Рефлексия что это – Рефлексия — что это такое и как научиться правильно рефлексировать

Содержание

Рефлексия что это такое простыми словами определение

Автор Мария На чтение 6 мин. Просмотров 10 Опубликовано

Открывая психологическую литературу мы можем заметить, что психологи часто советуют заниматься саморефлексией. Но, рефлексия, что это такое, простыми словами — это самоанализ. А как же проводить анализ своей деятельности? В предыдущей статье мы говорили о балансе самооценки между высокой и низкой. Сегодня мы рассмотрим понятия рефлексия и саморефлексия. Определим, почему так важна саморефлексия в повседневной жизни.

Определение понятий рефлексия и саморефлексия

Рефлексия — это человеческий навык, заключающийся в самоанализе и самоосознании своей деятельности, своего поведения, а также, поступков.

В ходе рефлексии происходит анализ и оценка вышеупомянутых действий. Рефлексия что это такое, простыми словами можно сказать, что человек заглядывает внутрь себя и просматривает все свои личностные качества и манеру поведения в том или ином окружении. Осознаёт правильность или не правильность совершения поступков.

В свою очередь, саморефлексия — это как смотреть в зеркало и описывать то, что ты видишь. Это способ оценить себя, свои методы работы и то, как ты учишься. Проще говоря, «отражение» означает думать о чем-то. Отражение и составление фрагмента саморефлексивного письма становится все более важным элементом любой формы осознания или обучения.

Почему важна саморефлексия?

Female high school student making notes

Размышление помогает вам развить свои навыки и оценить их эффективность, а не просто продолжать делать то, что вы всегда делали. Речь идет о том, чтобы задавать положительный вопрос о том, что вы делаете и зачем вы это делаете. А затем решать, существует ли лучший или более эффективный способ сделать это в будущем.

В любой роли, будь то дома или на работе, рефлексия является важной частью обучения. Вы бы не использовали рецепт во второй раз, если блюдо не сработало в первый раз, не так ли? Вы либо скорректируете рецепт, либо найдете новый и, наверняка, лучший. Когда мы учимся, мы можем застрять в рутине, которая может не работать эффективно. Размышление о ваших собственных навыках может помочь вам определить изменения, которые вам могут понадобиться.

Что такое рефлексивная практика?

Еще в психологии есть такое понятие, как рефлексивная практика.

Рефлексивная практика в самой простой форме — думать или размышлять о том, что вы делаете.

Это тесно связано с концепцией обучения на собственном опыте, когда вы думаете о том, что вы сделали, и что произошло, и при этом решаете, что вы будете делать иначе в следующий раз.

Рефлексивная практика как навык

Различные академики в большей или меньшей степени затрагивали рефлексивную практику и опытное обучение, в том числе Крис Аргирис.

Человек, который придумал термин «двойное обучение», чтобы объяснить идею о том, что рефлексия позволяет вам выйти за пределы «единой системы». Цикл «Опыт, Размышление, Концептуализация, Применить» во второй цикл, чтобы распознать новую парадигму и изменить ваши идеи, чтобы изменить то, что вы делаете.

Кажется, все они согласны с тем, что рефлексивная практика — это навык, который можно выучить и отточить, что является хорошей новостью для большинства из нас.

Рефлексивная практика — это активный, динамичный, основанный на действиях и этический набор навыков, который размещается в реальном времени и имеет дело с реальными, сложными и трудными ситуациями.

Академики также склонны согласиться с тем, что рефлексивная практика устраняет разрыв между «высоким уровнем» теории и «болотистой низменностью» практики. Другими словами, это помогает нам исследовать теории и применять их к нашему опыту более структурированным образом. Это могут быть как формальные теории из научных исследований, так и ваши собственные идеи. Это также побуждает нас исследовать наши собственные убеждения и предположения и находить решения проблем.

Разработка и использование рефлексивной практики

Что можно сделать, чтобы помочь развить критическое, конструктивное и творческое мышление, необходимое для рефлексии?

Нил Томпсон в своей книге « Навыки людей» предлагает шесть шагов:

  1. Читайте — те книги, которые вы изучаете или хотите изучать и развивать
  2. Спросите других о том, как они поступают и почему именно это они предпринимают
  3. Смотрите — что происходит вокруг вас
  4. Почувствуйте — обратите внимание на свои эмоции, что их побуждает и как вы справляетесь с негативными
  5. Общайтесь — делитесь своими взглядами и опытом с другими людьми в вашей организации
  6. Думайте — учись ценить время, потраченное на размышления о своей работе

Другими словами, важно не только мышление. Вы также должны развить понимание теории и практики, а также изучить идеи других людей.

Рефлексивная практика может быть общей деятельностью: ею не нужно занимать в одиночку. Действительно, некоторые социальные психологи предполагают, что обучение происходит только тогда, когда мысль переводится на язык, письменный или устный. Это может объяснить, почему мы заинтересованы в том, чтобы громко объявить о том или ином достижении! Тем не менее, это также имеет значение для рефлексивной практики и означает, что мысли, которые не ясно сформулированы, могут не переноситься.

Может быть трудно найти возможности для совместной рефлексивной практики на занятом рабочем месте. Конечно, есть некоторые очевидные, такие как оценочные интервью или обзоры определенных событий, но они не происходят каждый день. Таким образом, вам нужно найти другие способы выразиться словами.

Хотя это может показаться немного надуманным, полезно, особенно на первый взгляд, вести журнал изучения опыта. Речь идет не о документировании официальных курсов, а о повседневных занятиях и мероприятиях. А также о том, что произошло, а затем о том, чтобы подумать о том, что вы узнали от них, и о том, что вы могли или должны были сделать по-другому. Речь идет не только об изменениях: учебный журнал и рефлексивная практика могут также выделить, когда вы сделали что-то хорошее.

Какие рефлексивные вопросы необходимо задать себе? 

Для того, чтобы окончательно разобраться в себе, учёные — психологи разработали ряд вопросов:

  • Сильные стороны  — Каковы мои сильные стороны? Например, я хорошо организован? Я помню все детали?
  • Слабые стороны  — Каковы мои слабости? Например, я легко отвлекаюсь? Нужно ли больше практики с определенным навыком?
  • Навыки  — Какие навыки у меня есть и в чем я хорош?
  • Проблемы  — Какие проблемы могут возникнуть на работе или проблемы дома? Например, обязанности или отвлекающие факторы, которые могут повлиять на учебу или работу.
  • Достижения  — Чего я достиг?
  • Счастье  -Есть вещи, которыми я недоволен или разочарован? Что делает меня счастливым?
  • Решения  — Что я могу сделать, чтобы стать лучше в этих областях?

Хотя саморефлексия поначалу может показаться трудной, или даже эгоистичной или смущающей, поскольку она не приходит естественным образом. С регулярной практикой вам станет намного легче, и конечный результат может быть более счастливым и эффективным для вас.

familyexpert.ru

рефлексия — Викисловарь

В Википедии есть страница «рефлексия».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.рефле́ксиярефле́ксии
Р.рефле́ксиирефле́ксий
Д.рефле́ксиирефле́ксиям
В.рефле́ксиюрефле́ксии
Тв.рефле́ксией
рефле́ксиею
рефле́ксиями
Пр.рефле́ксиирефле́ксиях

реф-ле́к-си·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [rʲɪˈflʲeksʲɪɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение

ru.wiktionary.org

📌 РЕФЛЕКСИЯ — это… 🎓 Что такое РЕФЛЕКСИЯ?

  • РЕФЛЕКСИЯ — (от лат. reflexio обращение назад) способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов Р. Элементарная Р. заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид Р. присущ… …   Философская энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИЯ — (лат., от reflectere клонить назад). 1) отражение; отсвечивание, отсвет. 2) в философии: действие мыслящего разума и мысль, как следствие этого действия. 3) избыток рассудочности и самоанализа, о котором «Гамлет щигровского уезда» Тургенева… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • рефлексия — и, ж. РЕФЛЕКЦИЯ и, ж. reflexion, пол. reflexya <лат. reflexio загибание, поворачивание. 1. устар. Мысль, размышление. Его Царское Величество свято засвидетельствовал, и обнадеживает чрез сие паки, что Оный ни на то, ни на другое <претензии… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • рефлексия —         РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio обращение, отражение) понятие, которое применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки того, что можно было бы назвать «мышлением о мышлении». Часто это понятие… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • РЕФЛЕКСИЯ — (от лат. reflexio – обращение назад, поворачивание). Размышление, самонаблюдение, желание понимать собственные чувства и поступки. Является важной профессионально значимой чертой личности преподавателя. В социальной психологии под Р. понимается… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • рефлексия — (от лат. reflexio обращение назад) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Рефлексия — (лат.reflexio бейнелеу) – өзінің алғышарттарының мәнін түсіну (осмысление) мен негіздеуге бағытталған, сананың өзіне қаратылуын талап ететін философиялық ойлаудың принципі, басқаша – ойлаудың толғануы (размышление) деп те айтуға болады.… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • РЕФЛЕКСИЯ — принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием… …   Новейший философский словарь

  • рефлексия — размышление, дума; самоанализ, самопознание, раздумье, самонаблюдение, медитация, помысел, мысль Словарь русских синонимов. рефлексия см. дума Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • РЕФЛЕКСИЯ — РЕФЛЕКСИЯ, рефлексии, мн. нет, жен. (лат. reflexio отклонение; Размышление). 1. Отражение света на поверхности предмета (физ.). 2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). В характере… …   Толковый словарь Ушакова

  • dic.academic.ru

    📌 РЕФЛЕКСИЯ — это… 🎓 Что такое РЕФЛЕКСИЯ?

  • РЕФЛЕКСИЯ — (от лат. reflexio обращение назад) способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов Р. Элементарная Р. заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид Р. присущ… …   Философская энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИЯ — (лат., от reflectere клонить назад). 1) отражение; отсвечивание, отсвет. 2) в философии: действие мыслящего разума и мысль, как следствие этого действия. 3) избыток рассудочности и самоанализа, о котором «Гамлет щигровского уезда» Тургенева… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • рефлексия — и, ж. РЕФЛЕКЦИЯ и, ж. reflexion, пол. reflexya <лат. reflexio загибание, поворачивание. 1. устар. Мысль, размышление. Его Царское Величество свято засвидетельствовал, и обнадеживает чрез сие паки, что Оный ни на то, ни на другое <претензии… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • рефлексия —         РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio обращение, отражение) понятие, которое применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки того, что можно было бы назвать «мышлением о мышлении». Часто это понятие… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • РЕФЛЕКСИЯ — (от лат. reflexio – обращение назад, поворачивание). Размышление, самонаблюдение, желание понимать собственные чувства и поступки. Является важной профессионально значимой чертой личности преподавателя. В социальной психологии под Р. понимается… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • рефлексия — (от лат. reflexio обращение назад) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИЯ — тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием… …   История Философии: Энциклопедия

  • Рефлексия — (лат.reflexio бейнелеу) – өзінің алғышарттарының мәнін түсіну (осмысление) мен негіздеуге бағытталған, сананың өзіне қаратылуын талап ететін философиялық ойлаудың принципі, басқаша – ойлаудың толғануы (размышление) деп те айтуға болады.… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • РЕФЛЕКСИЯ — принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием… …   Новейший философский словарь

  • рефлексия — размышление, дума; самоанализ, самопознание, раздумье, самонаблюдение, медитация, помысел, мысль Словарь русских синонимов. рефлексия см. дума Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • РЕФЛЕКСИЯ — РЕФЛЕКСИЯ, рефлексии, мн. нет, жен. (лат. reflexio отклонение; Размышление). 1. Отражение света на поверхности предмета (физ.). 2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). В характере… …   Толковый словарь Ушакова

  • analiticheskaya_psichologiya.academic.ru

    Урок на тему : «Что такое рефлексия»

    Что такое рефлексия?

    Рефлексия — размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия, в упрощённом определении, — это «разговор с самим собой». Рефлексия связана с очень важным действием — целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои  способы и методы с  другими.

    Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

    Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

    Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

    В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

    Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

    Выделяют несколько классификаций рефлексии:

    1.рефлексия настроения и эмоционального состояния

    2.рефлексия деятельности

    3.рефлексия содержания учебного материала

    Для чего нужна рефлексия?

    Если ребенок понимает:

    • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

    • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

    • какой вклад в общее дело он может внести;

    • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

    …то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

    Когда проводить?

    Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

    Виды

    Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

    I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

    Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

    II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

    Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

    III. По цели:

    Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

    Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

    Как и когда проводить?

    Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

    В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

    Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

    Как проводить (примеры организации работы):

    • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

    • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

    • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

    • «Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

    Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

    Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

    Как проводить:

    • Предложите детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

      • сегодня я узнал…

      • было трудно…

      • я понял, что…

      • я научился…

      • я смог…

      • было интересно узнать, что…

      • меня удивило…

      • мне захотелось… и т.д.

    Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

    В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

    infourok.ru

    📌 РЕФЛЕКСИЯ — это… 🎓 Что такое РЕФЛЕКСИЯ?

  • РЕФЛЕКСИЯ — (от лат. reflexio обращение назад) способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов Р. Элементарная Р. заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид Р. присущ… …   Философская энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИЯ — (лат., от reflectere клонить назад). 1) отражение; отсвечивание, отсвет. 2) в философии: действие мыслящего разума и мысль, как следствие этого действия. 3) избыток рассудочности и самоанализа, о котором «Гамлет щигровского уезда» Тургенева… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • рефлексия — и, ж. РЕФЛЕКЦИЯ и, ж. reflexion, пол. reflexya <лат. reflexio загибание, поворачивание. 1. устар. Мысль, размышление. Его Царское Величество свято засвидетельствовал, и обнадеживает чрез сие паки, что Оный ни на то, ни на другое <претензии… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • рефлексия —         РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio обращение, отражение) понятие, которое применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки того, что можно было бы назвать «мышлением о мышлении». Часто это понятие… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • РЕФЛЕКСИЯ — (от лат. reflexio – обращение назад, поворачивание). Размышление, самонаблюдение, желание понимать собственные чувства и поступки. Является важной профессионально значимой чертой личности преподавателя. В социальной психологии под Р. понимается… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • рефлексия — (от лат. reflexio обращение назад) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИЯ — тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием… …   История Философии: Энциклопедия

  • Рефлексия — (лат.reflexio бейнелеу) – өзінің алғышарттарының мәнін түсіну (осмысление) мен негіздеуге бағытталған, сананың өзіне қаратылуын талап ететін философиялық ойлаудың принципі, басқаша – ойлаудың толғануы (размышление) деп те айтуға болады.… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • РЕФЛЕКСИЯ — принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием… …   Новейший философский словарь

  • рефлексия — размышление, дума; самоанализ, самопознание, раздумье, самонаблюдение, медитация, помысел, мысль Словарь русских синонимов. рефлексия см. дума Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • РЕФЛЕКСИЯ — РЕФЛЕКСИЯ, рефлексии, мн. нет, жен. (лат. reflexio отклонение; Размышление). 1. Отражение света на поверхности предмета (физ.). 2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). В характере… …   Толковый словарь Ушакова

  • dic.academic.ru

    что влияет на способность человека к рефлексии

    В бешеном ритме жизни современному человеку иногда не хватает времени на самое главное – собственный внутренний мир. Способность к самоанализу и понимание своих ошибок крайне важно для каждой личности. Предлагаем выяснить, какие бывают методы рефлексии и что такое эмоциональная рефлексия.

    Рефлексия — что это?

    Специалисты говорят, рефлексия – это некое обращение внимания определенного субъекта на себя, а также на собственное сознание, продукты своей активности и их переосмысление. В традиционном понимании – на содержание и функции своего сознания, в которые входят личностные структуры, мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и многое другое.

    Рефлексия в философии

    Под рефлексией принято понимать философский термин, характеризующий форму мыслительной деятельности индивида, направленную на осмысление своих действий. Рефлексия в философии – это метод, благодаря которому можно раскрыть специфику душевного и духовного мира человека. Важно понимать, что данное понятие вместе с применением категориального языка способно охарактеризовать философское мышление. Если обобщить, то можно утверждать, что вся философия и есть рефлексия разума, которая является размышлением про такие категории как мысли и представления.

    В рамках отдельных философских теорий и концепций рефлексию рассматривают как самое существенное свойство сознания. Благодаря этому становится понятно, что исключительно способные быть осведомленными про состояние собственной психики существа можно называть сознательными. Однако подобные подходы не принимают сторонники интенциональной концепции сознания.

    Рефлексия в психологии

    Принято считать, что рефлексия — это в психологии одна из форм самоанализа и является обращением сознания личности к анализу своих мыслей и поступков. Одним из первых начал работать с этим термином в психологии А. Буземан. Ему принадлежит идея выделить рефлексию в отдельный раздел. По его мнению данное понятие означает перенесение переживаний с внешнего на внутренний мир человека. С. Рубенштейн утверждал, что зрелая полноценная личность может сформироваться, если человек сможет осознать границы своего «я». Такой процесс предусматривает способность к самоанализу.

    Под рефлексивным актом понимают остановку всего потока мыслительных процессов и состояния. Осуществляется некий переход от автоматизма до осознанности, процесс понимания личностью собственного внутреннего мира. Результат такой деятельности – формирование у личности только ей характерного способа не только думать, размышлять, а и в целом жить.

    Виды рефлексии

    Иногда становится актуальным вопрос, какая бывает рефлексия. Принято разделять следующие виды:

    1. Ситуативная рефлексия – является показателем «мотивации» и «самооценки», обеспечивающих включенность субъекта в ситуацию, осознание ее составляющих. В этот вид рефлексии входит способность субъекта сопоставлять с конкретной ситуацией свои действия, координировать и держать под контролем составляющие деятельности в соответствии с условиями, которые могут изменяться.
    2. Ретроспективная рефлексия – способствует анализу выполненной деятельности и прошлых событий.
    3. Проспективная рефлексия – в нее входят размышления про будущую деятельность, представление про ход деятельности, планирование, выбор самых эффективных способов ее осуществления и прогноз возможных итогов

    Рефлексия и саморазвитие

    Очень важно развитие рефлексии для изменения человека в лучшую сторону. Для этого необходимо:

    1. Уметь анализировать свои действия после действительно важных событий.
    2. Думать над своими действиями и над тем как поступки могли выглядеть в глазах окружающих.
    3. Заканчивать свой день, анализируя все произошедшее.
    4. Иногда проверять свое мнение про других.
    5. Как можно больше общаться с непохожими на себя людьми.

    Рефлексия в спорте

    Нередко можно слышать про понятие рефлексии в спорте и физической культуре. Под данным термином здесь понимают особый навык, который направлен на самосознание, возможность прослеживать собственные эмоции, поступки, умение проанализировать их и оценить. Если говорить проще, то это некий разговор с самим собой. Обучение основам рефлексии на уроках физической культуре в школе является непростым и многоплановым. Понятно, что ему научить невозможно всего за один урок. Вместе с тем данный процесс является многоуровневым и таким, который постоянно усложняется.

    Что влияет на способность человека к рефлексии?

    Существует такое понятие как личностная рефлексия. Если говорить про способности к рефлексии, то они могут развиваться, как и все остальные способности в контексте конкретной деятельности. Данные возможности могут представляться внутри определенной структуры. Примером могут быть структура мышления и коммуникации. Способным к рефлексии можно назвать человека, который может при поиске выхода со сложной ситуации успешно решить задачи, переосмыслить собственное сознание.

    Упражнения на рефлексию

    Очень эффективными называют такие упражнения на рефлексию в тренинге:

    1. Автопортрет – способствует формированию умений распознавать незнакомую личность, развитию навыков описания людей по разным признакам. Здесь необходимо вообразить, что нужно встретиться с незнакомцем и нужно описать себя так, чтобы он смог вас узнать. Такая работа должна проходить в парах.
    2. Без маски – помогает снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность, сформировать навыки искренних высказываний с целью анализа своего «я». Каждый участник получает карточку, на которой есть фраза без окончания. Без подготовки необходимо закончить фразу. Ответ должен быть искренним.
    3. Да – способствует усовершенствовать навыки эмпатии и рефлексии. Группе необходимо разбиться по парам. Одному из участников нужно сказать фразу, выражающую его состояние, настроение или же ощущение. После этого второй участник должен задать вопросы.
    4. Карусель – поможет сформировать навыки быстрого реагирования во время контактирования. Данное упражнение предполагает серию встреч, при том каждый раз с новым человеком. Здесь важно легко начать контактировать, поддержать разговор и попрощаться.
    5. Качества – будет способствовать выработке у участников объективной самооценки. Каждому предстоит написать не менее десяти положительных и не менее десяти отрицательных собственных качеств, а потом их проранжировать. Важно обратить внимание на первые и последние качества.

    Как избавиться от рефлексии?

    Если угнетает состояние рефлексии и есть желание от нее избавиться, вот несколько ценных советов психологов:

    1. Важно взять за правило себе за правило первой приветствовать людей.
    2. Нужно уметь держаться уверенно или по крайней мере делать вид уверенного в себе человека. Для начала нужно расправить плечи и приподнять вверх подбородок.
    3. Не нужно бояться смотреть людям в глаза. Так человеку будет понятно, что есть в нем заинтересованность и он непременно ответит взаимностью.
    4. Важно научиться вести светские беседы. Можно начать с тех людей, с которыми и вправду очень легко и приятно.
    5. Аутотренинг. Время от времени нужно себе напоминать про собственную значимость и уникальность.
    6. Необходимо попробовать сделать то, от чего есть страх. Если получится совершить то, на что раньше не хватало духу, то можно не сомневаться – впереди победа.

     

    womanadvice.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о