Прагматичные это – Прагматик — кто это такой, что такое прагматизм и прагматичность

Содержание

Прагматично — это… Что такое Прагматично?

  • прагматично — практически, утилитарно, приземленно, осторожно, практично Словарь русских синонимов. прагматично нареч, кол во синонимов: 7 • осторожно (43) • …   Словарь синонимов

  • Прагматично — I нареч. качеств. обстоят. Основываясь на принципах прагматизма как направления в философии, согласно которому объективность истины отрицается, истинным же признается лишь то, что дает практически полезные результаты. II нареч. качеств. обстоят.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Прагматично — I нареч. качеств. обстоят. Основываясь на принципах прагматизма как направления в философии, согласно которому объективность истины отрицается, истинным же признается лишь то, что дает практически полезные результаты. II нареч. качеств. обстоят.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • прагматично — см. Прагматичный …   Энциклопедический словарь

  • прагматично — см. прагматичный; нареч. Рассуждать прагмати/чно …   Словарь многих выражений

  • прагматично — прислівник незмінювана словникова одиниця …   Орфографічний словник української мови

  • БЫТИЕ И ВРЕМЯ — ’БЫТИЕ И ВРЕМЯ’ (‘Sein und Zeit’, 1927) основная работа Хайдеггера. На создание ‘Б.иВ.’, как традиционно полагается, повлияли две книги: работа Брентано ‘Значение бытия согласно Аристотелю’ и ‘Логические исследования’ Гуссерля. Первая из них… …   История Философии: Энциклопедия

  • Прагматически — I нареч. качеств. обстоят. 1. С точки зрения прагматики как раздела семиотики, изучающего отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует. 2. В соответствии с законами и принципами прагматики. II нареч. качеств. обстоят. 1. С точки… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Прагматически — I нареч. качеств. обстоят. 1. С точки зрения прагматики как раздела семиотики, изучающего отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует. 2. В соответствии с законами и принципами прагматики. II нареч. качеств. обстоят. 1. С точки… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Прагматически — I нареч. качеств. обстоят. 1. С точки зрения прагматики как раздела семиотики, изучающего отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует. 2. В соответствии с законами и принципами прагматики. II нареч. качеств. обстоят. 1. С точки… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    ПРАГМАТИЧЕСКИЙ — это… Что такое ПРАГМАТИЧЕСКИЙ?

    
    ПРАГМАТИЧЕСКИЙ
    ПРАГМАТИЧЕСКИЙ

    (греч.). Основанный на достоверных свидетельствах.

    Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

    ПРАГМАТИЧЕСКИЙ

    1) основанный на всестороннем знании дела; 2) рассчитанный на плодотворное практическое применение.

    Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.

    ПРАГМАТИЧЕСКИЙ

    греч. pragmatikos; этимологию смотр. прагма. Основанный за достоверных свидетельствах.

    Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.

    ПРАГМАТИЧЕСКИЙ

    рассчитанный на твердых основаниях, установленный достоверными свидетельствами.

    Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.

    .

    Синонимы:
    • ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ
    • ПРАГМАТИКА

    Смотреть что такое «ПРАГМАТИЧЕСКИЙ» в других словарях:

    • прагматический — осторожный, утилитарный, применимый, деловой, прагматичный, утилитаристский, практичный, практический, приземленный Словарь русских синонимов. прагматический прил., кол во синонимов: 9 • деловой (22) • …   Словарь синонимов

    • ПРАГМАТИЧЕСКИЙ

      — прагматическая, прагматическое; в качестве кратк. форм употр. прагматичен, прагматична, прагматично (книжн.). 1. Прил. к прагматизм, основанный на прагматизме. Прагматическая философия. Прагматическое изложение истории. 2. Являющийся практическим …   Толковый словарь Ушакова

    • прагматический — ПРАГМАТИЗМ, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

    • ПРАГМАТИЧЕСКИЙ — греч. достоверный; на деле основанный и прямо к делу применяемый. Прагматическая история, изложенная таким порядком, прикладная, применяемая прямо к делу. Прагматическая санкция, особенно важное, государственное постановленье, напр. муж. об… …   Толковый словарь Даля

    • ПРАГМАТИЧЕСКИЙ — практический, относящийся к действию, служащий практике; связь условий, их причин и следствий, напр. прагматическое описание истории. Кант называет прагматическим такое действие, которое служит нравственным целям. Философский энциклопедический… …   Философская энциклопедия

    • прагматический — 1. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. Основанный на прагматизме (1 2 зн.). П ая философия. П ое изложение фактов. 2. = Прагматичный. П. подход к проблеме. П. взгляд на науку. ◁ Прагматически, нареч. (2 зн.). П. мыслить. 2. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ см. Прагматика …   Энциклопедический словарь

    • Прагматический — I прил. 1. соотн. с сущ. прагматика I, связанный с ним 2. Свойственный прагматике [прагматика I] характерный для нее. II прил. 1. соотн. с сущ. прагматика II, связанный с ним 2. Свойственный прагматике [прагматика II] характерный для нее.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    • Прагматический — I прил. 1. соотн. с сущ. прагматика I, связанный с ним 2. Свойственный прагматике [прагматика I] характерный для нее. II прил. 1. соотн. с сущ. прагматика II, связанный с ним 2. Свойственный прагматике [прагматика II] характерный для нее.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    • прагматический — прагматический, прагматическая, прагматическое, прагматические, прагматического, прагматической, прагматического, прагматических, прагматическому, прагматической, прагматическому, прагматическим, прагматический, прагматическую, прагматическое,… …   Формы слов

    • прагматический — основанный на прагматизме, т.е. признающий истиной лишь то, что дает практически полезные результаты …   Толковый переводоведческий словарь


    dic.academic.ru

    Прагматично — это… Что такое Прагматично?

  • прагматично — практически, утилитарно, приземленно, осторожно, практично Словарь русских синонимов. прагматично нареч, кол во синонимов: 7 • осторожно (43) • …   Словарь синонимов

  • Прагматично — I нареч. качеств. обстоят. Основываясь на принципах прагматизма как направления в философии, согласно которому объективность истины отрицается, истинным же признается лишь то, что дает практически полезные результаты. II нареч. качеств. обстоят.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Прагматично — I нареч. качеств. обстоят. Основываясь на принципах прагматизма как направления в философии, согласно которому объективность истины отрицается, истинным же признается лишь то, что дает практически полезные результаты. II нареч. качеств. обстоят.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • прагматично — см. Прагматичный …   Энциклопедический словарь

  • прагматично — см. прагматичный; нареч. Рассуждать прагмати/чно …   Словарь многих выражений

  • прагматично — прислівник незмінювана словникова одиниця …   Орфографічний словник української мови

  • БЫТИЕ И ВРЕМЯ — ’БЫТИЕ И ВРЕМЯ’ (‘Sein und Zeit’, 1927) основная работа Хайдеггера. На создание ‘Б.иВ.’, как традиционно полагается, повлияли две книги: работа Брентано ‘Значение бытия согласно Аристотелю’ и ‘Логические исследования’ Гуссерля. Первая из них… …   История Философии: Энциклопедия

  • Прагматически — I нареч. качеств. обстоят. 1. С точки зрения прагматики как раздела семиотики, изучающего отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует. 2. В соответствии с законами и принципами прагматики. II нареч. качеств. обстоят. 1. С точки… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Прагматически — I нареч. качеств. обстоят. 1. С точки зрения прагматики как раздела семиотики, изучающего отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует. 2. В соответствии с законами и принципами прагматики. II нареч. качеств. обстоят. 1. С точки… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Прагматически — I нареч. качеств. обстоят. 1. С точки зрения прагматики как раздела семиотики, изучающего отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует. 2. В соответствии с законами и принципами прагматики. II нареч. качеств. обстоят. 1. С точки… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    Прагматизм — это… Что такое Прагматизм?

    Позитивизм Огюст Конт
    Основные понятия
    Верификация, Опыт, Факт

    Индукция, Конвенционализм
    Теорема о неполноте
    Тезис Дюэма — Куайна
    Метаязык

    Тексты
    Основные начала

    Логико-философский трактат

    Течения
    Эмпириокритицизм, Махизм

    Венский кружок, Неопозитивизм
    Львовско-варшавская школа

    Люди
    Конт, Тэн, Милль, Спенсер

    Мах, Авенариус

    Пуанкаре, Дюэм, Рассел
    Шлик, Карнап, Гедель, Нейрат
    Витгенштейн

    Прагматизм (от др.-греч. πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике, как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма Джемса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны. Среди основных направлений прагматизма известны инструментализм, фаллибилизм, антиреализм, радикальный эмпиризм, верификационизм и др.

    Внимание к прагматизму существенно выросло во второй половине XX века с появлением новой философской школы, которая сосредоточилась на критике логического позитивизма, опираясь на собственную версию прагматизма. Это были представители аналитической философии Уиллард Куайн, Уилфрид Селларс и др. Их концепция была затем развита Ричардом Рорти, позже перешедшим на позиции континентальной философии и критикуемым за релятивизм. Современный философский прагматизм после этого разделился на аналитическое и релятивистское направления. Кроме них существует также неоклассическое направление, в частности, представленное работами Сьюзан Хаак (

    англ.).

    Прагматизм в исторической науке — термин, употребляемый с довольно различными значениями. Впервые прилагательное «прагматический» (греч. πραγματικός) применил к истории Полибий, назвавший прагматической историей (греч. πραγματική ίστορία) такое изображение прошлого, которое касается государственных событий, причём последние рассматриваются в связи с их причинами, сопровождающими их обстоятельствами и их следствиями, а само изображение событий имеет целью преподать известное поучение.

    Прагматик — последователь, сторонник прагматизма, как философской системы. В бытовом смысле прагматик — это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов. «То, во что для нас лучше верить — истинно», — утверждал основатель прагматизма В. Джемс[2].

    Прагматизм как философское течение ХХ века

    История

    В качестве философского течения прагматизм возник в последние десятилетия XIX века. Основы философской концепции прагматизма были заложены Чарльзом Пирсом.

    Прагматизм становится популярным с 1906 года, когда последователь Пирса Уильям Джеймс прочел курс общедоступных лекций, которые были изданы под этим названием.

    Третьим виднейшим представителем прагматизма был Джон Дьюи, развивший собственный вариант прагматизма, получивший название инструментализм

    Эпистемология прагматизма

    Ранний прагматизм находился под сильным влиянием дарвинизма. Аналогичного образа мышления ранее придерживался Шопенгауэр: идеалистическое представление о действительности, полезное для организма, может сильно отличаться от самой действительности. Прагматизм, однако, уходит от этой идеалистической концепции, разделяя познание и прочие действия на две независимые сферы деятельности. Поэтому прагматизм признает существование абсолютной и трансцендентной истины над познавательной деятельностью, которая стоит за действиями организма по поддержанию своей жизни. Таким образом появляется некая экологическая составляющая познания: организм должен иметь представление об окружающей его среде. Понятия «реальное» и «истинное» в этом аспекте считаются терминами процесса познания и не имеют смысла вне этого процесса. Прагматизм, следовательно, признает существование объективной реальности, хотя и не в обычном строгом смысле этого слова (который был назван Патнемом метафизическим).

    Хотя некоторые высказывания Уильяма Джемса подавали повод считать прагматизм одной из теорий субъективного идеализма, та точка зрения, что верования делают реальность истинной, у философов-прагматиков не нашла широкой поддержки. В прагматизме ничто полезное или практичное не является обязательно истинным, так же как и то, что в какой-то краткий момент помогает организму выжить. Например, вера в то, что обманывающая супруга остается верна, помогает ее обманутому мужу лучше себя чувствовать в данный момент, но определенно не поможет ему в долгосрочной перспективе, если таковая вера не соответствует истине.

    Концепция истины

    По Джемсу, высказанная истина не является окончательной, мы вместе с объективной реальностью «создаём» истины. Отсюда следуют две ее особенности: 1) истина изменчива и 2) истина зависит от концептуальной схемы, в которую мы ее помещаем.

    Изменчивость истины

    Среди философов-прагматиков нет единого мнения о том, могут ли верования из истинных превращаться в ложные и наоборот. Для Джемса верования не являются истинными до тех пор, пока они не подтверждены в процессе верификации. Он считал, что предположения становятся истиной, если они в течение длительного времени доказывают свою полезность для конкретной личности. Противоположный процесс не является фальсификацией, просто вера выбывает из употребления. Ф.Шиллер прямо заявлял: «Если я хочу узнать, как попасть домой, правильным будет любой ответ, который поможет мне решить поставленную задачу. Если позже у меня будет другая задача, тот же ответ может оказаться ложным. Вместе с изменением задачи и способов ее решения меняются и свойства истины».

    Пирс не был согласен с тем, что одно и то же утверждение может быть истинным для одного человека и ложным для другого. Он требовал привязывать теоретические утверждения к практической верификации (то есть к проверке), а не к текущим задачам и нуждам. По Пирсу, истина есть конечный результат (а не любой промежуточный результат) исследования некоторым сообществом (обычно научным). Дьюи в целом соглашался с определением Пирса, но также характеризовал истину как некоторую ценность. Если нечто истинно, то это одновременно означает, что оно надежно, и на истину можно всегда положиться, так как она не меняется в зависимости от ситуации. Как Пирс, так и Дьюи связывали определение истины с гарантированной проверяемостью. Патнем также развивал идею идеального эпистемологического оправдания истины. О взглядах Джемса и Шиллера он заявлял:

    Истина не может быть просто разумно приемлемой по одной основной причине; предполагается, что она является частью утверждения, которое не может быть ложным, в то время как оправданность со временем может быть утрачена. Заявление «Земля — плоская», возможно, было приемлемым 3000 лет назад, но в наше время оно неприемлемо. Кроме того, нельзя сказать, что 3000 лет назад Земля БЫЛА плоской, т.к. она не меняла своей формы[3].

    Рорти также выступал против мнения Джемса и Шиллера:

    Истина, конечно, является абсолютной, заявления «верно для тебя, но не для меня» или «справедливо для твоей культуры, но не моей» туманны и неопределенны. Таково же выражение «верно когда-то, но не сейчас»… Джемс мог бы лучше сказать, что фраза типа «лучше верить в то и это» эквивалентна термину «оправданно», а не «истинно»[4].

    Концептуальная относительность

    Точно так же вызывает разногласия идея о зависимости истины от принятой концепции. Джемс и Шиллер утверждали, что мы делаем истину в процессе верификации, с чем другие философы-прагматики не соглашаются. Но практически все они согласны в том, что истина может быть выражена только в рамках некоторой концепции, вне которой она теряет смысл.

    До тех пор, пока мы не договоримся о том, что означают термины «объект», «существование» и т.п., вопрос «сколько существует объектов» не имеет никакого смысла. Но как только мы решили, как использовать указанную терминологию, ответ на заданный вопрос в рамках принятой концепции или ее «версии», как говорил Нельсон Гудман, более не является предметом «соглашений» [5].

    Ф.Шиллер для пояснения своих идей о «производстве» истины использовал аналогию со стулом: так же как столяр делает стул из подручных материалов, ничего не создавая из ничего, истина является трансформацией нашего опыта, но это не значит, что мы вольны создавать воображаемую реальность по своему произволу.

    Основные принципы прагматизма

    В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях»[6].

    Первичность практики

    Прагматик исходит из основной предпосылки о способности человека теоретизировать, что является неотъемлемой частью его интеллектуальной практики. Теория и практика не противопоставляются как разные сферы деятельности; напротив, теория и анализ являются инструментами или «картами» для поиска правильного пути в жизни. Как утверждал Дьюи, не следует разделять теорию и практику, скорее можно разделять интеллектуальную практику и тупую, неинформированную практику. Он же говорил о Уильяме Монтегю, что «его деятельность состояла не в практическом применении ума, а в интеллектуализации практики»[7]. Теория — это абстрактное представление непосредственного опыта и, в свою очередь, непременно должна обогащать опыт своей информацией. Таким образом, организм, ориентирующийся в окружающей среде, — основной предмет исследования для прагматизма.

    Против материализации теорий и концепций

    В своей работе «Поиск определенности» Дьюи критиковал философов, принимающих категории (ментальные или физические) как данность, на том основании, что они не понимают номинальную сущность любых концепций, изобретаемых человеком для решения тех или иных задач. Это приводит к метафизической или концептуалной путанице. Среди примеров можно перечислить абсолютное бытие гегельянцев или идею о том, что логика, как абстракция, производная от конкретного мышления, не имеет с последним ничего общего. Д. Л. Гильдебранд суммировал эту проблему следующим образом: «Ощутимое невнимание к специфическим функциям познания ведет к тому, что и реалисты, и идеалисты формулируют знание, которое проецирует продукт абстракции на опыт.»[8]

    Натурализм и антикартезианство

    Философы-прагматики всегда стремились реформировать философию, привнеся в нее научный метод. Они критикуют как материалистов, так и идеалистов за попытки представить человеческое знание как нечто большее, чем может дать наука. Такие попытки подразделяются, в основном, на феноменологию, восходящую к философии Канта, и теории соответствия знания и истины (то есть что знание соответствует объективной реальности). Первых прагматики осуждают за априоризм, а вторых — за то, что соответствие принимается за факт, не подвергаемый анализу. Прагматики вместо этого стремятся объяснить, преимущественно психологически и биологически, как соотносятся между собой субъект и объект познания, и как это соотношение сказывается на реальности.

    Пирс в работе «Исправление веры» (1877 г.) отрицал роль интроспекции и интуиции в философском исследовании. Он считал, что интуиция может привести к ошибкам в рассуждениях. Интроспекция также не создает доступа к работе ума, поскольку «Я» — это концепция, производная от наших отношений с окружающим миром, а не наоборот[9]. К 1903 г. он также пришел к выводу, что прагматизм и эпистемология не являются производными от психологии, а то, что мы на самом деле думаем, отличается от того, что мы должны думать. В этом отношении его взгляды существенно отличаются от философии остальных прагматиков, которые больше привержены к натурализму и психологизму.

    Рорти в работе «Философия и отражение природы» также критиковал попытки философов науки выкроить пространство для эпистемологии, независимое или даже превосходящее пространство эмпирических наук. Куэйн в «Натурализованной эпистемологии» (1969 г.) подверг критике «традиционную» эпистемологию и ее картезианскую мечту об абсолютной определенности. Он заявлял, что на практике эта мечта оказалась несбыточной, а в теории — ложной, поскольку привела к разделению эпистемологии и научного исследования.

    Примирение антискептицизма и фаллибилизма

    Антискептицизм возник в современном академическом сообществе как реакция на учение Декарта о том, что основой философского исследования является сомнение, наличие которого подтверждает факт существования сомневающегося. Прагматизм, в основе которого также лежит сомнение в достоверности человеческого знания, лежит вполне в русле старой традиции скептицизма.

    Тем не менее, Патнем считает, что основной задачей американского прагматизма является примирение антискептицизма и фаллибилизма. Хотя все человеческое знание неполно, и нет никакой возможности когда-либо взглянуть на мир глазами всеведущего Бога, совсем не обязательно становиться на позиции глобального скептицизма. В свое время Пирс настаивал, что Декарт был не совсем прав, и сомнение не может быть создано или фальсифицировано с целью провести философское исследование. Сомнение, как и вера, должно быть оправданным. Оно происходит вследствие столкновения с некоторыми упрямыми фактами бытия (которые Дьюи называл «ситуацией»), подрывающими нашу веру в существующее положение вещей. Исследование поэтому становится рационально самоконтролируемым процессом возвращения к пониманию ситуации или, по крайней мере, попыткой вновь поверить в то, что такое понимание достигнуто.

    Когда говорят о прагматической истории, обыкновенно имеют в виду или особенно выдвигают вперёд одно из трёх: или чисто политическое содержание истории (государственные дела), или способ исторического изложения (установление причинной связи), или, наконец, цель исторического изображения (поучение). Вот почему термин Прагматизм и страдает некоторой неопределённостью.

    Центральным пунктом Прагматизма можно считать изображение именно человеческих действий в истории, хотя бы и не исключительно политических и не ради поучения, но такое, в котором разыскиваются прежде всего их причины и следствия, то есть мотивы и цели действующих лиц. В этом смысле прагматическая история отличается от культурной, которая занимается не событиями, складывающимися из человеческих деяний (res gestae), а состояниями общества в материальном, умственном, нравственном и общественном отношениях, и связывает между собой отдельные факты не как причины и следствия, а как различные фазисы в развитии той или другой формы. С этой точки зрения исторические факты могут быть разделены на прагматические (события и человеческие поступки, их составляющие) и культурные (состояния общества и формы быта), и историческая связь может быть либо прагматическая (причинная), либо эволюционная.

    Согласно с таким пониманием, прагматизмом в истории следует называть исследование или изображение причинной связи, существующей между отдельными поступками отдельных исторических деятелей или между целыми событиями, в которых действующими лицами являются не только единицы, но и целые группы, например, политические партии, общественные классы, целые государства и т. п. Такое понимание не будет противоречить определению, данному Полибием и большинством историков, употреблявших термин прагматизм.

    Во всяком случае, прагматизм интересуется действующей в истории личностью, её мотивами и намерениями, её характером и страстями, одним словом, её психологией, которая должна объяснять её поступки: это — психологическая мотивация исторических событий. Причинность, царящая в мире явлений, проявляется в разных областях этого мира различным образом, вследствие чего и появляется необходимость специальных исследований причинности (напр., причинности в уголовном праве). В области истории этот вопрос разработан очень мало (см. Н. Кареев, «Сущность исторического процесса и роль личности в истории», СПб., 1890).

    Теория прагматической истории должна была бы исследовать, как порождаются одни события другими, вызываясь разными переменами в волевой сфере действующих лиц под влиянием действия на них тех или других событий, которые сами, в последнем анализе, суть лишь какие-либо поступки. Прагматическая история отличается от последовательной именно проникновением во внутренний мир людей, с целью не только рассказать событие, но и представить его непосредственное действие на мысли и чувства современников, а также показать, как само оно сделалось необходимым ввиду существования у людей, его совершивших, тех или других мотивов и намерений. Ср. Е. Bernheim, «Lehrbuch der historischen Methode» (1894).

    См. также

    Примечания

    1. Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии
    2. 1 2 Иван Кузнецов, http://ufn.ru/ru/articles/1960/4/a/ с. 9.
    3. Hilary Putnam Reason, Truth and History. 1981, p. 55.
    4. Richard Rorty Rorty Truth and Progress: Philosophical Papers. Volume 3. 1998, p. 2.
    5. Keya Maitra. On Putnam. 2003, p. 40.
    6. Peirce, The Collected Papers of Charles Sanders Peirce (CP) v. 5, para. 2, 1878/1902).
    7. Michael Eldridge. Transforming Experience: John Dewey’s Cultural Instrumentalism. 1998, p. 5.
    8. David L. Hildebrand. Beyond Realism & Anti-Realism. 2003.
    9. Cornelis De Waal. On Pragmatism. 2005, pp. 7-10.

    Литература

    • Франк С.Л. Прагматизм как гносеологическое учение. — В сб.: Новые идеи в философии. СПб, 1913, сб. 7, с. 115—157.
    • Мельвиль Ю. К. Чарльз Пирс и прагматизм. М., 1968.
    • Кирющенко В.В. Язык и знак в прагматизме. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. — 199 с. — ISBN 978-5-94380-069-6.
    • Baldwin, James Mark (ed., 1901—1905), Dictionary of Philosophy and Psychology, 3 volumes in 4, Macmillan, New York, NY.
    • Dewey, John (1900—1901), Lectures on Ethics 1900—1901, Donald F. Koch (ed.), Southern Illinois University Press, Carbondale and Edwardsville, IL, 1991.
    • Dewey, John (1910), How We Think, D.C. Heath, Lexington, MA, 1910. Reprinted, Prometheus Books, Buffalo, NY, 1991.
    • Dewey, John (1929), The Quest for Certainty: A Study of the Relation of Knowledge and Action, Minton, Balch, and Company, New York, NY. Reprinted, pp. 1-254 in John Dewey, The Later Works, 1925—1953, Volume 4: 1929, Jo Ann Boydston (ed.), Harriet Furst Simon (text. ed.), Stephen Toulmin (intro.), Southern Illinois University Press, Carbondale and Edwardsville, IL, 1984.
    • Dewey, John (1932), Theory of the Moral Life, Part 2 of John Dewey and James H. Tufts, Ethics, Henry Holt and Company, New York, NY, 1908. 2nd edition, Holt, Rinehart, and Winston, 1932. Reprinted, Arnold Isenberg (ed.), Victor Kestenbaum (pref.), Irvington Publishers, New York, NY, 1980.
    • Dewey, John (1938), Logic: The Theory of Inquiry, Henry Holt and Company, New York, NY, 1938. Reprinted, pp. 1-527 in John Dewey, The Later Works, 1925—1953, Volume 12: 1938, Jo Ann Boydston (ed.), Kathleen Poulos (text. ed.), Ernest Nagel (intro.), Southern Illinois University Press, Carbondale and Edwardsville, IL, 1986.
    • James, William (1902), «Pragmatic and Pragmatism», 1 paragraph, vol. 2, pp. 321—322 in J.M. Baldwin (ed., 1901—1905), Dictionary of Philosophy and Psychology, 3 volumes in 4, Macmillan, New York, NY. Reprinted, CP 5.2 in C.S. Peirce, Collected Papers.
    • James, William (1907), Pragmatism, A New Name for Some Old Ways of Thinking, Popular Lectures on Philosophy, Longmans, Green, and Company, New York, NY.
    • James, William (1909), The Meaning of Truth, A Sequel to ‘Pragmatism, Longmans, Green, and Company, New York, NY.
    • Lundin, Roger (2006) From Nature to Experience: The American Search for Cultural Authority Rowman & Littlefield Publishers, Inc.
    • Peirce, C.S., Collected Papers of Charles Sanders Peirce, vols. 1-6, Charles Hartshorne and Paul Weiss (eds.), vols. 7-8, Arthur W. Burks (ed.), Harvard University Press, Cambridge, MA, 1931—1935, 1958. Cited as CP vol.para.
    • Peirce, C.S., The Essential Peirce, Selected Philosophical Writings, Volume 1 (1867—1893), Nathan Houser and Christian Kloesel (eds.), Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis, IN, 1992.
    • Peirce, C.S., The Essential Peirce, Selected Philosophical Writings, Volume 2 (1893—1913), Peirce Edition Project (eds.), Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis, IN, 1998.
    • Putnam, Hilary (1994), Words and Life, James Conant (ed.), Harvard University Press, Cambridge, MA.
    • Quine, W.V. (1951), «Two Dogmas of Empiricism», Philosophical Review (January 1951). Reprinted, pp. 20-46 in W.V. Quine, From a Logical Point of View, 1980.
    • Quine, W.V. (1980), From a Logical Point of View, Logico-Philosophical Essays, 2nd edition, Harvard University Press, Cambridge, MA, 1980.
    • Ramsey, F.P. (1927), «Facts and Propositions», Aristotelian Society Supplementary Volume 7, 153—170. Reprinted, pp. 34-51 in F.P. Ramsey, Philosophical Papers, David Hugh Mellor (ed.), Cambridge University Press, Cambridge, UK, 1990.
    • Ramsey, F.P. (1990), Philosophical Papers, David Hugh Mellor (ed.), Cambridge University Press, Cambridge, UK.
    • Douglas Browning, William T. Myers (Eds.) Philosophers of Process. 1998.
    • John Dewey. Donald F. Koch (ed.) Lectures on Ethics 1900—1901. 1991.
    • Daniel Dennett. Postmodernism and Truth. 1998.
    • John Dewey. The Quest for Certainty: A Study of the Relation of Knowledge and Action. 1929.
    • John Dewey. Three Independent Factors in Morals. 1930.
    • John Dewey. The Influence of Darwin on Philosophy and Other Essays. 1910.
    • John Dewey. Experience & Education. 1938.
    • Cornelis De Waal. On Pragmatism. 2005.
    • Abraham Edel. Pragmatic Tests and Ethical Insights. In: Ethics at the Crossroads: Normative Ethics and Objective Reason. George F. McLean, Richard Wollak (eds.) 1993.
    • Michael Eldridge. Transforming Experience: John Dewey’s Cultural Instrumentalism. 1998.
    • David L. Hildebrand. Beyond Realism & Anti-Realism. 2003.
    • David L. Hildebrand. The Neopragmatist Turn. Southwest Philosophy Review Vol. 19, no. 1. January, 2003.
    • William James. Pragmatism, A New Name for Some Old Ways of Thinking, Popular Lectures on Philosophy. 1907.
    • William James The Will to Believe. 1896.
    • George Lakoff and Mark Johnson. Philosophy in the Flesh : The Embodied Mind and Its Challenge to Western Thought. 1929.
    • Todd Lekan. Making Morality: Pragmatist Reconstruction in Ethical Theory. 2003.
    • C.I. Lewis. Mind and the World Order: Outline of a Theory of Knowledge. 1929.
    • Keya Maitra. On Putnam. 2003.
    • Joseph Margolis. Historied Thought, Constructed World. 1995.
    • Louis Menand. The Metaphysical Club. 2001.
    • Hilary Putnam Reason, Truth and History. 1981.
    • W.V.O. Quine. Two Dogmas of Empiricism. Philosophical Review. January 1951.
    • W.V.O. Quine Ontological Relativity and Other Essays. 1969.
    • Richard Rorty Rorty Truth and Progress: Philosophical Papers. Volume 3. 1998.
    • Stephen Toulmin. The Uses of Argument. 1958.
    • William Egginton (Mike Sandbothe Eds.) The Pragmatic Turn in Philosophy. Contemporary Engagement between Analytic and Continental Thought. 2004.
    • Mike Sandbothe. Pragmatic Media Philosophy. 2005.
    • Gary A. Olson and Stephen Toulmin. Literary Theory, Philosophy of Science, and Persuasive Discourse: Thoughts from a Neo-premodernist. Interview in JAC 13.2. 1993.
    • Susan Haack. Vulgar Rortyism. Review in The New Criterion. November 1997.
    • Pietarinen, A.V. Interdisciplinarity and Peirce’s classification of the Sciences: A Centennial Reassessment // Perspectives on Science, 14(2), 127—152 (2006). vvv

    Ссылки

    dik.academic.ru

    ПРАГМАТИЧЕСКИЙ — это… Что такое ПРАГМАТИЧЕСКИЙ?

    
    ПРАГМАТИЧЕСКИЙ
    ПРАГМАТИЧЕСКИЙ
    греч. достоверный; на деле основанный и прямо к делу применяемый. Прагматическая история, изложенная таким порядком, прикладная, применяемая прямо к делу. Прагматическая санкция, особенно важное, государственное постановленье, напр. муж. об изгнания иезунтов нз Испании, Карла III.

    Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.

    .

    Синонимы:

    Смотреть что такое «ПРАГМАТИЧЕСКИЙ» в других словарях:

    • ПРАГМАТИЧЕСКИЙ — (греч.). Основанный на достоверных свидетельствах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ 1) основанный на всестороннем знании дела; 2) рассчитанный на плодотворное практическое применение.… …   Словарь иностранных слов русского языка

    • прагматический — осторожный, утилитарный, применимый, деловой, прагматичный, утилитаристский, практичный, практический, приземленный Словарь русских синонимов. прагматический прил., кол во синонимов: 9 • деловой (22) • …   Словарь синонимов

    • ПРАГМАТИЧЕСКИЙ — прагматическая, прагматическое; в качестве кратк. форм употр. прагматичен, прагматична, прагматично (книжн.). 1. Прил. к прагматизм, основанный на прагматизме. Прагматическая философия. Прагматическое изложение истории. 2. Являющийся практическим …   Толковый словарь Ушакова

    • прагматический — ПРАГМАТИЗМ, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

    • ПРАГМАТИЧЕСКИЙ — практический, относящийся к действию, служащий практике; связь условий, их причин и следствий, напр. прагматическое описание истории. Кант называет прагматическим такое действие, которое служит нравственным целям. Философский энциклопедический… …   Философская энциклопедия

    • прагматический — 1. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. Основанный на прагматизме (1 2 зн.). П ая философия. П ое изложение фактов. 2. = Прагматичный. П. подход к проблеме. П. взгляд на науку. ◁ Прагматически, нареч. (2 зн.). П. мыслить. 2. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ см. Прагматика …   Энциклопедический словарь

    • Прагматический — I прил. 1. соотн. с сущ. прагматика I, связанный с ним 2. Свойственный прагматике [прагматика I] характерный для нее. II прил. 1. соотн. с сущ. прагматика II, связанный с ним 2. Свойственный прагматике [прагматика II] характерный для нее.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    • Прагматический — I прил. 1. соотн. с сущ. прагматика I, связанный с ним 2. Свойственный прагматике [прагматика I] характерный для нее. II прил. 1. соотн. с сущ. прагматика II, связанный с ним 2. Свойственный прагматике [прагматика II] характерный для нее.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    • прагматический — прагматический, прагматическая, прагматическое, прагматические, прагматического, прагматической, прагматического, прагматических, прагматическому, прагматической, прагматическому, прагматическим, прагматический, прагматическую, прагматическое,… …   Формы слов

    • прагматический — основанный на прагматизме, т.е. признающий истиной лишь то, что дает практически полезные результаты …   Толковый переводоведческий словарь


    dic.academic.ru

    Прагматик — это… Что такое Прагматик?

    Прагматизм — термин, употребляемый в исторической науке с довольно различными значениями. Слово «прагматический» (греч. πραγματιχός) происходит от πραγμα, что значит деяние, действие и т. п. Впервые это прилагательное применил к истории Полибий, назвавший прагматической историей (греч. πραγματιχή ίστορία) такое изображение прошлого, которое касается государственных событий, причём последние рассматриваются в связи с их причинами, сопровождающими их обстоятельствами и их следствиями, а само изображение событий имеет целью преподать известное поучение. Прагматик — последователь, сторонник прагматизма, как философской системы. В повседневном варианте: прагматик — это человек, который выстраивает свою систему поступков, дел и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов.

    Применение

    Когда говорят о прагматической истории, обыкновенно имеют в виду или особенно выдвигают вперёд одно из трёх: или чисто политическое содержание истории (государственные дела), или способ исторического изложения (установление причинной связи), или, наконец, цель исторического изображения (поучение). Вот почему термин Прагматизм и страдает некоторой неопределённостью.

    Центральным пунктом Прагматизма можно считать изображение именно человеческих действий в истории, хотя бы и не исключительно политических и не ради поучения, но такое, в котором разыскиваются прежде всего их причины и следствия, т. е. мотивы и цели действующих лиц. В этом смысле прагматическая история отличается от культурной, которая занимается не событиями, складывающимися из человеческих деяний (res gestae), а состояниями общества в материальном, умственном, нравственном и общественном отношениях, и связывает между собой отдельные факты не как причины и следствия, а как различные фазисы в развитии той или другой формы. С этой точки зрения исторические факты могут быть разделены на прагматические (события и человеческие поступки, их составляющие) и культурные (состояния общества и формы быта), и историческая связь может быть либо прагматическая (причинная), либо эволюционная.

    Согласно с таким пониманием, прагматизмом в истории следует называть исследование или изображение причинной связи, существующей между отдельными поступками отдельных исторических деятелей или между целыми событиями, в которых действующими лицами являются не только единицы, но и целые группы, например, политические партии, общественные классы, целые государства и т. п. Такое понимание не будет противоречить определению, данному Полибием и большинством историков, употреблявших термин прагматизм.

    Во всяком случае, прагматизм интересуется действующей в истории личностью, её мотивами и намерениями, её характером и страстями, одним словом, её психологией, которая должна объяснять её поступки: это — психологическая мотивация исторических событий. Причинность, царящая в мире явлений, проявляется в разных областях этого мира различным образом, вследствие чего и появляется необходимость специальных исследований причинности (напр., причинности в уголовном праве). В области истории этот вопрос разработан очень мало (см. Н. Кареев, «Сущность исторического процесса и роль личности в истории», СПб., 1890).

    Теория прагматической истории должна была бы исследовать, как порождаются одни события другими, вызываясь разными переменами в волевой сфере действующих лиц под влиянием действия на них тех или других событий, которые сами, в последнем анализе, суть лишь какие-либо поступки. Прагматическая история отличается от последовательной именно проникновением во внутренний мир людей, с целью не только рассказать событие, но и представить его непосредственное действие на мысли и чувства современников, а также показать, как само оно сделалось необходимым ввиду существования у людей, его совершивших, тех или других мотивов и намерений. Ср. Е. Bernheim, «Lehrbuch der historischen Methode» (1894).

    Прагматизм как философское течение ХХ века

    • Прагматизм (от греч. prágma, родительный падеж prágmatos — дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Основателем П. является Чарлз Сандерс Пирс.

    История

    В качестве философского течения прагматизм возник в последние десятилетия XIX века. Основы философской концепции прагматизма были заложены Чарльзом Пирсом .

    Прагматизм становится популярным с 1906 г., когда последователь Пирса Уильям Джеймс прочел курс общедоступных лекций, которые были изданы под этим названием.

    Третьим виднейшим представителем прагматизма был Джон Дьюи, развивший собственный вариант прагматизма, получивший название инструментализм

    Положения прагматизма

    Согласно прагматизму, объективность истины как таковой отрицается, а настоящей истиной считается та, которая даёт результаты, практически полезные.

    Основные направления

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    что это, как развить в себе прагматизм

    Как часто вы принимаете решения, руководствуясь исключительно собственной выгодой? Или вам не чужды поступки, которые не будут сулить вам никаких благ?

    Как ни крути, но каждый человек, несмотря на особенности своего характера, думает о том, с какими последствиями он может столкнуться в той или иной ситуации. Правда, далеко не все ставят вопрос выгоды и прибыли во главу угла. Подобное поведение свойственно, прежде всего, людям с прагматичным складом характера.

    В обществе бытует мнение, что прагматики без явной выгоды вообще никогда не действуют, но так ли это на самом деле? Кого можно считать прагматиком и как можно развить в себе прагматичность?

    Прагматичность: что это

    Само понятие «прагматизм» включает в себя ориентированность на практические интересы, поиск выгоды в любой ситуации и приобретение исключительно полезных навыков.

    Человек, склонный к прагматизму при выборе увлечения будет руководствоваться возможность его применения на практике с целью улучшения своего благосостояния или повышения своей репутации. Прагматик не будет тратить свое время на бесполезное занятие, не сулящее ему ничего положительного.

    Прагматикам свойственно здравомыслие и рассудительность. Однако многие люди считают данную черту характера негативной и свойственной исключительно меркантильным личностям, склонным к цинизму.

    Такое отношение сложилось по причине того, что прагматики искусно игнорируют все, что может помешать им в процессе реализации задуманного и стараются следовать четкому плану, рассчитанному чуть ли не по минутам. Но ведь это не говорит о меркантильности, ведь прагматизм не говорит о том, что человеком движет только расчетливость.

    Характерные особенности прагматиков

    Прагматичный человек не склонен к скоропалительным выводам, основанным на неподтвержденной информации. Он старается, прежде всего, разобраться в сути проблемы, проанализировать все варианты ее решения и только тогда определяться со своими дальнейшими действиями.

    Для прагматика одной из самых главных ценностей является его личный опыт, поэтому он старается уделять должное внимание самообразованию и совершенствованию своих навыков.

    Такой человек привык ставить перед собой четкие задачи и следовать скрупулезно разработанному плану для их воплощения. Если говорить о характерных проявлениях прагматизма, то стоит упомянуть следующие:

    • Привычка оценивать. Прагматик не совершает спонтанных покупок и поступков. Он не купит себе новый смартфон только по тому, что он находится на пике популярности среди обывателей. Раздумывая о том, купить ли что-то или посетить какое-либо мероприятие, он будет расценивать предмет или событие со стороны полезности. Он не гонится за брендами, предпочитая удобство и функциональность блеску и растиражированности.
    • Результат – превыше всего. Именно этот девиз сопровождает по жизни любого прагматика. Он видит конечную цель своих действий и планомерно движется ей навстречу. Даже к вопросу хобби он подходит с точки зрения пользы, поэтому ему не суждено понять тех людей, кто тратит свое драгоценное время на занятия, не приносящие никакого дохода.
    • Способность радоваться обыденным мелочам свойственна не только прагматичным людям, но очень хорошо их характеризует. Они не видят смысла в роскоши, для них очень важен комфорт и уют и если их можно достичь без особых затрат, то они будут только сильнее этому рады. Кстати, из женщин-прагматиков получаются идеальные хранительницы очага.
    • Эмоциональная черствость. Прагматик не склонен к бурному проявлению эмоций. Привыкший трезво оценивать себя и окружающих, он старается держать себя в жестких рамках самоконтроля. Такой человек не будет строить воздушные замки, для него ближе основательный дом на твердой земле, чем «блуждание в небесах». Но при этом среди прагматиков можно встретить немало людей, являющихся настоящими ценителями искусства и стремящихся быть в центре культурной жизни общества.
    • Высокий уровень ответственности можно считать еще одной отличительной особенностью прагматичных людей. Если они берутся за какое-либо дело, то обязательно доведут его до конца причем самым лучшим образом. Среди прагматиков много инициативных людей с креативным типом мышления. Для них не составляет особой сложности придумать что-то новое и воплотить это в жизнь.

    Однако, как уже упоминалось выше, многие люди воспринимают прагматиков негативно и происходит это потому, что:

    • со стороны прагматик выглядит человеком, живущим по принципу «все продается, все покупается»;
    • прагматик не имеет авторитетов и любое постороннее мнение привык ставить под сомнение до тех пор, пока не сочтет его действительно целесообразным;
    • прагматик своим поведением напоминает эгоиста, склонного к максимализму и не терпящему чужие слабости и неудачи.

    Как бы ни относились окружающие к прагматикам, им по большому счету все равно, что о них думают другие. Они не будут долго переживать из-за чужой неприязни, просто начиная игнорировать неприятных особ.

    Это же относится и к неудачам любого другого толка. Прагматик просто сделает для себя определенные выводы и постарается больше не допускать ошибок в дальнейшем. Такие люди прекрасно понимают, что необходимо много трудиться, чтобы достичь заветной цели.

    Важно

    Прагматиков отличает сильно развитая интуиция, помогающая выбрать самый оптимальный выход из любой, даже патовой, ситуации.

    Как стать прагматичным человеком

    Многие люди, как бы они не пытались скрыть это, мечтают обладать хотя бы толикой прагматизма, адекватно оценивая данное качество, как способное оказать немалое подспорье в жизни.

    Если вы тоже хотите развить в себе прагматизм, то обратите внимание на следующие советы специалистов:

    • Ставьте перед собой четкие цели. Забудьте о принятии участия в спонтанных и необдуманных проектах. Вам предложили стать партнером в деле, которое якобы сулит быструю прибыль, но не дают времени обдумать свое решение как следует? Бегите прочь и даже не думайте ввязываться в подобные дела! Помните о том, что любое начинание должно быть обдумано, а все риски должны быть взвешены.
    • Анализируйте свои поступки. Если уж у вас есть конкретная цель, то учитесь просчитывать свои дальнейшие шаги. Привычка оценивать возможные последствия принятых решений не раз поможет вам уберечься от неудач и неприятностей. Не получается найти выход из сложившейся ситуации? Возьмите перерыв, отвлекитесь на что-то постороннее, а спустя непродолжительное время вернитесь к обдумыванию своих поступков. Никогда не делайте скоропалительных выводов, не обладая всей исчерпывающей информацией.
    • Привыкайте планировать. Грамотно составленный план должен стать неотъемлемой частью вашей жизни. И речь идет не о распорядке дня, а именно о планировании реализации поставленных целей. Отбросьте в сторону эмоции и чужие ожидания и задумайтесь о том, какие именно действия помогут вам максимально быстро добиться желаемого с наименьшими затратами. Со временем вы сможете научиться извлекать пользу даже из промежуточных целей.
    • Не бросайте начатое. Как бы плохо вы себя ни чувствовали и насколько бы усталым ни были, но не вздумайте откладывать начатое дело на потом. Вам до чертиков осточертел квартальный отчет, и вы подумываете о том, чтобы закончить его утром на свежую голову? Сцепите зубы и закончите его сегодня! Да, вам будет тяжело поначалу, но со временем вы сможете приучить себя к дисциплине, что принесет вам немало выгоды в повседневной жизни.
    • Развивайте стратегическое мышление. Составьте список всех нереализованных желаний и выберите среди них самое заветное. Подумайте о том, что нужно предпринять чтобы добиться столь крупной цели и составьте несколько вариантов решения этой задачи. Подобные упражнения приучат вас моментально находить самые оптимальные способы решения поставленных задач в будущем.

    Помимо этого, стоит понимать ценность саморазвития. Не думайте, что достаточно будет пинать себя в моменты приступа лени и носить везде с собой блокнотик со списком дел. Если вы хотите добиться настоящих успехов и развить себя как личность, склонную к прагматичному складу ума, то будьте готовы к постоянной активности, нацеленной на совершенствование себя.

    blizosti.net

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *