Рисунок семьи расшифровка – Тест «Рисунок семьи» « Психологические тесты

Содержание

Что расскажет детский рисунок о вашей семье

Наталья Попова , психолог, художник, автор книги «О чем рисует ваш ребенок»

Нажим карандаша

Обратите внимание на стиль рисования: то, с какой силой ребенок нажимает на «орудие» художника:

Слабый, легкий нажим, нечеткие линии. Такой стиль говорит о стеснительности и нерешительности ребенка. Но также ему присуще гибкое и подвижное мышление. Такие дети особенно нуждаются в вашей поддержке и в позитивных событиях.

Сильный нажим. Маленький художник ясно мыслит и эмоционально уравновешен.

Слишком сильный нажим, жирные, размашистые линии, продавленная бумага. Очевидно, что ваш ребенок напряжен и склонен винить себя.

Нажим, под которым рвется бумага. Такой стиль рисования говорит об агрессии и гиперактивности.

Переменчивый нажим и прерывистые линии, обведение несколько раз по контуру, сильная штриховка. У вас растет импульсивный ребенок. Возможно, он страдает от тревожности: проконтролируйте, хорошо ли сын или дочь высыпается.

Цвета

Цвета отвечают за эмоции, чувства и настроение. Они даже могут сигнализировать о соматических процессах организма, например, о заболеваниях.

Посмотрите, какие цвета преобладают на детском рисунке.

Яркие цвета отсутствуют. Если в рисунках преобладает один или два цвета или вовсе используется простой карандаш, обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Хватает ли ему позитивных эмоций?

Красный. Сигнализирует как о силе воли, целеустремленности и активности, так и о раздражении, гневе, напряжении и тревоге. Такой ребенок привык отстаивать свои интересы и границы. Важно: сочетание красного с темными или коричневыми тонами говорит о тревоге и депрессии.

Оранжевый. С помощью этого цвета ребенок выражает радость, яркие эмоции и стремление к веселью. Но слишком много оранжевого может говорить о чрезмерном возбуждении и желании самоутвердиться. И даже, как ни странно, о неопределенной ситуации в жизни.

Желтый. Символизирует радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, непосредственность, игривость и пытливый ум.

Зеленый. Этот цвет выбирают уравновешенные, контактные, настойчивые дети. Изобилие зеленого в рисунках говорит о поиске безопасности и независимости. Нередко таким детям присущи упрямство и эгоизм.

Темно-зеленый. Любители этого цвета отличаются постоянством. Материальная сторона их интересует больше, нежели духовные ценности: они скорее заметят, в каких туфлях выступает одноклассница, чем то, как она прочитала стишок.

Голубой. Этот цвет предпочитают миролюбивые и чувствительные дети. Но имейте в виду, что слишком много голубого может говорить об отчужденности и непослушании.

Синий. Дети, которые чаще рисуют синим цветом, обладают хорошей интуицией и имеют артистичные способности. Они более нежные и доверчивые. Изобилие этого цвета говорит, что для ребенка фигура матери является очень значимой: нерешенные вопросы с мамой могут особенно негативно сказаться на его психике.

Фиолетовый. Такие дети — настоящие фантазеры. Они чувствительны и восприимчивы, любят спорить, но часто сомневаются. Иногда обилие фиолетового цвета говорит о неумении владеть своими эмоциями.

Коричневый. Стойкость и трудолюбие — основные достоинства любителей коричневого. Но часто такие дети более медлительны. В некоторых случаях «недозированное» использование коричневого говорит о том, что у ребенка что-то болит.

Белый. Если ребенок особенно жалует белый цвет, то, скорее всего, он уравновешен и любит все необычное. Но помните, что иногда детское подсознание выбирает белый, чтобы «засветить» что-то неприятное в его жизни.

Черный. Этот цвет для малышей привлекателен своей яркостью, поэтому не спешите бить тревогу. Он может говорить и об агрессивном упорстве, и о решительности. Нехорошим знаком может быть использование его нетрадиционным образом: например, черные снежинки или зубы.

Человеческие фигуры и лица

Обратите внимание на то, как расположены фигуры на рисунке, каких они размеров, насколько выделена та или иная часть тела.

Бесполое существо. Может говорить о внутреннем разладе.

Крупная фигура в анфас в центре листа. Уверенная в себе личность.

Фигура в нижней части листа с пустотой вверху. Заниженная самооценка.

Фигура или лицо в профиль. Тревожность, необщительность.

Большая голова. Сообразительность.

Четкие черты лица. Ваш ребенок открытый и общительный.

Акцент на уши. Художник лучше всего воспринимает информацию на слух.

Нечеткие черты лица. Отстраненность.

Широко расставленные длинные ноги. Уверенность в себе, стремление к самостоятельности.

Очень большие глаза со зрачками. Скорее всего, ребенок испытывает сильные страхи и нуждается в вашей помощи.

Головной убор. Ребенок нуждается в вашем покровительстве и защите.

Рот:

Открытый с зубами. Агрессия.

Губы в улыбке. Позитивный настрой.

Сильно выделенный рот. В семье, скорее всего, позволяют себе словесные атаки.

Руки:

Большие, длинные руки. Говорят о ловкости.

Широкий размах рук. Символизирует активность.

Множество пальцев. Мощь изображенной фигуры. Если, например, у изображенной бабушки «многопальцевость», то она имеет большое влияние на вашу семью.

Маленькие руки. Слабость изображенного. Если ребенок рисует самого себя с крошечными ручками, он чувствует себя беспомощным.

Спрятанные руки за спиной или в карманах. Неуверенность.

Поднятые вверх руки, кулаки, оружие в руках. Агрессия или желание показать силу, чтобы защититься от нападок.

Примеры расшифровки детских рисунков

letidor.ru

Значение рисунка семьи, человека, дом

    Оценить психологическое состояние ребёнка, порой очень сложная задача, ведь маленьких детей многое происходит исключительно на уровне подсознания, например, ребёнок боится отца, а может и ненавидит его в глубине души, но он слишком мал, чтобы понимать эти ощущения и, на вопрос об этом, наверняка ничего не ответит. Под внешней беспечностью, может скрываться целая буря эмоций. Как же определить, что на самом деле происходит с малышом? Всё очень просто – для этого существует психология детского рисунка, детский рисунок расскажет обо всём, что творится на душе у малыша.

Психология детского рисунка

Расшифровка детского рисунка семьи

Рисуем семью.Расшифровка детского рисунка семьи даёт представление о том, как ребёнок относится к тому или иному члену семьи. Достаточно просто дать ему карандаши, листок бумаги и попросить нарисовать свою семью. Дети любят рисовать и малыш охотно возьмётся за выполнение задания. Остаётся лишь узнать значение детских рисунков в психологии.

Желательно потихоньку наблюдать за процессом рисования. Чаще всего малыш начинает рисовать свою семью с человека, который для него наиболее авторитетен и значим. Если все нарисованные люди крохотного роста, это означает, что у ребёнка крайне низкая самооценка, если фигурки нарисованы вверху листа, это говорить о том, что малыш не доволен своим положением в семье и, подсознательно, стремиться исправить ситуацию. Если напротив, все нарисованы внизу, это свидетельствует о низком уровне притязаний ребёнка. Любимый член семьи, обычно, рисуется не только первым, но и прорисован лучше остальных.

Расстояние между нарисованными людьми, символизирует близость в семье. Если все люди расположены рядом друг с другом, значит в семье царят дружеские, доверительные отношения, особенно это очевидно, если между фигурками нет предметов и они держатся за руки. Если же расстояние большое, между людьми имеются различные предметы или все заняты чем-то своим, это говорит о том, что семья разобщена и в ней нет особой близости и теплоты.

Изображение самого малыша, поведает о нём практически всё, что нужно знать. Итак, если ребёнок изобразил себя ростом наравне, а то и выше чем взрослые, он чувствует себя особенным, уникальным и очень важным. Излишне маленький рост свидетельствует об ощущении униженности. Наличие шляпы, говорит о необходимости защиты. О закрытости ребёнка говорят не прорисованные черты его лица. Внутренняя агрессия изображается открытым ртом с зубами, а страхи, большими глазами. Широко расставленные ноги, говорят о том, что малыш уверен в себе, а убранные за спину или в карманы руки, напротив, о неуверенности. Дети редко рисуют уши, но если они всё же изображены, это значит, что малыш и правда слушается родителей и их слова для него имеют большой вес.

На детских рисунках почти всегда есть солнце, это символ тепла и благополучия. Но если на рисунке изображён кто-то, кто отгораживает малыша от солнца, скорее всего этот человек в жизни лишает его комфорта и теплоты.

Преобладание на рисунке всевозможных предметов, говорит о том, что семья ориентирована на материальное, а не духовное.

Очень плохо, если на рисунке нет кого-то из членов семьи, а ещё хуже, когда нет самого ребёнка. В первом случае это означает безразличие или неприязнь к отсутствующему члену семьи, а во втором, что ребёнок чувствует себя ненужным в этой семье.

Присутствие на рисунке лишних людей, говорит о том, что ребёнку не комфортно и он желает что-нибудь поменять.

Фигурка нарисованная резкими и прерывистыми линиями, изображает самого неприятного для ребёнка члена семьи, в то время как все те, кого малыш люби, будут нарисованы мягкими и плавными линиями.

Нарисованный домик

Ещё одним тестом в психологии детского рисунка является рисунок дома.

Если дом нарисован большой, значит ребёнок открытый, гостеприимный, общительный. Если имеется лестница, ведущая в глухую стену, значит в семье есть скрытый конфликт. Нарисованный где-то вдалеке дом, говорит о том, что ребёнок ощущает себя отверженным и одиноким. Если вокруг дома много разных построек – ребёнок находится в тревожном состоянии.

В домике прорисована задняя стена – ребёнок стремиться держать себя в руках, контролируя эмоции. Если у стен нет основы, ребёнок витает в облаках, связь с реальностью слаба. У стен нижние конуры прорисованы особо чётко – малыш испытывает тревогу, затруднения. Прозрачные стены говорят о жажде лидерства, а тонкие боковые линии о нервном истощении.

Большие открытые двери – признак общительности, но если они очень большие, это может говорить о зависимости от других. Маленькие двери, говорят о неуверенности в себе. Если дверей много, нарисованы и задние и боковые – ребёнок стремится к одиночеству, а если их и вовсе нет, у ребёнка трудности с общением.

Много окон, означает жажду общения, а большое окно – символ общительности. Занавески на окнах – закрытость, а решётки – закомплексованность. Если окна нарисованы лишь на верхнем этаже, ребёнок живёт в мире фантазий и далёк от реальности.

Крыша, представляющая собой жирную линию, говорит о том, что ребёнок фантазёр. Если крыша не сочетается с основной стеной, ребёнок не может отыскать своего места в жизни. Карниз, выведенный за пределы крыши, означает, что ребёнок стремиться защититься от собственных страхов.

Спрятанная с другой стороны крыши труба, означает, что ребёнок стремится избегать эмоционального сближения с родными. Тонкая струйка дыма, говорит о недостатки общения с родителями, а густой дым о внутреннем напряжении.

Расшифровка детского рисунка дом, даёт понимание того, насколько ребёнок общительный, что ему ближе, фантазии или реальность и т. д.

Развитие ребёнка определяется рисунком человека

Расшифровывая детский рисунок человека в полный рост, можно определить насколько ребёнок соответствует по уровню развития своему возрасту.

Ребёнку даётся задание, в котором он должен нарисовать человека в полный рост, после чего проводится подсчёт баллов.

По 1 баллу начисляют за наличие шеи, бровей, ушей, пальцев, одежды, ступней или обуви, волос или шапки. Если пальцев по 5 штук, то добавляется ещё 1 балл. За пластичность человека добавляют 8 баллов, если же пластичность изображена частично, то 4 балла.  В случае, когда руки и ноги изображены 2мя линиями, начисляется ещё 2 балла.

В итоге получается результат от 0 и до 30. Для каждого возраста, свой идеальный результат. Данный тест говорит об умственном развитии ребёнка и выявляет отстающих детей.

Итак, детский рисунок способен о многом рассказать и всё же, здесь очень много допущений. Например, ребёнок живущий в частном доме и наблюдавший дым из трубы, может рисовать густой дым, лишь повторяя увиденное. Тем не менее, детский рисунок практически единственный способ узнать, что же на самом деле творится в душе маленького человека, именно поэтому придаётся особое значение детским рисункам в психологии.

 

razvitiedetei.info

Методика «Рисунок семьи» | Psylist.net

Данное название объединяет целую группу проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Как правило, применяются при обследовании детей.

Исторически использование методики «Рисунок семьи» связано с общим развитием «проективной психологии». Росту интереса к рисуночным методикам способствовал выход в свет фундаментальных монографий методик К. Маховер (Machover К., 1949) и Бука Дж. (Buck J., 1948). Рисуночные методики стали очень популярными среди психологов-практиков в 50-60 годы. По данным Н. Сандберга (Sundberg N., 1961), одна из них – тест рисунка человека К.Маховер в клиниках и больницах США по частоте применения уступали лишь тесту пятен Роршаха. В 60-х годах эта методика быстро распространилась в среде психологов-клиницистов, и в различных географических регионах приоритет в ее использовании связывается с разными именами (в США – В. Хьюлс, во Франции – И. Минковский, М.Поро). Э. Хаммер говорит об этом так: «Наверное, как и многие стоящие изобретения, так и это одновременно родились в умах разных людей» (Hanuner E., 1958, с. 391). Р. Бернс и С. Кауфман (Bums R., Kaufman S., 1972), однако, указывают, что самое раннее упоминание в литературе о применении «Рисунка семьи» принадлежит В. Хьюлсу (Hulse W., 1951). Не вдаваясь в подробности, отметим только, что «Рисунок семьи» в этих целях применяли еще раньше.

О развернутой системе анализа и интерпретации «Рисунка семьи» можно говорить начиная с работы Вульфа, который придавал влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте исключительное значение разработал ряд методик для оценки внутрисемейных отношений (WolffW., 1947). Одна из них – рисунок по заданию «Нарисуй свою семью». По рисунку Вульф анализирует:

а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи;

б) различия между графическими презентациями в формах, пропорциях.

Вульф четко не формулирует, какой психологический смысл имеют те или иные особенности рисования, но в разборе отдельных рисунков можно найти конкретные их интерпретации. По мнению Вульфа, последовательность в рисовании может указывать на значимость роли рисуемых людей в семье – ребенок рисует от более значимого к менее. Вульф проводит аналогию между пространственным расположением членов семьи в рисунке и их расположением в игровой ситуации. Следует обращать внимание на такое расположение, которое повторяется в других рисунках и, следовательно, отражает значимые для ребенка реалии. Автор отмечает, что пропуск членов семьи – редкий случай и что за этим всегда стоит определенный мотив. Часто это выражает стремление эмоционально уменьшить неприемлемого члена семьи, избавиться от него. Говоря об особенностях фигур, автор особо выделяет их размеры. Если реальное положение вещей не соответствует соотношению размеров на рисунке, то это указывает, что размеры детерминированы психическими факторами, а не реальностью. Рисование других членов семьи большими Вульф связывает с восприятием ребенком их доминантности, рисование большим себя – с чувством значимости в семье. Информативными могут быть и различия в рисовании отдельных частей тела. Интерпретируя их, Вульф опирается на предположение, что различия в изображении порождаются особыми переживаниями, связанными с функциями этих частей тела. Он подчеркивает, что при интерпретации различий в нарисованных фигурах надо главным образом опираться на то, как сам исследуемый их осмысливает. Если это невозможно – интерпретация становится чисто субъективной;

Итак, Вульф первым выделил те характеристики рисунка, которые позже неизменно будут объектом интерпретации у других авторов.

Новизна работ В. Хьюлса состоит в том, что он анализирует сам процесс рисования: использование карандашей, стирание нарисованного, вычеркивание, сомнения, эмоциональные реакции, спонтанные комментарии. Эти данные дают дополнительную информацию об отношении ребенка к рисуемым деталям, об его общем эмоциональном состоянии.

Дальнейшее развитие анализа «Рисунка семьи» представляют модификации методики Л.Кормана (Corman L., 1964), Р. Бернса и С.Кауфмана (Burns R., Kaufman S., 1972). Модификацию Кормана следовало бы считать продолжением самостоятельных работ над «Рисунком семьи» во французской психологической школе. Согласно этой модификации, дети рисуют не «семью» или «свою семью» как у Вульфа и Хьюлса, а «семью, как ты ее себе представляешь». Такая формулировка исходит из тенденции Кормана представить исследуемому как можно меньше стру

psylist.net

Психология детского рисунка

Содержание:
17272 (42 за неделю) / 07.11.16 09:00 /

Далеко не всегда можно без труда оценить психологическое состояние ребёнка, поскольку в этом возрасте восприятие часто происходит на уровне подсознания. Например, малыш может бояться отца или даже в глубине души ненавидеть его, но возраст не позволяет ему понять свои ощущения, поэтому, даже задав малышу прямой вопрос, трудно будет ожидать от него вразумительного ответа. Также целая буря эмоций может скрываться под внешней беспечностью.

Как же понять, что с ребёнком происходит на самом деле? Оказывается, для этого можно использовать психологию детского рисунка, который (если уметь его читать) расскажет обо всём, что происходит в детской душе.

Расшифровка смысла, скрытого в детском рисунке

Анализ детских рисунков очень напоминает разгадывание головоломок. Справиться с ним по силам только опытному детскому психологу, хотя простейшие принципы расшифровки следует знать и родителям.

Цвет

Это самый важный критерий. Поскольку дети предпочитают не смешивать краски, то для анализа достаточно основных цветов. Если в композиции преобладает какой-либо цвет, то это свидетельствует о том, что ребёнок озабочен каким-то явлением или событием. Если же он использует множество красок, то можно говорить о разносторонности его интересов и отсутствии довлеющей над ним проблемы.

  • Если при наличии достаточно полной палитры ребёнок использует в основном серый, чёрный или тёмно-красные оттенки, то его наверняка мучают страхи и депрессия.
  • Напротив, обилие оранжевого и жёлтого цветов говорит о хорошем настроении рисующего.
  • Красный цвет сигнализирует об агрессии и быстрой возбудимости, но делать столь серьёзные выводы можно лишь после анализа остальных моментов поведения.
  • Погружённые в себя личности предпочитают разные оттенки синего.
  • Зелёный говорит о скучающем состоянии. Если у ребёнка сплошь зелёные лужайки и рощицы, то стоит подумать о том, чтобы отвести его в секцию или увлечь чем-нибудь ещё.
  • Фантазёры и мечтатели обожают фиолетовый цвет.
  • Беспокойные дети, имеющие проблемы с самооценкой, часто используют коричневый цвет.

Но психология детской живописи не так проста. Некоторые мамы, начитавшись соответствующих книг и заметив в детских каракулях обилие чёрного, с ужасом тащат малыша к психологу.

Но ведь чёрный цвет не только говорит о тревожности, им можно проще всего выделить на рисунке важный объект. Графику нельзя считать признаком проблемы, скорее, это тяга к дисциплине, тем более, если для беспокойства других оснований нет.

Композиция

Взаимоотношение объектов на детском рисунке отражает мысли автора.

  • О взаимопонимании говорят прижавшиеся друг к другу члены семьи, о близости и доверии говорят также сцепленные руки фигурок.
  • Если кого-то из родителей ребёнок поместил в самом уголке листа, то тому стоит подумать, как побольше общаться с чадом.
  • Самого значимого человека ребёнок обязательно поместит в центре и сделает самым большим.
  • Если на рисунке отсутствует близкий родственник, то с ним может быть конфликт, поэтому ребёнок пытается подсознательно выкинуть из головы и из рисунка данного человека.
  • При внутренней опустошённости и заниженной самооценке центр рисунка ребёнок оставит пустым. Если в центре оказались неодушевлённые предметы, то существует обеспокоенность материальным положением.
  • У фантазёра фигуры обычно парят, не касаясь твёрдых поверхностей. О неуверенности в себе говорит жирно прорисованная линия земли.

Подтекст детского рисунка часто становится понятным интуитивно. Если предметы нарисованы очень крупно, то это говорит о внутреннем комфорте. Эгоистичная натура стремится как можно больше пространства занять автопортретом. Если же ребёнок чувствует себя одиноким, то и себя он изобразит маленьким и поместит куда-нибудь в уголок рисунка. Тонкие, как спички руки и ноги фигуры говорят об обеспокоенности малыша собственной слабостью. Непропорционально большая голова означает погруженность в себя. Слишком наряжая свою фигурку на рисунке, малыш говорит этим, что ему важна оценка его внешнего вида окружающими.

3 5 правил безопасного детского загара 5 правил безопасного детского загара

Лето у нас не очень длинное, и родители хотят, чтобы дети по максимуму побыли на солнце, напитавшись на весь год витамином D. Но вместе с этим нужно з …

Расшифровка детского рисунка домика

Другим изобразительным психологическим тестом является рисунок домика.

  • Если малыш изобразил большой дом, то его можно назвать общительным, гостеприимным, открытым.
  • Если есть ведущая к глухой стене лестница, то она говорит о скрытом семейном конфликте.
  • Дом, как бы отстоящий далеко, показывает одиночество и отверженность малыша.
  • Если дом окружают многочисленные постройки, то у малыша тревожное состояние.
  • Если ребёнок постарался прорисовать заднюю стену дома, то он стремится контролировать свои эмоции.
  • Если же дом висит над землёй, то у малыша слабая связь с реальностью, он парит в облаках.
  • Если нижние контуры стен, наоборот, чётко прорисованы, то у малыша есть затруднения и тревога.
  • Прозрачные стены показывают на стремление к лидерству, в то время как тонкие боковые линии кричат о нервном истощении. Признаком общительности являются большие открытые двери, но если они слишком велики, то вполне возможна зависимость от других людей. Напротив, небольшие двери скрывают неуверенность в себе.
  • Множество нарисованных с разных сторон дверей говорят о стремлении к одиночеству, а их отсутствие – о трудностях с общением.
  • О жажде общения говорит обилие окон, а занавески на них – о закрытости. Если окна есть лишь на верхнем этаже, то малыш далёк от реальности.
  • Крыша в виде жирной линии также намекает на фантазию ребёнка, а если она оторвана от передней стены, то малыш не находит себе места в жизни. Выведенный за пределы крыши карниз говорит о стремлении малыша защититься от своих страхов. Если труба выходит из задней части крыши, то малыш не желает сближаться с родными эмоционально.
  • Густой дым напоминает о внутреннем напряжении, а тоненькая струйка – о недостатке общения с близкими.

Расшифровка детского рисунка семьи

Можно расшифровать детский рисунок семьи и понять из этого, как он относится к любому члену семьи. Малышу нужно дать лист бумаги, карандаши или краски и попросить нарисовать своих родственников. Поскольку дети обычно любят рисовать, то малыш это задание выполнит с удовольствием. Дальше нужно будет применить знания детской психологии при расшифровке готового рисунка.
За процессом рисования полезно тихонько наблюдать. Рисунок семьи ребёнок обычно начинает с самого значимого и авторитетного для него человека. Если у всех нарисованных членов семьи малюсенькие фигурки, то это говорит об очень низкой самооценке автора. Если фигурки сгруппированы вверху листа, то это говорит о недовольстве малышом собственным статусом в семье, и он подсознательно хотел бы исправить положение. Если они помещены внизу листа, то у ребёнка слишком низкий уровень притязаний. Самый любимый член семьи не только рисуется первым, но и лучше остальных прорисовывается.
Расстояние между фигурками говорит о близости отношений в семье. Расположенные вплотную фигурки намекают на доверительные отношения, о том же говорит отсутствие между ними прочих предметов. Если фигурки обособлены или разделены предметами, заняты разными делами, то это говорит о разобщённости семьи и не слишком тёплых отношениях в ней.
Интересно оценить также автопортрет малыша. Если он нарисовал себя ростом равным или даже выше, чем взрослые, то считает себя важным и особенным. Напротив, слишком сжатая фигурка говорит о чувстве униженности. Нарисованная шляпа сигнализирует о необходимости защиты. Плохо прорисованные черты лица намекают на закрытость, внутренняя агрессия прорывается в оскале рта, а страх выглядывает из больших глаз. Широко расставленные ноги означают уверенность ребёнка в себе, а о неуверенности можно судить по спрятанным в карманы или заложенным за спину рукам. Обычно дети не рисуют уши, но если эта деталь присутствует, то означает, что слова родителей важны для малыша и он прислушивается к ним.
На детских рисунках очень часто присутствует солнце, символизирующее благополучие и тепло. Если же там есть фигура, загораживающая солнце для малыша, то такой человек в реальности может лишать ребёнка теплоты и комфорта. Если на рисунке есть множество бытовых предметов, то, скорее всего, родители нацелены больше на материальное благополучие, чем на духовное. Плохо, когда на рисунке отсутствует кто-либо из членов семьи, что говорит о неприязни или безразличии ребёнка к нему, а ещё хуже, если там нет самого малыша, то есть, он не чувствует себя нужным в семье. Если на семейном рисунке присутствуют посторонние люди, то это означает, что малыш стремится что-то поменять в семье. Самого нелюбимого члена семьи ребёнок нарисует прерывистыми резкими линиями, а всех любимых родственников изобразит боле тщательно, используя плавные линии.

 8 средств для безопасности ребенка на улице 8 средств для безопасности ребенка на улице

Родители маленьких детишек в России не очень много знают о предметах для обеспечения детской безопасности, больше полагаясь в этом вопросе «на а …

Тревожные сигналы в детских рисунках

Умея читать психологию рисунка своего малыша, родители могут быстрее заметить проблему и исправить её.

  • Обилие коричневых тонов сигнализирует о проблемах малыша со здоровьем – они ещё не проявились, но он уже быстро устаёт и чувствует слабость.
  • Большие, тщательно прорисованные глаза – скрытый страх. Но отсутствие глаз и рта намекает на коммуникативные проблемы.
  • Если кого-то из родных ребёнок рисует подальше от своей фигурки, то им следует попытаться восстановить его доверие.
  • Фантастические миры с пришельцами и эльфами, так нравящиеся родителям, могут намекать на дискомфорт в реальной жизни.
  • Подавляемая агрессия проявляется в рисунках зубастых и когтистых зверей.
  • Хуже всего, если на картинке семьи нет самого автора – значит, в родном доме он не находит себе места.

 

Оцените статью!
6 0
2 Польза от летнего безделья ребёнка Польза от летнего безделья ребёнка

После окончания учебного года учителя начальных классов обычно напутствуют родителей, чтобы те заставляли своих детей во время каникул ежедневно читат …

2  Ребёнок скрипит во сне зубами Ребёнок скрипит во сне зубами

Бруксизмом называется довольно распространённое среди людей явление скрежета зубами во время сна. Оно характерно для всех возрастов, в том числе и для …

Вы можете оставить здесь свой комментарий.

blogs.bebeshka.info

Тест Рисунок семьи: интерпретация теста

Здравствуйте, дорогие мамочки и папочки! Сегодня, как и обещала в статье «Любимое занятие малышей-рисование», я расскажу Вам про тест Рисунок семьи. Если Вы хотите заглянуть вглубь души Вашего ребенка и попытаться понять о чем он думает, о чем мечтает, какие проблемы его беспокоят, и если не можете посоветоваться с детским психологом, попробуйте провести тест «Рисунок семьи», который поможет выявить отношения внутри семьи.

Краткое содержание

Тест Рисунок семьи: как проводить

Предложите ребенку листок бумаги и разноцветные карандаши. Попросите изобразить свою семью. Потом займитесь каким-нибудь «важным делом», предоставив малышу свободу творчества.

Пусть ребенок будет сам с собой наедине, пусть творит, как ему подсказывает сердце. Потому что под Вашим пристальным наблюдением он попробует все взвесить и нарисовать такую картину, которая будет «удобна» Вам.

Но, когда Вы будете «работать», наблюдайте краем глаза за творчеством: как малыш рисует, что он рисует, в каком порядке изображает членов семьи, где что располагается.

Обратите внимание на огромный ассортимент
товаров для творчества:
тут и краски, и карандаши, и альбомы и даже кисточки-спонжи. Думаю, любому ребенку придется что-то по душе

По окончании работы задайте некоторые вопросы. Потом сделайте анализ рисунка по ниже предложенной схеме. Если Вы сможете правильно объяснять данные, то у Вас получится выявить все тонкости, всевозможные оттенки чувств, которые ребенок переживает в семье.

Этот рисунок — как молчаливый крик о помощи. И его важно услышать каждому родителю! Ведь Вам не приходит в голову, что зачастую виновником всех проблем малыша являетесь именно Вы?

Анализ теста «Рисунок семьи»

Итак, при анализе рисунка нужно отметить следующие моменты:

  • в какой очередности малыш выполняет задание: кого из родственников изображает первым, кого следующим и так далее
  • как сгруппированы все члены семьи
  • степень отдаленности друг от друга
  • местонахождение самого ребенка на картинке
  • кого малыш «забыл» нарисовать, а кого «прибавил» в семью
  • кто самый высокий, а кто маленький
  • кто как одет, как прорисованы детали туалета, черты лица
  • в каких тонах выполнен рисунок и т. д.

Рассмотрим более подробно значение теста «Рисунок семьи»

Последовательность рисования членов семьи

После объяснения задания малыш рисует членов своей семьи, а потом дополняет рисунок недостающими деталями. Если ребенок рисует все, что угодно, кроме себя и членов своей семьи, как бы оттягивая этот момент, здесь нужно задуматься — в чем кроется это нежелание рисовать своих близких?

Наводящие вопросы помогут найти ответ. Часто отсутствие изображения людей на рисунке говорит о дискомфортном состоянии ребенка в семье, о каких-то межсемейных конфликтах, в которые вовлекается и малыш.

Сюжет рисунка

Очень часто сюжет рисунка довольно прост. Ребенок рисует семью в виде группы родственников, может быть, кого-то забывая изобразить. Чаще всего люди располагаются на земле, на полу или все подвешены в воздухе.

Иногда художник дополняет свой шедевр цветами, предметами быта, мебелью. Не редкость на рисунках — кто-то из членов семьи изображен дома, а некоторые на улице. Как было замечено выше, очень часто дети рисуют какой-нибудь сюжет, в котором и не существует никакой семьи (см. рисунок), хотя это только кажется.

Рисунок семьи «без этой самой семьи» — это протест ребенка, таким образом он просит о помощи! Если Ваш ребенок нарисует такую семью — отложите все дела и задумайтесь: что не так? Почему? Поговорите с ребенком.

В противном случае Вы можете пропустить что-то очень важное или потеряете «ключик» к своему ребенку. Если рисунок семьи вызывает приятные ассоциации у Вашего малыша, он нарисует всех вместе.

Последовательность изображения членов семьи

В большинстве случаев первым ребенок нарисует или себя, или своего любимого члена семьи. Того, кого он считает самым важным в семье, самым умным, самым-самым.

По очередности малыш рисует в том порядке, в каком родственники имеют авторитет в его глазах: чем ниже авторитет, тем позднее его нарисует юный художник. Если ребенок ощущает себя не нужным, отвергнутым — он нарисует себя самым последним.

Размер фигур

Чем более авторитетен для ребенка какой-то человек в семье — тем больше он его нарисует. Некоторым малышам даже не хватает отведенного листа, чтобы нарисовать фигуру целиком. Если у кого-то из родственников низкий авторитет — он будет изображен маленьким и незначительным.

Безнадзорные, отвергнутые дети часто рисуют себя совсем крошечными (см. рисунок), подчеркивая этим свою ненужность. Наоборот, кумиры семьи изображают свою персону во весь лист, одного роста с родителями или же выше их.

Пространство и его размеры между родственниками

Пространство и его размеры между родственниками говорят либо об эмоциональной холодности между ними, либо об эмоциональной близости. Если фигуры прорисованы далеко друг от друга — скорей всего между ними существует разобщенность, какой-то конфликт.

Чем ближе родственники изображены друг к другу — тем ближе и теплее у них отношения между собой в семье. Чем ближе малыш рисует себя к какому-то члену семьи — тем выше его привязанность к нему. И наоборот. Чем дальше на рисунке ребенок от кого-то — тем меньше он к нему привязан.

Если малыш изобразил себя на большом расстоянии от других персонажей, возможно, он чувствует себя отвергнутым.

Расположение ребенка на рисунке

Расположение ребенка на рисунке является важной информацией о его положении в своей семье. Если малыш расположил себя в центре, а родителей по бокам, начинает рисовать себя первым, значит, он чувствует себя важным и нужным в своей семье.

Если художник нарисовал самого себя последним после своих братьев-сестёр, подальше от мамы и папы — это часто является свидетельством его ревности к другим детям семьи, тем самым он сообщает нам, что чувствует себя лишним.

Если ребенок не нарисовал самого себя

Если малыш вдруг не нарисовал себя, «забыл» — нужно искать объяснение в отношениях внутри семьи! Портрет семьи без себя сообщает о какой-то размолвке между ребенком и членом семьи или всей семьей в целом.

Так юный художник выражает протест против его неприятия в семье. Давно поняв, что его «забыли», что Вы заботитесь только о других членах семьи, ребенок таким образом «мстит» Вам на альбомном листе, тем самым давая понять о своих эмоциях. Важно вовремя заметить это!

Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи

Если малыш вдруг «забывает» нарисовать кого-либо из членов своей реальной семьи, то чаще всего именно этот «забытый» и является источником его переживаний и дискомфорта. Специально «забыв» нарисовать кого-то, ребенок как бы дает подсказку о выходе из конфликта.

Довольно часто таким способом дети «устраняют конкурентов», приглушая свою ревность к братьям-сестрам или родителям. Очень упорно «мстит» малыш и не рисует того родственника, который регулярно унижает его, подавляет. Пусть и в нарисованной семье, ребенок таким образом «берет реванш», мысленно унизив своего мучителя.

Если ребенок рисует несуществующих родственников

Если ребенок «дополняет» семью несуществующими в реальности родственниками или малознакомыми людьми, то, скорее всего, он хочет заполнить пустоту в чувствах. Кроме того, малыш может рисовать кошечек и собачек или других домашних животных, которых в действительности у него нет.

Это означает, что он мечтает, чтобы они стали ему заменой реальных членов семьи, что он хочет быть кому-то необходимым, нужным. Малыш желает, чтобы его любили, а он в ответ тоже кого-то любил. В этом случае Вам нужно серьезно задуматься: а может это Вы являетесь причиной дефицита нежности и ласки? Дефицита общения с ребенком?

Если ребенок нарисовал только себя

Если ребенок рисует вместо семьи только себя, «забывая» изобразить остальных, возможно, он не чувствует себя полноценным членом семьи, думает, что в ней для него нет места. В рисунках отвергнутого ребенка часто присутствуют мрачные оттенки.

В том возрасте, когда дети ещё не могут обходиться без родителей, отвергнутость в рисунке — грозный признак неблагополучия в семье!

Иногда юный художник специально рисует только себя одного. Чаще всего так поступают кумиры семьи, которым свойственен эгоцентризм.

От рисунка отвергнутого ребенка такая работа отличается любованием собой, что видно по фоновым деталям рисунка, по ярким цветам и тщательной прорисовкой предметов одежды — все это создает праздничное настроение.

Как ребенок рисует черты лица

Особое внимание следует обратить на то, как ребенок прорисовывает лица, глаза, рот:

  • Если на изображении лица заметны только глаза — этим ребенок как бы сообщает, что именно этот член семьи всегда наблюдает за ним, не допускает никаких шалостей и проступков. Этот родственник «Все вижу» — причина дискомфорта ребенка.
  • Аналогично можно расценивать родственника «Все слышу» — у которого изображены большие уши.
  • Если у кого-то тщательно прорисован рот, то этот человек, скорей всего, давит на ребенка своими нравоучениями, постоянными нотациями.
  • Если художник со всей основательностью рисует голову со всеми чертами лица, вероятно, такой человек очень важен для ребенка, он авторитетен для него.
  • Если же малыш прорисовывает таким образом себя — это может быть признаком самолюбования, либо озабоченностью своей внешностью.

Важная информация скрыта и в прорисовке рук. Если они слишком длинные, то они принадлежат человеку, который агрессивен по отношению к ребенку. Часто малыш может изображать этого человека вообще без рук.

Если же ребенок рисует без рук себя — это означает то, что он чувствует себя бессильным и бесправным в семье.

О чем говорит цвет рисунка

Цвет рисунка в некоторой мере является показателем чувств ребенка, которые возникают при упоминании семьи. Обычно всё, что любит Ваш ребенок, что ему нравится, рисуется в теплых тонах.

Свою привязанность к конкретному члену семьи малыш выражает ярким, бросающимся в глаза, цветом. Одежда у такого персонажа красочная, праздничная. Особенно нарядными бывают мамы.

Всю свою любовь ребенок вкладывает в прорисовку деталей наряда — рюши, воланы, оборки, в ушах серьги, на шее — бусы, на ногах модные туфли с каблучками. Любимые папы тоже не уступают в нарядах мамам — одеты во все яркое и модное!
Холодные тона на рисунке сигнализируют о каких-то конфликтах между малышом и членом семьи, одетым во все темное. Особенно информативен черный цвет — чаще он говорит об эмоциональном неприятии, которое может быть как скрытым, так и явным.

Ребенок рисует черным цветом — что это означает? Читайте в этой статье.

О явном неприятии человека Вам подскажут и другие детали рисунка. О скрытом неприятии Вам придется догадаться. Контурное рисование силуэтов родственников является знаком бедствия и неблагополучия!

Проведя тест «Ребенок рисует семью», анализируя особенности рисунка, Вы можете заново узнать своего ребенка. Понять, что он чувствует, что его беспокоит, какие внутренние конфликты беспокоят Вашего малыша.

Ваш ребенок — личность, хоть и маленькая, но уже имеющая свою точку зрения. И чтобы иметь единый угол зрения со своим ребенком, разговаривать на едином языке, смотреть одинаковыми глазами на различные ситуации — постарайтесь распознать их символику в детском рисунке!

Посмотрите видео-тест «О чем расскажет рисунок семьи»:

Поделитесь в комментариях своим мнением на эту тему! А также подписывайтесь на обновления блога и лайкайте кнопочками соцсетей). Не забудьте поучаствовать в конкурсе лучшего комментатора месяца! Победителя ждёт денежный приз!

malishandriya.ru

Как расшифровать детский рисунок

Зачем анализировать детские рисунки

Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать. Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны. Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.

Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.

Рисуночная диагностика показывает:

  1. соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
  2. симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
  3. приоритеты и фундамент формирующегося характера;
  4. страхи и скрываемые переживания;
  5. тайные желания.

Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка без слов.

Как определить уровень развития ребенка через рисунок

Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

  • Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.
  • Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.
  • Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

Цвет

Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

  • Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.
  • О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.
  • Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.
  • Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.
  • Фиолетовый – цвет фантазеров.
  • Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.

Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.

Композиция

Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.

В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек.

Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.

Манера изображения и характерные черты

С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры.

Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

Тревожные сигналы в рисунке ребенка

Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.

  • Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.
  • Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.
  • Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.
  • Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.
  • Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.
  • Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.

В заключение

Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.

  1. Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера;
  2. Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим;
  3. Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.

Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.

szabotoi.ru

Кинетический рисунок семьи (КРС)

Симптомокомплекс СимптомБалл
1. Благоприятная
семейная
ситуация
1. Общая деятельность всех членов семьи
2. Преобладание людей на рисунке
3. Изображение всех членов семьи
4. Отсутствие изолированных членов семьи
5. Отсутствие штриховки
6. Хорошее качество линии
7. Отсутствие показателей враждебности
8. Адекватное распределение людей на листе
9. Подчеркивание отдельных деталей
0,2
0,1
0,2
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
0,1
2. Тревожность1. Штриховка
2. Линия основания — пол
3. Линия над рисунком
4. Линия с сильным нажимом
5. Стирание
6. Преувеличенное внимание к деталям
7. Преобладание вещей
8. Двойные или прерывистые линии
9. Подчеркивание отдельных деталей
10. Другие возможные признаки
0, 1, 2, 3
0,1
0,1
0,1
0,1; 2
0,1
0,1
0,1
0,1
3. Конфликтность
в семье
1. Барьеры между фигурами
2. Стирание отдельных фигур
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур
4. Выделение отдельных фигур
5. Изоляция отдельных фигур
6. Неадекватная величина отдельных фигур
7. Несоответствие вербального описания и рисунка
8. Преобладание вещей
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи
10. Член семьи, стоящий за спиной
11. Другие возможные признаки
0,2
0,1; 2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
4. Чувство
неполноценности
в семейной
ситуации
1. Автор рисунка непропорционально маленький
2. Расположение фигур на нижней части листа
3. Линия слабая, прерывистая
4. Изоляция автора от других
5. Маленькие фигуры
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора
7. Отсутствие автора
8. Автор стоит спиной
9. Другие возможные признаки
0,2
0,2
0,1
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
5. Враждебность
в семейной
ситуации
1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа
2. Агрессивная позиция фигуры
3. Зачеркнутая фигура
4. Деформированная фигура
5. Обратный профиль
6. Руки раскинуты в стороны
7. Пальцы длинные, подчеркнутые
8. Другие возможные признаки
0,2
0,1
0,2
0,2
0,1
0,1
0,1

testoteka.narod.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *