Психолого-педагогический консилиум
Психолого-педагогический консилиум как один из перспективных методов работы
педагога-психолога: сущность, организация и проведение
Отличие психолого-педагогического от психолого-медико-педагогического консилиума. Задачи психолога в психолого-педагогическом консилиуме. Проблемы практики образования, требующие решения на психолого-педагогическом консилиуме. Основные этапы работы консилиума и их содержание.
Консилиум — это один из методов работы психологической службы, совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на учащегося.
Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.
Задачи консилиума:
выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении школьников;
разработка программ воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;
консультации в решении сложных или конфликтных ситуаций.
На основании Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы:
«Психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, устанавливают психолого-педагогический статус ребенка, определяют вид образовательного учреждения и образовательный маршрут ребенка, действуют на основании положений. Городская психолого-медико-педагогическая комиссия утверждается приказом Департамента образования города Москвы и осуществляет работу по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений по межтерриториальному признаку, разрешает конфликты между родителями (законными представителями) и образовательными учреждениями или окружными (районными) психолого-медико-педагогическими комиссиями.
Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит предложения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи входит также определить, каких учеников обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени , а какие дети, являясь психологически благополучными не станут предметом отдельного обсуждения на консилиуме (либо для разработки их сопровождения не нужно много времени).
Этапы:
Информационный обмен между участниками консилиума (Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения консилиума, касающейся актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.)
Разработка стратегии сопровождения данного ученика (Обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. Участники консилиума определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками, а также социально-диспетчерскую деятельность.)
Участник сопровождения | Деятельность на этапе подготовки к консилиуму | Деятельность в рамках психолого- педагогического консилиума | Реализация решений консилиума |
Психолог |
|
|
|
Заседания проводятся один раз в два месяца (кроме экстренных случаев). Сначала проходит подготовительный этап, сбор предварительных диагностических данных.
На самом заседании:
1. Заслушивается характеристика учащегося, предлагаемая классным руководителем, в присутствии родителей. Характеристика дополняется сведениями о здоровье учащегося (дает школьный врач, уточняют родители).
2. Проводится собеседование с родителями. Цель: выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей, степень их авторитетности для ребенка.
3. Приглашается ученик, происходит беседа с ним.
4. Заключительная стадия:
ставится педагогический диагноз, включающий в себя определение доминанты отклоняющегося развития и ее основные причины;
выявляются положительные стороны личности, на которые можно опереться при выборе мер воспитательного воздействия;
обсуждаются меры воздействия, вырабатываются рекомендации родителям, классному руководителю и другим участникам воспитательного процесса.
Контроль за выполнением рекомендаций осуществляется на педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях секций классных руководителей, методических объединениях учителей-предметников и т.д.
Этапы работы психолога: На I этапе школьный психолог определяет психологическое содержание проблемы, выносимой на обсуждение педагогического консилиума, составляет соответствующую программу предстоящей работы, определяет средства изучения, подбирает необходимый материал. На II этапе психолог приступает к собственно изучению психологических характеристик решаемой педагогической проблемы. На III этапе полученные в результате изучения данные систематизируются, анализируются, обобщаются. Здесь же может осуществляться их перевод на язык конкретной системы педагогической практики. На IV этапе психолог выступает в качестве одного из организаторов и активных участников работы педагогического консилиума, где его данные являются одними из наиболее весомых в плане научной обоснованности, опирающимися на использование разнообразных объективных методов.
На последнем, V этапе школьный психолог принимает активное участие в составлении заключения (рекомендации), коррекционной программы и других программных материалов педагогического консилиума, определяющих стратегию и тактику педагогической работы.
Психологическое заключение: псих-е познават-е процессы, личностные характеристики.
Заключение социального педагога: тип семьи, самооценка, социальный опыт ребенка, трудности и т.д.
Педагогическое заключение: адаптация, сформированность учебных навыков, трудности в процессе обучения.
Медицинское заключение: перенесенные заболевания, обследования педиатра, психиатра, основное заболевание
studfile.net
Учебно-методический материал: Психолого-медико-педагогический консилиум | Социальная сеть работников образования
ГБОУ Республики Марий Эл
«Козьмодемьянская школа-интернат»
«Согласовано» «____»____________2018г. Заместитель директора по УР ____________Матвеева О.В. | «Утверждено» «____»___________ 2018г. И.о.директора школы-интерната ___________Новосёлов А.Г. |
План работы
психолого-медико-педагогического консилиума
на 2018-2019г.г.
СОСТАВ КОНСИЛИУМА:
- Матвеева О.В.- заместитель директора по УР
- Искибаева Л.А.-заместитель директора по ВР
- Денисова В.А.-педагог-психолог
- Ерофеева Е.А.-учитель-логопед
- Шаланова А.А.-социальный педагог
Психолого-медико-педагогический консилиум является коллегиальным органом, который осуществляет взаимодействие специалистов, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.
Цель ПМПк:
1.Организация и проведение комплексного изучения личности ребёнка. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности: памяти, внимания, работоспособности, развития речи обучающихся с особыми образовательными потребностями.
2. Своевременное оказание помощи учителям и воспитателям в обеспечении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся и в выборе эффективных методических приёмов, изучение личности школьника.
Задачи ПМПк:
1. выявление и ранняя (с 1-х дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика;
2. профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
3. выявление резервных возможностей развития;
4. определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся возможностей;
5. подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Консилиум позволяет:
Педагогу-психологу, логопеду передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса, которые обладают значительно большими возможностями по влиянию и взаимодействию с воспитанником или коллективом.
Учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения воспитанников.
Педагогическому коллективу выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, предоставляя опыт коллективной деятельности.
Объединить усилия различных субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников.
Наметить программу индивидуального развития учащегося, класса.
План работы психолого-медико-педагогического консилиума
№ | Запланированное мероприятие | Сроки выполнения | Ответственные |
1. | Утверждение списков обучающихся надомного обучения на основании медицинских заключений | 4 неделя августа – 1 неделя сентября | Председатель ПМПк |
2. | Заседание ПМП консилиума: «Согласование плана взаимодействия. Утверждение плана работы» | август | Председатель ПМПк педагог-психолог, социальный педагог учитель – логопед |
3. | Изучение медицинских карт обучающихся. Определение групп здоровья учащихся. Определение детей «группы риска» | сентябрь | Председатель ПМПк медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог классные руководители |
4. | Диагностическое обследование первоклассников « Адаптационный период и готовность к обучению в школе». Родительские собрания: «Особенности адаптации первоклассников к обучению в школе» | сентябрь(1 класс) октябрь(1 класс по результатам диагностики) | Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник учитель – логопед |
5. | Выступление на родительских собраниях: «Особенности адаптационного периода у пятиклассников» | октябрь | педагог-психолог |
6. | Анализ материалов тестирования по вопросам школьной зрелости первоклассников. Обсуждение материалов диагностического наблюдения причин школьной дезадаптации обучающихся 1-х классов. | октябрь |
педагог-психолог, классный руководитель |
8. | Заседание ПМП консилиума: «Определение учащимся индивидуальных маршрутов обучения» | 1 четверть 4 неделя октября | Председатель ПМПк |
9. | Мониторинг показателей развития психических процессов обучающихся 1-4-х классов. | ноябрь | педагог-психолог |
11. | Консультация для педагогов «Совместная работа учителя- логопеда и педагогов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у учащихся» | ноябрь | Учитель –логопед |
12. | Заседание ПМП консилиума: «Взаимодействие специалистов школы по решению вопросов адаптации воспитанников школы. Итоги работы школьного ПМПк за 1-е полугодие». | декабрь | Председатель ПМПк Члены консилиума |
14. | Групповые, индивидуальные занятия по коррекции и развитию психических процессов. | в течение года | педагог-психолог |
19. | Тест школьной тревожности 9 класс | март | педагог-психолог |
21 | Заседание ПМП консилиума: «Определение учащимся индивидуальных маршрутов обучения» | апрель | Председатель ПМПк, члены консилиума |
22. | Диагностика для 4 класса «Готовность к обучению в 5классе» | апрель | педагог-психолог |
23 | Итоги контроля по адаптации учащихся 1,5 классов | апрель | Классные руководители педагог-психолог |
24. | Анализ cоциально-психологического сопровождения обучающихся школы за учебный год. | май | Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог |
Заседание ПМП консилиума: «Итоги работы школьного ПМПк за 2-е полугодие 2018-2019 г.» Аналитический отчет. | |||
Внеплановые консилиумы | |||
А) | Перевод обучающихся на индивидуальные маршруты | в течение года | Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог |
Б) | Обсуждение проблемы обучения или воспитания с педагогами и родителями обучающихся | в течение года | Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог |
В) | Определение формы обучения для вновь прибывших в течение года учащихся | в течение года | Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог |
Г) | Подготовка документов на ЦПМПК | в течение года | Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог |
nsportal.ru
Психолого-педагогический консилиум, ГБОУ Школа № 1788, Москва
Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.
Ведущая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк) как одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся не только для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников, но и с целью создания особых условий реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы деятельности членов консилиума
- Основополагающим принципом работы ПМПк является общепедагогический принцип уважения к личности ребенка и опоры на положительное.
- Принцип максимальной педагогизации диагностики определяет приоритет педагогических задач консилиума.
- Принцип закрытости информации.
- Принцип междисципинарности.
Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе – усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие обучающихся в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.
Задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
- Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.
- Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.
- Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.
На ПМПк возлагаются задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. ПМПк несет ответственность за обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников с ОВЗ, в том числе в состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Таким образом, в создании индивидуального образовательного сопровождения значительную роль выполняет система деятельности специалистов ПМПк, интеграция их профессиональных знаний, продуктивной совместной работы с детьми, имеющими ОВЗ, их родителями, педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особую важность составляет не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ в системе межпрофессиональных отношений на всех этапах работы ПМПк в образовательном учреждении.
На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования каждого специалиста (педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника). В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае, если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, наличие возможностей его обучения, особенности его адаптации. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы:
- Психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования.
- Особенности и проблемы, характеризующие развитие школьника в целом на момент обследования.
- Содержание индивидуальной стратегии сопровождения ребенка в процессе школьного обучения.
- Формах и сроки сопровождения школьника специалистами: психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом и др. специалистами.
- Содержание консультативной работы участников консилиума с педагогическим коллективом, отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией.
Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный психолог или социальный педагог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов.
В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Для каких-то школьников может быть предстоит изменить систему образовательных или нормативных требований, то есть «приспособить» к ним среду. В других случаях — поработать с самим школьником в плане формирования определенных социальных навыков, коррекции сложившихся приемов учебной деятельности или способов общения, т.е. «приспособить» школьника к школьной среде. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии.
Деятельность школьного консилиума руководствуется нормативными документами:
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (действующая редакция, 2016)
- Семейный кодекс РФ на основе Инструктивное письмо № 27/901-6 от 27.03.2000 Министерства образования Российской Федерации:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
- Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающими, имеющих сложный дефект».
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003г. № 28-51-513/16 (методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).
- Инструктивное письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений.
- Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 22.05.1999г. № 27/598-6 «О нормативно-правовых основах организации деятельности ПМПк в системе образования РФ».
- Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» №761 от 01.06.2012 г.
Состав ППК :
Председатель ППК | Заместитель директора Рыбина И.В |
Член консилиума | Педагог-психолог Склярова М.И. |
Член консилиума | Педагог-психолог Бондарева Е.А. |
Член консилиума | Логопед-дефектолог Белобородова А.В. |
График работы:
Каждую среду с 14:30 до 18:30
по адресу: ул. Анны Ахматовой, дом 18
gum1788tn.mskobr.ru
Школьный психолого-педагогический консилиум, ГБОУ Школа № 1788, Москва
Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.
Ведущая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды отводится психолого-педагогическому консилиуму (ППк) как одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся не только для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников, но и с целью создания особых условий реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы деятельности членов консилиума
Основополагающим принципом работы ППк является общепедагогический принцип уважения к личности ребенка и опоры на положительное.
Принцип максимальной педагогизации диагностики определяет приоритет педагогических задач консилиума.
Принцип закрытости информации.
Принцип междисципинарности.
Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе – усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие обучающихся в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.
Задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.
Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.
Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.
На ППк возлагаются задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. ППк несет ответственность за обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников с ОВЗ, в том числе в состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Таким образом, в создании индивидуального образовательного сопровождения значительную роль выполняет система деятельности специалистов ППк, интеграция их профессиональных знаний, продуктивной совместной работы с детьми, имеющими ОВЗ, их родителями, педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особую важность составляет не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ в системе межпрофессиональных отношений на всех этапах работы ППк в образовательном учреждении.
На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования каждого специалиста (педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника). В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае, если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, наличие возможностей его обучения, особенности его адаптации. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы:
Психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования.
Особенности и проблемы, характеризующие развитие школьника в целом на момент обследования.
Содержание индивидуальной стратегии сопровождения ребенка в процессе школьного обучения.
Формах и сроки сопровождения школьника специалистами: психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом и др. специалистами.
Содержание консультативной работы участников консилиума с педагогическим коллективом, отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией.
Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный психолог или социальный педагог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ППк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов.
В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Для каких-то школьников может быть предстоит изменить систему образовательных или нормативных требований, то есть «приспособить» к ним среду. В других случаях — поработать с самим школьником в плане формирования определенных социальных навыков, коррекции сложившихся приемов учебной деятельности или способов общения, т.е. «приспособить» школьника к школьной среде. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии.
Деятельность школьного консилиума руководствуется нормативными документами:
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (действующая редакция, 2016)
Семейный кодекс РФ на основе Инструктивное письмо № 27/901-6 от 27.03.2000 Министерства образования Российской Федерации:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающими, имеющих сложный дефект».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003г. № 28-51-513/16 (методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования).
Инструктивное письмо МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений.
Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 22.05.1999г. № 27/598-6 «О нормативно-правовых основах организации деятельности ПМПк в системе образования РФ».
Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» №761 от 01.06.2012 г.
Состав ППК :
Председатель ППКЗаместитель директора Рыбина И.В
Член консилиумаПедагог-психолог Склярова М.И.
Член консилиумаПедагог-психолог Бондарева Е.А.
Член консилиумаПедагог-психолог Лысова Т.А.
Член консилиумаЛогопед-дефектолог Белобородова А.В.
Секретарь консилиумаПедагог-психолог Попова Т.А.
gum1788tn.mskobr.ru
Учебно-методический материал на тему: Организация работы психолого — педагогического консилиума в коррекционном ДОУ
Психолого – медико – педагогическое представление на ребенка.
- Общие сведения:
ФИО ребенка ___________________________________________________________________
Дата рождение _________________________ полный возраст __________________________
Адрес проживания _______________________________________________________________
- Анамнестические данные
Родился от ____ беременности, предыдущие закончились ____________________________
________________________________________________________________________________
Особенности внутриутробного развития: токсикоз ____________________________________ ,
заболевания матери во время беременности __________________________________________,
угроза прерывания _______________________________________________________________,
другие осложнения беременности __________________________________________________.
Роды: в срок, преждевременные, запоздалые, наркоз, быстрые, стремительные, длительные, самостоятельные, со стимуляцией, кесарево сечение, родовспоможение вакуумом, наложение щипцов, выдавливание (нужное подчеркнуть).
Вес ребенка при рождении _________, рост _________, приложили к груди на ____________, вскармливание грудным молоком, искусственное (причина) ____________________________.
Перенесенные заболевания (ушибы, травмы, операции, интоксикации, хронические заболевания и т.п.) с указанием возраста _______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наблюдение у невропатолога (указать причину) ________________________________________
__________________________________________________________________________________
- Социальное положение ребенка
Состав семьи ____________________________________________________________________
ФИО матери _____________________________________________________________________
ФИО отца _______________________________________________________________________
Социальный статус семьи (нужное подчеркнуть): рабочие, служащие, учащиеся (указать где) ________________________________________________________________________________,
Безработные, работает только один член семьи (указать кто) ____________________________, осужденные (указать кто) _________________________________________________________ ,
другое __________________________________________________________________________
с кем проживает __________________________________________________________________
(по необходимости)
Данные о законных представителях ребенка:
ФИО _____________________________________________________ возраст _______________, социальное положение ______________________ кем приходится ребенку _________________
Жилищные условия семьи __________________________________________________________
Материальное положение семьи (нужное подчеркнуть): крайне низкое, низкое, среднее, высокое, очень высокое, другое _____________________________________________________
Кто из взрослых больше времени проводит с ребенком, указать причину __________________
_________________________________________________________________________________________
Дополнительные сведения о семье ребенка ___________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Особенности раннего психического развития ребенка
Формирование статических и моторных навыков: удержание головы с _________ месяцев, сидение с _________ месяцев, стояние с ___________ месяцев, ходит с поддержкой с _______ месяцев, ходит самостоятельно с __________ месяцев, целенаправленно двигается с ________ месяцев.
Речевое развитие ребенка: гуление с __________ месяцев, лепет с __________ месяцев, первые слова с __________ месяцев, двусложные фразы с __________ ,
предложения из 2-3 слов с _________ , развернутая фразовая речь с _________ , замечены нарушения звукопроизношения с _________ , заикание с _________ , отсутствие реакции на обращенную речь с _________ , непонимание простых инструкций с _________ .
Развитие восприятия: реакция на звук с _________, свет с _________, ответная улыбка с _________, интерес к игрушке с _________, чем вызван ________________________________, неадекватные реакции на __________________________________________________________, чувствительность к холоду, голоду, боли (адекватная, не адекватная, в чем проявляется) _____
________________________________________________________________________________, другие особенности (любовь к музыке, интерес к графическим изображениям, отсутствие интереса к окружающему вообще и т.п., в каком возрасте проявились) ____________________
________________________________________________________________________________.
Формирование предметной и игровой деятельности: хватание игрушки с _________ месяцев, манипуляции с игрушками с _________ месяцев, собирает пирамидку с _________, складывает башню из кубиков с _________, употребление предметов согласно их значению с _________, подражательные игровые действия с _________, проявление сюжета и распределение ролей с _________, наличие неадекватных действий с предметами (какого рода) ___________________________________________________________________________.
Формирование личности: узнавание близких с _________, появление страха перед чужими людьми с _________, реакция на уход матери с _________, в чем проявлялась _____________, откликается на свое имя с _________, появление «Я», «Я сам» с _________, навыки опрятности с _________,, навыки самообслуживания с _________, самоорганизация (нужное подчеркнуть) высокая, низкая, нуждается в помощи взрослого, коммуникативные навыки (нужное подчеркнуть) мотивация общения высокая, низкая, отсутствует, вступает в общение легко, с трудом, видимые причины этого _____________________________________________, другие особенности _______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Некоторые показатели отклоняющегося развития (нужное подчеркнуть): задержка речевого развития, неадекватное поведение, агрессия, самоагрессия, отсутствие реакции на внешние раздражители, выраженная реакция на внешние раздражители, «полевое поведение», неустойчивое внимание, рассеянность, общая психомоторная расторможенность, заторможенность, вялость, апатия, нестойкий интерес к окружающему, неусидчивость, дезорганизованность, другое ________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
- Социальное развитие
Посещает дошкольное учреждение с _________ лет, тип учреждения (если несколько, указать все) _____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Особенности адаптации к дошкольному учреждению ___________________________________
______________________________, пропуски часто, не часто (указать причину) ____________
_________________________________________________________________________________
Поведение в дошкольном учреждении _______________________________________________
_________________________________________________________________________________
Любимые занятия в детском саду ____________________________________________________
Поведение дома __________________________________________________________________
Любимые занятия дома ____________________________________________________________
Отношения с окружающими (с кем предпочитает общаться, каким образом, как долго и т.д.) _________________________________________________________________________________ не посещает дошкольное учреждение по причине ______________________________________
Дополнительные сведения по данной части карты _____________________________________
_________________________________________________________________________________
Данная часть карты заполнялась ____________________________________________________ со слов __________________________________________________________________________
Дата «_______» ______________________ 201___ г
- Характеристика актуального развития ребенка (данные всех специалистов)
Речевая деятельность: артикуляционная моторика ___________________, уровень развития речи ___________________, активный словарь ___________________, пассивынй словарь ___________________, грамматический строй речи ___________________, семантическая (смысловая) структура речи ___________________, звукопроизношение ___________________, фонематическое восприятие ___________________, звуковой анализ, синтез ___________________, связная речь ___________________, темпо – ритмическая структура речи ___________________ _______________, предпосылки письменной речи ____________________________________________________________
Познавательная деятельность: познавательные процессы (указать имеющиеся отклонения или уровень развития) ощущения ___________________, восприятие ___________________, память ___________________, внимание ___________________, речь ___________________,
мышление ___________________, познавательные интересы (нужное подчеркнуть) сформированы, не сформированы, познавательная активность (нужное подчеркнуть) высокая, низкая, темп деятельности ___________________, работоспособность ___________________, другие особенности ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ _________
Моторная сфера: общая моторика ___________________ ___________________, мелкая моторика ___________________ ___________________, особенности латерализации (доминантности парных органов чувств) ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ _________
Эмоционально – волевая сфера (нужное подчеркнуть):
эмоции адекватные, не адекватные, агрессия, самоагрессия,
смена настроения: часто, редко, мотивирована, не мотиврована,
волевая регуляция развита, слабая, не развита
помощь принимает, не принимает, адекватно, не адекватно
реакция на успех – не успех адекватная, не адекватная, эмоции контролируемы, не контролируемы
уровень тревожности ___________________, наличие страхов, их характеристика ________________, другие особенности ___________________ ___________________ ___________________ __________
Личность: критичность ___________________, мотивация ___________________, целенаправленность ___________________, интересы ___________________, привычки ___________ самоорганизация ___________________, самоконтроль ___________________, самооценка ________
___________________, уровень притязаний ___________________, представления о себе ___________________, общение ___________________, отношение к окружающим _______________
Поведение (нужное подчеркнуть): замкнутость, коммуникабельность, хаотичное, упорядоченное, адекватное, не адекватное, дисциплинированность, бездеятельность, другие особенности __________
_______________________________________________________________________________________
Интеллектуальная сфера уровень интеллектуального развития (нужное подчеркнуть):
соответствует, не соответствует,
вербальный интеллект ___________________, не вербальный интеллект ___________________, решение проблемных ситуаций ___________________, общая характеристика интеллектуальной деятельности ___________________ ___________________ ___________________ _______________
Соматическая сфера: астения, повышенная утомляемость, хронические заболевания _____________
__________________ ___________________ ___________________, частота соматических заболеваний ___________________ ___________________, наличие прогредиентных заболеваний ___
___________________ ___________________ в том числе психических ___________________, неврозоподобные проявления ___________________ ___________________, другое _______________
___________________ ___________________ ___________________ ___________________ _________
Предпосылки учебной деятельности: счет прямой в пределах _________________, обратный _____
устный __________, пересчет предметов в пределах ___________________, соотнесение с цифрой __ __________, графические навыки ___________________, знание букв ___________________, конструктивная деятельность ___________________, изобразительная деятельность ______________, игровая деятельность _____________________ ___________________, социально – бытовая ориентировка ___________________, знания об окружающем ___________________ ______________
Заключение специалистов:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционного обучения и воспитания
Тип дошкольного учреждения ______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Время пребывания ребенка ________________________________________________________, посещаемость: высокая, низкая (с чем связана)_________________________________________
Особенности адаптации ____________________________________________________________
Интенсивность коррекционного воздействия __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень достижений ребенка (нужное подчеркнуть):
- Ухудшение, улучшение поведения
- Снятие, появление агрессии, самоагрессии
- Снижение, повышение коммуникативных навыков; снятие, появление тревожности
- Сформировались, не сформировались навыки опрятности, самообслуживания
- Появились, не появились предпосылки учебной деятельности
- Уровень знаний остался на прежней уровне, незначительно повысился, значительно повысился
- Уровень знаний соответствует, не соответствует требованиям общеобразовательной программе ДОУ
- Появились, не появились познавательные процессы
- Откорректировано, не откорректировано звукопроизношение
- Не преодолены, преодолены нарушения лексико – грамматического строя речи
- Развитие речи прогрессирует, регрессирует, в каком темпе ________________________
- Другие достижения _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Анализ проблемы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заключение медико – психолого – педагогического консилиума МБДОУ «Детский сад № 22» компенсирующего вида
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рекомендации по дальнейшему обучению
Учитель – дефектолог _____________________________________________________________
Воспитатель _____________________________________________________________________
Медицинский работник ____________________________________________________________
Психоневролог ___________________________________________________________________
Другие специалисты _______________________________________________________________
Представление составлено «______» _______________ 20____г
Члены ПМПк
____________________________ ____________________________
____________________________ ____________________________
____________________________ ____________________________
____________________________ ____________________________
____________________________ ____________________________
____________________________ ____________________________
(подпись) (расшифровка)
nsportal.ru
Психолого-педагогический консилиум как основная функциональная единица СППС образовательной организации
Библиографическое описание:
Фадеева Ю. А. Психолого-педагогический консилиум как основная функциональная единица СППС образовательной организации // Образование и воспитание. 2017. №2. С. 18-21. URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2249/ (дата обращения: 06.12.2019).
Согласно Письму Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901–6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», психолого-педагогический консилиум (ППк) организуется в образовательной организации как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
В нашей Гимназии функционирует психолого-педагогический консилиум, объединяющий как специалистов дошкольных отделений, так и школьного психолога, учителя-логопеда и социального педагога.
Психолого-педагогический консилиум служит для задач создания целостного, межпрофессионального представления об отдельном ребенке, группе дошкольников или школьном классе, которое складывается из профессиональных «видений» воспитателя либо учителя и других специалистов сопровождения.
Для создания ППк в нашем комплексе было составлено Положение о психолого-педагогическом консилиуме Гимназии, директором Гимназии был издан приказ в соответствии с Письмом Министерства образования РФ от 23 марта 2000 года.
В своей работе ППк базируется на следующих документах:
‒ Конвенция ООН о правах ребенка
‒ Закон РФ «Об образовании»
‒ Документы ДО г.Москвы
‒ Устав образовательного учреждения
‒ Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения ОО
‒ Договор между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника
‒ Договор между ППк ОО и ЦПМПК города Москвы (составляется при организации выездной ЦПМПК в образовательную организацию)
В Письме Минобразования указывается название «психолого-медико-педагогический консилиум». В 2015 году в нашем учреждении проходил аудит по проверке организации работы с детьми с ОВЗ. Специалисты ГППЦ одобрили название консилиума — «психолого-педагогический» — так как в самой Гимназии нет медицинского сопровождения обучающихся. Но хотя к непосредственной работе консилиума медиков мы не привлекаем, ежегодно наша образовательная организация заключает договор с детской поликлиникой по сопровождению детей-инвалидов.
Задачи Психолого-педагогического консилиума:
‒ выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
‒ профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
‒ выявление резервных возможностей развития;
‒ определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
‒ подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
Документы психолого-педагогического консилиума:
‒ Журнал записи детей на ППк
‒ Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ППк
‒ Папка (карта) развития воспитанника (обучающегося)
‒ График плановых заседаний ППк
‒ Протоколы заседаний ППк
Для успешного проведения Психолого-педагогического консилиума специалистам образовательной организации нужно придерживаться определенной схемы подготовки и проведения ППк.
Ребенок на самом консилиуме не присутствует. Обязательно приглашаются воспитатели (учителя), которые работают с ребенком. При необходимости на консилиуме могут присутствовать родители обучающегося.
Ознакомление родителя (законного представителя) ребенка с заключением ППк проводится в устной форме или может быть представлено в виде выписки из решения ППк.
В большинстве случаев члены консилиума рекомендуют родителям ребенка пройти ЦПМПК с целью определения, уточнения или изменения дальнейшего образовательного маршрута. При этом заключения ППк или ЦПМПК носят рекомендательный характер.
Если родители ребенка получили заключение ЦПМПК и желают получать специализированную помощь в рамках образовательного учреждения, то СППС образовательной организации реализует рекомендации ЦПМПК.
Таким образом, если целостную стратегию включения ребенка определяют специалисты Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, то разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия в конкретном ОУ, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду обычных сверстников, является задачей именно ППк образовательной организации. Все это должно входить в разрабатываемый специалистами ОУ Индивидуальный план.
Основным требованием к деятельности ППк является необходимость не только истинного понимания ценностных, организационных и содержательных аспектов инклюзивного образования, его приоритетов и принципов, но собственно задач и логики проведения развивающей и коррекционной работы, четкой согласованности действий всех специалистов по принципу: «в нужное время в нужном месте».
Основные термины (генерируются автоматически): Психолого-педагогический консилиум, образовательная организация, образовательное учреждение, ребенок, специалист, Письмо Министерства образования РФ, родитель ребенка, состояние декомпенсации.
Похожие статьи
Психолого—педагогическое сопровождение адаптации детей…
Психолого—педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении. Автор: Суркова Людмила Сергеевна. Рубрика: Спецвыпуск.
Реализация процесса сопровождения детей с задержкой…
разработали структуру управления инклюзивным образовательным учреждением, в которую вошли: Служба сопровождения детей с ЗПР и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ в одном лице; родительские общественные организации, которые в…
Взаимодействие специалистов в специальных (коррекционных)…
Взаимодействие специалистов в специальных (коррекционных) и инклюзивных образовательных учреждениях.
Школьный психолого-медико-педагогического консилиум и его организация может быть представлена в виде составляющих единый комплекс, и вместе…
Реализация психолого—педагогического сопровождения детей…
В своей работе ПМПк детского сада руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901–6 «О психолого…
Обеспечение психолого—педагогической поддержки семей…
родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого—педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень.
Организация работы консультативного пункта для оказания…
Организация и содержание психолого—педагогического… Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
При первичном поступлении в дошкольную образовательную организацию дети раннего возраста.
Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей…
ребенок, инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, образовательное учреждение, образовательный процесс, детский сад, психолого—педагогическое сопровождение…
Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной…
Психолого—педагогические трудности. − психологическая неготовность педагогических кадров к принятию ребенка с ОВЗ
инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная…
Организация и содержание психолого—педагогического…
Организация и содержание психолого—педагогического сопровождения детей в образовательных организациях. Авторы: Барсукова Оксана Васильевна, Цух Екатерина Алексеевна. Рубрика: 4. Психология развития.
moluch.ru
Реализация комплексного сопровождения обучающихся в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума
Минимизация значения нарушений для всей личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее — с ОВЗ), включение его в активную образовательную деятельность с учетом индивидуальных и специфических особенностей психического развития, возможно лишь в условиях комплексного сопровождения, в котором важное место отводится работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее — ШПМПк).
Комплексное сопровождение представляет собой создание условий для успешного развития и воспитания обучающегося через систему мероприятий, проводимых с целью оказания ему помощи в ситуациях выбора альтернатив, формирования ответственности за свой выбор и готовности к социальному самоопределению на различных стадиях развития. Главная цель комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации — создать такие социально-педагогические условия, в которых каждый обучающийся мог бы стать субъектом своего развития и жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Эта система мероприятий, которая помимо развития академических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, обязательно должна включать работу по формированию нравственных форм поведения, что поможет детям поступать правильно в ситуациях выбора альтернатив, и в целом будет способствовать социальной адаптации [3].
Работа ШПМПк направлена на взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений. И взаимодействие здесь понимается в широком смысле, как характеристика отражающая процессы воздействия субъектов образовательных отношений друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность, когда работа одного специалиста с конкретным обучающимся сказывается на эффективности реализации коррекционного процесса в целом.
Работа ШПМПк отражает своевременность процессов, происходящих в ходе образовательной деятельности обучающихся: установление причин отдельных нарушений и затруднений, поиск возможностей для их решения, определения стратегий обучения и коррекции. А благодаря сотрудничеству — слаженной деятельности всех специалистов, реализуется на практике сама идея функционирования деятельности школьного ПМПк.
Взаимодействие и сотрудничество специалистов школьного ПМПк способствует формированию у них профессиональной компетентности в вопросах сопровождения детей с ОВЗ. В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями специалисты школьного ПМПк осуществляют следующие виды деятельности: диагностическую, консультативную, учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, организационно-методическую, профилактическую, просветительскую и экспертную. Помимо решения своих узкопрофессиональных задач, все специалисты активно привлекаются к созданию условий для сохранения здоровья, образования и социализации обучающихся.
В образовательном пространстве школы всё больше встречается детей, которым в силу их образовательных затруднений и поведенческих проблем, требуется педагогическая, психологическая и коррекционная поддержка. Педагогу конкретного обучающегося бывает недостаточно информации для решения проблемы, официальных полномочий для принятия решения, опыта в решении подобных проблем. Всё это становится причиной, для того чтобы объединить усилия учителей-предметников, классных руководителей, специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, врачей, администрации школы для понимания причин тех трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся образовательной организации. И такое объединение происходит в рамках деятельности школьного ПМПк, где осуществляется решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей с ОВЗ. Так, в обязанности специалистов школьного ПМПк входит:
– проведение индивидуального обследования обучающегося специалистами и выработка коллегиального заключения и рекомендаций в своей области профессиональных интересов;
– участие в заседании по приглашению председателя ШПМПк, когда приглашенные специалисты приносят готовые характеристики или заключения на обучающегося, относящегося к «группе риска»;
– контроль за выполнением рекомендаций в своей области путём повторного обследования и заседания ШПМПк.
Плановые консилиумы посвящены анализу процесса адаптации в 1-х, 5-х, 10-х классах, построению программ индивидуального сопровождения обучающихся. На внеплановых консилиумах осуществляется решение проблем, связанных с конкретной образовательной ситуацией.
На основе данных, полученных специалистами, на заседании ШПМПк идет коллегиальное обсуждение:
– Выявляются трудности реализации образовательного маршрута и коррекционной помощи;
– Обсуждаются результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об осуществлении образовательной деятельности в соответствии с возможностями и психологическими особенностями обучающегося;
– Особенности и направления оказания медицинской помощи, если таковая требуется.
В тех случаях, когда на ШПМПк возникают вопросы об определении дальнейшего образовательного маршрута или обучающийся нуждается в дополнительной диагностике, коллегиальным решением он направляется (с согласия родителей) в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Когда дети обследуются на ШПМПк повторно, мы оцениваем базовые предпосылки и составляющие психической деятельности, анализируем результаты проведённой с ребёнком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (показываем наличие и характер динамики) и намечаем дальнейшую работу [2].
На повторном консилиуме прослеживаем динамику в развитии ребенка, в случае положительной динамики коррекционно-развивающая работа признается завершенной, если динамика незначительная или отрицательная, то в индивидуальном образовательном маршруте вносятся коррективы и устанавливается новый срок реализации. Консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. Каждый участник высказывает свою точку зрения, учится формулировать проблему, развивает у себя умение слушать. Групповая дискуссия позволяет сопоставить разные точки зрения, наметить деятельность, внести коррективы или вообще изменить планы последующих действий.
Для эффективного решения проблем детей необходимо соответственно подготовить всех участников ШПМПк. Для того чтобы включить участников в активную работу, снять напряжение, можно провести с ними различные упражнения, которые вызывают живой интерес, подготовить выставку с библиотекарем по обсуждаемой теме. Всё зависит от сложности поднимаемого вопроса. Задача психолога: помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребёнка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность его поведении. Главное — обеспечить подход к ребёнку с оптимистической гипотезой. Уберечь каждого участника консилиума от жёсткого и однозначного мнения о ребенке. Для преодоления предвзятости мнения нужно показать ребёнка с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные стороны. На всех этапах работы ШПМПк психолог выполняет важную роль медиатора, а иными словами — посредника между всеми участниками процесса. Результатом его профессиональной деятельности в этом направлении является удовлетворенность всех субъектов взаимодействия.
При этом удовлетворенность тесно связана с популярностью среди сотрудников и со сплоченностью группы. Неудовлетворенность работой и сотрудниками способствует появлению напряженности в отношениях. Удовлетворенность трудом, как показывают многочисленные исследования, выступает как серьезная составляющая социально-психологического климата в коллективе, будучи и существенной базой формирования и реализации позитивной психологической атмосферы в группе, и одновременно следствием устоявшихся положительных взаимоотношений между работниками. Удовлетворенность профессиональной деятельностью представляет собой эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется [1]. Именно поэтому так важно для эффективной работы консилиума поддерживать состояние удовлетворённости всех участников ШПМПк. И обеспечение этого важного направления в работе ШПМПк в первую очередь возложено на педагога-психолога образовательной организации.
Опыт работы нашего школьного консилиума показал, что эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса зависит от многих составляющих: от уровня знаний педагогов и узких специалистов о своих обучающихся; от умения осуществлять дифференцированный подход к диагностике, коррекции и обучении обучающихся; от заинтересованности всех участников ШПМПк в успешном обучении и полноценном развитии школьников; от удовлетворенности всех субъектов взаимодействия в ходе работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Таким образом, при соблюдении определённых условий в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума, при взаимодействии и сотрудничестве всех его участников, своевременном и объективном установлении причин отдельных нарушений, затруднений и активном поиске возможностей в воспитании и образовании обучающихся, дальнейшего определения стратегий обучения и коррекции, эффективно реализуется идея комплексного сопровождения обучающихся образовательной организации.
Литература:
- Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2003, — 208 с.
- Скрипкина Н. В. Сопровождение формирования нравственных форм поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья//Сборник: Личность в норме и патологии Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Факультет психологии и педагогики. 2017. С. 496–498.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, школьный психолого-медико-педагогический консилиум, ограниченная возможность здоровья, специалист, коллегиальное заключение, комплексное сопровождение, профессиональная деятельность, социальная адаптация, решение проблем, система мероприятий.
moluch.ru