План1. Цели и задачи тренинговой работы Список литературы1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга[Текст]: учебное пособие / И.В. Вачков. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с. Практика[Текст]: монография / С.И. Макшанов. — СПб.: «Образование», 1997. -238 с. 6. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга[Текст]: учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2003. — 176 с. Цели и задачи тренинговой работыЦели тренинговой группы, принципы ее работы, функции и роли ведущего тренинг, используемые им методы О.В. Евтихов называет структурными характеристиками тренинга [4, с.43]. — улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья участников группы; — изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия участников группы для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми; — развитие самосознания и самоисследование участников группы для коррекции или предупреждения у них эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; О.В. Евтихов конкретизирует цели психологических тренингов разной направленности в виде задач [4, с.44-46]. Таблица 6. Цели и задачи тренинга
Понятие о принципах психологического тренингаСлово «принцип» означает основное, исходное положение теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. С.И. Макшанов определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Он считает, что принципы тренинга содержательно тесно связаны с факторами изменений психологических феноменов, воплощение которых в среде тренинга относится к принципиальным условиям эффективного применения метода. Принципы психологического тренинга, с его точки зрения, включают: организационные принципы (комплектования группы, физической закрытости, пространственно-временной организации), принципы создания среды тренинга (системной детерминации, реалистичности, избыточности), принципы поведения участников тренинга (активности, исследовательской и творческой позиции, объективации поведения, субъект-субъектного общения, искренности, «здесь и теперь»), этические принципы (конфиденциальности, соответствия целей содержанию, ненанесения ущерба) [5]. В следующих вопросах лекции дана их характеристика. Организационные принципы психологического тренингаОрганизационные принципы определяют основные положения и правила подготовки и проведения тренинга. — Принцип пространственно-временной организации тренинга- тренинг проводят в предназначенном и специально оборудованном помещении. Тренинг имеет временные границы — продолжительность занятия, количество встреч, продолжительность всего тренинга. Принципы создания среды тренингаПринципы создания среды тренинга определяют основные положения и правила создания условий проведения тренинга. Принципы, характеризующие поведение и деятельность участников тренинговой группыПринципы поведения и деятельности участников тренинга — правила поведения и деятельности участников тренинга в групповом взаимодействии. Этические принципы психологического тренингаЭтические принципы — правила отношений участников тренинговой группы с тренером и между собой. Контрольные вопросы Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с. |
www.vashpsixolog.ru
Принципы социально-психологического тренинга:
1. Принцип активности. Специфика тренинга заключается в том, что практически все методы, технологии, приемы, используемые в нем имеют активный характер.
В ходе работы создается специально разработанная тренером или группой деятельность, в которую интенсивно должны быть включены все участники тренинга. Это могут быть психогимнастические упражнения, ролевые игры, дискуссии, наблюдение за ситуацией по заданной схеме и т.д. Через активное участие в проигрывании профессиональных и жизненных ситуаций, через апробирование и тренировку способов поведения, идей, предложенных тренером достигается эффект научения и изменений.
2
Петровская Лариса Андреевна — родилась в 1937 г. Доктор психологических наук (1986). Тема докторской диссертации «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга». Профессор кафедры социальной психологии МГУ. Область научных интересов: психология межличностного общения, социально-психологический тренинг как метод развития компетентного общения и коррекции психологических трудностей.
.Принцип партнерского общения.Партнерским общением является такое, при котором учитываются интересы, чувства, переживания всех участников взаимодействия, признается ценность их личности. Принцип партнерского или субъект-субъектного общения был предложен и обоснован Л.А. Петровской.
Следование принципу партнерского общения позволяет создать атмосферу безопасности, доверия и дает возможность участникам тренинга экспериментировать со своим поведением, не опасаясь ошибок.
3. Принцип конфиденциальности предполагает, что информация о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности не будет разглашаться, и обсуждаться за пределами группы. Приобретенные психологические знания, конкретные способы поведения, техники общения, психогимнастики могут и должны использоваться вне группы. Принцип конфиденциальности позволяет создать в группе мотивацию на открытое, искреннее взаимодействие.
4. Принцип «здесь и теперь» ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа были процессы, чувства, мысли появляющиеся в данный момент. Соблюдение принципа позволяет сохранить направленность участников на обсуждение того, что происходит именно в группе, не отвлекаясь на интересные, но не относящиеся к тренингу темы разговора.
Правила групповой работы могут быть выработаны самой группой или предложены для работы тренером и совместно обсуждены в начале социально-психологического тренинга.
Динамика тренинговой группы
Наиболее важными динамическими процессами в тренинговой, как и в любой малой группе, являются групповое давление, групповая сплоченность, лидерство и подчинение, распределение ролей в группе, принятие групповых решений и др.
В процессе тренинга группа проходит несколько этапов своего развития. Не зависимо от пола, возраста, профессии, статуса участников тренинга закономерности развития практически одинаковы для каждой из групп, хотя могут иметь разные названия.
Б.Тукман предлагает следующие стадии развития группы: зависимое и исследующее поведение — разрешение внутригрупповых конфликтов — сплоченность и эффективное решение проблем.
Т.С. Яценко рассматривает 4 стадии группового развития:
Диффузная группа.
Поверхностная отрицательная дезинтеграция.
Глубокая положительная дезинтеграция.
Интеграция.
Для диагностики состояния группы на этих стадиях используется рисунок. Если рисунок состоит из разъединенных фигур, знаков, образов, или видна тенденция участника, изобразить, в первую очередь, себя, то это показатель диффузной группы. На этой стадии может произойти и отказ отдельных участников тренинга от рисования.
Диффузная группа — общность, в которой нет сплоченности как ценностно-ориентационного единства, и нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.
Стадия диффузной группы характеризуется неопределенностью, которая порождает напряженность участников. Такое состояние обычно проявляется либо в речевой гиперактивности:громких разговорах, рассказывании анекдотов, либо, наоборот, в молчании превышающем норму на вопросы тренера. Встречаются группы, которые «зависают» на стадии диффузной группы.
Вторая стадия характеризуется мощными эмоциональными защитами и выплеском агрессии на других участников группы или тренера. В рисунках на этапе поверхностной отрицательной дезинтеграции чаще всего изображается другой, на которого переносится неудовольствие по отношению к происходящему в тренинге.
Третья стадия — стадия переоценки происходящего в группе. В рисунках часто присутствует тема раздвоения, разлома. Участники изображают глаза, знаки вопроса и др. Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы не было состояния одиночества в рисунках. На стадии глубокой положительной дезинтеграции у участников повышается сензитивность, расширяется поле внимания, появляются попытки рассказать о переживаемом, задать вопросы тренеру и группе, попробовать новые формы поведения. Эти изменения являются основными результатами данной стадии.
Стадия интеграции — это рабочая стадия, когда происходит закрепление новых способов поведения участников тренинга. В рисунках появляются яркие краски, сюжеты с позитивным смыслом, где изображена вся группа в целом.
studfile.net
Принципы тренинга, принципы психологического тренинга, принципы социально психологического тренинга
Тренинг — уникальная форма обучения. Он дает возможность за короткий срок решить конкретные проблемы, получить недостающие навыки и умения, избавиться от личных проблем, разобраться в себе и отношениях с окружающими. При этом хороший тренинг должен помниться долгие годы, а полученные знания должны помогать человеку всю жизнь. Достичь такого результата помогает грамотно построенная программа тренинга, основанная на четких принципах. Так что же делает тренинг таким эффективным инструментом для управления своей жизнью?
Тренинг базируется на нескольких основных принципах, которые надо учитывать при разработке тренинга.
Первый из них — практичность.
Большая часть занятий занимает практика. Человек должет ясно представлять себе последовательность действий для достижения результата. Именно поэтому одна из важнейших задач в работе на тренинге — показать слушателям пошаговый алгоритм их действий на пути к цели.
Из этого вытекает второй принцип психологического тренинга и бизнес-тренинга — наглядность.
Очень важно составить для каждого занятия наглядные методические материалы. Это могут быть видеоролики, слайд-презентации, демонстрации на доске.
Все эти материалы, как и сама программа тренинга в целом должны следовать принципу доступности.
Тренер должен объясняться простым и понятным языком, сводить к минимуму употребление сложной терминологии. Конечно, здесь надо учитывать уровень подготовки группы. Если это корпоративный тренинг, то тренер должен применять и профессиональную терминологию. Главное, чтобы он говорил со слушателями на одном языке.
Еще один важный принцип психологических тренингов и бизнес-тренингов — актуальность.
Их тематика, методика и содержание должны четко отвечать на те вопросы, которые есть у слушателей. Тренер ни в коем случае не должен отходить от темы, а участники должны четко видеть, как смогут получить полученные знания на практике.
И, безусловно, тренинг основан на принципе ответственности.
Участникам важно понять, что ответственность за результаты обучения лежит не только на тренере, но и на них самих. Ведь только они могут воплотить в жизнь полученные навыки и знания. Для этого надо постоянно закреплять результат. Помочь здесь может не только посттренинговое сопровождение, но и обмен опытом между самими участниками тренинга. Если люди после тренинга общаются и рассказывают, что изменилось в их жизни — результат будет намного выше.
Вы можете купить готовые программы тренингов, созданные экспертами крупнейшего профессионального портала для тренеров TRENERSKAYA.ru с учетом всех принципов эффективного тренинга в разделе «Программы тренингов».
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!
Первоклассный пример упражнения-вызова, способного повысить энергетику группы, активизировать ее творческий потенциал и настроить на максимально заинтересованное восприятие теории. Это упражнение для тренинга — реальное испытание способности участников тренинга договориться между собой.
Упражнение для тренинга «$10 000» прекрасно справляется с задачей «погружения» участников в условия, где им нужно договориться не формально, а по-настоящему. В результате тренер имеет не только готовых к обучению участников, но и прекрасный пример для анализа проигрышных и выигрышных стратегий переговоров.
Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.
Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.
В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.
Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.
Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты, но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.
Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…
Объем тренерской методички: 8 страниц.
Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.
trenerskaya.ru
Психологический тренинг — Психологос
Психологический тренинг — личностный тренинг, проводимый психологом и с использованием психологических, а не эзотерических и мистических понятий и категорий.
Основная цель психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.
Принцип активности
Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.
Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.
Принцип исследовательской творческой позиции
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.
Исходя из этого принципа, работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.
Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.
Принцип объективации (осознания) поведения
В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.
В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения
Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.
Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.
Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:
— Какой цели я хочу достичь?
— Почему я хочу достичь этой цели?
— Какими средствами я собираюсь ее достичь?
Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики являются:
— содержательный план работы
— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками
— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.
Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.
Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.
Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:
1) содержанием тренинга,
2) особенностями группы,
3) особенностями ситуации,
4) возможностями тренера.
www.psychologos.ru
1.1.2 Задачи, принципы психологического тренинга. Психологический тренинг
Похожие главы из других работ:
Изучение возможностей социально-психологического тренинга в развитии эмпатии у воспитателей дошкольного учреждения
1.2 Понятие социально-психологического тренинга
В широком смысле под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний…
История развития групповых методов в практической психологии
1. Общее понятие психологического тренинга
Тренинг (англ. Training от train — обучать, воспитывать) — форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Ю.Н…
Понятие и особенности социально-психологического тренинга
1. Понятие социально-психологического тренинга
В 1970-е гг. в ГДР под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. С таким названием тренинг появился и у нас в стране. Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения…
Профессионально-психологический отбор в кадровый резерв следственного управления следственного комитета РФ Приморского края г. Владивосток
1.2 Основные задачи и принципы профессионального психологического отбора
В соответствии с Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации» вся деятельность осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина…
Психологический тренинг как средство личностного развития подростков
1.2 Определение понятия психологического тренинга
Психологический тренинг — форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков…
Психолого-социальные аспекты сопровождения персонала военно-медицинского профиля
1.2 История возникновения социально-психологического тренинга
До начала ХХ века поведение людей в группах и способность групп оказывать психологическое и лечебное воздействие систематически не изучались. Были известны отдельные случаи использования групп для лечения больных туберкулезом (Дж…
Работа психолога в средней общеобразовательной школе №7 г. Тихорецка Краснодарского края
3. Сценарий психологического тренинга
Разрешение на проведение тренинга в классе. Желающие принять участие в тренинге по развитию индивидуальности. Тема тренинга: индивидуальность. Характеристика аудитории: гимназия №7 г. Тихорецка, 8 «а» класс, 25 человек. Возраст 13-14 лет…
Работа психолога в средней общеобразовательной школе №7 г. Тихорецка Краснодарского края
3.1 Проведение психологического тренинга
1. Введение в основную тему занятия. 2. Знакомство. Передаем карандаш по кругу, и тот и у кого карандаш, рассказывает о себе, очень кратко. 3. Упражнение «Все мы — некоторые — один я»: · Встаньте те…
Разработка тренинговых упражнений коммуникативной компетентности
2.3. Цели и задачи тренинга «Коммуникативная компетентность»
В общем смысле коммуникативная компетентность представляет собой эффективность в профессии. На сегодняшний день существует немало видов деятельности, в которых умение общаться…
Социально-психологический тренинг как средство формирования успешности в бизнесе
1.2 История возникновения социально-психологического тренинга
До начала ХХ века поведение людей в группах и способность групп оказывать психологическое и лечебное воздействие систематически не изучались. Были известны отдельные случаи использования групп для лечения больных туберкулезом (Дж…
Социально-психологический тренинг как средство формирования успешности в бизнесе
1.3 Определение социально-психологического тренинга (СПТ)
Социально-психологический тренинг (СПТ) — это совокупность активных методов практической психологии, включающая групповую дискуссию и игровые методы…
Социально-психологический тренинг как средство формирования успешности в бизнесе
Глава 2. Разработка и проведение социально-психологического тренинга в ООО «АРТ-ТУР»
…
Социально-психологический тренинг общения как форма оказания психологической помощи военнослужащим
2.4 Особенности социально-психологического тренинга
По мнению А.С. Прутченкова [26] социально-психологический тренинг — это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы; это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются…
Теоретические основы и типология тренингов
1.1 Из истории социально-психологического тренинга
Первые тренинговые группы («Т-группы», от англ. «Тгаining group») берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководством Курта Левина и его коллег. Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно: в 1945 г…
Тренинги общения с младшими школьниками как средство школьной дезадаптации
1.1 Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга
В своей работе психологи и социальные работники сталкиваются с необходимостью работать не только индивидуально с каждой личность, но и с необходимостью одновременно работать с небольшой группой людей (семья, учебная группа, спортивная команда…
psy.bobrodobro.ru
3.1. Методика организации психологического тренинга
В течение 1989-1997 гг. нами, при нашем участии и под нашим руководством был проведен 191 групповой тренинг с профессионалами социономических специальностей.
В ходе реализации программ тренинга проводились психодиагностические измерения, экспертное оценивание характеристик участников, анализировались их самоотчеты, а также осуществлялось наблюдение за поведением проходящих тренинг специалистов на разных этапах работы группы, фиксировались особенности реагирования при использовании тех или иных методических средств или в ответ на определенные действия тренера.
Систематизация и анализ этих наблюдений и их сопоставление с имеющимися в литературе сведениями позволили нам разработать методические основы реализации программ профессионального тренинга для специалистов социономических специальностей и организаций.
Организационные основы тренинга, представляют собой детализированные по отношению к процессу тренинга положения его общих принципов: особенности подготовки тренинга -уточнение потребности в тренинге, комплектование групп, подбор и подготовка ведущих, определение пространственно-временного режима работы и отношений с заказчиком (экономических и этических), адаптация содержания программы к потребностям конкретной группы и организации; создание условий для переноса результатов тренинга в практику, вы-
134 Макшанов СИ.
бор техник тренинга и специфика их использования в различных программах, определение критериев эффективности тренинга.
Необходимость описания методических аспектов тренинга, проводимого в интересах психологического обеспечения профессиональной деятельности, продиктована потребностью в создании ориентиров для практиков в этой области и отсутствием на сегодняшний день систематизированного руководства для применения совокупности профессионально ориентированных тренинговых программ.
3.1.1. Определение потребности в психологическом тренинге
Наиболее распространенные подходы к реализации профессионально ориентированных программ тренинга предусматривают последовательный анализ (уточнение) потребностей в тренинге:
а) анализ профессиональных задач;
б) организационный анализ;
в) персональный анализ.
Анализ профессиональных задач направлен на выяснение того, какие знания, навыки, умения, личностные особенности необходимы специалисту в конкретной области для успешного выполнения им своих профессиональных обязанностей на конкретном рабочем месте.
Проведение такого анализа обычно связано с детальным рассмотрением имеющихся представлений о профессионально важных качествах специалиста, поддающихся преднамеренным изменениям (некомпенсируемые профессионально важные психологические особенности должны выявляться на этапе психологического отбора либо подбора), о содержании труда на конкретном рабочем месте.
Анализ содержания труда подкрепляется данными наблюдения за деятельностью на рабочем месте, который проводится в соответствии в выделенными элементами философии и стратегии организации и направляется на выявление персонифицированных фактов согласования или рассогласования дея-
Психология тренинга 135
телъности с действующими терминальными ценностями и долгосрочными целями организации.
Для анализа профессиональных задач, по нашему опыту, применяются следующие средства:
— изучение нормативных документов (федеральных, региональных, отраслевых, организационных), определяющих характеристики профессиональной деятельности, критерии ее эффективности и области неприемлемости;
— изучение документов организации в объеме, согласованном с ее руководством;
— собеседование с руководством и сотрудниками организаций, потребителями организационного продукта о трудностях и характерных (типичных) ситуациях профессиональной деятельности;
— проведение экспертизы установленного перечня профессиональных задач, трудностей и дефицитов специалистов при их выполнении.
Организационный анализ предполагает рассмотрение миссии, стратегии и целей организации, ее ресурсов (временных, информационных, материальных, технологических, экономических и людских), структуры и отношений между организационными единицами, а также характеристик среды, в которой действует организация. При оценке среды анализируются ситуация в отрасли, позиции ближайших конкурентов, шансы организации на успех и угроза поражения.
При этом обращается внимание на соответствие предполагаемых результатов тренинга философии организации (под философией организации понимается совокупность смыслов существования организации) и ее стратегии (совокупности долгосрочных целей, направленных на воплощение философии).
Корректность организационного анализа во многом определяет вероятность переноса результатов тренинга в практическую деятельность специалистов, устойчивость изменении, дос-тигнугых в ходе тренинга.
Персональный анализ позволяет определить, кто и в каком сочетании будет участником тренинга. Эта задача связана с получением информации об индивидуально-психологических и
136 Макшанов СИ.
профессиональных характеристиках сотрудников организации или лиц, проходящих обучение, если речь идет о проведении тренинга на этапе вузовской подготовки. Кроме традиционных методов отбора, на этом этапе в интересах психологического обеспечения профессиональной деятельности могут использоваться и психодиагностические возможности тренинга.
3.1.2. Особенности комплектования групп психологического тренинга
Корректный подбор группы во многом определяет характер групповой динамики и эффективность проведения тренинга в целом. В каждом конкретном случае ориентиры комплектования могут существенно видоизменяться, что определяется особенностями программы, уровнем и характером потребности в тренинге, профессионализмом ведущего или группы ведущих. Ответственность за качество отбора группы несет тренер, который, учитывая запросы организации либо конкретных участников, тем не менее не идет на неоправданные с точки зрения закономерностей тренинга решения о включении в группу конкретного участника или о размере и композиции группы.
Все претенденты на включение в состав группы тренинга должны быть проинформированы о целях и характере работы, в том числе об ее организации и предполагаемом уровне нагрузки. Желательно предложить им самостоятельно принять решение об участии в тренинге. В нашем опыте использовались различные методические приемы решения данной задачи:
— проведение индивидуальных консультаций по результатам психологической диагностики;
— проведение собеседований с претендентами на прохождение тренинга, в ходе которого обсуждаются особенности профессиональной деятельности, сильные стороны и ситуативно конкретизированные затруднения, запрашивается информация об индивидуальных пожеланиях;
— при проведении тренинга в организациях публичное объявление персоналу о сроках, целях, организации работы и составе участников;
Психология тренинга 137
— письменное персональное приглашение участникам группы на тренинг, в котором указываются цели, сроки и организация работы;
— заключение с каждым участником, отобранным для прохождения подготовки в тренинге, письменного или устного соглашения, в котором оговаривается осознанный характер принятия решения об участии в тренинге, существующих физических, эмоциональных, а в некоторых случаях и профессиональных рисках; возможности сопровождения подготовки медицинскими специалистами.
Эти принципиальные положения позволяют минимизировать отвлечения группы, связанные с преодолением эффектов недостаточной мотивированности к тренингу, а также делают общей для тренера и участников ответственность за его результаты. Значительные нагрузки и повышенная эмоциональность ряда программ предполагают невключение в состав группы лиц, прошедших лечение по психиатрическим показаниям, а также находящихся под наблюдением врача.
Информация такого рода не разглашается в организации, выступающей в качестве заказчика тренинга. При исследовании подходов практиков к проблеме невключения в группы тренинга выделены критерии, обобщенные в таблице 8.
Заметим, что 7 участников опроса отметили отсутствие в их опыте ситуаций, когда они принимали решение о невключении участника в группу.
При комплектовании группы учитывается следующий ряд критериев: численность, возраст, статус участников, взаимоотношения участников группы (личные и формальные) и их личностные особенности.
Численность группы. Данный критерий комплектования групп зависит от проводимой программы, профессионализма тренеров и стиля их работы. Оптимальный по численности состав группы, позволяющий работать динамично и использовать разнообразные техники с наибольшей эффективностью, находится в пределах от 8 до 15 человек.
При такой численности задача создания возможностей для проявления активности каждого участника и обеспечения
138 Макшанов СИ.
должного внимания со стороны тренера и группы к их проявлениям решается с высоким качеством.
Таблица 8 Критерии невключения в группу (позиция практиков в области тренинга с различным опытом работы: 1 — до 5 лет, 2 — до 10 лет, 3 — более 10 лет)
№ | Критерий невключения в группу тренинга | 1 | 2 | 3 |
1 | Низкая мотивация | 3 | 1 | 2 |
2 | Близкое родство (знакомство) | 4 | 3 | 1 |
3 | Ригидность | 1 | ||
4 | Выраженные акцентуации шизоидного или возбудимого типа | 1 | ||
5 | Наличие иной, чем у большинства группы специальности (для тренинга специальных умений) | 1 | ||
6 | Отклонения от психической нормы (психопатизация) | 7 | 5 | 7 |
7 | Количественный критерий (больше 14 участников) | 1 | ||
8 | Плохое актуальное соматическое состояние | 2 | 1 | |
9 | Негативное отношение со стороны участников группы | 1 | ||
10 | Отношения непосредственного подчинения | 1 | 4 | 1 |
11 | Возраст (старше 60 лет) | 2 | 1 | |
12 | Существенно сниженный интеллектуальный потенциал | 2 | 1 | 1 |
13 | Сексуальная девиация | 1 | ||
14 | Резкий контраст профессиональной компетентности или личностного развития | 2 | 1 |
Вместе с тем, как показывает опыт, в программах тренинга формирования команды и уверенности в себе количество участников может быть увеличено. Причинами этого в тренинге формирования команды могут стать задачи отбора и специфика цели, для которой формируется команда. При решении задачи отбора в тренинге формирования команды группа начинает работу в составе 18-24 человек, которые информированы о том, что через определенное время 10-12 участников оставят группу.
В тренинге уверенности в себе оптимальный вариант работы с поведенческими компонентами уверенного поведения предполагает работу двух или трех тренеров, что дает более
Психология тренинга_____________139
прочные результаты в освоении навыков уверенного поведения и в значительной степени интенсифицирует групповой процесс.
При наличии двух ведущих, использующих работу в парах, тройках и малых группах, состав группы может быть увеличен для любой программы до 14-16 участников. Основным ограничением в этом варианте является работоспособность тренеров. Численность группы 8-16 человек имеет объективные причины, связанные с сохранением оптимального режима информационного взаимодействия, возможностями запоминания информации, сохранением целостности группы и ее формирующихся ценностей.
В некоторых исследованиях обосновывается возможность проведения тренинга с группами в 100-200 человек, что вызывает сомнения и требует дополнительного исследования, так как при таком количестве исключается доступность информации для всех участников одновременно, что накладывает ограничения на обратную связь и саму возможность ее подачи и приема. С нашей точки зрения, это обстоятельство затрудняет проявление важнейшего свойства психологического тренинга как целенаправленной системы, его самоуправление.
Возраст участников тренинга. Опыт проведения тренинга с различными категориями специалистов говорит об отсутствии принципиальных ограничений на участие в нем по критерию возраста. Несмотря на ряд тенденций к снижению показателей общего интеллекта, вербальной продуктивности, интеллектуальной лабильности и креативности у участников тренинга старше 45 лет, их включение в группу создает больше возможностей, чем ограничений. По некоторым данным, подтверждаемым нашим опытом, изменения, происходящие в тренинге у представителей этой возрастной группы, оказываются более устойчивыми, нежели у молодых специалистов. Кроме того, для профессионально ориентированных тренинговых программ существует объективное ограничение для возраста участников, связанное с принятыми возрастными стандартами пребывания в профессии.
Формальный статус участников тренинга. За исключением тренинга на допрофессиональной стадии, сложно избе-
140 Макшанов СИ.
жать вкючения в группу людей, находящихся в отношениях формальной зависимости друг от друга. На профессиональной стадии реализации тренинга можно выделить три основных типа групп по критерию формального статуса участников:
1. Группа формируется из представителей организаций одного типа, либо профессионалов, работающих в разных организациях, но обладающих идентичной специальностью. Участники незнакомы друг с другом и не имеют отношений административной или функциональной зависимости.
2. Группа состоит из представителей одной организации, участники обладают примерно равным должностным статусом и связаны между собой систематическими служебными и личными контактами (например, группа начальников отделов организации).
3. В группе участвуют представители одной организации, занимающие различное положение в должностной иерархии.
Так как отношения административной зависимости в значительной степени блокируют продвижение группы и отдельных участников к целям тренинга, ведущий стремится к комплектованию группы по первому или второму типу.
Невключение в одну группу руководителей и подчиненных является принципиальным положением для большинства программ, так как кроме риска формирования негативного отношения к тренингу как методу (руководитель может резко изменить свое отношение к подчиненному, вплоть до увольнения последнего), присутствие в группе руководителя, особенно высшего уровня, чаще всего становится перманентным фактором групповой напряженности. Влияние статуса участников группы проявляется и в социометрических измерениях. Носители более высокого по отношению к другим формального статуса в группе воспринимаются как люди, оказывающие значительное влияние на ход тренинга, несмотря на то, что это не всегда подкрепляется реальными действиями последних.
Участие руководителей высшего уровня в группе со своими подчиненными необходимо в тренингах философии и стратегии организации и формирования команды в контексте реализации алгоритмизованной совокупности тренинговых
Психология тренинга 141
программ, адаптированных к потребностям и специфике организации.
Тренинг философии и стратегии организации, также как тренинг формирования команды, проводимые в реальных группах, объективно требует участия руководителей высшего уровня, но при этом продвижение группы с участием руководителя организации идет преимущественно в содержательной плоскости, а возможность проведения процедур, направленных на личностные изменения, зависит от особенностей руководителя и группы; при этом модифицируется характер подачи обратной связи, в которой преобладающее значение играет видеообратная и материализованная обратная связь. Кроме того, возможна предварительная индивидуальная подготовка руководителей высшего звена в ходе консультаций с ведущим, а также в группах вне пределов организации.
Серьезным препятствием для участия руководителя организации в тренинге совместно с подчиненными могут стать его личностные особенности, такие, например, как повышенная тревожность, консерватизм, амбициозность, зависимость от внутриорганизационных неформальных объединений.
Следующим критерием комплектования групп выступает образование и профессиональная принадлежность участников тренинга. В группы, как правило, включаются люди, обладающие сопоставимым уровнем образования. Различия в уровне образования приводят к обособлению участников, обладающих менее фундаментальной подготовкой и опытом, активизирует проявления с их стороны психологической защиты вплоть до ухода из группы, что само по себе представляет существенную проблему для эффективного проведения тренинга.
Для групп тренинга креативности допустимы и желательны варианты комплектования групп представителями различных профессий. При проведении тренинга в рамках одной организации ведущий учитывает реальное функциональное взаимодействие потенциальных участников, независимо от их профессиональной принадлежности или специализации. Это связано с созданием условий для переноса результатов тренин-
142 Макшанов СИ.
га в практику, что обеспечивается продолжением контактов после завершения подготовки.
Так, для подготовки учителей в рамках тренинговых программ оптимально включение в группу учителей начальных классов и предметников «по вертикали», т.е. тех педагогов, которые будут работать с одними и теми же классами, а также представителей администрации школы.
Национальная и региональная принадлежность. Кроме групп тренинга, ориентированных на подготовку профессионалов к работе в международных организациях и группах, национальная и региональная неоднородность может осложнять групповой процесс, особенно при значительных культурных контрастах, преодоление которых в рамках тренинга не может быть достижимой и этичной задачей.
Не рекомендуется включать в группы близких родственников, супружеские пары, друзей, соперничающих между собой лиц, а также людей, находящихся в приятельских или зависимых отношениях с руководством организации. Здесь необходимо оговорить, что при проведении тренинга формирования команды или философии и стратегии организации включение в группы всех руководителей, имеющих отношение к выработке и практической реализации философии и стратегии организации, выработке стиля взаимодействия будет оправданным, так как имеющиеся между ними конкурентные или союзнические отношения присутствуют в профессиональной реальности и имеют прямое влияние на перенос в организационный контекст результатов данных программ.
Наиболее сложно с точки зрения организации учитывать при комплектовании группы индивидуально-психологические особенности участников. На практике применение индивидуально-психологических критериев комплектования предполагает ориентацию ведущего на конкретизированную в психодиагностических показателях совокупность значимых для конкретного профессионала качеств и свойств. Обилие схем такой конкретизации так же, как и объективные трудности в экспресс-оценке личностных свойств, таких, как ответственность, личностная зрелость, порядочность требует
Психология тренинга 143
разработки обобщенных диагностических ориентиров и надежного инструментария для их измерения. При этом совокупности этих критериев адаптируются к каждой конкретной программе и одновременно позволяют принимать решение о возможности и оправданности проведения именно данного тренинга именно в данной группе. В проведенном нами исследовании опыта тренинга с профессионалами 48 специальностей ведущие в качестве ориентиров комплектования выделяют личностные особенности, связанные с нежелательностью включения в группы лиц со сниженным интеллектом, глубоких невротиков и психопатов, обладающих выраженной ригидностью или чрезмерной лабильностью. Для получения такой информации необходимы индивидуальные собеседования с каждым участником, либо предварительное психодиагностическое обследование. По критериям нравственной зрелости, темпоральным и характерологическим показателям, ведущий ориентируется на разнородность.
Еще одним существенным обстоятельством, относящимся к комплектованию групп для прохождения алгоритмирован-ных совокупностей тренинговых программ, необходимо признать возможность создания внутригрупповых конвенций, которые могут при определенных условиях практически полностью исключать один из важнейших факторов изменений -групповую динамику. Этот эффект исследовался нами на феноменологическом уровне, что позволило выделить ряд методических рекомендаций, направленных на предотвращение стагнации групповой динамики. К ним относятся:
1. Комплектование для прохождения программированного тренинга двух и более групп специалистов с их последующей ротацией.
2. Включение в группу, проходящую программированный тренинг, новых участников на последующих этапах работы.
3. Реализацию программы группой ведущих, обладающих разнообразными стилями работы и имеющими специальную подготовку по индивидуализированным способам подачи обратной связи.
144 Макшанов СИ.
studfile.net
Принципы социально–психологического тренинга
В группе социально–психологического тренинга особый акцент делается на создание комфортной психологической атмосферы, позволяющей реализовать большую – по сравнению с обычным повседневным общением – интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя с другой точки зрения и ориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой для развития компетентности в общении. Создание психологической атмосферы в существенной степени определяется формой проведения занятий, когда ведущий не является учителем в традиционном смысле. Его роль направлена не на обучение группы, а на интеграцию с ней: он выступает одним из участников групповой работы, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения. Для достижения целей тренинга ведущий должен создать условия для формирования группы высокого уровня развития. Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий:
1) принцип активности участников– в ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия: обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций, предложенных самими участниками; наблюдение по заданным критериям за поведением участников ролевых игр; выполнение специальных устных и письменных упражнений и пр.;
2) принцип исследовательской позиции– в ходе работы в группах тренинга создаются такие ситуации, когда участникам нужно самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологии закономерности взаимодействия и общения людей;
3) принцип объективации поведения– в начале занятий поведение участников группы переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне; важное средство объективации поведения, используемое во всех видах тренинга, это особым образом организованная обратная связь, эффективность которой существенно повышается при использовании видеозаписи;
4)принцип партнерского общения– предполагает признание ценности другой личности, ее мнений, интересов, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов всех участников общения (а не достижение одной из сторон своих целей за счет интересов другой)».
Механизмы воздействия социально–психологического тренинга
Специалисты выделяют ряд специфических терапевтических факторов, действующих на участников при групповой работе. Принято считать, что группа способна оказывать влияние на личность участников, поскольку обладает следующими свойствами:
· Способностью порождать чувство принадлежности к группе. В большинстве групп возникает тесная сплоченность участников, когда каждый чувствует себя защищенным, что способствует росту самооценки.
· Способностью контролировать поведение участников поощрением принятых в группе способов себя вести и наказанием; неодобрением группы нежелательных способов поведения.
· Способностью создавать общий определенный оценочный образ реальности, т.е. общее для участников представление о группе в целом и отдельных участниках, общее восприятие происходящего в группе.
· Способностью порождать сильные чувства и давать им выход.
· Способностью предоставлять достаточную базу для расширения своего опыта за счет сравнения его с опытом других участников.
Однако применение групповых методов (при всех достоинствах) имеет свои ограничения и сопряжено с определенным риском. В группе всегда возникает групповое давление, что может приводить к негативным результатам.
Задание 2. Подготовьте на основе изученных материалов ответы на вопросы в форме краткого конспекта.
Что понимают под тренингом?
Что такое социально–психологический тренинг?
Какие виды социально–психологического тренинга выделяют?
Что понимают под коммуникативным тренингом?
Какие коммуникативные стили взаимодействия в процессе общения выделяют?
Какие принципы положены в основу социально–психологического тренинга?
Каковы механизмы воздействия социально–психологического тренинга на конкретного человека?
Самостоятельная работа по подготовке к занятию №15
«Диагностика профессионально–педагогической деформации»
Исследуйте уровень личностной тревожности с помощью методики Ч.Д.Спилберга и Ю.Л. Ханина, представьте в письменном виде и сделайте выводы.
Методика диагностики личностной тревожности
Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент (вопросы 1 – 20) и как вы себя чувствуете обычно (вопросы 21– 40). Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет (таблица 18).
Таблица 18
Бланк ответов
№ п/п | Утверждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
Я спокоен | |||||
Мне ничто не угрожает | |||||
Я нахожусь в напряжении | |||||
Я испытываю сожаление | |||||
Я чувствую себя свободно | |||||
Я расстроен | |||||
Меня волнуют возможные неудачи | |||||
Я чувствую себя отдохнувшим | |||||
Я встревожен | |||||
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | |||||
Я уверен в себе | |||||
Я нервничаю | |||||
Я не нахожу себе места | |||||
Я взвинчен | |||||
Я не чувствую скованности, напряженности | |||||
Я доволен | |||||
Я озабочен | |||||
Я слишком возбужден и мне не по себе | |||||
Мне радостно | |||||
Мне приятно | |||||
Я испытываю удовольствие | |||||
Я очень быстро устаю | |||||
Я легко могу заплакать | |||||
Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | |||||
Нередко я проигрываю из–за того, что недостаточно быстро принимаю решения | |||||
Обычно я чувствую себя бодрым | |||||
Я спокоен, хладнокровен и собран | |||||
Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | |||||
Я слишком переживаю из–за пустяков | |||||
Я вполне счастлив | |||||
Я принимаю все слишком близко к сердцу | |||||
Мне не хватает уверенности в себе | |||||
Обычно я чувствую себя в безопасности | |||||
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | |||||
У меня бывает хандра | |||||
Я доволен | |||||
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | |||||
Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | |||||
Я уравновешенный человек | |||||
Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Ключ
Отдельно оценивают реактивную тревожность (РТ, высказывания 1 – 20) и личностную тревожность (ЛТ, высказывания 21– 40). Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ = Е1 – Е2 + 35,
где Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 17, 18; Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20;
ЛТ= Е1 – Е2+ 35,
где Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
Обработка результатов
Меньше 30 баллов – низкая тревожность;
31– 45 баллов – умеренная тревожность;
46 и более баллов – высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
В течение семестра Вам необходимо написать два реферата, темы которых Вы можете выбрать самостоятельно из числа предложенных тем. Разделы дисциплины, по которым предусматривается написание реферата, и темы рефератов к ним представлены в таблице 19.
Таблица 19
Темы рефератов
Разделы дисциплины | Темы рефератов |
Проблемное поле психологии профессионального образования | 1. Мировые тенденции в системе профессионального образования. 2. Современное состояние системы российского образования. 3. Роль образования в истории общества. 4. Взаимовлияние педагогической мысли и практики образования в истории постановки и решения проблем воспитания и обучения подрастающих поколений. 5. Дидактические концепции и их реализация в практике образовательных учреждений: история и современность. 6. Идея непрерывного воспитания и образования: возникновение, эволюция, реализация. 7. Тенденции в развитии современной системы образования и отражение в них исторического опыта. 8. Исторический обзор развития систем образования (в различных регионах мира). |
Становление и сущность личностно ориентированного профессионального образования | 1. История становления личностно ориентированного образования. 2. Классификация моделей личностно–ориентированного образования по И.С. Якиманской. 3. Сравнительная характеристика традиционной и личностно ориентированной моделей образования. 4. Характеристики личностно ориентированного образования. 5. Принципы личностно ориентированного образования. |
Структура реферата
Реферат должен иметь объем 15-20 страниц и включать следующие разделы:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
Во введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки, состояния общества и культуры. Следует указать место обозначенной проблемы среди других, как частных, так и более общих, избранное вами направление ее рассмотрения.
Введение заканчивается формулированием цели и задач вашего исследования. Цель реферата может заключаться в том, чтобы обобщить или сравнить различные подходы к рассмотрению проблемы, выявить наименее или наиболее изученные ее стороны, показать основной смысл исследовательского направления, наметить пути его дальнейшего развития. Задачи (их может быть несколько) отражают более детальное рассмотрение цели. В качестве задач могут выступать: анализ литературы по избранной теме, сравнение различных подходов к решению проблемы, исторический обзор, описание основных понятий исследования и т.д.
4. Основная часть.
Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными задачами, раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы. Это делается с помощью цитирования и пересказа текста используемых вами литературных источников. Собственные слова, как правило, здесь нужны для смысловых связок и для высказывания своего отношения к позиции автора.
Для написания основной части требуется особенно тщательно выделять из прочитанных научных текстов главные положения, относящиеся к проблеме, а затем кратко, логично и литературно грамотно их излагать. С этой целью полезно идти от общего к частному: название и ключевые понятия теории, ее автор, когда была предложена и почему, к каким результатам привела, кем и как критиковалась, кто дополнял и развивал ее, каково современное состояние проблемы.
При этом мнения разных авторов вы можете приводить дословно, заключая их в кавычки и делая ссылки (в конце цитируемого предложения в квадратных скобках пишется номер и страница цитируемого источника в соответствии со списком литературы в конце реферата, например, [4,с.86]), а можете передавать их своими словами, тоже указывая литературный источник, но без указания страницы (например, [5]; если вы одновременно ссылаетесь на нескольких авторов без цитирования, то надо перечислить источники (например, [2,3,6]). Текст, взятый у другого автора без обозначения ссылки, считается плагиатом.
Основная часть может представлять собой цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов, начинающихся пронумерованным подзаголовками. Для иллюстрации основного содержания можно использовать рисунки, схемы, графики, таблицы.
5. Заключение.
Заключение представляет собой общий итог с кратким изложением основных результатов работы по пунктам, соответствующим задачам работы, и отражает ваше мнение о результатах сравнения или обобщения позиций авторов. В заключении должно быть показано, что цель вашей работы достигнута.
6. Список использованных источников. Список должен быть оформлен в соответствии с существующими требованиями и должен включать 7-10 источников.
7. Приложения.
Критерии оценки реферата
При написании реферата надо учитывать, что, оценивая реферат, преподаватель обычно использует следующие критерии:
— умение сформулировать цель работы;
— умение подобрать научную литературу по теме;
— полнота и логичность раскрытия темы;
— самостоятельность мышления;
— стилистическая грамотность изложения;
— корректность выводов;
— правильность оформления работы.
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ КОНТРОЛЮ
В графике учебного процесса предусмотрено три промежуточных контроля, каждый из которых проводится в форме письменной контрольной работы и компьютерного тестирования, включающего в себя задания из соответствующих разделов банка тестовых заданий. Структура банка тестовых заданий представлена в таблице 20.
Таблица 20
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com