Социограмма это в психологии – социограмма — это… Что такое социограмма?

социограмма — это… Что такое социограмма?

— графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью теста социометрического при исследовании отношений межличностных в группах малых (см. социометрия). Социограмма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (выбираемых большинством опрашиваемых), «париев» (от коих все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Поскольку анализ социометрический может дать лишь самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой группе малой, социограмма отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы.

Социограмма позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом. При построении социограммы используются такие понятия, как выбор, выбор взаимный, выбор ожидаемый, отклонение, отклонение взаимное, отклонение ожидаемое.

Различаются социограммы коллективные и индивидуальные. Среди коллективных особенно распространенными являются социограммы, разработанные создателем этого метода Дж. Морено, фиксирующие и отражающие картину эмоциональных предпочтений — симпатий и антипатий — и позволяющие наглядно, в виде схем, представить ряд характеристик личностей и группы в целом. В них члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности — в центре либо на периферии; при этом отражаются практически все связи, объединяющие субъектов. Типичные конфигурации взаимоотношений — цепи, треугольники, квадраты и пр.

Но этот способ имеет существенный недостаток — при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей практически невозможно.

При проведении исследований социометрических делались попытки стандартизовать и рационализовать построение социограммы. Определенный прогресс здесь связан с разработкой и широким внедрением в практику социограмм-мишеней. При их построении учитывается разделение группы на «популярных», «средних» и «непопулярных» членов; каждый из них в соответствии с этим помещается в определенный круг социограммы-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей. Для одной группы обычно составляется несколько социограмм коллективных.

Социограммы индивидуальные позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе — например, отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы, выделить «отверженного» или «изолированного» индивида.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

Социограмма — это… Значение психологического термина

Социограмма пояснение

СОЦИОГРАММА — графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью теста социометрического при исследовании отношений межличностных в группах малых (-> социометрия). Социограмма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (выбираемых большинством опрашиваемых), «париев» (от коих все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Поскольку анализ социометрический может дать лишь самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой группе малой, социограмма отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы.

Социограмма позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом. При построении социограммы используются такие понятия, как выбор, выбор взаимный, выбор ожидаемый, отклонение, отклонение взаимное, отклонение ожидаемое.

Различаются социограммы коллективные и индивидуальные. Среди коллективных особенно распространенными являются социограммы, разработанные создателем этого метода Дж. Морено, фиксирующие и отражающие картину эмоциональных предпочтений — симпатий и антипатий — и позволяющие наглядно, в виде схем, представить ряд характеристик личностей и группы в целом. В них члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности — в центре либо на периферии; при этом отражаются практически все связи, объединяющие субъектов. Типичные конфигурации взаимоотношений — цепи, треугольники, квадраты и пр. Но этот способ имеет существенный недостаток — при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей практически невозможно.

При проведении исследований социометрических делались попытки стандартизовать и рационализовать построение социограммы. Определенный прогресс здесь связан с разработкой и широким внедрением в практику социограмм-мишеней. При их построении учитывается разделение группы на «популярных», «средних» и «непопулярных» членов; каждый из них в соответствии с этим помещается в определенный круг социограммы-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей. Для одной группы обычно составляется несколько социограмм коллективных.

Социограммы индивидуальные позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе — например, отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы, выделить «отверженного» или «изолированного» индивида.


ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

psiho-zakon.ru

Социограмма

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис.1).

 

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо он дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов (рис.2).

Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в деталях представить картину взаимоотношений, сложившихся в группе. Для получения более наглядного их описания прибегают к социограммам.
Они бывают двух типов: групповые и индивидуальные. Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.
Групповая социограмма имеет два варианта: конвенциональная социограмма и социограмма-мишень.


На конвенциональной социограмме индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения. При построении конвенциональной социограммы индивиды располагаются по вертикали в соответствии с количеством полученных ими выборов таким образом, чтобы в верхней части социограммы оказались те, кто получил наибольшее количество выборов. Индивидов необходимо располагать на таком расстоянии друг от друга, чтобы оно было пропорционально порядку выбора.

Конвенциональная социограмма,
изображающая отношения в группе из 11 человек

Если, например, два индивида, А и Г, выбрали друг друга в первую очередь, то расстояние между изображающими их кружочками на рисунке должно быть минимальным; если индивид Д выбрал А в третью очередь, то длина стрелки, соединяющей А и Д, должна быть примерно в три раза больше, чем длина стрелки, соединяющей А и Г.

Социограмма-мишень,

изображающая взаимоотношения в группе из 11 человек

Второй тип групповой социограммы – социограмма-мишень – представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Дифференциальная социограмма

Существует еще один вариант социограммы-мишени, учитывающий статистическую значимость количества полученных выборов. Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограммы – «звезды». Индивиды, количество выборов которых не достигает верхней границы, находятся во второй окружности – «предпочитаемые»; если количество выборов равно или меньше нижней границы, – в третьей окружности – «игнорируемые»; если выборы отсутствуют, то – «изолированные» – располагаются в пределах самой большой окружности. Для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе нередко строят индивидуальные социограммы, которые изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

Полезной для анализа взаимоотношений в группе будет социометрическая карта-монограмма, изображающая отношения каждого члена группы с остальными ее участниками. Карта-монограмма содержит количество ячеек, численно равное количеству членов группы. Все ячейки нумеруются в нижнем левом углу, в них заносятся фамилии индивидов. В каждой ячейке, закрепленной за конкретным индивидом, изображаются выборы, которые сделаны им и адресованы ему.

Карта-монограмма
В карте-монограмме дается социометрический срез группы в индивидуально-детализированном виде. Типичные социометрические связи.
1. Взаимные:

а) парные – когда индивид находится во взаимных отношениях не более чем с одним членом группы;
б) групповые – включающие взаимные выборы с двумя и более членами группы.
2. Односторонние:
а) изолированные – сам индивид выбирает других, а его не выбирает никто;
б) блуждающие – индивида выбирают одни члены группы, а сам он выбирает совершенно других;
в) обособленные – индивиду отдают предпочтение, а сам он никого не выбирает.
Социометрические данные можно представить в виде индексов. Простейшим индексом является среднее число выборов или отклонений, полученных индивидом в группе. Полезную информацию о социометрическом статусе индивида можно получить вычитанием количества полученных им отклонений из числа полученных им выборов или делением количества выборов на количество отклонений.
Всесторонний анализ статуса индивида в группе можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.
Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:


Куд =

число взаимных выборов

число выборов, сделанных данным человеком

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = °/3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.
Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена; объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i – выбираемый, j – он же выбирающий, ij – совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:


Ci =

N

(Ri+ + Ri)

i = 1

N 1

где Ci – социометрический статус i-члена, Ri – полученные i-членом выборы, – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N – число членов группы.
Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко – либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен расчет Ci+ – положительного и Ci – отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:


Ej =

N

(Rj+ + Rj)

j = 1

N 1

где Ej – эмоциональная экспансивность j-члена, R – сделанные j-членом выборы (+, –).
С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Из Г.С.И. наиболее важными являются:
Индекс эмоциональной экспансивности группы. Высчитывается по формуле:


Ag =

N

(

N

Rj(+,–))

j = 1

j = 1

N

где Agэкспансивность группы, N – число членов группы.
Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:


Gg =

N

(

N

Aij+)

ij = 1

ij = 1

½N (N – 1)

где Gg – взаимность в группе по результатам положительных выборов, Aij+ – число положительных взаимных связей в группе, N – число членов группы.
Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях; особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Почитайте начало статьи Метод социометрических измерений (социометрия)

 

www.vashpsixolog.ru

Составление социограмм

Социограмма- это графическое выражение математической обработки результатов социометрического теста при исследовании межличностных отношений между членами малой группы, это способ изображения структуры взаимоотношений. При построение социограмм следует помнить следующий принцип – символы надо размещать так, чтобы обеспечить максимальное удобство для анализа и рассмотрения социограмм.1

4.1. Свободная или произвольная социограмма.

4.2. Круговая социограмма.

4.3. Концентрическая социограмма.

4 – лидер

2,3,7,1 – предпочитаемый выбор

6 — принятый член

5,8 – изолированный

Таблица индивидуальных индексов

Социометрический

статус

Индекс

социальной

изоляции

Индекс

эмоциональной

экспансивности

Индекс объёма взаимодействия

Индекс

когерентности

1

3/7=0,43

0,57

0,29

0

0

2

2/7=0,29

0,71

0,43

0,07

0,33

3

2/7=0, 29

0,71

0, 14

0,07

0,33

4

5/7=0, 71

0,29

0, 29

0,13

0,67

5

0

1

0,14

0

0

6

1/7=0, 14

0,86

0,43

0,07

0,33

7

5/7=0,71

0,71

0,43

0,07

0,33

8

0

1

0

0

0

  1. Социометрический статус

Полученный выбор каждого члена группы

Sj (R) =

n — 1

n – число индивидов в группе

  1. Индекс социальной изоляции

Вычисляется по формуле:

1 — Sj (R)

Sj(R) — социометрический статус

  1. Индекс эмоциональной экспансивности

Xi(R)

E i (R) =

n — 1

Xi(R) –число отдельных выборов каждого члена группы

n – число индивидов в группе

  1. Индекс объёма взаимодействия

Vi ( R ) = ½* (E i (R) + Sj (R) )

Взаимный выбор каждого члена группы

Vi ( R ) =

Все сделанные выборы

  1. Индекс когерентности

ωi(R )

Wi ( R ) =

Xi(R)

Xi(R) – число взаимных выборов каждого члена группы

ωi(R ) – число всех взаимных выборов

Вычисление групповых индексов

1.Индекс плотности группы

P (R) =N/n 2

N – взаимный контакт группы

n – число индивидов в группе

Следовательно, P (R)= 3/64 = 0,047

2.Индекс сплочённости группы

Сплочённость – черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия её членов, является обобщённым показателем их духовной общности и единства. Для членов малой группы сама по себе сплочённость – привлекательная цель и ценность, групповое состояние, к которому надо стремиться.2

Wi(R)

W (R) =

Xi(R)

Xi(R)– число всех выборов

Wi (R)– число взаимных выборов

Следовательно, W (R) = 3/15 =0,1

3.Индекс групповой интеграции

Групповая интеграция – согласованность, упорядочённость и стабильность и стабильность системы внутригрупповых процессов.3

Y (R) = 1/ j + 1

j – количество индивидов, не получивших ни одного выбора

Следовательно, Y ( R) = 0,5

Вычисление подструктур на основе статуса

Социометрический статус – характеристика, отражающая реальную роль каждого члена малой группы, а также дающая определённое представление об общих его индивидуально — и социально-психологических особенностях.

Статус вычисляется с использованием метода социометрии по результатам суммы положительных и отрицательных выборов, получаемых членом группы в ходе проводимого опроса, и имеет определённый «вес», отражающий место человека в социально-психологической иерархии группы.

Как правило, в группе выделяют:

  • социометрических «звёзд», которыми являются наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии

  • высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных индивидов, определяемых по числу положительных выборов и не имеющих большого числа выборов отрицательных

  • изолированных членов группы, у которых отсутствуют любые выборы (как положительные, так и отрицательные)

  • членов группы, которыми пренебрегают, имеющих большое количество отрицательных выборов и малое число выборов положительных

  • отверженных членов группы («изгоев»), имеющие по результатам социометрии только отрицательные выборы

Социометрический статус члена группы — величина достаточно устойчивая. Он не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но и очень часто переходит с человеком в другую группу. Объясняется это тем, что статус- категория групповая и вне группы не существует, человек привыкает выполнять роли, предписываемые ему его постоянным статусным положением.

На основе своих вычислений, я выявила:

S R = -1

Статус « отрицательная звезда»

-1< S R < 0

Отвергаемые члены группы

S R = 0

Изолированный член группы

2

0 < S R < 0, 25

Принятый член группы

3, №4 ,№6 , №8

0, 25 < S R < 0, 5

Предпочитаемый член группы

1 №7

0, 5 < S R <0, 75

Лидер

5

0, 75 < S R <1, 0

Звезда

studfiles.net

что такое в Большой психологической энциклопедии

— графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью теста социометрического при исследовании отношений межличностных в группах малых (см. социометрия). Социограмма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (выбираемых большинством опрашиваемых), «париев» (от коих все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Поскольку анализ социометрический может дать лишь самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой группе малой, социограмма отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы. Социограмма позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом. При построении социограммы используются такие понятия, как выбор, выбор взаимный, выбор ожидаемый, отклонение, отклонение взаимное, отклонение ожидаемое. Различаются социограммы коллективные и индивидуальные. Среди коллективных особенно распространенными являются социограммы, разработанные создателем этого метода Дж. Морено, фиксирующие и отражающие картину эмоциональных предпочтений — симпатий и антипатий — и позволяющие наглядно, в виде схем, представить ряд характеристик личностей и группы в целом. В них члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности — в центре либо на периферии; при этом отражаются практически все связи, объединяющие субъектов. Типичные конфигурации взаимоотношений — цепи, треугольники, квадраты и пр.Но этот способ имеет существенный недостаток — при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей практически невозможно. При проведении исследований социометрических делались попытки стандартизовать и рационализовать построение социограммы. Определенный прогресс здесь связан с разработкой и широким внедрением в практику социограмм-мишеней. При их построении учитывается разделение группы на «популярных», «средних» и «непопулярных» членов; каждый из них в соответствии с этим помещается в определенный круг социограммы-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей. Для одной группы обычно составляется несколько социограмм коллективных. Социограммы индивидуальные позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе — например, отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы, выделить «отверженного» или «изолированного» индивида.

Смотреть больше слов в «Большой психологической энциклопедии»

СОЦИОДРАМА →← СОЦИОГЕШТАЛЬТ

rus-big-psyho.slovaronline.com

Социограмма группы — Летний лагерь

Социограмма группы – это схема, отражающая взаимоотношения в группе.


Цели составления социограммы

  • Помочь вожатому разобраться во взаимоотношениях между его подопечными
  • Дать ему ценные идеи для разрешения и преодоления проблем во взаимоотношениях между членами группы
  • Определить возможные пути развития и улучшения взаимоотношений

Что показывает социограмма

  • Статус взаимоотношений на данный момент (кто с кем общается)
  • Крепость взаимоотношений
  • Кто является инициатором взаимоотношений
  • Степень популярности и влиятельности каждого члена группы


Наблюдение и сбор фактов

Прежде чем составить социограмму, нужно собрать необходимые сведения о каждом члене группы. Только собрав эти сведения, ты можешь приступать к составлению социограммы. Социограмма – способ наглядно и компактно предоставить собранную информацию, который дает возможность изучения и оценки взаимоотношений в группе.

Не пытайся составить социограмму в первый день смены: у тебя еще не было времени понаблюдать за детьми как следует и подкрепить свои наблюдения достаточными фактами. А у твоих подопечных еще не было времени и возможности по-настоящему познакомиться друг с другом. Групповая иерархия еще не выстроена. Подопечные находятся в процессе поиска своего места. Не нужно формулировать своих мнений о развитии взаимоотношений на основе одиночных наблюдений и незрелого поведения.

Обращай внимание на повторяющееся поведение и бери такие случаи себе на заметку. Пусть наблюдение за поведением каждого воспитанника на протяжении всего дня войдет в твою привычку. Несколько раз в течение дня посвящай несколько минут тому, чтобы сделать записи в дневнике группы. Твоя социограмма должна быть основана на фактах, а не на чувствах. Если имеющиеся в твоем распоряжении сведения недостаточны или неверны, пользы в основанной на них социограмме не будет.

Как составить социограмму

  1. Составь список подопечных, расположив их в порядке уменьшения влиятельности или власти в группе.
  2. Напротив каждого ребенка запиши три положительные черты его характера и одну отрицательную. Это поможет тебе понять природу влияния детей друг на друга. Это также поможет тебе определить направления, по которым тебе предстоит работать с каждым подопечным. Твоя цель – помочь им развить и реализовать сильные стороны их характера и преодолеть свои слабости.
  3. Обведи каждое имя в кружок (если в группе есть и мальчики и девочки, то обведи соответственно в квадратики и кружки) Вокруг каждого имени воспитанника, оказывающего наибольшее влияние на группу, будет самый большой круг, а вокруг имени воспитанника, оказывающего на группу наименьшее влияние — самый маленький. Размеры остальных кругов должны быть пропорциональны влиянию, оказываемому соответствующим воспитанником на группу.
  4. В центре чистого листа бумаги поставь жирную точку. Размести круги подопечных вокруг этой точки. Круг воспитанника, пользующегося в группе наибольшей популярностью, размести ближе всех к точке, а того, кто пользуется наименьшей популярностью – дальше всех от центральной точки.
  5. Начерти линии, соединяющие воспитанников, которые связаны друг с другом теми или иными взаимоотношениями. Если взаимоотношения крепкие, линия должна быть жирной. Для обычных взаимоотношений используй линию обычной толщины. Слабые, нерегулярные отношения изобрази пунктирной линией.
  6. В конце каждой линии нарисуй стрелку, показывающую, кто был инициатором взаимоотношений. Если инициаторами взаимоотношений являются оба их участника , поставь стрелки на обоих концах линии.

Анализ социограммы

  • Обрати внимание на группировки (каково их влияние, в чем выражается)
  • Обрати внимание на одиночек (причины)
  • Обрати внимание на тех, кто прилагает усилия, чтобы навести мосты с другими членами группы (причины отсутствия взаимности)
  • Обрати внимание на резкие различия в размере кругов (если такое есть)

Необходимые действия

  • В течение дня используй каждую возможность похвалить своего подопечного за то, что он делает хорошо
  • Узнай интересы каждого воспитанника, его мотивации приезда в лагерь и помоги осуществить его разумные желания.
  • Наладив с воспитанниками хорошие отношения, поговори с каждым из них о недостатках его характера и о том, что вы вдвоем можете сделать, чтобы преодолеть эти недостатки. Такой разговор нужно вести наедине. Начни с вопроса: “По-твоему, как ты мог бы исправиться?” Воспитанник обычно знает ответ. Если он откровенен, то ответит тебе, и ты сможешь ему помочь. Если же он еще не готов разобраться со своим недостатком, то будет отрицать его наличие или отказываться говорить о нем. Не нужно давить на ребенка.
  • Через некоторое время составь вторую, затем и третью социограмму (например, если первая на второй день смены, то 2 и 3, соответственно на 3 и 5 день смены), которые отразят дальнейшее развитие взаимоотношений в группе. Взаимоотношения будут меняться либо в лучшую, либо в худшую сторону. Можно предложить каждому воспитаннику начертить собственную социограмму, желающие могут показать тебе, что у них получилось. Социограмму можно составлять и всей группой. Подопечные будут учавствовать в этом проекте с большим интересом и возможно в результате совместной работы станут более тактично относиться друг к другу.

Если вожатый замечает проблемы во взаимоотношениях уже в начале смены, у него есть возможность работать над решением этих проблем и превратить посредственные или даже негативные впечатления подопечных в радостный и успешный лагерный опыт.

Составляй список анализа социограммы – это поможет тебе с выводами. Если за оргпериод (первые три дня) группа добилась успехов и в ней очевидно присутствие командного духа, такая группа может достичь многого за смену.

Если к пятому дню достигнут такой уровень групповой динамики, то через несколько дней в группе можно ожидать очередного прорыва во взаимоотношениях.

Социограмма “вожатый и подопечные”

Теперь начерти схему, отражающую взаимоотношения между тобой и каждым твоим подопечным на второй день смены. Для обозначения каждого воспитанника используй круг того же размера, что и на “социограмме воспитанников”. Нарисуй круг, обозначающий тебя. Его размер должен соответствовать твоему влиянию на группу и соотноситься с влиянием воспитанников. Если ты оказываешь на группу больше влияния, чем твой подопечный, сделай круг большим, чем у него, если твое влияние меньше, то и размер круга должен быть меньшим.

Расположи круги подопечных вокруг своего круга. Воспитанники, с которыми у тебя самые хорошие взаимоотношения, должны располагаться к тебе ближе всех. Воспитанники, с которыми у тебя взаимоотношения практически отсутствуют, должны располагаться дальше всех.


Необходимые действия

Изобразив свои взаимоотношения с подопечными графически, задай себе необходимые вопросы и проанализируй интенсивность этих взаимоотношений (или их отсутствие). Прими соответствующие решения. Посоветуйся с напарником, согласен ли он с тем, как ты нарисовал социограмму? Составь список анализа социограммы – это поможет тебе с выводами и оценки состояния .твоих взаимоотношений с каждым воспитанником. Вноси в свой дневник необходимые записи о каждом воспитаннике (у тебя должно быть заведено отдельное место в дневнике для каждого). Возможно, есть смысл в середине смены составить вторую социограмму “вожатый и подопечные”, чтобы наглядно отобразить и проанализировать развитие своих взаимоотношений с каждым подопечным. Если первая социограмма показала наличие серьезных проблем во взаимоотношениях, то теперь тебе нужно подвести итог предпринятых усилий и определить, с кем твои взаимоотношения улучшились, а с кем нет. Поскольку в оценке своих отношений с воспитанниками тебе трудно быть объективным, всегда следует привлекать к составлению социограммы “вожатый и подопечные” своего напарника по отряду.


Смотреть также

  1. Методика социометрического опроса
  2. Социометрические игры
  3. Социометрические игры 2
  4. Проективные тесты
  5. Социально-психологическая структура группы
  6. Социометрическое исследование по завершению оргпериода
  7. Социометрическая методика
  8. Социометрические техники
  9. Социометрические анкеты
  10. Тесты на проблемные моменты
  11. Диагностика личности ребенка
  12. Пример составления и анализа социограмм
  13. Подведение итогов

Дополнительно


Дополнительные ссылки

summercamp.ru

Социограмма

— графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью теста социометрического при исследовании отношений межличностных в группах малых (социометрия). Социограмма наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (выбираемых большинством опрашиваемых), «париев» (от коих все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Поскольку анализ социометрический может дать лишь самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой группе малой, социограмма отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы.

Социограмма позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом. При построении социограммы используются такие понятия, как выбор, выбор взаимный, выбор ожидаемый, отклонение, отклонение взаимное, отклонение ожидаемое.

Различаются социограммы коллективные и индивидуальные. Среди коллективных особенно распространенными являются социограммы, разработанные создателем этого метода Дж. Морено, фиксирующие и отражающие картину эмоциональных предпочтений — симпатий и антипатий — и позволяющие наглядно, в виде схем, представить ряд характеристик личностей и группы в целом. В них члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности — в центре либо на периферии; при этом отражаются практически все связи, объединяющие субъектов. Типичные конфигурации взаимоотношений — цепи, треугольники, квадраты и пр. Но этот способ имеет существенный недостаток — при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей практически невозможно.

При проведении исследований социометрических делались попытки стандартизовать и рационализовать построение социограммы. Определенный прогресс здесь связан с разработкой и широким внедрением в практику социограмм-мишеней. При их построении учитывается разделение группы на «популярных», «средних» и «непопулярных» членов; каждый из них в соответствии с этим помещается в определенный круг социограммы-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей. Для одной группы обычно составляется несколько социограмм коллективных.

Социограммы индивидуальные позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе — например, отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы, выделить «отверженного» или «изолированного» индивида.

smogendrr.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о