Выгорание сотрудников: эмоциональное и профессиональное
Сгорела лампочка, ну что ж – сменить ее несложно. С душой, увы, того же сделать невозможно… (Т. Бычкова)
Актуальная проблема современного работающего человека – работа на износ, чрезмерные профессиональные нагрузки, нервное перенапряжение. Как итог – профессиональное и эмоциональное выгорание, хроническая подавленность, усталость, апатия, равнодушие к жизни. В гонке за признанием, деньгами или высоким чином человек выкладывается на все 100%, идет к своей цели, стремится к желанному всей душой. Однако зачастую, придя к своей мечте, он не испытывает счастья – эмоционально человек настолько измотан, что просто не чувствует радости.
Синдром выгорания сотрудников не выдуманный. Это реальная «болезнь XXI века», которой подвержены предприниматели, работники крупных компаний и заядлые трудоголики. Если вовремя не включить «перезагрузку», «болезнь» будет прогрессировать, затягивая человека на самое дно. Как вовремя распознать и предупредить эмоциональное и профессиональное выгорание сотрудников в вашей компании?
Осторожно, высокое напряжение: профессиональное выгорание сотрудников
Впервые об опасном диагнозе «выгорания» заговорили в 1974 году. Американский специалист по психиатрии Г. Фреденберг проводил исследования в штате работников крупной компании и выявил симптомы постепенного снижения их увлеченности работой, истощения в психологическом плане. Сотрудники жаловались на потерю интереса к привычной работе, уменьшение производительности труда, угасание активности, трудового рвения. Причем ничего общего с обыкновенной усталостью организма это состояние не имело – эмоциональное выгорание было тесно связано с занятостью, работой, а его признаки не уходили после отдыха или сна.
Профессиональное выгорание – это общее негативное состояние человека, развивающееся на фоне хронического стресса в условиях профессиональной деятельности и ведущее к психическому и эмоциональному истощению внутренних ресурсов личности.
В процессе работы каждый сотрудник испытывает нагрузки любого рода – физические, эмоциональные, психологические. Без них не обходится жизнь современного человека. Однако при незначительном регулярном напряжении организм самостоятельно справляется со стрессом, естественная «перезагрузка» происходит быстро, не вызывая существенных деформаций в сознании и повседневной жизни человека. Но когда сотрудник подвержен мощным нагрузкам постоянно, отрицательные ситуации «сматываются» в тугой клубок, откладываются, накапливаются в огромный «снежный ком». Без «разрядки» негатив давит на сознание, изматывает человека, и, как следствие, наступает профессиональное выгорание.
Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности является следствием долговременного нахождения человека в стрессовой атмосфере, возникшей вследствие накопившихся внутренних противоречий с окружающими его факторами.
Жертвами синдрома чаще всего становятся сотрудники, чья деятельность связана с постоянным, личным общением с людьми и нервным перенапряжением. К данной категории сотрудников относятся:
- Менеджеры по продажам
- Врачи
- Психологи
- Работники социальных отделений
- Руководители компаний
- Преподаватели
- Юристы
Более склонными к синдрому выгорания являются лица, имеющие определенные черты характера. Это гуманные личности-идеалисты, интроверты, чуткие, ранимые люди, которым свойственен низкий уровень психической устойчивости к негативному влиянию окружения. Также выявлено, что женщины более склонны к профессиональному выгоранию, чем мужчины, в силу их врожденной эмоциональности.
По данным статистических исследований (Журнал «Кадровик», 2011 год), наиболее склонными к профессиональному выгоранию являются следующие категории лиц:
- Руководство (43%)
- Творческие личности (35%)
- Менеджеры в сфере продаж (28%)
- Специалисты в возрасте, близком к пенсионному (22%)
- Работники, занятые ежедневными рутинными задачами (20%)
- Новички, не имеющие коуча, наставника (5%)
Профессиональное выгорание: причины «пожароопасной» проблемы
По мнению многих психологов, выгорание – это своеобразный механизм защиты, который включается организмом в ответ на психотравмирующие факторы. Как правило, нервная система человека имеет свой лимит проводимых психологических процессов, например, общение, восприятие, внимание, решение каких-то задач. В течение дня конкретная личность может уделить внимание ограниченному количеству людей, воспринять определенное количество информации, решить круг поставленных задач. В случае, если человек регулярно превышает этот лимит, происходит перенапряжение нервной системы, затем истощение и эмоциональное выгорание. «Яркие краски дня» блекнут, становятся серыми, приходит апатия, безразличие, раздраженность.
Основные причины синдрома профессионального выгорания:
- Рутинность, монотонность рабочего дня
- Перегруженность работой или, наоборот, наличие свободного времени, не заполненного рабочими делами
- Негативная, нездоровая атмосфера в коллективе (высокомерное общение или «дедовщина»)
- Работа, связанная с постоянным общением с незнакомыми людьми
- Низкооплачиваемая деятельность, отсутствие профессионального роста, развития карьеры
- Низкая самоорганизация
- Отсутствие системы мотивации в организации
- Регулярная смена руководящего звена, постоянные изменения рабочих обязанностей, неправильное делегирование обязанностей, ответственности
Эмоциональное выгорание сотрудников: симптомы «отравления» работой
Синдром эмоционального выгорания сотрудников в компании не проходит незамеченным. Симптомы «патологии» отображаются не только в эмоциональном плане, но и затрагивают другие важные аспекты человека.
Признаки синдрома профессионального выгорания сотрудников условно разделяются на три блока:
1. Симптомы психофизического плана:
- Постоянная усталость, которая проявляется не только в вечернее время, но и не проходит утром, после пробуждения
- Ощущение истощения (физического и эмоционального), снижение тонуса и энергичности
- Отсутствие любопытства, ощущения новизны
- Снижение защитной реакции, отсутствие страха в опасной ситуации
- Скачки веса (потеря или прибавление в весе без видимой причины)
- Бессонница
- Нарушения работы некоторых систем организма (расстройство пищеварения, головные боли, дисфункции дыхания)
- Вялость, сонливое состояние в течение дня
- Ухудшение зрения, осязания, обоняния
2. Социально-психологические признаки:
- Тревожность без повода, беспричинное беспокойство, страх
- Нервные срывы
- Безразличие, апатия, пассивность, депрессивное состояние
- Раздраженность, вспышки гнева даже на мелкие неприятности
- Постоянное копание в возникающих эмоциях (вина, стыд, обида, замкнутость)Занижение собственных способностей
- Негативная установка в отношении профессиональных и личных перспектив
3. Изменения в области поведения человека:
- Ощущение бессмысленности и тяжести труда
- Отдаление от коллег, неадекватная, негативная реакция на общение, агрессия, повышенная критичность
- Стабильное угасание мотивации к работе, безразличие к собственным достижениям
- Регулярное нарушение рабочего режима (приход позже, уход – раньше положенного)Затруднение в принятии каких-то решений
- Возникновение вредных привычек (злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами, курение)
Эмоциональное выгорание сотрудников опасно как для них самих, так и для организации. Результатом могут быть такие проблемы, как систематическая текучесть кадров, зарождение негативной атмосферы в коллективе, снижение производительности труда всей компании. Безусловно, не все работники в компании склонны к эмоциональному выгоранию – заядлые активисты и оптимисты обладают высокой степенью устойчивости к данному синдрому. Однако не всем присущи такие качества и своеобразный подход к работе. Что делать? Своевременно проводить профилактику выгорания сотрудников и искоренять проблему на этапе ее зарождения – причем это нужно делать не только компании, но и самим сотрудникам.
Не сгореть дотла: профилактика профессионального выгорания
Полностью исключить влияние негативных и вредных факторов в процессе работы невозможно. Однако правильно внедренная профилактика профессионального выгорания поможет предотвратить последствия синдрома, помочь сотрудникам обрести веру в свои возможности и по-новому взглянуть на свои, пусть даже рутинные и скучные обязанности. Главное – правильная установка и положительный подход к проблеме! Все в наших руках!
Со стороны организации доминирующими профилактическими направлениями, предотвращающими выгорание сотрудников, являются:
- Развитие систем мотивации
- Улучшение условий труда
- Тимбилдинг
- Ротация персонала (горизонтальная или вертикальная)
- Планирование четкой системы продвижения сотрудников, их карьерного роста
- Оптимизирование рабочих обязанностей, правильное делегирование полномочий
- Повышение заработной платы
- Социальная защита работников
- Предотвращение (искоренение) негатива в коллективе
- Внедрение в компанию специальных тренингов, ролевых и деловых игр, привлечение коучей, активных наставников
- Конструктивная оценка работы персонала, проведение мониторинга вовлеченности и удовлетворения работников своей деятельностью.
Важная миссия руководства – верно распределить приоритеты, выделить цели компании и донести их до сотрудников. Как пример можно рассмотреть старинную притчу о строителях, которые занимались одним делом, но ассоциировали его по-разному. Первый просто «тащил тяжелую, проклятую тачку со строительными материалами», второй «зарабатывал средства для своей семьи», а третий – «участвовал в уникальном строительстве прекрасного собора». Правильная постановка задачи – главное условие, мотивирующее работников.
Сами сотрудники также должны прикладывать усилия к тому, чтобы работа была не тяжелым бременем, выматывающим эмоционально и психологически, а приятной и полезной деятельностью. Профилактика эмоционального выгорания со стороны сотрудников заключается в правильном позиционировании проблем, взгляд на неприятности в новом русле и отвлечении:
- Во время работы переключайтесь на другие темы, делайте небольшие перерывы. Психологи рекомендуют осмотреться вокруг, отметить мельчайшие детали интерьера природы, мысленно произнести их про себя. Такой простой прием позволит извлечь стрессовые моменты из сознания, переключиться на позитивную ноту и расслабиться.
- Относитесь к стрессовым факторам с позитивом, а также снижайте значимость неприятных, травмирующих ситуаций, как бы трудно это не было. Помните: причиной вашего стресса являются не люди, а ваше отношение к создавшейся ситуации. Проще смотрите на вещи, «отпускайте» проблему, с юмором относитесь к сложившимся неприятностям.
- Подключайте нагрузки физического плана. Легкая зарядка, фитнес перед работой, активная прогулка в вечернее (обеденное) время, выброс энергии методом битья подушки (груши) – любой метод хорош, лишь бы после него вы чувствовали прилив энергии и жизнерадостность.
- Абстрагируйтесь от рабочих мыслей в условиях дома, во время отдыха. Ваш мозг должен уметь переключаться на отдых, профессиональные задачи по мере возможности оставляйте в стенах кабинета.
- Правильно распределяйте рабочее время, старайтесь не «заваливать» себя работой, дозируйте труд, умейте отложить что-то и «на завтра».
- Занимайтесь творчеством, найдите для себя новое хобби, интересное занятие по душе. Танцуйте самбу, рисуйте инопланетян, раскрашивайте картины по номерам, выкладывайте пазлы – в свободное время отвлекайтесь и занимайтесь тем, что приносит вам радость.
- Используйте эффективные методы саморегуляции. Попробуйте применить антистрессовое дыхание, запишите и повторяйте фразы аутогенных тренировок, помогающие стабилизировать эмоции, займитесь медитацией.
- Даже в самой непростой ситуации избегайте конфликтов, старайтесь выстроить и отстоять свою позицию, умейте управлять диалогом. Запишитесь на эффективные тренинги, которые помогут посмотреть на вашу проблему со стороны, выявить недочеты или промахи в общении и управлении. Интереснейший курс Владимира Тарасова «Идеальный подчиненный» поможет вам узнать о методиках взаимодействия между руководителем и подчиненным, изучить искусство подчинения и получить инструменты управления, которые пригодятся не только в бизнесе, работе, но и в повседневной жизни.
Помните: жизнь – это не только работа. Есть еще масса приятных занятий, которые подарят вам необыкновенные чувства эмоционального наслаждения, восторга, помогут вернуть ощущения новизны и счастья. Общайтесь с родными, проводите досуг в кругу семьи, путешествуйте, делитесь положительными эмоциями, не зацикливайтесь только на работе. Ведь жизнь прекрасна: и у вас она одна!
Полезные статьи и материалы:
Поделиться в социальных сетях:
Зарегистрироваться
premiummanagement.com
Эмоциональное (профессиональное) выгорание
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением.
Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Синдром часто встречается у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми — у врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т. д.
Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.
Синдром выгорания представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку имитировать реакцию, не тратя никаких психологических ресурсов. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами, что выражается в форме личностных изменений в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений (систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении).
Синдром эмоционального выгорания проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе и в семье, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам (близким), так и к коллегам (сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома эмоционального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой.
Развитие эмоционального выгорания разделяется на несколько фаз:
I Фаза. Напряжение
Является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Состоит из следующих симптомов:
1. Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств
Проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».
2. Симптом неудовлетворенности собой
В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями, жизнью. Действует механизм «эмоционального переноса» — энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.
3. Симптомы загнанности в клетку
Возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства давят и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, но если выхода не видно, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора и депрессия.
4. Симптом тревоги и депрессии
Симптом загнанности в клетку может перейти в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Этот симптом является крайней точкой в формировании I фазы.
II Фаза. Резистенция
Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств. Формирование защиты на этапе сопротивления происходит на фоне следующих явлений:
1. Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования
Несомненный признак «выгорания», когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями:
- вялое проявление эмоций;
- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
В первом случае речь идет о полезном навыке взаимодействия с людьми — подключать эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. При необходимости человек способен отнестись к собеседнику или клиенту более эмоционально, с искренним сочувствием.
Совсем иное дело, когда человек неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным — уделю внимание собеседнику, партнеру, коллеге. Будет настроение — откликнусь на его состояние и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное — эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, т.е. переходит в плоскость нравственности.
2. Симптом эмоционально-нравственной дезориентации
Он является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с людьми. Человек не только осознает, что не проявляет должного эмоционального отношения к своему собеседнику, он еще и оправдывается: «таким людям нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться», «она еще и на шею сядет» и т.п.
Подобные мысли и оценки говорят о том, что нравственные чувства человека остаются в стороне. Врач, социальный работник, учитель не имеет морального права делить подопечных на «хороших» и «плохих», на достойных и недостойных уважения. Истинный профессионализм — безоценочное отношение к людям, уважение к личности, и выполнение своего профессионального долга.
3. Симптом расширения сферы экономии эмоций
Типичный случай: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще «рычите» на супруга и детей. Кстати, именно домашние часто становятся жертвой эмоционального выгорания.
4. Симптом редукции профессиональных обязанностей
Проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Подопечных обделяют элементарным вниманием.
III Фаза. Истощение
Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности.
1. Симптом эмоционального дефицита
К человеку приходит ощущение, что эмоционально он не может помогать своим близким или клиентам. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: раньше таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость.
2. Симптом эмоциональной отстраненности
Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из своей жизни.
Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.
Подопечный может быть глубоко травмирован проявленным к нему безразличием. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».
3. Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации
«Метастазы» выгорания проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах выгорания личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех перестрелять».
В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная работа с людьми.
4.Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений
Если с нравственностью у человека все нормально, он не может себе позволить плевать на людей, а выгорание продолжает нарастать — могут происходить отклонения в соматических или психических состояниях. Порой, даже мысль об общении с людьми вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.
Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряженном ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности.
Чтобы попытаться справится с выгоранием нужно:
- Разделять свою работу на этапы. В начале я напишу абзац, после еще один, и еще один. Сделаю это дело, вот это дело, и следующее.
- Смена впечатлений. Наполнение себя положительными эмоциями очень важно. Не бойтесь радовать себя мелочами. Если есть время, прогуляйтесь, если есть лишняя мелочь, купите себе вкусненького. В этом нет ничего странного или детского, все так делают.
- Мелкая полезная деятельность. Можно переложить вещи в шкафу, помыть полы в одной комнате, выкинуть мусор. От полезной деятельности ради комфорта вам станет легче.
- Живое общение очень важно, поэтому не стоит им пренебрегать или откладывать. Не стоит скрывать свои проблемы и волнения, так как они не исчезнут из вашей головы. Если уже появились, они будут накапливаться. Поэтому ими важно делиться с близкими, чтобы они знали, что вас волнует.
Если вы считаете, что это вам не поможет, или не помогает, то не стоит откладывать визит к специалистаму, так как эмоциональное выгорание вредит вашей жизни и здоровью, и оно однажды не исчезнет, а будет прогрессировать.
Изучение указанного состояния проводилось американскими психологами Кристиной Маслач (англ.) и Сьюзан Джексон, которые характеризовали его как эмоциональное опустошение. Изучение синдрома проводится по предложенной Маслач методике: Maslach Burnout Inventory (MBI).
Помимо MBI в российской психотерапевтической практике используется опросник Виктора Васильевича Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.
По мотивам вышеуказанных ссылок и википедии
Дополнение. Ссылки на статьи сайта по теме
Эмоциональное выгорание
Фатиг-синдром: усталость сегодня. Ещё про эмоциональное выгорание
xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai
Эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание — Психологос
«Тот руководитель, который горит на работе, не жалея себя — является вредителем, отодвигающим окончательную победу коммунистического труда!» — этот лозунг советских времен не теряет свою актуальность. Эмоциональное выгорание — на слуху. Это исчезновение энергии, желания и «огонька» в отношении к делу, которое раньше вызывал интерес и энтузиазм.
То есть дело еще делается, но уже без души, душа не включается. Раньше «горел» делом, а теперь только исполняю.
Важно: об эмоциональном выгорании говорят только применительно к делу, к работе, поэтому «профессиональное выгорание» — это о том же. А вот «надоело» — это о другом. Надоесть какое-то дело может за 15 минут, выгорание случается через месяцы и годы работы.
В спорте есть понятие перетренированность — при неправильно организованных нагрузках мышцы не успевают отдохнуть, остается чувство усталости, и, как следствие, нежелание заниматься, снижение физической силы. Эмоциональное выгорание похоже на перетренированность, но если перетренироваться (и отдохнуть) можно за несколько дней, то эмоциональное выгорание описывает более длительные процессы.
Для диагностики эмоционального выгорания используется методика MBI (Maslach Burnout Inventory) и опросник В. В. Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.
Утверждение, что при интенсивной и длительной работе эмоциональное выгорание неизбежно — миф. Те авторы, которые из лучших побуждений хотят предупредить коллег и внушают, что работать с душой, вкладывая в работу свою душу — опасно, что всех учителей, врачей, психологов и преподавателей, которые выкладываются на работе, рано или поздно ждет эмоциональное выгорание, пустота в душе и депрессия, — по факту являются вредителями, распространяющими негативные информационные вирусы. Все в порядке, коллеги, работать с душой можно, ежедневно выкладываться, занимаясь любимым делом — можно и правильно, и при правильной организации жизни и работы вам ничего, кроме радости и благодарности людей, не грозит.
Главный пункт, на который нужно обратить внимание — «при правильной организации жизни и работы». Эмоциональное выгорание — реальность, но это следствие не того, что человек день за днем эмоционально выкладывается, а то, что он делает это не так. Научитесь работать грамотно, и ближайшие десятилетия вам специалисты по эмоциональному выгоранию — не понадобятся.
Основная причина эмоционального выгорания — это физическая и душевная усталость, которая накапливается при неправильно организованной работе в течение длительного срока. Соответственно, если организовать себе хорошие условия работы и наладить правильный отдых, эмоционального выгорания не будет.
Ответьте на вопрос, что вам проще: жаловаться на конечно неизбежное эмоциональное выгорание или все-таки наладить себе нормальный отдых? Наладите?
Дополнительные, сопутствующие причины — появившиеся трудности в деле, к которым человек оказался не готов. Пошли ошибки, переживания и недовольство собой. Когда душа устает и от этого, возникает желание все бросить. Но нельзя, и человек продолжает работать уже без души. Ошибочка: научитесь правильному отношению к трудностям, отучите себя ругать за ошибки, и перегорать не будете.
Есть и личностные качества, приводящие к эмоциональному выгоранию, см.→
Профилактика выгорания, скорая помощь и работа на перспективу
К эмоциональному выгоранию следует относиться, как и к любой другой временной трудности: можно долго переживать и злиться на себя, окружающих и мир в целом, а можно — активно организовать себе отдых и продумать на будущее систему планирования, систему разумного отдыха. Если вы заботитесь о деле, если вы думаете о будущем, вы позаботитесь не только о текущей профилактике эмоционального выгорания и о том, что есть люди, в принципе не подверженные эмоциональному выгоранию… Интересно? См.→
www.psychologos.ru
Эмоциональное выгорание: синдромы, признаки, профилактика
Если вы чувствуете себя беспомощным, расстроенным и полностью истощённым из-за постоянного стресса, возможно, вы близки к эмоциональному выгоранию. Из статьи вы узнаете причины такого состояния и три шага к устранению проблемы.Содержание:
Уныние и отстранённость, свойственные синдрому эмоционального выгорания, ставят под угрозу вашу карьеру, отношения и здоровье. Но если обратить внимание на ранние симптомы, то можно предотвратить выгорание. А если синдром эмоционального выгорания уже явно выражен, существует достаточно способов улучшить положение и начать мыслить в позитивном и оптимистичном ключе.
Что такое синдром эмоционального выгорания?
Это — состояние эмоционального, физического и психологического истощения, которые являются результатом воздействия сильного и продолжительного стресса. Он проявляется, когда чувствуешь себя перегруженным, эмоционально истощённым и неспособным выполнять постоянные требования. Если стресс продолжает накапливаться, вы теряете интерес и мотивацию к тому, что делаете, пишет портал HelpGuide.
Эмоциональное выгорание снижает продуктивность и лишает энергии, оставляя ощущение нарастающей беспомощности, безнадёжности, недовольства. Со временем появляется ощущение, что сил нет больше ни на что.
Эти последствия выливаются в каждую сферу жизни — личную, профессиональную и социальную. У эмоционального выгорания случаются и физиологические проявления, которые делают организм уязвимым к заболеваниям, например, к простуде. Из-за такого количества последствий важно разбираться с эмоциональным выгоранием как можно скорее.
Поводы задуматься:
- каждый день — плохой день;
- мысли о работе или домашних делах кажутся бесполезной тратой энергии;
- постоянное бессилие;
- большая часть дня уходит на задачи, которые вы считаете бесполезными или утомительными;
- ощущение, что ваша работа неважна или никем не ценится.
Признаки и симптомы эмоционального выгорания
Каждому в жизни выпадают дни, когда чувствуешь себя беспомощным, перегруженным и недооценённым, когда подняться с кровати требует невероятных усилий. Но если такое ощущение у вас постоянно — возможно, что у вас развился синдром эмоционального выгорания.
Выгорание — это последовательный процесс. Оно не возникает за один день, а подкрадывается незаметно. Начальные признаки и симптомы часто игнорируются, но со временем становятся очевиднее. Необходимо относиться к ним как к сигналам, что пора предпринимать меры. Если обращать на это внимание и бороться со стрессом, худшего удастся избежать.
Физиологические признаки и симптомы эмоционального выгорания:
- ощущение усталости и истощения большую часть времени;
- пониженный иммунитет, постоянные болезни;
- частые головные и мышечные боли;
- нарушение аппетита и режима сна.
Эмоциональные:
- чувство собственной бесполезности, сомнения в себе;
- ощущение беспомощности, поражения, загнанности в угол;
- отстранённость, одиночество;
- потеря мотивации;
- негативное и циничное восприятие всего и всех;
- сниженное удовлетворение от выполняемой работы.
Поведенческие:
- избегание ответственности;
- изоляция себя от окружающих;
- прокрастинация, большие затраты времени на выполнение задач;
- переедание или злоупотребление алкоголем для «борьбы» со стрессом;
- вымещение недовольства на других;
- прогулы работы, опоздания или уход раньше.
Разница между стрессом и эмоциональным выгоранием
Выгорание — следствие стресса, но это не одно и то же. Стресс связан с тем, что от вас требуется слишком много физических или психологических усилий. В таком состоянии человек всё же способен представить себе ситуацию, в которой он берёт всё под контроль, и ему становится легче.
Эмоциональное выгорание же связано с нехваткой. Это и ощущение пустоты, и психологического истощения, и отсутствие эмоций, и безразличность. Перегоревшие люди часто не видят никакой надежды на позитивные изменения ситуации. Если излишний стресс создаёт ощущение того, что вы тонете в избытке дел и обязанностей, то выгорание — это ощущение полного иссушения. К тому же стресс обычно заметен, а симптомы эмоционального выгорания выявить труднее.
Стресс | Эмоциональное выгорание |
Характеризуется перегруженностью | Характеризуется отстранённостью от дел |
Излишняя эмоциональная реакция | Пониженная эмоциональная реакция |
Повышенная активность как следствие | Ощущение беспомощности и безнадёжности |
Потеря энергии | Потеря мотивации, надежды, идеалов |
Ведёт к беспокойствам | Ведёт к отстранённости и депрессии |
Негативное влияние по большей части на физическое здоровье | Негативное влияние в основном на эмоциональное состояние |
Может состарить вас раньше времени | Может создать ощущение бессмысленности жизни |
Причины эмоционального выгорания
Чаще всего причиной становится профессиональная деятельность, но она не единственная. Влияние оказывают и образ жизни, и личные качества. То, как вы проводите свободное время и как воспринимаете окружающий мир, играет не меньшую роль в возникновении сильного стресса на работе и дома.
Профессиональные причины эмоционального выгорания
- Ощущение, что вы не контролируете свою работу.
- Отсутствие поощрения за хорошо сделанную работу.
- Нечёткие или завышенные профессиональные ожидания.
- Выполнение скучных, лёгких и монотонных задач.
- Работа в обстановке хаоса и повышенного давления.
Влияние образа жизни
- Переработка, недостаток времени на отдых и общение.
- Нехватка поддержки близких.
- Переизбыток ответственности, без поддержки окружающих.
- Недостаток сна.
Личные качества, которые влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания
- Склонность к перфекционизму.
- Пессимистический взгляд на самого себя и окружающий мир.
- Необходимость всё контролировать, нежелание делегировать.
- Стремление к очень большим достижениям.
Три шага, которые стоит предпринять
При явных признаках неминуемого эмоционального выгорания стоит сделать паузу и изменить подход, чтобы преодолеть выгорание и ощутить себя снова здоровым и позитивным. Попытки «перетерпеть» и дальше жить и работать так же, как раньше, приведёт к большим физическим и психологическим проблемам.
- Обратите внимание на признаки эмоционального выгорания.
- Исправьте уже имеющиеся проблемы с помощью поддержки коллег и близких, возьмите стресс под контроль.
- Работайте над устойчивостью к стрессу, занимайтесь улучшением физического и эмоционального здоровья.
academy-prof.ru
Начать тестирование |
Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. |
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. |
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности. |
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее). |
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого. |
От меня как профессионала/человека мало зависит благополучие партнеров. |
Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. |
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). |
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует долг, в том числе профессиональный. |
Моя работа/учеба притупляет эмоции. |
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни. |
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний. |
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. |
Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения. |
Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность. |
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную. |
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые. |
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. |
Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. |
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. |
Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение. |
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. |
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. |
При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение. |
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. |
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми. |
Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной. |
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не до пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п. |
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. |
В общении я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла». |
Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе. |
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). |
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. |
Я очень переживаю за свою работу/учебу. |
Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. |
При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. |
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством. |
Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям. |
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе. |
Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. |
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. |
Я разделяю деловых партнеров на «хороших» и «плохих». |
Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. |
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. |
Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. |
Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души. |
Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. |
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. |
На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. |
Успехи в работе/учебе вдохновляют меня. |
Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). |
Я потерял покой из-за работы/учебы. |
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов). |
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. |
Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции. |
Я часто работаю через силу. |
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь. |
Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье». |
Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. |
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. |
Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный. |
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. |
Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив. |
Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серьезные проблемы. |
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. |
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. |
Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами. |
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился. |
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. |
Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. |
Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня. |
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. |
Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко. |
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. |
Моя карьера складывается удачно. |
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой/учебой. |
Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать. |
Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. |
Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями. |
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. |
Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе. |
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство. |
Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. |
Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье. |
experimental-psychic.ru
Эмоциональное выгорание: причины, последствия | Статья в журнале «Молодой ученый»
В данной статье раскрывается тема синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ) педагогов, определены причины появления СЭВ, описаны основные симптомы СЭВ.
Ключевые слова: синдромэмоционального выгорания, причины появления СЭВ, симптомы СЭВ
In this article, we will cover the topic of teachers’ emotional burnout syndrome, we will find out the reasons for the appearance of EBS, we will study its main symptoms and develop the preventive measures that will help us to protect ourselves from such a disease as EBS.
Key words: emotional burnout syndrome, reasons for the appearance of EBS, symptoms of EBS, psychological preventive measures of EBS
Всовременном мире огромное количество профессий подвержено нервно-психическим нагрузкам. Люди находятся в постоянном стрессовом состоянии, им становится тяжело управлять собой, собственными эмоциями, появляется злоба, агрессия. Времени на отдых, как правило, нет. И помочь понять, что же с ними происходит никто не может. Не во всех сферах деятельности есть психологи, и не каждый человек понимает, что он столкнулся с проблемой эмоционального выгорания. Особенно часто синдром эмоционального выгорания встречается у тех людей, чья работа осуществляется путем взаимодействия «человек — человек». Самой распространенной профессией такого типа является профессия педагога.
Синдром профессионального выгорания, по мнению психологов, является неблагоприятной реакцией человека, и педагога в частности, на рабочие стрессы. В данной статье мы изучим причины, развитие эмоционального выгорания педагогов, и особенности психопрофилактической работы, направленной на профилактику эмоционального выгорания. Актуальность данного вопроса объясняется тем, что эмоциональное выгорание педагога — эта одна из самых крупнейших преград на пути его профессионализма.
В 1974 г американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг ввел понятие«синдром эмоционального выгорания» педагогов. Данное понятие происходит от термина «burnout», который переводится как «сгорание» или «выгорание».
Х. Дж.Фрейденберг вывел этот термин для характеристики психологического состояния людей, их деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [7].
Люди, как струны на гитаре. Струны бывают тонкие, бывают потолще. Тонкие струны рвутся гораздо чаще и быстрее, нежели толстые. Так же и люди. Те, что «тоньше», т. е. чувствительные, ранимые, романтичные, восприимчивые, рвутся быстрее, т. е. подвергаются стрессам, которые потом перерастают в синдром эмоционального выгорания. Все вышеперечисленные качества больше свойственные женщинам, чем мужчинам, поэтому чаще синдрому эмоционального выгорания подвержена женская половина общества.
Всем известно, что большинство педагогов, работников школы — это женщины. Работа педагога очень энергозатратная, сложная, и имеющая большое значение в жизни каждого человека. Вся работа педагога направленна на результат. Его задача — научить. Сделать так, чтобы всё непонятное стало понятным. Чтобы достичь нужных результатов, педагоги тратят огромное количество времени на своих учеников; их нервная система, психика находятся в постоянном, активном и непрерывном рабочем состоянии. Помимо эмоциональных затрат, так же уходят и физические силы. Педагоги всегда ждут и мечтают о высокой оценке их труда, это значит, что они ждут эмоциональной отдачи, наполненной положительной энергией, от учеников, от их родителей, от руководства. Когда эмоциональная отдача от учеников идет негативная, это способствует негативным действиям со стороны родителей. В таких случаях педагог начинает наполняться отрицательными эмоциями, они копятся, мешают ему полностью отдаваться своей работе. Тут же подключатся и администрация школы, и она тоже требует результативной деятельности педагога, усвоения знаний учениками, это всё ещё больше давит на педагога, и он опять же наполняется отрицательными эмоциями.
В данной ситуации педагог, чтобы избавиться от негативных эмоций начинает подавлять их. Это приводит к тому, что у него появляется ощущение бессмысленности работы. Цели ставятся и не достигаются. Зачем же тогда работать? Кому же тогда нужна моя работа? Тут же возникает негативное отношение к свей работе, профессии.
Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике показал, что выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания [9, 2с].
Физические симптомы:усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия (повышенное давление), язвы, нарывы, сердечные болезни.
Эмоциональные симптомы:недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, нервные рыдания, истерики, душевные страдания, потеря идеалов или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены), преобладает чувство одиночества.
Поведенческие симптомы:рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; стол скудный, без изысков, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т. д.), импульсивное эмоциональное поведение.
Интеллектуальное состояние:уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе), увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы
Социальные симптомы:нет времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
СЭВ наступает неожиданно, подкрадывается незаметно. Когда у педагога не получается достичь результата, он не сдается, он идет вперед. Ему не страшны трудности. Он начинает ещё больше и глубже погружаться в свою работу. Тратит огромное количество времени на достижение своих профессиональных целей. Забывает о себе, о своем здоровье, отдыхе. Он целиком и полностью поглощён работой. На данном этапе уже можно бить тревогу. Это и есть начало СЭВ, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах.
Кроме того, обобщая теоретические основы проблем СЭВ, можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания педагога [1, 92 с]:
- нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
- резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
- истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Лечить СЭВ намного сложнее, чем предотвратить. Нужно начинать действовать как можно раньше. Перед тем, как мы начнем свою профилактическую работу нам необходимо разобраться в причинах, вызывающих СЭВ.
В. В. Бойко (1997) выделяет две основные причины: внешние (организационные) факторы, включающие условия работы и социально — психологические условия деятельности, и внутренние факторы (индивидуально — психологические особенности) [1, 87с].
К внешним факторам можно отнести хроническую напряженную психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующую организацию деятельности, повышенную ответственность за исполняемые функции и операции, неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности, а также психологически трудный контингент, с которым имеет делопрофессионал в сфере общения.
К внутренним факторам, обусловливающим эмоциональное выгорание, в свою очередь, можно отнести: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивную интериоризацию (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности, слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, а также нравственные дефекты и дезориентация личности.
Традиционно выделяют три вида психологической профилактики СЭВ [5, 5 с.].
Первичная профилактика включает мероприятия, предупреждающие возникновения эмоционального выгорания. К задачам первичной психопрофилактики относится определение группы риска — лиц с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья — и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам.
Вторичная психопрофилактика касается специалистов, которые уже испытывают признаки «выгорания». Она объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших психологических нарушений, их хронизации, на уменьшение проявлений, облегчение течения и улучшения исхода. Комплекс мероприятий направлен на осознание и принятие проблем, восстановление личностных ресурсов. Важнейшими составными частями вторичной психопрофилактики является: создание системы раннего выявления признаков «выгорания» специалистов, обеспечение доступности квалификационной психологической, медицинской и социальной помощи.
Третичная психопрофилактика, или реабилитация специалистов с высокой степенью профессионального выгорания, способствует предупреждению его неблагоприятных социальных последствий, предупреждению рецидивов.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что СЭВ оказывает влияние на эффективность профессиональной деятельности педагогов. От психологического благополучия учителя зависит не только его деятельность, но и атмосфера в классе, а соответственно, и эффективность учебной деятельности школьников. Таким образом, решая проблему СЭВ педагогов мы можем повысить как продуктивность профессиональной деятельности учителя, так и учебной деятельности школьника.
Подводя итоги, стоит отметить, что для того, чтобы избежать столкновения с проблемой эмоционального выгорания, необходимо помнить о своем здоровье и вовремя реагировать на первичные проявления синдрома.
Литература:
- В. В. Бойко. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других — М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — 472 с.
- Изотова Е. Г. Основные вопросы психологического сопровождения педагогической деятельности в рамках реализации ФГОС второго поколения // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. / [редкол.: Е. В. Карпова (отв. ред.) и др.]. — Ярославль, 2011. — С. 84 –88.
- Изотова Е. Г., Острогина Ю. С. Специфические особенности педагогической деятельности// Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. второй Всерос. интернет–конф., октябрь–декабрь 2012 г. / под ред. Е. В. Карповой. — Ярославль: Изд–во ЯГПУ, 2012. — С. 114– 119.
- Изотова Е. Г. Специфика синдрома эмоционального выгорания у учителей средней школы // Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образоватеьных парадигм: материалы междунар.конф. «Чтения ушинского», пед.фак.ЯГПУ. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. — Ч.I.
- Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. / авт. — сост. О.И Бабич. — Изд. 2-е. — Волгоград: Учитель. — 122 с.
- Психология здоровья: учебник для вузов / Под редакцией Г. С. Никифорова — СПб: Питер, 2003–608 с.
- Психология индивидуальных различий /Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. — 776 с. — (Серия: Хрестоматияпо психологии)
- Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997–187 с.
- Синдром эмоционального выгорания. Г. А. Макарова к.пс.н., директор Института консультирования ППЛ — 10 с.
Основные термины (генерируются автоматически): EBS, эмоциональное выгорание, работа, педагог, эмоциональная отдача, профессиональная деятельность, вторичная психопрофилактика, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание педагогов, причина появления СЭВ.
moluch.ru
Профессиональное выгорание на работе, как распознать и что делать?
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты энергии, проявляющийся в состоянии истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат стресса на рабочем месте (1).
Впервые термин «выгорание» был использован в далеком 1974 году психиатором X. Фреденбергером. Он исследовал тогда состояние психически здоровых людей, которые по роду своей деятельности оказывали психологические услуги.
С тех пор выгорание на работе было исследовано и диагностировано у представителей разных профессий и разных возрастов, тем самым подтвердив тот факт, что «выгоранию» подвержен любой человек независимо от пола, возраста и рода деятельности.
Наличие или отсутствие признаков синдрома профессионального выгорания вы можете проверить у себя самостоятельно. Если вы обнаружили хотя бы один признак из ниже перечисленных, то можно говорить о начале формирования синдрома «выгорания». Если же у вас обнаруживается сочетание нескольких признаков, в таком случае, это говорит об уже сформировавшемся синдроме «выгорания» и это серьезный повод для того, чтобы уделить этому внимание, разобраться в причинах и устранить их для предотвращения последствий.
Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания:
- «Эмоциональное и/или физическое истощение»
- «Личностная отстраненность»
- «Неудовлетворенность собой» в связи с работой
Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов, чувстве усталости, которое не проходит после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
Этот симптом выражается в том, что человек начинает свои мысли, чувства и даже действия воспринимать отчужденно без внутренней вовлеченности. Рабочий процесс становится обезличенным, формальным. Иногда мы называем это состояние «действовать на автомате». Человек отгораживается невидимым экраном от каких-либо переживаний, включая защитный механизм экономии и так истощенных запасов сил и энергии.
О наличие этого признака можно говорить, если успехи в работе перестали вас вдохновлять. Если вам кажется, что результаты работы не стоят затраченных вами усилий. Может возникнуть ощущение «загнанности в клетку», когда вы чувствуете, что занимаете не свое место, не видите перспектив развития, снижается удовлетворение работой. Сменить работу или сферу деятельности вам кажется невозможным в существующих обстоятельствах вашей жизни. Но если бы представилась возможность сменить работу, то вы бы ей воспользовались.
Рис. 1. Признаки синдрома профессионального выгоранияКак теперь вы можете убедиться, хроническая усталость, неудовлетворенность своей работой, кажущееся отсутствие перспектив на вашем нынешнем рабочем месте могут быть признаками формирования синдрома профессионального выгорания, которому может быть подвержен каждый. Поэтому попытки найти причины своего внутреннего состояния в якобы «плохой» работе не приведут к успеху. Даже сменив место работы, сферу деятельности или уйдя во фриланс, через какое-то время вас настигнет тоже состояние, дополнив картину новыми симптомами.
Поэтому обязанностью каждого сотрудника вне зависимости от сферы деятельности, должна быть способность находить и устранять причины своего профессионального выгорания.
Итак, профессиональное выгорание является результатом стресса на работе. Рассмотрим несколько источников стресса в работе разработчика ПО.
1. Монотонность в работе
Однообразные и простые операции, которые необходимо выполнять в процессе деятельности, быстро приводят к скуке и апатии. А если это будет продолжаться долго, то к состоянию психического пресыщения (отвращения к работе). Монотонность можно обнаружить в любой трудовой деятельности. Однако, особое внимание способам преодоления монотонности в работе стоит уделить специалистам-проектировщикам, чья деятельность связана с оперированием ГОСТами и СНИПами, где новым идеям сложно пробиться. Также ощущение монотонности может возникнуть при больших объемах работы, когда человек понимает, как много всего ему предстоит сделать.
Способы справиться с монотонностью в работе
Монотонность деятельности вызывает в нервной системе нехватку возбуждения нервных процессов, особенно при наличии большого объема работы. Соответственно, необходимо свою привычную деятельность периодически менять, создавать для себя новые условия, к которым нужно по-новому привыкать. И как только почувствуете, что привыкли, снова менять. Это касается даже мелочей. Это может быть смена привычного места обеда, смена привычного маршрута до работы и до дома, смена последовательности действий «включил компьютер-пошел за кофе». Сделайте наоборот, нелогично, «налил кофе-включил компьютер». Вот тут и начинаются «чудеса», мозг начнет шевелиться и думать: «А что же теперь в свободное время делать, пока компьютер загружается?» Это тот самый момент, когда рождаются идеи и новые способы поведения и т.д. И не беспокойтесь о том, что это может показаться нелогичным и неэкономным. Эти две минуты не так много экономят на самом деле, но могут стать для вашей нервной системы профилактикой против монотонности и защитой от «выгорания» на работе. Разве заботиться о себе это не логично?
Если же монотонность возникает от осознания большого объема работы, то способ справиться – это использовать непривычные для вас методы планирования и структурирования. Людям со структурным типом планирования подойдет способ спонтанного планирования на основе эмоционального выбора. Людям, планирующим хаотично, наоборот, можно попробовать планирование по времени с будильником. Главное, чтобы для вас это было непривычно.
Самое приятное в этом, что вы ограничены только вашей фантазией. Изменение привычных способов выполнения автоматических действий является отличной профилактикой стресса и хронической усталости.
2. Недостаток социальной поддержки
Роль похвалы, поощрения и порицания в трудовой деятельности изучалась многими исследователями. На мой взгляд, в этих исследованиях можно выделить три главных принципа:
Первый принцип
Обратная связь от руководителя, начальника или коллег необходима для профилактики «выгорания». Имеет значение, как отрицательная оценка, так и положительная. Отсутствие какой-либо оценки трудовой деятельности, т.е. безэмоциональное, ровное отношение отражается самым худшим образом на результатах работы. «Незамечаемые», т. е. никак не оцениваемые люди начинают работать все хуже и хуже вследствие снижения силы мотива к выполняемой работе, так как считали, что она никому не нужна.
Второй принцип
Необходимо избегать оценок всей личности в целом как положительных, так и отрицательных («Ты молодец», «Ты ничего не понимаешь»). И соответственно, оценивать только конкретные действия или деятельность в связи с конкретным заданием. При положительной оценке действий человек осознает, что еще не все сделано и успех не является основанием для прозябания; при отрицательной оценке действий он не теряет уверенности в себе, не снижается мотивационный потенциал, понимает, что неудачу можно преодолеть, т.к. он имеет для этого достаточно возможностей.
Третий принцип
Материальное поощрение эффективно и стабильно мотивирует в случае, если результаты труда можно измерить количественно. Умственный труд крайне сложно оценивать в цифрах и показателях, поэтому материальное поощрение работников умственного труда может восприниматься как выражение личного отношения руководителя. Это, собственно, тоже неплохо, пока это отношение воспринимается как положительное, т.е. до первых материальных вычетов.
Способ справиться с недостатком социальной поддержки
Запрашивать у руководителя, начальника и коллег обратную связь о результатах своей деятельности. Следить, чтобы оценки касалась только деятельности и действий, а не личности в целом, конкретизировать обобщенные претензии и обобщенную похвалу. С похвалой, конечно, сложнее всего, её и так не хватает. С отсутствием социальной поддержки сталкиваются многие фрилансеры. У них могут проявиться признаки «выгорания», если они не научаться приемам самоподдержки и самомотивирования.
3. Работа в условиях «open space»
Влияние на эффективность деятельности присутствия других людей отмечал академик В.М. Бехтерев, выделяя три типа людей: социально возбудимые, социально тормозимые и социально индифферентные. Подобное отношение к присутствию других людей отмечено К. Юнгом в типологии личностей интроверт/экстраверт. Напомню, что интроверсия/экстраверсия К.Юнгом рассматривалась только с точки зрения способа пополнить запасы энергии и способности сосредотачивать внимание. Т.е. интроверты отдыхают и восполняют запасы энергии, находясь в одиночестве. Экстраверты отдыхают в присутствии других людей, в общении и взаимодействии.
Специфика программистской работы обуславливает общность психологических черт профессиональных разработчиков ПО. Опыт С. Макконнелла и С. Архипенкова – экспертов в области управления разработкой ПО, а также мой личный опыт подтверждает, что большинство профессиональных разработчиков ПО относятся к интровертам согласно типологии К. Юнга. Т.е. восполняют запасы энергии, находясь в одиночестве, а присутствие других людей для них является стрессовым фактором, уменьшающим запасы энергии, соответственно. При этом сам человек не всегда может осознавать, что теряет энергию, если вынужден работать среди других людей, т.к. расход энергии происходит постепенно в течение дня. Однако, свою принадлежность к интровертам или экстравертам можно выяснить самостоятельно, проанализировав разные ситуации из своего прошлого опыта.
Способ справиться с работой в условиях «open space»
По возможности организовать свое рабочее пространство таким образом, чтобы в поле вашего внимания не попадали другие люди. Если у вас есть выбор, то рабочее место стоит выбрать в тихом уголке, непроходное, желательно у окна, чтобы иметь возможность разгружать глаза от компьютера. Если возможности организовать свое рабочее место у вас нет, в таком случае ваш отдых дома должен быть максимально изолирован от присутствия других людей хотя бы на несколько часов.
Организация своей жизнедеятельности под свои типологические особенности позволит вам вовремя восполнять запас растраченной энергии, избежать хронической усталости и эмоционального истощения, тем самым оберегая себя от «выгорания».
Рис. 2. Причины возникновения синдрома профессионального выгоранияВышеизложенный материал охватывает лишь часть основных признаков синдрома профессионального выгорания, а также некоторые из возможных причин стресса в работе разработчика ПО. Безусловно, анализ того, как влияет рабочий процесс на наше психологическое состояние, в т.ч. на профессиональное выгорание, невозможен без учета индивидуальных особенностей и жизненной ситуации человека. Сильные эмоциональные переживания в личной жизни могут способствовать быстрому развитию синдрома выгорания, даже если на работе отсутствовал стресс. Поэтому высококвалифицированный специалист должен знать способы справляться со стрессом не только на работе, но и знать, как быстро избавиться от подавляющих эмоциональных переживаний в личной жизни.
- Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ – восточная версия. – М., 2002.
- Стив Макконнелл – Совершенный код. Мастер класс / Пер. с англ. — М.: Издательство «Русская редакция», 2010.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2000
digitalsubstation.com