Нигилизм в наше время – Нигилизм актуален в наше время?

Содержание

Почему молодежь – нигилисты? На примере современной музыки

В терминологию слово «нигилизм» попало в XVIII веке, когда о нигилизме заговорил философ Фридрих Якоби. С тех пор нигилизм как явление и школа мысли развивался до тех пор, пока термин не стал популярным в общем смысле. В этом смысле термином начали называть мироощущение, напрямую связанное с абсолютным скептицизмом и отказом от традиционных норм. Сейчас подобные настроения актуальны для современной рэп- и постпанк-музыки: «Не хочу быть красивым, не хочу быть богатым», – как у Хаски, «Я просто тело, что тупо болит», – как у ЛСП, «Социум не в моде – в моде пустота», – как у постпанк-группы «Молчат Дома». Разберемся в основных направлениях нигилизма, рассмотрим его историю и сам термин в контексте современной молодежи и музыки, которую она слушает.

История и виды нигилизма

Нигилизм определяют как философскую позицию, которая заключается в отрицании или отсутствии веры в общепринятые, важные аспекты жизни. С течением времени в нигилизме появилось множество направлений. Например, экзистенциальный нигилизм фокусируется на отсутствии цели и ценности жизни. Метафизический – заявляет о возможном «не существовании» физических объектов. Моральный – отрицает наличие морали как чего-то присущего объективной реальности. Независимо от направленности мысли, у всех ветвей нигилизма есть нечто общее – отрицание чего-либо. Постепенно термин вошел в употребление и в России, во многом благодаря заслугам поэтов и писателей, в частности Тургенева. Но его значение использовалось не в философском смысле, а в более конкретном. Нигилистами называли молодых людей, которые были не согласны с устоявшимся государственным строем.

Такие идеи находили отражение в популярной культуре. Например, декадентская эстетика на границе XIX и XX веков, или культура «думеров» – сегодня. Остановимся на них чуть подробнее. Думер – это мем, который стал популярным около года назад. Под думером понимается определенный образ, визуально – это плохо нарисованный портрет молодого человека в черном худи, черной шапке и с сигаретой во рту. Главные описательные характеристики: алкоголизм, стыдится разговаривать со своей семьей, никакой надежды на карьерное продвижение, высокий риск опиоидной зависимости, не заводил друзей с 2012 года. Образу приписывают хроническую депрессию и мрачный взгляд на окружающий мир. Судить о популярности самого мема слишком сложно – мало репрезентативных данных. Но зато музыкальные плейлисты Doomer Music стали очень популярны, в частности russian doomer music (от 40 до 600 тысяч просмотров). Мы даже не будем пытаться объяснить этот феномен, просто воспримем его как факт – русская думер-музыка популярна. И здесь мы подходим к вопросу о связи культуры (в данном случае – музыки) с нигилистическими настроениями молодежи.

Нигилизм в современной музыке

Очевидно, что каждое поколение сталкивается с ужасами своего века. XX век – это война, диктаторские режимы, геноцид и развал института религии как главного поставщика смыслов. На территории СССР люди испытали на себе крах идеологии. Затем плавный переход в период «лихих 90-х» – с грабежами, убийствами, воровством и прочими ужасами. То есть из относительного идеологического комфорта люди окунулись в полный хаос, где большинству приходилось буквально выживать. Во всём этом и выросло молодое поколение, которое в итоге попало не в «лучший новый мир», а в сомнительный мир автократии. На этом фоне появилось много музыки, которая отрицает общепринятые нормы и свободно говорит о неудобном. И если идейно/по настроению музыка многих современных музыкантов продолжает линию альтернативы 80-х (Александр Башлачев, «Звуки Му», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «Агата Кристи» и другие), то стоит отметить, что у сегодняшних музыкантов куда больше возможностей для контакта с аудиторией, для продвижения своего творчества. В 80-х всё ограничивалось продажей дисков и концертами-квартирниками, которые постоянно закрывали и срывали. Сейчас же музыканты творят намного более свободно и могут работать с публикой через различные каналы в интернете. Это кажется неважным в контексте нигилизма, но в данном случае мы предельно чётко видим количество заинтересованных в музыке с нигилистичным подтекстом. Рассмотрим более детально темы и тексты нескольких музыкантов из СНГ.

В числе первых – рэпер новой волны «Хаски» и его близкий друг и соратник по жанру – bollywood FM. Всё их творчество наполнено бытовым мраком. Например, в треке «Поэма о Родине» если речь заходит о малоэтажных домах, то они обязательно «бараки-недоростки, лишенные идентичности». Новостройки же названы «костылями». Всё это выглядит неприветливо, сравнивается с «пропойцами на голяках». Да и сам автор готов «бухать и дуть в подворотне до одури и затем рухнуть водородною бомбою». Если не рассматривать смыслы и фокусироваться исключительно на описательных образах, получится довольно блеклая картина. Даже когда «Хаски» пытается романтизировать: «Моя Родина – моя любовь: вид из окна – моногородок в платье серого сукна», – получается всё равно блекло, ведь сукно серое. Но если быть более конкретным, в треке «Пироман» рэпер намерен развенчать идею об особенности человека, называя всех «в конечном счёте удобрением». Но здесь есть надежда на светлое будущее, ведь даже если «ты равнодушен к людям был – но поможешь растениям». Дальше идет обращение к обществу, которое буквально тлеет у мониторов и не делает ничего, лишь «в хибарах арендованных делит коридоры». В свою очередь bollywood FM также отрицает обывательский образ жизни и не столько высмеивает его, сколько показывает, насколько он отвратительный. В песне «Энтузиаст» люди представлены такими безликими, словно они сделаны из китайской подделки конструктора LEGO. Но и своё собственное существование он называет «случайным» в строчке: «Меня мама из подручного сделала случайно».

Вопросы социума, его состояния и отношения к нему – это главные темы постпанка. В лучших традициях жанра белорусская группа «Молчат Дома» в песне «Люди надоели» поют о том, как «люди надоели, надоел им я». Но отдельного внимания заслуживает припев: «Мне больше не за чем мечтать. Их лучше взять и потерять. Их больше незачем любить. Их надо взять и отпустить». Пользователи сайта Genius трактуют текст как обращение к тем же самым «людям», но, возможно, речь идет о мечтах, которые ты теряешь, перестаешь любить, и в конце концов отпускаешь. Но до постпанка тема отрицания часто использовалась и в панке. Неизбежность в первом куплете песни «После меня» налицо: «И кто бы мог подумать, что не нужно думать. Уже спущен курок, не убежать от пули», – ведь если условная пуля выпущена и теперь не убежать, можно уже и не думать. «Можешь попытаться показаться глупым, но на нашей улице Бог не судит», – очевидная тщетность любых оправданий, ведь Бог здесь уже ничего не решает.

Музыкальный дуэт Аигел в своем новом альбоме «Эдем» возвращается к теме родного края. С ним невольно появляются и нигилистичные образы. Солистка группы Айгель Гайсина говорила, что трек «Оно выделяло тепло» для неё центральный: «Это автобиография, там даже адреса домов, где я родилась и жила, настоящие. «Эдем» – бюро ритуальных услуг рядом с домом моего детства, дом принадлежал больнице скорой помощи и торцом упирался в морг». Собственно, этот морг играет главную роль в первом куплете: «Прессованный прах наших предков: бомжей городских, работяг деревенских, которых великая стройка скурила и выдула в небо задумчиво из крематорной трубы». Великая стройка – типичный образ в советской идеологии, когда строили во имя великой идеи. Но о людях никто не говорил, они оказывались расходным материалом, который в итоге «скурила» крематорная труба. Дальше говорится о прадеде, который «строил и строил дом, сгоревший три раза подряд», а дед умер от разрыва сердца. В четвертом куплете речь идет о сыне, который «30 лет считался мертвым в лагерях и однажды встал в дверях» родного дома, но мать его не узнала и не пошла обнимать.

Экзистенциальная тщетность всё чаще встречается в текстах музыкантов. У Ic3peak, ЛСП, «масла черного тмина», Гречки, Опиа, даже у Fасе и Скриптонита встречаются похожие темы. Собственно, с чем это связано? Возможно, артисты поднимают вопросы, беспокоящие большинство. Или, может быть, автор в своём творчестве настолько «заразителен», что его мысли буквально перенимают остальные. Но поскольку дело касается нигилизма, то вполне вероятно, что все эти вопросы не имеют смысла. Чтобы разобраться во всём с академической точки зрения, мы поговорили с философом Алексеем Зеленским:

«Если мы сместимся с вопроса о существовании нигилизма к вопросу о существовании нигилистов, то обнаружим любопытную особенность: до определённой поры никто себя сам нигилистом не называл – нигилистами за что-то называли других. Так было в средневековом христианстве, так было с Фридрихом Якоби, усмотревшим нигилизм в философии Фихте; с Огюстом Контом, назвавшим негативной всю метафизику; с Ницше, диагностировавшим нигилизм во всей европейской культуре. Таким образом, нигилист и, соответственно, нигилизм – это, прежде всего, фантазия или сновидение западной культуры, рисующее субъект, способный последовательно держаться предельной крайности и удерживаться в ней и разумом, и поведением. Разумеется, на поверку всегда оказывалось, что найти полноценного нигилиста не удаётся. Нигилизм невозможно практиковать, его можно лишь исповедовать как форму трансгрессии или немыслимого радикализма. Существует он только в глазах наблюдателя.

Сразу же обратим внимание на то, что потенциал этого слова как ярлыка просто неисчерпаем: оно легко клеится к чему угодно. Пример Ницше, который безнадёжно «вляпался» в нигилизм, весьма показателен: чтобы прослыть нигилистом, было достаточно о нём заговорить. Современные справочники, чуть ли не через один, характеризуют Ницше как нигилиста и теоретика нигилизма, в то время как Ницше свои воззрения нигилизму однозначно противопоставлял и обвинял в нигилизме христианство и философию. И это выворачивание наизнанку слов Ницше не так удивляло бы, если бы его можно было списать на совесть поверхностных читателей. Однако вышло оно из-под пера мощнейшего философа, Мартина Хайдеггера. И Ницше, и Хайдеггер прекрасно понимали, что введение в дискурс слова «нигилизм» отрезает все пути назад и оставляет единственную возможность далее говорить и мыслить только под его знаком. Крайне упрощая суть, можно сказать, что нигилизмом можно объяснить всё, включая сам нигилизм, и ни к чему иному его свести невозможно.

Из сказанного мы можем вывести два следствия. Во-первых, причинно-следственные отношения понять нигилизм не помогут. Что толку от того, что в качестве причин мы упомянем развал Союза, дискредитацию идеологии, разъедающее влияние капитализма, падающие стандарты уровня жизни, удушающее общественно-политическое устройство, глобальные кризисы и угрозы, если всё это в наших глазах уже лишено позитивного смысла? Как найти объяснение для нигилизма, не ища ему оправдание? И как найти ему оправдание, не начав смотреть на мир глазами нигилиста?

Во-вторых, из сказанного мы можем понять причины, по которым мы используем слово «нигилизм». Конечно, для словарей по философии, литературе и искусству «нигилизм» представляет собой сегодня скорее музейную ценность, вышедшую из интеллектуальной и эстетической моды чуть ли не век назад. Зато этот термин теперь осел в гуманитарной публицистике, стал доступен широкой общественности, обрёл меновую стоимость.

С 1990-х годов нигилизм ассоциируют с девизом ‘No future!’ Установка, озвученная в этом девизе, на самом деле характеризует не только определённые молодёжные субкультуры, но и достаточно широко признаётся в квир-, транс- и гей-субкультурах. Идеологический посыл: «Требование думать о будущем и жить ради будущего не даёт нам быть такими, какими мы хотим быть здесь и сейчас. Поэтому – к чёрту будущее!» Таким образом, мишенью ‘No future!’ становятся такие конвенциональные ценности позднекапиталистического общества: здоровье, жизнь, карьера, репутация, продолжение рода. Реалистические представления о собственном будущем, как полагают, мало совместимы с желанием покрыть своё тело татуировками, шрамами и пирсингом, равно как и с наркоманией, незащищённым сексом, операциями по смене пола, попаданием в базу исполнительных органов за проституцию или распространение наркотиков. В этом можно было бы усмотреть отказ платить символический взнос за право войти в «нормальное общество», который традиционная психология приписывает маргиналам. Однако, можно повернуть ситуацию иначе: а что, если в содержании этого «взноса» подразумевается тот или иной жест символического отказа от будущего? Что, как не отказ от «будущего», по факту совершает три четверти населения, неспособного позволить себе заботу о здоровье, долголетии и благоденствии? Скандальность ‘No future!’ в том, что этот девиз делает латентный неприглядный консенсус капитализма явным.

Мы в последнюю очередь думаем о том, что контент, характеризуемый как «нигилистический», может представлять собой всего лишь утрированную норму, стоит лишь сбросить градус ажитации. Ницше разоблачил в нигилизме интеллектуализацию и морализацию слабости воли, то есть такую смысловую переработку, в результате которой уныние, озлобленность, зависть подаются в форме чего-то возвышенного, как явный или подразумеваемый упрёк кому-то. К примеру, в текстах некоторых рэп-исполнителей из СНГ в качестве контекста выступает «депрессивная провинция» (как у рэпера «Хаски», в треке «Поэма о Родине»). Всё, что озвучивается в таких текстах, является статистически заурядным, то есть типичным для жизни большинства. Заурядность и является главным объектом символической обработки: например, бараки, по определению лишённые индивидуальности, становятся топорщащимися недоростками, сравниваются с пропойцами и каретами ППС. Заурядность, типичность поглощает без остатка пустоту, ничтожность, которую на этом месте тщится видеть автор текста. Провинциальность – это такое «ничтожащее ничто», в мельницу которого должен попасть камень метафоры, которая позволит зафиксировать ничтожество в форме, неудобной для перемалывания. Понятно, что буквально это описание понимать нельзя, потому что, стоит только отключить образный регистр, на нас обрушивается бредовая речь сумасшедшего: «Человечья требуха в фоторамках окон», «Помнишь, ты умерла, и мы твоё мясо ели, что пахло как мумия, забытая в Мавзолее…» – некрофилические и каннибалистические фантазии на границе симптомов психотического распада и вымученной метафоры провинции в духе upside-down (из сериала Stranger Things). Таким образом, между прочим, провинция находит один из способов прописки в мейнстримовом медийном пространстве: если по гламурности ей с метрополией тягаться нелепо, то по криповатости она вне конкуренции.

Средства нигилизма служат не демонстрации «ничто на месте нечто» (смысла, истины, ценностей), а, скорее, не позволяют негативности стать обыденной».

www.buro247.kz

Нигилизм нашего времени » Интересные факты


Ведь и правда, слишком много и та модель, которая служила «верой и правдой» несколько веков уже пришла к своему «логическому» завершению. Но что бы построить новую, нужно разрушить старую систему. Понятно, что люди наверху всеми силами оттягивают этот момент, но вечно это длится, не может. Если уж разрушать, то разрушать все то, что было создано человечеством за последние века и без преувеличения, строить новую цивилизацию.

Наивно полагать, что Мы единственная цивилизация, существовавшая на земле, их было великое множество, сколько их было можно только гадать.

Я уверен, что были цивилизации лучше нас, и опять же это не наша вина. Просто модель построена таким образом, что закрывает тебя в определенные рамки и ты сам того нехотя делаешь неправильные выводы и поступки. Ладно, если один человек, а если массы, и все они занимаются не своим делом.

«Вы сделали то, что должны были сделать… но быть может, Вы совершили ошибку…»

(с)Атос

Все мы живем в оболочке. Строя большую стену, каждый отгораживается от себе подобных, создавая лишь впечатление, что он рядом на самом деле мы все далеко друг от друга, нас всех разделяют километры мостов. Понятие общения давно потеряло свою истинную ценность, люди больше не такие, какие были раньше, больше не те люди, которыми должны были быть.

Мы надеваем маски, потому что никому нет дела, до твоих желаний, до твоей мечты, до твоих километров мыслей, мы все несемся в бездну безмятежности, унося с собой все самое дорогое и ценное, чем наградила нас природа. Не пытаясь понять, мы тонем в собственных проблемах.

Мы можем многое, но не хотим, занимая себя вещами совершенно не нужными не нам, не этому миру. Получается замкнутый круг из бесполезных занятий человечества, бесполезного существования, мы наполняем этот мир негативной энергией, этим мы губим его. Мы его не ценим…

Какие же у нас есть ценности? Для начала зададим вопрос, что мы ценим больше всего? Близкие и любимые это само собой. Но что, же идет на 2 месте. Жизнь? Врятли, это и так инстинктивно заложено, впрочем, как и семья. Поставим вопрос иным образом. Какие ценности не свойственны человеку? Есть такая ценность, даже больше, это уже стало религией, а может, и всегда было, конечно же, это – деньги. Да, что скрывать для многих деньги значат больше, чем семья.

Деньги – это некая потребность, закрепленная инстинктивными потребностями, желаниями, целями, мечтами. Практически все, что происходит в нашей голове, можно, так или иначе, связать с деньгами.

Рассмотрим пример: «Что бы есть, я должен найти деньги, что бы их найти, я должен работать, что бы работать я должен тратить свое время». Если бы я жил во время начального развития цивилизации, или выразимся даже, правильного развития цивилизации, то на добычу еды у меня ушло, предположим, 2 часа. Сейчас же, я могу за 2 часа заработать себе на еду. Какой вариант лучше, я не знаю…

Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы покупать вещи, которые нам не нужны. «Бойцовский клуб»

Так, что все люди наркоманы. Извините за такие громкие высказывания, но Вы зависимы, от денег, от ящика, от интернета, да от всего, попробуйте от всего этого отказаться, хотя бы на 2 недели. Я имею ввиду от всего вообще! Единственное от чего вы будете зависеть это от еды и воды, вот она — абсолютная свобода, как в фильме «В диких условиях». Вот поэтому мы делаем не то, это не свойственно человеку. Все это не нужно. Знаете, я пишу уже эту статью более месяца и постоянно дополняю ее. И вот вчера, я переосмыслил некоторые очень важные вещи, и теперь читая эти строки, я смотрю на них иначе, но все, же они правильные. Наверное, вы тоже увидите свою правду, возможно, не ту, которую я вижу. Я обязательно напишу новую статью, в которой расскажу о корнях этой проблемы, но чтобы это объяснить надо дать некую предпосылку — в виде этой статьи. Чтобы подготовить вас к этому. Я хочу открыть вам глаза.

У меня есть несбыточная мечта, сейчас поймете почему:

Я хотел бы родиться в общине. В идейной общине.

Идейная община — целенаправленно созданное местное сообщество людей, задуманное для более тесного сотрудничества, чем другие сообщества.

Материал из Википедии.

Я себе это представляю, что меня окружают близкие и дорогие мне люди, каждый занят своим делом, которое ему подходит больше всего.

У нас полное доверие, такое понятие как недоверие вообще отсутствует. У нас прекрасный режим, мы просыпаемся с рассветом и ложимся с закатом, у нас прекрасное питание. Мы знаем много, действительно, полезных вещей, особенно местные растения. Наше сознание открыто для нового, мы готовы вновь и вновь исследовать новое, пополняя тем самым знания нашей общины.

Мы живем в полном единении с природой, настолько плотным, что это граничит с фантастикой, в нашем понимании. Мы можем слышать ее… и не только. Наши познания в области развития человека очень глубоки. Естественно мы счастливы, у нас просто нет причин для того, что бы быть несчастными. Никаких рамок, никакого социума, никакой власти…

…Я хочу родиться в этом месте, потому что, мы должны так жить. Вы ищите истину? Вот она, жить с природой, брать от нее, то, что она дает и не вредить, а наоборот помогать, некая взаимопомощь. А для фона и понимания, возьмите и представите, что творится сейчас, у нас сжигают леса для новых застроек, мне стыдно за человечество. Хотя тут все глубже, чем вы могли подумать, но не в этот раз!

… вот как мы должны жить. А не возводить каменные джунгли, человек слишком подвержен манипуляциям, обидно вспоминать, как старые времена сжигали и убивали уникальных людей, а ведь такие люди все понимали и, несомненно, хотели изменить историю. Да и сейчас делают тоже самое. Такие (уникальные) люди это изъян системы, ошибка, которую надо устранить, чем «они» успешно и занимаются…


Похожие статьи:

mostinfo.su

Что значит нигилизм — понятие нигилизма, как отрицания современности

Что лучше – быть категоричным в суждениях или оставаться демократичным и стараться понимать и принимать чужое мнение? Каждый из нас выбирает свое, то, что ближе. Существует много разных выражающих позицию человека течений. Что представляет из себя нигилизм, и какие есть принципы нигилизма — предлагаем разобраться.

Нигилизм — что это?

Все словари говорят, что нигилизм – это мировоззрение, ставящее под сомнение общепринятые принципы, нормы нравственности и ценности. Можно найти определение отрицания, полного отрицания социально-нравственного явления и умонастроения. Становится очевидно, что определение данного термина и его проявление в разные времена было разным и зависело от культурно-исторического периода.

Важно говорить про нигилизм и его последствия. В современном мире нередко можно слышать дискуссии относительно того, является данное течение заболеванием или, наоборот, лекарством от недуга. Философия сторонников этого течения отрицает такие ценности:

  • нравственные принципы;
  • любовь;
  • природа;
  • искусство.

Однако человеческая нравственность основывается на данных фундаментальных понятиях. Каждый человек должен понимать, что в мире есть ценности, отрицание которых является невозможным. Среди них – любовь к жизни, к людям, желание быть счастливым и наслаждаться красотой. По этой причине последствия такого отрицания могут быть негативными для сторонников данного направления. Как вариант, спустя время человек осознает неправильность своих суждений и отказывается принимать нигилизм.

Кто такой нигилист?

Под нигилизмом понимают жизненную позицию отрицания. Нигилист — это человек, который отрицает принятые в обществе нормы и ценности. Помимо того, такие люди не считают нужным склоняться перед какими-либо авторитетами и мало во что и в кого верят вообще. При том, для них не имеет значение даже авторитет источника. Интересно, что впервые данное понятие возникло еще в Средние века, когда было отрицание существования и веры в Христа. Спустя время появились новые виды нигилизма.

Нигилизм — плюсы и минусы

Понятие нигилизм как отрицание современности выражает негативное отношение определенного субъекта к определенным ценностям, взглядам, нормам, идеалам. Он представляет собой форму ощущения мира и определенного социального поведения. В качестве течения общественной мысли нигилизм возник давно, но свою популярность получил в прошлом столетии в странах Западной Европы и России. Тогда его связывали с именами Якоби, Прудона, Ницше, Штирнера, Бакунина, Кропоткина. Это понятие имеет свои плюсы и минусы. Среди преимуществ нигилизма:

  1. Возможность человека проявить свою индивидуальность.
  2. Возможность личности заявить о себе, отстоять собственное мнение.
  3. Поиски и вероятность новых открытий.

Однако есть у нигилизма немало противников. Они называют следующие недостатки течения:

  1. Категоричность в суждениях, приносящая вред самому нигилисту.
  2. Невозможность выйти за рамки собственных взглядов.
  3. Непонимание со стороны окружающих.

Виды нигилизма

Такое понятие как нигилизм в современном обществе разделяют на множество видов, основные такие:

  1. Мереологический – определенная позиция в философии, утверждающая, что состоящие из частей объекты не существуют.
  2. Метафизический – теория в философии, говорящая, что существование объектов в реальности не является обязательным.
  3. Эпистемологический – отрицание знания.
  4. Моральный – метаэтическое представление, что ничто не может быть аморальным или моральным.
  5. Правовой – активное или же пассивное отрицание обязанностей личности и установленных государством правил, норм.
  6. Религиозный – отрицание и даже порой бунт против религии.
  7. Географический – отрицание, непонимание, неправильное использование географических направлений.

Правовой нигилизм

Под правовым нигилизмом понимают отрицание права как некого социального института, а также системы правил поведения, успешно регулирующей взаимоотношения людей. Данный юридический нигилизм состоит в отрицании законов, приводящий к противоправным действиям, хаосу и торможению правовой системы. Причины правового нигилизма могут быть такими:

  1. Законы не соответствуют интересам граждан.
  2. Исторические корни.
  3. Разные научные концепции.

Моральный нигилизм

Научная литература говорит, что значит нигилизм и какие есть его виды. Моральным нигилизмом принято называть метаэтическую позицию, согласно которой ничто не может быть аморальным или моральным. Сторонник данного вида нигилизма предполагает, что убийство вне зависимости от причин и обстоятельств нельзя назвать хорошим или плохим поступком. Моральный нигилизм является близким к моральному релятивизму, признающим за высказываниями некую возможность быть как истинным, так и ложным в субъективном смысле, но при том не допускает их объективной истинности.

Юношеский нигилизм

Известно про понятие нигилизм и подрастающему поколению. Нередко в подростковом возрасте дети хотят лучше понять себя и выбрать собственный жизненный путь. Однако нередки случаи, когда подросток многое отрицает. Такое поведение называют юношеским нигилизмом. Юношеский нигилизм, как и юношеский максимализм, представляет из себя пылкое и порой даже сопровождающееся яркими эмоциями отрицание чего-либо. Этот вид нигилизма может быть присущ не только подросткам и юношам, но и эмоциональным людям разного возраста и проявляется в самых разных сферах:

  • в религии;
  • в культуре;
  • в общественной жизни;
  • в знаниях;
  • в правах.

Мереологический нигилизм

Один из распространенных видов такого понятия как нигилизм в наше время – мереологический. Под ним принято понимать некую философскую позицию, по которой состоящие из частей объекты не существуют, а есть только базовые объекты, не состоящие из частей. Примером может быть лес. Нигилист уверен, что в реальности он не существует как отдельный объект. Это множество растений в ограниченном пространстве. Само понятие «лес» создали для того, чтобы облегчить мышление и общение.

Географический нигилизм

Бывают самые разные формы нигилизма. Среди них – географический. Он заключается в отрицании и непонимании непоследовательного использования:

  • географических направлений;
  • географических признаков частей света;
  • подмене географических направлений;
  • частей света культурологическим идеализмом.

Данный вид нигилизма является новым понятием. Нередко его называют неправильным, говоря про то, что при отрицании значений за природными условиями и пытаясь вырвать человеческое общество из материального мира, можно прийти к идеализму. Другими словами, данный недостаток состоит в том, что при игнорировании естественной среды это может привести к недоучету данных условий. Учитывая их влияние нужно осознавать, что на разных его этапах одинаковое сочетание природных условий может иметь разное значение и при этом оказывать не одинаковое внимание.

Эпистемологический нигилизм

Под эпистемологическим нигилизмом понимают радикальную форму скептицизма, утверждающую сомнительность возможности достижения знаний. Он возник как реакция на идеал и универсальную цель древнегреческого мышления. Первыми поддержали скептицизм софисты. Спустя время сформировалась отрицающая возможность идеального познания школа. Уже тогда была понятна проблема нигилизма, заключающаяся в нежелании его сторонников получать необходимые знания.

Культурный нигилизм

Популярный современный нигилизм – культурный. Он проявляется в отрицании культурных направлений во всех сферах жизни общества. Еще в шестидесятых годах на Западе возникло мощнейшее движение «контркультура». Тогда оно опиралось на взгляды Руссо, Ницше и Фрейда. Контркультура полностью отрицала всю западную цивилизацию и буржуазную культуру. Самая резкая критика направлялась против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Сторонники этого направления были уверены, что достоин сохранения и развития только авангард.

Религиозный нигилизм

Справедливым будет утверждение, что нигилизм — современное явление. Одним из его самых популярных видов является религиозный нигилизм. Под данным термином принято понимать восстание бунт против религии с позиции эгоистической личности, отрицание и негативное отношение к духовным ценностям общества. У такой критики религии есть своя специфика, выражающаяся в бездуховности, прагматическом отношении к самой жизни. Без преувеличения нигилиста можно назвать циником, для которого нет ничего святого. Такой человек может осквернять религию из-за своих эгоистических целей.

Социальный нигилизм

Социальный нигилизм — это течение, выражающееся в самых разных проявлениях, среди которых:

  1. Непринятие определенными слоями общества существующего курса реформ.
  2. Непринятие нового уклада жизни и новых ценностей.
  3. Недовольство нововведениями, переменами.
  4. Социальные протесты против различных шоковых методов и преобразований.
  5. Несогласие с разными политическими решениями.
  6. Неприязнь (иногда вражда) по отношению к государственным институтам.
  7. Отрицание западных образцов поведения.

 

womanadvice.ru

Сочинение на тему нигилизм в современном обществе

Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа нигилизма 14
1.1. Концепции нигилизма в философии и социологии. 14
1.2. Нигилизм как социально-культурное явление 36
1.3. Трансформация нормативно-ценностной системы современного российского общества как источник нигилизма 49
Глава 2. Формы проявления нигилизма в культуре современного российского общества 69
2.1. Правовой нигилизм 69
2.2. Нигилизм и молодежная контркультура 87
2.3. Экстремизм и терроризм как проявления нигилизма 108
Заключение 128
Примечания 134
Библиография .1
Нигилизм как социально-культурное явление
Трансформация нормативно-ценностной системы современного российского общества как источник нигилизма
Нигилизм и молодежная контркультура
Экстремизм и терроризм как проявления нигилизма

Нигилизм как социально-культурное явление

В XX веке проблематика нигилизма является одной из самых обсуждаемых в философских, культурологических и социологических дискуссиях. В последние десятилетия количество монографий и научных статей, посвященных анализу нигилизма, его места в современной культуре, исследованию его различных проявлений, значительно возросло. Данный факт обусловлен, прежде всего, коренными изменениями в массовом сознании современных людей, когда абсолютное и относительное неверие, или отрицание смысла, становится одной из самых распространенных мировоззренческих установок. Это приводит к появлению новых форм негативизма в сознании и практической деятельности. В частности, Ж. Бодрийяр, говоря о нигилизме как о факте жизни, отмечает, что в начале XX века существовал эстетический, сюрреалистический и дадаистский нигилизм; еще раньше, в начале XIX века, можно было говорить о романтическом нигилизме. Теперь же в широких слоях распространился нигилизм как полное безразличие и отсутствие убеждений. Он пишет: «… для нас не остается ни малейшего проблеска надежды, что течение вещей еще сможет приобрести какой-то смысл». (1) Все это говорит о том, что нигилизм – это не просто литературная или философская проблема, а часть современной социальной действительности.
Практическую актуальность проблемы нигилизма подчеркивает также Урсула Хоманн, автор обзора на тему «Нигилизм и искание смысла». Обобщая проанализированные ею работы, она пишет: «Современная мысль снова переживает кризис, и утверждение, что традиционные общеобязательные представления о ценностях и общепринятые образы мысли давно уже не удовлетворяют никого… не кажется ни особенно новым, ни удивительным… Просвещенческие идеалы давно успели потускнеть. Вместо надежды на будущее и веры в прогресс перед лицом необеспеченности настоящего и неуверенности в завтрашнем дне все шире распространяются безнадежность, страх и резиньяция. Не происходит не одного публичного выступления, ни одного комментария к текущим событиям, чтобы в них не констатировалось повсеместное ощущение утраты смысла и не выражались сож;аления по поводу вялой безучастности у большей части молодежи». (2)
Нигилизм (от лат. nihil – ничто) в широком смысле выражает отрицательное отношение субъекта (группы, общности) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения.
Действительная история нигилизма может быть рассмотрена в двух аспектах. Во-первых, в качестве истории развития самого нигилистического мироощущения как неприятия утвердившихся в обществе норм и ценностей. И во-вторых, в качестве истории осознания нигилистической проблематики и рефлексии над ней. В данном случае нас будет интересовать именно последний аспект истории нигилизма. При этом ориентирами исторического экскурса в проблему будут служить вопросы взаимосвязи нигилизма с характером и особенностями современной культуры.
У. Хоманн намечает три основных стадии почти двухсотлетней истории осмысления проблемы нигилизма. На первой стадии, в конце XVIII века, происходит вхождение понятия нигилизма в обиход философских споров благодаря концепции Ф. Якоби. На второй (после Ф. Ницше) – нигилизм обрел статус философской категории. Наконец, начиная с 30-х годов XX века, нигилизм превратился в явление политической и духовной культуры, в умонастроение, претендующее на то, чтобы овладеть массовым сознанием.
Если ростки нигилизма как определенного умонастроения можно обнаружить достаточно давно, то проблематика нигилизма в явном виде появляется в середине XIX века, когда в западноевропейской философии на передний план выступают иррационалистические концепции. Для этого име 16 лись определенные идейные и социальные причины. Прежде всего, утверждение философского иррационализма происходит по мере разочарования в тех идеях, которые проповедовал философский рационализм. Представители последнего считали, что природа и история базируются на принципах разума, поэтому возможен прогресс в обществе на основе применения законов разума и просвещения. В середине же XIX века стало понятно, что развитие науки и техники само по себе не ведет к реализации вековых идей человечества, более того оно может иметь негативные последствия для самого человека. Из-за этого утратила свою притягательную силу идея приоритета социальной активности человека, стали распространяться скептицизм и пессимизм. Под влиянием этого умонастроения происходит переосмысление рационалистической концепции отношения человека к окружающей действительности, изменение представлений о смысле и целях человеческой деятельности и познании, пересмотр самих способов осмысления бытия.
Во многих отношениях начало новому типу философствования положил А. Шопенгауэр. Все существующее, по его мнению, выступает проявлениями воли, которая понимается как универсально-космический феномен. Воля иррациональна и не имеет разумной цели, она выступает лишь как потребность выжить и сохраниться. Поэтому неразумным является и мир в целом, история лишена смысла, а наука постоянно заходит в тупик, пытаясь обосновать мир исходя из законов разума. Жизнь человека Шопенгауэр рассматривает как безнадежное угасание и страдание. Человек может придать своей жизни смысл, лишь избавившись от воли к жизни, погрузившись в состояние «нирваны».
Наиболее полное свое теоретическое обоснование нигилизм получил в концепции Ф. Ницше, чьи размышления о нем положили начало целой философской традиции. Примечательно, что сам термин «нигилизм» Ницше позаимствовал у французского писателя Поля Бурже, который в свою очередь взял его у И.С. Тургенева. (3) Именно в образе героя романа Тургенева «Отцы и дети» – Е. Базарова – тип нигилиста получил свое обобщенное художественное выражение. Он представал как герой-бунтарь, отвергавший многие устоявшие ценности окружавшей его действительности и предлагавший новые идеи. Вслед за этим нигилистами стали называть революционеров и радикальных реформаторов, резко критиковавших современные им порядки. В России 60-70 годов XIX века идеи нигилизма обычно связывались с именами Д.И. Писарева, П.Н. Ткачева, П.А. Кропоткина. Стоит отметить и тот факт, что среди размышлений Ницше о нигилизме значительное место занимала проблематика произведений Ф.М. Достоевского. Обращаясь к материалам русского писателя, он использовал их для подтверждения основных положений своей концепции, хотя общая оценка нигилизма у Достоевского и Ницше не совпадала. (4) Ницше исходит также из идей А. Шопенгауэра о бессмысленности человеческого существования, однако не соглашается с тезисом последнего об угашений «воли к жизни» и придает нигилизму активный характер переоценки ценностей.
Ницше впервые дал определение понятию «нигилизм». «Что означает нигилизм? – спрашивает он и отвечает: «То, что высшие ценности теряют свою ценность … нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?». (5) Уже в этом коротком определении заложена глубокая идея, – нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира. Нигилизм – это явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей.
Рассуждая о происхождении нигилизма, Ницше пытается не только проследить конкретный способ его происхождения (т.е. ответить на вопрос «как?»), но и выявить исторические корни этого мироощущения (т.е. ответить на вопрос «откуда?»). Соответственно этому выделяется психология и история нигилизма.
Нигилизм есть процесс обесценивания прежних верховных ценностей. Когда эти верховные, придающие ценность всему сущему ценности обесцениваются, лишается ценности и опирающееся на них сущее. Возникает ощу 18
щение неценности, ничтожества всего. Нигилизм как падение верховных ценностей есть, таким образом, одновременно приход нигилизма как «психологического состояния» или как ощущения неценности всего.
Существуют, по мнению Ницше, три условия возникновения психологического состояния нигилизма. Во-первых, – это разочарование в поисках осмысленности жизни. Оно наступает, когда люди ищут во всем происходящем «смысл», которого там нет. Под смыслом он понимает ценность вещей, а также цель, то есть любые «к чему» и «ради чего» человеческих поступков и свершений. Ницше перечисляет, каким мог бы быть искомый смысл: «нравственный миропорядок»; «возрастание любви и гармонии во взаимоотношениях существ»; вечный мир; «приближение к состоянию всеобщего счастья». Однако эти безусловные цели в человеческой истории никогда еще не достигались. Все усилия и предприятия, все начинания и действия, направленные на их достижение, оказались бессмысленны. Ожидания человека в этом плане оказываются обманутыми, и возникает сомнение, – стоит ли вообще устанавливать для сущего в целом какую-то цель и искать какой-то смысл. Сами верховные ценности в этих условиях начинают шататься, утрачивает свой бесспорный характер. Шаткость верховных ценностей доходит до сознания человека, в силу чего меняется его отношение к сущему в целом и к самому себе.
Вторым условием наступления психологического состояния нигилизма является то, что человек пытается обнаружить в окружающем мире какую-либо целостность и системность. Ему эту необходимо для собственного самоутверждения, чтобы ставить цели и планировать поступки. Поскольку верховные ценности поколеблены, необходимо чтобы за видимым хаосом и становлением существовал какой-либо порядок. Оказывается однако, что организация и систематизация придуманы людьми для собственного удобства, и в реальном мире просто не существуют.

Трансформация нормативно-ценностной системы современного российского общества как источник нигилизма

В социологии принято различать стабильное и кризисное состояние общества. Первое означает устойчиво воспроизводящийся социальный порядок. Второе выражает нарушение стабильности, служит способом движения социальной системы от прежнего ее состояния к новому. При переходе к новым формам организации общественной жизни адаптация населения к изменяющимся условиям протекает, как минимум, в двух внешне независимых друг от друга, но внутренне тесно связанных между собой пространствах обстоятельств. В первом из них происходит адаптация различных социальных групп (и составляющих их индивидов) к изменяющимся социальным условиям жизни (в первую очередь, материальным и экономическим). Арсенал средств, используемых при этом, состоит из материальных благ и социальных позиций, унаследованных от предыдущих социально-экономических обстоятельств, обеспечивающих удержание или развитие сложившегося уровня и качества жизни. Среди них, в первую очередь, – экономический и профессиональный статус, а также системы социальных связей. (34) Другая область, внутри которой происходит адаптация, – это ценностно-нормативное пространство, детерминирующее изменяющиеся социальные отношения. В этом пространстве на уровне поведенческих навыков происходит выработка норм, адекватных новым социальным обстоятельствам, а также усвоение ценностных приоритетов и общей системы мироотношения, обеспечивающей индивиду эффективную реализацию собственных жизненных программ в изменившихся социальных обстоятельствах. (35)
Таким образом, во время кризиса общество стоит перед необходимостью переоценки ценностей, как морально-этических, адресованных отдельной личности, так и социальных и общечеловеческих, адресованных всему обществу. Необходимость такой переоценки связана с тем, что основной подсистемой социальной регуляции, обеспечивающей существование, воспроизводство и развитие социальных отношений в любой сфере общества является культура. Она создает такие важные условия для стабильности функционирования социума, как формирование того или иного способа упорядочения реальности, единство системы ориентиров для проявления социальной активности, единство интерпретации и оценки своего и чужого поведения, т.е. способствует стандартизации и упорядочению социальных взаимодействий.
Важным моментов в осмыслении состояния современного российского общества является характеристика его как транзитивного (переходного). С этим согласны практически все исследователи, независимо от того, как они оценивают происходящие изменения, считают их реформированием или разрушением. Можно отметить терминологическую неопределенность в названии этого перехода вследствие того, что в современной отечественной науке наблюдается сосуществование различных социологических, политологических и культурологических парадигм. Его обозначают как переход от социализма к капитализму; от тоталитаризма к демократии; от плановой, административно-командной и даже мобилизационной экономики к современной, либеральной; существуют и утверждения о движении России в направлении к Западу, или о ее возвращении из Азии в Европу.
Заслуживает внимания позиция тех авторов, которые полагают, что современный переходный период в России аналогичен переходу европейских обществ от феодализму к капитализму или от традиционного общества к гражданскому. М.Н. Кузьмин отмечает по этому поводу: «…мы, несмотря на внешние успехи в наращивании «материального тела» индустриальной цивилизации, парадоксально продолжаем оставаться гетерогенной страной, которая социально, ментально и культурно во многом еще не выбралась из полутрадиционного состояния общества, из многоукладное, когда различные регионы страны, сосуществуя хронологически одновременно и как бы «взаимопроникающее реально живут в разном историческом времени». (36)
Автор работы «Социальная модернизация в России в конце XX века» Л.А. Беляева также определяет суть данного перехода как трансформацию сословной структуры в классовую. По ее мнению, сословно-иерархическая структура общества формируется на основе безрыночного, т.е. бессубъектного производства и распределения. Такое общество всегда организовано по вертикали, его бессубъектность не мешает жесткой детерминированности социальной структуры. Переход к новому, несословному обществу, – отмечает Беляева, – в настоящих условиях чрезвычайно труден, ибо требует радикальных изменений в общественных отношениях. «Бремя прошлого развития, традиционно сложившаяся структура ценностей накладывают свой отпечаток на все процессы, в том числе и преобразование социальной структуры в целом и ее отдельных элементов. Преодоление сословной структуры общества в России сопровождается своеобразными процессами трансформации элитного слоя, формированием классовой стратификации, изменением социального статуса российской интеллигенции и глубокой имущественной дифференциацией населения». (37)
В любом случае под социальным переходом понимается радикальная системная и структурная трансформация общества, ведущая к замене одного типа социального порядка другим. Важным аспектом становления нового социального порядка является формирование новой нормативно-ценностной системы. Под нормативно-ценностной системой в социогуманитарном знании принято понимать комплекс, состоящий из интересов, ценностей, целей и средств их достижения.

Нигилизм и молодежная контркультура

Эти данные созвучны результатам пилотажного исследования ценностных ориентации учащейся молодежи, проведенного в феврале 2002 года на базе Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета при участии автора. Было опрошено 185 студентов четырех факультетов ВУЗа. Индикаторами неприятия молодежью существующих моральных и правовых норм служило их отношение к девиантным нормам поведения и степень причастности к формам данного поведения.
На вопрос: «Совершали ли Вы какие-либо правонарушения?» – около трети молодых людей (32%) дали положительный ответ и более половины (58%) – отрицательный. На вопрос: «Есть ли у Вас в «криминальном мире друзья?», – положительный ответ дали 46% опрошенных. 19% опрошенных считают для себя вполне возможным участие в криминальных группировках, а 10,3 % расценивают этот способ зарабатывания денег как нормальный и допустимый. При этом 23% опрошенных в качестве основной причины бедности называют неумение воровать.
Показательно также отношение молодежи к употреблению наркотиков и алкоголя. 64% респондентов указали, что не пробовали наркотиков и не хотят; 19% – признаются в том, что пробовали, но больше не хотят; 15% -свидетельствуют, что «балуются» иногда; 2% – заявляют, что постоянно употребляют наркотики. 48% опрошенных употребляют легкие спиртные напитки, 11% – крепкие, и лишь 41% заявили, что не употребляют алкоголь. Около 9% респондентов положительно относятся к проституции.
Такая моральная «неразвитость» может быть объяснена как неустойчивостью ценностных ориентации, свойственной для молодежи, так и противоречием между ее потребностями и возможностями для их удовлетворения, которое с особой силой обостряется в кризисные моменты развития общества. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении может приводить не только к насильственным преступлениям, но и к «уходу» в мир алкоголя или наркотиков.
В то же время в ситуации переходного периода развития социума у молодежи есть и свои преимущества перед старшими поколениями. Л.Е. Ке-сельман и М.Г. Мацкевич, исследуя показатели пессимизма и оптимизма в различных возрастных группах, пришли к выводу о наличии большего потенциала адаптации молодежи к современным условиям по сравнению с другими генерациями. (36) Нынешняя ситуация в российском обществе определяется общим изменением механизмов социальной жизни. Это предопределяет не просто изменение, но зачастую полную смену правил социального и экономического поведения индивидов. Такая ситуация требует от человека не просто освоения новых навыков, но и, что крайне тяжело, отказа от старых, ранее приобретенных, тех, которые еще относительно недавно вполне обеспечивали существование, а подчас и преуспевание. Чем большим опытом использования ранее приобретенных навыков и ценностно-нормативных представлений обладает отдельно взятый человек, тем, при прочих равных условиях, ему труднее отказаться от них, а значит, и освоить новые, адекватные нынешним условиям жизни. От этого практически полностью освобождены молодые люди, нормативно-ценностная структура которых формируется сегодня в естественном процессе социализации.
Именно поэтому так контрастен сейчас оптимизм молодежи на фоне пессимизма пожилых людей. Согласно социологическим исследованиям у молодежи в возрасте до 25 лет заметно преобладают оптимисты. В 2000 году среди молодых петербуржцев индивидуальных оптимистов, ожидающих повышения своего благосостояния, в семь-восемь раз больше, чем их антиподов, оценивающих свои индивидуальные перспективы пессимистически. Особенно заметно преобладание оптимистов в группе 20-24-летних – тех, кто родился между 1976 и 1981 годами. Во всех последующих возрастных группах отчетливо наблюдается рост численности индивидуальных пессимистов. На рубеже сорокапятилетия зона ощущения благополучия и экономического оптимизма заканчивается. В последующих возрастных группах фиксируется преобладание пессимистического видения индивидуальных экономических перспектив. (37)
Понятно, что в определенном смысле оптимистический взгляд на мир и собственное будущее молодым обычно присущ в большей мере, нежели более пожилым людям. Однако такой существенный разрыв уровней оптимизма и пессимизма молодежи и старших поколений в относительно стабильный период был бы невозможен. Он объясняется тем, что молодежь практически полностью свободна от необходимости отказываться от груза неприемлемых в новых условиях представлений и навыков. На плечи же представителей старших поколений давит не только необходимость освоения новых норм и навыков социальной и экономической жизни, но и груз старых, хорошо зарекомендовавших себя раньше, но в большинстве своем неприемлемых сейчас социальных навыков и стереотипов. И ко всему этому добавляется естественное возрастное усиление ригидности (снижение лабильности). Именно этим обусловлены их адаптационные проблемы.
Все вышеперечисленные факторы приводят к генерационной отчужденности современной российской молодежной субкультуры и ее контркультурной направленности. Как отмечает В.Я. Суртаев, поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и, в то же время, прогрессирующая социальная неадаптивность привели к противопоставлению молодежной культуры «культуре отцов». (38) Особенно заметны контркультурные элементы молодежной субкультуры на уровне досуга. При этом следует подчеркнуть, что досуг воспринимается молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Подлинная жизнь для молодого человека зачастую начинается за порогом школы, вуза или места работы. Молодежь уходит в досуг как в определенную защищенную нишу, где она чувствует себя по-настоящему свободной. Культура свободного времени является одним из показателей развития свободы и творческой активности личности. Поэтому особенности молодежной субкультуры можно выявить на материале исследований ее досуга.
Социологические исследования, проведенные А.Л. Маршаком (39), позволили установить наиболее частые виды досуговой деятельности молодежи. (См. таблицу 4) Таблица 4. Наиболее частые виды досуговой деятельности российской молодежи. Затраты времени на антикультуру (азартные игры, употребление алкоголя и др.) 10 8 3 Результаты пилотажных исследований, проведенных коллективом Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, подтверждают, что досуговые предпочтения молодежи и в 2002 году остаются прежними. Около 81% респондентов не испытывают потребности в общественной работе в институте или школе. При этом 41% практически каждый день посещает дискотеки или встречается с друзьями в целях пассивного отдыха.

Экстремизм и терроризм как проявления нигилизма

Это потребовало новых, более гибких регулятивов поведения, основанных на личностно-избирательной, осмысленной ценностной позиции. Развенчание веры в Бога и последующее за ним разрушение традиционных шаблонов культуры стало мощным фактором освобождения человека от множества норм и запретов. С одной стороны, это стимулировало активность и самодеятельность индивидов, но с другой, привело к потере четких ориентиров действий. Когда же обозначились разрушительные последствия человеческой инновационной активности, проявились негативные черты индустриализма, стали подвергаться сомнению и ценности современного общества. Подобное разрушение основ культуры послужило основой возникновения нигилистических установок.
В современном российском обществе, в связи с переходным периодом его развития, нигилизм получает особенно широкое распространение. Важной составляющей радикальной трансформации социума является переоценка ценностей. Она необходима для формирования новой нормативно-ценностной системы, способной регулировать социальные взаимодействия в изменившихся условиях. Однако этот процесс сопровождается деструкцией существующего аксиологического сознания. При этом отвергаются не только действительно изжившие себя нормы и ценности, но и многие традиции и правила поведения, составляющие основу национального самосознания. Согласно данным социологических исследований распад прежних ценностей до сих пор продолжается. Кроме того, пока еще декларируемые новые ценности не имеют большого значения, их нарушение в настоящий момент является неписаным правилом.
Такая ситуация представляет социальную опасность, поскольку в этих условиях социальные субъекты обладают недостаточной способностью удерживать на необходимом уровне эффективность воспроизводства общественных отношений. Безразличие к средствам достижения целей, склонность к экстремистскому поведению, различные социальные патологии – все это можно назвать прямыми или косвенными проявлениями нигилизма, которые представляют собой следствия деструкции ценностных систем в трансформирующемся обществе.
Одной из наиболее распространенных форм социокультурного нигилизма в нашей стране является правовой нигилизм. Его сущность заключается в отрицательном отношении к праву, которое приводит к антиправовым поступкам. Подобный дефицит правосознания имеет свои истоки в специфике менталитета, коренящейся в истории российской государственности. Исторически сложилось так, что идея закона ассоциировалась у русского народа скорее с монархом, чем с юридическими нормами. Действительность советского периода лишь усугубила эти явления, так как огосударствление всех сфер общественной жизни приводило к отчуждению человека от власти, а следовательно, к пренебрежению к праву.
В настоящее время легитимность действующей правовой системы также недостаточна. В правосознании народа до сих пор сохраняются элементы юридического нигилизма, причудливо сочетающиеся с безграничной верой в могущество государства. Это связано с характером социальной действительности, в которой происходит постоянное нарушение законов, замена юридических норм актами власти, вследствие чего в широких массах населения прочно укореняются навыки теневого поведения. Современный правовой нигилизм в нашей стране носит разрушительный характер и препятствует действенности социально-политических и экономических реформ. Для изменения ситуации нужна кардинальная перемена установок сознания. Нормы права лишь тогда начнут выполнять свои нормативно-регулирующие функции, когда начнут осуществляться в конкретных правоотношениях, станут осознаваться населением в качестве необходимых социальных ценностей.
Контркультура также может рассматриваться в качестве одного из проявлений нигилизма по отношению к господствующей культуре общества, поскольку активно противостоит официальной культуре, пытаясь разрушить ее фундаментальные ценности. Она является феноменом современного общества и связана, во-первых, с кризисом культуры индустриального социума, а во-вторых, с происходящими в нем глубокими социальными трансформациями, которые сопровождаются декомпозицией социальных статусов и ролей большого количества людей.
Понятие контркультуры в современной социологии зачастую отождествляется с молодежной субкультурой. Это правомерно и обусловлено кардинальным изменением места и роли молодежи в современном обществе. С одной стороны, нынешняя культура ориентирует молодое поколение на самореализацию, возможную лишь в условиях инициативы и творческой активности. С другой, вступая в конкурентную борьбу со старшими поколениями, молодежь нередко оказывается в неравных условия. В современном российском обществе нигилистические тенденции молодежных субкультур усиливаются. Несмотря на присущую ему оптимистичность и способность к адаптации, молодое поколение испытывает трудности в социализации и не всегда может найти социально одобряемые пути поведения. В условиях социальной нестабильности сомнение в традиционных ценностях и социально негативное поведение становятся для молодого человека скорее нормой, чем патологией.
В условиях кризисного состояния общественных отношений происходит резкая активизация различных экстремистских движений. Под экстремизмом понимается приверженность определенных социальных сил к крайним взглядам, мерам и действиям. Для его субъектов характерно агрессивное поведение, стремление добиться своих целей любым путем, отрицание легитимных методов борьбы. Крайним проявлением экстремизма является терроризм. Он представляет собой систему насильственных действий, нацеленных на достижение целей, отражающих интересы достаточно узкой группировки, посредством создания негативного социально-психологического климата.

alphacat.ru

Быть нигилистом: жизнь вне рамок

Базарова помнишь? «Отцы и дети» читал? Славная книжка, не так ли? Так вот выпячивание собственного «я» до масштабов вселенной с последующим становлением под сомнение (а то и абсолютным отрицанием) общепринятых ценностей, идеалов, норм нравственности и культуры — это и есть нигилизм. В нем есть прелести, есть недостатки, но в наши дни понятие дискредитировано подчистую, ибо многие просто оправдывают таким образом свою ущербность. А всё не так просто.

Философы и нигилизм

Само понятие терзает умы аж со средневековья благодаря папе Александру III, который предал его анафеме. Просто церкви не нравились ребята, утверждавшие, будто Христос не содержал в себе человеческих примесей и был чистым божественным созданием.

Позже за дело взялись философы, рассматривавшие нигилизм каждый по-своему. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи мертвого Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.

В чем суть

По сути, всё очень просто: у человека нет смысла жизни, абсолютно нет. То есть, любезный друг, ты живешь потому, что когда-то твои папа и мама не предприняли ровным счетом ничего, что могло бы воспрепятствовать твоему рождению. Вот и живешь ты здесь, потому что живешь, потому что тебя зачали.

Человек — сам себе авторитет, и никто ему не указ, а культура, религия, любовь, этика и мораль — социальные инструменты, созданные системой для контроля над человеком.

Едва ли не самое лучшее мировоззрение для циников и тех, кому лень после каждого шага оглядываться на нормы морали, Бога и мнение окружающих. То есть если ты уродливый извращенец с кучей комплексов и отклонений, за которые тебя презирает социум, то лучший способ внушить себе, что ты нормальный и всё равно выше и лучше остальных — стать нигилистом. Увы, поэтому среди столь здравого течения немало обиженных, разочарованных в жизни, безработных, одиноких нищебродов и, как ни странно, суицидников. Ведь надо же как-то оправдать собственную, так сказать, неполноценность. Хотя какая это неполноценность, ведь с точки зрения теории это нормально, просто не нужны ему все эти ложные блага: машины в кредит, айфоны и дорогие помидоры. Он отрицает любовь и потребление — они делают человека рабом.

Но не нужно путать нигилизм с социопатией, непроходящим подростковым дебилизмом или мизантропией. От того, что ты сидишь дома и пытаешься убедить себя, что в одиночестве нет ничего плохого, вряд ли жизнь наладится. Нигилизм требует работы над самим собой. Раз уж назвался груздем, то будь добр, избавься от привычек, привязанностей, каких-то установок и комфорта.

Поэтому, далеко не все способны выдержать абсолютную свободу. Человек по природе своей слаб и с большой радостью становится под защиту различных догматов.

Но у нигилиста нет возможности выбора. Если добавить к этому разрыв социальных связей, отказ от любимых привычек, переосмысление шкалы оценок, то можно тронуться крышей. Но без опыта подобных переживаний нигилизма быть не может. Именно они делают его отличным от рыгочущей глупой толпы. В том числе поэтому у них такое самомнение: мол, я прошел через тернии, теперь твоя очередь.

Нигилист не строит иллюзий и никогда себя не обманывает: мол, «справедливость есть». Он смотрит в лицо этому странному миру со всей его враждебностью и видит в нем лишь инструмент к достижению собственных целей. Но глядя на свою личность, он видит то же самое. Он будет презирать всех и вся и заботиться только о себе, если сможет понять, кто он есть. Он самый свободный человек, никому ничего не должный. Но сам себя нигилистом он не назовет, потому как вешать ярлыки — против воли.

Фактически нигилист (жуткий циник, каких свет не видывал) для достижения поставленной цели готов опуститься на различные низости, да пускай даже нужно будет обмазаться говном или обокрасть старушку. Главное, что он будет делать это с чувством полной собственной правоты.

Нигилизм и политика

Нигилизм очень часто связывают с атеизмом и большой опасностью для государственного строя. Принято считать, что именно отрицавшие веру, царя и отечество товарищи расстреливали буржуев с царскими семьями, рушили церкви и писали опасные книги. Ведь беспринципные одиночки создают, формируют идеологию и мораль будущего. Именно изгои создают новые режимы и новую «свободу». Такие люди двигают планету, возводят новые порядки, но далеко не всегда они являются именно нигилистами. Ведь отрицая одну идеологию, невозможно построить другую, поскольку само понятие им чуждо. В каждом из нас есть немного от отрицающего все бунтаря, но даже мы готовы мириться с чем-то во благо общего. А они нет.

Вспомним эпоху ЛСД, различных революций и протестов. Благодатные и буйные 60-е. В эти времена с разных колоколен слышались голоса пастырей, утверждающих, что для роста отдельной личности отказ от общих «социокультурных ценностей» может стать толчком, прорывом к новым горизонтам сознания. Единственное: создать здоровое общество из нигилистов невозможно. Группа гордецов способна только потопить лодку, ведь нет никакой гарантии, что они смогут работать вместе. Нация гордецов обречена, и для нормального существования любой стране нужны рабы.

Нужно признать, что в масштабах социума любая идеология доводится до абсурда. Например, настоящий нигилист не идет штурмовать Белый Дом, придя к мнению, что нынешняя политика себя дискредитировала, но скорее будет размышлять о том, как власть имущие воздействуют на толпу, как они манипулируют социумом. Они не идут рушить церкви, а задумываются над культурой сверхъестественного. Так что не нужно их бояться, ибо нигилист — человек в первую очередь думающий, а уж потом действующий. Когда ты думаешь в первую очередь о себе любимом, то вряд ли ты начнешь подбивать толпу вести себя так же, как ты.

Нигилист — человек разумный, но подобно Диогену, не выходящий за пределы своей бочки. Нигилистом его делает мысль, а для того, чтобы постичь какую-то истину, придется принять некоторые параграфы тех идеологий, которые по определению должны игнорироваться. Только тогда можно понять, зачем и почему происходит то или иное в нашем безумном мире, а если что-то совершается в соответствии с позицией «потому что так не принято», то это обычная клоунада неустроенных в жизни детей. Познание — основа существования.

brodude.ru

в поисках социальной утопии – Статьи

Нигилизм как философское учение появился в XII веке и его авторство обычно приписывается ученому-схоласту Петру Ломбардскому. Первой доктриной средневековой модификации этого течения стало сомнение в человеческой природе Христа. Мотив отрицания и несогласия не только повлиял на название учения (от латинского nihil — ничто), но и стал краеугольным камнем всей последующей эволюции нигилизма сквозь века. Однако, едва зародившись, это учение быстро расценили как еретическое, а потому уже в 1179 году папа Александр III предал его анафеме. Период расцвета нигилизма пришелся на XIX век, когда многие мыслители начали остро ощущать несправедливость общественного устройства, в котором вера в авторитеты и традиционные моральные устои подвергалась жесткой критике. Это привело к «кризису в христианском мировоззрении», по мысли Серена Кьеркегора, или даже к «закату Европы», который пророчил Освальд Шпенглер. Несмотря на то, что сам термин был введен в философию немецким мыслителем XVIII века Фридрихом Якоби, свой расцвет это учение приобрело в России во второй половине XIX века, где нигилизм стал не только философией, но и образом жизни.

Николай Ярошенко, «Студент», 1881. (wikimedia.org)


Если следовать хронологии, предложенной Н. О. Лосским в «Истории русской философии», такое самобытное и неоднозначное явление, как русский нигилизм, принято связывать с рядом представителей общественной мысли 1860-х годов — материалистами и позитивистами. К числу нигилистов разные авторы причисляют философа М. А. Бакунина, литературного критика и теоретика Д. И. Писарева, публициста Н. А. Добролюбова и писателя Н. Г. Чернышевского. Нигилизм в целом весьма разнородное явление, включающее в себя представителей самого широкого спектра политических взглядов и идеологий, от реформистских до крайне радикальных. Однако, связующим звеном всех этих разрозненных концепций стало отрицание общепринятых ценностей и традиционных норм, будь то в сфере морали, эстетики, культуры, права, политики или экономики. Самым действенным способом обновления социума считалось его разрушение, в той или иной степени. Так, Бакунин провозгласил идеалы свободы духа, говоря о том, что отрицательное является непременным условием и дополнением положительного, а потому необходимо довериться «вечному духу, ломающему и разрушающему», а затем хаос, в конце концов, приведет к новому порядку. Писарев, вслед за Бакуниным, также проповедовал разрушение: «Что может быть сломано, должно быть сломано. Стоит любить только то, что выдержит удар. Что разбивается вдребезги, то хлам».

Дмитрий Писарев, «Портрет по оригиналу Крамского». (ru.bidspirit.com)


Однако, в сознании обывателей и в культурной рефлексии той эпохи нигилизм оформился скорее не как философское учение, а как вид мировоззрения, определяющий не только суждения, но и поступки человека. Во многом благодаря эталонному образу русского нигилиста, созданному в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева, это явление приобрело и явные внешние атрибуты, выражающиеся в манере одеваться, держать себя в обществе, выражать свое мнение. Важнейшим элементом публичной «роли» нигилиста является нарочитая, демонстративная грубость манер, пренебрежение социальными нормами и предрассудками, стремление вывести собеседника на чистую воду и после презрительно прекратить отношения. Нигилизм тесным образом связан с материалистическими и позитивистскими взглядами, а потому зачастую идеальный нигилист предстает как ученый-естествоиспытатель или хирург, обладающий изрядной долей хладнокровия и рассудочности для того, чтобы для нового мира «место расчистить». Базаров, объясняя в романе свою приверженность к нигилизму, связывал ее с открытиями Дарвина в сфере естественных наук. Многие нигилисты, провозглашая свою приверженность материализму, предлагали перенести принципы и методы естественных наук к системе общественного устройства. Так, предлагалось внедрить в социальную практику принципы естественного отбора, борьбы за существование, выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни.

Наиболее интересный аспект системы взглядов нигилистов — это взаимоотношения полов. Женщина глазами нигилиста, прежде всего, «товарищ, а не кисейная барышня», а потому неудивительно, что в короткие сроки ряды революционно настроенных и неравнодушных активистов стали пополнять представительницы прекрасного пола. Нигилизм в этом преломлении трактовался скорее как волевое освобождение женщины от традиционной модели общественного поведения, от всех занятий, которые считались в быту и повседневной практике сугубо женскими.

Николай Ярошенко, «Курсистка». (artmuseum.kaluga.ru)


После позорного поражения в Крымской войне критические настроения и призывы к поискам социальной утопии были подхвачены самыми разными слоями населения, а на первый план в этом движении вышли разночинцы. Такие атрибуты их социального статуса, как бедность, неблагородное происхождение и отсутствие стабильного заработка, которые раньше считались унизительными, — теперь превратились в неотъемлемые достоинства, с лихвой заменявшие формальный титул дворянина. Тем более, что престиж этого сословия пошатнулся, а потому роскошь и элитарность аристократии сменилась модой на аскетичный и простой образ жизни разночинцев, эдакого варианта русских пуритан. Чтобы преодолеть свою маргинальность, разночинцы стремились к получению хорошего образования, всегда активно занимались саморазвитием.

Важную роль в системе взглядов нигилиста играют этические нормы и незыблемые поведенческие установки. Активно противопоставляя себя высшему дворянскому сословию, разночинцы старались придерживаться весьма практичных ценностей. Первостепенной становилась проблема переустройства общества на новых над-моральных основах, где основным мерилом будет вопрос общественной пользы. Как у Базарова, который в своих действиях руководствовался исключительно представлением о том, что полезно в данный момент. Кстати, несмотря на свое двойственное положение в сословной структуре российского общества, принадлежность к разночинцам как к «неподатному» сословию давала некоторую личную независимость, какой не обладало ни купечество, ни мещанство, ни, естественно, крестьяне. Речь идет, в первую очередь, о свободе передвижения и проживания в любом месте империи, с правом поступления на государственную службу. Разночинцы имели постоянные паспорта и должны были обязательно давать образование своим детям. Вероятно, фактор образованности сыграл немаловажную роль в том, что многие молодые люди, выходцы из разночинцев, быстро радикализировались, отчаянно, пожалуй, даже фанатично веря в идеи переустройства общества на началах справедливости и братства. Как писал представитель уже следующей волны революционеров 1870-х годов П. Н. Ткачев, «наши юноши — революционеры не в силу своих знаний, а в силу своего социального положения… Среда их вырастившая состоит либо из бедняков, в поте лица добывающих свой хлеб, либо живет на хлебах у государства; на каждом шагу она чувствует экономическое бессилие, свою зависимость. А сознание своего бессилия, своей необеспеченности, чувство зависимости — всегда приводят к чувству недовольства, к озлоблению, к протесту».

diletant.media

Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (в романе «Отцы и дети»)

Оглавление:

  1. Что понимает под нигилизмом Тургенев?
  2. Что такое нигилизм в современном понимании?
  3. Нигилизм в России
  4. Нигилизм Ницше
  5. Последствия нигилизма

В России впервые термин «нигилизм» употребил Н. И. Надеждин в заметке «Сонмище нигилистов» в 1829 году. Несколько позже, в 1858 году была выпущена книга, которую написал казанский профессор В, В. Берви – в ней писатель употребил термин «нигилизм» в качестве синонима слову «скептицизм». 

Однако настоящую популярность это слово приобрело, когда И. С. Тургенев в 1862 году написал свой известный роман «Отцы и дети». В произведении нигилистом был назван Базаров, который категорически отрицал взгляды «отцов». Этот роман произвёл большое впечатление на читателей, в результате чего термин «нигилист» стал крылатым словом. Сегодня нигилизм и нигилисты довольно часто встречаются как в жизни, так и в литературе.

Что понимает под нигилизмом Тургенев?

Тургенев, один из лучших писателей классиков русской литературы, вспоминает, что, после его возвращения в Петербург, когда только вышел в свет его роман, он обнаружил, что этот термин уже подхватили многие жители города. В то время, в 1862 году, в Петербурге разразились пожары, и первое, что услышал писатель, приехав в Питер, это употребление в адрес поджигателей термина «нигилисты».

Что понимает под нигилизмом Тургенев? Писать роман он начал в то время, когда еще не было отменено крепостное право, когда в обществе нарастало революционное настроение, и на этом фоне четко вырисовывались идеи отрицания и разрушения старого порядка, старых авторитетов и принципов. В романе ясно просматриваются идеи демократического движения, формирующегося и развивающегося под знаком отрицания порядков дворянско-крепостнического общества, дворянской культуры, старого мира.

Нигилизм, с точки зрения писателя — это отрицание старых принципов и устоев.

В своём произведении писатель освещает моральные, философские и политические проблемы и поднимает вечный вопрос взаимоотношения отцов с детьми. Подчеркивает значимость любви, дружбы, становления личности, а также важность для каждого человека выбора своего жизненного пути и самоопределения.

Образ Базарова в произведении наделён яркими чертами нигилиста, герой открыто противостоит всем старым принципам, что и становится причиной возникновения как внутреннего конфликта Базарова, так и враждебное непонимание его окружающими.

В романе Тургенев продемонстрировал, что нигилистическая философия является нежизнеспособной. Ним сознательно были обрисованы картины нищих российских крепостных деревень, чтобы показать существующее в стране социальное неравенство, несправедливое управление государством господствующего класса. Но вместе с тем нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» вместе с его героем остаётся в одиночестве, поскольку его идеи и мировоззрение не были приняты даже самыми близкими сторонниками — Кукшиным, Ситниковым и Аркадием, которые предали его идеалы.

Базаров, отрицавший существование любви, в итоге сам подвергся её испытаниям, которых не выдержал и сломался. Герой-нигилист, который утверждал, что загадочный женский взгляд является ничем иным, как художественной чепухой, влюбляется в Анну Одинцову и с ужасом обнаруживает присутствие романтики в самом себе. Вся трагичность ситуации заключается в том, что любовь Базарова оказалась невзаимной, обреченной.

Видео о нигилизме базарова в романе «Отцы и дети»

Роман завершается гибелью Базарова, который заразился тифом, вскрывая труп крестьянина. Перед смертью герой проявляет все свои лучшие качества: поэтическую любовь к Анне, нежные, добрые чувства по отношению к родителям, которые до этого были скрыты под внешней суровостью, мужество, сильный дух, жажду жизни.

Таким финалом Тургенев показывает читателю личность Базарова, как сильного духом человека, способного оказывать влияние на окружающих. Однако, поскольку общество оказалось еще неготовым принять его мировоззрение, этот герой оказался «лишним» — его время еще не пришло.

Таким образом, Тургенев довольно ярко раскрыл понятие «нигилизм» в романе «Отцы и дети» на примере своего героя Базарова. Героя всех времён и народов, который рождается в том месте, где отсутствует социальная справедливость и благополучие.

Что такое нигилизм в современном понимании?

Со времён Тургенева понятие «нигилизм» постепенно приобрело более расширенный смысл. Так, сегодня этот термин употребляется и в философии, и в политике, и в повседневной жизни. Однако на вопрос «Что такое нигилизм?» существует однозначное определение: это мировоззрение, позиция, которая не только ставит под сомнение, но и категорически отрицает общепринятые ценности: идеалы, моральные нормы, формы общественной жизни, общепринятые понятия нравственности. Существует несколько разновидностей нигилизма:

  • Моральный нигилизм.
  • Правовой нигилизм.
  • Мереологический нигилизм.
  • Эпистемологический.
  • Метафизический.
  • Философско-мировоззренческий нигилизм.

Нигилист — это человек, который не признаёт никаких авторитетов, не принимает какие-либо принципы на веру, критикует любую точку зрения, какой бы она ни была.

Моральные нигилисты имеют позицию отрицания как моральных, так и аморальных устоев.

Правовой нигилизм — отрицательное отношение к праву, которое может выражаться в различных степенях интенсивности. Так, выделяют пассивную и активную формы правового нигилизма.

  • Пассивная форма характеризуется неверием в правовые возможности. Правовые нигилисты не признают позитивную роль права в обществе.
  • Активная форма выражается во враждебном отношении к законам, пропаганде личного мировоззрения среди окружающих людей. Таких граждан можно также назвать анархистами.

Видео о правовом нигилизме

Правовой нигилизм может быть присущ как обществу в целом, так и социальной группе или отдельному гражданину, но никакая из перечисленных категорий сознательно не нарушает правовые нормы. То есть, правовые нигилисты лишь не признают право и не верят в его социальную ценность.

Истоками такого отношения к общеустановленным правовым нормам является недоверие к власти, рассмотрение законов как указаний со стороны правительства. Также причиной развития подобных гражданских позиций может послужить пример безнаказанности должностного лица, расхождение в предписаниях законов с действительностью, порочных действиях правосудия и т. п. Как правило, общественный правовой нигилизм возникает при несовершенном и противоречивом законодательстве, неспособности власти бороться с преступностью, обеспечить гражданам их права и защиту от произвола.

Эпистемологические нигилисты характеризуются своим отрицательным отношением к знаниям.

Нигилизм в России

Нигилизм существует только в России и постсоветских странах. Жителям же западноевропейских стран такое явление не присуще. Формироваться подобные умонастроения начали в 50-60 годах 19 века. Их главные идеологи — Писарев, Добролюбов, Чернышевский. Также некоторые нигилистические черты были присущи и Ленину, хотя жил он в другую эпоху.

Несмотря на то что под русским нигилизмом подразумевалось отрицание Бога, духа, души, норм и высших ценностей, это явления всё же считается религиозным феноменом, поскольку возникло оно на духовной православной почве. Основа чистого русского нигилизма — православное отрицание мира, ощущение мира, пребывающего во зле, отношение к богатству, роскоши, творческому избытку в искусстве и мыслях, как к грехам.

Нигилизм Ницше

Нигилизм Ницше, немецкого философа и филолога, подразумевает обесценивание высоких ценностей. То есть, он связывал ценности и природу человека, который их обесценивает и в то же время всё равно пытается за них держаться. Ницше утверждал, что если человек падает, то не стоит подставлять ему своё плечо. Если человека ударили по правой щеке, то не стоит подставлять и левую. Также он считал, что сострадание является губительным качеством для человека, а потому отрицал сострадание к ближним.

Нигилизм в философии Ницше — это идея сверхчеловека, воплощения христианского идеала, свободного во всех отношениях. Он учил отвечать на силу силой, быть мужественными, дерзкими, надеяться только на самих себя. Добрых людей он считал лицемерами, поскольку те никогда не говорят правду в лицо. Поэтому, как он утверждал, правильный человек — это злой, не щадящий своих близких человек.

Последствия нигилизма

Сегодня многие спорят, является ли нигилизм болезнью или же лекарством от болезней. Философия нигилистов отрицает такие ценности, как нравственные принципы и духовная жизнь — любовь, природа, искусство. Но ведь человеческая нравственность основана именно на этих фундаментальных понятиях. 

Каждый здравомыслящий человек должен понимать, что в мире существуют такие ценности, отрицать которые невозможно: любовь к жизни, любовь к людям, стремление к счастью и наслаждение красотой.

Как Вы относитесь к нигилистам? Считаете ли Вы Базарова в романе Тургенева настоящим нигилистом? Поделитесь своим мнением в комментариях.

www.rutvet.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *