1. Основные подсистемы семьи, их характеристика. Семейные границы.
Семейные подсистемы – это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность (Минухин С.,Фишман Ч.,1998).
В составе семейного организма имеются три ключевые подсистемы. Первая из них – супружеская подсистема. Она образуется раньше других и определяет дальнейшее функционирование семьи. Она является наиболее важной, поскольку психологически и эмоционально защищает человека. Супружеская подсистема – это «электростанция», где супруги могут энергетически «подзаряжаться» друг от друга и является базисом развития семьи. Супружеская подсистема включает в себя все поведенческие цепочки, развившиеся из чувств «любви и преданности» партнеров друг к другу, взаимодействия типа муж-жена.
Для супругов в начале своей семейной жизни очень важно выработать стереотипы взаимодействия, которые устраивали бы обоих. Очень важны комплиментарность функций, взаимная поддержка и взаимная адаптация супругов на первом этапе. Здоровую супружескую подсистему характеризуют:
1. Четкое распределение власти и наличие лидерства.
2. Открытая, прямая, двухсторонняя коммуникация (без секретов, намеков, недомолвок, разговоров «вокруг да около»).
3. Взаимность отношений. Ни один, а оба супруга «вносят вклад», существует пространство «МЫ» («мы вместе и делаем что-то вместе друг для друга»).
4. Высокий уровень удовлетворения потребностей и поддержка друг друга. Удовлетворение своих потребностей и потребностей другого. Играет роль контакт с другими (расширенными) семьями.
В дисфункциональных супружеских подсистемах:
1. Роли навязываются и принимаются силой.
2. Стараются изменить партнера, «борьба за власть», не могут поделить сферы.
3. Ассиметричность отношений, некомплиментарность партнера. ( «У одного карьера, а она одна с ребенком»).
4. Закрытая и двусмысленная коммуникация. Много секретов, недомолвок.
Супружеская подсистема влияет и на другие подсистемы. Главная ее функция – эмоциональная поддержка. Если один из супругов не получает эмоциональной поддержки, то это приводит к дисфункции – он ищет ее на стороне. Поддержку может оказывать другие. Например, в неполной семье – отсутствует супружеская подсистема и тогда поддержку женщине будут оказывать бабушка, друзья и сам ребенок.
Родительская подсистема объединяет паттерны взаимодействия, возникшие при воспитании детей и может состоять из отца и матери, но может включать и только одного из родителей вместе со значимыми другими членами семьи, которые участвуют в воспитании. Главная ее функция – воспитание детей. Несмотря на то, что супружескую и родительскую подсистемы входят одни и те же люди, тем не менее, в этих подсистемах они выполняют совершенно разные функции. Причем каждой функции соответствуют свои модели-паттерны взаимодействия. Для родительской подсистемы характерны взаимодействия типа отец-мать. В норме в родительской подсистеме должны быть родители.
В дисфункциональной семье в родительскую подсистему могут включаться и другие люди – бабушки, отчимы, старший ребенок, которые выполняют родительские функции.
Детская подсистема или подсистема сиблингов в функциональных семьях включает только детей. В дисфункциональных семьях – могут еще включаться и родители (например, мама с ребенком будут относиться к детской подсистеме, а бабушка – выступать в родительской роли). Основная функция детской подсистемы – научиться общению со сверстниками, в том числе с учетом их авторитета (проявление сочувствия, умение постоять за себя, организация альянсов, умение договариваться и др.) Единственный ребенок в семье испытывает ту же потребность в общении, поэтому склонен заводить друзей из числа соседей и родственников. Правильное функционирование этой подсистемы подразумевает отсутствие препятствий для общения ребенка.
Огромное влияние на детскую подсистему оказывают супружеская и родительская подсистемы. В функциональных семьях родители обладают большей властью, чем дети. И дети «принимают» эту власть. Поскольку для детей важно включаться в свою детскую подсистему, вмешательство взрослых приводит к тому, что дети не приобретают собственного опыта разрешения конфликтов.
Когда происходят изменения условий жизни семьи, изменения претерпевают и подсистемы, что очень важно для развития и адаптации семьи. В здоровой семье должно функционировать три подсистемы – супружеская, родительская и детская. Супружеская, как правило, в дисфункциональных семьях самая слабая и поэтому мать начинает больше функционировать с сыном. Чем больше подсистем, тем более гибкой будет ролевая структура семьи и легче адаптироваться в условиях стресса.
Границы семьи – это « правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии ». Это гласные и негласные договоренности между членами семьи относительно того, кто и что может позволить себе делать в семье и вне ее (кто может приглашать гостей и каких, кто может задерживаться на работе, с кем можно встречаться вне семьи и т. п.).
Каждая семья вырабатывает свои собственные правила, а границы семей имеют неодинаковую гибкость и проницаемость. Гибкость характеризует способность границ семьи к изменениям. В некоторых случаях границы чересчур ригидные – это означает, что семейные правила не меняются, несмотря на изменение ситуации. Это затрудняет адаптацию семьи к новым ситуациям. Проницаемость границ – это установки, существующие в семье, относительно контактов с внесемейным окружением. Иногда семейные границы отличаются высокой проницаемостью, тогда они становятся диффузными, и это ведет к избыточному вмешательству в жизнь семейной системы других людей.
Для молодой пары определение границ семьи в первую очередь означает переопределение своих отношений с родительскими семьями. Теперь роли сына и дочери должны стать вторичными, уступив место ролям мужа и жены.
Одной из наиболее часто встречающихся психологических проблем на этой стадии брака является проблема взаимодействия молодых супругов с родительскими семьями. Она может порождаться в большей степени кем-то из супругов либо родителями.
В первом случае недостаточная зрелость одного из молодых людей, его эмоциональная зависимость от родительской семьи не позволяет сформироваться нормальной супружеской системе. Незрелый супруг продолжает вести себя, преимущественно ориентируясь на нормы, критерии и правила, существовавшие в родительской семье. Это мешает выработке молодой семьей своих собственных правил и норм. Например, жена ощущает необходимость во всем советоваться со своей матерью, и муж начинает ощущать, что этот третий человек также является членом их семьи, так как его желания и представления постоянно учитываются, а иногда он и физически присутствует в семье большую часть времени. Это вызывает недовольство у мужа, возможно, в связи с испытываемым чувством ревности или собственной недостаточной значимости. Психологическая помощь должна быть направлена на уменьшение степени близости одного из молодых супругов с родительской семьей и переориентацию его на близость со вторым супругом.
Во втором случае проблема исходит от родителей, которым трудно снизить степень своего участия в жизни выросшего ребенка. Если сын или дочь были единственными детьми в родительской семье, родителям бывает непросто отказаться от идеи оказания помощи, даже если молодые в ней не очень нуждаются.
Часто подобная родительская помощь имеет явно манипулитивный характер. Она может принимать различные формы: это могут быть дорогие подарки, деньги на покупку каких-либо вещей, выполнение какой-либо домашней работы в молодой семье и т. п. Оказывая ее, родители как бы говорят своему ребенку: «Смотри, как мы о тебе заботимся! Никто не позаботится о тебе лучше, чем мы». В таком случае, если молодой супруг принимает родительскую помощь или подарки, родители считают, что имеют право вмешиваться в жизнь молодой семьи. Скрытая подоплека подобной «помощи» может хорошо осознаваться вторым супругом и вызывать у него чувства злости или обиды. Такая ситуация обладает большим конфликтным «потенциалом», так как каждому из молодых супругов в ней трудно высказать свои претензии друг другу и родительской семье без чувства вины и ощущения собственной неблагодарности.
Слишком большое количество помощи скорее повредит молодой семье, даже если она в ней нуждается: отказ от помощи, как уже было сказано, может порождать чувство вины, а ее принятие может рождать у супругов ощущение беспомощности и неспособности самостоятельно справиться с трудностями. Все это также препятствует формированию супружеской субсистемы.
В подобных ситуациях психологическая работа может быть направлена на осознание всеми участниками ситуации манипулятивного характера их взаимодействий, которые в итоге не приносят психологического благополучия никому: родители имеют взрослого ребенка с проблемами в семейной жизни, а молодые платят за «помощь» чувствами вины, раздражения и обиды.
Следует заметить, что названная проблематика обычно оказывается проблемой и для молодых супругов, и для их родителей. Вероятно, наиболее правильным вариантом оказания психологической помощи была бы работа с расширенной семьей, но это не всегда возможно. Чаще работать приходится с наиболее «доступным» членом семьи, однако при этом всегда следует учитывать остальных задействованных в ней лиц.
Таким образом, супруги должны прийти к соглашению, в какой мере родители мужа или жены могут влиять на принимаемые решения; определить, в какие области жизни молодой семьи родители могут вмешиваться, а в какие – нет. Вмешательство родителей или кого-либо из родительской семьи в жизнь молодой пары может вносить в брак раскол, причем часто без осознания того, что же именно вызывает негативные чувства.
Проблема взаимоотношений с родительской семьей также может быть представлена как проблема дистанции. Слишком близкая дистанция, как уже было сказано, мешает формированию собственного пространства молодой семьи. Для того чтобы защитить независимость семьи, молодые люди могут начать требовать от родителей, чтобы они перестали приходить в их дом, или отказываются ходить в гости к родителям супруга. Однако и попытки стать совершенно независимыми и полностью отделиться от родителей также будут работать на разрушение брака. Искусство жить в браке, по словам Дж. Хейли, предполагает достижение независимости в сочетании эмоциональных связей с родственниками.
Семейные подсистемы и границы — Студопедия
Семейные подсистемы – это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность (NicolosM., 1984; Минухин С., Фишман Ч., 1998). Один из членов семьи может быть участником сразу нескольких подсистем – родительской, супружеской, детской, женской и др.
Одновременно функционирование в нескольких подсистемах обычно малоэффективно.
Внешние и внутренние границы – это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные предписания в определенном аспекте семейной жизни – супружеском, родительском, детской группе и др. (MinushinS., 1974). Любая система имеет свои границы, задающие ее структуру и динамику функционирования. Внешние границы в норме способствуют формированию идентичности семьи, внутренние границы – структурированию ее психологического пространства, что в конечном итоге дает сильные импульсы к развитию. Границы бывают жесткие, размытые и проницаемые.
Если внешние границы жесткие (семья живет очень замкнуто, гости приходят редко, по конкретным поводам и только по приглашению), то у родственников нередко возникает страх перед окружающим миром, не формируются навыки общения с другими людьми. В результате внутренние границы между подсистемами становятся размытыми. Например, в таких семьях родители много времени могут посвящать детям и нередко ответственность за их дела берут на себя.
Недостаточно четкие границы между подсистемами не только тормозят развитие семьи и взросление ее членов, но также способствуют образованию коалиций – объединений между родственниками. Коалиции, как правило, предполагают наличие триангуляции – использование третьего лица для решения конфликта между двумя членами семьи.
Если внешние границы размытые, то семья нередко становится похожей на «проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне посторонние люди. Тогда границы подсистем внутри семьи с целью ее сохранения становятся более жесткими.
В нормальных, здоровых семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы.
Семейные правила
Семейные правила – это те основания, на которых строится жизнь семьи. Они позволяют ориентироваться в реальности и придают устойчивость личности и семье в целом благодаря тому, что каждый хорошо знает свои права и обязанности. Нередко именно дефицит правил становится первым источником обид и конфликтов. Например, такие обычаи, как: «Если задерживаешься – позвони», «Убери за собой посуду», «Пока отца не накормишь, не лезь с разговорами», — существенно облегчают жизнь всем членам семьи.
Правила касаются самых разных сторон семейной жизни – от распределения ролей, функций и мест в иерархии до распорядка дня и разрешения членам семьи открыто выражать свои мысли и чувства. Правила показывают, что в семье позволено, а что нет, что считается хорошим и плохим, то есть они представляют собой элемент семейной идеологии.
Правила делятся на гласные и негласные. Например, такие как: «Дети не должны перебивать взрослых», «Родители устанавливают время, когда ребенку нужно идти спать», «Бабушка занята, она смотрит телевизор» – явно провозглашенные. Другая часть правил известна членам семьи, но не выражается открыто: «Тема алкоголизма матери – запретна», «Если хочешь помириться с отцом – признай вину и терпеливо проси прощения», «Все лучшее – ребенку, он больной» и пр. наконец, немалая часть правил не осознается членами семьи. Они поступают определенным образом, даже не задумываясь, что в реальности можно было бы действовать иначе.
Правила возникают на разных стадиях жизненного цикла, нередко противоречат друг другу, и поэтому близкие постоянно должны о них договариваться. Например, до рождения ребенка оба молодых супруга работали, равномерно распределяли хозяйственно-бытовые обязанности и непременно уделяли время активному отдыху. После родов жена ушла в отпуск по уходу за ребенком, а мужу пришлось работать значительно больше, чтобы одному содержать всю семью. Если прежние правила «равномерное участие в домашних делах» и «активный отдых» временно не изменить, то это неизбежно приведет к нарушению функций семьи на новом этапе ее жизненного цикла.
Бывает и так, что своим неконструктивным поведением родственники провоцируют установление правил, их не удовлетворяющих. Например, пока жена три года была в отпуске по уходу за ребенком, муж зарабатывал деньги на всех и отдавал их семье. Это было гласным, установленным и известным правилом. Потом ребенка отдали в детский сад. Жена вышла на работу и теперь могла сама обеспечивать себя и ребенка. Постепенно муж стал отдавать семье все меньше и меньше денег. Спровоцировала это негласное правило жена – гордо про себя решила, что «не будет больше денег просить, не будет одалживаться у мужа, хватит».
Правила семьи бывают культурно заданными — и тогда они разделяются многими семьями, так как известны всем (например, что родители не должны заниматься сексом на глазах у детей), а бывают уникальными – для каждой конкретной семьи (жена должна делать маникюр мужу, лежащему в постели).
Закон гомеостаза требует сохранения семейных правил в постоянном виде. Их изменение – болезненный момент для всех родственников. Если кто-то из членов семьи или других людей (гость, учитель) нарушит правило, то может стать нежелательной персоной и даже врагом семьи.
Нарушают семейное функционирование ригидные правила (жестко заданные и трудно изменяемые). Там, где их можно менять, заключать передоговор – семейная дисфункция наступает реже. Отсутствие семейных правил и норм также представляет серьезную опасность для психического здоровья. Многие дети и подростки с делинквентным поведением – выходцы из таких семей. Нечеткость правил и норм, их противоречивость, непроговоренность способствуют росту тревоги, сбивают с толку, ведут к неустойчивости личности и семьи.
Семейные правила взаимосвязаны и в совокупности составляют систему семейных взаимоотношений – стандарты взаимодействия.
Семейные подсистемы и границы — Студопедия
Семейные подсистемы — это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье избирательно выполнять определенные функции иобеспечивать ее жизнедеятельность (Nichols M., 1984; Минухин С, Фишман Ч„ 1998). Один из членов семьи может быть участником сразу нескольких подсистем — родительской, супружеской, детской, женской и др.
Одновременное функционирование в нескольких подсистемах обычно малоэффективно. Когда мать ругает сына за плохую оценку, полученную в школе, и
при этом замечает: «Это потому, что твой отец рохля и он не хочет показать, что такое настоящий мужчина», — то она неосознанно совмещает сразу две подсистемы — родительскую и супружескую. Такое поведение приводит к тому, что ни сын, ни муж не воспринимают критику в свой адрес, но предпринимают меры, иногда сообща, чтобы от нее защититься.
Внешние и внутренние границы — это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные предписания в определенном аспекте семейной жизни — супружеском, родительском, детской группе и др. (Minuchin S., 1974). Любая система имеет свои границы, задающие ее структуру и динамику функционирования. Внешние границы в норме способствуют формированию идентичности семьи, внутренние границы — структурированию ее психологического пространства, что в конечном итоге дает сильные импульсы к развитию. Границы бывают жесткие, размытые и проницаемые.
Если внешние границы жесткие (семья живет очень замкнуто, гости приходят редко, по конкретным поводам и только по приглашению), то у родственников нередко возникает страх перед окружающим миром, не формируются навыки общения с другими людьми. В результате внутренние границы между подсистемами становятся размытыми. Например, в таких семьях родители много времени могут посвящать детям и нередко ответственность за их дела берут на себя. Возникает поведенческое оформление размытых границ: мама делает с ребенком уроки, и поэтому он за них не отвечает. И если ребенок получит двойку, то это не его двойка — это двойка мамы.
Недостаточно четкие границы между подсистемами не только тормозят развитие семьи и взросление ее членов, но также способствуют образованию коалиций — объединений между родственниками. Коалиции, как правило, предполагают наличие триангуляции — использования третьего лица для решения конфликта между двумя другими членами семьи. Например, отец, которому никак не удается наладить теплые отношения с «деловой» женой, излишне приближает к себе дочь, неосознанно воспринимая ее не только как ребенка, но также как подругу и объект эротической привязанности.
Если внешние границы размытые, то семья нередко становится похожей на «проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне посторонние люди. Тогда границы подсистем внутри семьи с целью ее сохранения становятся более жесткими. Например, раньше дети в нашей стране больше времени проводили в дошкольных и школьных учреждениях, а на улице существовали детские компании. И поэтому чаще можно было наблюдать подсистемы родителей и детей, а не смешанные детско-родительские, как это проявляется сейчас (Варга А. Я., 2001).
В нормальных, здоровых семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы. В обследованных нами дисфункциональных семьях, для которых характерны нарушения в выполнении супружеской, родительской, материально-бытовой и других функций, наблюдались либо жесткие, либо размытые внутренние границы (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999). В первом случае коммуникация между подсистемами была ослаблена, не происходил обмен информацией. Например, родителей совсем не интересовали занятия, увлечения и переживания
детей. Дети ничего не знали о финансовых или производственных проблемах отцов и матерей. При размытых границах стрессы, переживаемые в одних подсистемах, легко иррадиировали на другие (например, простуда ребенка мгновенно «выбивала из колеи» мать, находящуюся с ним в симбиотических отношениях).
· Законы формирования и функционирования семейной системы.
· Стереотипы взаимодействия.
· Семейные правила.
· Семейные мифы.
· Границы семьи.
· Стабилизаторы семейной системы.
· Семейная история.
Законы формирования и функционирования семейной системы.
В рамках системного подхода семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребной членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Границы семейной системы определяются взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). Семья включает две основные подсистемы: подсистему супружеских отношений и подсистему детско-родительских отношений. Между супружеской и детско-родительской подсистемами существуют взаимосвязи и взаимообусловленности. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений (отношения братьев и сестер). Степень жесткости/прозрачности границ определяет открытость (закрытость) семейной системы и каждой из подсистем. Жесткость границ меняется на протяжении жизненного цикла семьи, отвечая задачам развития семьи и вновь возникающим ее функциям. Подвижность и гибкость границ семейной системы является важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адаптаптивной перестройки семейного руководства, перераспределения семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения.
Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Характеристики семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.
Объективные характеристики функционирования семьи:
· особенности эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения семьи и супружеских отношений;
· мотивация брака;
· главенство и ролевая структура семьи;
· особенности коммуникации в семье;
· способность семьи к разрешению проблемных ситуаций.
Субъективные характеристики:
· удовлетворенность браком;
· семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание.
Интегральная характеристика:
· сплоченность семьи.
Известная модель Макмастера постулирует шесть основных параметров функционирования семьи:
· способность семьи к разрешению как инструментальных, так и аффективных проблем, обеспечивающая эффективное ее функционирование;
· коммуникация как открытый и направленный обмен деловой и аффективной информацией между членами семьи;
· ролевая структура, определяющая роли как повторяющиеся модели поведения, выполнение которых членами семьи обеспечивает удовлетворение общих базовых потребностей, распределение ролей и обязанностей, установление соответствующих границ семейной системы;
· эмоциональная отзывчивость как индивидуальная способность членов семьи к сопереживанию и выражению соответствующего диапазона чувств различного содержания и интенсивности;
· аффективная вовлеченность, определяющая роль степень заинтересованности и ценностной значимости членов семьи друг для друга;
· поведенческий контроль, определяющий правила и стандарты поведения, обязательные для всех членов семьи.
С. Минухин выделяет три существенных аспекта семейной организации: иерархия в родительской подсистеме, характер эмоциональной связи в ней, стиль взаимодействия и общения.
Стереотипы взаимодействия.
Каждое событие является понятным сообщением для членов семьи.
Сообщения могут быть одноуровневыми, могут быть – многоуровневыми. Звук захлопнувшейся двери – это одноуровневое сообщение, оно идет только по слуховому каналу. Если происходит, например, человеческое общение, то оно всегда двухуровневое, если не больше. Первый уровень – вербальный, второй – невербальный.
Сообщение является конгруэнтным, если содержания сообщений, передаваемых двум каналам, совпадают.
Эти сообщения в семьях часто бывают повторяющимися. Сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия.
Некоторые типы взаимодействий являются патогенными (патогенные стереотипы взаимодействия).
Самый знаменитый патогенный стереотип взаимодействия был описан группой американцев, которые работали в конце 60-х годов. Главой этой группы был Грегори Бейтсон.
Эта группа занималась коммуникациями в семьях шизофреников.
Они наблюдали семьи детей, которые страдали шизофренией, и обнаружили там некий стереотип взаимодействия, встречающийся в этих семьях, который они назвали doubl bind. Буквальный перевод – «двойная связь», у нас принят другой перевод «двойная ловушка». Это – постоянно поступающее к ребенку неконгруэнтное сообщение в ситуации, когда он не может выйти из общения (случай с мальчиком шизофреником).
В течение своего взросления ребенок, как правило, выдает весь спектр реагирования. Если это ребенок здоровый, то у него арсенал поведенческих средств огромный, но остаются только те, которые подкрепляются. И если какие-то его реакции вплетаются в семейную жизнь, они стабилизируются и в дальнейшем сохраняются.
Семейные правила.
В каждой семье существуют правила жизни, гласные и негласные.
Правила бывают культурно заданными – и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой отдельной семьи.
Культурно заданные правила семейной жизни известны всем (например, все знают, что родители не должны заниматься любовью на глазах у детей), уникальные правила известны только членам семьи.
Правила – это то, как семья решила отдыхать и вести свое домашнее хозяйство, как она будет тратить деньги и кто именно может это делать в семье, а кто нет и т.д.
Закон гомеостаза (каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было, следовательно, семейная система стремится остаться в данной точке своего развития, не хочет никуда двигаться) требует сохранения семейных правил в постоянном виде. Изменение семейных правил – болезненный процесс для членов семьи. Нарушение правил – вещь опасная, очень драматичная.
На самом деле в семьях много гласных (типа, что если задерживаешься – предупреди), негласных, сложных, витиеватых правил. Семейный психотерапевт должен уметь быстро определять некоторые важные правила функционирования семейной системы.
Нет содержательно дисфункциональных правил, за исключением правил, которые позволяют осуществлять насилие любого рода в семье.
Дисфункциональность задается ригидностью, т.е. любое трудно изменяемое правило – дисфункционально. Там, где передоговор возможен, где правила можно менять, там семейная дисфункция наступает реже. Семейные правила составляют внешнюю основу семейных мифов.
Семейные мифы.
Это сложное семейное знание, которое является как бы продолжением такого предложения, как: «Мы – это…». Это знание актуально не всегда; оно актуализируется, либо когда посторонний человек входит в семью, либо в моменты каких-то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. В дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной.
Знание это плохо осознается. Формируется миф примерно в течение трех поколений. Но семейному психотерапевту нужно понимать содержание мифа, потому что без этого понимания часто неясны мотивы поступков людей, которые живут в этой системе (миф назывался: «Мы – дружная семья», часто встречающийся и очень распространенный в нашей культуре – такой специальный «аграрный» миф).
Обычная схема: люди, которые находятся внутри мифа, именно в категориях мифа и видят реальность.
Миф надо уметь вычислять – это необходимое требование в профессии.
Миф о спасении – самый замечательный миф для алкогольной семьи. Чтобы алкогольная семья существовала долго, в ней должен быть миф о спасении. Есть алкоголик, он дисфункционален, и обязательно есть гиперфункционал, который его спасает. Все терпит, выводит из запоев, если это требуется, и т.д. Без мифа о спасении алкогольный брак долго не существует, он распадается.
Известно, что 70% дочерей алкоголиков выходят замуж за алкоголиков. Это явление называется положительной ассортированностью браков.
Алкоголизм и наркомания функционально хорошо заменяются депрессивным состоянием партнера. Динамика гиперфункциональности и гипофункциональности в семье таков: тот, кто спасает, – гиперфункционал. Рядом с ним для прочностых отношений должен быть гипофункционал. Гипофункциональность задается не только алкоголизмом, наркоманией, но и депрессией.
Границы семьи.
Любая система имеет свои границы, которые определяют ее структуру и содержание. Границы государства постепенно закрывались, но поскольку система в целом должна была остаться неизменной, границы семей открывались. Это были совершенно размытые границы семьи. Соответственно, границы подсистем внутри семьи были более жесткими. Работал закон гомеостаза. Была совершенно другая степень контакта между родителями и детьми.
Потом границы стали раскрываться. Границы государства раскрылись – границы семьи закрылись.
Если семьи закрытые (т.е. дом очень закрытый, гости приходят по конкретным поводам и только по приглашению, известны ритуалы и правила поведения с гостями, и манера поведения семьи при гостях – одна, без гостей – другая), то границы подсистемы становятся очень размытыми. В этих семьях родители много времени посвящают детям. Там и обоснование этих закрытых границ часто происходит через обоснование системы воспитания. Такие люди говорят: «Детьми надо заниматься». И тогда ответственность за какие-то детские дела взрослые берут на себя. Возникает поведенческое оформление размытых границ подсистемы: мама делает с ребенком уроки, ребенок знает. Что он отвечает за то, чтобы пойти в школу со сделанными уроками, а мама знает, что если ребенок получил двойку, то это – ей двойка, и она очень сердится на него. Все эти коалиции, например матери с ребенком, – это перераспределение ролей внутри семьи. Мать с ребенком – в коалиции, отец в этой семье – на периферии. В эмоциональной жизни и содержательной жизни он участия не принимает.
Вертикальные коалиции – дисфункциональны. Поэтому, когда описывают семейную систему, необходимо описывать ее границы.
Коалиции видны обычно с первой минуты, когда к вам приходит семья. Единственное, что вы должны для этого обеспечить, – это большое количество посадочных мест. Если у них будет выбор, как сесть, то вы можете увидеть коалицию сразу по тому, как они располагаются в пространстве.
Стабилизаторы семейной системы.
В каждой семье, как в дисфункциональной, так и в функциональной, есть свои стабилизаторы. Функциональные стабилизаторы – общее место проживания, общие деньги, общие дела, общие развлечения. Дети, болезни, нарушения поведения – дисфункциональные стабилизаторы. Дети – потому что они растут, меняются, поэтому функциональным стабилизатором быть не могут.
Супружеские измены могут быть очень хорошим дисфункциональным стабилизатором. Нередко за систематическими изменами стоит невротический страх близости. Часто стереотипы взаимодействия по поводу измен такой: измены, выяснение отношений и скандалы по поводу измены, примирение. Потом – примирились и живут вместе, пока не накопится напряжение от нерешенных проблем, а проблемы копятся, но не решаются. Напряжение достигает какого-то предела…дальше все повторяется.
Популярный стабилизатор семейной системы – болезнь. Больного человека нельзя бросать, больного ребенка нельзя бросать.
Стабилизаторов – великое множество. Почему сепарация зачастую происходит так трудно? Потому что за время своего маленького жизненного пути ребенок стал стабилизатором. И если ребенок перестал им быть, его функции провисают, никто их не выполняет. Начинаются большие проблемы в семье, и его родителям становится действительно трудно. У них растет тревога, возникают конфликты, растет эмоциональное напряжение.
Семейная история.
Многие стереотипов воспроизводятся в поколениях. Многие закономерности взаимодействия воспроизводятся в поколениях. С помощью генограммы можно узнать семейную историю и правильно ее записать. ЕЕ придумал Мюррей Боуэн.
Симбиотические отношения – Это очень близкие отношения с выраженной эмоциональной зависимостью людей друг от друга. При увеличении межличностной дистанции у этих людей растет тревога. Дети-симбиотики с трудом переносят даже кратковременную разлуку с близким взрослым. Симптоматическое поведение в этих случаях возникает тогда, когда возникает любая угроза близости.
Дистантные отношения – это когда люди говорят друг другу «здравствуйте – до свидания», а все остальное говорят другим людям.
Эмоциональный разрыв – люди не общаются друг с другом после того, как у них был период конфликтов.
Конфликтные отношения – отношения сохраняются, но сопровождаются конфликтами и короткими периодами перемирий.
Амбивалентные – люди испытывают друг к другу сильные противоречивые чувства: любовь и ненависть в одно и тоже время, гнев и вину, стыд и ярость. Как правило, такие отношения сопровождаются периодами конфликтов и периодами близких отношений.
Семейная история дает определенные стереотипы и особенности, которые повторяются из поколения в поколение. Есть определенные закономерности, которые почти всегда воспроизводятся. Например, уровень дифференциации. Это понятие введено Мюрреем Боуэном и означает оно степень эмоциональной независимости и самодостаточности людей, составляющих семью. Чем более высок уровень дифференцированности, тем более функциональная семья.
Семейные системы — Студопедия
Впервые понятие системы возникло в биологии. Немецкий биолог Людвиг фон Берталанфи определял систему как «комплекс элементов во взаимодействии». Он же сформулировал принципы, приложимые к любым системам. В настоящее время разработана общая теория систем.
Слово «система» – греческое (systema – составленное из частей, соединенное).
Система, по В.И. Далю, – план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо в последовательном, связном порядке.
Семейная система – это предначертанное устройство семьи. Если рассматривать семью как систему, то можно по-новому понять причины и следствия ее несчастий, болезней. Можно понять, почему в семье так мною повторяющихся событий, почему правила семейной педагогики так живучи, что мало изменились за 100 лет.
Семья – это социальная система. Это определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Система образует новое качество, не сводимое к сумме качеств ее элементов. Социальные системы сложнее биологических или технических систем, поскольку главный элемент системы человек обладает большим диапазоном выбора поведения. Поэтому каждая семейная система в чем-то уникальна.
«Одной из основных форм развития социальной системы являются нововведения. Социальные системы обладают значительной инерционностью, а поскольку новшества вызывают смещение равновесия в них и непредвиденные последствия, то возникает феномен их «сопротивления» нововведениям, для преодоления которого требуются специальные методы активизации инновационных (связанных с нововведениями) процессов в социальной системе». Это цитата из описания понятия «Социальная система» (с. 305) в «Кратком словаре по социологии»/Под общей редакцией академика Д.М. Гвишиани и чл.-корр. АН СССР Н.И. Лапина; составители Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 1988. – 479 с.
Я привела ее здесь потому, что убедилась на практике, как сильно семья сопротивляется нововведениям, как инерционна система семейная. Однако перемены в ней возможны.
Взгляд на семью как на систему организует мышление так, что мы уже не спрашиваем «Почему муж (сын) болен алкоголизмом (наркоманией)?». Наша мысль идет по иному руслу: «Что происходит в семье, в которой муж (сын) болен алкоголизмом (наркоманией)?»
Увидеть то, что на самом деле происходит, важнее, чем отыскать единственную причину. Если мы видим что-то, то может быть, мы с этим можем что-то поделать.
Взгляд на семью как на систему помогает нам понять, что болезнь человека – это не его интрапсихический феномен, это не только его проблема как индивида. Болезнь может быть симптомом нарушенного функционирования всей семейной системы.
Отсюда можно черпать надежду. Если зависимость – семейная болезнь и зависимый человек не лечится по какой-то причине, то можно лечить семью. Зависимый человек как часть семейной системы обязательно испытает благотворность перемен в семье, если это здоровые перемены.
Итак, какие же основные признаки системы?
Структура. Система состоит из частей. В семье такими частями являются члены семьи. В ядерной, нуклеарной, семье – это родители и дети. В расширенной семье – это индивиды ряда поколений, связанные между собой кровным родством или брачными узами. В ядерной семье, если все структурные части имеются в наличии, то говорят о полной семье. Семья с одним родителем называется неполной по структуре. Каждый член семьи – это часть системы.
Главный компонент. В семье главным компонентом является супружеская пара, мать и отец, их взаимоотношения. В свою очередь качество их отношений зависит от степени зрелости и целостности их личностей. Если мама хорошо относится к себе самой и если папа хорошо относится к самому себе, то будет больше шансов ожидать, что и относиться друг к другу они будут хорошо. Дети греются под солнышком родительской взаимной любви. Дети чувствуют себя лучше, когда мама и папа целуются и смеются, чем тогда, когда мама привязана только к ребенку и отвергает папу. Взаимоотношения родителей доминируют над всей системой.
Целостность. Принцип целостности любой системы означает, что целое больше, чем сумма частей. Если мы соберем случайные элементы, допустим, несколько человек вместе, то они не образуют систему. Это случайная группа, но не семья. Чтобы получилась семья, эти элементы (части) должны начать взаимодействовать между собой определенным образом.
Без взаимодействия нет системы. Именно взаимодействием Берталанфи обозначил целостность.
Роли. Взаимодействие членов семьи происходит в соответствии с распределенными, точнее избранными, ролями. Это роли матери, отца, супруги(а), детей, учителей, учеников и другие.
В дисфункциональных системах это могут быть роли: обидчик, жертва, бунтовщик, козел отпущения семьи (матери), (отца), герои, маленький родитель (родитель родителя), семейный консультант, победитель, гений, неуспевающий ученик, обреченный больной, зависимый от химических веществ, суррогатный супруг, заботливый человек, маленькая принцесса, потерянный ребенок, «воплощение совершенства», святая, клоун, солнышко, миротворец, носитель проблем и другие.
Роли избираются не случайно, часто не по желанию, а в соответствии с потребностями семьи. Главная потребность семейной системы – самосохранение, сбалансированное существование, семейный гомеостаз. Стремление сохранять существующий порядок, статус кво. Чтобы все было так, как было. Как здоровая, так и дисфункциональная система стремятся сохранять взаимоотношения на определенном уровне, очень свято хранят свои правила и роли.
Взаимоотношения. Взаимодействие частей системы, или членов семьи, происходит по твердым правилам. Правила могут быть открытыми и скрытыми. Правила определяют, как взаимодействуют члены семьи. Каждый член семьи есть индивид, и в то же самое время он несет на себе отпечаток своей семьи.
Взаимодействие в системе обязательно предполагает обратную связь. Обратная связь может быть позитивной и негативной. Если мать хвалит ребенка, она дает ему позитивную обратную связь. Если жена покрывает пьянство мужа, она использует негативную обратную связь. Ее действия не позволяют встретиться мужу с негативными последствиями своего поведения. Нездоровое явление – чрезмерное пьянство – не будет поколеблено. Следовательно, оно будет повторяться. Обратные связи поддерживают функционирование системы.
Открытость либо закрытость системы. Семейная система может быть открытой для новых идей, правил, людей, любой информации. Но она может быть наглухо закрытой, замороженной, окостенелой. В закрытой системе ничего не меняется, все идет по давно заведенным правилам. Лишь накапливаются неудовольствие, боль, болезни и трагедии. Жизнь стучится в замороженную систему в виде болезненного вмешательства, но семья не слышит важных сигналов и не меняется. Как говорил один психолог, удар судьбы в лоб означает, что не возымели действия ее пинки в зад.
Возьмем в качестве примера наркоманию. Это сигнал того, что в семье плохие взаимоотношения матери и отца. Там нет любви, принятия друг друга. Есть много контроля. Каждый силой пытается воздействовать на другого человека. Силовое давление плохо переносится. Накопилось много невысказанной боли. Эта боль может аккумулироваться одним из детей и проявиться в виде наркомании.
Наркоман уходит в состояние измененного сознания. Тем самым он освобождает себя от контроля (силового давления), от боли и… цементирует семью. Родители, давно находившиеся во враждебных либо в холодно-отчужденных взаимоотношениях, сближаются, обсуждают проблемы наркомана, начинают много разговаривать друг с другом. Какая-то иллюзия нормальных взаимоотношений. Система приходит в состояние баланса. Родители контролируют наркомана, но и он контролирует родителей своей наркоманией.
Позитивные обратные связи могут бросать вызов замороженной дисфункциональной системе, взломать эту систему и ее разрушающие правила, скрытые или открытые. Позитивная обратная связь может прийти в форме новых взглядов, новых правил. Поэтому важно быть открытым для новой информации.
Если усвоить новый взгляд на семью как на систему, то отпадает необходимость лечить только «больного» члена семьи. И возникает задача позитивных перемен в системе семьи в целом. Так работает новая информация, так срабатывает позитивная обратная связь.
Семейные правила. Перечисление правил я привожу отдельно. Дисфункциональные семьи страдают и плохо функционируют не потому, что там собрались плохие люди, а потому, что там используются плохие правила. Наши родители не плохие. Это выученные ими в своих семьях правила плохие.
Правила определяют все стороны семейной жизни. Они регулируют хозяйственную деятельность семьи, финансы, празднование событий, общение в узком внутрисемейном плане и шире – в обществе, образование, выбор профессии, сексуальную жизнь, отношение к здоровью и болезням, воспитание детей.
В каждом правиле содержится три аспекта: отношение (дом должен содержаться в чистоте и порядке), поведение (посуда у нас моется тотчас после обеда) и коммуникации (если посуда не моется, то отец или мать могут сделать выговор).
Потребности системы. У семейной системы есть свои потребности как материальные, так и духовные.
Материальные потребности: крыша над головой, физическая безопасность, финансы, пища, физическое пространство и т.п.
Духовные потребности: чувство ценности, достоинства; чувство своей продуктивности, чувство интимности и привязанности, чувство, что мы – члены семьи – являем собой нечто единое, чувство ответственности.
У семейной системы имеются потребности в стимуляции, в радости и развлечениях, в способности отстаивать и укреплять себя, в духовной почве.
Семья нуждается в эмоциональной поддержке, в самореализации как отдельных ее членов, так и семьи в целом.
Качество функционирования семьи зависит от степени удовлетворения этих потребностей, равно как и наоборот: степень удовлетворения потребностей определяет качество функционирования семьи.
Главные потребности всякой социальной системы, а семья это часть или разновидность социальной системы, могут быть сведены к 4 важнейшим потребностям.
Потребность в продуктивности.
Потребность в поддержании эмоций.
Потребность во взаимоотношениях.
Потребность в единении.
Если в семье несколько детей, то они удовлетворяют эти потребности в порядке своего рождения. Перворожденные дети часто имеют высокий уровень достижений (продуктивность), родившиеся вторыми по счету поддерживают в семье эмоции на определенном уровне, например, радуют родителей какими-то своими талантами, веселостью (поддержание семейной системы эмоций), третий ребенок обычно отражает то, что происходит в браке между мамой и папой, четвертые дети вбирают в себя нерешенные проблемы семьи, накопившееся напряжение и могут брать на себя роль юмориста, чтобы разрядить напряжение.
Поведение в семьях комплементарное (взаимодополняющее) либо ренципроктное (Почеши ты мне спинку, а потом я тебе почешу).
Подбор членов семьи происходит по функциональному соответствию системе, семье как функциональному целому.
Эмоциональное положение в семье в зависимости от порядка рождения: старший – особенный, ответственный за поддержание семейного благополучия, носитель семейных традиций. Героическая миссия. Иногда возмущается младшими, которые вторгаются в его жизнь и его исключительные права на обладание любовью родителей.
Единственные дети более социально независимые, меньше оглядываются на сверстников, более похожи на взрослых в раннем детском возрасте и более тревожны, что является результатом внимания и защиты родителей. В них смешиваются характеристики старших и младших детей, но характеристики старших берут верх.
Младшие – «бейби», поэтому они более беззаботные, о них все в семье заботятся, они меньше испытывают уважения к авторитетам и условностям (так описывают Б. Шоу).
Трудности в браке могут возникать, если вступают в брак двое с одинаковой внутрисемейной позицией. Комплементарная позиция лучше. Преуспевающие женщины часто не имеют братьев. Браки, заключенные до 20 и старше 30 лет, более склонны к распаду.
Время между разводом и повторным браком – время реорганизации семьи.
Родившиеся вокруг потери одного члена семьи более уязвимы, если служат предметом особого родительского внимания.
Чем теснее взаимоотношения внутри семьи, тем труднее образуются эмоциональные связи вне семьи.
Семейные системы могут быть функциональными и дисфункциональными. Созависимость есть результат жизни в дисфункциональной семье. Поэтому и признаки ее я привожу в первую очередь.
Семья как система — Студопедия
1. Понятие о структуре семьи. Взаимосвязь структуры и функции семьи.
2. Характеристика основных параметров семейной структуры: сплоченность, иерархия, границы, гибкость, ролевая структура.
3. Динамика семьи.
4. Взгляд на семью как систему характерен для современных семейных психотерапевтов.
Методическим основанием для рассмотрения семьи как целостного организма является общая теория систем. Основатель этой теории Людвиг фон Бертоланфи считал, что существуют два фундаментальных взгляда на мир – «механистический» и «оргатумический».
Для механистического, или Ньютоно-Галилеевского взгляда характерны:
1. элементализм, т.е. рассмотрение, любого предмета как состоящего из отдельных элементов (далее не делимых).
2. причинно-следственная обусловленность происходящего, где четко можно выделить причину и следствия.
Пример механистического взгляда на семью:
Оргатумический взгляд на мир.
Происходит из биологии и для него характерны:
1. хомизм (в основе которого еще Аритотелевское положение, согласно которому целое больше суммы частей, не сводится к простой их совокупности, лес не может пониматься как совокупность деревьев, человек – не собрание клеток, а семья не равна сумме некоторого количества индивидов, действующих самих по себе.
2. взаимовлияние и взаимопричинность всех частей и всех процессов в системе.
3. Пример оргатумического взгляда на семью:
Дадим определение основных понятий, необходимых для описания семьи как системы:
Базовое из них – система.
«Система – это комплексов объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами (определениями). Объекты являются составными частями системы, атрибуты — свойства частей, а отношения связывают систему воедино».
Таким образом, систему нельзя определять как комплекс объектов, между объектами, имеющими свои свойства и характеристики, существует взаимовлияние, разного рода взаимоотношений, которые и составляют неповторимую организацию, неповторимую структуру каждой системы.
Семейная система динамична. Это означает, что влияние одного предмета на другой или отношение одного предмета к другому оказывает воздействие на все его части. Все предметы и отношения влияют друг на друга и испытывают на себе воздействие.
Поэтому мы можем понять части систем только как функции системы.
Системный подход содержит парадокс
В системной психотерапии это означает, что мы лучше сможем понять пациента, рассматривая не только его интропсихические особенности и проблемы (высокая реактивность, мнительность), но и, рассматривая его в контексте тех социальных связей, составной частью которых он является.
Поведение отдельного пациента, на первый взгляд представляющееся отклонением от нормы, странным при индивидуальном подходе, может стать естественным и понятным если рассматривать его как ответ на те взаимоотношения, которые имеют место. Пример из Пэгги Пэпп (любой).
Таким образом рассмотрение семьи как системы требует учитывать состав семьи, и взаимоотношения которые существуют между ее членами, т.е. системный подход к семье рассматривает каждую семью с точки зрения ее структуры, с точки зрения того как организуется выполнение ее функций.
Нарушения структуры ведут к дисфункциям, т.е. к нарушению или затруднению выполнения семьей ее функций.
Определяя понятие структуры, С. Минухин пишет: «Семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия:
Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющие функционирование ее членов, очерчивающих диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними.
Та или иная жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения главных задач семьи – поддерживать индивидуальность, в то же время, создавая ощущение принадлежности к целому».
Следует отметить, что члены семьи и не ощущают себя частью этой семейной структуры. Каждый человек считает себя самостоятельной единицей, неким целым, взаимодействующим с другими самостоятельными единицами. Он знает что влияет на поведение других, а те влияют на его поведение. Взаимодействие в рамках семьи он воспринимает как сложившиеся правила, обеспечивающие «мирное» благополучие. Нарушение правил ведет к конфликтам.
При анализе структуры семьи необходимо учитывать: состав семьи. По составу: полная, неполная, нуклеарная, расширенная, семья с приемными детьми и т.д.
Необходимо учитывать, что на вопрос о членах семьи люди одной и той же семьи отвечают по-разному.
При анализе структуры анализируются входящие субсистемы, т.е. рассматриваются семья на разных уровнях системы:
— вся семья в целом
— подсистема супружеская
— подсистема родительская
— детская
— индивидуальная подсистема
Основные параметры структуры:
— иерархия
— сплоченность
— гибкость
— внешние и внутренние границы
— ролевое взаимодействие
Ключевыми параметрами являются: иерархия и сплоченность. Существуют разные подходы к определению понятий иерархия и сплоченность.
Есть общее: иерархия – последовательное расположение объектов от низших к высшим в порядке подчинения
Говоря об иерархии, мы, прежде всего говорили об отношении власти: доминирование – подчинение.
Все супружеские пары сталкиваются с проблемой разделения власти и создания в семье иерархии при которой сферы контроля и ответственности распределяются между мужем и женой.
Понятие власти связано не только с возможностью доминировать и подчиняться, но и заботиться, принимать заботу, содействовать изменению – изменяться, отвечать за супруга.
Распределение супружеской власти может быть различным: авторитарным (матриархальное, патриархальное)
Между ребенком и родителями можно выделить 5 видов социальной власти:
1. Власть вознаграждения – ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально-одобряемым поступком, наказание – за социально-порицаемым.
2. Власть принуждения – в ее основе лежит жестокий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному – угроза, либо физическому).
3. Власть эксперта – основана на большей компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).
4. Власть авторитета – в ее основе лежит уважение перед человеком (одним из родителей), который является образцом – носителем социально-одобряемого поведения.
5. Власть закона – единственная форма внеличностной власти, однако, носителем и истолковывателем «закона» – правил поведения – для ребенка являются взрослые и, в частности, родители.
Между родительской и детской подсистемой могут быть:
1. отношения нормальные иерархические;
2. дисфункция иерархическая (доминирование ребенка над одним из родителей или подсистемой).
Сплоченность семьи описывается как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи.
В отношении семейных систем это понятие используется как для описания степени, до которой члены семьи видят себя как связанное целое. Существуют разные уровни сплоченности, или эмоциональной близости. От низкой (члены семьи разобщены до чрезмерно высокого, когда образуется эмоциональное поглощение, зависимость). Члены семьи имеют мало личного пространства
Граница – этот термин используют для описания взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также для описания отношений между различными подсистемами внутри семьи. Семейные границы выражаются через правила, которые определяют кто принадлежит к системе, подсистеме и каким образом.
Различают внешние границы – границы между семьей и социальным окружением. Они проявляются в том, как семья ведет себя с внешним окружением. По этому параметру можно говорить об открытых и закрытых семьях. Черников стр. 24. Если граница слишком жесткая, то имеется мало обменов между семьей и социальным окружением. Наступает застой в системе.
Внутренние границы – границы между членами семьи и субсистемами семьи. Они характеризуют степень дифференциации членов семьи и субсистем семьи. Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении среди различных членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя по разному между собой чем с ребенком.
Понятие границы поколений используются для того, чтобы показать межпоколенные различия в близости и иерархии.
В хорошо функционирующих семьях правила, управляющие взаимодействиями в родительской и детской подсистемах, отличаются от правил в родительско-детских подсистемах.
Например, родительские диады в целом имеют более высокую степень сплоченности, чем в подсистемах родитель-ребенок.
Существуют также ясные границы покалений по иерархии, где родители имеют относительно более высокий статус в принятии решений по причине их опыта, ответственности, материальных ресурсов.
Неблагополучие семьи часто связано с неясностью границы поколений.
Это выражается в коалициях через поколение, где сплоченность или преданность друг другу между родителями. В таких семьях существует большое число иерархических нарушений, например, перевернутая иерархия, когда влияние ребенка может превосходить авторитет одного или обоих родителей.
Семейная гибкость определяется Олсоном как количество изменений в отношениях власти, в семейных ролях, правилах регулирующих взаимоотношения. По этому параметру семейная структура может быть описана по шкале, где крайними полюсами являются: ригидность — низкий уровень гибкости взаимодействия в семье. Хаотичность –
Система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее , по событиям и стадиям жизненного пути. Семья не меняет своего стиля функционирования в ответ на изменившуюся ситуацию (рождение, смерть, взросление, уход детей и т.д.). Система становится регидной, если она чрезмерна иерархизирована.
Роли чрезмерно распределены, правила в семье неизменны.
Хаотическое состояние системы связано с чрезмерным количеством изменений в ответ на изменение.
Руководство неустойчиво, роли неясны, часто смещаются от одного члена к другому. Решения принимаются необдуманно и импульсивно.
Такое состояние может преобрести любое семья в ситуации стресса, в той или иной момент времени (рождение первенца, смерть членов семьи, потеря доходов).
Проблемой это становится, если семья застревает в этом состоянии надолго.
Гибкость семейной системы проявляется в демократическом стиле руководства, открытое взаимодействие членов семьи и подсистем, в возможности обсуждать и менять семейные правила.
Ролевая структура:
Системы и Подсистемы | did-research.org
Системы и подсистемы
Система — это набор изменений внутри одного тела. Вся система включает в себя все изменения внутри одного тела. Исследования показывают, что мужчины в среднем 12 изменений, а женщины в среднем 15 изменений. Тем не менее, размер систем может варьироваться от 2 до 100 единиц, хотя в очень больших системах маловероятно, что все изменения будут часто появляться вперед. Вместо этого, изменения в больших системах, вероятно, станут активными в основном при необходимости или срабатывании, и они часто присутствуют в парах или небольших группах.
Подсистемы — это системы внутри систем. Существует два основных типа подсистем. Первый относится к отдельным внутренним группам в рамках одной большой системы. В этом случае две или более групп изменителей могли бы развиваться отдельно, и они могут знать или не знать о другой группе (группах). В то время как группы могут иметь хорошее общение и самосознание между собой, они могут потерять время, когда изменяются с фронта других подсистем, делая коммуникацию через заметки или сочувствующих посторонних людей необходимыми.Различные подсистемы могут находиться в разных местах внутреннего мира или могут иметь непересекающиеся внутренние миры. Они могут существовать, чтобы иметь дело с различными типами травм, и могут не знать о том, что испытали другие подсистемы. Некоторые подсистемы могут быть полностью заблокированы травмой; например, у кого-то с DID может быть группа альтеров, которые ощущают себя постоянно находящимися в ловушке в оскорбительной среде, могут лишь редко общаться с основной группой альтеров и не могут понять, что тело больше не захвачено и не болит.
Второй тип подсистемы имеет дело с изменениями, которые имеют свои собственные изменения (да, это похоже на «изменение восприятия!»). Эти изменения могут использовать или не использовать одно и то же внутреннее представление. То есть, если у Alter A есть свои собственные alters A1, A2 и A3, другие alters могут воспринимать все изменения A как разные люди, которые могут быть распознаны только как Alter A, потому что все они требуют одинакового или похожего имени. и никогда не бывает одновременно. С другой стороны, также возможно, что другие изменяющие могут испытывать все изменяющиеся А как необходимость иметь общее внутреннее «тело» и голос, в то время как посторонние испытывают всю систему в целом.Изменения подсистем этого типа могут знать, а могут и не знать друг о друге, и могут иметь или не иметь хорошую связь. Они могут быть очень похожими и различаться в основном по возрасту, функциям или чертам, таким как пол, или они могут быть полностью самостоятельными.
Системы также могут называться коллективами, внутренними семьями, кланами или командами.
структурных карточек семейной терапии от Nate Herndon
близко
Знание генома ТМ
Сертифицированный Brainscape
Просмотрите более 1 миллиона классов, созданных лучшими студентами, профессорами, издателями и экспертами, охватывая весь мир «обучаемых» знаний.
вступительных экзаменов
AP экзамены
GCSE экзамены
Выпускные вступительные экзамены
Вступительные экзамены в университет
Профессиональные сертификаты
MPRE
Бар Экзамен
Водительский Эд
Финансовые экзамены
Медицинские и сестринские сертификаты
Военные экзамены
Технологические сертификаты
TOEFL
Другие сертификаты
иностранных языков
арабский
китайский язык
французский язык
Немецкий
иврит
итальянский
японский язык
корейский язык
лингвистика
португальский
русский
испанский
TOEFL
Другие иностранные языки
Наука
анатомия
астрономия
биохимия
Биология
Клеточная биология
Химия
наука о планете Земля
Наука об окружающей среде
генетика
геология
Здоровье
Наука о жизни
Морская биология
метеорология
микробиология
океанография
Органическая химия
Периодическая таблица
Физическая наука
физика
физиология
Наука о растениях
Наука
зоология
английский
Американская литература
Британская литература
Писательское творчество
английский
Художественная литература
Средневековая литература
Акустика
поэзия
Притчи и идиомы
Шекспир
орфография
Vocab Builder
Гуманитарные и социальные науки
Антропология
гражданство
гражданское право
Классика
связи
Уголовное правосудие
география
история
философия
Политическая наука
Психология
Религия и Библия
Социальные исследования
Социальная работа
социология
Математика
Алгебра
Алгебра II
арифметика
Исчисление
Геометрия
Линейная алгебра
математический
Таблицы умножения
тригонометрия и алгебра
Вероятность
Статистические методы
Статистика
тригонометрия
Медицина и уход
анатомия
анестезиология
аудиология
бактериология
биохимия
биоэтика
Биомедицинская наука
кардиология
сердечно-сосудистый
роды
Мануальная терапия
лечение зубов
Дерматология
Диагностическая визуализация
наркотики
эндокринология
эпидемиология
ER
гастроэнтерология
генетика
Гериатрия
Полная анатомия
Гинекология
гематология
Гормоны
Инфекционное заболевание
Медицинские экзамены
Медицинская терминология
микроанатомия
Опорно-двигательный
нейроанатомии
неврология
нервно-мышечный
нейрохирургия
уход
питание
акушерство
Трудотерапия
онкология
офтальмология
оптометрия
ортодонтия
ортопедия
отоларингология
фельдшер
Пассивный уход
патология
Pathoma
Педиатрия
пародонтология
Фармакология
Аптека
кровопускание
Физиотерапия
физиология
лечение заболеваний ног
предродовой
легочный
рентгенография
радиология
почечный
респираторный
ревматология
скелетный
Спинальная анатомия
Операция
токсикология
урология
ветеринарный
профессий
Управление воздушным движением
ASVAB
бритье
гребля
Косметология
электрик
Пожаротушение
огородничество
HVAC
Дизайн интерьера
Массажная терапия
военный
Пилотная лицензия
водопровод
Полицейская
Сварочная
Закон
MPRE
MBE
банкротство
Бар Экзамен
Предпринимательское право
Гражданский процесс
Конституционное право
Договорное право
Корпоративное право
Уголовное право
Свидетельство
Семейное право
Интеллектуальная собственность
Международное право
закон
Судебные разбирательства
Право собственности
Правонарушение
Трасты и недвижимость
Бизнес и финансы
Учет
экономика
финансов
Бизнес
Технологии и инжиниринг
Архитектура
биотехнология
Компьютерное программирование
Компьютерная наука
инженерия
Графический дизайн
Информационные технологии
Информационные системы управления
Еда и напитки
бармен
Готовка
Кулинарное искусство
питание
Изобразительное искусство
Искусство
История искусства
танец
Музыка
Другое изобразительное искусство
Случайные знания
астрология
Блэк Джек
Реабилитация Знаний
мифология
Национальные столицы
Люди, которых вы должны знать
Спортивные мелочи
Карты Таро
Семья — это группа людей, которые в большинстве случаев живут вместе. Они делятся своими деньгами и едой и должны заботиться друг о друге. Его члены либо генетически связаны (как брат и сестра), либо юридически связаны друг с другом, например, в браке. Во многих культурах члены семьи имеют одинаковую или похожую фамилию.
Семья в соответствии с католической доктриной рассматривается во многих статьях Катехизиса Католической Церкви, начиная со статьи 2201. [1]
Говорят, что семья — это самая маленькая единица общества, ее ядро. Семейная жизнь более приватная и интимная, чем общественная. Но в большинстве стран есть законы для этого. Например, существуют ограничения на вступление в брак в семье и запрет на сексуальные отношения с родственниками, особенно с детьми.
Три типа семьи: нуклеарная семья , семья с одним родителем и расширенная семья .
- Нуклеарная семья состоит из родителей и одного или нескольких детей, живущих вместе.
- Семья с одним родителем — это семья, в которой есть один родитель и один или несколько детей.
- Расширенная семья или Совместные семьи означает отца, мать, дочерей, сыновей, бабушек и дедушек, дядюшек, тетушек, двоюродных братьев, племянниц и племянников. Во многих странах, включая Китай, Пакистан и Индию, расширенные или совместные семьи традиционно живут вместе.
И «нуклеарную семью», и «семью с одним родителем» также называют «близкими родственниками».
Приемные семьи — это семьи, в которых ребенок живет и о котором заботятся люди, не являющиеся его или ее родителями.
Некоторые члены семьи связаны ближе друг к другу. Кровное родство — способ измерения этой близости.
Степень отношений | Отношения | Коэффициент отношения (r) |
---|---|---|
0 | идентичных близнецов; клоны | 100% (2 0 ) |
0 | человек индивидуальный | 100% (2 0 ) |
1 | мать / отец / дочь / сын [2] | 50% (2 -1 ) |
2 | сводная сестра / сводный брат | 25% (2 -2 ) |
2 | сестра / брат | 50% (2⋅2 -2 ) |
2 | 3/4-сестра / 3/4-брат | 37.5% (2 -2 +2 −3 ) |
2 | бабушка / дедушка / внучка / внук | 25% (2 -2 ) |
3 | сводная тетя / полудюшка / племянница / племянник | 12,5% (2 −3 ) |
3 | тетя / дядя / племянница / племянник | 25% (2⋅2 −3 ) |
4 | двоюродный брат | 6.25% (2 −4 ) |
4 | двоюродный брат | 12,5% (2⋅2 −4 ) |
4 | сески-кузен | 18,75% (3⋅2 −4 ) |
4 | двоюродный брат | 25% (4⋅2 −4 ) |
3 | прабабушка / прадедушка / правнучка / правнук | 12,5% (2 −3 ) |
4 | полуграннаут / полуднунуляк / полуб внучка / полуб внучатый племянник | 6.25% (2 −4 ) |
4 | величественная бабушка / внучка / внучатая бабушка / внучатый племянник | 12,5% (2⋅2 −4 ) |
5 | полу-удаленный | 3,125% (2 −5 ) |
5 | один раз удален | 6,25% (2⋅2 −5 ) |
5 | sesqui-однажды удаленный | 9,375% (3⋅2 –5 ) |
5 | дважды удаляется | 12.5% (4⋅2 −5 ) |
6 | двоюродный брат | 1,5625% (2 −6 ) |
Примечания :
,Определение семьи по Merriam-Webster
Чтобы сохранить это слово, вам необходимо войти в систему.
fam · i · ly | \ ˈFam-lē, ˈfa-mə- \1a : базовая ячейка в обществе, традиционно состоящая из двух родителей, воспитывающих своих детей, также : любая из различных социальных единиц, отличающихся, но считающихся эквивалентными традиционной семье, родительская семья
b : супруга и дети хочу проводить больше времени со своей семьей
2 : группа людей, живущих под одной крышей и обычно под одной головой : домохозяйство b : человек или группа людей, которые считаются производными от общего запаса : расаb : персонал высокопоставленного чиновника (такого как президент)
5 : группа вещей, связанных общими характеристиками: например,
a : тесно связанная серия элементов или химических соединений
b : группа почв со сходными химическими и физическими свойствами (такими как текстура, pH и минеральное содержание), которые составляют категорию выше ряда и ниже подгруппы в классификации почвc : группа родственных языки произошли от единственного исконного языка
6a : группа родственных растений или животных, образующих категорию выше рода и ниже порядка и обычно петь от нескольких до многих родов b в животноводстве (1) : потомки или линия конкретного особи, особенно какой-то выдающейся самки(2) : идентифицируемый штамм в породе
7 : набор кривые или поверхности, уравнения которых отличаются только параметрами
8 : единица преступного синдиката (такого как мафия), действующего в пределах географического района
2 : , предназначенного или подходящего как для детей, так и для взрослых семейные рестораны семейные фильмы
.