Рефлекторность это – рефлекторность — Викисловарь

Содержание

рефлекторность — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.рефлекто́рностьрефлекто́рности
Р.рефлекто́рностирефлекто́рностей
Д.рефлекто́рностирефлекто́рностям
В.рефлекто́рностьрефлекто́рности
Тв.рефлекто́рностьюрефлекто́рностями
Пр.рефлекто́рностирефлекто́рностях

рефлекто́рность

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень:

-рефлекторность-.

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [rʲɪflʲɪˈktornəsʲtʲ], мн. ч. [rʲɪflʲɪˈktornəsʲtʲɪ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. книжн. свойство по значению прилагательного рефлекторный; обусловленность рефлексом, рефлексами ◆ Автоматизм движения, его рефлекторность, его исконная корреляция с психическим импульсом ― всего этого больше не было. Л. Я. Гинзбург, «Записные книжки. Воспоминания. Эссе», 1920-1943 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

От прил. рефлекторный, далее из ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

ru.wiktionary.org

рефлекторный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.рефле́кторныйрефле́кторноерефле́кторнаярефле́кторные
Рд.
рефле́кторного
рефле́кторногорефле́кторнойрефле́кторных
Дт.рефле́кторномурефле́кторномурефле́кторнойрефле́кторным
Вн.   одуш.рефле́кторногорефле́кторноерефле́кторнуюрефле́кторных
неод.рефле́кторныйрефле́кторные
Тв.рефле́кторнымрефле́кторнымрефле́кторной рефле́кторноюрефле́кторными
Пр.рефле́кторномрефле́кторномрефле́кторнойрефле́кторных
Кратк. формарефле́кторенрефле́кторнорефле́кторнарефле́кторны

рефле́кторный

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [rʲɪˈflʲektərnɨɪ̯]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. спец. относящийся к рефлектору, рефлекторам ◆ И последний тип ― светильники нового поколения, где источник света направлен вверх, на рефлекторный экран, который и освещает территорию мягким светом, не слепящим глаза.
    Глеб Калюжник, «Ночь. Сад. Фонарь. Аллея», 2001 г. // «Ландшафтный дизайн» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от сущ. рефлектор, из ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.рефлекто́рныйрефлекто́рноерефлекто́рнаярефлекто́рные
Рд.рефлекто́рногорефлекто́рногорефлекто́рнойрефлекто́рных
Дт.рефлекто́рномурефлекто́рномурефлекто́рнойрефлекто́рным
Вн.   
одуш.рефлекто́рногорефлекто́рноерефлекто́рнуюрефлекто́рных
неод.рефлекто́рныйрефлекто́рные
Тв.рефлекто́рнымрефлекто́рнымрефлекто́рной рефлекто́рноюрефлекто́рными
Пр.рефлекто́рномрефлекто́рномрефлекто́рнойрефлекто́рных
Кратк. формарефлекто́рен
рефлекто́рно
рефлекто́рнарефлекто́рны

рефлекто́рный

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [rʲɪflʲɪˈktornɨɪ̯]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. физиол. относящийся к рефлексу, рефлексам; обусловленный рефлексом ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. книжн. непроизвольный, бессознательный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. ?◆ Деятельность нервной системы, по определению И. М. Сеченова, носит рефлекторный характер (слово «рефлекс» означает отражение). Рудольф Самусев, Юрий Селин, «Анатомия человека», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
  1. сегментарнорефлекторный

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

ru.wiktionary.org

Что значит рефлексировать и что такое рефлексия

«Антон Павлович, что мне делать? Меня рефлексия заела!» И Антон Павлович ответил мне: «А вы поменьше водки пейте»
И.А. Бунин. «Чехов»

Рефлексия — это критический самоанализ, самокопание. Слово происходит от латинского reflexio — обращение назад. Пример использования: «Рефлексия свойственная любому интеллигентному человеку».

Рефлексировать — значит анализировать свои мысли, чувства и поступки, размышлять и копаться в себе. Пример использования: «Юноша долго рефлексировал по поводу неудачи».

Не путайте с модными словами флексить и рофлить.

Пример рефлексирующего литературного персонажа — Григорий Александрович Печорин из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Наиболее ярко рефлексия Печорина показана в главе «Княжна Мери», в дневнике протагониста. Например: «Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться…»

Иллюстрация М.А. Врубеля к роману «Герой нашего времени»

Какая бывает рефлексия и зачем она нужна?

Рефлексия помогает осмысливать свои поступки, лучше понять себя и окружающих. Это позволяет человеку расти над собой, исправлять недостатки и развивать свои лучшие качества. В то же время рефлексия способна приносить страдания, если человек рефлексирует из-за неприятных событий и раз за разом испытывает негативные эмоции.

Выделяют разные виды рефлексии. Например, эмоциональная, интеллектуальная или личностная рефлексия — то есть познание особенностей своей личности, умственных способностей, переживаний. Научная рефлексия — это критическое исследование научного знания и методов. Философская рефлексия — размышления о смысле человеческого существования, об основах культуры.

Синонимы к слову рефлексировать

Синонимы к слову рефлексировать — анализировать, размышлять, раздумывать, копаться в себе, заниматься самоанализом, осмысливать.

Рефлексия и рефлексировать. Примеры употребления

Есть чувства и мысли, которые никак не поддаются рефлексии, даже у человека, как я, изуродованного ею.
Л.Н. Толстой. Записные книжки (1853-1857)

— У вас рефлексия берет верх над природой и страстью, — сказал он, — вы барышня, замуж хотите!
И.А. Гончаров. Обрыв (1869)

Совершенно согласен с Вами, что чрезмерная рефлексия — вещь опасная, но что же делать.
В.Г. Короленко. Письма (1887)

Мне слабо верилось, что за ореховыми панелями, в полированной поверхности которых отражался огонек сигары Чапаева, спит красная солдатня, но я старался не рефлексировать по этому поводу.
Виктор Пелевин. «Чапаев и пустота» (1996)

Если в момент секса рефлексировать о том, что секс так или иначе закончится, — у тебя обвиснет.
Сергей Шаргунов. «Ура!» (2003)

Травматолог сразу догадался, что пациент попался рефлексирующий, нервный, даже истеричный.
Маша Трауб. «Бриллиантовые руки» // «Огонек», 2014

www.anews.com

рефлекторный и рефлексивный — это… Что такое рефлекторный и рефлексивный?

Вопрос

Как правильно: «рефлекторный» или «рефлексивный характер изображения героев?»

 

   В «Справочное бюро» поступил вопрос: «Встретила в тексте фразу «Изображение этих героев у Толстого носило нерефлекторный характер.» Мне кажется, что слово «рефлекторный» употреблено здесь не совсем верно. Надо было сказать «рефлексивный». Так ли это?»

   Прилагательное рефлекто/рный образовано от существительного рефле/кс. Рефлекс — реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внешней или внутренней среды; рефлекто/рная дуга — совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлексов. Второе значение прилагательного рефлекто/рный переносное — «непроизвольный, бессознательный», у А. П. Чехова в «Восклицательном знаке»: «А это ваше бессознательное … рефлекторное правописание и гроша не стоит».

   От существительного рефлекс образовано и прилагательное рефлекти/вный «непроизвольный, машинальный»: рефлективные движения.

   Прилагательное рефле/кторный образовано от существительного рефле/ктор — 1) телескоп с вогнутым зеркалом или системой зеркал; 2) отражатель лучей в форме вогнутой полированной поверхности рефлектор: рефле/кторная лампа, рефле/кторное зеркало.

   Прилагательное рефлекси/вный образовано от существительных рефлексия и рефлексивность.

   Рефле/ксия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека: рефлекси/вное восприятие действительности.

   Рефлекси/вность (спец.) – свойство бинарных (двуместных, двучленных) отношений, выражающее выполнимость их для пар объектов с совпадающими членами: рефлекси/вные отношения (матем.).

   Кроме того, рефлексивный, согласно МАС, — то же, что рефлективный: рефлексивные движения.

   Таким образом, во фразе Изображение этих героев у Толстого носило нерефлекторный характер прилагательное нерефлекторный употреблено в значении «сознательный, не машинальный». Однако уместно было бы употребить рефлективный или рефлексивный, так как в письменном тексте, где не указано ударение, при прочтении предложения возникают определенные трудности.

Словарь трудностей русского языка . Ю. А. Бельчиков, О. И. Ражева. 2015.

difficulties.academic.ru

что это в психологии. Определение и формы

«Познай самого себя» — это обращение к человеку, написанное на стене древнегреческого храма в Дельфах 2,5 тыс. лет назад, не утратило своей актуальности и в наши дни. Мы все стремимся стать лучше, благополучнее, успешнее, но как изменить себя, не зная своих способностей, возможностей, целей, идеалов? Самопознание – главное условие развития личности, а управляет познанием себя очень важный и сложный психический процесс, который называется рефлексия.

Рефлексия как психический процесс

Слова с корнем «рефлекс», происходящим от латинского reflexus (отраженный), в психологии используются часто. Самое распространенное, собственно, рефлекс – ответная реакция организма на любое воздействие. Но в отличие от врожденной, спонтанной реакции, рефлексия – процесс осознанный, требующий серьезных интеллектуальных усилий. И происходит это понятие от другого латинского слова – reflexio, что значит «оборачивание», «обращение назад».

Что такое рефлексия

Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих. Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами. Она не имеет отношения к врожденным реакциям и требует от человека владения определенными навыками самопознания и самооценки.

Рефлексия включает в себя также способность к самокритике, так как осмысление причин своих поступков и мыслей может привести к не самым приятным выводам. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.

Две стороны рефлексии

Субъективно, то есть с точки зрения самого человека, рефлексия ощущается как сложный комплекс переживаний, в которых можно выделить два уровня:

  • когнитивный или познавательно-оценочный, он проявляется в осознании процессов и явлений своего внутреннего мира и соотнесение их с общепринятыми нормами, стандартами, требованиями;
  • эмоциональный уровень выражается в переживании определенного отношения к себе, содержанию своего сознания и своим действиям.

Наличие ярко выраженной эмоциональной стороны отличает рефлексию от рационального самоанализа.

Несомненно, приятно, обдумав свои поступки, воскликнуть: «Какой я молодец!» Но часто рефлексивный процесс приносит нам далеко не положительные эмоции: разочарование, чувство собственной неполноценности, стыд, угрызения совести и т. д. Поэтому нередко человек сознательно избегает рефлексии, стараясь не заглядывать к себе в душу, опасаясь того, что сможет там увидеть.

Но и психологи признают, что чрезмерное рефлексирование может превратиться в самокопание и самобичевание и стать источником неврозов и депрессии. Поэтому надо следить, чтобы эмоциональная сторона рефлексии не подавляла рациональную.

Формы и виды рефлексии

Рефлексия проявляется в разных сферах нашей деятельности и на разных уровнях самопознания, поэтому она отличается по характеру проявления. Во-первых, различают 5 формы рефлексии в зависимости от направленности сознания на ту или иную область психической деятельности:

  • Личностная рефлексия наиболее тесно связана с эмоционально-оценочной деятельностью. Эта форма осмысления внутреннего мира человека направлена на анализ значимых компонентов личности: целей и идеалов, способностей и возможностей, мотивов и потребностей.
  • Логическая рефлексия – наиболее рациональная форма, которая направлена на познавательные процессы и связана с анализом и оценкой особенностей мышления, внимания, памяти. Данная форма рефлексии играет важную роль в учебной деятельности.
  • Когнитивная рефлексия тоже чаще всего наблюдается в сфере познания и обучения, но в отличие от логической, направлена на анализ содержания и качества знаний и их соответствие требованиям общества (учителей, преподавателей). Эта рефлексия не только помогает в учебной деятельности, но и способствует расширению кругозора, а также играет важную роль в адекватной оценке своих профессиональных способностей и возможностей карьерного роста.
  • Межличностная рефлексия связана с осмыслением и оценкой наших отношений с другими людьми, анализом своей социальной деятельности, причин конфликтов.
  • Социальная рефлексия – особая форма, которая выражается в том, что человек понимает, как к нему относятся окружающие. Он не только осознает характер их оценок, но и способен корректировать свое поведение в соответствии с ними.

Во-вторых, мы способны анализировать и свой прошлый опыт, и предвидеть возможное развитие событий, поэтому выделяют два вида рефлексии, связанные с временным аспектом оценочной деятельности:

  • Ретроспективная рефлексия – это осмысление того, что уже произошло, оценка своих поступков, побед и поражений, анализ их причин и извлечение уроков на будущее. Такая рефлексия играет важную роль в организации деятельности, поскольку учась на своих ошибках, человек избегает многих проблем.
  • Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий. Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Совершенно очевидно, что рефлексия – важный психический процесс, который необходим человеку для того, чтобы добиться успеха, стать той личностью, которой он сам может гордиться, а не испытывать комплекс неудачника.

Функции рефлексии

Рефлексия – это эффективный способ понять самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны и использовать в деятельности свои способности с максимальной пользой. Например, если я знаю, что у меня более развита зрительная память, то, запоминая информацию, я не буду полагаться на слух, а запишу данные, чтобы подключить зрительное восприятие. Знающий о своей вспыльчивости и повышенной конфликтности человек постарается найти способ снизить их уровень, например, с помощью тренингов или обратившись к психотерапевту.

Однако рефлексия не только дает нам необходимые в жизни знания о себе, но и выполняет еще ряд важных функций:

  • Познавательная функция состоит в самопознании и самоанализе, без нее человек не может создать в своем сознании образ «Я» или «Я-концепцию». Эта система представлений о себе самом – важная часть нашей личности.
  • Функция развития проявляется в создании целей и установок, направленных на преобразование личности, накопление знаний, развитие умений и способностей. Эта функция рефлексии обеспечивает личностный рост человека в любом возрасте.
  • Регулятивная функция. Оценка своих потребностей, мотивов и последствий поступков создает условия для регулирования поведения. Негативные эмоции, которые человек испытывает, понимая, что он поступил неправильно, заставляют его избегать в будущем таких поступков. И в то же время удовлетворение от своей деятельности и успехов создает очень позитивную эмоциональную обстановку.
  • Смыслотворческая функция. Человеческое поведение, в отличие от импульсивного поведения животных, осмыслено. То есть совершая поступок, человек может ответить на вопрос: почему он так поступил, хотя, бывает, понять свои истинные мотивы удается не сразу. Эта осмысленность невозможна без рефлексивной деятельности.
  • Функция проектирования и моделирования. Анализ прошлого опыта и своих способностей позволяет проектировать деятельность. Создание модели успешного будущего, как необходимое условие для саморазвития, предполагает активное использование рефлексии.

Следует отметить также, что рефлексия играет очень важную роль в обучении, поэтому она значима в учебном процессе. Основная функция, которую она выполняет в образовании – контроль содержания собственных знаний и регулирование процесса их усвоения.

Развитие рефлексии

Рефлексия доступна любому человеку, но так как это интеллектуальная деятельность, то она требует развития соответствующих навыков. К ним относятся следующие:

  • самоидентификация или осознание собственного «Я» и выделение себя из социального окружения;
  • навыки социальной рефлексии, то есть способность взглянуть на себя со стороны, глазами других людей;
  • самоанализ как осмысление своих индивидуально-личностных качеств, особенностей характера, способностей, эмоциональной сферы;
  • самооценка и сопоставление своих качеств с требованиями общества, идеалами, нормами и т. д.;
  • самокритика – способность не только оценить свои поступки, но и признаться самому себе в своих ошибках, недобросовестности, некомпетентности, грубости и т. д.

Возрастные этапы развития рефлексии

Развитие способности к рефлексивной деятельности начинается в раннем детстве, и первый ее этап приходится на 3 года. Именно тогда ребенок впервые осознает себя как субъекта деятельности и стремится доказать это всем окружающим, нередко проявляя упрямство и неповиновение. В это же время малыш начинает усваивать социальные нормы и учиться подстраивать свое поведение под требования взрослых. Но пока еще ребенку недоступны ни самоанализ, ни самооценка, ни тем более самокритика.

Второй этап начинается в младших классах школы и тесно связан с развитием рефлексии в сфере учебной деятельности. В возрасте 6-10 лет ребенок овладевает навыками социальной рефлексии и элементами самоанализа.

Третий этап – подростковый возраст (11-15 лет) – важный период формирования личности, когда закладываются основы навыка самооценки. Развитие самоанализа в этом возрасте нередко приводит к чрезмерной рефлексии и вызывает сильные негативные эмоции у детей, которые остро ощущают недовольство своей внешностью, успехами, популярностью у сверстников и т. д. Это осложняется эмоциональностью и неустойчивостью нервной системы подростков. Правильное развитие рефлексивной деятельности в этом возрасте во многом зависит от поддержки взрослых.

Четвертый этап – ранняя юность (16-20 лет). При правильном формировании личности способность к рефлексии и управление ей проявляется в этом возрасте уже в полную меру. Поэтому развивающиеся навыки самокритики не мешают рационально и здраво оценивать свои возможности.

Но и в более старшем возрасте продолжается обогащение опыта рефлексивной деятельности за счет освоения новых видов деятельности, установления новых отношений и социальных связей.

Как развить рефлексию у взрослых

Если вы ощущаете недостаток этого качества и понимаете необходимость более глубокого самопознания и самооценки, то эти способности можно развивать в любом возрасте. Развитие рефлексии лучше начинать… с рефлексии. То есть с ответа на следующие вопросы:

  1. Зачем вам нужна рефлексия, что вы хотите добиться с ее помощью?
  2. Почему вам мешает отсутствие у вас знаний о своем внутреннем мире?
  3. Какие аспекты или стороны своего «Я» вы хотели бы узнать получше?
  4. Почему, с вашей точки зрения, вы не занимаетесь рефлексией и не включаете ее в деятельность?

Последний пункт особенно важен, потому что нередко познание себя сдерживается особым психологическим барьером. Человеку бывает страшно заглянуть в свою душу, и он неосознанно сопротивляется необходимости анализировать свои поступки, их мотивы, их влияние на окружающих. Так спокойнее и не приходится испытывать стыд и муки совести. В этом случае можно посоветовать такое небольшое упражнение.

Встаньте перед зеркалом, посмотрите на свое отражение и улыбнитесь. Улыбка должна быть искренней, ведь вы видите самого близкого вам человека, перед которым у вас не должно быть никаких тайн и секретов. Скажите себе: «Привет! Ты – это я. Все, что у тебя есть, принадлежит мне. И хорошее, и плохое, и радость побед, и горечь поражений. Все это ценный и очень нужный опыт. Я хочу знать его, я хочу использовать его. Не стыдно совершать ошибки, стыдно ничего о них не знать. Осознав их, я смогу все-все исправить и стать лучше». Это упражнение позволит вам избавиться от страха перед самоанализом.

Заниматься развитием рефлексии нужно ежедневно, например, вечером, анализируя все, что произошло за день, и свои мысли, чувства, принятые решения, совершенные поступки. В этом случае очень помогает ведение дневника. Это не только дисциплинирует и упорядочивает рефлексивный процесс, но и помогает избавиться от негатива. Ведь вы из своего сознания переносите на бумагу все тяжелые мысли, сомнения, страхи, неуверенность и тем самым освобождаетесь от них.

Но не следует слишком увлекаться самокопанием, выискивая негатив. Настройте себя на то, что положительного, позитивного всегда больше, ищите этот позитив, анализируя прошедший день, снова переживайте его. Поругав себя за ошибку или небрежность, обязательно полюбуйтесь своим хорошим поступком, любым своим успехом, пусть на первый взгляд он кажется не слишком значительным. И не забывайте хвалить себя.

psychologist.tips

Рефлексировать – это… Рефлексирующий человек

Что отличает человека думающего от растения, индивидуума от камня, личность от пыли? Что позволяет подняться над рутиной бытия и, оглянувшись назад, проанализировать ситуацию, собственные ошибки и победить неуверенность? Именно рефлексия – способность человеческого мышления к критическому самоанализу.

В переводе с латинского reflexio – обращение назад. Рефлексирующая личность способна не только критически смотреть на окружающий мир, но и анализировать свои действия, мысли и результаты своей жизнедеятельности в рамках своего жизненного опыта. Это не тривиальное воспоминание, ворошение «дел давно минувших дней», ностальгия. Это мыслительный процесс, способный изменить к лучшему будущее индивидуума, его жизненные установки, его самоопределение.

В психологической трактовке рефлексировать – это значит осознанно и трезво воспринимать содержимое своего сознания, своего жизненного опыта.

Немного из истории. Рефлексия и духовность

Рефлексии уделялось внимание еще в древнегреческой философии: Сократ выдвигал на первый план процесс самопознания человека, предметом которого становилась духовная активность и ее познавательные функции. Человек, отвергающий знание и отказывающийся от самопознания, не способен стать духовно-нравственной личностью, не способен к развитию. Рефлексировать — это значит развиваться, расти духовно.

У Платона и Аристотеля рефлексия и мышление были атрибутами, присущими демиургу, божественному разуму. Только сверхразум, в их понимании, был способен к единству мыслимого и мысли. Данное понятие перешло в неоплатонизм, утверждавший, что рефлексия есть не что иное, как миротворческая активность божества. Данная теория не лишена смысла и встречается в современных трактовках. Дело в том, что рефлексирование может выполняться с двух позиций. Первая позиция – когда осмысление происходит индивидуумом: Я-рефлексирование. Кто знает меня лучше меня самого и может анализировать мои мысли и чаяния? Только Я сам.

Вторая позиция – не-Я-рефлексирование. Но кто кроме меня может проникать в мое сознание? Только Бог, обладающий свойствами личности.

Таким образом, человек верующий не просто сам рефлексирует и переживает свои поступки, он сканирует свои переживания, думая о том, как Бог относится к его деяниям. Праведна ли его жизнь, грешен ли он.

Результат такого рефлексирования удваивается, и эффект от такого самоанализа, безусловно, более сильный.

Рефлексирующий человек

В рамках многих философских концепций рефлексия рассматривается как одно из более существенных свойств сознания. В соответствии с этим утверждением сознательными и думающими могут считаться только те существа, которые осведомлены о состояниях своей психики. Проще говоря, человека, не способного проанализировать свои душевные состояния, нельзя назвать думающим. Эмоциональным, творческим, но не думающим.

Рефлексия новорожденного равна нулю – он воспринимает окружающий его мир как данность, родителей – как безусловную составляющую этого мира. В процессе взросления и усиливающейся автономии от родительской опеки растущий индивид начинает видеть и осмысливать противоречия. Это вызывает у него принятие или непринятие родительского авторитета, критическое осмысление поступков близких людей. Механизм рефлексии запущен, и отныне человек способен только совершенствоваться и расти в духовном и нравственном плане.

Рефлексия у отдельно взятых людей не может быть одинаковой. Различается ее уровень и в зависимости от возраста человека. Наибольшую активность и амплитуду рефлексия имеет на самом начале развития человеческой личности – на этапе детства и отрочества, юности. К середине жизненного пути рефлексия заметно убавляет ритм, а к концу жизни и вовсе замирает.

Можно ли развивать свою рефлексию?

Как стало уже понятно, рефлексировать для любого человека — это значит расти над собой в духовном плане. Можно ли работать над этим процессом, стимулировать свое духовное и нравственное развитие?

Что значит рефлексировать? Если говорить просто, рефлексировать – это значит реагировать на внешние раздражители. Конфликт, проблемы, конфронтация, диалоги, выбор, сомнения – это все происходит с человеком изо дня в день. Чем больше у человека таких переживаний, тем богаче его рефлексирующая амплитуда.

Рефлексирующий человек – это своего рода собственный психоаналитик, умеющий поставить проблему и найти решение в своем собственном опыте, в своих переживаниях.

Особенностью живого ума является то, что ему необходимо лишь немногое увидеть и услышать, чтобы он потом мог долго размышлять. Можно испробовать метод вдумчивого переосмысления художественного произведения применительно к любому человеку. Сколько часов вы думаете о только что прочитанной книге, просмотренном фильме, увиденной картине? Час, день, неделю? Проецируете ли вы события из книги на себя, пытаетесь ли проанализировать свои поступки в контексте художественного сюжета?

Это и является вашим рефлексивным тренингом. Своеобразной тренировкой рефлексии можно порекомендовать выписывание на листок наиболее значимых и важных вопросов, которые волнуют вас на протяжении всей жизни. Собрав их в одном месте, постарайтесь отметить вопросы маркерами разного цвета и выяснить, о чем большинство ваших вопросов. О смысле жизни? О вашей деятельности? О взаимоотношениях с окружающими? О материальной составляющей? О будущем?

Проанализировав таким образом ваши чаяния, вы можете продолжить рефлексию в наиболее проблемном направлении, становясь совершеннее и продолжая собственное духовное развитие.

Гендерный подход

Существует теория гендерного подхода к процессу рефлексии. Согласно этому стереотипу подразумевается, что женщины больше склонны к рефлексии, нежели мужчины, и связано это, якобы, с более тонкой душевной регуляцией слабого пола. Это спорное утверждение не имеет под собой никакого научного доказательства.

Имеется ряд наблюдений ученых-психологов, в которых отмечается различное проявление рефлексии у представителей разного пола.

Так, установлено, что женщины с низким уровнем рефлексии, больше склонны к отстаиванию собственных интересов в ущерб интересам другого. Проще говоря, низко интеллектуальные, не рефлексирующие личности женского пола более скандальны и имеют более склочный характер. Тогда как рефлексирующие представительницы женского пола предпочитают найти компромисс и уйти от скандала, чем быть замешенным в конфликте.

Рефлексирующий мужчина же, наоборот, в конфликтной ситуации выступает борцом, отстаивающим свои интересы. Мужчины с минимальным показателем рефлексии будут демонстрировать в конфликтной ситуации адаптивное, приспособленческое поведение.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что рефлексировать – это значит быть человеком думающим, чувствующим, анализирующим. Это свойство человеческой природы отличает нас от других представителей живого мира, и именно это свойство способно вывести человеческую личность на новый, качественно другой уровень развития.

fb.ru

РЕФЛЕКТИВНОСТЬ — это… Что такое РЕФЛЕКТИВНОСТЬ?


РЕФЛЕКТИВНОСТЬ
РЕФЛЕКТИВНОСТЬ

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

.

Синонимы:
  • РЕФЛЕКСОЛОГИЯ
  • РЕФЛЕКТИВНЫЙ

Смотреть что такое «РЕФЛЕКТИВНОСТЬ» в других словарях:

  • РЕФЛЕКТИВНОСТЬ — (от слова рефлексия). Свойство лучей преломляться. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕФЛЕКТИВНОСТЬ от слова рефлексия. Отражательность. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • рефлективность — непроизвольность, рефлексивность, бессознательность, невольность Словарь русских синонимов. рефлективность сущ., кол во синонимов: 6 • бессознательность (25) …   Словарь синонимов

  • Рефлективность — I ж. отвлеч. сущ. по прил. рефлективный I 2. II ж. отвлеч. сущ. по прил. рефлективный II 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Рефлективность — I ж. отвлеч. сущ. по прил. рефлективный I 2. II ж. отвлеч. сущ. по прил. рефлективный II 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • рефлективность — рефлективность, рефлективности, рефлективности, рефлективностей, рефлективности, рефлективностям, рефлективность, рефлективности, рефлективностью, рефлективностями, рефлективности, рефлективностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по… …   Формы слов

  • рефлективность — рефлект ивность, и …   Русский орфографический словарь

  • рефлективность — см. рефлективный; и; ж. Рефлекти/вность движений …   Словарь многих выражений

  • ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ —         одно из направлений в совр. культурологии и социологии, продолжающее традиции феноменологич. подхода к изучению социальной реальности. Основатель Э. амер. социолог Г. Гарфинкель, автор книги “Исследования по этнометодологии”, 1967. С тех… …   Энциклопедия культурологии

  • бессознательность — неосознанность, безотчётность; несознательность, машинальность, инстинктивность, автоматичность, автоматизм, отключка, стихийность, интуитивность, механичность, несознанность, неосознаваемость, непроизвольность, безотчетность, подсознательность,… …   Словарь синонимов

  • невольность — непроизвольность, нечаянность, непреднамеренность, непредумышленность, ненамеренность; вынужденность, неумышленность, случайность, неожиданность, рефлективность. Ant. произвольность, преднамеренность, предумышленность, намеренность Словарь… …   Словарь синонимов

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о