людей детерминирована социальными условиями их жизни, особенностями их воспитания и деятельности. Научная психология не ограничивается простым описанием психических явлений, она обязательно ищет причины их возникновения. Метод самонаблюдения, который эмпирическая психология XIX в. считала основным, очень мало помог науке, так как он не позволял вскрыть объективные причины психической деятельности людей.

Принцип развития психики

2. Принцип развития психики. Психическая деятельность человека не может быть понятой до конца, если ее изучать статично, вне движения и развития. Так, нельзя понять поведение взрослого человека без учета истории его жизни. Невозможно объяснить и особенности психики людей, игнорируя предысторию человеческого сознания —• психику животных. Следует помнить, что научная психология понимает развитие не только в количественном, но и в качественном отношении. Так, психическая деятельность школьника качественно отлична от психической деятельности ребенка дошкольного возраста. Школьник не только больше знает и имеет больше умений и навыков, чем дошкольник, но его знания, умения, переживания, действия, взаимоотношения с людьми иные, чем у дошкольника. Общая психология, изучая психику главным образом взрослых людей, использует для доказательства ряда положений данные, добытые детской психологией, например данные о развитии у ребенка отдельных психических процессов — ощущений, восприятий и пр. Один из методов общей психологии — биографический — позволяет изучать личность человека в ее развитии.

Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики

3.Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики. Психика человека, будучи субъективным отражением объективного мира, развивается в процессе активного взаимодействия человека с другими людьми, в различных видах его деятельности, начиная с простейших игр маленького ребенка и кончая творческим трудом взрослого. Вне деятельности человека не может быть развития его психики — важнейшего компонента деятельности. Поэтому среди методов психологии должны быть такие методы, которые позволяют произвести всесторонний психологический анализ выполнения человеком разнообразных умственных и практических заданий, характерных для той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой, организаторской и пр.).

Принцип единства психической деятельности человека

4.Принцип единства психической деятельности человека. Психика человека, его субъективный мир — это единое, нераздельное целое, продукт системной деятельности мозга, в котором психолог лишь с целью исследования в известной мере искусственно выделяет различные психические процессы, состояния и свойства. Изучая отдельные проявления психики, сознания, исследователь обязан помнить о целом, о личности, видеть взаимные связи и зависимости между восприятием, мышлением, памятью, чувствами, интересами, установками человека и специально изучать их. Принцип единства сознания особенно важно соблюдать в лабораторном эксперименте, когда в силу особенностей этого метода психолог отвлекается от многих сторон личности изучаемого им человека, кроме одной, которую он исследует.

Принцип объективности в изучении психики

5. Принцип объективности в изучении психики. Важнейшее требование любой науки — объективность исследования, его точность. Это означает, что ученый не должен ничего привносить от себя в изучаемые явления, а исследовать их такими, какими они есть в действительности. Но можно ли объективно изучать субъективный мир человека? Можно ли узнать о мыслях, чувствах, желаниях других людей? Многие буржуазные психологи считают субъективный мир человека непознаваемым или познаваемым лишь в той мере, в какой о нем может судить сам субъект. Это мнение ложное. Психическая жизнь людей (и животных) так же познаваема, как и все явления действительности. О переживаниях человека, его мыслях и желаниях можно судить по его поступкам, содержанию и характеру его речи, результатам (продуктам) его деятельности, т. е. объективно. Современная психология пользуется несколькими методами объективного исследования психики человека; главными из них являются наблюдение и эксперимент.

Принцип конкретности исследования психики

6. Принцип конкретности исследования психики. Человек живет и развивается в конкретных условиях семьи, школы, производства. У него устанавливаются совершенно определенные взаимоотношения с людьми, что существенно влияет на поведение и психическое развитие этого человека. Так, ребенок в многодетной семье может быть старшим или младшим, и от этого часто зависят его взаимоотношения с родителями, братьями, сестрами, что влияет на развитие его потребностей, интересов, привычек, на понимание им своих обязанностей. То же и в школе. К данному ребенку учитель и товарищи могут относиться иначе, чем к другим детям, и это опять способствует или препятствует развитию определенных качеств его личности. Принцип конкретности требует от психолога выбора таких методов исследования, которые позволили бы ему изучать личность человека в конкретных, определенных условиях его жизни. Соблюдение этого принципа обязательно при изучении целостного поведения личности, например при составлении психолого-педагогической характеристики ученика.

Здесь вы можете прочесть О моделировании психической деятельности

Охарактеризуем основные методы современной научной психологии.

Наблюдение.

Это такой метод, при помощи которого психолог целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых им людей и условий ее протекания. При наблюдении исследователь не вмешивается ни в естественный ход психической деятельности этих людей, ни в условия ее протекания. Например, психологу надо изучить особенности учебной работы пятиклассников. С этой целью он отбирает нескольких учеников и систематически посещает уроки, на которых незаметно наблюдает за вниманием, действиями и поступками этих учеников, подробно записывает их ответы на вопросы учителя, их собственные вопросы, выражения лиц, позы и т. п. Наблюдения в классе он дополняет наблюдениями за учебной работой учащихся в домашних условиях, затем собранные материалы анализирует, обобщает и делает на них определенные выводы. Пользуясь методом психологического наблюдения, можно довольно полно и объективно фиксировать внешние проявления психики человека в различных условиях его жизни и деятельности—в условиях труда, учения, игры и пр.

В зависимости от цели исследования наблюдение может быть сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все проявления психики изучаемых им людей и по возможности в разнообразных условиях их жизни. Пользуясь сплошным наблюдением, можно, например, изучать возрастные психологические особенности младшего школьника, подростка, старшего школьника или же выявлять индивидуальные особенности личности определенных учеников и затем составлять на них психолого-педагогические характеристики. При выборочном наблюдении психолог фиксирует только те проявления психики, которые имеют прямое отношение к теме его исследования. Так, изучая внимание первоклассников, он записывает лишь факты, которые могут характеризовать внимание ребенка — его сосредоточенность, устойчивость и пр.

Психологические наблюдения должны отвечать нескольким требованиям. Прежде всего исследователь обязан подготовить себя к их проведению: изучить научную литературу по теме исследования, точно осознать задачу, которую он себе ставит, отобрать объекты наблюдения, составить план, разработать формы фиксации материала наблюдения (собственная запись, звукозапись, фотографирование, киносъемка и пр.). В процессе самого наблюдения исследователю нужно умело отбирать факты для фиксации в соответствии с целью исследования, но при этом быть вполне объективным и фиксировать не только то, что подтверждает его предположение, но и то, что, возможно, противоречит ему. По окончании наблюдений (а их должно быть много) исследователь обязан подвергнуть собранный материал тщательному психологическому анализу и сделать лишь те научные выводы, которые действительно из него вытекают.

Достоинство метода психологического наблюдения в практике научного исследования заключается в том, что с его помощью можно собрать богатый фактический материал непосредственно из жизни и деятельности личности. Однако возможности использования этого метода все же ограничены. Во-первых, используя метод наблюдения, психолог не может вмешиваться в естественный ход изучаемого психического явления, поэтому он не в состоянии изменить его, ускорить, замедлить, повторить нужное количество раз. Во-вторых, некоторые психические явления метут быть вызваны несколькими одновременно действующими причинами, и какая из них основная, при простом наблюдении не всегда удается выявить. Кроме того, в сложных условиях деятельности человека случайные обстоятельства могут маскировать истинные причины явления. В-третьих, фактические данные, собранные методом наблюдения, с трудом поддаются точной количественной обработке, и исследователю часто приходится ограничиваться только качественным анализом.

Эксперимент.

Указанных недостатков лишен другой основной метод психологии — эксперимент. Посредством эксперимента исследователь может вызвать изучаемое явление психики, создав для этого необходимые условия, может до предела упростить эти условия, заменить их другими, ускорить или замедлить протекание психического процесса, может несколько раз повторить изучаемый процесс и ввиду равенства экспериментальных условий подвергнуть собранный материал количественной обработке.

Существует два вида эксперимента — лабораторный и естественный. Лабораторный психологический эксперимент обычно проводится в специально созданных, лабораториях, оборудованных соответствующими техническими средствами. В нашей стране существует немало проблемных психологических лабораторий, оснащенных новейшими приборами, техническими экспериментальными установками, кибернетическими устройствами. Проблемные лаборатории имеются в Москве в Научно-исследовательском институте психологии — лаборатории по изучению различных видов ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, лаборатория по изучению типов высшей нервной деятельности и темперамента и др. Проблемные психологические лаборатории созданы в Ленинграде, Киеве, Казани, Тбилиси и других крупных городах страны.

Лабораторный эксперимент можно проводить и без психологической аппаратуры.

Метод лабораторного эксперимента имеет некоторые недостатки. Изучаемые лица (испытуемые) всегда знают, что над ними ставят какой-то опыт, цель которого им точно неизвестна. Этот факт может вызвать у испытуемых излишнее нервное напряжение. Сами условия лабораторного эксперимента необычны, искусственны. Наконец, посредством лабораторного эксперимента трудно изучать сложные, но жизненно важные явления психики человека — чувства, волю, интересы, характер и др.

Психологический лабораторный эксперимент значительно труднее эксперимента физического или физиологического. Дело в том, что объект эксперимента — испытуемый, независимо от желания экспериментатора, может регулировать свои реакции во время эксперимента: намеренно (а иногда и непроизвольно) убыстрять или замедлять их, т. е. вести себя несвойственным ему образом. На поведение испытуемого влияет физическое и психическое состояние его во время эксперимента (усталость, рассеянность, напряженность, степень заинтересованности в результатах эксперимента и пр.), а также отношение к экспериментатору, степень доверия к нему.

Естественный эксперимент в отличие от лабораторного ставится в привычных для испытуемого условиях — в детском саду, в классе во время урока, у станка и пр. Испытуемый не подозревает, что он является объектом исследования, и выполняет экспериментальные задания так же естественно, как и все другие задания. Когда исследователь ставит цель раскрыть некоторые закономерности психики учащихся в процессе обучения и воспитания, он проводит эксперимент непосредственно в школе, нередко выступая перед учащимися в качестве учителя. Такой вид естественного эксперимента называется психолого-педагогическим.

Успешность применения естественного эксперимента зависит от разработанности экспериментальных заданий, тщательности учета условий эксперимента, точности и полноты фиксирования хода его.

Метод беседы.

Он состоит в том, что некоторые явления психики исследователь изучает посредством анализа словесных реакций человека на специально сформулированные вопросы, вытекающие из цели исследования. Успех проведения беседы зависит от подготовленности к ней исследователя. Он заранее должен составить план беседы, продумать и точно сформулировать вопросы, не допуская вопросов, трудных для пони* мания, а также вопросов внушающего и сбивающего характера. Беседу следует вести спокойно, непринужденно, в тоне доброжелательного отношения к испытуемому, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Все вопросы и ответы точно регистрируются, например при помощи магнитофона. Методом беседы изучают представления и понятия человека об окружающем мире, интересы и склонности, мотивы действий и поступков. Беседа нередко служит подсобным методом в соединении с наблюдением и экспериментом.

Метод анализа продуктов деятельности человека.

Суть этого метода состоит в том, что некоторые психические процессы и свойства личности изучаются опосредствованно, по материальным результатам (продуктам) деятельности человека. Вещи, созданные человеком, обязательно носят на себе отпечаток их творца. Объектами психологического анализа могут быть произведения писателя, картины художника, изобретения конструктора и пр. Особенно ценны черновые варианты, эскизы, чертежные наброски и другие незаконченные продукты творческой деятельности человека, по которым можно судить о самом процессе творчества. С этой же целью психологическому анализу подвергают дневники, письма, воспоминания изучаемых лиц. При изучении детей психолог анализирует продукты их детского творчества и учебной деятельности — рисунки, предметы лепки, аппликации, модели, письменные работы, чертежи. Даже беглое ознакомление с творческими и учебными работами учащихся дает некоторое представление об умениях и навыках этих детей, об их способностях и отношении к делу. Однако суждения, полученные на основе анализа продуктов деятельности человека, должны быть проверены другими методами исследования.

Биографический метод.

Пользуясь им, психолог изучает человека на основании данных истории его жизни. Так, узнав, что ученик в течение последних лет трижды переходил из школы в школу, можно предположить, что неуспеваемость его по математике объясняется частой сменой учителей. Биографический метод обычно используется в сочетании с другими методами исследования.

Анкетный метод

Анкетный метод — это психологическое исследование путем массового опроса. Анкета — лист с вопросами в количестве от 5 до 25, предлагаемыми для ответа людям определенной категории — учащимся, молодым рабочим, лицам какой-либо профессии и пр. По ответам на вопросы исследователь судит о тех или иных сторонах психики опрошенных лиц, например об их интересах, идеалах, стремлениях, суждениях о книгах, кинокартинах, событиях общественной жизни. Анкеты обычно не подписываются. Этот метод исследования хорош тем, что охватывает сразу большое количество людей, однако достоверность анкетных данных лишь вероятная: некоторые из опрошенных лиц дают неточные и неполные, а то и заведомо неверные ответы, другие оставляют вопросы без ответов. Анкета дает исследователю лишь предварительную ориентировку в материале.

Метод тестов.

Тесты — небольшие серии специально подобранных вопросов и заданий диагностического характера. Существуют, например, тесты для определения профессиональной пригодности человека (машиниста, диспетчера, летчика). Задания составлены так, что по выполнению их можно судить об уровне знаний, умений и навыков человека и о тех его личных качествах, которые необходимы для выполнения определенного вида работы. Метод тестов широко распространен на Западе, в частности для определения умственного развития школьников.

 

Понравилась статья? Подпишись на обновления!

⇐ Задача психологии. Связь психологии с другими науками

О моделировании психической деятельности ⇒

6 Методы психологической науки.

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.

Ввиду роли, которую в методике психологического исследования играет генетический принцип, можно, далее, говорить о генетическом принципе или методе психологического исследования. Генетический метод в психологии, т.е. использование изучения развития психики как средства для раскрытия общих психологических закономерностей, – не сопоставляется с наблюдением и экспериментом в одном ряду и не противопоставляется им, а необходимо на них опирается и строится на их основе, поскольку установление генетических данных в свою очередь основывается на наблюдении или эксперименте.

При использовании различных методов психологического исследования необходимо считаться с особенностями изучаемой проблемы. Так, например, при изучении ощущений вряд ли какой-либо другой метод может быть так эффективен, как экспериментальный. Но при изучении высших проявлений человеческой личности серьезно встает вопрос о возможности «экспериментировать» над человеком.

Методика исследования всегда отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками нашей психологии специфические черты должна носить и ее методика.

1. Психика, сознание изучается нами в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, от ступени к ступени и от момента к моменту изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики.

В силу единства сознания и деятельности различие в психологической природе акта деятельности сказывается и во внешнем его протекании. Поэтому всегда существует некоторое соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой; однако это отношение не всегда адекватно. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это отношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу. Однако каждый отдельный, изолированно взятый акт поведения допускает обычно различное психологическое истолкование. Внутреннее психологическое содержание действия раскрывается обычно не из изолированно взятого акта, не из отдельного фрагмента, а из системы деятельности. Лишь учитывая деятельность индивида, а не только какой-нибудь изолированный акт, и соотнося ее с теми конкретными условиями, в которых она совершается, можно адекватно раскрыть то внутреннее психологическое содержание действий и поступков, которое может быть высказано и может быть утаено в высказываниях человека, но обнаруживается в его действиях.

Этот принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования.

2. Поскольку решение психофизической проблемы, из которого исходит наша психология, утверждает единство, но не тожество психического и физического, психологическое исследование, никак не растворяясь в физиологическом и не сводясь к нему, однако необходимо предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизических) процессов. Вряд ли, например, возможно научное изучение эмоциональных процессов, не включающее физиологического анализа входящих в их состав физиологических компонентов. Психологическое исследование никак не может и в этом отношении замкнуться в чисто имманентном – феноменологическом описании психических явлений, оторванном от изучения их психофизиологических механизмов.

Неправильно было бы недооценивать значение физиологических методик в психологическом исследовании. В частности, павловская методика условных рефлексов является мощным средством анализа чувствительности.

Однако физиологический анализ и, значит, физиологическая методика в психологическом исследовании может играть лишь вспомогательную роль и должна занимать в нем поэтому подчиненное место.

Решающим вопросом при этом является, однако, не столько разграничение и подчинение одного из них другому, сколько умение правильно их соотнести, так чтобы в конкретной практике психофизического исследования они образовали подлинное единство. Под этим углом зрения должна быть пересмотрена пронизанная дуализмом постановка исследований в традиционной психофизиологии ощущения и движения и развернута целая система психофизических исследований, конкретно реализующих общий принцип психофизического единства.

3. Поскольку материальные основы психики не сводятся к ее органическим основам, поскольку образ мыслей людей определяется образом их жизни, их сознание – общественной практикой, методика психологического исследования, идущего к психологическому познанию человека, отправляясь от его деятельности и ее продуктов, должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека. Лишь правильно определив подлинное общественное содержание и значение тех или иных поступков человека и объективных результатов его деятельности, можно прийти к правильному их психологическому истолкованию. Психическое не должно при этом социологизироваться, т.е. сводиться к социальному; психологическое исследование должно поэтому сохранять свою специфичность и самостоятельность, не растворяясь, а лишь – где это требуется – опираясь на предварительный социологический анализ человеческой деятельности и ее продуктов в общественно-исторических закономерностях их развития.

4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей. Для этого необходимо не оперирование одними лишь статистическими средними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что действительность конкретна и лишь ее конкретным анализом можно раскрыть реальные зависимости. Принцип индивидуализацииисследования должен быть существеннейшим принципом нашей методики. Однако задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них. Для теоретического психологического исследования изучение индивидуальных случаев является поэтому не особой областью или объектом, но средством познания. Через изучение индивидуальных случаев в их вариативности психологическое исследование должно идти к истинной своей цели – к установлению все более общих и существенных закономерностей. Установка на индивидуализацию исследования и на раскрытие реальных закономерностейдолжна быть поставлена в нашей психологии во главу угла – в принципиальной противоположности всем концепциям, для которых суть заключается в том, чтобы устанавливать стандарты, оперируя статистическими средними.

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития психики является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследования. Генетический принцип является существенным принципом нашей методики. При этом суть дела заключается не в том, чтобы проводить статистические срезы на различных этапах развития и фиксировать различные уровни, а в том, чтобы сделать именно переход с одного уровня на другой предметом исследования и вскрыть таким образом динамику процессов и их движущие силы. В частности, при изучении психического развития в онтогенезе задача заключается не в том, чтобы зафиксировать посредством как бы моментальных снимков различные, по существу абстрактные, уровни умственного развития и отнести к ним различных детей, как бы разнеся их по различным этажам и полкам, а в том, чтобы в ходе самого исследования продвинуть детей с одного «уровня» на следующий, высший, и проследить в реальном процессе развития его существенные закономерности.

6. Поскольку продвижение детей с одного уровня или ступени психического развития на другой совершается в процессе обучения, генетический принцип в вышераскрытом его понимании требует в качестве существенного своего развития и дополнения применительно к психологии ребенка, помимо индивидуализации, еще «педагогизации» психологического исследования. Надо изучать ребенка, обучая его. Но принцип педагогизации психологического изучения ребенка означает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагогической практики, а включение принципов педагогической работы в самый эксперимент.

То положение, что надо изучать детей, обучая их, является частным случаем более общего положения, согласно которому мы познаем явления действительности, воздействуя на них (в частности, самое глубокое и конкретное познание людей достигается в процессе их переделки). Это одно из основных положений нашей общей методологии и теории познания. Оно может и должно получить многообразное конкретное осуществление в методике психологического исследования. Так, при изучении патологических явлений психики у больного индивида терапевтическое воздействие дает возможность не только выправить, но и глубже познать их.

Таким образом, в самой методике, в «практике» исследования закладывается единство, связь между теорией и практикой, между научным познанием психических явлений и реальным практическим воздействием на них.

7. В рамках нашей общей концепции новый смысл и характер может приобрести использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (изучение продуктов умственной деятельности и творчества в исследовании мышления, воображения). Психологическое исследование никак не должно при этом основываться на механической регистрации голой результативности деятельности и пытаться устанавливать в ней и навсегда фиксировать стандартные показатели психического состояния.

Один и тот же внешний результат может иметь самое различное психологическое содержание в зависимости от того, в какой конкретной ситуации он имел место. Поэтому раскрытие психологического содержания результатов каждого объективного исследования, исходящего из внешних данных, его расшифровка и правильная интерпретация требуют обязательного учета, а значит, и изучения конкретной личности в конкретной ситуации. Это положение должно стать одним из основных в методике нашего психологического исследования, особенно при изучении высших, наиболее сложных проявлений личности, – в противоположность обезличению, по большей части господствующему в методике зарубежной психологической науки.

Поскольку при этом личность и ситуация в их конкретной реальности выходят за пределы только психологических явлений, психологическое исследование, не утрачивая своего характера и специфичности своего объекта, требует тщательного учета целого ряда моментов, выходящих за пределы чисто психологического.

методов исследования в психологии: научный метод

Психологи используют научный метод для проведения своих исследований. Научный метод — это стандартизированный способ проведения наблюдений, сбора данных, формирования теорий, проверки прогнозов и интерпретации результатов.

Исследователи проводят наблюдения, чтобы описать и измерить поведение. После наблюдая определенные события неоднократно, исследователи придумали теорию, которая объясняет эти наблюдения.Теория — это объяснение, которое организует отдельные кусочки информации в согласованном порядке. Исследователи обычно разрабатывают только теорию после того, как они собрали много доказательств и убедились, что их результаты исследований могут воспроизводиться другими.

Пример: Психолог отмечает, что некоторые второкурсники колледжа встречаются с много, а другие нет. Он отмечает, что некоторые второкурсники светлые волосы, в то время как другие имеют каштановые волосы. Он также отмечает, что в у большинства второкурсных пар по крайней мере один человек имеет каштановые волосы.В Кроме того, он замечает, что большинство его друзей шатенка встречаются регулярно, но его белокурые друзья вообще не часто встречаются. Он объясняет эти наблюдения, теоретизируя, что шатенки второкурсники встречаются чаще, чем те, у кого светлые волосы. Основываясь на этом теория, он развивает гипотезу, что более шатенка второкурсников чем белокурые второкурсники будут встречаться с людьми, которых они встречают на партия. Затем он проводит эксперимент, чтобы проверить свою гипотезу. В его эксперимент, у него двадцать человек идут на вечеринку, десять со светлыми волосами и десять с каштановыми волосами.Он делает наблюдения и собирает данные смотреть, что происходит на вечеринке и подсчитывать, сколько людей каждый цвет волос фактически делает даты. Если вопреки его гипотезе, светловолосые люди устраивают больше свиданий, ему придется подумать почему это произошло и пересмотреть свою теорию и гипотезу. Если данные он собирает из дальнейших экспериментов до сих пор не поддерживают Гипотеза, ему придется отказаться от своей теории.

Научные исследования

Психологические исследования, как и исследования в других областях, должны соответствовать определенные критерии для того, чтобы считаться научным.Исследование должно быть:

  • Тиражируемый
  • Фальсифицируемый
  • Точный
  • Экономный
Исследование должно быть воспроизводимым

Research — это копируемых , когда другие могут повторить это и получить те же результаты. Когда психологи сообщают, что они нашли через их исследования, они также подробно описывают, как они сделали открытия. Таким образом, другие психологи могут повторить исследование, чтобы увидеть, они могут повторить результаты.

После того, как психологи проведут свои исследования и убедятся, что это воспроизводимые, они развивают теорию и переводят теорию в точная гипотеза. Гипотеза является проверяемым прогнозом о том, что произойдет при определенном наборе условий. психологи проверить гипотезу с помощью специального метода исследования, такого как натуралистическое наблюдение , тематическое исследование , исследование или эксперимент . Если тест не Подтвердите гипотезу, психолог пересматривает или отвергает оригинал теория.

Исследовательская работа Должен быть фальсифицируемым

Хорошая теория или гипотеза также должна быть фальсифицируемой , это означает, что это должно быть указано таким образом, чтобы можно было отказаться Это. Другими словами, мы должны быть в состоянии доказать теорию или гипотезу неправильно. Теории и гипотезы должны быть фальсифицируемыми, потому что все исследователи могут поддаться подтверждению предвзятости. Исследователи, которые показывают смещения подтверждения , ищут и принимают доказательства того, что поддерживает то, что они хотят верить и игнорировать или отвергать доказательства того, что опровергает их убеждения.

Пример: Некоторые люди предполагают, что Лох-Несское чудовище не только существует, но стал достаточно умным, чтобы ускользнуть обнаружение путем сокрытия в неоткрытом, необнаружимом, подводные пещеры. Эта теория не является фальсифицируемой. Исследователи никогда не смогут найти эти неоткрытые пещеры или монстр, который якобы прячется в них, и у них есть нет способа доказать эту теорию неправильно.

Исследования должны Будь точным

Точно излагая гипотезы, психологи гарантируют, что они могут копировать свои и чужие исследования.Чтобы сделать гипотезы более точными, психологи используют операционные определения для определения переменных, которые они учиться. Оперативные определения определяют, как именно переменная будет измеряться.

Пример: Психолог проводит эксперимент, чтобы выяснить, счастливы ли дети в теплую погоду или прохладно Погода. Она должна иметь оперативное определение счастье, чтобы она могла точно измерить, насколько счастлив Малыши есть. Она могла бы оперативно определить счастье как «Количество улыбок в час.

Исследования должны быть экономными

Принцип скупости , также называемый Оккама бритва , утверждает, что исследователи должны применять самые простые Объяснение возможно любому набору наблюдений. Например, психологи попытаться объяснить результаты, используя хорошо принятые теории вместо сложных новые гипотезы. Скупость мешает психологам изобретать и преследовать фантастические теории.

Пример: Предположим, что ученица постоянно засыпает в ней класс статистики.Она теоретизирует, что перед каждым уроком ее профессор статистики тайно опрыскивает свое место нервом газ, который делает ее очень сонливой. Если бы она применила принцип экономии, она бы не придумала это теория. Она может объяснить свою сонливость с большим более простое и более вероятное объяснение: она находит статистику скучно.

,
Психология как наука и использование научных методов в психологических исследованиях

Психология как область исследований значительно изменилась за последние несколько лет с различными точками зрения, подходами и исследовательскими интересами психологов и исследователей. Но у всех них есть одна общая черта — использование научных методов. Область психологии как научной области исследования важна как для практиков, так и для исследователей. Психологи, занимающиеся исследовательской деятельностью, фокусируются на раскрытии новых взглядов на причины человеческого поведения с использованием научных методов.С другой стороны, практикующие психологи, такие как клинические психологи, консультанты, промышленно-организационные психологи и школьные психологи, используют имеющиеся исследовательские знания для улучшения или улучшения жизни людей.

Как и другие общественные науки, психология также является наукой, поскольку она пытается предсказать причины человеческого поведения, опираясь на сбор данных, эмпирические доказательства и предоставляя интерпретации, анализируя факты и доказательства, связанные с различными поведенческими принципами.Большая часть исследовательской работы по психологии основана на научном исследовании повседневного поведения человека (Heider, 1958; Kelley, 1967). Применяя научные методы, психологи систематически и объективно объясняют причину различий в поведении человека.

Психологи изучают и анализируют поведение человека, предоставляя различные уровни объяснения, которые варьируются от биологического уровня до социального уровня и культурного уровня. Эти уровни объяснения также называются перспективами, используемыми для понимания и объяснения человеческого поведения.Биологические факторы, такие как гены, нейротрансмиттеры, нейроны и гормоны, интегрированы с более низкими уровнями объяснения. С другой стороны, объяснения средних уровней относятся к характеристикам и способностям человека, тогда как объяснения высших уровней относятся к социальным структурам, организациям и культурным факторам (Cacioppo, Berntson, Sheridan, & McClintock, 2000). , Эти три уровня объяснения могут быть точно объяснены с помощью примера. Депрессия очень распространена в наши дни, что вызвано всеми тремя факторами: биологическим, индивидуальным отношением и социокультурными факторами.

Депрессию можно лечить на более низких уровнях, исследуя химические изменения в мозге, которые вызывают депрессию, и могут лечиться клиническими психологами с помощью лекарств. На среднем уровне людям, страдающим от депрессии, можно помочь с помощью терапии или сеансов, помогающих им преодолеть негативные жизненные переживания. На самом высоком уровне психологи пытаются проанализировать причину депрессии между мужчинами и женщинами или между культурами.Результаты исследований показывают, что депрессия поражает женщин гораздо чаще, чем мужчин, и она тревожно высока в западных культурах (США, Европа и Канада), чем в восточных культурах (Япония, Китай и Индия, Чен, Ван, Польша и Лин, 2009 г.). ; Seedat et al., 2009. Все уровни объяснения помогают нам понять причину депрессии с разных точек зрения. Все уровни объяснения помогают понять причины депрессии с более широкой точки зрения.

Причины использования эмпирических методов в психологии

Все социальные исследователи используют эмпирические методы для обмена знаниями по своим научным дисциплинам.Эмпирические методы включают сбор данных, организацию данных и предоставление выводов о данных. Ученые применяют научные методы для проведения эмпирических исследований. Научные методы могут быть определены как комбинация правил, допущений и процедур, которые используются для проведения научных исследований учеными в области социальных и научных исследований.

Хотя методы научных исследований могут не гарантировать объективного и беспристрастного решения различных вопросов, все же научные методы считаются лучшими для получения точных выводов о людях и их поведении в мире.Старые факты или исследовательские идеи отбрасываются или заменяются новыми фактами и результатами исследований. Эмпиризм и объективность в социальных исследованиях дают гораздо более точное понимание различных оттенков человеческого поведения по сравнению с другими подходами.

Психологические процессы сложны, и прогнозировать психологическое явление очень сложно из-за индивидуальных различий и различных факторов, которые влияют на их поведение в связи с различными уровнями объяснения.Методы научных исследований должны быть свободны от личных предубеждений или предрассудков ученых. Цель научных исследований — дать содержательную интерпретацию информации, собранной для ее применения в аналогичных ситуациях, следуя определенным принципам, которые могут быть обобщены для таких ситуаций, которые называются законами. В психологии существуют определенные общепризнанные законы, которые приняты во всем мире, такие как законы Вебера и Закон эффекта. Но поскольку эти законы имеют доказанную силу и уже приняты в качестве общих принципов, эти законы должны подвергаться любому научному испытанию.

Теория также взаимосвязана с законами в иерархии обобщенных принципов. Теория может быть определена как интегрированная комбинация принципов, которая предсказывает наблюдаемые закономерности в отношениях в данной области исследования. Давайте проанализируем основные характеристики хороших теорий:

  1. Надлежащая теория должна быть общей, что означает, что хорошая теория должна быть в состоянии суммировать различные результаты.
  2. Хорошие теории должны быть скупыми.
  3. Хорошие теории должны обеспечить широкие возможности для будущих исследований и исследований в данной области исследований.
  4. Хорошие теории можно сфальсифицировать

Уже существующие теории могут быть подвергнуты сомнению или изменены на основе сбора данных и собранной информации, затем новые модифицированные теории подвергаются дальнейшим испытаниям для составления важных прогнозов на основе новых собранных данных.

Психологические исследования

Основная цель психологического исследования — проанализировать поведение человека и предоставить эффективные решения таких проблем, как память и проблемы обучения, агрессия и депрессия, проблемы, связанные с различными психологическими расстройствами и используемые в широком спектре исследовательской деятельности для дальнейших исследований и расследований.Психологические исследования можно разделить на фундаментальные исследования и прикладные исследования. Фундаментальное исследование пытается понять основные вопросы, связанные с поведением человека. С другой стороны, прикладные исследования исследуют те проблемы, которые имеют повседневное значение для нашей повседневной жизни, и обеспечивают корректирующие решения для решения наших повседневных проблем.

Психологи разрабатывают инструменты тестирования для тестирования и исследования своих исследовательских вопросов для измерения чувств, мыслей и поведенческих процессов людей, а также анализируют и интерпретируют собранные данные.Изучая принципы и ключевые процессы психологического исследования, можно критически оценить собранные данные и принять соответствующее решение.




Авторство / Ссылка — Об авторе (авторах)

Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководство по исследованию управления содержанием Команда . Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам.Мы — сертифицированный образовательный поставщик ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях. Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.


,

Методы психологического исследования

Психология, как и другие науки, используется для сбора научной информации различными методами. Но специфика объекта исследования — психики человека — накладывает свой отпечаток на возможность использования того или иного метода и его эффективность.

Рассмотрим достоинства и недостатки основных методов психологического исследования.

Наблюдение

Наблюдение — Исторически самый древний метод, используемый почти во всех науках.В психологии были использованы различные модификации этого метода: самоанализ, объективное наблюдение, которое может быть прямым и косвенным, прямым и косвенным, внутри и снаружи, естественным и лабораторным, а также систематический поиск.

Самоанализ или «самоанализ» — это изучение самого наблюдателя, его внутреннего мира, различных психических реакций.

В течение долгого времени в среде мыслителей, занимающихся изучением психических явлений, широко распространено мнение, что исследовать психику извне невозможно, поскольку этот замкнутый мир доступен только ему самому.

Преимуществом этого метода является его высокая информативность, простота использования. Но с развитием научной психологии выявлены многочисленные негативные стороны самоанализа, из которых основными являются невозможность проверить результаты, крайний субъективизм в интерпретации психических фактов. С появлением первых представлений о бессознательном и его влиянии на поведение и вообще на всю психическую жизнь индивида стало очевидно, что надежность этого метода очень ограничена.Это объясняет смещение психологических знаний к объективным методам, из которых самыми простыми являются различные виды наблюдений.

Прямое наблюдение предполагает контакт с исследователями под наблюдением.

При косвенном наблюдении исследователь встречался с наблюдаемым объектом заочно, с помощью различных документов, таких как дневники, автобиографии творчества. Одним из примеров является анализ личности 3. Фрейда Достоевского по его произведениям или анализ личности Э. Фромма Гитлера и его окружения, свидетельство известных фактов биографии.

Прямое наблюдение предоставляет информацию о доступных процессах качественной и количественной оценки.

Косвенное наблюдение используется, когда мы хотим использовать объективные методы для исследования процессов, которые не могут быть непосредственно наблюдаемыми, например, степень усталости. В этом случае мы можем судить о серьезности процесса только косвенно, например, для изменения степени концентрации, количества допущенных ошибок.

С наблюдением исследователя, чтобы стать частью наблюдаемой полосы.

При наблюдении со стороны исследователя контакт с наблюдаемой ситуацией не входит.

Естественный надзор происходит в нормальных условиях, а лабораторный — в искусственно созданных или существенно модифицированных.

Систематическое наблюдение включает в себя изучение определенного аспекта поведения, который посвящен изучению этого исследования.

Исследовательское наблюдение не подлежит конкретной цели, но часто меняет всю картину исследования, если первоначальная гипотеза была неверной.

Pros очевидное наблюдение, но могут быть различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанных с различными эффектами, известной психологией, например, эффектом гало и эффектом Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что, выдвигая первоначальную гипотезу, исследователь стремится невольно интерпретировать наблюдаемые факты в свою пользу.

Эффект ореола или эффект гала приводит к чрезмерному обобщению конкретного опыта исследователя и переносу количества из одной ситуации в другую.

Кроме того, наблюдатель может интерпретировать психические факты с точки зрения основных положений психологической школы, к которой он принадлежит, или он может подвергаться различным видам предрассудков, касающихся, например, способности женщин к определенным видам деятельности ( так называемый сексизм) или связанная с этим зависимость функционирования психики от принадлежности к расе, национальности, социокультурной группе и т. д.

Эксперимент

Эксперимент называют методом, в котором сам исследователь является исследуемым явлением.

Чаще всего во время эксперимента субъекты произвольно или по некоторым признакам делятся на две группы — экспериментальную, которая создает изменения для условий деятельности, и контрольную, которая не подвержена таким изменениям. Эти меры предосторожности необходимы, чтобы убедиться, что наблюдаемые проявления психики связаны с измененными условиями, а не с некоторыми другими факторами.

В современной психологии эксперимент является основным методом исследования, который не означает, что его использование безопасно.Используя практику эксперимента, связанные с эффектами искажения под названием Rosenthal, Hawthorne.

Эффект Розенталя связан с ожиданиями экспериментатора. Когда экспериментатор глубоко убежден в том, что реакция теста меняется, он невольно передает свои ожидания тестированию различными невербальными (неречевыми) способами, и это может повлиять на их поведение.

Эффект Хоторна возникает, когда субъектам была известна первоначальная гипотеза. В этом случае вполне вероятно, что они будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора.Частным случаем эффекта Хоторна является эффект плацебо, при котором врачи, убежденные в эффективности любого убежденного лекарства, передают своих пациентов и, следовательно, ожидается улучшение здоровья, но на самом деле это лекарство не оказывает такого воздействия.

Анкеты и тесты

Для получения больших объемов информации используется опрос , который является модификацией другого метода — разговора. При обследовании субъектов предлагают тщательно разработанную анкету. Затем исследователь отвечает судить о наличии или отсутствии определенных психических свойств.

Тесты могут количественно оценить различные характеристики психики: например, интеллект, внимание, умственные операции, память и различные психические состояния, такие как тревога, разочарование, депрессия.

Наряду со словесными тестами используются различные невербальные тесты, такие как живописный тест Розенцвейга, нацеленный на изучение реакций человека в ответ на травмирующую ситуацию.

Проективные техники

Проективные методики основаны на способности индивидов присваивать свой статус и требования к качеству объектов.

Самая известная техника чернильных пятен Роршаха, во время которой испытуемые складывали карточки со стандартными чернильными пятнами разных цветов и оценивали реалистичное восприятие, уровень тревоги, эмоциональное состояние.

Во время других проективных приемов испытуемых просят нарисовать дом, дерево, человека, животное, и по несуществующим особенностям паттерна судят о состоянии психики индивида.

Существуют также словесные проективные приемы, например, метод «неполного предложения», в ходе которого исследователь предлагает тестовое начало предложения, которое они должны завершить.

,

Архив научной психологии

Предмет статей, опубликованных в Архив научной психологии ® , охватывает всю дисциплину психологии. Читатели журнала найдут статьи на различные темы, от неврологии до политической психологии, и все темы между ними. В статьях также будет описано исследование, проведенное с использованием любого из методов, используемых исследователями в психологии — экспериментального, описательного и научного синтеза, количественного и качественного.

Это журнал «открытого доступа», который означает, что сбор за публикацию в размере 3000 долларов США начисляется до публикации принятых рукописей.

Статьи опубликованы в разделах, охватывающих широкие области психологического исследования. Это:

  • Неправильная, клиническая и консультационная психология
  • Приложения психологии
  • Поведенческая и когнитивная неврология
  • Когнитивная психология
  • Сравнительная психология
  • Психология развития и жизненного цикла
  • Педагогическая и школьная психология
  • Здоровье и детская психология
  • Методы, измерения и оценки
  • Организационная психология
  • Социальная и личностная психология

Статьи, опубликованные в Архив научной психологии имеют пять характеристик, которые вместе делают их уникальными:

  • Статьи бесплатны и открыты для публики; Любой, имеющий доступ к Интернету, должен иметь доступ к этим исследовательским работам.
  • Авторы предоставили для использования другими данные, которые лежат в основе анализа, представленного в документе.
  • Поскольку статьи, опубликованные в «Архивах научной психологии», доступны широкой публике, а также ученым, читатели находят две версии реферата каждой статьи, одна из которых написана на «простом английском языке», а другая используется для поиска статьи из баз данных научных ссылок. ,
  • (а) статья, (б) комментарии к статье (возможно, учеными, принимавшими участие в процессе рецензирования), и (в) ответ авторов может быть опубликован одновременно.

Отказ от ответственности: APA и редакторы Архивы научной психологии не несут ответственности за высказывания и мнения, высказанные авторами своих статей.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о