Пмпк комиссия что это такое в садике – что это такое в детском саду и школе

Содержание

что это такое? Педагогическая характеристика для ПМПК. Заключение ПМПК

Каждый человек за свою жизнь проходит довольно много различных комиссий, начиная с того момента, когда его осматривают при выписке из роддома. Далее ребенка ждет комиссия при поступлении в детский сад, школу, вуз и т.д. В данной статье хочется рассказать о ПМПК: что это такое и зачем это нужно ребенку.

Расшифровка

Сегодня множество слов или фраз зашифровывают для облегчения. Так получилось и в данной ситуации. Итак, ПМПК. Что это такое, т.е. как расшифровать аббревиатуру? Полностью это будет звучать так: психолого-медико-педагогическая комиссия (консультация, консилиум). Может возникнуть логический вопрос о том, почему существует несколько вариаций расшифровки? Все просто: нужно просто смотреть, относительно кого же данная аббревиатура применяется. Если говорят маме, что ребенку нужно пройти ПМПК, то это будет комиссия, если же речь идет о враче или учителе, который является ее членом, то последняя буква в аббревиатуре ПМПК расшифровывается как консилиум.

Цель

Итак, ПМПК. Что это такое, т.е. для чего существует данная комиссия? Главной ее целью является определение уровня развития ребенка, а именно выявление различных отклонений и назначение того или иного курса лечения или реабилитации. Комиссия имеет право консультировать родителей по поводу вопросов относительно не только физического, но и психического развития ребенка. Члены комиссии обязательно должны представить определенные выводы и дать рекомендации по дальнейшим действиям относительно данного ребенка или группы учащихся. Стоит также отметить, что работать ПМПК может для различного количества детей (не более 100 тысяч).

Состав

Важным моментом также является состав ПМПК. Комиссия состоит из различного рода специалистов, а также председателя (из области образования) и его заместителя (чаще всего специалиста здравоохранения). В состав комиссии в обязательном порядке должны входить следующие специалисты: психолог, различные врачи (например, педиатр, ортопед, ЛОР, окулист и т.д.), специальные педагоги (это могут быть логопеды, сурдопедагоги), социальный работник (а также социальный педагог), юрист. Также в состав могут включаться различные члены правления из областей здравоохранения и образования.

Стоит сказать, что специалисты не работают каждый сам по себе, это так называемая мультидисциплинарная команда, где все члены взаимосвязаны, и ребенок направляется исключительно к тому специалисту, который на данный момент ему необходим. Важно сказать, что помимо постоянных членов в данную комиссию могут быть приглашены и временные. Так, это может быть воспитатель ученика, представитель классного комитета, так называемое референтное лицо, т.е. тот из преподавателей, который может при необходимости «разговорить» ученика в силу своего авторитета. Почему же такая большая ПМПК? Комиссия именно в таком составе дает возможность ребенку (а также его родителям) пройти обследование в кратчайшие сроки, обойдя всех специалистов в одном месте. Это существенно ускоряет, облегчает и оптимизирует весь процесс.

Задачи

Разбираемся далее в аббревиатуре ПМПК. Что это такое и зачем данная комиссия нужна? Стоит уделить внимание такому важному моменту, как задачи, которые ставят перед собой специалисты. На первом месте находится выявление причин отклонений ученика (важный момент, который может в последующем предупредить возникновение и развитие подобных случаев). Также комиссия обязана предоставить практическое решение проблемы, с которой столкнулся учащийся (важно, чтобы в данный момент дезорганизация не распространилась на иных учащихся).

В обязательном порядке члены комиссии решают, как должен проходить процесс обучения у учащегося (или группы учеников), а также представить различные рекомендации его родителям или педагогам образовательного учреждения. Важным моментом является и то, что комиссия должна составить план работы ПМПК по коррекции процесса обучения.

Функции

Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько простых функций психолого-медико-педагогической комиссии. В первую очередь это диагностическая – определение причин, по которым у ученика возникли проблемы, рассмотрение его семейных и дружеских отношений, просмотр сведений о нем, его талантов и потенциала. Следующая очень важная функция комиссии – реабилитирующая. Так, специалисты должны как можно лучше сконцентрироваться и представить ученику различные выходы из данной ситуации: это может быть оптимизация процесса его обучения, семейная реабилитация, медицинские рекомендации и т.д. Ну и, конечно же, воспитательная функция, которая также присуща такому органу, как ПМПК.

Организация деятельности

Как же должна быть организована деятельность данной комиссии? Так, заседания чаще всего проводятся не регулярно, а по необходимости (в зависимости от ситуации или согласно подготовленности методических материалов по проблеме). Важно сказать, что заседание может быть собрано в экстренном порядке, а все, что происходит в момент работы комиссии, фиксируется секретарем в специальном протоколе. Все проводится в форме беседы, к которой специалисты готовятся заблаговременно. На заседании обговариваются различные способы оптимизации учебного процесса ученика или группы учеников, а также даются предварительные выводы и общие рекомендации по решению существующей проблемы.

Формы деятельности комиссии

Интересным моментом также является то, что формы работы ПМПК могут быть различными. Стоит сказать, что бывают как плановые (запланированные), так и внеплановые заседания (цель – экстренное решение проблемы). Что касается первых, имеет место быть классическая форма их проведения. Ей предшествует возникновение проблемы, для решения которой комиссия и будет собираться. Специалисты предварительно готовятся, на самом же заседании представляют определенные выводы и дают рекомендации.

Модернизированная версия проведения консилиума заключается в том, что все происходит в виде игры, где ребенку намного проще расслабиться. Выводы и рекомендации при таком варианте развития событий даются комиссией несколько позже. Также консилиум может быть собран в режиме «форс-мажор», когда требуется срочное решение проблемы и дело не терпит отлагательств. Стоит сказать о том, что сами заседания могут проводиться как в индивидуальной, так и коллективной формах, в зависимости от того, требует помощи один ученик или целая группа.

О детях

Почему и когда может проходить заседание ПМПК в школе? Так, детей на обследование могут направлять по заявлению самих родителей или по рекомендации органов образования, здравоохранения, социальной защиты. Важным моментом является то, что ребенок проходить данную комиссию может только с согласия родителей. Однако есть маленький нюанс: получать разрешение не требуется, если учащегося на комиссию направили по решению суда. В таком случае ребенка могут обследовать в присутствии обоих или одного из родителей.

Характеристика

Если ребенок направляется на прохождение обследования сотрудниками учебного учреждения, важным документом является педагогическая характеристика для ПМПК. Тут воспитатель (или руководитель класса) должен не только указать на недостатки ребенка, но и дать более развернутую картину его состояния. Важно указать на характер затруднений, написать о том, какие меры предпринимались, какова была на них реакция ученика. Данный документ не должен быть исключительно негативным. Важно также указать положительные стороны ребенка.

Характеристика на ученика на ПМПК может включать такие данные, как количество лет, проведенных в учебном заведении, отношения в семье ребенка, его личностная характеристика (общительность, склонности к наукам, умение находить общий язык с одноклассниками), также важно подать документы об успеваемости по различным предметам.

Алгоритм составления характеристики

Как правильно должна быть составлена характеристика на ученика на ПМПК? Так, данный документ имеет свою определенную форму, где обязательно указываются все необходимые данные. В самом начале пишут Ф.И.О. ученика, заведение, где он проходит обучение, класс. Сам же текст может начинаться с информации о том, какая семья у ребенка, насколько она благополучна, какой формы воспитания придерживаются родители. Далее последует разъяснение нюансов учебной деятельности ребенка. Педагог обязательно должен рассказать о том, насколько ученик быстро и качественно усваивает знания, какое у него мировоззрение и общее развитие, соответствует ли оно данному возрасту.

Далее следует более подробное разъяснение по основным предметам обучения. Если это первоклассник, должно быть описано, насколько ребенок знает математику, умеет ли читать, как пишет. Если это старшеклассник, разъяснения будут более общими. Должно быть указано, к каким предметам есть склонности, какие труднодоступны и тяжелы в изучении. Особое внимание должно быть уделено процессам мышления, особенностям памяти, иным навыкам. Также очень важно дать эмоционально-личностную характеристику ученика. При необходимости образец характеристики на ПМПК преподаватель может взять в методкабинете, где ему должны представить полную информацию о данном документе, а также о правильной форме его составления.

Обследование

Ребенок, направленный на ПМПК, может проходить медицинское обследование. Для этого будут задействованы такие специалисты, как офтальмолог, отоларинголог, невропатолог, психиатр и обязательно психолог. Именно по решению врачей будет составлено медицинское заключение касательно определенного ребенка. Психолого-педагогическое обследование должно выявить различные психологические особенности развития ученика (навыки общения, самообслуживания, характер игровой деятельности и т.д.).

Дошкольники

Перед школой ребенок также должен быть направлен на обследование описываемой комиссией. Для этого ему понадобится характеристика для дошкольника на ПМПК, которую должны предоставить воспитатели детского сада, где ранее обучался малыш. Она может стать центральным звеном в характере обследования малыша. Однако при этом сама комиссия должна выявить уровень готовности ребенка к школе – определить уровень его умственного, эмоционального и физического развития, ведь малыш должен на этом этапе уже обладать некими знаниями об окружающем мире, иметь смекалку и основы логического мышления, способность запоминать. Также он должен уметь контролировать позывы своего тела, самоорганизовываться. Если ребенок уже учился в школе, комиссия должна определить причины, по которым у него возникли те или иные трудности. Обязательной опять же будет характеристика на ПМПК (1 класс, второй или пятый – не столь важно, данные там будут все равно приблизительно одинаковые), на основе которой члены комиссии смогут сделать предварительные выводы.

Документация

Если ученику необходимо обследование ПМПК, стоит знать, что родителям необходимо собрать пакет определенных документов. Для каждого особого случая он будет разным, однако обязательно включает копию свидетельства о рождении ребенка, копии паспортов родителей, документ, который подтвердит место жительства ученика, различные бумаги, подтверждающие, например, инвалидность – это так называемый гражданский комплект. Также понадобится педагогический комплект, в который обязательно входит характеристика ребенка на ПМПК, ксерокопия личного дела учащегося, возможно, понадобится предоставление некоторых рабочих тетрадей (особенно это касается учеников начальной школы).

Необходимы и медицинские документы, такие, как выписка педиатра, а также заключение медкомиссии. В особых случаях могут понадобиться, например, аудиограмммы (если у ребенка нарушение слуха) или особые заключения при таком заболевании, как ДЦП.

Протокол заседания ПМПК

Важным документом является сам протокол ПМПК, в котором должно быть зафиксировано все, что происходило на заседании. Так, он имеет свою стандартную форму. Начинается он с даты проведения и перечня всех тех специалистов, которые при этом присутствовали (поименно и под роспись). Далее следует повестка дня, где кратко описываются все вопросы, которые подлежат рассмотрению. Основная и самая важная часть протокола – описание прохождения самого заседания (фиксируется практически все, что было сказано). Завершается протокол решениями комиссии, ее предложениями и рекомендациями. В самом конце все фиксируется подписями председателя и секретаря. Стоит сказать, что сам протокол является официальным документом, он длительное время сохраняется в архивах.

Заключение

Очень важным документом является заключение ПМПК. Именно в нем содержатся все результаты проведенного обследования, которые могут послужить официальным основанием для направления ученика в образовательные учреждения специального типа. При этом сами члены комиссии обязаны сохранять конфиденциальность. Если же родители не согласны с решением комиссии, им может быть предоставлено право замены некоторых специалистов (в компетенции которых они сомневаются), а также выбора иного экспертного учреждения. При необходимости решение комиссии может быть обжаловано в суде (гражданское судопроизводство). Стоит также сказать, что только заключение ПМПК (городской, районной, областной) дает основание для направления или перевода ребенка в специализированное учебное заведение.

Алгоритм составления

Стоит казать, что такой документ, как заключение ПМПК, является фиксированным, он не имеет свободной формы. Так, в самом начале приводится общее заключение консилиума касательно определенного ученика. Тут будет небольшое досье на ребенка (Ф.И.О., класс обучения, образовательное учреждение, домашний адрес), далее последует такой пункт, как причины направления на ПМПК, сюда могут включаться также жалобы родителей или преподавателей ученика, не менее важным является мнение классного руководителя относительно этого ребенка. Далее к документу отдельно будут прикреплены заключения различных специалистов, которые проводили обследование. В конце представляется общее заключение консилиума, а также рекомендации, которые дают его члены. Все фиксируется подписями и печатью.

Заключения специалистов

Итак, произошло представление на ПМПК, ученик прошел все обследования, в конце каждый специалист дал свое заключение. К общему заключению будет обязательно прикреплено заключение психолога, который должен рассказать и психоэмоциональном развитии ученика, о его межличностных отношениях, а также об иных важных аспектах развития. Свое заключение также обязательно должен представить педагог, который даст краткую характеристику ученика, основываясь на его успеваемости по различным предметам. Подобный документ оформляет и врач-педиатр консилиума, его может по необходимости представлять логопед, дефектолог или иные специалисты (в зависимости от проблемы ребенка).

Документ каждого отдельного специалиста в обязательном порядке имеет такой пункт, как рекомендации, где должны быть перечислены способы решения имеющейся проблемы в каждом отдельно взятом случае.

Выводы

Бывают ситуации, когда ребенок направляется на комиссию более высокого уровня. Это может произойти в том случае, когда члены сформированной ПМПК не придут к единому решению. Такое развитие событий возможно и в том случае, когда родители не согласны с решением комиссии и не собираются его принимать. В таком случае решение ПМПК может быть передано в районную или областную комиссию. Только после дополнительного исследования заключение может быть возвращено в образовательное учреждение или отдано родителям.

fb.ru

Ребенку трудно в саду или школе: почему не стоит бояться «комиссии» (ПМПК)

«Вашему ребенку надо на комиссию», «Вы не справляетесь, нужна спецпрограмма» — любая мама расстроится, услышав такое в школе или детском саду. Но вряд ли удивится: кто-кто, а мамы обычно хорошо знают своих детей. Правда, в семье часто не придают значения особенностям сына или дочки, списывая плохое поведение и даже отставание на индивидуальность. Но наступает время идти в садик или школу, и тут «непростого» ребенка могут попросить пройти ПМПК — психолого-медико-педагогическую комиссию. Зачем она нужна, чем грозит и есть ли у нее альтернативы?

Мой Валера — как раз из таких «трудных» детей. Он был спокойным только в младенчестве: ел и спал, рассматривал игрушки и улыбался. Все изменилось спустя полгода. Как только Валера научился передвигаться самостоятельно, его было уже не остановить. Он расшатывал прутья манежа и выпрыгивал на пол. Ползком подталкивал стул к шкафу, чтобы залезть с одного на другое. Его не привлекали книжки: когда я начинала читать, он сразу же уползал по своим делам. Игрушки тоже не могли надолго завладеть его вниманием. Сын любил играть со скалками и дуршлагами, но и с ними в руках он продолжал двигаться. На детской площадке я бегала за еще неходячим малышом по всем сооружениям, прикидывая, как бы сопроводить его до съезда с горки и тут же поймать внизу. После года в огромную проблему превратилась дорога куда бы то ни было. Сын мог мгновенно рвануть к чему-то интересному, не разбирая пути, а если я везла его в коляске — расслаблял ремни и пытался выпрыгнуть. Десятиминутный путь к магазину превращался в спортивную тренировку. Я бегала, ловила, удерживала и, конечно, носила «груз», постоянно пытавшийся вырваться.

Неврологи говорили, что в этом возрасте такое поведение может быть вариантом нормы. Что если продолжится после трех (четырех, пяти) лет — можно говорить о СДВГ. Что нужно попить ноотропы и успокоительное. Они были правы. Нам повезло и с районной поликлиникой, и с частными специалистами. Другое дело, что уже тогда стоило сходить вместе с Валерой к психологу или психиатру. Если нет физических причин для странного поведения — должны же быть какие-то другие. Но тогда мне представлялось, что нам пока рано. Я бегала за сыном и ждала эффекта от лекарств. Он был. После одного курса мы смогли возить Валеру в коляске, не удерживая его на ходу от внезапного прыжка. После второго стали спокойно ходить за ручку. Успокоившись, он стал слышать и понимать, что ему говорят. Понемногу объяснять, что хочет сам.

Параллельно мы готовились к детскому саду. Осваивали горшок, налаживали режим. Ходили в группу кратковременного пребывания (ГКП) с двух лет. Там Валерий освоился быстро. Правда, он ни с кем не общался, занимался только игрушками. К тому же в ГКП мы приходили пару раз в неделю на 2-3 часа в день. Но я надеялась, что благополучие в ГКП предвещает быструю адаптацию и в детском саду.

В младшую группу Валера пришел после летнего перерыва. Он уже почти обходился без подгузников, спокойно ходил за ручку, что-то понимал и что-то объяснял сам. Скоро ему исполнялось три года. В первое утро в садике он удивил всех отсутствием слез. Пока другие дети рыдали и цеплялись за мам, он молча позволил себя переобуть и вошел в группу. «Мы ходили в ГКП», — похвасталась я и убежала. На первый садовский день у меня была масса планов. Хотя я подозревала: что-то может пойти не так. Валерино молчание было не спокойным, а скорее напряженным. Но мне не хотелось думать о трудностях. В конце концов, я доверила его профессионалам! Привела в садик!

Забирать садовских новобранцев нужно было после обеда. Мамы и папы сидели на лавках в окружении нарисованных птичек и машинок. За дверью раздавался стук ложек и какое-то бессвязное причитание. В конце концов дверь открылась, и воспитательница вывела Валеру. Его лицо было искажено не то испугом, не то каким-то страданием. Он то и дело всхлипывал. Педагог была в похожем состоянии. За все эти полдня Валера не проронил ни слезинки. Но всхлипы и нытье продолжались все время. Кроме того, в эти часы Валерий продемонстрировал худший вариант своего поведения. Он запрыгивал на подоконники и бегал по группе, сшибая других детей. На прогулке подлез под забор и чуть не убежал (а забор в нашем садике хороший). Воспитатель сказала что-то нейтральное про адаптацию, но ее голос и лицо выдавали то, как Валерий ее утомил.

Потянулись одинаковые дни: вечером дома мы «отводили в садик» мягкую собачку или солдатика, а потом «забирали его домой» — невредимого и радостного. Утром говорили о том, что все идут на работу, а Валерий — в садик. Спокойно добирались до учреждения. Валера молча, с тяжелым лицом входил в группу. Днем я забирала его — икающего и красного. У воспитательницы, близкой к нервному срыву. Другие спокойно оставались на сончас и до вечера, играли, занимались. А Валерий бушевал. Срывал сончас, кидался едой, выпивал свой и соседский компот, не обращая внимания на запреты. О занятиях с ним речи не шло. Когда все учились считать, перевозя в игрушечном грузовике то одну, то три морковки, Валерий просто катал грузовик взад-вперед, стучал им об пол и раскидывал пластмассовые овощи. И это считалось удачным вариантом: он хотя бы не мешал другим. Не сказать, чтобы меня это удивляло. Я понимала, что с Валерой бывает трудно справиться даже дома. Но ситуация зашла в тупик. Я ждала помощи от педагогов. Думала, что они найдут подход, заинтересуют, угомонят. А получилось наоборот: в садике Валера вел себя даже хуже. Но педагоги и правда не бездействовали: Валерия взяла под наблюдение психолог, наш случай она обсудила на каком-то совещании, где опытные коллеги посоветовали ей отправить нас на ПМПК.

Психолого-медико-педагогическая комиссия определяет условия обучения детей с самыми разными проблемами. Это может быть и серьезная болезнь, и просто особенности поведения. ПМПК может сменить учебную программу, предложить специальные учебные материалы (к примеру, с крупным шрифтом) или ввести дополнительные занятия. Иногда на ПМПК отправляются за чем-то простым и очевидным — для того чтобы детский сад или школа получили право оказывать ребенку нужную помощь, тратить на это рабочее время и бюджетные деньги. Заключение ПМПК необязательно для исполнения родителями, решение комиссии можно оспорить, а можно просто не приносить документ в садик или школу. Но иногда родители сами стремятся получить более серьезное заключение, чтобы реабилитация для ребенка была шире.

Но сразу решиться на этот шаг трудно, — если плохо понимаешь, что это такое, а ребенок относительно здоров. Первой о возможности пойти на комиссию мне сказала наша воспитательница. Она объяснила, что по итогам ПМПК нам могут предоставить тьютора. Это сразу вызвало у меня сомнения: я много слышала о тьюторах и знала, что чаще всего они работают в школах и добиться их присутствия в детском саду непросто. Поэтому я подумала, что от Валерия хотят избавиться. Его признают неуправляемым, повесят ярлык, с которым потом не возьмут в школу. Зато воспитатели будут спокойно работать с другими, тихими и обучаемыми детьми. Меня это не устраивало. Хотя я с пониманием относилась к тому, что в саду не смогли сразу справиться с таким сложным «клиентом», как мой сын. Я была готова перевести его в другой садик — но по своему выбору, а не по решению какой-то комиссии.

Мы с Валерием побывали у наших неврологов, снова пропили какие-то лекарства. Сходили к платному психиатру и психологу по совету друзей. Психиатр, как показалось, опирался только на мои предположения и мало смотрел на Валеру. Консультация психолога оказалась, наоборот, очень полезной. Я прочитала километры мамских форумов на тему ПМПК. Там было много таких, как я. Новички пугались, обижались на педагогов, посылающих их «на комиссию», опасались последствий. А вот среди тех, кто уже был на ПМПК, расклад был другим. Отзывы чаще попадались позитивные. Те, кто остался недоволен, жаловались в основном на слишком «легкие» заключения. Например, комиссия решала, что у ребенка все хорошо и ему не нужны дополнительные занятия или особые условия. А родители хотели эту помощь получить. Ни о каком навешивании ярлыков и «шитье» диагнозов речи не шло. Потом я поняла, что в ПМПК вообще нет ничего особенного. Комиссию проходят многие по разным причинам. В любом садике таких детей может быть не один и не два.

Одновременно мы бурно обсуждали эту тему в семье. Бабушки были против комиссии: ребенок без особенностей, пусть педагоги справляются. Муж, как и я, сомневался. Так продолжалось несколько месяцев, пока не наступило лето. А в начале следующего учебного года мне снова напомнили про ПМПК. Психолог детского сада объяснила ситуацию подробно: из-за поведенческих проблем Валерий не развивается в соответствии со своим возрастом. Он не слушает сказки, не лепит из пластилина и не складывает слоги, хотя буквы знает давно. Во время занятий он прыгает по группе или сидит, увлеченный своими делами. В детском саду все это приемлемо, но если ничего не делать, то такое поведение сохранится и в школе. И тогда уже от моего выбора будет мало что зависеть.

Я согласилась отвести Валерия на комиссию. В семье единства по этому поводу не было, но я решила действовать на свое усмотрение. Даже если нам потребуется спецучреждение — пусть коррекция начнется уже на этапе детского сада, а не в школе. Мое решение подкреплялось и собственными школьными воспоминаниями. Наверное, в каждом классе были свои хулиганы и двоечники, которые не учились, плохо себя вели и мешали другим. Были такие и у нас. Их никуда не отправляли: тянули, вручали троечный аттестат и выпускали в никуда. В крайних случаях признавали необучаемыми и ставили родителей перед этим фактом.

ПМПК принимает решение с учетом состояния здоровья ребенка, его развития и поведения. Детский сад или школа дают характеристику со своей стороны. В нашем случае ее составляли логопед и психолог, в документе было подробно описано поведение Валеры, отношения с детьми, качество речи и так далее. Кроме того, нам предстоял большой медосмотр в поликлинике. В некоторых случаях врач работает в составе комиссии (не знаю, от чего это зависит). Но понятно, что всесторонне обследовать малыша прямо на комиссии нельзя. Поэтому родители приносят из районных поликлиник заполненные бланки медосмотров. Такой осмотр построен вполне логично. Лор оценивает остроту слуха, чтобы понять: вдруг «трудный» воспитанник просто не слышит просьбы педагогов? Офтальмолог проверяет зрение, ортопед указывает, требуются или нет спецусловия по его части…

На осмотр ушло два дня: у нас была возможность записаться к нескольким врачам подряд. Переходя из кабинета в кабинет, я слушала одно и то же: «Зачем ПМПК?», «Мальчик имеет право хулиганить!», «А он обязан слиться с толпой?», «Перерастет!». У нас хорошие врачи, внимательные к детям и снисходительные к мамам-паникершам. Но только не в этом случае. В каждом кабинете мне приходилось объяснять, что ни в какой «садик закрытого типа» я его не отдам, с ним просто позанимается психолог, что случай и правда сложный… Только неврологу не пришлось ничего рассказывать. Взглянув на Валерия, она заполнила свою строчку в бланке осмотра, одновременно назначив еще пару лекарств и одно обследование.

Особым этапом был прием психиатра. У платного психиатра мы уже были. Устно он назвал несколько отклонений и дал рекомендации, но как такового диагноза не поставил. Впрочем, для комиссии это не имело значения: ПМПК принимает только заключение психиатра по месту жительства ребенка. Согласиться на такой осмотр было не легче, чем вообще на прохождение ПМПК. Я не любитель стереотипов о том, что «разбираться не будут, поставят на учет» и «через 20 лет не возьмут на работу». Но речь шла о судьбе сына — рисковать не хотелось. Я обзванивала департаменты и всевозможные управления, чтобы мне разрешили принести заключение из частного центра. Как выяснилось, правила действительно требуют, чтобы ребенка осмотрел именно психиатр по месту жительства. Или врачи из еще двух крупных московских больниц, которые могут давать документы для ПМПК жителям всех районов столицы. Мы обратились в один из крупных центров, где молодой доктор внимательно осмотрела Валеру и поставила диагноз «задержка психоречевого развития». Это было правдоподобно и не пугало. На руки нам выдали документ на листе А4, но ничего не указали в бланке осмотра ПМПК, сказав, что не имеют на это право. Разбираться уже не было сил и времени. В тот же день я узнала, где принимает наш участковый психиатр, и мы сходили еще и к нему. Осмотр у районного доктора занял не больше десяти минут. Мы получили справку с тем же диагнозом, что и в предыдущей «крупной» больнице. И — наконец-то — отметку в бланке медосмотра.

Кстати, в отличие от других врачей, психиатр указал в общем бланке только дату осмотра и поставил штамп. Диагноз он написал на отдельном листе. Как мне потом объяснили, мама может не показывать этот лист в поликлинике или где-то еще. Но надо понимать, что тогда в назначениях ПМПК могут быть не учтены какие-то потребности ребенка.

На ПМПК мы попали далеко не сразу: очередь была расписана на пару месяцев вперед. Об этом нас предупреждали в детском саду, советуя не затягивать с документами. Специалисты из садика очень серьезно отнеслись к нашему делу. Отвечали на все мои вопросы, советовали, на что обратить внимание комиссии. Накануне комиссии, о которой я, конечно же, помнила, мне прислали смс с напоминанием и напутствием: «Не переживайте». Я уже не переживала: начиталась разных материалов и была настроена позитивно. Правда, я немного волновалась насчет того, как все будет проходить. Мне представлялся помпезный кабинет в стиле советских начальников, где за дубовым столом будут сидеть суровые тети и дяди. В такой обстановке не хотелось «выглядеть дураками». Возникало естественное желание представить своего ребенка самым умным и развитым, что входило в некоторое противоречие с тем, для чего мы все это затеяли.

На деле все оказалось гораздо проще. Помещение, где работала комиссия, изнутри напоминало поликлинику: длинный коридор с кабинетами. Диваны и кулер, большой игровой уголок, на дверях комиссий таблички «Ведется аудиозапись». Прием шел одновременно во всех кабинетах, посетителей вызывали по очереди, исходя из времени записи. Детей было очень много, разного возраста и в разном состоянии. Все они сидели спокойно: играли, разговаривали по телефону, спали. Только Валерий без остановки носился по коридору. Во избежание истерик я объяснила ему, что тети поговорят с ним и решат, какие игры устраивать для него в садике. Но в очереди он все равно волновался, а в кабинете и вовсе оцепенел. Нас ждали три женщины: одна за компьютером и две — у детского столика, где лежали разные картинки, таблицы и игрушки. Валерий испугался и ринулся к дверям. Я вернула его за столик. Он стиснул зубы и стал смотреть в пол, не отвечая на приветствия или вопросы. На меня посмотрели с сочувствием и тревогой: «Он хоть что-нибудь говорит?». «Еще как! Сейчас просто волнуется», — сказала я и тут же пожалела про свое «еще как». Вспомнила истории с мамских форумов о ПМПК: переоценят развитие ребенка — могут «недодать» в реабилитации. Но все прошло хорошо. Педагоги нашли подход к Валере, и он показал себя таким, какой есть, — не умнее и не глупее.

Комиссия пришла к выводу, что Валере нужны занятия с психологом и логопедом. Заверенного заключения нужно было ждать неделю, но его проект мне показали сразу. Мне объяснили, что сыну могут пригодиться еще и занятия с дефектологом. Но для этого нужно будет еще раз пройти ПМПК, если мы увидим такую необходимость. Как мне рассказали в садике, дефектолог мог бы помочь Валерию в освоении всего, чему другие дети учатся на общих занятиях. А это не только лепка и рисование, но и, например, основы математики и чтения. Конечно, это было бы очень полезно. Но начать решено было с того, что комиссия уже назначила.

Для меня в повседневной жизни ничего не изменилось. Я так же привожу ребенка в садик и прихожу за ним вечером. Как и раньше, узнаю новости от воспитателей, иногда встречаюсь с психологом и логопедом. Они, кстати, занимались с Валерой и до комиссии. Но программа от ПМПК позволила им работать с ним системно, много времени уделяя только ему и его индивидуальным потребностям. Я все чаще стала слышать дома рифмовки и целые стишки, сын научился пересказывать произошедшее с ним за день. Ведь еще недавно на вопрос «Что было в садике?» он отвечал что-то типа «суп» или «гуляли». Появились фразы, предложения, а потом и более развернутые «спичи». Теперь Валерий не только отвечает на вопросы или требует чего-то, но и комментирует, высказывает мнение, даже делает замечания! Изменилось и поведение в садике. А дома Валера все больше становится помощником и интересным собеседником.

Кстати, нам стали давать и упражнения на дом: мы отрабатываем построение фраз и пересказываем тексты. Приходится посидеть над этим, но мне так даже проще. Раньше я тоже пыталась читать сыну или играть с ним в полезные игры, но попытки редко были удачными, а сил отнимали больше.

Недавно мы были в небольшом отпуске. Ездили в город, где уже отдыхали в прошлом году. Год назад Валера говорил больше ситуативно. Он не рассуждал и, казалось, ничего не запоминал. Вел себя тоже не очень — отдыхалось трудно. А в этом году он неожиданно вспомнил прошлогоднюю поездку. В кафе показывал столики, за которыми сидел в прошлый раз. Даже рассказывал о своих шалостях и капризах, которые год назад выглядели не вполне осознанными.

Все дети растут и меняются. Но то, как развивается Валера, — результат не только взросления, но и постоянных занятий. За неполный учебный год он совершил огромный рывок, удивив всех. Я рада. Но жалею, что не решилась на прохождение ПМПК в младшей группе, когда мне предложили это в первый раз. Вспомнила то время недавно, услышав разговор на детской площадке: одна мама жаловалась другой, что их уговорили пройти «какую-то комиссию», она согласилась, а потом узнала, что придется посетить психиатра, и вот теперь отказывается…

Что делать, если вам предлагают показать сына или дочь комиссии? Пожалуй, все случаи индивидуальны. Но для себя я сделала несколько выводов:

— Не спешите отказываться от ПМПК. Подумайте: есть ли у малыша реальные проблемы? Это может быть не только плохое поведение, но и, например, сильная близорукость, когда нужны специальные книжки и печатные материалы.

— Сразу выясните, что детский сад или школа хочет получить от ПМПК и что это даст ребенку.

— Почитайте отзывы о работе ПМПК в вашем городе. Определите возможные спорные ситуации и продумайте пути их решения. Если нужно, обзвоните профильные учреждения и все уточните.

— Не слушайте тех, кто будет пугать вас «ярлыками» и «диагнозами». Встреча с психиатром в четыре года не помешает ребенку в 18 поступить в вуз. А вот если четырехлетка плохо разговаривает, то ему грозят как минимум трудности в начальной школе.

— Помните: вы можете требовать исполнения назначений ПМПК в любом садике или школе на ваш выбор. Заключение комиссии обязывает учреждение, к примеру, принять на работу нужного специалиста, если его нет. Но в жизни бывает по-разному, и иногда проще перевести ребенка туда, где работа по вашему профилю уже налажена.

— Сейчас направления на ПМПК дает поликлиника, оформляет их участковый педиатр. Приносите педиатру все документы, которые вы получаете в детском саду или на осмотрах врачей. Тогда в направлении будут учтены все потребности ребенка. Некоторые документы можно показать комиссии отдельно, но нет гарантий, что их смогут учесть в рекомендациях.

— На комиссии (как и на осмотрах врачей) комментируйте поведение ребенка. Рассказывайте, как он обычно себя ведет. Врачи и педагоги видят малыша совсем недолго, и иногда такие пояснения очень нужны.

— Когда рекомендации ПМПК получены, обсудите их выполнение со специалистами детского сада или школы. Попросите сообщать вам, как идет дело. Узнайте, что вы можете делать дома. От работы на этом этапе зависит то, как ваш ребенок будет развиваться и учиться, как он сможет построить свою жизнь.

Анна Щербинина

www.matrony.ru

особенности деятельности, отличие от ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)

В настоящее время в образовательных учреждениях действует стандарт инклюзивного образования, доступного для всех граждан, в том числе с особыми потребностями. Очевидно, что при такой концепции огромная роль отводится работе психологов. Они буквально являются связующим звеном между всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Но в то же время одной работы психолога недостаточно, тогда и решили объединить в отдельный орган психологов, медиков и педагогов. Так и возникли психолого-медико-педагогические консилиумы.

Что это такое

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) – орган, функционирующий в образовательной организации для решения проблем учебно-воспитательного процесса, развития и адаптации учеников и воспитанников. В условиях ПМПк специалисты выполняют свои должностные обязанности.

Заседания ПМПк бывают как плановые (определяются заведующим организацией), так и внеплановые. Для плановых темы подбираются заранее (например, «адаптация первоклассников»). Для внеплановых темой служит какая-то неблагоприятная ситуация в школе или детском саду. Потому можно по-другому назвать их классическим и экстренным консилиумом.

Информация от классного руководителя, школьного врача, педагога-психолога, социального педагога позволяет составить общее и полноценное представление о конкретном ребенке, классе, параллели, группе для составления эффективного плана всесторонней помощи.

ПМПк школы и дошкольного учреждения по сути не отличаются. Разница только в нормативной базе и составе специалистов консилиума. Но что касается целей, задач, функций и проведения – они одинаковы.

Цели ПМПк

Главная цель консилиума – обеспечить диагностику, коррекцию и психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенку, исходя из возможностей и условий образовательной организации, потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, его нервно-психического и соматического состояния.

Задачи ПМПк

ПМПк решает 8 задач:

  1. Выявление и ранняя диагностика нарушений развития ребенка.
  2. Оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательной программы и (или) адаптации к организации.
  3. Профилактика перегрузок (физических, психических, эмоциональных), переутомлений и срывов у детей.
  4. Определение потенциала ребенка в плане развития.
  5. Выявление причин и особенностей проблем в поведении или развитии.
  6. Определение причин дезадаптации в школе или детском саду.
  7. Составление индивидуальной программы сопровождения. Письменное «ведение» ребенка, фиксация его состояния, уровня школьной успешности, отслеживание динамики от программы.
  8. Корректировка программы при необходимости, определение ее продолжительности и средств реализации в рамках данного образовательного учреждения.

Принципы деятельности ПМПк

  1. Индивидуализация, то есть уважение личности ребенка и ориентация на его положительные качества.
  2. Системность, то есть оценка проблем в контексте других явлений и условий школы.
  3. Гуманизм, то есть предоставление возможности каждому ребенку раскрыть потенциал и самореализоваться.
  4. Профессионализм в оценке состояния ребенка и классификации его динамики.

Функции ПМПк

Из описания сути ПМПк, его целей и задач мы видим, что орган выполняет воспитательную, реабилитационную (социализирующую) и диагностическую функцию.

При диагностике важно не только определить состояние ребенка, но и выявить главные факторы (детерминанты) его развития, социальную ситуацию развития (условия проживания и характеристики семьи).

Индивидуальная воспитательная программа может носить:

  • лечебный;
  • контролирующий;
  • дисциплинирующий;
  • коррекционный;
  • коррекционно-развивающий характер.

Реабилитационная функция предполагает не только помощь в социализации, но и защиту ребенка от неблагоприятных семейных или образовательных условий.

Как проходит ПМПк

На ПМПк ребенку предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий. Программа диагностики подбирается в соответствии с возрастом и предполагаемым или известным диагнозом ребенка.

Цель диагностики – проверить познавательное развитие ребенка, уровень развития мышления, памяти, внимания, речи, интеллекта и так далее. Беседе с самим ребенком отводится главная роль.

  • Дошкольника могут попросить рассказать о себе и семье, домашних животных, показываемых ему предметах (форма, цвет, размер), составить рассказ по картинкам, классифицировать вещи и так далее.
  • Школьника могут попросить прочитать и пересказать текст, спросить про семью, отношения с ровесниками, увлечения и интересы.

ПМПК и ПМПк

Несмотря на схожесть в аббревиатурах психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – совершенно разные по задачам, деятельности и структуре организации. Общая у них только цель – помочь детям с отклонениями в развитии или проблемами в адаптации.

  • ПМПК обеспечивает коррекцию развития (физического или психического) ребенка, консультирует родителей, педагогов и других заинтересованных лиц по вопросам работы с такими детьми.
  • ПМПк проводит диагностику детей при поступлении в детский сад или школу, консультирует родителей, готовит пакет документов на ребенка для ПМПК, обеспечивает психолого-педагогическую поддержку и сопровождение.
  • ПМПК – независимая самостоятельная организация, функционирующая в районе. ПМПк не имеет самостоятельного юридического статуса, функционирует в рамках одной конкретной образовательной организации. Множественные консилиумы подчинены одной комиссии.
  • Получается, что ПМПК и ПМПк функционируют на совершенно разных уровнях: на государственном и на локальном.
  • Отличается и состав. В ПМПК, как правило, входит заведующий, социальный работник, врачи (психиатр, невропатолог, окулист, педиатр, ЛОР), дефектологи, психолог, юрист или другие заинтересованные работники. В состав ПМПк входит завуч школы и директор (руководитель ДОУ), медсестра, психолог, логопед и другие дефектологи, учителя из коррекционных классов.
  • ПМПК изучает всех детей района, перераспределяет их по образовательным учреждениям. ПМПк изучает группы из одного образовательного учреждения или конкретного ребенка: его особенности внимания, памяти, речи, мышления, уровень развития общих способностей; разрабатывает индивидуальную программу сопровождения, согласно возможностям ребенка; организует профилактику физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных стрессов; выдает письменное заключение о состоянии здоровья ребенка для ПМПК.
  • ПМПК проводится для ребенка единожды, одноразово определяет его маршрут образования и сопровождения. ПМПк проводится несколько раз: не только для диагностики, но и для отслеживания динамики. ПМПк работает круглогодично и выявляет еще и трудных детей с проблемным поведением, детей группы риска.
  • ПМПК более серьезная организация, контролируемая государством. Ее деятельность возможна только там, где детское население равно минимум 40 тысячам. ПМПк может быть организовано в любой школе.

Несмотря на все отличия ПМПК и ПМПк, есть у них нечто общее, кроме цели. Речь идет о том, что заключение каждой организации носит рекомендательный характер. ПМПК и ПМПк рекомендуют родителям, куда лучше отдать ребенка и как лучше с ним работать, но финальное решение – за родителями (законными представителями).

Что именно из этого важно родителям: решение, заключение комиссии или консилиума – не приговор, не диагноз, не ограничение действий. Потому если родители не согласны с предложенным маршрутом развития ребенка, то могут просто отказаться, проигнорировать рекомендации. Не нужно ничего оспаривать, бегать по учреждениям. Но в то же время важно помнить, что вся ответственность за дальнейшую жизнь ребенка, его психофизиологическое и психологическое развитие ложится полностью на родителей.

С другой стороны, ПМПк и ПМПК позволяют избегать навешивания ярлыков. К сожалению, не все педагоги – современные Макаренко, отчего порой трудным они считают чуть ли не каждого второго ребенка. Отстоять честь своего ребенка родители могут как раз таки через ПМПк. Равно как и наоборот.

Так или иначе, ПМПк – находка для родителей, детей и педагогов, упрощающая им жизнь. Работая в комплексе, специалисты оказывают максимально эффективную и быструю помощь семье.

Узнайте из видео об особенностях сотрудничества родителей и ПМПк из рук специалистов и участников консилиума на примере московского центра дополнительного образования.

psychologist.tips

ПМПК комиссия, что это такое, когда назначается, документы, процесс

Автор статьи

Ведущий юрист

Случается такое, что у ребенка возникают проблемы в обучении, общении со сверстниками, общем развитии. В таком случае родители могут услышать от педагогов и психологов, что их чаду нужно пройти психолого-медико-психологическую комиссию. ПМПК комиссия, что это такое может возникнуть вопрос, нужно ли вообще отправлять ребенка на подобный консилиум. Разобраться в этом следует детально, чтобы понимать, что будет происходить.

Что это такое и зачем нужно?

ПМПК – это комиссия, в процессе которой выясняется есть ли у исследуемого специфические диагнозы и непреодолимые проблемы в учебы по стандартной школьной программе. Зачастую подобными диагнозами являются:

  1. Умственная отсталость.
  2. ЗПР – задержка психического развития.

Важно! На подобное обследование отправляют детей дошкольного возраста  школьников с 1 по 4 класс. В таком возрасте уже можно определить существуют ли препятствия для обучения, какие они.

На ПМПК отправляют учителя, заучи, даже сами родители, если видят неладное в поведении и состоянии ребенка, хотя такое случается редко. На ПМПК могут этот диагноз подтвердить, опровергнуть, установить. Удается получить в ходе прохождения заданий ответы на такие вопросы:

  • Сможет ли продолжать/начать обучение по общеобразовательной программе школы.
  • Потребуется ли дополнительные занятия с репетитором, корректологом, психологом.
  • Что делать родителям для того чтобы помочь и устранить/уменьшить проблемы определенные в ходе проверки состояния.
  • Какое обучение и программа подойдет именно для этого исследуемого.

Часто, когда родителям рекомендуют прохождение такой комиссии они отказываются. Причина тому незнание и непонимание того что на ней происходит, ее последствий. Родители далеко не всегда могут увидеть и понять, что в обучении их ребенка есть проблемы. Если вовремя не начать работу с проблемой, а первым делом определить ее то в дальнейшем корректировка может не помочь. Поэтому прежде чем отказываться, следует понять, что происходит во время ПМПК, и какие ее последствия.

Кто входит в комиссию?

Еще один важный момент, кто же входит в состав комиссии. В ней могут быть:

  1. Педагог-психолог.
  2. Дефектолог необходимого профиля.
  3. Если ребенок слепой, то тифлептолог.
  4. Сурдопедагог для ребенка, страдающего глухотой.
  5. Логопед.
  6. Педиатр.
  7. Невролог.
  8. Офтальмолог.
  9. Ортопед.
  10. Детский психиатр.
  11. Социальный педагог.

Важно! По необходимости состав комиссии может быть более широкий, в нее приглашаются специалисты, которые могут помочь определить наличие той или иной проблемы с физическим или психическим здоровьем.

Не стоит забывать, что результаты деятельности комиссии – это рекомендации для родителей, прислушиваться к ним или нет, решают они сами.

Необходимые документы

День прохождения комиссии определяется заранее, такой чтобы родители могли на ней присутствовать. Данное обследование, независимо от количества приглашенных специалистов проводиться бесплатно. Перед проведением ПМПК родителями/опекунам, законным представителям, нужно предоставить такой пакет документов:

  • Паспорт родителя/опекуна.
  • Свидетельство о рождении ребенка.
  • Опекунское удостоверение, если ребенок находиться под опекой.
  • Выписка от педиатра формы Ф-12, в ней указаны данные о развитии ребенка.
  • Справки о состоянии здоровья от специалистов: офтальмолог, ЛОР, невропатолог, психиатр, ортопед.
  • Характеристика от воспитателя или учителя с позиции педагога.
  • Последние рабочие тетради по русскому языку и математике, если на комиссию отправлен школьник. Для дошкольников – 4 рисунка.

Важно! Справки от врачей оформляются на отдельных бланках, на них обязательно должна быть печать медучреждения, выдавшего документ. Стоит помнить, что все справки имеют срок годности – большинство 1 год, от психиатра – 6 месяцев.

Как происходит ПМПК

В основном заседают члены комиссии в одном помещении. Форматы общения с ребенком могут отличаться. Есть такие:

  1. Все специалисты разместились за одним столом, а исследуемый стоит или сидит перед ними. Такой вариант не очень комфортный для психологического состояния исследуемого.
  2. Каждый член комиссии сидит за отдельным столом, а ребенок по очереди к ним подходит. Подобный вариант более комфортен и помогает лучше понять состояние ребенка, так как специалисты также могут наблюдать за поведением со стороны. Во время общение с тем или иным членом комиссии ребенок может нервничать, что сказывается на результатах.

Независимо от используемой формы общение происходит в формате вопрос-ответ, могут выдаваться определенные задания, которые помогут оценить состояние. В любом случае подобные комиссии не комфортны для ребенка, так как участники стараются как можно быстрее выполнить свою работу, торопят ребенка, не дают ему передохнуть. По времени на все про все уходит 1-2 часа. Так как родители понимают что ждет ребенка, его нужно подготовить психологически, успокоить. Если вопросы будут резкими, то родители имеют право вмешаться в процесс и защитить своего ребенка, не все знают это свое законное право, поэтому молчат, но малышу нужна поддержка от родного человека, так он будет себя уверенней чувствовать.

Совет! С собой желательно взять еду и воду, чтобы ребенок хотя бы голода не ощущал.

Задаваемые вопросы

В ходе комиссии вопросы, которые будут задавать достаточно стандартные, но он могут несколько отличаться в зависимости от ситуации и состояния ребенка, предполагаемого диагноза. Примерные темы:

  1. Рассказ о себе, своих родственниках, друзьях. Кто они такие, где живут, чем занимаются, в том числе место работы, сколько им лет. Составить описание того, чем ребенок занимается, как проводит досуг с друзьями, чем занимается с родителями. Нужно указать данные о своих питомцах, как их зовут, что делают с ними, как ухаживают. Зачем предназначена та или иная комната в доме, что там нужно делать.
  2. Просят рассказать о мире, который их окружает: меры длины, размера, времена года, распорядок дня, что такое выходные и будни. Понимание форм и размеров предметов, их расположение в пространстве.
  3. Проверяется логика и обобщение. Для этого ребенку предлагают объединить в одну группу разные предметы, выбрать лишний предмет. Зачем нужен тот или иной предмет, что с его помощью делают. Должно быть понимание частей тела, профессии.
  4. Проверка памяти. В слух говорят слова и просят воспроизвести их, разложить картинки в предложенной последовательности.
  5. Проверяется речь: насколько правильно он формирует предложения, все ли звуки произносит, меняет ли окончания слов в зависимости от рода. Просят назвать и пояснить что такое синонимии, антонимы, омонимы.
  6. Проверяется, может ли ребенок рассказать о своих желаниях, в том числе естественных – сходит в туалет, помыть руки, поесть.
  7. Также обязательно проверяют координацию движений, уровень развития моторики.

Как видно, вопросы и задачи не составят труда для ребенка, у которого развитие в норме. Но если существуют проблемы, то их удастся определить. Но не только это задача комиссии, ведь нужно понять, почему именно они возникают.

Факт! Дети, у которых родной язык не русский наверняка на такой комиссии будут испытывать проблемы с подбором синонимов и антонимов, пословицами и пояснением их значений. Причем их состояние здоровья как психического, так и физического, уровень развития не будут низкими.

Что делать с результатами

Как поступить с выводами и результатами проверки ребенка, родители решают сами. Вердикт может быть представлен в одном из таких выводов:

  • Рекомендация учится в обычной школе.
  • Рекомендация перейти на обучение по специальной программе или в спецшколу.
  • Потребуется ли ребенку занятие со тем или иным специалистом для корректировки его состояния.

Случается такое, что родители/опекуны не согласны с выводами комиссии. Так как члены ее имеют полномочия решать какие оценки выставлять, бывает что их занижают или завышают преднамеренно. Если результаты не отражают реального положения дел, родитель или опекун имеет право обратиться в комиссию высшего уровня. Но не стоит при этом забывать, что ребенку вновь придется пережить ПМПК, что может сказаться на психологическом состоянии.

Вывод

ПМПК комиссия – это не самое приятное мероприятие, как для ребенка, так и  для многих членов комиссии. Но стоит понимать, что в некоторых случаях ее своевременное прохождение поможет ребенку нормальное себя чувствовать в обществе в будущем.

 

papinian.com

Ребенка направили на ПМПК. Что будет после психолого-медико-педагогической комиссии?

Если дети нуждаются в особой образовательной программе, их направляют в ПМПК на обследование. В изучении образовательных потребностей ребенка принимают участие медики, психологи и педагоги, специализирующиеся на обучении детей с младшего дошкольного до старшего школьного возраста.

ПМПК — что это? Основные характеристики психолого-медико-педагогической комиссии

Аббревиатура ПМПК расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая комиссия (или консультация, консилиум). Цель ее работы – определение уровня физического и психического уровня развития ребенка для того, чтобы подобрать для него оптимальный образовательный маршрут. Члены комиссии рекомендуют реабилитационные мероприятия для ребенка, курс лечения, если это необходимо по состоянию здоровья. Они могут дать родителям (законным представителям) консультацию по интересующим их вопросам относительно психического и физического состояния детей.

Состав ПМПК:

  1. Председатель – специалист в области образования.
  2. Зам. председателя – специалист в области здравоохранения.
  3. Психолог.
  4. Врачи различной специализации (отоларинголог, педиатр, ортопед, окулист и др.).
  5. Социальный работник, социальный педагог.
  6. Юрист.
  7. Специальный педагог (дефектолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.).

Чтобы ребенок не терялся в незнакомой обстановке, в состав комиссии могут быть включены временные члены – воспитатель, классный руководитель обследуемого ребенка. На ПМПК дети направляются только с согласия родителей.

Как проходит обследование ребенка на ПМПК?

Для посещения ПМПК ребенку и его родителям назначают определенную дату.

В это день, в назначенное время они приходят, имея при себе пакет документов:
  • Характеристика на ребенка, составленная педагогом и психологом его учебного заведения.
  • Паспорт родителей.
  • Если есть инвалидность, нужны документы, подтверждающие это обстоятельство.
  • Рабочие тетради младших школьников, рисунки дошкольников.
  • Выписка педиатра из карточки.
  • Заключение медицинской комиссии.
  • Ксерокопия личного дела учащегося.

Заседание комиссии проходит в одном помещении. Специалисты могут сидеть, как вместе, так и за отдельными столами, когда ребенок беседует с ними поочередно. Они спрашивают ребенка о том, что их интересует, предлагают выполнить задания.

Анализируя результаты беседы и выполнения заданий, педагоги и психологи делают выводы об уровне характеристик личности, психологических особенностях интеллектуальной деятельности, определяют предпосылки для возникновения проблем обучения и развития.

К сожалению, дети зачастую оказываются в некомфортной для них обстановке, в окружении незнакомых взрослых. Участники комиссии могут торопить детей, не учитывают особенности темперамента, не дают передохнуть при выполнении заданий, не подбадривают. Незнакомая обстановка действует на дошкольников негативно, особенно, если у ребенка имеются отклонения в развитии. Некоторые дети просто замолкают, не показывая свои возможности, отказываются отвечать на вопросы.

Что могут спросить на психолого-медико-педагогической комиссии?

По уровню развития речи можно составит мнение об уровне интеллекта, о словарном запасе, умении мыслить логично, делать выводы и обобщения. Именно поэтому беседа с детьми на ПМПК занимает главное место в процессе обследования.

Примерные вопросы и задания:
  1. Рассказать о своей семье, о возрасте, занятиях, о том, где живут, как проводят время с друзьями и родными.
  2. Рассказать о домашних животных, кличках и уходе за питомцами.
  3. Рассказать о своем жилье, назначении помещений.
  4. Ответить на вопросы о сенсорных категориях: форма, величина, цвете и расположении предметов.
  5. Выполнить задание на классификацию предметов, на обобщение, выделение лишнего предмета из нескольких предложенных.
  6. Рассказать о профессиях.
  7. Рассказать о частях тела, их назначении.
  8. Повторить названные слова, разложить картинки в заданном порядке.
  9. Привести пример похожих по значению и противоположных слов.
  10. Составить рассказ по картинкам.
  11. Выделить звуки из слова, слова из предложения.
  12. Пересказать прочитанный текст.
  13. Выполнить задания на координацию движений: поймать мяч, повторить движения пальцев, принять заданное положение.
  14. Рассказать о своих желаниях.

Квалифицированные члены комиссии обязательно определят причину невыполнения заданий – была это усталость и волнение, или ребенок не знает ответа на вопрос.

Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?

Перед ПМПК ребенок нуждается в поддержке взрослых, следует рассказать ему о предстоящем испытании, чтобы он настроился на общение с незнакомыми ему взрослыми. Стоит сказать, что ему будут задавать вопросы, ответы на которые он точно знает, и обязательно скажет, если хорошо подумает.

Типы заданий, предлагаемых на ПМПК, — это обычные вопросы, ответить на которые не сложно обычным детям, развитием которых целенаправленно занимаются в семье и в школе, в детском саду.

Можно познакомить ребенка постарше с типовыми заданиями, аналогичные которым предлагают обследуемым на ПМПК. Исключение составляют дети с различными речевыми патологиями, направляемые комиссией на коррекцию. Ребенок с тяжелым недоразвитием речи и в обычной для него обстановке не всегда может составить высказывание, ответить на вопрос. Здесь можно обойтись моральной подготовкой, чтобы предохранить ребенка от излишнего волнения.

Какие могут быть результаты после прохождения ПМПК?

По результатам обследования составляется протокол заседания комиссии, содержащий в себе отчет о заседании, рекомендации родителям ребенка и специалистам по коррекционной работе, если она необходима.

Выводы и рекомендации:
  • Имеется ли у ребенка возможность учиться в обычной школе.
  • Рекомендуется ли ему обучение на логопункте, в логопедической группе детского сада, или в коррекционной школе.
  • Нуждается ли ребенок в дополнительном сопровождении психолога-дефектолога, проведении лечения, у какого специалиста.

Все выводы носят рекомендательный характер, родители могут принять их к сведению, но не обязаны выполнять. Если они не согласны с выводами ПМПК, можно обратиться в комиссию более высокого уровня для повторного обследования.

Судьба ребенка после психолого-медико-педагогической комиссии

Если по результатам обследования специалистами был сделан вывод о том, что ребенок школьного возраста нуждается в особых условиях обучения, на основании заключения комиссии администрация школы может перевести ребенка на другую программу обучения.

Если нет возможности учиться по такой программе в этой школе, ребенка придется перевести в другое учебное заведение:
  • Дети с речевыми нарушениями направляются в логопедические детские сады, или на логопункт школы.
  • Если ребенок с проблемами развития в рамках инклюзивного образования направляется в общеразвивающую школу или детский сад, на основании рекомендаций ПМПК педагоги и психолог учебного заведения составляют коррекционную программу для работы с ним.
Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

психолого-медико -педагогическая комиссия в ДОУ

Принято:

На педагогическом совете

Протокол № 4 от  24.03.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО:

 Руководитель СПМДОУ д/с №8

______________Е.А.Дарвина

Приказ № 50 от  28.03.2016 г.

             

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ

МОУ-СОШ №3 Г. МАРКСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМ.Л.Г.ВЕНЕДИКТОВОЙ

«СТРУКТУРНОГО  ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ  МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 8»

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме

1. Общие положения

1.1. Консилиум является формой методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Это систематически действующее совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе ДОУ, наделенное правом давать рекомендации.

1.2. Консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения», Уставом.

1.3. Консилиум создается на базе ДОУ приказом заведующего ДОУ.

1.4. Консилиум осуществляет свою деятельность, взаимодействуя с педсоветом, медицинской, логопедической и психологической службами ДОУ и всеми звеньями учебно-воспитательного процесса.

2. Основные направления консилиума

2.1. Целью деятельности консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

2.2. Консилиум собирается для установления педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах коррекционного воздействия, контролирует родителей, воспитателей, специалистов по вопросам профилактики, лечения, воспитания, обучения, педагогической поддержки детей с особыми возможностями здоровья, готовит документы на районную комиссию в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка.

2.3. Диагностическая функция консилиума предусматривает разработку рекомендаций и программ индивидуальной коррекционной работы с детьми.

2.4. Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.

2.5. Основными направлениями деятельности консилиума являются:

– выработка коллективных рекомендаций по психолого-педагогической работе;

– комплексное воздействие на личность ребенка;

– консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

– социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни или психотравмирующих обстоятельств;

– охрана и укрепление соматического и психологического здоровья с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ребенка.

3. Задачи консилиума

3.1. Главная задача консилиума – определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.

3.2. В задачи консилиума входят:

– организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования;

– выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, психической и физической подготовленности воспитанников;

– определение характера и продолжительности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в образовательном учреждении возможностей;

– выбор оптимальных для развития ребенка образовательных программ, соответствующих уровню его подготовки к обучению;

– согласование планов работы различных специалистов;

– профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов; организация оздоровительных мероприятий;

– подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния;

– составление подробного заключения о состоянии здоровья и развития ребенка на районную психолого-медико-педагогическую комиссию.

4. Организация работы консилиума и документация

4.1. Обследование ребенка специалистами консилиума осуществляется по инициативе сотрудников ДОУ или родителей (законных представителей).

Заседания консилиума разделяются на плановые, которые проводятся один раз в квартал, и внеплановые. Совещание специалистов может быть также созвано экстренно, в связи с острой необходимостью.

4.2. Организация заседаний проводится в два этапа:

– подготовительный этап предусматривает сбор предварительных диагностических данных, которые необходимо уточнить и дифференцировать на заседании;

– на основном этапе проводится заседание консилиума, на которое приглашаются ребенок и его родители.

4.3. На период подготовки заседания консилиума и реализации рекомендаций назначается ведущий специалист – логопед (или психолог), проводящий коррекционно-развивающее обучение. Он отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой помощи, выступает с инициативой повторных направлений на психолого-медико-педагогическую комиссию.

4.4. На заседании консилиума каждый специалист, участвовавший в коррекционной работе с детьми, представляет составленные на основе обследования заключение (представление) и рекомендации (медицинские, психологические, логопедические, педагогические).

4.5. Схема заседания предусматривает:

– организационный момент;

– заслушивание заключений (представлений) специалистов, их дополнение ведущим специалистом, врачом и другими членами консилиума;

– собеседование с родителями;

– собеседование с ребенком;

– постановку психолого-педагогического диагноза;

– обмен мнениями и предложениями по коррекции развития;

– выработку рекомендаций;

– разработку программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

4.6. Логопедом ведется журнал комплексного динамического наблюдения за ребенком, составной частью которого являются протокол первичного обследования, представления (заключения) и рекомендации специалистов, коллегиальное заключение и программа специальной коррекционной помощи.

5. Состав консилиума

5.1. В заседаниях консилиума принимают участие постоянные и временные члены.

Постоянными членами консилиума по приказу руководителя ДОУ являются:

– старший воспитатель;

– логопеды;

– педагог-психолог;

– медицинская сестра

Они присутствуют на каждом заседании консилиума, участвуют в его подготовке и контролируют выполнение рекомендаций.

5.2. Председателем консилиума является руководитель Структурного подразделения МДОУ д/с №8 .

5.3. Заместителем председателя назначается старший воспитатель, который организует работу консилиума в соответствии с Положением о деятельности консилиума.

5.4. Председатель ставит в известность родителей и специалистов о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания консилиума.

5.5. Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума индивидуально с учетом реальной возрастно-психофизической нагрузки.

5.6. Врач информирует родителей (законных представителей) о состоянии здоровья ребенка и его возможностях, по рекомендации консилиума направляет его на консультацию к специалистам, дает советы по режиму.

5.7. В обязанности логопеда входят информирование специалистов консилиума об особенностях речевого развития воспитанника; разработка программ коррекционно-развивающей работы; ведение журнала комплексного динамического наблюдения за ребенком.

5.8. Обязанности практического психолога:

– углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, их личностных и поведенческих реакций;

– оказание методической помощи логопедам и воспитателям в оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, мотивации, эмоциональной сферы;

– разработка коррекционной программы индивидуального развития ребенка и построение программы совместных действий с другими специалистами.

5.9. Воспитатель дает ребенку характеристику с описанием трудностей в его воспитании и обучении, участвует в собеседовании с родителями, планирует индивидуальную работу с детьми.

5.10. Временные члены консилиума приглашаются по мере необходимости.

nsportal.ru

ПМПК или про то как ставят диагнозы детям – Психолог Пётр Зарубин

Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК.
Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.

Комиссия также помогает ответить на такие вопросы:

  • сможет ли ребенок учиться по общеобразовательной программе?
  • нужны ли ребенку дополнительные занятия и какие?
  • что должны делать родители для того, чтобы «скорректировать» дефициты, выявленные в ходе обследования
  • какой вид обучения и какая программа обучения подойдет для данного конкретного ребенка?

Конечно, в реальности вопросов гораздо больше, чем здесь представлено. И мне хочется своей заметкой отразить те наблюдения и впечатления, которые у меня возникли в связи с этим мероприятием. Это сугубо личные наблюдения и я допускаю, что найдутся люди, которые будут с ними не согласны.

В обследовании принимали участие 12 учеников 4-го класса (10-11 лет) с задержкой психического развития (ЗПР). Несколько учеников не являлись коренными носителями русского языка.

Как это все проходит?

Собираются несколько специалистов: врач-психиатр, психолог, педагог, логопед, дефектолог, учитель, администрация школы, приглашают ребенка с родителями или другим опекуном (законным представителем ребенка), общаются с ребенком, дают ему различные задания по математике, проверяют навыки чтения и письма, плюс дополнительные задания на нахождение смысла прочитанного и логику.

Первое впечатление, которое я получил – это было удивление и потрясение. Я был удивлен тем формализмом, с которым «взрослые» решают судьбу детей. Как мне показалось, что в некоторых случаях первично было «поставить диагноз», а потом уже ребенок. Меня поразил пример, в котором один мальчик от волнения грыз ногти, врач это заметил, и сразу же вынес вердикт о его невротичности, порекомендовал маме записаться на лечение, таблетки попить. Как-то сразу записал его в разряд «больных». Видимо это сугубо «врачебный» подход, согласно которому сперва ставится диагноз, а затем начинается работа с человеком.

Более того, основное и окончательное решение принимал один человек (врач), а другие члены комиссии лишь фиксировали промежуточные результаты диагностики и соглашались с поставленным диагнозом. На мой взгляд, это не совсем корректно. А если этот человек ошибается? И ему даже не возражают?! И это странно, что так происходит, ведь в каком-то смысле решается вопрос о судьбе ребенка.

Позже, я потом выяснил, что остальные специалисты выражают свое мнение в документах, которые подготовлены к ПМПК, а на комиссии опираются на эти документы при принятии решения.

Какие задания дают?

На чтение давали небольшой текст на полстраницы. В дополнение к этому, ребенка спрашивали смысл прочитанного, что он помнит, задавали наводящие вопросы по содержанию прочитанного текста.

Мне показался интересным вопрос. Почему так говорят? Тише едешь – дальше будешь.
Такой вопрос был задан врачом-психиатором.

Я здесь засомневался в том, насколько корректен этот вопрос и применимо ли его задавать ребенку десяти лет? В ходе беседы мне стало ясно, что от ребенка требуют понимания смысла этой пословицы.
Но сам по себе вопрос «почему» не выявляет смысл. Он направлен на выявление причин.
И я слышал, как некоторые дети начинали свой ответ со слов «потому что…».

Смысл, который ребенок придает фразе можно определить вопросами «Как» и «Что».
К примеру, можно было спросить: «Объясни своими словами как ты воспринимаешь эту пословицу?» «Что означает эта пословица?» «Как ты думаешь, о чем эта пословица?»
И мне удивительно, что человек, который проводит обследование, не учитывает этого обстоятельства. Отсюда возникает резонный вопрос, верно ли ребенок воспринимает задание и что специалист будет «снимать» в качестве ответа?

Вопрос направлен про смысл, а задается как выявление причины. И неизвестно как ребенок это воспринял изначально.

Вторым интересным моментом было, когда ребенка просили вспомнить пословицу, аналогичную этой, но с тем же смыслом. Этим заданием выясняется уровень сформированности понятийного аппарата и словарный запас ребенка.

Язык, пословицы, поговорки, социальные ритуалы – это уровень культуры, культурный слой, который может быть разным у различных народов.

Сегодня в школах обучаются ученики различных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. И, естественно, что ученик может быть не знаком с пословицами и не выполнит это задание. И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде или культуре такого опыта не было.
Это я все к тому, что если родители (значимые взрослые) не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы, обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт?

А ведь в данном случае (на основе его ответов) делается вывод о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз. Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным. И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.

Остается открытым тот же самый вопрос: что проверяется и как интерпретируется?

По математике каждому ребенку давали одну задачу в два действия и дополнительно задачи на деление. Некоторых детей проверяли на знание таблицы умножения.

Ребенок сам вслух читал задачу и решал ее на листочке. В целом, практически все дети справились с заданием. Меня очень по-человечески тронула реакция классного руководителя (учителя): он был вовлечен в процесс, оказывал поддержку детям, повторял задание, задавал наводящие вопросы, был заинтересован в том, чтобы каждый из учеников справился с задачей. Хочется сказать слова Благодарности и отметить искреннее отношение к детям.

В ходе выполнения заданий по математике я заметил, что некоторые дети в момент решения конкретного примера (умножения или деления) проговаривают про себя цифры в момент вычислений. Это было видно по движениям губ после того, как ученик получал инструкцию перемножить два числа.

У некоторых детей задание типа: «найти частное чисел X и Y» вызывало трудности и они терялись. Учителю приходилось повторять задание, наводящими вопросами помогать ребенку вспомнить что же такое «частное» чисел. Полагаю, что некоторым детям было затруднительно озвучить определения и понятия.

Позиция родителей и «вердикты»

Интересно было наблюдать за реакцией родителей. Я недоумевал и удивился, как спокойно родители относились к тому, что какие-то посторонние люди ставят диагнозы их детям. Безропотно выслушивая «вердикты» родители уходили, даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Я не слышал ни одного вопроса относительно содержательной части диагностики, выводов и суждений об их детях, диагнозах, которые делали члены комиссии. Такое впечатление, что люди очень легко могут отдать судьбу своих детей «профессионалам», «специалистам».

Второй момент, который привлек мое внимание это то, что родители в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые дети волновались и были скованы в момент, когда решали задания, читали текст. Поддержку оказывал учитель.

И что меня поразило более всего, то что «вердикты» и заключения, промежуточные выводы и личные мнения о способностях и компетенций детей были озвучены в присутствии детей. Как вам такая ситуация, когда врач говорит маме: «…вы знаете, очень слабо». «А как он будет учиться в пятом классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителя. А если еще и родитель безропотно это принимает, то вообще без комментариев.

Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. В крайнем случае, ребенка можно было попросить выйти за пределы помещения (с психологом или педагогом), где проводились рекомендации родителям и обсуждались диагнозы.

Кто не знает, что в младшем школьном возрасте учебные успехи ребенка и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи в школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками. Положительные «отметки» для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, которое описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка. И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.

Позиция учителей и администрации школы

Учителя и администрация школы заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. Это прописная истина и Америки здесь я не открою.
От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы и финансирование по части премиального фонда. И по этой причине учителя «подтягивают» неуспевающих учеников, проводят дополнительные занятия, ставят слабоуспевающим завышенные отметки, вообщем — «выкручиваются», чтобы повысить успеваемость.

И, конечно же, администрация менее всего заинтересована, чтобы среди учеников были ученики с диагнозом ЗПР или, не дай Бог, с умственной отсталостью.

Если школа не имеет дополнительной лицензии на право обучения детей с ЗПР, то таких детей переводят в коррекционные школы VII вида, а детей с умственной отсталостью – в школы VIII вида. И вроде бы все хорошо. Есть особенности детей – есть специальные учреждения для обучения детей с такими особенностями. И из обычной школы детей переводят в коррекционные.

Школа в которой я был – имеет лицензию на обучение детей с ЗПР. И, соответственно, по заключениям ПМПК, детям, которым поставлен такой диагноз, предоставлена возможность обучаться в этой школе. Сложность заключается в том, что мест в классах ЗПР ограниченное количество. И общеобразовательных школ в нашем городе, которые имеют лицензию на обучение детей с ЗПР – тоже ограниченно. Мест не хватает. Администрация находится в сложной ситуации: ребенка, который не успевает по общеобразовательной программе нужно учить по специальной, а мест для всех нет. И предоставить специальные условия для обучения не так-то просто. И в тоже время, обучаясь со всеми остальными детьми, такой ребенок не успевает и «портит» показатели.
Вот такая ситуация.

Что же все-таки радует?

Непросто было найти положительные моменты в мероприятии, которое направлено на то, чтобы констатировать или опровергнуть отсталость в психическом развитии детей. Даже установка на диагноз предполагает, что перед нами больной. И все же, положительные моменты были. Как я уже отмечал выше – это самоотверженность учителя, его отношение к детям. Порадовал тот факт, что нескольким детям сняли диагноз ЗПР и рекомендовали обучение в общеобразовательной школе.

peter-zarubin.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *