что к ним относится, как развить. Кто такой организатор
Организаторские способности имеют особое значение в сфере управления. Не каждый организатор может быть руководителем (лидером), но каждый руководитель обязан быть организатором. Кто же это такой? Давайте разберемся.
Организаторская функция
Организовывать работу подчиненных – одна из основных функций руководителя, притом независимо от того, какого стиля управления он придерживается. Под организацией понимается распределение обязанностей и задач между участниками коллектива. От того, насколько точно руководитель распределит рабочие задачи, зависит успех всей деятельности, продуктивность работы.
Распределение власти и ответственности, то есть, например, выделение лидера, разделение коллектива на малые группы, тоже входит в организационную функцию руководителя. Но как бы он ни распределил власть и ответственность, за результат отвечать все равно только ему.
Иногда руководитель выступает сам как лидер, а коллектив живет самоуправлением, тогда организационная функция не так очевидна. Руководитель отдает свою работу, власть, ответственность кому-то из работников в двух случаях:
- признает, что кто-то из коллектива лучше его справится с этой задачей;
- занят более важными проблемами или не может заняться в силу общей занятости.
Что важно при организации
Организаторские способности – набор качеств, помогающих руководителю управлять деятельностью в группе. Они включают в себя:
- Умение объяснять информацию. Задача организатора не только объяснить информацию на понятном языке, но и убедиться в том, что человек верно ее понял и усвоил. Но важно использовать вопрос не «Все ли вы поняли?», а «Я достаточно ясно вам смог объяснить?» В первом случае человек начнет оценивать себя и вряд ли сможет выставить свои интеллектуальные способности негативно в глазах руководителя. Потому он, конечно, ответит «Да», даже если это не так.
- Обратная связь. Организатор должен лично посмотреть на результат и процесс работы сотрудника, которому он доверил что-то.
- Уместная конструктивная критика и вместе с ней альтернативные предложения. Как говорится, критикуешь – предлагай.
- Высокоразвитое самообладание и способность к саморегуляции. Даже если организатору приходится ругать коллектив, то делать это нужно спокойно и достойно.
- Организатор должен четко знать и представлять, чего он ждет и требует от подчиненных (форма, сроки, результаты, способы). Быть в состоянии самостоятельно выполнить эти требования.
- Умение контролировать и рефлексировать.
- Умение предотвращать и разрешать конфликты, общаться с людьми.
Кроме этого, организатор должен обладать авторитетом, быть строгим, но справедливым, корректным в оценках, хорошо разбираться в том, чем руководит, быть высококвалифицированным специалистом. В отличие от лидерства, способность к которому во многом определена врожденными особенностями, организатором может стать практически каждый человек. Однако такие индивидуальные особенности, как скорость психических реакций и другие свойства темперамента, вносят свою лепту.
Как развить организаторские способности
Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:
- Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
- Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
- Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
- Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
- Развивайте творческий потенциал.
- Расширяйте кругозор.
- Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
- Будьте амбициозны.
Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора.
Упражнения на развитие организаторских способностей
Организаторские способности не являются чем-то особенным, они включают в себя развитые общие способности и необходимые для конкретного вида деятельности. Потому и упражнения хочу предложить общие.
Быть убедительным
Рекомендую проводить это упражнение в паре с кем-то и перед зрителями. Суть в том, что вы и ваш партнер прячете за спиной какие-то фигурки (игрушки, любой предмет). Задача – убедить зрителей в том, что у вас нет конкретной фигуры или есть (независимо от того, на самом ли деле это так). Побеждает тот, кто смог убедить аудиторию.
Пантомима
Тренируйте свои мышцы перед зеркалом. Лицо, мимика говорят о нас гораздо больше. Научитесь управлять своей мимикой: быть добрым, убедительным, снисходительным, требовательным.
Распределение времени
Возьмите за правило с вечера составлять список дел на завтра, научитесь рано вставать, составлять расписание дня и следовать ему. Приучите себя к организованности на рабочем месте, рабочем столе компьютера, дома в шкафу. Приберитесь и поддерживайте этот порядок.
Рекомендую ознакомиться также со статьями «10 способов раскрыть творческий потенциал», «Творческие способности: особенности и развитие», «Чувство юмора: как развить и зачем это нужно», «Воображение: как развить у детей и взрослых», «Упражнения для развития памяти у взрослых».
Как правило, организаторские способности рассматривают в единстве с коммуникативными, объединенно их называют КОС (коммуникативно-организационные способности). О том, как развить коммуникативные способности, узнайте из статьи «Как научиться общаться с людьми».
psychologist.tips
Организаторские способности современного руководителя
Элитариум
Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:
1. Организационная проницательность, включающая:
- психологическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
- практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
- психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2. Эмоционально-волевая результативность — умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
- энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
- требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
- способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности , т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
- широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
- чувством понимания ситуации;
- творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
- нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
- стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
- ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
- способностью работать в коллективе и с коллективом;
- умением предвидеть результат;
- внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
- способностью и умением рисковать;
- способностью действовать самостоятельно;
- ответственностью за деятельность и за принятые решения;
- способностью увидеть, выделить существенное;
- искусством выполнять планы.
В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
- умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
- способность устанавливать и контролировать дисциплину;
- стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
- осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
- развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
- отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
- регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
- стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
- системный подход к анализу работы;
- квалифицированное делегирование полномочий;
- избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
- создание эффективной обратной связи;
- защита персонала организации от внешних угроз;
- поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
- установление системы оценки работы и критериев успеха.
Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход — решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.
Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.
В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.
На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость — это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.
Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.
Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80%). Предмет этой деятельности — социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.
hr-portal.ru
Коммуникативные и организаторские способности руководителя
В деятельности любого предпринимателя, выполняющего также функции руководителя, важны коммуникативные и организаторские способности.
Коммуникативные способности индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие адекватное взаимопонимание и эффективное взаимодействие между людьми в процессе общения или же выполнения совместной деятельности.
Они позволяют успешно контактировать с другими людьми, осуществлять как саму коммуникативную, так организаторскую деятельность.
Для достижения высоких показателей бизнеса у современного руководителя должны быть хорошо развиты коммуникативные и организаторские способности.
Организаторские способности объединяются в три типа:
1. Организационная проницательность – умение предвидеть и грамотно руководить событиями, включающее: психологическую избирательность, практическую направленность интеллекта, психологический такт.
2. Эмоционально-волевая результативность — умение влиять, воздействовать на других людей волей, эмоциями. Она складывается из: энергичности, требовательности, самокритики
3. Склонность к организаторской деятельности — готовность к такой деятельности (от мотивации до профессиональной подготовленности).
Эффективный бизнес предполагает, что люди совместно координируют деятельность, определяют задачи, ресурсы, планируют деятельность, выдвигают, поддерживают идеи.
Коллективная работа позволяет открыть в предпринимательстве больше новых возможностей, а коллективный подход — решать возникающий проблемы сообща.
Таким образом, вырабатывается в процессе бизнес-деятельности больше идей, уменьшается число факторов для возникновения стрессовых ситуаций, возрастает инновационная способность.
В экономической деятельности коммуникативные и организаторские способности нужны не только руководителям, менеджерам, но и рядовым сотрудникам, потому что им тоже необходимо общаться с коллективом, организовывать собственную деятельность.
Часто творчески мыслящие люди не способны правильно подать свою идею, хорошую бизнес-идею, потому что они не могут ее донести окружающим из-за отсутствия коммуникативных способностей.
Здесь также играют роль различные психологические барьеры: стеснение, замкнутость, боязнь осуждения, неодобрения, насмешек, неуверенность в себе, низкая самооценка.
Для того чтобы развить в себе коммуникативные и организаторские способности, необходимо постоянно работать над собой.
Если вам мешают психологические барьеры – обратитесь за помощью к специалисту по психологической поддержке.
Попробуйте придерживаться некоторых правил для формирования нужного уровня коммуникации:
- развивайте свою речь, репетируйте дома самостоятельно, в общении с родными, близкими;
- пробуйте общаться профессионально и по личным вопросам на работе сначала с ближайшими по трудовой деятельности коллегами, наладьте необходимый рабочий контакт, а только потом переходите на следующий уровень, расширяя коммуникативный круг.
Для развития организаторских способностей можно воспользоваться следующими подсказками:
- начните развивать организацию с самого себя, собственного быта, трудовой деятельности;
- планируйте и тщательно обдумывайте все предстоящие мероприятия;
- доведите свой рабочий процесс до совершенства, организуйте его так, чтобы он стал максимально результативным при минимуме вложенных усилий;
- подумайте, как можно было бы модернизировать весь рабочий процесс в вашем отделе, организовать его деятельность с большей эффективностью.
Такими нехитрыми способами можно развивать в себе коммуникативные и организаторские способности.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
berichnow.ru
54. Организаторские способности.
Организаторские способности объединяются в три типа:
1. Организационная проницательность, включающая:
психологическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2. Эмоционально-волевая результативность — умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
чувством понимания ситуации;
творческим отношением к работе, упорством,уверенностью в себеи преданностью делу;
нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
ситуационным лидерствоми энергией личности в корпоративных структурах;
способностью работать в коллективе и с коллективом;
умением предвидеть результат;
внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
способностью и умением рисковать;
способностью действовать самостоятельно;
ответственностью за деятельность и за принятые решения;
способностью увидеть, выделить существенное;
искусством выполнять планы.
55. Личность руководителя и эффективность управленческой деятельности.
Сущностное отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально значимых, затрагивающих интересы множества людей решений и ответственности за их правильность и эффективность перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Важно подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств.
В стиле управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Они характеризуют его поведение не вообще, а типическое, «устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях». Традиционно исследователи различают три классических стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарность лежит в основе абсолютного большинства производственных конфликтов из-за стремления субъекта к единовластию. Претензия автократа на компетенцию во всех вопросах порождает хаос и в конечном счете отрицательно влияет на эффективность работы. Автократ своим своеволием парализует работу коллектива, на который опирается. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Недовольные и обиженные подчиненные могут его подвести и дезинформировать. Запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей, интересы предприятия им чужды, при малейшей возможности они реализуют «право» позаимствовать собственность хозяина.
В современной интерпретации авторитарный стиль имеет и сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их выполнение, позволяет стабилизировать ситуацию в конфликтных коллективах. Этот стиль может быть эффективным в кризисных ситуациях, а также в условиях низкого профессионального уровня и слабой трудовой мотивации сотрудников. Он необходим в условиях низкого культурного уровня объекта управления, слабых управленческих связей в экстремальных ситуациях (аварии, техногенные катастрофы, трудовые конфликты).
Вариантом авторитарного стиля управления является патерналистский. Он предполагает обращение с подчиненными, как с «детьми» и их трудовую мотивацию опосредует через личную зависимость от руководителя. Служебная информация распространяется сверху вниз в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль деятельности осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Власть никому не делегируется и концентрируется у руководителя, который «царь, бог и воинский начальник». Этот стиль управления характерен для традиционного общества, и по наблюдениям автора по-прежнему широко применяется в Казахстане, особенно в сельских районах.
В последнее время оценки стилей управления среди исследователей в значительной степени изменились. Если либеральный и авторитарный не так давно характеризовали преимущественно негативно, а демократический считался самым положительным, то сейчас пришло понимание, что оптимален тот стиль управления, который приносит предприятию больше прибыли, обеспечивает стабильность производства, поступательный характер развития фирмы. Все большее внимание уделяется субъективным, психологическим особенностям проявления профессиональной активности руководителя, его личностным характеристикам. Российский психолог Р. Шакуров отмечает, что каждое отдельное психическое качество включается в состав стиля не во всем объеме, а лишь в той мере и форме, в какой это необходимо для данной деятельности. Формы и степень проявления психических свойств регламентируются довольно жестко, так как управленческие роли имеют повышенную социальную значимость. Это не отменяет общего положения о том, что эффективность решений руководителя в конкретной производственной ситуации зависит прежде всего от объективных внешних условий и факторов.
Поскольку существует множество взглядов на стили управления, то с точки зрения результатов необходимо стремиться к их синтезу. Хороший результат может быть достигнут не только благодаря эффективному управлению людьми, но и просто под влиянием случайностей.
studfile.net
Организаторские качества руководителя.
Количество просмотров публикации Организаторские качества руководителя. — 2607
Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и организаторским талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.
В корне психологической структуры личности руководителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:
1. Организационная проницательность, включающая:
¨ психологическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого:
¨ практическую направленность интеллекта͵ ᴛ.ᴇ. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
¨ психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2. Эмоционально-волевая результативность — умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
¨ энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
¨ требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
¨ способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
3. Склонность к организаторской деятельности, ᴛ.ᴇ. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организационной деятельности, удовлетворенность и работоспособность.
Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:
¨ широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
¨ чувством понимания ситуации:
¨ творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу:
¨ нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
¨ готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
¨ стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
¨ эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
¨ ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
¨ способностью работать в коллективе и с коллективом;
¨ умением предвидеть результат;
¨ внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
¨ способностью и умением рисковать;
¨ способностью действовать самостоятельно;
¨ ответственностью за деятельность и за принятые решения;
¨ способностью увидеть, выделить существенное;
¨ искусством выполнять планы.
Организаторские способности руководителя не должны расходиться с его этическими нормами. Слово ʼʼэтикаʼʼ произошло от греческого слова ethos, что в переводе означает ʼʼпривычка, обычай, правило поведенияʼʼ. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую этику, или философскую, и на практическую этику. Последняя является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой служит мораль. Практическая, или нормативная, этика обосновывает нравственные принципы, идеалы и нормы.
Этика руководителя сосредоточена на широком спектре вариантов его поведения, включает средства, используемые им для достижения поставленных целей. В случае если ʼʼэтикаʼʼ — совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то основные этические нормы применительно к решению организационно-экономических задач бывают сведены к следующим:
¨ результативность деятельности организации, достижение наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счёт разрушения окружающей среды;
¨ конкуренция должна осуществляться по честным правилам, ᴛ.ᴇ. должны соблюдаться «правила» рыночной игры;
¨ распределение созданного совокупного дохода, полученных трудом благ не должно приводить к резкому социальному расслоению общества;
¨ использование разнообразных форм участия работников в управлении в целях реализации стратегии корпорации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности;
¨ техника должна служить человеку, а не человек технике.
Сегодня выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:
¨ умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
¨ способность устанавливать и контролировать дисциплину;
¨ стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
¨ осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
¨ развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
¨ отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
¨ регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
¨ стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
¨ системный подход к анализу работы;
¨ квалифицированное делегирование полномочий;
¨ избежание чересчур частого применения негативного подкрепления;
¨ создание эффективной обратной связи;
¨ защита персонала организации от внешних угроз;
¨ поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
¨ установление системы оценки работы и критериев успеха.
Для повышения эффективности организаторской деятельности руководителю необходимы:
¨ гибкая организационная структура, соответствующая особенностям предприятия и действующим внешним факторам:
¨ разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления;
¨ соблюдение принципа единоначалия;
¨ делегирование полномочий;
¨ четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;
¨ разделение и специализация труда;
¨ подготовка резерва управленческих кадров;
¨ распределение работ с индивидуальным учетом интересов, способностей, компетентности, совместимости людей;
¨ обучение, повышение квалификации кадров и их переподготовка;
¨ четкая информационная система и связь, оптимизация информационных потоков, компьютеризация базы управленческих данных;
¨ выработка, внедрение и использование научно обоснованных нормативов трудоемкости выполнения работ;
¨ широкое применение коллегиальной формы при принятии управленческих решений;
¨ поощрение инициативы работников;
¨ соблюдение строгой трудовой и производственной дисциплины на базе соглашения между организацией и ее работниками;
¨ создание благоприятного психологического климата в коллективе;
¨ индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный стиль руководства исходя из уровня развития подчиненных и коллектива;
¨ эффективное и гибкое стимулирование работников:
— справедливое материальное вознаграждение по результатам труда — зарплата͵ премии за высокие результаты и т.п.;
— социальные льготы — медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.;
— обеспечение нормальных условий и организации труда;
— моральное поощрение: признание ценности, деловой значимости сотрудника, устная похвала, публичное чествование:
— признание личностной значимости сотрудника — уважительное, тактичное, справедливое отношение к подчиненным:
— возможность личностного роста͵ продвижения в карьере:
— требовательность к дисциплине и качеству труда;
— обоснованность, справедливость наказания;
— конструктивность в разрешении конфликтных проблем;
— предоставление работы сотрудникам с учетом их интересов и склонностей;
— создание атмосферы конкуренции, соревнования.
referatwork.ru
Организаторские способности руководителя: эффективное руководство предполагает
Что важно при организации
Организаторские способности – набор качеств, помогающих руководителю управлять деятельностью в группе. Они включают в себя:
- Умение объяснять информацию. Задача организатора не только объяснить информацию на понятном языке, но и убедиться в том, что человек верно ее понял и усвоил. Но важно использовать вопрос не «Все ли вы поняли?», а «Я достаточно ясно вам смог объяснить?» В первом случае человек начнет оценивать себя и вряд ли сможет выставить свои интеллектуальные способности негативно в глазах руководителя. Потому он, конечно, ответит «Да», даже если это не так.
- Обратная связь. Организатор должен лично посмотреть на результат и процесс работы сотрудника, которому он доверил что-то.
- Уместная конструктивная критика и вместе с ней альтернативные предложения. Как говорится, критикуешь – предлагай.
- Высокоразвитое самообладание и способность к саморегуляции. Даже если организатору приходится ругать коллектив, то делать это нужно спокойно и достойно.
- Организатор должен четко знать и представлять, чего он ждет и требует от подчиненных (форма, сроки, результаты, способы). Быть в состоянии самостоятельно выполнить эти требования.
- Умение контролировать и рефлексировать.
- Умение предотвращать и разрешать конфликты, общаться с людьми.
Кроме этого, организатор должен обладать авторитетом, быть строгим, но справедливым, корректным в оценках, хорошо разбираться в том, чем руководит, быть высококвалифицированным специалистом. В отличие от лидерства, способность к которому во многом определена врожденными особенностями, организатором может стать практически каждый человек. Однако такие индивидуальные особенности, как скорость психических реакций и другие свойства темперамента, вносят свою лепту.
Как развить организаторские способности
Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:
- Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
- Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
- Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
- Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
- Развивайте творческий потенциал.
- Расширяйте кругозор.
- Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
- Будьте амбициозны.
Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора.
Упражнения на развитие организаторских способностей
Организаторские способности не являются чем-то особенным, они включают в себя развитые общие способности и необходимые для конкретного вида деятельности. Потому и упражнения хочу предложить общие.
Быть убедительным
Рекомендую проводить это упражнение в паре с кем-то и перед зрителями. Суть в том, что вы и ваш партнер прячете за спиной какие-то фигурки (игрушки, любой предмет). Задача – убедить зрителей в том, что у вас нет конкретной фигуры или есть (независимо от того, на самом ли деле это так). Побеждает тот, кто смог убедить аудиторию.
Пантомима
Тренируйте свои мышцы перед зеркалом. Лицо, мимика говорят о нас гораздо больше. Научитесь управлять своей мимикой: быть добрым, убедительным, снисходительным, требовательным.
Распределение времени
Возьмите за правило с вечера составлять список дел на завтра, научитесь рано вставать, составлять расписание дня и следовать ему. Приучите себя к организованности на рабочем месте, рабочем столе компьютера, дома в шкафу. Приберитесь и поддерживайте этот порядок.
Рекомендую ознакомиться также со статьями «10 способов раскрыть творческий потенциал», «Творческие способности: особенности и развитие», «Чувство юмора: как развить и зачем это нужно», «Воображение: как развить у детей и взрослых», «Упражнения для развития памяти у взрослых».
Как правило, организаторские способности рассматривают в единстве с коммуникативными, объединенно их называют КОС (коммуникативно-организационные способности). О том, как развить коммуникативные способности, узнайте из статьи «Как научиться общаться с людьми».
Развитие коммуникативных способностей
Взаимоотношения начальник – подчиненный, поставщик – заказчик особенно ярко проявляют умение эффективно общаться.
Первым шагом в развитии коммуникативных способностей является умение слушать. Сегодня лидеры предприятий должны прислушиваться к мнениям подчиненных и коллег, анализировать ситуации, решать конфликты. Слушание поможет вам получить новые идеи. Способы устранения производственных проблем станут более понятными для подчиненных, дадут возможность ощущать себя членом команды.
Чаще всего талантливые и творчески мыслящие люди из-за отсутствия организаторских и коммуникативных навыков не могут доносить свои идеи до окружающих людей, не могут заинтересовать участников команды. Очень часто степень владения навыками общения зависит от личных качеств человека.
Есть несколько качеств, необходимых как для коммуникаций, для лидера команды.
- Рассудительность.
- Решительность.
- Отзывчивость.
- Стрессоустойчивость.
- Умение слышать собеседника.
В своей основе коммуникативные навыки влияют на построение деловых связей, эффективность работы, дают возможность обнаруживать проблемы на их ранних стадиях, решать их без недоразумений и сложностей.
Упражнения для развития организаторских способностей
Развивать коммуникативные и организаторские способности можно в любом возрасте при помощи несложных упражнений.
- Упражнение «Пантомима». Поможет сохранить самообладание в любых ситуациях, научиться правильно передавать свое эмоциональное состояние. Итак, встаньте перед зеркалом и продемонстрируйте волнение, гнев, смех, иронию и т.д.
- Упражнение «Желание». Поможет отработать навыки коммуникации. Для этого каждый член команды на листике записывает свое желание. Задача: убедить партнера выполнить желание, не говоря ни одного слова, после показать запись на листочке.
- Упражнение «Выйди из скорлупы». Поможет обрести умение убеждать. Человек, слабо владеющий навыками коммуникации, становится посреди комнаты в круг. Задача партнеров состоит в том, что бы убедить его выйти из круга. К примеру, пообещать что-либо взамен, процесс можно снимать на камеру.
- Упражнение «Задай вопрос при помощи пения». Поможет обрести навык выражать эмоции. Компанию нужно поделить на 2 группы. Одна команда задает вопрос при помощи песни, вторая отвечает словами другой.
Для того чтобы развивать коммуникативные и организаторские способности, стоит ознакомиться с книгами Михаила Литвака, Стивена Р. Киви, Николая Козлова, пройти тренинги разработанные специализированными центрами. Ставьте перед собой цель быть идеальным собеседником и партнером.
Рассмотрим, каковы основные составляющие организаторских способностей
Не стоит думать, что организаторские способности даются людям от рождения и их невозможно развивать. Можно, и даже нужно! Однако необходимо понимать, что для этого следует приложить усилия, проявлять последовательность действий, определенное упорство. Выделим по пунктам, над чем стоит поработать:
- Твердость характера, авторитетность. Подчиненные должны понимать, что отданные распоряжения следует выполнять без обсуждения. Помните, авторитет руководителя складывается не только из внешних атрибутов уверенности в себе. Руководитель понимает все тонкости работы, которую поручает, знает, сколько времени уйдет на ее выполнение, как сделать ее наилучшим образом. Люди сами будут идти за советом и помощью к руководителю, глубоко разбирающемуся в вопросе. Подавайте пример другим своей высокой работоспособностью, чтобы не было поводов для лени у других.
- Умение улаживать конфликты — очень важная составляющая организаторских способностей. В любом коллективе возникают трения. Чтобы разногласия не препятствовали эффективности труда, умейте вовремя «гасить» разгорающиеся ссоры. Если убедительные беседы не помогают, возможно необходимо будет рассредоточить людей по разным объектам.
- Справедливость — важная способность организатора. Вы не должны быть лицеприятным. Все сотрудники должны быть равными в своих правах, не создавайте «любимчиков», подхалимов, а также «козлов отпущения». Люди должны получать справедливую награду, поощрение либо наказание, порицание в равной степени.
- Строгость. Люди должны осознавать, что за некачественный труд обязательно понесут определенное наказание. Это необходимое проявление организаторских способностей.
- Умение поощрять. Признание личных заслуг сотрудника, публичное или личное поощрение человека за приложенные усилия, хорошие результаты вносит дополнительную мотивацию, заставляет коллектив вцелом стараться выполнить работу наилучшим образом. Это полезно для конечного результата и для самого коллектива: работа приносит людям радость, моральное удовлетворение. При такой организации труда затрачиваемых усилий намного меньше, повышается эффективность. Умение поощрять возможно лишь при внимательном отношении к каждому человеку. Развивайте эту организаторскую способность.
- Точное представление, что, каким образом, в какой последовательности, в какие сроки должно быть сделано. Не имея четко разработанного плана, очень трудно руководить коллективом. Необходимо предвидеть все возможные препятствия и проблемы, разработать пути их решения, чтобы не терять времени в случае их возникновения.
- Ежедневное планирование. Ежедневно должен быть определен объем работ вцелом и для каждого человека отдельно.
- Делегирование полномочий — самое разумное проявление организаторских способностей. Каким бы талантливым ни был руководитель, успеть все сам он просто физически не сможет. Умейте определять, кто в вашем коллективе может справиться с порученными обязанностями и делегируйте их ему. Однако они не должны стать обузой, иначе работа будет выполняться «спустя рукава». За дополнительную работу обязательно должно быть поощрение.
- Спокойное отношение к критике. Дайте людям возможность вносить свои предложения по лучшей организации труда, вас станут еще больше уважать, доверяя вашим организаторским способностям.
- Умение отметать лишнее — хорошая способность организатора. Не давайте садиться себе на голову, превращать работу в балаган. Цените свое время и дайте понять всем, что отнимать его понапрасну не позволите никому.
Следует много потрудиться, чтобы выработать у себя все практические навыки хорошего руководителя. Но имея представление, каковы основные составляющие организаторских способностей, намного легче их развивать. Прилагайте усилия, будьте внимательны к коллективу и все получится!
raydget.ru
Организаторские способности: как развить важные навыки
Любой сотрудник, наделенный властью, должен иметь организаторские способности, влияющие на трудовую деятельность. Как их развить, на что обратить внимание — читайте в материале статьи.
Из статьи вы узнаете:
Организаторские способности: общая информация
Многие люди, занимающие высокий пост, считают, что подчиненные сотрудники должны выполнять каждый приказ. Но, как правило, такие действия быстро приводят к потере авторитета, ухудшению психологического климата. Руководителя перестают уважать, а специалисты теряют стимул качественно работать. Исправить ситуацию становится сложно, а текучесть кадров начинает расти. Все это ведет к снижению прибыльности, так как работники, не желающие увольняться, пытаются выжить, а не качественно выполнять проекты и т.д.
Скачайте документы по теме:
Возмущение персонала можно подавить с помощью штрафных санкций, угрозы лишения рабочего места, урезания заработной платы. Но это не сделает работу эффективной, так как будет держать каждого человека в напряжении и дискомфорте. Если же управляющий имеет высокие организаторские способности, таких проблем можно легко избежать, направив коллектив в нужное русло.
Кроме этого, человек с высокими организаторскими и коммуникативными способностями обладает обширным кругозором, свободным от стандартов мышлением, эрудицией, инициативностью, а также упорством, устойчивостью к стрессовым ситуациям, готовностью учиться или же изменяться, умением предугадывать результат работы.
Человек с хорошими организаторскими способностями — находка для организации!
Организаторские способности личности — это набор качеств, помогающих организовать работу сотрудников. Без этого невозможно нормальное взаимодействие внутри коллектива даже при условии высокого профессионализма руководителя. Как отмечают эксперты, способности могут быть не только врожденными, но и приобретенными, поэтому управленцы должны периодически посещать тренинги, вести работу над собой иными путями.
Справка
К коммуникативным и организаторским способностям можно отнести:
- авторитетность;
- умение решать конфликты;
- справедливость руководителя;
- строгость;
- грамотное планирование;
- умение поощрять выдающихся работников;
- делегирование полномочий;
- контроль всех процессов.
Нужно рассмотреть подробнее, какие организаторские способности и умения на что влияют. Это позволит понять, чему уделять больше внимания, приступая к саморазвитию. Следует отдельно отметить, что невозможно улучшить качества за один день, даже если приложить максимум усилий.
Возможно, вам будет интересно узнать:
Какие организаторские способности руководителя на что влияют
1.Авторитетность
Это главное качество, которое в обязательном порядке должно присутствовать у руководителя. Нужно должны добиться, чтобы распоряжения выполнялись без колебаний. Обычно работники берут пример с менеджеров, занимающих высокие должности. Уверенный в себе руководитель, проявляющий сдержанность в общении с коллегами,
www.hr-director.ru