Мотив желательности общения называется – Ответы на тесты по дисциплине «Психолого-педагогический практикум». Тест 10

Онлайн-тесты на oltest.ru: Диагностика психического развития школьников

Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеДиагностика психического развития школьниковвопросы

16. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, — это:
психическое развитие

17. Из перечисленных способностей, к общим познавательным способностям относятся:
аттенционные
креативные
мнемические
мыслительные
перцептивные
речевые

18. Изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований), называется:
развитием

19. Индивидуально-психологические качества школьника, определяющие его успехи в овладении знаниями и умениями в процессе учебной деятельности, называются:
учебными способностями

20. Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения — это:
обучаемость

21. Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает:

уровень развития основных познавательных функций, запаса конкретных знаний и способов оперирования ими, обеспечивающие успешное обучение в школе

22. Интенсивность, насыщенность (частота возникновения в единицу времени или на компонент учения) и устойчивость характеризуют эмоции по:
динамическим параметрам

23. Качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта, то есть способностей личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее, — это качества …
интеллектуальные

24. Когда говорят о понимании, решении проблем и задач, целеообразовании, рефлексии, то это характеризует …
функции мышления

25. Креативность школьника относится к:
творческим способностям

26. Легкая отвлекаемость детей на посторонние стимулы, частая потеря вещей, необходимых в школе и дома, — это признаки …

клинического дефицита внимания

27. Личностная готовность ребенка к обучению в школе включает:
готовность к принятию новой социальной позиции

28. Максимальная длительность сохранения запоминаемого материала — это характеристика памяти, называемая …
прочностью запоминания

29. Методика А. Мехрабиани относится к:
личностным опросникам

30. Мотив желательности общения называется:
аффилиацией



oltest.ru

СГА ответы Комбат бесплатно — 0272.Зач.01;ТБПД.01;1

Анализ, синтез, абстракция, сравнение и обобщение относятся к
Аттенционные способности характеризуют школьника со стороны уровня развития его

В том случае, когда говорят о том, что развитие совершенно не зависит от обучения и определяется задатками и естественным созреванием, — это составляет содержание
В том случае, когда у ученика есть потребность искать новые варианты решения задачи, которую он правильно решил, можно говорить о наличии
Вершина развития внимания приходится на
Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением (по Л.С. Выготскому), воспитывающим и обучающим приводит к возникновению
Возможность выразить в слове как результат работы , так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден, — это показатель такого качества мышления, как
Возрастные преобразования организма, связанные с увеличением роста, веса тела, биохимическими сдвигами и изменениями в работе гормональной системы характеризуют
Высшие психические функции у человека сначала формируются
Голова, повернутая вправо, в тесте «Несуществующее животное» характеризует наличие у человека
Динамические качества мотивов в отличие от содержательных, связаны с
Для обозначения качественного своеобразия соотношений условий социальной среды и внутренних условий формирования личности на каждом возрастном этапе ее развития, Л.С.Выготский ввел понятие
Доведение работы до конца или ее постоянное откладывание; стремление к завершенности учебных действий или их незавершенность; преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении; от­сутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость — все это характеризует
Если в конце урока учитель дает задание, которое дети заведомо не успевают выполнить до звонка, а затем, не выражая своего отношения к завершению задания, говорит ученикам, что урок окончен и они могут заниматься чем хотят, составляет содержание приема
Естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста — это
Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, — это
Из перечисленных способностей: 1) мыслительные, 2) креативные, 3) аттенционные, 4) мнемические, 5) речевые, 6) перцептивные, 7) психомоторные, 8) общая работоспособность, 9) способность к саморегуляции, — к общим познавательным способностям относятся
Изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований), называется
Индивидуально-психологические качества школьника, определяющие его успехи в овладении знаниями и умениями в процессе учебной деятельности, называются
Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения — это
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает
Интенсивность, насыщенность (частота воз­никновения в единицу времени или на компонент учения) и устойчивость характеризуют эмоции по
Качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта, то есть способностей личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее, — это качества
Когда говорят о понимании, решении проблем и задач, целеообразовании, рефлексии, то это характеризует
Креативность школьника относится к
Легкая отвлекаемость детей на посторонние стимулы, частая потеря вещей, необходимых в школе и дома, — это признаки
Личностная готовность ребенка к обучению в школе включает
Максимальная длительность сохранения запоминаемого материала — это характеристика памяти, называемая
Методика А. Мехрабиани относится к
Мотив желательности общения называется
Мотивы учения школьника, определяемые целой системой его взаимоотношений с окружающим миром, составляют содержание
Наиболее распространенной в психологии является классификация, разделяющая способности на
Направленность и сосредоточенность пси­хической активности на определенном объекте называется
Направленность школьника на отдельные стороны учеб­ной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней, называется
Направленность школьника на содержание учебного предмета в ходе учения составляет содержание
Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников составляет содержание
Новый уровень развития произвольной регуляции поведения, рефлексия, новые познавательные отношения и формирование чувства компетентности в учебной деятельности является ведущим новообразованием
О концентрации внимания ученика судят по ответам на вопрос
Об особенностях переключения внимания ученика судят по ответам на вопрос
Об особенностях распределения внимания ученика судят по ответам на вопрос
Об устойчивости внимания ученика судят по ответам на вопрос
Образ предметов и явлений материального мира и их взаимосвязей, образ действий человека с этими предметами составляют содержание понятия
Общая психофизиологическая особенность индивида, предопределяющая высокую скорость переработки разнокачественной информации, называется
Ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реали­зации их мотивов, — это
Опыты Н. А. Рыбникова показали, что осмысленное запоминание
Основными линиями общего развития человека являются: 1) физиологическое созревание организма; 2) эволюционное развитие; 3) психическое развитие; 4) онтогенез; 5) личностное развитие
Относительно устойчивая структура способностей, имеющих отношение к адаптации человека к социальному окружению, к обучению и применению накопленных знаний для решения возникающих перед человеком задач, называется
Периоды резких качественных изменений, которые сменяются постепенным накоплением количественных изменений, составляют содержание
По Г.А.Айзенку, фундаментальным базисом интеллектуальных различий является
Положение рисунка в тесте «Несуществующее животное» ближе к верхнему краю листа трактуется как
Преобразования в развитии человека, которые обусловлены его включенностью в систему социальных связей и межличностных отношений составляют содержание
Приобретение способности к теоретическому мышлению, новый уровень самосознания, формирование Я-концепции характеризует
Процесс и результат приобретения человеком индивидуального опыта называется
Процесс приобретения знаний, навыков и умений в ходе учебной деятельности, направляемый познавательными мотивами и целями, — это
Процесс формирования восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и мышления относится к
Процесс целенаправленной передачи общественного опыта; профессиональная деятельность педагога, направленная на передачу учащимся знаний, навыков и умений, называется
Психологическое состояние, препятствующее успешной реализации работоспособности в конкретные продукты деятельности, называется
Различие между достижениями и притязаниями ребенка на дальнейшие достижения называется
Расходование школьниками энергии в ходе их учебной деятельности способствует возникновению физиологического состояния, называемого
Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого, называется
Результат перестройки социальной ситуации развития, которая связана с изменением общественных отношений и изменением «внутренней позиции» ребенка составляет содержание
Самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии старшим школьником называется
Свойства функциональных систем мозга, реализующие функции запомина­ния, сохранения и воспроизведения информации, имеющие инди­видуальную меру выраженности, которая проявляется в успешно­сти и качественном своеобразии выполнения деятельности, — это способности
Система побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющая направленность и характер его учебной деятельности, называется
Совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процес­се приобретения этих умений и знаний, — это
Согласно взглядам Л.С. Выготского на проблему соотношения процессов развития и обучения, верным является утверждение, что
Содержательную сторону мышления составляют
Сочетание процессов эволюции и инволюции является содержанием
Способности (по С.Л.Рубинштейну) отличаются от знаний и умений тем, что
Способность к усвоению новых знаний и формированию на их основе новых навыков и умений называется
Способность легко и быстро извлекать из памяти необходимый материал характеризует
Среди ведущих психологических и личностных новообразований старшего школьного возраста (ранней юности), следует выделить
Средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе, — это норма развития
Степень изменчивости мыслительной деятельности, соответствующей меняющимся условиям исследуе­мой ситуации, решаемой проблемы, — это такое качество ума, как его
Степень существенности признаков, которые человек может выделить при овладении новым материалом, уровень их обобщенности — это такое качество ума, как его
Сущность развития памяти детей заключается в том, что появляются
Тест «Несуществующее животное» относится к
Узнавание, воспроизведение, понимание и применение в знакомых и незнакомых условиях, оценивание составляют
Умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем его собственными силами решить составляет содержание
Физиологическое состояние организма (мышц, органов, нервной системы), его обеспеченность энергией, которая может реализоваться в конкретных результатах учебной деятельности, называется
Целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения, называется
Эмоциональные переживания, повышающие общий тонус организма, увеличивающие его активность и работоспособность, носят название эмоций
Эмоциональные переживания, снижающие общий тонус организма, его активность и работоспособность, носят название эмоций

antimuh.ru

СГА ответы Комбат бесплатно — 1022.Зач.01;ТБПД.01;1

69. Под креативностью Е. П. Торранс понимает
16 PF — это
MMPI — это
Q-данные — это тип данных, получаемых
Автором теории, в соответствии с которой поведение человека определяется широким спектром потребностей, которые можно расположить в виде иерархической структуры: физиологические потребности; потребности в защите, безопасности; потребность в любви, причастности; потребность в уважении, признании достижений; потребность в самовыражении, является
Аффективная взрывчатость, сильные, вплоть до аномалии, влечения, склонность к долгому плачу, рано проявляющиеся садистские наклонности, стремление верховодить в компаниях младших, чтобы обладать властью, — все это признаки (по А.Е. Личко) акцентуации характера подростка
Беспредельный эгоцентризм и жажда постоянного внимания к себе, удивления, восхищения, почитания — все это признаки (по А.Е. Личко) акцентуации характера подростка
Биологически обусловленное сочетание высокоразвитых способностей называется
Благоприятный для наиболее быстрого и успешного развития абстрактного мышления период приходится на
В зависимости от вида стимулов различают память:
В корректурном тесте, предложенном французским психологом Б.Бурдоном, испытуемый должен:
В личностную готовность (как аспект общей психологической готовности) ребенка к обучению в школе входит определенный уровень развития
В методике с кольцами Ландольта испытуемый должен:
В отечественной психологии выделяются следующие группы методов:
В психологии установлено, что прерванное (внешними обстоятельствами) в ходе решения задание в большинстве случаев
В психологических исследованиях используются следующие основные виды интерпретации понятий:
В характерологическом опроснике Леонгарда выделено акцентуаций
Ведущими психологическими и личностными новообразованиями младшего школьного возраста являются
Ведущими психологическими и личностными новообразованиями среднего школьного возраста (подростков) являются
Ведущими психологическими и личностными новообразованиями старшего школьного возраста (ранней юности) являются
Вежливость, отзывчивость, гуманность, общительность — все это черты характера, отражающие отношение человека
Великий русский шахматист Алехин мог играть по памяти «вслепую» с:
Визуально-моторный гештальт тест Л.Бендера используют в основном для выявления:
Внимание, требующее сознательных волевых усилий и характеризущееся целенаправленностью, организованностью, устойчивостью, называется вниманием:
Во время проведения психологического обследования допускается:
Врожденно обусловленные анатомо-физиологические и в некоторой степени психические особенности индивида, составляющие основу развития его способностей, называются
Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам: опрос
Выработанный в психике механизм избегания ошибок, нередко любыми путями и средствами, называется
Выработанный в психике механизм, отражающий потребность личности достичь желаемого результата всеми доступными средствами, называется
Выраженность побуждений, степень активизирующего и регулирующего воздействия мотивов на поведение и деятельность человека характеризуют такой параметр мотивационной сферы человека, как
Гипертимный тип людей (по А.Е. Личко) отличается
Голова, направленная на рисующего — положение «анфас» (в тесте «Несуществующее животное»), характеризует наличие у человека
Голова, повернутая вправо (в тесте «Несуществующее животное»), характеризует наличие у человека
Группа тестов, направленных на выявление определенных групп качеств, которые как профессионально важные определяют успешность выполнения конкретного вида деятельности, называется тестами
Группа тестов, направленных на выявление определенных групп качеств, которые как профессионально важные определяют успешность выполнения конкретного вида деятельности, называются тестами
Данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни, называются
Данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура, называются
Двигательный тест Н. И. Озерецкого предназначен для лиц в возрасте:
Диагностика, направленная на получение информации о темпераменте, характере, когнитивном стиле, мотивах, интересах и других психических свойствах, определяющих общую направленность и стиль деятельности человека, называется
Доведение работы до конца или ее постоянное откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость — все это характеризует
Единицы, выражающие смысловые признаки объекта исследования или его отдельных элементов, — это:
Единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить координацию всего исследовательского коллектива, эффективное и качественное выполнение поставленных задач — это исследования:
Задание, требующее от испытуемого быстрых вертикальных стереотипных движений рукой с нанесением точек на бумагу, направлено на выявление такого фактора психомоторики, как:
Задания, предусматривающие точную и быструю установку в определенное положение органов управления экспериментальной аппаратуры, направлены на выявление и оценку такого фактора психомоторики, как:
Идеализированный объект исследования — это:
Из отечественных психологов проблемой типологии характера занимался
Из предложенных факторов: 1) смелость, 2) дистимия, 3) конформизм, 4) интеллект, 5) шизоидность — к факторам 16 PF относятся
Изображение или описание чего-либо в основных чертах или сжатое (упрощенное) представление запоминаемой информации характеризует такой мнемотехнический прием, как:
Индивидуально-психологические качества школьника, определяющие его успехи в овладении знаниями и умениями в процессе учебной деятельности, называются
Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность усвоения знаний, навыков, умений и выполнения деятельности, называются
Инструментальной чертой, входящей в состав характера и непосредственно связанной с темпераментом, является
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает
Интенсивность, насыщенность (частота возникновения в единицу времени или на компонент учения) и устойчивость характеризуют эмоции по
Интроверсия коррелирует с определенными акцентуациями характеров, в частности с
Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до:
К динамическим качествам мотивов принадлежит их
К организационно-процедурным этапам исследования относятся:
К основным этапам реализации логического плана исследования относятся:
К предметной сфере учебной дисциплины «Психолого-педагогический практикум» относятся такие ее аспекты как:
К стандартизированным методам оценки мотивации относятся
Качественная или количественная характеристика результатов труда школьника — это
Качественное разнообразие мотивационных факторов характеризует такой параметр мотивационной сферы человека, как
Количественный и качественный метод — это виды методов:
Конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы — это исследования:
Конкретный набор операций и инструментов, позволяющий охарактеризовать ту или иную сторону исследуемого объекта в соответствии с методом исследования, носит название:
Контуры фигуры, наличие или отсутствие выступов (в тесте «Несуществующее животное») характеризуют
Краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных, — это:
Лабильный тип людей (по А.Е. Личко) отличается
Метод напряжения памяти (Джекобсон, 1987) применяется для оценки такой ее характеристики, как:
Метод, заключающийся в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов, носит название метода:
Метод, состоящий в том, что заключения об особенностях развития делаются на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности, носит название метода:
Методика MMPI была предложена психологами
Методика Э.Крепелина (1895) служит для оценки:
Методы изучения внимания, основанные на тахитоскопическом предъявлении букв, цифр, фигур, служат для оценки:
Методы повышения объема и прочности запоминания в результате применения специальных (мнемотехнических) средств носят название методов:
Методы, позволяющие определить число элементов, которое может удержать обследуемый без применения каких-либо специальных приемов, относят к методам диагностики памяти:
Мнемотехнические приемы использовались уже:
Многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени характеризуют метод:
Модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения психологического исследования — это исследования:
Мотив желательности общения называется
Наблюдение и самонаблюдение, тесты, анкеты, эксперимент, опросники, интервью, беседы, анализ продуктов деятельности биографический метод — все это примеры методов:
Наиболее благоприятный для быстрого и успешного развития чтения период приходится на
Наиболее надежным для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемым для учителя может быть метод
Наиболее распространенной в психологии является классификация, разделяющая способности на
Наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования — это исследования:
Направленность внимания одновременно на несколько объектов, слежение за несколькими независимыми процессами называется:
Направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте называется:
Направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней, называется
Научное предположение о структуре объекта, о характере и сущности связей между его элементами, о факторах, обусловливающих эти связи, характеризует:
Начало подлинно научных исследований психомоторики связано с именем:
Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников носит название — готовности к обучению в школе
Носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности субъекта, включенная в процесс научного познания — это исследования:
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по следующим вопросам-признакам:
Об устойчивости внимания ученика судят по ответам на следующие вопросы:
Образное понятие, применяемое в психологии для подчеркивания аморфности личности, отсутствия целостности и стабильности в поступках, деятельности, подверженности внешним влияниям — это
Общая психофизиологическая особенность индивида, предопределяющая высокую скорость переработки разнокачественной информации, называется
Общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами и испытуемыми — это нормы:
Одним из операциональных индикаторов, лежащих в основе оценки интенсивности и устойчивости мотивации, является
Ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов, — это
Опыты Н.А. Рыбникова показали, что осмысленное запоминание успешнее механического:
Ориентация школьника, направленная на овладение новыми знаниями и способами их добывания, относится к мотивам
Основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения, организацию исследования, его этапы, — это:
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он позволяет изучать:
Патологическое развитие характера называется
Первыми психомоторными характеристиками, подвергшимися систематическому исследованию (в начале XIX века), были:
Перед проведением психологического обследования предупреждать о том, что в процессе тестирования человек невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает:
Период, существующий в развитии каждой частной или специальной способности, когда оно может протекать наиболее быстро и успешно, называется
По Леонгарду, тип акцентуации характера, отличающийся сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью, называется
По Леонгарду, тип акцентуации, характеризующийся повышенной импульсивностью, ослаблением контроля над влечениями и побуждениями, называется
По Леонгарду, тип акцентуации, характеризующийся постоянно повышенным фоном настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, называется
По Леонгарду, тип акцентуации, характеризующийся склонностью к страхам, повышенной робостью и пугливостью, высоким уровнем тревожности, называется
Побочные переменные, выступающие в виде изменений испытуемых, являющихся следствием течения времени (не связанных с конкретными событиями), представляют влияние:
Побочные переменные, выступающие в виде конкретных событий, которые происходят между первым и вторым измерением наряду с экспериментальным воздействием, представляют влияние:
Побочные переменные, выступающие в виде неэквивалентности групп по составу, вызывающей появление систематической ошибки в результатах, представляют влияние:
Подвижность связей, существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы, характеризует такой параметр мотивационной сферы человека, как
Положение рисунка в тесте «Несуществующее животное» ближе к верхнему краю листа трактуется как
Понимание социальной значимости учения относится к мотивам
Предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (по A.H. Леонтьеву), — это
Предметом личностной психодиагностики являются
Представление объекта в качестве аналитически расчлененной системы, т.е. комплекса элементов и связей, образующих в своем взаимодействии целое, — это анализ объекта:
При помощи методики Айзенка определяют
При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков и умений достаточным является согласие (кроме самого ребенка):
Прием изучения мотивации, когда ученикам предлагается решить задачу, а после того, как они ее решили, им даются свободное время и инструкция «можете заняться либо этой задачей, либо чем-нибудь другим», называется
Приемы, облегчающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций, носят название:
Принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом, носит название принципа:
Причинная обусловленность, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов называется:
Проблема исследования — это:
Профессиональная тайна — следование правилу, согласно которому определенная психологическая информация может быть известна:
Процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему психологического исследования, называется:
Процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации называется
Проявление психического через двигательные акты и реакции носит название:
Психические свойства индивида, определяющие направленность деятельности и поведения, — это черты личности
Психологическое состояние, препятствующее успешной реализации работоспособности в конкретные продукты деятельности, называется
Психолого-педагогический практикум — учебная дисциплина, предназначенная для вооружения студентов основными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками организации и проведения исследований:
Психомоторикой называется:
Пугливость и боязливость, готовность к общению только с теми, к кому привык, чрезвычайная впечатлительность и резко выраженное чувство собственной недостаточности — все это признаки (по А.Е. Личко) акцентуации характера
Разбиение материала на группы по каким-либо основаниям представляет такой мнемотехнический прием, как:
Различие между достижениями и притязаниями ребенка на дальнейшие достижения получило название
Распространенность существующих мотивов на ряд видов деятельности характеризует такой параметр мотивационной сферы человека, как
Расходование школьниками энергии в ходе их учебной деятельности способствует возникновению физиологического состояния, называемого
Рациональное объяснение человеком причин того или иного действия посредством указания, как правило, на социально приемлемые для него и окружающих обстоятельства, побудившие к выбору данного действия, называется
С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности
Самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии старшим школьником носит название
Свойства функциональных систем мозга, реализующих функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации, называются способностями:
Связывание определенных мест хорошо знакомого маршрута с будущими логическими частями речи характеризует такой мнемотехнический прием, как:
Система логически последовательных теоретических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой целью получения достоверных данных об изучаемых психологических явлениях в учебном заведении, называется:
Система побуждений, вызывающих активность индивида, определяющих направленность и характер его поведения и деятельности, называется
Система побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющих ее направленность и характер в учебной деятельности, называется
Склонность к апатии и раздражительности, вялость и упадок сил, избегание компаний, бессоница, а иногда и сонливость — все это признаки (по А.Е. Личко) акцентуации характера
Скорость и точность выбора заданного стимула из множества других характеризует такое свойство внимания, как:
Совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания — это методология:
Совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих принципов в их применении к решению теоретических и практических проблем (задач) — это:
Совокупность таких черт личности, как повышенная эмоциональность, завышенные самооценка и уровень притязаний, постоянная неудовлетворенность, называется
Совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях, называется
Совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов методики, — это методики:
Соответствие методики измеряемому концепту — это:
Соответствие тестовых норм выборки, на которой проводилась стандартизация, тестовым нормам той популяции, на которой применяется тест, — это:
Состояние нужды индивида в чем-либо — это
Состояние объекта исследования, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития — это:
Способности от знаний и умений отличаются тем, что они
Способности ученика, связанные с характеристикой качеств внимания, называются способностями:
Способности, определяющие успехи человека в овладении знаниями и умениями, реализуемыми в самых различных видах деятельности, называются
Способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие, называются
Способность без искажения сохранять и воспроизводить информацию, характеризует такое качество памяти, как:
Способность к опосредованному и произвольному запоминанию развивается к возрасту:
Способность к управлению движениями руки в ответ на зрительные стимулы называют:
Способность к усвоению новых знаний и формированию на их основе новых навыков и умений называется
Сравнительный метод, лонгитюдный метод и метод поперечных срезов — это разновидности методов:
Среди неэкспериментальных методов изучения внимания основным является:
Средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе, — это норма развития
Стандартизация исследовательских методик позволяет:
Степень сосредоточенности внимания на объекте — это
Сущность метода Шульте состоит в том, что испытуемый должен:
Тенденции в развитии личности, которые происходят при перерастании временной дезадаптации в хроническую, называется
Теоретически постулируемая система психических свойств, значимых для осуществления определенной деятельности, в психодиагностике называется
Тест «Несуществующее животное» диагностирует
Тест Йирасека — Керна состоит из следующих заданий:
Тест памяти Мейли — это методика исследования памяти:
Тест сгибания проволоки предназначен для диагностики:
Тестирование испытуемых лучше планировать на:
Тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы — все это примеры методов:
Тип акцентуации по Леонгарду, характеризующийся чрезмерной стойкостью аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей, называется
Тип акцентуации характера, для которого по Леонгарду типична смена гипертимических и дистимических фаз, называется
Тип акцентуации характера, проявляющийся в таких признаках, как быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, ипохондрии, повышенная тревожность, называется
Тип личности, активность которого по сравнению с другими людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешней деятельностью, называется
Точность и устойчивость процедуры измерения, её независимость от варьирующихся случайных факторов — это:
Требования, предъявляемые к используемым процедурам, средствам измерения и оценки психологического явления, называются требованиями:
Установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого представляет такой мнемотехнический прием, как:
Устойчивая предрасположенность к определенному поведению, сложившаяся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо в силу наличия определенных склонностей, установок, привычек, называется
Устойчивость внимания проявляется:
Физиологическое состояние организма (мышц, органов, нервной системы), его обеспеченность энергией, которая может реализоваться в конкретных результатах учебной деятельности, называется
Характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности, определяет такой параметр мотивационной сферы человека, как
Холодность, недетская сдержанность, пренебрежительное отношение ко всему, что интересует других подростков, плохая интуиция в межличностных отношениях, неумение проникнуть в чужие переживания — все это признаки (по А.Е. Личко) акцентуации характера подростка
Части, элементы объекта исследования, которые подлежат эмпирическому обследованию, — это:
Человек как представитель определенной социальной общности, носитель социальных качеств, имеющий свои индивидуальные особенности, называется
Человек способен к наивысшей интенсивности и сосредоточенности внимания в возрасте:
Четкое представление и учет возможностей психологии как науки и формы практической деятельности, постоянное повышение собственного уровня психолого-педагогической компетентности — это требования принципа:
Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, называется
Экспериментальный метод — это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:
Элемент или характеристика объекта, которые доступны наблюдению и измерению, — это:
Эмоциональные переживания, повышающие общий тонус организма, увеличивающие его активность и работоспособность, это эмоции
Эмоциональные переживания, снижающие общий тонус организма, его активность и работоспособность, это
Автором «Группового интеллектуального теста» (ГИТ) является
Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает
Актуализируемые для выполнения определенных действий нервные центры в процессе многократного повторения образуют между собой прочные и легко проходимые связи. Такая структура связей носит название
В развитии психики человека в онтогенезе изменения могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стадии развития
В субтесте «словарный» теста Векслера от испытуемого требуется
Возможность выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден, — это показатель такого качества мышления, как
Все теории, так или иначе объясняющие движущие силы психического развития человека, можно объединить в два больших направления
Выражения детей типа «яйцовые скорлупки» являются примером
Высшие психические функции
Гейдельбергский тест речевого развития, предложенный Х. Гримм и Х. Шелер в 1978 году, предназначен для диагностики речевых способностей детей в возрасте от
Графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений, носит название
Группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как память, внимание, воображение, речь, восприятие, носит название тестов
Детская игра, в которой ребенок, исполняя различные социальные роли, воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, сказок и рассказов, носит название игры
Для обозначения качественного своеобразия системы связей ребенка с социальной средой на каждом возрастном этапе его развития Л.С. Выготским было введено понятие
Для старших школьников ориентировочная средняя скорость чтения составляет _________ слов в минуту
Долгое время считалось (до начала XX века), что мышление может быть изучено только методом
Доступность, ориентированность на восприятие речи адресатом характеризуют такое свойство речи, как
Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, называется развитием
Изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований), носит название
Изобретательность мышления называется
Индивидуально-своеобразная система используемых конкретным человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации — это
К акустическим характеристикам речи относится
К группе ведущих видов деятельности, ориентирующих ребенка на нормы отношений между людьми, относятся
К числу общих закономерностей и особенностей процесса психического и физического развития человека относится его
Каждый критический период — результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой лежит, с одной стороны, объективное изменение положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой
Количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста, называется
Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности — это качество речи
Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности характеризует такое качество речи, как ее
Концепция креативности как универсальной творческой способности приобрела популярность после работ
Краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах, носят название периодов
Метод трех слов (тест Масселона) позволяет оценить
Методика «Двойная стимуляция» Выготского-Сахарова предназначена для выявления особенностей
Методика психодиагностики личности, созданная для изучения неосознаваемых склонностей и побуждений человека и представляющая собой серию симметричных цветных пятен, интерпретация которых человеком позволяет судить о его мотивации, — это тест
Мнение о том, что воспитатель может «написать» на душе ребенка как на чистой доске все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые, характеризует представителей направления
Мыслительная операция расчленения целого на составные части, компоненты и выделение отдельных признаков, элементов, свойств, связей, отношений, сторон — это
Наглядно-действенное мышление проявляется в действии, в конкретных операциях, ведущих к достижению цели. Оно является преобладающим у ребенка в возрасте
Наиболее популярный тип речевых ошибок — это так называемые спунеризмы. Термин «спунеризм» происходит от фамилии Спунера (декана одного из оксфордских колледжей), вошедшего в историю психолингвистики благодаря
Нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы — это
Нарушение звукопроизношения из-за недостаточной иннервации речевых органов, сопровождающееся неточностью и ограниченностью объема движений артикуляторов, — это
Нарушение звукопроизношения, возникающее из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагоприятных социально-психологических условий, — это
Наука, рассматривающая речевой сигнал в ряду других колебательных процессов, — это
Обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка изучает наука
Общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой, называется
Особенность детского мышления, характеризующаяся в переходе от частного к частному, минуя общее, оперирование единичными случаями, носит название
Осознанная и сформулированная проблема представляет собой
Отечественные психологи считают, что от рождения наследуются, по крайней мере
Относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, называется
Относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее, называется
Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около
Преднамеренное построение новых образов в связи с сознательно поставленной задачей, осуществляемое с помощью волевых усилий, — это воображение
Преобразования, которые прежде всего обусловлены включенностью человека в систему разнообразных социальных связей и межличностных отношений, характеризуют развитие
Психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области), называется
Психологический механизм перехода определенного (усваиваемого) содержания из внешнего во внутренний план действий называется
Развитие таких психических функций, как восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение и изменение межфункциональных связей между ними на разных возрастных этапах характеризует развитие человека
Реакция испытуемого, когда в «Прямом ассоциативном тесте» на слово «армия» он приводит слово «солдат», является примером реакции
Речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, внутреннее проговаривание носит название
Речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление, называется речью
С помощью методики «Исключение лишнего» выявляются особенности
Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение, — это
Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение, — это
Связь в пределах одной грамматической категории (дождь — грязь, хороший — плохой) в «Прямом ассоциативном тесте» является примером реакции
Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения — это качество речи
Скорость перестройки мыслительных процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой связана с таким качеством мышления, как
Сложные формы сознательной психической деятельности, формирующиеся у человека под влиянием жизни в обществе, воспитания и обучения, называются
Смена периодов резких качественных изменений психики периодами с постепенным накоплением количественных изменений характеризует такую закономерность психического развития, как его
Совокупность знаний, умений и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний, называется
Согласно Л.С. Выготоскому, понятия, основанные на системе наглядно-действенных связей, это понятия
Соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов — все это характеризует такую форму воображения, как
Создание образа желаемого будущего — это
Соответствие речи литературной норме характеризует такое ее свойство, как
Социально обусловленный психический процесс поиска и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза называется
Способность ученика усваивать новые знания и умения — это его
Способность человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия является отражением функции речи
Стимульным материалом в тесте Роршаха являются
Субтест «Кубики Косса» в тесте Векслера предполагает следующие действия испытуемого
Существенные структурные изменения в когнитивной области, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению, происходят в возрасте
Схема, отражающая порядок следования элементов содержания текста (иерархия предикатов) при его порождении, — это ________ текста
Тест АСТУР предназначен для диагностики умственного развития
Тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними, носит название теста
Требования социально-психологического норматива отражают
Увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей — все это характеризует такую форму воображения, как
Умение человека выбрать для передачи информации наилучшие языковые средства, обусловленные целью высказывания, характеризует такое свойство речи, как
Умственные действия, осуществляемые, в отличие от конкретных операций, не с предметными представлениями, а с отвлеченными понятиями, носят название операций
Устная речь как сложный динамический процесс обеспечивается одновременной и целостной деятельностью систем
Утверждение о том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми… затем внутри ребенка», принадлежит
Утверждение о том, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска, принадлежит
Форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании, — это
Форма воображения, в которой переживаются образы при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции, — это
Форма мышления, заключающаяся в отражении связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками, — это
Форма мышления, отражающая существенные свойства и отношения предметов и явлений и выраженная в словах, — это
Функционирование органов артикуляции во время осуществления речедвижений и работу слухового анализатора при восприятии звучащей речи изучает
Характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к сказуемому, — это
Число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность, характеризует такое качество мышления, как его
Школьный тест умственного развития, разработанный отечественными психологами, состоит из
Эгоцентрическая речь выступает как
Эмоциональная насыщенность речи, богатство языковых средств, их разнообразие — это качество речи
Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие характеризует такое качество речи, как ее

www.antimuh.ru

Образное понятие, применяемое в психологии для подчеркивания аморфности личности, отсутствия целостности и стабильности в поступках

Качественная или количественная характеристика результатов труда школьника — это
(*ответ*) эффективность учебной деятельности
 работоспособность
 обучаемость школьника
 степень обученности школьника
Качественное разнообразие мотивационных факторов характеризует такой параметр мотивационной сферы человека, как
(*ответ*) широта
 модальность
 иерархизированность
 гибкость
Контуры фигуры, наличие или отсутствие выступов (в тесте «Несуществующее животное») характеризуют
(*ответ*) направленность отношения к окружающим
 внимание к собственной персоне
 общую энергию человека
 отношение к собственным действиям, выводам
Лабильный тип людей (по А.Е. Личко) отличается
(*ответ*) изменчивостью настроения
 вязкостью, инертностью
 большой подвижностью
 склонностью к апатии и раздражительности
Методика MMPI была предложена психологами
(*ответ*) американскими
 немецкими
 российскими
 французскими
Мотив желательности общения называется
(*ответ*) аффилиацией
 центрацией
 андрогинией
 ингибицией
Наиболее благоприятный для быстрого и успешного развития чтения период приходится на
(*ответ*) 5-7 лет
 7-10 лет
 3-5 лет
 2-3 года
Наиболее надежным для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемым для учителя может быть метод
(*ответ*) наблюдения
 экспертного опроса
 анкетирования
 тестирования
Наиболее распространенной в психологии является классификация, разделяющая способности на
(*ответ*) общие и специальные
 мужские и женские
 учебные и профессиональные
 главные и второстепенные
Направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней, называется
(*ответ*) мотивом
 уровенем притязаний
 задачей
 целью
Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников носит название — готовности к обучению в школе
(*ответ*) психологической
 физиологической
 психомоторной
 функциональной
Образное понятие, применяемое в психологии для подчеркивания аморфности личности, отсутствия целостности и стабильности в поступках, деятельности, подверженности внешним влияниям — это
(*ответ*) бесхарактерность
 фасилятивность
 беззаботность
 нонконформность

www.soloby.ru

10. Мотивация общения

Е. П. Ильин. «Мотивация и мотивы»

10.1. Что такое «потребность в общении»

Вопрос об истоках общения до сих пор остается дискуссионным. Во-первых, дискутируется вопрос о том, имеется ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же за нее принимают разновидности последних. Во-вторых, если потребность в общении все-таки существует, то каково ее происхождение: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т. е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. Оба этих вопроса явились предметом рассмотрения в монографии М. И. Лисиной (1986). Ниже я даю краткое изложение вопроса о потребности в общении по этой книге.

Что касается первого вопроса, то большинство авторов (Н. Ф. Добрынин, 1969; А. Г. Ковалев, 1963; А. В. Петровский, 1970; М. Айнсворт [М. Ainsworth, 1964]; Е. Маккоби

иДж. Мастере [Е. Maccoby, J. Masters, 1970]; К. Обуховский, 1972) склонны считать, что потребность в общении является специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей, хотя на практике ее нередко сводят к более частным потребностям: потребности во впечатлениях (М. Ю. Кистяковская, 1970), в безопасности (А. Пейпер, 1962), в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом (X. Харлоу, М. Харлоу [Н. Harlow, М. Harlow, 1966]) и др. Поэтому более логичной представляется позиция Л. И. Марисовой (1978), которая говорит о иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно-потребностнои основой общения. В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:

1)в другом человеке и взаимоотношениях с ним;

2)в принадлежности к социальной общности;

3)в сопереживании и сочувствии;

4)в заботе, помощи и поддержке со стороны других;

5)в оказании помощи, заботы и поддержки другим;

6)в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;

7)в постоянном обмене опытом, знаниями;

8)в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;

9)в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира

ивсего происходящего в нем.

Вотношении второго вопроса – о происхождении потребности в общении – имеются две крайние точки зрения. Ряд ученых (А. В. Веденов, 1963; Д. Т. Кемпбелл [D. Campbell, 1965]) считают, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения.

Однако врожденность потребности в общении признается не всеми учеными (С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. В. Запорожец, 1978; А. Н. Леонтьев, 1983). М. И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми.

Вдоказательство этому приводятся наблюдения, проведенные психологами над младенцами. В первые недели жизни ребенок не отвечает на обращения старших и сам к ним не адресуется (если не считать его плача, адресованного всем и никому конкретно). Но уже

ввозрасте двух месяцев он способен отличить «добрую» мимику или интонацию взрослого от «злой», причем на первую у него появляется реакция оживления: поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ручками и ножками, пытается улыбаться.

Интересный эксперимент проведен О. В. Баженовой: взрослый наклонялся над младенцем со специально отрепетированным «индифферентным» выражением лица. В первый

studfile.net

Основные характеристики процесса общения. Мотивационно-потребностная основа общения. Аффилиация как потребность в социальных контактах.

План ответа

  1. Основные характеристики процесса общения.

    1. Общение в системе межличностных и общественных отношений

    2. Общение и деятельность

    3. Структура общения

    4. Типология и динамика общения

    5. Цели и функции общения

  2. Мотивационно-потребностная основа общения.

    1. Общая характеристика

    2. Классификации потребностей и мотивов в общении

  3. Аффилиация как потребность в социальных контактах.

    1. Мотивы

    2. Причины

    3. Следствия

  1. Основные характеристики процесса общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являються люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

    1. Общение в системе межличностных и общественных отношений

Общение включено в общую систему отношений личности. В таких отношениях можно выделить макроуровень (общественные) и микроуровень (межличностные). Согласно взглядам некоторых исследователей общение на макроуровне представляет собой своего рода реализацию социальной роли и фактически не имеет личностной «окраски» (безличностно и формально), но это не совсем так. Поскольку сама роль предполагает творческое участие личности в формировании стиля проигрывания роли. В системе общественных отношений межличностное общение предстает как пронизывающее все слои этих общественных отношений, оно имеет свою специфику и не может быть сведено или отделено от макроуровня, и в то же время оно его пронизывает. Таким образом, можно сказать, что общение является неотъемлемой частью жизни человека и общества в целом.

studfile.net

Интенция как равнодействующая мотивов и целей общения

В любом коммуникативном акте можно выделить комплекс «породивших» его мотивационно-целевых первопричин. При этом, как правило, можно выделить уровень осознаваемых как коммуникатором, так и коммуникантом, целей, которые практически несложно сформулировать, и уровень далеко не всегда осознаваемых и потому крайне сложно формулируемых как коммуникантом, так и самим коммуникатором мотивов, связанных с его эмоциями, ассоциациями.

Влияние сложного комплекса мотивов и целей на деятельность, общение и особенности взаимодействия людей неоднократно отмечалось самыми разными исследователями. Представляется уместным вспомнить концепцию отечественного физиолога, философа-антрополога А.А. Ухтомского (первая половина ХХ в.) о доминанте как основе поведения и миросозерцания человека — господствующем очаге возбуждения, который определяет специфику и содержание текущих реакций организма и который является свойством всей центральной нервной системы. Ухтомский различал «низшие» доминанты, которые носят в основном телесный, «физиологический» характер, и «высшие», которые являются «актом внимания и предметного мышления26». Если принять терминологию Ухтомского, то в процессе общения «включаются» (в той или иной степени) и высшие, и низшие доминанты, которые определяют качество интенциональности порождаемых человеком текстов.

Особая роль мотивационных пружин в процессах коммуникации — объект внимания многих ученых. «Мотивацию мысли мы должны были бы … уподобить ветру, приводящему в движение облака. Действительное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем ее действенную, аффективно-волевую подоплеку… При понимании чужой речи всегда оказывается недостаточным понимание только одних слов, но не мысли собеседника. Но и понимание мысли собеседника без понимания ее мотива, того, ради чего высказывается мысль, есть неполное понимание».

В античной философии и средневековой схоластике активно употреблялся термин «интенция» (от лат. intentio), где он означал «стремление, намерение, цель, направленность сознания на какой-либо предмет».

В трудах Т.М. Дридзе этот термин буквально обрел вторую жизнь и получил расширительное значение, что позволяет его применение для анализа любых проявлений человеческой активности в среде, в том числе в системе «человек-информационная среда»: напомним, что интенция — это «равнодействующая мотива и цели (точнее — искомого результата) деятельности, общения и взаимодействия людей с окружающим их миром»29. Данное определение несет в себе точный и конкретный смысл, поскольку в рамках семисоцио-психологической парадигмы разработана и оригинальная формула анализа процессов общения — имеется в виду типовая мотивационно-целевая (интен-циональная) структура текста, где интенциональность оказывается отправной, главенствующей точкой любого коммуникативного акта. Иными словами, процесс постижения интенциональности, или смысла, операционализирован; о такой возможности неоднократно мечтали исследователи коммуникации.

Интенция впрямую связана с проблемной жизненной ситуацией субъекта, вступающего в коммуникацию (стечения значимых для него жизненных обстоятельств, воспринимаемых им в виде «проблемного синдрома», требующего разрешения), а также, бесспорно, с его личностными особенностями: уровнем образования, социальным статусом, способностями, талантом, состоянием здоровья, возрастом, жизненным опытом, семейными традициями и т.д.

Интенция многогранна: она включает в себя мотивацию общения, непосредственные содержательные цели сообщения, замысел, идею, целеполагание, коммуникативное намерение, сверхзадачу (здесь при перечислении составляющих интенции используются термины, широко употребляющиеся в журналистике, языкознании, искусствоведении, общественных науках и т. д.). В тексте, особенно в художественном, интенция практически почти всегда словесно не выражена; в поисках формулировок своих коммуникативных посылов постоянно находятся художники (вспомним Тютчева: «мысль изреченная есть ложь…»). Словесное воплощение, формулировку можно встретить относительно некоторых составляющих интенции, например, относительно идеи или цели сообщения. Сложнее найти формулировку для мотивов, ставших толчком создания текста, которые к тому же не всегда осознаются или контролируются и самим коммуникатором: художественное творчество, например, преимущественно интуитивно: «…И тянется рука к перу, перо — к бумаге, мгновенье — и стихи свободно потекут». Качество интенции (оригинальность, новизна, актуальность, глубина, созвучие ожиданиям других людей и т. д.) определяет успех коммуникатора, влияет на выбор аудитории между сходными по содержанию текстами.

Неотрефлексированость, непроявленность авторской интенции в социальном общении, например, в публицистике — это, бесспорно, недостаток, чего нельзя сказать о художественном творчестве: здесь, как правило, «правит бал» интуитивный поиск. В социальном же общении, как показывают наши исследования, ситуация непонимания автором «скрытых пружин» коммуникации, пренебрежение поиском оптимальных интенциональных нюансов общения не способствует созданию диалогических отношений. И поскольку такая ситуация встречается довольно часто, встает вопрос об овладении методикой «выведения на уровень сознания» интен-циональных механизмов общения.

Именно по степени осознания, «выведения на уровень сознания» интенциональных механизмов общения различаются такие формы человеческой активности, как речевое поведение и текстовая деятельность. «Отличительной особенностью ‘поведения’ в этом случае оказывается его спонтанность и стереотипность при отсутствии стремления (а часто и необходимости) к осознанию мотивов тех или иных поведенческих актов. В то время как ‘деятельность’ — осознанно мотивированная активность».

Именно интенция организует и выстраивает весь материал (выступления, статьи, стихотворения, телепередачи и т. д.), ее роль при общении главенствующая, определяющая. Это основная «точка отсчета», которой подчинены все другие коммуникативные программы текста, имеющие, в свою очередь, взаимозависимые отношения: от основных, главных элементов — к второстепенным, третьестепенным и так далее. Умение коммуникатора доносить интенцию, а воспринимающей стороны — адекватно ее понимать — является принципиально важным при диалоге.

В любом социально ориентированном коммуникативном акте, кроме мотивов и целей, относящихся непосредственно к теме, поднимаемой проблеме и т. д., можно выделить уровень интенцио-нальных особенностей общения коммуникатора с воспринимающей стороной, или — уровень коммуникативных интенций.

В большинстве работ, посвященных СМК, дается типология их социальных функций, то есть реального социального результата (последействия) их функционирования (в числе функций СМК называют, например, такие, как информирование, развлечение, обеспечение культурного досуга, социальное управление, создание общественного мнения и т. д.). Однако уровень интенциональный ( равнодействующая мотивов и целей общения коммуникатора с аудиторией), как правило, оказывается вне зоны анализа. В то же время следует признать, что уровень интенций (тот искомый результат, к которому коммуникатор стремится) и уровень функций ( то, что получилось на самом деле) далеко не всегда однозначны: результат, например, может быть прямо противоположным желаемому. Поэтому для того, чтобы успешно ориентироваться в коммуникационных процессах, необходимо, во-первых, знание типичных коммуникативных интенций и, во-вторых, особенностей восприятия и реагирования разных групп аудитории при встрече с этими интенциями.

psyera.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *