Саногенное мышление обучение – САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (Санкт-Петербургский центр) — Обучение СГМ

Официальный сайт Центра по обучению СаноГенному Мышлению им. профессора Ю.М. Орлова (ЦСГМ.РФ, г. Москва). Саногенное и патогенное мышление (теория и практика, ответы на вопросы). Информация о всех книгах и брошюрах Ю.М. Орлова. Занятия по саногенному мышлению — курс СГМ

Юрий Михайлович Орлов — создатель теории и практики саногенного (оздоравливающего) мышления, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, где в течение 20 лет заведовал кафедрой педагогики и медицинской психологии, доктор психологических наук («Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности»), кандидат философских наук («Диалектика абсолютной и относительной истины»), профессор педагогики, психологии и философии, действительный член международной академии информатизации (МАИ), член президиума Московского Отделения общества психологов, президент Отделения психологии МАИ. Автор книг по психологии личности, воспитанию и оздоровлению человека (информацию о книгах Юрия Михайловича Орлова смотрите в рубрике «Книги»).

(Краткая биография Ю.М. Орлова)(Более полная биография)

mute Максимальная громкость

Воспроизвести Остановить

 

 

повтор

Требуется обновление Для воспроизведения медиа вам нужно будет либо обновить браузер до последней версии или обновить свой Flash плагин. mute Максимальная громкость

Воспроизвести Остановить

 

 

повтор

Требуется обновление Для воспроизведения медиа вам нужно будет либо обновить браузер до последней версии или обновить свой Flash плагин.

Теория СГМ — философия радости и благополучия

«… Если признать, что поведение человека управляется душой, то любые изъяны души немедленно проявляются в поведении. Ведь любое поведение можно рассматривать как саногенное, патогенное или нейтральное в зависимости от его влияния на здоровье субъекта поведения. То, что в традиционном понимании выступает как здоровый или вредный образ жизни, получает более точное выражение с помощью поведенческого подхода, который вносит в термин фактор порождения. Если рассматривать мышление как умственное поведение, функцией которого является управление поведением и жизнью человека в определенных обстоятельствах, то благополучие и неблагополучие, здоровье и болезнь могут в значительной степени зависеть от сознательной и бессознательной работы души. Это мышление может называться

саногенным если оно порождает здоровье и благополучие, и — патогенным — в противоположном случае.

Безвредное обычное мышление становится патогенным с изменением обстоятельств, к которым человек не может приспособиться или по незнанию или вследствие наличия предрассудков и стереотипных шаблонов мышления. Например, мышление, основанное на принципе справедливости, запускает программу: «Поступай по справедливости. Хорошего поощряй, плохого наказывай». Это мышление полезно применительно к чужому человеку. Но всё обстоит иначе, когда дело касается близких. Здесь возникает неразрешимый конфликт, суть которого может быть кратко описана так: «Если ты плохая, то я должен по справедливости наказать тебя, то есть сделать тебе плохо. Но ты близка мне и я тебя люблю». Реализация справедливости становится источником сильного эмоционального стресса, так как я должен наказывать любимого человека, причинять ему боль. Если же я отказываюсь применять эту идею к близкому человеку, то проблема не решается, так как я сам буду переживать внутренний конфликт: я должен быть справедливым, но я не выполняю свой долг. Как в этом случае быть? Ответ даёт саногенное мышление.

Саногенное мышление состоит в правильном употреблении уже имеющихся мыслей. Когда Гераклита спросили, что такое мудрость, то он ответил загадочно: «Многознание не научает мудрости». Это можно понять так, что мудрость состоит в правильном употреблении мыслей. Я привёл здесь пример неправильного применения идеи справедливости. Получается тупик. В одном случае от идеи справедливости будет хорошо, а в другом — плохо. Если совсем нет этой идеи, то, наверное, будет ещё хуже.

На принципе «жена должна быть верна мужу» держится семья, но на этом же принципе основана ревность, которая иногда доводит человека до крайности. Безличный принцип программирует человека. Отелло ревновал Дездемону. Он не мог остановиться до тех пор, пока не выполнил полностью программу ревности и не задушил её. Вот вам пример патогенного и автоматического мышления, когда страсть не даёт возможности обдумать ситуацию правильно.

Видимо, он действовал, как биоробот, а Яго только стимулировал и поддерживал в нём эту установку. «И что», — спросит критически настроенный читатель, — «значит, по вашему, ревновать не следует совсем?».

Всё плохо, что не в меру. Ведь, по существу, ревность это сложная эмоция, которая способствует моногамии и осуществляет безличный социальный контроль за половым поведением женатого человека. Это хорошо. Но, плохо, когда эта программа защиты семьи начинает работать автоматически и слепо. Ревность работает через мысль, а когда человек мыслит патогенно, автоматически, то это порождает зло и боль.

Ещё пример. Когда ваш любимый человек ведёт себя в соответствии с вашими ожиданиями, то вы получаете огромное удовольствие. Однако в случае, когда его поведение отклоняется от ваших ожиданий, вы страдаете от обиды. …»

«… Вопрос: Если обиженный упрётся и не захочет корректировать свои ожидания?

Ответ: Вольному воля. Тогда он должен смириться с тем, что за своё упрямство каждый раз платит болью от обиды. Обжегшись однажды на свечке и осознав свойство огня, даже маленький ребёнок не будет ради любопытства вторично ощупывать пальцами ласкающий глаз огонёк свечи. Он этого не делает просто потому, что осознал отчего ему больно.

Патогенное мышление делает нас похожими на того дебила, который второй… десятый раз суёт палец в огонь, злится и плачет от боли. Есть люди, которые десятилетиями обижаются на одно и то же и ничто их не может спасти от хронического эмоционального стресса. «Как только я остаюсь одна и отвлекаюсь от дел, — рассказывает мне одна пациентка, — я не нахожу себе места от мыслей. С кем бы, Вы думаете, он изменил мне? С моей лучшей подругой!». Эта обида периодически делает её больной и гневной в течении десяти лет.

Вопрос: Вы хотите сказать, что тот бессознательный дебил, который сидит в ней, побуждаемый свободными ассоциациями постоянно при удобном случае, суёт свой палец в огонь? По З. Фрейду, наша бессознательная часть души примитивна и лишена чувства реальности.

Ответ: Это главное заблуждение З. Фрейда, хотя он и утверждал, что, если человек осознает свой комплекс, то постепенно наступит исцеление. Но ведь он не предложил никакой концепции, никакой теории. Его метафоры не описывают умственные операции. Бессознательное — совершеннейший информационный автомат. Отработанное многими тысячелетиями эволюции человека, оно обеспечивает выживание. Однако, этот инструмент без помощи сознания часто употребляется не к месту. СГМ-терапия как раз и должна сделать для женщины, о которой я рассказал, её боль от обиды сознательной. Сохранять ожидания о целомудрии своего супруга для неё так же болезненно, как для дебила совать палец в огонь и обжигаться в течении десяти лет подряд. Ей нужно было либо принять своего мужа таким, каков он есть и скорректировать свои ожидания, либо расстаться с ним. Но она этого не может. Мысли об этом рассогласовании ожиданий и реальности стимулируют её гнев и агрессию. Но воспитание делает её сдержанной. Её респектабельность, привычка к сдерживанию агрессии делают её гнев бессознательным. Но ведь организм не различает сознательный это гнев или бессознательный. Он делает одно: раз возник гнев — предстоит бой и нужно делать всё, что для этого необходимо. Здесь и повышение артериального давления (АД), свертываемости крови, активирование имунной системы и т.д. Вот всё это уже осуществилось, а драки то нет! Ничего удивительного в том, что эта женщина страдает гипертонической болезнью. Её ситуация отличается от ситуации упомянутого мной дебила в том, что огонь свечи видим, а её ожидания невидимы и скрыты во тьме бессознательного. Подлинная причина её гнева и обиды — это рассогласование ожидаемого и реального поведения близкого человека, скрыта во тьме бессознательного. СГМ-терапия должна сделать эту боль видимой для умозрения и вылечить больную.

Саногенное мышление ведёт не только к осознанию бессознательных ожиданий, но и оказывает помощь в корректировке этих ожиданий. То есть это уже терапия, а не только психоанализ. …»

«… Любая идея представляет собою некоторую программу поведения, которой человек научается и в результате она действует автоматически. Та же идея может воплощаться в жизнь сознательно. В зависимости от осознания могут быть и плюсы и минусы. Я уже приводил пример со справедливостью, которая может быть источником стресса и одновременно фактором консолидации общества.

А становление идей или социальных стереотипов происходит по законам научения в процессе социализации личности. Известен фундаментальный закон психологии: если поведение, и умственное в том числе, сочетается с положительным подкреплением, то есть сопровождается удовольствием, то происходит научение этому поведению. Сильнейшим подкреплением, как вам известно, является удовольствие облегчения, избавления от беспокойства и страдания.

Мысли, возбуждаемые плохой энергией, дают временное облегчение от страдания, переключая энергию переживаний на эмоциональную экспрессию. Это временное облегчение положительно подкрепляет акты патогенного мышления, вырабатывая склонность совершать умственные действия, порождающие эмоцию. Повторяясь, они закрепляются и становятся умственной привычкой. Как я обучаюсь обижаться? Очень просто. Если поведение любимого человека совпадает с моими ожиданиями, то возникает привычка строить эти ожидания и получать удовольствие. Однако наступает момент, когда эти ожидания не подкрепляются. Получается боль, но человек не знает её происхождения. Поэтому если ему объяснить, что его ожидания не реалистичны, то он сможет их осознать и скорректировать в сторону большей реальности. Но если он их не осознаёт, то не может их и изменить, вследствие чего десятилетиями обижается на одно и то же и истощает своё здоровье. …»

«… обыденное мышление, как правило, способствует закреплению и усилению эмоций. Это верно не только для обиды, но и для любой эмоции. Важно то, что эмоциональный стресс зависит от того, как мы сами оцениваем ситуацию. А это, в конечном счёте, определяется нашей жизненной философией.

Когда мы обижаемся или стыдимся, нам кажется, что эти эмоции получив удовлетворение, ослабевают. На самом же деле, повторение эмоций усиливает их. Привычка обижаться делает вас всё более обидчивым. А, обидевшись, ваше сознание суживается и вы уже не можете сменить ход мысли, свойственный обиженному человеку, потому что не вы, а уже ваши эмоции обиды правят бал.

Таким образом, вы оказываетесь в ловушке обиды: вместо того, чтобы понять ситуацию, вы думаете о планах мести или о том, как ущемили ваше достоинство. Другие варианты уже не приходят вам на ум, потому что ум вам уже не подчиняется. При патогенном мышлении ум подчиняется эмоции.

Так что воспитание саногенного мышления состоит в развитии сознательности и способности контролировать умственные операции. …»

«… В отличие от западного наш вариант психоанализа оперирует совершенно другими категориями и вполне доступен для понимания. Если психоаналитик говорит о кастрационном комплексе, то в СГМ-терапии мы рассматриваем эти симптомы как комплекс возмездия за любое удовольствие, которое воспитано взрослыми, наказывающими ребёнка за любые удовольствия. Это никакого отношения к Эдиповому комплексу не имеет. Ведь цель любого вида психоанализа — дать пациенту возможность понять подсознательные корни своих проблем и тем самым избавиться от связанных с ними эмоций. У нас это получается значительно быстрее и проще, ведь психологическая наука со времен Зигмунда Фрейда не стояла на месте.

На сегодняшний день в теории и практике саногенного мышления разработаны достаточно эффективные психологические технологии, усвоение которых делает возможным соблюдение тех принципов и требований саморегуляции и управления эмоциями, которые в античности были доступны лишь избранным. Всё это прошло проверку в исследовательских лабораториях, вошло в программы обучения студентов медицинских вузов, получило дальнейшее научное развитие в диссертационных работах.

Важно подчеркнуть, что наша психотехнология открыта к интеграции с другими системами психотерапии и оздоровления, потому что, прежде всего, это психологически обоснованная исцеляющая философия жизни. Именно поэтому она доступна всем разумным людям.

Конечно, в зависимости от уровня образования мы предлагаем программы разной сложности. Но общим для всех обучающихся является отработка ментальных навыков и умений саногенного мышления путём ведения дневника аутопсихоаналза эмоций, применения уникальных приемов медитативной графики, позволяющей записывать эмоции для последующего их воспроизведения и изживания патогенного мышления.

Я стараюсь, чтобы человек, обучающийся умению анализировать себя, мог иметь точки опоры. Прежде, всего это дневник, который он ведёт. В нём описывается интимная, внутренняя структура любой эмоции. Человек научается структурировать эмоции сначала формально. Потом ему предлагается вспомнить свои собственные эмоции и подойти к ним с точки зрения их структуры. После того, как он многократно проделает такие операции со своими эмоциями, он научится разбираться, как они устроены. Когда же он увидит, что структура, ну, скажем, всё той же обиды одна и та же и ответит на вопросы, выявляющие бессознательные ожидания, — он приобретёт способность к интроспекции.

Наша методика обеспечивает высокую степень усвоения новых умственных привычек, вытесняющих опыт прошлого патогенного мышления. Это не самый лёгкий, но при систематических занятиях достаточно эффективный путь очищения души от страданий и разрушительных эмоций. Саногенное мышление позволяет решать кризисные состояния человека, вызванные различными жизненными обстоятельствами, с помощью психологической поддержки, не прибегая к лекарственным препаратам, которые являются, посуществу, той же смирительной рубашкой, только — химической.

Саногенное мышление — это один из самых надёжных путей к житейской мудрости, здоровью души и тела. …»

«… метод достаточно успешно применяется при лечении неврозов, психосоматических заболеваний и даже реабилитации наркозависимых пациентов, прошедших, естественно, предварительно интенсивный курс медикаментозного и психотерапевтического лечения, о чём мы уже говорили.

Вопрос: Пожалуйста, ещё несколько слов о наркологических аспектах применения саногенного мышления.

Ответ: Согласно нашей теории, алкогольное влечение рассматривается как следствие научения алкогольному поведению на разных организменных уровнях. Обида, вина, стыд, боль, ослабевающие при употреблении алкоголя, создают порочную схему подкрепления избавлением, о которой мы уже говорили. Всё это уже давно достаточно хорошо изучено. Алкогольная зависимость возникает вследствие организменного научения в приспособлении и борьбе человека против эмоционального стресса с помощью методов химической защиты.

Известно также, что срывы, которые часто случаются даже после хорошо проведенного комплексного лечения, чаще всего наблюдаются в особо эмоциональных ситуациях, с которыми пациент не может справиться. Поэтому он снова начинает употреблять алкоголь.

Но вот, если удаётся обучить таких больных саногенному мышлению, то они учатся контролировать свои патогенные эмоции, что существенно снижает вероятность срыва. Очень многие люди уже почувствовали на себе огромную целительную силу и пользу саногенного мышления, избавившись от хронических страданий и болезней. Так что, вы видите, что система саногенного мышления — это хорошее средство профилактики и реабилитации при различных видах наркозависимости.

Вопрос: А в чём коренное отличие СГМ-терапии от учения Л.Р. Хаббарда, то есть дианетики, которая усиленно насаждается в России? Я спрашиваю, потому что само слово дианетика означает по-гречески «посредством разума», то есть как разум влияет на тело. Даже бывший председатель правительства страны С.В. Кириенко прошёл курс обучения этому методу. Сайентологи говорят, что эта система эффективна в избавлении от депрессий, разрушительных семейных отношений и т.д.

Ответ: Эффективных методов много, но среди них мало тех, которые действительно повышают здоровье и благополучие человека. Вы, наверно, знаете, что восточные методы духовного совершенствования полностью основаны на построении полной зависимости ученика от учителя, а колдовство и экзорцизм часто дают незамедлительный эффект.

Дианетика использует многие достижения современной психотерапии, но только под иными названиями, например, одитинг, и часто достигает положительных результатов. Но я бы не советовал прибегать к помощи дианетики, так как она направлена на создание зависимости пациента от одитора. Причём эта зависимость постоянно усиливается. Дианетика может превратиться в мощное средство манипуляции людьми и добывания денег. Она реанимирует в псевдонаучной форме манихейскую идею проповедника и мистика Мани, которая еще в III веке н.э. была осуждена христианской церковью. Вот эта манихейская идея отражается и в дианетической теории, когда ум делится на плохой — реактивный, который должен быть очищен, и хороший — аналитический, который никогда не ошибается. Эмоции рассматриваются как объект уничтожения и устранения, как проявления реактивного ума. Это очень удобный подход для воспитания биороботов. Социальная концепция дианетики в соответствии с манихейской идеей основана на резком разделении людей на плохих, изначальных носителей зла, и хороших, хотя идеолог дианетики Л.Р. Хаббард ни словом не оговорился в своей книге о родстве с манихейской идеей.

СГМ-терапия полностью основана на самосовершенствовании человека, при котором роль учителя почти полностью отсутствует, хотя он всегда, если надо, рядом. Наша теория признает как положительные, так и отрицательные функции эмоций, которые являются продуктом духовной эволюции человека и участвуют в адекватном управлении поведением. В соответствии с традициями современной отечественной психотерапии мы никогда не делим людей на плохих и хороших. Система саногенного мышления усиливает потенциал свободы человека и в этом её сила. …»

материал приведён из брошюры «Беседа о саногенном мышлении». — М., 1999 г.; всю брошюру можно прочитать в рубрике «Публикации»

radarsgm.ru

Курсы саногенного мышления

Я пришла на проект в ужасном состоянии: годами длившийся невроз, большое количество фобий, панические атаки, излишняя импульсивность и злость даже по отношению к близким людям, детские серьёзные обиды на маму. Несколько лет назад я уже посещала психолога, но особого результата не было. На первом занятии мы сделали запись, как я себя чувствую, цитирую эту запись: волнуюсь беспокоюсь, расстроена, отчаянность, грусть, печаль встревожена, обижена, страх будущего.

Для меня проект был последний надеждой что бы начать жить, а не существовать, мне не помогло ни предыдущее обращение к психологу, ни самостоятельная работа над данными проблемами, ни помощь и поддержка родных людей. Вроде бы со стороны все было нормально, семья работа, но в душе я очень сильно страдала.
Курс составляет 7мь занятий, само чувство покоя и 5 эмоций (обида, вина, стыд, страх, гнев), гашение переживаний этих неприятных эмоций, и заключительное занятие. Так как я сама считала свой случай запущенным, я решила пройти весь курс, а не брать только отдельные занятия.

Результаты появились практически после первого сеанса, исчезли фобии, которые проявлялись по ночам и больше не было кошмарных снов. Каждую неделю я и мои близкие замечали положительные изменения во мне, через месяц после начала занятий, муж мне сказал, что обратил внимание, что мы вообще не ругаемся. Каждую неделю я делала какие-то замечательные открытия. В итоге, что я получила от проекта: перестала обижаться на близких и теперь вообще думаю, как я могла на такое обижаться, раньше подобные обиды приносили мне много негативных переживаний, когда я вспоминаю отрицательные моменты из прошлого, нет той боли и слез которыми сопровождалось это ранее (для меня это очень важно).

Я перестала суетиться и переживать по мелочам жизнь стала размеренной при том что объём дел не уменьшился. Я перестала боятся будущего, теперь все мысли о нем только светлые. Я стала уверенней в себе, поборола много комплексов, заложенных в детстве. Я поняла, что я «подарок», осознала свою ценность. Я поняла, что я хорошая, и это прекрасное чувство. Перестала думать о неприятных мне людях (раньше мне крайне мешали навязчивые мысли о таких людях). Стала намного спокойнее реагировать на раздражающее ситуации. Чувства злости и гнева намного реже сейчас посещают меня, я перестала быть вспыльчивой и экспрессивной. ПА больше меня не посещали и даже близко подобного состояния я не испытывала. Мои страхи и фобии почти все пропали сами собой, осталось несколько не отработанных, но в ближайшее время я с ними обязательно справлюсь.

Была у меня странная фобия космоса, мысли и разговоры о нем вгоняли меня в ужас, сегодня с мужем мы говорили о порядке расположений планет от солнца, в это время я поняла, что совсем ни каких негативных мыслей по этому поводу у меня нет. Я перестала волноваться, на душе светло и тепло, надежда на счастливое будущее и осознание, что все будет хорошо.
Я хочу сказать огромное спасибо Владимиру Александровичу, за то, что он разработал такую быструю и замечательную методику, и Александре которой удалось вылечить мою душу. Земной вам поклон, вы делаете святое дело. Мою благодарность невозможно описать словами, вы подарили мне новую счастливую жизнь. Спасибо!

www.mospsyholog.ru

Методика Ю. М. Орлова (обучение саногенному мышлению)

Обучение саногенному мышлению преследует психогигиенические цели самоуправления. Оно способствует выработке гармоничного поведения и включает в себя умение управлять своей волей, направлять её на совершенствование своего нравственного облика.

Саногенному мышлению противопоставляется патогенное мышление. Ю. М. Орлов так описывает черты патогенного мышления:

1. Полная свобода воображения от контроля, мечтательность, отрыв от реальности. Обдумывая обиду, человек строит планы мести.

2. Каждый акт такого отрицательного воображения фиксируется в последующих чертах характера. Обиженный становится обидчивым и мстительным, ревнивый – маниакальным и т. д.

3. Патогенное мышление исключает рефлексию, т. е. умение видеть себя со стороны.

4. Патогенное мышление культивирует в себе отрицательные образования: обиду, ревность, мстительность и т. д.

Саногенное мышление есть тренировка в хороших мыслях и делах. Тренирующийся программирует положительные образы и чувства с помощью самонаблюдения и ведения дневников.

Саногенное мышление помогает приобрести невозмутимость в любом кипении страстей, помогает человеку владеть собой в любой ситуации. Самоанализ и ведение дневников обязательны.

Методика саногенной рефлексии при табакокурении состоит в следующем:

1. Курильщику предлагается изучить обстоятельства курения. В течение месяца нужно наблюдать, когда и сколько он выкуривает сигарет, и вести запись не только внешних обстоятельств, связанных с возникновением импульса к курению, но и тех переживаний и желаний, с которыми связано курение.

2. Даётся задание воспроизвести в сознании обстоятельства, в которых возникла привычка к курению. Также анализируются отрыв от курения и абстиненция, если она была, и психическое состояние в настоящий период времени.

3. Курильщику предлагается ясно представить себе то удовлетворение, которое он получает от выкуренной сигареты, от впечатления, производимого на окружающих его курением.

4. Даётся задание дать количественную характеристику курению. Для этого строится график числа выкуриваемых сигарет в течение недели и по праздникам, затем определяется их число в течение дня, чтобы узнать привычки и особенности поведения человека.

После проведённого анализа выявляются и психологические защиты: «Учитель – хороший человек, а тоже курит», «Дедушка всю жизнь курил, а жил долго» и т. д.

Последующая тактика построена на переходе от защиты к нападению. Различают 5 атак.

Первая атака состоит в отделении процесса курения от связанных с ним дел. Нужно перестать курить с приятными людьми и в приятных обстоятельствах.

Вторая атака – замена сопутствующих курению действий нейтральными: можно держать сигарету не пальцами, а в руке, сигарету заменять жевательной резинкой, семечками, конфетами.

Третья атака – угасание импульса к курению, наблюдение за собой со стороны («он опять захотел, чтобы я курил»).

Четвертая атака – полное воздержание от курения в течение суток или двух. Даётся установка не набрасываться на сигарету импульсивно, а попытаться почувствовать прелести воздержания: наслаждение чистым воздухом, запахом цветов и т. д.

Пятая атака – уничтожение курильщика в себе. Придумывается повод и ритуал для отметки окончательного дня воздержания – разыгрывается спектакль с «похоронами сигарет».

Для закрепления эффекта требуются последующие реадаптационные мероприятия: встречи антиникотинового клуба (1 раз в 1–2 месяца), занятия с новичками и реадаптация лиц, уже бросивших курить.10

Метод Г. Н. Сытина

Георгий Николаевич Сытин, дипломированный специалист в области медицины, психологии и педагогики – автор творящих мыслей о здоровье, исцеляющих настроев. Есть несколько теорий, объясняющих силу настроев Сытина, в том числе и эффектом самовнушения. Но главное доказательство – многочисленные случаи исцеления благодаря этим настроям.

С помощью исцеляющих настроев Г. Н. Сытина успешно лечатся неврозы, эпилепсия, шизофрения, неврастения, заикание, осуществляется избавление от алкоголизма и курения. Дело за самим человеком, имеющим проблему – иметь волю и желание читать эти настрои.

Преподаватели по методике Г. А. Шичко иногда используют эти настрои в дополнение к дневникам (см. Приложение 9).




infopedia.su

Саногенное и патогенное мышление Орлова

Мышление человека тесно связано с его психическим и физическим здоровьем. Великие мудрецы с древних времен рассуждали о влиянии мыслей и эмоций на жизнь человека. Они утверждали, что негативный образ мыслей порождает отрицательные эмоции и ведет к страданиям. Современная психология полностью подтверждает это. Негативный образ мысли ведет к внешним и внутренним конфликтам, порождает болезни и приводит к раннему старению. Хорошим способом избавления от негатива в душе является обучение саногенному мышлению. Рассмотрим, что такое саногенное мышление и чем оно может быть полезно.

контроль эмоций

Теория саногенного мышления

Доктор психологических наук Юрий Михайлович Орлов создал теорию так называемого саногенного мышления. Термин «саногенный» происходит от латинского «sanus», что означает «здоровый», «оздоравливающий». Таким образом, саногенное – это здоровое мышление. Ю.М. Орлов написал замечательные книги: «Саногенное мышление», «Восхождение к индивидуальности», «Самопознание и самовоспитание характера», «Обида. Вина» и другие. В них он изложил основы своей теории. Он исследовал человеческие эмоции и пришел к выводу, что они возникают не спонтанно, а в силу особенностей мыслей каждого конкретного индивида.

Система Орлова разработана с целью обучения человека сознательному контролю возникающих эмоций, для самопознания и самовоспитания характера. Такое умение позволяет избегать ненужных негативных эмоций, которые часто возникают у человека под воздействием внешних факторов.

Психологи уже давно доказали, что отрицательные эмоции негативно влияют на здоровье, провоцируя появление разных заболеваний. Если научить человека анализировать свои отрицательные эмоции и управлять ими, то можно избежать многих болезней.

Саногенное и патогенное мышление

Патогенное и саногенное и мышление – это две противоположности. Саногенное – это здоровое мышление, а патогенное – болезнетворное, ведущее к различным заболеваниям. Все люди периодически сталкиваются с неудачами, но одни быстро их забывают, а другие прокручивают неприятную ситуацию в голове вновь и вновь. Например, человек поссорился с другом и услышал в свой адрес много неприятного. Событие уже прошло, но человек снова и снова вспоминает его, и негативные эмоции, такие, как гнев, обида или вина опять захлестывают его, не давая успокоиться. Некоторые люди склонны годами вспоминать свои неудачи, постоянно переживая отрицательные эмоции.

Со стороны может показаться, что человек намеренно причиняет себе боль, вместо того чтобы успокоиться и забыть о давно прошедшем событии. На самом деле это не так, ведь ни один нормальный человек не будет сам причинять себе боль. Неприятные мысли возникают в голове непроизвольно, без желания самого человека. Это и есть патогенное мышление – ведущее к болезням и страданиям.

Люди, обладающие саногенным мышлением, наоборот, стремятся к благополучию и здоровью, не давая отрицательным эмоциям мучить себя. Это, как и в случае с патогенным образом мыслей, происходит автоматически. Для того чтобы мыслить позитивно, человек не прилагает лишних усилий – все происходит само собой, поскольку у него уже выработалась привычка к позитивному восприятию мира.

Саногенному мышлению можно обучиться, тем самым изменив свое восприятие реальности и улучшив качество жизни. Для этого нужно изучить основные признаки обоих видов – патогенного и саногенного – и постоянно приучать себя искать в каждой неудаче плюсы и не обращать особого внимания на минусы. Постепенно мышление начнет перестраиваться.

Признаки патогенного мышления

  • Постоянное переживание ситуации без попыток остановить негативные мысли и накопление все большего количества отрицательных эмоций.
  • Отсутствие рефлексии и желания посмотреть на себя со стороны, оценить ситуацию по-другому.
  • Склонность к накоплению обид, гнева, агрессии, чувства неудовлетворенности без желания избавиться от них.
  • Непонимание того, что отрицательные мысли и эмоции отражаются на физическом здоровье.
  • Неумение управлять своими мыслями, неосознанность мыслительных операций.

Признаки саногенного мышления

  • Умение отстраниться от переживаний и взглянуть на них со стороны.
  • Склонность к размышлениям в спокойном и расслабленном состоянии, когда негативные эмоции уже не возникают.
  • Понимание того, чем являются отрицательные эмоции и как они устроены.
  • Умение концентрировать внимание на объекте размышления.
  • Склонность к рефлексии, гибкость мышления.
  • Знание и понимание стереотипов человеческого поведения и культурных программ, укрепившихся в обществе.
  • Умение видеть преимущества в любой ситуации.
  • Склонность к позитивному восприятию мира и направленность на позитивные действия, оказывающие саногенное влияние на тело и душу.

Обучившись саногенному мышлению, человек сможет изменить свою жизнь к лучшему, избавиться от старых обид, научиться бороться со стрессом и находить положительные стороны в любой жизненной ситуации.

newgoal.ru

что это такое? Обучение, признаки и методы развития саногенного мышления

Саногенное мышление: особенности, техники и обучение

Уйти в плюс, перепрыгнуть с черной полосы на белую — все это возможно сделать без применения магии. Для этого нужно дернуть в голове «рычаг» под названием саногенное мышление, активируя новые удивительные процессы.

Саногенное мышление: особенности, техники и обучение

Что это такое?

Саногенное мышление позволяет начать жизнь если не с чистого листа, то со светлыми мыслями. Сам термин «саногенное» происходит от латинского слова «sanus», что переводится как «оздоравливающий» или «здоровый». Такой образ мозговой деятельности дает возможность справиться с негативными эмоциями, стрессами, обидами и неудачами. Суть его в том, чтобы взглянуть на произошедшие в нашей жизни события, оставившие неприятные воспоминания, с другой стороны.

Это своеобразное успокаивающее средство для патогенного мышления. Того, что действует на наш организм болезнетворно и ведет к развитию различных недомоганий. Нередко люди, столкнувшись с неудачей, никак не могут забыть о ней. Прокручивая у себя в голове все подробности произошедшего, они словно снова «бьют» себя по больному месту. Причем происходит это неосознанно. И остановить процесс переживания сложно. Однако делать это нужно, иначе справиться с эмоциями невозможно. Кроме плохого настроения, человеку обеспечены проблемы на работе, в семье, обществе.

Единожды испытав обиду на мужчину, женщина уже воспринимает каждого представителя сильного пола как потенциального обманщика. Потерпев поражение на ринге, боксер больше не может выиграть ни одного боя. Не справившись со сложным заданием, корреспондент больше не берется за серьезные темы и до конца жизни освещает детские утренники в районной газете.

Таких примеров масса. Но есть и другие. Они-то и относятся к типу индивидуумов с саногенным мышлением.

Саногенное мышление: особенности, техники и обучение

Признаки

Человек с саногенным мышлением сильно отличается от остальных по ряду признаков. Он:

  • умеет отстраниться от проблем;
  • умеет взглянуть на неприятную ситуацию со стороны;
  • способен к спокойным размышлениям;
  • знает, как победить негативные эмоции;
  • понимает, чем грозят отрицательные эмоции;
  • знает природу появления негатива;
  • может быстро переключить мозг с одной задачи на другую;
  • понимает, почему кто-то действует в некой конкретной ситуации так, а кто-то – абсолютно иначе;
  • в любой ситуации находит плюсы и ставит их выше минусов;
  • настроен на позитив во всем — в своих взглядах на мир, в отношении с окружающими и самим собой;
  • здоров.

Как любые отрицательные эмоции ранят нас, так каждая положительная исцеляет. Нужно лишь научиться «вырабатывать» это лекарство в собственном головном мозге. И таким образом повысить качество собственной жизни.

Саногенное мышление: особенности, техники и обучение

Методы

Чтобы начать борьбу с недугом, нужно хорошенько изучить его симптомы. Итак, вам срочно нужно обращаться к саногенному мышлению в следующих случаях:

  • вы то и дело переживаете ситуации, которые доставили неприятности;
  • вы не пытаетесь справиться со своими негативными эмоциями;
  • отрицательные эмоции со временем у вас только накапливаются;
  • вы не хотите или не умеете избавляться от негативных эмоций;
  • вы не можете посмотреть на волнующую вас ситуацию с другой стороны;
  • вы не понимаете, что именно негативные мысли так сильно испортили ваше самочувствие;
  • вы больны.
Саногенное мышление: особенности, техники и обучение

Пора приступать к борьбе с недугами. Прежде всего нужно понять, где находится очаг «инфекции». Выяснить, откуда «ноги растут» и научиться не расстраиваться нам поможет «амбулаторная карта пациента».

В данном случае она будет выглядеть следующим образом.

  • На первой странице выписываем всех своих недругов, обидчиков, недоброжелателей поименно.
  • Вспоминаем последний камень, упавший в наш огород, и детально описываем историю его появления. Кто нанес нам обиду, при каких обстоятельствах это случилось, что мы почувствовали в этот момент.
  • Теперь отвечаем на вопрос о том, чего мы ждали от того, кто стал причиной разочарования.
  • Честно признаемся себе, что именно стало поводом для нашего расстройства.
  • Пытаемся понять, что особенно раздражает нас в визави, и мог бы он это поменять?
  • Оцениваем силу своего гнева по десятибалльной шкале. Выставляем оценку в дневник (нашу амбулаторную карточку).
  • Берем лист бумаги и краску.
  • Рисуем все, что придет в голову: цветы, фигуры, животных, людей. Это будет картина вашего гнева.
  • Закончив рисунок негодования, вкладываем его как результат анализов в карточку.
  • Берем еще один лист и повторяем процедуру нанесения хаотичных рисунков приятным для вас цветом.
  • Готовую картину складываем (хоть вдоль, хоть поперек).
  • Разворачиваем и добавляем в рисунок белую краску.

Возвращаемся к оценке уровня своего гнева. Если он опустился до уровня 3 или ниже – мы справились с поставленной задачей и можно переходить к следующему пункту. Если нет, повторяем упражнение, «прорабатывая» данную ситуацию.

Как только негативные эмоции все же погаснут до тройки, можно заняться аутопсихоанализом.

Саногенное мышление: особенности, техники и обучение

Как научиться?

Обучение аутопсихоанализу не подразумевает окончание специального учебного заведения. А вот взять несколько уроков (сеансов) у профессионального психолога не помешает. Но при большом желании получить соответствующие навыки можно и самостоятельно. Цель сеанса – «утопить» негативные эмоции, вызванные каким-то событием или персонажем.

Для этого нужно пережить все заново. Во всех смыслах этого слова. То есть посмотреть на случившееся под другим ракурсом: найти положительные моменты или даже попробовать посмеяться над произошедшим. Тогда легче будет понять истинную причину вашего негодования и, что не менее важно, его силу воздействия на остальные мыслительные процессы и организм в целом.

Для этого рекомендуется следовать такой инструкции.

  • Вспоминаем тот момент в нашей жизни, который подарил нам счастье и спокойствие.
  • Вспоминаем тот момент в нашей жизни, который доставил нам беспокойство. Важно, чтобы этот случай уже был «отработан» по плану, изложенному выше.
  • Возвращаемся к своей «амбулаторной карте» и перечитываем один из эпизодов болезни.
  • Честно оцениваем свое состояние. Если снова задушил приступ гнева, то возвращаемся к «проработке вопроса». Если удалось остаться спокойным – продолжаем разговор.
  • Ответьте на вопрос, как должна была сложиться ситуация или каким должно было быть поведение человека, чтобы это не ранило вашу душу.
  • Следующий вопрос – откуда появились такие требования.
  • Теперь оцениваем, насколько реально выполнение этих самых требований. Может ли соответствовать им человек, на которого вы так обижены, или могла ли ситуация сложиться «по вашим правилам». Данный пункт подлежит исполнению, если речь идет об обиде на конкретного человека. Нам предстоит понять, а знает ли он, что именно мы от него хотим.

В финале нужно понять, откуда у нас появились эти требования и желания. Возможно, это некие стереотипы, навеянные романтическими книгами. К сожалению (а возможно, к счастью), принцы на белом коне в жизни появляются куда реже, чем в сказках. Американская мечта чаще исполняется в голливудских фильмах, чем в реальности. Пока вы этого не поняли, подруга детства повзрослела. У нее своя семья, она не может уделять вам столько же времени и сил, сколько раньше. Так что перестаньте обижаться на всех и вся.

Скажите спасибо тем, кто когда-то вам помог, и тем, кто вас обидел, тоже, если не вслух, то хотя бы мысленно. Любой опыт дает нам возможность расти и развиваться. И это касается любой сферы жизни. Так что неприятной соседке с третьего этажа завтра тоже обязательно улыбнитесь. И хорошее настроение не покинет больше вас!

Саногенное мышление: особенности, техники и обучение

vplate.ru

Индивидуальный курс саногенное мышление, преподаватель А.Копецкая

Идет по графику согласованному с клиентом.
Выработка саногенного мышления.
Выработка навыка состояния Чувство покоя.
Угашение — ОБИДА, ВИНА, СТЫД, СТРАХ, ГНЕВ.
Выработка нового поведения.
Работа с потребностями и желаниями, изменения их, при необходимости, в соответствии с жизненными задачами.
Индивидуальный подход и полная анонимность.

Вы уверенный в себе человек, вам не нужно слушать советы, у вас всё под контролем и жизнь бьёт ключом! Правда оставаясь один на один собой, вы все чаще задумываетесь о том, что бьёт то в основном по голове и не скупится жизнь на выбор ключа потяжелее. В голове начинается хоровод мыслей: а вдруг я останусь один/одна, а вдруг белая линия скоро окончится или черная не сменится белой, а вдруг я потеряю все нажитое, а вдруг я никого не смогу полюбить, а вдруг…а вдруг..и так мУльён вариантов. Вопрос что же делать?

Или другой вариант.

Вы скрываете неуверенность под маской безразличия и холодности, всем хотите показать жизнь свою в позитивном ключе, мол и успешны, и любимы, и богаты и тысяча масок с натянутой улыбкой всегда наготове. А в душе кошки наср…. нагадили и разница в том, что есть и то что видят другие вгоняет вас в депресуху, подсаживает на стакан или еще на что похуже.

А может это все в одном флаконе? И хочется что нить тяжелое засадить в окошко и чтобы вдребезги, ярко и с глубоким выдохом, сию минуту получить облегчение? Или ударить «по щам» первого попавшегося под руку, и размазывая его сопли по его же удивленному лицу, учить как надо жить? Кажется глупым всё вышеописанное, но именно после этого часто приходят к нам и просят помощи.

Зачем ждать всего этого? И хотя мы можем решить всё это на любом этапе, лучшее средство от таких состояний — диагностика и профилактика!

Или вы очень заняты и у Вас нет времени на занятия собой, в том водовороте событий трудно выделить время, спокойно позаниматься, друзья отвлекают и т.д.
Лучший способ в этом случае персональные уроки в удобное для Вас время с гарантированным результатом изменения мышления, как следствие привычек и поведения.

Мы предлагаем индивидуальную тренировку и выработку навыка спокойного переживания эмоциональных эпизодов в вашей жизни. Закрепление этого навыка в опыте организма на всю жизнь, опыт, который стереть нельзя. Научим менять потребности под жизненные задачи. Контролировать желания и не давать им руководить вашей жизнью. Чему вы научитесь на курсе:

  • Убирать или как говорим мы на проекте угашать переживания в вашей душе, быстро, без негатива и лекарств.
  • Не тратить жизненные силы вашего организма, на то, о чём в народе говорят — Яйца выеденного не стоит!
  • Мыслить так, чтобы это помогало вам на лету получать ответы на вопросы, подбрасываемые жизнью.
  • Менять свои потребности и желания, управлять ими без насилия над собой.
  • Закреплять эти навыки в опыте организма. Ведь все знают, что, научившись, кататься на велосипеде, вы уже этот навык не забудете. И каждая поездка делает вас все лучше и лучше, как велосипедиста. Так и у нас, научившись мыслить по-новому, нельзя забыть навык. И используя его в жизни, вы только расширяете его возможности и он становится той самой мудростью, которой нам порой не хватает.

www.mospsyholog.ru

Саногенное (оздоравливающее) мышление. Как работать с эмоциями?

Описание слайда:

Вопрос: А в чём коренное отличие СГМ-терапии от учения Л.Р. Хаббарда, то есть дианетики, которая усиленно насаждается в России? Я спрашиваю, потому что само слово дианетика означает по-гречески «посредством разума», то есть как разум влияет на тело. Даже бывший председатель правительства страны С.В. Кириенко прошёл курс обучения этому методу. Сайентологи говорят, что эта система эффективна в избавлении от депрессий, разрушительных семейных отношений и т.д. Ответ: Эффективных методов много, но среди них мало тех, которые действительно повышают здоровье и благополучие человека. Вы, наверно, знаете, что восточные методы  духовного совершенствования полностью основаны на построении полной зависимости ученика от учителя, а колдовство и экзорцизм часто дают незамедлительный эффект. Дианетика использует многие достижения современной психотерапии, но только под иными названиями, например, одитинг, и часто достигает положительных результатов. Но я бы не советовал прибегать к помощи дианетики, так как она направлена на создание зависимости пациента от одитора. Причём эта зависимость постоянно усиливается. Дианетика может превратиться в мощное средство манипуляции людьми и добывания денег. Она реанимирует в псевдонаучной форме манихейскую идею проповедника и мистика Мани, которая еще в III веке н.э. была осуждена христианской церковью. Вот эта манихейская идея отражается и в дианетической теории, когда ум делится на плохой — реактивный, который должен быть очищен, и хороший — аналитический, который никогда не ошибается. Эмоции рассматриваются как объект уничтожения и устранения, как проявления реактивного ума. Это очень удобный подход для воспитания биороботов. Социальная концепция дианетики в соответствии с манихейской идеей основана на резком разделении людей на плохих, изначальных носителей зла, и хороших, хотя идеолог дианетики Л.Р. Хаббард ни словом не оговорился в своей книге о родстве с манихейской идеей. СГМ-терапия полностью основана на самосовершенствовании человека, при котором роль учителя почти полностью отсутствует, хотя он всегда, если надо, рядом. Наша теория признает как положительные, так и отрицательные функции эмоций, которые являются продуктом духовной эволюции человека и участвуют в адекватном управлении поведением. В соответствии с традициями современной отечественной психотерапии мы никогда не делим людей на плохих и хороших. Система саногенного мышления усиливает потенциал свободы человека и в этом её сила. …»

infourok.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *