Рисунок семьи методика: Методика «Рисунок семьи» (Л. Корман) | Тест:

Содержание

Тест «Рисунок семьи» — Социальный педагог Алина Икрамовна


Кто такой ребенок? «Как кто? — удивится взрослый. — «Маленький человек»! И в этом ответе кроется ошибка. Мир детей — не копия нашего взрослого мира. Это народец, который мыслит и развивается по своим законам, у которого свои ценности.

«Пионерами» в изучении загадочной детской души и психики стали как зарубежные, так и отечественные ученые. Это швейцарский психолог Жан Пиаже, который описал особенности представлений детей о мире и исследовал развитие детского интеллекта.

Отечественный психолог Л.С. Выготский, посвятивший свою профессиональную деятельность изучению развития мышления и речи у детей, сформулировавший новую теорию развития аномального ребенка. Ученик Выготского Д.Б. Эльконин, занимавшийся проблемами формирования личности ребенка и многие, многие другие талантливые ученые.

Для маленького ребенка весь мир — это семья. Каким видит себя ребенок в родительском доме? Какими он воспринимает маму, папу и их отношения? Как лучше узнать своего сына или дочь, посмотреть «глазами ребенка» на мир взрослых людей? В этом вам поможет несложная методика «Рисунок семьи».

Немного истории про рисование

«Рисунок семьи» — одна из самых популярных методик, которую используют психологи в работе с детишками уже младшего дошкольного возраста. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами.

Среди исследователей нет единого мнения, кто и когда предложил использовать рисунок семьи в психодиагностических целях. Начиная с 30-х годов прошлого столетия эту методику разрабатывали и американские, и европейские, и отечественные ученые.

Развитие методики шло по двум направлениям: изменение инструкции к заданию и расширение диапазона интерпретируемых деталей. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят или «нарисовать свою семью» (В.Хьюлс), или «нарисовать семью» (Е. Хаммер), или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо» (методика «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса).

Некоторые варианты методики предусматривают беседу о персонажах после рисования. Иногда задание дается и ребенку, и взрослым. И тогда появляется возможность сравнить точки зрения на семейные отношения отца, матери и детей.

«Рисунком семьи» пользовались многие известные исследователи и практики: А..И. Захаров, Е.Т. Соколова, В.С. Мухина, А.С. Спиваковская. Сегодня эта методика популярна как у зарубежных, так и отечественных психологов.

Существует немало систем интерпретации результатов теста «Рисуем семью». И хотя все они дают достаточно точную картину отношений в семье, мы хотим предложить интерпретацию, разработанную отечественным психологом, доктором психологических наук В.К. Лосевой. Символическое истолкование рисунка вполне доступно людям и без педагогического или психологического образования. Заметим лишь, что методика не предназначена для оценки интеллекта ребенка и не дает информации о его готовности или неготовности к школе.

Как понять, дорос ли ребенок до выполнения теста? До тех пор, пока изображенный ребенком человек напоминает шарик с ручкам и ножками (что характерно для всех детей), применять методику рано. Примерно с четырех-пяти лет голову и туловище ребенок начинает рисовать отдельно. Вот с этого моменты можно использовать тест.

Помните, не стоит наводить ребенка на мысль, кого рисовать. Даже если он задаст вопрос, рисовать ли ему бабушку, скажите, что можно изобразить, кого захочется. Дайте ему простой карандаш и стандартный белый лист бумаги. Ни в коем случае нельзя пользоваться ластиком. Если ребенок сочтет рисунок «окончательно испорченным», просто предложите новый лист. Внимательно следите, в каком порядке рисуются люди и предметы. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым, и кого вообще не изобразил под предлогом «не поместилось».

Попросите автора подписать всех персонажей. Это тоже важный момент. Например, ваша дочь подписывает фигуру старшего брата «Сашенька», а лежащую в коляске сестренку — «младшая сестра». Разница в эмоциональном отношении к ним сразу понятна. Информацию, которую вы получите, нельзя использовать для упреков ( «Почему ты не любишь младшую сестричку?») Если ребенок еще не умеет писать, пусть расскажет, кого он нарисовал.

Обратите внимание и на неодушевленные предметы на рисунке. Это для нас, взрослых, они неодушевленные. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут даже вступать в своеобразные «отношения» между собой и персонажами рисунка. И ребенок здесь не так уж и не прав. Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим «игрушкам». А если вы на рисунке видите папу, который наполовину исчез под капотом машины, и маму, сидящую с телефоном, то даже неспециалисту не составит труда сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама — с телефоном, а сколько — с ребенком и друг с другом.

Если на рисунке много предметов и мало людей, то это не свидетельствует об эмоционально бедной среде в семье. Скорее о направленности эмоций на мир вещей. Что тоже не является признаком жадности. Чаще всего ребенок выражает стремление родителей к постоянству, ведь каждая вещь — символ стабильности.

Как часто, глядя на сына или дочь, мы вздыхаем: и почему мне так трудно с ним (или с ней)? И будем до крайности удивлены, что и ребенок, глядя на нас, задает себе тот же вопрос: почему мне так трудно с этим взрослым? Предложенная методика поможет вам лучше понять друг друга. Надо только довериться интуиции и познакомиться с правилами психологического истолкования рисунка семьи.

Кто милее всех на свете?

Хотим сразу предупредить родителей: получив рисунок, вы будете обескуражены. Вам покажется, что рисунок именно вашего ребенка никакая методика объяснить не в силах. Или, наоборот, вы не в силах интерпретировать рисунок только вашего ребенка. Прежде всего возникнет вопрос: чем отличается рисунок в вертикальной плоскости от рисунка в горизонтальной? Ведь в первом случае чаще всего фигуры расположены одна под другой, а во втором — «в ряд»? Как различить эти нюансы — «самый большой человек как самый любимый» и «самый большой человек как обладающий наибольшей властью»? Ответы на эти вопросы придут только с опытом. А пока доверьтесь интуиции.

Единственный совет — не пытайтесь сразу дать толкование деталям. Постарайтесь «увидеть» рисунок в целом. Что прежде всего бросается в глаза? Прежде всего, в глаза бросается «большое»!

Размер изображенного человека (а иногда и предмета) напрямую связан с тем, какое место в душе ребенка занимают отношения с этим человеком. Например, для мальчика, изобразившего бабушку по размеру больше остальных членов семьи, отношения с ней стоят на первом месте. А учитывая, что бабушка не только самая «большая», но и расположена на рисунке «выше» остальных членов семьи, можно предположить, что для ребенка бабушка в семье и самое авторитетное лицо.

Посмотрите, кто на листе (обычно это ярко выражено в рисунке в вертикальной плоскости) расположен выше, а кто — ниже. Наибольшей властью в семье обладает персонаж, который расположен выше всех, хотя он может быть и самым маленьким по размеру. Ниже всех изображен тот, чье влияние в семье минимально.

Расстояние между персонажами связано с дистанцией психологической. Кто ребёнку ближе всех, того он и изобразит рядом. То же самое относится и к другим персонажам. Тех, кого ребёнок воспринимает как близких между собой, будут стоять рядом.

После того, как рисунок закончен, обязательно расспросите, кто есть кто. Возможно, вас ждет сюрприз. Тот персонаж, которого вы приняли за дедушку, окажется не настоящим дедушкой, а Дедом Морозом! Появление вымышленных персонажей свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии.

Такому персонажу надо обязательно уделить внимание и подробно расспросить о нем. Из рассказа вы поймете, чего не хватает сыну или дочери в реальной жизни.

Обратите внимание и на отсутствующих персонажей. Вас не должны ввести в заблуждение фразы: «Младшего братика я забыл нарисовать», а для «папы не хватило места». Скорее всего, брат вызывает ревность, а с папой нет эмоционального контакта, его как бы нет в мире ребенка. Может отсутствовать на рисунке и сам автор. И тогда это повод поразмышлять — нет ли у ребенка трудностей самовыражения с близкими людьми? Если «озвучить» чувства, это будет выглядеть примерно так: «Меня здесь не замечают» или «Мне здесь нет места».

Руки, ноги, огуречек — вот и вышел человечек!

У ребенка совершенно особое видение рук! Ведь первоначальная природная функция рук — цепляться за тело мамы, устанавливая с ней тем самым контакт. И лишь пережив отрыв от матери, ребенок открывает для себя другую функцию рук — функцию воздействия на мир. Тогда-то на его рисунках и появляются руки в виде «варежки» или «с пальчиками». И не надо пугаться, если пальчиков окажется не пять, а больше. Это означает, что ребёнок видит себя ( или другого персонажа) более сильным и могущественным, чем других членов семьи. Если пальцев больше на левой руке — то в сфере семейных отношений. На правой — вне семьи — в детском саду, школе или во дворе. Если пальчиков меньше пяти, то ребенок чувствует себя слабее окружающих. И еще одна деталь: чем могущественнее воспринимается персонаж, тем руки у него длиннее.

Персонажи, которые соприкасаются или почти соприкасаются руками, по внутреннему ощущению ребенка находятся в психологическом контакте.

Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем более персонаж воспринимается твердо стоящим на земле.

Иногда на рисунках встречаются «отрывы» конечностей и голова, нарисованная отдельно от тела. Это сигнал страха — боязнь потерять то, что символизируется «недорисованной» ногой или рукой. Например, недорисованная правая рука может свидетельствовать о боязни потерять свой статус в детском саду или школе.

Разрывы контура — тоже частый элемент рисунка. Разрывы контура чаще можно наблюдать при изображении головы и туловища. Например, разрывы при рисовании головы объясняются следующим образом. Разрыв с правой стороны — восприимчивость к мнению социального окружения. С левой стороны — податливость к давлению семьи. Разрыв линий на макушке — податливость абстрактным нормам и авторитетам. Не доведенные линии снизу и со стороны шеи — недостаточный контроль над собственными влечениями.

Для чего тебе такие большие уши?

Казалось бы, такие мелкие детали как глаза, рот, уши трудны для изображения, и ребенок рисует их так, как может, поэтому никакой смысловой нагрузки они не несут. Но это не так. Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.

Если вы спросите малыша, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ — «Чтобы слышать»! Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а прежде всего критические замечания и мнение о себе.

Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А вот персонаж «без ушей» вообще может игнорировать то, что о нем говорят.

Что для ребенка символизирует рот? Это, прежде всего орган для нападения — чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими и (или) затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. Кстати, это вовсе не значит, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких персонажей нарисованы ещё большие уши — чтобы слушаться.

Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы «приклеена» к туловищу. Когда же появляется шея и что она символизирует? Шея в графической интерпретации — способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Когда у ребенка появляется пусть небольшая, но способность контролировать свои чувства, на рисунке появляется шея.

Тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет — не способен.
Иногда встречаются, казалось бы, ставящие в тупик рисунки. Например, у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Но это, конечно же, не значит, что ребенок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: «Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа — когда захочу! И конфет есть так много — как мама»!

Если шея длинная и тонкая, то в сознании автора конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.

Что касается головы, то тут все просто. Самый умный член семьи — самый «головастый».

Кто сидел на моем большом стуле?

И ещё несколько общих замечаний. Иногда вместо членов семьи дети рисуют неодушевленные предметы. К примеру, папа изображен в виде компьютера или удочки. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они не обязательно означают отсутствие эмоционального контакта персонажа с членами семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так.

Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на неодушевленные предметы. Вещь, наиболее близко расположенная к персонажу, как считает ребенок, наиболее интересна для него.

Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.

Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы деятельности для семьи. На рисунке одного ребенка было изображено три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата.

Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.

Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.

И напоследок окиньте взглядом весь рисунок в целом. Как распределены персонажи? Равномерно по всему листу или смещены вверх или вниз? Пространство листа — своего рода аналог жизненного пространства человека. И так же, как в реальной жизни, на листе бумаги ребенок стремится занять собой столько места, сколько, как ему кажется, он «заслуживает». Поэтому если человек «мельчит», это говорит о его низкой самооценке. Если группа маленьких людей изображена в верхней части, а низ листа остался пустым, то низкая самооценка в данном случае сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек нам как бы говорит: «Мне в жизни многое хочется, но у меня мало что получается». Если маленькие человечки нарисованы внизу, а верх остался пустым, это свидетельствует не только о низкой самооценке, но и о низком уровне притязаний.

Опираясь на предыдущие правила, каждый родитель сможет проявить способности к символическому истолкованию рисунков, лучше понять ребенка и его проблемы, увидеть нюансы отношений, которые раньше не замечались.

Если в рисунке что-то будет совсем уж не ясным (например, ребенок может изобразить так называемый «римский бюст» — фигуры людей будут изображены по пояс да еще обведены в рамочку) лучше не фантазировать, а вообще отказаться от интерпретации.

Посмотрев на себя и свои отношения с близкими глазами своего сына или дочери, вы сможете найти новые пути для решения проблем и гармонизации отношений.

Проективный тест “Рисунок семьи” Инструкция

Проективный тест “Рисунок семьи”

Инструкция: Нарисуйте свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово “семья”, а если возникают вопросы “что нарисовать?”, следует лишь еще раз повторить инструкцию. При групповом выполнении теста время ограничивают 15-30 минутами.

Примечание: Для работы необходимо использовать лист белой бумаги, ручку, карандаш, ластик.

Обработка результатов теста “Рисунок семьи”.

Для интерпретации надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье или
школе.

Обработка проводится по следующей схеме:

№ Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков

1 Общий размер рисунка (его площадь)

2 Количество членов семьи

3 Соответствующие размеры членов семьи

Мать

Отец

сестра

Брат

дедушка

бабушка и т.д.

4 Расстояние между членами семьи

Наличие каких-либо предметов между ними

5 Наличие животных

6 О виде изображения:

схематическое изображение

реалистическое изображение

эстетическое изображение

в интерьере, на фоне пейзажа и т. д.

метафорическое изображение

в движении, действии

7 Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3…)

Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1, 2, 3)

Степень аккуратности исполнения (1,2,3)

Тест направлен на исследование межличностных отношений ребенка с родителями и другими членами семьи.

Интерпретируя тест “Рисунок семьи”, на основании особенностей изображения можно определить:

1) Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность
изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий,
эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых
можно различить рисунки;

2) Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие
сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о
неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности,
скованности, низкой самооценки, чувстве неполноценности и т.п., тогда как
большие размеры часто говорят об обратном: хорошем расположении духа,
раскованности, отсутствии напряженности и утомления, значимости
изображенного;

3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное
самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности
положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом,
взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены).

Презентация Методика «Рисунок семьи»

Скрыть

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Диагностическая проективная методика «Рисунок семьи»

2 слайд Описание слайда:

Проективные методики

3 слайд Описание слайда:

Одними из самых популярных проективных методик являются рисуночные методики: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», «Рисунок семьи» и др. Достоинства Недостатки Информативны, позволяют выявить множество психологических особенностей человека; Просты в проведении, занимают немного времени; Близки к обычным видам человеческой деятельности, поэтому хороши при обследовании детей. Низкая надежность результатов вследствие субъективности интерпретации;

4 слайд Описание слайда:

История создания

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Размер фигур

8 слайд Описание слайда:

Размер фигур

9 слайд Описание слайда:

Размер фигур

10 слайд Описание слайда:

Размер фигур Изображение себя самым высоким говорит о претензиях ребенка на лидирующее положение в семье.

11 слайд Описание слайда:

Расположение фигур на листе Имеется ли между изображенными членами семьи какой-либо контакт. Это может быть физический контакт (соприкасающиеся руки или тела) или же какая-то общая деятельность.

12 слайд Описание слайда:

Расположение фигур на листе Изолированность фигур друг от друга — показатель недостаточно насыщенных эмоциональных отношений в семье. Если изолирована только одна какая-либо фигура, то это, скорее всего, отра­жает слабую связь данного члена семьи с остальными.

13 слайд Описание слайда:

Изображение себя отдельно от остальных — свидетельство ощущения своей изолированности в семье (это ощущение не обязательно соответствует действительности). Расположение фигур на листе

14 слайд Описание слайда:

При серьезных нарушениях внутрисемейного общения фигуры разных членов семьи нередко отделены друг от друга перегородками, помещены в разных ком­натах или же рисуются на разных листах. Расположение фигур на листе

15 слайд Описание слайда:

Расположение фигур на листе

16 слайд Описание слайда:

Расположение фигур на листе

17 слайд Описание слайда:

Последовательность изображения членов семьи

18 слайд Описание слайда:

Поза, выражение лица, детализированность

19 слайд Описание слайда:

Поза, выражение лица, детализированность Агрессивная поза какого-либо из членов семьи (поднятая рука, преувеличенная кисть руки) может свидетельствовать о его реальной агрессивности по отношению к ребенку или импульсивности (взрывчатости).

20 слайд Описание слайда:

Изображение кого-либо со спины — показатель конфликтного отношения. Если ребенок изображает со спины себя самого, то это свидетельствует либо о конфликтном отношении к семье в целом, либо о чувстве своей отвергнутости, неприятия другими членами семьи. Так же трактуется изображение в профиль, если оно повернуто не к другим членам семьи, а от них. Поза, выражение лица, детализированность

21 слайд Описание слайда:

Выражение лиц, изображенных членов семьи может отражать либо чувства ребенка по отношению к ним (улыбка — положительное отношение, мрачная гримаса — негативное или двойственное отношение), либо представления ребенка об отношении к нему. Большой рот, особенно с зубами, — признак того, что данный член семьи проявляет по отношению к ребенку вербальную агрессию (часто на него кричит). Поза, выражение лица, детализированность

22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда:

Поза, выражение лица, детализированность

24 слайд Описание слайда:

Соотношение состава реальной и нарисованной семьи Отсутствие какого-либо члена семьи говорит либо о том, что он мало значим для ребенка, либо (чаще) о конфликтных отношениях ребенка с ним, негативных эмоциях по отношению к нему (это не значит, что эмоции чисто негативны: они могут быть амбивалентными, то есть двойственными).

25 слайд Описание слайда:

Реальный состав семьи: мама, папа, дочка (Оксана), младший брат (3 года), бабушка

26 слайд Описание слайда:

Реальный состав семьи: мама, папа, Алик (сын).

27 слайд Описание слайда:

Соотношение состава реальной и нарисованной семьи

28 слайд Описание слайда:

Появление «дополнительных» членов семьи (отсутствующих в реальности) говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью как недостаточную, в чем-то ущербную Соотношение состава реальной и нарисованной семьи

29 слайд Описание слайда:

Изображение большого количества предметов В семье ослаблены и формализованы контакты, недостаточен уровень эмоционального общения.

30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда:

Семья животных

34 слайд Описание слайда:

Общие принципы интерпретации те же, что в «Рисунке семьи». Важный дополнительный показатель — это то животное, в виде которого изображен тот или иной член семьи.

35 слайд Описание слайда: 36 слайд Описание слайда:

Принципы использования рисунка в психологической диагностике (по Й. Шванцара, 1978)

37 слайд Описание слайда:

Литература

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1152124

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

5 причин обратить внимание на рисунки ребенка

Ни для кого не секрет, что рисование — весьма полезное занятие для детей, причем как для развития мелкой моторики, так и для развития мышления и воображения ребенка. Взявшись за кисти, краски, карандаши, мелки, фломастеры — ребенок полностью отдает себя рисованию, буквально «высвобождая» свои фантазии и представления на бумагу.

 Однако вместе с отображением богатсва внутреннего мира, дети зачастую отображают и собственные недуги. Полнота отображения переживаний ребенка, как правило, изображается в рисунках определенными элементами. Поэтому зачастую психологи для изучения  эмоционально-волевой сферы ребенка прибегают к изучению рисунков, так называемых проективных методик («Дом-Дерево-Человек», рисунок Семьи, Методика «Кактус», Кинестетический рисунок семьи и др.).

Какие элементы рисунков Вашего ребенка должны насторожить Вас и явиться поводом обращения к детскому психологу? 

1. Сильный нажим карандаша и быстрое неаккуратное закрашивание

Применимо к карандашному рисунку. Один из признаков внутренней тревоги может является рисунок, выполненный  с нажимом карандаша и достаточно быстро, создавая впечатление неаккуратности . На примере хорошо видно, как быстро и усердно выполнялся рисунок

2. Использование преимущественно темных цветов

Вовсе не значит, что ребенку категорически нельзя использовать в рисунках темные цвета, однако когда эти самые рисунки выполнены исключительно в темных тонах — это может свидетельствовать о тревожно-депрессивном настрое вашего чада. 

источник рисунка

 http://www.photosota.com/uploads/gallery/2010/01/thumb500/39916_2010-01-27_23_30_05.jpg

Так например рисунок данной бабочки может свидетельствовать о внутренней тревоги или выраженной депрессии. В рисунке применяется сочетание темно-серого (черного) цвета и активного красного.

3. Малое количество используемых цветов в произвольном рисунке.

Богатство внутреннего мира ребенка отображает количество выбранных ими цветов. Так например нормой для ребенка 5-7 лет будет являться использование 4-6 цветов в рисунке. Зачастую дети с отставанием в развитии используют меньшее  количество цветов при возможности использования минимальной цветовой гаммы (карандаши 8 цветов, краски 8 цветов и др. ).

 

Источник рисунка: http://detskie-podelki.narod.ru/ris/12.gif

На примере рисунок отображающий развитую эмоциональную сферу ребенка, богатство внутреннего мира, богатство фантазий.

4. Рисунок дома без дверей или окон

Подобные, казалось бы, не принципиальные для взрослых, элементы детских рисунков, как двери и окна — отображают трудности социальной адаптации или их отсутствия. Чем больше окон использует в своем рисунке Ваш ребенок — тем более открытым он является для окружающих. Чем меньше окон (или они завешаны) — тем сложнее Вашему малышу открыться в общении с другими. Отсутствие дверей — напрямик указывает о существующих трудностях социальной адаптации, трудностях в нахождении контакта с окружающими.

Источник рисунка: http://kalebkonnect.files.wordpress.com/2010/07/house-drawings.jpg

В данном случае, на конкретном рисунке видно, что наряду с импульсивной, усердной штриховкой (о которой мы говорили ранее), что в данном примере может отображать внутреннюю тревогу, отсутствуют окна на первом этаже (лишь круглое окно чердака). Подобное как раз отображает трудности общения ребенка, возникающие при стремлении раскрыться перед другими.

5. Оружие, оскал, «войнушка», пустые глазницы

Все подобные агрессивные элементы рисунка как раз и являются непосредственным отображением агрессии. Безусловно, многие родители считают нормальным для их мальчика изображение военной техники, орудий, солдатиков с оружием в руках, иллюстрация боев. Однако считают они так до поры до времени, пока подобные военизированные элементы не находят место в повседневной жизни ребенка в виде разнообразных протестов, криков, требований или конкретных детских угроз.

При этом не забывайте, что зачастую даже самые милые и послушные дети тоже прибегают к рисунком военных событий. Это может быть рисунок в школе на тему войны или конкурс детских рисунков на подобную тему. 

Подведем итог.

Безусловно, грамотную интерпретацию рисунков Вашего ребенка осуществить может только детский психолог. Однако если вы заметили в рисунке ребенка некоторые упомянутые выше элементы- это может послужить поводом обращения к специалисту. Зачастую родители и не подозревают о существующих проблемах у своего ребенка, но грамотная родительская позиция по отношению к рисункам может помочь выявить трудности раньше, чем трудности сами себя проявят.

Будьте внимательны к изображениям своих детей и помогайте развивать творческие навыки, что является прекрасным способом обогащения эмоциональной сферы ребенка и развития внутреннего мира!

Рисунок семьи. Тест на выявление эмоциональных проблем у ребенка

«Рисунок семьи» — популярная методика в психологии, которая помогает выявить наличие эмоциональных проблем у ребенка. Также этот рисунок способен помочь побороть трудности во взаимоотношениях в семье, а также увидеть, что беспокоит малыша. Как правильно проводить этот тест и как анализировать его результаты — читайте в статье. Информация для статьи предоставлена дефектологом, психологом и логопедом Дарьей Бузмаковой.

«Рисунок семьи»: как работает?

Не секрет, что в процессе рисования дети могут выражать свои эмоции, которые трудно объяснить словами. Когда малыш рисует свою семью, он показывает, как он ее видит своими глазами, что его окружает. Глядя на этот рисунок, возможно определить, что ребенка беспокоит и выяснить причину множества детских проблем, а также понять, как их устранять.

Тест с рисунком семьи

Возьмите лист бумаги, фломастеры и попросите ребенка сделать изобразить свою семью. В этот процесс нельзя вмешиваться и помогать. Весь рисунок малыш должен нарисовать сам.

Следите за тем, в какой последовательности ребенок рисует персонажей — это очень важная деталь.

После того, как ребенок закончит свою работу, задайте ему ряд вопросов и проанализируйте детали рисунка. Для полноты понимания рисунка семьи спросите, как зовут всех героев картинки? Здесь нужно подробнее проанализировать персонажей, начав с очередности и состава.

В каком порядке?

Обратите внимание на последовательность, в которой малыш рисовал всех персонажей. Это означает его отношение к ним. Чаще всего дети начинают рисовать себя любимого, как центр этой семьи или же самого значимого родственника. Если какого-то члена семьи малыш предпочел не рисовать, это значит, что с ним у него сложные или натянутые отношения. Стоит спросить, почему же на рисунке нет этого человека. Такая неполная картина — повод задуматься!

Где на рисунке «Я»

Если сам ребенок является центром композиции, это значит, что он уверен, что в семье он любим. А вот если малыш решил не изображать себя вовсе, то есть риск, что он чувствует себя одиноким и даже брошенным. Но прежде чем делать точные выводы, подробнее расспросите ребенка, почему он предпочел не рисовать себя. Возможно, он просто понял задание по своему и решил что нужно нарисовать только членов семьи.

Кто выше — тот главнее

В рисунке ребенка тот, кто по размеру больше остальных — авторитет в семье глазами ребенка. Здесь также нужно обратить внимание на размер самого ребенка на рисунке. Если он сделал себя слишком маленьким, то это может указывать на чувство отверженности. А вот избалованные дети нередко рисуют себя таких размеров, что сложно уместить на листе.

Расстояние между персонажами

Обратите внимание на то, как близко или далеко находятся члены семьи на рисунке. Ели все герои детского художества стоят вплотную, то в семье все довольно близки друг с другом, а значит в ней царит мир и гармония. Также малыш может изобразить себя ближе к какому-то определенному человечку, чем к другим. Это говорит о глубокой привязанности к этому родственнику. А вот предметы, которые ребенок изображает между героями рисунка — барьеры во взаимоотношениях между ними.

Влияние цветов

Все любимые и приятные вещи ребенок, скорее всего, нарисует в теплых цветах. Самая большая привязанность будет выражена более яркими цветами в отличие от других. Синий цвет у персонажа символизирует комфорт, а значит в жизни рядом с ним он ощущает себя спокойно. Зеленые тона трактуются как уважение, желтый — импульсивность и сигнал к действиям. А вот красный цвет может значить агрессию. Поэтому если в изображении кого-то из персонажей преобладают красные оттенки, вполне возможно, что с этим членом семьи у малыша эмоциональное неприятие.

Изображение частей тела

Персонажи, черты тела и лица которого ребенок старательно выводил, означает любовь и значимость. И это вполне логично, ребенок старался нарисовать этого человека как можно красивее. Когда дети слишком старательно выводят черты своего лица, это может указывать на самолюбование и повышенное внимании к своему внешнему виду. Но! Для детей до 4 лет такое изображение себя — норма.

Особенно важно рассмотреть изображение рта у всех персонажей. Слишком большой рот — признак того, что этот член семьи нередко попрекает и делает замечания маленькому художнику.

Если малыш наоборот нарисовал рот кого-либо из героев слишком маленьким указывает на то, что в жизни этот человек скрывает свои эмоции или просто редко их выражает.

Акцент на зубах указывает на агрессивность этого персонажа. Длинные руки или же их отсутствие — признак властности. Возможно в жизни этот человек морально давит на ребенка. А вот нарисованные коротки ручки могут говорить о внутренней слабости человека, которую ощущает малыш.

Обратите внимание на руки, которые ребенок нарисовал себе. Если они подняты вверх, ребенок нуждается во внимании и в желании самоутверждения в семье.

Не получилось истолковать рисунок?

Бывает, что толковать рисунок семьи ребенка — сложно. Если ваши результаты оказались неоднозначными, просто переверните этот рисунок и попросите нарисовать картинку на тему «Семья, которую я бы хотел». Здесь малыш должен изобразить все свои фантазии и пожелания. Здесь вам удастся четче проанализировать, что хочется ребенку и каких вещей ему не достает.

Проективная методика Рисунок семьи

Одной из самых популярных в арсенале школьного психолога является проективная методика «Рисунок семьи». Ее популярность объясняется не только удобством проведения, но и быстротой. Она является доступной для детей, начиная с дошкольного возраста. При помощи данной методики появляется возможность увидеть семью глазами ребенка, посмотреть, какую субъективную оценку дает ей малыш, какое место себе отводит в ней. Кроме этого, она отображает, какие трудности и проблемы во взаимоотношениях есть в семье.

Процедура проведения и инструктаж

Чтобы методика «Рисунок семьи» была в полной мере проведена, необходимы белый лист бумаги, набор цветных карандашей средней мягкости, резинка для стирания. Ребенку дается инструкция примерно следующего смысла: «(Имя), нарисуй семью». При этом нельзя объяснять, что подразумевается под этим, поскольку вмешательство может исказить в дальнейшем смысл текста. Если ребенок переспрашивает, что именно ему изоображать, то необходимо просто второй раз проинструктировать.

На что обратить внимание при выполнении теста

В среднем выполнение инструкции занимает не более 35 минут. При этом внимание должны привлечь паузы, последовательность нарисованных деталей, стирание, комментарии малыша, эмоциональные реакции на нарисованное. После того как рисунок готов, задаются вопросы, примерно такие: «Кто тут нарисован?», «Где персонажи находятся и что делают?», «Кто из них самый счастливый?» и прочие.

Интерпретация

Методика «Рисунок семьи» в своей интерпретации условно разделяется на три основные части: анализ структуры семьи, интерпретация графических особенностей и анализ непосредственно самого процесса рисования.

Анализ структуры семьи

Крайними вариантами считаются, если нарисованы только субъекты, не имеющие отношения к семье, и если вообще нет людей. В том случае, если искажен состав семьи, то это может свидетельствовать о конфликте, недовольстве ситуацией. Кроме этого, дети забывают нарисовать тех родственников, которые для них менее важны в эмоциональном плане. Если же есть посторонние люди, то это может быть сигналом того, что есть психологическая неудовлетворенная потребность.

Расположение членов семьи

Методика «Рисунок семьи» может показать и какие взаимоотношения в семье. Сплоченность семьи, занятие всех персонажей общим видом деятельности говорит о психологическом благополучии. Если же у рисунка противоположные характеристики, то это может свидетельствовать о низком уровне эмоциональных привязанностей. Если один из членов отделен, то это может свидетельствовать о негативном отношении к нему, иногда это может быть косвенным признаком угрозы.

Анализ нарисованных фигур

Методика «Кинетический рисунок семьи» может рассказать и об эмоциональном отношении к каждому члену. Для этого оцениваются количество деталей, декорирование и какие цвета использованы для прорисовки фигуры. Хорошее отношение сопровождается наличием большого количества деталей, декорированием. Схематичность, неоконченности могут указывать на негативное отношение, агрессивные побуждения в его адрес. Иногда дети себя рисуют величины, равной родительской. Это может говорить об эгоцентричности ребенка, о соревновании за родительскую любовь. Если малыш испытывает ненужность себя, свою незначительность, то это находит отражение в рисунках, где он гораздо меньше, чем другие члены семьи.

Оригинальная техника кинетических рисунков и картин

Глава 10

Бесплатный курс по интерпретации

Институт проекционных чертежей

Кинетический школьный рисунок 12-летнего ребенка с проблемами поведения

Обратите внимание, что ребенок — это не большая фигура (называемая пали), а небрежно нарисованная фигурка (Габор). Его одноклассники много издеваются над ним, и он отвечает серьезными приступами разыгрывания и приступами гнева; он должен принимать лекарства, чтобы контролировать их.

« Очень редко в проективном небе появляется очень яркая звезда … Техника кинетического рисования семьи Бернса и Кауфмана кажется другой.»

Это написал Л. Б. Эймс, доктор философии. Главный психолог, президент Общества проективных методов (см. Burns & Kaufman, 1972, стр. V-vii).

Он продолжает: «Любой, кто использует технику K-F-D, может получить удовольствие от того, что он положил начало чудесно эффективному новому способу измерения человеческого поведения».

Мы абсолютно согласны с тем, что эта техника является одним из наиболее важных и полезных методов рисования, когда-либо опубликованных.

Чем особенно интересна эта техника?

Кинетические рисунки раскрывают скрытые аспекты динамики взаимодействия между клиентом и семьей, в детском саду, школе или даже на рабочем месте.

Нажмите, чтобы твитнуть

Кинетическая техника: инструменты и инструкции

Вам понадобятся следующие инструменты:

  1. Карандаш B или 2B (совет: попробуйте также с красками на большом листе)
  2. Лист 8.Бумага 5 x 11 дюймов (в Европе: формат A4)
  3. Ластик

На кинетических рисунках от клиента требуется изобразить движение или действие.

(1) Kinetic Family Drawing

Попросите клиента нарисовать свою семью так, чтобы все что-то делали!

Кинетический семейный рисунок: «Нарисуйте изображение всех членов вашей семьи, включая вас, которые что-то делают, какое-то действие».

Нажмите, чтобы твитнуть

Рисунок покажет семейные отношения и кто с кем связан, кто от кого дистанцируется.

Отдельные и перекрывающиеся фигуры на кинетическом семейном рисунке 7-летних детей

Слева отдельные фигуры находятся далеко друг от друга, а на рисунке справа они расположены так близко, что перекрываются. Рисунки показывают, как ребенок переживает семью: эмоционально удаленный и холодный ИЛИ близкий, теплый и доверчивый.

(2) Рисунок кинетической семьи животных


Используйте это с детьми:

Рисунок кинетической семьи животных: «Нарисуйте изображение семейства животных, которые что-то делают.«

Нажмите, чтобы твитнуть

После завершения рисунка испытуемого просят назвать членов семьи и их возраст, а также следующую информацию: «Если бы вы были животным (ребенком) на этом рисунке, кем бы вы были?»

Это меньше беспокоит чувствительного ребенка, но в то же время отражает настоящие, бессознательные чувства (Jones, 1985).

Кинетическая семья животных Рисунок 13-летнего мальчика

Обратите внимание на изолированные группы. Животных ассоциировали с тревогой, агрессией и соперничеством братьев и сестер.

(3) Кинетическая школа (детский сад) Рисование

Это одна из самых увлекательных и полезных техник.

Кинетический школьный рисунок: «Нарисуйте на картинке себя, своего (детского сада) воспитателя и пару-тройку друзей. Пусть все что-нибудь делают ».

Нажмите, чтобы твитнуть

Из этого вы можете узнать, как ребенок воспринимает себя, свое социальное окружение, школьные ожидания и его отношение к обучению.

(4) Кинетический деловой рисунок (для взрослых)


Кинетический бизнес-рисунок: «Нарисуйте своего начальника, двух или более сотрудников и вас, которые что-то делают.”

Нажмите, чтобы твитнуть

Кинетические бизнес-рисунки показывают, как клиент видит себя взрослым, социальную среду, рабочие ожидания и отношение к работе.

Всегда p Обратите внимание на:

Когда рисунок будет готов, попросите клиента:

После кинетического рисования семейства животных спросите:

Теперь ваша очередь

Ссылки:

Vass, Z. (2012). Психологическая интерпретация рисунков и картин.Метод SSCA: подход к системному анализу. Будапешт: Александра.

Васс, З. (2012). Психологическая интерпретация рисунков и картин. Метод SSCA: подход системного анализа. Будапешт: Александра.

В следующей главе мы продолжим психологическую интерпретацию рисунков и картин.


Семейный тест по рисованию: интересная проекционная техника —



Семейный тест по рисованию — один из самых известных детских тестов на привязанность.Он оценивает то, как ребенок или подросток воспринимает отношения в ближайшем к нему окружении. Это простой способ определить качество связей, общения и то, как детей конструируют свою реальность, начиная с их семейных отношений .

Этому оценочному тесту уже более шести десятилетий. Созданный психиатром Морисом Поро в 1951 году, он является одним из самых популярных инструментов для оценки личности детей в возрасте от 5 до 16 лет.Хотя некоторые профессионалы по-прежнему опасаются надежности проективных методов, таких как тест дерева или тест рисования семьи , следует сказать, что их валидность широко продемонстрирована.

Счастливое детство — одно из самых счастливых событий в жизни. «

-Agatha Christie-

Этот тест сочетается с другими более традиционными ресурсами, тестами и интервью, которые вместе могут предоставить нам достаточно информации для получения более точного диагноза.Это, безусловно, очень интересное клиническое предложение. Ресурс, который год за годом улучшается и представляет нам простой и быстрый механизм, позволяющий лучше понять чувства, семейные отношения и уровень эмоциональной зрелости детей.

Какова цель семейного теста по рисованию?

Как мы можем догадаться, рисунок есть и будет символическим сценарием, в котором ребенок отражает достаточное количество информации. Рисунки и игра — два идеальных ресурса для психодиагностической оценки ребенка.По этой причине семейный тест Drawing становится идеальным ресурсом для любого детского психолога или терапевта. С помощью этого инструмента вы сможете:

  • Знайте трудности адаптации ребенка или подростка к семейным условиям.
  • Повышение качества эмоциональных связей.
  • Узнайте, как ребенок воспринимает и чувствует семейные отношения.
  • Определите возможные конфликты с некоторыми членами семьи.
  • Оцените эмоциональную и психологическую зрелость ребенка или подростка.
  • Учитывайте семейный стиль общения.
  • Узнайте, что его беспокоит в домашней обстановке.

С другой стороны, следует помнить, что эмоциональный аспект является наиболее важным элементом теста. Вы не просто хотите получить рисунок , профессионал также должен будет способствовать спокойному и плавному диалогу с ребенком, когда он рисует.

Мазок за штрихом, линия за линией малыш раскрывает свои чувства, эмоции и заботы, погружаясь в свой рисунок.

Как проводится тест на семейное рисование?

Испытание на семейное рисование применяется следующим образом:

  • Ребенку выдают лист бумаги и цветные карандаши.
  • Окружающая среда должна быть комфортной и адекватной, чтобы передавать ребенку соответствующую близость и доверие.
  • Далее ребенка или подростка просят нарисовать свою семью.
  • Мы сообщим ребенку, что не будем ставить оценку рисунку. Идея в том, что он расслаблен и веселится.
  • Когда ребенок формирует персонажей, практикующий может начать задавать вопросы.
  • Чтобы получить больше информации из теста, вы можете задать ребенку следующие вопросы: Кто это? Чем он занимается? Вам комфортно с ним / ней? Кто счастливее? Кто менее счастлив?

С другой стороны, психологу важно отметить порядок, в котором ребенок создает различные элементы рисунка. Он также укажет на наличие каракулей, стираний, сомнений в чертеже , повторных мыслей и т. Д.

Как оценивается доказательство?

Тест на проектирование семьи был создан с использованием психоаналитического подхода. По этой причине вначале анализ того же происходил через эдипальную динамику или фазы психосексуального развития, установленные Фрейдом. Что ж, в настоящее время интерпретация более стандартизирована. Используются статистические методы, но также оценивается личное положение каждого ребенка или подростка.

Рассмотрим ниже некоторые элементы оценки теста на проектирование семейства.

  • Размер и место. Крупный дизайн означает уверенность. Напротив, маленькие фигурные фигурки в углу листа демонстрируют страхи и неуверенность.
  • Кривые и прямые. Дизайн с углами и изгибами демонстрирует динамизм и зрелость. И наоборот, те, в которых видны только прямые линии, скудные формы и / или очень стереотипные и плохие фигуры, часто демонстрируют незрелость или заторможенность.
  • Порядок и расстояние. Один аспект, который мы должны оценить, — это порядок, в котором была нарисована каждая фигура.Чаще всего, например, вы начинаете с рисунка матери или, в зависимости от случая, человека, с которым у вас более тесный эмоциональный союз. Еще одна деталь, которую необходимо оценить, — это расстояние, которое ребенок устанавливает между одними персонажами и другими.
  • Пропуск некоторых цифр. Распространенным фактом является то, что некоторые дети не попадают в домашнюю картину. Это факт, который необходимо оценить и принять во внимание. Точно так же упущение одного из родителей, брата или сестры может быть отражением отказа по отношению к ним.

В заключение помните, что тест чертежа семейства не используется в качестве единственного ресурса для диагностики. Вместе с интервью и другими стандартными тестами он предоставит нам достаточно информации для более точной и конкретной оценки.

Этот инструмент, как и любой другой проективный тест, представляет собой дверь прямого доступа в эмоциональный мир , рисунок которого всегда остается лучшим каналом связи. Сценарий, в котором мы можем свободно отражать страхи, беспокойства или проблемы.

Следите за нами и ставьте лайки:

0 49 20

Kinetic Family Drawing: Техника кинетического семейного рисования (kfd), разработанная в 1970 году Бернсом и Кауфманом, требует от испытуемого рисовать фотография всей его или ее семьи.

640×640 — Кинетический семейный тест рисования был разработан Burns & Kaufman.

  • Исходное разрешение: 640×640
  • Терапевтический портфель с булавками Детей просят нарисовать свою семью, делая что-то, а не дают общую инструкцию просто нарисовать свою семью;

    502×502 — Детей просят нарисовать свою семью, включая самих себя, которые что-то делают.

  • Оригинальное разрешение: 502×502
  • Семейный рисунок матери с нормальными детьми Скачать научную диаграмму Это может быть все, что угодно. используйте эти вопросы в качестве руководства:

    1139×756 — В статье кинетическая техника рисования семьи:

  • Исходное разрешение: 1139×756
  • Изображения семей в рисунках Childrenaƒa AAAAS в случаях развода родителей в Греции Insight Medical Publishing Step поэтапное эссе 1887 слов | 7 страниц.

    720×960 — Кинетическое семейное рисование (интерпретация) действий между фигурами.

  • Исходное разрешение: 720×960
  • Проективное рисование Методы проективного рисования Нарисуйте человека Дом Дерево Человек Тест Кинетический семейный рисунок Ppt Скачать Это очень полезный метод для сертифицированного или лицензированного профессионала, который можно держать в ящике с инструментами для консультирования.

    1200×899 — Бейсбол / футбольные мячи, брошенные между фигурами) соперничество между фигурами, вовлеченными или разделенными мячом / игрой в мяч (cl:

  • Исходное разрешение: 1200×899
  • Визуальные паттерны Нарисуйте дерево дома Психология человека сегодня Это очень полезная техника для сертифицированного или лицензированного профессионала, которую следует держать в ящике с инструментами для консультирования.

    458×349 — Хорошая новость в том, что вам не нужно быть арт-терапевтом, чтобы использовать это.

  • Исходное разрешение: 458×349
  • Опираясь на пилотирование устойчивости Использование кинетического семейного рисунка для измерения устойчивости детей ВИЧ-положительных матерей Детей просят нарисовать картину того, как их семья, включая самих себя, что-то делает. эта картинка предназначена для выявления отношения ребенка к своей семье и общей семейной динамики.

    ‘: «») +’

    ‘+ a + «

    «} 1 == P.relatedPosts && (u.innerHTML = m + = «»)}}, msRandomIndex = function (e) {var t, a = P.jumlahRelatedPosts + 1, l = e.feed.openSearch $ totalResults. $ Ta, r = (t = 0
    Дома 4K HD Изображений Картинки Обои Кинетический семейный рисунок: техника кинетического семейного рисования (kfd), разработанная в 1970 году Бернсом и Кауфманом, требует от испытуемого рисовать фотография всей его или ее семьи.

    Процедура рисования и рассказа — доктор Вальтер Тринка

    ⦁ ПРОЦЕДУРА РИСУНКА И ИСТОРИИ (DE)

    Nature
    Процедура рисования и рассказа (DE) была введена Вальтером Тринка в 1972 году, как инструмент клинического исследования личности. Это не психологический тест, а вспомогательный инструмент для расширения знаний о психологической динамике. Эта техника состоит из накопления моторно-выразительных навыков (включая свободное рисование) и неперцептивно-динамических навыков (тематическая вербализация). Он также включает прямые ассоциации, такие как «запрос». Соединив эти элементы, возникает инструмент с уникальными характеристиками. Это процесс исследования, который предлагает более широкий объем качественной информации, отличный от тех, которые называются объективными тестами.

    Это было задумано как модальность игрового общения, которая полагается на способность обследуемого выражать себя на основе свободных ассоциаций, а также достигать объема общения, учитывая, что даны безопасные и благоприятные эмоциональные условия. Обследуемый должен быть свободным и спонтанным, чтобы самостоятельно определять, о чем следует сообщить. Это условие является основным правилом техники, настроенной на минимально возможное количество помех.

    Техника нанесения довольно проста.Он основан на приглашении обследуемого глубже погрузиться в его / ее психологическую жизнь, особенно с помощью рисунков и словесных ассоциаций. Предлагается последовательность из пяти бесплатных рисунков (хроматических или ахроматических), последовательно, каждый из которых является стимулом к ​​рассказу сразу после каждого рисунка, свободно связанному с рисунком. После завершения каждого материала рассказа о рисовании следует этап «исследования», когда испытуемый дает дополнительную информацию об истории рисования, за которой следует рассказ из названия.Техника подходит для любого пола, культурных знаний или социально-экономического статуса, требуя только развитой вербализации и навыков свободного рисования (см. TRINCA, 1995, 2013, 2015 и 2019 гг.)

    Сбор рисунков, связанных историй, результатов «запроса» а заголовки — несмотря на то, что они могут рассматриваться как разные элементы сами по себе — составляют единую структуру в отношении процесса коммуникации. Идея состоит в том, чтобы донести до людей сообщения, которые неделимы и создают ощущение целостности.Все элементы связаны между собой, образуя единое целое. Бесплатные рисунки используются не только как стимул к следующей связанной истории, но также представляют собой части единой и прочной коммуникации, которая использует пять единиц продукции как средство для достижения своей цели.

    Многие преимущества были описаны в отношении применения процедуры рисования и рассказа (DE): простота применения, широкая клиническая и неклиническая применимость, адаптируемость к бессознательному общению, возможность поиска и оценки соответствующих психологических содержания, краткости и акцента на значительном клиническом материале и возможности оказания помощи менее привилегированным слоям населения, для которых традиционные методы нереальны.

    Процедура рисования и рассказа должна использоваться квалифицированными специалистами. Традиционно он касается ситуации индивидуального психологического диагноза, а также взаимопонимания между обследуемым и испытуемым. Его необходимо применять сразу же при первых встречах, поскольку это период, когда испытуемый чувствует особую мотивацию сообщать о проблемах и искать помощи. Методика очень проста и основана на приглашении обследуемого глубже погрузиться в свою психологическую жизнь.

    ⦁ Цель
    Процедура рисования и рассказа направлена ​​на исследование динамики личности, особенно когда она связана с содержанием субъективного опыта. D-E может предпочтительно использоваться для выявления конфликтных точек, а также для выявления скомпрометированных и несбалансированных эмоциональных детерминаторов в психологических системах. Он предоставляет способы выражения бессознательных аспектов личности, помогая прояснять конфликты и потрясения.

    ⦁ Основы
    Процедура рисования и рассказа основана на психоанализе, тематико-графических методах и на клиническом интервью.По сути, основы поддерживаются некоторыми ключевыми утверждениями:

    1. Когда человеку предоставляются условия для свободного создания ассоциаций, они, как правило, идут в области, где он / она эмоционально более чувствительны.
    2. Человек может раскрыть свои эмоциональные усилия, предрасположенности и конфликты, завершив или структурируя неполный и неструктурированный сценарий.
    3. Столкнувшись с неполным или неструктурированным стимулом, испытуемый обязан организовать ответы по-своему, учитывая, что испытуемому была предоставлена ​​свобода творчества.
    4. Чем меньше прямой и структурированный стимул, тем выше вероятность возникновения важного личного материала.
    5. При наличии подходящей обстановки и взаимопонимания при первых контактах обследуемый с большей вероятностью расскажет об основных проблемах, конфликтах и ​​психологических расстройствах, которые в первую очередь заставили его / ее искать помощи.
    6. Во время сеанса рисунки и неперцептивные фантазии являются предпочтительными способами общения детей и подростков, а не прямым вербальным общением.
    7. Когда испытуемый производит определенную последовательность на основе повторения, личная динамика проявляется с большей вероятностью, что приводит к более глубоким и ясным результатам.

    Анализ и интерпретация D-E могут быть выполнены путем свободного изучения материала в соответствии с традиционными справочниками по психологии. Успешно использовались, в частности, психоаналитический референциальный, а также юнговский, когнитивно-поведенческий, феноменологический-экзистенциальный. Каждый экзаменующийся должен найти способ связать свой профессиональный опыт с особенностями каждого приложения.Сотни опубликованных работ, а также приложений D-E в Бразилии и во всем мире подтверждают правильность процедуры, независимо от того, основана она на психоанализе или на другом выбранном справочнике (см. Ссылки на португальском языке).

    Неизменяемые характеристики
    a. Конфигурация: базовая конфигурация состоит из пяти единиц продукции по максимуму, состоящих из чертежей, рассказов, «запросов» и заголовков, в соответствии с ориентированной существенностью, порядком и последовательностью;

    г.Структурирование: рисунки и тематические фантазии, не связанные с восприятием, — это существующие структуры внутри сеттинга, проявляющиеся как организованные целостности;

    г. Унитарная функция: изобразительно-словесное производство образует единое и неразрывное общение;

    д . Графически-вербальный диалог: даже если он связан с исследуемым навыком свободных ассоциаций, он представляет собой графически-вербальный диалог между участниками;

    и . Цель: касается психологических знаний о сознательном и бессознательном происхождении, касающихся отдельных лиц и групп, с целью психодиагностики и психотерапии;

    ф .Оценка: производство в целом оценивается в соответствии с применимыми теоретическими подходами;

    ПРОЦЕДУРА ИЗОБРАЖЕНИЯ СЕМЬИ И ИСТОРИИ (DF-E)

    Природа
    Процедура рисования семьи и рассказа (DF-E) была введена Уолтером Тринка в 1978 году. , основанный на результатах и ​​предположениях «Рисование и рассказ». DF-E возникла из тематических и графических методов, применяемых в соответствии с определенными семейными убеждениями. Рисунок, рассказ, «запрос», заголовок и другие элементы, которые могут появиться под каждым убеждением, образуют производственную единицу, в которой в общей сложности четыре постановки передают неделимые сообщения. В своей основе он показывает эмоциональные конфликты и беспорядки, делая упор на нежные аспекты семейных отношений. DF-E направлен на восприятие сознательных и бессознательных психологических процессов и содержания, связанных с внутренними или внешними объектами, связанными с динамикой семьи. Его применение рекомендуется, когда профессионалы осознают, что эмоциональные трудности вызваны существующими внутренними и / или внешними семейными конфликтами в исследуемом внутреннем или внешнем мире.Это не психологический тест, а методика исследования личности. Его должны применять квалифицированные специалисты.

    Испытуемый выполняет серию рисунков из четырех семейств (хроматических или ахроматических). Каждый из них является стимулом для свободного рассказа истории, которая следует за каждым рисунком. Завершив рисунок и связанный с ним рассказ, испытуемый предоставит разъяснения (этап «запроса») по каждому рисунку, а также по названию рассказа. Каждый семейный рисунок имеет четкую инструкцию и порядок подачи заявки, строго установленный следующим образом:
    1) «Нарисуйте семью»
    2) «Нарисуйте семью, которую вы хотели бы иметь»
    3) »Нарисуйте семью, в которой кто-то не очень хорошо »
    4)« Нарисуй свою семью ».

    Основы
    Основы процедуры рисования семьи и рассказа основываются (mutatis mutandis) на тех же презумпциях, что и процедура рисования и рассказа. Он лежит в основе бессознательного динамического знания, фундаментального правила свободных ассоциаций, семейной динамики и основных принципов графических и тематических техник.

    ⦁ Анализ
    Процедура рисования семьи и рассказа представляет собой инструмент прямого или косвенного сообщения о тревоге, бессознательных фантазиях, чувствах, отношениях, желаниях и т. Д.ключевые моменты. Анализ основан на знании многих источников. Наиболее непосредственными являются теория психоанализа, техники интерпретации рисунков, тематические фантазии, не связанные с восприятием, и знание семейной динамики. Значения содержания интерпретируются в соответствии с клиническим опытом, а также профессиональным и личным развитием экзаменатора. Эта задача оказывается простой, если экзаменующий знаком с основами психоанализа в сочетании с его собственной чувствительностью и интуицией.

    3. ПРОЦЕДУРА ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ И ИСТОРИИ [DE (T)]

    Процедура тематического рисования и рассказа [DE (T)] является результирующим инструментом Процедуры рисования и рассказа, требовать от испытуемых рисовать и рассказывать истории на основе темы, предложенной экзаменатором. Выбранная тема учитывается потребностями экзаменуемого и / или экзаменуемого. После рисования и повествования следует «запрос», и спрашивают название истории, как в традиционном D-E.Процедура тематического рисования и рассказа [D-E (T)] предпочтительно использовалась в исследовании социальных репрезентаций, будучи фасилитатором коллективных воображаемых исследований. Тема может варьироваться от сумасшедшего человека, физического заболевания, школы, больного родительского персонажа и т. Д. Если она основана на психоаналитической теории, ожидается, что общение будет относительным бессознательным. Его также можно адаптировать для групповых приложений. В этом случае ожидается, что после получения слогана каждый завершит задание по рисованию, за которым следует рассказ и название рассказа, зарегистрировав их на обратной стороне рисунка. Как и в традиционном D-E, D-E (T) может применяться к любому возрасту, группе, социально-экономическому и культурному уровню, единственное требование — это способность рисовать и озвучивать. Его использование рекомендуется в тех случаях, когда нет обстановки, которая естественным образом способствует выражению конфликтов и беспокойств. Было обращено внимание на то, что трудность, связанная с этой формой процедуры, заключается в том, что испытуемый напрямую сталкивается с его / ее трудностями, которые могут создать сопротивление и защитные блоки. Несмотря на это, процедура успешно использовалась, особенно когда она сосредоточена на социальных репрезентациях.

    Перевод Сесилиа Мария Айдар

    Проективный рисунок. Методы проективного рисования. Тест «Рисование человека», «Дом на дереве», «Человек». Кинетический семейный рисунок.

    Презентация на тему: «Проективное рисование. Методы проективного рисования. Нарисуйте-человека, дом-дерево-человек.

    Тест на кинетический семейный рисунок». — Стенограмма презентации:

    1 Проективный рисунок

    2 Методы проективного рисования Рисование человека Дом-дерево Тест человека Кинетический семейный рисунок

    3 Инструкции по рисованию человека: — «Я хочу, чтобы вы нарисовали изображение человека (делайте это как хотите, это зависит от вас)». Далее: «Теперь я хочу, чтобы вы нарисовали человека противоположный пол »–Следующий: Я –Следующий: Рассказ о первом изображении. Оцените: –Подход клиента –Какие атрибуты представляют –Идеально vs.реальное Я –Качество рисунка –Размер и форма частей тела, детали – Размещение на странице Количественная и качественная интерпретация –Процедура скрининга на эмоциональное расстройство

    4 Тест «дом-дерево-человек» Предполагаемые преимущества по сравнению с DAP: — Чувства пациента по поводу дома в доме — Менее очевидные — Дерево отражает эмоциональную историю, личность. Инструкции по более глубокому бессознательному: — Нарисуйте каждую картинку, затем последующие вопросы. Оценка — Обычно целостная интерпретация — Интерпретация во многом похожа на DAP.

    5 Критика надежности — Достаточно вариативная в разных исследованиях. Достоверность — Иногда трудно опровергнуть прогнозы — Количественные подходы сильнее, чем качественные — Отсутствие дополнительной достоверности


    Визуальные паттерны: нарисуйте дом, дерево, человека

    Детский рисунок дома, дерева или человека может представлять собой нечто большее, чем просто элемент холодильника как художественной галереи.Он может предсказать интеллект ребенка в более позднем возрасте. Интеллект ребенка в 14 лет можно предсказать по тому, насколько хорошо он или она рисует в 4 года (Arden, 2014). Около 7000 американских детей в возрасте 4 лет попросили нарисовать ребенка. Фигуры оценивались по наличию и правильному количеству человеческих черт. Чем больше функций изображено, тем выше оценка. Семь лет спустя тех же детей попросили пройти тест на интеллект. Затем результаты теста интеллекта были связаны с результатами теста рисования.Была обнаружена закономерность, предполагающая, что рисунки в возрасте 4 лет могут предсказывать более поздний интеллект (Arden, 2014).

    Рисунки многое говорят о том, о чем мы думаем. Шаблоны, которые мы рисуем на бумаге, могут привести к раскрытию наших предубеждений, чувств, отношений, семьи, семейной жизни, самооценки и даже интеллекта. Они являются зеркалами нашего разума (Buck, 1984). Для некоторых педиатров это стандартная практика — просить детей рисовать. Когда дети рисуют, это помогает им лечить. Это меняет их психическое состояние от стресса к безмятежности.Это может вдохновить на беседу педиатра и ребенка. Например, ребенку намного легче говорить о своем рисунке, чем о себе или своих чувствах (Malchiodi, 2009).

    Закройте глаза. Представьте себе ученого. Что носит и что держит ученый? Опишите черты лица и волосы. Какое оборудование изображено на картинке? Теперь откройте глаза и быстро нарисуйте ученого! После того, как вы закончите, спросите себя, является ли ученый белым и мужчиной? У ученого растрепанные волосы и он носит очки? Ученый в лабораторном халате работает в лаборатории, окруженной пробирками, мензурками, микроскопом и т. Д.Вы представляли Альберта Эйнштейна?

    Безумный ученый

    Источник: Wikimedia Commons

    Если вы ответили «да» на большинство из этих вопросов, ваш мысленный образ согласуется с визуальным паттерном, который большинство людей представляют, когда рисуют ученого (Symington, 2006). Что не так с этой картинкой? Ответ заключается в том, что он создает стереотипы об ученых, которые не обязательно являются мужчинами, белыми или работают в лаборатории. Это подтверждает то, что два антрополога подтвердили более 50 лет назад, когда они проверили, как более 3500 старшеклассников представляют себе ученого.Самым популярным изображением стала этюд в белом цвете и мужественность. К пятому классу стереотип об ученом уже присутствует и сохраняется в зрелом возрасте (Финсон, Рисование ученого: что мы делаем и чего не знаем после пятидесяти лет рисования, 2014).

    Детское искусство, по мнению экспертов, дает представление о детском сознании, если вы знаете, что искать (Buck, 1984). Терапевты используют стандартную технику, чтобы узнать, как дети воспринимают себя в мире. Это называется нарисовать дом-дерево-человека (Buck, 1984).Это проективный тест «Дом-Дерево-Человек», в котором детей просят нарисовать эти три предмета. Дом отражает домашнюю жизнь ребенка и семейные отношения; дерево отражает отношения, которые ребенок испытывает в своем окружении; и человек повторяет то, что ребенок думает о себе. Когда детям исполняется шесть лет, это золотая середина, когда их рисунки действительно имеют значение. Визуальные паттерны — это ключи к разгадке их отношений с семьей и друзьями, а также к окружающей среде и образу, который дети имеют о себе (Dewar, 2014).

    Рисунок Happy Family

    Источник: Wikimedia Commons

    Когда, например, дети рисуют членов семьи, держащихся за руки, это хороший признак дружеских отношений между членами семьи. Рисунки, написанные яркими красками и счастливыми лицами, предполагают чувство принадлежности. Когда родители переживают какие-то конфликты, дети уводят родителей далеко друг от друга. Когда в доме царит хаос, от беспорядка до тесноты, дети могут отдалиться от родителей или стать намного меньше по сравнению с другими членами семьи.Ребенок, подвергшийся насилию, может нарисовать обидчика с большими руками, чем обычно (How to Analyze a Child’s Drawings, 2013).

    Семейный конфликт

    Источник: Роберт Баркман

    Когда в 1880-х годах детские рисунки впервые были изучены для выявления закономерностей в развитии ребенка, считалось, что культурные различия не имеют большого значения. Поскольку социальный мир друзей и семей формируется культурой ребенка, мы, однако, ожидаем, что рисунки это отражают.На самом деле они так и есть. Рисунки из трех разных культур; В недавнем исследовании сравнивались немецкие семьи высшего класса, фермерские семьи Камеруна и городские семьи среднего класса в Анкаре (Турция) (Gernhardt, 2013).

    Паттерны различались изображением себя и расположением членов семьи по-разному. Камерунские дети рисовали семьи, в состав которых входили не их отец или мать. Фигура отца фактически отсутствовала. Это соответствует культуре Камеруна, для которой характерна большая семья, состоящая из нескольких опекунов и членов семьи.Это контрастирует с рисунками Анкары и Германии, на которых изображены только отец и мать. Дети рисуют себя рядом со своими матерью и отцом, которые являются основными опекунами. В Камеруне нужна деревня. Камерунские дети часто рисуют себя рядом с не родственниками. Анкара и немецкие дети часто рисуют свои фигуры улыбаясь. Камерунских детей нет. Их учат контролировать свои эмоции и оставаться эмоционально нейтральными. Неудивительно, что меньше всего черт лица рисовали и камерунские дети.Не менее интересно и то, что дети Анкары были единственной группой, которая удивляла своих фигур. Это могло быть потому, что брови важны в культуре Турции для невербального общения. Наклон головы вперед означает «да», но подъем головы назад и поднятие бровей означает «нет» (Gernhardt, 2013). Воспользовавшись детской любовью к рисованию, мы можем многое узнать об их внутреннем мире из визуальных узоров, которые они наносят на бумагу.

    Совместных семейных рисунков: вербальные и невербальные

    Хотя я больше использую арт-терапию с отдельными клиентами, в последнее время у меня появилось больше возможностей использовать искусство в семейной терапии, что заставляет меня больше думать о вмешательствах, направленных на семью.Одним из методов арт-терапии, которым я научился в аспирантуре Университета Лойола Мэримаунт, были вербальные и невербальные совместные семейные рисунки.

    В Семейная арт-психотерапия Хелен Ландгартен предложила использовать этот метод в качестве стандартной семейной оценки на первом сеансе. В своей оценке она давала семье три художественных задания, представляя это как игру.

    В первом задании семье предлагается разделиться на две команды (таким образом раскрывая семейные союзы) и каждому члену выбрать маркер одного цвета, который будет использоваться на протяжении всей оценки. Каждую команду просят вместе создать один невербальный рисунок без разговоров, написания заметок или сигналов. Во втором задании вся семья вместе создает невербальный рисунок. И для третьего задания вся семья создает рисунок вместе с разрешенным словесным общением.

    Информация, предоставленная при наблюдении за этими тремя задачами, как во взаимодействии членов семьи, так и в результирующем искусстве, может быть очень ценной для терапевта. Для получения дополнительной информации о том, что следует наблюдать, и о вопросах, которые следует обсудить с семьей, см. Семейная художественная психотерапия .

    Невербальный семейный рисунок

    Рисунок вербальной семьи

    Я часто не следую трехчастной оценке Ландгартена, вместо этого выполняю две задачи — невербальные и вербальные совместные семейные рисунки, отчасти потому, что в моем офисе часто бывает всего 2-3 члена семьи. И я чаще всего использовал это как вмешательство после, по крайней мере, нескольких сеансов, а не как оценку. По моему опыту, это мероприятие привело к очень полезным беседам с семьей, когда мы говорим о том, что произошло в процессе совместного творчества и насколько это похоже (или нет) на то, что происходит дома.

    Вещи для обсуждения могут включать в себя, кто берет на себя инициативу и добивается своего, были ли идеи всех учтены и включены, действительно ли они работали вместе или просто создавали отдельные рисунки на одной странице, как члены семьи справляются с этим, когда они не могут сообщить, что они желание и потребность, было ли невербальное или вербальное рисование более успешным (например, я часто видел, как словесный рисунок был менее успешным, поскольку разговор допускает такие трудности, как властность, слишком много компромиссов и попытки сделать всех счастливыми, или дразнить и оскорблять).

    Вы также можете обсудить, была ли включена важная тема или важные символы. Например, некоторые семьи покажут себя дома или на любимом отдыхе. Обсуждая процесс рисования, важно помочь семье связать это со своей жизнью за пределами терапевтического кабинета, поговорить о том, что люди думают об этих взаимодействиях, и посмотреть, что они хотели бы усилить или изменить дома. И хотя я никогда не назначал это домашним заданием, некоторые родители с детьми младшего возраста так увлеклись этим занятием, что они вместе дома делали больше невербальных и вербальных совместных рисунков, чтобы укрепить отношения между родителями и детьми.

    Я хотел бы услышать о некоторых других любимых семейных мероприятиях и планирую поделиться еще некоторыми, которые я использую в своей собственной работе.

    Кэролин Мехломакулу, LMFT-S, ATR, арт-терапевт из Остина, штат Техас, работает с детьми, подростками и семьями. Для получения дополнительной информации об индивидуальной терапии, консультировании подростков и детей, семейной терапии, групповой терапии подростков и услугах арт-терапии посетите: www.therapywithcarolyn.com.

    Этот блог не предназначен для диагностики или лечения каких-либо психических заболеваний.Все директивы, вмешательства и идеи должны использоваться квалифицированными специалистами в соответствующих рамках их образования, подготовки и объема практики.

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *