Практический психолог — это… Что такое Практический психолог?
Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.
Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах пациента выражение его лица. Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства. Но лицо может отразить переживаемые пациентом эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности. [1].
Направления деятельности
В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».
Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:
- Психопрофилактическая работа
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:- разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
- контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
- обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
- подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
- Развивающая и психокоррекционная работа (См. также: Психологическая коррекция)
Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:- активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;
- участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
- реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.
- Консультативная работа (психологическое консультирование)
Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:- консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;
- консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
- консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
Просвещение — важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей (Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000)
Психологическое просвещение предусматривает деятельность:
- получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;
- выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
- определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
- Психологическая реабилитация
Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:- психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
- конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей. (См. также: Реабилитация психологическая)
Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т.п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы.
Первыми «практическими психологами» в СССР были патопсихологи, подготовка которых началась еще в 70-е гг. (см. Патопсихология). Начало систематизированной подготовки отечественных практических психологов образования — 90-е гг. прошлого века.
Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог — специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям» [2].
Правовой статус педагога-психолога
На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым высшим психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждается Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства. Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (9-14 разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников, количество ставок увеличивается.
Журналы
Журналы, ориентированные на практического психолога:
Сноски
- ↑ Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица. — СПб.: Питер, 2010. — 272 с.
- ↑ Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 1995. — С. 501.
Литература
Нормативные документы
- Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616. Об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования.
- Приказ Минобразования России от 22.10.99 г. № 636 Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Аналогичные документы в СНГ:
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.1998 N 496 «Об утверждении положения о кабинете психологической службы учреждений образования».
Примечания
- Часто термины «практический психолог» и «практический психолог образования» употребляются как синонимы. В то же время, практических областей, где работают специалисты психологи гораздо больше. См., например: Годфруа Ж. Чем занимаются психологи? // Годфруа Ж. Что такое психология. — М.: Мир, 1992. — Т. 1. — С. 101-110.
- Практическая психология — не синоним термину «прикладная психология», но и не популярная психология, как считают некоторые авторы. Прикладная психология может быть приложена и к процессу изготовления табуретки (исследование деятельности столяра или преподавание ему основ психологических знаний, применительно к столярному делу), но практической психологической помощью это не будет и к практической психологии иметь отношения тоже.
dic.academic.ru
Что такое Психология? Психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Любая странаРоссияУкраинаКазахстанБеларусьУзбекистанТаджикистан________________________АбхазияАвстралияАвстрияАзербайджанАргентинаАрменияБельгияБишкекБолгарияБразилияВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГерманияГолландияГрецияГрузияДанияДоминиканская РеспубликаЕгипетИзраильИндияИндонезияИорданияИсландияИспанияИталияКамбоджаКанадаКипрКиргизияКитайКолумбияЛаосЛатвияЛитваЛондонМалайзияМальдивыМальтаМароккоМексикаМолдавияМонголияМьянмаНепалНовая ЗеландияНорвегияОАЭПанамаПеруПольшаПортугалияРумынияСеверная КореяСейшельские ОстроваСербияСингапурСловакияСловенияСШАТаиландТибетТунисТуркменистанТурцияФилиппиныФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭстонияЮАРЮжная КореяЯпония
- Абакан
- Альметьевск
- Анапа
- Ангарск
- Армавир
- Артём
- Архангельск
- Астрахань
- Ачинск
- Байкал
- Балаково
- Барнаул
- Белгород
- Березники
- Бийск
- Благовещенск
- Братск
- Брянск
- Великий Новгород
- Верхняя Салда
- Владивосток
- Владикавказ
- Владимир
- Волгоград
- Волжский
- Вологда
- Воронеж
- Геленджик
- Горный Алтай
- Грозный
- Дзержинск
- Евпатория
- Екатеринбург
- Ессентуки
- Железноводск
- Златоуст
- Иваново
- Ижевск
- Иркутск
- Йошкар-Ола
- Кавказские Минеральные Воды
- Казань
- Калининград
- Калмыкия
- Калуга
- Каменск-Уральский
- Кемерово
- Керчь
- Киров
- Кисловодск
- Комсомольск-на-Амуре
- Кострома
- Краснодар
- Красноярск
- Крым
- Курган
- Курск
- Кызыл
- Липецк
- Магадан
- Магнитогорск
- Майкоп
- Махачкала
- Миасс
- Москва
- Мурманск
- Набережные Челны
- Назрань
- Нальчик
- Находка
- Невинномысск
- Нефтекамск
- Нефтеюганск
- Нижневартовск
- Нижнекамск
- Нижний Новгород
- Нижний Тагил
- Новокузнецк
- Новороссийск
- Новосибирск
- Новочеркасск
- Новый Уренгой
- Норильск
- Ноябрьск
- Нягань
- Октябрьский
- Омск
- Орёл
- Оренбург
- Пенза
- Пермь
- Петрозаводск
- Петропавловск-Камчатский
- Прокопьевск
- Псков
- Пятигорск
- Республика Адыгея
- Республика Карелия
- Республика Коми
- Республика Тыва
- Ростов-на-Дону
- Рубцовск
- Рязань
- Салават
- Самара
- Санкт-Петербург
- Саранск
- Сарапул
- Саратов
- Севастополь
- Симферополь
- Смоленск
- Снежинск
- Сочи
- Ставрополь
- Стерлитамак
- Сургут
- Сызрань
- Сыктывкар
- Таганрог
- Тамбов
- Тверь
- Тольятти
- Томск
- Туапсе
- Тула
- Тюмень
- Улан-Удэ
- Ульяновск
- Уссурийск
- Уфа
- Феодосия
- Хабаровск
- Хакасия
- Ханты-Мансийск
- Чебоксары
- Челябинск
- Череповец
- Черкесск
- Черноморское побережье
- Чита
- Элиста
- Энгельс
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Ялта
- Ярославль
- Винница
- Днепропетровск
- Донецк
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Каменец-Подольский
- Карпаты
- Киев
- Кривой Рог
- Кропивницкий
- Луганск
- Луцк
- Львов
- Мариуполь
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Сумы
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
- Черновцы
- Актау
samopoznanie.ru
1,Профессия “психолог”, определения, место профессии в обществе.
Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — „душа“; λόγος — „знание“) — наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснитьповедение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов[1]. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучныйподходы[1].
Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике[1].
Психолог — человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований.
Следует обратить внимание на то, что деятельность психологов в Российской Федерации не является лицензируемой, а наименование «психолог» — защищённым законодательством званием.
2.Отличия психолога-профессионала от психолога-любителя.
1. Наличие теоретической базы
2. Опора на метод научного познания
3. Использование специальных разработанных в психологии средств — методик
4. Поддерживает связь со своими коллегами
6. Наличие документа о психологическом образовании.
7. Особый профессиональный такт и следование профессионально–этическим нормам
8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию
9. Развитая профессиональная психогигиена труда
10. Осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам
3.Социальные стереотипы – мифы о профессии «психолог».
Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».
Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.
Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками.
Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
4.Этические принципы работы психологов в России.
Очевидные принципы типа «не кричи на клиента», «не бей клиента», «не плюй в клиента», «не наноси ему увечий».
Традиционно выделяемые этические принципы: «Не навреди!», «Не оценивай», «Не навешивай ярлыков», «Принимай клиента таким, каков он есть», Принцип конфиденциальности, «Уважай коллег на работе», Принцип профессиональной компетентности, «Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом», «Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки», «Не выставляй свои знания напоказ», «Не дезинформируй клиента», Принцип добровольности участия клиента в психологических процедурах, «Уважай себя как человека и как специалиста».
studfile.net
определение, качества, сферы деятельности :: SYL.ru
Профессия психолог возникла относительно недавно. Поэтому существует большое количество неверных сведений в отношении содержания и методов науки психологии. Многие люди просто не видят разницы в специфике таких профессий, как психотерапевт, психиатр и психолог.
Кто такой психолог?
Сразу отмечу, что психотерапевт и психиатр – это окончившие мединститут врачи, а психолог получал гуманитарное образование по специальности «Психология». Он не имеет врачебных навыков и не занимается лечением. Его внимание сосредоточено не на психике человека, а на работе с его внутренним миром. Психолог – это специалист, изучающий душевную жизнь и законы коррекции человеческого поведения, использующий эти знания для оказания помощи клиентам и для максимальной оптимизации их деятельности. Он помогает людям обрести гармонию как с собой, так и с окружающим миром.
Где учиться на психолога?
Профессия психолог предполагает наличие высшего образования («Психология», «Организационная психология», «Клиническая психология», «Психология труда», «Конфликтология» и другие специальности). Его можно получить во многих коммерческих и государственных вузах. Но для выполнения своей работы на профессиональном уровне одного образования недостаточно. Для повышения своей квалификации необходимо регулярно проходить профильные курсы и тренинги.
Личные качества
У многих образ психолога сложился вследствие просмотра зарубежных фильмов, где он предстаёт благожелательным специалистом, внушающим безграничное доверие и расспрашивающим клиента, лежащего на удобной кушетке. Большинство людей думает, что психолог всесилен и способен решить любые проблемы. Это является одной из причин того, почему профессия психолог так популярна. Люди надеются, что, став психологами, смогут легко наладить собственную жизнь. Но не стоит забывать, что психология – это вовсе не мистическая наука. Оказание психологической помощи требует от специалиста-психолога таких профессиональных качеств, как наблюдательность, тактичность, внимательность, умение слушать, аналитический ум, хорошая образная и словесно-логическая память, умение сопереживать, ответственность, стрессоустойчивость. Если указанных качеств нет, то стоит обратить своё внимание на другие профессии.
Сферы деятельности
Профессия психолог востребована во многих сферах деятельности. Прежде всего, это образование (психолог в школе, в техникуме и.т.д.). Очень обширная сфера – здравоохранение (неврологические и психиатрические больницы, а также клиники общего профиля). Острая нехватка квалифицированных психологических кадров наблюдается в армии и пенитенциарных заведениях (тюрьмы, колонии). В последнее время существенный спрос на психологов появился в такой области, как PR или связи с общественностью. Причём потребность в специалистах PR-профиля есть как у отдельных фирм, так и у отделов в структуре организаций и учреждений. Не меньшим спросом пользуются сферы управления персоналом и политического консультирования.
www.syl.ru
это что такое, что изучает наука, кратко самое главное, современное состояние психологической отрасли
Что такое психология? Дать однозначный ответ на данный вопрос невероятно сложно. Основополагающие принципы дисциплины были сформулированы в девятнадцатом столетии, однако предпосылки для возникновения психологии как науки возникли задолго до наступления нашей эры. Понимание науки, изучающей мысли, особенности поведения и подсознательные процессы животного и человека, позволяет адаптироваться в современном обществе, раскрыть способности и таланты и добиться признания окружающих.
Краткая история становления психологии как науки
Психология как наука занимается изучением поведения и процессов мышления животных и людей. В переводе с латинского языка Психея означает «Душа», существование которой до сих пор оспаривается большинством ученых. Logos переводится как «понятие; мысль или слово» и представляет собой термин, впервые использованный Гераклитом Эфесским (греческим философом и основателем диалектики). Среди других основоположников современной психологии стоит выделить таких известных деятелей времен античности, как Платон и Сократ.
Они, как и прочие представители школы стоиков (Анаксимен, Анаксагор, Демокрит и ряд других), придерживались точки зрения, что душа представляет собой вполне материальный объект, подлежащий всестороннему изучению. Многие историки считают, что отцом психологии как научной дисциплины является Аристотель, в четвертом столетии до нашей эры издавший ставший впоследствии знаменитым трактат «О Душе». Автор выдвигает теорию о том, что душа обладает различными способностями, такими как размышление, ощущение и развитие, и представляет собой основополагающий принцип движения.
Следующий этап становления психологии как науки приходится на начало шестнадцатого века. Рене Декарт (выдающийся физиолог, механик, физик и математик, живший в семнадцатом столетии) сумел в теории и на практике обозначить наличие такой психофизической проблемы, как взаимная связь тела и души. Также он смог выявить ряд закономерностей, касающихся работы сознания и рефлексов на подсознательном уровне. В дальнейшем основные методы исследования сознания на базе теории Декарта были дополнены влиятельным мыслителем эпохи Просвещения Джоном Локком.
Говоря о психологии как науке кратко, самые главные последующие достижения и ощутимый вклад связаны с такими деятелями, как:
- Дж. Уотсон (основоположник теории бихевиоризма). Разработал концепцию, согласно которой особенности поведения каждого человека формируются в результате ответных реакций на различные внешние стимулы и раздражители.
- Альберт Бандура. Труды этого писателя в шестидесятых годах двадцатого столетия спровоцировали когнитивную революцию в психологии как научной дисциплине. Суть его теории сводится к важности моделирования, подражания и наблюдения в процессе становления характерных черт личности.
- Академик Иван Павлов, российский физиолог и приверженец теории бихевиоризма. Провел огромное количество практических экспериментов, выявив новые эффективные методы, а также провел четкую грань между самоанализом и субъективными оценками.
- Хосбургер Эрик Эриксон, один из первых психоаналитиков и автор теории о различных стадиях становления личности человека, обладающих определенным набором внешних признаков.
- Пиаже Жан. Известен своей теорией, согласно которой мыслительные процессы, построение схем и шаблонов конструируются самим субъектом посредством воздействия на окружающую среду.
Зигмунд Фрейд считается основателем научного психоанализа, оказавшего значительное влияние на развитие и формирование таких дисциплин, как: антропология, социология, медицина и психология. Австрийский невролог и психиатр разработал трехкомпонентную структурную модель психики, включающую понятия «Сверх Я», «Я» и «Оно». Фрейд уделял большое внимание толкованию сновидений, методам контр-переноса и переноса, психосексуальному развитию личности, эдипову и прочим комплексам, возникшим в детском и подростковом возрасте. Современный классический психоанализ подразделяется на следующие направления:
- психология аналитического типа;
- глубинная психология.
Швейцарскому педагогу и известному психиатру Карлу Густаву Юнгу принадлежит теория, в которой существует понятие коллективного бессознательного, включающего ряд универсальных архетипов, характерных для самых разных культур. Архетипические образы оказывают серьезное влияние на поступки, мышление и чувства индивида. Юнг полагал, что часть сфер, скрытых в бессознательных областях психики, могут приобретать черты автономного характера и не подчиняться контролю со стороны сознания.
Интересный факт! Гештальт терапия считается гуманистическим направлением психотерапии, основанным на экзистенциальном подходе. Если психоанализ направлен преимущественно на интерпретацию бессознательного, то гештальт терапия предназначена для развития самоосознания. Создателем данного направления является Фредерик Перлс, сумевший развить идеи Фрейда и его последователей.
Понятие психологии как науки
Благодаря психологии человек получает широчайшие возможности к познанию окружающих людей и себя. А способность к пониманию других субъектов ведет к признанию со стороны общественности и значительно упрощает жизнь. Современная психология изучает различные теории и практические методы, комбинируя наиболее эффективные из них. Дисциплину в наши дни принято подразделять на научную и прикладную. Первая занимается исследованием личностных качеств, социального поведения и развития человека. Вторая использует ряд психологических принципов для разрешения насущных вопросов и актуальных проблем.
Объектом исследования современных психологов считается личность человека, его мысли, особенности формирования характера и привязанностей. Субъект, не обладающий базовыми познаниями в психологии, имеет меньше преимуществ в сравнении с подкованным в данной дисциплине индивидом. К примеру, ему намного легче впасть в состояние паники и стресса после плохих или хороших известий. Человек, знакомый с психологией не понаслышке, не допустит, чтобы такая непредсказуемая мелочь отрицательным образом повлияла на его восприятие окружающей действительности.
Одним из выдающихся практикующих психологов и гипнотерапевтов является Никита Валерьевич Батурин, автор собственного канала на YouTube, посвященного психологии и гипнозу. Избавиться от фобий, навязчивых страхов или пройти обучение искусству гипноза можно, обратившись к Никите Валерьевичу.
Области и структура психологии
В результате развития психологической науки возникло огромное количество областей, охватывающих самые различные сферы. Когнитивная психология исследует человеческое мышление и особенности развития познавательной функции. Сравнительное ответвление дисциплины изучает поведенческие паттерны представителей животного мира для установления взаимосвязи с шаблонами, которые присущи людям. Принято выделять также следующие области психологической науки:
- Судебную. Исследования в данной сфере используются преимущественно в системе правосудия.
- Патопсихологию, которая изучает всевозможные патологии и поведение, выходящее за рамки принятых норм.
- Клиническую. Передовики в области клинической психологии заняты поисками эффективных методов терапии различных психических расстройств.
Нейропсихология является междисциплинарным научным направлением, нацеленным на понимание особенностей психических процессов и того, как функционирует головной мозг. В данной области используются достижения в информатике, нейробиологии и философии, а к ее основным методам относятся: раздражение и разрушение структурных связей, а также исследование сравнительно-анатомическим способом.
Современная психология представляет собой интенсивно развивающуюся сферу человеческого познания, обладающую тесной связью с рядом других научных дисциплин. Подобно любому развивающемуся явлению, психология постоянно подвергается всевозможным метаморфозам, которые в итоге и приводят к ее эволюции. Отрасли психологии как науки занимаются изучением закономерностей, фактов и механизмов психической деятельности при условии влияния конкретных обстоятельств и внешних раздражителей.
Что такое психология? Ответить на этот вопрос кратко и понятно непросто, учитывая тот факт, что на текущий момент насчитывается более 100 отраслей дисциплины, претендующих на звание самостоятельных наук. Общая психология считается своеобразным ядром, изучающим основополагающие принципы, механизмы, а также формирование и становление психологического знания. Перед фундаментальной частью психологии стоит задача вывести формулы основных закономерностей, а также обосновать методы и способы общения личности с обществом и повседневной действительностью.
Помимо фундаментальной (или общей) психологии, существует внушительное количество дисциплин, наиболее полно сформировавшимися и содержательными из которых являются:
- Социальная психология, изучающая взаимодействие людей в рамках крупных общностей и целых этносов.
- Педагогическая психология исследует закономерности воспитательного процесса и поиском методов обучения.
- Психофизиология направлена на изучение взаимной связи между физиологическими и психическими проявлениями.
- Предметом изучения дифференциальной психологии являются индивидуально-типологические различия между людьми, а также особенности их характера, темперамента и профессиональных наклонностей.
- Возрастная психология занимается исследованием психического онтогенеза и личностных качеств, обусловленных возрастом и резервами развития. Подразделяется на: геронтопсихологию, детскую, подростковую, юношескую и взрослую психологию.
- Медицинская отрасль науки изучает особенности психического развития нездорового человека и пограничные психологические состояния.
Патопсихология и психология, занимающаяся исследованием различных отклонений психической деятельности, рассматривает причины и методы преодоления врожденных либо приобретенных дефектов мозга, нарушений зрения, слуха или речевого аппарата. Существуют прикладные отрасли, сопряженные с той или иной разновидностью деятельности: военная, юридическая, политическая, спортивная, генетическая и даже космическая психология.
Психологические науки базируются на фундаментальной дисциплине, однако варьируются в зависимости от специализации и используемых методов, при помощи которых решаются поставленные конкретные задачи. Практическая психология — это наука, получившая активное развитие в наши дни, и ориентированная на объективное описание и предоставление целостных характеристик личности.
Занимательный факт! Несмотря на обилие отраслей, выдающихся теоретиков и деятелей, на данный момент психология считается относительно молодой и при этом активно развивающейся наукой. Поэтому ее структурное устройство не является константой, и постоянно подвергается всевозможным метаморфозам.
Что изучает психология: особенности дисциплины
Психология — это наука, изучающая волю человека, внимание, сознание, функции памяти и особенности поведения. Память можно назвать аналогом запоминающего устройства, которое может быть как постоянным, так и кратковременным. В модернизированной психологии принято выделять следующие разновидности памяти:
- Эмоциональную. Человеку свойственно на протяжении продолжительного отрезка времени сохранять воспоминания о пережитых чувствах.
- Образную. Увиденный когда-то образ может всплыть в памяти даже несколько десятков лет спустя.
- Осязаемую, включающую информацию о тактильном контакте.
- Двигательную. С ее помощью водитель транспортного средства доводит до автоматизма управление транспортным средством, а танцор безупречно выполняет заученную однажды последовательность движений.
- Слуховую и зрительную.
Память является сложным тяжелым процессом, который необходим для передачи знаний и накопленного опыта от поколения к поколению. Однако в случае болезненных воспоминаний подсознание человека может стереть их с целью свести до минимума влияние стресса. Не менее трудным для понимания является понятие внимания, позволяющего субъекту сосредоточиться на наблюдении либо выполнении требующих особой аккуратности задач.
Посредством длительной аналитической работы и практических экспериментов психологам удалось выявить следующие разновидности внимания:
- Переключаемое (непостоянное внимание).
- Распределенное (позволяющее контролировать несколько процессов одновременно).
- Избирательное (когда присутствует возможность выбрать один из объектов для наблюдения).
Психология — это наука, изучающая причины и факторы, благодаря которым сформировались те или иные паттерны восприятия и шаблоны в поведении человека и животных. Дисциплина отличается весьма обширным спектром интересов, включающих в себя формирование психических процессов личности (когнитивные способности, восприятие на уровне звуков, запахов и цветов), психических свойств (таких, как характер, темперамент, активность), сознательных и бессознательных процессов и законов высшей нервной деятельности.
Методы исследования психологии
Психология — это наука, которая оперирует определенными средствами и приемами, позволяющими не только выстроить научную теорию, но и выработать практические рекомендации. Изначально психология использовала методы, полученные другими точными и естественными научными дисциплинами, а также: умозрительные рассуждения, интроспекцию (самонаблюдение) и наблюдение за особенностями поведения людей и представителей животного мира.
Полученный при помощи подобных методов анализ нельзя было считать объективным, поэтому для расширения категориального аппарата был добавлен ряд исследовательских методов. В результате эксперимента, проводимого в рамках определенных внешних условий, удается выяснить массу полезной информации, касающейся жизнедеятельности испытуемого. Эксперименты бывают пилотажными (пробными), психолого-педагогическими, естественными и лабораторными.
Перед началом эксперимента исследователь должен поставить перед собой конкретную задачу, для поиска решения которой он и переходит от теории к практическим действиям. В результате серии опытов с изменением различных факторов внешней среды и посредством сопоставления полученных данных специалист стремится получить максимально объективную картину.
Наблюдение
Наблюдение является целенаправленным восприятием и фиксацией особенностей поведения испытуемого в памяти исследователя либо на физический носитель. К данному методу прибегают в случаях, когда вмешательство в естественную деятельность невозможно или крайне нежелательно. Наблюдение бывает несистематическим и систематическим, выборочным, сплошным, прямым, лабораторным, полевым, непосредственным и опосредованным.
Для наибольшей эффективности метода наблюдение должно осуществляться группой специалистов и записываться на видеопленку или цифровой носитель. Американская ассоциация психологов разработала своеобразный свод законов этического кодекса, согласно которому существуют определенные правила наблюдения за испытуемыми:
- исследователь сводит к минимуму вторжение в личное пространство испытуемых;
- специалист не должен допускать причинение какого-либо ущерба физическому или психическому здоровью испытуемых;
- конфиденциальная информация об участниках, полученная в результате экспериментов, не подлежит разглашению.
В качестве примера практического использования метода наблюдения можно привести ситуацию с ребенком, которого родители хотят отдать в секцию, но не могут определиться с кружком. В данном случае наилучшим решением будет проследить за малышом, оставив его наедине с кисточками, краской, бумагой, резиновым мячом или конструктором. Если ребенок начнет рисовать, с большой долей вероятности можно предположить, что его заинтересует художественная школа. Выбор в пользу конструктора говорит о техническом складе ума, и юного инженера стоит привести в кружок авто или авиамоделирования. Мячи и ракетки привлекают детей, способных продемонстрировать достойные результаты в различных спортивных дисциплинах.
Самостоятельное наблюдение
Метод представляет собой процесс самостоятельного наблюдения за собственным поведением. Используется для констатации фактов и регистрации в памяти определенных событий, ситуаций и реакций на них. На качество самостоятельного наблюдения влияет самооценка человека. Неуверенные в себе субъекты склонны проявлять гипертрофированное внимание к своим недостаткам и ошибкам, что развивает комплексы и фобии, сложно поддающиеся последующей корректировке. Для адекватного и эффективного самостоятельного наблюдения потребуется:
- личный дневник для регулярных записей и заметок;
- сопоставление наблюдаемых результатов с оценками окружающих;
- избавление от чувства вины, обладающего разрушительным потенциалом.
Для увеличения коэффициента полезного действия в повседневной деятельности стоит взять за правило метод наблюдения, и задействовать его для решения различных задач. К примеру, человеку, желающему отказаться от курения, потребуется в течение дня как можно чаще прибегать к состоянию осознанности. В момент очередного приступа раздражения и злости из-за недостатка никотина стоит задаться вопросом о причинах развития разрушительного пристрастия и способах избавления от него. Первые положительные результаты можно увидеть уже после нескольких недель практики самонаблюдения.
Психологические тесты
Перечисляя существующие методы, использующиеся в данной дисциплине, нельзя не упомянуть о психологическом тестировании. Применяется он часто, поскольку позволяет получить ряд ценных сведений, касающихся личности и поведенческих особенностей индивида. Психологические тесты обязаны быть репрезентативными (соответствовать установленным нормам), достоверными (предоставлять реальные результаты), надежными и валидными. Для создания действительно эффективного теста необходим цикл проб с дальнейшей корректировкой числа вопросов, формулировок и алгоритма вычисления итоговых результатов.
Психологические тесты ориентированы на установление уровня интеллекта человека, его способности выражать вербальным путем усвоенную информацию, а также на получение картины, отображающей поведенческие мотивы, потребности и пути достижения эмоциональной стабильности. На текущий момент многие государственные (муниципальные) и частные работодатели на собеседовании предлагают соискателям пройти тест на профессиональную ориентацию, составленный с учетом специфики предлагаемой вакансии.
Беседы
Психология изучает влияние внешних и внутренних факторов, спровоцировавших формирование той или иной модели поведения. Беседа в письменной либо устной форме считается действенным методом, который относится к разряду наблюдений. Специалист перед общением с испытуемым должен быть вооружен последовательным планом дискуссии и приложить усилия для налаживания контакта. Опрашивающему необходимо следить за формулировкой заданных вопросов, делая их максимально точными и понятными для собеседника.
В задачу исследователя входит фиксация разговора на диктофон или бумагу для дальнейшего анализа. Важно наблюдать реакцию собеседника и делать пометки на полях в случае, если какие-либо вопросы или ответы вызывают выраженную эмоциональную реакцию со стороны опрашиваемого. Для доказательства эффективности беседы в качестве психологического метода можно привести простой пример из повседневной жизни. Многим доводилось, заметив близкого друга или знакомого в состоянии взволнованности и печали, узнать о причине расстройства и поддержать его добрыми словами и практическими рекомендациями. После беседы в теплых тонах опечаленный человек моментально взбадривается и перестает хандрить.
Внушение
Психология — наука, опирающаяся на обширную теоретическую и практическую базу. К методам практической психологии относится внушение. Данным понятием обозначают процесс, в результате которого исследуемый принимает определенные установки на сознательном или подсознательном уровне. Коммуникативное внушение основано на эмоциональном либо вербальном воздействии. Для косвенного внушения необходимы промежуточные раздражители и действия, направленные на достижение и закрепление конкретных поведенческих шаблонов.
Существует отрицательное, положительное, а также намеренное и ненамеренное внушение. К приемам скрытой манипуляции относятся трюизм и предоставление ложной альтернативы. Среди приемов косвенного внушения можно выделить намеки, одобрение и осуждение. На текущий момент метод внушения активно используется для введения человека в состояние транса и в различных гипнотических практиках. На его базе построен принцип неявной манипуляции, задействованный в сфере политики и рекламного бизнеса.
Занимательный факт! Знаменитый эффект Плацебо, когда больной выздоравливает после приема лекарства-пустышки, основан на методе внушения.
Другие методы
К сравнительно-генетическому методу прибегают в случае необходимости сопоставить разные группы, обладающие отличными психологическими критериями. Биографический метод подразумевает анализ продолжительного отрезка жизни испытуемого с выделением факторов, повлиявших на формирование личностных качеств, а также важных факторов и переломных моментов, способствующих изменению поведенческой структуры.
Метод психологического моделирования считается самым безотказным и лучшим способом проверить, как тот или иной человек поведет себя в случае необоснованной критики в свой адрес будет подойти к нему и обвинить его в том, что он не совершал. Однако применять его на практике настоятельно не рекомендуется, если исследователь желает сохранить нормальные отношения с испытуемым.
propanika.ru
ПСИХОЛОГИЯ это что такое ПСИХОЛОГИЯ: определение — Психология.НЭС
ПСИХОЛОГИЯ это что такое ПСИХОЛОГИЯ: определение — Психология.НЭС- Психология.НЭС
- Право.НЭС
- Философия.НЭС
- Социология.НЭС
- Экономика.НЭС
- Педагогика.НЭС
- Политика.НЭС
- История.НЭС
- Словари
- Термины
- Персоны
- Новости
- Каталог
- Термины
- ПСИХОЛОГИЯ
vocabulary.ru
что это такое, основные методы, направления и концепции
Психология наука или шарлатанство? Подобный вопрос, наверное, слышали многие. Но почему тогда психология уже более двух тысячелетий интересует людей? Почему с психологами работают космонавты, бизнесмены, политики? И почему все же после похода к психологу душа болит уже не так сильно? Ответами на эти вопросы, а также советами для новичков в психологических вопросах, делимся в статье.
Что такое психология
Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.
Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.
Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.
Истории появления науки
В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.
Всего выделяют четыре этапа:
- объект изучения – душа. Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
- объект изучения – сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
- объект изучения – поведение. Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
- объект изучения – психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.
Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.
Пройти тест на темперамент
Виды психологии
Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:
- Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
- Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата. Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий. Прикладная наука тесно связана с психиатрией, психотерапией, просветительской работой, тренингами.
Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.
Основные разделы академической психологии
Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:
- Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
- Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
- Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
- Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
- Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
- Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
- Консультативная – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
- Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
- Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
- Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.
Основные разделы и направления прикладной психологии
Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:
- Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
- Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
- Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
- Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.
Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:
- Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
- Планирует или строит свой бизнес.
- Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
- Переживает сложную жизненную ситуацию.
- Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
- Обеспокоен поведением детей-подростков.
- Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
- Страдает от панических атак, фобий, страхов.
- Не может справиться со своими вредными привычками.
- Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.
Основные психологические концепции
Первый систематический курс по психологии был создан немецким психиатром Эмилем Кальпериным в 1883 году. С тех пор внутри психологической науки образовалось множество школ и концепций, которые пытаются объяснить те или иные психические явления.
Психоанализ или фрейдизм.
Самая популярная концепция, известная за пределами психологической науки. Названа по имени основателя – Зигмунда Фрейда, который первым разделил три уровня психической жизни: сознание (Эго или Я), предсознание (сверх-Я), бессознательное (Оно или либидо). Постепенно психоанализ обогащался новыми идеями, теориями, психоаналитическими концепциями.
Пройти тест Фрейда
Логотерапия.
Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.
Гештальтпсихология.
Возникла благодаря усилиям немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки как попытка выстроить психологическую теорию по аналогии с физикой. Сам термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а главным объяснительным принципом гештальтпсихологии считается принцип целостности.
Гуманистическая психология.
Направление сформировалось в рамках гуманистического подхода. Ее виднейшие представители А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно гуманистической теории главной целью существования человека является самоактуализация, самореализация, непрерывное саморазвитие. Ответвлением гуманистической концепции можно считать духовную (христианскую) психологию.
Когнитивизм.
Слово «когнитивный» переводится с латыни как «знать». Главные представители направления – Джордж Келли, Арон Бек, который говорил: «человеческие чувства и действия определяются мышлением». Сторонники концепции отстаивают мнение, что человек – это не машина, которая слепо реагирует на изменения внешнего мира, а мыслящая личность, способная анализировать информацию, свои поступки и поведение, проводить сравнение, решать проблемы.
Бихевиоризм.
Основоположник бихевиоризма (в переводе «поведение») – американский психолог Джон Уотсон, разработавший идею взаимосвязи поведения, стимула и передающей реакции. Девиз бихевиоризма «психология – это наука о поведении», а сознание здесь не изучается, поскольку не имеет поведенческих показателей.
Трансперсональная (надличностная).
В переводе означает «душа по ту сторону маски». Исследует человеческую духовность, надличностные переживания во всех формах и проявлениях, а также парапсихологические феномены, кармическую динамику, неразрешившиеся психотравмы рождения. Трансперсональные техники делают упор на необычных состояниях сознания – интуиции, медитативном трансе, гипнозе, медиумизме. Основатель направления и изобретатель главной техники для «погружения в себя» (холотропного дыхания) – С. Гроф.
Интерактивная.
Название направления переводится как «интеракция» – «социальное взаимодействие». Цель направления – изучение законов взаимодействия: гармоничного, позитивного, дисгармоничного, конфликтного. Основателем интерактивной концепции является Джордж Мид, а популяризатором – Эрик Берн.
Методы психологии
Практически все методы психологии можно объединить в две группы:
- Эмпирические. Основаны на сборе, фиксации, интерпретации фактов. Используют методы математической статистики, которые позволяют работать с большими объемами данных, строить закономерности.
- Экспериментальные. Основаны на моделировании ситуаций взаимодействия личности и окружения, где можно было бы наблюдать необходимые психологические реакции. Это так называемые социальные эксперименты (стэнфордский тюремный эксперимент, пещера разбойников М. Шерифа, эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма).
Главным объектом психологического исследования является психология человека, поэтому наукой используются те же методы исследования, которые можно применить и в обычной жизни:
- Наблюдение – описательный метод, который заключается в целенаправленном восприятии и описании человека.
- Эксперимент – специально проведенный психологический опыт, который помогает получить новые знания об испытуемом.
- Самонаблюдение – целенаправленное и осмысленное наблюдение за своими эмоциями, реакциями, желаниями, мотивами, которое не должно перерастать в самокопание.
- Собеседование – устная или письменная беседа, которая помогает уточнить и обозначить круг проблем, недоступных для наблюдения.
- Опрос – кратковременное письменное или устное испытание с заранее сформулированными вопросами, которое помогает оценить и выявить индивидуально-психологические отличия, навыки, способности.
- Тестирование – изучение, выявление, оценка определенных психологических качеств после прохождения специально подготовленных тестов.
- Биографическое исследование – способ, при котором изучается, диагностируется, корректируется, прогнозируется жизненный путь человека.
Как правило, чтобы предоставить психологу наиболее точный и всесторонний психологический портрет собеседника, методы комбинируются для каждого конкретного случая. Например, при приеме на работу могут использоваться тесты и собеседование. На сеансе психотерапии психолог может использовать наблюдение и эксперимент, а клиенту предложить выполнить домашнее задание – понаблюдать за собой.
Зачем изучать психологию
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вернее, ответ у каждого свой:
- Потому что психология затрагивает все ключевые аспекты жизни: быт, работу, партнерство, воспитание, бизнес, самореализацию.
- Потому что мы живем среди людей и хотим понимать их мотивы, учитывать особенности психики, прогнозировать решения, ориентироваться в чужих характерах.
- Потому что детские обиды мешают жить, даже если мы о них не вспоминаем.
- Чтобы распоряжаться своими внутренними ресурсами, жить полной жизнью.
- Чтобы замотивировать себя в нужный момент или вовремя заметить усталость и отдохнуть.
- Чтобы понять, почему болит где-то внутри или почему «болит душа».
- Чтобы понять, почему одни люди вызывают симпатию, а другие – агрессию или неприятие.
- Чтобы распознавать, но не поддаваться на чужие манипуляции.
- Чтобы развивать свою память, мышление, креативность добровольно, а не потому что «так принято».
- Чтобы осознать, почему прежние отношения развалились, построить новые, но уже более прочные.
- Чтобы научиться понимать своих детей или родителей независимо от разницы в возрасте.
- Просто для себя.
С чего начать изучение
Прежде всего, не стоит путать психологов-ученых и психологов-практиков. Большинство научных книг написано сухим, достаточно сложным для восприятия языком с научными терминами. Поэтому учить психологию «для себя» с трудов Фрейда или Юнга будет сложно. Но и по популярной психологии есть масса книг, которые изучить одновременно тоже не получится. Поэтому для начала нужно задать себе вопрос: что мотивирует меня, что для меня наиболее важно?
Общий кругозор
- Пол Клейнман «Психология: люди, концепции, эксперименты».
- Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект».
- Д. Халлиман «Почему мы ошибаемся: ловушки мышления».
Детская психология
- Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
- Протоиерей Федор Бородин «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка».
Психология творчества
- Остин Клеон «Кради как художник».
- Барбара Шер «О чем мечтать».
Психология успеха
- К. Макгоникал «Сила воли: развить и укрепить».
- Рэй Далио «Принципы».
- Чин-Нинг Чу «Каменное лицо, черное сердце».
Саморазвитие
- Хэл Элрод «Магия утра».
- Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта».
- Б. Блюменталь «Одна привычка в неделю».
Кроме этого есть онлайн-журналы, публикации, электронные издания, ресурсы с советами практикующих психологов.
Конечно, психологический дискомфорт невозможно измерить прибором, а душевную боль уменьшить таблеткой. И этим психология отличается от точных наук или медицины. Но можно не претендовать на абсолютное знание, но дать понимание: себя, окружающих, близких, партнеров, детей и родителей. И только ради этого стоит начать изучать психологическую науку.
Пройти тест на самооценку
wikigrowth.ru