Основные педагогические причины подверженности детей преступному поведению – —

Отклоняющееся поведение подростков

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

1.1 Подростковый возраст как наиболее чувствительный к возникновению отклоняющегося поведения

1.2 Понятие отклоняющегося поведения и его виды

1.3 Недостатки семейного и школьного воспитания как фактор склонности к отклоняющемуся поведению

1.4 Личностные и поведенческие факторы склонности к отклоняющемуся поведению

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Склонность подростков к отклоняющемуся поведению

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.

Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут, или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Необходимым условием успешного воспитания детей является знание причин, породивших отклонения от норм в поведении. Их нужно искать, прежде всего, в условиях воспитания, в среде пребывания ребенка. Наиболее распространенные причины возникновения осложненного поведения: недостатки семейного воспитания, педагогическая запущенность, противоречия в личностном развитии подростков. Огромное значение в формировании отклоняющегося поведения имеют также личностные особенности подростка.

Изучением отклоняющегося поведения занимались такие педагоги и психологи как А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, И.С. Кон,, А.В. Петровский, Д.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. Они внесли огромный вклад в изучение данной темы.

Но, тем не менее, в настоящее время проблема изучения отклоняющегося поведения подростков становится все более актуальной. Распространение наркомании, токсикомании, алкоголизма, рост числа преступлений среди несовершеннолетних, представляет серьезную проблему для общества.

Объект исследования: отклоняющееся поведение.

Предмет исследования: склонность к отклоняющемуся поведению подростков.

Целью курсовой работы является изучение склонности к отклоняющемуся поведению подростков.

Задачи курсовой работы:

1) определить понятие отклоняющегося поведения подростков не основе анализа психологической литературы;

2) выявить факторы, влияющие на возникновение отклоняющегося поведения подростков;

3) выявить склонность к девиантному поведению среди подростков;

4) установить гендерные различия в склонности к девиантному поведению.

1. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

1.1 Подростковый возраст как наиболее чувствительный к возникновению отклоняющегося поведения

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства».

Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности [1, с. 348].

Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.

Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д [1, с. 349].

Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

Л.С. Выготский, как и П.П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества [2, с. 19].

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, – это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека – любовь и ее проявления в подростковом возрасте [2, с. 23].

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие «серьезная игра». Примером «серьезной игры» могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса «Кто я» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие.

Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм [2, с. 23].

mirznanii.com

21. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения

Причины,
по которым дети приобретают девиантное
по­ведение,
могут рассматриваться как с социальной,
так и с педагогической
позиции. Поскольку изначально человек

является
социальным существом, то общество, в
котором человек
находится, имеет на него колоссальное
влияние. Самым
первым социумом, куда люди попадают
после своего рождения,
является семья. Именно в семье ребенок
полу-чает
представление о социальных ролях, своем
месте в дан­ном
обществе и приемлемых моделях поведения.
В случае нарушения
родителями поведенческого шаблона у
ребенка складывается
ложное представление о норме (в тех
семьях, где принято физическое насилие,
дети с меньшим уважени-
ем относятся к чужому здоровью, и для
них не составляет психологического
труда ударить человека). При отсутствии
выраженной
любви между родителями дети растут
тревож­ными,
неуверенными в себе, замкнутыми и
агрессивными, даже
если на первый взгляд в семье все
благополучно. Дети очень
чувствительны к семейному микроклимату,
поэтому все
неурядицы склонны принимать на свой
счет. Чрезмер­ная
опека, как и чрезмерное пренебрежение
со стороны родителей,
также способны вызвать отклонения в
поведе­нии.
В первом случае дети нарушают все
границы дозво­ленного,
чтобы доказать взрослым собственную
состоятель­ность
как личности и встать с ними на одну
ступень. Отсю­да
вырастает повышенная агрессивность
как реакция на повышенное
внимание и недоверие со стороны
родителей, ребенок
пытается отстоять собственное «я»,
прибегая прак­тически к любым
средствам. Желание доказать свою
взрос­лость
может выражаться в приобретении вредных
привычек

курении, наркомании, алкоголизме,
токсикомании), в демонстративном
поведении и т. д. Игнорирование родите!
лями своего ребенка вызывает у последнего
реакцию, на­правленную
на привлечение внимания. Она может
вклю-чать
в себя проявления от вредных привычек
вплоть до суицида.
Повышенная требовательность со стороны
роди­телей
неизбежно ведет к развитию замкнутости
и скрытно-сти
у ребенка. Непоследовательность в
воспитании (напри-мер,
то, что запрещает отец, разрешает мать,
и наоборот) провоцирует
развитие и укоренение таких качеств,
как
лживость, лицемерие, непоследовательность.

242

243

Все
вышеперечисленные недостатки воспитания
прово­цируют
подрыв родительского авторитета в
глазах детей и,
следовательно, отсутствие уважения к
ним.

Следующим
фактором формирования девиантного
пове­дения
служат взаимоотношения с учителями.
Так же, как и
в семье, крайности в поведении учителя
ведут к неуве­ренности
в себе, замкнутости, недоверчивости и
озлоблен­ности,
что отрицательно сказывается на
отношении к учи­телю,
которое переносится на предмет.

Помимо
процесса обучения, от сложившейся
ситуации страдают
и отношения с одноклассниками. Обособление
ученика
учителем (как самого плохого, так и как
самого лучшего)
делает ребенка парией в классе. Отношение
со стороны
других учеников может варьироваться
от индиф­ферентного
до подчеркнуто агрессивного.

studfiles.net

Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения подростков

Среди
социально-педагогических факторов,
влияющих на формирование личности
подростка и на особенности его поведения,
выделяются родительская семья и
неформальные группы сверстников.

Семьеотводится
решающая роль в определении направленности
поведения подростков, именно в ней в
процессе взаимодействия и взаимовлияния
супругов, родителей и детей закладываются
основы норм и правил нравственности,
навыки совместной деятельности,
формируются мировоззрение, ценностные
ориентации, жизненные планы и идеалы.
В зависимости от того, как складываются
эти взаимоотношения и общение, какой
воспитательный потенциал имеет семья
(а он определяется структурой семьи,
общим образовательным и культурным
уровнем родителей, социально-бытовыми
условиями жизни семьи, психологическим
микроклиматом, распределением
функциональных обязанностей между
членами семьи, трудовыми и семейными
обязанностями, организацией свободного
времени и др.), формируется личность
ребенка.

Как показали
практика и научные исследования, в
поведении подростков, в их отношении к
нравственным и культурным ценностям,
в общении со сверстниками и взрослыми
довольно зримо отражаются семейная
микросфера, ее положительные и
отрицательные стороны, ее достоинства
и недостатки, которые в ходе их развития
опосредуются влиянием социальной среды,
коллективом класса, стихийной группы.

Семейное общение
в подростковом возрасте имеет одну
особенность: оно носит противоречивый
характер. Подростки, с одной стороны,
стремятся к общению со взрослыми, в том
числе с родителями, а с другой — у них
наблюдается снижение интереса к семейному
общению, уменьшение его удельного веса
при всевозрастающей роли семьи в жизни
подростка.

Противоречивость
семейного общения и отношений в
подростковом возрасте особенно остро
проявляется в неблагополучных семьях,
продуцирующих отклоняющееся поведение
подростков. Неблагополучная семья — это
та семья, которая не выполняет или
выполняет формально свою ведущую функцию
— воспитание полноценного человека,
достойного гражданина своего Отечества.
В то же время понятие неблагополучной
семьи может возникать лишь в соответствии
с конкретным ребенком. Для одного ребенка
семья может быть подходящей, а для
другого эта же семья станет причиной
тягостных душевных переживаний и даже
психического заболевания.

Дефекты воспитания,
считает М. И. Буянов, это и есть первейший
и главнейший показатель неблагополучия
семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни
престижные показатели не характеризуют
степень благополучия или неблагополучия
семьи — только отношение к ребенку.
Однако не учитывать структурные изменения
в семье, изменение ее ценностных
ориентации было бы неправильным.

Структурная
деформация семьи (неполные семьи)
нарушает логику общения ребенка, вызывает
расстройство развивающей функции
общения со сверстниками, обедняет
практику взаимосвязей со взрослыми
людьми (особенно с мужчинами). Подростки
из таких семей обычно испытывают
затруднение в выборе друзей, в установлении
контактов со сверстниками.

Как показывают
практика и ряд научных исследований,
20-30% педагогически запущенных подростков
воспитывались в неполной семье. По
данным наших исследователей, 24%
педагогически запущенных подростков
воспитывались в семье, где отсутствовал
отец, в контрольной группе лишь 5,6%
подростков росли без отца.

Фактором, влияющим
на структуру семейного общения, может
оказаться и то, что один из родителей в
силу определенных причин (частые
командировки, длительное отсутствие в
семье или просто нежелание заниматься
воспитанием ребенка и др.) как бы
самоустраняется от процесса воспитания,
а следовательно, и общения с ним. В
настоящее время у нас наряду с открытой
безотцовщиной существует скрытая
безотцовщина, которая выражается в том,
что в ряде случаев отцы, живя в семье,
не принимают участия в воспитании детей.
Скрытая безотцовщина не только снижает
эффективность семейного воспитания,
но и ослабляет супружеские отношения,
ибо лишает их одного из главных интересов,
объединяющих мужа и жену. Наши исследования
подтверждают данный факт: 75% педагогически
запущенных подростков отмечают, что
наибольшую заинтересованность в их
судьбе, внимание к их успехам проявляет
мать, и только 10% подростков называют
отца. В контрольной группе — соответственно
83,3 и 55%.

Нарушение структуры
семьи оказывает негативное влияние на
подростков не само по себе, а в сочетании
с другими факторами, в частности с
уровнем общего и педагогического
образования родителей, характером их
взаимоотношений в семье, содержанием
общения и пр.

Современная семья
характеризуется довольно высоким
общеобразовательным уровнем. В большинстве
своем родители имеют среднее или среднее
специальное образование. В группе же
семей педагогически запущенных подростков
родители со средним специальным
образованием составили 13,4 %, со средним
образованием — 26,6 % и незаконченным
средним образованием – 60 %. В контрольной
группе 52,3 %) родителей имеют среднее
образование, 26,4 % — среднее специальное
и 21,3 % -высшее образование. Родители из
группы семей подростков с отклоняющимся
поведением работают рабочими — 77 %,
служащими – 23 %, причем
большинство из них занимаются
неквалифицированным трудом или трудом
средней квалификации, не требующим
высокого общеобразовательного уровня.
Общеобразовательный уровень родителей
проявляется в их интересах, запросах,
в отношении к своим обязанностям
родителей, в нравственно-культурном
облике семьи.

Еще одним показателем
благополучия семьи и ее влияния на
ребенка является отношение к общественным
нормам и ценностям — в них ребенок черпает
первые образцы человеческих отношений
и культуру общения, они в более позднем
возрасте являются тем нравственным
эталоном, по которому он сверяет свои
поступки.

Взаимоотношения
родителей и отношения с детьми влияют
на характер и содержание общения, в то
же время общение корректирует отношения,
развивает и обогащает их. Характер
семейного общения и стиль отношений,
как правило, проявляются во взаимодействии
членов семьи. Если отношения между
членами семьи эмоционально положительны,
то семейное общение конструктивно,
притягательно, приносит взаимное
удовлетворение; если же отношения
конфликтны, эмоционально отрицательны,
то и семейное общение принимает негативный
оттенок. Вместе с тем в общении, в его
коммуникативной плоскости заложен
довольно большой воспитательный
потенциал, который может сыграть важную
роль в изменении как характера
внутрисемейных отношений, так и стиля
взаимодействия в семье, потому что оно
направлено не только на эмоции (что
характерно для отношений), но и на
сознание людей, на оценку их поступков
и поведения.

В психолого-педагогической
литературе существует ряд подходов к
анализу взаимоотношений родителей.
Одни исследователи выделяют бесконфликтные
и конфликтные отношения родителей в
семье, другие — согласованные и
несогласованные, но суть этих отношений
сводится в конечном итоге к тому, какое
воздействие они оказывают на формирование
личности ребенка, как сказываются на
системе его отношений с людьми и общении
с ними.

Выделяется несколько
видов неправильного воспитания, которые
складываются в ходе педагогически
неверных взаимоотношений между родителями
и детьми.

Так, гипопротекция
проявляется в недостатке внимания к
детям со стороны родителей. Крайняя
форма гипопротекции — полная безнадзорность
детей. Скрытая гипопротекция существует
в виде формального контроля родителей
за детьми, равнодушия к их интересам,
потребностям. Ребенок живет своей
жизнью, до которой никому нет дела.

Доминирующая
гиперпротекция проступает в мелочной
опеке, контроле за каждым шагом ребенка,
постыдной слежке за его действиями и
поступками, создании целой системы
запретов, что ведет, особенно в подростковом
возрасте, к протесту, желанию скрыться
от родительского контроля. Потворствующая
гиперпротекция сводится к вседозволенности,
стремлению освободить ребенка от
обязанностей, постоянному восхищению
его мнимыми талантами и способностями,
что ведет к конфликту с окружающими.

Эмоциональное
отвержение — воспитание по типу Золушки
— создает ощущение или ситуацию
нежелательности ребенка в семье.

Противоречивое
воспитание возникает, когда один родитель
строит свои отношения в семье по принципу
потворствующей протекции, а другой — по
типу эмоционального отвержения.

Эти и другие типы
взаимоотношений между родителями и
детьми приводят к конфликтной ситуации
во внутрисемейных отношениях или за
пределами семьи между подростками и
сверстниками, другими взрослыми, что
на фоне особенностей подросткового
возраста или акцентуации характера
приводит к отклоняющемуся поведению
несовершеннолетних.

Конфликтные
отношения в семье между супругами могут
возникнуть также и в том случае, когда
у супругов имеются разные представления
о своих обязанностях друг перед другом,
несходство в ожиданиях, которые
складывались до брака; они совершают
ряд действий, не совпадающих с принятыми
для себя правилами поведения.

Отрицательные
отношения между родителями также могут
возникнуть в ситуации неадекватного
подхода к решению некоторых экономических
и бытовых вопросов, могут быть обусловлены
несогласованностью в выборе методов
воспитания детей, разным уровнем общего
и педагогического образования и т. д.
Как правило, в этом случае неустроенность
отношений между родителями ведет к
утрате гармоничности и эмоциональной
полноценности общения с детьми.

Грубость, равнодушие,
недоверие, неискренность, неуважение
друг к другу, пошлость и цинизм в
отношениях родителей воспринимаются
и закрепляются ребенком в его собственном
опыте и могут «копироваться» во
взаимоотношениях с другими людьми. В
условиях неблагополучной семьи супруги
заняты, как правило, выяснением своих
взаимоотношений — в результате ослабляется
вниманием к детям, к их поведению, к
организации учебного труда, к их интересам
и склонностям, к их свободному времени,
к кругу их друзей и сверстников.

Оценивая атмосферу
семейных отношений и семейного общения,
25% подростков с девиациями отметили,
что она действует на них угнетающе, 55%
равнодушны к тому, что происходит в
семье, дома, и только для 20% подростков
семейное общение является ободряющим
(соответственно в контрольной группе
— 5,5, 27,7 и 66,3%), что сказывается на силе
эмоциональных связей, уровне доверительности
между родителями и детьми. Своими
радостями, горестями и переживаниями
в семье с родителями делятся 25%
педагогически запущенных подростков
(в контрольной группе — 61%).

Результаты
проведенных исследований показали
важность и сложность семейного общения
подростков, его социально-педагогическую
значимость, а выявление общих тенденций
в становлении и развитии семейного
общения, его влиянии на формирование
личности подростка позволило вычленить
ряд особенностей, присущих семейному
общению педагогически запущенных
подростков. Для него в большей или
меньшей степени характерны отклонения
как в содержании, так и в направленности.
Суть их заключается в том, что, во-первых,
общение носит эпизодический, ограниченный
характер, когда члены семьи не поддерживают
постоянных связей, общаются изредка,
избегают друг друга. Во-вторых, общение
носит односторонний, однобокий характер,
посвящено чаще всего вопросам
материально-бытового характера, а
социальные, нравственные вопросы,
проблемы культурных ценностей не входят
в круг общения. В-третьих, эмоциональных
компонентов общения, как правило, не
хватает, духовная близость, душевная
теплота, любовь лишь иногда служат фоном
общения, эмоциональные связи непрочны,
неустойчивы, конфликтны.

Понятно, что
неблагополучие в семейном общении
сказывается на формировании личности
подростка, на его опыте общения, поведения
и взаимоотношений в коллективе, со
сверстниками и взрослыми. Поэтому,
говоря о педагогической состоятельности
или несостоятельности семьи, т. е.
результативности и убедительности ее
воздействия на ребенка, мы имеем в виду
не только нравственный микроклимат
семьи, который играет довольно существенную
роль в становлении личности подростка,
в определении стиля отношений и характера
общения со сверстниками и взрослыми,
но и характер их отношения к выполнению
норм и требований общества по воспитанию
детей.

Исходя из этого,
мы условно выделили собственно
«педагогически несостоятельный»,
«педагогически пассивный» и
«антипедагогический» типы семей.

Первый тип семей,
педагогически несостоятельные
(48%
исследуемых нами семей), характеризуется
тем, что родители проявляют определенную
активность в воспитании, детей, но делают
это неумело. Их воспитательные воздействия
на подростков непоследовательны и
неосновательны. Они обычно испытывают
затруднения в выборе методов воспитания,
опираясь чаще всего на свой предшествующий
опыт воспитания в семье, воссоздавая
обстановку, в которой когда-то воспитывались
сами: обстановку авторитаризма,
ограничений, нарушение которой строго
каралось (угрозы, побои), или обстановку
вседозволенности, потакания прихотям
ребенка. Внутрисемейное общение носит
ограниченный, поверхностный характер,
общественно нейтрально. Общеобразовательный
и нравственно-культурный уровень такой
семьи невысокий.

Примером
такого типа семьи может служить семья
подростка Ивана В.
(14
лет,
VIII
класс), которая состоит из четырех
человек. Отец
— грузчик
в овощном магазине, мать работает
сторожем в детском садике. Сестра младше
Ивана, ходит в
1
класс. Отец немногословен, сдержан,
любит «покой и порядок» в семье, нетерпим
к детским шалостям в доме. В общении с
сыном строг, иногда даже неоправданно
жесток, особенно когда приходит с работы
«не в духе» или «навеселе». Воспитанием
детей занимается мать, отец же делает
это эпизодически, если сын принес плохую
оценку из школы или на него пожаловался
кто-либо из учителей. Мать Ивана

женщина тихая, робкая, во всем полагающаяся
на мужа. Считает, что за ним должно быть
первенство в семье, так как он намного
старше ее по возрасту. Он имеет среднее
образование, она

незаконченное среднее. В семье главное
внимание уделяется материальному
достатку, интерес к духовным запросам
почти не прослеживается. Главный источник
информации, который связывает с внешним
миром,

телевизор. Домашняя библиотека состоит
из учебной литературы детей. Выходные
дни отец проводит с друзьями за игрой
в карты или домино, мать

в хлопотах по дому. С сыном общаются
мало, считают, что он вырос и должен сам
организовать свой досуг.

Второй тип семей
— педагогически пассивные
(34% семей),
их педагогическая несостоятельность
заключается в том, что родители не
проявляют необходимой социальной
активности. Они в силу объективных
причин (длительная болезнь, частое
отсутствие, большая занятость) или
причин субъективного характера
(отсутствие единой точки зрения на
проблемы семьи, разлад между родителями,
частые ссоры и конфликты) не могут
должным образом обеспечить правильное
воспитание. В таких семьях взаимоотношения
между родителями напряжены, конфликтны,
проявляются во взаимном равнодушии или
неприязни. Семейное общение носит
эпизодический, деструктивный характер,
содержание его хотя и не асоциально, но
почти не несет в себе социально значимой
информации. Выясняя свои отношения,
родители меньше уделяют внимания детям,
теряя над ними контроль как в семье, так
и вне ее.

Пример
такого типа семьи

семья Сережи Р.
(15
лет,
IX
класс), состоящая из четырех человек
(мать, отец, сын, бабушка). Отец Сергея,
в недавнем прошлом высококвалифицированный
рабочий, на почве пьянства опустился,
стал устраивать дома скандалы, избивал
жену, был судим, уходил из семьи, вернулся
назад, в отношениях почти ничего не
изменилось. Мать имеет среднее специальное
образование, работает поваром. Ранее
добрая, отзывчивая, она в силу конфликтных
отношений в семье стала нервной,
раздражительной, вспыльчивой. Конфликт
в семье возник из-за отрицательного
отношения свекрови к невестке, обострился
после участившихся пьянок и скандалов
отца Сергея. Сергей не только видел эти
скандалы, но и постепенно оказался в
роли «арбитра» между родителями и
бабушкой, которая пыталась перетянуть
его на свою сторону. Частые ссоры,
нецензурная брань в доме, занятость
родителей выяснением своих отношений
привели к разладу в семье, к безнадзорности
сына. Сергей стал курить, употреблять
спиртные напитки, уходить из дома,
стремился найти друзей среди старших
ребят. В его речи появились жаргонные
слова, нецензурная брань, циничные
выражения. Он стал вспыльчив, груб со
старшими и учителями, со своими товарищами
в классе. Очень трудно ладит со
сверстниками, плохо учится.

Третий тип семей
антипедагогические(18% семей),
которые своим поведением, отношением
к общественным нормам формируют
отрицательные взгляды и наклонности у
детей. В таких семьях складывается
потребительская психология, неуважительное,
а иногда просто пренебрежительное
отношение к общественным нормам и
ценностям, к людям и их делам. Родители
своим поведением (накопительство,
стяжательство, иногда пьянство, разврат)
создают в семье антипедагогическую
обстановку. Семейное общение чаще всего
носит однобокий, односторонний характер,
меркантильно, имеет асоциальную
направленность. Такие родители
самоуверенны; пытаясь оправдывать
отклоняющееся поведение своих детей,
они противопоставляют требования семьи
требованиям школы, проявляют мнимую
осведомленность о характере внесемейного
общения своих детей.

Примером
такого типа семьи может служить семья
Юры Ж.
(16
лет, IX
класс). Мать работает старшим продавцом
в магазине, отец

водитель междугородных перевозок. Семья
внешне благополучная, имеющая высокий
материальный достаток. В доме царит
культ вещей. Юра ни в чем не имеет отказа,
родители удовлетворяют все его желания.
Мальчик учится плохо, но родители
считают, что в школе его недооценивают.
Отношения в семье холодные,
индивидуалистические, каждый живет сам
по себе, имеет свой круг друзей и знакомых
(как каждый из родителей, так и сын),
причем «дружеские» связи определяются
необходимостью этого человека для
улучшения своего благополучия. Родителей
сближает лишь стремление к наживе, к
обогащению, что является стержнем
семейного общения. Выходцы из простых
рабочих семей, они с презрением относятся
к людям труда, пренебрежительно отзываются
о людях честных и принципиальных.

Итак, манера и
характер отношений и семейного общения,
независимо от желания и воли ребенка,
становятся той базой, на основе которой
строятся его взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми.

studfiles.net

Виды поведения подростков и советы родителям

Сегодня особую актуальность обретает агрессивное поведение детей дошкольного и школьного возраста, которое сейчас проявляется достаточно часто. Открытое проявление агрессивности у детей психологи относят к явным нарушениям привычного поведения ребенка. Агрессия в поведении у дошкольников проявляется в форме непослушания, избыточной активности, драчливость либо проявление жестокости к окружающим. Агрессия может проявляться в вербальной форме либо в смешанной, когда дети пытаются подраться с малышами, что особенно часто можно наблюдать в садике. Подобная форма поведения неприемлема для общества и требует определенной коррекции. Но для начала необходимо выяснить причины появления такого вида агрессии.

Агрессия у детей может проявиться в любой возрасте

Причины агрессивного поведения детей

Агрессивные дети не становятся сами по себе, для этого есть следующие объективные причины:

  • желание любыми способами привлечь внимание окружающих сверстников;
  • намерение получить желанную вещь;
  • желание всегда и во всем быть главным;
  • определенная защита и скорейшая месть обидчику;
  • желание унизить достоинство другого ребенка с целью повысить собственное превосходство.

Агрессивное поведение у малышей — желание добиться своего

Исходя из этих причин, необходимо активно стимулировать в ребенке волевое поведение, проявление самостоятельности, чтобы научить его выражать свои чувства более спокойно.

Воспитание волевого поведения ребенка

Воспитательная работа с агрессивными детьми не должна быть направлена на подавление этих чувств в ребенке путем выдачи желаемого, то есть, родители совершают ошибку, подавляя в ребенке проявление агрессии, считая это аналогично насилию. Это не патология, а разумные вспышки гнева у всех есть, вот только у детей, которым запрещают подобные игры и фантазии создается мнение, что эти чувства — гнусные, их проявлять не нужно. Но невыраженные чувства агрессии просто начинают накапливаться бессознательно у ребенка. В один прекрасный день он просто взрывается, страдают при этом люди совсем не виноватые в этом.

Агрессивность по отношению к другим детям проявляется в драчливости

Детская агрессия наталкивается на обратную реакцию взрослых, в итоге формируется запретный круг, выйти из которого самостоятельно маленькому человеку практически невозможно.

Волевое поведение детей в детском саду должна стать приоритетной задачей каждого воспитателя.

Возрастные особенности воли у детей разного возраста

Развитие воли у малыша формируется во время активной игровой деятельности.

Подобное поведение означает, что прежде чем предпринять какое-либо действие, ребенок намечает примерный ход действий, действует аналогично продуманному ходу. Именно в возрасте 3-4 лет ребенок начинает  осознавать, что не всегда можно делать то, что ему хочется в этот момент. У него начинает формироваться самообладание. Развитие волевого поведения дошкольников выражается в стремлении проявить свою самостоятельность, делая простые действия. Малыш требует: «Я сам», невзирая на протесты со стороны взрослых. В этот период дети склонны проявлять определенную выдержку и терпение, если это может принести ему определенную долю удовольствия. Способность сдерживать свое негативное поведение возрастает у малышей в дошкольном возрасте в несколько раз.

Виды агрессии у детей

Контроль за собственными действиями, послушание и обязательность просыпаются у детей в возрасте 4-х лет. В этот период нужно активно развивать у своих детей способность к самостоятельности, поощряя каждый правильный шаг на этом пути.

Помимо проявления агрессии, развития волевых качеств дошкольника, у некоторых детей в этом возрасте может появляться некая тревожность либо беспокойство. С чем связана такая тревога?

Что такое тревожность — определение

Основные причины детской тревожности

Обычно тревожность у детей начинает активно проявляться в младшем школьном возрасте.

Причины тревожности у детей в основном обусловлены семейными причинами

Поведение тревожных детей напрямую обусловлено следующими причинами:

  • Семейный фактор – это основная причина того, что у детей возникает тревожность. Такие дети неуверенны в себе в отличие от их эмоционально благополучных ровесников.
  • Первые школьные успехи также могут спровоцировать тревожность. Такие дети показывают свою неудовлетворенность личной успеваемостью, даже если у них нет плохих отметок, все равно поводы для недовольства всегда найдутся. Кроме этого, дети всегда боятся разочаровать своих родителей плохой отметкой либо порицанием учителя.
  • Активные взаимоотношения с учителями. Конфликты, выраженная грубость и нетактичное поведение учителя к детям также могут вызвать тревожность у детей. Непрофессиональное поведение учителя может повысить уровень тревожности в классе. Особенно пагубно сказывается это поведение на детях, которые и до поступления в школу ощущали тревожность.
  • Отношения с ровесниками. Такие дети занимают различные положения в обществе класса – от позиции отверженного ученика до звезды класса. Тревожность в этом случае выступает фактором эмоциональной зависимости школьников от сверстников. Тревожные дети ощущают себя беззащитными, зависимыми, находясь в таком обществе.
  • Возникающий внутренний конфликт, связанный с личностной самооценкой также может вызывать различные тревожные ощущения.
  • Негативный эмоциональный опыт у младшего школьника формируется в результате запечатления в памяти исключительно негативных, неудачных событий. Активное накопление отрицательного опыта выражается в устойчивом переживании чувства тревоги.

Типы тревожных детей — характеристика

Именно по этим причинам педагог младших классов должен проводить различные мероприятия, направленные на сокращение уровня тревожности среди младших школьников, чтобы это состояние не укоренилось в подростковом периоде.

Педагогические методы снижения уровня тревожности у детей

Во время младшего школьного возраста активно формируется детская психика. Чтобы низкая школьная успеваемость и иные психологические причины не стали поводом для школобоязни у детей, педагог должен активно применять во время процесса обучения специальные коррекционные занятия, чтобы оказать психологическую поддержку младшим школьникам. Эта определенная система занятий, практических упражнений, нацеленных на обучение важным приемам овладения неприятным чувством волнения и тревожности. Она также должна давать детям важные практические приемы осознания и реагирования на собственное проявление негативных эмоций и агрессии. В программе также активно внедрены важные для этого возраста игровые методы, методы активной групповой дискуссии.

Способы снижения тревожности на групповых занятиях

В работающий коррекционный план должен включиться пункт активного взаимодействия с родителями тревожного ребенка.

Детский страх у ребенка напрямую связан с активной учебной деятельностью, в процессе которой возникает боязнь совершить ошибку, получить негативную оценку своих знаний, страх возникновения конфликта с ровесниками. В этом случае педагогу пригодятся 2 доступных способов преодоления чувства тревоги у школьников:

  • формирование конструктивного поведения в трудных для школьника ситуациях, а также овладение действенными способами преодоления чрезмерного волнения и тревоги;
  • укрепление у ребенка уверенности в себе и своих силах, развитие адекватной самооценки, выработка нормального представления о собственной персоне, забота о личностном росте каждого школьника.

Общение с детьми — развеивает страхи

Подобные мероприятия не нужно исключать и в подростковом возрасте, ведь тут все методы обретают особую важность, учитывая непростую ситуацию этого переломного периода.

Разновидности асоциального поведения подростков

В это время многие подростки ведут себя девиантно, то есть, отклоняются от общих моральных норм, эти отклонения могут носить агрессивный, корыстный либо социально-пассивный характер.

Формы асоциального поведения подростков

Школьные психологи выделяют следующие виды девиантного поведения:

Конформное поведение, то есть склонность к появлению пассивных форм реагирования на длительное преодоление напряжения во время трудной ситуации. При конфликте такой подросток проявляет уступчивость, берет на себя лишние обязанности, не ощущая в себе сил для отказа.

Тормозимое поведение – разновидность проявления дезадаптации. Быстрые изменения в социальной среде может стать причиной возникновения чувства тревожности, пониженной самооценки, неверия в собственные силы, мнительности у подростка по поводу своего здоровья.

Ограниченное, то есть ведомое поведение, когда у подростка проявляется излишняя податливость по отношению к более сильным сверстникам. В трудных ситуациях подростки активно демонстрируют собственную беспомощность, некоторую долю упрямства, повышенную обидчивость, придерживаясь внешнего бесконфликтного поведения.

Причины нарушений поведения у подростков

Эгоцентричный вид поведения, когда подростки стараются активно вовлекать окружающих в собственные переживания, искусственно преувеличивая многие моменты конфликтной ситуации.

Конфликтно-возбудимый вариант девиантного поведения подростков, для них характерно упрямство, стремление навязать свою волю слабым сверстникам, пренебрежительное отношение к интересам окружающих. Такие подростки легко превращаются в отрицательного вожака, который способен вести свою агрессивную группу. Они начинают активно применять физическое принуждение к детям более слабым как в физическом, так и в моральном плане.

Конфликтная форма поведения — нарушение запретов

В этом возрасте некоторые подростки начинают вести себя асоциально, активно нарушая общепринятые нормы.

Такие действия зачастую могут быть уголовно наказуемы для подростка. Различают также деликвентные проступки детей, направленные на разрушение моральных норм, но не влекущие за собой уголовной ответственности по причине недостижения возраста ее наступления.

Агрессия у подростков часто принимает уродливые формы

К такой разновидности поведения относятся следующие:

  • периодические побеги из дома, бродяжничество;
  • выраженная агрессия, включая проявления вандализма;
  • различные суицидальные действия;
  • раннее употребление алкогольных либо наркотических веществ;
  • ранние половые контакты и сексуальная девиация;
  • мелкие кражи, различного рода хищения и вымогательства.

Поведенческие нарушения у подростков

Таковы основные виды поведения подростков, направленные на разрушение общепринятых принципов. Как помочь таким детям выбраться из этого замкнутого круга?

Условия возникновения агрессии

Важная психологическая помощь: советы родителям

Каким способом можно вытянуть подростков из этой пучины аморального поведения? Эти негативные виды поведения подростков нужно брать под контроль взрослыми, это задача для социальных служб.

Атмосфера дружелюбности в семье – это залог того, что у вашего сына либо дочери никогда не проявятся отрицательные типы поведения.

Проблемы в семье — частая причина агрессивности

Чтобы у детей в будущем не возникли подобные проблемы, необходимо с малых лет позаботиться об этом. Необходимо уделять внимание своему ребенку: дарите ему любовь и нежность сполна, никогда не употребляйте ругательные слова в их присутствии. С малышом нужно разговаривать на различные темы, делиться своими эмоциями и переживаниями. К мнению малыша нужно прислушиваться, станьте для него преданным товарищем, тогда только есть возможность избежать асоциальных форм поведения.

Мотивация для подростков — важный фактор устранения агрессивности

Огромное содействие в реабилитации девиантных подростков оказывают различные социальные службы, горячие телефоны доверия, региональные семейные консультации психологов. Чтобы оградить восприимчивых подростков от негативного влияния окружающего уголовного мира, в школах нужно проводить тематические классные часы. Задача каждого родителя – объяснить своему подрастающему подростку, что такое истинное добро и пагубное зло, что совершать нарушения закона – это очень плохо, наносить кому-либо ощутимый вред либо причинять боль слабым – просто недопустимо, а подобное поведение обязательно будет наказано.

Основные способы коррекции тревожности

Необходимо воспитать ребенка жизнерадостным оптимистом, быть для него ярким примером, постоянно напоминая ему о том, что жизнь – просто прекрасна, а темные моменты бывают практически у всех, но именно они вносят некое разнообразие в повседневную жизнь. Нужно донести ребенку, что даже непреодолимые трудности не являются поводом для самоубийства, ведь он еще такой юный и впереди его ожидает жизнь, наполненная интересными и радостными событиями.

detki.guru

— Большая перемена

В настоящее время, сохранился подход к определению правомерного поведения, под которым понимается поведение, соответствующее норме права, действующим в обществе законам и иным нормативно-правовым актам, не нарушающее их.
Правомерное поведение можно определить, как поведение, в полной мере согласующееся со всеми требованиями норм права.
В совокупности разных трактовок понятия «противоправное (делинквентное) поведение» отражают единый смысл и понимаются как операции или действия, противоречащие правам человека в обществе.

Сегодня раскрытием сущности противоправного поведения занимаются различные науки: педагогика, психология, криминология, социология, психиатрия и др., благодаря исследованиям, которых выявлено около 900 различных признаков сущности и содержания делинквентного поведения несовершеннолетних. Следует отметить, что в одних случаях делинквентное поведение сопровождается уголовной наказуемостью, в других — обозначается как нарушения, не представляющие социальной опасности.

В отечественной психолого-педагогической литературе понятие «противоправное (делинквентное) поведение» определяется с разных точек зрения и употребляется как синоним понятий «социально-отклоняющееся поведение» (В.Н.Кудрявцев), «девиантное поведение» (Я.И.Гилинский, Ю.А.Клейберг), «асоциальное», «антисоциальное поведение», «противоправное поведение» (В.Ю.Альбицкий, П.Ф.Каптерев), «правонарушение» (Г.Г.Бочкарева), «трудновоспитуемость» (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский) и другие. Однако, можно увидеть, что во всех синонимах лежит основа дефективности и отклонения от социальных норм, правового и нравственного сознания, содержания потребностей и мотивов поведения, особенностей характера, психики и индивидуальности человека.

Разновидностью противоправного поведения является правонарушение.
Социальной сущностью всех правонарушений в обществе является их общественная опасность, вредность для существующей системы общественных отношений, для данного общественного строя. При этом имеется в виду вредность, опасность не единичного поступка, а определенного вида человеческих действий, распространение которых может причинить значительный ущерб общественным отношениям. В своей совокупности они нарушают нормальные условия существования общества, урегулирование и порядок данного общественного строя, а потому и вызывают необходимость организационных форм государственной борьбы с правонарушениями.

Другими словами, противоправное (делинквентное) поведение – это осознанное действие, которое в обществе является социальной патологией и необходимо бороться с ней, искореняя патологические внутренние механизмы, а также причины, по которым человек (или коллектив) переходит от законосообразных (правомерных) поступков к противоправным и становится на путь делинквентного поведения.

Противоправное (делинквентное) поведение несовершеннолетних не может развиваться только из-за социально-педагогических противоречий в обществе, т.к. эти противоречия не имеют антагонистического характера, но такие противоречия не могут не отражаться во внешнем виде и поведении молодых людей соответствующих социальных слоев.

Причины (деликвентного поведения) преступности — это те социально-психологические факторы, от которых непосредственно зависит совершение преступлений, которые воспроизводят преступность и преступления как своё закономерное следствие.

Причины преступности несовершеннолетних можно разделить на две большие группы:
1 группа: психологические, связанные с личностными особенностями несовершеннолетних;
2 группа: социальные — отражающие недостатки общественного устройства.
1 группа причин определяется подростковым нигилизмом, когда в душе внешне беспристрастных людей нередко кипят страсти, а за грубостью у юношей скрывается робость; катастрофическим снижением интеллектуального потенциала.

Е.А. Личко приводит описания акцентуаций, которые, чаще других приводят к правонарушениям.

Гипертимные личности с первых лет обучения в школе проявляют неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Для них характерны прогулы, конфликты с учителями и родителями. Делинкветное поведение проявляется в форме мелких асоциальных поступков и правонарушений, обычно для показа сверстникам своей смелости. Часты самовольные отлучки. Имеется склонность к алкоголизации, частые выпивки в группе с целью развлечься. Возможны беспорядочные сексуальные связи.

Шизоидный тип личности проявляется как полное замыкание в себе, усиление чувства одиночества. Иногда характерны непонятные чудаковатые поступки. Формы нарушения поведения: могут совершать асоциальные действия ради борьбы за справедливость или ради какой-то идеи.

Эпилептоидный тип личности проявляется дезадаптивно в любой обстановке. Эпилептоид дает взрыв злобного аффекта в ответ на провоцирующие факторы. Злопамятен.

Неустойчивый тип личности проявляется в невозможности усвоения морально-этических норм. Различные формы нарушения поведения, невозможность закончить учебные заведения из-за прогулов и отсутствия интереса к учебе. Очень склонны к девиантному поведению: кражам, разбою, хулиганству. Высока склонность к алкоголизации и приему других одурманивающих веществ. Часты побеги из дому, чтобы избежать наказания или побыть в асоциальной компании.

Вторая группа причин охватывает противоречия социального и экономического состояния общества. В криминологической литературе в последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.
Известно, что среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. В таких семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям.

На мотивацию преступного поведения несовершеннолетних существенный отпечаток накладывают особенности подростковой психики: повышенная внушаемость по отношению к авторитетам и юношеский негативизм по отношению к лицам, пытающимся осуществить педагогическое воздействие, склонность к социально-психологическому заражению. Среди несовершеннолетних, так же как и среди взрослых, встречаются достаточно опасные типы преступников: озлобленные, стремящиеся выместить обиды, полученные в семье или школе, на сверстниках или на гражданах, оказывающихся в беспомощном состоянии (в основном на пьяных).

К числу симптомов «приближения» подростка к преступному поведению относятся: курение, употребление спиртного, прогул школьных занятий и уход из школы вовсе, употребление наркотических веществ, вступление в сообщества и т.п., дружба с правонарушителями и преступниками, ранние половые связи, проявление жестокости к животным и людям, уход из дома, бродяжничество.

Подводя итог можно сказать, что противоправное поведение подростков является важной общественной проблемой.

Противоправное (делинквентное) поведение – это осознанное действие, которое в обществе является социальной патологией и необходимо бороться с ней, искореняя патологические внутренние механизмы, а также причины, по которым человек (или коллектив) переходит от законосообразных (правомерных) поступков к противоправным и становится на путь делинквентного поведения. Противоправное поведение несовершеннолетних не может развиваться только из-за социально-педагогических противоречий в обществе, т.к. эти противоречия не имеют антагонистического характера, но такие противоречия не могут не отражаться во внешнем виде и поведении молодых людей соответствующих социальных слоев.

www.pomochnik-vsem.ru

Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения подростков

Среди социально-педагогических факторов, влияющих на фор­мирование личности подростка и на особенности его поведения, выделяются родительская семья и неформальные группы сверст­ников.

Семье отводится решающая роль в определœении направленности поведения подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителœей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Учитывая зависимость оттого, как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяется структурой семьи, общим образова­тельным и культурным уровнем родителœей, социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом, рас­пределœением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми и семейными обязанностями, организацией свободно­го времени и др.), формируется личность ребенка.

Как показали практика и научные исследования, в поведении подростков, в их отношении к нравственным и культурным цен­ностям, в общении со сверстниками и взрослыми довольно зримо отражаются семейная микросфера, ее положительные и отрица­тельные стороны, ее достоинства и недостатки, которые в ходе их развития опосредуются влиянием социальной среды, коллективом класса, стихийной группы.

Семейное общение в подростковом возрасте имеет одну особенность: оно носит противоречивый характер.
Размещено на реф.рф
Подростки, с одной стороны, стремятся к общению со взрослыми, в т.ч. с роди­телями, а с другой — у них наблюдается снижение интереса к се­мейному общению, уменьшение его удельного веса при всœевозрас­тающей роли семьи в жизни подростка.

Противоречивость семейного общения и отношений в подрост­ковом возрасте особенно остро проявляется в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведение подростков. Неблагополучная семья — это та семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию — воспитание полно­ценного человека, достойного гражданина своего Отечества, В то же время понятие неблагополучной семьи может возникать лишь в соответствии с конкретным ребенком. Для одного ребенка семья должна быть подходящей, а для другого эта же семья станет причи­ной тягостных душевных переживаний и даже психического забо­левания.

Дефекты воспитания, считает М. И. Буянов, это и есть первей­ший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни матери­альные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи — только отноше­ние к ребенку. При этом не учитывать структурные изменения в семье, изменение ее ценностных ориентации было бы неправильным.

Структурная деформация семьи (неполные семьи) нарушает логику общения ребенка, вызывает расстройство развивающей функции общения со сверстниками, обедняет практику взаимо­связей со взрослыми людьми (особенно с мужчинами). Подростки из таких семей обычно испытывают затруднение в выборе друзей, в установлении контактов со сверстниками.

Как показывают практика и ряд научных исследований, 20-30% педагогически запущенных подростков воспитывались в не­полной семье. По данным наших исследователœей, 24% педагоги­чески запущенных подростков воспитывались в семье, где отсут­ствовал отец, в контрольной группе, лишь 5,6% подростков росли без отца.

Фактором, влияющим на структуру семейного общения, может оказаться и то, что один из родителœей в силу определœенных причин (частые командировки, долгое отсутствие в семье или просто нежелание заниматься воспитанием ребенка и др.) как бы само­устраняется от процесса воспитания, а, следовательно, и общения с ним, Сегодня у нас наряду с открытой безотцовщиной существует скрытая безотцовщина, которая выражается в том, что в ряде случаев отцы, живя в семье, не принимают участия в воспи­тании детей. Скрытая безотцовщина не только снижает эффектив­ность семейного воспитания, но и ослабляет супружеские отноше­ния, ибо лишает их одного из главных интересов, объединяющих Мужа и жену. Наши исследования подтверждают данный факт: 75% педагогически запущенных подростков отмечают, что наибольшую заинтересованность в их судьбе, внимание к их успехам проявляет мать, и только 10% подростков называют отца. В контрольной группе — соответственно 83,3 и 55%.

Нарушение структуры семьи оказывает негативное влияние на подростков не само по себе, а в сочетании с другими факторами, в частности с уровнем общего и педагогического образования родите­лей, характером их взаимоотношений в семье, содержанием обще­ния и пр.

Современная семья характеризуется довольно высоким общеобра­зовательным уровнем. В большинстве своем родители имеют среднее или среднее специальное образование. В группе же семей педагогически запущенных подростков родители со средним специальным образова­нием составили 13,4°/), со средним образованием 26,6% и незакончен­ным средним образованием — 60%. В контрольной группе 52,3% роди­телœей имеют среднее образование, 26,4% — среднее специальное и 21,3% -высшее образование. Родители из группы семей подростков с откло­няющимся поведением работают рабочими — 77%, служащими — 23%. причем большинство из них занимаются неквалифицированным трудом или трудом средней квалификации, не требующим высокого общеобра­зовательного уровня. Общеобразовательный уровень родителœей прояв­ляется в их интересах, запросах, в отношении к своим обязанностям родителœей, в нравственно-культурном облике семьи.

Еще одним показателœем благополучия семьи и ее влияния на ребенка является отношение к общественным нормам и ценностям — в них ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуру общения, они в более позднем возрасте являются тем нравственным эталоном, по которому он сверяет свои поступки.

Взаимоотношения родителœей и отношения с детьми влияют на характер и содержание общения, в то же время общение коррек­тирует отношения, развивает и обогащает их. Характер семейного общения и стиль отношений, как правило, проявляются во взаимодействии членов семьи. В случае если отношения между членами семьи эмо­ционально положительны, то семейное общение конструктивно, притягательно, приносит взаимное удовлетворение; если же от­ношения конфликтны, эмоционально отрицательны, то и семейное общение принимает негативный оттенок. Вместе с тем в общении, в его коммуникативной плоскости заложен довольно большой вос­питательный потенциал, который может сыграть важную роль в изменении, как характера внутрисемейных отношений, так и стиля взаимодействия в семье, потому что оно направлено не только на эмоции (что характерно для отношений), но и на сознание людей-на оценку их поступков и поведения.

В психолого-педагогической литературе существует ряд подходов к анализу взаимоотношений родителœей. Одни исследователи выделяют бесконфликтные и конфликтные отношения родителœей в семье, другие — согласованные и несогласованные, но суть этих отношений сводится в конечном итоге к тому, какое воздействие они оказывают на формирование личности ребенка, как сказыва­ются на системе его отношений с людьми и общении с ними.

Выделяется несколько видов неправильного воспитания, кото­рые складываются в ходе педагогически неверных взаимоотноше­ний между родителями и детьми.

Так, гипопротекция проявляется в недостатке внимания к детям со стороны родителœей. Крайняя форма гипопротекции — полная безнадзорность детей. Скрытая гипопротекция существует в виде формального контроля родителœей за детьми, равнодушия к их интересам, потребностям. Ребенок живет своей жизнью, до кото­рой никому нет дела.

Доминирующая гиперпротекция проступает в мелочной опеке, контроле за каждым шагом ребенка, постыдной слежке за его дей­ствиями и поступками, создании целой системы запретов, что ведет, особенно в подростковом возрасте, к протесту, желанию скрыться от родительского контроля. Потворствующая гиперпротекция сво­дится к всœедозволенности, стремлению освободить ребенка от обя­занностей, постоянному восхищению его мнимыми талантами и способностями, что ведет к конфликту с окружающими.

Эмоциональное отвержение — воспитание по типу Золушки — со­здает ощущение или ситуацию нежелательности ребенка в семье.

Противоречивое воспитание возникает, когда один родитель строит свои отношения в семье по принципу потворствующей протекции, а другой — по типу эмоционального отвержения.

Эти и другие типы взаимоотношений между родителями и деть­ми приводят к конфликтной ситуации во внутрисемейных отноше­ниях или за пределами семьи между подростками и сверстниками, другими взрослыми, что на фоне особенностей подросткового возраста или акцентуации характера приводит к отклоняющемуся поведению несовершеннолетних.

Конфликтные отношения в семье между супругами могут воз­никнуть также и в том случае, когда у супругов имеются разные представления о своих обязанностях друг перед другом, несходст­во в ожиданиях, которые складывались до брака; они совершают ряд действий, не совпадающих с принятыми для себя правилами Поведения.

Отрицательные отношения между родителями также могут воз­никнуть в ситуации неадекватного подхода к решению некоторых экономических и бытовых вопросов, бывают обусловлены несогласованностью в выборе методов воспитания детей, разным Уровнем общего и педагогического образования и т.д. Как правило, в данном случае неустроенность отношений между родителями ведет к утрате гармоничности и эмоциональной полноценности °бщения с детьми.

Грубость, равнодушие, недоверие, неискренность, неуважение друг к другу, пошлость и цинизм в отношениях родителœей вос­принимаются и закрепляются ребенком в его собственном опыте и могут ʼʼкопироватьсяʼʼ во взаимоотношениях с другими людьми. В условиях неблагополучной семьи супруги заняты, как правило, выяснением своих взаимоотношений — в результате ослабляется вниманием к детям, к их поведению, к организации учебного труда, к их интересам и склонностям, к их свободному времени, к кругу их друзей и сверстников.

Оценивая атмосферу семейных отношений и семейного общения, 25% подростков с девиациями отметили, что она действует на них угнетающе, 55% равнодушны к тому, что происходит в семье, дома, и только для 20% подростков семейное общение является ободряющим (соответственно в контрольной группе — 5,5, 27,7 и 66,3%), что сказывается на силе эмо­циональных связей, уровне доверительности между родителями и детьми. Своими радостями, горестями и переживаниями в семье с родителями делятся 25% педагогически запущенных подростков (в контрольной группе — 61 %).

Результаты проведенных исследований показали важность и сложность семейного общения подростков, его социально-педаго­гическую значимость, а выявление общих тенденций в становлении и развитии семейного общения, его влиянии на формирование лич­ности подростка позволило вычленить ряд особенностей, присущих семейному общению педагогически запущенных подростков. Стоит сказать, что для него в большей или меньшей степени характерны отклонения, как в содержании, так и в направленности. Суть их состоит по сути в том, что, во-первых, общение носит эпизодический, ограниченный характер, когда члены семьи не поддерживают постоянных связей, общаются изредка, избегают друг друга. Во-вторых, общение носит односторонний, однобокий характер, посвящено чаще всœего вопросам материально-бытового характера, а социальные, нрав­ственные вопросы, проблемы культурных ценностей не входят в круг общения. В-третьих, эмоциональных компонентов обще­ния, как правило, не хватает, духовная близость, душевная теплота͵ любовь лишь иногда служат фоном общения, эмоциональные связи непрочны, неустойчивы, конфликтны.

Понятно, что неблагополучие в семейном общении сказывает­ся на формировании личности подростка, на его опыте общения, поведения и взаимоотношений в коллективе, со сверстниками и взрослыми. По этой причине, говоря о педагогической состоятельности или несостоятельности семьи, ᴛ.ᴇ. результативности и убедитель­ности ее воздействия на ребенка, мы имеем в виду не только нраВ’ ственный микроклимат семьи, который играет довольно сушест» венную роль в становлении личности подростка, в определœении стиля отношений и характера общения со сверстниками и взрлыми, но и характер их отношения к выполнению норм и требо­ваний общества по воспитанию детей.

Исходя из этого, мы условно выделили собственно ʼʼпедагоги­чески несостоятельныйʼʼ, ʼʼпедагогически пассивныйʼʼ и ʼʼантипеда­гогическийʼʼ типы семей.

Первый тип семей, педагогически несостоятельные (48% иссле­дуемых нами семей), характеризуется тем, что родители проявляют определœенную активность в воспитании детей, но делают это не­умело. Их воспитательные воздействия на подростков непоследовательны и неосновательны. Οʜᴎ обычно испытывают затруднения в выборе методов воспитания, опираясь чаще всœего на свой пред­шествующий опыт воспитания в семье, воссоздавая обстановку, в которой когда-то воспитывались сами: обстановку авторитаризма, ограничений, нарушение которой строго каралось (угрозы, побои), или обстановку всœедозволенности, потакания прихотям ребенка. Внутрисемейное общение носит ограниченный, поверхностный ха­рактер, общественно нейтрально. Общеобразовательный и нравст­венно-культурный уровень такой семьи невысокий.

Примером такого типа семьи может служить семья подростка Ивана В. [14 лет, VIII класс), которая состоит из четырех человек. Отец — грузчик в овощном магазинœе, мать работает сторожем в детском сади­ке. Сестра младше Ивана, ходит в I класс. Отец немногословен, сдер­жан, любит ʼʼпокой и порядокʼʼ в семье, нетерпим к детским шалостям в доме. В общении с сыном строг, иногда даже неоправданно жесток, особенно когда приходит с работы ʼʼне в духеʼʼ или ʼʼнавеселœеʼʼ. Воспи­танием детей занимается мать, отец же делает это эпизодически, в случае если сын принœес плохую оценку из школы или на него пожаловался кто-либо из учителœей. Мать Ивана — женщина тихая, робкая, во всœем полагаю­щаяся на мужа. Считает, что за ним должно быть первенство в семье, так как он намного старше ее по возрасту. Он имеет среднее образо­вание, она — незаконченное среднее. Б семье главное внимание уде­ляется материальному достатку, интерес к духовным запросам почти не прослеживается. Главный источник информации, который связывает с внешним миром, — телœевизор.
Размещено на реф.рф
Домашняя библиотека состоит из учеб­ной литературы детей. Выходные дни отец проводит с друзьями за иг­рой в карты или домино, мать — в хлопотах по дому. С сыном общают­ся мало, считают, что он вырос и должен сам организовать свой досуᴦ.

Второй тип семей — педагогически пассивные(34% семей), их пе­дагогическая несостоятельность состоит по сути в том, что родители не проявляют крайне важно й социальной активности. Οʜᴎ в силу объективных причин (длительная болезнь, частое отсутствие, большая занятость) или причин субъективного характера (отсутствие единой точки зрения на проблемы семьи, разлад между родителями, частые ссоры и конфликты) не могут должным образом обеспечить правильное воспитание. В таких семьях взаимоотношения между родителями напряжены, конфликтны, проявляются во взаимном равнодушии или неприязни. Семейное общение носит эпизо­дический, деструктивный характер, содержание его хотя и не асо­циально, но почти не несет в себе социально значимой информа­ции. Выясняя свои отношения, родители меньше уделяют внимания детям, теряя над ними контроль как в семье, так и вне ее.

Пример такого типа семьи — семья Сережи Р. (15 лет, IX класс), состоящая из четырех человек (мать, отец, сын, бабушка}. Отец Сергея, в недавнем прошлом высококвалифицированный рабочий, на почве пьян­ства опустился, стал устраивать дома скандалы, избивал жену, был судим, уходил из семьи, вернулся назад, в отношениях почти ничего не измени­лось. Мать имеет среднее специальное образование, работает поваром. Ранее добрая, отзывчивая, она в силу конфликтных отношений в семье стала нервной, раздражительной, вспыльчивой. Конфликт в семье возник из-за отрицательного отношения свекрови к невестке, обострился после участившихся пьянок и скандалов отца Сергея. Сергей не только видел эти скандалы, но и постепенно оказался в роли ʼʼарбитраʼʼ между роди­телями и бабушкой, которая пыталась перетянуть его на свою сторону. Частые ссоры, нецензурная брань в доме, занятость родителœей выясне­нием своих отношений привели к разладу в семье, к безнадзорности сына. Сергей стал курить, употреблять спиртные напитки, уходить из дома, стремился найти друзей среди старших ребят. В его речи появились жаргонные слова, нецензурная брань, циничные выражения. Он стал вспыльчив, груб со старшими и учителями, со своими товарищами в клас­се. Очень трудно ладит со сверстниками, плохо учится.

Третий тип семей — антипедагогические (18% семей), которые своим поведением, отношением к общественным нормам форми­руют отрицательные взгляды и наклонности у детей. В таких семьях складывается потребительская психология, неуважительное, а иногда просто пренебрежительное отношение к общественным нормам и ценностям, к людям и их делам. Родители своим пове­дением (накопительство, стяжательство, иногда пьянство, разврат) создают в семье антипедагогическую обстановку. Семейное обще­ние чаще всœего носит однобокий, односторонний характер, мер­кантильно, имеет асоциальную направленность. Такие родители самоуверенны; пытаясь оправдывать отклоняющееся поведение своих детей, они противопоставляют требования семьи требова­ниям школы, проявляют мнимую осведомленность о характере внесемейного общения своих детей.

Примером такого типа семьи может служить семья Юры Ж. (16 лет, IX класс). Мать работает старшим продавцом в магазинœе, отец — водитель междугородных перевозок. Семья внешне благополучная, имеющая высокий материальный достаток. В доме царит культ вещей. Юра ни в чем не имеет отказа, родители удовлетворяют всœе его желания. Маль­чик учится плохо, но родители считают, что в школе его недооценива­ют. Отношения в семье холодные, индивидуалистические, каждый живет сам по себе, имеет свой круг друзей и знакомых (как каждый из роди­телœей, так и сын), причем ʼʼдружескиеʼʼ связи определяются крайне важно ­стью этого человека для улучшения своего благополучия. Родителœей сближает лишь стремление к наживе, к обогащению, что является стерж­нем семейного общения. Выходцы из простых рабочих семей, они с презрением относятся к людям труда, пренебрежительно отзываются о людях честных и принципиальных.

Итак, манера и характер отношений и семейного общения, не­зависимо от желания и воли ребенка, становятся той базой, на базе которой строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

referatwork.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о