Механизмы психической защиты – .

Механизмы психологической защиты

Защитные механизмы психики – это психологические стратегии, бессознательно используемые человеком с целью защитить себя от тревоги, возникающей из-за непереносимых мыслей и чувств. Человек также неизбежно прибегает к защитным механизмам в попытке избавиться от чувства страха или вины. Защитные механизмы, как правило, не поддаются сознательному контролю, они вполне естественны и нормальны. Однако если они задействованы слишком часто, у человека развивается невроз, который может выглядеть как тревожность, фобии, навязчивые состояния или гистрионное (истерическое) расстройство.

Термин «механизм психологической защиты» был введен Зигмундом Фрейдом, который выделил и описал основные защитные механизмы. Его дочь Анна дополнила этот список еще десятью механизмами. Далее данный список расширялся другими психоаналитиками.

Рассмотрим основные защитные механизмы:

Идентификация с агрессором

Если человек боится кого-то, он может преодолеть этот страх, став похожим на того, кто представляется ему агрессором.

Одним из ярких примеров данного механизма является так называемый Стокгольмский синдром, благодаря которому жертвы идентифицируют себя с преследователями. Так, Патрисия Херст, похищенная в 1974 году американской леворадикальной террористической группировкой и перенесшая физическое, психологическое и сексуальное насилие, примкнула к группе бандитов и добровольно совершила вместе с ними ограбление. Патрисию оправдали на суде, так как она была жертвой, страдающей от Стокгольмского синдрома.

Вытеснение

Первый защитный механизм, описанный Фрейдом. Представляет собой непроизвольное вытеснение нежелательных воспоминаний, мыслей и чувств в бессознательное. Таким образом, происходит защита от непереносимого чувства тревоги, вины или стыда. Данная стратегия не является удачной в долгосрочной перспективе, так как вытесненные в бессознательное чувства все равно будут провоцировать тревогу.

Проекция

Представляет собой приписывание своих мыслей, чувств и мотивов другим людям. Как правило, на других проецируются социально неодобряемые мысли и поступки, например агрессивные или сексуальные фантазии. Человек может ненавидеть кого-то, но считать ненависть недопустимым чувством. Чтобы справиться с чувством вины по поводу ненависти, он может убедить себя в том, что тот, кого он ненавидит, тоже ненавидит его. Расхожая фраза «Все так делают» в оправдание своего нелицеприятного поступка – еще один пример проекции.

Вымещение

Вымещение является перенаправлением импульса (как правило, агрессии) на беззащитную цель, которая служит символической заменой (это может быть человек или предмет). Например, человек чувствует себя некомфортно, имея сексуальное желание, направленное на другого человека, и направляет это желание на какой-либо предмет (фетишизм). Человек, подвергающийся нападкам со стороны вышестоящего руководства, может приходить домой и бить собаку или члена своей семьи.

Сублимация

Сублимация похожа на вымещение, однако в случае сублимации эмоции перенаправляются в конструктивное, а не в деструктивное русло, например, в творчество.

Творения многих великих музыкантов и художников являются примерами сублимации. Спорт – еще один хороший способ направить свои эмоции (например, агрессию) в конструктивную деятельность. По мнению Фрейда, сублимация является основой цивилизованной жизни, а наука и искусство представляют собой сублимированную сексуальность.

Отрицание

На сознательном уровне человек отвергает события, мысли и чувства, которые не может принять. Этот механизм является весьма примитивным и опасным, так как отрицание реальности не может длиться вечно. Отрицание может действовать само по себе или в комбинации с другими защитными механизмами, которые, как правило, проявляются в более слабой форме и поддерживают отрицание.

Пример отрицания: курильщик, который отказывается признавать, что курение вредит его здоровью. При этом он может прибегать к рационализации, убеждая себя в том, что загрязненная экология наносит ему больший вред, чем его собственное действие – курение.

Регрессия

Представляет собой возвращение на одну из предыдущих стадий психологического развития под влиянием стресса. Когда человек напуган или обижен, он часто начинает вести себя как ребенок.

Ребенок, попав в стрессовую ситуацию, например, оказавшись в больнице, может снова начать сосать палец или писаться в постель. Подростки начинают глупо смеяться, общаясь с лицами противоположного пола.

Рационализация

Рационализация – это когнитивное искажение фактов с целью сделать событие или импульс менее угрожающим. Человек часто прибегает к этой стратегии как на сознательном, так и на бессознательном уровне, когда пытается придумать себе оправдания.

Для многих людей отговорки и оправдания настолько естественны и бессознательны, что они не осознают, когда и зачем они их используют. Другими словами, они готовы верить своей собственной лжи.

Реактивное формирование

Заключается в попытке человека вести себя таким образом, который является противоположностью тому, что он действительно думает или чувствует. Как правило, человек при этом не понимает своих истинных мотивов. При реактивном формировании сознательные чувства прямо противоположны бессознательным: любовь – ненависть, стыд – отвращение, потребность выглядеть и вести себя пристойно – сексуальность. Данный механизм психологической защиты, как правило, сопровождается действиями напоказ и компульсивным поведением. Примером реактивного формирования является латентный гомосексуализм, когда мужчина открыто осуждает гомосексуалистов, а на самом деле защищается от собственных бессознательных чувств к мужчинам. Жесткое гомофобное поведение призвано убедить окружающих и самого себя в своей гетеросексуальности. Другие примеры: заботливая дочь, которая пытается во всем угодить своей матери, а на самом деле испытывает к ней негативные чувства из-за несчастливого детства; скупой человек, пытающийся доказать свою щедрость и т.д.

Подготовлено по материалам: Freud, A. (1937). The Ego and the mechanisms of defense, London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis.

Freud, S. (1894). The neuro-psychoses of defence. SE, 3: 41-61.

Freud, S. (1896). Further remarks on the neuro-psychoses of defence. SE, 3: 157-185.

Freud, S. (1933). New introductory lectures on psychoanalysis. London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis. Pp. xi + 240.

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: психика, психология, защитные механизмы, механизмы психологической защиты

Источник фото: unsplash.com

Доступно для скачивания:

  • Механизмы психологической защиты

xn--90aennpco.xn--p1ai

Механизмы психологической защиты

6

Представление о механизмах психологической защиты сформировалось в рамках психоаналитического направления в психологии. Психологическую защиту составляет ряд специфических приемов переработки переживаний, нейтрализующих патогенное влияние, которое эти переживания могут оказывать. Представление о психологической защите было введено Фрейдом и разрабатывалось его дочерью А. Фрейд. Наиболее распространено определение Ташлыкова: защитные механизмы — это «адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений». Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они, как правило, бессознательны, 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют реальность. Механизмы психологической защиты различаются по степени зрелости. Наиболее инфантильными, незрелыми механизмами считают вытеснение и отрицание — они характерны для маленьких детей, а также для самого социально незрелого типа личности — истероидного. Подростковому возрасту более свойственны механизмы, занимающие промежуточное положение по степени зрелости: идентификация и изоляция. К наиболее зрелым защитным механизмам относятся сублимация, рационализация, интеллектуализация. Чаще описывают следующие механизмы психологической защиты.

1. Вытеснение. Механизм вытеснения был описан еще Фрейдом, который считал его центральным в формировании невротических расстройств. Вытеснение — это механизм психологической защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы (желания, мысли, чувства), вызывающие тревогу, становятся бессознательными. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. При вытеснении содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, а вызванное ею эмоциональное напряжение воспринимается как немотивированная тревога.

2. Отрицание — механизм психологической защиты, который заключается в отрицании, неосознавании (отсутствии восприятия) какого-либо психотравмирующего обстоятельства. Как процесс, направленный вовне, «отрицание» часто противопоставляется «вытеснению» как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. В качестве механизма психологической защиты отрицание реализуется при любых внешних конфликтах и характеризуется выраженным искажением восприятия действительности, когда индивид не воспринимает информацию, противоречащую его основным установкам, представлению о мире и самом себе.

3. Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляется с гиперкомпенсацией. К реактивным образованиям относится замена «Эго» — неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Например, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть преобразованием социально недопустимого чувства ненависти к нему. Жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

4. Регрессия — возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления. Например, истерические реакции типа рвоты, сосания пальцев, детского лепета, излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений у взрослого человека идут в ход, когда «Эго» не в состоянии принять реальность такой, какая она есть. Регрессия, как и реактивные образования, характеризует инфантильную и невротическую личность.

5. Изоляция — отделение аффекта от интеллектуальных функций. Неприятные эмоции блокируются таким образом, что связь между определенным событием и его эмоциональным переживанием в сознании не выступает. По своей феноменологии этот механизм психологической защиты напоминает синдром отчуждения в психиатрии, для которого характерно переживание утраты эмоциональной связи с другими людьми.

6. Идентификация — защита от угрожающего объекта путем отождествления себя с ним. Так, маленький мальчик бессознательно старается походить на отца, которого боится, и тем самым заслужить его любовь и уважение. Благодаря механизму идентификации достигается также символическое обладание недостижимым, но желаемым объектом. Идентификация может происходить практически с любым объектом — другим человеком, животным, неодушевленным предметом, идеей и пр.

7. Проекция. В основе механизма проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям. Агрессивный человек склонен, оценивая самого себя как личность сенситивную, ранимую и чувствительную, приписывать окружающим агрессивные черты, проецируя на них ответственность за социально неодобряемые агрессивные тенденции. Хорошо известны примеры ханжества, когда индивид постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

8. Замещение (смещение). Действие этого защитного механизма проявляется в своеобразной «разрядке» подавленных эмоций, обычно враждебности и гнева, направленных на более слабых, беззащитных (животных, детей, подчиненных). При этом субъектом могут совершаться неожиданные, в ряде случаев бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

9. Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Наиболее яркие проявления механизма рационализации получили название «кислый виноград» и «сладкий лимон». Защита по типу «кислого винограда» заключается в обесценивании недостижимого, снижении ценности того, что субъект получить не может. Защита по типу «сладкого лимона» имеет своей целью не столько дискредитацию недосягаемого объекта, сколько преувеличение ценности того, чем человек реально обладает. Механизмы рационализации наиболее часто используются в ситуациях потери, защищая от депрессивных переживаний.

10. Сублимация — психологическая защита посредством десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы активности. Агрессивность может сублимироваться в спорте, эротизм — в дружбе, эксгибиционизм — в привычке носить яркую броскую одежду.

studfiles.net

Механизмы психологической защиты личности

Научный анализ психологической защиты лич­ности начался в конце XIX в. с работ 3. Фрейда, который объяснил этот феномен, исходя из приоритета бессознательного инстинктивного на­чала (главным образом сексуального), которое подвергается различным преобразованиям (вытеснению, сублимации и другим) в результате его столкновения с сознательным «Я» (внутренней «цензурой»).

Современная наука выделяет целый ряд механизмов психологичес­кой зашиты личности

1. Среди них основными являются следующие.

1 Вытеснение — процесс, в результате которого не приемлемые для личности мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, подобно тому, как недисциплинированный студент, который мешает читать лек­цию, может быть «вытеснен» из аудитории за дверь.

2 Сублимация преобразование инстинктивных форм психики (энергии либо агрессии) в более приемлемые для индивида и общества формы. В более широком плане под сублимацией понимается переключение активности индивида на более высокий уровень. Та­кими формами могут выступать различные виды творческой дея­тельности и многообразные увлечения.

3 Регрессия (от лат. regressio — движение назад) — возвращение индивида к ранним детским формам поведения, переход на предше­ствующие уровни психического развития. Регрессия предполагает уход от реальности и возврат к той стадии развития личности, в которой переживалось чувство удовольствия. Когда в состоянии внутриличностного конфликта люди «впадают в детство», то это глубо­ко функциональное поведение. Человек, находящийся в затрудни­тельной ситуации, часто берет в рот что попало — палец, ручку, дужку очков. Значение и смысл этих действий и жестов — возвра­щение в комфортную безоблачную ситуацию младенчества, когда ребенок сосал грудь матери.

1См.: Защита психологическая // Психология: Словарь. — М.: Политиздат. 1990. — С. 121-122.

4 Рационализация – сокрытие от самого себя истинных, но не приемлемых мотивов действий и мыслей. При этом происходит поиск правдоподобных причин для оправдания поступков, вызванных неприемлемыми чувствами и мотивами, для того чтобы обеспечить себе внутренний комфорт и избавиться от внутриличностного кон­фликта. Рационализация связана с объяснением своих поступков необходимостью утверждения чувства собственного достоинства и самоуважения.

5 Проекция осознанное или бессознательное перенесение соб­ственных свойств, чувств и состояний, не приемлемых для личнос­ти, на внешние объекты. Тем самым человек перекладывает «вину» на внешний объект, являющийся источником трудностей, приписы­вает ему негативные качества и вместе с тем снимает ее с себя. Здесь мы имеем прием, который хорошо просматривается в выражении «сам ты дурак».

6 Замещение имеет две формы проявления:

1) замещение объекта ~ перенесение негативных чувств и дей­ствий с одного объекта, который их вызвал, на другой объект, не имеющий к ним отношения. Это происходит, когда личность не может высказать свои мысли, проявить чувства или произвести оп­ределенные действия по отношению к прямому виновнику его оби­ды, страха или гнева по социальным или физическим причинам. Например, если нет возможности оскорбить начальника, которым вы чем-то недовольны, можно пнуть его чучело или хлопнуть дверью;

2) замещение чувства эта форма характеризуется тем, что объект, вызвавший недовольство индивида, остается прежним, а чувство по отношению к нему меняется на противоположное. Доцент, поста­вивший студенту «неудовлетворительно» на экзамене, может из ост­роумного моментально превратиться в «тупого». Пример замещения чувства описан в басне И. А. Крылова «Лисица и виноград». Не су­мев добраться до соблазнительных кистей винограда, лисица успо­каивает себя тем, что «На взгляд-то он хорош, // Да зелен — ягодки нет зрелой: // Тотчас оскомину набьешь».

7 Интеллектуализация способ анализа стоящих перед челове­ком проблем, для которого характерна абсолютизация роли мысли­тельного компонента при полном игнорировании чувственных эле­ментов анализа. При использовании данного защитного механизма даже очень важные для личности события рассматриваются нейт­рально, без участия эмоций, что вызывает удивление у обычных людей. Например, при интеллектуализации человек, безнадежно боль­ной раком или облученный, может безмятежно подсчитывать, сколько Дней ему осталось жить или заниматься математическими расчетами. Пример именно этого психологического механизма был приве­ден в случае с Сократом.

8 Идентификация процесс отождествления субъекта с другим лицом или группой, посредством которого он усваивает образцы поведения «значимых других», формирует свое сознание и прини­мает ту или иную роль. В качестве защитного механизма идентифи­кация помогает справиться с беспокойством и чувством незащи­щенности, обеспечивает взаимную связь между членами группы и формирует чувство уверенности в себе.

9 Обособление отказ от необходимости думать о возможных негативных последствиях будущих событий и действий. Выража­ется обычно словами «будь что будет», «авось пронесет» и т. д.

10 Воображение (фантазия) создание программы поведения, когда проблемная ситуация, порождающая внутриличностный кон­фликт, неопределенна. Воображение состоит в создании образов или способа поведения, которые заменяют реальную деятельность. Час­то воображение связано с созданием образа желаемого будущего, в которое личность, находящаяся в состоянии внутриличностного кон­фликта, желает убежать.

Таковы основные механизмы психологической защиты от внут­риличностного конфликта. К этому следует добавить, что сама по себе она может быть как успешной, так и неуспешной. В первом случае прекращаются импульсы и действия тех факторов, которые вызвали конфликт, исчезает состояние тревоги, страха, невроза. При неуспешной психологической защите ничего подобного не происхо­дит. Так, у вышеупомянутых Скупого рыцаря и Акакия Акакиеви­ча если и были когда-то внутреннее беспокойство и тревога по по­воду их реальной жизненной дискомфортности, то они были ус­пешно преодолены. А вот самосознание многих героев Ф.М. Достоевского продолжает жить своей неуспокоенностью и характе­ризуется нерешенностью внутренних проблем. И в этом суть драма­тизма их существования.

studfiles.net

9 видов психологической защиты, которые важно вовремя осознать

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Защитные механизмы человеческой психики направлены на уменьшение отрицательных и травматичных переживаний и проявляются на бессознательном уровне. Этот термин был введен Зигмундом Фрейдом, а затем более глубоко разработан его учениками и последователями, в первую очередь Анной Фрейд. Попробуем разобраться, когда эти механизмы полезны, а в каких случаях они тормозят наше развитие и лучше реагировать и действовать осознанно.

AdMe.ru расскажет о 9 основных видах психологической защиты, которые важно вовремя осознать. Именно этим и занимается большую часть времени в своем кабинете психотерапевт — помогает клиенту осмыслить защитные механизмы, которые ограничивают его свободу, спонтанность реагирования, искажают взаимодействие с окружающими людьми.

1. Вытеснение

Вытеснение — это устранение из сознания неприятных переживаний. Оно проявляется в забывании того, что причиняет психологический дискомфорт. Вытеснение можно сравнить с плотиной, которую может прорвать — всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу. И психика затрачивает огромное количество энергии на их подавление.

2. Проекция

Проекция проявляется в том, что человек неосознанно приписывает свои чувства, мысли, желания и потребности окружающим людям. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.

Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера.

3. Интроекция

Это склонность неразборчиво присваивать чужие нормы, установки, правила поведения, мнения и ценности без попытки разобраться в них и критически переосмыслить. Интроекция похожа на заглатывание огромных кусков пищи без попытки ее разжевать.

Все образование и воспитание построено на механизме интроекции. Родители говорят: «Не суй пальцы в розетку, не выходи на мороз без шапки», — и эти правила способствуют выживанию детей. Если же человек во взрослом возрасте «заглатывает» чужие правила и нормы без попытки понять, насколько они подходят лично ему, он становится не способен различить, что действительно чувствует и чего хочет сам и чего хотят другие.

4. Слияние

В слиянии отсутствует граница между «я и «не-я». Есть только одно тотальное «мы». Наиболее четко механизм слияния выражен в первый год жизни ребенка. Мать и дитя находятся в слиянии, что способствует выживанию маленького человека, потому что мама очень тонко чувствует потребности своего ребенка и реагирует на них. В данном случае речь идет о здоровом проявлении этого защитного механизма.

А вот в отношениях мужчины и женщины слияние тормозит развитие пары и развитие партнеров. В них сложно проявлять свою индивидуальность. Партнеры растворяются друг в друге, и из отношений рано или поздно уходит страсть.

5. Рационализация

Рационализация — это попытка подобрать разумные и приемлемые причины возникновения неприятной ситуации, ситуации провала. Целью этого защитного механизма являются сохранение высокого уровня самооценки и убеждение себя в том, что мы не виноваты, что проблема не в нас. Понятно, что более полезным для личностного роста и развития будет взять ответственность за произошедшее на себя и извлечь уроки из жизненного опыта.

Рационализация может проявляться как обесценивание. Классический

www.adme.ru

Механизмы психологической защиты

Обзор механизмов психологической защиты

(составитель Косенкова И.Г.; каф. психологии и педагогики ИППК ДВГТУ)

Введение

В идеале для успешного управления своим поведением, человек должен обладать адекватной информацией о среде, о состоянии и свойствах своей личности. Главная задача психологической защиты – защита своего Я (Эго). Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа «Я», любым способом, даже искажая информацию. В зависимости от работы защитных механизмов один и тот же субъект может давать как адекватные, так и неадекватные поведенческие реакции, а самооценка может быть как истинной, так и ложной.

Системой психологической защиты обладает каждый человек. Уже в первой половине XX века были установлены основные психологические защитные механизмы, разработана типология. Важным аспектом данной проблемы является положение, что психически здоровый человек использует гибко и широко весь диапазон защитных механизмов, что всегда обусловлено ситуативными условиями или субъективной оценкой ситуации. Любой человек способен к вытеснению неприятных воспоминаний и психотравмирующих событий, на агрессивные реакции при определенных условиях: в случае угрозы, оскорбления, обиды и т.д. Кроме того, на выбор защиты оказывает влияние возрастные факторы, состояние здоровья, настроение и т.д. Так, повышенная тревожность и агрессивность характерна для детей в возрасте 2-3-х лет и в подростковом возрасте, что объясняется психологическими особенностями этих возрастов.

В психологии считается, что в норме одни и те же защитные реакции не используются постоянно, то есть они не являются устойчивой чертой характера или постоянным поведенческим паттерном. Стереотипное реагирование ограниченным числом защитных моделей (например, агрессией, вытеснением, рационализацией и проч.) в разных ситуациях, в разных возрастах и различных эмоциональных состояниях субъекта – показатель социально — психологической дезадаптации и деформации личности. На закрепление определенных защитных механизмов как устойчивых качеств личности и черт характера влияют многие причины – индивидуальные обстоятельства жизни, особенности профессии, психотравмирующие ситуации, возрастные изменения (например, старение) и др. Но надо иметь в виду, что на поддержание ограниченного набора защитных моделей тратится много нервных сил и психической энергии, что разрушающе действует на психику и причиняет психологический дискомфорт как самой личности, так и окружающим людям. Диапазон проявления и выраженности любого защитного механизма очень широк и включает норму и легкие, средние и сильные отклонения от нормы.

Учение о механизмах психологической защиты

В психологической концепции механизм защиты представлен как последовательное искажение когнитивного (сознательного, мысленного) и аффективного (чувственного) образа реальной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду, в основном, структуре его личности, называемой системой Я (Я-концепция, Я-образ). Образ Я — динамическая система представлений человека о самом себе, которая включает осознание своих физических, интеллектуальных и нравственных качеств, а также самооценку и совокупность установок, направленных на себя и других компонентов, связанных с самосознанием. Для любого человека свойственно стремление сохранять целостное представление о себе и защищать свою Я-концепцию от внешних угроз.

В рамках психоаналитической концепции Яобраз (Эго) – это посредник между неосознанными влечениями и внешней средой, который осуществляет контроль и функцию синтеза этих влечений и требований внешней среды. Главными функциями самосознания являются регулятивно-организующая и Эго-защитная, т.е. защита структуры Я и ориентированы в основном на поддержание самоуважения и стабильности Я-образа, даже ценой искажения реальности. Защищаются такие фундаментальные структуры Я, как полноценность, независимость, идентичность, безопасность. Психологическая защита выстраивается от угроз, идущих от бессознательных влечений (ОНО), от нравственного сознания, идеалов, запретов, требований, цензуры (Сверх-Я) и от внешнего мира.

В обоих подходах считается, что психологическая защита, как правило, функционирует автоматически, не согласуясь с сознанием. Даже когда человек обладает высоким уровнем рефлексии, он все равно переживает функционирование защит как безличностный процесс, который можно осознавать, но невозможно контролировать. Поэтому переживание в виде психологической защиты не рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью. Психологические механизмы защиты направлены на «избегание страданий», «устранение неприятного состояния», отрицание «болезненных переживаний», достижение согласованности внутреннего мира, реалистического приспособления субъекта к окружающему миру, достижение благополучия в конкретной ситуации. Механизмы защиты служат интеграции Я, избавляют индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, устраняют тревогу и напряженность, спасают от потрясений, подготавливают к более эффективным способам переживаний, способствуют совладанию с жизненными проблемами.

Но существуют отрицательные стороны защитных механизмов, заключающиеся в искажении восприятия реальности, самообмане, патологической активности. Они оказываются ригидными, вынужденными, непроизвольными, действующими нереалистически, без учета долговременной перспективы. Можно сказать, что цели психологической защиты если и достигаются, то ценой регрессии, самообмана, нервного истощения, невроза. Существует связь между ненормативным функционированием механизмов защиты и девиантным поведением. Отклоняющееся поведение можно рассматривать как попытку неэффективной адаптации индивида в социуме с помощью фиксированной структуры защиты. Концепция психологической защиты остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и теорию психологической адаптации.

Впервые 8 защитных механизмов описал З.Фрейд. Позже его дочь Анна Фрейд (психиатр, представительница классического психоанализа) описала 15 механизмов защиты, однако среди последующих авторов нет единства мнений об их количестве. Не вдаваясь в анализ различных точек зрения, опишем наиболее известные и в определенной мере доступные психодиагностическому измерению психологические защитные механизмы.

Отрицание – онтогенетически наиболее ранний и наиболее примитивный механизм психологической защиты. Означает непризнание, отказ, опровержение, отречение. Это особая форма сопротивления индивида, когда вытесненное из сознания содержание (желания, мысли, чувства, эмоции и т. п.) становится вновь осознанным и требовательным. Защищаясь от аффекта, индивид отрицает, не признает это содержания своим собственным. Механизм отрицания считается столь же древним, как и чувство боли, и равносилен закрытию глаз на реальное положение дел. Отрицание и реальность несовместимы, поэтому при явной выраженности этого механизма защиты у взрослого, имеют место подозрения о дезадаптации, внутриличностном конфликте, личностном расстройстве или психических отклонениях (истерия, невроз).

Проявления защитного поведения можно увидеть в таких особенностях личности как эгоцентризм, внушаемость, демонстративность, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, аффективная манера поведения, пафос, нечувствительность к критике, отсутствие самокритичности, лживость, склонность к симуляции, недоразвитие этического комплекта. Возможны психосоматические расстройства (нарушение функции анализаторов, эндокринные нарушения).

Вытеснение – процесс, посредством которого неприемлемое содержание (импульс, чувство, идея) становится бессознательным. Вытеснение полностью препятствует осознанию неприемлемых мыслей, образов, воспоминаний, которые могут стать неприятными, травмирующими или угрожающими представлению индивида о самом себе, т. е. структуре Я. Можно считать, что это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики. Сущность вытеснения – отстранение и удержание неприемлемого психического содержания вне сознания. Вытесненное содержание ускользает от субъекта и в качестве отдельной категории психических явлений подчиняется собственным законам. Вытеснение является основой формирования многих других механизмов психологической защиты.

Проекция – защитный механизм, сущность которого заключается в том, что индивид свои собственные нежелательные черты приписывает другим и таким путем защищает себя от осознания этих черт в себе. Те отрицательные эмоции, которые направлялись против себя (напр., чувство вины), теперь направляются на других и таким путем индивиду удается сохранить высокий уровень самоуважения. Проекция выступает как защита, приписывание другому качеств, чувств, желаний, которые субъект не замечает в самом себе. Проекция является средством защиты от внутренних возбуждений, которые могут быть слишком сильными и неприятными, и тогда субъект проецирует их вовне, чтобы уклониться и защититься от них.

Особенности этой защиты проявляются в личности как самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, поиск недостатков, чувствительность к критике. Возможны специфические нарушения поведения, связанные с идеями-фикс (ревности, несправедливости, преследования, изобретательности и т. п.) или ипохондрическим симптомокомплексом (недоверие к медицине и врачам, страх тяжелого заболевания).

Регрессия представляет собой психический процесс, посредством которого происходит возврат к предыдущим формам мышления, отношений, действий, т.е. переход к менее сложным, менее структурно упорядоченным и менее дифференцированным формам поведения. Регрессия часто проявляется в детстве для преодоления неуверенности в себе и страха неудачи. Это возврат субъекта к уже пройденным этапам развития. Механизм регрессии обычно воспринимается как последний рубеж защиты, когда более сложная психологическая защита оказывается неэффективной. Особенности защитного поведения в норме проявляются в слабохарактерности, отсутствии глубоких интересов, податливости, внушаемости, нерешительности, неумении доводить до конца начатое дело, поверхностностным отношениям, склонности к мистике и суевериям, страхе одиночества, потребности в контроле, подбадривании, утешении. В реальной жизни отклонения в поведении проявляются в форме инфантилизма, безделья, конформизма в асоциальных группах, употреблении алкоголя и наркотических веществ.

Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как источник отрицательных переживаний. Во избежание ответной агрессии или отвержения индивид снимает напряжение, обращая гнев или агрессию на более слабый одушевленный/неодушевленный объект, или на самого себя. Замещение, таким образом, может проявляться как в активной, так и в пассивной форме. В норме защитное поведение проявляется в импульсивных действиях, раздражительности, грубости, вспыльчивости, реакции протеста, увлечениях силовыми видами спорта и фильмами со сценами насилия, склонности к деятельности, связанной с риском и опасностью. Возможны девиантные формы поведения: насильственные действия, агрессивность, жестокость, аморальность, хронический алкоголизм, самоповреждение, суициды, поиски «козла отпущения».

Перенос – смещение аффекта с одного представления на другое, т. е. психический механизм, посредством которого эмоциональное значение, придаваемое одной идее или личности, переносится на другую идею или личность. Поэтому часто эмоциональное отношение к тому или иному объекту является неадекватным и связанным с совершенно другим объектом. Перенос раздражительности и агрессивности, возникших в процессе неудовлетворительных условий деятельности, на своих близких; придирки матери к ребенку как следствие переноса негативных эмоций, возникших в результате ссоры с мужем, – вот некоторые примеры переноса. Это понятие, очень близкое к психическому механизму – замещению.

Подавление – психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идей, аффекта и т. п. Подавление является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, вызывающих страх, стыд, чувство вины. Подавление выступает как механизм работы сознания, когда речь идет об исключении некоего психического содержания из области сознания. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях, отрезки жизненного пути, заполненные тяжелыми психическими переживаниями. Подавление действует избирательно и направлено против тех воспоминаний, которые связаны с прошлыми фрустрациями личности, и в настоящее время, актуализируясь в сфере сознания, могли бы вновь фрустрировать ее. Психоаналитики полагают: все что остается в бессознательном от подавленного аффекта, можно сравнить с неразвившимся зародышем.

Особенности защитного поведения могут проявляться в тщательном избегании ситуаций, способствующих возникновению фрустрации, страха, острой эмоциональной реакции (полеты в самолетах, нахождение в толпе, публичное выступление и т. п.), в соглашательстве, покорности, робости, боязни знакомств, неспособности отстоять свою позицию в споре. Возможные девиации поведения проявляются в ипохондрии, иррациональном конформизме, крайнем консерватизме.

Интеллектуализация – психический процесс, посредством которого индивид стремится выразить в дискурсивном виде, в том числе и во внутренней дискуссии с самим собой, свои конфликты и аффективные состояния, чтобы овладеть ими. В этом процессе абстрактное умствование («мудрствование») и резонерство преобладают над переживанием. Одна из главных целей интеллектуализации – отстранение от переживаний и аффективных состояний и их нейтрализация. Вместо реальных действий по устранению переживаний тревоги и страха индивид начинает строить абстрактные суждения и представления, стремясь к избавлению от фрустрации. В норме защитное поведение проявляется как старательность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм.

Интеллектуализация является полезным защитным механизмом, когда выражена в психической активности личности умеренно. Если же она выражена в значительной степени, то индивид лишается полноценной эмоциональной жизни, происходит патологизация личности с признаками психической дезадаптации. Индивиды с фиксированным механизмом интеллектуализированной защиты оставляют впечатление холодных, машиноподобных, лишенных эмоционального компонента общения, склонных к сохранению психической отчужденности и дистанцированию от других людей. Они не способны принять решение, подменяют действия «размышлениями», склонны к самообману и самооправданию; у них легко возникают различные фобии, ритуальные и навязчивые действия.

Конверсия – психологический механизм, который защищает личность от тревоги, переводя вытесненные желания в физические симптомы. Иногда импульс, вызывающий эмоциональный конфликт, конверсируется (превращается) в ошибочное представление об окружающей обстановке («боязнь грязи», «заражения», «болезни»). Но гораздо чаще конверсия проявляется в виде физических признаков. При механизме конверсии, возникшей в результате эмоционального переживания, Эго переводит запретные импульсы из глубоких слоев бессознательного в определенные физические симптомы и импульс конверсируется в физическую реакцию. В медицине это определяет сущность использования термина «конверсионный симптом» — истерический паралич руки, потеря чувствительности кожи, потеря голоса и т.п. Конверсионный симптом – это реалистически болезненные ощущения: усиленное сердцебиение, боли в желудке, спине, суставах и т. д., хотя все они не имеют органической основы. Начало физических недомоганий обусловливают внутриличностные конфликты пациента. Физические проявления, являющиеся составной частью эмоциональных реакций, бесследно прекращаются с исчезновением первичного возбудителя этой реакции.

Реактивное образование – защитный механизм, при помощи которого неприемлемое содержание (импульс, чувство, эмоция и т. п.) преодолевается путем усиления, гипертрофированного развития противоположной тенденции, т. е. возникновении извращенной реакции. В результате формируются осознаваемые установки и поведение, которые являются полярными по отношению к неприемлемым бессознательным влечениям и чувствам. Например, формирование пуританских установок или чрезмерное стремление к чистоте, формирование другого сверхсильно выраженного установочного поведения. Формирование реакции обычно является не просто механизмом сбалансирования новой установки со старой, а механизмом чрезмерного перерегулирования, вплоть до нетерпимости и фанатизма. Подавляя свои подлинные враждебные чувства к людям, индивид может стать любезным, угодливым и чрезмерно заботливым. Обрушиваясь с критикой на нарушения моральных признаков и норм, субъект подавляет собственные подсознательные импульсы к их нарушению. В определенных пределах, если реактивное образование умеренно выражено, оно может играть положительную роль в борьбе против собственных нежелательных влечений и действий, а также подобных действий других. В этих пределах можно говорить об адаптивных свойствах механизма защиты. Однако, если реактивная установка чрезмерно сильна и активна, она может привести к искажению реальности и неадаптивным действиям девиантного характера.

В норме реактивное образование проявляется как стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, озабоченность приличным внешним видом, вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, приподнятое настроение, воздержанность, морализаторство, желание быть примером для других, осуждение флирта и эротики. При выраженном функционировании реактивного образования, связанного, например, с сексуальным влечением, возможны такие поведенческие девиации, как резко отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, кинофильмам эротического характера; сильные переживания по поводу нарушения «личностного пространства» в транспорте, случайных соприкосновений с другими людьми, избегания общественных раздевалок, бань, туалетов, крайний пуританизм, ханжество, лицемерие.

Часто встречаются люди, как правило, женщины, для которых единственная цель жизни заключается в постоянной охоте за «грязью». Тщательность и энергия, с которой они эту «грязь» преследуют, является симптомом функционирования выраженного механизма реактивного образования, защищающего субъект от противоположного влечения. Реактивное образование является очевидным выражением внутреннего конфликта, основанного на амбивалентности «чувств». Бессознательные влечения могут проявиться, когда Я теряет контроль над ситуацией (например, в бреду), в психотическом состоянии или при опьянении. В таких случаях люди, обычно до крайности вежливые, вдруг становятся грубыми и крикливыми, а чрезмерно чистоплотные и пунктуальные – неряшливыми и небрежными.

Компенсация – онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно; функционирует для защиты от тревоги, печали, горя, страдания по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности.

Проявление компенсации можно видеть повсюду, где физические или психические действительные или мнимые недостатки заставляют людей прилагать усилия, чтобы как-то их восполнить. Человек невысокого роста стремится преодолеть свою мнимую неполноценность в спортивных достижениях или социальной карьере. Неисправимые спорщики пытаются произвести впечатление очень значимых и умных людей, страдая от своей ординарности. Отсутствие выраженных способностей компенсируется стремлением заканчивать несколько высших учебных заведений или постоянно учиться («вечный студент»). Низкий уровень достижений в одной профессии способствует достижению мастерства в другой, в результате чего преодолевается неуверенность в себе и чувство неполноценности. Подобное защитное поведение способствует исправлению недостатков, проявлению задатков и способностей, творческому подходу к своей жизни, достижению успехов в профессиональной деятельности. Однако возможны и поведенческие девиации, проявляющиеся в высокомерии, дерзости, агрессивности, сексуальных отклонениях, злоупотреблении алкоголем, наркомании. Очень часто возникают психосоматические расстройства и заболевания: нервная анорексия, бессонница, невротические головные боли.

Рационализация – психический процесс, посредством которого индивид стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение иррациональной установке, поступку, чувству, идее и т. п., подлинные мотивы которых остаются в тени. В некоторых случаях бывает несложно доказать искусственность приводимых объяснений; в других – рациональные мотивировки оказываются прочно обоснованными ссылками на факты.

Сублимация – психический процесс, которым психоанализ объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные сексуальным влечением. В качестве основных форм сублимации выделяются творчество и интеллектуальная деятельность. Другими словами, сублимация – это влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты (Sublimt — возвышенное).

Существует и более широкое понимание сублимации, согласно которому она рассматривается как защитно-адаптивный процесс, в основе имеющий любое инстинктивное или социальное влечение (потребность, мотив), удовлетворение которого задержано и блокировано в данных условиях. Предполагается, что одаренные люди в состоянии фрустрации значительно легче используют механизм сублимации. Вероятность появления агрессивности или симптомов невротических расстройств у них значительно ниже, чем у менее способных людей, которые в результате фрустрации переходят к более примитивным формам самовыражения (поиск чувственных наслаждений, агрессивное поведение, наркомания, алкоголизм и т. п.). Выбор сублимации в качестве основной адаптивной стратегии может свидетельствовать о психической силе личности и ее одаренности.

Кроме приведенных механизмов, существуют и другие психологические защиты, которые описаны различными авторами, но являются, в большей части, производными от базовых механизмов защиты. Далее приведено их краткое описание.

Двигательная активность – снижение уровня тревоги и беспокойства, вызванное запретным влечением, путем физических нагрузок.

Изоляция – механизм защиты, характерный при неврозе навязчивости, т. е. изоляция определенных мыслей или поступка, разрыва их связей с другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции – остановки в процессе мышления, использование ритуалов и т. п. При воспроизведении в сознании травмирующих впечатлений, мыслей, образов происходит изоляция эмоциональных компонентов путем подавления. В этом случае идея, мысль, впечатление, представление осознаются относительно нейтральными от переживаний и не представляют опасности для личности. Изолируются не только когнитивные и эмоциональные компоненты, но и цепь предшествующих и последующих событий, т. е. происходит разрушение ассоциативных связей. Ярким примером данной защиты является уход от реальной действительной жизни в изолированные социальные группы (напр., общины, религиозные секты).

Интроекция является одним из механизмов формирования личной морали и самосознания человека (термин был введен по контрасту с термином «проекция»). Ш. Ференци писал: «Если параноик выносит свои неприятные переживания за пределы своего Я, то невротик, напротив, включает в Я как можно большую часть внешнего мира, превращая его в объект бессознательного фантазирования. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен и эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое (напр., отказ принять смерть близкого человека). Интроецироваться могут личностные особенности других людей, их мнения, установки, взгляды, поступки и т. п., причем эти особенности других встраиваются в структуру личности субъекта без психической переработки, т. е. в неизменном виде.

Механизм интроекции действует подсознательно и часто используется для преодоления фрустрации. При этом создается видимость связанности психических процессов индивида с утерянным объектом, и личность защищается от серьезных психических нарушений.

«Наркотизация» или отвлечение, является активной фрагментацией сознания рассеиванием энергии и отвлечением от чего-то неприемлемого. Неприемлемое желание, чувство, идея становятся действительно беспокоящими лишь тогда, когда они захватывают достаточно большую часть сознания индивида. Если внимание переключается с одного объекта на другой, его трудно увлечь чем-либо. Отвлечение ослабляет внимание к угрожающим аспектам реальности через распределение между большим количеством различных объектов ситуаций и действий таким образом, что это как бы «наркотизирует сознание», не позволяя ему остро переживать неприятные события. Когда наркотизация оказывается доминирующим стилем личности, то, несмотря на ее деятельный образ жизни и чрезмерную активность, действительно важные аспекты остаются вне сферы внимания, поскольку всему уделяется одинаковая доля энергии и внимания индивида. Такого рода наркотизация препятствует его психологическому росту и процессу самореализации, способствуя формированию фальшивой личности.

Аннулирование действий – психический механизм, используемый для ослабления какой-либо неприемлемой мысли или чувства с целью избежать угрожающих последствий предстоящих действий или поступков. Это попытки «вычеркнуть» (уничтожить) посредствам символического акта болезненные переживания; обычно повторяющиеся и ритуалистические действия, связанные с остатками магического мышления и верой в сверхъестественное. Примером могут служить различные суеверия и приметы. При неврозах навязчивости механизм аннулирования принимает крайне преувеличенные формы, становится системой тщательно разработанных ритуалов, отнимающих у личности много времени и энергии и препятствующих нормальной жизни.

Заключение

Многие исследователи (Плутчик Р., Романова Е.С., Гребенников Л.Р.) рассматривают механизмы психологической защиты, как базис всех защитных стратегий личности, которые развиваются для совладания с основными аффективными процессами и влечениями. В настоящее время считается, что все защитные механизмы направлены против фрустраторов, которые представлены следующими типами:

studfiles.net

Понятие о механизмах психологической защиты

Защитные механизмы срабатывают в условиях конфликта одинаково сильных, но противоположно направленных стремлений личности, вызывающих «возмущения» в системе ее мотивации. Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я».

Психологическая защита проявляется в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе, по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других. «Механизм психологической защиты, — пишет Р.М.Грановская, — связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности, направленной на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты». Однако психологическая защита носит по преимуществу деструктивный характер, так как, поддерживая привычный уровень самоуважения, она блокирует адекватную оценку реального положения дел в социальной среде и в своем внутреннем мире, лишает человека воли, мужества и ответственности перед собой и другими.

Впервые защитные механизмы были выявлены З.Фрейдом; их специальное изучение связано с именем его дочери — А.Фрейд. В психоанализе были выделены такие механизмы, как отрицание, вытеснение, проекция, регрессия и др. Опишем наиболее часто «работающие» психологические механизмы защиты, как выявленные в психоанализе, так и описанные другими исследователями (рис. 15).

Отрицание определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. Этот механизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки личности; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. Основная формула отрицания — «нет опасности, этого нет»; «не вижу, не слышу» и т.п. В житейском обиходе подобный механизм обозначают как «позицию страуса». Например, клиническая практика свидетельствует, что первой реакцией пациента на сообщение врача о выявленном серьезном заболевании является отрицание такого диагноза, неверие в него.

Механизмы психологической защиты

Отрицание Замещение

Вытеснение Изоляция

Проекция Реактивное

Образование

Идентификация………………………………………………Рационализация

Регрессия

Рис. 15. Механизмы психологической защиты

Вытеснение механизм избавления от внутреннего конфликта с помощью активного исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации. Феномены забывания чего-либо очень часто связаны с вытеснением. Например, особенно неудобные для нас факты легко забываются. Ущемленное самолюбие, задетая гордость, катастрофическое сообщение вытесняются и маскируются другими содержаниями, приемлемыми для самого субъекта. Например, мать, получившая извещение о гибели сына, убеждена, что такого извещения она не получала, она не помнит об этом. Наоборот, готова рассказывать о том, где сейчас ее сын, чем он занимается и т.д.

Проекция процесс приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо. Подмечено, что скупой склонен отмечать в других людях жадность, агрессивный — жестокость и т.п. Человека, постоянно приписывающего другим собственные неблаговидные мотивы, называют ханжой.

Идентификация защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. В идентификации есть и позитивный момент, так как это механизм усвоения социального опыта, овладения желательными, но отсутствующими у индивида свойствами и качествами. Эмоциональное сопереживание зрителя или читателя героям художественного произведения основано на механизме идентификации с ними. Из практики воспитания известно, что в семье сын идентифицирует себя с отцом, а дочь — с матерью.

Регрессия защитный механизм, посредством которого субъект в условиях повышенной ответственности стремится избежать внутренней тревоги, потерять самоуважение с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ранних стадиях развития. Регрессия есть возврат человека от высших форм поведения к низшим. Инфантильность в поведении и отношениях — яркий феномен регрессии.

Реактивные образования защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Безотчетная, не имеющая разумных оснований неприязнь к человеку может оборачиваться особой предупредительностью к нему, посредством которой субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства. И напротив, нередко симпатия к человеку может демонстрироваться в формах, характерных для неприязненного отношения. Педагоги в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы «прочитывают» чувство первой влюбленности, видят в этом характерный для подростков ритуал ухаживания.

Рационализация понимается как приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или перед самим собой своей несостоятельности. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает (обесценивает) значимость травмирующего фактора в сторону его снижения. Этот механизм еще называют «зелен виноград» (по известной басне И.А.Крылова «Лисица и виноград»).

Замещение защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Замещение разряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью. Например, одна испытуемая в опытах Т.Дембо после длительных неудач в решении экспериментальной задачи, состоящей в набрасывании колец на бутылки, вышла, расплакавшись, за дверь и в сердцах нацепила все кольца на вешалку.

Изоляция, или отчуждение, обособление и локализация внутри сознания травмирующих человека факторов. Доступ в сознание травмирующим чувствам блокируется, так что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Явления «раздвоения (расщепления) личности» могут быть связаны с такой защитой. Как свидетельствуют клинические данные, двойник воплощает то, что чуждо первому «Я»; при этом разные «Я» могут ничего не знать друг о друге.

В заключение отметим, что работа с сознанием, в том числе преодоление психологической защиты в случаях, когда они препятствуют формированию адекватной самооценки и самосовершенствованию личности, составляет центральный предмет психотерапевтической практики. С полным основанием сказанное можно отнести и к педагогической практике.

studfiles.net

Механизмы психологической защиты. | Psichov.net Занимательная психология человека и его личности

Механизмы психологической защиты  это методы, которые используются на бессознательном уровне, чтобы иметь дело с тем, что является неприятным, неприемлемым и угрожающим. В этой следующей статье, мы поймем их цель , а также дадим вам примеры общих механизмов психологической защиты, используемых в повседневной жизни.

Знаете ли вы?
Мечта является распространенным механизмом защиты, используемой для того чтобы убежать от реальности, и так-же используют юмор.

Защитные механизмы , также известны как способы сохранить лицо, используются в качестве временной договоренности , и помогают справится с делом, которое неприятно, неприемлемо, и опасно .

Они известны как спасающие престиж, потому что они буквально используются, чтобы ‘спасти нашу репутацию’ вслед за любой угрожающей ситуацией и новостями, поскольку  действительность слишком трудно принять и иметь дело в пределах всей ее  интенсивности.

Каковы механизмы психологической защиты..

Зигмунд Фрейд предложил понятия сознание, бессознательное и подсознание, и продолжал говорить о концепции защитных механизмов как неотъемлемой части бессознательной психики. Он сказал, что в нашей повседневной жизни, мы   время от времени сталкиваемся с определенными отрицательными стимулами, которые могут стать слишком опасными если  принимать всю их интенсивность на себя. Эти стимулы могут вызывать коррозию эго человека и делают жизнь невозможной, вызывая тяжелые психические стрессы, в их наиболее коррозионной форме, могут даже привести к нервному срыву. Именно из-за этого, мы подавляем эти неприятные мысли и ситуации, в нашем подсознании, даже не осознавая этого, и даже не знаем об их существовании, пока они не всплывут в виде необъяснимого поведения (сновидений, оговорок и т.д. ).

Почему они важны.

Фрейд продолжал объяснять, что эти механизмы имеют чрезвычайно важное значение для защиты эго человека, и без их помощи, эго просто рушатся и распадаются, что приводит к тяжелым психическим стрессом и делает повседневную жизнь практически невозможной. Так же, как можно было бы использовать парацетамол, чтобы почувствовать себя лучше физически, защитные механизмы используются для получения мысленного улучшения . Они работают как амортизаторы и помогают человеку справиться с болью, и именно поэтому, считается, что защитные механизмы  служат благой цели.

10 часто используемых механизмов защиты.

Самый первый идентифицированный защитный механизм был — репрессии он был предложен Фрейдом. Ниже данны  10 из обычно используемых защитных механизмов в повседневной жизни с примерами.

Репрессии.

Репрессия используется, чтобы подсознательно оттолкнуть воспоминания о тревожащих мыслях, импульсах и событиях в подсознательное. Так как это делается бессознательно, люди не контролируют это, поэтому, довольно вероятно  воспоминания могут  измениться в течении времени.               Например: Солдат может подавлять воспоминания о смерти, кровопролитии и уничтожении на поле боя.

Отказ.

Защитный механизм который отказывается принять реальность и признавать  очевидную правду. Это отказ признать, что что-то болезненное или неприятное произошло или происходит в данный момент. Люди, которые слышали о известие о смерти своих близких, часто испытывают отрицание.                                      Например: наркоман может находиться в отрицании, что он пристрастился к наркотикам и может продолжать говорить себе, что он делает что то хорошее в своей личной и профессиональной жизни .

Смещение.

Люди выражают их разочарование, импульсы и чувства на других, менее угрожающий объект, который не является источником их разочарования. Потому что они не могут использовать негативные эмоции и ответные меры против фактического источник их разочарования (так как это может привести к негативным последствиям), они буквально вытесняют их негативные чувства на других, менее опасных объектов.                                                                    Например: босс кричит на сотрудников, работник не может сказать что-нибудь против из за страха, что он потеряет свою работу, так что он вымещает свой гнев на кого-то менее угрожающего, на его жену дома. Эта цепочка не останавливается на достигнутом, а продолжается дальнейшее где жена может кричать на ребенка старшего возраста, ребенка старшего возраста на младшего брата, и брат может, «мучить» домашних животных. Приступ ярости срабатывает даже при незначительной провокации.

Регрессия.

Регресс является метод, который используется для регрессирования или возражению к более ранней стадии развития, когда сталкиваются с неприятными или неприемлемыми ситуациями. Стадии на который регрессируют, может зависеть от человека к человеку.                                                             Например: Боясь крика со стороны учителя, у подростока может начаться снова ночное недержание мочи, или отказ купить игрушку может привести маленького ребенка к истерике и обиде. Или молодая женщина может свернуться в позу эмбриона после разрыва отношений и отказываться вылезать из постели.

Сверх-компенсация.

Перед лицом проблемы человека выставляет дополнительное количество усилий для преодоления или компенсирования  ситуации. Эти усилия настолько высокие, что значительно превышают первоначальный результат .                                                                                   Например: человек, который не пришел на урок  приложит столько усилий, что он не только получит хорошую оценку, но, вероятно, получить первое место в классе.

Сублимация.

Это пере направление неприемлемых мысли, эмоции и импульсов в более приемлемые формы. Этот защитный механизм может помочь человеку сосредоточиться на более позитивных аспектах жизни, заставив его найти лучшую перспективу.                                                                                Например: человек, который имеет проблемы с гневом  записываются  в  секцию кикбоксинга, так что его гнев можно использовать в спорте. Юмор и мечты также могут помочь человеку справиться с напряженной ситуацией или неудачей.

Рационализация.

Рационализация предполагает переосмыслить неприятное или неприемлемое поведение и чувства, рациональным образом и обесценить истинные причины поведения. Этот защитный механизм предотвращает беспокойство и защищает свою самооценку.                                                                                          Например: студент, который получил очень низкие оценки в тесте может рационализировать, говоря, что учитель намеренно дал ему низкие оценку, потому что она ненавидит его. Или вор оправдывает кражу говоря, что человек был богат и заработал деньги нечестно.

Проекция.

Это проектирование собственных нежелательных, мыслей, чувств и/или импульсов на другого человека, у которого нет этих мыслей и желаний. Таким образом мы проектируем негативное чувство, которое мы неприемлем по отношению к себе на другого человека у которого его нет.                         Например: человек, который никогда не слушает, будет сердиться и обвинять   супруга что он его никогда не слушает. Хотя на самом деле он его слушал все это время

Интеллектуализация.

Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией или новостью, человек будет отделять себя эмоционально от ситуации и сосредоточиться только «холодных» и клинических аспектах ситуации.                                                                Например: человек, узнав, что он страдает от неизлечимой болезни воли, вместо того, чтобы реагировать с горем, будет узнавать все о болезни или может перечислить все бесплодные процедуры, которым он мог подвергнуться.

Отмена.

Это бессознательная попытка отменить или взять назад, чтобы свести на нет действие или комментарии, которые привели к неприятным чувствам тревоги или вины, которое могут быть вредными и / или неприемлемыми для другого человека. Это сделано, чтобы противодействовать ущербу, который может быть сделан путем предыдущего комментария или действия, в надежде, что они будут уравновешивать друг друга.                                                                        Например: После оскорбления кого-то или его имени, человек может попытаться отменить свои действия проводя следующий час хваля положительные качества человека.

Как оборонительные механизмы могут вызывать коррозию.

В то время как защитные механизмы, как полагают, важны для нашего психического здоровья, важно понять, что они могут убрать нас из реальности. Давайте проведем параллель, если человек начинает кашлять, он возьмет сироп и справиться с ним таким образом, но если кашель не прекращается даже после пробы всех методов, он посетит врача, чтобы добраться до корня проблемы. Если он не обратиться к врачу, здоровье его ухудшится. Кроме того, защитные механизмы,  действуют в качестве буфера и помогают человеку справиться с первоначальным шоком. После этого человек должен смотреть в лицо реальности, и принять необходимые меры для решения проблемы. Невыполнение этого требования означает, что он уходит от реальности, что само по себе может быть очень вредным. Защитные механизмы помогают, смягчая удар и помочь в смягчении нашего эго. Но так как это происходит на бессознательном уровне, мы не знаем, что мы вкладываем в их  использование, возможно они имеют коррозионный характер  и уводят нас от реальности. Именно поэтому важно знать об этих защитных механизмах, и понимать, когда следует остановиться и посмотреть на реальность объективно .

Статьи по психологии: 

psichov.net

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *