Психофизическое обследование – Проведение психофизиологического обследования | Федерация Судебных Экспертов

Содержание

Что делать, если вам необходимо пройти психофизиологическое обследование?

В связи со стандартизацией работы и развитием влияния психологии и психиатрии многие предприятия вводят в свою практику психологическое обследование большинства групп людей, по той или иной причине взаимодействующих с социумом: кандидаты на должность, работники сферы услуг, педагоги, школьники. Ситуация связана с участившимися случаями производственных конфликтов и даже катастроф, связанных с неблагоприятным психологическим фоном сотрудника или коллектива в целом. Специалистами в области HR разработано многогранное психофизиологическое обследование, позаимствованное из опыта клиницистов, психиатров и консультирующих психологов. В обозримом будущем подобная программа обещает множество исследовательских перспектив и улучшение труда тех или иных служб.

Практика методик в HR. Так ли это страшно?

В большинстве случаев методики для психодиагностики предлагаются респондентам при приеме на работу, требующую определенных психологических параметров: стрессоустойчивость, моральная нормативность, коммуникабельность. Желание работодателя получить работника «здорового, красивого, коммуникабельного, без вредных привычек» создает целый ряд препятствий на пути безработного к своей должности.

Однако ожидания коммерсантов, заинтересованных в собственной прибыли, безусловно, оправданы и создают нужный уровень конкуренции. Пройти психофизиологическое обследование предлагается, как правило, ответственным лицам и сотрудникам высшего звена. Необходимость данной процедуры обусловлена потребностью в короткие сроки выяснить, какой потенциал заключен в будущем сотруднике, и «стоит ли игра свеч».

К тому же многие методики помогают выявить мотивацию сотрудников к труду и способствуют улучшению системы менеджмента предприятия. Руководители, не поскупившиеся на психолога-коучера или опытного кадровика, редко сталкиваются с проблемой ухода персонала или вступления на должность сотрудников, не способных выполнять свои должностные обязанности.

Психофизиологическое обследование: МВД, силовые структуры и армия

Огромное внимание уделяется тестированию в силовых структурах, имеющих связь с девиантным и криминальным контингентом людей. В данном случае полное обследование проводится не только при приеме на работу, но и с определенной частотой в период адаптации и дальнейшей службы. Особое внимание уделяется сотрудниками ФСКН и МВД. Эти структуры автоматически выдают «красные карточки» соискателям, у которых присутствуют даже незначительные психологические отклонения, или имевшие дело с наркологом либо психиатром.

В данном случае руководству нужно не только психофизиологическое обследование, но и полноценные данные антропометрии. Известная пословица «В здоровом теле – здоровый дух» в интерпретации HR специалистов в случае приема нового сотрудника звучит как «И тело, и психика должны быть готовы к нагрузкам». А нагрузки зачастую колоссальны. Именно поэтому кадровики используют психофизиологическое обследование: тесты и проективные методики, позволяющие выявить необходимые психометрические параметры.

Цветовой тест Люшера

Обширность его применения обусловлена быстротой проведения исследования и довольно точной интерпретацией результатов. Испытуемому предлагается расположить цветные карточки в ряд, исходя из личностных предпочтений. В начале ряда располагается карточка с наиболее приятным для испытуемого цветом.

Далее – цвета, которые нравятся меньше (по убыванию). В итоге ряд должен заканчивается наименее приятным для испытуемого цветом.

Преимущества: быстрота, простота в интерпретации, возможность автоматизации процесса.

Недостатки: возможность дачи социально желательных ответов. Методика не может служить в качестве батарейной (основной).

Рисуночный тест

Является очень эффективным, но довольно трудоемким диагностическим методом. Кандидату на должность следует пройти творческое задание, связанное с начертанием объекта или группы объекта («Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек»). Психологом оценивается нажим на карандаш, расположение объектов, геометрия рисунка, акцентуация на определенные черты рисунка (глаза, строение, растения, шерсть животных и т.д.).

Преимущества: очень эффективное проективное психофизиологическое обследование. В руках опытного психолога становится настоящим «пси-микроскопом». С помощью рисунка определяется очень широкий спектр психологических параметров. Испытуемый не может дать социально желательный ответ,

Недостатки: трудоемкость процесса, невозможность автоматизации с помощью ЭВМ.

Психофизиологическое обследование интеллектуальных способностей

Использование исследования интеллектуального коэффициента (IQ) является довольно спорным моментом при приеме на работу. Психологи отмечают, что респонденты с высокими показателями могут быть малоэффективными, а с низкими – высокоэффективными. И наоборот. А значит, методики для определения IQ не могут дать полноценного ответа на вопрос о профпригодности. Многие коммерсанты не учитывают данный факт, внедряя в кадровую политику предприятия дискриминацию на основе интеллектуальных способностей. От этого они, к слову сказать, больше теряют, нежели приобретают. Но рассмотреть популярные методики все же стоит.

Тест Айзенка

Испытуемому предлагается решить ряд задач за определенный отрезок времени (в зависимости от версии теста). Полученные данные психологом сверяются с ключом, и испытуемый получает оценку его интеллектуальных способностей. Большая часть опрошенных обладает интеллектом в диапазоне от 90 до 110.

Тесты Д. Векслера, Дж. Равена в получении результатов и обработке идентичны тесту Айзенка.

Преимущества: предоставление картины IQ за относительно короткий срок. Возможность автоматизации методики.

Недостатки: валидность методики для определения профпригодности находится под вопросом.

Резюмируя вышесказанное, следует помнить, что тестов не нужно бояться. Они выявляют лишь часть данных о наших психологических особенностях. Если работодатель видит в соискателе ценного сотрудника, он никогда не откажет в предоставлении необходимого места.

fb.ru

Психологическое обследование ⋆ Профессиональная диагностика

Комплексное психологическое обследование – набор психодиагностических методов, направленных на выявление особенностей характера и мышления пациента.

Психологическое обследование позволяет определить специфику мыслительной деятельности, выявить индивидуальные психологические особенности.

В рамках исследования выявляется:

  • характерологические особенности: темперамент, уровень коммуникабельности, экстраверсия-интроверсия, заострение определенных черт характера, гендерная роль, профессиональные склонности, жизненные приоритеты и многие другие личностные параметры,
  • эмоциональное состояние: уровень тревоги, депрессии, эмоционального напряжения, оптимистичности и повышенного фона настроения,
  • интеллектуальные и мыслительные особенности: уровень IQ, параметры памяти, внимания и виды мышления,
  • возможная причина развития психических расстройств.

По результатам обследования составляется подробное заключение. В клинике «Преображение» часть методик подбирается с учетом целей обращения клиента.

Этапы комплексного психологического обследования

На первом этапе происходит уточнение запроса, сбор информации. При необходимости во внимание принимаются сведения, полученные от психиатра, нарколога и других специалистов. На этом же этапе психолог строит гипотезы по отношению к имеющимся проблемам.

На втором этапе подбираются и проводятся техники патопсихологического обследования. Выявляется специфика высших психических функций. Используются тесты, опросники, изучаются психофизиологические особенности интеллектуальных способностей.

На третьем этапе обследования затрагивается эмоциональная и личностная сфера обратившегося. К основным видам тестирования подключаются проективные методы, позволяющие выявить проблемы на глубинном уровне. Работа происходит с различным стимульным материалом.

Последний этап заключается в консультировании пациента и его родственников. Заключение психолога по результатам психологического обследования содержит рекомендации.

Длительность обследования занимает около двух часов. Если используются сложные техники (ТАТ, тест Роршаха), время, потраченное на исследование, увеличивается.

Где пройти комплексное психологическое обследование?

При работе психолога важен его профессионализм, возможность быстро войти в контакт с испытуемым, сформировать доброжелательные и доверительные отношения. В клинике «Преображение» работают опытные мастера, владеющие психофизиологическими, клиническими, стандартизованными методами исследования личности.

Обращаются к психологу не только взрослые люди, но и родители подростков, нуждающихся в профориентации. Всем клиентам предлагается выбрать удобное время для проведения диагностических мероприятий.

В клинике гарантируют:

  • оперативность проведения и обработки полученной информации,
  • учет интересов испытуемых,
  • конфиденциальность.

Профессиональный подход психологов поможет выявить внутренние конфликты, скрытую мотивацию, неосознаваемые ресурсы личности. При необходимости будет подготовлена программа психологической коррекции.

Прием ведет опытный психолог

Задать вопрос специалисту, записаться на прием можно по многоканальному телефону 8 (495) 632-00-65, 8 (800) 200-01-09 или по электронной почте [email protected]. На нашем сайте есть актуальный прайс-лист, позволяющий познакомиться с основными направлениями работы и ценами. Запишитесь на прием сейчас – получите подробную консультацию и полный комплекс психодиагностических мероприятий.

Узнать стоимость консультации

Возврат к списку

preobrazhenie.ru

психологическое обследование — это… Что такое психологическое обследование?

комплекс организационно-технических, диагностических, консультационных мероприятий, направленный на изучение психологических свойств и качеств личности.


* * *

Психологическое обследование проводится специалистами – клиническими психологами либо врачами, получившими специализированную подготовку по медицинской психологии. Главной задачей является выявление нарушений психических процессов – памяти, восприятия, внимания, мышления, оценка особенностей интеллекта и личностных свойств в целом. Важны те первоначальные, маловыраженные нарушения, которые могут еще не выявляться при клиническом обследовании. Например, с помощью специальных приемов, когда в начале шизофрении еще не проявились нарушения мышления, могут быть установлены характерные искажения процесса обобщения. При надвигающемся атеросклеротическом слабоумии тонкие нарушения памяти и внимания также могут быть установлены только с помощью специальных психологических методик. У больных с дефектами психики в целях реабилитации психологические исследования позволяют оценить наиболее сохранные стороны личности, навыки и умения. Специальные приемы предназначены для обнаружения тех болезненных переживаний, которые больной не раскрывает, например, скрытой депрессии или психотравмирующих ситуаций.

Направляя больного на психологическое обследование, необходимо сформулировать вопросы, в первую очередь интересующие врача и позволяющие выяснить уровень интеллекта, наличие нарушений мышления, характерных для шизофрении; изменений памяти и внимания, присущих органическому поражению мозга; личностных особенностей при неврозах и психопатиях.

Оценка уровня интеллекта чаще всего осуществляется с помощью теста Векслера. На основании выполнения обследуемым заданий вычисляется коэффициент интеллектуальности – «ай кью» (10), официально принятый для этой цели Всемирной организацией здравоохранения. Средней нормой считается 100, но в современной здоровой популяции в развитых странах у большинства величина выше 100. Величины от 90 до 70 считаются областью пограничной, «низкой нормой», но не рассматриваются как слабоумие. К дебильности относят величины от 70 до 50, к имбецильности, глубокому слабоумию, – ниже 50.

Выявление искажения процесса обобщения как признака, характерного для шизофрении. При искажении обобщение осуществляется по несущественным признакам. Один из приемов, используемый для выявления искажения, состоит в том, что из 4х картинок с предметами требуется отобрать лишнюю, не подходящую к другим («четвертый лишний»). Например, на 3х картинках нарисованы цветы (роза, ромашка, сирень), а на 4й – фрукт (виноград). Больной шизофренией отбирает как лишнюю ромашку («все растут на кустах, а она на земле»). Однако подобный признак выявляется не у всех больных шизофренией и в то же время иногда встречается при шизоидной психопатии и акцентуации характера.

Нарушения памяти можно оценить с помощью таких простых приемов, как запоминание 10 слов, не связанных по смыслу. Возможность их воспроизведения проверяется сразу

(кратковременная память) и через несколько часов (долговременная память). Другими приемами проверяется воспроизведение коротких рассказов (смысловая память) или показанных картинок (зрительная память).

Нарушения внимания можно обнаружить с помощью корректурных проб (зачеркивание в тексте 1–2 определенных букв – учитываются пропуски и ошибки).

Выявление скрытой депрессии и тревоги может также достигаться разными приемами. В современной практике распространен цветовой тест М. Люшера (в норме предпочитаются красный, желтый, зеленый цвета, при депрессии – черный, серый, коричневый, фиолетовый). Некоторые личностные опросники имеют специальные шкалы депрессии. Для выявления тревоги также разработаны специальные приемы, например, шкала тревоги, разработанная Ж. Тейлором. По ответам на косвенные вопросы (наличие кошмарных сновидений и т. д.) судят о степени тревожности.

Оценка личностных особенностей производится чаще всего с помощью разработанного в США и адаптированного в нашей стране Миннесотского многопрофильного личностного опросника, имеющего сокращенное название – «эмэмпиай» – ММР1. С помощью такого метода можно выявить склонность к ипохондричности, депрессии, истерические, психастенические и другие особенности личности. Для диагностики типов характера у взрослых предназначен опросник Г. Шмишека, а у подростков – патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) ИвановаЛичко.

Выявление психотравмирующих факторов и болезненных переживаний, которые больной не раскрывает, бывает особенно важным как для диагностики и прогноза, так и для психотерапии. Зачастую для этого используются проективные методы. Среди них наиболее известна методика неоконченных предложений: обследуемому предлагают закончить фразы вроде «Супружеская жизнь кажется мне…», «Настоящий друг тот, кто…» и т. д. Применяется также тематический апперцепционный тест (ТАТ) – картинки с изображением различных ситуаций, которые испытуемый должен прокомментировать.

Оценка внутрисемейных отношений также может осуществляться методами психологической диагностики. Детям предлагают нарисовать их семью. По тому, как изображаются и где располагаются на листе члены семьи, понятны их отношение к ребенку и отношения между собой.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

Комплексное психофизиологическое обследование функционального состояния организма с определением биологического и психологического возраста

В наше время, особенно в таком мегаполисе как Москва, жизнь большинства людей проходит в напряженном темпе. В этих условиях комплексная диагностика организма наиболее актуальна, поскольку в короткие сроки позволяет получить интегральную картину состояния здоровья. В нашем Центре вы можете пройти психофизиологическое обследование, которое проводится с применением специальных диагностических процедур. Данное обследование позволяет получить оценку функционального состояния организма, а также комплексную оценку психологического и психофизиологического состояния здоровья.

Программа психофизиологического обследования:

  • диагностика психологического и психоэмоционального состояния;
  • комплексная оценка состояния психического и психофизиологического здоровья;
  • диагностика психоэмоционального напряжения;
  • оценка уровня саморегуляции в режиме биологической обратной связи;
  • определение уровня и резервов сердечно-сосудистой, вегетативной и центральной регуляции;
  • оценка энергетических и жизненных ресурсов организма;
  • определение психологического и биологического возраста.

В ходе обследования применяются профессиональные психодиагностические методики, в том числе проективные, которые позволяют получить достоверные результаты. Также используется цифровой анализатор биоритмов Омега-М (Омега-Медицина), который предназначен для комплексного исследования функционального состояния организма человека. По результатам проведенного обследования пациент получает на руки развернутое заключение, а также цветную распечатку с точной информацией в цифровой форме о функциональном состоянии своего организма.

Процедура проведения:

1 этап — собственно обследование;

2 этап — написание заключения;

3 этап — консультация специалиста по результатам обследования.

Стоимость комплексного психофизиологического обследования с выдачей заключения составляет 6 т.р. Записаться на обследование и получить более подробную информацию можно по телефону 8 (495) 765-02-04

Вернуться к разделу Психодиагностика

Дополнительная информация по данной теме:

Профориентационная психодиагностика

Психодиагностика детей

Заключение психолога для официальных инстанций

www.cps06.ru

Психологического и психофизиологического обследования — КиберПедия

Профессиональный психологический отбор является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, добровольно поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.

Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов кандидатов, в том числе характеризующих их индивидуальные достижения, наблюдение, опрос (собеседование, анкетирование).

Для проведения социально-психологического изучения привлекаются должностные лица органов работы с личным составом, медицинской службы, командование комплектуемых учебных подразделений.

Обобщение результатов социально-психологического изучения проводится подкомиссией по профессиональному психологическому отбору. При вынесении заключения о категории профессиональной пригодности кандидатов в рамках их социально-психологического изучения учитываются также индивидуальные достижения кандидатов.

Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценить познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость.

Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание, которое проводится в форме тестирования на специальных бланках тестовых заданий. Обработка бланков тестовых заданий, а также документирование результатов их обработки производится на автоматизированных рабочих местах специалистов профессионального отбора военно-учебных заведений, принятых на снабжение в Вооруженных Силах РФ, с помощью поставляемого специального программного обеспечения.



По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидатов к обучению:

а) рекомендуется в первую очередь – первая категория. Относимые к этой категории кандидаты по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинских должностей, что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

б) рекомендуется – вторая категория. Относимые к этой категории кандидаты по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинских должностей, что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

в) рекомендуется условно – третья категория. Относимые к этой категории кандидаты по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинских должностей, с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению при недостатке кандидатов;

г) не рекомендуется – четвертая категория. Относимые к этой категории кандидаты по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинских должностей.

При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости. Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем ее уровням: высокая; хорошая; удовлетворительная; неудовлетворительная (нервно-психическая неустойчивость).



Лица с нервно-психической неустойчивостью относятся только к четвертой категории профессиональной пригодности.

Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности, не могут быть приняты на обучение в военно-учебные заведения.

Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответствующие разделы карты профессионального психологического отбора, которая ведется на протяжении всего срока военной службы военнослужащего и хранится в его личном деле.

Персональную ответственность за обоснованность и достоверность заключений о профессиональной пригодности кандидатов несут председатель и члены подкомиссии по профессиональному психологическому отбору.

Вынесение заключения о категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования и его доведение до кандидата завершается не позднее одного дня до окончания профессионального отбора кандидатов.

Кандидаты, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности («не рекомендуется»), информируются о вынесенном заключении индивидуально, им даются соответствующие разъяснения и рекомендации.

Кандидаты, отнесенные к другим категориям профессиональной пригодности, полагаются прошедшими профессиональный психологический отбор.

cyberpedia.su

психофизиологическое обследование — это… Что такое психофизиологическое обследование?


психофизиологическое обследование

комплекс мероприятий направленный на изучение физиологических механизмов, обеспечивающих реализацию психических процессов и явлений.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРУДА
  • Психофизиология

Смотреть что такое «психофизиологическое обследование» в других словарях:

  • Первая группа космонавтов СССР — 7 марта 1960 года в СССР была сформирована первая группа космонавтов. Приказом Главкома Военно воздушных сил на должность слушателей космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС были назначены первые 12 летчиков. Развитие науки и техники в …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Оценка военно-профессиональной пригодности — составление представлений о пригодности индивида к военно профессиональной деятельности на основе применения фундаментальных знаний из области профессионального отбора. Этот процесс включает в себя: медицинское обследование, социально… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Инцидент с поездом № 1908 — Инцидент с поездом № 1908 …   Википедия

  • пфо — планфинотдел пфо планово финансовый отдел фин. ПФО Палестинский фронт освобождения Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. ПФО… …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ТРУД — ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы………..881 Рационализация труда …………… 893 Рабочее время………………..901 Женский труд………………..911 Труд несовершеннолетних………….9? в Охрана труда и законодательство о …   Большая медицинская энциклопедия

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ — наличие у человека качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных обязанностей при сохранении здоровья на всем протяжении трудовой жизни. П. п. определяется по совокупности критериев, среди которых важное место занимают медицинские… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Психологическое тестирование — (psychological testing)  термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально психологических отличий [1]. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование».… …   Википедия

psychology_pedagogy.academic.ru

Психологическое обследование. Справочник школьного психолога

Психологическое обследование

комплекс мероприятий с использованием средств психологической диагностики по выявлению (дифференциации) и оценке психологических характеристик человека, описанию их состояния, степени выраженности, функциональности, детерминантной нагруженности (причинности в тех или иных особенностях поведения) и определению возможности их дальнейшего развития, необходимости коррекции или реабилитации, потенциала в определенном виде деятельности.

Психологическое обследование чаще всего организуется для решения конкретной психодиагностической задачи (определение степени готовности к переходу из начальной школы в среднюю, выявление причин трудностей адаптации к школе и др.), может быть индивидуальным, групповым или массовым (класс, параллель классов) и носит обычно комплексный характер. С одной стороны, оно подразумевает использование сразу нескольких средств измерения и оценки применительно к реальному случаю, которые часто сконструированы на различных основаниях, имеют дифференцированные шкалы и теоретические психологические концепты. С другой стороны, необходимо упорядочить подобранные методики в соответствии с целью психодиагностического процесса, чтобы «оценка по тесту приобрела диагностический смысл в сопоставлении с данными другого характера» (В. И. Войтко, Ю. З. Гильбух, 1976, с. 24). Иначе мы получим совокупность разрозненных характеристик, на основе которых будет трудно сделать адекватный диагностический вывод.

Структура комплексного психологического обследования, описанная Б. Г. Ананьевым (1968, с. 26), подразумевает, что используемые в нем системы оценивания должны быть соотносимы:

1) с различного рода факторами и условиями (начиная с социально-экономических, педагогических, правовых и кончая биотическими и абиотическими факторами среды обитания), детерминирующими развитие человека;

2) с основными характеристиками самого человеческого развития, внутренними закономерностями, механизмами, фазами эволюции, инволюции и стабилизации;

3) с компонентами индивидуальной структуры человека и их взаимосвязями.

Дополнительными факторами выступают: а) вид шкалы, с помощью которой производится измерение (номинальная шкала, порядковая шкала, шкала интервалов, шкала отношений) и б) заложенные в ее теоретический конструкт математико-статистические возможности обработки. Они позволяют оценить адекватность каждого измерительного средства относительно его потенциала в установлении взаимозависимостей между различными показателями. В случае некорректного применения математико-статистические методы «привносят» свою структуру в полученные данные и используемые конструкты, искажая причинно-следственные отношения и снижая ценность результата психологического обследования.

Исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что результат психологического обследования будет адекватным только в том случае, если уровень, на который он претендует, соответствует возможностям используемых диагностических средств, а сама применяемая измерительная система обеспечивает необходимые условия их сопоставления при достижении поставленных целей.

Можно выделить два этапа психологического обследования. Первый этап – первичное обследование. Он предполагает изучение особенностей поведения и деятельности в реальных учебных ситуациях, определение характера отношения обучающихся к педагогам и учебным предметам, специфики активности на уроках, понимание особенностей психолого-педагогического климата на момент обследования. Ведущим методом на этом этапе является наблюдение, включающее психологический анализ урока. Продуктивно дополнить его другим методом – опросом, позволяющим объективизировать первые впечатления и зафиксировать мнение непосредственных участников образовательного процесса (учащихся и педагогов). Данные, полученные на этом этапе, необходимы для выбора дальнейшей стратегии работы и повышения надежности выводов, которые будут формулироваться в контексте новой психологической информации. Однако важно суметь выделить существенные факты, отделив их от второстепенных моментов. Следует помнить, что в ходе наблюдения и опроса естественно появление ошибок, которые могут появляться из-за присутствия на уроке постороннего человека.

Второй этап – углубленное обследование с использованием психодиагностических методик. Его целью является выделение специфических особенностей личности, которые могут иметь значение для решения поставленной психодиагностической задачи. Собственно говоря, структура запроса и цель организации психодиагностического обследования, определяет набор методик, включенных в процедуру измерения и оценки психологических свойств и характеристик. В то же время, выбирая методики, следует помнить, что: а) время обследования не должно превышать двух уроков, а в лучшем случае составлять 45 минут; б) применяемые методики должны быть полифункциональными, т. е. затрагивать разные стороны психического развития детей; в) достоверность получаемых выводов должна быть обеспечена сопоставлением данных, зафиксированных по разным методикам, а также во взаимосвязи с результатами наблюдения, успеваемостью школьников и теми вербальными характеристиками, которые были получены в результате опроса (И. В. Дубровина, 1991, с. 118). Следует помнить, что большинство методик являются срезовыми и фиксируют состояние оцениваемых качеств на момент диагностики. Таким образом, их прогностическая способность резко ограничена и не позволяет судить о ближайших перспективах развития изменяемых психологических функций и качеств. Перечень конкретных методик, который может быть использован для проведения целенаправленных массовых обследований школьников, приведен в Приложении.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *