Сензитивность это в педагогике – Педагогический словарь — сензитивность

Сензитивность — это… Что такое Сензитивность?


Сензитивность
— характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.


* * *

характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности. Сензитивным людям своейственны робость, застенчивость, повышенная тревожность, боязнь нового, порой комплексы неполноценности, заниженный уровень притязаний и др.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы:
  • сензитивность возрастная
  • Сензитивный (сенситивный) период

Смотреть что такое «Сензитивность» в других словарях:

  • сензитивность — (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сензитивность — сущ., кол во синонимов: 2 • психотип (15) • чувствительность (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… …   Энциклопедия социологии

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… …   Толковый словарь по социологии

  • Сензитивность — повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сензитивностъ возрастная присущий определенному возрастному периоду оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся вповышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякогорода испытаний и т. п. (3) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям …   Педагогический словарь

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • сензитивность —    , социальная фобия    это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это во многом зависит от… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • сензитивность возрастная — присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду С. в. обучение может оказаться недостаточно эффективным,… …   Большая психологическая энциклопедия

psychology_pedagogy.academic.ru

СЕНЗИТИВНОСТЬ — это… Что такое СЕНЗИТИВНОСТЬ?


СЕНЗИТИВНОСТЬ
(от лат. sesibilis — чувствительный) — англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям, фиксации на своих переживаниях.
см.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

Синонимы:
  • СЕН-СИМОН
  • СЕНСИМОНИЗМ

Смотреть что такое «СЕНЗИТИВНОСТЬ» в других словарях:

  • сензитивность — (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сензитивность — сущ., кол во синонимов: 2 • психотип (15) • чувствительность (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п. * * *… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… …   Толковый словарь по социологии

  • Сензитивность — повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сензитивностъ возрастная присущий определенному возрастному периоду оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся вповышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякогорода испытаний и т. п. (3) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям …   Педагогический словарь

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • сензитивность —    , социальная фобия    это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это во многом зависит от… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • сензитивность возрастная — присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду С. в. обучение может оказаться недостаточно эффективным,… …   Большая психологическая энциклопедия

dic.academic.ru

СЕНЗИТИВНОСТЬ — это… Что такое СЕНЗИТИВНОСТЬ?


СЕНЗИТИВНОСТЬ
(от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям.

Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

Синонимы:
  • Сензитивность к потребностям ребенка
  • Сензитивные периоды развития

Смотреть что такое «СЕНЗИТИВНОСТЬ» в других словарях:

  • сензитивность — (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сензитивность — сущ., кол во синонимов: 2 • психотип (15) • чувствительность (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… …   Энциклопедия социологии

  • Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п. * * *… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… …   Толковый словарь по социологии

  • Сензитивность — повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сензитивностъ возрастная присущий определенному возрастному периоду оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся вповышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякогорода испытаний и т. п. (3) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • сензитивность —    , социальная фобия    это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это во многом зависит от… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • сензитивность возрастная — присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду С. в. обучение может оказаться недостаточно эффективным,… …   Большая психологическая энциклопедия

pedagogical.academic.ru

Сензитивность — Психолог — Методическая копилка — Каталог статей

Сензитивность

Педагог – психолог А.В.Лукашова

 

Сензитивность — особая чувствительность, восприимчивость к определённым внешним воздействиям. Термин предложен итальянским учёным М.Монтессори, которая считала дошко­льное детство «сензитивным возрастом», т.е. этапом наибольшей восприимчивости к воспита­тельным воздействиям. Впоследствии это представление было уточнено и конкретизировано. В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могу! Быть выделены особые этапы — так называемые сензитивные периоды, в которых ребёнок наи­более чувствителен, к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определённых способностей. Так, сензитивный период для развития речи — 1-3 года. Если ребёнок в этом возрасте воспитывается в обеднённой речевой среде, в условиях недостаточного речевого об­щения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отстава­ние впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; попрошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития письма – 6 – 8 лет.

     Сензитивные периоды — это оптимальные сроки развития определённых психиче­ских способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обуче­ния (например, письму) бывает малоэффективным, оно также вызывает у ребёнка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким ре­зультатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достиг­нут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воз­действий с возрастными возможностями ребёнка. Наряду с описанной возрастной сензитивностью в психологии выделяют также так называемую характерологическую Сензитивность, кото­рая проявляется в обострённой эмоциональной восприимчивости к внешним воздействиям определённого рода. Такая сензитивность, проявляющаяся в частности, в особой чувствитель­ности к настроениям и взаимоотношениям окружающих людей, выступает основой понимания личностных переживаний, способности к сопереживанию. В этом смысле она выступает как положительная черта. Но в то же время характерологическая сензитивность делает человека более психологически уязвимым, на её почве может развиться болезненная ранимость и обид­чивость, а в особо неблагоприятных случаях – и невротические нарушения. В общении с ре­бёнком, для которого характерна повышенная эмоциональная чувствительность, родителям следует быть особенно внимательными, избегать резких приёмов педагогического воздействия. Воспитание эмоций и воли должно быть направлено, прежде всего, на формирование способ­ности конструктивно регулировать собственные переживания.

 

rechetsvetik.moy.su

Сензитивность

СЕНЗИТИВНОСТЬ — особая чувствительность, восприимчивость к определенным внешним воздействиям. Термин предложен итальянским педагогом М.Монтессори, которая считала дошкольное детство «сензитивным возрастом», т.е. этапом наибольшей восприимчивости к воспитательным воздействиям. Впоследствии это представление было уточнено и конкретизированно. В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы — так называемые сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных способностей. Так, сензитивный период для развития речи — 1-3 года. Если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития навыков письма — 6-8 лет.
Сензитивные периоды — это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.
Наряду с описанной — возрастной — сензитивностью в психологии выделяют также так называемую характерологическую сензитивность, которая проявляется в обостренной эмоциональной восприимчивости к внешним воздействиям определенного рода. Такая сензитивность, проявляющаяся, в частности, в особой чувствительности к настроениям и взаимоотношениям окружающих людей, выступает основой способности к сопереживанию, глубокому пониманию личностных проявлений. В этом смысле она выступает как положительная черта. Но в то же время характерологическая сензитивность делает человека более психологически уязвимым, на ее почве может развиться болезненная ранимость и обидчивость, а в особо неблагоприятных случаях — и невротические нарушения. В общении с ребенком, для которого характерна повышенная эмоциональная чувствительность, родителям следует быть особо внимательными, избегать резких приемов педагогического воздействия. Воспитание эмоций и воли должно быть направлено прежде всего на формирование способности конструктивно регулировать собственные переживания.

www.examen.ru

Проект по теме: Понятие сензитивного периода в биологии, медицине, психологии, педагогике

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.И. ГЕРЦЕНА

Экзаменационная работа по дошкольной сурдопедагогике.

Тема: «Понятие сензитивного периода в биологии, медицине, психологии, педагогике»

Подготовили:

студентки заочного отделения,

 3 курса Лузик Е. В., Лукичева А. Н.

Санкт-Петербург

2012-2013 уч. год.

Сензитивностъ- это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. д.

Возрастная сензитивность — это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов.» «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.» (Психология. Словарь под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М.:Изд-во полит, лит.- 1990).

        

Сензитивные периоды  — термин описывает периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, так же как и очень позднее начало. Термин используется в различных областях научения, таких как формирование привязанности, овладение языковыми навыками  С.п. не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.. (М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г)

Сензитивный период в психологии: (от лат. sensus – чувство, ощущение)   характерологическая  особенность человека, проявляющаяся  в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.(Психология. Словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко)

Сензитивный период в педагогике – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенным влияниям окружающей среды. Это период оптимальных возможностей для наиболее эффективного развития к.-л. Сторон психики (памяти, речи, мышления и т.д.), а также для обучения и воспитания. Так, в возрасте от 1 года до 5 лет особенно чувствительны к развитию фонематитческого слуха и усвоению языков, а по прошествии данного С.п. эта чувствительность несколько падает. Младшие школьники сенситивны к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста – такие,  как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность – содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Им умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая,  учебные действия и высказывания. Младшие подростки сенситивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать. Старший школьный возраст сенситивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая взрослыми огромная внутренняя работа :поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.(Педагогика. Современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич; под общ.ред. А. П. Астахов .-Минск: Современная школа, 2010)

Сензитивные периоды в анатомии и физиологии – процесс возрастного развития; проявляется в наличии особых периодов, когда обостряется чувчтвительность к определенным влияниям окружающей среды. Так, нормальный для ребенка возраст развития речи – 1-3 года; для развития ритмики и пластики – 4-6 лет; навыков чтения – 5-8 лет; навыков письма – 6-8 лет; для развития абстрактного мышления 10-14 лет.(Человек. Анатомия, физиология и психология под ред. А. С. Батуев, Е. П. Ильина, Л. В. Соколовой.)

Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения.

М. Монтессори описывала следующие сенситивные стадии общего развития ребенка:

Стадии

Возраст

Описание

«духовный эмбрион»

от 0 до 3 лет

В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям.

«строитель самого себя»

от 3 до 6 лет

В этот период идёт активное развитие органов чувств. Согласно М. Монтессори, ребенку необходимо создать богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др.

Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира. А затем переходит в следующую стадию своего развития – познание самого себя как человека и как члена общества, нахождения своего места в нём.

«исследователь»

от 6 до 9 лет

В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который пытается познать то, что «не лежит на поверхности»: как работают часы, откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там – в космосе.

учёный

от 9 до 12 лет

В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.

Основные сенситивные периоды развития детей, описываемые последователем М.Монтессори, доктором философии Полом Эпштейном:

Период

Возраст

Описание

Период порядка

от 2 до 4 лет

Ребёнок стремиться к постоянству и повторениям. У него имеется страстная приверженность к установленному распорядку. Он глубоко страдает от беспорядка.

Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами.

Период движения

от рождения до 1,5 лет

Беспорядочные движения ребенка становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.

Период маленьких предметов

от 1,5 до 4 лет

У ребёнка появляется интерес к мелким предметам и деталям.

Период вежливости и этикета

от 2,5 до 6 лет

Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности.

Период утончения чувств

от 2,5 до 6 лет

Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.

Период письма

от 3,5 до 4,5 лет

У ребенка появляется стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге.

Период чтения

от 3 до 5,5 лет

У ребенка возникает спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов.

Период языка

от рождения до 6 лет

Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям.

Период пространственных отношений

от 4 до 6 лет

Формирование представлений о расположении предметов в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики.

Период музыки

от 2 до 6 лет

Возникновение у ребенка спонтанного интереса к звучащей музыке и развитие музыкального слуха, чувства ритма и мелодии

Период математики

от 4 до 6 лет

Формирование у ребёнка представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала.

Период для эмоционального развития

Благоприятный период — 0 — 24 месяца
Следующий благоприятный период — 2 — 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период — любой возраст

И ещё несколько общих характеристик сензитивных периодов по М.Монтессори.

  1.  Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
  2.  Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребёнка.

   Каждый сензитивный период это:

1.  период особой чувствительности и психических отношений;

2.  сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей среды;

3.  период, в течение которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;

4.  страсть и приверженность;

5.  проистекающее из бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;

6.  интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;

Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые:

 Даниил Борисович Эльконин, Борис Герасимович Ананьев придерживаются следующей точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Лев Семенович Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития.

Борис Герасимович Ананьев отмечает: «Сензитивные периоды, о которых говорил Л. С. Выготский, несомненно, существуют, причем, прежде всего — в аналитической деятельности мозга. «Подобные оптимумы развития ребенка нельзя непосредственно вывести из процесса созревания (натуральный ряд) и нельзя объяснить лишь мастерством педагогического воздействия и культурными накоплениями ребенка (социальный ряд). Они относятся именно к тем сплетениям органического и социального рядов в целостном психическом развитии, о которых писал Выготский».

Алексей Николаевич Леонтьев, рассматривая вопрос о «функциональных органах» как физиологической основе способностей: «Для некоторых функциональных органов могут быть довольно точно указаны так называемые сензитивные периоды, т. е. периоды, когда их формирование происходит наиболее быстро и особенно эффективно. Известно, например, что речевой слух, артикуляция и вообще речь формируются в раннем детстве необыкновенно легко, производя даже впечатление как бы спонтанного развертывания; с другой стороны, если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется…».

Александр Владимирович Запорожец: «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества…». «Каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, «сензитивностью», в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младших возрастах оказывается иногда более эффективным, чем в старших».

Существуют и другие классификации сенситивных периодов, например, Пэма Скиллера.


В приведенной ниже классификации Пэма Скиллера «благоприятный период» показывает самый стремительный этап развития умственных способностей человека в данном направлении, «следующий благоприятный период» указывает на новое усиление соответствующей  активности мозга, «дальнейший возможный период» указывает на возможность развить данную способность еще в некоторой степени в ходе приспособления, адаптации к новым жизненным обстоятельствам.

Период для:

Благоприятный период

Следующий благоприятный период

Дальнейший возможный благоприятный период

эмоционального развития

0 — 24 месяца

2 — 5 лет

любой возраст

двигательной активности

0 — 24 месяца

2 — 5 лет

уменьшается с возрастом

развития зрения

0 — 24 месяца

2 — 5 лет

 

способности говорить

4 — 8 месяцев

8 месяцев — 5 лет

любой возраст

музыкальных способностей

0 — 36 месяцев

3 — 10 лет

любой возраст

умственных способностей

0 — 48 месяцев

4 — 10 лет

любой возраст

изучения иностранного языка

5 — 10 лет

 

Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;

Пиком — сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;

Спадом — более или менее медленным завершением.

nsportal.ru

Сензитивность — это… Что такое Сензитивность?


Сензитивность
характерологическая особенность человека, проявляющаяся вповышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякогорода испытаний и т. п. (3)

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.

Синонимы:
  • Семья
  • Сенсорное воспитание

Смотреть что такое «Сензитивность» в других словарях:

  • сензитивность — (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сензитивность — сущ., кол во синонимов: 2 • психотип (15) • чувствительность (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… …   Энциклопедия социологии

  • Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п. * * *… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… …   Толковый словарь по социологии

  • Сензитивность — повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сензитивностъ возрастная присущий определенному возрастному периоду оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям …   Педагогический словарь

  • СЕНЗИТИВНОСТЬ — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • сензитивность —    , социальная фобия    это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это во многом зависит от… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • сензитивность возрастная — присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду С. в. обучение может оказаться недостаточно эффективным,… …   Большая психологическая энциклопедия

social_pedagogy.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о