Рефлексия что это: Рефлексия. Что такое «Рефлексия»? Понятие и определение термина «Рефлексия» – Глоссарий

Содержание

Что значит рефлексировать и что такое рефлексия

«Антон Павлович, что мне делать? Меня рефлексия заела!» И Антон Павлович ответил мне: «А вы поменьше водки пейте»
И.А. Бунин. «Чехов»

Рефлексия — это критический самоанализ, самокопание. Слово происходит от латинского reflexio — обращение назад. Пример использования: «Рефлексия свойственная любому интеллигентному человеку».

Рефлексировать — значит анализировать свои мысли, чувства и поступки, размышлять и копаться в себе. Пример использования: «Юноша долго рефлексировал по поводу неудачи».

Не путайте с модными словами флексить и рофлить.

Пример рефлексирующего литературного персонажа — Григорий Александрович Печорин из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Наиболее ярко рефлексия Печорина показана в главе «Княжна Мери», в дневнике протагониста. Например: «Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться…»

Какая бывает рефлексия и зачем она нужна?

Рефлексия помогает осмысливать свои поступки, лучше понять себя и окружающих. Это позволяет человеку расти над собой, исправлять недостатки и развивать свои лучшие качества. В то же время рефлексия способна приносить страдания, если человек рефлексирует из-за неприятных событий и раз за разом испытывает негативные эмоции.

Выделяют разные виды рефлексии. Например, эмоциональная, интеллектуальная или личностная рефлексия — то есть познание особенностей своей личности, умственных способностей, переживаний. Научная рефлексия — это критическое исследование научного знания и методов. Философская рефлексия — размышления о смысле человеческого существования, об основах культуры.

Синонимы к слову рефлексировать

Синонимы к слову рефлексировать — анализировать, размышлять, раздумывать, копаться в себе, заниматься самоанализом, осмысливать.

Рефлексия и рефлексировать. Примеры употребления

Есть чувства и мысли, которые никак не поддаются рефлексии, даже у человека, как я, изуродованного ею.
Л.Н. Толстой. Записные книжки (1853-1857)

— У вас рефлексия берет верх над природой и страстью, — сказал он, — вы барышня, замуж хотите!
И.А. Гончаров. Обрыв (1869)

Совершенно согласен с Вами, что чрезмерная рефлексия — вещь опасная, но что же делать.
В.Г. Короленко. Письма (1887)

Мне слабо верилось, что за ореховыми панелями, в полированной поверхности которых отражался огонек сигары Чапаева, спит красная солдатня, но я старался не рефлексировать по этому поводу.
Виктор Пелевин. «Чапаев и пустота» (1996)

Если в момент секса рефлексировать о том, что секс так или иначе закончится, — у тебя обвиснет.

Сергей Шаргунов. «Ура!» (2003)

Травматолог сразу догадался, что пациент попался рефлексирующий, нервный, даже истеричный.
Маша Трауб. «Бриллиантовые руки» // «Огонек», 2014

Рефлексия — Психологос

Рефлексия — обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. Можно сказать, что рефлексия есть обращенность сознания на себя. Тут имеется в виду, что мысль, речь, воображение и др. способы сознательной деятельности могут быть рефлективными, если c помощью них обращаются на самих себя: размышление о том, как я мыслю, чувства по поводу моих чувств, воображение по поводу того, что я (или кто-то) навоображал.

Рефлексию следует отличать от самосознания. Не всякая рефлексия — обращение сознания на свое знание — становится самосознанием. Самосознание есть такая рефлексия, при которой ее предметом становится знание себя. Другое близкое к рефлексии понятие — обдуманность, это результат включения сознания на предстоящее. А осознанность — результат включения сознания на происходящее. Рефлексия — включение сознания на уже происшедшее.

В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

Рефлексия поддерживает и уточняет действие. Действование без рефлексии — необдуманность и бестолковость. Рефлексия без действий — зацикливание на себе. И то и другое — ошибочное поведение.

На рефлексии построены также некоторые специализированные военно-философские модели (см. Тактика, Стратегия, Стратагемы). Рефлексию, направленную на понимание причин и оснований своих собственных суждений, часто относят к области философии, хотя проверка обоснованности своих выводов обязательна для всякого интеллектуально ответственного разумного человека и является одним из методов развития мышления.

Психологический тест на развитость рефлексии

Трем людям показывают реквизит: 3 красных и 2 белых колпака, завязывают им глаза, надевают на них красные колпаки и говорят, что у каждого из них на голове может оказаться либо красный, либо белый колпак. Повязку снимают, и дают задание:

поднять руку, если они увидят хотя бы один красный колпак, а если кто-то догадается, какого цвета на нем колпак — тот пусть выйдет из комнаты.

В первый момент все поднимают руку, но потом возникает пауза. Наконец, один из участников выходит.

Ход мысли может быть примерно таким: «На мне белый колпак?» — «Нет, если бы он был белым, один из нас увидел бы это и подумал бы, что третий участник видит красный колпак лишь на нем самом, и потому поднимает руку. Тогда он должен выйти, но он не выходит. Значит, на мне красный колпак».

Этот участник рассуждал за одного и другого из партнёров, в то время как в рассуждение третьего участника было включено рассуждение только одного из них.

Стоит ли развивать рефлексию?

Слишком умных у нас народ не любит, и развитие рефлексии сверх привычного, то есть достаточно низкого уровня, вызывает у многих людей настроженность и негативное отношение. Комментарии к статье «Сыну двенадцать: воспитание ответственности» содержат характерное замечание: «Согласна с мнением сына: «Плохо иметь папу психолога!». Свихнешься от рефлексии!».

Рефлексия – что это такое простыми словами

Содержание статьи:

Что такое рефлексия, что говорит об этом психология и как рефлексировать с пользой

Неожиданно, но считается, что именно умение рефлексировать выделяет человека из ряда млекопитающих. Это связано со способностью человека осознавать себя, знать чувства и желания.

Центральной идеей рефлексии является «Я есть». Успешное становление человека как личности напрямую зависит от того, насколько он осознает свой внутренний мир. Познание самого себя заключается в самонаблюдение.

Правильнее было бы говорить «рефлЕксия», при этом ударение падает на вторую Е. Происхождение термина связано с латынью, reflecto – обращение назад.

Рефлексия – способность давать верную характеристику поступкам, контролируя эмоциональный настрой м осуществляя контроль при проявлении чувств, приходить к правильным решениям, то есть умение направлять свои мысли и внимание внутрь себя.

Это переосмысление внутреннего «Я», критическое отношение к себе, сравнивая с другими и своего соответствия принятым нормам и правилам. Рефлексируя начинаешь наблюдать за собой со стороны.

Считается, что рефлексия вышла из философии. Которая обозначает ее как инструмент познания бытия человека. Среди древних философов считалось, что это единственно возможный способ отказаться от навязчивых мыслей, предрассудков различных стереотипов.

Мыслю не мыслю

Французский католический философ и теолог Пьер де Шарден к рефлексии относился более широко чем просто знания, а и возможность их осознать. И подчеркивал, что доступно это лишь человеку, считающемуся высшим созданием на планете. В целом философские взгляды мыслителей схожи между собой.

В психологии рефлексию рассматривают как центральную ось самоанализа.

В психологии является базовым понятием, составляющим основу самоанализа, позволяющее расширить сознание. Рассмотрим такой вариант, если человеку самому сложно разобраться в следующей проблеме, что причинной негативного настроения есть постоянные мысли о негативе, другие люди навряд ли смогут помочь в этом.

Посиделки под деревом

Действие в рефлексии заключается в возможности силой воли прекратить обилие мыслей, воспринимая себя в существующей реальности.

Рефлексировать – уметь размышлять, анализировать, самопознавать себя. Можно научиться избегать ошибок, ответить на многие важные для себя вопросы (житейского или психологического толка), если правильно анализировать.

В результате человек учится рационально мыслить (рефлексировать), не считаясь с домыслами и фантазиями, и еще:

  • подвергать анализу и самоконтролю свое мышление;
  • давать оценку своему отношению к ситуации;
  • избегать негативных мыслей;
  • вырабатывает способность осознанного выбора;
  • открыв новые возможности.

Слаборазвитая рефлексия подталкивает индивида ежедневно допускать однотипные ошибки, каждый раз огорчаясь.

Так же «рефлексировать» применительно к субъекту, склонному сильно воспринимать все на свой счет, копаться в себе, чрезмерному волнению.

Услышав фразу о дураках вокруг, такой человек принимает это на себя, ища в себе отрицательные черты. Такого нужно избегать, нельзя все воспринимать буквально, всегда нужна мера. Невозможно иметь сильное желание что-то поменять в лучшую сторону, и ничего не делая продолжать жить в том же режиме – получите только неудовлетворенность.

Особенно считается важной конструктивная рефлексия, благодаря которой делаются верные выводы, используя их в дальнейшем позволит избежать шаблонных неудач.

Крайний вред приносит деструктивная рефлексия, при зацикливании на проблеме, на своем «не верном» поведении склонно изматывать человека. Иногда избавиться от преследующего чувства вины практически невозможно, за исключением гештальт-терапии.

Данное новшество пришло к нам из капиталистических стран. Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории. И не стоит на этом зацикливаться.

Рефлексия многообразна

В настоящее время наука определяет 7 способов:

  • коммуникативная (решение находится во взаимодействии с социумом),
  • связанная с личностью (необходимость коррекции сознания),
  • с интеллектуальными процессами (способствует вариативному мышлению, несколько решений одной проблемы),
  • сугубо философствующая (предается мыслям о жизни),
  • социальная (о себе мыслями других),
  • научная (посвящена исследованию новых способов, методов и теоретических аргументаций).

Известны 3 формы, и зависят от направления внимания:

  • ситуационная (размышление о происходящем в данное время и в данном месте),
  • ретроспективная (связана с опытом из прошлого, выводы делаются на анализе прошедших событиях),
  • перспективная (связана с загадыванием на будущее, настраивает на возможные предстоящие событиям).

Научитесь рефлексировать

Научиться рефлексировать несложно: следуйте представленным ниже рекомендациям, изучите задания, постоянно их выполняйте.

Что произошло, и в связи с чем это случилось необходимо анализировать.

Важно чтоб анализ был объективным: посмотреть на поступки со стороны, без предвзятости, не давая положительной или отрицательной оценки. В одном случае не позволяет увидеть промах, в другом, вызывает страх перед новым.

Смотря на себя со стороны озадачьтесь:

  • можно ли по другому поступить (несколько возможных вариантов),
  • а что можно избежать,
  • или вообще не делать,
  • может чем-то дополнить.

Могут возникнуть еще вопросы, главное рассмотреть ситуацию в различных ракурсах, тем самым выходя за ограничивающие сознание рамки и усовершенствуя подобные навыки в будущем.

Расширьте свое общение с окружающими, улучшая тем самым коммуникативный опыт, достигаете большего при понимании других.

Больше узнавайте окружающих людей, отличающихся от Вас. Ведь только познавая неиспытанное ранее становимся более гибкими. Делайте свои предположения и сверяйте их с реальностью, тренируя таким образом свой навык адекватно оценивать окружающую действительность.

Вечером «прокрутите» мысленно весь день.

Вспомните что хорошего или негативного произошло за минувший день. Почему случилось то или иное, вспоминая каждую мелочь. Сможете со временем правильно устанавливать связь между событиями и причинами, послужившими их возникновению.

Тогда однажды Вам не придется ужаснуться, придя в себя, и увидев не ту действительность, которая казалась. Не наступит депрессия или разочарование – да поможет Вам рефлексия!

Что такое рефлексия в психологии

Рефлексия – это явление о внутренних размышлениях человека, способствующее его личностному развитию. В переводе с латыни, термин означает «reflecto» или «обращение назад». Но в более точном понятии, рефлексия подразумевает углубление внутрь, в познание собственной личности.

История появления термина

Издавна описываемое явление детально изучалось, как часть философской науки. О познании личности писал в своих работах еще Сократ. Но полноценно понятие рефлексии было описано и выделено в 20-ых годах прошлого века психологом А. Буземаном. Специалист считал, что термин «reflecto» означает перенос переживаний с внешнего мира во внутренний. 

Также эксперты в области психологии указывают на то, что описываемое явление актуально только для человека. У животных нет состояния, при котором они воспринимают собственные инстинкты и познания. Они их просто имеют, без какой-либо оценки.

А человеку присуще углубляться в суть своего существования и всего окружения. Отсюда возникают и депрессии, и другие эмоциональные состояния.

Какие бывают виды рефлексии 

Известные психологи и исследователи выделяют следующие виды рефлексии:

— Ситуативная;

— Ретроспективная;

— Проспективная.

Первый вид психологического явления подразумевает мотивационную составляющую и процесс самооценки на фоне поведенческих факторов. Если описать это простыми словами, то получится, что человек попросту в некоторых ситуациях начинает мотивироваться, заряжаться энергией и стремится повторить чей-то успех. 

Ретроспективное явление подразумевает анализ уже произошедшего. Например, человек начинает периодически задумываться, а правильно ли он поступил в той или иной ситуации в прошлом. И уже на фоне имеющегося опыта делать выводы, какие ошибки были совершены ранее.

Проспективная форма рефлексии подразумевает анализ действий, которые будут совершаться в будущем. Сюда же можно отнести планирование действий, мечтание, выбор наиболее простых и эффективных методик достижения поставленных целей. Правильное построение плана с учетом прошлого опыта позволит добиться желаемого и исполнить мечты.

Влияние рефлексии на сознание человека

Один из подтвержденных фактов – это способность влияния описываемого явления на сознание личности, на ее мышление, образ жизни и даже условия успеха. Но в современной трактовке термин стал означать нечто отрицательное, нежели положительное. Например, то, что человек занимается самокопанием и может попросту страдать депрессивным состоянием. 

Чтобы не допустить эмоционального угнетения из-за постоянной оценки своего прошлого и текущего, психологи рекомендуют вспомнить свое детство. На ранней стадии жизни человек не занимается личностной критикой – он просто живет по заложенным инстинктам и принципам. А вот в подростковом периоде человек склонен к эмоциональному восприятию своих недостатков. Из-за этого возникают депрессии, закрытость, одиночество.

Как не страдать рефлексией и быть эмоционально стабильным человеком

Выше были написаны существующие виды описываемого психологического явления. Рефлексия полезна с точки зрения изучения прошлого опыта, а также с точки зрения мотивации на будущее. Но существует риск, что излишнее погружение в себя приведет к проявлению закрытости личности. Чтобы этого не допустить, стоит придерживаться нескольких советов.

— Воспринимайте окружение через призму того, как мы вели себя в детстве – если с нами все в порядке, то мы делаем все правильно, и нужно продолжать в том же духе.

— Отдалитесь от социального мнения, занявшись в первую очередь внутренними потребностями – развивайтесь физически и духовно, обретайте и улучшайте навыки.

— Оценивайте собственные поступки с разных сторон (не как исключительно негативные или положительные, а с долей объективизма).

Старайтесь также периодически задавать вопросы себе о том, каких ошибок можно было бы избежать или как можно было бы поступить альтернативно в прошлом, в определенной ситуации. 

Правильность рефлексии заключается и в постоянном общении, в улучшении своих коммуникативных навыков. Таким образом расширяется граница опыта, повышается эффективность действий за счет новых знаний и наличия альтернативных мнений окружающих. Коммуникабельность снижает риск становления интровертом, закрытия в себе и впадения в депрессию. 

Прошлое необходимо оценивать, как состоявшийся опыт (положительный или отрицательный). Настоящее стоит оценивать, как данность и результат полученных ранее навыков. А будущее стоит рассматривать через призму мотивации и уверенности в себе. Человеку нужно понять важность настоящего момента и начать улучшать свои навыки. Только под влиянием мотивации и желания стать лучше мы можем развиваться и добиться успеха.

Рефлексия в психологии: что это простыми словами

Приветствую Вас, друзья!

Рефлексия – это особое качество, заложенное в человеческой природе. Она не свойственна животным и присутствует только у человека. Благодаря ей мы способны оценивать и переосмысливать собственные поступки. К сожалению, рефлексия часто оказывает слишком сильное воздействие на наше настроение. Нам свойственно обдумывать неактуальные события, затрачивая на это массу времени и эмоциональной энергии. В этой статье мы поговорим о том, что такое рефлексия, как она проявляется, и как научиться использовать рефлексию с пользой. Итак,

Что такое рефлексия?

В психологии рефлексией называют способность человека оценивать самого себя как уникальную личность в рамках социума, частью которого он является. Она включает много аспектов, таких как осознание собственного предназначения, оценка своих моральных и нравственных качеств, переосмысление поступков.

Философ и антрополог Пьер Тейяр де Шарден говорил, что рефлексия подразумевает не только наличие определенных знаний, но и способность анализировать и оценивать уровень этих знаний. Рефлексируя, человек пытается посмотреть на себя со стороны. Он оценивает, насколько адекватным, моральным и нравственным выглядит его поведение для окружающих.

Также рефлексия подразумевает внутреннее самопознание, осознание собственной уникальности, поиск предназначения, стремление определить свою ценность для мира. Это важный механизм формирования личности, определяющий поведенческие шаблоны. Он влияет на восприятие, реакцию на окружающие события, принятие решений и прочие индивидуальные аспекты поведения человека.

Как проявляется рефлексия?

Рефлексия помогает человеку понимать, как он выглядит со стороны, поэтому является одним из важнейших механизмов личностного развития. Под её влиянием человек занимается самоанализом, формирует желаемые привычки, учится глубже понимать связь между своими действиями и следующими за ними событиями. Это обеспечивает развитие одной из важнейших составляющих нашего интеллекта – умения предвидеть последствия собственных поступков.

Влияя на наше восприятие, рефлексия выполняет такие функции как:

  • избавление от разрушительных и просто нежелательных мыслей;
  • формирование логичного мышления;
  • улучшение контроля над собственными мыслями и поступками;
  • понимание собственных преимуществ и недостатков;
  • развитие самокритичности;
  • формирование умения видеть взаимосвязь поступков и последствий;
  • обучение планированию;
  • поиск решения сложных задач;
  • нахождение скрытых талантов и способностей.

Все перечисленные пункты являются положительными, но рефлексия далеко не всегда идёт на пользу. Избыточные размышления о собственных ошибках заставляют человека тратить уйму эмоциональной энергии, и это ещё не худшие последствия самокопания. Поэтому важно научиться рефлексировать умеренно и осознанно, не нанося ущерба собственной психике.

Для чего нужна рефлексия?

Пытаясь определить, что такое рефлексия, ученые пришли к выводу, что её важнейшая функция – самопознание. Контактируя с окружающим миром, наблюдая реакцию людей на собственные поступки и сравнивая их поведение со своим, человек формирует набор требований к себе – своеобразный свод правил, которых он стремится придерживаться.

Рефлексия необходима, чтобы накапливать жизненный опыт и реагировать на внешние события не аффективно, а взвешенно и обдуманно. Человек постоянно наблюдает за своим настроением и самочувствием, вовремя отслеживания появление определенных эмоций, разбираясь с ними и осознанно подбирая наиболее адекватный вариант реагирования.

В некоторых ситуациях человеку приходится обращаться к психотерапевту, чтобы понять как у него сформировались определенные чувства. Развитая способность к рефлексии даёт возможность понимать подобные вещи самостоятельно. Она значительно улучшает понимание причинно-следственных связей и временных зависимостей. У большинства людей такое понимание определяется эмоциями, поэтому довольно часто оказывается неправильным.

Человек с развитой способностью к рефлексии может черпать знания из всех происходящих событий. Он учится лучше понимать собственный внутренний мир, обнаруживает новые особенности своего характера, открывает в себе скрытые таланты, способности и предрасположенности.

Но иногда самоанализ может вызывать резкие негативные эмоции. Если человек слишком болезненно воспринимает собственные ошибки, рефлексия может провоцировать развитие комплексов и прочих проблем с психическим состоянием. В таком случае рекомендуется обратиться к психотерапевту, который поможет взять рефлексию под контроль и избавиться от её негативных проявлений.

Формы и виды рефлексии

Как мы уже выяснили, рефлексия – это комплексный процесс, способный привести как к развитию, так и к разрушению личности. Чтобы лучше понять, почему так происходит, рассмотрим основные формы рефлексии, которые выделяет психология. Есть несколько подходов к классификации.

По виду влияния на личность выделяют два вида рефлексии:

  1. Конструктивный самоанализ. Эта форма рефлексии помогает лучше понять собственный внутренний мир, скорректировать поведение, избежать повторения ошибок и обнаружить в себе новые способности.
  2. Деструктивный самоанализ. Такую форму рефлексии часто называют «самокопанием», подразумевая бессмысленные переживания из-за старых ошибок. Человек зацикливается на проблеме, постоянно усиливает в себе чувство вины, чувствуя беспомощность и безысходность.

По времени осмысливаемых событий выделяют 3 вида рефлексии:

  1. Ситуационная. Анализ проблемы, актуальной в данный момент.
  2. Ретроспективная. Осмысление событий из прошлого.
  3. Перспективная. Планирование действий, оценка вероятности успеха и предугадывание возможных ошибок.

В зависимости от объекта, подвергающегося осмыслению, выделяют 4 вида рефлексии:

  1. Саморефлексия. Осмысление собственного внутреннего мира, переживаний и эмоций.
  2. Коммуникативная. Анализ взаимодействия с окружающими людьми.
  3. Саногенная. Осмысление собственных эмоций с целью взять их под контроль, чтобы минимизировать бессмысленные душевные страдания.
  4. Интеллектуальная. Обдумывание имеющихся и необходимых знаний, поиск возможностей для их практического применения.

Хорошо понимая, что такое рефлексия и как она работает, можно научиться управлять различными её формами. Правильное совмещение и комбинирование этих форм позволяет добиться наилучших результатов в самопознании. Важно учитывать, что для разных ситуаций нужно использовать разные комбинации.

Как использовать рефлексию с пользой?

Любой навык эффективно развивается только при регулярном применении. Для развития рефлексии, необходимо регулярно её практиковать. Есть несколько упражнений, которые позволят делать это максимально осознанно:

1. Осознавайте актуальные чувства. Это полезная привычка, которую следует применять при любой смене обстановки. Почувствовали, что эмоциональное состояние переменилось? Прислушайтесь к чувствам, попытайтесь понять, что ощущаете в данный момент, что вас беспокоит. Довольно часто обнаруживаются неочевидные вещи.

2. Выделите ситуации, на которые реагируете наиболее болезненно. Понимание того, какие события вызывают сильную эмоциональную реакцию, поможет выявить проблемные области и целенаправленно поработать над ними.

3. Научитесь намеренно прекращать самокопание. В большинстве случаев самокопание не приносит пользы, а только ухудшает настроение и снижает продуктивность. К счастью, этот процесс вполне можно контролировать намеренно. Просто скажите себе, что подумаете об этом позже, а сейчас нужно заниматься делом.

4. Не стремитесь контролировать всё. Невозможно контролировать всё, некоторые вещи действительно лучше пустить на самотёк. Позвольте неожиданностям и сюрпризам периодически случаться, а сами сосредоточьтесь на контроле наиболее важных аспектов жизни.

5. По вечерам обдумывайте прожитый день. Это полезная привычка, которую практикуют многие успешные люди. Просто подумайте, чем этот день был примечателен, какие полезные дела были сделаны и какие ошибки совершены.

6. Подробно обдумывайте всё, что вам интересно. Выберите любой интересующий вас предмет и подумайте над его природой. Благодаря интересу этот процесс будет несложным и приятным, при этом вы разовьёте навыки глубокого анализа.

Заключение

Рефлексия – это способность, присутствующая у человека, но отсутствующая у животных. Это важнейший механизм самосовершенствования, позволяющий нам оценивать собственное поведение со стороны. Но не все формы рефлексии идут на пользу. Если человек реагирует на определенные события слишком болезненно, рефлексия превращается в самокопание – деструктивный процесс, выжигающий эмоциональную энергию и наносящий серьезный вред психическому здоровью. К счастью, можно научиться рефлексировать правильно. А помогут в этом несложные упражнения, рассмотренные нами сегодня.

Рефлексия в психологии

Понятие рефлексии

Определение 1

Рефлексией называют разновидность сознания личности. Точнее говоря это процесс сознания, направленный на знание.

Философ Джон Локк дал такое понятие рефлексии — это процесс наблюдения, в котором ум осознаёт свою деятельность.

Замечание 1

К рефлексии можно отнести процессы мышления, сомнения, веры, рассуждения, познания, желаний и других внутренних чувств.

Существует два уровня рефлексии:

  • 1 характеризуется восприятием, мыслями и желаниями;
  • 2 уровень характеризуется наблюдением или созерцанием структур 1 уровня.

Таким образом рефлексия занимается изучением закономерностей, которые свойственныпсихологическим особенностям человека и включает в себя самонаблюдение.

Замечание 2

Многие авторы занимаются исследованиями понятие рефлексии. Они считают что рефлексивные функции ставят личность человека в позицию наблюдателя в отношении своей мыслительной деятельности.

Рефлексия может выполнять следующие функции:

  • благодаря ей человек сознательно планирует, регулирует и контролирует свое мышление, таким образом осуществляется взаимосвязь мышления с саморегуляцией;
  • оценивает и исследует не только истинность умозаключения, но и логическую последовательность;
  • находит решения и ответы на сложные поставленные задачи.

Типы рефлексии

В психологии выделено несколько типов рефлексии:

Оперативная рефлексия относится к психологии управления, педагогическому направлению, психологии формирования коллективной деятельности и организации совместных взаимодействий. При этом происходит процесс высвобождения субъекта и его деятельности, выход в новые позиции с целью взаимопонимания и согласованности совместных взаимодействий. И здесь важен результат рефлексирования, а не сам процесс.

Коммуникативная рефлексия исследует социально-психологические и инженерно психологические связи с проблемами нарушения психики. Данный тип рефлексии является важным составным звеном общения и внутреннего восприятия в процессе познания одного человека другим человеком.

К коммуникативному аспекту рефлексии относятся:

  • познавательная функция;
  • регулятивная функция;
  • функция развития.

Данные функции показывают смену представлений о личности на адекватное восприятие ситуации. Они проявляются во время противоречий представлений личности и специфических психологических факторов.

Личностная рефлексия ведет наблюдение за своими поступками, образами собственного я. Ведется анализ связи проблем развития и деградации, а также коррекция самосознания личности и механизмов формирования личностных образов.

Существуют следующие этапы личностной рефлексии:

  • состояние тупика и поиск решений сложных задач и ситуаций;
  • поиск личных шаблонов поведения и их обнаружение;
  • осознание собственных стереотипов и взгляд на себя со стороны.

Интеллектуальная рефлексия занимается знаниями об объектах и способах взаимодействия с ними. Она рассматривает взаимосвязь проблем организации и переработки информации, а также ведет разработку методов решения основных задач.

В дополнение к основным четырем видам рефлексии относят следующие второстепенные:

  • экзистенциальная;
  • культуральная;
  • саногенная.

Рефлексия для самопознания

Данный процесс имеет сходство с механизмом идентификации. С раннего детства ребенок может идентифицировать себя, а первые зачатки рефлексии появляются у детей дошкольного возраста. В процессе жизни рефлексия мало развивается и остается чаще всего на низком уровне. Так можно объяснить искаженное восприятие сознанием внешнего мира, в том числе и слабое самоосознание.

Можно различить три уровня рефлексии:

  • отражение и последующее самостоятельное конструирование личностных образов;
  • осознание себя как отдельной личности, отличной от остальных;
  • отношение к себе как к субъекту коммуникативной связи, при этом ведется анализ возможностей и результатов личного влияния на окружающий мир.

Замечание 3

В итоге процесса проведения рефлексии происходит глубокое понимание личностных особенностей другого человека и собственных черт и свойств личности.

Рефлексия | | Наша Психология

Рефлексия (от лат. reflexio — «обращение назад») — направление внимания и размышление человека о своих собственных мыслях, эмоциях, поступках, опыте, состоянии, мировоззрении.

Почему «обращение назад»?

Потому, что наше сознание обычно направлено на объект или процесс во внешнем мире. А «назад» – это рассмотрение своего внутреннего мира, того, как я думаю, какие переживаю чувства, почему веду себя так, а не иначе.

Джон Локк, английский философ, писал, что если источником наших знаний о внешнем мире являются органы чувств, то источник знаний о внутреннем мире (внутреннем опыте) – это именно рефлексия.

Близкие по смыслу понятия – самоотчет, самоанализ, интроспекция.

Ни у животных, ни у маленьких детей рефлексии нет, это способность взрослого человека. И способность очень важная.

Именно благодаря рефлексии мы можем выявить у себя предвзятые, ошибочные, иррациональные суждения, мешающие нам жить взгляды и установки – и пересмотреть их, заменив на новые.

Примеры глубокой и неглубокой рефлексии

Рефлексия бывает различной глубины. «Напрасно я решила, что мой новый начальник – тиран и деспот, это мне показалось, на самом деле он строгий, педантичный, но не злой» – вот пример неглубокой, но очень полезной рефлексии.

«Возможно, я почему-то изначально думаю о людях плохо» – это уже начало самоанализа. «Вероятно, я до сих пор нахожусь под влиянием взглядов мамы, которая критиковала отца и других родственников» – еще более глубокий уровень рефлексии.

По мнению замечательного психолога, педагога, мыслителя Ю. М. Орлова, через рефлексию своей Я-концепции (совокупности представлений о себе) происходит поиск человеком своей индивидуальности.

Огромное значение рефлексии для саморазвития и личностного роста придавали такие выдающиеся психологи, как Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн.

Изначально понятие рефлексии возникло в философии и означало обращение внимания человека на то, что происходит в его сознании.

Размышления о рефлексии мы встречаем в трудах великих философов; о ней писали Декарт, Локк, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Гуссерль и многие другие. Это неудивительно, ведь в сфере философии рефлексия направлена на осмысление основ науки, искусства, культуры, религии, самой философии.

Человек, склонный к рефлексии, часто задумывается о том, что он собой представляет, хорошие ли он совершает поступки и почему. Соответствуют ли его представления о себе, о других людях, о мире тому, что есть на самом деле.

Размышлять над такими вопросами полезно, однако и здесь все хорошо в меру: человек, чрезмерно углубленный в рефлексию, и сам не находит покоя в душе, и часто создает проблемы своим близким.

Виды рефлексии

Рефлексия как инструмент познания применима в самых разных сферах.

  • 1. Интеллектуальная рефлексия
    Означает размышление о своих мыслях, когнитивных процессах.
  • 2. Коммуникативная рефлексия
    Позволяет проанализировать наше общение, отношение к собеседнику.
  • 3. Личностная рефлексия
    Направлена на осознание своих индивидуальных особенностей, представлений о себе.

Зачем она нам нужна?

С помощью рефлексии человек оказывается способен корректировать ход своих мыслей, планировать и контролировать мышление (знаменитое «Я подумаю об этом завтра!»), оценивать достоверность и логическую взаимосвязанность возникающих мыслей.

Одна из самых важных задач, которая решается с помощью рефлексии, – это поиск выхода из тупиковых ситуаций. Именно благодаря рефлексии человек занимает позицию наблюдателя, как бы приподнимается над проблемной ситуацией и над теми способами, с помощью которых он пытался решить проблему.

Внеся поправки в применяемые методы или в исходные предпосылки, он видит ситуацию по-новому, действует иначе – и выходит из тупика.

Важную функцию выполняет рефлексия и в межличностном общении. Например, если у вас сложилось определенное представление о человеке, а он вдруг проявляет новые, незнакомые для вас качества, то включается рефлексия и ваше представление об этом человеке корректируется.

Рефлексия в психотерапии

Сфера, где рефлексия имеет важнейшее значение, – это психотерапия и психологическое консультирование. С помощью специалиста клиент проводит огромную рефлективную работу. Он осознает свои стереотипы, предвзятые умозаключения, взятые из детства модели поведения, позаимствованные от взрослых принципы и убеждения – и пересматривает их.

Знаменитая надпись на храме Аполлона в Дельфах гласила: «Познай самого себя!» Значит, суть и важность рефлексии понимали еще мудрецы в Древней Греции.

Самоотражение | Открытый университет и унисон в партнерстве

Что такое саморефлексия?

Самоотражение — это как смотреть в зеркало и описывать то, что вы видите. Это способ оценить себя, свои методы работы и то, как вы учитесь. Проще говоря, «размышление» означает думать о чем-то. Отражение и составление саморефлексивного письма становится все более важным элементом любой формы обучения.

Почему важна саморефлексия?

Рефлексия помогает вам развивать свои навыки и анализировать их эффективность, а не просто продолжать делать то, что вы делали всегда.Речь идет о том, чтобы задавать вопросы положительным образом о том, что вы делаете и почему вы это делаете, а затем решать, есть ли лучший или более эффективный способ делать это в будущем.

В любой роли, дома или на работе, размышления — важная часть обучения. Вы бы не использовали рецепт во второй раз, если бы блюдо не подействовало с первого раза, не так ли? Вы либо откорректируете рецепт, либо найдете новый и, надеюсь, лучший. Когда мы учимся, мы можем застрять в рутине, которая может работать неэффективно.Думая о своих собственных навыках, вы сможете определить изменения, которые вам, возможно, придется внести.

Ответные вопросы, которые можно задать себе:

  • Сильные стороны — В чем мои сильные стороны? Например, хорошо ли я организован? Я что-то помню?
  • Слабые стороны — Каковы мои слабые стороны? Например, легко ли я отвлекаюсь? Нужно ли мне больше практиковаться в том или ином навыке?
  • Навыки — Какие у меня навыки и в чем я хорошо разбираюсь?
  • Проблемы — Какие проблемы на работе / дома могут повлиять на меня? Например, обязанности или отвлекающие факторы, которые могут повлиять на учебу или работу.
  • Достижения — Чего я достиг?
  • Счастье — Есть ли вещи, которыми я недоволен или разочарован? Что меня радует?
  • Решения — Что я могу сделать для улучшения в этих областях?

Хотя саморефлексия поначалу может показаться трудной или даже эгоистичной или смущающей, так как это не происходит естественно. вы обнаружите, что с практикой становится легче, а в конечном результате вы будете более счастливы и эффективны.

Дополнительная информация о самоотражении

Манчестерский университет также может оказать полезную помощь по рефлексивному обучению.

Что такое саморефлексия и почему она важна для самосовершенствования?

  • Саморефлексия — ключ к самосознанию: она позволяет нам нейтрально смотреть на свои мысли, чувства, эмоции и действия.
  • Благодаря этой практике мы можем смотреть на себя с интересом и любопытством.
  • Мы начинаем копать глубже, подвергая сомнению само наше существо: почему я так себя чувствую? Откуда эти мысли? Что это за физические ощущения?
  • Однако саморефлексия может стать опасной, если станет навязчивой — в таком случае самооценка занимает свое место, и ваш внутренний критик выходит наружу.
  • Вместо этого вы должны позволить саморефлексии вести вас к росту, позитиву и счастью.

Саморефлексия — это навык; способность осознавать себя.Это особый вид осознания, который применяется к себе на многих уровнях:

  1. Физические
  2. Ментальный
  3. эмоциональный
  4. Духовный

Когда мы занимаемся саморефлексией, мы развиваем то, что называется внутренним свидетелем. Это способность смотреть на себя — даже на свои собственные мысли и даже на то, что скрыто за мыслями и эмоциями — с небольшого расстояния. Это почти то же самое, что вглядываться в свое изображение в зеркале, за исключением того, что способность к саморефлексии намного глубже, чем ваш внешний вид.

С помощью рефлексии мы смотрим на себя с интересом, любопытством и исследованием, особенно когда исследуем свои мысли, поведение и эмоции. Во-первых, вы замечаете, что именно вы чувствуете своим телом, испытываете в своих эмоциях и думаете в своем уме. Это главное содержание вашего опыта. Но затем саморефлексия призывает нас исследовать глубже:

  • Как возникла эта мысль?
  • Что на самом деле происходит, когда я говорю себе, что мне грустно?
  • Что может быть еще глубже этого чувства тревоги?
  • Когда я испытываю эти ощущения в своем теле, что они выражают в том, что я чувствую к своей ситуации?

Саморефлексия — важный навык для личностного роста.Без этого мы ходим бессознательно и часто реагируем на других и даже на самих себя. Если вы когда-либо испытывали эмоциональную реакцию на что-то или произносили слова, о которых позже сожалели, вы можете увидеть, как саморефлексия может помочь вам выбрать более здоровые реакции и изменить поведение (даже мысли), которое вам не подходит. .

В нас есть бесконечная способность к саморефлексии, и регулярное, последовательное саморефлексия с поддержкой может углубить ваш процесс личного и духовного роста и трансформации.Но здесь есть одно предостережение: , если саморефлексия становится навязчивой, она может превратиться в самооценку. Используйте свое саморефлексию, чтобы понаблюдать, нейтрально ли вы наблюдаете то, что переживаете, или это просто хитрый способ для вашего внутреннего критика поднять голову. Саморефлексия, которая становится критической, может превратиться в сравнение себя с другими, веру в то, что вы терпите неудачу, и подкрепление ложных представлений о себе (например, «я недостаточно хорош»). Цель саморефлексии — помочь вам в позитивных изменениях, а не сбить вас с толку! Пусть вместо этого саморефлексия приведет вас к лучшим способам поддержать себя, проявить сострадание к себе и прислушаться к своему внутреннему знанию.Теперь, если вы хотите испытать преимущества саморефлексии, но вам нужна небольшая помощь, работа с личным тренером может оказаться полезной.

* Ред. Конни Хабаш — лицензированный семейный терапевт, учитель йоги и межконфессиональный служитель. *

Начать отношения с исключительным консультантом

  • Квалифицированные и заботливые профессиональные консультанты
  • Принимаем все основные и большинство видов страхования
  • Высококачественное обслуживание клиентов и преимущества премиум-класса
  • Запись на прием в тот же или следующий день
  • Сверхгибкий 23.5-часовая отмена

Наука отражения — что она отражает для нас?

«Угол падения = угол отражения»

Мы можем помнить, что изучали, вспоминали и декламировали этот закон отражения в школе, но задумывались ли мы когда-нибудь о том, что на самом деле означает наука отражения и что она означает для нас в повседневной жизни?

Когда свет попадает на гладкую поверхность, он отражается от поверхности под тем же углом, под которым он попал.

Поверхность не изменяет его, а просто отражается в своей полноте очень упорядоченным, точным и математическим образом.

Когда отражающая поверхность нерегулярна, свет может отражаться в любом старом направлении и даже хаотично рассеиваться во многих разных направлениях, что снижает мощность исходного луча.

Сам свет в целом неизменен, но то, как мы его видим, различается в зависимости от поверхности, от которой он отражается к нам.

Все в жизни является отражением, поскольку мы видим, откуда мы произошли, созданы из света и окружены им.

Вода — это отражающая поверхность. Когда вода в озере или море очень спокойная, отражение ландшафта четкое, потому что отражающая поверхность очень гладкая. Но если в воде есть рябь или волны, отражение искажается.

Точно так же, как свет отражается от поверхности воды, он отражается от нашей поверхности, и именно так мы видим друг друга в этом физическом мире, когда свет отражается от другого к нашим глазам.Точно так же, как этот свет отчетливо отражается от воды, которая спокойна и неподвижна, мы можем видеть это качество неподвижности, отраженное в человеке. А если они находятся в эмоциональном или умственном смятении, качество отражения может быть рассеянным, как от поверхности бурной воды.

Каждый в жизни — это отражение, с которым мы можем наблюдать и учиться, потому что они держат перед нами зеркало нашего собственного света.

Мы все равны по сути, равны в свете по своей природе, но не все мы живем этим светом и воплощаем этот свет в нашей повседневной жизни, даже если у нас могут быть моменты, когда мы сияем полностью.

То, как люди относятся к нам, отражает то, как мы относимся к самим себе, и их отражение может помочь нам лучше понять, как мы живем с нашим собственным светом.

Является ли отражение, на которое мы смотрим, ясное, любящее и радостное?

Или он унылый, разрозненный и хаотичный?

И почему мы удостоены увидеть именно это отражение в этот момент?

Позволить себе увидеть жизнь таким образом может напомнить нам о силе и ответственности жизни как ясного и любящего отражения других.

Живем ли мы так, чтобы позволять нам сиять и вдохновлять других быть более правдивыми о том, кто они есть, более светлыми, которые они есть и откуда они?

Или мы живем так, что притупляет наш свет, дает мало вдохновения и побуждает других к разбросанности и хаосу?

Солнце не ждет, пока мы засияем. Он поднимается каждый день и освещает нам путь, независимо от того, что мы делаем или не делаем, независимо от того, насколько мы живем в том свете, которым являемся.

Как солнце для нас, так оно и для нас, чтобы освещать путь другим, служить устойчивым, любящим, последовательным отражением света на земле, о том, как жить как человеческое существо, наполненное светом мы из и однажды вернемся.

Подана под

Сущность, Живучесть, Математика, Оптика, Философия

  • Доктор Энн Малатт, MBBS, MS, FRACS, FRANZCO Глазной хирург, жена, бабушка

    Женщина с богатым мирским опытом и богатством жизненной мудрости, я живу и работаю в провинциальном городе, люблю свою работу и людей, с которыми работаю, и наслаждаюсь временем с семьей и друзьями, гуляя, читая и пишу.

  • Фотография: Клейтон Ллойд

Что такое рефлексивное мышление? | UM RhetLab

Рефлексивное мышление включает «рассмотрение более широкого контекста, значения и последствий опыта или действия». Другими словами, размышление — это не просто запись того, что вы сделали или планируете сделать. Это означает размышление о том, почему важно то, что вы сделали или планируете делать; это значит писать, чтобы помочь вам лучше что-то понять; это означает исследование эмоций, чувств, реакций и знаний; и это может даже означать катарсис.Думайте о размышлении как о исследовании «ну и что», а не просто о «что». Давайте посмотрим на пример:

Пример

Многие люди ведут дневники или пишут в журналах. Со временем произошел переход от бумажных документов к цифровым, но концепция осталась прежней: описание опыта помогает людям лучше понять его. Допустим, в последнее время Джон много спорил со своей девушкой и очень расстроен сложившейся ситуацией. Написание переживаний дает ему возможность выразить свои чувства и рассмотреть некоторые более общие идеи, такие как будущее их отношений, его счастье и причины их споров.Короче говоря, рефлексивное письмо может быть полезным умственным упражнением. Это всего лишь один из множества причин, по которым люди размышляют в своей личной жизни, но давайте обратимся к академическим размышлениям.

Многие студенты колледжей посещают четыре или пять занятий в семестр, одновременно выполняя множество других обязанностей. Так как же добиться максимальных результатов на этих занятиях? Один из способов — размышление. Возьмем, к примеру, лекционный класс по естествознанию. Учитель может говорить с классом в течение пятидесяти минут, пока студенты делают заметки, и студенты могут изучать эти записи при подготовке к тесту.Но что слишком часто в этих случаях происходит, так это механическое запоминание информации для успешной сдачи экзамена. Некоторые ученики с хорошей памятью могут вспомнить определенную информацию в будущем, но большая часть ее, вероятно, со временем теряется.

А что, если бы студентов попросили использовать рефлексию, чтобы применить или дополнительно рассмотреть полученные знания, — именно так многие ученые настаивают на том, чтобы студенты учились лучше всего. Сценарий может выглядеть примерно так:

Пример

Учитель биологии читает пятнадцать-двадцать минут лекций о патогенах.Затем учащимся требуется пять минут или около того, чтобы написать короткую размышляющую часть, отражающую то, что, по их мнению, они узнали, какие вопросы у них остались и почему, возможно, их собственный опыт или знания о патогенах до курса, и почему такие знания могут иметь значение для их в будущем. В идеале, возможность для студентов остановиться и задуматься и, возможно, даже установить личную связь с материалом, поможет им не просто запомнить, но лучше понять материал и его значение.Кроме того, в типичном пятидесяти минутном занятии такая схема может повторяться пару раз.

Внесите свой вклад!

У вас была идея улучшить этот контент? Нам очень понравится ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее


Почему вам следует найти время для самоанализа (даже если вы ненавидите это делать)

Исследования показали, что отражение повышает производительность. И все же немногие лидеры находят для этого время. Почему? Во-первых, они часто не знают, с чего начать. Вы можете стать более рефлексивным, выполнив несколько простых шагов.Начните с определения нескольких важных вопросов. Некоторые возможности: Чего вы избегаете? Как вы помогаете своим коллегам в достижении их целей? Как вы, , не помогаете или даже мешаете их прогрессу? Затем выберите процесс отражения, который вам подходит. Вы можете сидеть, ходить, ездить на велосипеде или стоять в одиночестве или с партнером, писать, говорить или думать. А затем запланируйте время в своем календаре, чтобы это сделать. Начни с малого. Если час размышлений кажется слишком большим, попробуйте 10 минут. Успокойся. Считать.Рассмотрите несколько точек зрения. Посмотрите на противоположное тому, во что вы изначально верите. Необязательно любить или соглашаться со всеми своими мыслями — просто подумайте и проанализируйте свое мышление.

Когда люди узнают, что я коуч для руководителей, они часто спрашивают, кто мои самые жесткие клиенты. Неопытные руководители? Старшие руководители, которые думают, что знают все? Лидеры, которые запугивают и унижают других? Лидеры, уклоняющиеся от ответственности?

Ответ — ни один из вышеперечисленных. Сложнее всего тренировать тех, кто не размышляет, особенно лидеров, которые не думают о себе .

Проще говоря, размышление — это тщательное обдумывание. Но размышления, которые действительно ценны для лидеров, содержат более тонкие нюансы. Наиболее полезное размышление включает сознательное рассмотрение и анализ убеждений и действий с целью обучения. Рефлексия дает мозгу возможность остановиться среди хаоса, распутать и отсортировать наблюдения и опыт, рассмотреть несколько возможных интерпретаций и придать смысл. Это значение становится обучением, которое затем может информировать о будущих образах мышления и действиях.Для лидеров это «создание смысла» имеет решающее значение для их постоянного роста и развития.

Исследование, проведенное Джадой Ди Стефано, Франческой Джино, Гэри Пизано и Брэдли Стаатсом в колл-центрах, показало, что сотрудники, которые в конце дня размышляли об извлеченных уроках по 15 минут, работали на 23% лучше через 10 дней, чем те, кто не размышлял. Исследование жителей Великобритании показало аналогичный результат, когда те, кому было предложено использовать поездку на работу, чтобы подумать и спланировать свой день, были более счастливыми, более продуктивными и менее выгоренными, чем люди, которые этого не делали.

Итак, если размышления так полезны, почему многие лидеры не делают этого? Лидеров часто:

  • Не понимаю процесса. Многие лидеры не умеют размышлять. Один из руководителей, с которым я работаю, Кен, недавно поделился, что он снова не выполнил свое обязательство проводить час в воскресенье утром для размышлений. Чтобы помочь ему преодолеть этот барьер, я посоветовал ему выделить следующие 30 минут нашего двухчасового сеанса и просто спокойно подумать, а затем мы подведем итоги. После пяти минут молчания он сказал: «Думаю, я действительно не знаю, что вы хотите, чтобы я сделал.Может, поэтому я этого не делал ».
  • Не нравится процесс. Рефлексия требует, чтобы лидеры выполняли ряд вещей, которые они обычно не любят делать: замедлиться, принять образ мышления незнания и любопытства, терпеть беспорядок и неэффективность и брать на себя личную ответственность. Этот процесс может привести к ценным открытиям и даже прорывам, а также может вызвать чувство дискомфорта, уязвимости, защиты и раздражения.
  • Мне не нравятся результаты. Когда лидеру нужно время, чтобы поразмыслить, он обычно видит, в чем он был эффективен, а также в том, что он мог бы сделать лучше. Большинство лидеров быстро отвергают отмеченные сильные стороны и не любят отмеченные слабости. Некоторые становятся настолько оборонительными в процессе, что ничего не узнают, поэтому результаты бесполезны.
  • Имейте предвзятость к действию. Как футбольные вратари, многие лидеры настроены на действия. Исследование профессиональных футбольных вратарей, защищающих штрафные удары, показало, что вратари, которые остаются в центре ворот, вместо того, чтобы делать выпад влево или вправо, имеют 33% шанс остановить ворота, и все же эти вратари остаются в центре только 6% ворот. время.Вратарям становится легче, когда они «что-то делают». То же самое и со многими лидерами. В отражении может возникнуть ощущение, что вы находитесь в центре цели и упускаете из виду действие.
  • Не вижу хорошей рентабельности инвестиций. С первых же ролей лидеров учат вкладывать туда, где они могут обеспечить положительную рентабельность инвестиций — результаты, которые указывают на вложенный вклад времени, таланта или денег. Иногда трудно увидеть немедленную рентабельность инвестиций, особенно если сравнивать с другими способами использования времени лидера.

Если вы обнаружили, что используете те же самые отговорки, вы можете стать более рефлексивным, выполнив несколько простых шагов.

  • Определите несколько важных вопросов. Но пока не отвечайте. Вот несколько возможностей:
    • Чего вы избегаете?
    • Как вы помогаете своим коллегам в достижении их целей?
    • Как вы, , не помогаете или даже не мешаете их прогрессу?
    • Как вы могли бы способствовать вашим наименее приятным отношениям на работе?
    • Как вы могли бы быть более эффективными на недавней встрече?
  • Выберите процесс отражения, соответствующий вашим предпочтениям .Многие люди размышляют, записывая в дневник. Если это звучит ужасно, но разговор с коллегой звучит лучше, подумайте об этом. Пока вы размышляете, а не просто болтаете о последнем спортивном событии или жалуетесь на коллегу, ваш подход зависит от вас. Вы можете сидеть, ходить, ездить на велосипеде или стоять в одиночестве или с партнером, писать, говорить или думать.
  • График времени. Большинство лидеров руководствуются своими календарями. Итак, запланируйте время для размышлений, а затем обязуйтесь его придерживаться.И если вы обнаружите, что пытаетесь пропустить это или избежать, подумайте об этом!
  • Начни с малого. Если час размышлений кажется слишком большим, попробуйте 10 минут. Тереза ​​Амабиле и ее коллеги обнаружили, что наиболее важным фактором положительных эмоций и мотивации на работе было достижение прогресса в выполнении поставленных задач. Настройте себя на прогресс, даже если он кажется незначительным.
  • Сделай это. Вернитесь к списку вопросов и изучите их. Успокойся. Считать.Рассмотрите несколько точек зрения. Посмотрите на противоположное тому, во что вы изначально верите. Мозговой штурм. Необязательно любить или соглашаться со всеми своими мыслями — просто подумайте и проанализируйте свое мышление.
  • Обратиться за помощью . Для большинства лидеров недостаток желания, времени, опыта или навыков может мешать размышлениям. Подумайте о работе с коллегой, терапевтом или тренером, чтобы помочь вам найти время, внимательно выслушать, стать мыслительным партнером и привлечь вас к ответственности.

Несмотря на трудности с размышлениями, влияние очевидно.Как сказал Питер Друкер: «Следуйте за эффективными действиями с тихим размышлением. От тихого размышления действие будет еще более эффективным ».

Светоотражающая практика | SkillsYouNeed

Что такое рефлексивная практика?

Рефлексивная практика — это в простейшей форме размышление о том, что вы делаете. Это тесно связано с концепцией обучения на собственном опыте, поскольку вы думаете о том, что вы сделали и что произошло, и на основании этого решаете, что вы будете делать по-другому в следующий раз.

Думать о том, что произошло, — это часть человеческого бытия. Однако разница между случайным «мышлением» и «рефлексивной практикой» заключается в том, что рефлексивная практика требует сознательного усилия, чтобы думать о событиях и развивать их понимание. Как только вы приобретете привычку использовать рефлексивную практику, вы, вероятно, найдете ее полезной как на работе, так и дома.

Рефлексивная практика как навык

Различные ученые касались рефлексивной практики и экспериментального обучения в большей или меньшей степени на протяжении многих лет, в том числе Крис Аргирис (человек, который ввел термин «двухцикловое обучение», чтобы объяснить идею о том, что размышление позволяет вам выйти за рамки »). единый цикл »из« Опыт, размышление, концептуализация, применение »во второй цикл, чтобы распознать новую парадигму и переформулировать свои идеи, чтобы изменить то, что вы делаете).

Кажется, все они согласны с тем, что рефлексивная практика — это навык, которому можно научиться и отточить, что является хорошей новостью для большинства из нас.

Рефлексивная практика — это активный, динамичный, основанный на действии и этический набор навыков, применяемых в реальном времени и позволяющий справляться с реальными, сложными и трудными ситуациями.

Мун, Дж. (1999), Отражение в обучении и профессиональном развитии: теория и практика, Коган Пейдж, Лондон.

Ученые также склонны соглашаться с тем, что рефлексивная практика устраняет разрыв между «высотой» теории и «болотистой низменностью» практики. Другими словами, это помогает нам исследовать теории и применять их к нашему опыту более структурированным образом. Это могут быть как формальные теории, основанные на академических исследованиях, так и ваши личные идеи. Это также побуждает нас исследовать наши собственные убеждения и предположения и находить решения проблем.


Разработка и использование рефлексивной практики

Что можно сделать, чтобы помочь развить критическое, конструктивное и творческое мышление, необходимое для рефлексивной практики?

Нил Томпсон в своей книге People Skills предлагает шесть шагов:

  1. Прочтите — по темам, которые вы изучаете или хотите узнать и развить
  2. Спросите — других о том, как они работают и почему
  3. Часы — что происходит вокруг
  4. Feel — обращайте внимание на свои эмоции, на то, что их вызывает, и как вы справляетесь с отрицательными
  5. Talk — поделитесь своими взглядами и опытом с другими в вашей организации
  6. Think — научитесь ценить время, потраченное на размышления о своей работе

Другими словами, важно не только мышление.Вы также должны развить понимание теории и практики других, а также исследовать идеи с другими.

Рефлексивная практика может быть совместной деятельностью: ее не нужно делать в одиночку. Действительно, некоторые социальные психологи предположили, что обучение происходит только тогда, когда мысль выражается в языке, письменном или устном. Это может объяснить, почему мы стремимся объявить о том или ином открытии вслух, даже если мы сами! Тем не менее, это также имеет значение для рефлексивной практики и означает, что мысли, не сформулированные четко, могут не сохраняться.

Иногда бывает трудно найти возможности для совместной рефлексивной практики на загруженном рабочем месте. Конечно, есть и очевидные, например, оценочные интервью или обзоры конкретных событий, но они происходят не каждый день. Поэтому вам нужно найти другие способы выразить понимание словами.

Хотя это может показаться немного надуманным, может быть полезно, особенно на первых порах, вести дневник опыта обучения. Речь идет не о документировании формальных курсов, а о том, чтобы брать повседневные дела и события и записывать то, что произошло, а затем размышлять над ними, чтобы подумать о том, что вы узнали от них, и что вы могли или должны были сделать по-другому.Речь идет не только об изменении: учебный журнал и рефлексивная практика также могут выявить, когда вы что-то сделали хорошо.

Взгляните на нашу страницу Что такое обучение? , чтобы узнать больше о цикле обучения (PACT) и роли, которую в нем играет рефлексия (или «рассмотрение»).


В учебном журнале может оказаться полезным отработать простой процесс, описанный ниже. Когда вы наберетесь опыта, вы, вероятно, обнаружите, что хотите комбинировать шаги или перемещать их, но это, вероятно, будет хорошей отправной точкой.

Рефлексивный процесс обучения

Определите ситуацию, с которой вы столкнулись на работе или в личной жизни, которую, по вашему мнению, можно было бы разрешить более эффективно.
Опишите опыт
Что случилось? Когда и где возникла ситуация? Есть ли у вас другие мысли по поводу ситуации?
Отражение
Как вы себя вели? Какие мысли у вас были? Как вы себя при этом почувствовали? Были ли другие факторы, которые повлияли на ситуацию? Что вы узнали из опыта?
Теоретизация
Как опыт соответствовал вашим предвзятым идеям, т.е.е. результат был ожидаемым или неожиданным? Как это соотносится с известными вам формальными теориями? Как вы думаете, какое поведение могло повлиять на результат?
Эксперименты
Есть ли что-нибудь, что вы могли бы сделать или сказать сейчас, чтобы изменить результат? Какие действия вы можете предпринять, чтобы изменить подобные реакции в будущем? Какое поведение вы могли бы попробовать?

Преимущества рефлексивной практики

Рефлексивная практика имеет огромные преимущества в повышении самосознания, которое является ключевым компонентом эмоционального интеллекта, и в развитии лучшего понимания других.Рефлексивная практика также может помочь вам развить навыки творческого мышления и побудить к активному участию в рабочих процессах.

В рабочих ситуациях ведение учебного журнала и регулярное использование рефлексивной практики будет способствовать более содержательным обсуждениям о карьерном росте и вашем личном развитии, в том числе во время личной оценки. Это также поможет предоставить вам примеры для использования в ситуациях собеседования на основе компетенций.

См. Наши страницы Организаторские навыки и Стратегическое мышление , чтобы узнать больше о том, как важно время на размышления и планирование для эффективной работы и правильного управления временем, а также для того, чтобы придерживаться своей стратегии.Это пример использования рефлексивной практики с упором на то, что вы собираетесь делать и почему.


Предупреждение


Рефлексивная практика — одна из самых простых вещей, от которой легче всего отказаться, когда налицо давление, но это одна из тех вещей, от которых вы меньше всего можете себе позволить отказаться, особенно в таких обстоятельствах. Время, потраченное на рефлексивную практику, гарантирует, что вы сосредоточитесь на вещах, которые действительно важны как для вас, так и для вашего работодателя или семьи.

Заключить

Рефлексивная практика — это инструмент для улучшения вашего обучения как в студенчестве, так и в связи с вашим рабочим и жизненным опытом.Хотя на освоение техники рефлексивной практики потребуется время, в конечном итоге это сэкономит вам время и силы.



Дополнительная литература по навыкам, которые вам нужны


Руководство по личному развитию «Навыки, которые вам нужны»

Узнайте, как ставить перед собой эффективные личные цели и найти мотивацию, необходимую для их достижения. В этом суть личного развития, набора навыков, призванных помочь вам полностью раскрыть свой потенциал на работе, в учебе и в личной жизни.

Второе издание или пользующаяся спросом электронная книга идеально подходит для всех, кто хочет улучшить свои навыки и учебный потенциал, и она полна простой для понимания практической информации.

Как вести светоотражающий дневник с советами и примерами

Что такое светоотражающий дневник?

Рефлексивный дневник — это место для ежедневных записей размышлений. С вами может случиться что-то хорошее или плохое, над чем вы можете размышлять и извлекать уроки из прошлого опыта.

Рефлексивный дневник может помочь вам определить важные обучающие события, произошедшие в вашей жизни. События включают ваши отношения, карьеру и личную жизнь. Написав рефлексивный дневник, вы сможете найти источник вдохновения, который определяет вас сегодня. Рефлексивный дневник также поможет лучше понять ваш мыслительный процесс.



Причины вести светлый дневник

  1. Чтобы понять, что произошло.
  2. Задуматься, почему так произошло.
  3. Чтобы согласовать будущие действия с вашими ценностями и уроками, извлеченными из вашего прошлого опыта.
  4. Делиться своими мыслями и идеями и выбросить их из головы.

Заведите электронный журнал — скачайте приложение «Путешествие» сегодня!


Как эффективно отражать

Согласно Шену, существует два типа отражения: во время действия или события и после него.


Отражение в действии

Когда вы думаете или размышляете, пока вы в действии, вы используете рефлексию в действии.Некоторые отражения включают:

  • Есть опыт
  • Мыслить на ногах
  • Думая, что делать дальше
  • Действовать сразу

Отражение в действии

Вы можете размышлять о действии после завершения действия, основываясь на том, что вы о нем вспомнили. Вернитесь к опыту, исследуйте свою память и найдите то, что вы можете вспомнить. Обдумайте и поймите, что произошло, и извлеките уроки из этого опыта.

  • Думая о том, что произошло
  • Думая, что бы вы сделали в следующий раз по-другому
  • Не торопитесь

Примеры для эффективного отражения


Перед опытом
  • Подумайте о том, что могло произойти.
  • Что, по вашему мнению, может стать проблемой?
  • Что вы можете сделать, чтобы подготовиться к этому опыту.

Во время опыта
  • Наблюдайте за тем, что происходит в данный момент, когда вы принимаете конкретное решение.
  • Работает, как ожидалось? Хорошо ли вы справляетесь с проблемами?
  • Что вам следует сделать, сказать или подумать, чтобы этот опыт был успешным?

После опыта
  • Опишите свои мысли сразу после и / или позже, когда вы эмоционально отдаляетесь от события.
  • Что бы вы сделали иначе до или во время подобного мероприятия?
  • Какие выводы из этого опыта / урока?

Заведите электронный журнал — загрузите приложение «Путешествие» сегодня!

Как писать рефлексивно

Используйте три буквы «W», чтобы писать рефлексивно.Три буквы W — это What , So What и What next .


Что (Описание)

Вспомните событие и запишите его описательно.

  • Что случилось?
  • Кто был замешан?

И что? (Толкование)

Найдите несколько минут, чтобы обдумать и интерпретировать событие.

  • Что является наиболее важным / интересным / актуальным / полезным аспектом мероприятия, идеи или ситуации?
  • Как это объяснить?
  • Чем он похож / отличается от других?

Что дальше? (Результат)

Сделайте вывод, чему вы научились на мероприятии, и как применить это в следующий раз.

  • Что я узнал?
  • Как это можно применить в будущем?

Отражающие подсказки журнала

Вот 10 письменных подсказок, которые помогут вам в саморефлексии и самопознании.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *