Основной вид работы человека – ., ,

Содержание

Виды деятельности человека — Обществознание

Виды деятельности человека

Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.



виды деятельности

Основные виды деятельности

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

1. Общение

 Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.

По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.

При непосредственном общени

и субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).

2. Игра (игровая деятельность)

 Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.
виды деятельности

3. Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.

Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
учеба

4. Труд (трудовая деятельность)

 Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.

Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.

труд


Творческая или продуктивная деятельность

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

творчество

Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.

 Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.

 Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Другие виды деятельности

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

 Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

деятельность по объектам

деятельность по результатам

 


Это конспект по математике на тему «Виды деятельности человека». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Общение
  • Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
  • Проверить знания по Обществознанию.

uchitel.pro

что это такое, структура и характер, какие бывают виды и формы человеческой деятельности.

Человек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей.

Деятельность человека связана с его общественной сущностью. Действительно, многие действия современного человека направлены на поддержание определённого состояния общества, его развитие и совершенствование, а не на удовлетворение своих физиологических потребностей. Большая часть населения развитых стран посвящает свою жизнь занятиям в таких сферах, как наука, искусство, общественная деятельность, развлечения и игры, общение. С другой стороны, во многих развивающихся странах превалирует деятельность «низшего звена»: добыча пищи, обеспечение личной безопасности и др. Общественная составляющая в таких занятиях не столь важна, поэтому какие-либо социальные нормы могут не соблюдаться: в этих странах процветают преступность, дикие нравы и порядки, крайний индивидуализм, отстранённое и подозрительное отношение к окружающим. Из этого следует, что различные виды деятельности человека формировались в процессе его эволюционного и общественно-исторического развития.

Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда.

Виды деятельности

Что такое деятельность

Под деятельностью принято понимать процесс активного взаимодействия субъекта с объектом действительности, при котором субъект целенаправленно воздействует на объект, достигая какой-либо цели и удовлетворяя свои потребности.

Деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Нередко присутствуют оба компонента, поскольку зачастую чтобы создать что-то, нужно перед этим что-то разрушить, и наоборот (например, создать оружие, чтобы уничтожить вражескую армию). Деятельностью человека или организации можно называть любую их активность, которой придаётся определённый смысл – то есть активность как-то связана с внешним миром или внутренним состоянием человека или организации.

Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.

Структура и характер деятельности

В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.

Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов:

  • Процесс принятия решения.
  • Вовлечение в деятельность.
  • Целеполагание.
  • Проектирование программы действий.
  • Осуществление программы действий.
  • Анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).

Формы человеческой деятельности

Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.

Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение общественного или индивидуального сознания. Она включает науку, искусство, организацию коллективной жизни, а также религию. Цели, стоящие перед духовной деятельностью — познание, определение жизненных ценностей, создание моделей будущего (прогнозирование) и т. д.

Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.

Виды

Виды деятельности человека

Пришла пора разобраться с основными видами активности человека.

Труд

Это основной вид человеческой активности, которому подчинены некоторые другие. Под трудом принято понимать создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы.

В понятие труда в разное время вкладывался несколько различный смысл. Ещё относительно недавно под этим словом понималась главным образом физическая активность, тогда как интеллектуальная считалась бесполезной. В наше время центральное значение придаётся именно интеллектуальной (научной, творческой) деятельности, поскольку в её результатах общество нуждается больше всего; а вот физическая активность оказывается всё более убыточной, поскольку автоматика делает такую работу более качественно, чем человек, а ресурсов потребляет меньше, поэтому понятие «труд» для такой активности становится всё менее корректным.

Считается, что именно труд, наряду с речью, стал тем фактором, который предопределил превращение животного в человека. На самом деле это не совсем так, поскольку исключительно человеческим видом активности, не имеющим аналогов и прообразов в животном мире, является лишь творчество.

Учение

Это процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности. Учение выделилось в специальный вид человеческой активности, когда количество накопленных человечеством знаний стало очень большим; для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов.

Игра

Это человеческая активность, которая не направлена на создание какого-либо материального продукта. В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения.

Игра предполагает активность в условных ситуациях, упрощённо воспроизводящих реальные. В процессе игры человек отрабатывает действия и сценарии, которые затем будут применяться в «настоящей» жизни. Игры имеются не только у человека, но и у многих животных, и чем они более сложно устроены, тем сложнее игры. У высших животных, особенно у обезьян, наблюдаются манипулятивные игры, предполагающие использование каких-либо предметов.

Общение

Активность, состоящая во взаимодействии двух или более людей с целью обмена информацией. Эта информация может быть не только познавательного, но и аффективно-оценочного характера. Общение тоже существует у многих животных, особенно общественных. Так, пчёлы с помощью специального языка телодвижений сообщают друг другу, где находится пища.

Возникновение общения связано с усложнением жизнедеятельности, нахождением в условиях, препятствующих индивидуальному выживанию организма. При таких условиях стало необходимым разделение труда, которое также наблюдается у общественных животных. Общение позволяет членам группы координировать свои действия и добиваться общего результата.

Творчество

Это наиболее высшая ступень человеческой жизнедеятельности. Творчество присуще только людям. Внешне оно напоминает обычную трудовую активность, но сущность творчества принципиально иная.

Творчество – это создание принципиально новых вещей, предметов, духовных ценностей. Главными критериями в творчестве являются уникальность продукта и его общественная польза.

Впервые разграничивать труд и творчество начали ещё античные мыслители. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье), а также по чьему-то приказу; творчество же является свободным актом, не имеющим чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам, как ни странно, помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Конечно, в те времена у греков существовали также образованные и творчески одарённые рабы, хозяева которых давали им больше свободы; в конечном итоге такие рабы отпускались на свободу, и впоследствии многие из них стали выдающимися личностями.

Значительно сложнее было осознать смысл творчества жителям Древнего Рима, которые были более простодушными и жили в более суровых условиях. «Учёных рабов» у римлян долгое время не было (мода на них пришла гораздо позже из Греции), и все римские рабы содержались в одинаково строгих условиях. Рабы и свободные граждане в Риме отличались друг от друга главным образом списком доступных профессий, а не возможностью или невозможностью «творить». Долгое время всё искусство и теоретическая наука в Риме являлись прямыми заимствованиями у греков и этрусков.

Указанное разграничение видов человеческой активности, однако, не является жёстким. Все они могут совмещаться друг с другом. Например, учебная деятельность очень часто осуществляется в виде игры, а «обычный» труд сочетается с творческой активностью.

Основные сферы жизнедеятельности общества

Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.

Таких сфер традиционно принято выделять четыре:

  • Социальную – народы, классы, половозрастные группы и т. д..
  • Экономическую – производственные отношения, производительные силы.
  • Политическую – государство, партии, общественно-политические организации.
  • Духовную – религия, мораль, образование, искусство, наука.

При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.

Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.

Примеры деятельности человека

Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.

Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.

Таким образом, какая-то конкретная человеческая деятельность может и не приносить сиюминутной пользы, но без неё может сильно осложниться в дальнейшем существование всего человечества. Представим себе первобытного человека, который развлекался тем, что кидал куски глины в разведённый костёр. Казалось бы, он занимается сущей ерундой, вместо того чтобы выполнять задачи по обеспечению своего племени запасами еды и другими необходимыми вещами. Однако этот «бездельник» с помощью своего развлечения открыл основы производства посуды, кирпича, орудий труда, мощного оружия и других вещей, без которых мы не можем обойтись даже в наше время.

Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.

Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).

В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».

psylogik.ru

Деятельность: основные типы и виды

Человеческая деятельность очень сложна как по содержанию, так и по строению, а также очень разнообразна в своих проявлениях как в общем, так и в конкретном плане. Чтобы дать характеристику подобному разнообразию применяют термин «полиморфизм типов и видов деятельности». Он обладает настолько яркой выраженностью, что невозможно упорядочить и систематизировать по одному определенному параметру все виды деятельности. Для их относительно полной систематизации и классификации требуется использовать сразу несколько оснований, то есть критериев выделения видов/типов деятельности. Относительно категории деятельности должен применяться общенаучный принцип дополнительности — согласно ему система (в особенности сложная) требует наличия взаимодополняющих описаний/интерпретаций.

Базовые классификации видов деятельности

Чаще всего в качестве основного и психологически главного разделения по типам деятельности используется ее дифференциация на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность имеет в своей основе получение общественно значимого продукта или результата, а также создание потребительских стоимостей. При игровой и учебной деятельности результат имеет не общественную, а индивидуальную значимость — то есть является не продуктивным, а репродуктивным. Это подразумевает то, что субъект осваивает опыт и знания, выработанные социумом. Это освоение происходит не только в процессе обучения (в этот период оно имеет наиболее яркое и полное выражение), но и в процессе игровой деятельности. В ней также идет освоение социального опыта, однако он представлен в других формах и процессах. Наиболее существенным специфическим признаком игровой деятельности считается то, что основным ее мотивом является не результат, а непосредственно сам процесс.

Все три типа деятельности чередуются друг с другом в онтогенезе и обозначаются понятием ведущего вида деятельности для каждого основного возрастного этапа.

Определение 1

Ведущая деятельность — это деятельность, в процессе выполнения которой определяется образование и формирование основных психологических новообразований личности на любой из ступеней ее развития.

Не менее фундаментальным является разделение деятельности на индивидуальную и совместную. Совместной считается деятельность, в реализации которой участвуют от двух и более людей, которыми движет общая цель. В этом состоит ее главное отличие от индивидуальной. К прочим основным признакам совместной деятел

zaochnik.com

описание, особенности и интересные факты :: SYL.ru

Человек – существо социальное. Он не может в полной мере развиваться, не контактируя с другими людьми. Только постоянно обучаясь, мы становимся сильнее, получаем доступ к самым потаенным уголкам своей души. Виды человеческой деятельности тесно связаны с пониманием своего предопределения. Выбор жизненного пути зависит от характера, амбиций, условий жизни, готовности действовать, несмотря на значимые преграды, то есть определяется внешними и внутренними составляющими. Прилагая определенные усилия, мы имеем возможность полноценно двигаться вперед.

виды человеческой деятельности

Рассмотрим основные виды человеческой деятельности. Стоит заметить, что не все они будут проявлены в жизни конкретного индивида, поскольку многое зависит от уровня сознания, от того, насколько личность готова принимать на себя ответственность. Какие виды человеческой деятельности существуют? Попробуем разобраться.

Игра

Представляет собой довольно занимательный компонент, непременно сопутствующий любому развитию. Игра как вид человеческой деятельности заслуживает особенного внимания. Ведь именно с нее начинается активный процесс познания окружающего мира. В противном случае вряд ли стало бы возможно чему-то научиться, проявить себя во внешнем мире. Если понаблюдать за играющим ребенком, то можно заметить одну интересную особенность: он моделирует разные ситуации, представляющие для него интерес, решает важные задачи. Огромная фантазия заставляет его придумывать сложные сюжетные ходы, сознание буквально фонтанирует идеями.

Увлеченность процессом игры помогает освободиться от тревожащих мыслей, научиться иначе смотреть на окружающую реальность. Этот вид деятельности выступает способом познания мира через проигрывание множества моделей и ролей. Главной особенностью является то, что в игре человек не боится принимать решения и действует интуитивно, опираясь на свое внутреннее видение.

Общение

Без этой составляющей ни один человек не смог бы обойтись. Общение – вид человеческой деятельности, который руководит всеми остальными процессами. Человеку необходимо взаимодействовать с окружающими, чтобы поддерживать адекватное представление о самом себе. Не случайно у людей, страдающих отсутствием общения, наблюдаются те или иные психологические затруднения. Все потому, что им не с кем поделиться своими мыслями и соображениями. Важно, чтобы в жизни каждого присутствовал такой человек, которому можно было бы без опаски и стеснения высказать свои страхи и сомнения.

наука вид человеческой деятельности

Все виды человеческой деятельности тесным образом связаны между собой. Невозможно одно представить без другого. Взаимодействие с окружающими столь же необходимо, как и обучение, возможность проводить исследовательскую деятельность. Общение представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение глубинной потребности в признании и понимании. Установление теплых отношений невозможно без доверия.

Обучение

В идеале должно осуществляться всю жизнь для эффективного самосовершенствования. Обучение – это вид человеческой деятельности, направленный на получение новой информации, которая позже становится нашим знанием. В процессе приобретения новых навыков человек совершенствует свои способности, получает возможность полноценно работать над собой. Зрелая личность понимает необходимость таких изменений, поскольку нацелена на внутреннее преображение. В детском возрасте обучение подразумевает прежде всего получение новых знаний. Ребенку необходимо усвоить множество предметов, прежде чем он отправится во взрослую жизнь.

маркетинг вид человеческой деятельности

Во многих случаях эффективное обучение становится причиной для того, чтобы начать гордиться своими достижениями. Здесь у каждого будут индивидуальные заслуги. Отличительной особенностью является то обстоятельство, что для осуществления процесса обучения необходимо самостоятельно прилагать усилия, ведь знания не появятся сами собой.

Физический труд

Для многих это занятие является показателем полезного времяпрепровождения. Многие люди проникаются искренним уважением к тем личностям, которые занимаются данной деятельностью. Физический труд в обществе ценится и поощряется. Считается, что такая личность действительно честно зарабатывает деньги и потому может считаться благородной. Данный вид деятельности необходим еще и потому, что позволяет развиваться физически, оставаться выносливым. Это крайне важно в наше время стремительного развития гиподинамии. Люди, избравшие для себя такую деятельность, надолго сохраняют отличную физическую форму, могут справиться с любой непредвиденной ситуацией, если только она требует силы и активности.

Умственный труд

Данная деятельность является уделом людей утонченных и интеллигентных. Как правило, умственную деятельность выбирают для себя те личности, которые сосредоточены на выполнении интеллектуальной задачи. Этот вид человеческой деятельности во многом обусловливает научно-социальный прогресс. Чем больше личность занимается, тем скорее она развивается в какой-то значимой для себя отрасти. Развитие мысли происходит постепенно, под влиянием определенных составляющих.

игра как вид человеческой деятельности

Умственный труд всегда ценился, особенно в определенных кругах. Интеллектуальное сознание – это ищущий характер, который постоянно стремится к тому, чтобы выйти на понимание сложных вещей. Концентрируясь на главном, оно способно стать удивительным проводником в мир интеллектуальных составляющих. Чтобы заниматься умственной деятельностью, необходимо иметь определенный склад характера, постоянно работать над собой. Чем больше человек читает книг, изучает что-то, тем мощнее он развивается интеллектуально, и тем скорее расширяются его возможности.

Наука

Склонность к исследовательской работе во многом определяет склад характера. Наука – вид человеческой деятельности, которая требует развитого аналитического ума. Это обязательное условие. В противном случае деятельность не будет иметь значительного успеха. Главной особенностью является то, что все выводы и умозаключения делаются на основании логических составляющих. Занимаясь научной деятельностью, обязательно нужно что-то доказывать, опираясь на теоретические подходы ученых и их практические наработки. Здесь нельзя просто делать выводы, если они не подкреплены соответствующими знаниями. Наука требует максимальной четкости и точности. Невозможно действовать наобум, не имея представления о предмете своего исследования. Примечательно то, что научные деятели, привыкая строить сложные умозаключения, потом начинают относиться к жизни как к непрекращающейся цепочке предположений и заключений. От подобного мировоззрения очень сложно освободиться, принимая решение, основываясь на сугубо научном подходе. Все дело в том, что жизнь иногда оказывается намного сложнее, чем любая исследовательская работа.

основные виды человеческой деятельности

Искусство

Представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд представителей интеллигенции. Способность понимать произведения искусства является показателем развития эстетического вкуса. Настоящие литературные произведения, картины великих мастеров и музыку могут оценить по достоинству далеко не все. Для этого нужно иметь утонченное мировосприятие и как минимум повышенный интерес к определенному виду искусства. Такие люди отличаются изысканным вкусом, у них часто обнаруживаются дополнительные таланты. Главной особенностью является то, что индивиды, увлекающиеся искусством, часто настолько погружаются в выдуманный мир, что перестают замечать окружающую реальность.

Искусство всегда требует от человека определенной самоотдачи. Ведь такая деятельность никогда не смогла бы развиваться, если бы ей не уделялось достаточно времени и внимания. Личность, увлеченная искусством, всегда чем-то жертвует ради того, чтобы заниматься любимым делом. Как правило, жизнь всегда направляет таких людей, помогает им постоянно ощущать непреходящий смысл совершаемых действий. У них обязательно имеется высокая цель, которая все оправдывает и допускает. Они действуют не ради денег, а во имя светлой идеи.

какие виды человеческой деятельности

Торговля

Вид человеческой деятельности, который процветает с давних времен. Человек, выбравший для себя торговлю, как правило, высоко ценит собственный материальный достаток. Он способен оценить выгоду и заметить значимые перспективы в любой ситуации. В большинстве случаев люди значительно преуспевают в выбранном занятии, если у них имеется к этому склонность. Торговля является неотъемлемым элементом жизни. Такой человек отличается тем, что нацелен на получение материальных благ и ценностей. Для него имеет большое значение, какую одежду он носит, чем питается, насколько велико его благосостояние. Торговцы во многих вопросах действуют достаточно хладнокровно и целеустремленно. Они не поддаются влиянию эмоций и потому быстрее достигают значительных результатов. Представители других сфер могли бы с большим воодушевлением им позавидовать.

Маркетинг

Это направление, несомненно, берет свое начало из торговли. Маркетинг – вид человеческой деятельности, целиком направленный на получение материальной выгоды. Данная сфера предполагает, что личность умеет разбираться в сложных вопросах, действовать, опираясь на собственное перспективное планирование. Большое значение имеет такая вещь, как самоорганизация. Только полностью сосредоточившись на задаче, можно ее решить. Без грамотного планирования не обойтись. Маркетинг предполагает, что человек будет действовать четко и в согласии с требованиями современного общества.

какие виды человеческой деятельности

Банальная ошибка может привести к непоправимым последствиям, поэтому здесь крайне важно самообладание, умение держать чувства под контролем. Конечно, это удается далеко не всем. Удачливый маркетолог – тот, что свободен от собственных сомнений и тревог. Главной отличительной особенностью такой личности является уверенность в себе. Ведь способность быстро принимать решения действительно ведет к успеху.

Творчество

Потребность в созидании заложена в каждом из нас. Другой вопрос заключается в том, работает ли личность над собой, готова ли уделять достаточно времени и внимания своему творчеству. Эта деятельность требует не просто большой самоотдачи, но еще и колоссальной выдержки и терпения. Порой требуется обладать сильной волей для того, чтобы что-то получилось. Творческий путь никогда нельзя назвать простым и легким. Порой личности необходимо пройти через множество испытаний, чтобы добиться успеха. Человек вынужден прилагать максимум усилий, поскольку только в этом случае он развивается, становится самодостаточным и уверенным в себе.

 вид человеческой деятельности направленный

Самосовершенствование

Занимает особенную позицию в жизни личности. Если мы перестанем работать над собой, нам будет трудно совладать с собственными эмоциями. Такая личность начинает со временем деградировать, перестает развивать имеющиеся способности. Самосовершенствование является неотъемлемым элементом любой деятельности. Чем бы человек ни планировал заниматься, он обязательно должен уделять особое внимание своему внутреннему миру.

общение вид человеческой деятельности

Работа с чувствами и эмоциями очень важна. Благодаря ей мы начинаем лучше осознавать, что в жизни по-настоящему ценно.

Вместо заключения

Таким образом, основные виды человеческой деятельности – труд, игра, наука или искусство, и каждый заслуживает отдельного внимания. Важно, чтобы личность непременно развивалась, а не стояла на месте. Этому способствует полная самоотдача.

www.syl.ru

Виды деятельности человека и их формы

Деятельность – это исключительно человеческая активность, которая регулируется сознанием. Она порождается потребностями, и направлена на преображение окружающего мира, а также его познание.

Человек, пользуясь своими мотивами и потребностями, так или иначе преобразует внешнюю среду, и этот процесс является творческим. В это время он становится субъектом, а то, что он осваивает и преображает, – объектом.

В этой статье мы рассмотрим основные виды деятельности человека, а также их формы, но, прежде чем приступить к этому, необходимо прояснить несколько моментов.

  1. Субъект и объект деятельности неразрывно связаны: суть человека проявляется в его деятельности. Бездеятельных людей не существует так же, как и самой деятельности без человека.
  2. Деятельность человека нацелена на преобразование окружения. В отличие от животных, человек способен сам организовать такие условия жизни, чтобы ему было комфортно. Например, вместо того чтобы собирать растения или ежедневно отлавливать животных для пищи, он их выращивает.
  3. Деятельность – это творческий акт. Человек создает нечто новое: автомобили, пищу, даже выводит новые виды растений.

Основные виды деятельности человека и структура

Существует три вида человеческой деятельности: игра, труд и учение. Они являются основными, и его деятельность не ограничивается только этими видами.

Существует 6 структурных компонента деятельности, которые сформированы в иерархическом порядке. Сначала возникает потребность в деятельности, затем формируется мотив, который облекается в более яркую и конкретную форму в виде цели. После этого человек ищет средства, которые способны помочь ему в достижении желаемого, и, после нахождения, он приступает к действию, завершающим этапом которого является результат.

Виды деятельности человека: труд

Существует отдельная наука, которая направлена на изучение условий труда человека и оптимизации его работы

К труду относят такую деятельность, которая направлена на получение практической пользы. Для труда необходимы знания, навыки и умения. Умеренный труд хорошо сказывается на общем состоянии человека: он быстрее мыслит и ориентируется в новых областях, а также получает опыт, благодаря чему способен в дальнейшем на более сложные виды деятельности.

Считается, что труд — это непременно сознательная деятельность, в которой происходит взаимодействие человека с окружающим миром. Любой труд является целесообразным и требует нацеленности на результат.

Виды деятельности человека: учение

Учение имеет одну основную цель – получение знаний или умений. Этот вид позволяет человеку приступить к более сложному труду, который требует специальной подготовки. Учение бывает как организованным, когда человек сознательно идет в школу, поступает в ВУЗ, где его обучают профессионалы, так и неорганизованным , когда человек получает знания виде опыта в процессе работы. В отдельную категорию выделяют самообразование.

Виды деятельности человека: игра

Упрощенно говоря, это отдых. Человек нуждается в нем, поскольку игра позволяет расслабить нервную систему и психологически отвлечься от серьезных тем. Игры тоже способствуют развитию: например, активные игры учат ловкости, а интеллектуальные развивают мышление. Современные компьютерные игры (экшн) способствуют улучшению концентрации и внимания.

Формы деятельности человека

Существует много форм деятельности человека, однако они разделены на две основные группы: умственный и физический труд.

Интеллектуальная деятельность заключается в обработке информации. В процессе требуется повышенное внимание, хорошая память и гибкое мышление.

Физический труд требует большой затраты энергии, поскольку в его процессе задействованы мышцы, оказывается нагрузка на опорно-двигательную систему, а также сердечно-сосудистую.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что деятельность является необходимым и уникальным жизненным параметром, который способствует развитию человека.

fb.ru

Какие бывают виды работ?

Молодые юноши и девушки после окончания школы стоят перед сложным вопросом выбора специальности. Делая этот выбор, они не должны ориентироваться только на личные предпочтения, а учитывать и другие факторы, такие как способности, знание школьного материала, умение общаться с людьми, усидчивость, внимательность, аккуратность и другие.

Значение труда в жизни человека

Трудовая деятельность отличает человека от животного. Труд возник как необходимость поддержания человеческого существования, но в настоящее время его значение в жизни человека рассматривается гораздо шире. В процессе трудовой деятельности люди общаются между собой и образуют социальные группы. В этом случае труд выполняет коммуникативную функцию и помогает человеку удовлетворить свою потребность в общении.

Каждый человек может выбрать профессию, которая соответствует его наклонностям и способностям. И если профессия выбрана удачно, человек получает от своей деятельности огромное удовлетворение. Труд в этом случае становится потребностью, основанием для самовыражения человека и его самоутверждения.

Для того, чтобы помочь молодому человеку в выборе профессии, необходимо дать ему наиболее полную информацию о видах деятельности.

Виды профессиональной деятельности человека по Е. А. Климову

Академик Евгений Александрович Климов составил классификацию видов деятельности, используя которую можно облегчить задачу выбора профессии.

Человек освоил много видов работ. Все виды профессиональной деятельности отличаются затрачиваемой энергией (умственной или физической) и ее местом приложения (к природе, к другому человеку, к технике, к знакам или к художественному образу). В зависимости от этого Е. А. Климов определил 5 основных видов работ, внутри которых существует их дальнейшее деление.

Деятельность человека, связанная с живой и неживой природой

Работа на природе

Человек знакомится с миром природы с детства, а в процессе жизни его отношения с природой принимают разные формы. Он пашет землю, вырубает лес, строит плотины. Изучая результаты такого воздействия человека на биологические сообщества и экосистемы, человечество обнаружило, что его деятельность может угрожать существованию живых организмов. Так возникла новая наука – экология, которая изучает влияние человека на природу и дает рекомендации о том, как не навредить нашему общему дому, как сделать так, чтобы Земля становилась только краше.

Все существующие виды профессий и работ, связанные с природой, должны учитывать основные положения экологии. А для этого человек, выбирающий своей профессией деятельность, связанную с природой, растениями, животными или микроорганизмами, должен любить природу, а также обладать наблюдательностью, терпением, возможностью работать в неблагоприятных климатических условиях и в одиночестве.

Виды деятельности, работа при которых направлена на природу

Работа на земле

К подобным видам относятся:

  • Изучение природы (живой и неживой): микробиолог, геодезист, биолог, геолог.
  • Уход за растениями: агроном, овощевод, фермер, лесник, флорист, садовод.
  • Уход за животными и их лечение: зоотехник, рыбовод, ветеринар, пчеловод.
  • Устранение неблагоприятного воздействия человека на окружающую среду: гидромелиоратор, эколог.

Деятельность человека, направленная на взаимодействие с другими людьми

Человек, выбирающий такую деятельность, должен быть общительным. Кроме того, ему должны быть присущи такие качества: устойчивость эмоционального состояния, умение налаживать контакты с людьми и понимание человеческих характеров.

Перечень видов работ, которые направлены на других людей

Воспитатель детского сада

К ним относятся:

  • Воспитание и обучение: педагог, воспитатель детского сада, няня, инструктор, мастер производственного обучения, лектор.
  • Управление коллективом: директор, мастер, тренер, массовик-затейник, свадебный ведущий.
  • Управление художественным коллективом: режиссер, дирижер.
  • Торговля и обслуживание: продавец, бармен, официант, стюардесса, экскурсовод, менеджер, парикмахер.
  • Медицинское обслуживание: педиатр, стоматолог, логопед, психолог, медицинская сестра, хирург.
  • Помощь людям: социальный работник.

Деятельность человека, направленная на взаимодействие с механизмами

Выбор этого вида работ предполагает наличие у человека определенных потребностей в изучении устройств машин и механизмов, а также навыков в обращении с ними. Для выбора таких профессий необходимы широкие познания в технических дисциплинах, таких как физика, химия, математика и черчение.

Профессии, связанные с конструированием техники, требуют от специалиста не только отличных познаний технических дисциплин, но и хорошего пространственного воображения, желания создавать что-то новое, творить. А для освоения профессий, связанных с управлением техникой, требуются, кроме технических знаний, внимательность, аккуратность, пунктуальность, усидчивость, исполнительность и другие качества.

Профессии, связанные с техникой, можно получить в различных учебных заведениях. Высшие учебные заведения страны выпускают инженеров и конструкторов, колледжи – техников, а ПТУ – рабочих различных видов работ.

Деятельность человека, направленная на взаимодействие с механизмами, – самая обширная область из всех рассматриваемых сфер деятельности человека. Ее можно разделить на группы и давать характеристику каждой группе отдельно.

Работа пекаря

Перечень работ, направленных на взаимодействие с механизмами

  • Конструирование и проектирование устройств: конструктор, изобретатель, инженер, ученый. В век высоких технологий эти профессии очень востребованы. Изобретатели своей творческой мыслью создают устройства, которые облегчают людям труд, а конструкторы помогают воплотить эти устройства в жизнь. Но само конструирование техники также имеет несколько направлений: авиационная, морская, строительная, медицинская техника и другие.
  • Профессии сферы промышленного производства: токарь, фрезеровщик, слесарь, электросварщик, монтажник, шлифовщик, кузнец, штамповщик, жестянщик.
  • Профессии, связанные с сопровождением производства: инженер по обслуживанию оборудования, автоматчик, технолог. Эти специалисты следят за работой оборудования, качеством используемого инструмента и изготавливаемой продукции, а также осуществляют контроль за техпроцессом.
  • Профессии, связанные с автомобилями: водитель, автогонщик, таксист, дальнобойщик, автослесарь, автоэлектрик.
  • Профессии, связанные с дорогой: машинист асфальтоукладчика, машинист катка, дорожный мастер, дорожный рабочий.
  • Профессии, связанные с сельским хозяйством: механизатор, тракторист, комбайнер.
  • Профессии, связанные с газом: бурильщик разведочного бурения скважин для нефти и газа, бурильщик эксплуатационного бурения скважин для нефти и газа, техносферная безопасность. Нужно обозначить, какие виды работ предполагает техносферная безопасность. Это следующие виды деятельности: определение мест с повышенным техногенным и антропогенным воздействием, а также создание условий для уменьшения этого воздействия. Такой вид деятельности тесно связан со знаниями принципов экологии.
  • Профессии, связанные с металлом: металлург, сталевар, прокатчик, литейщик, сварщик.
  • Профессии легкой промышленности: швея, закройщик, пекарь, кондитер, сапожник, печатник, парфюмер.
  • Профессии, связанные с горами и землей: геолог, горный инженер, землемер, шахтер, специалист по земельному кадастру.
  • Строительные профессии: каменщик, плиточник, штукатур, отделочник, крановщик, столяр. Работа сталевара

Деятельность человека, направленная на взаимодействие со знаками (цифрами, буквами)

С детства люди знакомятся с буквами и цифрами, а в дальнейшем изучение различных знаков сопровождает их всю жизнь. Это чертежи в учебных заведениях, формулы, тексты на разных языках, дорожные знаки и символы, которые используются в IT-технологиях.

При этом виде деятельности от специалиста требуется внимательность, аккуратность, усидчивость, способность к логическому и абстрактному мышлению.

Перечень работ, связанных со знаками

К ним относят:

  • Профессии, связанные с документацией: секретарь-машинистка, редактор, нотариус, библиограф, корректор, стенографист.
  • Профессии, связанные с числами: экономист, оператор вычислительной техники, бухгалтер, кассир, статистик.
  • Профессии, связанные с условными знаками и схемами: чертежник, топограф, переводчик, картограф.
  • Профессии, связанные с символами IT-технологий: программист, вебмастер.

Деятельность человека, направленная на взаимодействие с художественными образами

Эта деятельность предполагает наличие у специалиста определенного таланта или способностей для создания художественного образа или его копирования. К таким способностям относятся: хорошее воображение и мышление образами, высокоразвитые художественный вкус и эстетическое ощущение. Но этих способностей недостаточно. Для этой деятельности крайне необходимы следующие качества: настойчивость, целеустремленность, сила воли и трудолюбие. Данная деятельность включает также такое понятие вида работ, как изучение художественных образов и их влияние на эстетику окружающего пространства.

Обучение какому-либо виду деятельности с художественными образами имеет свои особенности. Оно организовано таким образом, чтобы мастерство передавалось непосредственно от педагога к ученику в мастерских или классах.

Перечень работ, связанных с художественными образами

Работа модельера

Имеются в виду следующие:

  • Профессии, связанные с созданием художественных образов: писатель, поэт, художник, композитор, модельер.
  • Профессии, связанные с копированием или воспроизведением художественных образов: актер, закройщик, пианист, ювелир, флорист.
  • Профессии, связанные с изучением художественных образов: кинокритик, литературный критик.

Профессии 21-го века

В настоящее время появилось много новых видов работ, о которых в 20-м веке даже не было известно. Вот некоторые из них:

  • Медиапланер – специалист, занимающийся рекламной кампанией организации, в частности, выбором средства массовой информации и распределением бюджета, выделенного на рекламу.
  • Лайф-коуч – специалист, обучающий своих клиентов формированию нужных для личностного роста качеств.
  • Мерчендайзер – специалист, занимающийся продвижением продукции.
  • PR-менеджер – специалист, создающий имидж организации.

Новые профессии, возникшие с появлением интернета

Работа программиста

Среди них такие:

  • Копирайтер – человек, пишущий тексты на заказ.
  • Веб-дизайнер – специалист, разрабатывающий дизайн сайтов.
  • Интернет-коуч – специалист, консультирующий клиентов по вопросам его тематики в режиме «он-лайн».
  • Контент-менеджер – человек, занимающийся наполнением сайтов.
  • SEO-специалист – человек, который занимается продвижением сайтов. Любимая работа

Для молодого человека или девушки очень важно сделать такой выбор профессии, когда его способности, свойства личности и предпочтения соответствуют выбранному виду работы. Тогда эта деятельность принесет человеку удовлетворение, станет смыслом жизни и будет способствовать его профессиональному росту.

fb.ru

Виды трудовой деятельности | Энциклопедия безопасности жизнедеятельности

Основные виды трудовой деятельности представлены на рисунке.

Виды трудовой деятельности человека

Трудовую деятельность можно прежде всего разделить на физический и умственный труд.

Физический трудвыполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда» – требует значительной мышечной активности; физическая работа подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая – с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) – региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (набор текста на компьютере).

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере, труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующей значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20…25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; поскольку он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и, в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием, приводит к быстрому нервному истощению и усталости.

На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций – подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

bzhde.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *