Общество то – Общество — что это такое в широком и узком смыслах слова

Значение слова ОБЩЕСТВО. Что такое ОБЩЕСТВО?

О́БЩЕСТВО, -а, ср.

1. Совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни. Человеческое общество. История общества. Развитие общества. Наука об обществе.— Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, — возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву —. Ленин, Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? || с определением. Исторически конкретный тип социальной системы, определенная общественно-экономическая формация. Первобытное общество. Капиталистическое общество. Коммунистическое общество.

2. Круг людей, объединенных общностью чего-л. (происхождения, положения, интересов и т. п.). Дворянское общество.Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, — то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны. Л. Толстой, Война и мир. Среднее образованное общество сочувствовало молодежи, а не правительству. Короленко, И. А. Гончаров и «молодое поколение». ||

Устар. Узкий круг людей, принадлежавших к родовитому дворянству, влиятельной буржуазии. — Я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги —. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело. Лермонтов, Бэла. Это были: крупные чиновники; денежные тузы, покровители искусств; утомленные молодые люди из общества; писатели, художники и артисты. А. Н. Толстой, Егор Абозов.

3. Группа людей, проводящих вместе время; компания. Отсутствие Кирила Петровича придало обществу более свободы и живости. Пушкин, Дубровский. Когда я вошел в Притынный кабачок, в нем уже собралось довольно многочисленное общество. Тургенев, Певцы. Общество после чая перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Л. Толстой, Война и мир. || кого или какое. Совместное пребывание с кем-л., присутствие кого-л.

[Надежда Павловна:] Я вас оставляю в обществе Маши. Вы, кажется, еще не наговорились с ней. Тургенев, Вечер в Сорренте. — Может быть, я дурно делаю, что лишаю вас общества Полины Карповны? И. Гончаров, Обрыв. — Вам не только придется терпеть мое общество, но выполнять мои приказания. Кочетов, Журбины. || кого или какое. Среда, окружение. Известно, как общество взрослых развивает детей. С. Аксаков, Воспоминания. Какая-то странная, недетская грусть все-таки сквозила в его характере. Максим приписывал это недостатку детского общества. Короленко, Слепой музыкант.

4. Объединение людей, ставящих себе какие-л. общие задачи; организация. Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Акционерное общество… Добровольное спортивное общество. Всероссийское театральное общество.[Репетилов:] У нас есть общество и тайные собранья По четвергам. Секретнейший союз.

Грибоедов, Горе от ума. [Наташа:] Там, говорят, поскорее нужно составить общество для помощи погорельцам. Чехов, Три сестры.

5. Устар. Крестьянская община. Более года он содержался в остроге, и ему угрожала ссылка на поселение в Киргизскую степь, но общество поголовно взяло его на поруки, и его оставили. Наумов, Юровая. Землю, взятую осенью у помещика Клембовского, общество разделило поровну между всеми незаможными дворами. Катаев, Я, сын трудового народа…

kartaslov.ru

ОБЩЕСТВО это что такое ОБЩЕСТВО: определение — Политика.НЭС

Общество

результат распада общинных образований. В отличие от общины принципиально делимо на атомарных членов (индивидуумов).

Оцените определение:

Источник: Геополитический глоссарий

ОБЩЕСТВО

объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемые осознанной социокультурной идентичностью ее членов.

Оцените определение:

Источник: Политология: Словарь-справочник

ОБЩЕСТВО

структурно организованный уровень бытия в мире, имеющий свой специфический способ существования, свою форму проявления и свою форму осуществления [Кальной И.И. Философия: Учебное пособие. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. — С. 328].

Оцените определение:

Источник: Сводный словарь по политологии

Общество

в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля).

Оцените определение:

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ОБЩЕСТВО

society; company) — 1) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; 2) исторически конкретный тип социальной системы; 3) та или иная организация; 4) среда людей, кампания. С позиций кратологии важно, что О., как правило, структурированный организм со своей иерархией, лидерством, властеустройством. ;

Оцените определение:

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ОБЩЕСТВО

(society) Смысл английского слова society («общество») может быть расширен или сужен, может обозначать практически любую форму объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. В XIX в. «общество» означало высший класс; теперь это понятие можно отнести к «международному научному сообществу» или «европейскому сообществу», хотя против такого использования могут возражать . Это слово употребляют главным образом и чаще всего в смысле общества, определяемого границами государства, хотя подобное употребление неточно и может ввести в заблуждение в т

politike.ru

Ответы@Mail.Ru: Что такое общество

Что такое общество Общество — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей. В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями. # ОБЩЕСТВО- объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемые осознанной социокультурной идентичностью ее членов.

Общество отличается от толпы или стада следующими признаками: 1. наличием правил писанных и неписанных (традиций) 2. наличием элитного слоя, причем элита это не те, кто власть и деньги захапал, а те, кто понимают и соблюдают правила и законы, имеют лучшие показатели ума и нравственности. 3. наличием общей идеи, которая способна соединять людей. 4. создает условия для развития личности и прогресса всего общества.

В широком смысле общество – это социум, сформировавшийся в силу территориальных и исторических причин, объединяемый сложившимися формами совместной деятельности. Если рассматривать элементарную ячейку общества – человека, то его положение в обществе определяется сложной системой связей, взаимодействий и отношений. Изучением общества и процессов, происходящих в нем, законов, по которым оно существует, занимается наука социология. Она определяет это понятие как некую человеческую группу, сформировавшуюся на определенном этапе благодаря тому, что его члены обладали общими моральными ценностями и интересами. Внутри общества могут существовать подобщества, в которых люди объединяются по культурным, социальным, профессиональным или каким-либо другим интересам. Социология предполагает, что общество должно иметь такие признаки как наличие собственной территории, общего исторического пути развития, системы управления и власти, системы моральных ценностей, наименования. Общество – необходимая для полноценной жизни человека форма существования. Вся его жизнь проходит в обществе, и те цели и задачи, которые он ставит перед собой в течение жизни, не должны противоречить тем целям и задачам, тем правилам, которые существуют в данном обществе. Как это ни парадоксально, человек может осознать себя как личность, как индивидуум, только являясь членом общества. Несмотря на то что жизнь каждого члена общества находится в соответствии с теми представлениями и ценностями, которые приняты в нем, общество – саморегулируемая система, которая может изменяться под воздействием каждого его члена. Государство призвано осуществлять контроль и регулировать взаимодействие всех членов общества посредством гражданского и уголовного права, морали. Общество устанавливает те нормы, которые касаются не только общественной, но и личной жизни всех его членов. Конечно, личное дело каждого, насколько точно он будет следовать этим нормам, но, как правило, в цивилизованных государствах, они призваны обеспечить равноправное и полноценное существование всех членов общества и не противоречат личным интересам.

Общество-форма объеденения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Общество-это группа людей, которая собирается на общеорганизованном собеседовании или старые знакомые, которые хотят обсудить ту или иную темму.

общество -это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения .

Социум, общество — это то чего нет Это как-то так пытаются навязать такую систему что якобы есть какое-то единое общество с какой-то выдуманной моралью и ты дескать этому обществу ещё чего-то и должен Я лично никому ничего не должен кроме своих родственников и друзей (ближний круг) Ничего не должен «обществу» Ничего не должен государству Общества нет Есть различные группы, кланы, секты, культы, политические партии, тайные общества За каждой из групп стоят разные эгрегоры, разные духи Все они преследуют цель расшириться, стать сильнее, реализовать лишь только свои интересы Поэтому идёт постоянная борьба и по этой причине возникают все войны и конфликты Ничего единого и общего — нет А если правительство и пытается навязать такую систему что ты ему что-то должен и что-то должен выдуманному «обществу», навязать ложные ценности и выдуманную мораль — то лишь для управления стадом (людьми которые не умеют мыслить самостоятельно) Ведь и за спинами правительств тоже стоят определённые духи и эгрегоры.

от слова соц )))) типа сеть. )) соц сеть в реале. ) так говорят те кто бывал в реале ))

общество — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и отношений между ними.

общество типо от слова обществознание а это слово от общее знание . ну типо общество это что то общее. большое количество людей. логично

О́бщество — группа людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми.

touch.otvet.mail.ru

Значение слова «Общество» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.

Поделиться значением слова:

ОБЩЕСТВО, -а, ср. 1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Феодальное о. Капиталистическое о. 2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. Дворянское о. Образованное о. Крестьянское о. (крестьянская община; устар.). 3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-н. цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества. 4. Та или иная среда людей, компания. Попасть в дурное о. Душа общества. 5. В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе. 6. кого-чего. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества. В обществе старых друзей. || прил. общественный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.}. О. строй. Общественные отношения. Общественные науки (науки об обществе, гуманитарные). Общественная жизнь. Общественное мнение.


Ударение: о́бщество ср.

  1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.
  2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.
    1. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-л. цели.
    2. Организация, союз людей, ставящих себе общие задачи.
  3. Круг людей, с которыми кто-л. находится в тесном общении; среда.
  4. Несколько человек, проводящих вместе время; компания.

о́бщество
народн. о́бчество, кашинск. (См.), укр. обчество́, ст.-слав. обьштьство κοινότης (Супр.) Заимств. из цслав., образовано от о́бщий, как греч. κοινωνία «сообщество» – от κοινός «общий». Согласно Шахматову (Лит. яз. 76), сюда же относится о́птом.

О́БЩЕСТВО, общества, обществ (общества, обществ ·неправ.), ср.
1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества. «…Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов…» Ленин. — «…социализм есть то общество, которое вырастает из капитализма непосредственно, есть первый вид нового общества. Коммунизм же есть более высокий вид общества, и он может развиваться лишь тогда, когда вполне упрочится социализм.» Ленин (1919 ·г. ). — Мы создали социалистическое общество, в котором нет места эксплуататорам, нет места эксплуатации. «Создано общество нового, высшего типа.» Молотов. Коммунистическое общество. Буржуазное общество. Феодальное общество. Человеческое общество. Наука об обществе.
| Совокупность людей, объединенных определенными производственными отношениями. «Наше общество состоит исключительно из свободных тружеников города и деревни — рабочих, крестьян, интеллигенции.» Сталин. «…Личные способности и личный труд каждого гражданина определяют его положение в обществе.» Сталин.
2. Круг образованных, передовых людей страны; интеллигенция (·дорев. ). «Умея отдавать справедливость чужому, русское общество уже умеет ценить и свое, равно чуждаясь как хвастливости, так и уничижения.» Белинский. «Его значение в истории русского общества и русской мысли огромно.» М.Горький (о Герцене).
3. Сословное объединение (·дорев. ). «Каждой деревне, в каждом обществе есть много батраков, многообнищавших крестьян, и есть богатеи, которые сами держат батраков и покупают себе землю «на-вечно».» Ленин. «Живи он в деревне, его бы общество в Сибирь сослало.» М.Горький. Мещанское общество. *****
В дурном обществе.» Короленко. В обществе симпатичных людей. Для него здесь нет общества.
| кого-чего. Совместное пребывание с кем-нибудь, присутствие кого-нибудь. «Он избегал общества своей братьи литераторов и предпочитал им светских людей, даже самых пустых.» Пушкин. Не выносить чьего-нибудь общества. Ему не хватает общества старых друзей.
В обществе — среди людей, на людях. Бывать в обществе. «Привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами.» Пушкин.

община, сообщество, артель, ассоциация, банда, беседа, братство, братия, ватага, группа, землячество, каста, клика, коалиция, конгломерат, корпорация, предприятие, кружок, кучка, лагерь, лига, мир, партия, плеяда, секта, совет, собрание, союз, круг, сфера, товарищество, компания, федерация, цех, шайка, команда, школа, толк, ложа, орден, полк, лагерь, дуумвират, триумвират, дуэт, трио, квартет, квинтет, сословие, стадо; толпа; общественность, организация, объединение, круги, сферы, окружение, среда, слои, блок; публика, группировка, человечество, люди, свет, сыны земли, сыны адама, род людской, социум, потомки адама, орфеон, ширкет, сонмище, род человеческий, антураж, набор

в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля).

Община, сообщество, артель, ассоциация, банда, беседа, братство, братия, ватага, группа, землячество, каста, клика, коалиция, конгломерат, корпорация, кружок, кучка, лагерь, лига, мир, партия, плеяда, секта, совет, собрание, союз, сфера, товарищество, компания, федерация, цех, шайка, команда, школа, толк.
Нищая братия. Плеяда прославленных деятелей. Тесный кружок любителей народной музыки. Масонская ложа, иезуитский орден. Нашего полку прибыло. Вы человек другого лагеря. Дуумвират, триумвират, дуэт, трио, квартет, квинтет..
Ср. . См. круг
в обществе, водить общество, высшее общество, подонки общества, сливки общества, соль общества, fine-fleur общества, цвет общества… ..

ао, ассоциация, беседа, блок, группа, динамо, дсо, зао, зенит, коалиция, компания, круг, ллойд, локомотив, нсо, нто, оао, общественность, община, объединение, ооо, организация, орфеон, публика, свет, сонмище, социум, союз, спартак, спортобщество, среда, товарищество, торпедо, федерация, цска, человечество, ширкет

о́бщество,
о́бщества,
о́бщества,
о́бществ,
о́бществу,
о́бществам,
о́бщество,
о́бщества,
о́бществом,
о́бществами,
о́бществе,
о́бществах

Поделиться значением слова:

glosum.ru

Общество Википедия

О́бщество, или социум — человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения; общество хоть и является отдельной от природы частью мира, но при этом тесно связано с ней. [1]

Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию. Общество — это надиндивидуальное, надгрупповое и надинституциональное объединение людей, которому присущи различные виды социальной дифференциации и разделения труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, российское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д.[2]

Общество нередко отождествляется с социальностью вообще и сводится к формам общения и совместной деятельности людей; с другой точки зрения, сами по себе люди, находящиеся в общении и занятые совместной деятельностью, включая распределение совместно произведённого продукта, ещё не составляют в социологическом понимании общества, поскольку остаются теми же людьми, включёнными в групповые (в том числе коллективные) формы жизнедеятельности. Если натурализм утверждает, что общество сводится к своим материальным носителям, то в феноменологических его интерпретациях общество относится к видам сознания и формам общения.

Общество как объект исследования[ | ]

В социологии[ | ]

Общество в феноменологическом понимании — это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) — множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании.

Общество при натуралистическом подходе — это res extensas (вещи протяжённые) — совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.

К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений.

Родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей». Социальная общность выступает основной формой жизнедеятельности людей. В то же время общество не сводится к социальной общности, то есть это понятие по своему объёму гораздо шире и содержит в себе, прежде всего, социальные механизмы собственного воспроизводства, не сводимые к биологическим. Это значит, что не общность вторична по отношению к обществу, а общество вырастает из социальной общности. В своей одноимённой работе Ф. Тённис, опираясь на анализ работ К. Маркса, показал первичность общины по отношению к обществу.

Исторически первой формой существования человеческого рода как общности людей явилась родовая община. «При ближайшем рассмотрении термина общности — пишет Ф. Тённис, — она может возникнуть 1. из естественных отношений, поскольку они стали социальными. Здесь кровно-родственные отношения всегда оказываются наиболее общими и самыми естественными узами, связывающими людей»[3]. В процессе исторического развития общества менялись прежде всего основные формы общности людей — от родовой и соседской общинной, сословной и социально-классовой до современных социокультурных сообществ.

Социологический реляционизм рассматривает общес

ru-wiki.ru

Что такое общество?

Мы все живем на одной планете. Нас сегодня уже семь миллиардов. Знаете, что нас всех объединяет? Оказывается, мы все являемся частью общества.

Что такое общество: определение, структура, виды

Давайте оттолкнемся от изначального смысла этого слова — «общий». Человек не может существовать обособленно. Ему необходимо объединяться с теми, у кого с ним есть что-либо общее. Схожие интересы. Допустим, стремление выжить.

Но когда ты сосуществуешь с кем-то рядом, ты, хочешь не хочешь, должен приноровиться к нему. Иначе будет хаос, беспредел.

Общество – это сложившаяся система взаимодействий между людьми, которая заставляет их вступать в контакты не хаотично, но по сложившимся правилам. Правила же эти вырабатываются на основании опыта поколений. Даже если они не прописываются, то всегда четко оговариваются. Именно оговоренный порядок взаимодействий не дает общности развалиться.

На сегодняшний день существует три основных взгляда на общество:

  1. Философский
  2. Социологический
  3. Частнонаучный

С позиции философии общество рассматривается как внепространственное и вневременное явление. Это особое состояние бытия, которое отделено от природы, оставаясь частью материального мира. Оно постоянно развивается.

Социологический подход отстаивает взгляд на общество как на социальную реальность. В чем разница? То же самое, только ближе к конкретной жизни. В конкретное время и в конкретном месте.

Согласно определению Э.Шилза, американского социолога:

  • Общество не может быть частью более крупной системы
  • Браки в нем заключаются только между своими
  • Пополнение происходит, в основном, за счет детей представителей данного общества
  • Оно всегда имеет какую-то территорию, которую считает своей собственностью
  • Имеет свою историю и название
  • Обладает собственной системой управления
  • Общество имеет продолжительность существования больше, чем жизнь отдельного его представителя
  • В обществе всех его членов объединяет общая система ценностей

Третий взгляд – частнонаучный. Так, демография рассматривает общество как население.

В каждый момент времени каждое общество имеет свою культуру.

Что такое культура общества

Мы привыкли смотреть на данное понятие однобоко: говорит ли человек спасибо или уступает место старику в автобусе. А между тем, это имеет небольшое отношение к этому понятию.

На самом деле – это определенный уровень развития общества, который выражен в формах

elhow.ru

ОБЩЕСТВО — это… Что такое ОБЩЕСТВО?

организованное сообщество индивидов, связанных общим интересом. В более узком смысле понятие общества означает экономический обмен между индивидами, отношения интереса. Отличается от понятий общины и государства. Община предполагает природную укорененность: это семья или деревня как комплекс семей; основой общины может быть язык или религия. В обществе же речь идет скорее об экономических, чем о сентиментальных связях; отношения основаны на обмене, т.е. на обоюдном интересе, и предполагают дифференциацию функций и разделение труда.  Общество отличается также и от государства, обладающего политической властью по утверждению законов (законодательная власть), обеспечению порядка и мира (исполнительная власть) и урегулирования конфликтов при столкновении интересов (судебная власть).

Индивид и общество. Что более способствует человеческому счастью и самореализации индивида: индивидуальная жизнь или интеграция в обществе? Нужно ли противопоставлять понятия индивида и общества, или же самореализация личности и судьба общества взаимно друг друга дополняют? С самого рождения человек представляет собой социальное существо. Отношение с другим — новорожденного с матерью—-предшествует осознанию себя как индивида; предшествует и отношению с миром объектов — восприятию. Человек не может жить без общества: маленький ребенок не может удовлетворить свои потребности, у него нет никакой автономии; детство человека, т.е. его неавтономность, гораздо дольше соответствующего периода у животных. Позднее удовлетворение потребностей обеспечивается кооперацией и разделением труда (у булочника мы покупаем хлеб, в продуктовом магазине — продукты, у мебельщика — мебель, у врача — лечение и т.д.). Развитие личности, взросление влекут за собой желание быть признанным в качестве индивида. Подростковый возраст может ознаменоваться бунтом индивида против социальных противоречий. Здесь возникает вопрос: если индивид может жить лишь в обществе, должен ли он жить исключительно общественной жизнью? Представляет ли собой последняя исключительную и первостепенную ценность? Для Аристотеля (383-322 до Р.Х.) человек — «животное политическое». Первая ступень общества сформирована природой ради удовлетворения повседневных потребностей. Это семья. С другой стороны, объединение многих семей ввиду удовлетворения уже не чисто повседневных потребностей — это селение. Наконец, общность, образованная многими селениями, — это государство; только тогда оно достигает предела экономической независимости. Так, образованное вначале только ради удовлетворения жизненных потребностей, оно существует ради общего блага. Именно поэтому государство существует от природы (Аристотель, «Политика», 1, 2). В самом обществе отношения между индивидами носят амбивалентный характер. Каждый хочет преуспеть; в поисках чести, власти или богатства индивиды сталкиваются друг с другом и в то же время они испытывают потребность в сотрудничестве, в установлении законов и правил поведения. Кант описал подобную «несоциальную социальность» индивидов в сочинении «Идеи всеобщей истории с космопс литической точки зрения» (1784): «Средство, с помощью которого природа обеспечивает окончательное развитие всех своих сил, — это их общественный антагонизм, в той степени, в какой подобный антагонизм приводит в конечном итоге к порядку, обеспеченному законом. Под антагонизмом я понимаю несоциальную социальность людей, т.е. их склонность к тому, чтобы войти в общество, связанную тем не менее :е общим противостоянием, беспрестанно угрожающим разрушить это общество. Все это ярко выражено в человеческой природе. Человеку свойственно объединяться с другими, потому что при этом он чувствует себя больше чем человеком, т.е. он чувствует, как в нем развиваются его природные задатки. Но он чувствует не меньшую склонность и к отделению (изоляции): в действительности, он находит в себе одновременно и несоциальность, побуждающую его действовать только по собственному усмотрению и ждать противодействия других, прекрасно зная, что это он сам склонен выступить против них. Ведь именно это противодействие и пробуждает силы человека, заставляет его победить свою лень и устраивает так, что, добиваясь почестей, подчинения и обладания, он расчищает себе место среди своих компаньонов, которых он не выносит, но без которых не может обойтись. Таковы были первые шаги прогресса от грубости к культуре, которая покоится, в собственном смысле слова, на общественной ценности человека; так постепенно развиваются все таланты, формируется вкус и даже, вместе с Просвещением, начинает устанавливаться образ мыслей, который со временем сможет преобразовать нашу грубую естественную предрасположенность к моральной ограниченности в определенные практические принципы и тем самым преобразовать наше вынужденное и патологическое согласие с другими людьми в действительно моральное общество». Гегель покажет, что индивид нуждается в «признании» другого. Опыт признания другого обосновывает ту ценность, которую индивид приписывает себе сам. Общество в этом случае играет роль зеркала, отсылающего индивиду его собственный образ, отражение, причем этот образ формирует именно общество. Гегель в «Феноменологии духа» (1806) показывает, что рабовладелец нуждается в рабах именно для того, чтобы его признали в качестве рабовладельца; но «рабское признание» — это еще не истинное признание, возвышающее рабовладельца. Речь идет о типе отношений, который не удовлетворяет ни ту, ни другую сторону. Дело в том, что общественное признание, престиж никогда не затрагивают сердцевину индивида, его собственную «сущность». Каждый признает, что избегающий общественного суда индивид обладает моральной ценностью, а даже в наивысшем социальном успехе присутствует чувство незавершенности. Но затем «Феноменология духа» описывает одиночество морального сознания или религиозного уединения, так что в нем уже зарождается потребность в действии, горечь в отношении мира, чувство того, что мы недостаточно послужили другим и не получили от них признания, что и оставляет чувство незавершенности. Гегель называет такое состояние «несчастным сознанием». Следовательно, индивидуальная жизнь предполагает равновесие между замкнутостью в себе и открытостью другим. Однако есть еще и общество. Платон (428-347 до Р.Х.) в «Государстве» показал, что чрезмерный индивидуализм ведет к анархии, разрушению общества; что чрезмерный социализм ведет к тоталитаризму, разрушению индивида. Карикатура на такое положение вещей  дана в фантастическом произведении Хаксли «Лучший из миров» (1932): развитие техники приведет нас к обществу, где все организовано, где за каждым индивидом закреплена определенная функция в зависимости от его психобиологических способностей, и тогда любого индивида можно заменить другим, наделенным такими же способностями. В действительности техническое развитие нашего общества нацелено на наилучшую эксплуатацию индивидуальных различий людей. Каждый может совершенствоваться в своей специфичности. Именно поэтому мы говорим сегодня не об уме вообще, но о различных типах и складах ума. Современное общество, все более и более разнообразное, должно примирить в себе индивидуальные различия и общественный успех. В заключение следует заметить, что общество будет наличествовать лишь тогда, когда индивидов связывает тот или иной общий интерес. Но и различие индивидов — не менее важный компонент человеческого общества. См. Государство, Другой.

Философский словарь. — М.: Международные отношения. Дидье Жюлиа. 2000.

philosophy_dictionary.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о