Проективные методики в психодиагностике – Билет 26. Проективные методы в психодиагностике.

Психодиагностика: Тесты и проективные методики

1.7.Тест как основной инструмент психодиагностики
1.8. Проективная техника

1.7.Тест как основной инструмент психодиагностики


Классификация тестов

ТЕСТЫ – стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Слово  «тест» происходит  из старофранцузского языка и является  синонимом  слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины).  Этим словом обозначали  небольшие  сосуды из обожженной  глины, использовавшиеся   алхимиками  для проведения   опытов. В русском  языке  слово  «тест» долгое  время имело два значения:
1) испытательная  присяга, религиозная   английская  клятва, которую  каждый вступающий  в общественную  должность  должен давать, чтобы доказать, что он не тайный  католик;
2)  плоский  плавильный  сосуд или сосуд из выщелоченной  золы для выделения олова из золота или серебра.

3 главных характеристики тестов:
Валидность
Надежность
Стандартизированность

Классификация тестов:

I. По форме тестирования:

1) Индивидуальные и групповые

Индивидуальные тесты — тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др. 

Групповые тесты — тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. По характеру групповые тесты являются, как правило, типичными психометрическими тестами с весьма жесткой регламентацией процедуры обследования, обработки и интерпретации данных.

2) Устные и письменные

3) Бланковые (проведение стандартизированного теста в форме бумажной технологии — с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответы на задания),
предметные (материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т. п) ,
аппаратурные (требуют применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных)

компьютерные (тесты, которые предлагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером)

4) Вербальные и невербальные. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала.

В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словеснологической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции.

Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

II. По содержанию тестирования

1)Тесты интеллекта (стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач)
2) Тесты специальных способностей (тесты, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности)
3) Тесты достижений (тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки)

4) Тесты личности (тесты, направленные на измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Включает в себя проективные методики, личностные опросники и любые другие методики, предназначенные для диагностики эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивидуума.

III. По цели тестирования

-Определение отклонений психического развития
-Индивидуальное консультирование
-Профотбор и профподбор
-Определение уровня достижений  (овладения знаниями, умениями, навыками)
-Тренинговый процесс
-Судебно-психологическая экспертиза

Требования к измерительным методам (тестам):

-должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический констркут должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, проверенными на релевантность. Область применения должна быть четко выделена и обозначена, указан контингент обследуемых. Необходимо четко обозначить цели использования результатов.

-процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, который можно было бы передать ЭВМ или специалисту, не имеющему специальных психологических знаний.

-процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестевым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.

-тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработки и пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы).

-процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.

-необходимо вести банк данных, собранных по тесту, и проводить периодическую коррекцию всех стандартных методик


1.8. Проективная техника


ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА — группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее суще­ственным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпрети­ровать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) пси­хических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.

Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Первая проективная  методика, т. е. та, которая основывалась на соответствующей   теоретической   концепции  — психологической концепции проекции, появилась  в 1938 г. и принадлежит   американскому   психологу  Генри Мюррею, автору знаменитого   теста тематической  апперцепции (ТАТ). Ранее появившиеся  методики, а к ним относится  и опубликованный   в 1922 г. самый известный в мире тест Роршаха, были осмыслены с позиций проективного подхода, сформировавшегося позднее.

Г. Мюррей впервые описал процесс проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию. Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. 

Понятие  проекции (от лат. projectio — выбрасывание) как психологическое  понятие появляется  впервые  в психоанализе  и принадлежит  3. Фрейду  (Freud, 1894). Он полагал, что анксиозные  неврозы  возникают  в том случае, когда психика  не может овладеть эндогенно  развившимся  сексуальным  возбуждением  и в этом случае происходит  проекция  этого возбуждения  во внешний  мир. Проекция  (наряду  с вытеснением, рационализацией, сублимацией   и др.) рассматривалась   в качестве  одного  из защитных  механизмов. Процесс  конфликта, в соответствии  с 3. Фрейдом, изживается  благодаря  особому психическому  механизму  — проекции.   Основоположник    психоанализа  в своей работе  «Тотем  и табу» пишет  о том, что «враждебность, о которой  ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать переносится из внутреннего  восприятия   во внешний  мир и при этом отнимается  от самого себя и приписывается   другим».

«Проекция  — это защитный  механизм, используемый  бессознательной   сферой «Я», посредством  которого  внутренние  импульсы  и чувства, неприемлемые в целом для личности, приписываются  внешнему  объекту и тогда проникают  в сознание, как измененное  восприятие  внешнего  мира». Энциклопедия  психоанализа

Приписывая отрицательную   черту другим  на основе  сравнения, можно  минимизировать    или отрицать  ее у себя.


 
«Проекция   не создана  для отражения  душевных  переживаний, она имеет место и там, где нет конфликтов», — пишет 3. Фрейд.  Проекция, не привязанная   намертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего   с сознанием, а понятая как человеческая  особенность, без которой  нет собственного видения  предметов  и явлений окружающей действительности, была  названа   «атрибутивной проекцией«.

Классическую   и атрибутивную  проекцию, по мнению  разных авторов, можно различать  по «мишеням», избираемым   для проекции.   Предполагается, что классическая  проекция  направлена  на отрицательно оцениваемых  лиц, а когда индивид осознает  у себя негативные  черты, он наделяет  ими лиц, к которым  у него положительное  отношение. Т.е. наделение  собственными   мотивами, потребностями, чувствами  других людей и понимание их поступков.

«Аутической проекцией» было  названо  явление, в основе которого  лежит детерминированность  восприятия   актуальными   потребностями человека. Этот феномен   был обнаружен  в ходе демонстрации   обследуемым   на экране  расфокусированных    изображений   разных объектов.  Оказалось, что изображения  пищи  ранее распознаются   голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом». Дальнейшие  исследования   позволили  установить, что происходит  не только снижение  порога узнавания, но и проецирование   потребностей.

Если в случае классической   проекции  речь идет о приписывании   неосознаваемых черт и особенностей, тех, которые  вытеснены, то в близкой  ей рационализированной проекции субъект осведомлен относительно   нежелательных   (неодобряемых)  собственных  черт личности  или поведения, но всегда находит  им оправдание. 

Д. Холмс  (Holmes, 1968),  подводя  итоги  многочисленным    исследованиям, предлагает  выделить  два «измерения»   проекции.   Первое  — что проецируется (наличие—отсутствие    проецируемой   черты), второе  — осознание проецируемого. Комбинируя  эти измерения, можно классифицировать   известные  виды проекции

Симилятивная проекция, в соответствии с психоаналитической концепцией, выполняет  защитную  функцию. Субъект не осознает собственную  черту.

Комплементарная проекция предполагает  проекцию   черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности.  Например, порой, испытывая страх, мы склонны  едва ли не каждого человека воспринимать  как нам угрожающего. В этом случае приписываемая  другим черта, скажем агрессивность, позволяет объяснить собственное состояние. 

Для обозначения  определенного типа психологических методик понятие проекции впервые используется Л. Франком  в 1939 г. Им выдвигаются  три основных  принципа, лежащих  в основе  проективного   исследования личности.

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (Л.Франк, 1948)

-направленность на уникальное в структуре или организации личности. Личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей, или черт

-личность изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта

-эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, формируя. направляя, искажая, изменяя  переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида.
Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное  теоретическое  положение   обычно  называют  «проективной гипотезой».

«моя личность проявляется во всем»

Определяя  специфику  проективного   подхода, Л. Франк  пишет  о том, что это прием  исследования   личности, с помощью  которого  испытуемого   помещают  в ситуацию, реакцию  на которую  он осуществляет  в зависимости   от значения  для него этой ситуации, его мыслей  и чувств. Стимулы в проективных  методиках приобретают  смысл  не просто  в силу их объективного содержания, а прежде всего в связи  с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Общие признаки проективных методик

-неопределенность, неоднозначность используемых стимулов
-отсутствие ограничений в выборе ответа
-отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» или «ошибочных»

Л. Франк  первым разработал  классификацию   проективных  методик:

Виды проективных методик

Конститутивные (методики структурирования)
Испытуемый должен придать смысл какому-то аморфному материалу
Тест Роршаха
Полагается, что в процессе  интерпретации   изображений, придания  им смысла, испытуемый  проецирует свои внутренние  установки, стремления  и ожидания  на тестовый материал.

Конструктивные методики
Предлагаются   оформленные    детали  (фигурки   людей  и животных, модели  их жилищ  и пр.), из которых  нужно  создать осмысленное целое и объяснить  его.
Тест мира

Интерпретативные методики
Истолкование какого-либо события, ситуации
Испытуемому  предлагаются  таблицы-картины, на которых  изображены  относительно   неопределенные   ситуации, допускающие неоднозначную  интерпретацию. В ходе обследования  испытуемым составляется  небольшой  рассказ, в котором  необходимо  указать, что привело к изображенной   ситуации, что происходит  в настоящее  время, о чем думают,  что чувствуют действующие  лица, чем эта ситуация  завершится. Предполагается, что испытуемый  идентифицирует   себя с «героем» рассказа, что дает возможность   раскрытия   внутреннего   мира  обследуемого, его чувств, интересов  и побуждений.
Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ)

Катартические методики
Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях  с целью достижения игрового катарсиса   
Психодрама
Психодрама  в виде импровизированного  театрального  представлени

anchiktigra.livejournal.com

13.Проективный метод и проективные методики в психодиагностики

13. Проективный метод и проективные методики в психодиагностики.

Истоки:

Гальтон: ассоциации свободными не являются, они определяются опытом.

Юнг: тест, позволяющий выявить скрытые переживания – комплексы неполноценности личности. Он считал, что все галлюцинации вызваны активностью комплекса, чья сила идёт от эмоций человека. Они влияют на способность человека формировать идею. Он разработал тест, состоящий из 100 слов, задержка реакции на которые измерялась при помощи секундомера.

Кент и Розанов: диагностика психических заболеваний на основе атипичных ассоциаций, которые сравнивались со списком ассоциаций 1000 здоровых людей.

При помощи ассоциаций в России Рыбаков исследовал воображение.

Бине: эксперименты с цветными пятнами.

1921 год – методика Роршаха.

1938 год – методика ТАТ Мюррея.

1939 год Френк выделил признаки проективных методик:

  1. Неопределённость стимульного материала

  2. Свобода в выборе ответа

  3. Доброжелательная атмосфера

  4. Испытуемому сложно догадаться, что значимо

  5. Изучение статуса личности в общении

  6. Психолог имеет роль собеседника

  7. Испытуемый переживает катарсис

  8. Признание уникальности человека

  9. Проекция чувств человека на материал

Цель ПМ – добиться от человека того, что он не может или не хочет сказать, так как не осознаёт это.

Ф.Л. Бурлачук: ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (лат.projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике.

Наиболее существенным признаком ПМ является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности. Стимулы ПМ приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Отсюда — характерное для ПМ отсутствие оценки ответов-реакций как «правильных» или «ошибочных», ограничений в их выборе.

Группы ПМ:

  1. Конструирование («Тест Мира»)

  2. Структурирование (тест Роршаха)

  3. Дополнение («незаконченные предложения»)

  4. Интерпретации (ТАТ)

  5. Катарсис (игровые методы)

  6. Анализ эксперссии (невербалики и др.)

  7. Анализ продуктов деятельности (анализ рисунков и др)

Бурлачук ПМ делит на:

  • Моторно-экспрессивные

  • Перцептивно-структурированные

  • Апперцептивно-динамические

Большое влияние на появление ПМ оказали холистические теории, психоанализ и исследования «Новый взгляд».

  1. Холистические теории.

Холизм – рассмотрение личности как целостной системы.

  • Рассмотрение личности как целостной системы, как взаимосвязанности частей, детерминированной опытом.

  • Единство личности и социальной среды

  • Предмет ПМ –субъективная концептуализация

  • Личность – саморегулирующаяся системы, цель которой организация субъективного опыта соответственно задачам.

ПМ – средство изучения путей и способов организации индивидом своего физического и социального опыта.

Личность поглощает внешние стимулы и реагирует на них согласно собственному внутреннему миру. Внутренний мир человека составляют аффекты, установки. И задача психолога – проникнуть в этот внутренний мир. Индивид структурирует жизненное пространство и методики позволяют выявить способ структуризации. ПМ вскрывают то, как объективное воспринимается личностью.

  1. Психоанализ.

Раннего З. Фрейда интересовали первичные процессы – воображение и творчество, — они мотивированы аффектом, в них находит выражение бессознательное. Иная природа у вторичных процессов- мышления и восприятия – они более объективны.

Фантазия выполняет функцию компенсации неудовлетворённости.

Эти идеи были взяты Роршахом м Мюрреем.

Левин пытася проверить эту гипотезу экспериментальным путём: диагностика пищевой потребности на разных этапах её депривации. Цель – проверить есть ли взаимосвязь между степенью депривацией и количеством пищевых ответов. После суточного голодания количество пищевых ответов уменьшалось, так как включалась защита, имеющая целью сохранение личности.

На ранних этапах ПМ связывали с первичными процессами. Но восприятие неструктурированного материала активизирует не только фантазию, но и познавательные процессы. Таким образом, судьба потребности будет удовлетворена принципом реальности или удовольствия.

Фрейд занимался разработкой теории психологических защит, которые выступали способом решения конфликта между ид и суперэго. Защитные механизмы врождены. Согласно Анне Фрейд, Эго – развивающаяся в ходе жизни структура. Процесс развития Эго заключается в приобретении всё более совершенных механизмов защиты.

Таким образом, А. Фрейд вносит коррективы в теорию отца:

  1. Акцент роли механизмов защиты в решении внешних конфликтов.

  2. Механизмы защиты рассматриваются как продукт научения.

  3. Индивидуальность механизмов защиты.

Психоанализ рассматривал личность как борьбу 2х факторов – биологического и социального.

3.»Новый взгляд»

Стимул в МП — это фигура, допускающая множество толкований. Эти стимулы будут способствовать максимальному проявлению личностных особенностей. 5 законов:

*. Закон удовлетворительного продолжения – человек стремиться устранить аморфность стимула, согласуя его форму с уже знакомой формой.

*. Закон подобия – сходные стимулы вызывают перцептивные процесс, приводящие к объединению стимулов в акте восприятия.

*. Закон целостности – неполные стимулы порождают перцептивные процессы, побуждающие к созданию целого.

*. Закон близости – формирование образа происходит между близкими друг к другу структурными компонентами стимула. Этот закон позволяет выделить в стимулах Роршаха главные детали.

*. Закон симметрии – симметричные стимулы облегчают группировку.

«Новый взгляд» переосмысливает проблему восприятия, перенося его источник на личность.

Брунер различают два вида детерминант восприятия: 1. Аутоктонные – электро-хим свойства нервной системы. 2. Поведенческие – мотивация, св-ва личности.

Затем Брунер вводит механизм опосредованного влияния личностных факторов, которыми являются когнитивные образования, которые он назвал гипотезой. Гипотеза по сути близка к установке. Таким образом, процесс восприятия состоит из 3 этапов: 1. Ожидание, готовность восприятия- гипотеза. 2. Приём информации. 3. Проверка информации.

В основе МП лежит понятие «проекции».1896 год Фрейд. Появление термина «проекция» — приписывание другим индивидам вытесняемых у себя неприемлемых качеств. Сначала проекция рассматривалась у больных паранойей. Затем Фрейд признал проекцию нормальным психологическим феноменом, процесса, участвующего в восприятии внешнего мира. Проекция – это одновременно и защита и восприятие.

Со временем проекция становится расхожим термином:

  • Перенос чувств клиента на врача

  • Отождествление себя с героем книг и фильмов

  • Сопереживание

Мюрнстейн и Прайер предложили различать несколько видов проекции:

  1. Классическая защита по Фрейду

  2. Атрибутивная проекция

  3. Аутестическая проекция – детерминация восприятия своими потребностями

  4. Рациональная проекция – рациональная мотивировка.

Холлс выделял два измерения: что проецируется и осознание.

  1. Симилятивная проекция – защита, препятствующая осознанию того, что черта есть у индивида

  2. Проекция Касандры – субъект не осознаёт черту и её у него нет.

  3. Комплиментарная проекция – проекция черт дополнительно к тем, кот субъект обладает на самом деле.

  4. Атрибутивная проекция – черта есть и она осознаётся.

Мюррей использует термин «идентификация» — приписыванию герою своих потребностей индивидом.

В психологии есть ещё одна попытка обоснования ПМ Беллоком при помощи термина «апперцептивного искажения».

Апперцепция – процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется под воздействием следов прошлого опыта.

Виды апперцепции:

  1. Адаптивное поведение – детерминировано качество стимуляции. Сходство перцепции одних и тех же стимулов разными людьми.

  2. Проективное поведение – степень искажения определяется неопределённостью материала и индивидуальными особенносями восприятия.

  3. Экспрессивное поведение – стабильные особенности индивидуального стиля личности.

Формы искажения:

  1. Экстернализация – полностью или частично осознанное поведение.

  2. Сензитизация – повышенная чувствительность к объектам и событиям, которые соответствуют конфликтам.

  3. Простая проекция – влияние прошлого опыта на восприятие настоящего

  4. Обратная проекция — защита по Фрейду.

Искажение – любое отклонение от стандарта.

studfile.net

Проективные методы психодиагностики

Введение

Проективные методы исследования личности, вероятно, — одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений. О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.

Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных («словесных») ассоциаций. Также в этом направлении работали такие психологи как К.Г. Юнг, Г. Кент и А. Розанов, Д. Рапапорт, Герман Роршах , В.В. Абрамов, Дж. Келли, Д. Кроут, Т. Канн. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л.Фрэнк. Проективные методики используют для изучения структуры мотивации, активности личностной особенности, восприятия характерологических особенностей социальных отношений, межличностных и внутриличностных отношений. Цель работы: охарактеризовать проективные методики как метод психодиагностики, рассмотреть их классификации и возможности применения в прикладной и практической психологии.

Проективные методики как метод психодиагностики

Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. По сути, это первое приложение понятия проекции к психологическому исследованию. При этом Г. Мюррей, хорошо знакомый с психоаналитическими работами, считал, что защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого времени теоретическая концепция проекции в том виде, в котором она применима к исследованию личности, не формулировалась [2, С.22]. Но подлинную революцию произвела книга Германа Роршаха «Психодиагностика» (1921). Именно с 1921 года начался новый этап в развитии экспериментального изучения личности — этап проективного ее исследования.

Проективные методики (лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода [4, С. 297]. Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике. Л. Франк впервые сформулировал принципы проективной психологии и выдвинул три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. Проективные методы направлены на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы, используемые в проективных методиках, не являются строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым [2, С. 123].

Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. По мнению ученого, проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования. Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

1. Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов.

2. Отсутствие ограничений в выборе ответа.

3. Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

Л. Франку принадлежит и приоритет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов исследования личности.Наиболее существенной чертой проективных методик Л. Фрэнк считал неопределенность стимульных условий, позволяющих испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли и чувства [8, С. 10]. Неопределенные, неоднозначные (слабоструктурированные) стимулы, испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности [4, С.147].

В конце 30-х — начале 40-х годов XX века проективные методы были особенно популярны и получили широкое распространение. На пике своей популярности проективные методики потеснили традиционные методы психодиагностики. Этому способствовали следующие обстоятельства: во-первых, проективные методы стремились к целостному описанию личности, а не к какому-либо отдельному свойству или перечислению личностных черт. А во-вторых, они представляли большой простор для размышлений самому психологу, который, не ограничиваясь жесткой инструкцией, получал возможность толковать выявленные результаты, ориентируясь на определенную научную школу и собственный опыт [5, С.148].

С точки зрения психоанализа, проективные методики направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, личности в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д. Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление [6, С.50].

Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции [9].

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Некоторые из них развились из терапевтических методов (например, лечение с помощью произведений искусства), применявшихся к психически больным. На теоретических построениях проективных методик сказывается влияние психоаналитических концепций [1, С.449]. Следует отметить, что нет необходимости оценивать конкретные методики с точки зрения их теоретической направленности или истории роисхождения. Методика может оказаться практически полезной, или эмпирически ценной, по другим причинам, нежели те, которые выдвигались для оправдания ее введения для использования специалистами.

В соответствии со свойственным проективным методикам глобальным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и межличностные характеристики личности, но также и некоторые интеллектуальные аспекты поведения, К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций. Отдельные адаптации проективных методик специально предназначаются для измерения установок, и тем самым они как бы дополняют методики. Можно добавить, что любой психологический тест, независимо от предназначения, может выполнить роль проективной методики. Например, некоторые клиницисты используют таким образом тесты интеллекта.

mirznanii.com

16.Проективные методики. Общая характеристика. Классификация проективных методик

Проективные методики не относятся ни к объективным ни к субъективным методикам.

Эта группа методик предназначена для диагностики личности. Для этих методик характерен глобальный подход в оценке личности.

Наиболее существенным признаком является использование в методиках неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнить, интерпретировать.

В отличие от интеллектуальных тестов ответы в проект. метод. не могут быть неправильными.

Цель проект. метод. замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желаемое впечатление о себе.

Эти методики носят индивидуальный характер и чаще всего бывают предметными или бланковыми.

Проекция — выбрасывание

Отличительные особенности:

Глобальный подход к оценке личности

Неопределенность стимульного материала

Отсутствие ограничений в выборе

Отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных»

Классификация проективных методик

Группа методик Примеры

1. Методики структурирования (конститутивные) – предполагают придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием -«Чернильные пятна» Г.Роршаха

2. Методики интерпретации(интерпретативные) – предусматривают истолкование событий, ситуаций, изображений — «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), «Детской апперцепции тест»(САТ), методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга, методика Р.Жиля

3. Методики дополнения (аддитивные) – предполагают завершение имеющегося начала предложения, рассказа или истории — «Завершение предложений»«Завершение историй»

4. Методикиконструирования(конструктивные) – основаны на создании целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов «Тест мира»

5. Методики катарсиса (катартические) – самовыражение в условиях эмоционально напряженного творчества — «Психодрама», «Тест кукол»

6. Методики импрессивные – требуют выбора, предпочтения одних стимулов другим «Тест цветовых предпочтений М.Люшера», «Психогеометрический тест»

7. Методики экспрессивные (графические) – основаны на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и др. «Рисунок человека», «Рисунок семьи» (КРС – Кмнетический рисунок семьи), «Тест дерева», «Дом-дерево-человек» (ДДЧ), Несуществующее животное», «Автопортрет»

Проективные методики – совокупность методик, направленных на исследование личности, разработанных в рамках проективного диагностического подхода.

Проекция – бессознательный процесс, в ходе которого субъект наделяет некоторыми своими идеями, взглядами, желаниями, эмоциями и чертами характера других лиц.

17.Диагностика психофизиологических особенностей человека

Психофизиологические методики – группа методик, диагностирующих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.

Отличительные особенности:

Наличие теоретического обоснования – психофизиологическая концепция индивидуальных различий свойств нервной системы (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын)

Отсутствие оценочного подхода к индивиду

Виды психофизиологических методик

1)аппаратурные методики

2) бланковые методики

— диагностики проявлений силы нервной системы в («Исключение», «Образование аналогий», «Ассоциации»)

— диагностики проявлений лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности (« Исполнение инструкций», «Код»)

studfile.net

Проективные методики

Эти методы основаны на анализе продуктов воображения и фанта­зии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. Приори­тет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов принадлежит Л. Франку, выделившему ряд общих признаков у некоторых известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга техник оценки личности. Специфи­ческие особенности проективных методик:

♦ относительно неструктурированная задача, допускающая неогра­ниченное разнообразие возможных ответов;

♦ неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испыту­емый может проецировать характерные для него личностные чер­ты, проблемы, состояния;

♦ глобальность подхода к оценке личности и, прежде всего, к выяв­лению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.

Возникая, как правило, в клинических условиях, проективные ме­тоды были и остаются в основном инструментом психолога-клиници­ста. На их теоретических обоснованиях отразилось влияние психоана­литических концепций и перцептивных теорий личности.

Недостатки.

1. недостаточная объ­ективность проективной техники,

2.несоответствие многих методик требованиям, обычно предъявляемым к психодиагностическому ин­струментарию.

3. отсутствие или неадек­ватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъек­тивизму интерпретации индивидуальных результатов, когда психолог вынужден доверяться своему «клиническому опыту».

4. в некоторых проективных методиках отсут­ствует объективность в определении показателей, часто неудовлет­ворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности. Попытки их валидизации страдают методическими не­достатками либо из-за плохой контролируемости условий экспери­мента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки.

Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность и ста­тус проективных методик практически не меняются. В первую очередь это объясняется тем, что они, по признанию психодиагностов, в мень­шей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективных методов связано с тем, что их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способы интерпрета­ции диагностических показателей и их связь с теми или иными прояв­лениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при обследовании.

Проективные методики структурирования.

Методика чернильных пятен Г. Роршаха.

Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Г. Роршахом, она впервые была описана в 1921 г.

В методике Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи яр­ко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цве­тов пастельных тонов. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление таб­лицы 1 сопровождается инструкцией: «Что это такое, на что это может быть похоже?». В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью допол­нительных вопросов стимулируют к продолжению ответов. Помимо до­словной записи ответов испытуемого по каждой карточке эксперимен­татор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеан­са диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспери­ментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относи­тельно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.

Интерпретация показателей методики Роршаха опирается на относи­тельное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных категорий. На­правления интерпретации не имеют удовлетворительного теоретиче­ского обоснования, а целиком определяются эмпирическими соотноше­ниями отдельных показателей с теми или иными свойствами личности. Так, например, трудно объяснить с научных позиций, почему использо­вание в ответах редких деталей свидетельствует о неуверенности, тре­вожности, а толкование белого фона у экстравертов — о негативизме.

В психологическом заключении по результатам методики Г. Рор­шаха обычно описываются интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности ее межличностных взаимодействий. Психолог-клиницист, составляя его, учитывает и дополнительную ин­формацию, полученную из внешних источников.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей методики Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуальным уров­нем и образованием индивида. Хотя считается, что описываемая ме­тодика применима к людям в возрасте от дошкольного до взрослого, нормативные данные изначально были получены, по большей части, в группах взрослых.

Проективные методики интерпретации.

Тематический аппер­цептивный тест. Была создана еще в 1935 г. К. Морган и Г. Мюрреем [97; 136]. Она применяется в клини­ческой практике для диагностики неврозов и психосоматических рас­стройств.

Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таб­лиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица — пустой бланк. Каждому испытуемому дается 20 таблиц, ко­торые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностирования лиц, начиная с возра­ста 14 лет.

Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют пер­сонажи. При предъявлении пустого бланка его просят вообразить ка­кую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В про­цессе диагностирования фиксируется время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется запись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого.

Диагностика проводится в два сеанса с интервалом меж­ду ними в одни сутки. По окончании рассказов следует беседа с испытуемым, в ходе которой психолог, прежде всего, выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, ого­ворок, получает дополнительные сведения об испытуемом.

Для анализа результатов ТАТ Г. Мюррей составил перечень и под­робные описания 20 потребностей, среди которых доминантность, аг­рессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др. По­сле нахождения потребностей у героев рассказов психолог должен оценить их в баллах (от 1 до 5) в зависимости от интенсивности, дли­тельности и частоты проявления, значения для развития сюжета.

Завершающий этап обработки заключается в их ранжировании с це­лью выделения доминирующих потребностей, проявляющихся силь­нее и чаще всего на протяжении всего диагностирования (то есть во многих рассказах). По гипотезе Г. Мюррея, испытуемый идентифици­рует себя с героями рассказов; поэтому найденные потребности и их иерархия характеризуют его личность.

Каждой потребности соответствует определенное давление, ощуща­емое со стороны. Давление рассматривается пусковым механизмом потребности, необходимым для того, чтобы она стала активной доми­нантой поведения. Их взаимодействие — тема — является базовым объ­ектом психологического анализа, позволяющим описать взаимоотно­шения индивида со средой.

Тест детской апперцепции, разработанный Л. Беллаком и предназначен­ный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет. На карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморф­ных ситуациях, так как предполагается, что маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека. Эта методи­ка широко используется в практике детских психологов-консультан­тов и позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми, стра­хи, конфликты, психологические защиты.

Несмотря на то, что практическая ценность ТАТ и сходных мето­дик не подвергается сомнению со стороны клиницистов, психодиаг­носты продолжают исследования их психометрических параметров.

Мето­дика рисуночной фрустрации Розенцвейга.

Методика «рисуночной фрустрации» Розенцвейга дает меньше про­стора для фантазии и требует более простых ответов. Созданная С. Розенцвейгом на основе его теории фрустрации и агрессии, эта методика, представляет собой серию условных рисунков, на которых один персонаж произносит какие-то слова и тем самым определенным образом срывает («фрустрирует») намерения и дей­ствия другого персонажа или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации. На специально отведенном пустом месте стимульной карточке испытуемый пишет, что, по его мнению, ответил бы фрустрированный персонаж.

В соответствии с теорией фрустрации С. Розенцвейга это состоя­ние возникает у человека в тех случаях, когда он по каким-то причи­нам не может удовлетворить потребность, добиться намеченной цели. Фрустрация называется первичной (депривацией), если удовлетворе­ние потребности невозможно из-за отсутствия ее объекта. Вторичная фрустрация возникает, когда на пути к цели встречается препятствие, мешающее ее достижению.

Методика С. Розенцвейга существует в двух вариантах — для взрос­лых, начиная с 15 лет, и для детей в возрасте 4-12 лет. Она обладает относительно объективной процедурой оценки результатов и более доступна статистическому анализу, чем большинство проективных методик.

Для формализации словесных ответов испытуемых Розенцвейг пред­ложил использовать выделенные им оценочные категории. По типу реакции, отражающему доминирующее в ответе содержание, разли­чают:

♦ препятственно-доминантные реакции — препятствия, вызыва­ющие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или не­значительные;

♦ самозащитные — активность проявляется в форме порицания ко­го-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека и направлена на защиту своего Я;

♦ конструктивно-упорствующие реакции — постоянно направлен­ные на выявление конструктивного решения или выхода из кон­фликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности позитивно разрешить ситуацию, либо в форме уверенности в том, что время и ход со­бытий приведут к ее разрешению.

По направленности реакции оцениваются как:

экстрапунитивные — направленные на живое или неживое окру­жение, при этом осуждается внешняя причина фрустрации и под­черкивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;

интропунитивные — направленные на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; при этом фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

импунитивные — направленные на ослабление и преобразование «агрессивной энергии» в нечто незначительное, неизбежное, пре­одолимое со временем; при этом обвинение окружающих или са­мого себя отсутствует.

В России эта методика используется в клинической практике для дифференцированной диагностики неврозов, при прогнозировании социально-опасных действий психически больных. Широко применя­ется она и в практической работе со здоровыми людьми для прогноза поведения в трудных и конфликтных ситуациях, для предсказания эмоциональных реакций при столкновении с проблемами, для выяв­ления трудностей во взаимодействии с людьми, при анализе причин социальной дезадаптации. Адаптация и стандартизация детского ва­рианта были предложены Е. Е. Даниловой. Ею получены нормы для детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Проективные методики экспрессии.

Как известно, к ним относятся методики, в которых диагноз лично­стных свойств ставится с опорой на анализ изобразительной деятель­ности индивида. Особое внимание в таких техниках уделяется рисо­ванию человеческой фигуры.

«Нарисуй человека» Маховер.

Испытуемый получает карандаш и бумагу с заданием нарисовать чело­века. После того как он заканчивает рисунок, его просят нарисовать че­ловека противоположного пола. Пока индивид рисует, экспериментатор отмечает его реплики, последовательность, в которой рисуются различ­ные части, и другие подробности процесса рисования. За рисованием может последовать беседа, в которой испытуемого просят придумать рассказ о каждом из нарисованных людей, «как если бы он был персона­жем пьесы или романа». Затем испытуемому задается серия вопросов о возрасте, типе образования, профессии, семье и других фактах из жиз­ни изображенных персонажей.

Анализ выполнения методики «Нарисуй человека» в основном но­сит качественный характер и опирается на изучение некоторых парамет­ров рисунков. Особое внимание обращается на абсолютный и относи­тельный размеры мужской и женской фигур, их расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигур, фронтальный или профильный угол зрения, положение рук, изобра­жение одежды, наличие фона, линии основания. Учитываются такие детали рисунков, как отсутствие различных частей тела, диспропор­ция, штриховка, количество деталей, исправления и другие особенно­сти стиля.

К классу графических проективных методик относятся также методики, получившие большое распространение: «Рисунок семьи» (В. Вульф и др.), «Дом, дерево, человек» (Дж. Бук), тест «Дерево» (К. Кох), «Автопортрет» (Р. Берне) и многие другие.

При анализе методик этого класса исследователи исходят из пред­положения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпрета­ции с помощью системы эмпирически выверенных критериев.

Для методики «Дом, дерево, человек» были выделены 8 характери­стик, которые можно оценить с ее помощью. Это незащищенность, тре­вожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, трудности в общении и депрессивность. Для методи­ки «Кинетический рисунок семьи» их 5: благоприятная семейная си­туация, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценно­сти и враждебность в семейной ситуации.

Обработка результатов испытуемого заключается в подсчете сум­мы баллов всех показателей рисунков по каждой характеристике. Представив полученные суммы в процентах, можно сравнивать выражен­ность разных характеристик, выявлять доминирующие.

Описанная схема анализа результатов графических методик снижа­ет степень субъективизма в их интерпретации. Будучи дополненной информацией, полученной в ходе беседы с испытуемым, она позволя­ет даже начинающему психодиагносту давать достаточно достоверные заключения относительно личностных особенностей испытуемого.

studfile.net

Вопрос №9. Проективный метод в психодиагностике.

Проективные методики

Эти методы основаны на анализе продуктов воображения и фантазии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. Приоритет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов принадлежит Л. Франку, выделившему ряд общих признаков у некоторых известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга техник оценки личности [86]. Специфические особенности проективных методик уже обсуждались в части I, гл. 2. Напомним их:

-относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных ответов;

-неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испытуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния;

-глобальность подхода к оценке личности и, прежде всего, к выявлению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.

Возникая, как правило, в клинических условиях, проективные методы были и остаются в основном инструментом психолога-клинициста. На их теоретических обоснованиях отразилось влияние психоаналитических концепций и перцептивных теорий личности.

Проективные методы в настоящее время распространены, их число велико и продолжает увеличиваться; литература по ним обширна — по отдельным техникам число публикаций превышает 6000 [12].

Вместе с тем они продолжают оставаться излюбленной мишенью для критики. Общепринятым является мнение о недостаточной объ­ективности проективной техники, о несоответствии многих методик требованиям, обычно предъявляемым к психодиагностическому ин­струментарию. Так, А. Анастази отмечает, что с точки зрения психометрики они «в подавляющем большинстве выглядят жалко» [10, т. 2,

с. 182]. В числе их недостатков обычно видят отсутствие или неадекватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъек­тивизму интерпретации индивидуальных результатов, когда психолог вынужден доверяться своему «клиническому опыту». Другой недо­статок состоит в том, что в некоторых проективных методиках отсутствует объективность в определении показателей, часто неудовлет­ворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности. Попытки их валидизации страдают методическими не­достатками либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки. Как указывает А. Анастази [10, т. 2, с. 182], число работ, потерпевших неудачу в доказательстве какой-либо валидности таких проективных методик, как «Нарисуй человека» и «Чернильные пятна» Роршаха, поистине впечатляет.

Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность и статус проективных методик практически не меняются. В первую очередь это объясняется тем, что они, по признанию психодиагностов, в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективных методов связано с тем, что их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способы интерпретации диагностических показателей и их связь с теми или иными проявлениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при обследовании.

Кроме того, проективные методы эффективны для установления контакта с испытуемым, в работе с маленькими детьми. Они, как пра­вило, вызывают интерес со стороны испытуемого, который вовлекается в их выполнение.

Таким образом, при использовании проективных методик проблема создания и поддержания мотивации на диагностирование не является такой острой, как при применении других типов методов.

Вместе с тем некоторые психологи (Л. Каплан, Л. Кронбах) все чаще рассматривают проективные методики как клинические инструменты, которые могут служить дополнительным качественным средством ведения диалога с обследуемым пациентом [10, т. 2] . При таком под­ходе их ценность зависит от умений клинициста, а психометрические характеристики оказываются ненужными.

Однако продолжается работа по психометрической квалификации многих проективных методик. Психологи собирают все более полные и обобщенные сведения относительно их нормативных показателей,осуществляются попытки модификации процедур и способов обработки. Работа в этом направлении позволит, вероятно, в будущем расширить сферу и доступность применения проективных методик широкому кругу диагностов и исследователей.

Проективные техники

Проективные методики — методики, основанные на феномене проекции.

Термин «проекция» был введен Фрейдом еще в 1894 году в статье «Невроз страха», где он писал: “Психика развивает невроз страха, когда чувствует себя неполноценной по отношению к задаче управления (сексуальным) возбуждением, возникающим эндогенно. То есть она действует так, если бы проецировала это возбуждение во внешний мир”. В 1896 году в статье «О защитных нейропсихозах», работая дальше над проекцией, Фрейд более точно сформулировал, что проекция является процессом приписывания собственных влечений, чувств и установок другим людям или внешнему миру, в качестве защитного механизма позволяющим не осознавать таких «нежелательных» явлений в самом себе.

Проекция — особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.

Защитные механизмы — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.

Проективный метод является промежуточным по своему статусу между психологическим измерением (тестирование) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста. Испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действиями (ведет беседу, предъявляет задания). Однако, в отличие от традиционного тестирования, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых.

Все проективные тесты сближает ряд признаков:

— неопределенность материала или инструкции к заданию;

— «открытость» множества потенциальных ответов – принимаются все реакции испытуемого;

— атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

— измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

Теоретические истоки проективных методик находятся, прежде всего, в ассоциативной психологии и психоанализе. Согласно ассоциативной психологии ведущим принципом организации сознания является ассоциация. Данное положение послужило основой возникновения специальной методики — теста свободных словесных ассоциаций, систематизированного Френсисом Гальтоном (1822-1911). Применяя эту методику, экспериментатор по очереди открывал испытуемому список из 75 слов, предлагая ему отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову ассоциацией. Время ответа фиксировалось с помощью секундомера. Авторы при создании теста преследовали двоякую цель: получить средство для выявления нарушений в мыслительных процессах и рассмотреть области значимых внутренних конфликтов. Обычно анализируется доля привычных или распространенных ответов, время реакции, нарушение ассоциативных связей, ухудшение воспроизведения при повторном тестировании. Идеи, лежащие в основе данной методики использовались в дальнейшем при создании специального вида тестового испытания – т.н. «детектора лжи».

В психоанализе основным понятием выступает «бессознательное». Бессознательное — сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируются.

Содержащиеся в бессознательном глубинные тенденции личности в эксперименте могут проявиться, если сознание испытуемого направить на решение особых заданий, характер стимульного материала которых снижает (или нейтрализует) тенденцию критического оценивания своих действий с точки зрения социальной желательности. В этой связи методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).

Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление, прежде всего, субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний».

Основой всех проективных методик является возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека («комплексы») вызывать такие отклики человека на предъявляемый стимул, которые менее всего подвержены тенденции следовать социально приемлемым образцам поведения. Проективные методики предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, прежде всего мотивационных образований, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Эти методы возникли сначала в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии.

В отечественной психологии вопросам теоретического обоснования проективных методик уделялось значительное внимание. Для понимания механизма, реализующегося в проективных методиках, привлекается понятие установки (В. Г. Норакидзе, 1975). Установка — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Иную позицию занимают последователи теории деятельности, опирающиеся на категорию «личностного смысла» (Е. Т. Соколова, 1980). Личностный смысл – индивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система значений, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природной и социальной среды, в которой разворачивается его деятельность. В этом случае спецификой проективных методик считается их направленность на выявление, прежде всего, субъективно-конфликтных отношений. Очевидно, что тем самым заметно сужается сфера проявлений личности, обнаруживаемых с помощью проективных методик. Основным принципом объяснения и анализа феномена проекции продолжает оставаться разработанное в советской психологии понимание процесса восприятия как активного, носящего личностный характер (С. Л. Рубинштейн и др.). В ситуации проективного обследования как личностный смысл, так и отношения, установки обнаруживаются в особенностях перцептивной (перцептивно-моторной) деятельности, которая и должна стать предметом дальнейшего изучения. Разработка интерпретационных схем проективных методик должна осуществляться в двух направлениях: «личностном» и «перцептивном», слияние которых по мере их развития неизбежно.

Применение проективных методик требуют высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование.

Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения – как результат «непосредственного усмотрения».


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Проективные методики в психодиагностике

Кубанский государственный Университет

Факультет Управления специальность психология

Краснодар 2000

содержание

стр.

1. Проективные методики 3

2. Природа проективных методик 3

3. Методика чернильных пятен по Хольцману 4

4. Методика чернильных пятен Г. Роршаха 5

4.1. Описание методики и схема эксперимента 5

4.2. Опрос 6

4.3. Определение пределов чувствительности 6

4.4. Основные приемы шифровки отвтов 7

4.5. Основные детерминанты ответов 7

4.6. Шифровка содержания ответов 7

4.7. Популярность— оригинальность ответов 7

4.8. Психологический смысл локализационных показателей 8

4.9. Кинестетические показатели (М. FM, m) 8

4.10. Содержание 9

4.11. Интерпретация результатов теста 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

Список литературы 12

1 . ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

Число имеющихся проективных методик достаточно велико и продол­жает расти. В этой главе мы рассмотрим основные типы подобных ме­тодик и проиллюстрируем их некоторыми хорошо известными примера­ми. За исключением спорных моментов, присущих конкретным методикам, никакой критической оценки индивидуальным тестам даваться не будет. Вместо этою общая оценка проективных методов с точки зрения основных методологических проблем.будет дана в специальном разделе. Проективные методики являют пример любопытного расхождения тео­ретического исследования и практики: оцениваемые как психометриче­ские инструменты, они в подавляющем большинстве выглядят жалко, но такая оценка тем не менее никак не сказывается на их популярности в клиническом использовании. Природа и суть этого несоответствия бу­дут рассмотрены в последнем разделе главы.

2. ПРИРОДА ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК

Главную особенность проективных методик можно обозначить как отно­сительно неструктурированная задача, т, е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые счимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, чго способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам.

Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Некоторые из них развились из терапевтических методов (например, лечение с помощью произведений искусства), применявшихся к психически больным. На теоретических построениях проективных методик сказывается влияние психоаналитических концепций. Существуют также разрозненные попытки положить в основу проективных методик теорию восприятия и перцептивные теории личности. Следует, конечно, отметить, что нет необходимости оценивать конкретные методики с точки зрения их теоретической направленности или истории происхождения. Методика может оказаться практически полезной, или эмпирически ценной, по другим причинам, нежели те, которые выдвигались для оправдания ее введения для использования специалистами.

В соответствии со свойственным проективным методикам гло­бальным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотива-ционные и межличностные характеристики личности, но также и неко­торые интеллектуальные аспекты поведения, К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль ре­шения проблемных ситуаций. Отдельные адаптации проективных мето­дик специально предназначаются для измерения установок, и тем самым они как бы дополняют методики. Можно добавить, что любой психологический тест, независимо от предназначения, может выполнить роль проективной методики. Например, некоторые клиницисты исполь­зуют таким образом тесты интеллекта.

3. Методика чернильных пятен по Хольцману.

В отличие от большинства проективных методов методика чернильных пятен Хольцмана (Н1Т) представляет собой реальную попытку построить тест в соответствии с требованиями, предъявляемыми к стандартным психо метрическим средствам. Разработанному по типу теста Роршаха, тесту Хольцмана в меньшей мере присущи основные методические недостатки его прототипа. Изменения в стимульных материалах и методике достаточно широки, но не настолько, чтобы считать тест Хольцмана новым тестом и оценивать его безотносительно к теоре тическим и эмпирическим характеристикам теста Роршаха, Методика Хольцмана предусматривает две параллельные серии карточек, по 45 карточек каждая. По каждой карточке дается только один ответ. Имеют ся как серо-белые, так и цветные ‘карточки; несколько чернильных пятен заметно асимметричны. Карточки предварительно отбирались из доста точно большого числа различных, пятен нр трем эмпирическим критериям: 1) степень различия группы студентов колледжа, добровольно принимавших участие в исследовании, и группы находящихся на излечении психических больных; 2) «привлекательность» пятна для получения ответов, определяемая по таким обычным для теста Роршаха переменным, как локализация, цвет, оттенок и движение, и 3) показатели надежности испытуемых.

Применение и определение показателей НIТ неплохо стандартизованы и ясно описаны. Показатели даются по 22 типам ответов, различающихся по большей части на основании переменных, используемых в тесте Роршаха, и таких дополнительных переменных, как патогномиче ская вербализация, тревожность и враждебность. По каждой переменной приводятся процент ильные показатели, полученные на нескольких выборках нормальных испытуемых от 5-летних детей до взрослых, а также на ряде групп: взрослые люди, страдающие такими заболеваниями, как шизофрения, умственная отсталость; дети с эмоциональными наруше­ниями; правонарушители-подростки; алкоголики. Хотя эти нормы получены почти на 2000 человек, число участников в большинстве групп невелико.

Показатели надежности весьма удовлетворительны. Надежность, определенная методом расщепления и методом взаимозаменяемых форм, была тщательно изучена, результаты оказались обнадеживающи­ми. Групповая форма этого теста с использованием слайдов дает по большинству показателей результаты, близкие к результатам, полу­чаемым при индивидуальном проведении теста. Короткая, состоящая из 30 за­даний групповая форма теста дает сходные результаты. К групповой форме применима машинная обработка показателей теста, кроме того, продолжается работа по усовершенствованию программы для компьютерной системы интерпретации показателей.

Ясно, что НIТ с психометрической точки зрения во многом опередил тест Роршаха. Наличие параллельных форм позволяет не только определить надежность при помощи повторного тестирования, но также проводить катамнестические исследования. Сведение ответов до одного на каждую карточку делает продуктивность ответов (К) постоянной для каждого испытуемого, что позволяет избежать многих недостатков тра­диционного определения показателей в тесте Роршаха. Нужно отметить, однако, что длина ответа (количество слов) в этом тесте, в отличие от теста Роршаха, не контролируется и, как доказано, заметно связана с не­которыми показателями НIТ, особенно с частотой ответов на движение.

Для НIТ получены основательные данные по валидности. Исследования по валидности связаны с различными подходами, в том числе с изучением тенденций развития, межкультурных различий, корреляции с другими тестами и с поведенческими проявлениями личностных характеристик, а также со сравнением результатов таких групп, как группы нормальных и больных испытуемых. Полученные результаты перспективны, но нуж­даются в обосновании диагностической значимости различных показате­лей и конструктной валидности оцениваемых этой методикой лич­ностных факторов. Подготовленный Э. Хиллом справочник особенно полезен для клинического использования НIТ, Объеди­няя данные исследований НIТ с полученными результатами по тесту Роршаха, Э. Хилл создает руководство по интерпретации протоколов НIТ на двух уровнях. Первый уровень относится к 22 количественным показателям переменных факторов и их взаимосвязи. Второй является более глубоким уровнем интерпретации, осуществляемой на основе более широких и более общих личностных факторов. При этом исполь­зуются 3 основные категории описания: познавательное функционирование (интеллектуальный уровень и нарушение мышления), аффективное функционирование (уровни зрелости, формы тревожности, защитные механизмы) и представление о себе (в том числе некоторые формы полового отождествления). В справочнике приводятся также 5 подробных опи­саний обследования заболеваний с помощью этого теста.

4. Методика чернильных пятен Г. Роршаха

mirznanii.com

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *