Понятие интеллекта. Что такое интеллект?
Задумывались ли вы когда-нибудь, что же это такое за «понятие интеллекта», или же вы считаете, что он присущ только редким талантливым людям, или вообще только гениям? И как можно измерить, понять, какой у каждого конкретного человека интеллект. Скажу сразу, однозначных ответов на этот вопрос нет до сих пор. Единого общепринятого определения интеллекта в научном мире тоже нет. Почему? Все потому, что интеллект столь многогранное и сложное понятие, что описать его, заключить в какие-то рамки определенной фразы очень сложно. Тем не менее, я попробую донести суть этого понятия для вас.
Понятие интеллекта. Что такое интеллект?
В самом общем случае интеллект – это способность приобретать, перерабатывать, воспроизводить и использовать знания осмысленным образом. Мы с вами подвергаемся воздействию огромного количества потоков информации, как по способу восприятия (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), так и по информационному содержанию.
Мы каждый день видим тысячи образов: предметы, люди, обстановка, природа, объекты; мы общаемся и воспринимаем чувства и мысли другого человека, мы раздумываем о своих делах. Бесчисленные потоки информации поступают к нам. И мы каким-то образом ее перерабатываем, отсеиваем ненужное, выделяем главное, анализируем, делаем выводы, запоминаем и делаем многое-многое другое.
Согласитесь, не всегда это получается хорошо, не всегда мы достигаем нужных и желанных решений. Не всегда придумываем важные и ценные для себя выводы, не все из нас быстро и четко могут выполнять эти умственные операции. Кроме того, мы по-разному используем всю полученную информацию. Кто-то с успехом применяет ее на практике и получает выгодные результаты, кто-то не может извлечь из обилия своих знаний хоть что-то практическое. Все эти различия и составляют суть наших самых общих способностей – интеллектуальных.
Понятие интеллекта неразрывно связано со взаимодействием, развитием и принятием решений. Интеллект проявляется там, где что-то с чем-то или кем-то взаимодействует (люди с людьми, люди с техникой, люди с цифрами или компьютерами), где идет развитие или преобразование (человек строит дом, трениует какие-то свои навыки) и самое важное, где человек принимает решения.
Как связаны принятие решений и понятие интеллекта
Принятие решений и интеллект не отделимы друг от друга. Везде, где необходимо принимать решения, присутствует интеллект. А там, где нет принятия решений, нет интеллекта.
Если Вы на автомате ведете машину по знакомой дороге, то интеллект практически не задействован. Но там, где дорога сложная, нова, где нужно умело маневрировать, Вы постоянно принимаете решения, как двигаться, оцениваете ситуацию, выбираете лучший путь. Это и есть проявления интеллекта.
Решаем ли мы математическую задачу, обустраиваем ли домашнее пространство, выбираем ли школу для ребенка, руководим группой людей — мы всегда в этих действиях принимаем мелкие и крупные решения.
Сам интеллект реализуется и воплощается во множестве других способностей:
- Обучение
- Познание
- Логическое мышление
- Анализ и синтез
- Применение знаний
- Нахождение связей и ассоциаций
- Мышление
- Планирование
- Решение проблем
- Понимание
Как вы видите, однозначно ответить на вопрос «Что такое интеллект» сложно, понятие интеллекта не совсем точно описывает его многообразную сущность. И еще одна существенная сложность связана с тем, что до сих пор интеллект воспринимался по большей части как математическо-логические способности. Но это далеко от истины.
Интеллект гораздо шире умения логически мыслить. Психолог Говард Гарднер еще несколько лет назад описал и продолжает развивать теорию множественного интеллекта, подчеркивая, что их у нас, как минимум, 9 разных видов. Сюда входит и музыкальный, и лингвистический, и пространственный и другие виды, о которых мы поговорим позже.
Особенности множественного интеллекта
Как оказывается, большинство из нас обладают хорошо развитым интеллектом, но каким-то одним или двумя из этого десятка. Хорошая новость в том, что каждый может назвать себя интеллектуалом, пусть и в одном из видов. А вторая хорошая новость в том, что каждый из этих интеллектов можно развивать, подтягивая свой общий уровень.
Есть также еще один интересный нюанс такой работы: когда мы развиваем и пользуемся только одним видом интеллекта, мы будто застреваем в развитии. Это связано с особенностями работы нашего мозга: используем один вид интеллекта – задействуем одни и те же зоны мозга, другие зоны работают слабо. А наш мозг – это удивительное создание, которое как нельзя лучше подчиняется принципу синергии: если мы задействуем большее количество зон, мы получим результат лучше, причем в
О том, как же развивать все виды интеллектов, поговорим позже!
Похожие записи
Вконтакте
Google+
Мой мир
Одноклассники
интеллект — это… Что такое интеллект?
Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание) это разум[источник не указан 55 дней], рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять… … Википедия
интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект … Большая психологическая энциклопедия
ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, напр., душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. Термин «И.» представляет собой лат.… … Философская энциклопедия
ИНТЕЛЛЕКТ
интеллект — а, м. intellect m., нем. Intellekt <лат. intellectus разумение, понимание. Мыслительная способность; ум, рассудок, разум. БАС 1. В статье самым просвещеннейшим образом доказывалась настоятельная необходимость усилить в солдате интеллект (так… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
интеллект
ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus – понимание, познание). 1. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей, в том числе и способностей к изучению языков. 2. Система всех… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ИНТЕЛЛЕКТ — (от латинского intellectus познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ( ум ), тождественный ему по смыслу … Современная энциклопедия
ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus познание понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ( ум ), тождественный ему по смыслу … Большой Энциклопедический словарь
Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание) способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок ин … Психологический словарь
ИНТЕЛЛЕКТ — (лат. intellektus разумение, познание) система познавательных способностей индивида. И. очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в… … Новейший философский словарь
Интеллект (понятие, теории, измерение) — Студопедия
Интеллект(от лат. intellectus— познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.
Теории:
В факторно-аналитической теории интеллекта Р. Кеттела выделяются два вида интеллекта: «текучий», который существенно зависит от наследственности и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и «кристаллизованный», в котором отражен прошлый опыт.
В теории Р. Стернберга выделяются три вида мыслительных процессов: 1) вербальный интеллект, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное; 2) способность решать проблемы; 3) практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.
Э. П. Торренс предложил модель интеллекта, где выделяются такие элементы, как вербальное понимание, пространственные представления, индуктивные рассуждения, счетная способность, память, перцептивная быстрота, речевая беглость.
Теория множественного интеллекта ГарднераСм.→ Гарднер пытается объяснить широкое разнообразие ролей взрослого человека, обнаруживаемых в различных культурах. Он считает, что такое разнообразие невозможно объяснить существованием базовой универсальной интеллектуальной способности, и предполагает, что существует по крайней мере семь различных проявлений интеллекта, присутствующих в тех или иных сочетаниях у каждого индивидуума. Согласно Гарднеру, интеллект представляет собой способность к решению задач или созданию продуктов, имеющих ценность в определенной культуре. В соответствии с данным взглядом полинезийский мореплаватель, обладающий развитыми навыками ориентации по звездам, фигурист, успешно выполняющий тройной «аксель», или харизматический лидер, увлекающий за собой толпы последователей, не менее «интеллектуальны», чем ученый, математик или инженер.
Теория интеллекта и когнитивного развития АндерсонаСм.→ Теория Андерсона пытается объяснить различные аспекты интеллекта — не только индивидуальные различия, но и рост когнитивных способностей в ходе индивидуального развития, а также существование специфических способностей, или универсальных способностей, не различающихся от одного индивидуума к другому, как, например, способность видеть объекты в трех измерениях. Для объяснения этих аспектов интеллекта Андерсон предполагает существование базового механизма переработки, эквивалентного общему интеллекту, или фактору д, у Спирмена, наряду со специфическики процессорами, ответственными за пропозициональное мышление, а также за визуальное и пространственное функционирование. Существование универсальных способностей обясняется с помощью понятия «модулей», функционирование которых определяется степенью созревания.
Триархическая теория Стернберга См.→ Триархическая теория Стернберга основывается на взгляде, согласно которому более ранние теории интеллекта являются не ошибочными, а лишь неполными. Эта теория состоит из трех субтеорий: компонентной субтеории, рассматривающей механизмы переработки информации; опытной (экспериенциальной) субтеории, принимающей во внимание индивидуальный опыт решения задач или нахождения в определенных ситуациях; контекстуальной субтеории, рассматривающей взаимоотношения между внешней средой и индивидуальным интеллектом.
Биоэкологическая теория Цеси См.→ Биоэкологическая теория Цеси является развитием теории Стернберга и исследует роль контекста на более глубоком уровне. Отвергая представление единой общей интеллектуальной способности к решению абстрактных задач, Цеси полагает, что основой интеллекта являются множественные когнитивные потенциалы. Эти потенциалы биологически обусловлены, однако степень их проявления определяется знаниями, накопленными индивидуумом в определенной области. Таким образом, согласно Цеси, знание служит одним из важнейших факторов интеллекта.
Измерение интелекта:
Все методики включают вербальную шкалу (субтесты: Осведомленность: Сходство: Арифметика: Словарный запас: Понимание: Повторение цифр) и невербальную шкалы (Завершение картинок: Упорядочивание картинок: Композиция из кубиков: Сборка объекта: Лабиринты). По всем векслеровским шкалам имеется полная информация о надежности и валидности.
7.4. Понятие интеллекта и методики его изучения
Умственное развитие и интеллект человека
Основные психологические методики изучения интеллекта
Креативность как характеристика мышления человека
Методики изучения креативности
Умственное развитие и интеллект человека
Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают «включение» человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций. Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками, как:
Под умственным развитиемпонимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастногосоциально-психологического норматива(СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий. Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность) — не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Если интеллект — это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления.Интеллект— относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее.Интеллектуальные качества— качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта.(См. дополнительный иллюстративный материал.)Практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины ХХ века. Стало даже довольно привычным употреблять показатель по тесту Стэнфорда — Бине IQ в качестве «обобщенного» символа интеллекта и уровня умственного развития.Коэффициент интеллектуальности (IQ)— количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста.
Основные психологические методики изучения интеллекта
Для диагностики умственного развития используются тесты интеллекта. Тесты интеллекта— это группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как память, внимание, воображение, речь, восприятие. Специальный анализ, проведенный российскими психологами (работыКонстантина Марковича Гуревича,Даниила Борисовича Эльконина,Наталии Федоровны Талызинойи др.) по проблемам диагностики интеллекта, привел к формулированию важного вывода о том, что тесты интеллекта измеряют главным образом степень приобщенности испытуемого к той культуре, которая представлена в тесте, уровень усвоения достижений этой культуры. При этом сам тест не показывает, почему один сумел это сделать лучше, чем другой. Большинство психологов в настоящее время признает, что тесты интеллекта измеряют уровень сформированности некоторых интеллектуальных навыков, то есть уровень умственного развития, но не могут диагностировать вклад природных возможностей (т.е. врожденную способность, называемую интеллектом) и обученности индивида в показанный результат. Тем самым глобальную прогностичность тестов интеллекта в масштабе всей жизни нельзя считать доказанной, так как часто тестируется не потенциал, а результат развития. Можно только предположить, что человек будет адекватнее действовать в тех ситуациях, которые напоминают задания, представленные в тестах. В настоящее время для диагностики интеллекта в психологии наиболее часто употребляются:
Тест диагностики умственного развития Д.Векслера. Он включает две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия), при этом предусматривается вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ. Тест предусматривает возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной отсталостью. По форме проведения тест индивидуальный, т.е. может проводиться только с одним испытуемым. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов.
Тест умственного развития младших школьников — тест Дж. Равена, или «Прогрессивные матрицы Равена». Тест Равена — тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними. Это невербальный тест был разработан Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году — в цветном.
Тест диагностики умственного развития учащихся 3-6-х классов — Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) словацкого психолога Дж. Ванды.
Тест диагностики умственного развития учащихся 7-9-х классов — Школьный тест умственного развития (ШТУР), разработанный коллективом Константина Марковича Гуревича.
Тест диагностики умственного развития старшеклассников (8-10-е классы) — тест структуры интеллекта Р. Амтхауэр, созданный в 1953 году и предназначеный для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Общее понятие об интеллекте
Интеллект (от лат. Разумение, понимание, постижение) в самом широком смысле можно определить как относительную устойчивую структуру умственных способностей индивида. Предложить однозначное уточнение этого определения довольно проблематично, что во многом обусловлено историей изучения интеллектуальных функций.
Исследования интеллекта начались с его измерения. Основоположником этих исследований традиционно считается Ф. Гальтон, основатель евгеники, который в конце XIX века предложил способы измерения интеллекта через его проявления в антропологических показателях и характеристиках сенсомоторных актов (например, скорости реакции и т.д.). В дальнейшем эту традицию продолжили французские психологи А. Бине и Т. Симон, которые в ответ на нужды педагогической практики (а именно тогда, в начале ХХ века во Франции был введен закон о всеобщем школьном образовании, благодаря чему учителя столкнулись с детьми разного уровня подготовленности и обучаемости) разработали шкалу измерения интеллекта. В своей работе они исходили из того, что интеллект – это понятие, иначе именуемое здравым смыслом, практическим разумением, способностью приспосабливаться к обстоятельствам. Ими же было предложено знаменитое понятие «коэффициент интеллекта» IQ – отношение так называемого умственного возраста (УВ) к хронологическому возрасту (ХВ) человека по формуле: IQ=(УВ:ХВ)х100%. Умственный возраст измеряется с помощью тестов интеллекта, в большинстве из которых испытуемому предлагаются задания на ориентировку в практических ситуациях, произвольную память, арифметические и логические действия и др., причем эти задания должны быть доступны в данной социальной группе представителям соответствующего возраста (это обычно проверяется экспериментально на различных возрастных выборках). Умственный возраст определяется возможностью решать задания, доступные для той или иной возрастной группы.
Очевидно, что среднее значение IQ соответствует 100 баллам, а самые низкие значения могут приближаться к 0, тогда как самые высокие – к 200 баллам. Традиционно считается, что показатель IQ подчиняется закону нормального распределения. Стандартное (то есть среднее для всех групп) отклонение составляет 16 баллов в каждую сторону. Таким образом, у каждого 3 человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и столько же людей обладают IQ от 100 до 116 баллов. Это основная масса людей (67% популяции) считается людьми со средним интеллектом.
В итоге в начале ХХ века интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения знаний, умений и навыков. Кроме того, в психологии закрепилась традиция выстраивать теоретические модели интеллекта после или параллельно с его эмпирическим измерением, что нашло свое отражение в высказывании американского психолога А. Джимми: «Интеллект легче измерить, чем дать ему определение».
Сегодня интеллект можно определить как целостную форму проявления высших психических функций, относительно постоянную структуру умственных способностей индивида, которые решают 2 основные задачи: познания и осмысления связей между познаваемыми объектами. Решение именно этих задач лежит в основе рационального поведения человека в тех или иных жизненных ситуациях.
Как уже отмечалось, к настоящему моменту существует достаточно большое количество моделей и концепций, пытающихся представить, описать и объяснить что же такое интеллект. Все они основаны на предположении о том, что интеллект, как и любая другая психическая реальность, дан человеку только косвенно, через свои различные проявления при решении жизненных задач.
В начале ХХ века Ч. Спирмен пришел к выводу, что, исходя из поведения индивидуума, можно выделить некий «генеральный» фактор интеллекта, который он назвал фактором G (general). Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (литературных, технических, математических и др.). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия, тесно связаны: как правило, люди, успешно выполнявшие тесты, направленные на измерение мышления, легко справлялись и с другими тестами. И, наоборот, малоуспешные испытуемые по тестам мышления плохо справлялись с большинством других тестов. Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяется не только факторами, специфическими для данной деятельности (они названы им S-факторами), но и неким общим фактором, общей интеллектуальной способностью (генеральный G-фактор).
G-фактор определялся Спирменом, как «общая умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности. Максимально влияя на действия, протекающие во внутреннем «умственном плане», он, однако, минимально проявляется в непосредственных взаимодействиях индивида с объектами окружающей среды.
В дальнейшем помимо факторов «G» и «S» Спирмен выделил уровень механических, арифметических и лингвистических (вербальных) способностей (так называемые групповые факторы интеллекта), которые заняли промежуточное положение в иерархии факторов интеллекта по уровню их обобщенности.
Рисунок
Модель Ч. Спирмена
п
Идея о существовании общего фактора интеллекта, принадлежащая Спирмену, в том или ином виде отразилась во многих последующих моделях интеллекта: либо в форме признания существования фактора G, либо через его опровержение посредством отстаивания точки зрения о взаимодействии разнообразных не связанных друг с другом факторов интеллекта в каждом интеллектуальном акте.
Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями.
Он выделил семь таких потенций:
1) счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
2) вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Д. Векслер, определяя интеллект как способность индивида к целесообразному поведению и эффективному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром, построил иерархическую модель интеллекта. Он считал, что структура интеллекта включат в себя три уровня:
Уровень общего интеллекта, аналогичный фактору G.
Уровень групповых факторов — интеллекта действий и вербального интеллекта. Вербальный интеллект выполняет функцию связи мышления и речи, отвечая за словообразование, смыслообразование, контекстность и др., а невербальный интеллект – функцию связи мышления и предметно-практической деятельности (Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный – его природные психофизиологические возможности, однако результаты современных исследований не позволяют однозначно утверждать наличие подобных связей).
Уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам («Осведомленность», «Словарный», «Шифровка», «Последовательные картинки», «Недостающие детали» и др.) предложенной им шкалы интеллекта.
Дж. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим), и предложил свою модель «структуры интеллекта». Его модель интеллекта, получившая название трехфакторной, представляет собой попытку определить каждую из 120 специфических интеллектуальных способностей, исходя из 3 их размерностей: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат).
Концепция Дж. Гилфорда широко используется, особенно в США, при работе с одаренными детьми и подростками. Он предложил разделить мышление на дивергентное и конвергентное. Первое — дивергентное — связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по мнению Дж. Гилфорда, является основанием творческости. Второе — конвергентное — направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта.
Г. Айзенк, ориентируясь на идеи Спирмена и Гилфорда, построил свою модель на основе обработки данных тестирования, утверждая, что интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта. Схематически его модель выглядит как куб, каждая из плоскостей которого представляет разные аспекты интеллектуальной деятельности. Во-первых, это интеллектуальные процессы – мышление, память, восприятие и т.д. Вторая плоскость характеризует тестовый материал (вербальный, пространственный и т.д.), используемый для оценки тех или иных процессов. В третьей плоскости отражается качество интеллекта – скорость и сила интеллектуальных процессов, то есть настойчивость человека в решении интеллектуальных задач.
Швейцарский психолог Р. Мейли, работая в рамках теоретических позиций гештальт-психологии и опираясь на идеи Дж. Гилфорда, выделил 4 фактора интеллекта: сложность, пластичность, глобальность и беглость.
Мейли определяет сложность как способность дифференцировать и связывать элементы тестовой ситуации, пластичность – как способность легко и гибко перестраивать образы ситуации, глобальность – как способность из неполного набора элементов выстраивать целостный осмысленный образ и беглость – как способность к быстрому рождению множества разнообразный идей относительно исходной ситуации. Эти факторы представляют собой аспекты интеллектуальной деятельности и всегда выступают совместно. Каждый из них обнаруживается у любого человека, но с определенной степенью «насыщенности». Набор факторов и характеризует форму интеллекта конкретного человека.
Принципиально другой подход к описанию интеллекта можно найти в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже, который предлагает описание структуры интеллекта через его генетическое объяснение на основе учета закономерностей онтогенетического развития, связанных с освоением систем логических операций.
В основе идей Пиаже лежит представление о решающей роли активности человека в развитии интеллекта. Интеллект – это не чистая доска для записи знаний, не зеркало, пассивно отражающее мир. Развитие интеллекта происходит только в активном взаимодействии индивида со средой, которая постоянно изменяется, что заставляет индивида в свою очередь также постоянно изменяться в поисках равновесия с ней.
Стремясь познавать окружающий мир, ребенок получает огромное количество образов, мыслей и переживаний, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать актуальным возможностям его интеллекта. Возможности интеллекта определяются «схемами» (термин Ж. Пиаже) – сенсомоторными и когнитивными способами обработки информации, которыми человек владеет к данному времени.
Если получаемые знания соответствуют уровню развития интеллекта, они ассимилируются (включаются в уже имеющиеся схемы), если нет – отвергаются, или, в случае готовности системы к изменению, она приспосабливается к новой информации. Этот процесс получил название аккомодации – изменения мыслительных процессов под влиянием новой информации.
Если новорожденный научился хватать мамин палец, вложенный ему в руку, он в аналогичной ситуации сможет схватить и погремушку, ложку или ленточку (ассимиляция). Однако в других случаях может наблюдаться аккомодация, например, тогда, когда ребенок, пытающийся первоначально сосать ложку с кашей, понимает, что привычный способ утоления голода (сосание) больше не подходит, и надо искать новые движения губ и языка, помогающие взять пищу.
Сам Пиаже рассматривал ассимиляцию и аккомодацию как инвариантные функции адаптации, обеспечивающие не только развитие интеллекта у конкретного человека, но и выживание человеческого вида в целом.
Согласно теории Пиаже, развитие интеллекта состоит из 3 больших периодов, в рамках которых происходит становление 3 основных интеллектуальных структур.
Таблица
Периоды развития интеллекта по Ж. Пиаже
Период | Общая характеристика | Возраст | |
Периода в целом | Отдельных стадий | ||
Сенсомоторный | Ведущая роль принадлежит развитию сенсорных и моторных способностей. Развитие интеллекта идет по пути от безусловных рефлексов к условным, к тренировке различных навыков. Главные достижения этапа – понимание постоянства объектов, формирование простейших символических репрезентаций, предвосхищение развития новой ситуации. | Стадия упражнения рефлексов. Дети появляются на свет подготовленные к реакциям на воздействия среды с помощью 4 схем – смотрение, сосание, хватание и крик, которые представляют собой строительные блоки для дальнейшего развития. | 0-1 мес. |
Стадия первичных циркулярных реакций. Имеющиеся у младенца схемы уточняются и видоизменяются с помощью циркулярных реакций – случайно совершенных и в дальнейшем многократно воспроизводимых действий. Первичные циркулярные реакции связаны с открытием ребенком собственного тела. Моторный акт выступает средством развития перцепции. | 1-4 мес. | ||
Стадия вторичных циркулярных реакций. Они связаны с управлением своим телом ради изменения среды. Наблюдается активное взаимодействие между анализаторами и двигательной активностью в формировании перцептивных образов. Формируется исследовательская деятельность. Появляется антиципация. | 4-12 мес. | ||
Стадия третичных циркулярных реакций. Становление преднамеренности действий. Появляются новые сенсомоторные схемы, в том числе связанные с орудийной деятельностью. Экспериментирование методом «проб и ошибок». Около 1,5 лет формируются навыки мысленного представления действия перед его совершением. Ребенок изобретает новые способы действия путем умственных комбинаций. | 12-24 мес. | ||
Конкретных операций | Превращение схем действий в операции (сравнения, классификации, оценки и т.д.). Операции выполняются в уме, но с опорой на внешние наглядные представления. | Дооперациональная стадия. Ребенок формирует понятия и пользуется символами (язык) для общения с окружающими. Эти понятия эгоцентричны (основаны на личном опыте). Восприятие синкретично (фиксировано на одном свойстве). Характерны анимизм (одушевление неодушевленного) и необратимость мышления (уверенность в том, что события и связи могут осуществляться только в одном направлении). | От 2 до 5-7 лет |
Конкретно-операциональная стадия. Характеризуется формированием понятий, обратимость операций, способностью к логическим операциям (классификация, обобщение), способностью к эмпатии. | От 5-7 до 11-12 лет | ||
Формальных операций | Мыслительные операции осуществляются без опоры на чувственное восприятие конкретных предметов. Свойственны теоретический интеллект, гипотетико-дедуктивный характер познания, возрастание субъективности вследствие возрастания эмоциональности | С 11-12 лет |
Соответственно, выделяется 3 типа интеллекта – сенсомоторный, конкретно-операциональный и формально-операциональный. Предложенная Пиаже теория когнитивного развития на протяжении более чем полувека служит источником неутихающих споров и новых исследований.
Столь большое внимание к проблемам интеллекта, проявляющееся в разнообразии взглядов на его сущность и механизмы формирования, безусловно, определяется важностью функций, которые выполняет интеллект в структуре психической деятельности человека.
Другие концепции интеллекта
Каждое из этих измерений подразделяется (операции, например, на такие категории, как оценка, познание и память). Комбинации размеров и подразделений могут привести к более чем 100 отдельным факторам, многие из которых были продемонстрированы экспериментально.
Плавный и кристаллизованный интеллект. Раймонд Кеттелл и Джон Хорн предложили разделить g-фактор на жидкий интеллект и кристаллизованный интеллект.
Гибкий интеллект состоит из способности рассуждать, объема памяти и скорости обработки информации. Он включает в себя такие навыки, как те, которые требуют пространственных и визуальных образов, и обычно считается, что на него гораздо меньше влияют опыт и образование, чем на кристаллизованный разум.
Кристаллизованный интеллект касается применения знаний для решения проблем. Он включает в себя такие способности, как рассуждение, словесные и числовые навыки, и обычно считается, что на него влияют опыт и формальное образование.
Понятия текучести и кристаллизованного интеллекта до сих пор используются некоторыми психологами, особенно в области старения.
Иерархическая модель Вернона. Филип Вемон предположил, что интеллект состоит из иерархически организованных факторов и навыков. Когнитивный фактор , расположенный вверху, состоит из двух навыков: вербальных / академических и практических / механических , каждый из которых сам по себе подразделяется. (Устный / академический, например, включает такие навыки, как словарный запас и беглость речи.)
Триархическая теория Штернберга. Роберт Штернберг был озабочен тем, как используется интеллект, особенно при решении проблем, а также способностями, которые он включает. Теория имеет дело с
компонентный интеллект , который включает компоненты, необходимые для приобретения знаний, использования стратегий и методов решения проблем, а также использования метакогнитивных компонентов для выбора стратегии и отслеживания прогресса на пути к успеху
эмпирический интеллект , который находит свое отражение как в творческом подходе к новым ситуациям, так и в объединении различных переживаний с помощью проницательных способов решения новых проблем
контекстный интеллект , который находит отражение в управлении повседневными делами
Семь разумов Гарднера. Говард Гарднер разделил интеллект на семь способностей. Хотя способности по сути одинаково важны, их ценность в конкретной культуре может быть разной. Например, люди, которые живут за счет земли в отдаленных джунглях, более склонны ценить телесно-кинестетические способности больше, чем логико-математические способности. Интеллект Гарднера включает
лингвистические способности
логико-математические способности
пространственные способности : пространственная навигация; формирование, преобразование и использование мысленных образов
музыкальные способности : восприятие и создание ритмов и высот
телесно-кинестетическая способность : моторная координация и двигательные навыки
способность к межличностному общению : понимание других
внутриличностные способности : понимание себя, чувство идентичности
Понимание концепции искусственного интеллекта
Этот ресурс дает краткое введение в концепции искусственного интеллекта . Различные экспертные системы, начиная от стиральных машин до Системы распознавания речи использует концепцию искусственного интеллекта.
Что такое искусственный интеллект?
Искусственный интеллект — это часть информатики, которая сосредоточена на разработке таких машин или систем, которые могут решать проблемы, которые в противном случае могут потребовать человеческого интеллекта.Искусственный интеллект сочетает в себе черты информатики, физиологии и философии. Идея состоит в том, чтобы создать машину с искусственным интеллектом, включив в нее такие программы и оборудование, которые способны самостоятельно принимать решения в случае проблем в конкретной области, для которой создана система. Исследователи создают такие системы, которые могут имитировать мысли человека, распознавать человеческую речь и взаимодействовать с ними, спрашивают и отвечают системы, перемещая шахматные ходы в соответствии с ходом человеческого противника. Expert Systems использует искусственный интеллект. MYCIN и DENDRAL были одной из первых экспертных систем, предназначенных для химического анализа и медицинской диагностики соответственно.
Искусственный интеллект состоит из двух слов:
Искусственный:
Это означает что-то неестественное, но созданное человеческими навыками или произведенное людьми. Подразумевает создание копии или имитации человека. Хотя мы можем сделать машину искусственно похожей на человека, но ей не хватает спонтанности и естественности.
Интеллект:
Это подразумевает вливание интеллекта в машину, чтобы она могла выполнять работу, которая в противном случае потребовала бы человеческого мозга. Устройство должно иметь возможность принимать собственное решение в зависимости от конкретной ситуации. Например, игра в шахматы на компьютере — это искусственный интеллект. Компьютер выполняет свои ходы в соответствии с движениями противника, а не фиксирует ходы. Чтобы сделать машину искусственно интеллектуальной, она должна обладать следующими возможностями:
Обучение:
Устройство должно уметь учиться на своих ошибках, чтобы в следующий раз они не повторялись.Рассуждение:
Рассуждение подразумевает способность устройства или машины прийти к выводу в соответствии с проблемой. Рассуждение также бывает двух типов, а именно. дедуктивные рассуждения и индуктивные рассуждения . В дедуктивных рассуждениях мы получаем точный вывод из данной проблемы. Однако в случае индуктивного рассуждения вероятность того, что вывод будет правильным, составляет 50:50.Решение проблем:
Машина должна уметь решать проблему, для которой она создана.Есть два типа методов решения проблем, а именно. специального и общего назначения. Метод общего назначения используется для решения широкого круга задач, в то время как специальный метод фокусируется на конкретной проблеме.Восприятие:
Машина должна быть способна ощущать окружающую среду вокруг нее и принимать соответствующие решения. Например, были разработаны некоторые роботы, которые пробиваются, чувствуя, что объекты проходят между ними и движутся вперед без столкновения.Понимание естественного языка:
Должны быть средства, позволяющие машине понимать естественный язык, будь то письменный или устный, и соответственно выполнять свои действия.Goals of Artificial Intelligence:
Основная цель создания устройств с искусственным интеллектом — уменьшить человеческие усилия. Более того, создание таких машин, которые могли бы выполнять человеческую работу, опасно для жизни людей. В целом, цели системы искусственного интеллекта: думать как люди, мыслить рационально, действовать как люди и действовать рационально.
.
Predictive Intelligence
ServiceNow®Predictive Intelligence — это платформенная функция, обеспечивающая уровень искусственного интеллекта, расширяющий возможности функции и возможности приложений ServiceNow для обеспечить лучший опыт работы.
Важно: в выпусках до Нью-Йорка функция Predictive Intelligence называлась Агент разведки.
Примечание. Предиктивный интеллект также доступен для локальных клиентов.Если вы заинтересованы в развертывании этого продукта локально, обратитесь к менеджеру своего аккаунта. Инструкции по локальной установке и настройке см. см. статью базы знаний KB0782052.
Predictive Intelligence предоставляет три фреймворки, которые можно использовать для создания решений машинного обучения в своем экземпляре. Каждая структура предоставляет другой тип решения для обучения системы прогнозированию, рекомендациям и организации данные результаты. Обученное решение может быть вызвано любым приложением через API прогнозирования для сделать прогноз.Структуры классификации и подобия поддерживают следующие языки: английский, Французский, немецкий, японский, голландский, испанский, итальянский и бразильский португальский. Кластеризация framework поддерживает только английский язык.Примечание: сообщества искусственного интеллекта используют термин train для машин так же, как мы используем его для людей и животных. Для Например, вы можете тренировать лошадей, чтобы они прыгали выше, и вы можете тренировать системы, чтобы узнать новые способы обрабатывать данные и решения.
Предиктивный интеллект рамки классификации
Прогнозирующий интеллект структура классификации позволяет использовать алгоритмы машинного обучения для установки значений полей во время создания записи, например, при установке категории инцидента на основе краткого описания. Вы можете обучать прогнозные модели, чтобы они действовали как агент для автоматической классификации и маршрутизации работать на основе вашего прошлого опыта работы с записями.
Включить прогнозный анализ для обработки большие объемы входящих запросов при меньших затратах.Автоматизировать категоризацию и присвоение запросов на сокращение:- Время решения задачи.
- Количество взаимодействий, необходимых для решения задач.
- Частота ошибок категоризации и распределения работы.
Для получения информации о том, как использовать структуру классификации, см. Создание и обучение решения классификации.
Predictive Intelligence подобие каркас
Сходство прогнозного интеллекта framework определяет существующие записи, которые имеют значения, аналогичные новой записи.Вы используете рамки для построения корпуса слов. Корпус слов функционирует как словарь, который система использует для сравните свои обученные записи на основе их текстового сходства. Например, вы можете обучить подмножество ваших записей об инцидентах, чтобы рекомендовать решение на основе информации об аналогичных запись происшествий. Повторно используя аналогичные закрытые инциденты, у которых есть доказанное разрешение, вы можете помочь агенты и исполнители быстро обеспечивают лучшее решение для входящего инцидента.
Структура подобия не требует точного совпадения слов для текстовых сравнений, поскольку его алгоритмы идентифицируют похожие слова и синонимы на основе похожих контекстов.Например, фразы принтер не работает и принтер сломан оба фиксируются в ваш корпус слов. Фреймворк также собирает, изучает и применяет ваши отраслевые контекст. Например, фраза не может подключиться к сети имеет другой контекст в сетевой компании, чем в страховой компании.
Чтобы поддерживать актуальность корпуса слов, периодически переобучайте и обновляйте свое решение. Чтобы увидеть, как Шаблон подобия поможет вам настроить ваше решение, используя поля подобия и фильтры, см. раздел Создание и обучение решения на основе подобия.
КластеризацияPredictive Intelligence каркас
Сгруппируйте похожие записи в кластеры, чтобы вы могли обращаться к ним коллективно или определять шаблоны. Например, вы можете сгруппировать похожие инциденты, которые произошли недавно, чтобы определить основные инцидент. Чтобы увидеть, как шаблон кластеризации помогает настроить решение для идентификации и обучите данные для своего кластера, см. раздел Создание и обучение решения кластеризации.
Обучение решениям машинного обучения
Прогнозный интеллект позволяет обучать прогнозным моделям и решениям машинного обучения, которые можно применить в своем бизнесе процессы, такие как:Вы также можете распространить прогнозный анализ на другие процессы, создание ваших собственных прогнозных моделей и обучение их на ваших прошлых данных.
Компоненты прогнозной модели
Прогностическая модель состоит из этих компонентов, некоторые из которых вы должны предоставить.- Определение решения
- Запись данных, которую вы создаете и настраиваете, которая определяет эти значения для обучения
прогнозная модель.
- Записи, используемые для обучения модели. Например, тренируйтесь только на тех инцидентах, которые решены или закрыты в течение последних шести месяцев.
- Поля ввода, которые модель использует для прогнозирования.Например, используйте краткое описание инцидента. описание, чтобы сделать прогноз.
- Поле вывода, значение которого прогнозирует модель. Например, установите категорию инцидента на основе краткого описания.
- Частота переобучения модели. Например, переобучайте модель каждые 30 дней.
- Решение
- Решение является результатом определения решения, которое вы обучили в центре обработки данных ServiceNow.Predictive Intelligence использует решение
для прогнозирования значения целевого поля с учетом одного или нескольких значений поля ввода. Все решения указывают
эти значения.
- Решение точность — это совокупный процент правильных прогнозов. Например, точность 50 означает, что из 100 прогнозов половина из них должна иметь правильное значение.
- Покрытие решения — это совокупный процент записей, получивших предсказание.Например, охват 50 означает, что фактически половина всех допущенных записей получить прогноз.
- Решение классы — это значения выходных полей, для которых модель может делать предсказания. Каждый класс — это значение поля вывода со списком возможной точности, охват и метрики распространения на выбор. Например, категоризация инцидентов В решении есть класс для каждой категории, такой как программное обеспечение, запрос и база данных.
- Распределение класса — процент записей из всей таблицы которые имеют это конкретное значение выходного поля. Например, распределение 50 для Класс запроса означает, что половина инцидентов имеет категорию запроса.
- Бизнес-правило
- Правило, которое вызывает набор данных решения для генерации прогноза, когда новая запись создан.
Выбор записей данных для обучения решения
Решение настолько хорошо, насколько хороши данные записи, которые вы используете для его обучения.В целом хорошая тренировка набор данных имеет эти характеристики.- Поля ввода определения решения доступны пользователям при создании записей. Делать прогнозы при создании записи, решение должно иметь значения поля ввода в записи создание.
- Поле вывода определения решения — это поле выбора. Чтобы делать более точные прогнозы, ограничить поле вывода конечным набором возможных значений.
- Обучающие записи содержат только правильные значения для поля вывода.Чтобы сделать больше точные прогнозы, отфильтруйте любые записи, которые имеют ненадежные значения выходных полей. Для Например, если недавно закрытые инциденты подлежат проверке и изменению в течение месяца, отфильтруйте любые недавно закрытые инциденты.
- Учебные записи содержат несколько примеров каждого значения поля вывода, которое вы хотите решение для предсказания. Чтобы обеспечить больший охват записей, включите несколько примеров каждого вывода значение поля.
- Записи об обучении включают общие варианты полей ввода.Чтобы предоставить больше записей охват, включите несколько примеров значений полей ввода.
Экспорт решения для обучения
Для обучения решения вы экспортируете его определение решения и связанные записи в централизованный обучающий сервер в ближайшем центре обработки данных ServiceNow. Когда обучение завершается, обучающий сервер экспортирует решение обратно в ваш экземпляр и удаляет все ваши тренировочные данные с сервера.Так как в каждом центре обработки данных есть собственный выделенный обучающий сервер и данные не покидают центр обработки данных, эта услуга также доступна для клиентов, у которых есть требования суверенитета данных.
Прогнозы выполняются на централизованном сервере прогнозирования в том же центре обработки данных, что и пример. Артефакты обученной модели отправляются с сервера экземпляра на сервер прогнозирования. когда прогноз вызывается в первый раз. После этого артефакты обученной модели кэшируется на сервере прогнозов для последующих прогнозов.Примечание: вся связь между Экземпляр и служба обучения происходят в одном брандмауэре центра обработки данных. Тем не менее, все связь происходит по HTTPS.
Бизнес-правила прогнозирования
По умолчанию система использует эти бизнес-правила для прогнозного анализа.Имя | Описание |
---|---|
Прогнозирование на основе задач по умолчанию | Бизнес-правило, которое выполняется перед вставкой новых записей задачи для создания значения поля. прогнозирование на основе выходного поля определения решения и набора данных решения.Использовать это бизнес-правило как шаблон для создания собственной логики прогнозирования. Это бизнес-правило вызывает прогнозный интеллект API. |
Обновить результаты прогнозов | Бизнес-правило, которое выполняется перед закрытием записей задачи для обновления решения. статистика с фактической точностью и результатами покрытия. |
Мониторинг покрытия и точности прогнозируемой модели
Вы можете отслеживать охват и точность каждой прогнозной модели с помощью решения Панель статистики, которая по умолчанию предоставляет отчеты по этим областям прогнозов.Отчет | Описание |
---|---|
Среднее прогнозируемое покрытие (последние 30 дней) | Значение представляет собой процент прогнозов, которые дали результат из общее количество попыток прогнозов. Нажмите на оценку охвата, чтобы увидеть разбивку по класс. |
Ежедневный прогнозный охват | Значение представляет собой процент записей, созданных в данный день, в который решение смогло предсказать исход. |
Средняя точность прогноза (последние 30 дней) | Значение представляет собой процент предсказаний, в которых предсказанное значение было то же, что и окончательное значение поля при закрытии записи. Щелкните показатель точности чтобы увидеть разбивку по классам. |
Точность ежедневных прогнозов | Значение представляет собой процент закрытых записей в определенный день, когда предсказанное значение поля было таким же, как окончательное значение. |
Инструкции по использованию панели мониторинга см. В разделе Просмотр статистики решения.
.