Моральное издевательство над ребенком – Развитие ребенка
Рейтинг Типы морального насилия, причины и факторы его возникновения, симптомы и способы преодоления |
Вы обеспокоены внезапным изменением поведения вашего ребенка? Хотите достучаться до него, но чувствуете, что между вами возник эмоциональный разлад? Вам трудно понять его перепады настроения, и вы беспокоитесь, не вызваны ли они вашим подходом к дисциплине? Вы слышали термин «моральное издевательство над детьми» и хотите знать, могли ли вы сами или кто-либо из окружения ребенка поступить с ним подобным образом, нечаянно или, возможно, даже намеренно?
Если вы ищете ответы на любой из вышеперечисленных вопросов, прочитайте эту статью, и вы узнаете о том, что такое моральное издевательство по отношению к вашему ребенку и как можно распознать и предотвратить его.
Что такое моральное издевательство над ребенком?
Во многих случаях моральное издевательство (моральное насилие, психологическое насилие) – это форма постоянного жестокого обращения или пренебрежения, которое испытывает ребенок от родителей либо других близких ему людей. Моральное или психологическое насилие может нанести очень серьезный ущерб познавательному, эмоциональному, социальному и психологическому развитию ребенка. Иногда родитель морально унижает ребенка, прекрасно осознавая возможные последствия. В других случаях родители могут подвергать ребенка моральным издевательствам неосознанно.
Различные типы морального издевательства над ребенком
Вот несколько ситуаций, которые могут заставить ребенка страдать от морального издевательства (психологического насилия).
1. Игнорирование вашего ребенка
- Игнорирование ребенка происходит в том случае, если родитель не находится рядом с ним в течение длительного времени – настолько длительного, что ребенок начинает чувствовать себя одиноким.
- Кроме того, бывают ситуации, в которых вы можете физически присутствовать рядом с ребенком, но не обращать на него должного внимания.
- Ребенок также чувствует себя игнорируемым, если вы избегаете зрительного контакта во время разговора с ним или не обращаетесь к нему по имени.
2. Отказ в удовлетворении потребностей ребенка
- Отказ удовлетворять потребности ребенка может выражаться в таком простом проявлении, как высмеивание ребенка в присутствии посторонних, вам оно может казаться несущественным инцидентом, но на самом деле может иметь самые серьезные и продолжительные последствия для ребенка.
- Если вы регулярно не прикасаетесь к ребенку, не обнимаете его, не гладите, то тем самым отказываетесь отвечать на его самые простые физические потребности. Вы также морально унижаете его и в том случае, если отвергаете основные потребности и желания ребенка.
3. Изоляция ребенка
- Изоляция означает, что вы регулярно препятствуете общению вашего ребенка с друзьями или ровесниками. Это может также означать, что вы не допускаете регулярного социального взаимодействия ребенка с другими членами семьи или взрослыми.
- Изоляция происходит в случае, если вы ограничиваете свободу передвижения вашего ребенка, зачастую в качестве наказания. Хотя многие родители считают нормальным наказывать своего ребенка путем наложения определенных ограничений, слишком частое применение такого рода наказаний может принять форму морального издевательства.
4. Использование или развращение ребенка с помощью манипулирования
- Использование или развращение ребенка – это форма морального издевательства, подразумевающая обучение или вовлечение его кем-либо в недопустимую и даже незаконную деятельность.
- В некоторых случаях вашего ребенка могут даже принудить к таким действиям, иногда без вашего ведома.
- Такая форма морального издевательства может выражаться в антиобщественном или саморазрушающем поведении родителя или опекуна. Принуждение ко лжи, воровству или вовлечение в проституцию может спровоцировать агрессивное поведение ребенка.
5. Устное оскорбление и унижение
- Устная форма морального унижения оказывает очень сильное и продолжительное воздействие на ребенка.
- Устное оскорбление включает высмеивание, посрамление, унижение ребенка на регулярной основе. Оно может также принимать форму словесных угроз, исходящих от кого-либо.
6. Терроризирование ребенка
Терроризирование – это форма морального издевательства, при которой родитель угрожает или запугивает ребенка, чтобы заставить его повиноваться.
- Родитель может угрожать или запугивать ребенка различными способами. Это может быть действие, которое поставит ребенка в опасное или неудобное положение. Или же действие, направленное на то, чтобы разлучить его с домашним любимцем, любимой игрушкой и даже родным братом или сестрой – до тех пор, пока ребенок не подчинится.
- Во многих случаях, когда родитель ставит перед ребенком нереальные цели и нереалистичные ожидания, тот чувствует себя запуганным. Он может испугаться опасных последствий, которые неминуемо наступят, если он не будет соответствовать таким ожиданиям.
7. Пренебрежение ребенком
- Пренебрежение ребенком может принимать различные формы, например, отсутствие внимания к его образовательным потребностям. Это происходит, когда родитель не может или не предоставляет ребенку материалы, пособия, принадлежности, необходимые для обучения.
- Ребенок может испытывать моральное издевательство в форме психического (психологического) пренебрежения. Это ситуация, при которой родитель отказывается замечать или игнорирует потребности ребенка в лечении, которое может помочь ему преодолеть серьезные психологические (психические) проблемы.
- Третья форма пренебрежения возникает тогда, когда родители отказываются признавать потребность ребенка в медицинском лечении.
Может показаться, что многие формы морального издевательства над ребенком – это часть общих методов воспитания. Однако такие методы могут превратиться в настоящее насилие, когда из-за частого применения начинают негативно влиять на ребенка. Например, совершенно нормально в качестве наказания ставить ребенка в угол, но только до тех пор, пока такое наказание не войдет в привычку, не станет ежедневной практикой. Ваш ребенок должен понять причину наказания, а не воспринимать его как иррациональное и маниакальное поведение с вашей стороны.
Почему происходит моральное издевательство?
Эксперты в вопросах здравоохранения и детские психологи пришли к общему мнению, что моральному издевательству подвергаются дети из разных семей. Как родитель вы всегда хотите лучшего для своего ребенка, но иногда бывают ситуации, которые могут заставить вас применить строгий или жесткий подход. Существует множество факторов, которые могут привести к моральному издевательству родителей над детьми. Вот некоторые, наиболее важные из них:
- стресс;
- недостаток времени на ребенка из-за постоянной занятости;
- нехватка материальных и других ресурсов;
- слабые навыки воспитания;
- общественная изоляция;
- неестественные ожидания от ребенка.
Кроме того, в некоторых случаях родитель может морально издеваться над ребенком, основываясь на личном опыте, потому что так в свое время поступали с ним, и тем самым он замыкает этот порочный круг.
Каковы симптомы жестокого обращения с детьми?
Вот несколько физических признаков морального издевательства над детьми:
- Ребенок внезапно начинает мочиться или не держать кал во время сна, при этом медицинские причины таких действий отсутствуют.
- Поступают различные жалобы ребенка психосоматического характера: жалобы на регулярные головные боли, тошноту или даже боли в животе. Но результаты медицинского обследования остаются в пределах нормы или неопределенными.
- Если ваш ребенок страдает от морального издевательства, у него могут случаться приступы диареи и рвоты, которые иногда длятся несколько недель и даже месяцев.
- Если ваш ребенок переживает моральное насилие, вы можете заметить некоторые существенные задержки на различных этапах его развития.
- Общим признаком морального издевательства над детьми является стремление ребенка выглядеть и чувствовать себя не так, как все. Ребенок может неожиданно и кардинально сменить свой стиль одежды, начать одеваться неподобающим образом на различных мероприятиях или в различных местах.
Вот несколько социальных симптомов морального издевательства, которые могут наблюдаться у вашего ребенка:
- У ребенка наблюдается значительное отставание в различных сферах развития.
- Можно заметить, что ребенок стал вести себя тише, чем обычно, и пугается малейшего шума и даже знакомых голосов. Он может стать отшельником, отказываться общаться с людьми и поддерживать зрительный контакт во время разговора. Все эти симптомы могут являться ранними признаками развития депрессии, тревоги, страха, психотравмы или даже агрессии.
- Если ваш ребенок стал жертвой морального насилия, вы можете заметить у него тяжелые и часто трудно контролируемые симптомы саморазрушения. Он может проявлять суицидальные тенденции или агрессивно, вызывающе себя вести, что заключается в злоупотреблении алкоголем или наркотиками.
- Если ребенок подвергается моральному издевательству, у него могут проявляться и совершенно противоположные модели поведения. Ребенок становится чрезмерно уступчивым и соглашается на все, что вы говорите. Он может внезапно стать чрезмерно воспитанным и вежливым или выглядит подчеркнуто аккуратным и чистым.
- Когда ваш ребенок страдает от морального насилия, вы можете заметить у него повышенную потребность во внимании родителей или наоборот – ребенок может выглядеть чрезвычайно подавленным или нехарактерно застенчивым.
- Очень простой способ определить, подвергается ли ваш ребенок моральному издевательству, – это понаблюдать за ним во время игры. Большинство детей копируют негативное поведение или речь, которые они наблюдают или слышат дома. Если вы видите, что ваш ребенок демонстрирует нетипичное для него поведение или произносит слова, неподходящие для его возраста, это может быть признаком морального насилия.
Как можно определить признаки эмоционально агрессивного поведения у взрослых?
Вот несколько способов, которые помогут определить, проявляет ли взрослый моральное насилие по отношению к ребенку:
- Взрослый обзывает и высмеивает ребенка в присутствии посторонних.
- Взрослый придумывает ребенку унизительные и неуместные прозвища.
- В некоторых случаях взрослый словесно угрожает ребенку. Он может повысить голос на ребенка или угрожать ему физическим насилием. Иногда он заставляет ребенка наблюдать акт насилия или нанесения физического вреда кому-либо или чему-либо близкому для ребенка.
- Взрослый морально унижает ребенка, проявляя нереалистичные ожидания от него.
- В некоторых случаях моральное насилие над ребенком выражается в вовлечении его в решение вопросов опекунства, присутствии на заседаниях во время бракоразводных процессов.
Несколько статистических фактов морального издевательства над детьми
- Почти 90 % всех случаев детских смертей являются результатом подстрекательств членов семьи или близких.
- Дети, ставшие жертвами морального издевательства, на 25 % чаще страдают от проблем со здоровьем и психикой.
- Дети, которые страдают от морального унижения, склонны к подростковой беременности, совершению правонарушений, уходу из школы и злоупотреблению наркотиками.
Советы по предотвращению морального насилия
Как родитель вы любите своего ребенка, но верно и то, что вы неосознанно заставляете его страдать от морального унижения. Правда заключается в том, что даже образцовые родители иногда кричат на своих детей и игнорируют их. Когда такие случаи единичны, они не являются насилием. Опасность эмоционального насилия появляется тогда, когда такой тип поведения родителей становится привычным и регулярным.
Хотя моральное издевательство над ребенком может произойти практически в любой семье, независимо от царящей в ней атмосферы, существуют некоторые катализирующие факторы. Вот некоторые ситуации, которые могут увеличить опасность морального издевательства над детьми:
- Семье, которая испытывает финансовые трудности, трудно заботиться об академической успеваемости ребенка и других его основных потребностях. В такой семье ребенок, вероятно, столкнется с моральным насилием.
- Одинокий родитель может чувствовать себя чрезмерно обремененным заботой и ответственностью за ребенка. Он может срывать свое раздражение на ребенке и тем самым морально унижать его.
- Ребенок находится в зоне высокого риска подвергнуться моральному издевательству в случае, если родители живут отдельно друг от друга или разведены. В такой ситуации оба родителя могут быть слишком заняты работой и эмоционально пренебрегают ребенком.
Быть родителем, безусловно, большая ответственность, для этого требуется огромное терпение. Вполне возможно, что, в то время как вы кричите на ребенка или игнорируете его из лучших побуждений, результаты такого поведения не всегда оправдывают ваши ожидания. Если вы чувствуете, что каким-то образом морально обижаете своего ребенка, важно проконсультироваться у соответствующего специалиста. Он сможет удержать вас от оскорбительного поведения, поможет избавиться от привычки к моральному насилию и улучшит ваше отношение к ребенку.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 4 из 5 на основе 4 оценок.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
14.09.2015
Не только сестры Хачатурян. Жестокость к детям, немое свидетельствование и насилие в российских семьях
В российское законодательство может быть введена уголовная ответственность за домашнее насилие. Ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста подвергаются физическому насилию. «Сноб» собрал наиболее резонансные случаи жестокого обращения с детьми за последние два месяца и поговорил о семейном насилии с психологами
Павел Ковалевский. «Порка». 1880 Фото: Public domain23 июня стало известно, что в Дагестане четырехлетняя девочка умерла от травм, нанесенных мачехой. Девочка попала в больницу с тяжелой закрытой черепно-мозговой травмой в конце января 2019 года. Судмедэксперты установили, что ребенка били по голове тупым предметом. Мачеху обвинили в умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть, заведено уголовное дело.
22 июля в сети появился ролик, на котором видно, как мать кричит на сына и избивает его: наносит удары по голове, выкручивает руки, швыряет его. Мальчик держится за нее руками, пытаясь защититься. Причиной такого «наказания» стало то, что ребенок забыл пакет в банке, в который они заходили перед этим. Сейчас по этому делу ведутся проверочные мероприятия и устанавливаются все обстоятельства случившегося.
23 июля на Кубани следователи возбудили уголовное дело в отношении мужчины, державшего сына в сарае. Отец обмотал металлической цепью шею ребенка и закрепил ее за деревянную ножку стеллажа. Мальчику удалось сбежать. Он рассказал, что вечером его приковывали цепью, а днем заставляли работать. Сейчас ребенок в реабилитационном центре, а следователи проверяют, не совершал ли отец других противоправных действий в отношении сына.
24 июля на лестничной площадке одного из домов поселка Мга Кировского района обнаружили искалеченную девочку. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении 57-летней женщины, которая по просьбе матери девочки в тот момент присматривала за ребенком. Предположительно, женщина в состоянии алкогольного опьянения избила трехлетнюю девочку кухонным молотком.
30 июля суд приговорил к пожизненному заключению жителя Забайкалья Владимира Паукова за убийство ребенка. Мужчина пытался научить пятилетнего пасынка читать. Когда ребенок стал противиться требованиям отчима, тот избил его мухобойкой и несколько раз бросил об пол с высоты собственного роста. Мальчик умер на месте. Когда мать ребенка вернулась домой, Пауков не позволял ей вызвать полицию и скорую.
Елена Баканова, завкафедрой психологии Международного института монтессори-педагогики:
В последнее время новости о насилии над детьми все чаще появляются в СМИ, потому что общество стало отдавать себе отчет в том, что проблема действительно существует. Происходит это в том числе благодаря тем женщинам, которые вслух заговорили о насилии по отношению к себе. Это, безусловно, позитивная тенденция, потому что информационный поток помогает привлечь внимание к проблемам наиболее незащищенных слоев населения. В результате само общество становится более осознанным. 15 лет назад не могло возникнуть даже разговора о введении в Уголовный кодекс пункта о телесных наказаниях детей. Формулировка «жестокое обращение с детьми» встречается в 156-й статье Уголовного кодекса, однако ее трактовка остается расплывчатой.
Детско-родительские конфликты в значительной степени связаны с тем, что взрослые должны выполнять множество рутинных задач, при этом совмещая множество других социальных ролей. Часто это сопровождается негативными эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем психологическом состоянии родителей и, в конечном итоге, приводит к тому, что этот негатив выплескивается на детей, а регулярные шлепки и подзатыльники становятся нормой.
Важно понимать, что, подвергаясь насилию, ребенок не только переживает стресс. У него формируется модель поведения, которую он, возможно, будет воспроизводить во взрослом возрасте. Если телесно наказывают мальчика, он становится агрессивным, понимает, что ему можно бить окружающих. А если бьют девочку, у нее закрепляется установка, что применять физическую силу по отношению к ней — норма.
В России ситуация с жестокостью по отношению к детям может быть связана с историческим опытом. Запрет на телесные наказания в отношении взрослых был введен только в начале ХХ века, до этого они были нормой. Сегодня более чем в 50 странах уже есть законы, предусматривающие уголовное наказание за насилие над детьми. Например, в Финляндии или Германии, увидев или услышав, что ребенка бьют, вы должны сообщить об этом в специальные органы.
Также открытым остается вопрос немого свидетельствования — ситуации, когда окружающие замечают случаи насилия над детьми, но не знают, что предпринять. Для того чтобы люди понимали, как правильно реагировать в тех случаях, когда они видят жестокость по отношению к детям, необходим закон, который бы четко определил алгоритм действий.
Как же тогда наказывать детей так, чтобы не травмировать их психику? Важно помнить, что преступление — это, прежде всего, нарушение принятых в обществе норм. Поэтому сначала нужно объяснить ребенку, какие нормы в принципе существуют. Цель наказания — научить следовать правилам социального поведения и создать условия для того, чтобы неправильные действия не повторялись, а не нанести ребенку физические или психологические увечья.
Евгения Забурдаева, практикующий психолог, психотерапевт:
Сегодня все чаще открыто говорят о проблеме родительского выгорания, которое становится причиной насилия над детьми. Как правило, это результат целого комплекса причин. Во-первых, родители-насильники зачастую сами бывшие жертвы насилия или свидетели насилия в семье, и они проецируют собственный внутренний конфликт на своих детей. Во-вторых, современное общество предъявляет к родителям как никогда высокие социальные ожидания: ребенок будто бы становится проектом своей семьи, а родителей судят по тому, насколько «успешно» они его реализуют. Такое давление зачастую приводит к тому, что родители не справляются с психологическим напряжением и срываются на ребенке.
Изменить ситуацию можно только с помощью популяризации этой проблемы: важно рассказывать о родительском выгорании, отсутствии эмоциональной и социа
Психологическое насилие в семье над ребенком: признаки, виды и последствия
О сексуальном и физическом насилии знают любые родители и стараются всячески защитить своих детей от него. Однако они часто травмируют чувства малыша словами, произнесёнными по неосторожности. Психологическое насилие в семье над ребенком считается популярнейшей проблемой. Чтобы понимать, как избежать травмирования психики малыша, требуется знать причины возникновения проблемы и её признаки.
Суть и причины
Для несовершеннолетнего человека первым социальным институтом считается семья. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности среди родственников. Однако случаются ситуации, когда малыш перестаёт ощущать безопасность и начинает бояться домочадцев и домашней обстановки в целом.
Насилие представляет собой силовое или психологическое воздействие негативного содержания. Подвержены этому влиянию слабые люди или дети. Но насильственные действия могут проявляться в бездействии. Если со стороны взрослых отсутствуют защитные действия, касающиеся безопасности ребёнка, это можно расценивать как косвенную угрозу.
Причины насильственного отношения:
- Сложившееся поведение взрослых по опыту воспитания прошлого ребёнка.
- Низкий социальный уровень развития семьи. Нестабильное экономическое положение, социальные факторы, безработица.
- Неудовлетворённость жизни взрослых. Низкая самооценка.
- Психологические заболевания родителей.
- Нежеланный ребёнок.
- Детские страхи родителей, сформировавшие их стиль воспитания.
- Достижение власти над ребёнком любыми способами. Принципиальное отношение.
Необходимо понимать, что психологическое воздействие в семье возникает из-за проблем с психикой родителей. Из-за этого работать над исправлением ситуации требуется начинать со взрослых и их детских проблем, неразрешённых конфликтов, страхов.
Виды
Существуют различные виды психологического насилия над детьми:
- Бездействие. Отсутствие защиты родителей при физическом или психическом давлении со стороны сверстников, других взрослых на ребёнка.
- Прямые и косвенные оскорбления.
- Умаление достоинств, талантов, добрых поступков малыша.
Помимо психологического существуют и другие разновидности насилия:
- Отсутствие должного ухода за малышом.
- Рукоприкладство. К этой разновидности насилия относятся любые физические действия, направленные на причинение боли ребёнку.
- Сексуальное насилие. Большая группа, включающая в себя различные действие сексуального характера. Педофилия, развратные действия, демонстрация порнографических картинок, видео, литературы, психологическое давление, принуждающее к сексуальным действиям.
К насилию относятся любые жестокие действия. Они могут носить психологически или физический характер и проявляться в различных поступках.
Признаки
Определить насилие, развивающееся в отдельной семье со стороны крайне сложно. Связано это с тем, что обычно такие социальные объединения не проявляют видимых признаком. Семья с процветающим насилием старается закрыться от посторонних, не проявляет социального интереса к другим людям. Между родственниками складываются взаимозависимые отношения, которые чётко разграничивают жертву и насильника. На вопросы о том, что происходит в семье ребёнка, он будет отводить глаза и стараться изменить тему разговора.
Закрытая социальнаяячейка, в которое процветает насилие, мало контактирует со сторонними людьми. Однако можно заметить некоторые признаки, указывающие на жестокое обращение к ребёнку:
- За стеной квартиры в которой живёт малыш с родителями слышны частые хлопки, удары, крики.
- Видимые следы побоев, появляющиеся периодично.
- Рваная одежда, неприятный внешний вид ребёнка.
- Плохое настроение, заплаканные глаза, неконтролируемые истерики у малыша.
- Боязнь идти домой.
- Повышенная тревожность, неоправданная агрессия к окружающим.
- Задержка в физическом, речевом, психологическом развитии.
- Депрессивное состояние.
- Сонливость, жалобы на мышечные боли.
- Нервный тик.
- Тремор.
- Информационная осведомлённость малыша в сексуальных вопросах.
- Сексуальные домогательства со стороны малыша к сверстникам, взрослым.
- Покорность, подчинение к любым требованиям.
- Проблемы с памятью, со сном, с аппетитом.
- Замкнутость, нежелание общаться со сверстниками.
Это далеко не все признаки, которые можно заметить за ребёнком. Чаще всего, их замечают воспитатели, учителя, лечащие врачи.
Последствия
После проявления любой формы насилия остаются определённые последствия, которые отображаются на дальнейшей жизни человека. К ним относятся:
- Постоянное чувство вины, стыда.
- Страх по незначительным поводам.
- Нервный тик.
- Двойственное поведение среди взрослых, сверстников, родственников.
- Частые депрессии, угнетённое состояние.
- Нарушения сна.
- Невозможность поддерживать нормальное общение со сверстниками.
- Страх одиночества или отвержения социума.
- Проблемы сексуального характера, преследующие человека на протяжении жизни.
- Психологические заболевания.
- Наплевательское отношение к окружающим.
- Агрессивное поведение в обществе.
- Возможное проявление насилия по отношению к детям, женщина, животным.
- Резкая смена настроения.
- Низкая самооценка, проявление ненависти к своему телу.
По отдельности эти последствия не могут говорить о проявлении насилия по направлению к человеку в детстве. Если они проявляются комплексно, следует насторожится и попытаться оказать ему психологическую помощь.
Диагностика
Когда родители ребёнка совершают непреднамеренные действия, которые относятся к насилию, диагностировать его становится сложнее. Большинство родителей знает метод воспитания по системе кнута и пряника. В этом случае по отношению к ребёнку жестокость будет проявляться за его провинности. Он будет понимать, что виноват и не расскажет воспитателям о насилии, применяемом к нему.
Чтобы диагностировать физическое насилие, психологу или воспитателю требуется пообщаться с родителями жертвы. Во время разговора нужно учитывать такие моменты:
- Тревожность, нервозность взрослых.
- Обвинения, применяемые в отношении ребёнка.
- Преувеличение общей ситуации в собственную пользу.
- Ложные показания.
Родители, проявляющие насилие по отношению к детям, могут крайне негативно реагировать на критику в их адрес от посторонних людей. Диагностировать физическое насилие проще, чем психологическое. У ребёнка будут частые жалобы на здоровье, визуальные травмы, вызывающие подозрения.
Чтобы диагностировать насильственные действия физического, психологического, сексуального характера у малыша, требуется пообщаться с ним. При разговоре обращать внимания на следующие моменты:
- Нервозность.
- Отведение глаз. Попытки сменить тему разговора.
- Плач, неконтролируемая истерика.
- Защита действий взрослых по причине собственной вины.
- Вспыльчивость, агрессивное поведение.
- Молчаливость, страх.
- Бессвязный лепет.
Важно обратить внимание на момент, когда посторонний человек совершает резкие движения. Ребёнок, к которому проявлялось насилие, будет вздрагивать после этого.
Реабилитация
Чтобы устранить последствия насилия и уберечь ребёнка от него в дальнейшем, требуется комплексный подход. К нему относится работа с родителями и с малышом. При этом проводятся:
- Психологические тренинги.
- Психотерапия.
- Индивидуальные беседы, попытки наладить контакт между взрослыми и ребёнком.
Для снятия эмоционального напряжения, успокоения нервов могут назначаться специальные техники медитации, успокаивающие таблетки.
Профилактика
Профилактика насильственных действия достигается методами информирования населения. К ним относятся беседы, проводимые с учениками в учреждения образования (садах, школах), консультации, собрания на рабочих местах родителей. К профилактическим мерам относятся мероприятия, устраиваемые местными органами власти, для достижения благополучия в семьях.
Психологическое негативное давление наблюдается в большинстве семей. Чаще всего, это непреднамеренные действия взрослых, которые губительно отображаются на самооценке ребёнка. Чтобы справиться с этой проблемой, требуется анализировать общую ситуацию, думать о том, что говорить крохе.
определение, понятие, характеристики, советы психолога, ответственность за совершенные действия
Негативные эмоции люди в отношении других лиц выражают по-разному. Кто-то просто нехорошо отзывается о каком-то человеке за его спиной, а кто-то выбирает более жесткий и неприятный метод воздействия – психологическое насилие. Статистика показывает, что жертва чаще всего – это не взрослый, а ребенок. Психологическому насилию несовершеннолетние подвергаются в школах, на улице, дома. Это очень серьезная проблема, так как из-за нее у детей нарушается эмоциональное поведение, развитие. У них появляются страхи.
Что такое психологическое насилие
Психологическое насилие еще называют эмоциональным. Этот термин обозначает периодическое или постоянное оскорбление ребенка какими-нибудь неприятными словами, унижение его человеческого достоинства, высказывание угроз. Нередко у родителей сформирован желаемый образ детей. Для его достижения мамы и папы предъявляют своим чадам такие требования, которые они выполнить не в состоянии из-за возрастных возможностей. Это тоже относится к психологическому насилию.
Негативное отношение к ребенку имеет очень серьезные последствия. Он перестает испытывать радость. Его начинают мучить собственные переживания. Ребенок замыкается в себе, теряет доверие к окружающим людям. В дальнейшем все это приводит к проблемам в построении отношений. Еще одно негативное последствие – это заниженная самооценка. Например, ребенка в школе сверстники могут называть страшным, глупым. С такими мыслями о себе он и растет в дальнейшем.
Классификация проблемы на формы
Что можно считать психологическим насилием над ребенком? Специалисты выделяют несколько форм этой проблемы. Вот основные из них:
- Деградация. При этой форме дети или взрослые воздействуют на конкретного ребенка грубыми словами, ругательствами, обзывают, высмеивают его перед другими людьми.
- Игнорирование. Эта форма насилия чаще всего наблюдается со стороны взрослых людей – родителей. Они не обращают на своего ребенка внимания, не интересуются его успехами, достижениями. Он не чувствует ласки, заботы, любви. Естественно, подобное отношение угнетает ребенка.
- Отталкивание. Эта черта поведения проявляется тем, что родители отталкивают своего ребенка, постоянно прогоняют его, т. е. дают понять, что он им не нужен.
- Терроризирование. При этой форме насилия ребенка постоянно чем-нибудь запугивают. Ему угрожают, предъявляют требования, которые невыполнимы на данном возрастном этапе.
В различных книгах по воспитанию, статьях о психологическом насилии над детьми особое внимание обращается на изолирование. Это еще одна форма проблемы. Ее суть заключается в разных запретах (например, нельзя общаться со сверстниками, ходить с ними на прогулку). Иногда при изолировании родители прибегают дополнительно к физическому насилию – запирают ребенка одного в квартире, комнате, а иногда даже в шкафу, бьют его, если он нарушает запреты.
Признаки психологического насилия
Когда ребенок становится жертвой психологического насилия, об этом можно догадаться по некоторым особенностям поведения. Наблюдаются следующие признаки:
- у ребенка появляется тревожность, излишнее беспокойство;
- нарушается аппетит;
- состояние кажется подавленным;
- самооценка снижается;
- несовершеннолетний избегает сверстников, взрослых людей, стремится уединиться;
- иногда из-за психологического насилия у ребенка появляется такая черта характера, как агрессивность;
- из-за отрицательных эмоций нарушается сон;
- ребенок начинает меньше внимания уделять учебе, получает плохие оценки в школе;
- постоянные угрозы, оскорбления, издевательства со стороны сверстников или взрослых приводят к попыткам самоубийства.
Уже в детстве из-за психологического насилия возникают проблемы со здоровьем. Задерживается физическое и умственное развитие, возникает энурез, нервный тик, ожирение. Эмоциональное насилие влияет на мозг. Это в итоге вызывает предрасположенность к различным заболеваниям:
- к ишемической болезни сердца;
- синдрому хронической усталости;
- онкологическим заболеваниям и др.
Насилие в семье и советы родителям
Психологическое насилие в семье над ребенком бывает по разным причинам. Во-первых, родители могут просто не любить свое чадо. Это ужасает. Такая причина просто не укладывается в голове. Как можно не любить собственного ребенка, ведь он – это будущее родителей. С мамами и папами, применяющими насилие, требуется проводить беседы. Необходима также помощь родственников. Если родители не одумаются, то ребенку лучше всего жить, например, с бабушкой.
Другая частая причина – это требования к ребенку. Важно помнить, что нельзя другого человека заставить что-то делать. Требования, которые невыполнимы или которые не нравятся ребенку, способны подавить волю, вызвать угнетенное состояние.
Заповеди мудрых родителей
Существует 4 заповеди мудрых родителей. Они могут помочь избежать психологического насилия над ребенком, ведь не всегда мамы и папы осознают, что их воспитание является неправильным и приводит к негативным последствиям. Во-первых, никогда не пытайтесь сделать из своего ребенка самого лучшего. Не все люди являются одинаковыми. Каждый человек наделен определенными способностями и возможностями.
Во-вторых, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не упрекайте его в том, что он чего-то не достигает, как некоторые его одноклассники.
В-третьих, не угрожайте ребенку, не шантажируйте его. В противном случае вы вызовите у него только страх, стыд. Ваше чадо может подумать, что вы его просто не любите.
В-четвертых, не выясняйте отношения с ребенком при свидетелях, даже если он что-то натворил. Лучше обсудите проблему дома, выясните причину. При неправильном поведении пристыдите ребенка, но помните, что во всем должна быть мера.
Проблема в школе
Абсолютно любой ребенок может стать жертвой школьной травли. Вероятность подобного значительно повышается, если он является спокойным, не слишком активным и общительным. Его обидчиками могут быть лидеры класса, агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения жертву или стремящиеся всегда быть в центре внимания.
О психологическом насилии ребенок всегда расскажет, если он доверяет своим родителям. При скрытном характере, отсутствии доверия в семье наблюдается обратная ситуация. Ребенок ни с кем не делится своими переживаниями и проблемами. Догадаться о том, что он стал жертвой психологического насилия в школе, можно. На наличие этой проблемы указывают следующие нюансы:
- ребенок не хочет ходить в школу;
- он не рассказывает о своих одноклассниках;
- его вещи иногда бывают порванными или испачканными;
- домой после школы ребенок возвращается в подавленном состоянии.
Что делать, если ребенок подвергается насилию во время учебы
Психологическое насилие над детьми в школе – это проблема, которая должна решаться родителями совместно с классным руководителем. Учитель, как правило, в курсе всего происходящего в классе. Также можно побеседовать с мамами и папами обидчиков. Если несовершеннолетний в течение долгого времени был жертвой насилия, то самым лучшим выходом будет смена школы или временный перевод на режим домашнего обучения.
Если ребенок не хочет переходить в другую школу, то родители должны дать ему несколько советов по поводу того, как справляться с насмешками, оскорблениями:
- в первую очередь нужно сказать, что проблемы существуют не у тех, кого дразнят, а у тех, кто подобным занимается;
- эффективный способ справиться с обидчиками – показать им, что их неприятные слова абсолютно не задевают и не расстраивают;
- в ответ на оскорбления обидчиков можно просто рассмеяться (если подобное поведение каждый раз демонстрировать, то через некоторое время сверстникам станет просто неинтересно «травить» свою жертву).
Ответственность за насилие
Психологическое насилие наказуемо. Например, в школе учитель или директор может поговорить с обидчиками, сделать им замечание, пристыдить их. Оказываться в такой ситуации крайне неприятно. Подобные действия часто пресекают дальнейшие оскорбления, издевательства.
Психологическое насилие в семье тоже наказывается. Ответственность установлена в Семейном кодексе, Уголовном кодексе. В Семейном кодексе России говорится о том, что способы воспитания должны исключать жестокое, пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию. При нарушении этой нормы возможно изъятие ребенка из семьи органом опеки и попечительства при угрозе жизни и здоровью, лишение родительских прав. Но как доказать психологическое насилие над ребенком? Решается эта проблема наличием свидетелей, заключением психолога.
Очень страшна та ситуация, в которой эмоциональное воздействие приводит к побоям и убийству. Психологическое и физическое насилие над ребенком, повлекшее за собой смерть, – это преступление, за которое предусмотрена уголовная ответственность.
Воспитание – самое сложное дело на свете. Очень важно в этом процессе не прибегать к насилию, внимательно слушать ребенка, уважать его мнение, разделять интересы, помогать принимать решения, учить его прислушиваться к другим людям и искать компромиссы. Также важно ограждать свое чадо от негативного воздействия окружающих. Если соблюдать все это, то ребенок будет расти и развиваться в благоприятной обстановке.
«Я же его не бил!»
«Новая» публиковала материалы о физическом и сексуальном насилии над детьми. Тема большая, важная, нужная. Но есть еще одна, о которой тоже обязательно нужно говорить, — психическое или эмоциональное насилие. Когда запугивают, шантажируют, постоянно критикуют, публично стыдят, оскорбляют, унижают, изолируют, высмеивают, манипулируют чувствами, врут, чрезмерно контролируют или делают что-то такое, что шокирует ребенка, или не делают для него ничего — пренебрегают его нуждами, игнорируют. И, когда предъявляют требования, не соответствующие возрасту и возможностям, — это тоже насилие. И когда послушание достигается криками и ударами по столу — это по силе воздействия похоже на избиение. Разница лишь в том, что следы от ушибов, увечья остаются не на теле, а в душе.
Каждый из нас оказывался вынужденным свидетелем сцен психологического или эмоционального насилия, и каждый может рассказать о поразивших его ситуациях, сложившихся в транспорте, супермаркете и даже в театре — в любом общественном месте. У меня из головы не выходит виденное мною в парке: одинокий громко плачущий малыш двух-трех лет. Прохожие спрашивали у него: «Ты потерялся? Не бойся, мы сейчас найдем твою маму». Но он нас не слышал, у него в глазах была паника. И только после того, как одна девушка громко выкрикнула — «чей ребенок?», откуда-то из-за дерева отделился мужчина с детским самокатиком в руках и вразвалочку, очень медленно подошел к мальчику. А ведь малыш испуганно кричал минут 10.
— Вы отец? — Спросила у него девушка.
Он ответом ее не удостоил, а малышу бросил:
— Я же тебе говорил: «Будешь реветь — брошу тебя и уйду! Так мужик себя не ведет!»
То есть ребенка, только что пережившего ужас, отец не взял на руки, не взял даже за руку, он просто поставил самокатик на землю и пошел вперед. Прошла, наверное, минута, и только потом малыш поехал за ним.
Как отразится на психике такое «воспитание»?
— Если ребенку 2–3 года — может начаться энурез, заикание, могут появиться страхи. А во взрослой жизни — здесь однозначного ответа нет — в лучшем случае вырастет мальчик, который будет считать, что нельзя показать свою слабость и любые другие проявления чувств, надо изображать крутого. Он будет блокировать чувства. В худшем случае — неврозы или депрессия, — объясняет мне детский психиатр, психолог, психотерапевт, кандидат медицинских наук Наталья Кириллина.
Недавно стало известно об эксперименте ученых Мюнстерского университета (Германия). Они провели сканирование головного мозга людей с диагнозом «тяжелая (глубокая) депрессия». Кроме того, всех пациентов просили заполнить специальные анкеты с вопросами, позволяющими оценить уровень психического и физического насилия, которому они подвергались в детстве, а также случаи возможного пренебрежительного отношения со стороны родителей.
В эксперименте приняли участие 110 человек в возрасте от 18 до 60 лет, и вот выводы: психологические травмы, полученные в детском возрасте, приводят к изменению структуры головного мозга. А именно — уменьшался размер островковой доли центрального органа нервной системы. Островковая доля отвечает за формирование сознания и играет важную роль при образовании эмоций.
Ученые выяснили, что различные психологические травмы, полученные в детском возрасте, являются одной из основных причин возникновения депрессии у взрослых.
Профессор Мюнстерского университета Нильс Опель комментирует это так: «Учитывая, какое влияние островковая доля оказывает на эмоциональное состояние, вполне вероятно, что изменения [структуры головного мозга], которые мы наблюдали, делают пациентов менее восприимчивыми к традиционным методам лечения».
Фото: photoxpressК такому же выводу пришли исследователи из Института психиатрии Королевского колледжа в Лондоне. Они изучили 23 544 случая депрессивного расстройства и пришли к выводу, что «эмоциональное насилие над детьми не только существенно повышает риск развития депрессии в течение жизни, но и способствует таким ее неблагоприятным характеристикам, как затяжной характер, склонность к рецидивам и недостаточная реакция на антидепрессанты».
Я жалею, что не догнала того мужчину, который считал, что малыша можно воспитывать, прячась за деревом, так, чтоб он думал, что папа его бросил.
Надо было с ним поговорить, объяснить, что в этот самый момент происходит не момент воспитания, а, может быть, уменьшается мозг его сына.
Еще одна сценка: идет невысокого роста мужчина, ребенка пока не видно, он за руку его тянет за собой. О том, что он тянет за собой именно ребенка, а, к примеру, не тележку, я догадываюсь по выражению лица, исполненного «праведного» гнева и какого-то предвкушения. Мы идем навстречу друг другу и когда оказываемся почти в двух шагах, я слышу плач малыша лет пяти-шести, который, захлебываясь, кричит: «Не хочу, не хочу в угол!» И в этом горьком «не хочу» слышно, что он может просто снова не выдержать это наказание, что создана какая-то непереносимая ситуация именно для этого ребенка.
Может, для него просто физически невозможно стоять долго на одном месте. А может быть, «в угол» означает какой-то сопутствующий ритуал, как, например, стоять на коленках на горохе или что-то еще более страшное. Может быть, угол в какой-то темной, пугающей комнате или подвале. Я не знаю этого, только вижу ребенка, пребывающего в ужасе, и понимаю — это надо остановить. Но как? Первый порыв — сказать: «Послушайте, просто посмотрите на своего мальчика, детей нельзя так пугать, у него же истерика, он весь дрожит!» Ну, и какой будет ответ? В лучшем случае: «Дрожит, потому что трус, я из него мужика сделаю!» Ну, или: «Меня также ставили в угол в детстве, и ничего, вырос, ничего ему не сделается». Но, скорее всего, послышится нечто малоцензурное в адрес незнакомого похожего, который «лезет не в свое дело».
Ведь мужчина этот, скорее всего, считает себя в глубине души полным ничтожеством, иначе как объяснить эти горящие глаза от предвкушения предстоящей «казни»? Это психологический садизм, желание абсолютной власти над слабым. Или это только моя интерпретация? Я не знаю. Чтобы узнать — нужно поговорить. И я пошла рядом, сказав:
— Вот, говорят иногда что сегодня не мой день. А вы, наверное, и сказать так не можете.
Минуту он шел так, будто я невидимка. Потом повернулся, смерил меня удивленным взглядом и спросил:
— Почему это?
— Да потому, что и вчера, наверное, был не ваш день. И позавчера. И вообще почти всю жизнь. А ваши родители, когда вас всячески унизительно наказывали, говорили, что делают это для того, чтоб вы выросли достойным человеком, счастливым. И вы так же делаете со своим ребенком, только ведь вы не очень счастливы, и он сейчас очень несчастен, ему страшно.
Малыш уже не кричал, а судорожно всхлипывал. Мужчина повернулся к нему и молча смотрел какое-то время. Потом он стал рыться в рюкзаке, и в этот момент я ожидала чего угодно, но только не того, что произошло, — он достал бутылочку воды и дал попить ребенку.
Фото: photoxpressЯ рассказала эту историю нескольким психологам, и их общее мнение: ничего бы не получилось, если бы вмешательство было обличающим, порицательным, на повышенных тонах. Любой человек в любом состоянии всегда ценит желание ему помочь, и герой моей истории именно это почувствовал.
Можно начать разговор со слов: «Это точно ваш ребенок, да? Просто, понимаете, мне самому уже страшно, представляете, каково ему?»
Если бы отец был совсем неадекватен, не реагировал бы на слова, то стоило бы просто с ним договориться отложить наказание. Не отменить, а отложить, чтобы и он, и ребенок вышли из состояния аффекта. У человека, скорее всего, нет навыков воспитания, психологической грамотности, у него тяжелая жизнь, с которой он не справляется. А предвкушающий взгляд — могло просто показаться. Но подходить и пытаться остановить любое насилие нужно.
Недавно вышел реалити–сериал «#япсих» о четырех молодых людях с душевными заболеваниями. Они все из России, но живут в Германии. Диагнозы: депрессия, булимия, пограничное расстройство, посттравматический синдром. Каждый день они снимают видео о себе для своего врача, а потом, где-то раз в неделю, встречаются с ним. Пока вышло 5 серий, но уже известно, что двоих из них в детстве сильно били. А девушку отец жестко ограничивал в еде, объясняя тем, что форму нужно держать, «тебя должно быть мало». Утром — крошечная порция еды, в обед — еще меньше, ужином не кормили. Это у нее булимия — всякий раз, когда девушка ест, она испытывает тяжелое чувство вины и бежит все выплевывать. Но есть хочется, все время хочется есть — практически нет других желаний.
У моего знакомого психиатра-психотерапевта есть 28-летний клиент, который пришел к нему с запросом о понимании: почему у него не получались длительные отношения с девушками и нет близких друзей. Итоговый диагноз — генерализованное тревожное расстройство, суицидальные наклонности. Он беспокоился за всех, кого любил, тревожился, загонял себя до изнеможения дурными предчувствиями всевозможных бед. И изводил своими частыми звонками потенциальных друзей и девушек. Понадобилось время, прежде чем специалист понял, что в детстве молодой человек (назовем его Николаем) подвергался грубейшему психическому и эмоциональному насилию.
Но Николай не то чтобы не был готов к разговору об этом, он просто не понимал зачем. Рассказывал, что у него добрые, любящие родители, особенно мама. Родители дали ему в жизни все: подарили машину, когда он поступил в вуз, подарили квартиру к моменту окончания вуза, оплачивали его учебу. Были ли с ними доверительные отношения? Ответ утвердительный. Но психотерапевту казалось, что у пациента гипертрофированное чувство вины, он как будто все время оправдывается во всем — вплоть до того, что как-то пытается доказать свое право вообще.
Однажды врач спросил об этом напрямую. И парень неожиданно стал вспоминать детство. По моей просьбе он рассказал свою историю и мне, дав разрешение на публикацию на условиях полной анонимности:
— Я не помню точно, когда мама сказала это все мне впервые, но я еще был дошкольником. Помню, как в садике просил пожалеть мою маму и не рассказывать ей, что я ударил мальчика. Я сказал, что мою маму нельзя расстраивать, она из-за меня почти всю кровь свою потеряла. Я родился, а она из-за этого заболела. И не стала актрисой.
А папа сказал тогда про меня, когда я рождался, что пусть его режут по кусочкам, лишь бы мама была здорова. Но мама не согласилась, и она теперь очень больная.
Я запомнил, как смотрела на меня воспитательница.
Я все время понимал, что со мной что-то не так, но не мог разобрать что. Все время казалось, что меня надо убрать от людей, как самолет, который горит в воздухе, чтобы он не упал на жилые дома. Не то чтобы это было каждый день, но раз в два-три месяца примерно происходило. Я поднимал руку на уроке в школе, просился выйти и уходил. Без ранца, без верхней одежды. В младших классах заходил греться в магазины, в старших шел на вокзал, там познакомился с зацеперами, хотя там ребята гибли или становились инвалидами. Когда матери пришел штраф за мое зацеперство и она все узнала, стала кричать, что я ее проклятие и наказание. Что из-за меня она из стройной красавицы превратилась в… — не буду говорить это слово. Что у нее из-за меня началось сильное кровотечение, когда я рождался.
Фото: photoxpressНо на этот раз дома был отец, он подскочил, замахал руками, закричал ей, что она сумасшедшая, нельзя такое говорить сыну, хотя тогда я уже был не малышом. Меня поразило, что отец вообще вступился за меня. Я с детства не произносил слова «папа», обращался к нему безличностно, мне глубоко запало в голову, что он хотел резать меня по кусочкам. А еще мама как-то обмолвилась, что он в юности кого-то убил. Я его еле терпел.
А маму очень любил, оберегал, если она опаздывала с работы хотя бы на 5 минут — лез на стенку. Мне все время казалось, что она вот-вот умрет, с ней случится что-то страшное. Я все время старался чем-то восхитить ее, поразить, заставить гордиться мной. И полюбить меня. Но она игнорировала все мои успехи. А на промахи реагировала вот этой вечной темой, что стала жертвой, потому что я появился. Что жарит жалкие сырники, вместо того чтобы блистать на сцене! Я слышал: «Не живи! Ты не имеешь на это права, ты украл мою жизнь».
Только сейчас начинаю понимать, что я же не просил ее родить меня, это было их с отцом решение. А она переложила ответственность на меня, когда я был еще совсем маленьким.
Еще я недавно поговорил с отцом, и выяснилось, что он никогда никого не убивал. Он просто как-то допустил ситуацию, которая сильно уязвила ее женское самолюбие. И, оттолкнув меня от отца, она ему мстила.
В теме психического насилия сложно со статистикой: мы можем узнать цифры только от взрослых, которые ответили на вопрос, подвергались ли они в детстве жестокому обращению. Но это — статистика прошлых лет. О ситуации сегодняшней можно судить только по статистике российских служб экстренной психологической помощи детям и подросткам (телефонов доверия). Они свидетельствуют: в 80 % случаев обращений речь идет о семейном насилии, и самой распространенной его формой является насилие психическое.
Андрей Камин
Президент Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи
— Чаще в быту говорят не о психическом, а о психологическом насилии. Но в прилагательном указывается сфера воздействия. Насилие эмоциональное, физическое, сексуальное. Так что психологическое насилие — это выходит как насилие над психологами, а мы имеем в виду насилие над детской психикой. — Сам термин до сих пор вызывает и другие споры. С одной стороны, психические воздействия, причиняющие детям вред, сопровождают и физическое, и сексуальное насилие. Потому что нельзя бить или насиловать, не прибегая к запугиванию, навязчивому контролю, оскорблениям, унижениям, угрозам. Да и последствия для душевной сферы в случае психического насилия мало отличимы от насилия физического, — те же хроническая тревожность, диссоциации, иногда принимающие формы психосоматических расстройств, а также депрессия и ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).
— Может ли психическое насилие привести к смертельной опасности, если оно не сопровождается побоями?
— Недавно в Москве был случай, когда, ругая ребенка, разъяренный родитель выбросил в окно с высокого этажа любимое домашнее животное. И мальчик, не раздумывая, прыгнул вслед за ним.
То есть вот — родитель же ребенка и пальцем не тронул, не бил.
В нулевые годы было проведено исследование, в котором российские дети сами оценивали, какой тип насилия в семье им выдержать тяжелее всего. И они оценили как самое невыносимое именно насилие психическое, притом что в исследовании принимали участие дети, которых часто били.
Психическое насилие очень опасно еще и своей незаметностью. Если ребенка в семье бьют — синяки и ссадины рано или поздно могут заметить воспитатели в детских садах, учителя или соседи. Но если его, например, подвергают тотальному контролю или игнорируют его душевное состояние, то о непереносимости ситуации для ребенка взрослые могут узнать, только когда он причинит себе серьезный вред. Психическое насилие, как радиация, совершенно незаметно по своему воздействию на начальных этапах.
Справка «Новой»
По данным исследования социологического факультета МГУ, в России из дома ежегодно убегают 50 тысяч детей. Примерно треть из них — из-за плохих отношений с родителями, особенно с отчимами. Еще треть беглецов — дети из семей алкоголиков. Убегающих от учебы — 18 %. Из-за элементарного отсутствия внимания родителей (эффекта «холодного дома») из семей уходят 12 % детей.
По данным ВОЗ, примерно 20 % женщин и 5–10 % мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались сексуальному насилию; 25–50 % всех детей сообщают о том, что подвергались физическому насилию.
Отчуждение родителей как форма эмоционального насилия над детьми
«Отчуждение родителей процветает в состязательной правовой системе «победитель получает все», где родители должны как можно больше унижать других родителей, чтобы доказать, что они являются более стоящими родителями и больше достойны получения статуса единоличного опекуна или основного попечителя. Родители стремятся выиграть суды, унижая другого родителя, по сути, участвуя в отчуждающем поведения. Таким образом, система поощряет и вызывает отчуждающее поведение».
Впервые на русском языке — перевод глубокого исследования профессора Э. Крюка, посвященного проблеме отчуждения родителей. Этот материал будет полезен родителям, педагогам, психологам, социальным работникам, связанным с защитой прав ребенка.
Всех, кто читает данный блог, прошу ответить на следующий вопрос.
Отчуждение родителей как форма эмоционального насилия над детьми: современное состояние знаний и будущие направления исследований
Эдвард Крук, доктор философии, Университет Британской Колумбии
В этой статье рассматривается текущее состояние исследований по отчуждению родителей, которое показывает, что отчуждение является гораздо более распространенным и изнурительным для детей и родителей, чем предполагалось ранее. В крайних случаях можно утверждать, что отчуждение родителей является серьезной формой эмоционального жестокого обращения с детьми. Тщательное изучение ключевых элементов отчуждения родителей в исследовательской литературе последовательно выявляет два основных элемента жестокого обращения с детьми: отчуждение родителей как существенная форма вреда для детей, обусловленная действиями человека. Как форма индивидуального жестокого обращения с детьми, родительское отчуждение требует ответных мер защиты ребенка. Как форма коллективного насилия, родительское отчуждение требует фундаментальной реформы системы семейного права в направлении совместного воспитания как основы семейного права. Появляется научный консенсус в отношении распространенности, последствий и профессионального признания отчуждения родителей как формы жестокого обращения с детьми. В ответ авторы обсуждают необходимость исследования эффективности вмешательств в родительское отчуждение, особенно в наболее экстремальных случаях. В этой статье приводятся доводы в пользу более количественного и качественного исследования, сосредоточенного на четырех столпах вмешательства на микро- и макроуровнях, с конкретными рекомендациями для дальнейшего изучения мер защиты детей, программ воссоединения и других терапевтических подходов.
Отчуждение родителей как форма эмоционального насилия над детьми: современное состояние знаний и будущие направления исследований
Введение
Родительское отчуждение, которое чаще всего происходит в контексте споров об опеке над детьми во время или после расставания родителей, включает «программирование» ребенка одним из родителей с целью очернить другого родителя-мишень, причинить вред и нанести ущерб отношениям между ребенком и отчужденным родителем (или даже полностью уничтожить их), в результате чего родитель-мишень демонизируется, а его авторитет как родителя, достойного любви и внимания ребенка, подрывается (Harman, Kruk, & Hines, In Press). Такая клевета приводит к эмоциональному отторжению ребенка от родителя-мишени и утрате способного, любящего родителя в жизни ребенка. Отчуждение родителей проявляется в нежелании или отказе ребенка иметь отношения с родителем по нелогичным, несуществующим или преувеличенным причинам. Роительское отчуждение отличается от отвержения родителя, которое включает в себя поведение, когда родитель сам наносит ущерб отношениям с ребенком, как правило из-за собственных недостатков родителя (Drozd & Olsen, 2004).
Родительское отчуждение лежит в диапазоне от легких, тонких форм очернения и заканчивая более серьезными формами агрессии и принудительного контроля, которые приводят к полному отказу ребенка от контакта с родителем-мишенью.
Такое поведение также охватывает диапазон от отдельных событий до продолжающегося злоупотребления, направленного на родителя-мишень. Нет гендерных различий в отношении того, кто является виновником, а кто является мишенью родительского отчуждения. Однако, если ребенок проводит большую часть времени только с одним из родителей — это является сильным указателем на того, кто может оттолкнуть ребенка от другого родителя (Baker & Eichler, 2016; Harman, Kruk & Hines, In Press).
Арена родительского отчуждения полна споров, особенно касательно вопроса о том, является ли родительское формой жестокого обращения с детьми и насилия в семье. Проблемы, связанные с разграничением между злоупотреблениями, отвержением и отчуждением, а также с правовыми реформами и терапевтическими вмешательствами, необходимыми для борьбы с отчуждением, создают значительные проблемы для исследователей, практиков и политиков (Drozd & Oleson, 2004).
Существуют сильно разнящиеся взгляды на текущее состояние исследований феномена отчуждения. Согласно Emery (2014), до настоящего времени не было опубликовано ни одного высококачественного исследования синдрома родительского отчуждения. Точно так же в своей главе об эмпирических исследованиях отчуждения Saini et al. (2016) также утверждает, что родительское отчуждение остается гипотезой, нуждающейся в дальнейшем эмпирическом тестировании, хотя обзор литературы включал только часть существующей исследований, включающую 45 статей и 13 докторских диссертаций. Напротив, исследователи родительского отчуждения указывают на более тысячи существующих исследований этого явления (Университетский медицинский центр Вандербильта, 2017). Хотя в большинстве исследований отчуждения используются качественные и смешанные методы исследования, некоторые утверждают, что глубину опыта отчуждения родителей можно уловить только качественными исследованиями (Balmer, Matthewson, & Haines, 2018; Kruk, 2010).
Анализ исследований родительского отчуждения за последнее десятилетие показывает, что этот синдром является более распространенным и изнурительным для детей и родителей, чем предполагалось ранее. Несмотря на мнения тех, кто сомневается в самой концепции, появляется новый научный консенсус в отношении определения и распространенности родительского отчуждения и его последствий для родителей и детей. Например, родительское отчуждение признается как проявление трех расстройств, определенных в DSM-V (Американская психиатрическая ассоциация, 2013 г.): «Отношения между родителями и детьми», «Дети, страдающие от расстройств в отношениях с родителями» и «Психологические злоупотребления в отношении детей». Отчуждение родителей связано с двумя наборами симптомов, выявленными в DSM: «нарушение функционирования в поведенческих, когнитивных или аффективных сферах» и «признаки негативных намерений другого человека, враждебность по отношению к другому или делания козлом отпущения другого и необоснованные чувства отчуждения». Нынешний проект Международной классификации болезней Всемирной организации здравоохранения также содержит конкретное определение родительского отчуждения (Bernet, Wamboldt, & Narrow, 2016).
Более того, исследовательские данные о многих аспектах отчуждения родителей гораздо более убедительны, чем это часто предполагается. Последнее количественное исследование вызывает серьезные опасения. Харман (2017) обнаружилa ошеломляющие данные — 13,4% родителей в США, которые сообщили, что в какой- то момент своей жизни они стали жертвами родительского отчуждения. Большой объем исследований, проведенных Baker и коллегами (Baker & Eichler, 2016; Bernet & Baker, 2013), сконцентрировавших свое внимание на ставших уже взрослыми детях — жертвах отчуждения, а также на родителях-мишенях, детализировали стратегии отчуждения родителей и долгосрочные последствия отчуждения. В клинической и исследовательской литературе также имеется согласие в отношении основных компонентов отчуждения (Clemente & Padilla-Racero, 2015).
Медленно, но верно недопонимание и отрицание отчуждения родителей смываются.
Опрос, проведенный на конференции Ассоциации семейных и примирительных судов 2014 года, показал, что 98% согласны в поддержку основного принципа отчуждения родителей: один из родителей может манипулировать детьми, чтобы отвергнуть другого родителя, который не заслуживает того, чтобы его отвергли (Варшак, 2015).
В то же время, однако, очевидно, что вс
Психическое насилие над ребенком — советы адвокатов и юристов
15. Я обратилась с заявлением (ниже) в полицию и прокуратуру, далее хотела идти в суд. Вызвала директор школы и сказала, что уволит воспитателя за халатность. И сообщила, что будет подано встречное заявление за то, что я распространила сведения из личной переписки. Разве чат в воцап, где состоит 19 человек — это является личной перепиской? Если нет, то как это доказать директору школы? Правомерно ли действие директора относительно увольнения воспитателей и нянечки? Каковы мои шансы выиграть дело в суде и получить материальный ущерб? Относительно материального ущерба — нужно подавать на каждого человека или как?Заранее спасибо!
З А Я В Л Е Н И Е
Прошу Вас провести проверку по всем ниже указанным действиям и оказать содействие:
• по защите прав, чести и достоинства моего малолетнего ребенка, и защите чести и достоинства всей моей семьи,
• защите руководящего и педагогического состава школы № 883 от произвола родителей.
Я мать-одиночка, проживаю совместно со своим сыном, Чепурным Кириллом-Борисом Владиславовичем, 26.04.2013 года рождения, и матерью, Чепурной Ириной Валентиновной, 16.02.1977 года рождения, по выше указанному адресу.
В феврале 2016 года открылась дошкольная группа № 4 филиала «Волгоград» школы № 883, где дети находятся целый день. Тогда же в феврале в нашу группу перевела своего ребенка Матвея г-жа Тихомирова Ирина Аркадьевна. На первом же собрании она и я вызвались быть родительским комитетом. Я являюсь администратором группы в соц. сети WhatsApp для общения родителей и воспитателей по организационным вопросам.
WhatsApp разделили на две группы: в одной — воспитатели и родители, в другой – только родители.
В 14 июня 2016 года я впервые обратилась за помощью к Заведующей школы № 883 в письменном виде (копия в приложении к данному заявлению), чтобы защитить своего 3-хлетнего ребенка от произвола родителей и возможных физических разбирательств конкретно с ним.
На тот момент мой ребенок еще очень плохо говорил, поэтому всю интересующую меня информацию я могла узнать только у воспитателей, которые в свою очередь констатировали, что мой ребенок никого не бьет. Другие родители спрашивали у своих детей и вообще не разговаривали с воспитателями. Тихомирова И.А. в телефонном разговоре попросила меня объяснить своему ребенку, что драться плохо. Я пояснила, что уже проводила с ним эту беседу. Мой ответ ее не удовлетворил. И тогда в переписке WhatsApp по инициативе Тихомировой И.А., как старшей в родительском комитете, родители обсуждали, что якобы мой ребенок с февраля по июнь избивает их детей, так как он самый большой в группе.
Ни к воспитателям, ни к руководству школы ни один родитель не обращался с февраля по июнь. Они спокойно наблюдали за тем, «как кто-то калечит их чад». Я считаю, что тем самым родители оставляли своих детей в опасности, что соответствует ст. 125 УК РФ. В соответствии со ст. 64 СК РФ «Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими лицами».
В феврале, 17 числа, например, из написанного г-жой Тихомировой И.А. следует, что ее сын Матвей очень любит фантазировать: «Он бабушке такого про сад рассказывает, она в шоке…мы, например, говорим, что гуляем каждый день, снеговика лепим…и про игры рассказывает. То он пират, то полицейский. Хотя такого в саду нет». На что некая Лина отвечает, что «фантазия хорошо развита, это здорово».
В переписке WhatsApp родители обсуждают как можно разобраться с Кирилл-Борисом. Евгений: «Надо было его ругать прям сразу, Ольга. Вам. Я так считаю». Тихомирова И.А.: «…И еще если какая-то ситуация коснется моего сына на моих глазах, что было неоднократно. Я накажу Кирилла сама…», Ольга: «Да в следующий раз я так и сделаю, мама его уже предупреждена))», что подпадает под ст. 64 СК РФ – права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей; ст. 65 СК РФ – обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей; ст. 5.35 КоАП – неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Как видно из переписки, г-жа Тихомирова И.А. каким-то образом наказывает своего ребенка: «Мой ребенок получает за драки и все такое…»
В переписке участвуют взрослые люди на несколько лет старше меня: Тихомирова Ирина, Екатерина, Ольга, Вавилова Евгения.
Кляпка О.В. вызвала троих самых активных родителей для беседы. После беседы страсти немного улеглись, но здороваться со мной стало с каждым днем все меньше и меньше родителей.
С июня по октябрь 2016 года были ситуации, когда чей-то ребенок в детском саду получал травму и его родители вместо того, чтобы разговаривать с воспитателем, обращались к Заведующей школы № 883 с устной, на сколько мне известно, жалобой на моего сына, но на поверку оказывалось, что моего ребенка даже не было в детсаду в день получения травмы.
В летний период, когда группы со всех садов объединились, воспитатели были разные почти каждый день. Я ежедневно интересовалась как провел день мой сын, не дерется ли он. Все воспитатели в один голос отвечали, что «Нет». Дети есть дети и мой не исключение, неоднократно приходил с синяками и под и над глазом, и на лбу, и по телу, и с царапинами. Я все понимаю: упал, кто-то случайно стукнул и т.д.
Я перестала обращать внимание на переписку родителей относительно сына и себя. Хотя и перечитывала все сообщения. Отвечала только на те сообщения и беседы, которые касались организационной работы группы или иные подобные сообщения. Мне очень нравился воспитатель Ангелина Вячеславовна и только из-за нее мне не хотелось переводить ребенка. Новые люди, новое помещение — это стресс и для ребенка, и для меня.
31.11.16 года г-жа Масленникова Ирина стала активно агитировать родителей в WhatsApp в том, что мой сын виновен во всех синяках на телах их детей. К ней присоединилась Тихомирова И.А. и еще родители: Бондарева Елена, Харламов Евгений, Балашова Кристина.
Из переписки: «мы чуть не сломали палец неделю назад, и такая паника было потом, куча звонков. Кирилл больше и крупнее всех детей и когда-нибудь это закончится плачевно…Может быть тогда кто-то пошевелиться…Я думаю меня поддержат многие родители…».
На деле оказалось, что в этот день Кирилла-Бориса вообще не было в саду, о чем ей, как мне стало известно позже, сообщила Кляпка О.В., но она «забыла» сообщить об этом остальным родителям, хотя и знала об этом наверняка (ст. 128.1 УК РФ — клевета, распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих репутацию; содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации).
На этот раз были затронуты честь и достоинство не только моего сына: Ирина Масленникова: «…. Не здоровый, асоциальный», Кристина: «Значит пойдем дальше. Ну не может ребенок, даже с таким поведением и отношением со стороны родителей изводить всю группу», но и мои и моей матери. Из слов Елены: «Его бабушка при всех в раздевалке лупит и кричит на него…», Ирина Масленникова: «…родителей самих воспитывать надо», обвиняют в безалаберности… (ст. 128.1 УК РФ, КоАП РФ ст.5.61 – оскорбление, унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме; содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации).
Мой сын вообще не выносит, когда кто-то повышает голос. Мы с мамой, например, когда обсуждаем на повышенных тонах фильм или какую-либо ситуацию, пугается и просит не кричать друг на друга. «Лупит», значит неоднократно и больно? В моей семье один мужчина и я понимаю, что если мы, две женщины будем позволять себе бить мальчика сейчас, то в будущем он будет позволять себе бить не только нас, но и вообще женщин или наоборот будет позволять себя бить. Что является недопустимым в моем понимании.
У меня абсолютно нормальный ребенок, с нормальным развитием, начал говорить сразу предложениями не путая окончаний. Да, он действительно крупнее всех остальных детей своего возраста, но это не делает его агрессивным или не здоровым. На площадке у дома, на отдыхе и в других общественных местах он играет со всеми детьми нормально и дружелюбно.
Не только я, но и моя мать испытываем волнение и стресс. Обвинения г-жи Маслениковой Ирины «А если ребенок действительно не здоров и асоциален…», «Или отправлять ребенка на комиссию раз он не может существовать в группе…», не имеют под собой никакого обоснования, что является ложной информацией не подкрепленной никакими фактами (ст. 128.1 УК РФ, КоАП РФ ст.5.61).
Асоциальный – не соответствующий нормам и правилам поведения людей в обществе, несовместимый с общепринятыми моральными нормами и правилами поведения; антиобщественный.
Как я уже писала, ни один воспитатель не подтвердил, что мой сын виновен во всех синяках, шишках и царапинах других детей. Если бы мой ребенок дрался ни один воспитатель не оставил бы эту ситуацию без внимания.
Я считаю, что г-жа Тихомирова И.А. и г-жа Масленникова Ирина, как активисты всей переписки, касающейся меня и моей семьи желают обесчестить всю мою семью, выставить нашу репутацию в плохом свете, чтобы мы чувствовали себя униженными и оскорбленными (УК РФ ст. 128.1, АК РФ ст.5.61). В группе социальной сети WhatsApp состоит 19 человек, которые 100% читают всю переписку. И это, не считая членов их семей.
Например, Кристина призывает: «Если реакции не будет, писать в министерство образования. Всем мамам снимать синяки и шишки на фото», Масленникова: «Поддерживаю», Тихомирова: «Поддерживаю, Кристина». И что если у их ребенка синяк или шишка виноват исключительно мой сын?
02.11.2016 года я, не желая подвергать своего ребенка насилию со стороны родителей ни психических, ни тем более физических, к тому же не желая, чтобы мою семью выставляли в дурном свете, обратилась к Заведующей школы № 883, с просьбой о переводе в другой детский сад (копия в приложении к данному заявлению). Заведующая пошла на встречу и уже 07.11.16 мы пошли в новый детский сад. Возрастная группа в основном 3 года, а сыну 3,5. В этой группе он гораздо крупнее остальных детей. Развитие только в игровой форме. Как в новой группе отреагируют родители на рост моего сына, пока не знаю.
Из разговора с воспитателем группы № 4, Антиповой Ангелиной Вячеславовной, следует, что скорее всего г-жа Тихомирова и г-жа Масленникова не успокоятся и найдут «новую жертву» для нападений и воспитатель даже указала на кого именно. Когда Ангелина Вячеславовна прочла переписку в WhatsApp относительно педагогического состава, она была крайне огорчена, так как ей родители только мило улыбались и не высказывали своих негодований. Из ее слов следует, что за 20 лет ее педагогического стажа никогда и ничего подобного не было. В одной из переписок она попросила родителей следить за гигиеной собственных детей, так как ей сделал замечание врач, который был на плановом медосмотре в детском саду. Родители были крайне недовольны (сообщения о колготках также есть в приложении).
Мое обращение к Вам обосновывается тем, что все родители проживают в одном районе, в дальнейшем наши дети возможно будут учится в одной школе, каждое лето мы снова будем встречаться в одной дошкольной группе, т.к. детские сады объединяют в летний период. И я не хочу, чтобы уже через несколько месяцев моего ребенка снова обвиняли в том, чего он не делал или, чинили с ним расправу.
О педагогах школы указанные родители следующего мнения: «Посадят психолога, который напишет все ок», «Если психолог также работает с детьми, как и логопед, результат в любом случае ноль, одни отписки», «Они все одна команда. Кому охота сор из избы выносить», «Значит писать дальше. Привлекать надзорные органы и СМИ», «Кляпка говорит красивые слова и обещания. А на деле ноль», «… С этой бюрократической машиной нужно бороться. Иначе она сомнет и нас и детей». И опять же со стороны родителей клевета, но уже не только на воспитателей, но и на специалистов и руководство школы в целом, распространенная в чате. Обвиняют руководство школы и ее специалистов в применении к ним ст.17.9. КоАП РФ — Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта. Среди воспитателей и других представителей школы у меня нет ни друзей, ни знакомых. Родители письменно и откровенно клевещут на них.
Следуя из:
П. 45 Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 — работники дошкольного образовательного учреждения имеют право на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.
Ст. 11 ГК РФ — судебной защите подлежат нарушения гражданских прав, в том числе и защита чести и достоинства несовершеннолетнего.
Ст. 128 ГК РФ — к объектам гражданских прав относятся нематериальные блага, в том числе и защита чести и достоинства несовершеннолетнего.
Ст. 150 ГК РФ — нематериальные благо – это жизнь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, … иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, в частности защиты чести и достоинства несовершеннолетнего.
Ч.1 ст.152 ГК РФ — гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
П.2 ст. 5.61. АК РФ — оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, п. 3 ст. 5.61 АК РФ — непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
Ст. 21 Конституции РФ — достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Постановления Конституционного Суда РФ от 28.06.2007 N 8-П — достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека, и предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности.
Ст. 28.1. КоАП РФ — клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.
Ст.129 и 130 УК — предусматривая в уголовном законодательстве составы преступлений против чести и достоинства граждан.
Ст. 150 — 151 ГК — гражданские правонарушения, законодатель стремится оградить неимущественные интересы личности, ибо защита доброго имени человека — это, прежде всего восстановление его правильной общественной оценки.
Ст. 5.35 КоАП РФ — родительские права должны осуществляться соответственно интересам ребенка, в противном случае к ним применяется мера воздействия в соответствии с указаниями будет считаться неисполнение или исполнение ненадлежащим образом обязанностей.
Ст. 56 СК РФ – ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Ст. 64 СК РФ — защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Ст. 65 СК РФ — родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. — необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы, небрежного либо грубого обращения или эксплуатации.
Мой ребенок растет, развивается и если негатив со стороны родителей сейчас прошел для него не заметно, то летом 2017 года, когда объединятся все группы холдинга детских садов в одну, уверена, что он будет понимать гораздо больше.
Я мать-одиночка и законный представитель своего малолетнего ребенка, мне не к кому обратиться за помощью и поддержкой, кроме, как к букве закона. Я не хочу, чтобы действия г-жи Тихомировой И.А., г-жи Масленниковой И. и иных родителей, указанных в заявлении, остались безнаказанными. Также я не хочу, чтобы мой сын ходил с опущенной головой, слыша сплетни за своей спиной, или наоборот стал агрессивным с возрастом, как об этом говорят указанные личности.
Я перевела своего ребенка из данного детского сада, однако понимаю, что родители, недовольные педагогическим и руководящим составом, будут и дальше обвинять, в частности, Антипову А.В. (в WhatsApp «АВ»), Светлану Николаевну (в WhatsApp «СН») и нянечку Оксану, в халатности, некомпетентности, непрофессионализме, что является ложью.
Мне известна ст. 306 УК РФ за ложный донос.
В соответствии со всем вышеизложенным прошу:
1. Провести проверку по всем выше указанным обстоятельствам; при необходимости привлечь иные надзорные органы и специалистов;
2. Встать на защиту моего малолетнего ребенка и привлечь к ответственности г-жу Тихомирову И.А., г-жу Масленникову И, в соответствии со ст. 56, 64, 65 СК РФ, а также в соответствии с ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ, ст. 128.1 УК РФ, ст.5.61 АК РФ;
3. Привлечь к ответственности г-жу Тихомирову И.А., г-жу Масленникову И., как агитаторов, и иных лиц, указанных в данном заявлении, за распространение заведомо ложных сведений в социальной сети WhatsApp о моем сыне, обо мне и о моей матери, в соответствии со ст. 128.1 УК РФ, ст.5.61 АК РФ;
4. Привлечь к ответственности г-жу Тихомирову И.А., г-жу Масленникову И., как агитаторов, и иных лиц, указанных в данном заявлении, за распространение заведомо ложных сведений в социальной сети WhatsApp о педагоге Антиповой А.В. в соответствии со ст. 128.1 УК РФ, ст.5.61 АК РФ.
5. Прошу извещать меня надлежащим образом обо всех проведенных проверках и действиях по поданному мной заявлению письменно, на адрес регистрации Заявителя, и так же по средству мобильной связи, по номерам: 8-926-520-38-60 или 8-926-384-49-69. В сроки, соответствующие законодательству РФ.