Процесс формирования: Что такое формирование в педагогике – Развитие и формирование личности в педагогике

Содержание

Что такое формирование в педагогике

Понятие формирования в педагогике

Определение 1

Формирование (в педагогике) – это процесс становления личности человека под воздействием всех без исключения факторов (социальных, экологических, педагогических, экономических и т.д.).

Такие категории педагогики как формирование и развитие являются общенаучными. Ученые применяют их с целью объяснения происходящих общественных процессов и их возможных последствий. В рамках педагогики, понятие «формирования» используется не так часто, в основном процесс изменения личности в онтогенезе характеризуется таким процессом как «воспитание». Однако все чаще ученые-педагоги приходят к мнению, что понятие «развитие», «формирование» и «воспитание» совершенно разные и «несут» в себе разную смысловую нагрузку.

Одним из основных, но не единственным фактором, формирования является воспитание. Под сформированностью понимают достижение определенного уровня, некую завершенность или законченность.

Замечание 1

Таким образом, «формирование» является еще не достаточно установившейся педагогической категорией, несмотря на то, что она уже довольно широко используется в педагогике.

Смысл формирования, в разные временные отрезки воспринимается и понимается по-разному. Порой его смысл чрезмерно сужается, а порой расширяется до безграничных пределов.

Педагогическая литература прежних лет, трактует «формирование» как неуправляемое и случайное воздействие на личность ребенка. В настоящее время это понимание отвергается, а «формирование» понимается как процесс сознательного управления развитием личности ребенка или ее отдельных стороны, свойств, качеств, и доведение их до определенного совершенства.

Педагогическая практика понимает формирование как использование конкретных методов, средств, способов и приемов воздействия на личность ребенка, с целью создания у него определенной ценностной системы, знаний, умений, навыков, склада памяти и мышления. Формирование направлено на «оформление» личности человека в целостную и устойчивую систему.

Замечание 2

Таким образом, формирование предполагает овладение человеком собственным поведением и успешное вхождение в социум, с его требованиями и нормами.

Процесс формирования личности человека предполагает изменение в психических процессах, имеющих процессуальный характер. Способ успешного течения психических процессов предусматривает их последовательное развитие. Именно формирование способно связать между собой эти два явления и оказать на них необходимо воздействие. То есть, формирования является основным способом существования психического процесса и его движения по пути развития.

В педагогике «формирование» используется в двух направлениях, как результат развития ребенка и как организованная деятельность педагога и детей, направленная на их воспитание и обучение.

Нередко «формирование» понимают как «воспитание». Однако данные понятия следует разграничивать. Каждый ребенок рождается без знаний и умений, но через воспитание и обучение он их получает. Достижения ребенка на определенном возрастном этапе и есть уровень его сформированности. Именно так поэтапно происходит формирование знаний, умений, навыков, памяти, мышления, мировоззрения и т.д. Однако следует понимать, что не все в ребенке развивается под воздействием формирования. Оно является только лишь одним из направлений и средств развития личности.

Движущие силы формирования

Формирование представляет собой содержательное обогащение личности человека, которое сопровождается его оформлением, проявляющемся внешними изменениями. По своей природе формирование не имеет «финальности», на протяжении всей жизнедеятельности осуществляется процесс формирования личности, то есть оно непрерывно и бесконечно.

Выделяют отдельные этапы формирования:

  1. Первичное формирование – происходит на этапе от рождения до взрослости.
  2. Дальнейшее формирование – осуществляется совершенствование личности или деградация, ухудшение или распад личности.

Одним из актуальных вопросов формирования в педагогике, является вопрос о движущих силах данного процесса. Движущие силы процесса формирования имеют внешние и внутренние источники.

Определение 2

Внутренние движущие силы – это собственное стремление ребенка к познанию мира, получению знаний, приобретению умений и навыков.

Внешние движущие силы – это воздействие на личность ребенка ос стороны педагогов, родителей, сверстников, окружающего социума и т.д.

В современной педагогике процесс формирования личности является одним из наиболее актуальных и важных вопросов. Связано это с тем, что формирование личности – это самая серьезная и ответственная проблема в индивидуальном плане, предусматривающая самореализацию личности, достижение личного успеха и благополучия, реализации своих сил и возможностей.

Результаты формирования

Формирование личности в педагогике предполагает достижение конкретных результатов, а именно:

  1. Образовательные результаты – понимание окружающей действительности; происходящих в обществе и различных областях (экономике, политике, образовании и т.д.) изменений и преобразований; расширение собственного кругозора; осведомленности из разных областей знаний; создание оптимальных условий для самовоспитания, самообразования и саморазвития и т.д.
  2. Воспитательные результаты – сформированность политических и моральных убеждений; отношения к Родине, своему народы, истории, традициям, государственным и общественным институтам, труду, религии, социальным группам; активизация мотивов общепризнанных норм поведения, привычек, взглядов; отношение к досуговой деятельности, хобби, традициям; отношение к совершению тех или иных поступков, их моральное принятие или отторжение и т.д.
  3. Обучающие результаты – обогащение знаниями из различных областей жизнедеятельности; владение навыками поведения, профессиональными и бытовыми навыками, а также навыками различных видов практической деятельности и т.д.
  4. Развивающие результаты – успешная социализация в современном обществе; адекватность и соответствие своих интересов и наклонностей общепризнанным нормам; овладение необходимыми физическими качествами; развитость интеллекта, культуры, нравственности, деловых и профессиональных способностей и т.д.

Развитие и формирование личности в педагогике

Понятие личности в педагогике

Каждый человек от рождения является индивидуальностью, с природными задатками, присущими только ей. Именно задатки в последующем и формируют личность в рамках воздействия на нее общества и целенаправленного воспитательного процесса.

Определение 1

Личность – это социальный индивид, который сочетает в себе черту общественно-значимого, индивидуально-неповторимого и общечеловеческого.

Таким образом, на личность влияет то общество, в котором живет человек, историческая эпоха, культура и традиции страны. Во всем этом личность проявляет себя и получает присущие только ей неповторимые черты и индивидуальности, которые выражают ее индивидуальность.

Определение 2

Индивидуальность – это целостная и сущностная характеристика отдельного человека, выражающая его самобытность и оригинальность психического склада.

Необходимо отметить, что не каждый индивид является индивидуальность. Для того, чтобы человек стал индивидуальностью, ему необходимо стать в первую очередь личностью.

Процесс становления личности осуществляется под влиянием разнообразных внутренних и внешних факторов, которые могут быть как управляемые, так и неуправляемые со стороны человека. Ведущее значение в становлении личности отводится целенаправленному воспитанию и обучению.

Становление личности человека – это не просто процесс усвоения знаний, умений и навыков из различных областей, овладение практическим опытом, это в первую очередь процесс качественных изменений в психической деятельности (переход от низших ступеней к высшим) и процесс формирования новых возможностей (памяти, мышления, воли, характера и т.д.). Каждый из указанных психических процессов является важным элементом становления личности человека как существа социального.

Понятие процесса формирования личности

Определение 3

Формирование личности – это процесс становления человека, осуществляемый под воздействием всех факторов без исключения (социальных, экологических, воспитательных, экономических и т.д.).

Наиболее важным фактором, влияющим на формирование личности человека, является воспитание.

Определение 4

Воспитание – это целенаправленный процесс по формированию и развитию личности, передачи жизненного опыта от поколения к поколению.

Процесс воспитания может быть как организованным (педагогическим), так и неорганизованным (получение жизненного опыта).

Формирование личности происходит не только под воздействием воспитания, но и вне его. Роль воспитания заключается в том, что оно может устранить различные негативные качества и оказать влияние на формирование положительных.

Формирование личности подразумевает достижение человеком определенного уровня зрелости, некую завершенность, законченность.

В настоящее время «формирование» является не до конца установившейся педагогической категорией, несмотря на то, что в педагогике данное понятие используется достаточно широко. Смысл формирования, в различных контекстах то сужается, то расширяется до безграничных пределов.

Если обратиться к источникам прежних лет, то там понятие «формирование» чаще всего использовалось для обозначения случайного или неуправляемого воздействия на человека.

Формирование личности подразумевает овладение человеком системой научных и бытовых знаний, трудовыми навыками и представлениями об окружающем его мире.

В процессе формирования личности на человека осуществляется воздействие совокупности следующих факторов:

  • Объективных
  • Субъективных
  • Природных
  • Общественных
  • Внутренних
  • Внешних

Замечание 1

Таким образом, формирование личности в педагогике – это процесс становления личности под воздействием внешних факторов, представленных общественными отношениями, в которые вступает человек в процессе собственной жизнедеятельности.

Развитие личности

Определение 5

Развитие – это процесс качественных и количественных изменений личности человека.

В настоящее время в педагогике не до конца определены границы понятия «развитие».

Процесс развития личности человека характеризуется постоянными и непрекращающимися изменениями, переходами, восхождениями и т.д. То есть человек «движется» от простого к сложному, «переходит» из одного состояния в другое. Все это осуществляется на протяжении всей его жизнедеятельности.

По своей природе, развитие личности является сложным процессом объективной действительности. Современная педагогика, исследуя процесс развития личности, выделяет в нем ряд важных компонентов, без которых невозможно говорить об эффективности развития.

Педагогические компоненты развития личности:

  • духовный
  • интеллектуальный
  • физический
  • социальный
  • моральный

Наибольший интерес у педагогики вызывают интеллектуальный и моральный компоненты и их взаимосвязь с другими.

Процесс развития личности во многом зависит от среды, воспитания и наследственности. А основным источником развития являются внутренние и внешние противоречия личности, которые проявляются в ряде психических процессов.

Каждый человек имеет потребность в развитии. Однако уровень и темп развития зависят от той среды, в которой он находится, ряда наследственных факторов и воспитательного воздействия. Например, ребенок-инвалид благодаря воспитательному воздействию на него со стороны окружающих его взрослых может достичь определенного уровня в развитии.

Кроме того, немаловажными факторами развития выступают потребности человека, его стремление к самосовершенствованию. Все это порождает противоречия между стремлениями и возможностями. Например, стремление в достижении определенных результатов в обучении ребенок понимает, что ему недостаточно того уровня познавательных возможностей, которыми он обладает, и он начинает усиленно работать над их развитием и соответственно над собой.

Формирование — это… Что такое Формирование?

  • формирование — См …   Словарь синонимов

  • ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, формирования, ср. 1. только ед. Действие по гл. формировать и состояние по гл. формироваться в 1 и 2 знач. (книжн., воен., ж. д.). Формирование взглядов. Формирование полков. Формирование организма. 2. Сформированная, вновь… …   Толковый словарь Ушакова

  • ФОРМИРОВАНИЕ — 1) окончательное развитие тела. 2) приведение отряда войск в полный состав. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОРМИРОВАНИЕ 1) окончательное развитие тела; 2) приведение отряда войск в полный состав.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • формирование — я, ср. former > нем. formieren. 1. Действие по знач. гл. формировать и формироваться. Формирование кроны дерева. БАС 1. Когда строить роты, Шеф или Коммандир командует: к формированию! по своим ротам! первая колонна на право, а вторая на лево! …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФОРМИРОВАНИЕ — 1) придание определенной формы2)] Составление, образование какого либо коллектива, воинской части и т. п3) Вновь организованная воинская часть …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФОРМИРОВАНИЕ — ФОРМИРОВАНИЕ, я, ср. 1. см. формировать, ся. 2. Воинская часть (вновь сформированная или уже существующая) (спец.). Подошли новые формирования. Временное ф. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Формирование звёзд — Формирование звезды процесс, которым плотные части молекулярных облаков коллапсируют в шар плазмы, чтобы сформировать звезду. Эволюция звезды начинается в гигантском молекулярном облаке, также называемым звёздной колыбелью. Большая часть… …   Википедия

  • формирование — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN shaping …   Справочник технического переводчика

  • Формирование — ср. 1. процесс действия по гл. формировать 1., 2., формироваться 1., 2. 2. Результат такого действия; вновь сформированная воинская часть; воинское формирование. отт. Крупная и влиятельная в бандитском мире группировка; бандитское формирование.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • формирование — идёт формирование • действие, субъект началось формирование • действие, субъект, начало обеспечивать формирование • содействие происходит формирование • действие, субъект способствовать формированию • содействие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • В педагогике формирование — это процесс становления личности. Методы формирования коллектива и личности в педагогике

    В педагогике формирование – это целенаправленное воздействие на ученика или студента, осуществляемое преподавателем для создания определённых условий, которые в дальнейшем поспособствуют возникновению у обучающегося новых качеств, знаний и умений. Однако данное определение не единственное. Также формированием является сам процесс становления личности (в данном случае – ученика) под воздействием вышеупомянутых факторов. Впрочем, поскольку данная тема, касающаяся педагогики напрямую, содержит массу немаловажных нюансов, стоит её рассмотреть более подробно.

    в педагогике формирование это

    Центральная проблема

    В первую очередь важно упомянуть о том, что в педагогике формирование – это одна из важнейших концепций. Которая является центральной проблемой всей сферы в целом. Ведь преподавательская деятельность направлена не только на ознакомление учеников с предметом и привитие им знаний, его касающихся. Педагоги также влияют на формирование личности каждого из учеников. А ещё помогают им реализоваться и преодолеть стихийность, с которой многие из них впервые сталкиваются именно в период обучения.

    В процессе формирования личности есть немало вопросов и нюансов. Преподаватель способен помочь ученикам реализоваться лишь в том случае, если он может в них разобраться. Это является важнейшей теоретической и прикладной частью педагогической деятельности.

    Преподаватель обязан знать о роли педагогической системы в образовании, семье и обществе, о протекании процесса формирования отдельных качеств личности, о воспитании, развитии и обучении, а также о возрастных и персональных особенностях учащихся. А ещё, помимо этого, ему должна быть знакома техника индивидуального подхода.

    Проблема современности

    В педагогике формирование – это процесс становления личности. И его принято рассматривать, как проблему воспитания. И в современном XXI веке она действительно стоит остро.

    Всё потому, что сейчас у многих людей появилась тенденция выступать за свободное развитие личности. Некоторые даже всерьёз считают педагогическое воспитание нарушением права ученика/студента быть индивидуальностью. Поэтому преподаватель-профессионал должен грамотно сочетать традиционные методы с современными.

    Самоопределение — это важно. Но! Не менее важна интеграция ученика в мировую и национальную культуру, формирование его, как гражданина, а также привитие ему осознания того, что без сотрудничества и взаимопонимания в современном обществе существовать невозможно. Зарубежные концепции интересны, но в неизменном виде и, тем более, целиком в нашу жизнь они не могут быть перенесены. Именно это должны понять в первую очередь родители XXI века.

    формирование это в педагогике определение

    Культура

    Данное понятие очень многогранно. И оно находит отражение в педагогике. Формирование – это сложный процесс. Он подразумевает привитие ученикам эстетических и этических вкусов, а также умение видеть прекрасное в том, что некогда создал человек, или находить это в чём-то другом.

    Почему это важно? Потому что личностью, о формировании которой идёт речь, может стать лишь человек, ставший частью социокультурной жизни. Это ученикам способен донести каждый хороший учитель. В психологии, которая тесным образом связана с педагогикой, под понятием «личность» подразумевается совокупность выработанных человеком предпочтений и привычек, его социальный и культурный опыт, знания, навыки и способность самостоятельно размышлять.

    Впрочем, можно выразиться более просто. Личность – это образованный и разумный человек. И цели педагогики заключаются в вызове интереса у учеников ко всему, что поможет им таковыми стать. И в последующем оказании им соответствующей помощи в достижении задуманного.

    Хороший учитель содействует развитию задатков, способностей и интересов учащихся, побуждает их к творческой деятельности. Также помогает воспитывать в них отношение к труду, обществу, различным профессиям, родителям, искусству, друзьям, жизни. Но главные цели педагогики заключаются в формировании поведения и сознания.

    хороший учитель

    Процесс воспитания

    Итак, выше было понятно рассказано о том, что представляет собой формирование. Это в педагогике определение, которое встречается довольно-таки часто. Поэтому уместно рассказать о том, какие методы должен использовать преподаватель для того, чтобы поспособствовать личностному развитию своих учеников.

    Путь к сознанию воспитанников лежит через наглядные примеры. Как выработать в них справедливость, взаимопонимание, уважение, культурность и десятки других качеств? Только донеся их смысл. У учеников должно сформироваться убеждение в том, что все эти качества им нужны. Тогда они сами будут стремиться воспитать их в себе.

    И для этого преподаватель должен уметь вызвать в них переживания и чувства, связанные с тем или иным вопросом. Иначе они будут испытывать лишь одну эмоцию – безразличие. Которое тормозит развитие личности.

    Прийти к сознанию учеников помогают рассказы на этические темы. Во-первых, детям нравятся интересные истории. Во-вторых, они сами в процессе слушания делают какие-то выводы и анализируют действия героев рассказа. Вследствие чего у них формируется отношение к качествам, показанным в истории. Педагог при этом ничего не навязывает. Личностное отношение у учеников формируется само, под воздействием их собственных впечатлений и переживаний. Это очень эффективный метод. Поскольку он заранее формирует отношение детей к поступкам, которых они пока что не совершили.

    Взаимодействие с аудиторией

    Его нельзя не отметить вниманием, рассказывая про формирование личности. Это в педагогике очень важно – контактировать с учениками. Поэтому в образовательном процессе имеет место быть диспут. Подразумевается активное обсуждение определённой темы, которую педагог должен заранее подготовить и огласить в классе, чтобы у учеников было время подумать.

    Цель диспута заключается в формировании убеждений и взглядов, которое происходит в процессе спора. Который, естественно, построен логически и аргументирован. В споре сталкиваются противоположные точки зрения, выявляются ошибочные мнения. Преподаватель должен контролировать диспут, задавать «правильные» вопросы, наталкивающие на размышление, и уточнять мысли, изложенные учениками.

    К слову, это не только влияет на формирование личности ребёнка. В процессе диспута каждый воспитанник учится грамотно выражать свои мысли, строить речь, доказывать правильность собственных суждений и убеждать в ней слушателей.

     цели педагогики

    Психологический аспект

    Как уже было сказано ранее, понятие формирования личности в педагогике непосредственным образом связано с психологией. Значит, и методы, применяемые в данном воспитательном процессе, также несут соответствующий характер.

    Многие педагоги нередко предлагают своим ученикам решить дилеммы Лоуренса Кольберга. Этот человек является одним из основателей теории нравственности. Он уверял, что в мире нет ничего абсолютно правильного или неверного. Нравственность какого-либо поступка зависит не от его последствий, а от намерений человека. И он был прав.

    Дилеммы Кольберга – это гипотетические ситуации. Однако в реальной жизни случаются десятки тысяч идентичных. Нет идеального решения, в каждом есть свои плюсы и минусы. Вот одна из этих дилемм: одна женщина больна тяжёлой неизлечимой формой рака. Ей осталось жить полгода, но она постоянно испытывает сильнейшие боли. Женщина просит своего врача дать ей увеличенную дозу морфия, позволив «уйти». Это противозаконно, однако доктор понимает просьбу пациентки и подумывает выполнить её.

    Эта дилемма очень полезна в плане формирования убеждений. Она провоцирует на размышления, вызывает переживания, заставляет учеников задуматься, ставит их на место участников ситуации. Они, в свою очередь, задают себе массу вопросов, которые помогли бы им найти решение и понять, правильно ли оно. Так дети учатся сопереживать, сочувствовать, размышлять и ощущать ответственность.

    методы формирования коллектива в педагогике

    Коллектив

    Это – основная база, за исключением семьи, на которой дети получают свой первый социальный опыт. Именно в коллективе ребёнок начинает своё становление, как личности. К тому же в школе общение планируется и впоследствии направляется высококвалифицированными преподавателями.

    Коллектив – это объединение воспитанников, характеризующееся определёнными признаками. Главный из которых заключается в наличии у них общей социально значимой цели – получении образования.

    Ещё один принцип подразумевает совместную деятельность коллектива. И отношения ответственной зависимости. Всем известно, что между членами любого коллектива образуется специфическая связь, которая отражает как единство их деятельности, так и переживания с оценочными суждениями.

    Последний признак коллектива заключается в наличии общего руководящего органа. В данном случае, естественно, им является преподаватель, который регулирует все психолого-педагогические процессы. Именно учитель формирует здоровый микроклимат в коллективе, способствует доброжелательным отношениям между учениками, помогает им быть сплоченными. И от преподавателя зависит, поймут ли дети, что такое взаимопонимание и взаимопомощь.

     формирование личности это в педагогике

    Формирование коллектива

    Оно зависит, как уже было сказано выше, от преподавателя. Процессу развития школьного коллектива не свойственна стихийность. Он педагогически управляем. И каждый хороший преподаватель следует определённым правилам и методам, особенно если это основные этапы формирования коллектива.

    В первую очередь он должен разумно комбинировать педагогическое руководство и естественное стремление учеников к независимости и самостоятельности.

    Также рекомендуется периодически менять тактику. Ведь коллектив является динамично развивающейся системой. К тому же речь идёт о детях. Им нужна новизна, и учитель должен постоянно их заинтересовывать.

    Помимо этого, процесс формирования в педагогике подразумевает обязательное привлечение семьи, родителей. Что называется координацией воспитательных влияний, которой способствует преподаватель.

    Ещё педагог должен держать под контролем и при необходимости корректировать выполнение учениками их обязанностей. За систематическое качественное выполнение всех заданий и участие в жизни школы рекомендуется справедливо вознаграждать воспитанников. Это служит им дополнительным стимулом, а также позволяет убедиться в том, что старания никогда не остаются незамеченными и неоцененными. В то же время педагог обязан быть строгим по отношению к тем ученикам, которые игнорируют свои обязанности. В коллективе должна царить справедливость и компетентность.

    Социализация

    Именно она происходит в коллективе. Формирование – это в педагогике определение, значению которому отведено немало внимания. Что можно сказать о создании ученического коллектива? Данный процесс крайне важен, поскольку именно в этом обществе дети будут расти как личности и обучаться.

    В хорошем коллективе программа этического воспитания реализуется в полном объёме. У детей формируются мнения о нормах межличностных отношений, они усваивают формы выражения просьбы, приветствия и обращения, учатся правильному поведению, грамотной речи. В дальнейшем у них развивается умение взаимодействовать с другими людьми. Они адаптируются к ним, пробуют приобретённые коммуникативные навыки и качества. А ещё дети начинают сочувствовать и сопереживать людям, животным, растениям, часто даже пытаются искать пути сотрудничества с родителями.

    понятие формирования личности в педагогике

    Происходящие изменения

    Методы формирования коллектива в педагогике переплетаются с принципами, которым следует преподаватель в индивидуальной работе с воспитанниками. Как бы то ни было, высококвалифицированный специалист в итоге добивается впечатляющих результатов. У учеников формируется новый уровень аффективно-потребностной и познавательной сферы, возникают устойчивые формы деятельности и поведения, развивается общественная направленность и индивидуальный характер. В ходе чего каждый из них преображается. Потому что развитие личности подразумевает происхождение изменений в психике, а также в духовной и интеллектуальной сфере ученика.

    К позитивным преобразованиям относится улучшение памяти, характера, мышления и воли. Сюда же относится обретение, расширение и последующее углубление знаний, некий интеллектуальный рост. Естественно, всё это сопровождается изменением сознания и нравственным становлением.

    Если выражаться научным языком, то ученик начинает превращаться в субъект общественной деятельности и межличностных отношений. И он не просто переходит с более низкого уровня на ступень повыше. Количественные изменения диалектически переходит в качественные преобразования духовных и психических характеристик воспитанника.

    Это и есть социализация. Юный член общества учится усваивать ценности, нормы, установки, перенимает образцы поведения, воспроизводит приобретённый жизненный опыт. И этот процесс не прекращается. Социализация длится в течение всей жизни. Но начинается она ещё в школе, и держится под контролем небезразличных профессионалов-преподавателей, от которых во многом зависит, какими в будущем станут их воспитанники.

    Формирование и развитие — Психологос

    Формирование — придание объекту определенных характеристик.

    Формирование схоже с процессом развития в том, что в обоих случаях есть внешние воздействия, производящие изменения. Настоящий источник процесса развития, в отличие от роста, обычно находится извне.

    В отличие от личностного роста, происходящего преимущественно изнутри, естественно, развитие личности как процесс производится кем-то — самим человеком, его близкими или обществом.

    Отличие в том, что за процессом развития обычно стоит рост, что-то живое, и процесс развития — это качественное изменение, возникновение нового, в этом смысле улучшение. При формировании не смотрят, это живое или нет, и просто влияют до придания определенной формы, соответствия определенным задачам.

    Итак,

    • Развивают то, что имеет признаки жизни. Формировать можно и не живое: например, глину. Развитие предполагает внутреннюю со-активность того, на кого воздействуют, в случае формирования ее не предполагают либо не учитывают, рассматривая того, на кого воздействуют, как нечто пассивное.

    Я пассивен (либо мое естественное движение противно обществу), но из меня делают то, что нужно окружающим и обществу — это формирование. Навык чтения изнутри меня не вырастет — изначально он формируется, а когда ребенку это понравится, он может уже развивать свое умение читать.

    • В развитии есть представление о качественных изменениях: в результате развития человек что-то важное в себе улучшает, в результате деградации (противоположность развития) — в человеке что-то исчезает, человек худшеет. В формировании нет задач сделать что-то лучше или хуже — нужно сделать просто нечто определенное под определенные задачи.

    В отношении памяти и внимания чаще говорят о формировании (о развитии редко, о росте не говорят), в отношении тела — чаще о росте и развитии (о формировании редко), в отношении личности — одинаково говорят и о росте, и развитии, и о формировании.

    У памяти нет внутреннего источника развития, она (по сегодняшним представлениям) формируется как бы извне.

    Память формируется постепенно, вначале как животная память, в связи с созреванием нейронных связей и миелинизацией оболочек нейронов: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят где шкаф с игрушками и что «нельзя». См.→

    В процессе жизни человека память меняется: формируется как преимущественно зрительная или кинестетическая, как прекрасная или посредственная. Говорится о формировании, а не о росте, потому что меняется не объем памяти, а способ хранения. Говорится о формировании, а не о развитии, потому что специальным развитием памяти занимается мало кто. Однако, если память сама сформировалась неудовлетворительно, ее могут начинать развивать.

    Вводное занятие Университета

    Процесс социального формирования и развития личности

    Содержание статьи

    Ни один индивидуум в истории человечества еще не родился уже сформировавшейся личностью. Становление личности происходит в процессе развития в условиях социума. Между понятиями «личность» и «человек» нельзя поставить знак равенства.

    Личность — это…?

    Личность – это понятие, которое является социальной характеристикой человека.

    Качества, определяющие своеобразие той или иной личности, формируются под влиянием отношений с окружающими людьми, под влиянием процессов, происходящих в обществе. Каждая социальная система формирует личность человека посредством воспитания — процесса с четко поставленными целями и продуманного до мелочей.

    Чтобы стать личностью, человек должен усвоить общественный опыт и, с другой стороны, отдать обществу свой посильный вклад. При этом он раскрывает и проявляет свои качества, заложенные в нем природой и сформированные обществом путем воспитания. В процессе развития человека духовные, психические и физические его характеристики переходят из количественных изменений в качественные.

    Условия, оказывающие влияние на личность

    Между процессом социального развития личности и его результатом есть прямая связь – это развитие зависит от внешних и внутренних условий.

    Внутренние условия – заложенные изначально психические и физические характеристики организма.

    Внешние условия – социальная среда, окружающая человека.

    Сущность человека, данная ему природой, способна изменяться в процессе взаимодействия с социумом. Вследствие этого начинается формирование новых взаимоотношений, а те, в свою очередь, приводят к новым изменениям.

    Формирование личности — социальный процесс

    Личность человека формируется не только под воздействием биологических особенностей, но и под влиянием социализации. Этот процесс происходит последовательно, он обязательно следует по определенным этапам, которые за минимальными расхождениями все-таки похожи у всех представителей рода человеческого. Наше восприятие мира зависит от того, какое воспитание мы получили в свое время.

    Социализация – вхождение человека в общество, присоединение к его системам.

    Социальный процесс формирования личности начинается уже на первом году жизни индивидуума. Ребенок различает роли тех, кто его окружает: родных и чужих, родителей и посторонних, бабушек и дедушек и воспитателей. Он знакомится с нормами и порядками, принятыми в обществе, учится жить в соответствии с ними.

    Значимый момент в этом социальном процессе – когда ребенок примеряет на себя роль, отведенную ему в социуме, идентифицирует себя с ней:

    • «Я – мальчик (девочка)»,
    • «Я – ученик (школьник, первоклассник)»,
    • «Я – дочка (сын, внук)», и т.д.

    Дальнейшее развитие определяет отношение формирующейся личности к своему призванию, к миру, окружающему его, к определенному образу жизни.

    Главный акцент формирования личности подростка – выбор профессии, личности юношей и девушек и людей постарше – создание такой социальной ячейки, как собственная семья.

    Хотя личность может формироваться в течение всей жизни, можно считать, что этот социальный процесс завершается, если индивидуум осознал свою роль в мире. Если по каким – то причинам пропущен один из этапов, это может грозить для личности неприятными последствиями. Так, например, игнорирование полового воспитания в раннем возрасте приносит проблемы с определением гендерной принадлежности.

    На формирование личности влияют такие социальные институты, как:

    • семья,
    • детский сад, школа, ВУЗ, техникум,
    • кружки, клубы по интересам, спортивные секции,
    • коллектив сотрудников,
    • собственная семья,
    • средства массовой информации, интернет.

    К ним присоединяются культура, политическая ситуация в стране, институт общественного мнения.

    Социальное воспитание как процесс развития личности

    Воспитание – изменение человека в заданном социумом направлении, удовлетворение с помощью этого процесса потребностей общества. С его помощью новому поколению передается общественно — исторический опыт социума, личность целенаправленно формируется для того, чтобы подготовить ее к жизни в обществе и к труду на пользу этого общества.

    Социальное воспитание – целенаправленная деятельность общества по формированию личности, которая имеет мировоззрение, жизненные устремления, нравственные, эстетические установки, укладывающиеся в принятые этим обществом рамки.

    Сущность социального воспитания:

    • Приобщение личности к ценностям культуры, искусства, литературы, морали;
    • Индивидуализация личности, развитие своего «Я», сознательных черт и принципов поведения.

    Этот процесс не останавливается на протяжении всей человеческой жизни. «Все течет, все изменяется» — сказал классик, наш мир постоянно движется, и человеку для сохранения собственного комфорта приходится приспосабливаться к запросам общества. Сущность человека не может быть застывшей, она меняется с годами. Поскольку человек – существо социальное, то жизнь в социуме требует постоянной адаптации и непрерывных изменений.

    Фазы социализации личности:

    • Личность усваивает социальные нормы и ценности;
    • Личность стремится к самоактуализации, к тому, чтобы воздействовать на других членов социума;
    • Личность интегрируется в социальную группу, в которой и происходит раскрытие его возможностей.

    Этапы социального развития личности в современной интерпретации могут иметь несколько различных вариантов, в зависимости от того, какие параметры лежат в основе квалификации. Этапы социализации личности в зависимости от возраста:

    • Детство – здесь происходит закладка около 70% свойств и качеств личности, а так же основы социализации. Здесь естественным образом происходит понимание собственного «Я».
    • Подростковый возраст – становление личности сопровождают бурные изменения в физиологии, резко возрастает объем обязанностей, возложенных на человека.
    • Ранняя зрелость (молодость) – индивидуум стоит перед решающим выбором, решая к какому слою социума ему примкнуть, потому что он выбирает социальное общество на продолжительный срок.
    • Зрелость (период длится до кризиса 30 лет) – происходит становление таких сторон социализации, как трудовые отношения и личная жизнь, любовь, дружба. Человек составляет о себе собственное мнение на основе восприятия сексуальных сторон жизни и трудовых отношений.

    Влияние социальной среды на личность

    Социальная среда действует на человека посредством различных факторов и агентов. Различают следующие группы факторов социализации:

    • Микрофакторы – родственники, семья, соседи, друзья;
    • Мезофакторы – материальные условия, в которых проходит социализация различных групп и сообществ, характер протекания процессов на производстве и в обществе;
    • Макрофакторы – государство, этнос, страна проживания, общественный строй.

    Окружающие индивидуума люди — это агенты социализации. Их состав кардинально меняется на разных этапах жизни человека. У детей и у подростков – это родители, сестры, братья, другие родственники, соседи по дому, преподаватели школы. В этой среде происходят решающие для социального становления годы жизни человека.

    Среди агентов среды решающая роль принадлежит семье. Именно в ней и происходит формирование потребностей личности, ее ценностей и взглядов на жизнь, круга интересов. Там происходит закладка социально значимых и нравственных качеств человека. В семье создаются условия, моральные и материальные, для развития природных задатков.

    Следующие институты среды (детский сад, школа, техникум, ВУЗ) закладывают основы таких социальных новообразований, как общественная и трудовая деятельность. Желательно, чтобы эти процессы проходили под руководством авторитетного взрослого. От факторов влияния среды зависит складывающаяся у человека система ценностей.


    ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ

     

    Для исследования особенностей мыслительной деятельности человека необходимо изучать не только готовые понятия, но и сам процесс их образования, т.е. процесс построения понятия, синтезирования ряда признаков, обра­зующих понятие, процесс развития понятия.

    Американский психолог Дж. Брунер исходил из представления, что овладение субъектом тем или иным понятием представляет собой цепь процессов — классификацию, сравнение и обобщение призна­ков объектов, и выделение среди них наиболее значимых. В естественных условиях этот процесс осуществляется, напри­мер, по мере овладения человеком родным языком. Дж. Брунер пишет, что овладе­ние понятием понимается им как процесс обучения тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в оформленные классы. Овладение новой категорией он представ­ляет в виде ряда взаимосвязанных последовательных решений, отвечающих на вопрос, какой объект проверить следующим, какую гипотезу выбрать следующей. Этот процесс представляет собой, в сущности, поиск отдельного объекта как представителя данного класса или некоторых комплексов существенных призна­ков, соответствующих этому классу. В соответствии с этим кон­кретный предмет исследований Брунера в области формирования понятий составляет анализ порядка или стратегий поиска, определяющих вероятность нахождения нужных объектов и свойств.

     

    Для экспе­риментального исследования мыслительных стратегий Брунер предложил модель фор­мирования искусственных понятий. В методике Брунера используются специфиче­ские объекты — набор карточек, на которых изображены геометрические фигуры, которые представляют собой различные комбинации четырех признаков:

    1) формы фигур,

    2) цвета фигур,

    3) количества фигур,

    4) числа рамок, обводящих карточку.

    Экспериментатор задумывает некоторое понятие, например, три синих круга, а задача испытуемого — овладеть «понятием» (определить, какое понятие задумано) при наименьшем чис­ле проб. Пробы производятся испытуемым по одной, причем после каждой пробы экспериментатор сообщает, правилен ли выбор. Понятие, образуемое с помощью предложенного Брунером набора объ­ектов-карточек, не идентично каждому отдельному объекту-карточке. Это понятие содержит всегда меньше, чем четыре исходных признака, объединяя в себе несколько объектов (т.е. каждому понятию в эксперименте будут соответствовать несколько карточек).

     

    Понятия могут быть конъюнктивными и дизъюнктивными

    Конъюнктивные понятия образованы с помощью логической операции сложения (конъюнкции: «и»). Такие понятия представляют собой комбинации различных, произвольно выбранных и ограниченных по числу свойств (признаков). При этом, понятию должны соответствовать все выбранные признаки одновременно. Например: «красный квадрат», «два синих круга с тремя рамками».

    Дизъюнктивные понятия образуются при помощи логической операции «или» (дизъюнкция). Такие понятия должны содержать или один, или второй из выбранных признаков. Так, примерами дизъюнктивного понятия «красный, или квадрат» могут быть красный квадрат, синий квадрат, красный круг, но не синий круг. Дизъюнктивные понятия наиболее трудны для формирования и изучения.

     

    На основе анализа 2000 экс­периментов Брунер выделил четыре вида стратегий, ко­торыми пользуются испытуемые во время поиска искусствен­ного понятия.

    1. Стратегия одновременного поиска (или симультанная стратегия). Испытуемые, пользующиеся этой стратегией (их около 2%), сразу после предъявления им первой же карточки формулируют для себя все возможные гипотезы. Выбор каждой последующей карточки они про­изводят таким образом, чтобы независимо от ответа экспериментатора («Да» или «Нет») исключить максимальное число неверных гипотез. Эта стратегия очень эффективна, но чрезвычайно трудна, поскольку испытуемый постоянно должен помнить, какие гипотезы уже оказались неверными и какие еще не­обходимо проверить.

    2. Стратегия последовательного поиска. Она отлича­ется от предыдущей стратегии тем, что испытуемый формулирует только одну гипоте­зу, которую затем последовательно проверяет соответствующим выбором карточек. Такого рода испытуемые, как правило, высказывают свою гипоте­зу лишь после трех-четырех ходов. И если она оказывается неверной, то они формулируют следующую, затем так же тщательно ее проверяя. Эта стратегия требует больших затрат времени и с этой точки зрения мало­эффективна. Однако ее применяет около 25% испытуемых, поскольку она довольно легка в использовании.

    3. Консервативная стратегия. В отличие от двух предыду­щих стратегий испытуемые, пользующиеся ею, предварительно вообще не формулируют никаких гипотез. Их стратегия основана на проверке значи­мости отдельных признаков предъявленной им карточки, т. е. в выявлении иррелевантных (незначимых) признаков. Эта стратегия весьма эффективна в том случае, если задуманное экспериментатором понятие содержит лишь один существенный признак, но она требует значительных временных за­трат, когда понятие содержит больше признаков. Несмотря на это, именно данной стратегией пользуется около 70% испытуемых.

    4. Азартная стратегия. Характерной чертой данной стратегии является то, что, как и в консервативной стратегии, испытуемые проверяют не гипотезы, предварительно ими сформулированные, а пытаются отгады­вать задуманное экспериментатором понятие, проверяя значимость сразу двух или больше признаков. Ответ экспериментатора «Нет» приводит этих испытуемых в тупик, поскольку неизвестно, к какому признаку карточки этот ответ относится. Успех при использовании данной стратегии может быть лишь делом случая.

     

     

    Лабораторная работа

    Выявление видов мыслительных стратегий

    в процессе решения задач (Методика Брунера)

     

    Цель. Определение вида мыслительной стратегии в процессе решения задач на формирование искусственного понятия.

    Материал. Изображения 81 карточки. Карточки варьируют по количеству нарисованных на них фигур — одна, две или три; по форме фигур — квадрат, круг или крест; по цвету фигур — красный, зеленый или черный; по количеству рамок, обводящих карточку, — одна, две или три рамки. Для работы используются понятия, характеризующиеся одним признаком, конъюнктивные понятия, построенные сложением 2-х и 3-х признаков и дизъюнктивные понятия (по 2-3 понятия каждого типа). (Лучше предлагать понятия, начиная с более простых понятий постепенно усложняя).

    Ход работы. Студенты делятся на пары: экспери­ментатор и испытуемый. Экспериментатор загадывает понятие, характеризует его (конъюнктивное или дизъюнктивное) и из всего набора показывает испытуемому одну из отвечающих этому понятию карточек. Экспериментатор записывает само контрольное понятие и первую предъявленную карточку. После предъявления карточки испытуемый пытается сформулировать гипотезу, которую он собирается проверить. Затем выбирает некоторую карточку и получает от экспериментатора ответ «Да», если карточка содержит хотя бы один признак задуманного понятия; или «Нет», если дан­ная карточка не содержит ни одного признака задуманного понятия. В протоколе фиксируется гипотеза (если гипотеза не была сформулирована, то графа остаётся пустой), карточка, выбранная испытуемым для проверки гипотезы (или просто для получения очередного ответа экспериментатора), ответ экспериментатора. Опыт заканчивается, когда испытуемому удаётся правильно назвать понятие, проверив верность своей формулировки. Для каждого понятия заполняется протокол.

     

    Образец протокола.

    Заданное понятие: три черных квадрата

    Предъявленная карточка: три чёрных квадрата с одной рамкой

     

    № шага Гипотеза испытуемого Карточка, выбранная для проверки гипотезы Ответ эксп-ра
    черный цвет является существенным признаком два черных круга с двумя рамками да
    количество рамок является существенным признаком два синих круга с одной рамкой нет
    . . . . . . . . .

     

    Инструкция испытуемому. «Перед Вами набор из 81 кар­точки. Я задумал понятие (например, «черные фигуры» или «два красных квадрата»). Понятие образовано мною сложе­нием двух или трех признаков карточек-объектов или же с использованием только одного признака (для конъюнктивных). Я Вам только что по­казал одну карточку, и это означает, что данный объект вхо­дит в задуманный мной класс объектов. Ваша задача состоит в том, чтобы путем минимального выбора карточек опреде­лить, какое понятие я задумал. После каждого Вашего выбоpa я Вам буду говорить: «Да» или «Нет». Ответ «Да» означает, что выбранная Вами карточка содержит хотя бы один признак задуманного мною понятия, ответ «Нет» — что дан­ная карточка не содержит ни одного признака задуманного понятия. Вслед за моим ответом, перед каждым выбором Вы должны будете (если это возможно) формулировать вслух гипотезу относительно задуманного мною понятия. Опыт закончится тогда, когда очередная Ваша гипотеза совпадет с задуманным мною по­нятием и будет Вами проверена».

     

    Обработка и анализ результатов состоит в классификации исполь­зуемой испытуемым стратегии решения задачи в соответствии со схемой Брунера. Данные, полученные в результате реального эксперимен­тального исследования, как правило, содержат ряд стратегий, поскольку по ходу его большинство испытуемых переходит от одной стратегии к другой. Поэтому прианализе результатов и формулировке выводов необходимо указать, на каком этапе исследования какой стратегией данный испытуемый пользо­вался.

     

    Примеры понятий:

     

    1 признак 2 признака 3 признака дизъюнктивные понятия
    1) квадраты 2) черные фигуры 3) 3 фигуры 4) фигуры с одной рамкой 5) круги 6) синие фигуры   1) 3 квадрата 2) 2 красные фигуры 3) черные фигуры с двумя рамками 4) кресты с тремя рамками 5) синие круги 6) 2 фигуры с одной рамкой     1) 3 черных квадрата 2) 2 круга с тремя рамками 3) синие кресты с одной рамкой 4) 3 красные фигуры с двумя рамками 5) 2 синих креста 6) 1 чёрная фигура с тремя рамками 1) красные или круги 2) квадраты или с тремя рамками 3) две фигуры или синие фигуры 4) черные или с одной рамкой 5) одна фигура или с двумя рамками 6) кресты или синие

     

    Контрольные вопросы.

    1. Что такое стратегия; её основные характеристики.

    2. Охарактеризуйте стадии процесса решения задач.

    3. В чём заключается процесс формирования понятий.

    4. Как используется модель формирования искусственных понятий для исследования мыслительных стратегий.

    5. Перечислите виды мыслительных стратегий (по Дж. Брунеру).

     

     


    

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *