Самосознание — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2019; проверки требуют 2 правки.Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Ребёнок далеко не сразу осознаёт себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. |
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.
Развитие самосознания[править | править код]
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трёх лет, когда ребёнок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Стадии (или этапы) развития самосознания:
- Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
- К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
- К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
- Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
- Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
- Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
- Оценка результатов своей деятельности.
Компоненты самосознания[править | править код]
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
- сознание своей тождественности;
- сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
- сознание своих психических свойств и качеств;
- определённая система социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Функции самосознания[править | править код]
- Самопознание — получение информации о себе.
- Эмоционально-ценностное отношение к себе.
- Саморегуляция поведения.
Значение самосознания[править | править код]
- Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
- Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
- Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие сознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.
В философии самосознание есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя, и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно само
Самосознание: критерии, структура и нарушение
Особенности самосознания
Только по причине осознания высокой степени своей индивидуальности проявляется важная функция — защитная. Она заключается в стремлении к защите своей индивидуальности от угрозы ее нивелирования.
Если человек обладает развитым самосознанием, то для него максимальное значение имеет формирование себя как личности, сохранение своей индивидуальности, не обращая внимание на помехи. Он должен сам себя уметь поддержать в трудных состояниях. Для самоактуализации и становления лучшим из возможных вариантов себя, человеку необходимо осмелиться в полной мере погрузиться во что-либо без остатка, забыть себя, преодолеть желание защищать свою застенчивость. Все это должно переживаться без самокритики. Он решается сделать выбор, принимает решение и берет на себя ответственность, прислушивается к самому себе, давая возможность проявления своей индивидуальности.
Социальная психология включает 3 сферы, в которых осуществляется строение, становление, формирование личности. Они состоят в деятельности, общении, самосознании.
В процессе социализации происходит расширение и углубление связей общения человека с людьми, группами, обществом в целом. Здесь осуществляется становление в человеке образа его «Я», которое проявляется самосознанием (представлениями о себе). Становление не происходит мгновенно, его формирование происходит постепенно в течение всей жизни под влиянием большого числа социальных влияний. По Мерлину В. С. этот процесс состоит из 4 компонентов:
- сознание отличия себя от остального мира;
- сознание «Я» в качестве активного начала субъекта деятельности;
- сознание собственных психических свойств, эмоциональной самооценки;
- социальная и нравственная самооценка, самоуважение, в основе которого лежит накопленный опыт общения и деятельности.
Современная наука включает разные точки зрения на проблему генезиса самосознания. Традиционным может являться понимание самосознания в качестве исходной, генетически первичной формы сознания человека, которая основана на самоощущении, самовосприятии человека. Это происходит в тот момент, когда еще в раннем детстве у ребенка создается целостное представление о собственном физическом теле, о различии себя и всего остального мира. Основываясь на концепции «первичности», можно отметить, что способность к самопереживанию представляет собой универсальную сторону самосознания, порождающую его.
Есть и противоположная точка зрения, которую выдвинул С. Л. Рубинштейн. В соответствии с ней самосознание является высшим видом сознания, возникающим как результат его развития. «Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а структура самосознания формируется в процессе развития сознания личности…»
В дальнейшем совершенствуются интеллектуальные возможности, а самосознание достигает рефлексивного уровня. По этой причине человек теперь способен осмысливать собственное отличие в понятийной форме, а рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда можно считать связанным внутренне с аффективным самопереживанием. В соответствии с проведенными исследованиями, контроль самоощущения происходит за счет правого полушария мозга, а рефлексивные механизмы самосознания за счет левого полушария.
Основные критерии
Cамосознание личности — структура, функции, развитие
Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека.
Нередко взрослый человек подстраивает свои действия под социальные ожидания, хочет выглядеть в глазах коллег и родственников в максимально выгодном свете. Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума. Ребенок, находясь в определенной социальной среде, впитывает в себя ее обычаи, правила, порядки и старается вести себя таким образом, чтобы соответствовать им. У него есть свой внутренний мир, в котором царят свои законы, но они не всегда соотносятся с нормами общества, потому могут доставлять личности значимые переживания. С помощью самосознания человек также «слышит» голос совести.
Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих: социальные ожидания, представление о самом себе и мнение окружающих о себе. В результате развития самосознания личность постепенно приходит к пониманию ценности (
Структура самосознания
Структура самосознания включает в себя три основных элемента, которые оказывают друг на друга взаимовлияющее действие. Исходя из данной структуры самосознания, каждый человек имеет возможность отследить свое психоэмоциональное состояние, понять, что он делает ради других и самого себя.
- «Я – реальное» Соответствует представлению личности о самой себе в настоящий момент времени. Самосознание личности помогает увидеть объективную картину собственного положения. Здесь человек оценивает себя с разных позиций. Единый образ формируется на основе всех социальных ролей: отец, сын, служащий, друг. Человек в буквальном смысле мысленно задает себе следующие вопросы: какой я родитель, хороший ли работник, талантливый ли руководитель? Мысленные ответы могут как удовлетворять личность, так и расстраивать ее. В случае явного несоответствия этих образов друг другу, возникают дополнительные переживания и страдания, появляется серьезный повод для глубоких размышлений.
- «Я — идеальное» Является вторым компонентом структуры самосознания и свидетельствует о внутренних мотивах, стремлениях личности к самосовершенствованию. «Я – идеальное» включает в себя наши желания, мечты, цели относительно самого себя в будущем. Оно формирует представление о том, к чему необходимо идти, чтобы достичь желаемого результата. То, каким себя видит человек в будущем, отражает уровень его притязаний, уверенности в себе и наличие амбиций. Как правило, люди склонны идеализировать этот образ и недооценивать достижения в настоящем моменте, которые уже имеются. Представить можно все, что угодно, мечтать порой гораздо приятнее, чем предпринимать активные действия по изменению своей внутренней реальности. Самосознание личности обязательно предполагает наличие стремления к переменам.
- «Я – прошлое» Представляет собой самую драматичную часть, которая оказывает сильное воздействие на то, как человек строит свою жизнь. Управлять самосознанием можно, однако, былое исправить нельзя. Если у личности имеется негативное прошлое, он будет опасаться активно действовать в настоящем, станет делать это с осторожностью. Прошлое – бесценный опыт, помогающий нам разобраться в собственных поступках и сориентироваться на будущие достижения.
Надо сказать, что все компоненты самосознания неразрывно связаны между собой. Структура самосознания – это целостная система, и если человек научился ценить настоящее, значит, ему станет проще реализоваться в будущем.
Функции самосознания
Среди основных функций самосознания принято выделять несколько важных составляющих. Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.
Формирование индивидуальности
Каждый человек по-своему уникален. Для того, чтобы развить индивидуальность, необходимо осуществление колоссальной внутренней работы. Без самосознания тут не обойтись. Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Если бы не происходило всех этих испытаний, человек остановился бы в своем развитии. Наша жизнь движется таким образом, что мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми, которые в некоторых случаях могут не понимать наших желаний.
Выстраивание собственного индивидуального образа, в свою очередь, помогает сформироваться «я – концепции», которая определяет то, каким будет человек, как именно станет достигать поставленных целей. И всего того не могло произойти без самосознания.
Формирование самозащиты
Живя в обществе, человек с первых лет жизни должен учиться выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.
Какую личность можно назвать по – настоящему целостной? Лишь ту, которая может представить себя полностью самостоятельной, завершенной, и не последнюю роль в этом процессе играет самосознание. Психологи рекомендуют научиться воображать себя плотным «воздушным шариком», за который никто не может «зацепиться». Такой подход позволяет чувствовать себя счастливым.
Саморегуляция поведения
Только благодаря самосознанию человек вообще оказывается способен управлять собственным поведением. Самосознание регулирует внутренние механизмы и переживания личности. Человек обладает способностью сам улучшить себе настроение, изменить образ своих мыслей или концентрации внимания (читать про внимание) на определенном объекте. Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.
Социальные нормы этикета тоже должны быть выдержаны, поэтому личность вынуждена подстраиваться под них, прислушиваясь к своему самосознанию. Часто выполнение нужной деятельности носит обязательный характер, но это становится возможным только с внутреннего «разрешения» самой личности.
Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.
Самосознание и самооценка
Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям. Немаловажную роль играет самооценка, которая, в свою очередь, формируется тоже благодаря самосознанию. Самосознание и самооценка личности оказывают взаимное влияние друг на друга.
Почему у одних людей самооценка занижена, а у других занижена? Все дело в том, какой опыт личность получала в детстве, подростковом возрасте от окружения, каким видел ее социум. Если маленького ребенка часто заставлять чувствовать себя виноватым, то во взрослом возрасте этот человек продемонстрирует крайнюю зажатость, у него останется страх что – то сделать неправильно, разочаровать своих близких. В том случае, когда малышу все позволяется и любые прихоти тотчас исполняются, в жизнь выходит личность, не научившаяся принимать отказы. Такой человек еще долгое время остается инфантильным и зависимым от других.
Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.
Самосознание индивида и социальное поведение
Сознание и самосознание – верные помощники личности в познании окружающей действительности. От того, насколько сознательную жизнь ведет человек, насколько он откровенен по отношению к самому себе, зависит его взаимодействие с окружающими людьми. Многие люди не подозревают о своем самосознании. В социуме, как правило, любят людей открытых, расположенных к общению. Уважения добиваются доброжелательные личности, которые готовы делиться позитивными эмоциями, дарить радость.
То, как ведет себя человек в обществе, показывает, приятны ли ему окружающие люди, насколько он уверен в себе. Заметьте, когда мы имеем достижения, которые в социуме считаются похвальными, возникает желание чаще демонстрировать свои успехи. У человека, чувствующего себя на высоте, расправляются плечи, выравнивается осанка, становится громче голос.
Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым. Сознание и самосознание личности – тема весьма глубокая, затрагивающая разные аспекты личности.
Профессиональное самосознание
Профессиональное самосознание представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию. Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов.
- Создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения. Скажем, обучаясь на врача, будущий специалист уже знает, что нужно быть внимательным к людям, стремится сделать все возможное для восстановления их здорового состояния. Часто молодой студент идеализирует свою профессию, ему трудно представить себе все ее аспекты, пока недостаточно практики. Но именно данный образ помогает ему продвигаться в обучении, узнавать новые значимые детали. Все это достигается в результате самосознания.
- Осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста. Человек осознает наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами. В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию.
Развитие самосознания
Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют развитию самосознания личности.
- Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе. Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
- Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
- Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
- Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
- Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.
Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.
Развитие самосознания — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Развитие самосознания — этап в процессе онтогенеза, в ходе которого у ребёнка появляется понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребёнок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.[1]
Существует несколько точек зрения на проблему развития самосознания. Одна из точек зрения, высказанная В. М. Бехтеревым, состоит в том, что простейшее самосознание в развитии ребёнка предшествует сознанию, то есть ясным и отчетливым представлениям о предметах. Согласно точке зрения Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, самосознание — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Здесь идет речь об этапе в развитии ребёнка, на котором он овладевает речью и предпринимает попытки самостоятельного действования (2—3 года). П. Р. Чамата, опираясь на идеи И. М. Сеченова, подчеркивает, что самосознание, как и сознание, возникает не сразу, а по мере овладения собственным телом. Органы своего тела постепенно осознаются ребёнком по мере того, как превращаются в своеобразные «орудия» его деятельности.[2]
Таким образом, возникновение самосознания связывается с происходящим с первых недель жизни процессом дифференциации внешних и внутренних ощущений, с субъективным отделением ребёнка от матери, наступающим к концу первого года жизни, с осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленной увеличением произвольности движений и возможностью речевого самовыражения, наступающей к 2—3 годам.
В структуре самосознания можно выделить (по Л. Д. Столяренко):
- Осознание близких и отдаленных целей мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»).
- Осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»).
- Познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»).
- Эмоциональное, чувственное представление о себе.[3].
Выделяют следующие стадии развития самосознания’[4].
1. Ранний возраст[править | править код]
- Осознание границ своего тела — 1 год.
- Формирование у ребёнка способности к самостоятельным действиям с предметами.
- От года до трёх лет зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребёнок начинает себя узнавать в зеркале, что является простейшей формой самосознания.
- Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребёнок называет себя по имени в третьем лице.
- К трём годам появляется местоимение «Я», появляется первичная самооценка — осознание не только своего «Я», но и того, что «Я — хороший», «Я очень хороший». Подобное завышение самооценки связано с потребностью в безопасности и носит эмоциональный характер, а также сильно зависит от близких взрослых.
2. Дошкольный возраст[править | править код]
- Самосознание начинает формироваться к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Ребёнок приобретает сначала умение оценивать действия других людей (чаще всего близких взрослых), а затем — собственные действия, моральные качества и умения.
- Самооценка зависит от оценки взрослого, воспитателя.
- Адекватный образ «Я» формируется у ребёнка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения с взрослыми и сверстниками.
- Развитие самосознания в этот период зависит от особенностей семейного воспитания.
- Происходит осознание своих переживаний, проявляющееся в том, что в конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
- Начинается осознание себя во времени, то есть в 6—7 лет ребёнок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
- Возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Но несмотря на это, ребёнок судит о себе поверхностно и оптимистично. Если его просят описать себя, то он это сделает в основном с внешней точки зрения: цвет волос, рост, любимые занятия.
3. Младший школьный возраст[править | править код]
- Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. Ребёнок различает свои физические и духовные качества, оценивает свои способности, сравнивая себя с другими.
- К концу этого возрастного периода ребёнок характеризует себя, все чаще описывая типичное для себя поведение, ссылается на свои мысли и чувства.
- Оценки становятся объективными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные.
4. Подростковый возраст[править | править код]
- Последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
- Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит усложнение и углубление самопознания. Другими словами подросток открывает для себя свой внутренний мир.
- Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой, однако может быть высокой (как компенсаторный механизм).
- В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента:
- Сознание отличия себя от остального мира.
- Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности.
- Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки.
- Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.[3]
- ↑ Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Просвещение, 1985. — С. 177—193. — 272 с.
- ↑ Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Издательство Московского университета, 1983. — С. 4—100. — 288 с.
- ↑ 1 2 Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977. — С. 144.
- ↑ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — С. 84—89. — 155 с. — ISBN 978-5-8291-1823-5.
Самосознание, его структура и развитие
Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе.
Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим.
Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития.
Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).
Попытки критериев выделения самосознания:
1. Бехтерев. Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.
2. Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).
3. Чамата: самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные.
4. Зарождение самосознания связано уже с внутриутробным периодом, важную роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности собственного тела.
5. Психоанализ. Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.
6. Кон, Шпрангер. Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.
Уровни самосознания. Столин.
Из предыдущих взглядов видно, что самосознание выступает для различных авторов на разных уровнях. Происхождение самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах.
Уровневое строение самосознания. На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности.
Различно и содержание и функции на этих уровнях:
1 Отражение субъекта в сист. его органической активности.
2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношений.
3. отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.
При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням.
Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы самосознания:
1. На уровне органического самосознания эта единица имеет сенсорно-перцептивную природу.
2. На уровне индивидного самосознания – воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая и социальная идентичность.
3. на уровне личностного самосознания эта единица – конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе.
Важной категорией самосознания является поступок, как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению.
Взаимосуществование уровней отвечает следующим принципам:
А) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего;
Б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями;
В) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего;
Г) вышележащий уровень управляет нижележащим;
Д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с вышележащим.
Кант: сознание самого себя заключает в себе двоякое “Я”: а) Я как субъект мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ “Я”.
Образ “Я”.
Розенберг. Образ “Я” состоит:
1. Наличное “Я” — каким индивид видит себя в настоящий момент;
2. Желаемое “Я” – каким бы он хотел себя видеть;
3. Представляемое “Я” – каким он показывает себя другим.
Вместе: образ “Я” и самосознание (как рефлексирующее “Я”) образуют две стороны “Я”.
На этой основе “Я” выполняет свои главные функции: а) регулятивно – организующую – чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б) Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа “Я”, даже ценой искажения информации. (проблема адекватных и ложных самооценок).
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович , А.Н.Леонтьева , С.Л.Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Зарубежная литература – У.Джеймс, К. Роджерс, Р.Бернс итд. (Чужой реферат)
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я» (16).
С. Л. Рубинштейн: Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект (16).
В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире (16).
Самосознание — это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин:
1. сознание своей тождественности,
2. сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала,
3. осознание своих психических свойств и качеств,
4. определенную систему социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. (Чужой реферат)
А.Г.Спиркин: — это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.
Самосознание — конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней.
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.
Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Однако А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.
В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. (Чужой реферат)
Самосознание — осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей (16).
Самосознание личности: «Я» — концепция, самооценка, уровень притязаний.
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):
сознание отличия себя от остального мира;
сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности (7).
Самосознание личности ℹ️ определение, структура, виды, главные функции и компоненты, этапы саморазвития, механизмы самореализации, критерии, значение в психологии
Индивидуальное становление
Самосознание не является высококачественной чертой при рождении. Оно длится безграничный период и улучшается постоянно.
В целом самосознание личности в психологии происходит через конкретное число чередующихся событий, которые можно символически поделить на такие этапы:
- До года — выделение малыша из мира людей и предметов. Ребёнок различает себя и отделяет от других, но не понимает личностные особенности тех, кто родной для него. Происходят игры, которые демонстрируют ведущее различие между активным и пассивным собственным значением малыша. Этот опыт дает ребёнку возможность воплотить в жизнь индивидуальный потенциал. Возникновение и составление детской речи имеет особенный смысл. Это буквально вселяет его в сферу отношений с окружающими его людьми.
- 1−3 года — характеризуется интенсивным и необходимым эмоциональным развитием. Самоидентификация личности малыша связана с побуждениями к идеальным действиям и их координацией во времени. Оппозиция другим нередко бывает неблагоприятной. Как раз по этому основанию, не обращая внимание на несовершенство и непостоянность данных о первых формах мотивации, случается определение духовного Я.
- 3−7 лет — развитие и понимание происходит равномерно. На 3-м году жизни малыш перестаёт говорить о себе в 3-м лице, желает испытывать собственную свободу и противопоставиться другим. Эти старания по обретению личной свободы приводят к ряду конфликтов.
- 7−12 лет — резервы продолжают скапливаться, а процесс самосознания протекает без значимого регресса и скачков. Отмечаются очень важные конфигурации в сознании, связанные с переменами общественных критериев (например, школы).
- 12−14 лет — ребёнок вновь начинает показывать внимание к собственной личности. Новый прогресс развивается, когда он стремится выделяться и противопоставить себя зрелости. Общественное осознание внятно выражено.
- 14−18 лет — имеет особенное значение, личность поднимается на новый уровень, а это неизмеримо воздействует на дальнейшее составление самосознания. Разум, сбор познаний о своей личности являются главной ценностью. Это начало зрелости.
Основы сознания
В подростковом и юношеском возрасте случается скопление основ самосознания. Как раз этот этап (от одиннадцати до 20 лет) включает в себя воздействие на человека его собственного статуса между сверстниками, оценку философии общественного мышления, его работу и соответствие реального «я» с совершённым. Определяющими категориями формирования самоидентификации считается сознание мира и субъекта.
Осознание — это система целостных суждений человека о себе, о действительности, текущих положениях и действиях людей. Индивид опирается на способности и познания, обретённые к определённому периоду, делает работу преднамеренно. Самоутверждение и самосовершенствование — это поведение человека, которое оправдывается увеличением самомнения и поддержанием желанного общественного статуса. Метод зависит от образования, возможностей и собственных свойств определённого лица. Индивид может сказать о себе как при помощи личных достижений, так и другим способом.
Между иных весомых категорий могут выступать:
- осознание необратимости времени и значения жизни;
- формирование самооценки;
- собственное понимание интимной чувствительности (но есть и половые различия по причине того, что девочки на самом деле физиологически развиваются быстрее мальчиков). Происходит осознание любви как психологическое выражение.
В одном ряду с данными категориями нужно обозначить социальную роль и общественный статус как главные нюансы формирования самосознания. Это считается обязательной чертой поведения, выражающейся в реализации действий, соответственных признанным эталонам и собственным ожиданиям. У индивида могут начинаться соединения своих суждений с фактическим выполнением роли.
Это оказывает сильное воздействие на составление личности, к примеру, как общественное взаимодействие в значимой степени может посодействовать человеку приспосабливаться к жизни. Общественный статус — это положение, что включает в себя ряд прав и обязательств. Некоторые высокими именами могут называться при рождении, в то время как иные осознанно достигают высот в направлении всей жизни.
Особенности личности
Концепция самосознания в психологии — это трёхмерный, многоуровневый процесс, имеющий грани, функции и структуру.
Принято считать 4 шага:
- простейшее самопознание и самовосприятие процессов и психических состояний организма;
- собственная самооценка и навык в связи с сильными и слабыми сторонами;
- психический самоанализ и самонаблюдение;
- поведенческий симбиоз минувших пределов с целенаправленным действием.
Есть теория, в которой составление самопонимания имеет лишь только 2 фазы: пассивную и активную. На первой границе сознание индивидуума является автоматическим следствием развития, а на второй этот процесс обрезается и ориентируется.
Главные функции самосознания включают в себя:
- получение информации о себе;
- эмоционально-целостное отношение к личности и компиляция «я»;
- самооборона собственной начальной личности;
- саморегуляция поведения.
Саморазвитие человека в значимой степени на генетическом уровне предопределено. Индивид осознаёт себя, личные качества, отличается от иных, в итоге всё кругом понемногу определяет самосознание. Его составление повторяет периоды формирования собственного познания об объективном мире. Впоследствии этот процесс перебегает на более высокий путь формирования, в котором взамен эмоций происходит понимание в концептуальной форме.
Главной особенностью и необходимой составляющей самосознания считается образ личности. Это сравнительно устойчивые и не всякий раз важные представления индивида о себе, в итоге он ведёт взаимодействие с людьми. Виды самопознания функционируют как установка для собственных воздействий и подключают в себя 3 компонента:
- когнитивный;
- поведенческий;
- оценочный.
Первый предполагает теорию их наружного облика, вероятностей и общественной значительности. Второй охвачен желанием быть понятым, уважаемым и возлюбленным приятелями, учителями или же сослуживцами. А третий понижает собственное почтение, выявляет критичность.
Есть ещё идеальное «Я», которое практически значит желанное видение самого себя. Этот образ присущ не только молодёжи, но и взрослым. Исследование своего мнения может содействовать квалификации степени деструктивности или же адекватности себя.
Варианты самомнения
Стимулом формирования личности считается отношение к себе. Оно выделяет сенсорную оценку наподобие «Я», которая оформляется из представлений субъекта о его личной работе, действиях, собственных плюсах и дефектах. В процессе социализации у человека развивается правоспособность к самооценке. Это случается постепенно, как раскрытие собственного дела для воздействия, основанного на оценках, находящихся вокруг, и усвоении нравственных почв, сделанных социумом.
Самомнение разделяется на адекватное, довольно невысокое и повышенное. Люди с различными типами мнения могут выразить себя абсолютно по-разному в происходящих ситуациях. Одни станут оказывать сильное воздействие на события, другие будут проводить конструктивно обратные эффекты. Завышенная самонадеянность исходит от людей с идеализированным представлением об их собственной значительности для находящихся вокруг и смысле личности, ценностей.
Подобный человек полон гордости и ощущения своего превосходства, и в итоге он не воспринимает собственных пробелов в познаниях, грубых промахов или же недопустимого поведения. Индивид ленив и нередко делается бесчеловечным и жёстким. Довольно невысокое самомнение характеризуется застенчивостью, неуверенностью в себе, нереализацией личных талантов и возможностей. Эти люди, как правило, довольно критически относятся к себе и устанавливают цели ниже тех, что они сумели бы достигнуть. Особи множат личностные проблемы и не имеют возможности становления без поддержки находящихся вокруг людей.
Активные, функциональные и убеждённые в будущем лица развивают адекватное тщеславие. Характеризуются осознанным положительным восприятием собственных возможностей, наилучшим отношением к проблемам соответственной значимости. Самоуважение всё ещё играет весомую роль в самооценке, то есть в личном миропонимании, независимо от концепции окружающих и уровне компетентности человека в любой области.
Нравственность людей
Собственная идентичность в психологии представлена в работах большого числа иностранных и российских авторов по психологии. Анализ теоретических исследований разрешает сконструировать моральное понимание человека. Это случается в процессе регулировки и осознания лицом собственных поступков, мыслей и впечатлений. В итоге появляется связь его морального вида с ценностями и жалобами общества.
Нравственное самосознание индивида гарантирует трудную систему, в которой принято отличать два смысла, что не в обязательном порядке будут противопоставляться друг другу. Это обыденные и отвлечённые смысловые действия. Обыкновенный уровень может быть представлен оценкой общепринятых нравственных стереотипов, которая базирована на ежедневных отношениях между людьми. Этот исходный уровень строится на обычаях, принятых в обществе.
Есть привычные точки выводов, которые связаны с оценками и наблюдениями. А отвлечённый уровень, в свою очередь, базирован на нравственных взглядах обществознания, которые могут посодействовать понять сущность моральных задач. Это акцентирует внимание на возможность осознания происходящего.
Выделяются структурные составляющие механизмы самореализации: смысл и стереотипы. Они связывают моральную идентичность человека с его поведением. Обязанность, совесть, вознаграждение числятся более значимыми формами самосознания особи. Иные формы сознания крепко дифференцированы с активностью.
Самопонимание личности в психологии акцентирует внимание на возможность того, что человек трудится в согласовании с притязаниями культуры и моральных общепризнанных стандартов общества. Совесть — это отражение переживания собственных плюсов человека и корректности безупречных действий. Обязанность — это внутреннее утверждение, которое значит, что индивид должен трудиться в согласовании с собственными личностными моральными стереотипами.
Обещание становит перед человеком задачу выбора мотива, надобности, идеи или же влечения. Структура самосознания неминуемо предполагает понимание связи между похвальной реакцией на достойные воздействия и оборотной на безнравственные действия. Долг имеет то же смысл, что и понятие ответственности.
32.Самосознание структура и функции
Отечественные психологи рассматривают самосознание как особую качественно своеобразную форму психического, тесно связывая его с сознанием, но, не отождествляя с ним. При этом выделяются три основные точки зрения на соотношение сознания и самосознания. Одна из них состоит в признании того, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию и состоит в неясном чувствовании собственного существования. Вторая точка зрения заключается в том, что ее представители рассматривают самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием произвольных движений и речи, ростом самостоятельности личности и связанными с этим изменениями в ее взаимоотношениях с окружающими людьми. Третья точка зрения утверждает, что самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, когда к ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью организма. Первые — объективные, они отражают внешний мир; вторые — субъективные, они отражают состояние тела (самоощущения). Ребенок, сталкиваясь с задачей разобщить, диссоциировать эти ощущения, соответственно решает задачу их отдельного осознания. Такое осознание оказывается возможным благодаря накопленному опыту активности во внешнем мире.
В отечественной психологии большое внимание уделяется вопросу о структуре самосознания. Большинство психологов рассматривают самосознание как единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования.
Самопознание является начальным звеном и основой существования и проявления самосознания. Это процесс самонаблюдения, сознательного управления человеком своим поведением и деятельностью, превращение его в объект воспитательных воздействий в подлинный субъект воспитания. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как его сердцевина. Самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его «Я» с «Я» других. Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д. Основным условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен все время обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью более дифференцированного регулирования поведения. Самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному результату, абсолютно завершенному знанию. Всякое знание о себе является единством противоположностей — относительного и абсолютного.
Эмоционально-ценностное отношение к себе — специфический вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя. Переживания являются необходимым условием существования эмоционально-ценностного отношения личности к себе, поскольку именно через них осознается ценностный смысл для личности собственных различных отношений к себе, они выступают своеобразным критерием положительной и отрицательной сигнальности форм самоотношений.
Познание собственных отношений к объектам и явлениям реального мира осуществляется в процессе осознания переживаний. Всякое новое знание становится устойчивым содержанием сознания только в том случае, если оно соединится с соответствующим отношением и будет пережито его личностное значение. В ходе развития личности, сознания и познавательной его способности расширяется, обогащается новым содержанием и сфера переживаний.
Саморегулирование поведения — есть форма регуляции поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе и которая выступает как исходная предпосылка развертывания сознательной, целенаправленной деятельности личности по преобразованию своей духовной и физической сферы. Характеризуя саморегуляцию, можно выделить два ее уровня. Первый имеет для своего осуществления четкие границы во времени; он характеризуется конкретным поведенческим актом, куда включаются собственные оценки достигнутого эффекта поведения, которые заканчиваются более или менее четким осознанием этих оценок. Второй уровень — растянут во времени и связан с планированием личности целенаправленных изменений в себе самой, которые последовательно реализуют определенную воспитательную цель по отношению к себе.
В.С. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать как фазы его развития:
— сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в 11-месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;
— сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности, которое появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…»;
— осознание своих психических свойств, которое приходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предлагает достаточно развитое абстрактное мышление;
— социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.
На основе анализа различных точек зрения на структуру личности и ее самосознание, А.А. Налчаджян предлагает следующую структуру личности:
1 — «Я», центр личности;
2 — Я-концепция, или самосознание «Я», которое состоит из устойчивых Я-образов;
3 — ситуативные или оперативные Я-образы;
4 — свойства личности (черты характера, способности и т. п.).
Все вышеперечисленное является «сферами» личности, вся их структура центрирована вокруг «Я». «Я» мы понимаем как центр личности и ее самосознания. «Я» является центральной организующей, интегрирующей и регулирующей инстанцией психики, основным итогом онтогенетического психического развития индивида. «Я» осуществляет свои функции на сознательно — подсознательном уровне, причем ее структура по существу не поднимается на уровень сознания. Обозначение словом «Я» создает иллюзию полного осознания этой центральной инстанции личности, фактически же оно живет и осуществляет свои функции подсознательно, как в бодрствующем, так и в спящем состоянии. Являясь центральной инстанцией личности, «Я» обладает самосознанием или Я-концепцией (представлением, совокупностью знаний о себе). Я-концепция является общей структурой самосознания, принадлежащей «Я». На схеме она окружает сферу «Я» и состоит, в свою очередь состоит из тесно связанных подструктур или относительно устойчивых Я-образов. Эти устойчивые Я-образы (имеется ввиду зрелый человек, у которого формирование самосознания в основном завершено и подвержено только ситуативным и поверхностным изменениям) получили в психологической литературе «актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т.п.
Г.А. Урунтаева включает в структуру самосознания когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. К.К. Платонов предлагает рассматривать структуру в следующем виде: самопереживание (самочувствие), самоотношение и самопознание, куда входят уровень притязаний и самооценка. По мнению И.С. Кона, процесс познания человеком самого себя осуществляется на разных уровнях развития, а представления о самом себе складываются у индивида в определенный образ «Я». Л.Д. Олейник называет в структуре самосознания самочувствие, самопознание, самооценку, самокритичность, самоконтроль и саморегуляцию. личность самосознание самопознание саморегуляция
И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др. указывали на уровневое строение самосознания.
Так, для В.В. Столина, принцип вычленения трех уровней активности человека (органический, индивидный и личностный), реализованный применительно к онтогенезу самосознания, остается основополагающим и при введении представления об уровневом строении самосознания: в системе органической активности, в коллективной предметной деятельности и в системе личностного развития. На каждом из этих уровней самосознание выступает в качестве механизме обратной связи, интегрирующего активность субъекта, регулирующего его деятельность, поведение.
Для каждого уровня самосознания В.В. Столин выделяет особые составляющие единицы. На уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу. Главное же внимание В.В. Столина направлено на определение и анализ единиц самосознания на индивидном и личностном уровнях. Выделенное им понятие смысл «Я» и лежит в основе составляющих единиц самосознания данных уровней. Смысл «Я» порождает как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект).
Таким образом, большинство авторов рассматривают самосознание как средство саморегуляции субъекта деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения.
Относительно факторов, определяющих развитие самосознания, позиции представителей различных подходов расходятся в зависимости от того, где идет поиск решающих обстоятельств развития: внутри личности или вне ее. Суждение по этому вопросу разделилось по линии основных факторов развития: наследственности и внешней среды.
Сторонники биологизаторских теорий утверждали, что развитие личности определяется только врожденными предпосылками и задатками. Так, теория З. Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая (генетическая) делает упор на том, что переживания раннего детства играют решающую роль в формировании личности, основной фундамент которой закладывается в раннем детстве. Вторая предпосылка основывается на том, что, главным фактором, определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт.
Неофрейдисты А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм отвергали идею о том, что развитие личности можно объяснить только инстинктивными побуждениями биологической природы, придавая большое значение влиянию окружающей среды.
Так, А. Адлер утверждал, что индивидуум — это нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Он добавлял к ним творческую силу, которая делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом. По мнению К. Хорни, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителем. С точки зрения Э. Фромма, факторами развития личности является динамическое воздействие между врожденными потребностями и давлением социальных норм и правил.
Сторонники социологизаторских теорий отрицали роль природных предпосылок в развитии личности и утверждали, что психическое развитие личности полностью определяется влиянием социальной среды.
В гуманистической психологии концепции А. Маслоу и К. Роджерса главными факторами развития личности являются потребности, связанные с самоактуализацией. К. Роджерс и другие представители гуманистического подхода не отвергают важнейшей роли и значения социума, но и не отводят его к главному фактору становления личности.
Таким образом, названные подходы при внешнем различии взглядов на движущие силы развития личности по существу сходны в том, что саму личность рассматривают в качестве пассивного объекта биологического или социального влияния.
Отечественная психологическая наука, признавая важную роль наследственности и среды в развитии личности, в отличие от вышеизложенных подходов, рассматривает эти факторы не как движущие силы психического развития, а как необходимые условия этого процесса. Отечественные психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др., разработали так называемый деятельностный подход, суть которого в том, что личность — это не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид приобретает (или не приобретает) личностные черты. Среди факторов развития сознания и самосознания они выделяли коллективный труд, включенность человека в речевое общение, что позволяет через овладение языковой системой языка стать сопричастным общественному опыту.
По мнению многих исследователей, центральным образованием самосознания является «Я-концепция». Научное понятие «Я-концепция» вошло в обиход специальной литературы сравнительно недавно, хотя это, разумеется, не означает, что описываемая реальность психической жизни индивида раннее не изучалась. Так, У. Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я-концепции»». Глобальное, личностно «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я» — сознающее и «Я» — как-объект. Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я — сознающее), а другая — содержание этого опыта (Я — как-объект). Прекрасно понимая, что всякий опыт психической жизни человека связан с переживаниями какого-то содержания, У. Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающее как разные аспекты единого интегрального «Я», т.е. самой личности. Таким образом, то, что было предложено У.Джемсом, является обоснованной моделью личностного «Я».
По мнению Э. Эриксона, «Я-концепция» — это возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Подход Э. Эриксона, по существу являющийся развитием концепции З. Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного «Я» индивида — эго. Он подчеркивает, что особенно сложным является процесс развития эго-идентичности, в пору юности. Поэтому Э. Эриксон уделяет особое внимание юношескому кризису развития «размытости» эго-идентичности в этот период.
По мнению А. Маслоу, К. Роджерса «Я-концепция» — это функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне, как сложившуюся, иерархически организованную, обобщенную и устойчивую систему, носящую вместе с тем динамический характер.
Многие исследователи в «Я-концепции» видят константный компонент самосознания. Отражение в «Я-концепции» интегрированных знаний субъекта о себе позволяет ему ощущать собственную определенность, самотождественность, целостность.
Большинство отечественных исследователей рассматривают «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя. Исходя из содержания данных установок, в «Я-концепции» можно выделить три компонента: «Образ Я» как представление о самом себе в результате когнитивной деятельности; самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, так как конкретные черты «Образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием и осуждением; потенциальная поведенческая реакция, т. е. конкретные действия, которые могут быть вызваны «Образом Я» и самоопределением.
Как отмечается многими авторами, основным содержательным компонентом самосознания является «Образ Я». Существуют различные подходы в изучении и понимании «Образа Я».
Большинство психологов XIX века видели в «Я» чувственный образ, формирующийся на основе самоощущений и закрепленных памятью ассоциаций. Так, Д. Милль связывал появление «Я» с памятью о совершенном действии. По мнению Ч. Пирса, «идея Я» возникает у ребенка в результате ассоциации факта перемещения вещей с движением собственного тела, которое осознается как причина перемещений. В.Вундт понимал «Я» как чувство связи всех индивидуальных психических переживаний, придавая особое значение в его генезисе кинестетическим ощущениям.
Я как центральная инстанция личности и находящаяся в его видении Я-концепция являются регулирующими и интегрирующими инстанциями личности. Существуют представления о подструктурах Я-концепции и их взаимных связях в пределах взаимной системы Я — Я-концепция, это сводится к следующим утверждениям:
Я-концепция является результатом социализации и социально — психической адаптации личности к типичным ситуациям ее жизнедеятельности;
2) особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур (относительно устойчивых Я-образов) являются показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования;
3) в структуре различных личностей могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные и патологически адаптирующие Я-концепции и их подструктуры. Выделены три разновидности адаптации, которые могут иметь характер устойчивых адаптивных стратегий:
— адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных видов конфликтов. Это активная, преимущественно незащитная адаптация;
— адаптация путем ухода из проблемной ситуации: это пассивная адаптация, поиск новых, более благоприятных для обеспечения безопасности и удовлетворения потребностей стратегия;
— адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособления к ней. Это может осуществляться:
а) путем преобразования восприятия и истолкования ситуации, то есть созданием беспроблемного субъективного образа;
б) путем более глубокого изменения самой личности, в первую очередь, ее Я-концепции.
Адаптивные структуры самосознания возникают в первую очередь в результате систематического использования этой последней разновидности адаптивной стратегии. Так же нередко встречаются промежуточные или смешанные, компромиссные адаптивные стратегии. Таковы, например, защитно-незащитные стратегии, которые включают в себя как защитные, так и незащитные механизмы и их комплексы.
Я-концепция личности как центральное динамическое образование самосознания согласно современным представлениям имеет сложную структуру. В нее входят: образ тела (телесное Я), Наличное (или настоящее) Я, динамическое Я, фактическое Я, вероятное Я, идеализированное Я, представляемое Я и другие подструктуры. Для изучения конкретных форм и процессов участия Я-концепции в адаптивных процессах мы кратко опишем эти подструктуры.
Образ тела (телесное Я). В. Шонфельд выделяет следующие его компоненты, на сознательном или бессознательном уровнях определяющие образ тела человека в его представлении:
актуальное субъективное восприятие тела, как внешности, так и способности к функционированию;
интернализованные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта индивида, так же как и искаженная концепция тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях;
социологические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида;
идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу, в свою очередь связанный с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями своего тела с телами других людей.
Настоящее (актуальное) «Я». В структуру настоящего Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Настоящее «Я» участвует в адаптации личности в актуальных социальных ситуациях, но если ситуации меняются, то и настоящее Я претерпевает некоторые изменения, обеспечивающее гибкое регулирование и регулирование поведения и, тем самым, адаптацию личности.
Динамическое «Я». Представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед собой цель стать. Это уже относительно устойчивая подструктура Я-концепции, которая согласно М. Розенбергу, зависит от социального статуса личности и возможности успехов.
Фантастическое «Я». В эту подструктуру входит представление о том, каким бы хотел стать человек, если бы все было возможно, то есть если бы можно было отвлекаться от реальных условий жизнедеятельности и развития.
Идеальное «Я» как подструктура личности включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образов.
Будущее или возможное «Я». Эту подструктуру Я-концепции М. Розенберг определил как представление индивида о том типе личности, каким он может стать.
Идеализированное «Я». Такое наименование получил тот образ, каким человеку приятно видеть себя сейчас, каким ему приятно выглядеть сейчас.
Однако оно не является устойчивой подструктурой Я-концепции. Идеализированное «Я» состоит из различных элементов нескольких подструктур Я-концепции. Если это так, то ясно, что идеализированное «Я» является ситуативным Я-образом, возникающих в особых социальных ситуациях.
Представляемое «Я». Под названием представляемых Я-образов понимают такие образы и маски, «… которое индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ним какие-либо отрицательные или болезненные черты, идиосинкразии, слабости своего реального Я». Очевидно, что такие «витринные» Я-образы являются защитно-адаптивными образованиями психики человека. Их можно назвать защитно-адаптивными подструктурами самосознания. Изучение этих подструктур представляет особую важность для теории социально-психической адаптации личности.
Фальшивое «Я» и его защитно-адаптивные последствия. Поскольку самопознание очень сложное и тонкое явление, осуществляемое в значительной степени социально-опосредованными путями, то человек нередко приобретает искаженное представление о себе. Это чаще всего искаженное настоящее (актуальное) «Я», хотя в принципе любая из описанных подструктур Я-концепция может быть искаженной, неадекватной структуре реальной личности. Искаженное актуальное «Я» называют также фальшивым «Я». Для поддержания фальшивых (но желательных) «Я», личность систематически использует такие механизмы, как самообман, дискредитация и вытеснение. В результате этих процессов личность приобретает такие отрицательные черты самосознания и характера как боязнь негативной самооценки, ожидание негативного отношения от других и способность к поступкам, обеспечивающим самоуважение и т.д. Это означает, что фрустрируемое фальшивое «Я» приводит в движение такие защитные механизмы, которые становясь патологизированными, приводит к еще большему углублению состояния патологизированной адаптации личности. Искаженный Я-образ препятствует правильному пониманию собственного опыта других людей. Совершается переход от искажения самопознания к искаженному познанию окружающего мира, в первую очередь, социального. Искажается восприятие межличностных отношений. В психоаналитических исследованиях говорится о том, что собственное представление личности о себе независимо от того. Адекватно оно или искажено. Защищается с помощью целой системы личностных механизмов: запускается внутрипсихическая активность личности вследствие систематического использования определенных защитных механизмов, их комплексов и адаптивных стратегий, перестраивается структура личности.
Отечественные психологи И.С. Кон, В.В. Ядов, рассматривая «Образ Я» как разновидность установочной системы, выделяют в ней познавательный, эмоциональный, поведенческий компоненты.
М.И. Лисина считает, что «Образ самого себя» отражает преимущественно когнитивный момент, при этом в структуре «Образ Я» различается «периферия» (частные, конкретные переживания субъекта о своих способностях и возможностях), и центрально-ядерное понятие субъекта о самом себе. В.Н. Козиев рассматривает «Образ Я» как некоторую систему знаний, чувств и оценок самого себе. А.Р. Петруллите считает, что понятие «Образ Я» в общей структуре самосознания отражает его результативную сторону, а понятие «рефлексия» — процессуальную.
Исследуя «Образ Я», авторы пытаются выделить основные его функции. Так, А.Н. Крылов в качестве ведущей его функции выделял целеполагание, дополнительно — функцию ориентировки. Он считает, что наибольшее выражение этот процесс приобретает в подростковом возрасте.
В.В. Столин, в представлениях об «Образе Я» считал, что этот образ участвует в целеобразовании, влияет на подбор целей, служащих достижению мотивов, которые с ним согласуются, служит формой самоконтроля, влияет на развитие тех или иных черт, на развитие личности в целом.
Таким образом, в структуре «Образа Я» большинство авторов выделяют два основных компонента: когнитивный и эмоциональный и др. Любые представление личности о себе сопровождаются тем или иным самоотношением, самооценкой своих особенностей и проявлений или общей оценкой своего «Я» как некоторой обобщенной целостности.
Всякая попытка человека охарактеризовать себя содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями, целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения.
В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе имеет место следующая терминологическая определенность: самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе и, просто, самоотношение.
Большинство зарубежных психологов рассматривают самоотношение как аттитюд на себя (или его эмоциональная компонента), которые в конечном итоге определяются когнитивной операцией сравнения себя и своих качеств с некоторой нормой, образцом, эталоном.
Как показывает анализ психологической концепции самоотношения В.В. Столина и знания о себе и самоотношение есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности, — и лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом как способность порождать его истинное отношение к себе. Отсюда самоотношение может быть понято как лежащее на поверхности сознания непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта. При этом специфика переживания смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, его объективной позиции в социуме.
По мнению многих авторов (Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, И.И. Чесноковой и др.), формирование самосознания в онтогенезе проходит определенные стадии, связанные с возрастными этапами психического и физического развития человека. Каждая стадия в развитии самосознания имеет специфический уровень и свойственное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения. Онтогенетические уровни самосознания детерминированы степенью развития сознания и психики в целом. Некоторые авторы утверждают, что элементарные формы самосознания существуют уже в младенческом возрасте (М. Льюис, Дж. Брукс-Ганн, Д.В. Ольшанский). Другие ученые зарождение самосознания относят к раннему детству (Р. Мейли, Р. Заззо). Многие исследователи не согласны с тем, что самосознание можно отнести к раннему детству (А. Валлон, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и др.). Согласно точке зрения Б.Г.Ананьева, самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя в качестве субъекта своих действий. М.И. Лисина, Е.Н. Анкудинова, В.Г. Асеева указывают на дошкольный возраст.
Несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе намечает С.Л. Рубинштейн. Это овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Так, ребенок становится самостоятельным субъектом различных действий, выделяет себя из окружения, у него формируются первые представления о своем «Я».
Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже считают подростковый возраст возрастом зарождения самосознания.
По мнению исследователей И.С. Кона, В.С. Мерлин, Б.Г. Ананьева, А.В. Петровского одним из оптимальных периодов развития самосознания является юношеский возраст. Именно в этот жизненный период проявляется открытие своего внутреннего мира и «образа — Я», которое проходит по следующим направлениям:
открытие своего внутреннего мира и понимание своей неповторимости, особенности;
осознание необратимости времени, понимание временной ограниченности своего существования, вследствие чего человек задумывается о смысле жизни, целях, перспективах своего будущего;
освоение целостного представления о самом себе на основе самоанализа, развитие самоуважения и обобщенное отношение к себе как к личности.
По мнению В.В. Столина, онтогенетическое происхождение самосознания и его развитие является многолинейным, в силу того что человек достаточно скоро после своего рождения оказывается включенным в разные системы отношений — вначале как природное существо, а затем как объект и субъект различных социальных отношений и деятельностей. Соответственно различным системам отношений, вызывающим разные формы активности человека, соответствуют и специфические, качественно отличающиеся друг от друга феномены самосознания, связанные с активностью организма («самовыделение и принятие себя в расчет» в перцептивных и двигательных аспектах) и появляющиеся вначале в простых, а затем во все более усложняющихся и многообразных формах феномена самосознания, связанные с активностью человека как социального существа.