Примеры эмпатии в жизни – Эмпатия — что это такое простыми словами и кто такие эмпаты

Содержание

определение и анализ термина в психологии, характеристики и значение чувства сопереживания

Даже взрослея, мы продолжаем надеяться на то, что судьба подарит нам человека, который сможет понимать нас с полуслова. Такого человека, который сможет разделить с нами все интересы и радости, ощущать их как свои. Это невероятное ощущение, которое помогает эмоционально находиться на одном уровне со своим собеседником, называется эмпатией.

Определение термина

Многие спрашивают, что под собой подразумевает эмпатия, и присутствует ли она у них. Это слово считается многогранным понятием, которое включает в себя сразу несколько уровней и видов. Само слово греческого происхождения и переводится на русский язык как «страдание», «страсть» и «чувство». Оно возникло в английском языке в 1912 году и перевод его означал «симпатия». Научный термин и определение были выведены американским психологом Э. Титченером, который объединил английское и немецкое определение, что буквально значило слияние английского слова «симпатия» и немецкого «чувствование».

На начальном уровне эмпатия определяется как сильное сопереживание собеседнику, при котором эмоции, чувства и переживания второго ощущаются как собственные.

Способность к такому типу переживания существует не у всех людей — в основном человек привык заботиться лишь о себе и о том, что думают о нём окружающие люди. Настоящий индивид с эмпатийными качествами в один миг забывает при сопереживании о своих основных потребностях — он сильно концентрирует своё внимание на чужой проблеме. Развитие эмпатии — это довольно ценный признак, который может становиться слишком болезненным для его обладателя в том случае, когда нервная система слаба.

Эмпатия в сферах жизни

В некоторых разновидностях профессиональной деятельности, эмпатия становится очень важным качеством личности. К примеру:

  1. Эмпатия в медицине. База, на которой происходит формирование взаимоотношений с пациентом. При этом очень ценится возможность выговориться, дать волю своим эмоциям и накопившимся чувствам, назвать истинные причины расстройства либо депрессии. Это очень важно как для пациента, так и для самого врача, цель которого сформировать цельную картину проблемы и поставить точный диагноз.
  2. В деловых отношениях и менеджменте. В этом случае важное значение выделяется культурной эмпатии. Так называется способность понимать окружающих людей, принимать высокую оценку людей из различных культурных слоёв общества, уважать все основные культурные отличия. Культурная эмпатия — это особенное качество, которое можно выделить у некоторых северных народов и жителей одной области.
  3. Эмпатия в педагогике. Это определение появилось при формировании новых ценностей у современного общества. В государственном положении делается особый акцент на нравственном развитии индивида и на правильное воспитание ребёнка. Ребёнок должен ощущать чувства сопереживания, уметь воспринимать эмоции и трудности других людей. Это помогает малышу нормально адаптировать в окружающем его мире.

Умение осознано сопереживать окружающим на сегодняшний день, к сожалению, можно встретить крайне редко. Первые такой термин был использован ещё в работе Зигмунда Фрейда, который уверял, что для проведения эффективной работы с больным очень важно учитывать и его эмоциональный настрой. Психоаналитик входит в такое состояние и после этого приобретает способность понять, сравнив его со своими ощущениями.

В криминалистике существует навык эмпатического слушания, который даёт возможность собирать всю информацию о мыслях и чувствах нужного объекта.

У экстрасенсов эмпатия считается особенностью, которая доступна не для каждого индивида. Значение такой способности в области экстрасенсорики велико. Она является хорошим инструментом восприятия эмоционального состояния людей вокруг, а также трансляции собственных эмоций, при этом даже не важен сам тактильный контакт с человеком.

Такое явление можно отнести к понятию эмоциональная телепатия.

Проявляться эмпатия может совершенно по-разному: от полного погружения в эмоциональное состояние партнёра по коммуникации (аффективная либо чувственная эмпатия) до объективного понимания трудной ситуации партнёра по общению без использования сильного эмоционального вовлечения. В этом случае можно выделить три типа эмпатии:

  • сочувствие — проявление эмоциональной отзывчивости и попытки помочь нуждающемуся;
  • сопереживание — в этом случае индивид проходит через все те же эмоции, что и партнёр по коммуникации;
  • симпатия — очень дружелюбное и тёплое проявление к собеседнику.

Эмпатия не относится к процессу восприятия каких-то определённых чувств (как происходит при сострадании). Такая эмоция применяется для обозначения своего сопереживания для абсолютно любого состояния. Существует большое число профессий, которые ориентированы на эмоциональное общение с людьми:

  • детективы;
  • руководители;
  • психологи и психотерапевты;
  • врачи;
  • педагоги;
  • менеджеры в магазине и компании;
  • продавцы;
  • чиновники;
  • парикмахеры и остальные.

Процесс формирования

Заметить, что человек тонко ощущает эмоции окружающих людей, можно ещё с раннего детства. Существуют следующие проявления:

  • ребёнок слишком активно реагирует на любые эмоции взрослого родителя. На ссоры, повышение голоса он может отвечать плачем и недовольством;
  • возникают проблемы соматического типа. Лицо у ребёнка начинает краснеть, сердечко учащённо бьётся, происходит повышенное потоотделение.

Учёные отмечают, что такие дети чаще всего рождаются в семьях, где родители сильно реагируют на чувства окружающих людей. Врождённая форма эмпатии может по прошествии некоторого времени исчезнуть либо стать более явственной и чувственной. Укрепить способность ощущать помогает дружелюбная и уютная атмосфера в семье, правильное воспитание, основанное на заботе о близких людях.

В психологии эмпатия относится к сложной науке, которая основывается на искреннем расположении к своему собеседнику, на желании его выслушать и понять ход мыслей. На развитие эмпатических качеств также может повлиять и другой ряд личностных качеств (уровень образования, интеллекта и характер):

  1. Такие особенности характера, как сухость, жестокость и педантизм в этом случае не дают проявляться эмпатическим качествам.
  2. Если у индивида есть эгоцентризм (заострённое внимание на своей личности), эмпатия ему незнакома точно.
  3. Низкий уровень интеллектуальной развитости также мешает нормальной оценке ситуации. Такая личность будет неправильно передавать ощущения собеседника.

В большинстве случаев к глубокой и искренней эмпатии склонны люди с повышенным уровнем интеллектуально-духовного развития. Такие люди могут тесно соприкасаться с эмоциями окружающих людей, а также пропускают их через себя. Они самостоятельно догадываются о мыслях собеседника и могут правильно оценить общее эмоциональное состояние оппонентов.

Кроме развитых умений сопереживать и тонко ощущать эмоции других, эмпаты способны также ярко воспринимать и волнительные, драматические моменты из кинофильмов, книг либо постановок в театре.

Достоинства и недостатки

Узнав, что включает в себя проявление эмпатии, многие люди хотят развить в себе эти особенные качества. Важно помнить, что эмпатия — это, конечно, важное умение, но им нужно правильно пользоваться. Многие люди, которые имеют в себе такое свойство, мучаются от него. Для эмпатов очень важно обладать сильной волей, твёрдым характером. В противном случае справиться с таким наплывом эмоций будет очень сложно.

Существуют явные достоинства:

  • умение помочь близким и друзьям;
  • разрешение трудных ситуаций и конфликтов между людьми;
  • невозможность быть обманутым;
  • хорошие перспективы для будущей карьеры.

Эмпатия также несёт в себе и негативные проявления. К явным недостаткам можно отнести:

  • частое чувство пустоты внутри;
  • возможность развития психического расстройства;
  • может происходить быстрое выгорание в плане эмоций;
  • нет взаимности, что прибавляет дополнительные переживания;
  • обостряется моральная боль, которой эмпаты просто не могут нормально противостоять.

Особенности формирования эмпатического сопереживания индивидуальны. Они могут зависеть от уровня и типа, к которому склонен человек.

Основные разновидности и уровни

Среди специалистов существует разработанная классификация, которая определяет категории и основные формы, а также степень эмпатических способностей.

Такую классификацию смог создать Карл Рэнсом Роджер (психолог и американский педагог).

Если следовать разделению психологов, то эмпатический дар включает в себя следующие составляющие:

  1. Эмоциональная. Эмоционально эмпатичный индивид — это человек, который очень лично воспринимает переживания других. Он в прямом смысле слова пропускает всё через себя, принимает чужую боль, как свою. Такой индивид в любое время готов прийти на помощь к собеседнику. Эмоциональная эмпатия считается самой распространённой, а именно на ней и происходит выстраивание взаимоотношений и дружеских связей людей.
  2. Когнитивная. Такой дар будет выстроен на умении индивида тщательно обдумывать поступившую информацию. Когнитивные люди с самого начала проводят сравнения, анализируют свои мысли и размышления окружающих. Эти люди могут не просто воспринимать эмоции окружающих, но также использовать при этом свой интеллект, чтобы досконально изучить все события. Их главная задача — это полностью понять и осознать. Данный тип эмпатии можно наблюдать в научных спорах и исследованиях.
  3. Предикативная. Предикат — это некоторая информация об определённом объекте. Такой уровень эмпатического навыка основывается на возможности предугадать поведение и ощущение собеседника на интуитивном уровне. Лучше всего это проявляется при выраженных конфликтных ситуациях либо каких-то ссорах. Предикативный эмпат может поставить себя на место своего собеседника и точно определить его переживания изнутри, не наблюдая за внешними особенностями, а проникая вглубь.

Все виды эмпатий могут проявляться у каждого индивида, в той либо иной степени. Уровень их формирования будет напрямую зависеть от личности, особенностей её характера и мозговой активности.

Психологи утверждают, что у каждого человека присутствует склонность к эмпатии, но проявляется она при этом по-разному. Именно по этой причине учёные выделили три уровня:

  1. Первый уровень. Описан равнодушием и чёрствостью к чувствам и переживаниям окружающих людей. Такого индивида беспокоят лишь собственные проблемы, он не хочет участвовать в трудностях других. Эмоции второго собеседника, которые формируются с помощью мимики, жестов, люди, обладающие первым уровнем эмпатии, видят, но не могут прочувствовать как свои.
  2. Второй уровень. При этом время от времени возникает искреннее переживание. Чаще всего это связывают с особенностью настроения — высокий уровень переживания к близким друзьям и родственникам и низкий к окружающим незнакомым людям.
  3. Третий уровень. Считается самым высоким и редким. В таком случае индивид регулярно и с каждым окружающим человеком тактично и тонко проживает каждое чувство и эмоцию. Такие люди отодвигают себя на второй план, в какой-то мере проявляют альтруизм и не осуждают других.

Чаще всего распространён именно второй уровень. Индивид, обладающий им, способен сопереживать, основываясь при этом на чувстве любви, которое можно ощущать лишь с самыми близкими людьми. Сущность самого сильного эмпата заключена в том, чтобы без фотографии, мимики, слов и жестов, определять и чувствовать состояние собеседника.

krasotka.guru

виды, уровни и способы развития в общении

Среди ученых психологов существует мнение, что сейчас мы живем в эру эмпатии. Что это такое? Это способность понимать другого человека, его внутренний мир, сопереживать. Сама природа научила нас быть добрее и делать мир добрее.

Психолог Франс де Вааль пишет, что эмпатия — это своего рода социальный клей, объединяющий общество. В 2007 году журнал Time назвал его одним из самых влиятельных людей в мире. Он утверждает, что современные исследования в области психологии и неврологии подтверждают теорию, согласно которой «эмпатия — это неосознанная реакция, над которой мы имеем ограниченный контроль».

Что такое эмпатия и ее виды


Ученый указывает на то, что многие животные выживают не путем устранения друг друга или сохранением всего для себя, а путем сотрудничества и обмена. Так почему же исходя из всего, что мы знаем о мире животных, мы до сих пор рассматриваем отношения между людьми, особенно в бизнесе, как борьбу за выживание с выигравшими и проигравшими.

Франс де Вааль называет это « Мифом Мачо » — человечество ведет войны тысячелетиями и это отражение их природы. Но постоянно игнорируется тот факт, что сопереживания присутствовали на протяжении всего этого времени. Де Вааль приводит много примеров проявления жертвоприношения, эмпатии, сотрудничества и справедливости у людей. Например, не многие понимают, что большинство солдат не хотят стрелять в противника даже в бою.

К сожалению, научные исследования настаивают на том, что агрессия, доминирование и насилие были приписаны нашей ДНК, а забота и доброта происходят не из нашей биологической природы, а из преодоления биологических инстинктов. Франс де Вааль же утверждает, что чувство сочувствия настолько же естественно и инстинктивно, как и агрессия. Он объясняет — в человеке есть 2 вида конкурирующих генов — одни эгоистичные и агрессивные, другие — бескорыстные и склонные к чувствительности. И эти гены постоянно борются между друг другом. Люди — очень сложные существа и нельзя называть их инстинктивно жестокими и эгоистичными, они также способны заботиться и сопереживать.

В психологии существует 3 вида эмпатии:

  1. Эмоциональная — этот вид чаще всего имеется в виду, когда речь идет об эмпатии — способности распознавать чужое эмоциональное состояние, подрожать ему.
  2. Предикативная — сочувствие чужим эмоциям, способность чувствовать чужие переживания, предсказывать их.
  3. Когнитивная — способность понимать вещи с точки зрения собеседника путем сравнения, основан на интеллектуальных процессах.

Все эти виды в разной степени встречаются у людей. Например, человек с высокоразвитой когнитивной эмпатией может хорошо понимать других людей, но плохо вовлекается в чужие эмоции. Если же больше развит предикативный тип, то он будет переносить на себя переживания других людей, но это может отражаться на нем как положительно, так и отрицательно.

Несколько лет назад было проведено исследование среди медсестер, работающих в хосписе, они заботились о пациентах с неизлечимыми заболеваниями. Выяснилось, что проявление эмоциональной эмпатии положительно отражалось на их работе. Но наличие предикативной эмпатии, наоборот, отрицательно влияло на их работу — если они чувствовали боль и переживания пациентов и их родственников, им было тяжелее выполнять свою работу по обеспечению комфорта пациентам.

На самом деле, у каждого есть в той или иной степени каждый из трех видов эмпатии. Важно понять, насколько они развиты и как сделать их своими сильными сторонами.

Уровни эмпатии



Существует 5 уровней эмпатии, они помогут понять это определение:

  1. Низкий уровень, отсутствие — люди могут осознавать только свои чувства и переживания, не отождествляя с ними другого человека.
  2. Умеренно низкий уровень — некоторая осведомленность о чувствах других людей.
  3. Средний уровень — люди могут настраиваться на внутренний мир человека, который им интересен.
  4. Умеренно высокий уровень — люди способны контролировать свои чувства и чувствовать эмоции других людей.
  5. Высокий уровень — человек может не только разделять чувства других людей, но и имеет контроль над ними.

Проявление эмпатии в общении между людьми

Эмпатия очень важна для гармоничного общения между людьми и не стоит путать ее с симпатией. Психология утверждает — чтобы почувствовать боль, страхи или, наоборот, радость собеседника надо в полном смысле пожить в его коже. Отторжение — это противоположность эмпатии и когда кто-то испытывает горе, разочарование или страх и в общении с другим человеком получает отторжение, это может быть очень болезненным.

Интересно, что боль от отторжения или отсутствия реакции, может быть еще сильнее, если на самом деле не имеется никакого злого умысла. В действительности же тот, кому доверяются, может искренне считать, что оказывает поддержку, но это не так ведь нет эмпатии. Как развить этот навык?

Мириам Адахан в своей книге « Все это подарок » описывает следующую ситуацию с одним из примеров эмпатии:

Восьмимесячный ребенок одного друга автора находился на лечении от рака. Автор часами сидела с ребенком и его отцом и наблюдала, как посетители один за другим приходят и говорят: « Не волнуйся, все будет в порядке, он выздоровеет. » Когда, наконец, они остались наедине, отец ребенка посмотрел на нее сквозь слезы и сказал: « Разве они не знают, насколько их оптимизм причиняет мне боль? Разве они не понимают, что не позволяют мне говорить о том, что больше всего на уме, — он может не поправиться? Я должен лгать, улыбаться и говорить снова и снова: «Конечно, все будет хорошо», что только заставляет меня чувствовать себя хуже. Почему эти люди не могут остановиться с их оптимистичной болтовней и просто немного слушать? »

Даже учитывая, что есть люди, которые получают удовольствие от оскорблений, большинство людей не хотят быть жестокими, когда они дают ответы на вопросы. У них нет навыков общения. Они не понимают, что, минимизируя боль людей, они максимизируют ее.

Когда в ответ на беспокойство или печали своего друга человек отвечает: «Завтра вы почувствуете себя лучше» или: «Не волнуйтесь, время исцеляет!» Это может быть расценено как «С вами что-то не так, что вы жалуетесь, когда жаловаться не на что».

И даже если вполне благоразумный ответ на жалобу: «Просто примите горячую ванну, и вы приободритесь и найдете решение проблемы! » — может быть истолковано как: «Другие люди легко справляются с подобными ситуациями».

Как развить эмпатию

Существует несколько несложных способов, как развить эмпатию.

Первый способ — читать больше, особенно классическую художественную литературу. Журнал Science провел в 2013 году исследование и выяснили, что чтение повышает способность понимать, их мысли, какие у них намерения, во что верят и чего хотят.

Почему же это происходит? Ученые считают, что современная литература и искусство в целом становится все более предсказуемой и не требует глубокого анализа или выводов. Сложные же персонажи классической литературы сильнее воздействуют на эмпатические способности.

Второй способ — быть зеркалом. Это значит, что стоит постоянно улучшать свое умение слушать, ведь все чаще разговаривая, люди выбирают что-то в меню ресторана или погружены в свой телефон.

Активное слушание — это когда собеседник своими словами пересказывает то, что, по его мнению, только что сказал собеседник. В этом нет ни суждений, ни оценки, только резюме сказанного, чтобы продемонстрировать свое понимание. Этот метод может показать неловким, но он очень действенный и может быть приятным сюрпризом для собеседника.

Третий способ, как развить эмпатию — относиться к людям так, как они хотели бы, чтобы к ним относились. Это противоречит золотому правилу, которое внушалось всем с детства — относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Это можно объяснить на простом примере — выбор подарка. Когда вы выбираете подарок для кого-то, то думаете о том, что может понравиться имениннику, вместо того, чтобы выбирать то, что вам нравится.

Эти несложные способы могут помочь перевести общение между людьми на качественно новый уровень и достигнуть понимания и гармонии.

devochki.guru

Что такое эмпатия простыми словами. 4 уровня эмпатии

Выжить вопреки всему – главный человеческий инстинкт. Человек, как любое другое животное и биологическое существо, ориентирован на выживание и сохранение своей жизни. Это основоположное правило диктует человеку его природа.

Но иногда древнейшая биологическая программа отступает перед эмпатией, ведь человек является не только животным, но еще и личностью.

Эмпатия – уникальная осознанная и неосознанная способность поставить себя на место другого человека, почувствовать его страдания и боль как свои собственные. Это реальная возможность немного забыть о реальном себе и представить, что ты – это кто-то другой.

«Титаник» и эмпатия

В апреле 1912 года огромный корабль «Титаник» не сумел избежать столкновения с айсбергом. На нем насчитывалось двадцать спасательных шлюпок, но в них могли разместиться лишь тысяча двести человек. Более половины всех пассажиров ожидала смерть. Перед людьми возник непростой выбор: любым путем постараться сохранить себе жизнь или ценой собственной жизни спасти ближнего?

На «Титанике» погибло более восьмидесяти процентов представителей сильного пола. А некоторые мужчины из тех, кому удалось спастись, прибегли к хитрости и обману. Так, Дэниел Бакли, уроженец Ирландии, переоделся в платье, выдал себя за девушку и смог занять место в спасательной шлюпке, так как места были предусмотрены только для женщин и детей.

Но на борту «Титаника» были люди, которые сделали иной выбор. Михаил Жадовский, кассир корабля, помог спастись десяткам человек, а свое место в шлюпке отдал незнакомой женщине, которая путешествовала третьим классом. Мужчина же принял решение остаться на корабле.

Для большинства людей важно не качество, а количество прожитых лет. Это не совсем правильно. Экзистенциальный психолог Светлана Штукарева утверждает, что важно то, как именно жизнь была прожита. Поступок Михаила Жадовского является примером для подражания и достойным финалом жизни мужчины. Даря возможность другому человеку спасти свою жизнь, эмпат в какой-то степени разрешает этой самой жизни состояться, не смотря на то, что отдельно взятая жизнь может и закончиться.

Поступок кассира «Титаника» — высшая форма альтруизма. Таких людей во всем мире можно отыскать не больше десяти процентов.

Люди с повышенной степенью эмпатии являются гиперчувствительными. Их еще называют гиперэмпатами. Они очень остро реагируют на чужие страдания. Две третьих всех волонтеров, работающих в хосписах, являются гиперэмпатами.

Михаил Жадовский, русский герой «Титаника»

Сострадание как стиль жизни

Эмпатия – способность понимать нужды окружающих и сопереживать им. Эта способность придумана и заложена в людей самой природой. Вячеслав Дубынин, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, говорит, что слово «эмпатия» придумали психологи. Биологи же, посмотрев на свои объекты тематических исследований, сказали, что такое понятие всегда существовало. Способность сопереживать (отражать чужие позитивные или негативные эмоции) присуща всем стадным животным. Данная способность очень полезна, потому что вся стая, испытывая похожие эмоции, начинает действовать как единый организм.

В середине девяностых годов прошлого столетия нейробиологи, исследуя головной мозг, открыли зеркальные нейроны, которые активизируются, когда один человек наблюдает за какими-то действиями другого человека. Они расположены в передней части мозга, а именно – в лобной доле. Именно эти клетки помогают людям подсознательно (по мимике, жестам) считывать эмоции других людей. Именно так проявляется наша способность к сопереживанию. Это доказывает, что механизм эмпатии в большей степени врожденный, чем приобретенный.

Ученые выяснили, что некоторые люди не ограничиваются обычным сочувствием, когда видят страдающего человека. Они не только эмоционально, но и физически реагируют на его боль. Поэтому такие люди стараются не смотреть фильмы ужасов и новости, чтобы лишний раз не испытать неприятных чувств и эмоций.

4 уровня эмпатии

Существует четыре уровня эмпатии.

  • Нулевой уровень – эмпатия отсутствует. Человек с нулевым уровнем эмпатии является полной противоположностью настоящего эмпата. При взаимодействии с другими людьми личность показывает, что никаким образом не понимает этих людей, не сопереживает им и подстраиваться под кого-либо не собирается.

Например, собеседник говорит антиэмпату, что хочет съесть яблоко, а тот ему отвечает, что яблоко ему сейчас ни к чему, да и груша намного полезнее, ведь яблоки негативно влияют на организм и способствуют быстрому старению кожи.

  • Первый уровень («эмпатия по касательной») – частичное понимание чувств и того, что важно для другого человека. На этом уровне человек частично что-то теряет с того, что ему рассказали.

Эмпату первого уровня кто-то жалуется на свою работу и говорит, что работа ему не нравится, и он чувствует себя там дискомфортно. Эмпат посочувствует такому человеку, скажет, что такая работа ему ни к чему, но главный посыл он так и не сможет понять. Вполне возможно, что жалующийся на работу человек хотел услышать какой-то дельный совет.

  • Второй уровень – точная эмпатия. Эмпат этого уровня точно понимает, что пытается сказать ему собеседник.

Человек сообщает эмпату, что его совсем не устраивают отношения со второй половинкой. Эмпат ухватывает все то, что человек хочет донести. Если заметно, что обиженный супруг хочет уйти из семьи и развестись с женой, то эмпат точной поймет это и даст дельный совет на этот счет.

  • Третий уровень – психологическая эмпатия. Данный уровень эмпатии присущ психологам. Эмпат, общаясь с собеседником, осознает то, что человек пока еще сам осознать не может.

Если человек говорит, что он на что-то злится, то эмпат увидит, что это не только злость, но еще и грусть.

⇒  Пройти онлайн тест на эмпатию от профессора В.В.Бойко

Метод Розенберга для развития эмпатии

Маршалл Розенберг разработал этот метод еще в шестидесятых годах прошлого столетия, но он не теряет своей актуальности по сей день.

Процесс развития эмпатии можно условно поделить на несколько этапов:

  1. наблюдение без оценки. Например, если человек во время разговора вас постоянно перебивает, то нужно сказать ему, что он перебивает вашу мысль и мешает сконцентрироваться на диалоге. Нужно безоценочно донести до человека, что происходит в тот момент, когда он вас перебивает;
  2. демонстрация чувств. Нужно продемонстрировать человеку, что происходит у вас в сердце. Скажите собеседнику, что из-за того, что он вас перебивает, вы чувствуете, что ваш разговор ему совершенно не важен;
  3. поиск неудовлетворенных потребностей. Из-за того, что человек вас перебил, вы не получили от него должного уважения и не смогли внести хоть какой-то ценный вклад в вашу беседу;
  4. озвучивание просьбы. Просьбу необходимо выражать как конкретное сформулированное действие, которые вы бы хотели, чтобы ваш собеседник совершил. Вы говорите собеседнику: «Прошу тебя, не перебивай меня». Можно сформулировать просьбу как вопрос: «Не мог бы ты не перебивать меня?».

Основное правило в процессе использования метода Розенберга – не переусердствовать. Чтобы человек задумался о том, что вы пытаетесь ему донести, необходимо подготовить его к этому и выбрать подходящий момент.

Упражнение, которое поможет развить эмпатию

Способность к эмпатии дает возможность развивать свой эмоциональный интеллект, помогает понять внутреннее состояние своего собеседника и мотивы его поведения. Это качество очень важно иметь людям, которые работают в сфере «человек-человек», а именно:

  • сотрудникам правоохранительных органов;
  • менеджерам;
  • педагогам;
  • психологам;
  • врачам;
  • продавцам;
  • воспитателям и т.д.

Если человек не является эмпатом от рождения, то это качество можно постепенно развить. Придется потратить много сил и времени, но оно того стоит. Развитие эмпатии проходит в несколько этапов.

Первый этап – обучение пониманию внутреннего состояния собеседника через тон голоса, жесты, интонацию, мимику, телодвижения. Научившись этому, вы сможете многое понять и многое рассказать об этом человеке.

Второй этап – обучение умению перекладывать на себя ощущения, телодвижения, тембр голоса своего собеседника. Этот этап требует от человека, который хочет стать эмпатом, хорошей способности к наблюдению.

Третий этап – выработка способности к быстрому вхождению во внутреннее состояние человека и изменению этого состояния у собеседника.

Повышение эмпатии помогает сделать общение более интересным и конструктивным, развить доброжелательное отношение к другим людям, повысить уровень взаимопонимания. Люди, обладающие высоким уровнем эмпатии, добиваются в жизни значительно большего, чем те, которые не способны понять других людей.

Как развить эмпатию у детей: советы экспертов

Психолог Виталий Тевелев утверждает, что родители должны всеми возможными способами развивать эмпатию у детей, ведь очень важно, чтобы во взрослую жизнь мальчишки и девчонки вошли с умением сопереживать.

Гуляя с ребенком, нельзя проходить мимо взрослого человека, малыша или животного, которому плохо. Нужно сказать своему ребенку, чтобы он посмотрел и осознал, что другому живому существу больно, оно страдает и чувствует себя дискомфортно, поэтому его нужно пожалеть.

Но только указать на такое животное или человека недостаточно, нужно вызвать у детей эмоции сопереживания. Им должно стать грустно оттого, что кому-то больно.

После этого вместе с ребенком нужно обсудить увиденное и найти решение этой проблемы. Необходимо предложить малышу как-то помочь страдающему человеку или животному. Например, дать монетку просящему, покормить бездомное животное, сказать доброе слово и т.д. Ребенок должен понимать, что нельзя оставаться в стороне от чужого горя и быть безучастным.

Родители своим примером должны показывать детям, что такое эмпатия. Повторяя раз за разом подобные действия, взрослые не только вызовут чувство сопереживания у подрастающего поколения, но и смогут без особого труда закрепить его. Со временем ребенок поймет, почувствует, запомнит, что именно так и нужно жить.

Как работает эмпатия

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Расскажите друзьям:

bestlavka.ru

Эмпатия в общении как сопереживание

Одним из важнейших компонентов правильного построения процесса общения является эмпатиякак умение сопереживать чувствам собеседника (рис. 3.13).

Рис. 3.13. Эмпатия в общении как сопереживание

Можно выделить несколько основных условий эмпатического общения.

  • Умение слышать партнера, отмечая, что сказано и как.

  • Наличие положительных установок к собеседнику.

  • Развитие внимания, памяти и особенностей воображения.

Приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет наши эмоции и переживания.

Развитие эмпатических способностей определяется:

  • условиями, в которых воспитывается человек;

  • числом содержательных коммуникативных связей человека в семье;

  • культурными традициями той среды, в которой вырос человек.

Как развивается эмпатия в процессе взросления человека? В период до 6 месяцев преобладает эмоциональное общение с матерью. Ребенок реагирует на эмоциональные проявления родителей, подражает им, имитирует их мимику, речевые звуки, не осознавая их значения.

К 3 годам ребенок отделяет себя от окружающей среды. У него формируется образ «Я», а также наблюдается ситуативно-речевое подражание. Ребенок начинает оценивать собственные поступки так, как это делали в отношении его взрослые: разговаривая сам с собой, он отчитывает или хвалит себя. Ребенок как бы использует социальные роли других, перенося свое «Я» на персонажи своего воображения.

В 5-7 лет у ребенка в сюжетно-ролевых играх обогащаются представления о жизни взрослых. Вместе со сверстниками дети отображают ситуации из жизни родителей, стараются в ней разобраться.

По мере развития мышления и речи децентрация собственного «Я» все чаще осуществляется «про себя», молча. Ребенок проигрывает роли в своем воображении, наделяя героев сопутствующими переживаниями. Материал для инсценировок берется:

  • из своего жизненного опыта;

  • из просмотренных кинофильмов;

  • из сказок, рассказов.

Период от 10 до 17 лет характеризуется тем, что постепенно, по мере приближения к юношескому возрасту, накапливается большой репертуар ролевых взаимоотношений, причем он тем шире, чем богаче социальный и эмоциональный опыт личности.

Эмпатические качества развиваются тем интенсивнее, богаче и разнообразнее, чем больше у подростка представлений о других людях, а познание других связано с познанием самого себя.

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманиюможет оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, рукопожатия, походку собеседника.

Отражение чувств наиболее полезно в конфликтных ситуациях.Если мы сумеем показать человеку, что понимаем его чувства, наверняка «обвинительный накал» его речи спадет.

Отражение чувств помогает и говорящему — он лучше и полнее начинает осознавать свое собственное эмоциональное состояние, что является началом преодоления кризиса.

Правила отражения чувств.

1. При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника. Это различие не всегда легко уловить, но оно имеет принципиальное значение. Сравним две фразы: «Я чувствую себя обиженным» и «Я думаю, что я обижен».

  • Отражая чувства собеседника, мы должны показывать ему, что понимаем его состояние: «У меня такое ощущение, что вы чем-то расстроены». Желательно избегать категоричных формулировок типа: «Я уверен, что вы огорчены».

  • Следует учитывать и интенсивность чувств собеседника: «Вы немного расстроены!» (совершенно, очень и т. п.).

Понять чувства собеседника можно различными путями:

  • по выражению лица, жестам, интонации собеседника;

  • по его словам, отражающим чувства.

Иногда понять и промолчать ценнее, чем лезть к собеседнику в душу со своим «пониманием».

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманиюможет оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, рукопожатия, походку собеседника.

-31-

Ситуация.Мама, встречая сына Сережу (7 лет) из школы, увидела, что его трясет от случившихся неприятностей. Мама сказала: «Прикрою окно, а то тебя всего знобит от холодного ветра». Как только окно было закрыто, дрожь прекратилась.

Что же произошло?

Решение.Эта ситуация показывает пример выражения эмпатии со стороны мамы. Кроме того, в этом случае ярко проявился такой психологический механизм, как создание «якоря» по типу условного рефлекса. Слова мамы связали его дрожь (вызванную испытанными неприятностями) с холодным воздухом из окна и сформировали так называемый «якорь». И как только окно закрылось, как только «причина» была ликвидирована — дрожь тут же пропала, хотя объективно от этого существенных изменений температуры воздуха и т. п. не произошло. «Якорь», подменив истинную причину дрожи другой, сумел «обмануть» организм сына. После этого мама смогла спокойно общаться с сыном, выясняя причины неприятностей.

-32-

Ситуация.Детимгновенноулавливают наше дурное настроение.Беспокоясь за родителей, они часто винят в плохом настроении взрослых именно себя.

Как предпочтительнее поступать в данной ситуации?

Решение.Искренние слова о переживаемых нами чувствах помогут ребенку перестать чрезмерно беспокоиться, ощутить уверенность: «Раз у родителей могут быть мрачные мысли, значит, это нормально, что и у меня они время от времени появляются». Но ребенку не нужны подробности, иначе возможен риск сформировать у него тревогу, страх и склонность к депрессии.

Даже испытывая упадок духа, родители способны передавать детям оптимизм — не столько в отношении своего, сколько их будущего. «Я знаю, что ты можешь быть счастливым и добиться успеха в жизни» — именно такие ободряющие слова в сочетании с проявлениями поддержки, любви и готовности выслушать в повседневной жизни придают ребенку веру в себя и свое будущее.

-33-

Ситуация.Дима в семье единственный ребенок. Он с удовольствием слушает мать, которая часто говорит ему о своей материнской любви и о том, какой он хороший. В такие минуты у него возникает мысль: «Она — мать и хочет мне добра». Но когда Дима смотрит на маму, то отчетливо видит холодные, отстраненные глаза, и ее голос тогда кажется ему суровым, и мальчик чувствует какую-то тревогу.

Как влияет на личность ребенка такое противоречивое поведение матери?

Решение.У Димы возник внутриличностный конфликт как результат противоречия между позитивным содержанием, которое он слышит из уст матери, и тем, что он видит безрадостное выражение лица матери.

Противоречия и несовпадение сказанного и демонстрируемого ребенок чувствует и при наблюдении за действиями и поступками матери. Противоречивость ее поведения может выражаться и в том, что она иногда бывает спокойной и любящей, все понимает и все прощает, а в другой раз — нервной, отчужденной, ничего не хочет понимать и прощать.

Диму такое поведение матери пугает. Не понимая причин, он винит себя: «Я что-то не так сделал, и мама перестала меня любить».

Неоднозначное отношение матери к ребенку значительно тормозит его личностное развитие. Это влияет и на формирование внутреннего образа «я», а также на отношение к самому себе. Ребенок не знает, как себя оценивать: «Хороший я или плохой?», «Умный или глупый?», «Сильный или слабый?».

При излишнем беспокойстве попробуйте немного «отойти» от своих ощущений и проявить в отношениикого-либо эмпатию. Поставьте себя на место другого человека, подумайте, о чем он думает, что переживает. Такое изменение угла зрения помогает изменить стратегию отношений.

Родители должны передавать детям положительный настрой, даже если им самим не всегда хватает присутствия духа.

-34-

Задание(на различение интонирования речи). Подготовьте фонограмму с записями одних и тех же фраз с различными интонациями, выражающими неуверенность, растерянность, агрессивность, возмущение и др.

-35-

Задание(на понимание эмоционального содержания печатного текста). Приготовьте лист бумаги, разделенный на две части.

Слева нужно написать какой-либо текст, отражающий процесс общения, справа — названия выраженных в нем чувств.

-36-

Задание(на понимание эмоциональной стороны устной речи). Понаблюдайте со стороны за общающимися и попытайтесь определить эмоциональную окраску высказываний участников диалога.

-37-

Ситуация.Оценивая действия ребенка, можно ему сказать: «Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо» или: «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это лучше».

Какое из данных высказываний нужно предпочесть? В чем различие их психологического смысла?

Решение.Обращение первого типа обеспечивает психологическую поддержку, тогда как второе выражает разочарование. Для нормального развития ребенок часто нуждается в психологической поддержке. Чтобы ее оказать, нужно:

  • опираться на сильные стороны характера, психики ребенка;

  • помогать ему разделять большие задания на мелкие, с которыми он может справиться;

  • создавать ситуации гарантированного успеха;

  • проявлять веру в ребенка;

  • показывать удовлетворенность ребенком;

  • демонстрировать оптимизм. Поддерживать ребенка психологически можно:

  • словами,например: «красиво», «аккуратно», «продолжай» и т. п.;

  • высказываниямитипа: «Мне нравится, как ты работаешь»;

  • прикосновениямик плечу, руке, легким объятием и т. п.;

  • совместными действиями;

  • выражением лица, улыбкой, кивкоми т. п.

При общении с ребенком придерживайтесь некоторых правил, применяя эмпатическое слушание.

  • Проявите полную заинтересованность в его проблемах. Подчеркивайте эту заинтересованность мимикой, жестами, восклицаниями и т. п. Не пользуйтесь предвзятыми оценками, данными ребенку чужими людьми.

  • Свое расположение к нему подчеркните улыбкой.

  • Слушая ребенка, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте все свое внимание на нем.

  • Дайте ребенку высказаться. Не торопите, дайте ему время высказаться свободно.

  • Не подчеркивайте всем своим видом, что ребенка трудно слушать.

  • Не давайте советов и оценок без его просьбы.

  • Ищите истинный смысл слов ребенка. Помните, что сказанное слово дополняется оттенками, проявляющимися в изменении тональности и окраски голоса, мимике, жестах, движениях, наклонах головы и тела.

  • Покажите ребенку, что тот услышан и смысл сказанного понят.

* * *

studfiles.net

Эмпатия, её проявление в жизни людей

Цель: Изучить эмпатию, для понимания её роли в жизни человека и общества в целом.

Задачи:

1. Изучить и понять, что такое эмпатия, какую роль она играет в жизни человека.

2. Проследить, каким образом эмпатия проявляется у людей разных возрастных групп.

3. Проанализировать развитие эмпатии в онтогенезе.

4. Ответить на вопрос: Можно ли повлиять на развитие эмпатии?

5. Сделать вывод о роли эмпатии в жизни человека.

Методы исследования:

1. Наблюдение.

2. Анализ и синтез.

3. Анкетирование

4. Обобщение.

Актуальность

В повседневной жизни среди окружающих нас людей можно видеть различные поведенческие реакции в сходных жизненных ситуациях. К примеру, одни очень сочувственно относятся к голодным, бездомным кошкам и собакам, стараясь их приютить и накормить, не могут пройти мимо плачущего ребёнка, всегда окажут помощь нуждающимся, либо будут долго об этом думать и сопереживать. Других наоборот всё это не волнует. Разобраться в этом, найти причины, очень интересно. В народе про таких говорят – «душевный, добрый, мягкий», либо «бездушный, чёрствый». А как же объясняет это наука психология? Получить ответ поможет данная работа.

Эмпатия – психологическое понятие

Общение- это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс, взаимодействия индивидов, и как информационный процесс их взаимодействия друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками процесса. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять мотивы его поступков. В эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, постановление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнёров уподобляет себя другому. Восприятие человека человеком предлагает особый процесс: идентификацию. « Идентификация» буквально обозначает уподобление. Близким по значению к идентификации выступает другой механизм познания другого- эмпатия. И от того, как люди будут относится друг к другу, уметь сопереживать, чувствовать боль другого, так будут формироваться отношения в обществе. Следовательно, хорошие отношения в обществе и хорошее общение зависит от уровня развития эмпатии. Рассмотрим эмпатию подробней.

Эмпатия- это греческое слово, означающее сопереживание, т. е. эмпатия- это постижение эмоционального состояния, проникновение- в чувствование в переживание другого человека. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Эмпатии легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. Поэтому роль эмпатии в коммуникативной деятельности очень велика. Так как социальное взаимодействие – это действия, которые ориентированы на смысловое их восприятия другими людьми Говоря об эмоциональной сфере, следует разобраться в понятии эмоция.

Эмоции — это психологическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли, как средство позволяющие живым существам определять биологическую значимость, состояние организма и внешних воздействий. Высший продукт развития эмоции человека- устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Эмоции могут вызывать изменения общего эмоционального фона- так называемое настроение. Развитие эмоции в онтогенезе находит свое выражение в дифференциации качеств эмоции усложнении объектов, вызывающий эмоциональный отклик. Развитие способности регулировать эмоции и их внешнее выражение. Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний- эмпатии, возникающих в общении с другими людьми при восприятии произведения искусства, под влиянием СМИ. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения

Проявление эмпатии у детей разного возраста

Подобрав и изучив соответствующую литературу, поняв суть данной проблемы приступили к исследованию проявления эмпатии у учащихся и воспитанников нашего учебного учреждения. Использовали тесты и проводили наблюдения, результаты переводили в проценты, строили диаграммы. Чтобы получить ответ на вопрос. Проявляется ли эмпатия у детей младшего возраста? Провели наблюдение в младшей группе детского сада. На плачь малыша в группе из 10 детей, отреагировали следующим образом; 4 человека подошли и стали успокаивать, гладить по голове, 4 человека стояли рядом и смотрели, 2 никак не отреагировали на происходящее. В связи с этим можно предположить, что уже у детей младшего возраста проявляется эмпатия, то есть, они способны сопереживать. Посетив занятия кружка « Сказка, сказка открой дверцу» в первом классе и проанализировав реакцию детей на поступки героев сказок получили следующий результат. Из 10 детей слушавших сказку 6 человек активно реагировали на события, описанные в ней, 2 из них наиболее остро, у 4 внешне реакция не проявлялось.

Разный уровень эмпатии у разных людей можно проследить в результате экспериментального задания выполненного с группой ребят в средней школе № 47 станции Инголь.

Для этого разработана анкета.

Дети должны были ответить на вопросы анкеты.

В результате опроса получились следующие данные. На первый вопрос дети начальной школы ответили так:

40% — успокоили бы ребенка сами

32% — прошли мимо

28% — узнали, чей ребенок и сказали об этом.

Дети среднего возраста:

81% — успокоили бы ребенка сами

10% — прошли мимо

9% — узнали, чей ребенок и сказали этому человеку об этом.

Дети старшего возраста:

83% — успокоили бы ребенка сами

1% — прошли мимо

16% — узнали, чей ребенок и сказали этому человеку об этом.

Отношение к младшим представлено в диаграмме (приложение №2)

На второй вопрос дети начальной школы ответили так:

40% — заступились

44% — остановились бы посмотреть

16% — прошли мимо

Дети среднего возраста:

45% — заступились

54% — прошли мимо

1% — остановились бы посмотреть

Дети старшего возраста:

33% — заступились

51% — остановились посмотреть

16% — прошли мимо

Отношение к сверстникам представлено в диаграмме (приложение №3)

На третий вопрос дети начальной школы ответили следующим образом:

52% — помогли

44% — прошли мимо

4% — дали совет

А при опросе детей среднего возраста все единогласно ответили, что помогли бы старому человеку.

При опросе детей старшего возраста наблюдалась совсем другая картина:

66% — помогут

33% — пройдут мимо

1% — дадут совет

Отношение к старым людям представлено в диаграмме (приложение №4)

На четвертый вопрос дети начальной школы ответили следующим образом:

48% — накормили

48% — прошли мимо

4% — сказали бы соседям

Дети среднего возраста были практически единогласны:

90% — накормили

9% — сказали бы соседям

1% — прошли мимо

Дети старшего возраста ответили так:

41% — накормят

41% — пройдут мимо

18% — скажут соседям

Отношение к животным представлено в диаграмме

Эмпатия в большей степени проявляется у учащихся начальной школы. С возрастом её уровень развития понижается. ПОЧЕМУ??? Это ещё предстоит выяснить. Я думаю, что эмпатия как признак заложена в человеке генетически и так как будет влиять среда на проявление этого признака, так она, и будет проявляться, а среда — это воспитание нравственных основ в семье и школе.

Анкетные данные показали разную степень эмпатии.

В первую очередь эмпатия проявляется к старым людям затем к младшим, животным и в последнюю очередь к сверстникам т. к. эмпатия также зависит от воспитания, можно сказать, что в нашей школе недостаточно уделяется внимания воспитанию межличностных отношений между сверстниками. Ведь как говорится в русской народной пословице «Как аукнется, так и откликнется»! С другой стороны, если уровень эмпатии очень высок (человек сильно переживает за других), существует вероятность получить нервное расстройство и заболеть. На наш взгляд учащиеся после окончания школы при выборе профессии должны учитывать уровень своей эмпатии. Врачи, учителя, воспитатели, социальные работники, работники сферы обслуживания должны иметь высокий уровень эмпатии.

www.microanswers.ru

Эмпатия в психологии – это процесс отзеркаливания эмоционального состояния другого человека. Люди, называемые эмпатами, способны не просто понимать, что творится в душе у собеседника, но и чувствовать его боли и радости, как свои собственные, а иногда и острее.

Ярким примером эмпатии человека была Мать Тереза. В ежедневной молитве она просила Бога дать ей силы «понимать, а не быть понимаемой». Она помогала голодным, бедным, одиноким, больным, калекам, нежеланным, прокаженным. На вопрос, почему она это делает, монахиня отвечала: «Жизнь, которая не была прожита ради других, нельзя считать жизнью».

Эмпатия человека как адаптационный механизм

В середине 90 годов ХХ века в коре головного мозга макаки, а затем и человека были обнаружены зеркальные нейроны. По мнению ученых, эти клетки, активизирующиеся во время наблюдения за собеседником, и отвечают за эмпатию.

Отсутствие подобных клеток у низших животных, навело исследователей на важный вывод: возникнув в процессе эволюции, зеркальные нейроны обеспечили людской род стратегией выживания.

С давних времен взаимопомощь считалась стилем жизни человека. Способность к сопереживанию заставляла homo делиться пищей, огнем, кровом, забывать о себе ради спасения близких.

История человечества подтверждает: в минуты опасности инстинкт самосохранения нередко отступает перед эмпатией человека. Крушение «Титаника» привело к гибели 1496 человек. 80 % из них были мужчины: они добровольно уступили свои места в шлюпках женщинам и детям.

Уровень эмпатии

Способность понимать и реагировать на эмоциональные проявления другого человека есть у всех людей. Вот только степень ее выраженности у каждого своя. Это позволило психологам выделить три основных уровня эмпатии:

Представители этой категории отличаются эмоциональной глухотой. Они в основном зациклены на себе, своих мыслях, переживаниях и ощущениях. Эмоциональные проявления других людей чаще всего находят у них безразличие или раздражение. Таким личностям трудно налаживать контакты, знакомиться, поддерживать приятельские и командные отношения.

Они болезненно реагируют на критику, поэтому часто игнорируют ее. В быту их называют «толстокожими». Своей холодностью и отчужденностью они отталкивают окружающих. Особенно трудно им установить контакт с детьми, женщинами и стариками, отличающимися повышенной эмоциональностью.

Люди этого уровня – их подавляющее большинство – склонны к эпизодическим выражениям отзывчивости. Их нельзя назвать совершенно «глухими» или «слепыми» по отношению к окружающим, но они предпочитают держать свои эмоции под контролем.

Они несколько скованы в проявлении собственных чувств, что становится преградой в установлении контактов с окружающими. В общении они стараются быть внимательными и понятливыми, но надолго их не хватает. Читая роман или смотря кинофильм, они обычно пролистывают описание чувств героя: их больше увлекает сюжетная линия.

Таких людей всего 10 %. Они обладают даром глубокого и точного проникновения в мысли и эмоции других людей, чувствуют собеседника как самих себя, отличаются тактом, никогда не навязывают окружающим своей точки зрения.

Легко сходясь с людьми, они умеют дружить на принципах альтруизма и полного доверия. Их душевность, отзывчивость и интуитивность привлекает окружающих. Таких стопроцентных эмпатов часто назначают на роль «жилетки», в которую можно выплакаться.

Существуют еще несколько вариантов классификации людей по степени эмпатии. Одна из них делит человечество на 4 разряда:

  1. неэмпатов, практически незнакомых с чувством сопереживания;
  2. слабых эмпатов, способных погружаться в эмоциональный мир партнеров и испытывающих от этого постоянный стресс;
  3. эмпатов функциональных, пропускающих сквозь себя чужие эмоции и адаптированных к ним;
  4. эмпатов профессиональных, умеющих «читать» даже скрытые эмоции в собеседнике и управлять ими.

Развитие эмпатии

Ученые уверяют, что при желании врожденную функцию сонастройки с другими людьми можно отрегулировать. Развитие эмпатии предполагает прохождение трех этапов:

  • Выработка умения улавливать в состоянии другого человека эмоциональные нотки.
  • Принятие на себя роли партнера и проигрывание ее.
  • Развитие прогностических способностей: предугадывание эмоциональной реакции собеседника

Разработаны специальные игровые упражнения и тренинги, направленные на формирование чуткости:

  • эмпатическое слушание, в ходе которого человек учится проникать в эмоциональные переживания говорящего с помощью таких приемов, как пауза, повтор, перифраз, уточнение, развитие высказанной мысли и др.;
  • акция «Комплимент», вырабатывающая привычку говорить людям приятные слова; начиная с нескольких лестных отзывов в день, обучаемый все чаще находит поводы искренне восхищаться окружающими;
  • упражнение «Мысленно вместе», приучающее думать о других людях; объектом может быть человек из близкого круга знакомых или просто запомнившийся прохожий; нужно постараться «влезть в его шкуру», понять, что его беспокоит, радуется, болит.

Развитие эмпатии более успешно проходит в молодом возрасте. Пережитый опыт, как известно, «друг ошибок сложных», но враг объективной оценки окружающих.

Необходимо учитывать, что явление эмпатии в психологии не однозначно. Гиперчуткость влечет за собой особую ранимость и эмоциональную зависимость. Заложниками ее обычно становятся люди «помогающих» профессий: учителя, врачи, психологи, воспитатели. Из-за профессионального риска – эмоционального выгорания – они живут примерно на пять лет меньше.

Поэтому сверхчувствительным личностям рекомендуется тщательно следить за своим психическим здоровьем, находя баланс между отзывчивостью и трезвым рассудком.

Заключение

Психологи утверждают: полностью понять другого человека невозможно. Но стать более чутким в силах каждого. Человечество не выживет без взаимопомощи.

Как болезненная эмоциональность, так и холодный расчет – одинаково тревожные симптомы. Добиться гармонии между рациональным мышлением и душевной теплотой непросто, но это самая эффективная поведенческая стратегия в современном обществе.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

10 упражнений для развития эмпатии

Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний.

Преимущества эмпатии

  • Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.
  • Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.
  • Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.
  • Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.

Большинство современных профессий требуют развитой эмпатии. Но даже если вы программист или строитель, вы все равно хотите учиться строить хорошие взаимоотношения с другими людьми. Можно ли научиться быть эмпатичным?

Психолог Дэниел Киран представляет десять упражнений на развитие эмпатии для детей и взрослых. Некоторые задания требуют помощи со стороны других людей, остальные же вы можете выполнять сами.

1. Создание вашего эмоционального словаря

Описание: лидер (ведущий) представляет упражнение, сообщая, что создание словаря для разных эмоций и ощущений поможет создавать эффективные предложения для выражения чувств. Большой список эмоций вы можете найти в интернете — психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний.

Эмоции можно разделить по категориям на позитивные, болезненные (негативные) и нейтральные. Позитивной может считаться счастье, возбуждение, умиротворенность, спокойствие, надежда. Негативной — страх, злость, вина, грусть, пустота, заниженная самооценка, отчаянье. Нейтральной — удивление, любопытство, интерес.

В свою очередь болезненные эмоции можно разделить на тяжелые и легкие. Тяжелыми могут быть гнев, фрустрация, раздражение, в то время как легкие — это печаль, вина, пустота, низкая самооценка.

Если вы выполняете упражнение сами, то возьмите лист бумаги и запишите все эмоции и ощущения, которые переживаете на протяжении дня. Для этого сначала точно определите, какой деятельностью вы занимаетесь. Например: проснулся, привел себя в порядок, сделал зарядку, оделся, почувствовал запах кофе, ехал на работу, услышал спор людей, услышал смех людей, вошел в комнату, сел за стол, слушал учителя, выполнил задание, пообедал, увидел родителей, поиграл с друзьями, поужинал, пошел спать. Как видим, даже мелкая деятельность имеет значение. Дело в том, что любая смена деятельности так или иначе меняет ваши чувства, настроение и эмоции. Отмечайте все, что чувствуете на протяжении дня и попытайтесь дать точное определение своим ощущениям.

Итоги упражнения:

  1. Что вы узнали нового о своих эмоциях и ощущениях?
  2. Поняли ли вы, в чем смысл быть осведомленным об эмоциях, которые вы ощущаете в настоящий момент?
  3. Как осознанность о ваших эмоциях повлияла на ваше понимание чувств и ощущений других людей?
  4. Какие выводы можно сделать относительно взаимосвязи конкретных эмоций с конкретной деятельностью? Почему вы испытываете позитивные эмоции в одной ситуации и негативные в другой?

2. Распознавание эмоций и мыслей

Описание: в этом упражнении вам нужно закончить предложение, начинающиеся со слов «я чувствую…», за которым следует эмоция. Помните, что список эмоций вы можете найти в интернете. Лучше всего будет записать эмоции в дневнике и периодически пополнять, когда вы столкнетесь с новой.

Примеры:

  • Я чувствую себя счастливым, когда вижу своего друга.
  • Я прихожу в восторг, когда рисую.
  • Я чувствую себя грустным, когда понимаю, что наступает осень.

Помните, что мысль, в отличии от эмоции, выражается словосочетанием «я чувствую» в контексте «я думаю», «я полагаю». Например, когда вы произносите «я думаю играть на гитаре интересно», то это ваше мнение, ваша мысль, но не эмоция.

Итоги упражнения:

  • Какая разница между мыслью и ощущением?

Мысль — это идея и мнение, ощущение — эмоция.

3. Создание предложений

Описание: ваша задача — создать предложение, имея шаблон и подставляя свой готовый список эмоций. Шаблон для упражнения в команде и наедине:

«Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?»

«Я чувствую __, потому что ___».

Помните, что вы можете подставлять совершенно любую эмоцию: злость, раздражение, счастье, подавленность, пустоту, смятение.

Примеры: вот два примера ситуаций, в которых человек создает правильное предложение с точки зрения эмпатии.

  • Джилл нахмурила свое лицо и сказала, что ее друг просто взял и уехал.

Эмпатический ответ: «Джилл, ты чувствуешь себя грустной, потому что твой друг уехал? Я прав?».

  • Отец пришел домой очень уставшим и сказал, что только что потерял свою работу.

Эмпатический ответ: «Пап, ты чувствуешь себя обеспокоенным из-за того, что потерял работу? Я прав?»

Данные примеры являются настолько простыми, что могут показаться слишком очевидными. Однако если вы тщательно проанализируете свою жизнь, то можете заметить, что часто игнорировали эмоции и чувства других людей, будучи заваленными своими проблемами.

Практические примеры: для каждой следующей ситуации придумайте эмпатический ответ.

  1. Ваш брат пришел домой в слезах и сказал, что ему дали обидное прозвище в школе.
  2. Ваш одноклассник, которому сегодня дали обидное прозвище, сидит тихо, понурив голову.
  3. Ваш друг сказал, что не хочет идти домой, потому что провалил экзамен.
  4. Ваш друг сказал, что не может пригласить вас к себе, потому что его мама заболела.
  5. Ваш сотрудник сидит в одиночестве за обеденным столом, не ест свой обед и не произносит ни слова.

Итоги упражнения:

  • Какие вопросы и трудности у вас возникли при создании предложений, демонстрирующих эмпатию?
  • Почему так важно проверять, верно ли вы трактовали эмоцию человека?

4. Перестановка ролей

Описание: эмпатия проявляется в том случае, когда вы представляете себя в роли другого человека. Вы можете пройти это упражнение как в группе, так и отдельно, но тогда вам придется напрячь свое воображение. Вспомните всех своих знакомых и близких, составьте список этих людей. Затем поочередно вживляйтесь в эти роли.

Ответьте на вопросы:

  1. Как вас зовут?
  2. Каков ваш возраст?
  3. Какие ваши любимые книги?
  4. Куда вы ездили в отпуск?
  5. Что вы больше всего любите?
  6. Что вас больше всего печалит?
  7. Что вас приводит в восторг?
  8. В каких ситуациях на вас накатывает ностальгия?
  9. Чего вы боитесь?
  10. На что или на кого вы чаще всего надеетесь?

Суть упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о том, что чувствует другой человек и почему. Вы можете составить собственный список или вовсе пуститься в воображаемое путешествие.

Итоги упражнения:

  • Спросите у человека, правильны ли ваши догадки о нем. В чем вы правы и в чем ошиблись?
  • Какие чувства вы испытываете, исполняя роль разных людей?

5. Дублирование

Описание: данное упражнение выполняете в паре. Первый человек (спикер) говорит о счастливых воспоминаниях или о восторге от будущего события. Второй человек (дублировщик) является как бы его настоящей эмоцией, которую спикер испытывает. Суть упражнения в том, что дублировщик, зная, какую эмоцию испытыват спикер, начинает сознательно распознавать ощущения других людей.

Пример:

Спикер: «Я хочу навестить своих родителей на следующей неделе».

Дублировщик: «И я чувствую себя от этого счастливым».

Спикер: «Моя мама готовит лучшие пироги на свете».

Дублировщик: «Я в восторге, когда их ем».

Задание можно усложнить, когда спикер заранее не сообщает, нравится ли ему то, о чем он скажет. Поэтому дублировщику приходится угадывать.

Итоги упражнения:

После того, как два человека поменяются местами и пройдут упражнение еще раз, задайте себе следующие вопросы:

  1. Каково быть спикером и слышать от дублировщика о его догадках?
  2. Каково быть дублировщиком и угадывать настоящую эмоцию спикера?
  3. Что было самым сложным?
  4. Какие эмоции было сложнее всего распознать? Какие легче?
  5. Как это упражнение помогло мне узнать человека?

6. Эмпатичное слушание

Описание: еще одно упражнение, для которого вам понадобится партнер. Его суть в том, чтобы выслушать человека о том, что является важным для него и создать предложение, которое максимально точно передает то, что он чувствует при этом. Помните, что эмпатия означает отбросить в сторону свои мысли и ощущения, а затем обратить внимание на то, что чувствует и о чем думает ваш собеседник.

Подумайте о чем-то сокровенном и имеющем большое значение для вас. Расскажите об этом, пытаясь максимально подробно описать ситуацию, при этом не давая подсказок. Берите паузы, во время которых ваш партнер скажет, о чем вы думали и что чувствовали в прошлый и настоящий моменты. Повторите упражнение, поменявшись ролями. Помните о том, что лучше ошибиться со своим предположением, чем вовсе не высказывать его вслух. Также ничего страшного в том, если вы преувеличите эмоцию, которую ощущает человек — например, назовете раздражение злостью, а злость гневом. Вы учитесь и только методом проб и ошибок можно достичь серьезных успехов.

Итоги упражнения:

  1. Каково чувствовать себя в роли слушателя? Что было самым сложным?
  2. Каково чувствовать себя в роли рассказчика?
  3. Как вы себя чувствовали, когда человек составлял предположения о том, что вы ощущали?

7. Становление другим человеком

Описание: чтобы выполнить это упражнение, обратитесь за помощью к двух близким друзьям. Сделайте следующее:

  1. Напишите диалог между тремя действующими лицами. Например: жертва, задира, наблюдатель или придирчивый покупатель, ранимый продавец и наблюдатель. Можете придумать свои варианты.
  2. Каждый сценарий играется трижды и при каждом исполнении люди меняются ролями. Таким образом вы играете роли жертвы, задиры и наблюдателя.
  3. После завершения упражнения, все участники делятся впечатлениями о своих мыслях, эмоциях и ощущениях.

Итоги упражнения:

  1. Какие эмоции вы испытывали, будучи жертвой?
  2. Какие эмоции вы испытывали, будучи задирой?
  3. Какие эмоции вы испытывали, будучи наблюдателем?
  4. Какие решения вы приняли по окончании упражнения?

8. Понимание истории

Описание: это упражнение научит вас понимать историю другого человека.

  1. Попросите своего близкого друга подумать (или записать) о ком-то, кого он боится или с кем не хочет общаться по какой-либо причине.
  2. Попросите этого человека подумать о том, почему неприятный ему человек ведет себя подобным образом и записать причины.
  3. Попросите его поделиться о том, какие ощущения вызывает неприятный ему человек теперь.

Например:

  1. Я не хочу дружить с Джоном, потому что он редко со мной говорит.
  2. Я понял, что Джон — несчастный и одинокий человек. А еще, что его мать не в состоянии платить за аренду квартиры.
  3. Теперь, когда я понял, что это может быть правдой, я хочу с ним дружить, потому что его молчаливость и угрюмость говорит не об отношении ко мне, а о его ощущениях, которые вызваны домашними проблемами.

Итоги упражнения:

  1. Изменило ли это упражнение ваше мнение о человеке, которого вы боялись или с которым не хотели иметь дело?
  2. Задумайтесь о том, как понимание истории жизни человека влияет на ваше восприятие.

9. Воображение эмоций исторических персонажей

Описание: составьте список пяти исторических персонажей. Затем перечислите эмоции, которые человек испытывал на протяжении всей (или части) своей жизни.

Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади и в этот момент он ощутил печаль от того, что не имел собственной семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными и беспомощность от того, что он ничего не мог с этим поделать.

Итоги упражнения:

  1. Стали ли вы лучше понимать действия и мотивы исторических персонажей?
  2. Какие чувства у вас теперь вызывают эти люди?

10. Эмпатия и злость

Описание: это упражнение поможет вам справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Придумайте (или воскресите из жизни) ситуацию, при которой вы были чрезвычайно злы на другого человека, а затем создайте эмпатическое утверждение.

Пример:

Раздраженный человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня. Я прав?».

Итоги упражнения:

  1. Что вы чувствовали, когда придумывали раздраженную фразу?
  2. Что вы чувствовали, когда придумывали эмпатический ответ?
  3. Как вы думаете, что почувствует раздраженный человек, когда услышит эмпатический ответ?
  4. Согласны ли вы с тем, что враждебность (хоть и не сразу) исчезнет при эмпатических ответах?

hr-portal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о