Социальная роль человека в семье: Социальная роль семьи – Социальные роли в семье.

Содержание

Социальная роль и её значение —

Сейчас очень популярна тема личностного роста. Создана масса различных тренингов и методик развития личности. Стоит это дорого, а эффективность катастрофически низка, трудно найти квалифицированного специалиста.

Разберёмся с понятиями, чтобы избежать блуждания в поисках самого эффективного способа стать успешнее. Процесс развития личности включает в себя освоение социальных ролей и навыков коммуникации (создания, поддержания и развития качественных отношений).

Именно через различные социальные роли проявляется и развивается личность. Освоение новой роли может кардинально изменить жизнь. Успешная реализация основных для человека социальных ролей создаёт ощущение счастья и благополучия. Чем больше социальных ролей человек способен воспроизвести, тем лучше он приспособлен к жизни, тем более он успешен. Ведь счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. Принимают активное и сознательное участие в жизни общества. Дружеские компании, увлечения и хобби значительно обогащают жизнь человека, но не могут компенсировать неудачи в реализации значимых для него социальных ролей.

Отсутствие реализации значимых социальных ролей, непонимание или их неадекватная трактовка создаёт в жизни человека чувство вины, низкую самооценку, ощущение потерянности, неуверенности в себе, бессмысленности жизни.
Наблюдая и осваивая социальные роли, человек усваивает стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны, осуществлять самоконтроль.

Социальная роль 

— это модель поведения человека, объективно заданная позицией личности в системе общественных и личных отношений.

Скажем так, в обществе задан некий безликий шаблон ожидаемого поведения, в рамках которого что-то считается допустимым, а что-то выходящим за рамки нормы. Благодаря данному стандарту от исполнителя социальной роли ожидается вполне предсказуемое поведение, на которое могут ориентироваться окружающие.

Такая предсказуемость позволяет сохранять и развивать взаимодействие. Последовательное выполнение человеком его социальных ролей создаёт упорядоченность повседневной жизни.
Семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца, брата. На работе он может одновременно быть инженером, мастером производственного участка, членом профсоюза, начальником и подчиненным. В социальной жизни: пассажиром, водителем личного автомобиля, пешеходом, покупателем, клиентом, пациентом, соседом, гражданином, благотворителем, другом, охотником, путешественником и т.д.

Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве значимых следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.

А какие социальные роли значимы для вас?

В семье: муж/жена; отец/мать; сын/дочь?

В профессии и карьере: добросовестный работник, эксперт и специалист в своей области, управленец или предприниматель, начальник или собственник бизнеса?

В общественно-политической сфере: член политической партии/благотворительного фонда/церкви, беспартийный атеист?

Без какой социальной роли ваша жизнь будет неполной?

Жена, мать, бизнес-леди?

У каждой социальной роли есть смысл и значение.

Чтобы общество нормально функционировало и развивалось, важно, чтобы все его члены осваивали и исполняли социальные роли. Так как образцы поведения закладываются и передаются из поколения в поколение в семье, давайте посмотрим на семейные роли.

Согласно исследованию, основная масса мужчин женится, чтобы иметь постоянного партнера по сексу и развлечениям. Кроме того, жена для мужчины является атрибутом успеха, который поддерживает его статус. Следовательно, смысл социальной роли жены в том, чтобы разделять увлечения и интересы своего мужа, чтобы выглядеть достойно в любом возрасте и в любом периоде жизни. Если же мужчина не получает сексуальное удовлетворение в браке — придётся искать иное значение брачных отношений. 

Социальная роль матери предусматривает заботу о ребенке: здоровье, питании, одежде, домашнем уюте и воспитании полноценного члена общества. Часто женщины в браке подменяют выполнение роли жены ролью матери, а потом удивляются, почему отношения разрушаются.

Социальная роль отца заключается в обеспечении защиты и безопасности своим детям, в том, чтобы быть наивысшим авторитетом в оценке детьми своих действий, в навыках соблюдении иерархии.

Задача родителей, как отца, так и матери – за время взросления помочь ребенку сформировать личность, способную жить и создавать результаты в своей жизни самостоятельно. Привить морально-нравственные и духовные нормы, основы саморазвития и стрессоустойчивости, заложить здоровые модели отношений в семье и социуме.

Социологическое исследование утверждает, что большинство женщин выходит замуж, чтобы иметь статус замужней женщины, надежный тыл для воспитания детей в полноценной семье. Она ждёт от мужа восхищения и открытости в отношениях. Следовательно, социальная роль мужа в том, чтобы иметь юридически оформленный брак с женщиной, заботиться о жене, участвовать в воспитании детей весь период их взросления.

Социальные роли взрослых дочерей или сыновей подразумевают самостоятельную (финансово независимую) от родителей жизнь. В нашем обществе считается, что дети должны осуществлять заботу о родителях в тот период, когда те становятся беспомощными.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения.

Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Если человек воспринимает социальную роль как жесткую маску, стереотипам поведения которой он вынужден подчиняться, он буквально ломает свою личность и жизнь превращается для него в ад. Поэтому, как и в театре, роль одна, а каждый исполнитель придает ей свои оригинальные черты. Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи; хороший врач-хирург — это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Таким образом, инициатива и авторский почерк является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.

У каждой социальной роли есть предписанный набор прав и обязанностей.

Обязанность — это то, что человек делает исходя из норм социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет. Так как обязанности всегда сопровождаются правами, выполняя свои обязанности в соответствии со своей социальной ролью, человек имеет право предъявить свои требования к партнеру по взаимодействию. Если в отношениях нет обязанностей, то нет и прав. Права и обязанности как две стороны одной медали – одно невозможно без другого. Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли. Любой дисбаланс в этом соотношении свидетельствует о некачественном усвоении социальной роли. Например, часто в сожительстве (так называемом гражданском браке) конфликт возникает в тот момент, когда партнеру предъявляются требования социальной роли супруга.

В выполнении социальных ролей заложены конфликты и, как следствие, психологические проблемы.

    1. У каждой личности есть авторское исполнение общепринятых социальных ролей. Между заданным стандартом и личной интерпретацией невозможно достичь полного совпадения. Надлежащее исполнение требований, связанных с социальной ролью, обеспечивает система социальных санкций. Часто страх несоответствия ожиданиям приводит к самоосуждению: «Я плохая мать, никудышная жена, отвратительная дочь»…
    1. Личностно-ролевой конфликт
      возникает, если требования социальной роли противоречат жизненным устремлениям личности. Например, роль начальника требует от человека волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.
    1. Когда у человека несколько социальных ролей со взаимоисключающими требованиями или у него нет возможности выполнять свои роли в полном объеме возникает межролевой конфликт. В основе этого конфликта лежит иллюзия «невозможное возможно». Например, женщина хочет быть идеальной хозяйкой и матерью, при этом успешно управлять крупной корпорацией.
    1. Если к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальной группы, возникает внутриролевой конфликт. Например, муж считает, что жена должна работать, а его мама считает, что жена должна сидеть дома, воспитывать детей, заниматься домашним хозяйством. Сама женщина при этом думает, что жене важно творчески и духовно развиваться. Пребывание внутри ролевого конфликта ведет к деструкции личности.
  1. Повзрослев, человек активно вступает в жизнь общества, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять отведенную роль. Неспособность подобрать для себя подходящую социальную роль приводит к отказу от выполнения любых социальных функций – к
    самоустранению
    .
      • Для мужчин такая психологическая травма чревата нежеланием иметь жену и детей, отказом от защиты своих интересов; самоутверждением за счет унижения беззащитных, склонностью к пассивному стилю жизни, самолюбованию и безответственности.
    • Для женщин нереализованность некоторых социальных ролей приводит к неконтролируемой агрессии не только по отношению к окружающим, но и по отношению к себе и своим детям, вплоть до отказа от материнства.

Что же делать, чтобы избежать проблем?

    1. Определите для себя ЗНАЧИМЫЕ социальные роли и способ их актуализации.
    1. Опишите модель поведения в данной социальной роли, исходя из смыла и значения этой роли.
    1. Изложите свою систему представления о том, как нужно вести себя в данной социальной роли.
    1. Опишите представление значимых для вас людей о данной социальной роли.
    1. Оцените реальное поведение, найдите расхождение.
  1. Скорректируйте свое поведение таким образом, чтобы ваши границы не нарушались и ваши потребности удовлетворялись.

Социальная роль. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе

Личностью человек становится только в обществе и только благодаря обществу. Новорожденный не обладает никаким социальным опытом. В процессе прямого и косвенного общения с людьми он овладевает языком, орудиями и способами труда, методами познания и творчества. С самого рождения человек вступает (сначала неосознанно, а затем сознательно) в определенные отношения с людьми и тем самым приобщается к жизненному опыту, овладевает накопленной культурой, сложившимися традициями и др. У человека чуть ли не с рождения возникает могучая потребность в общении с другими людьми. Общаясь с другим человеком, мы познаем определенные качества этого человека — его доброту или нетерпимость, отзывчивость или грубость и пр., сравниваем его качества со своими, сверяем свои действия, поступки с тем, что ждут окружающие от нас самих, пытаемся понять их требования, почувствовать их переживания, уловить их мнения и настроения.

В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства, чувство защищенности. Человек не может жить без общества людей. Всегда и всюду люди живут в каких-то группах (семья, класс, школа, спортивная секция, дружеская компания и т. д.). Именно участие в таких группах дает возможность развить человеческие качества. В продолжительных и повседневных контактах люди научаются ценить друг друга, считаясь с индивидуальными особенностями каждого.

Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. А. С. Макаренко писал: «В мировой борьбе за человеческое счастье до наших дней считалась неразрешимой тема личности и коллектива. Нужно признать, что она не могла быть разрешена, пока самое понятие коллектива для мыслителей до Маркса было недоступно».

Коллектив — это группа людей, объединенных общими целями совместной деятельности. Люди в нем объединены деятельностью, явно полезной для общества. Взаимоотношения людей в коллективе устойчивы, носят характер взаимопомощи.

«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, только в коллективе возможна личная свобода…» — писали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии».

Очень важно, является ли семья коллективом или нет. Ведь в ней закладывается фундамент развития и воспитания личности. Участие в коллективе и его деятельности является источником материального благосостояния человека, источником развития его способностей и потребностей.

Коллектив — частица общества, он неизбежно несет в себе политические, нравственные, эстетические и другие идеи общества, которыми личность руководствуется в своем поведении. Именно в коллективе формируются общественно значимые качества личности, и прежде всего коллективизм.

Коллективизм — это новый тип взаимоотношений людей социалистического общества, это чувство солидарности личности с коллективом, ставшее ее свойством. Он определяется единством целей личности, группы и общества. «Мы должны воспитывать коллективиста, т. е. человека, умеющего подчинить личное общественному»,— писала Н.К. Крупская. Коллективизм предполагает умение подчиняться общим решениям независимо от занимаемого положения, отстаивать ценность общественных идеалов в условиях конфликта и давления.

Ярче всего коллективизм формируется и проявляется в условиях трудовой деятельности, где формируется способность ставить общие цели выше личных, готовность прийти на помощь каждому из товарищей, умение совместно трудиться. Совместный труд предполагает коллективность в обсуждении всех основных вопросов, личную и коллективную ответственность, дисциплинированность, оптимизм. Рабочий А. Соловьев рассказывает: «Меня учили мыслить над деталью, передавали свой опыт, свое отношение к делу. Между прочим, тогда я даже удивлялся, почему ко мне так хорошо, так внимательно относятся. Сейчас я понимаю, что люди, которые учили меня, были не просто хорошими токарями. Они были еще и психологами, умели понимать душу человека. Они не только обучали мастерству, но и вырабатывали партийное отношение ко всему, с чем сталкиваешься в жизни…».

Взаимоотношения личности и коллектива многообразны: и коллектив влияет на личность, и личность влияет на коллектив. Чем человек духовно богаче, тем выше его авторитет и сильнее влияние на коллектив.

Коллектив в свою очередь способствует развитию индивидуально неповторимой личности. Ведь, как уже говорилось, именно коллектив заинтересован в том, чтобы каждый человек, входящий в него, максимально развивал свои способности и индивидуальность (здесь учителю уместно поставить перед учащимися ряд вопросов, с тем чтобы они попытались дать характеристику своего коллектива и подумали над тем, насколько сформировано у них чувство коллективизма).

Социальные роли человека в семье: перераспределение и смена обязанностей

Здравствуйте, дорогие читатели блога Маривлада! Вспомните, когда создается новая семья, каждый вступает в новые роли. Молодая жена, она же еще и невестка, муж, он же зять, — приобретают новых родственников – свекра, свекровь, тестя, тещу, золовку, шурина… Социальные роли человека в семье очень многообразны. Множество новых родственников, с которыми еще отношения нужно наладить, да желательно хорошие.

По идее все бы должны друг друга любить и жаловать, но… «Свекровь в дом – все вверх дном», «Зять любит взять да не любит отдать», «От тещи не спрячешься в роще» — свидетельствует народный опыт – зоркий глаз и трезвый ум. Разумеется, можно найти много примеров, которые это опровергнут, и лучше вслушаться в предупреждения: мир и лад, если вы их хотите, потребуют много душевных сил. Трения могут возникнуть даже там, где их не ждешь.

Оглавление
  1. Начало проблем в новой семье
  2. Семейные привычки и традиции на пути к счастью
  3. От кого зависит мир в современной семье?
  4. Чего не ценят дети и родители?
  5. Откуда берутся конфликты на ровном месте?
  6. Памятка для молодых

Начало проблем в новой семье

Вот, скажем, как называют свекровь – мамой или по имени-отчеству? Определенных правил нет – как хочется и как кому удобно. Но от одной свекрови услышишь: «Она даже мамой меня не называет!» (можно ли, мол, ждать от такой невестки чего-то хорошего?), а от другой: «Ну какая я ей мама? Это ж в старинные годы так было принято, да в деревне…» (здесь свой подтекст: хорошим манерам невестка не обучена).

Наверное, если бы у современной молодой жены было бы чуть больше такта, она бы обязательно спросила разрешения на «маму». А если бы свекровь была добрее, то оценила бы она душевный порыв невестки, искренне поблагодарила и, даже отказавшись от предложения, коль оно ей кажется неудобным, использовала бы ситуацию для укрепления взаимопонимания: «Давай оставим, как есть, — это привычней, дело не в обращении, лучше постараемся друг друга никогда не обижать». Можно же так?

Действительно, не стоит возводить мелочи или формальности в принципы. Есть вещи куда важнее.

Семейные привычки и традиции на пути к счастью

Вот поселятся муж и жена под одной крышей с родителями, и начнется испытание на терпимость. Лучше бы жить отдельно, кто спорит, но в загсе, к сожалению, не вручают ключей от квартиры, кому-то из родителей пришлось потесниться. Как бы ни были они рады счастью сына или дочери, какой бы милой ни оказалась невестка и каким бы хорошим зять, все равно надо приспосабливаться к переменам и чужим привычкам.

Вот дом, где культ порядка. Даже в прихожей не увидишь шарфов, перчаток – вещи все по местам, по шкафам и ящичкам. Везде удобно, красиво. Но это было, раньше… Теперь прямо у двери свалены какие-то брезентовые чехлы, на полу разложены для просушки отдельные части байдарки, из-под кресла торчат огромные резиновые сапоги, видно, никуда не помещаются.

«Наш зять уверяет, что от порядка оскудевают эмоции, нормально жить и развиваться можно только в таких развалах. Так что мы… развиваемся!» — смеется хозяйка. Думаю, «развиваться» ей непросто, но старается. Перераспределяются и гендерные роли.

В доме, где поселилась невестка, еще большие преобразования. В комнате сына снят со стены ковер, содраны обои. Кажется, самое время высказаться. Заметить, к примеру, что обои импортные, стоят ого-го, что ремонт, между прочим, сделан всего полгода назад… А родители молчат, с интересом наблюдают.

Сын, который ничего не умел делать, со сноровкой профессионала разматывает рулоны белой бумаги, оклеивает всю комнату вместе с потолком, как коробку, обрызгивает серой краской из пульверизатора. «Когда много вещей – книг, пластинок, — объясняет невестка, — стены и потолок должны быть нейтральными».

Тоже можно бы ответить: «Подождали бы со своей эстетикой, вот будет свой дом…». Но смогли оценить готовность невестки сделать всем приятное: «Нравится? Хотите, мы и вашу комнату так перекрасим?» — «Ну уж нет! – изображает ужас свекор. – Баррикаду поставлю!»

От кого зависит мир в современной семье?

Родители в том и в другом случае на высоте. Если и дальше им удастся с юмором относиться к разнице вкусов, смогут избежать многих ненужных обид. Впрочем, оба случая не так серьезны. Бывает, что отношения с новым членом семьи никакими стараниями не согреешь.

Некоторые считают, что обстановка в общем доме почти полностью зависит от старших. Чтобы новый член семьи почувствовал себя равноправным, ощутил бы заботу и независимость, от хозяев дома требуется немало такта и великодушия. Не всем такое дано. Бывает, дочке дорогой подарок на день рождения, а зятю вопрос: «Что тебе родители подарили? Могли бы расщедриться…»

Свекрови порадоваться бы, что в доме помощница появилась, она же ищет повода, чтобы придраться: «Кто это шваброй пол моет? Это только грязь разводить…»» Кажется, удовольствие получает женщина, когда удается уличить невестку в незнании, неумении, подчеркнув тем самым, что она из дома кое-какого попала в дом приличный.

Есть просто злые ворчливые люди, им никакая житейская грамматика, никакие азы этикета и увещевания поглядеть на себя со стороны не помогут. Но иногда каждый сам по себе хорош, а житья в доме нет.

Чего не ценят дети и родители?

”Живем только для детей, все для них”. Хорошо это или плохо? Скорее хорошо. Но чем оборачивается такая установка? Родители забыли, что сын вырос. С двадцатипятилетним обращаются как с пятилетним, и невестку готовы взять на «короткий поводок» — на каждом шагу подсказки, советы.

«Я ей добра желаю! А она… перечит», — обижается свекровь, забывшая о простой житейской истине: чем скупее будешь на советы, тем скорее их примут за знак искреннего расположения и заботы.

Если у родителей нет значимой деятельности – любимой работы, увлечений, круга друзей, то их помыслы, планы, все «хочу – не хочу» фокусируются на жизни своего ребенка. Психологи называют это духовным иждивенчеством.

«Хочу, чтобы дочь поменяла профессию», «Не хочу, чтобы сын занимался постирушками – у него голова профессорская», «Не хочу, чтоб молодые ехали в тур поездку, лучше отложить деньги на мебель», «Хочу, чтобы сын понял, пока без детей, что она ему не пара…»

Такие родители считают, что имеют право везде вмешиваться, потому что поддерживают детей материально, много помогают по хозяйству. Но при всем альтруизме – жесткий диктат и контроль. Социологи давно установили, что треть разводов в молодых семьях и ссор мужа и жены происходит из-за родственников, из-за их вмешательства.

Но это не значит, что спрос за исполнение семейных ролей только со старших. Младшие – тоже взрослые люди. Недаром говорят, попадется хороший зять, приобретешь сына, плохой – потеряешь дочь.

Молодые вступили в кооператив, родители жены, у которых они жили, решили отдать им все свои сбережения, ожидая естественной благодарности. А дочь сухо сказала: «Вы должны больше», — и бесстрастно изложила расчеты: родительская квартира столько-то метров, матери с отцом полагается столько-то, а ей, мужу и ребенку…

Вот за то, что им троим полагается, родители и должны заплатить по твердым кооперативным ценам. «Вы против? Разменяемся…» — «Вы можете рассчитывать только на комнату в коммуналке, — посочувствовал зять. – Зачем же вам такое?»

Что делать? Закричать: «Вон!»? Обидели отца, он накричал, потом ночами вместе с женой бесконечно прокручивал ситуацию. «Если бы они попросили, нашли бы деньги, заняли у кого-нибудь. Но брать за горло!..» «Это все он!» «Мы-то радовались, зять мастер на все руки, умеет хорошо заработать. Да он делец, рвач. «Хам!» «Что он с ней сделал?» Так им было легче – убеждать себя, что дочь лишь пострадавшее лицо.

И как ни унизительно выкладывать деньги, когда их вымогают, родители пошли на это: не хотели рвать отношений с дочерью – и такое могло произойти, боялись, что зять отлучит их от внука.

Крайний случай. Но многим ли лучше, к примеру, вот такие подсчеты? «Мои родители купили нам мебель, а твои даже на телевизор не расщедрились. Почему ты им не скажешь?» По другому здесь, не заведено в его семье требовать дорогих подарков. «А ты им объясни…» — настаивает молодая жена. Дело доходит до ссор, и невестка уже подчеркнуто холодна с новыми родственниками.

А в чем они виноваты? В том, что не оправдали ее ожиданий? Родители не обязаны содержать взрослых работающих детей, не должны налаживать быт и участвовать в укреплении семьи. Точно так же они не обязаны любить нового члена семьи.

И тут одно можно сказать: не стройте иллюзий – не будет разочарований. Они обязаны быть вежливыми, корректными, тактичными, помогать в трудные минуты (всякий воспитанный человек берет на себя такие обязательства), а душевные отношения – это уж как сложится.

Откуда берутся конфликты на ровном месте?

  1. Родители чаще всего более консервативны, чем их ребенок.
  2. Дети всегда больше тянутся ко всему новому, прогрессивному.
  3. Родители больше стремятся к тишине, безопасности, традиционности и всему, что привычно для их поколения.
  4. Дети бунтуют против традиций, которые им не нравятся или неудобны. К тому же они доверчивее и рисковее. Им нравятся шумные вечеринки и гулянья до утра.
  5. Родители наделены большим опытом, им хочется его передать, чтобы дети перестали набивать собственные шишки.
  6. Дети хотят приобретать собственный опыт, часто отличаются беззаботностью. Многое придет с возрастом.
  7. Больше ценят мнение знакомых, соседей и родственников, свое место в обществе.
  8. Дети безразличны к мнению общества, хотят жить по своим правилам.

Исследования говорят, что современные молодые семьи, которые живут с родителями жены, более благополучны (конфликты в них реже, чем в семьях, поселившихся у родителей мужа). Вывод однозначен: плох здесь дуэт свекрови и невестки. Что ж, это самые трудные роли.

Известный писатель Андерсен — Нексе заметил с иронией: «Каждая мать надеется, что ее дочь получит лучшего мужа, чем она, и убеждена, что ее сын никогда не получит такую хорошую жену, как ее муж».

К этим словам можно отнестись как к удачно остроте, но, отсмеявшись, задуматься о природе чувств. Мать со дня рождения заботится о сыне, и естественно, ей кажется, что без нее он пропадет. Невестка покупает ему плохие рубашки, плохо стирает, готовит не тот завтрак, да вообще не готовит («Сделай что-нибудь себе сам – я опаздываю!»). Это у нее распределение обязанностей такое.

Прежде мать могла обратиться к сыну с любой просьбой, а теперь он и без того задерган: «Быстренько сбегай!» «Быстренько принеси!». Сына отобрали, им распоряжаются как вещью, им помыкают. Реакция неадекватна, в ней много от ревности. Это мы с вами так думаем. Только каждый лучше разбирается в других, чем в себе.

Однажды в кабинет социально-психологической помощи пришла женщина с жалобой на раздражительность. Прежде за собой такого не замечала, теперь то и дело поднимается внутри какая-то злая волна. Доктор, задавая вопросы, выяснил, что в ее жизни полгода назад произошли перемены – сын женился, молодые живут с ними. «Раздражает невестка, — призналась, покраснев, пациентка, — а срываюсь на всех.

Всем достается. Ей тоже…» — «Она груба, бестактна, неряшлива, ленива?» — расспрашивал доктор. «Нет, что вы! – оживилась свекровь. – Она достаточно деликатна. Старается мне помочь по хозяйству. За все берется хорошая девочка!» Отношения складывались по формуле: хочу любить и не могу.

”Попробуйте всякий раз после взрыва, — советовал доктор, — когда вы собой недовольны, задавать себе вопрос: «Что же именно меня раздражает?» — и честно на него отвечать. Попейте пустырник на ночь. Постарайтесь не переутомляться. Гуляйте по вечерам. Уверен, у вас все наладится”.

”А что бы посоветовали вы в этой ситуации невестке?”. «Если она считает, что ее свекровь, в общем-то, человек хороший, не обижаться по мелочам. Не принимать на свой счет всякое резкое слово или повышенный тон. Делать скидку на то, что мать мужа тоже переживает нелегкое время».

Памятка для молодых:

  • Настраивать человека против родителей столь же безнравственно, как настраивать мужа против жены или жену против своего мужчины.
  •  У вашей свекрови, несмотря на плохой характер и массу недостатков, есть одно бесспорное достоинство, за которое ее следует чтить: она мать вашего мужа.
  • Со своим уставом в чужой монастырь не ходят.
  • Каким бы банальным ни казался вам родительский совет, он стоит того, чтобы благосклонно его выслушать и поблагодарить, даже если вы не собираетесь им воспользоваться: вам ведь желают добра.
  • Стараясь освободиться от диктата, вмешательства в жизнь вашей семьи тещи с тестем или свекра со свекровью, будьте скромны в своих требованиях к ним, не слишком злоупотребляете их помощью.

Несмотря на великое множество ролей, которые играем мы в своей жизни, почти все мы примеряем на себе. Сначала дети, сестра, братья. И всегда родители для нас не совсем правы. Но проходит время, становимся невестками, зятьями, шуринами и оказывается, что родители не так и плохи. И станем матерями, отцами и все, что отвергали, прочувствуем на себе. Неизбежна смена ролей и поколеней. Предлагаю в заключение послушать чудесную Славянскую песню об одной из женских ролей в нашей истории.

И в этом театре нашей жизни главное не сделать другому то, что не пожелал бы себе.
Если понравилась вам статья, поделитесь ею в социальных сетях со своими друзьями. Жду ваших комментариев на предложенную тему.

С уважением, Мария Якушева

Социальная роль семьи в современном обществе.

Социальная роль семьи в современном обществе

Какую сторону развития ребёнка мы бы ни взяли, всегда окажется, что основную роль в его эффективности на любом возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

1 Семья обеспечивает эмоциональное и физическое развитие ребенка. В младенчестве и в раннем детском возрасте семья играет определяющую роль, которая не может быть заменена другими институтами социализации. В детском и школьном возрасте её влияние остаётся ведущим, но перестаёт быть единственным. Затем её роль постепенно уменьшается.

2 Семья влияет на формирование психологического пола ребёнка. В первые три года жизни – это влияние определяющее, потому что именно в семье идёт необратимый процесс половой типизации. Благодаря этому процессу ребёнок усваивает атрибуты своего пола. Также существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на следующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола ребёнка.

3 Семья играет большую роль в умственном развитии ребёнка, а также влияет на отношение детей и подростков к учёбе. И во многом определяет её успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи и интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии ребёнка. Какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к самообразованию и к продолжению образования.

4 Семья имеет важное значение в овладении ребёнком социальными нормами. А когда речь идёт о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье обусловлены взаимоотношениями и атмосферой в родительской семье. Родители, которые сами в детском возрасте пережили недостаток внимания и которые не решили в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не всегда способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь.

5 В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации ребёнка, проявляющиеся в межэтнических и социальных отношениях. Определяющих его стиль жизни, уровень и сферы притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

6 Семья играет большую роль в процессе социального развития ребёнка в связи с тем, что её поддержка, одобрение, осуждение или безразличие сказываются на притязаниях ребёнка. Помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, устоять в меняющихся социальных условиях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни.

Современные семьи разнообразны, и во многом от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы её результаты. Так, по результатам исследований социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 23 % семей в нашей стране не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 13 % — формируют правонарушителей.

Важной характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приёмов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его мягкости или жёсткости стиль может быть определён как демократический или авторитарный.

Авторитарный стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, жестко добиваться выполнения своих требований, пресекать их инициативу, полностью контролировать их интересы, поведение и даже желания. Это достигается с помощью наказаний и контроля за жизнью младших.

В некоторых семьях это проявляется в стремлении полностью контролировать не только поведение, но и мысли и желания детей, их внутренний мир, что может привести к острым конфликтам. Немало матерей и отцов, которые фактически рассматривают своих детей как глину или воск, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребёнок сопротивляется, его наказывают.

При таком стиле воспитания взаимодействие между младшими и старшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить разрешение на какие – либо действия. Коммуникация направлена исключительно или преимущественно от старших к младшим. Такой стиль воспитания, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения. С другой стороны – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, агрессию и протест зачастую вместе с пассивностью и апатией.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить хорошие отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять самостоятельность и инициативу. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания поощрение и одобрение.

В реальной жизни демократический и авторитарный стили воспитания в чистом виде встречаются не очень часто. Обычно в современных семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому стилю. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец – авторитарен, а мать – более демократична).

Есть семьи, в которых мать стремится не столько формировать личность ребёнка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь понимания, эмоциональной близости, сочувствия. В то же время отец стремится подготовить ребёнка к жизни через тренировку его воли, обучения полезным и нужным умениям (согласно его представлениям).

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же материальными и духовными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются матерями и отцами в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли матери и отца в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к любви к окружающей природной среде и людям, к труду, уважению к старшим, зависит то, каким будет наше общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах справедливости и добра или же наоборот? В этом случае очень важно постоянное общение в семье. Ведь общение – это один из основных факторов формирования личности ребёнка. Именно доверительное общение в семье является одним из важных условий для благоприятного психоэмоционального состояния ребенка.

Социальная роль родителя

Роль родителя в формировании личности ребенка

Определение 1

Социальная роль — набор действий, образцов поведения, которое общество будет ожидать от обладателя того или иного социального статуса.

Самые первые шаги в процессе социализации ребенок совершает внутри семьи, а потому именно родители выполняют самую основную социальную роль — воспитывают и формируют личность ребенка, закладывают его ценностные основы. Таким образом, именно подготовка ребенка к жизни, его адаптация к социальной ситуации — основная задача родителей, в этом и выражается основная социальная роль родителя.

Семья, являясь малой социальной группой, дает возможности ощутить ребенку, как происходит общение внутри семьи, внутри коллектива, какие роли какой член семьи играет и какие права и обязанности есть у каждого члена группы. В этой связи особо важным представляется такое понятие, как микроклимат семьи. В доброжелательной и спокойной обстановке взаимного доверия и уважения, у ребенка формирует положительный эмоциональный опыт. Именно в семье ребенок впервые осознает и учится выражать широкий спектр эмоций, обучаясь этому у родителей.

Для того, чтобы социальная роль родителя выполнялась в полной мере, в семье должны быть созданы все условия для того, что ребенок успешно усваивал все компоненты социального опыта: познавательного, коммуникативного, ценностного и поведенческого-деятельностного.

  1. Познавательный аспект — имеется ввиду обучение ребенка нормам и способам поведения человека в обществе.
  2. Коммуникативный и поведенческий аспекты — ечь идет об освоении ребенком многообразия форм социального взаимодействия в обществе, навыков общения, как вербального, так и невербального; к тому же ребенок усваивает культурные формы поведения, которые позволили бы ему выразить свои чувства и желания адекватно и понятно для других членов общества.
  3. Ценностный аспект — подразумевается формирование ориентации ребенка на общечеловеческие ценности, такие как доброта, справедливость, честность. Ценности, окрашенные положительно с точки зрения эмоций, воспринимаются как личностно-значимые и становятся частью его побудительных мотивов при социальных взаимодействиях.

Социальные потребности ребенка, которые удовлетворяет родитель

  1. Потребность в общении, в эмоциональных положительных контактах, в доброжелательном отношении, доверии и любви; все это создает благоприятные условия для развития, формирует ощущение безопасности.
  2. Потребность в самореализации, которая может быть достигнута как включением ребенка в различного рода творческую деятельность, так и похвалой его достижений и успехов.
  3. Потребность в содержательном общении, имеющим форму сотрудничества: это развивает социальные чувства и удовлетворяет потребность ребенка как во взаимодействии с окружающим миром, так и в выражении своих чувств и переживаний.
  4. Потребность в познании и обмене информацией; это развивает интеллектуальные эмоции ребенка, формирует в нем интерес к самообучению, самовоспитанию.

Социальные функции родителя

  1. Воспитание ребенка: сюда относится и обучение жизненным навыкам (учить ходить, самостоятельно одеваться и т.д.), и обучение в прямом смысле этого слова (предоставление информации о мире, о человеке, начальные знания различных наук, помощь в образовании совместно с школой и т.д.), привитие ценностных и культурных норм.
  2. Помощь в самореализации ребенка: через семью как малую социальную группу, через разнообразную, в том числе, творческую деятельность, которая осуществляется на первых порах совместно с родителями, а после ими стимулируется и т.д.
  3. Демонстрация социальных ролей папы и мамы, гендерных ролей на собственном примере.
  4. Родитель также является заказчиком образовательных услуг, начиная от самых начальных ступеней образования, заканчивая высшим образованием.
  5. Предоставление социальных гарантий, свобод, защита прав ребенка и т.д.

Социальная роль ребенка

Дети как социальная группа

Роль ребенка – это главная роль, с которой человек начинает свою жизнь. Ребенок находится в тесных взаимоотношениях с родителями, братьями и сестрами, родственниками, соседями и друзьями.

Положение детей в обществе, как социальной группы, не всегда можно назвать благополучным, что связано с существованием следующих проблем:

  • отсутствие социально-психологического и социально-экономического благополучия в семье;
  • насилие над детьми;
  • формирование девиантного поведения у детей;
  • негативное отношение к детям;
  • детская бездомность;
  • маргинализация детей.

Для решения этих проблем необходимо выявить факторы, определяющие статус ребенка в семье и обществе, сформированный в процессе семейной социализации и обозначить место ребенка в социальной стратификации общества.

Замечание 1

Дети – это социальная группа, объединяющая индивидов, имеющих общие способности, склонности, взгляды, интересы друг с другом в отношении устойчивых моделей социального взаимодействия. Выполняемые детьми роли объединяют их в социальных отношениях. Вследствие того, что эти отношения достаточно долго, им приписываются качества группы.

Дети являются носителями особой субкультуры или контркультуры – набора уникальных и специфических норм и ценностей.

Дети – стабильная общность, главная проблема которой проявляется в:

  • неравенстве условий стартового потенциала;
  • дифференциации по социальным и возрастным критериям;
  • социальном неравенстве;
  • различных шансах на получение культурных и социальных благ.

Модификации социального статуса детей

Степень прав и свобод ребенка, его социальный статус в семье и обществе обусловливается конкретным этапом общественного развития, социально-классовой структурой общества, культурными, религиозными, этническими и иными традициями. Выделяют несколько разновидностей социальных статусов детей в обществе:

  • подчиненные, зависимые члены общества;
  • не признаются членами общества;
  • будущие члены общества, поэтому обладают «отсроченным» статусом;
  • воспитанники и ученики;
  • развивающиеся личности;
  • равноправные члены социума.

Замечание 2

Ребенок – самодостаточная личность, поэтому его необходимо рассматривать как активного, сознательного субъекта жизнедеятельности. Дети оказывают влияние на экономику и общество; их учеба – это часть общественного разделения труда. Дети накапливают человеческий капитал.

В зависимости от статуса детей и выполняемых им ролей различают четыре группы детей:

  1. Группа населения, которая находится в переходном периоде, основная задача которого – интеграция и социализация детей в обществе. Дети не являются равноправной частью общества, их поступки подвержены эмоциям, импульсивны.
  2. Самая значительная часть населения, их нужды – это высшие нужды в обществе. Так как детьми определяют будущее общества, то им должен принадлежать приоритет.
  3. Дети рассматриваются исключительно с позиций возрастной категории.
  4. Часть общества, имеющая равные права с другими представителями населения, участвующая в организуемой обществом деятельности.

Социальная роль ребенка в семье

Внутрисемейный статус ребенка более высокий, чем социальный.

Дети удовлетворяют потребности родителей различных уровней. У ребенка преобладает желание удовлетворить свои первичные потребности. Родители стремятся ребенку в этом помочь. Как правило, это отношения гармонии и взаимного влечения.

Социальные статусы реализуются через совокупность представлений о родительстве и детях, через функции и роли, выполняемые детьми в процессе социального взаимодействия, через реальные отношения в семьях. В современных семьях у ребенка могут быть различные статусы:

  • зависимого и подчиняемого;
  • принятого и отверженного;
  • автономно-независимого и деспотичного.

Замечание 3

Чем более ребенок от семьи автономен, тем больше в процессе семейной социализации проявляются признаки девиации, тем больше отличий в ценностях младшего и старшего поколений, тем хуже ребенок усваивает необходимые знания, нормы, образцы поведения.

Дети – та часть населения, которая особо нуждается во внимании родителей, широкой общественности, науки.

Социальные роли – что это в психологии. Структура и виды

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Эта гениальная мысль У. Шекспира нашла свое подтверждение в теории ролей, разработанной в XX веке представителями интеракционистского направления в психологии. В настоящее время эта теория играет важную роль в социальной психологии, так как во многом объясняет особенности поведения человека в обществе и возникающие у него проблемы.

Теория ролей в психологии

Впервые понятие социальной роли как первичной структурной единицы социума было предложено американскими социологами Дж. Мидом и Р. Линтоном в 30-х годах XX века. Позднее к этой идее неоднократно обращались уже представители социальной психологии, и к концу прошлого века она оформилась в довольно стройную теорию, объясняющую процессы взаимодействия человека и общества.

Роль как функция человека в обществе

Львы живут прайдами, волки — стаями, а люди – социальными группами. Это сообщества индивидов, объединенных общей целью и совместной деятельностью, направленной на ее достижение. Любая групповая деятельность требует распределения функций, предполагающих определенный тип поведения, комплекс обязанностей, позицию человека в социуме и т. д.

Вот эти функции с точки зрения психологии и есть социальные роли, которые играют люди, и социум предъявляет жесткие требования к ролевому поведению, так как от него зависит достижение общей цели. В каждой группе таких ролей много, их содержание определяется задачами общегрупповой деятельности. Так, в школьном коллективе есть роли учеников, учителей, директора, завуча, технички, библиотекаря и т. д. Так как человек обычно входит в различные группы, в которых выполняет разные функции, то и роль играет тоже не одну. Речь идет не только о формальных группах. Такие же роли есть и в семье: муж, жена, сын, дочь, мать, отец и т. д.

Принимая новую для себя роль, человек должен в первую очередь осознать ее функциональную составляющую, то есть понять, какой вклад он должен вносить в общую деятельность, что ждет от него сообщество. Без этого невозможно освоение роли. И если в официальных группах функции каждого их члена расписаны в соответствующих документах как должностные обязанности, то в семье этого нет. Поэтому неправильное понимание функционального компонента своей роли или нежелание его понимать приводит к неизбежным конфликтам.

Невыполнение человеком своих ролевых функций не просто вызывает негативную реакцию группы, к человеку могут быть применены социальные санкции: от открытого осуждения до изгнания из социума.

Роль как стереотип поведения

Роль имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:

  • социальные нормы;
  • обязанности, связанные с выполнением групповых функций;
  • права человека как члена данной группы;
  • стереотипы ролевого поведения.

Стереотипы поведения обеспечивают эффективность выполнения человеком своих ролевых функций, поэтому им придают в теории ролей большое значение. Они включают в себя наиболее рациональные и общепризнанные приемы и формы деятельности и нормы отношения с другими членами группы. Кроме этого, стереотипы поведения делают роль узнаваемой, помогают человеку быстро ориентироваться в социальной среде. Мы с детства знаем, каких действий следует ожидать от врача, продавца, парикмахера, учителя и т. д. И принимая новую роль, человеку проще освоить именно стереотипы поведения, так как он заранее знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Две стороны социальной роли – функциональную и поведенческую – можно представить так:

  • роль, как функция – предписывает, что нужно делать человеку;
  • роль, как набор стереотипов поведения – как это нужно делать.

Социальные роли не только стандартизированы, но и безличны. Конечно, каждый человек – уникальная личность, и его индивидуальность накладывает отпечаток на ролевое поведение, но это не должно выходить за рамки стереотипов. Любая социальная роль включает в себя жестко заданную систему обязанностей, и кто бы эту роль ни играл, набор требований не меняется. Так, продавец может предлагать нам товар с шутками и прибаутками, но он должен при этом выполнять свои функции. А если вместо того, чтобы продавать, он будет нас учить, как нужно одеваться или воспитывать детей, то его по меньшей мере не поймут.

Несколько сложнее обстоит дело со стереотипами ролевого поведения в такой группе, как семья. Стандарты поведения мужа, жены, детей, бабушки, дедушки, отца, матери и т. д. хоть и имеются, но они более расплывчаты, так как основаны на неформальных традициях и обычаях, мировоззренческих принципах и ценностях. На ролевое поведение в семье оказывают влияние и религиозные верования, и эмоциональные отношения. Ребенок усваивает шаблоны такого поведения на примере своей семьи, и в отдельных деталях (а иногда и существенно) они могут отличаться от того, что принято в других семьях.

Это может вызвать сложности в будущем, когда выросшие дети решат завести свои семьи. Так, юноша, воспитанный в семье, где все обязанности по дому возложены исключительно на женщину, будет от своей избранницы ожидать такого же поведения. И, например, просьба девушки помыть посуду или пропылесосить пол может вызвать у него недоумение и даже обиду.

Общаясь с людьми, мы неосознанно ожидаем от них определенного ролевого поведения, равно как и они от нас. Эти ожидания, основанные на сформированных в процессе социализации представлениях, в социальной психологии называются экспектациями. Если экспектации не совпадают из-за различий культур, верований или семейного воспитания, то может возникнуть конфликт. Несовпадение взаимных экспектаций – одна из самых распространенных причин распадения молодых семей.

Виды ролей

Когда речь заходит о ролевом поведении, то обычно говорят о социальных ролях, по привычке так называя все роли, которые человек играет в обществе. Но на самом деле наряду с собственно социальными есть еще межличностные роли. Эти два вида отличаются по многим характеристикам.

Социальные роли

Стереотипы

Социальные роли стандартизированы и конвенциальны. Словом «конвенциальный» в психологии обозначают многие социальные явления, которые формируются в процессе взаимодействия людей. «Конвенция» переводится как «соглашение», и конвенциальными могут быть не только роли, но и нормы поведения. Речь, конечно, не идет о прямом соглашении, это только в детской игровой группе ее участники непосредственно договариваются о правилах игры.

Обычно конвенциальные нормы или роли формируются в течение длительного времени, когда идет отбор стереотипов поведения, наиболее удобных и эффективных в групповой деятельности. Эти стандарты закрепляются и поддерживаются не только общественным мнением и социальным контролем, но и официальными документами или законами.

Большинство социальных ролей в современном обществе имеют многовековую историю, но постоянно возникают и новые, еще не до конца оформившиеся. Это связано с появлением новых сфер деятельности, а значит, и функций.

Наряду с просто социальными выделяют еще и социально-демографические роли: муж, жена, отец, мать, сын, дочь, бабушка и т. д. Они в меньшей степени стандартизированы и поддерживаются не только формальными законами, но также обычаями и традициями. Кстати, мужчина и женщина – гендерные роли – тоже относятся к социальным ролям. Их функции и стереотипы поведения в обществе во многом биологически заданы.

Межличностные роли

В отличие от безличных социальных, межличностные роли связаны с индивидуальными особенностями человека и его местом в системе межличностных связей. Регулируются эти роли тоже не формальными законами, а эмоциональными отношениями.

Каждая межличностная роль, по сути, уникальна, но в условиях длительного существования социальных групп происходит процесс их типизации. То есть в общественном сознании формируются некие шаблонные представления о содержании некоторых межличностных ролей. Например, в каждом классе есть «первая красавица», «плохой парень», «шут-остряк», «зубрилка» и т. д. Такие шаблоны близки к понятию «актерское амплуа».

Несмотря на то, что межличностные роли не четкие, они более устойчивы, чем социальные. Ведь социальные роли связаны с функциями, и достаточно человеку изменить свои функции в группе, как поменяется и его роль. Студент, закончив ВУЗ, может стать преподавателем, а дочь с возрастом выйти замуж и принять еще и роль жены, а потом и матери.

Поменять межличностную роль не так просто, потому что она связана с индивидуальностью человека. И именно ее надо менять, если вас не устраивает положение в группе. Но и в этом случае у окружающих еще долго будет сохраняться привычный образ вашего амплуа. Так, «первая красавица» к 10-11 классу может вырасти и стать довольно посредственной девушкой, но отношение к ней в классе сохранится. А записной остряк и шут, долго развлекавший одноклассников, со временем может начать тяготиться своей ролью. Он и рад бы ее изменить, но не получается – всерьез его никто не воспринимает.

Социальные роли, которые играет один индивид, разнообразны, так как человек является членом разных групп. Межличностные роли определяются индивидуальными, личностными качествами, но и они могут быть разными. Так, мужчина, в семье играющий роль тирана-самодура, в компании друзей может быть скромным, робким и даже трусливым «мальчиком на побегушках».

Роль и статус

Роль нужно отличать от статуса. Статус – это положение человека в обществе, в иерархии социальных или межличностных отношений. Статус основывается и на функциях, и на личностных особенностях индивида и определяется качеством выполнения человеком социальных функций, его ценностью, значимостью для общества. Хоть статус и связан с ролевым поведением, но он не определяется ролью – люди, выполняющие одинаковые функции, и значит, играющие одинаковые роли в группе, могут иметь совершенно разный социальный статус.

Если основа социальной роли – функции человека в группе, межличностная роль складывается на основе эмоционально-оценочных отношений, то статус базируется на авторитете, на степени влияния индивида на других людей в группе.

Когда речь заходит о ролевом поведении, то могут возникнуть ассоциации с лицедейством, неким сознательным притворством, когда человек надевает на себя маску, чтобы обмануть других людей. Такой тип поведения тоже встречается, например, когда находящиеся на грани развода муж и жена при посторонних разыгрывают роли влюбленных супругов.

Но все же «отыгрывание» ролей в обществе – это не обман, такое поведение определяется законами развития социума, то есть объективно необходимо. И к ролевому поведению человека побуждает не собственная прихоть или корысть, а осознанная необходимость выполнять свои социальные функции и занимать определенное место в системе социальных и межличностных отношений.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *