Направления в психологии таблица – 4. Основные направления в психологии

Содержание

4. Основные направления в психологии

Таблица 2

Основные школы психологии хх в. И их представители

Направления

Основатели,
представители

Суть
теорий

Бихевиоризм

Джон
Уотсон

Эдуард
Торндайк

Беррес
Скиннер

Поведение
как основной объект исследования,
отказ от попыток исследования механизмов
деятельности психики

Психоанализ
(фрейдизм)

Зигмунд
Фрейд

Основная
роль в поведении человека принадлежит
подсознательным влечениям
и инстинктам,
недооценивается ведущая роль сознания.

Гештальпсихология

Макс
Вертхеймер

Вольфганг
Кёлер

Курт
Коффка

Попытка
объяснить феномены психической жизни
исходя из понятия целостного образа
(гештальта),
не сводимого к сумме отдельных элементов
восприятия.

Гуманистическая
психология

Карл
Роджерс

Абрахам
Маслоу

Гордон
Олпорт

Человек
воспринимается как активный, свободный,
креативный и автономный субъект,
обладающий стремлением к самореализации.

Когнитивная
психология

Ульрих
Найссер

Психика
рассматривается как системы когнитивных
операций,
основным методом выступает анализ
микроструктуры того или иного
психического процесса.

Трансперсональная
психология

Станислав
Гроф

Роберто
Асаджоли

Карлфрид
Дюркгейм

Изучаются
феномены сознания, выходящие за рамки
обыденного опыта: это — формы измененного
сознания
,
спиритический опыт, сверхсенсорное
восприятие, медитация, субъективный
наркотический опыт, а также техники
или вещества, изменяющие сознание.

Интерактивная
психология

Эрик
Берн

Человек
— существо, главной характеристикой
которого является общение,
взаимодействие между людьми. Цель
психологии – изучать законы общения,
взаимодействия, конфликтов.

Советская
психология

И.М.Сеченов,

И.П.Павлов,
В.М.Бехтерев

Изучили
условно-рефлекторные
связи
в
функционировании организма, ставшие
основой для выявления закономерностей
высшей нервной деятельности.

Л.С.Выготский

Разработал
и ввел в науку понятие высших
психических функций

(мышление, память, речь, внимание) как
социально обусловленных форм психики,
а также создал культурно-исторической
теорию

психического развития человека.

С.Л.Рубинштейн

Основоположник
теории
деятельности
,
разработал деятельностный подход к
анализу психических явлений (связь
сознания и деятельности).

А.Н.Леонтьев

Детально
обосновал общепсихологическую теорию
деятельности.

А.Р.Лурия

Основоположник
нейропсихологии,
изучил
мозговую
локализацию

высших психических функций и их
нарушений.

П.Я.Гальперин

Разработал
концепцию
последовательного
формирования умственных действий
.

БИХЕВИОРИЗМ. Направление
в психологии, возникшее в США в начале
ХХ в. Основоположником бихевиоризма
(от англ. behaviour
— поведение) был американский психолог
Джон Уотсон (1878-1958).
Он указал на несостоятельность
концепции сознания и зая­вил, что
интроспекция – не научный метод познания,
т.к. субъективен, не может быть проверен
объективными методами и зафиксирован,
чтопсихологии следует оказаться
от изучения сознания и сосре­доточить
свое внимание только на том, что доступно
наблюдению, то есть на поведении человека.
В рамках этой концепции психологи должны
изучать только поступки и реакции
человека и животных, не пытаясь проникнуть
в механизмы психической деятельности.
Последователи Дж. Уотсона – американские
психологиЭдуард Торндайк(1874-1949) иФредерик Скиннер (1904-1990)
– считали, что поведение
(реакция человека) всегда имеет причину
(стимул) и является или результатом
научения путем проб и ошибок, или
заученного «репертуара» навыков. Для
описания и объяснения поведения человека
и животных бихевиористы предложили
схему S
– R
(стимул – реакция) (Рис. 4).

Рис. 4. Представления
бихевиористов о принципе работы мозга

Они считали, что необходимо
накапливать наблюдения над поведением
с таким расчетом, чтобы можно было
сказать наперед, какая будет реакция
человека на соответствующую ситуацию
(стимул). Основной метод бихевиористов
— создание эксперимен­тальных
ситуаций, фиксация реакций на воздействие
и наблюдение.Они использовали
учение Павлова о рефлексах у животных
для объяснения сложной психики у человека
и считали, что нужное поведение у человека
можно сформировать с помощью соответствующих
стимулов, можно управлять поведением,
вознаграждая или наказывая. Тем не
менее, идеи бихевиоризма оказали
благотворное влияние на лингвистику,
антропологию, социологию, стали одним
из истоков кибернетики, внесли вклад в
разработку проблемы научения.

ПСИХОАНАЛИЗ. Направление в
психологии ХХ в., основателем которого
являетсяавстрийский
психиатр и психолог Зигмунд
Фрейд
(1856-1940). Он считал, что психология
должна изучать не стимулы поведения и
не сознание, абессознательное.Согласно учению Фрейда,
психика содержит, три образования: «Я»
(«Эго») — сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго»)
– сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид»)
— бессознательное. Именно бессознательное
— желания, влечения, переживания, которые
человек не осознает или в которых не
может себе признаться, влияют и руководят
его поведением. Фрейд считал, что человек
рождается с двумя сильными влечениями
– к любви (эротическое влечение) и к
смерти (агрессия). Но общество (совесть)
не позволяет реализовать человеку эти
влечения во всю силу. Придерживаясь
правил поведения, человек вытесняет из
сознания свои желания в бессознательное.
Желания как бы исчезают, забываются, но
в реальности остаются в психической
жизни человека и стремятся к реализации,
побуждая человека к тем или иным
поступкам. Из бессознательного
желания могут «прорываться» в виде
сновидений, оговорок, агрессии, невроза
и пр. Чтобы исправить поведение человека,
нужно анализировать его желания в
подсознании. Для выявления этих трех
компонентов психики 3. Фрейд разработал
новый метод —психоанализ, позволяющий
вступать в контакт с бессоз­нательным
за счет ослабления контроля сознания,
используя принцип «свободных ассоциаций».
Этот метод лег в основу большинства
современных терапевтических систем.Наиболее яркими представителями
психоанализа являются Карл
Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон,
Карен Хорни, Эрих Фромм.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ.
Направление в психологии, возникшее в
Германии в начале ХХ в., выдвинувшее
программу изучения психики с точки
зрения целостных структур – гештальтов
(от нем. gestalt
форма, образ). Ее
основатели – немецкие психологи Макс
Вертхеймер
(1880-1943), Вольфганг
Кёлер
(1887-1967), Курт Коффка(1886-1941). Гештальтпсихология
критиковала бихевиоризм за исследование
изолированных сегментов поведения,
которое, по их мнению, является чем-то
большим, чем связка рефлексов, т.к. оно
целостно. Гештальтпсихологии считали,
что качество целостного образования,
будь то сознание, образ восприятия,
ситуация, несводимо к сумме элементов,
составляющих целое, и не может быть
выведено из них. Наоборот, целое определяет
качественные особенности элементов.
Их исследования в области восприятия
показали, что восприятие качественно
отличается от ощущений и не сводится к
их сумме, что для восприятия важно
соотношение фигуры и фона, а в построении
образа – роль контура. Гештальтпсихологи
противопоставляли свою трактовку
интеллекта позиции бихевиоризма, которые
сводили интеллект к стимульно-реактивным
действиям. Для исследования интеллекта
В.Кёлер избрал шимпанзе. Обезьяна после
нескольких безуспешных попыток достать
банан прекращала хаотичные движения,
как бы задумывалась, затем брала палку
и с ее помощью доставала плод. В.Кёлер
считал, что животное решало задачу через
перестройку ситуации, в результате чего
элементы ситуации оказывались в новых
взаимосвязях, приобретали новое значение
(палка начинала выступать как средство
достижения цели). Это явление было
названоинсайтом (инсайт –
схватывание, озарение, «ага-решение»).
Оно противопоставлялось методупроб
и ошибок
бихевиористов. В.Кёлер
подчеркнул, что «инсайтное поведение»
тесно связано со зрительным восприятием,
с творческим характером мышления. Идеи
гештальтпсихологии легли в основу
системного подхода, проблемного обучения,
исследований продуктивного творческого
мышления и восприятия.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ.
Направление в психологии, возникшее в
50-е гг. ХХ в. в США. Ее представители –
американские психологи Карл
Роджерс
(1902-1987),
Абрахам Маслоу
(1908-1970), Гордон Оллпорт
(1897-1967) —
предметом психологических
исследований считают здоровую творческую
личность человека. Человек – не животное,
нельзя изучать его реакции, как
бихевиористы. Он от природы не агрессивен,
не надо изучать его бессознательное,
как психоаналитики. А.Маслоу считал,
что человек рождается с иерархией
потребностей: 1) физиологические (в пище,
тепле), 2) потребности в безопасности,
3) в принятии в обществе, в любви, 4)
потребность в уважении, самоуважении,
5) в самоактуализации – выполнить всё,
на что способен. Пока не будут реализованы
потребности низшего уровня, человек не
может перейти к высшим. Чем выше
поднимается по «лестнице» потребностей,
тем больше здоровья, гуманности будет
проявлять к другим. Человек, вышедший
на высокий уровень, – не злобный, не
завистливый, без пороков, не склонен к
депрессии, к пессимизму, эгоизму, с
высокой самооценкой, демократичен к
другим и пр. Согласно гуманистической
психологии, цель такой личности –
самоосуществление, рост конструктивного
начала человеческого «Я». Человек открыт
миру и наделен стремлением к непрерывному
развитию и самореализации. Любовь,
творчество, высшие ценность, смысл –
именно эти понятия характеризуют
базисные потребности человека. На
основе гуманистической психологии
строятся некоторые направления
психотерапии и гуманистическая
педагогика.

КОГНИТИВНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
(от лат. «когнито»
— знание). Направление в психологии,
возникшее в начале 60–х гг.ХХ
в. в США. Представители этого направления
– американский психолог Ульрих
Найссер
(род. 1928)
и другие — отводят в поведении субъекта
решающую роль знаниям.
Для них центральным становится вопрос
об организации знания в памяти субъекта,
о соотношении вербальных (словесных) и
образных компонентов в процессах
запоминания и мышления. Предмет
исследований когнитивной психологии
составляют познавательные процессы,
главной ее задачей является исследование
процессов приобретения, сохранения и
использования человеком своих знаний.
Современная когнитивная психология
работает в следующих исследовательских
областях:восприятие,
распознавание образов,внимание,
память,воображение,речь,
психология развития,мышлениеи решение задач, человеческийинтеллекти искусственный интеллект. Основным
методом выступаетанализмикроструктуры того или иного
психологического процесса.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
(от лат.trans– сквозь, через;рersоna– личность).Направление
в психологии, возникшее в середине
60–х гг.ХХ в. в США..
Представители этого направления –
чешско-американский психолог Станислав
Гроф
, итальянский
врач и философ Роберто
Ассаджоли
(1889-1974),
Карлфрид Дюркгейм
(род. 1896)
и другие — рассматривают человека как
духовное космическое существо, неразрывно
связанное со всей Вселенной, Космосом,
человечеством, как существо, обладающее
возможностью доступа к общемировому
информационному космическому полю.
Через бессознательную психику человек
связан с бессознательной психикой
других лиц, с «коллективным бессознательным
человечества», с космической информацией,
с «мировым разумом». Психологи считали,
что психика связана с космосом через
бессознательное, у человека могут быть
мистические переживания, космическое
сознание, что психология должна изучать
предельные возможности психики,
измененные состояния сознания
(«трансперсональная» — за пределами
личности). Хотя многие положения
этого направления не могут пока получить
статус вполне научных, в практическом
плане многие находки получают дальнейшее
развитие. Это — гипнотические техники,
различные школы йоги, суфизма, даосизма,
шаманизма, опыт наркотического опьянения,
работа с различными энергетическими
центрами.

ИНТЕРАКТИВНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
(от англ.interactive– взаимодействующие
друг с другом).Направление
в психологии, возникшее в середине
вХХ в. в США,рассматривает
человека как общественное существо,
главной характеристикой которого
является общение, взаимодействие с
людьми. Цель психологии – изучать законы
общения, взаимодействия, конфликтов.
Представитель направления – американский
психотерапевт, психолог Эрик
Берн
(1902-1970),
создатель «трансактного анализа»,
ориентированного на выявление «сценариев»
жизненных планов индивида, которые
часто навязываются родителями.

СОВЕТСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ.
Важное
значение для развития психологической
науки рассматриваемого этапа имели
открытия и разработки российских ученых.
Исследовательская практика стала
ориентироваться на прикладные проблемы.

Одним
из основоположников научной психологии
в России является Иван
Михайлович Сеченов

(1829-1905) – великий русский физиолог и
психолог. В своей работе «Рефлексы
головного мозга» (1863) он заложил основы
учения о рефлекторной природе психики.
Сеченов не отождествлял психический
акт с рефлекторным, а только указывал
на сходство в их строении. Он смог
соотнести рефлекс с психикой благодаря
тому, что им было радикально преобразовано
само понятие рефлекса. Согласно Сеченову,
начальным звеном рефлекса является не
высший механический раздражитель, а
раздражитель-сигнал. Физиологическим
основанием психической деятельности,
по Сеченову, является саморегуляция
поведения организма посредством
сигналов. И. М. Сеченов показал, что
наряду с возбуждением в мозгу осуществляется
торможение. Раскрытие механизма
центрального торможения, который
позволяет задерживать рефлексы, позволило
показать, как внешние действия могут
преобразовываться во внутренние и таким
образом заложить основы для исследования
механизма интериоризации.

Иван
Петрович Павлов
(1849-1936)
– великий русский ученый-физиолог –
основатель учения о высшей нервной
деятельности, развил учение о рефлексе.
Он ввел понятие условного рефлекса. Это
означало, что организм приобретает и
изменяет
программу своих действий в зависимости
от условий — внешних и внутренних.

Владимир Михайлович Бехтерев
(1857-1927) — выдающийся русский
физиолог, психиатр и психолог — создал
первую в России экспериментально-психологическую
лабораторию (1885) и Психоневрологический
институт (1908), в которых проводились
комплексные психофизиологические
исследования. Разработал естественнонаучную
теорию поведения, научную рефлексологию.

Лев Семенович Выготский (1896-1934)
— выдающийся отечественный психолог —
создал культурно-историческую теорию
психики человека, с помощью которой
определил качественную специфику
психики человека, описал генезис
человеческого сознания и механизмы его
формирования. Л.С.Выготский различал
два уровня психики человека: низшие
натуральные и высшие социальные
психические функции. Натуральные функции
даны человеку как природному существу.
Они носят психофизиологический характер
— это сенсорная, моторная, пневмоническая
(непроизвольное запоминание). Высшие
психические функции носят социальный
характер. Л.С.Выготский выделяет три
стадии интериоризации:первая
взрослый действует словом на ребенка,
побуждая его что-то сделать;вторая— ребенок перенимает у взрослого способ
общения и начинает воздействовать
словом на взрослого;третья— ребенок
начинает воздействовать словом на себя.

Сергей
Леонидович Рубинштейн
(1889-1960)
– выдающийся отечественный психолог
и философ – основоположник теории
деятельности, разработал деятельностный
подход к анализу психических явлений
(связь сознания и деятельности).

Алексей Николаевич Леонтьев (1903
— 1979) — выдающийся отечественный психолог
— выдвинул и детально обосновал
общепсихологическую концепцию
деятельности.

Александр Романович Лурия (1902
— 1977) — выдающийся отечественный психолог,
основоположник нейропсихологии — изучил
мозговую локализацию высших психических
функций и их нарушений.

Петр
Яковлевич Гальперин
(1902
– 1988) – отечественный психолог —
разработал
концепцию
последовательного
формирования умственных действий
,
которая и сейчас реализуется в учебном
процессе многих отечественных и
зарубежных образовательных учреждений
всех уровней.

studfiles.net

10 популярных направлений психологии | Блог 4brain

Со времени своего появления ещё в греко-римской древности психологическая наука претерпела множество метаморфоз и изменений. Каждая эпоха, каждый новый век, каждое десятилетие привносили в психологию что-то своё, благодаря чему в наши дни существует не просто психология как самостоятельная и самодостаточная дисциплина, но психология, которая имеет всевозможные ответвления и направления. В этой статье мы поговорим о десяти наиболее популярных в нашу современность психологических направлениях. К ним можно отнести:

Ниже вкратце о каждом из этих направлений.

1

НЛП

Нейролингвистическое программирование является одним из направлений в практической психологии и психотерапии, основанным на специальных техниках моделирования вербального и невербального поведения человека, успешного в какой-либо области, а также наборе особых связей между памятью, движением глаз и формами речи.

НЛП появилось в 60-х – 70-х годах прошлого столетия благодаря деятельности группы учёных: Ричарда Бендлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика, работавших под патронажем известного антрополога Грегори Бейтсона. НЛП не признаётся академическим научным сообществом, а многие методики, согласно заключениям противников этого метода, не могут быть научно обоснованы. Однако в наше время НЛП является очень популярным, имеет огромное количество сторонников и практикуется множеством организаций во время психологических тренингов, а также различными тренинговыми и консалтинговыми компаниями.

2

Психоанализ

Психоанализ представляет собой психологическую теорию, которую разработал австрийский невролог Зигмунд Фрейд на рубеже XIX-XX веков. Психоанализ также считается эффективнейшим методом лечения психических отклонений, основанным на этой теории. Благодаря деятельности таких учёных как К.Г. Юнг, А. Адлер, Г.С. Салливан, К. Хорни, Ж. Лакан и Э. Фромм это направление получило сильнейшее развитие. Среди основных положений психоанализа можно выделить то, что поведение, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями; структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве; противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам и т.д.

В современной интерпретации психоанализ состоит более чем из двадцати различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению психических недугов посредством психоанализа столь же различны, сколько и сами теории.

3

Гештальтпсихология

Школа гештальтпсихологии была основана в начале XX века чешским психологом и философом Максом Вертгеймером. Предвестниками её появления стали исследования восприятия, а в центре внимания находится стремление психики к организации получаемого человеком опыта в доступную для понимания единицу. Согласно идеям гештальтпсихологии, базисными психологическими данными являются гештальты – целостные структуры, которые не выделяются из общего числа компонентов, их образующих. Им присущи свои законы и характеристики.

В последнее время гештальтпсихология сменила свои позиции по отношению к сознанию человека и утверждает, что анализ этого сознания должен в первую очередь быть направлен не на отдельные элементы, а на целостные психические образы. Вместе с психоанализом и феноменологией гештальтпсихология стала основой гештальттерапии, где основные идеи перенесены с процессов восприятия на общее миропонимание.

4

 Расстановки по Хеллингеру

Системно-семейные расстановки являются феноменологическим методом системной семейной терапии, основные важные открытия в котором были сделаны немецким философом, психотерапевтом и богословом Бертом Хеллингером. Сам метод предназначен для коррекции системных семейных травм, называемых системными динамиками, и устранения их последствий.

Терапевты, работающие по этой методике, определили, что многие проблемы людей связаны с семейными травмами, имевшими место в прошлом, такими как убийства, суициды, ранние смерти, изнасилования, переезды, разрывы семейных отношений и т.п. Расстановки по Хеллингеру отличаются от других подобных методов тем, что они являются кратковременными и используются лишь один раз. В своих книгах Хеллингер относит эту методику не столько к психотерапевтическим направлениям, сколько к духовным практикам.

5

Гипноз

Гипнозом называют измененное состояние сознания, которое характеризуется одновременно как признаками бодрствования, так и сна, во время которого могут происходить и сновидения. Благодаря гипнозу в одно и то же время могут параллельно сосуществовать два состояния сознания, которые в обычной жизни являются взаимоисключающими. Первые сведения о гипнозе датируются ещё третьим тысячелетием до нашей эры – гипноз практиковался в Древней Индии, Египте, Тибете, Риме, Греции и других странах.

Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное. И случается так, что бессознательное оказывает больше влияния на психику, нежели разум. Поэтому в настоящее время при помощи гипноза опытные специалисты разрешают всевозможные проблемы людей, которые не удаётся устранить более традиционными методами.

6

Позитивная психотерапия

Метод позитивной психотерапии является одним из основных в своей сфере. Он был основан немецким неврологом и психиатром Носсратом Пезешкианом в 1968 году, но Европейской ассоциацией психотерапии был признан в 1996 году, а Всемирным советом психотерапии — лишь в 2008 году.

Эта психотерапевтическая методика относится к разряду транскультурных, психодинамических психотерапевтических методик с гуманистической позицией. Согласно ей, важнейшей данностью человеческой природы являются способности (как врождённые, так и приобретённые). А сама методика построена таким образом, что включает в себя рациональный и сугубо научный западный подход, а также восточную мудрость и философию. В 2009 году основатель позитивной психотерапии номинировался на Нобелевскую премию за заслуги в физиологии и медицине.

7

Клиент-центрированная терапия

Клиент-центрированная терапия в качестве психотерапевтического метода была предложена американским психологом Карлом Роджерсом как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Изначально автором была представлена гипотеза, согласно которой человек в силах самостоятельно изменить себя, а психотерапевт выполняет лишь роль наблюдателя, контролирующего процесс. Однако позже был сделан уклон на улучшении методов, которые помогут специалисту лучше понять состояние клиента и изменения в нём в ходе терапии. Именно благодаря основной идее метода (прийти к пониманию самовосприятия человека) метод и получил своё название. Есть и ещё один важный момент: в клиент-центрированной терапии главнейшая роль отводится построению взаимоотношений между пациентом и терапевтом как залога достижения успеха в лечении.

8

Арт-терапия

Арт-терапия представляет собой особый вид психологической коррекции и психотерапии, который основывается на творчестве и искусстве. В более узком понимании арт-терапию можно назвать лечением посредством изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Сам термин, обозначающий «лечение искусством», был введён в 1938 году британским художником и терапевтом Адрианом Хиллом в то время, когда он описывал свою работу в медицинских учреждениях с больными туберкулёзом. Затем метода была применена в США в работе с детьми, которые были вывезены из концлагерей фашистов во время Второй мировой войны. С течением времени арт-терапия набирала всё больше приверженцев, а в 1960 году в США была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

9

 Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная психотерапия является терапевтической практикой, которая позволяет работать с неврозами и проблемами людей посредством телесного контакта. Основателем этого направления считается ученик Зигмунда Фрейда американский и австрийский психолог Вильгельм Райх, отошедший в своё время от психоанализа и акцентировавший внимание на теле.

В основе этой терапии лежит понятие «мускульного (характерологического) панциря», согласно которому мышечные зажимы формируются как защита от беспокойств, возникающих у детей на основе сексуальных желаний и сопровождающихся страхом быть наказанными. Со временем подавление этого страха становится хроническим, в результате чего образуются специфические черты характера, которые и образуют этот панцирь.

Позже идеи Райха были продолжены Идой Ролф, Гердой Бойесен, Мэрион Розен и Александром Лоуэном. В России к данному направлению психотерапии часто относят метод Фельденкрайза.

10

Коучинг

Коучинг — это сравнительно недавно появившийся метод тренинга и консалтинга, отличающийся от традиционных тем, что в нём отсутствуют жёсткие рекомендации и советы, но присутствует совместный с клиентом поиск решения проблем. Также коучинг отличается ярко выраженной мотивацией на достижение определённых целей и результатов в деятельности и повседневной жизни.

Основоположниками коучинга считают американского коуча и создателя концепции внутренней игры Тимоти Голви, британского автогонщика и бизнес-тренера Джона Уитмора и основателя Университета коучей и других коуч-организаций Томаса Дж. Леонарда.

Основная идея коучинга состоит в том, чтобы переместить человека из области проблемы в область её эффективного решения, позволить ему увидеть новые способы и пути максимального раскрытия своего потенциала, а также помочь наладить дела в различных сферах своей жизнедеятельности.

Конечно, представленные описания не могут вместить в себя всю полноту этих психологических направлений, так же, как и не могут раскрыть все их особенности. Но нашей задачей было лишь познакомить вас с ними, представив очень краткую характеристику. А в каком направлении развиваться вам – это уже дело вашего личного выбора.

Мы будем рады, если вы поучаствуете в нашем небольшом голосовании. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое из описанных направлений показалось вам наиболее интересным?

4brain.ru

Основные направления психологии

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:

• бихевиоризм;
• психоанализ, или фрейдизм;
• гештальтпсихология;
• гуманистическая психология;
• генетическая психология;
• индивидуальная психология;
• и другие.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Психоанализ, или фрейдизм – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

Психология прошла длинный путь становления. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались разные направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.

Источник: Луковцева А. К. «Психология и педагогика. Курс лекций»

psychojournal.ru

Основные направление в психологии

Основные
направление в психологии

СТРУКТУРАЛИЗМ

Представители:

Эдвар Титченер

Предмет изучения.

Экспериментальное
исследование структуры сознания

Основные
теоретические положения.

Психология – наука
об опыте, зависящем от испытывающего
его субъекта.

Сознание имеет
собственный строй и материал, скрытый
за поверхностью его явлений. Чтобы
высветить этот строй испытуемый должен
справиться с «ошибкой стимула», которая
выражена в смешении психического
процесса с наблюдаемым объектом, т.е.
стимулом процесса. Знание о внешнем
мире оттесняет «материю» сознания, это
знание оседает в языке.

Три категории
«материи»: ощущение, образ и чувство.

Практика.

Поиск простейших
элементов сознания и открытие регулярности
в их сочетаниях.

Вклад.

Вклад в развитие
психологии можно назвать минусовым,
т.к. деятельность строилась на канонах
полувековой давности. Что привело к
полной не поддержке психологов.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Представители:

Вильям Джеймс
(1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952)

Предмет изучения.

Изучить посредством,
каких психических функций индивид
приспосабливается к изменчивой среде,
найти способы более эффективного
приспособления.

Основные
теоретические положения.

Психология –
естественная, биологическая наука,
предмет которой психические (ментальные)
явления и их «условия».

Учение об эмоциях:
показывает, что «условия» — это не только
внутри телесные процессы, но и явления,
представляющие собой категорию действия.
Эмоция – результат физиологических
изменений в различных системах, т.е.
снята роль побудителя поведения.

Учение о идеомоторном
акте: Любая мысль приходит в движение,
если этому не препятствует другая мысль.

Структура личности:
Я (self) состоит из четырех форм –
материальное Я, социальное Я, духовное
Я и чистое Я.

Степень самоуважения
зависит от возрастания успеха либо от
уменьшения уровня притязаний, т.е.
самоуважение = успех / притязания

Практика.

Функционализм
стремился рассмотреть все психические
проявления под углом зрения их
приспособительного, адаптивного
характера. Это требовало определить их
отношение к условиям среды, с одной
стороны, к потребностям организма – с
другой.

Понимание психической
жизни по образу биологической как
совокупности функций, действий, операций.

Функциональная
психология рассматривала проблему
действия под углом зрения его биологически
адаптационного смысла, его направленности
на решение жизненного важных для
индивида проблемных ситуаций.

Вклад.

Предложил вопреки
казавшемуся неоспоримым представлением
о том, что эмоция служит источником
физиологических изменений в различных
системах рассматривать ее не как
первопричину, а как результат этих
изменений.

Джон Дьюи — выступил
против представления о том, что основными
единицами поведения служат рефлекторные
дуги.

В атмосфере слабости
функционализма зарождается новое
психологическое течение.

На смену функционализма
приходит бихевиоризм.

БИХЕВИОРИЗМ

Представители:

Эдвар Торндайк
(1874-1949), Джон Брадуа, Уотсон (1878-1958)

Предмет изучения.

Изучать не сознание,
а поведение человека.

Личность – все то
чем обладает индивид.

Человек в концепции
бихевиоризма понимается, прежде всего,
как реагирующее, обучающееся существо,
запрограммированное на те или иные
реакции, действия, поведение.

Основные
теоретические положения.

Благодаря
манипуляциями внешними стимулами можно
формировать у человека разные черты
поведения.

Связь «ситуация-реакция»
характеризуется признаками:

  1. исходный пункт –
    проблемная ситуация;

  2. организм противостоит
    ей как целое;

  3. он активно действует
    в поисках выбора;

  4. выучивается путем
    упражнения.

Сфера психологии
– взаимодействие между организмом и
средой.

Практика.

Человек полностью
зависит от своей среды, и всякая свобода
действий, которой, как ему кажется,
которой он может пользоваться – чистая
иллюзия.

Одна из главных
причин сделавших нас такими, какие мы
есть, связана с нашей склонностью
подражать поведению других людей с
учетом того, насколько благоприятны,
могут быть результаты такого подражания
для нас.

Таким образом, на
человека влияют не только внешние
условия: он также постоянно должен
предвидеть последствия своего поведения
путем его самостоятельной оценки.

Вклад.

Подняли эксперимент
на высокую ступень исследования.

В результате
проделанной работы было выявлено 16
типов поведения.

(перцептивное
поведение, защитное, индуктивное,
привычное, утилитарное, ролевое,
сценарное, моделирующее, уравновешивающее,
освобождающее, атрибутивное, экспрессивное,
автономное, утверждающее, исследовательское,
эмпатическое.)

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Представители:

Макс Вертгеймер
(1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт
Коффка (1886-1941)

Предмет изучения.

Учение о целостности
психических явлений.

Основные
теоретические положения.

Постулат: Первичными
данными психологии являются целостные
структуры (гельштаты), в принципе не
выводимые из образующих их компонентов.
Гельштатам присущи собственные
характеристики и законы.

Понятие «инсайта»
— (от англ. понимание, озарение,
внезапная догадка) – интелектуальное
явление, суть которого в неожиданном
понимании стоящей проблемы и нахождение
ее решения.

Практика.

В основе практики
лежала одна из двух сложных концепций
мышления – либо ассоцианистская
(обучение строиться на упрочнении связей
между элементами), либо формально –
логического мышления. Обе препятствуют
развитию творческого, продуктивного
мышления. У детей, обучающихся геометрии
в школе на основе формального метода,
несравненно труднее выработать
продуктивный подход к задачам, чем у
тех кто вообще не обучался.

Вклад.

Гештальтпсихология
считала, что целое определяется свойствами
и функции его частей. Гештальтпсихология
изменила прежнее воззрение на сознание,
доказывая, что его анализ призван иметь
дело не с отдельными элементами, а с
целостными психическими образами.

Гештальтпсихология
выступала против ассоциативной
психологии, расчленяющей сознание на
элементы.

ФРЕЙДИЗМ

Представители:

Зигмунд Фрейд
(1856–1939)

Предмет изучения.

Бессознательные
психические процессы.

Основные
теоретические положения.

Психическая жизнь
состоит из трех уровней: бессознательного,
предсознательного и сознательного.
Бессознательный уровень – насыщено
сексуальной энергией, т.е. либидо, которое
прорывается сквозь цезуру сознания,
выражается в нейтральных формах, но
имеющих символический план (шутки,
обмолвки, сновидения и т.д.)

Концепция об
инфантильной сексуальности:

Ребенок до 5-6
летнего возраста проходит фазы: оральную,
анальную и фаллическую.

«Эдипов комплекс»
— определенная мотивационно — аффективная
формула отношения ребенка к своим
родителям.

Компоненты личности:
«ид»(оно) — носитель инстинктов, подчиняется
принципу удовольствия; «эго»(Я) — следует
принципам реальности; «супер-эго»(сверх-Я)
— носитель моральных стандартов. Из-за
их несовместимости появляются «защитные
механизмы»:

  • вытеснение –
    произвольное устранение из сознания
    чувств, мыслей и стремления к действию;

  • регрессия –
    соскальзывание на более примитивный
    уровень поведения или мышления;

  • сублимация –
    механизм, посредством которого
    сексуальная энергия разряжается в виде
    деятельности, приемлемой для индивида
    или общества (творчество и т.д.)

Практика.

  • Опыты с гипнозом
    показали, что чувства и стремления
    могут направлять поведение субъекта,
    даже когда они не осознаются им.

  • Метод «свободных
    ассоциаций» т.е. попытка объяснить,
    чему соответствуют ассоциации не в
    мире внешних объектов, а во внутреннем
    мире субъекта (их двойственность).

Положение о
символическом характере снов. По мнению
Фрейда, в этой символике иносказательно
подает о себе весть мир бессознательных
потаенных влечений.

Существуют две
категории инстинктов:

  1. сохранение жизни
    (инстинкт любви – ЭРОС)

  2. противодействуют
    жизни и стремятся вернуть ее в
    неорганическое состояние (инстинкт
    смерти – ТАНАТОС)

Вклад.

Недостатком
Фрейдизма является преувеличение роли
сексуальной сферы в жизни и психике
человека, человек понимается в основном
как биологическое сексуальное существо,
которое находится в состоянии непрерывной
тайной войны с обществом, заставляющим
подавлять сексуальные влечения.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ

Представители:

Карл-Густав Юнг

Предмет изучения.

Учение о коллективном
бессознательном (образы бога, вождя,
матери – Архетипы).

Архетип – момент
самой жизни, целостно связанный с живым
индивидуумом эмоциональными связями.

Основные
теоретические положения.

Душевная жизнь
выступает как бесконечное отражения
внутри себя открытых потаенных
бессознательным структур.

Душа – не физическая
реальность, наполненная энергией,
которая перемещается в связи с внутренними
конфликтами.

Практика.

Человек, в силу
ряда социальных причин, видит и развивает
в себе только одну сторону единой
противоречивой пары, тогда как другая
остается скрытой, не принятой.

Вклад.

Выдвинул гипотезу,
что сетчатка глаза содержит три вида
волокон, каждый из которых, реагирует
на свой световой луч.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ

Представители:

Альфред Адлер

Предмет изучения.

Реализация целей,
заложенных в глубинах личности, структура
которой закладывается в раннем детстве
в виде особого «стиля жизни»,
предопределяющего будущее поведение.

Изучение отдельных
личностей с целью выявления отдельных
признаков различия.

Основные
теоретические положения.

Как понятие
используется в 3-х смыслах:

  • дифференциальная
    психология

  • исследования,
    направленные на всестороннее, углубленное
    изучение отдельных выдающихся личностей
    – ученых, писателей, композиторов,
    государственных деятелей.

  • одно из направлений
    философии, изучающей индивидуальное
    и социальное поведение человека, скрытым
    за «поверхностью» сознания прирожденным
    изначально заложенным в нем тенденциям.

Практика.

Задача психотерапии
– помочь невротику. Работа заключается
в изучении неполноценности индивида,
его чувствах, стремлениях и личной
власти, превосходству над другими.

Вклад:

Первые успешные
попытки использования математических
методов в психологии – Ф.Гальтон. Он же
ввел метод близнецов для выяснения
соотношения между наследственностью
и средой в детерминации индивидуальных
психологических различий.

КОГНИТИВНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ

Представители:

Жан Пиаже.

Предмет изучения.

Зависимость
поведения субъекта от познавательных
процессов.

Задачей когнитивной
психологии являлось исследование
переработки информации от момента ее
попадания на рецепторные поверхности
до получения ответа.

Основные
теоретические положения.

Человек – это не
машина слепо и механически реагирующая
на внутренние факторы или события во
внешнем мире, напротив, разуму человека
доступно большее: анализировать
информацию о реальной действительности,
проводить сравнения, принимать решения,
разрешать проблемы, встающие перед ним
каждую минуту.

Развитие интеллекта
ребенка происходит в результате
постоянных поисков равновесия между
тем, что ребенок знает и тем, что он
стремится познать.

Внешние поступки
могут быть разными, так как мысли и
чувства были иными.

Практика.

Разработка обучающих
программ, предназначенных для развития
интеллекта и научная экспертиза
свидетельских показаний.

Работа, анализ,
создание прикладной теории.

Вклад.

Введение понятий
кратковременной и долговременной
памяти.

Существует
внутренняя изменчивость личных
актуализируемых в конкретных ситуациях
схем интерпретации, что является причиной
неточного предсказания людьми своего
собственного будущего поведения.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ

Представители:

Оппорт, Мюррей,
Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.

Предмет изучения.

Уникальная и
неповторимая личность, постоянно
созидающая себя, осознающая свое
назначение в жизни.

Изучает здоровье,
гармоничные личности, достигшие вершины
личностного развития, вершины
«самоантуализации».

Основные
теоретические положения.

Базируется на
иерархии потребностей человека.

Осуществление
самого себя.

Сознание собственного
достоинства.

Социальные
потребности.

Потребности в
надежности.

Физиологические
основные потребности.

Непригодность
исследования животных для понимания
человека.

Практическое
применение.

Гуманистическая
психология – современное направление
в психологической науке.

Есть некоторые
приемы и понятия, которые применяются.
На сегодняшний день это:

Основные целостные
самоактуализирующийся личности.

Этапы деградации
личности.

Поиск смысла жизни.

Вклад.

Гуманистическая
психология выступает против построения
психологии по образцу естественных
наук и доказывает, что человек, даже
будучи объектом исследования, должен
изучаться как активный субъект,
оценивающий экспериментальную ситуацию
и выбирающий способ поведения.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ

Представители:

К.Юнг, Р.Ассаджиоли,
А.Маслоу, С.Грофф.

Предмет изучения.

Уделение большого
внимания бессознательному и его динамике.

Психика –
взаимодействие сознательного и
бессознательного компонентов при
непрерывном обмене между ними.

Транс персональная
изучает измененные состояния сознания,
переживания которых может привести
человека к смене фундаментальных
ценностей, духовному перерождению и
обретению целостности.

Основные
теоретические положения
.

Комплексы – это
совокупность психических элементов
(идей, мнений, отношений, убеждений)
объединяющихся вокруг какого-то
тематического ядра и ассоциирующихся
с определенными чувствами.

Структура личности:

Практическое
применение.

Психологические
и телесные травмы, пережитые человеком
в течение жизни, могут быть забыты на
сознательном уровне, но хранятся в
бессознательной сфере психики и влияют
на развитие эмоциональных и психосоматических
расстройств.

Чуткое обращение
с новорожденным, возобновление
симбиотического взаимодействия с
матерью, достаточное время, затрачиваемое
на установление связи – вот, наверное,
ключевые факторы, способные нейтрализовать
вред родовой травмы.

Важной категорией
Транс опыта с трансценденцией времени
и пространства будут разнообразные
явления экстрасенсорного восприятия
– ZB. Опыт существования вне тела,
телепатия.

Человеческая
психика по существу соразмерна всей
Вселенной и всему существующему.

Вклад.

Главной отличительной
чертой Транс Подхода есть модель
человеческой души, в которой признается
«Значимость духовного и космического
измерений и возможностей для эволюции
сознания».

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Представители:

И.П. Павлов, В.М.
Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф.
Лазурский, П.Ф. Лесгафт …

Предмет изучения.

Психические
процессы … – это свойство высокоорганизованной
материи.

Практика.

Павлов – разработка
проблем патопсихологии (сигнальные
системы, учение о типах высшей нервной
деятельности)

Бехтерев –
огромнейший материал по патопсихологическим
исследованиям. Исследовал проблему
галлюцинаций, слуховые иллюзии.

Развитие направлений
таких как:

Военная
психофизиология, военная психотехника,
авиационная психология …

Педагогическая
психология – стимулирование задач
социального воспитания.

Психология ребенка.

Вклад.

Развитие науки
позволило во многих городах организовать
и запустить в работу психотехнические
лаборатории.

Было создано
Всесоюзное общество по психотехнике.

В отечественной
психологии прочно утверждается принцип
развития: психика животных и сознание
человека могут получить адекватное
объяснение лишь в том случае, если они
рассматриваются в развитии.

studfiles.net

Направления в психологии

Арт-терапия

Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение, уход, забота) — метод психотерапии, гуманистической психологии, основанный на творческой деятельности и художественных приемах использующий для лечения и психокоррекции.

Работает при консультировании и терапии взрослых, детей и подростков.

Техника арт — терапии используется при решении: внутри- и межличностные конфликты; кризисные состояния; травмы; экзистенциальные и возрастные кризисы; потери; психосоматические расстройства; невротические расстройства; постсрессовые расстройства; развитие креативности; обнаружение личностных смыслов через творчество; развитие целостности личности; многое другое.

Подробнее

 

Бихевиоризм

Бихевиоризм — направление в психологии изучающее поведение человека и способы влияния на него. Основной механизм поведения — это связь стимула и реакции (S->R).

Основным методом классического бихевиоризма является наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Представители бихевиоризма: Эдуард Торндайк, Джон Бродес Уотсон, Иван Петрович Павлов, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.

 

Гендерная психология

Гендерная психология — раздел психологии изучающий закономерности поведения человека в обществе, обусловленное его социальным полом (гендером), биологическим полом и их соотношением. В гендерных исследованиях изучаются такие феномены, как: социализация, дискриминация, предрассудки, социальное восприятие и самоуважение, самовосприятие, возникновение социальных норм и ролей.

Гендер — социальный пол. Это всё что отличает женщин и мужчин и может иметь как биологические корни, так и быть следствием социального научения. Пр. мужское и женское поведение, образ мышления, отношение…

 

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия, гештальт-подход в психотерапии — изобретение Фрица Перлза, синтез психоанализа, психодрамы, биоэнергетики и некоторых идей гештальт-психологии.

Основная роль гештальт-терапевта заключена в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», внимании к чувствам-индикаторам потребностей, ограничении попыток интерпретировать события, собственной ответственности клиента за реализацию и за запреты на реализацию потребностей.

Основными приемами работы и техники гештальт-терапии являются: принятие ответственности, осознавание, фокусировка энергии, работа с полярностями.

Подробнее…

 

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология изучает человека в его целостности в едином процессе становления и бытия учитывая его непрерывное развитие и самореализацию, которые являются частью его природы. Считается, что каждый человек уникален и обладает определённой степенью свободы от внешней обусловленности благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе, а так же есть активное, творческое существо, поэтому анализ отдельных случаев более оправдан, чем статистические обобщения. Позже взгляды гуманистического подхода в целом распространились на психотерапевтическую область.

Подробнее…

 

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология — раздел психологии, который занимается выделением, изучением и объяснением индивидуальных психологических различий у представителей различных социальных, классовых, возрастных, этнических и др. групп. А так же количественно оценивает, систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики.

 

Клиент-центрированная психотерапия

Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом. Первоначально Роджерса интересовали методы, которые способны изменить поведение и его подход к терапии назывался недирективным. Главную роль в своем подходе Роджерс отвёл взаимоотношениям между пациентом и терапевтом, как важнейшее условие эффективного лечения. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Основная идея клиент-центрированного подхода — понять самовосприятие клиента. Карл Роджерс, акцентирует роль терапевта, проявляющего открытость, эмпатию, заботу, честность и конгруэнтность, когда он слушает группу или индивида и фасилитирует их рост. Эта философия включает в себя убеждение о том, что каждый человек обладает достоинством, самоценностью и способностью к самоуправлению. Исцеление происходит когда клиент чувствует себя понятым и принятым. Почувствовать себя принятым и понятым — редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете ревность, страх, горе или гнев. И тем не менее, исцеляют именно эти моменты понимания и принятия.

 

Клиническая психология

Клиническая психология — дисциплина, которая оценивает психическое здоровье, организовывает и проводит научные исследования для понимания психических проблем, а так же разрабатывает проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, семейное консультирование, семейная психотерапия, индивидуальная психотерапия и различные формы поддержки людей, испытывающих трудности с адаптацией.

Клиническая психология — участвует в решении целого ряда задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на увеличение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, охрану здоровья, гармонизацию психического развития, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

 

Когнитивная психология

Когнитивная психология — современное направление возникло как альтернатива бихевиоризму. Исследует познавательные процессы. Для когнитивной психологии предметом научного исследования стало понятие психики, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.

Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: распознавание образов, восприятие, память, внимание, речь, воображение, психология развития, мышление и принятие решения, отчасти искусственный интеллект и в целом естественный интеллект. Модели познавательных процессов дают возможность по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека.

Представители: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

 

Коучинг

Коучинг(тренерство) — профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Основоположник коучинга — Джон Уитмор.

Согласно Международной Федерации Коучинга профессиональный коучинг — это процесс профессиональных отношений партнеров, способствующий достижению наивысших результатов в жизни, в карьере, в бизнесе. Коуч не выступает в качестве консультанта, дающего советы, он профессиональный вдохновитель в поиске решений задач. Коуч поддерживает, раскрывает творческий потенциал каждого клиента и способствует достижению положительных результатов, которые предполагают значительные изменения в жизни клиента. Посредством коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свою эффективность и качество жизни.

 

Логотерапия

Логотерапия (греч. logos – слово и therapeia – лечение, уход, забота)— это теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом, основанная на предположении, что основной движущей силой в развитие личности является стремление к поиску и реализации смысла жизни.

Подробнее…

 

Нейропсихология

Нейропсихология — научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, направлена на понимание взаимосвязи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Нейропсихология использует научный метод который и рассматривает отдельные психические процессы, существующие в разуме, как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии.

Представители: Вильгельм Вундт, Александр Романович Лурия, Борис Митрофанович Величковский.

 

НЛП

НЛП (Нейролингвистическое программирование) — применяется в различных областях: психотерапии, спорте, рекламе, коучинге, личностном росте, продажах и т. д. Задача НЛП — реальные личностные изменения.

НЛП — это сумма технологий, позволяющая человеку действовать более эффективно в проблемных для него ситуациях. Положительный результат достигается путем овладевания клиентом расширенного выбора ответных поведенческих реакций.

 

Онтописхология

Онтописхология — это исследование психической деятельности в ее первичной причинности. Её предмет — анализ психической деятельности. Исследование элементарного логического проекта, лежащего в основе феноменологии и психической деятельности.

Онтопсихология относится к экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Она возникла в результате клинической практики.

Подробнее…

 

Позитивная психотерапия

Позитивная психотерапия — интересное направление в психологии. Основоположником позитивной терапии считают немецкого психолога, психотерапевта Носсрата Пезешкиана. Название метода происходит от латинского слова «positum», что означает: фактическое, данное, имеющееся в наличии.

Краткосрочность, простота языка, системный подход являются безусловными достоинствами данного направления.

Подробнее…

 

Психоанализ, психоаналитический подход

Психоанализ в широком смысле — объяснение поведения человека психологическими причинами в нем самом, которые он сам не осознает.

Психоанализ в более узком смысле (психоаналитический подход) — подход в психологии, когда основные проблемы взрослого поведения объясняются из событий и переживаний его детства.

Задача психоанализа — раскопать самые разнообразные детские переживания, которые могут оказывать влияние на взрослую жизнь.

Представители классического психоанализа: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер.
Психоаналитический подход используют также: Эрик Берн, Карен Хорни, Николай Козлов.

 

Психодинамика

Психодинамика — взаимодействие, движение и борьба сил внутри психики человека.

Психодинамический подход — подход, согласно которому психическая жизнь человека — это поверхность, под которой лежит огромное, как у айсберга, основание — бессознательное. А бессознательное живет конфликтами, борьбой внутренних сил. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать эту динамику, осознать свое бессознательное.

 

Психодрама

Психодрама (греч. drama — действие) — метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором пациенты попеременно выступают в качестве зрителей и актеров, при чем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью понимания и устранения неадекватных эмоциональных реакций, более глубокого самопознания, отработки социальной перцепции. Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения.

Психодрама применяется при неврозах, в том числе детского возраста, при алкоголизме и психосоматических заболеваниях, при обострении психопатий и отклоняющемся поведении подростков. Элементы психодрамы входят в поведенческую психотерапию, деловые игры, социально-психологический тренинг.

 

Психология спорта

Спортивный психолог занимается психодиагностикой, групповой работой и привлекает самые современные и прогрессивные методики, позволяющие уравновесить состояние спортсмена и создать благоприятные психические условия для его саморазвития и победы.

Подробнее

 

Психология труда

Психология труда — это комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида. Это комплекс дисциплин о:

  • психофизиологических, теоретико-методологических и психологических основаниях труда,
  • психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности,
  • профессионально важных качествах индивида как субъекта труда,
  • профессиональных кризисах и деформациях, заболеваниях, деструкциях.

 

Ребефинг

Ребефинг — дыхательная методика психологической коррекции, духовной трансформации и самоисследования, разработанная Л. Орром и С. Рэй.

Основной элемент ребефинга — это частое, глубокое дыхание без пауз между вдохом и выдохом (связное дыхание). Вдох должен быть активным, произведенным с мышечным усилием, а выдох, напротив, пассивным, расслабленным. На сессии ребефинга вам будет предложено так дышать от получаса до нескольких часов. Что это дает?

1. Всплытие обычно не замечаемых мышечных зажимов. Тело (лицо, руки, кисти) начинает корежить, возникает напряжение до боли, в итоге все заканчивается очень глубоким мышечным расслаблением с соответствующими позитивными эффектами. Глаза радостные, небо особенно голубое. Эффект напоминает результат расслабления после хорошей бани.

2. Длительное связное дыхание приводит участников к тому, что возникают измененные состояния сознания. На этом фоне можно исследовать свои всплывающие видения галлюцинации (это очень полезный опыт) и производить эффективные самовнушения.

 

Сексология

Сексология — научная дисциплина, изучающая все проявления сексуальности человека, включает в себя характеристику нормальной сексуальности, и изучение изменчивости сексуальных практик, а также сексуальные расстройства.

 

Семейные системные расстановки по Хеллингеру

Семья для человека является главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Мы несем в себе послания своей семьи и семейные сценарии. Это наши первичные символы, наш базовый язык, которым мы продолжаем пользоваться и в новых семьях, новых отношениях.

В индивидуальном подходе терапевт прикладывает много усилий для актуализации межличностной проблематики клиента, в семейном подходе акцент терапевтических усилий смещается в сторону увеличения осознанности в отношениях и принятия за них ответственности. Семейная системная терапия может служить прекрасным дополнением к индивидуальной терапии одного из членов семьи. Личностные изменения в этом случае носят более экологичный характер.

 

Символдрама

Символдрама — (известная также как (КПО) Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву» или Кататимно-имагинативная психотерапия). Эмоционально обусловленное переживание образов. Ханс Карл Лёйнер, автор метода Символдрама. Это метод психотерапии, основная техника которого представление клиентом образа на заданную тему в состоянии расслабления.

Подробнее

 

Социальная психология

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Подробнее

 

Танатотерапия

Танатотерапия – метод телесно-ориентированной психотерапии, направленный на глубокое расслабление (невозможное при других методах релаксации), во время которого активизируются базовые биологические процессы, способные оздоравливать и восстанавливать организм.

Подробнее

 

Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная терапия — воздействие на душу через тело. Она направлена на устранение ненужных напряжений, зажимов и на обучение человека быть более расслабленным, отучить его от дурных привычек и вернуться к естественной природной мудрости.

Тело — это дом души, и очень важно, чтобы это дом был уютным. Жизненные трудности не исчезают бесследно, а остаются в теле в виде мышечных зажимов, и если зажимов становится слишком много, жизненная радость сменяется чем-то более серым. Телесно-ориентированные тренинги возвращают телу расслабление и чуткость.

 

Трансактный анализ

Актуальный способ существования Я-субъекта — это эго-состояние. Выделяются три основных эго-состояния: «Взрослый», «Ребенок» и «Родитель». Человек всегда находится в одном из них вступая во взаимодействие.

Подробнее

 

Фильмотерапия

Кинотерапия — это направление групповой психотерапии с использованием кино. Этот метод позволяет объединить искусство, культуру и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста.

Подробнее…

 

Фототерапия

Фототерапия, или светотерапия — это вид лечения, который заключается в том, что клиент подвергается воздействию солнечного света, или света с определёнными длинами волн от искусственных источников, таких, как светоизлучающие диоды, лазеры, дихроические лампы, флуоресцентные лампы, или же очень яркого света, имеющего полный спектр дневного света, в течение предписанного врачом, времени, а иногда также и в строго определённое время суток. Фототерапия обладает доказанной клинической эффективностью в лечении обыкновенных угрей, сезонного аффективного расстройства, и является частью стандартного лечения при синдроме позднего засыпания. Также фототерапия эффективна в лечении несезонных депрессий и оказывает определённый положительный эффект при псориазе, экземе, нейродермите.

 

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание — это разновидность интенсивного дыхания плюс музыка и наводки ведущего в стиле эриксоновского гипноза.

Метод психотерапии разработанный американскими трансперсональными психологами Кристиной и Станиславом Гроф.

В процессе дыхания «погружение в подсознание» и остановка «внутреннего диалога», возможность «открыть и пережить конфликты, глубинные травмы и жизненные ситуации», и «освободиться» от них.

 

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия родилась на стыке психологии и экзистенциальной философии, которые сосредоточены на жизни человека в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).

Подробнее…

 

Эриксоновский гипноз

Эриксоновский гипноз — недирективный гипноз, разработанный Милтоном Эриксоном. В этой разновидности гипноза человек концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время не воспринимает окружающую реальность, незаметно для себя входит в транс.

Милтон Эриксон считал транс естественным состоянием человека, и необходимым ему для обработки внутреннего опыта. Гипнотический транс терапевтичен и сам факт пребывания в трансе оказывает полезное воздействие на разрешение множества проблем.

Эриксоновская гипнотерапия — это одна из самых эффективных и экономичных терапевтических практик. Владение техниками эриксоновского гипноза дает возможность успешно работать с широким спектром психологических, соматических и психосоматических проблем.

test.spb-psychology.ru

4. Основные направления психологии.

Психология
относится к гуманитарным наукам –
наукам, изучающим человека. Особенностью
гуманитарных наук, отличающей их от
естественных, является то, что в одни и
те же понятия разные исследователи
вкладывают разное содержание. Собственно
единой
психологии не существует, а есть различные
направления, течения, научные школы
.

Бихевиоризм
– это ведущее направление американской
психологии первой половины XX в.
Основатель:
Джон Уотсон. Бихевиоризм ис­ключил
сознание из психологии,
хотя
нали­чие сознания у человека не
отрицалось. Бихевиоризм стали называть
«психологией без психики». По Дж.Уотсону,
все многообразие поведения человека
может быть описано фор­мулой
«стимул-реакция» (S—►R).
Задача психологии заключается в том,
чтобы по реакции определять вероятный
стимул, а по стимулу предсказывать
определенную реакцию. Решение этой
задачи позволит заранее предсказать
поведение че­ловека, контролировать
его, управлять им.

Под
поведением понимались ответные
двигательные реакции организма на
раздражения (стимулы), идущие из внешней
среды.

На
смену данному течению в 30-е годы пришел
необихевиоризм, который связан в первую
очередь с именем Эдуарда Толмена и
Кларком Халлом. Они признавали зависимость
поведения организма не только от внешних
стимулов, но также и от внутренних его
состояний.

Основные
представители – Джон Уотсон (1873-1958),
Эдуард Торндайк – открыл «законы
научения», формирования навыков: закон
эффекта, закон упражнения, закон
готовности. Предмет исследования –
поведение, метод исследования –
наблюдение, эксперимент.

Психоанализ как
учение о бессознательной психике.

Создал
и разработал психоанализ австрийский
врач и психолог З.Фрейд (1858-1939). Это
направление называют также его именем
фрейдизмом,
нач.
20 века. З.Фрейд считал, что психика
состоит из трех слоев – сознательного,
подсознательного и бессознательного.
В структуре личности Фрейд обратил
особое внимание на бессознательное и
превратил его в объект исследования.
Человеческая
психоло­гия стала истолковываться
как обуслов­ленная бессознательными,
иррацио­нальными силами — сексуальными
влечениями
(либидо),
ин­стинктами.
Сознанию в жизни человека фрейдизм
отводил незначительную роль.

В
психоанализе был разработан ряд методов
выявления бес­сознательного — анализ
сновидений, метод свободных ассоциаций,
анализ описок, оговорок, забываний
и
т.д. Все эти методы предполагают активную
ра­боту психолога, так как полученный
в них материал лишь основа для анализа.
Отсюда название метода и в целом
кон­цепции — психоанализ.
Созданный
первоначально как метод ле­чения
истерических неврозов, психоанализ в
последующем был перенесен и распространен
З.Фрейдом на объяснение нормаль­ной
психической жизни людей.

Недостатком
фрейдизма является преувеличение роли
сексуальной сферы в жизни и психике
человека, человек понимается в основном
как биологическое сексуальное существо.

Зрелая
личность имеет сложную структуру: она
состоит из трех инстанций – оно (ид), Я
(эго), и Сверх Я (супер-эго). Оно
как биологическое начало содержит
страсти. Подчиняется Оно
принципу удовольствия – первичному
принципу человеческой жизни.

Вторая
инстанция Я
принимает
решения, удовлетворяя желания Оно в той
мере, в какой это позволяют реальные
обстоятельства. Если Оно является
воплощением страстей и влечений, то Я
– разума и рассудительности.

Третья
инстанция личности, Сверх-Я,
становится носителем моральных норм,
критиком и цензором, нравственным
самоконтролем. Когда действия Я
расходятся с требованиями Сверх-Я,
появляется чувство вины.

Представители
психоанализа: Альфред Адлер, Карл Густав
Юнг. Карен Хорни, Эрик Берн, Анна Фрейд.1895
-1982. Неофрейдизм.
Ученики Фрейда: А.Адлер. Г.Юнг, Карен
Хорни, Эрих Фром, Эрик Эриксон, которые
считали, что в становлении личности
важную роль играют социальные факторы,
а не сексуальные.

Гештальтпсихология
как учение о целостности психических
явлений

возникла
в начале XX
в.
Видными
ее представителями явля­ются Вольфганг
Келлер (1887-1967), Макс Вертгеймер, Курт
Коффка, Курт Левин. 

Гештальтпсихология
возникла из исследований восприятия.
В центре её внимания — Гештальт
(нем. Gestalt —
форма, образ, структура)  —
пространственно-наглядная форма
воспринимаемых предметов, чьи существенные
свойства нельзя понять путём суммирования
свойств их частей.

Многочисленные
экспериментальные исследова­ния,
проведенные гештальтпсихологами на
про­цессах восприятия и мышления,
доказали, что пси­хические образования
обладают первичной
целостностью.
В
иссле­довании
восприятия был выявлен ряд законов
гештальта: «фигу­ры и фона», «транспозиции»
(реакция не на отдельные раздражите­ли,
а на их соотношение), принцип «хорошей
формы» и т.п. Ис­следования мышления
выявили феномен инсайта
как
мгновен­ного схватывания, усмотрения
целостной структуры ситуации.

В
начале
60-х гг. XX
столетия в США возникла гуманисти­ческая
психология.

Гуманистическая
психология представляет собой комплекс­ную
междисциплинарную науку о человеке и
объединяет в своих рядах философов,
психологов, социологов, педагогов.
Ведущими представителями направления
выступают Гордон Олпорт (1897-1967), Абрахам
Маслоу, Карл Роджерс (конгруэнтность),
Виктор Франкл (логотерапия, смысл жизни,
экзистенциональный вакуум, диалог).
Гуманистиче­ская
психология исходит из положения о том,
что человек наде­лен потенциями к
непрерывному развитию и реализации
твор­ческих возможностей, и считает
его способным управлять собст­венным
развитием. Абрахам Маслоу разработал
пирамиду иерархии потребностей. Он
считал, что стремление к развитию,
личностному росту, т.е. самоактуализации,
есть основа развития человека и общества.

— физиологические
потребности – в пище, воде, сне, сексе
и т.д.

— потребность в
безопасности, стабильности и порядке

— социальные (в
любви, дружбе, семье и т.д.)

— потребность в
уважении, самоуважении, признании

— потребность в
самоактуализации – развитии способностей.

Когнитивная
психология

офор­милась в США в середине 60-х гг.
Видными представителями ее яв­ляются:
Ж.Пиаже, Джордж
Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Согласно
основным идеям когнитивной психологии
решаю­щую
роль в поведении человека имеют знания.
Поэтому
главной ее задачей является исследование
процессов приобретения, со­хранения
и использования человеком своих знаний.
Предмет ис­следования когнитивной
психологии составляют познавательные
процессы

восприятие, память, мышление, воображение,
речь, внимание. Соответственно и сам
человек в когнитивной психо­логии
рассматривается как активный
преобразователь информа­ции. Швейцарский
психолог Жан Пиаже, поставив перед собой
задачу выяснить, каким образом человек
познает реальный мир, изучал закономерности
развития мышления у ребенка и пришел к
выводу, что когнитивное развитие
представляет собой результат постепенного
процесса, состоящего из последовательных
стадий.

Направление
психологии

бихевиоризм

Фрейдизм

Гештальт-психология

Гуманистическая

психология

Когнитивная
психология

Предмет
исследования

Поведение

бессознательное

Целостные
структуры психики

Личность
Индивидуальность

Познавательные
структуры

Метод исследования

Наблюдение

эксперимент

психоанализ

Феноменальный
эксперимент

Методы практической
психологии

Эксперимент

Практика

Тренинг умений

психоанализ

гештальтерапия

Клиент-центрированная
терапия

Рациональная
терапия

Ведущие
представители

Дж.Уотсон

Э.Торндайк

Б.Скиннер

З.Фрейд

К.Юнг

А.Адлер

Э.Фромм

М.Вертгеймер

В.Келлер

К.Коффка

К.Левин

Г.Олпорт

А.Маслоу

К.Роджерс

В.Франкл

Р.Аткинсон

Ж.Пиаже

Дж.Брунер

У.Найсер

studfiles.net

1.2. Этапы развития и основные направления психологии

Психология, как
уже было сказано, занимает особое место
в системе других наук. А что она
представляет из себя как наука? Знакомство
с любой наукой начинается с определения
ее предмета и описания круга явлений,
которые она изучает. Предмет изучения
психологии – факты, механизмы и
закономерности психики. К такому
пониманию своего предмета психология
пришла не сразу, а поэтому в истории
развития психологии можно выделить ряд
этапов, представленных в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Этапы
развития психологии

Этап

развития
психологии

Временной

период

Основные

представители

Основные
идеи

1.
Психология как учение о душе

а)
Античность,

(IV
в. до н.э.–V в. н.э.)

б)
Средневековье

(V–XVI
вв.)

в)
Возрождение, Новое время (XVI–XVIII вв.)

а)
Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель

б)
Фома Аквинский, Ибн Сина (Авиценна),
Ибн Рушд (Аверроэс)

в)
Р. Декарт, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц

Борьба
между материализмом и идеализмом.
Наличием души пытались
объяснить все непонятные явления в
жизни человека.

Знаменитое
изречение Декарта: «Cogito ergo sum» («Я
мыслю, следовательно, существую»).
Сознание понималось широко – как
способность думать, чувствовать,
желать. Единственный метод изучения
– интроспекция (самонаблюдение).

2.
Психология как наука о сознании

Новое
время (Вторая половина XIX
века)

В.
Вундт

Оформление
в самостоятельную науку. Открытие
первой лаборатории экспериментальной
психологии.

3.
Отсутствие единого предмета (кризис
зарубежной психологии)

Новейшее
время (начало XX
века)

З.
Фрейд, Дж. Уотсон, Э. Торндайк,
М. Вертхаймер

Отсутствие
единого предмета психологии. Оформление
различных направлений и научных школ.

4.
Современный этап – интеграция
психологических знаний

Новейшее
время (XX–XXI
век)

Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов,
А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Майерс
и др.

Современная
психология сформировалась на базе
материалистического взгляда на мир.

Психология
– наука, изучающая объективные
закономерности, проявления
и механизмы психики.

Как видим из таблицы
1.2, в истории развития психологии есть
две основные вехи – донаучный и научный
этапы, причем известна точная «временная
точка», разделяющая их – 1879 год. Чем
знаменателен этот год для психологии?
Внимательные читатели уже знают ответ
на этот вопрос (см. п. 1.1. Особенности
психологии как науки). История психологии
как самостоятельной науки начинается
в 1879 году с основания немецким психологом
Вильгельмом Вундтом первой в мире
экспериментальной психологической
лаборатории в Лейпциге. Вскоре, в 1885 г.,
В.М. Бехтерев организовал подобную
лабораторию в России. Вместе с тем,
выбранный как единственно верный научный
метод изучения психических явлений –
интроспекция (самонаблюдение) не дал
хороших результатов и, исчерпав свои
возможности, привел к кризису в психологии.
Кризис психологии проявился в том, что
ученые стали пересматривать предмет
психологии и менять о нем представление,
возникло много направлений, каждое из
которых претендовало на создание своей
научной психологии и своего предмета
психологии (табл. 1.3).

Таблица
1.3

Основные
направления психологии

Научное

направление

Предмет

психологии

Представители

направления

Психоанализ

Бессознательное

З. Фрейд, А. Адлер,
К.Г. Юнг, А. Фрейд, К. Хорни, Г.С.
Салливан

Бихевиоризм

Поведение
(реакция в ответ на стимул)

Дж. Уотсон, Э.
Торндайк, И.П. Павлов, Э.Ч. Толмен,
К. Халл, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура

Гештальт-психология

Сознание и
познавательные процессы как психическое
поле с целыми психическими структурами
– гештальтами

М. Вертхаймер, В.
Кёлер, К. Коффка, К. Левин

Когнитивизм

Познавательные
(когнитивные)
процессы

Ф. Хайдер, Л. Фестингер,
Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж.С. Брунер,
Г. Хоманс, Г. Келли, Р. Аткинсон

Интеракционизм

Взаимодействие
людей, ролевое поведение

Дж. Мид, Ч. Кули, Г.
Блумер

Экзистенциально-гуманистическое

Личность и
ее потенциал (самореализация)

А. Маслоу, К. Роджерс,
Г. Оллпорт, Р. Мэй, В. Франкл

На современном
этапе развития психологии наблюдается
интеграция научных знаний, поэтому
различные направления, представленные
в табл. 1.3, представляют собой
взаимодополняющие, а не исключающие
друг друга подходы к изучению человека

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о