Человека в толпе характеризуют следующие черты.
Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.
Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.
Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.
Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.
Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе.
Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.
Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует.
Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.
Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.
Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.
Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.
Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.
© Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева
Поведение человека в толпе характеризуется следующими признаками:
Ø Снижение самоконтроля (интернальности). У человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения.
Ø Деиндивидуализация поведения людей в толпе: они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы уравниваясь. Разные люди через поведение становятся похожими друг на друга.
Ø Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичностьмышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.
Ø Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи.
Ø Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.
Ø Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.
3. Массовые явления в больших диффузных группах
Основные признаки большой диффузной группы
Большая диффузная группа— это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.
Примерами большой диффузной группы являются жители того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т. п.), постоянные зрители каких-то конкретных теле- или радиопередач (например, зрители телеигры «Поле чудес»), постоянные читатели периодических изданий, спортивные болельщики конкретной команды и т.д.
В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.
Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.
Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.
Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.
Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.
Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе.
Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.
Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует.
Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.
Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.
Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.
Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.
Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.
Человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Человек, подверженный влиянию толпы, меняет свое поведение, которое характеризуется следующими признаками:
1. Снижение самоконтроля. Усиливается зависимость от толпы, человек неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность рефлексии собственного поведения.
2. Деиндивидуализация поведения людей в толпе — утрачивается индивидуальность поведения. Разные люди в поведении становятся похожими друг на друга.
3. Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества, по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.
4. Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, т. е. порождая слухи.
5. Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам.
6. Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например, поднять что-то тяжелое, быстро бежать, высоко прыгать.
7. Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными условиями, человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что он совершал какие-то действия). Поэтому поведение человека, как и толпы в целом, характеризуется непредсказуемостью.
Феномен толпы привлекает большой интерес ученых и практиков, толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для окружающих, так и для людей в толпе.
5.Коммуникация в толпе.
В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.
Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными.
Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия.
Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.
Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.
Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.
Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе.
Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе.
Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку.
Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение (знание), она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу.
В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий.
Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокруштельных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку.
Психология толпы – это направление психологической отрасли, изучающее поведение групп людей, выделение особых механизмов функционирования и изменения личностных особенностей человека, а также выявление отличий между поведением внутри и вне группы.
Психология поведения толпы была вынесена в отдельную отрасль, поскольку в подобном бесструктурном обществе каждый индивидуум имеет схожие эмоциональные реакции, проявляющиеся у остальных участников. Именно на основании данных механизмов рождается возможность растворения индивидуальности, а законы массы всегда превалируют над внутренними устремлениями человека (так, интеллигентные люди в толпе позволяют себе низкое поведение, а способные к критике перестают адекватно оценивать мир и т.д.).
Изучал психологию толпы Лебон, ставящий основой своей теории то, что механизм эмоционального заражения (передачи определённого вида эмоций, состояний, мыслей) среди массы людей происходит подобно эпидемиологическому распространению вируса. Соответственно, чем больше людей будет вовлечено во взаимодействие, тем сильнее влияние и быстрее распространение эмоционального аффекта. Учёный объяснял подобный эффект психологии толпы тем, что рассеивается личная ответственность и в чувстве полной анонимности люди способны на проявление того, что ранее бы корректировали в своём поведении.
Понятие психология толпы подразумевает людей объединённых не общей целью, а только эмоциональным состоянием. Это всегда отсутствие структуры, иначе речь о коллективе или организованной группе, имеющей общую цель и систему реагирования в соответствии с ролями.
Объединяет толпу всегда только эмоциональное сходство, поэтому такие скопления могут появляться в местах культурного интереса или идейных собраниях (концерты, митинги, катастрофические происшествия и пр.).
Захваченность общими чувствами уже не даёт человеку возможность реагировать иначе, а приоритет желаний большинства закреплён генетически. Поскольку только вместе лучше охотиться или добиваться целей, а тот, кто шёл против всеобщего настроя, рисковал остаться изгоем и погибнуть без поддержки стаи. Именно поэтому сейчас многие испытывают неуютные чувства страха и тревоги, когда выражают сопротивление большинству – такое поведение закреплено, как грозящее смертью.
Виды толпы
Психология управления толпой строится на понимании различных видов толпы и ведущих механизмов влияния на неё. Различные скопления людей могут отличаться активностью самих участников, т.е. это либо непосредственные деятельные участвующие в событиях, либо публика, наблюдающая происходящее. Активные участники всегда больше вовлечены, легче поддаются внешнему влиянию и управлению, те же, кто просто пришёл посмотреть, менее активны и сохраняют больше индивидуальности. Группа поддержки на концерте всегда способна быстрее включиться в драку за отстаивание имени любимца, чем сидящие в зале.
В зависимости от активности меняется и управляемость толпой, в соответствии, с чем выделяют ещё несколько видов. Абсолютно неуправляемое собрание людей возникает стихийно, оно не имеет ни цели, ни лидера, ни механизмов организации. По силе разрушительных последствий это наиболее страшный вид толпы, поскольку отсутствуют любые механизмы воздействия.
Неконтролируемая стихийная толпа возникает в общественных местах (стадионы и метро, районы стихийных бедствий или массовых гуляний). Эти люди имеют различные цели, оказываясь вместе только по воле случая. Люди, подчиняющиеся конкретным командам одного лидера, относятся к ведомой толпе, где один человек или незначительная группа способны регулировать эмоции большого скопления людей, корректировать их мотивацию и вести в нужном направлении.
Ещё более управляемая толпа – это организованная, имеющая не только выраженного лидера, способного менять её настроение и направленность, но также общие цели и заранее оговоренные места сбора и продолжительности запланированных действий. Это хорошо организованное движение, отличающееся максимальной эффективностью в своих действиях и достигающее любых целей благодаря чёткой внутренней структуре и общим интересам.
По эмоциональному наполнению толпа отличается и меняется так же, как эмоциональная и настроенческая сфера индивидуума. Это может быть агрессивная группа лиц, бунтующая в отношении не устраивающих порядков, это может быть скопление людей, парализованное страхом или паникой вследствие случившихся катастроф.
Эйфорическое скопление людей происходит на концертах или мирных митингах, где основными движущими силами являются эмоции наслаждения и радости. Часто эйфория соприкасается с экспрессией, где главное беспрепятственное и яркое выражение чувств. Экспрессия объединяет людей в группу по общему отношению к кому-то событию, а конвенциональная толпа сплачивается на основе общего когнитивного интереса.
Ещё один момент отличия видов толпы это ее гомогенность. Разнородная толпа чаще всего рождается там, где собрания происходят стихийно, она же обычно и анонимна – там никто никого не знает и все личности стёрты воедино. Там где люди собираются намеренно чаще всего собрание персонифицировано, известны личности, имена, регалии или хотя бы более крупное сообщество, представляемое участниками. Варианты если собрания, объединённые интересами или идеями, подразумевают большую однородность. Есть и искусственное разделение людей на классы и секты, возраста и уровень достатка – это всё пришло из научного мира и представлено толпой только по предварительной договорённости о встрече или совместной акции (церковная служба, митинг, празднование, пр.).
Психологические свойства толпы
Психология массы толпы построена большей частью на неосознаваемых процессах, возникающих вследствие возбуждения тех или иных мозговых центров под влиянием изменений важных ценностных категорий. Масштабные бунты начинаются, когда для многих людей были задеты моменты возможности заработка, организация для реконструкции чего-то появляется после разрушения важных памятников или строений – всегда социум объединялся для того, чтобы совместными усилиями справиться с тем, что одному человеку преодолеть будет не под силу.
Особым свойством обладает коммуникация в толпе, через которую осуществляется подготовительное влияние. Никто не поддаётся внешнему воздействию тех, кто не транслирует близкие ему идеи, не идёт за противоположным мнением.
Чтобы включиться в картинку мира другого человека сознательно или случайно используются совершенно иные коммуникационные механизмы, чем непосредственный разговор, что характерно для диалога. Большую роль играют массовые коммуникации, охватывающие большую аудиторию – газеты, интернет, телевидение и прочие СМИ. Это официально признанные каналы взаимодействия больших масс людей, к неофициальным относят сплетни и слухи, а также любые источники, где большую роль играет субъективное мнение человека, а не фактическое событие. Основное свойство толпы в том, что в сознание попадает информация и мнение, схожее с винегретом – там и слухи, и последние новости и теории художественных фильмов.
Толпа бессознательна, а люди в ней действуют на уровне базовых инстинктов. Тут большую роль играет импульсивность, захваченность эмоциями, вместо разумного анализа ситуации, а тот кто, находясь в толпе, попытается подвергнуть критике происходящее, включить рациональный подход либо сам покинет общую структуру, либо будет ею растоптан.
Стадный инстинкт, служащий для того, чтобы весь вид выжил, является ключевым – он необходим в экстремальных ситуациях войны, голода, обороны, но также включается и при других общих целях. Из-за инстинктивности поведения сужается вариативность реакций человека, и он экономит время на всём, действуя более интуитивно. Сдержать или перенаправить действия толпы можно только командой, причём авторитет лидера должен быть абсолютен.
Находясь в большой группе, человек мыслит в основном образами, его воображение работает сильнее, чем в одиночестве или в диалоге. Не возникают моменты обдумывания или критики, образы, навязываемые извне, воспринимаются как реальные, при этом они категорически просты. Чем больше численность толпы, тем более простые тезисы и образы доступны пониманию, анализ сложных или ступенчатых понятий просто не доступен. Главным в таких образах всегда выбирается не правда и объективность, а желаемость, в итоге те, кто хочет вкусных абрикос пойдет за тем, кто скажет, что они в десяти метрах, не задумываясь о несоответствии климата и том, что сами видят на этом расстоянии лишь пустоту.
Толпа категорична и консервативна, там отсутствуют сомнения относительно истины, нет терпения и толерантности к другим точкам зрения, зато есть упорство и силовое давление. Новые альтернативные идеи могут быть восприняты, только если харизматично будут сказаны прежним лидером, в остальных же вариантах большинство будет стремиться сохранить прежний общественный порядок, как символ безопасности. Отсюда и повышенная внушаемость толпы, поскольку люди в ней не различают полутонов – они либо принимают идею полностью (а значит туда можно вложить дополнительные необходимые моменты) или категорически отвергают.
Этапы формирования толпы
Возникновение даже случайной и негомогенной толпы никогда не бывает без социальной обусловленности и происходит по стадиям. У каждой массы людей есть ядро, держащее их всех вместе – это могут специально назначенные или неформальные лидеры, эмоционально значимые люди или те, кто лучше всего ориентируется в ситуации. Изначальное ядро может возникать на основании логических побуждений, так при несчастных случаях люди собираются вместе, чтобы оказать помощь, при этом есть пострадавшие и те, кто имеет медицинские навыки или может помочь организовать передвижение в больницу. Потом к этим людям добавляются неравнодушные, способные поучаствовать или ищущие защиты. Именно с момента присоединения других лиц толпа начинает входить в циркулярное движение.
Когда толпу начинает кружить происходит этап нарастания эмоций, возрастания аффекта, окружающий социум начинает делиться на полярные кланы. В этом процессе всегда есть свои, чьё мнение попадает в психику других без всякой критики, вследствие чего склонность к совершению неконтролируемых, спонтанных, опасных действий возрастает в разы. Тут происходит исчезновение личностной ответственности, растворение своей личности и приобретение анонимности.
После того, как была сформирована большая общность, имеющая сплочённые интересы, на основании разных высказываемых мнений формируется новый общий объект сплочения. Если сначала это было стихийное бедствие, то совместное обсуждение может родить поиск или обвинение конкретных людей или структур в произошедшем. Внимание смещается, зато появляется совершенно новая и абсолютно общая цель, родившаяся умами участников в процессе взаимодействия. На этом этапе люди максимально сплочены и тогда возникает необходимость нового формирования ядра.
Появляются активисты, лидеры, зачинщики или провокаторы, руководящие толпой. Они могут, находясь в ней смещать эмоциональные акценты, через что руководить поступками людей. Не обязательно понимать, как руководить обществом и стремится к реформации во что-то хорошее. Это могут быть незрелые личности, имеющие пограничное расстройство, психопаты и манипуляторы, дети и экстремисты – главное уметь эмоционально раскачать толпу, цель в данном контексте вторична.
Психология поведения человека в толпе
Есть характерные определённые особенности и для человека находящегося под влиянием массового сознания. Каждая личность ведёт себя по-разному, находясь в одиночестве, общаясь на межличностном уровне или являясь частью толпы. Эти изменения обусловлены механизмами адаптационного выживания психики и закреплены значительно сильнее, требуя большего времени для коррекции.
Первоочередным является регрессия уровня коммуникации с межличностного и вербального на эмоциональный и внутригрупповой. Даже социально-ориентированные люди, поддержание диалога для которых является профессиональным качеством (психологи, следователи, переговорщики и пр.) перестают использовать вербальную коммуникацию в достаточном объеме.
На уровне биологических реакций человеку свойственно испытывать возбуждение, как психомоторное, так и агрессивное, половое и прочее. Проявляться может в бессмысленных движениях, цель которых только в снижении уровня адреналина, высокой физической активности, при этом снижении контроля над своими действиями и координацией. Так на стадионе фанатам свойственно повторять стереотипные, но бессмысленные движения, можно заметить, как тысячи людей раскачиваются в такт и поднимают руки – это транс, где нет места сознанию, а только неосознаваемым процессам, первичным реакциям. Для людей с заболеванием эпилептического спектра и неврозами подобное трансовое состояние присутствия в толпе может закончиться приступом. Для других характерно возникновение различных галлюцинаций, причём нередки случаи одинакового характера обманных ощущений. Собравшись потом вдвоём, люди могут прийти к выводу, что они были под воздействием гипноза, что отчасти является правдой – пребывание в толпе схоже с гипнотическим состоянием, где нет критики, а есть эмоции и послушание.
Человек, анализируя своё поведение после, может заметить, что тогда требовались простые решения, односложные указания – так происходит за счёт снижения критичности, объёма внимания и способности различать различные уровни, оттенки и думать о нескольких вариантах последствий в ситуации. Спускаясь на базовые инстинкты, психика каждого конкретного человек откатывается назад, упрощается, становится инфантильной и требует чёткости указаний и однозначности выводов.
Самоконтроль человека падает, поскольку большая часть ответственности передаётся или лидерам или распределяется между всеми участниками. Вместе с ответственностью постепенно растворяется индивидуальность человека, и даже если час назад он был категорически не согласен с основными идеями толпы, то после пребывания там, будет отчаянно доказывать эти мнения, как свои. Тут действует эффект ассоциации – восприятия всех участников едиными с собой, именно поэтому срабатывают механизмы, схожие с защитой собственной семьи, где тот, кто трогает своего приравнивается к врагам.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Человек, подверженный влиянию толпы, меняет свое поведение, которое характеризуется следующими признаками:
- Снижение самоконтроля. Усиливается зависимость от толпы, человек неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность рефлексии собственного поведения.
- Деиндивидуализация поведения людей в толпе — утрачивается индивидуальность поведения. Разные люди в поведении становятся похожими друг на друга.
- Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества, по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.
- Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, т. е. порождая слухи.
- Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам.
- Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например, поднять что-то тяжелое, быстро бежать, высоко прыгать.
- Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными условиями, человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что он совершал какие-то действия). Поэтому поведение человека, как и толпы в целом, характеризуется непредсказуемостью.
Феномен толпы привлекает большой интерес ученых и практиков, толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для окружающих, так и для людей в толпе.
Психология толпы (часть 2)
…© Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева
4.Психологические особенности индивида в толпе
В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.
Человека в толпе характеризуют следующие черты.
Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.
Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.
Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.
Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.
Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе.
Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.
Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует.
Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.
Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.
Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.
Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.
Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.
5. Поведение толпы
В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.
Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными.
Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия.
Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.
Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.
Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.
Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе.
Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе.
Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку.
Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение (знание), она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу.
В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий.
Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокруштельных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку.
6. Лидер в толпе и механизмы управления толпой
Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.
Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.
Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.
Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.
В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля — это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.
Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия.
Класс вожаков подразделяется на две категории:
— люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;
— люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).
Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, — это его обаяние. Обаяние — вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.
Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда — объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.
Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером — демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.
Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.
Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы.
Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.
Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:
1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;
2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.
Эффективными средствами могут считаться следующие:
— переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают — каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;
— объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;
— обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;
— применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.
Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.
7. Коммуникации в толпе
Особо важную роль при возникновении толпы играет коммуникация как процесс обмена между людьми значимыми для них сообщениями.
Известно, что индивид становится участником стихийного поведения, либо заражаясь непосредственно наблюдаемым поведением окружающих, либо узнав о нем по каналам официальной или неофициальной коммуникации. Некоторые виды такого поведения возникают в условиях острого дефицита информации или неэффективности систем передачи сообщений.
Люди готовы поддаваться заражающему действию со стороны окружающих, когда это действие соответствует их идеям и убеждениям. Очевидно, что психическое заражение было бы невозможно, если бы люди не видели действий и поступков других и не слышали о них. Психическое заражение может порождать чувства по все длине эмоциональной шкалы — как положительные, восторженные, так и негативные, чувства уныния и депрессии.
Там, где индивид лишен возможности непосредственно воспринимать картину поведения окружающих, все большую роль играют средства массовой информации — газеты, радио, телевидение и кино.
В любом обществе наряду с системами официальной коммуникации параллельно действуют и системы неофициальные. В разных точках они соприкасаются. Например, содержание неофициальной коммуникации — разговоры, сплетни, толки, слухи — переходят на страницы печатных изданий или становятся темой бесед телевизионного комментатора, который способствует их распространению. И уж, тем более, важные сообщения массовых средств коммуникации обычно обсуждаются в кругу друзей или семьи.
Поэтому в сознании индивида часто заключается интерпретация, разделяемая его соседями, друзьями, родственниками, попутчиками в дороге. Гнев, вызванный, скажем, сообщением о введении нового налога или о росте цен, легко понимается собеседником, ибо он испытывает те же чувства… Это и есть первое условие для подготовки массового поведения.
Литература:
1. Американская социологическая мысль. — М., 1994.
2. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.
3. Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX и мир. — 1990. № 11.
4. Московичи С. Век толп. — М., 1996.
5. Преступная толпа. — М., 1998.
6. Психология господства и подчинения: Хрестоматия. — Минск, 1998.
7. Психология масс: Хрестоматия. — Самара, 1998.
8. Психология толп. — М., 1998.
9. Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. — 1990. — № 12.
10. Фрейд 3. «Я» и «Оно». — Тбилиси, 1991.
Источник:
Социальная психология. Учебное пособие. Серия «Высшее образование» Авторы-составители: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. Москва-Новосибирск, 2001г.
psyfactor.org/
- Последние
- Watchlist
- Рынки
- Инвестирование
- Баррона
- Личные финансы
- Эконом
- Выход на пенсию
- Коронавирус
- Видеоцентр
- Комментарий
- Больше
- Настройки учетной записи
- Войти в систему
- Регистрация
- Домой
- Последние новости
- Список
- рынки
- УниверситетS. Markets
- Канада
- Европа и Ближний Восток
- Азия
- Развивающиеся рынки
- Латинская Америка
- Рыночные данные
- инвестирование
- Баррон
- Лучшие новые идеи
- Запасы
- ВИС
- Паевые инвестиционные фонды
- биржевые индексные фонды
- Параметры
- облигации
- товаров
- валюты
- Cryptocurrencies
- фьючерсы
- Центр финансовых консультантов
- конопля
- Баррон
- Экономика и политика
- Коронавирус
- Отчет Капитолия
примеров черт характера
Черты характера — это ценные аспекты поведения человека. У каждого есть черты характера, как хорошие, так и плохие, включая наших любимых вымышленных персонажей. Черты характера часто помечаются описательными прилагательными, такими как , пациент , , неверный или , ревнивый .
Часто чей-то характер и личность переплетаются. Но, хотите верьте, хотите нет, эти два совершенно различны. Самый простой способ отделить их друг от друга — сказать, что черты личности — это наблюдения на уровне поверхности, видимые извне, в то время как черты характера находятся глубоко, не сразу очевидны и развиваются с течением времени.
Легко наблюдать за общительной, дружелюбной личностью нового друга. Тем не менее, ее честный характер займет больше времени, чтобы стать очевидным. Вы должны будете узнать ее лучше, чтобы понять, что ее родители подчеркнули важность честности, и она приняла эти уроки близко к сердцу. Это сделало бы честность одной из ее черт характера.
Это также делает основные ценности похожими на черты характера. Это больше, чем наблюдения на поверхности; они руководящие принципы для жизни.Давайте посмотрим на некоторые примеры черт характера и узнаем, как распознать множество вариантов.
Примеры черт характера
Старое выражение, что действия говорят громче слов, очень верно, когда дело доходит до черт характера. Вы узнаете о характере людей, наблюдая, как они взаимодействуют с миром. Существует бесконечный массив черт характера, которые можно использовать для описания себя или других, здесь мы предоставили подборку из 90 примеров черт характера.
Ценности
Некоторые черты характера показывают основные ценности или убеждения человека:
Щедрость
Добросовестность
Лояльность
Преданность
- 9252000282525 Любить
- Искренность
Самоконтроль
Спокойствие
Верность
Patience
Определение
Постоянство
Приключений
Корректность
Сотрудничество
Допуск
Оптимизм
Духовность
Темная сторона
Никто не совершенен, и у всех нас есть темная сторона.Некоторые черты характера, которые имеют негативную коннотацию, включают:
Нечестность
Нелояльность
Нечестность
Подлость
Грубость
- 9282
Неподходимость
0000000Неподобительность
00000Абразивность
Пессимизм
Жестокость
Безжалостность
Нарциссизм
Неприятный
Звонок
Звонок
Звонок
Звонит
Звонит
Звонит
Злове
Эгоизм
Непрощение
Лидерство
Как насчет лидера или кого-то, кто любит быть ответственным? Мы можем искать следующие черты характера у босса:
Доминирование
Доверие
Убедительность
Амбициозность
Босси
Ресурсность
Ресурсность
Изобретательность
Харизма
Авторитет
Энтузиазм
Смелость
Проактивно
Дети
Затем есть дети.Их персонажи могут быть не полностью развиты, но есть некоторые присущие детям черты и некоторые качества, которые вы хотите, чтобы они изучили:
Игривый
Зани
Активный
Дикий
глупостью
Привязанность
Смешные
Rough
Talkative
Роуди
Смарт
понервничать
Shy
Лайвли
Нетерпеливый
Упрямый
Черты характера в художественной литературе
В рассказах, романах и фильмах часто встречаются архетипы персонажей.Например, это может быть бесстрашный герой, жестокий лидер или беспомощная героиня, которую нужно спасти.
Автор использует эти классические черты, чтобы помочь вам определить, какую роль каждый персонаж играет в истории. Как часто вы привязывались к персонажам в литературе и кино? Без сомнения, некоторые черты характера понравились вам.
При описании героического главного героя могут применяться некоторые из этих черт характера:
Безукоризненный
Сильный
Отважный
Надежный
Безбоязненный
Tough
Храбрый
Если кто-то — романтик, пытающийся добиться своей возлюбленной, он может обладать этими чертами характера:
Очарование
Вит
Сентиментальность
Сентиментальность
Интенсивность
Харизма
При описании злодея истории часто можно использовать такие черты характера:
Уродливые
Зло
Хитрость Обман
- 9000 2 Убийственный
Безнравственный
Мстительный
Маниакальный
Внесение персонажей в жизнь
Потратив некоторое время на размышления и наблюдения за чертами характера, вы можете узнать больше о себе и других, а также развить богатые символы в вашем письме, которые являются более реалистичными.Чтобы получить дополнительную помощь в округлении персонажа, ознакомьтесь со списком черт характера.
Наличие хорошо проработанных символов в вашем письме сделает ваши символы более трехмерными и позволит читателю идентифицировать себя с ними. Именно поэтому некоторые люди говорят, что их лучшие друзья находятся между страницами их любимых книг. Не забудьте включить все основные элементы написания истории тоже!
Примеры черт характера.
.Маркетинг Глава 5 КарточкиСрок Определение Покупка конечных потребителей — физических лиц и домохозяйств, которые покупают товары и услуги для личного потребления. Срок Определение Все лица и домохозяйства, которые покупают или приобретают товары и услуги для личного потребления. Срок Определение Набор базовых ценностей, представлений, желаний и поведения, усвоенных членом общества из семьи и других важных учреждений. Срок Определение Группа людей с общими системами ценностей, основанными на общем жизненном опыте и ситуациях. Срок Определение Относительно постоянные и упорядоченные подразделения в обществе, члены которого имеют схожие ценности, интересы и поведение. Срок Определение Два или более человека, которые взаимодействуют для достижения индивидуальных или общих целей. Срок Определение Лицо в контрольной группе, которое из-за особых навыков, знаний, личности или других характеристик оказывает социальное влияние на других. Срок Определение Онлайн социальные сообщества — блоги, сайты социальных сетей или даже виртуальные миры — где люди общаются или обмениваются информацией и мнениями Срок Определение Образ жизни человека, выраженный в его или ее деятельности, интересах и мнениях. Срок Определение Уникальные психологические характеристики, которые приводят к относительно последовательным и длительным реакциям на собственную среду. Срок Определение Конкретное сочетание человеческих качеств, которые можно отнести к определенной музыкальной марке. Срок Определение Потребность, которая достаточно актуальна, чтобы направить человека к поиску удовлетворения потребности. Срок Определение Процесс, который люди выбирают, систематизируют и интерпретируют, чтобы сформировать осмысленную картину мира. Срок Определение Изменения в поведении человека в результате опыта. Срок Определение Описательная мысль, что человек о чем-то говорит. Срок Определение Постоянно благоприятные или неблагоприятные оценки человека, его чувства и склонности к объекту или идее. Срок Определение Поведение потребителей в ситуациях, характеризующихся высокой вовлеченностью потребителей в покупку и значительными различиями между брендами. Срок Снижающее диссонанс покупательское поведение Определение Поведение потребителей в ситуациях, характеризующихся высокой вовлеченностью и незначительными различиями между брендами. Срок Определение Поведение потребителей в ситуациях, характеризующихся низкой вовлеченностью потребителей и незначительным количеством заметных различий в брендах. Срок Разнообразие покупок Определение Поведение потребителей в ситуациях, характеризующихся низкой вовлеченностью потребителей, но значительными различиями в брендах. Срок Определение Первый этап процесса принятия решения о покупке, на котором потребитель осознает проблему или необходимость. Срок Определение Стадия процесса принятия решения о покупателе, на которой потребитель вызвала поиск дополнительной информации: потребитель мог просто привлечь повышенное внимание или начать активный поиск информации. Срок Определение Этап процесса принятия решения о покупке, на котором потребитель использует информацию для оценки альтернативных брендов в наборе выбора. Срок Определение Решение покупателя о том, какую марку покупать. Срок Определение Этап процесса принятия решения о покупке, на котором потребители предпринимают дальнейшие действия после покупки, основываясь на своем удовлетворении или неудовлетворенности. Срок Определение Как личность влияет на трудовое поведение | Малый бизнесШала Манро Обновлено 6 марта 2019
Личность влияет на все аспекты работы человека, даже на то, как он реагирует на ситуации на работе. Не каждая личность подходит для каждой должности, поэтому важно распознавать черты личности и объединять сотрудников с обязанностями, которые лучше всего соответствуют их личностям. Это может привести к повышению производительности и удовлетворенности работой, помогая вашему бизнесу функционировать более эффективно.
Исходящие или интровертированные
Люди с уходящими личностями часто лучше всего работают на должностях, где им удается взаимодействовать с другими. Эти люди могут обеспечить дружелюбное и услужливое обслуживание клиентов, и они могут повысить отношение других работников, будучи оптимистичными и счастливыми. Тем не менее, уходящие люди могут не процветать в положениях, которые держат их за закрытыми дверями, в отрыве от других.
Сюда может входить должность в области информационных технологий, которая целый день держит их за компьютером, или работа по оплате счетов, которая не требует большого взаимодействия с поставщиками или другими сотрудниками.Эта работа могла бы быть лучше подходящей для людей с более замкнутыми личностями
Трудовая этика сотрудника
Сильная трудовая этика развивается у сотрудников, которые делают свою работу приоритетной. Некоторые сотрудники могут работать адекватно, но без энтузиазма или каких-либо признаков того, что они работают больше, чем зарплата. Их работа, вероятно, посредственная и часто сдавалась едва вовремя или поздно Другие сотрудники могут работать допоздна, чтобы выполнить проекты на ранней стадии и взять на себя инициативу предложить новые проекты или более эффективные методы производства.
Назначьте этих работников в команды, разрабатывающие новые проекты или роли с дополнительной ответственностью и необходимостью принимать решения на месте, например, по связям с общественностью или управлению отделом. Людям со слабой трудовой этикой часто требуется больше управления и контроля, чтобы сосредоточить их на своей работе, в то время как люди с сильной трудовой этикой обычно работают хорошо с минимальным надзором.
Внимание к деталям
Некоторые люди хотят думать об общей картине, чтобы видеть не только то, где ваша компания сейчас, но где она может или должна быть в будущем.Они разрабатывают креативные, широкие планы, направленные на дальнейшее развитие компании, и думают о новых инициативах для решения существующих проблем. Тем не менее, они могут быть не так хороши в реализации широких планов. Вот где приходят люди, ориентированные на детали; Этим людям иногда трудно увидеть направление для компании, которое отличается от существующего, но если вы дадите им проект, они выполнят проект до мельчайших деталей.
Они часто хорошо организованы и ведут отличные записи, поэтому проекты могут быть воссозданы позже, если это необходимо.Ищите их в бухгалтерии и финансах, где важны детали. Чтобы обеспечить бесперебойную работу вашей компании, требуются люди обоих типов.
Мотивация и признание
Держите своих сотрудников на плаву, понимая, что их мотивирует. Иногда это трудно понять самостоятельно, поэтому лучше спросить, даже во время интервью. Некоторые люди мотивированы исключительно деньгами; если вы повесите обещание повышения или бонуса, они, вероятно, будут работать усерднее. Другие люди предпочитают признание среди своих сверстников, поэтому празднование их успехов на обеде с персоналом или рассылка сотрудникам писем о признании может заставить этих сотрудников работать на полную катушку.Другие люди мотивированы и способны усердно трудиться для личного удовлетворения, которое они получают, когда вовремя заканчивают хорошо выполненные проекты.