Виды социализации
Определение 1
Под социализацией в современной научной литературе понимается процесс приобретения личностью умений и навыков, необходимых для реализации полноценной жизнедеятельности в обществе, самореализации в нем; процесс усвоения личностью социального опыта, системы социальных взаимосвязей и взаимоотношений.
Основными социализирующими факторами выступают социальные группы и контексты: сверстники, семья, образовательные институты, СМИ, религия, клубы по интересам и пр.
В современной научной литературе выделяют несколько видов социализации.
Первичная социализация
Процессы первичной социализации осуществляются с момента рождения ребенка до формирования зрелой личности. Указанный период представляется чрезвычайно важным для личности, поскольку именно в это время формируются основы и предпосылки для реализации любых других видов социализации. Огромное значение для протекания данного вида социализации имеет социальный институт семьи, под влиянием которого личность черпает первые представления о социальном устройстве, социальных ценностях и нормах.
В дальнейшем основным социальным институтом, осуществляющим социализацию ребенка, выступает школа, образовательная среда, в которой детям приходится действовать в соответствии с новыми, изменившимися правилами, в новой обстановке. На данном этапе первичной социализации личность приобщается уже не к малой группе, но к большой.
Ресоциализация
Определение 2
Ресоциализация, вторичная социализация представляет собой процесс устранения сложившихся, отживших моделей поведения и приобретения новых.
В процессе ресоциализации личность переживает резкий разрыв с прошлым, чувствует необходимость приобщения к системе ценностей, которая радикально отличается от усвоенной и принятой раннее. Ресоциализация осуществляется на протяжении всей жизни личности.
Групповая социализация
Определение 3
Под групповой социализацией понимается процесс принятия личностью ценностей, моделей поведения конкретной социальной группы.
Другими словами, в основе понимания процессов групповой социализации – понятие группы.
В наиболее общем виде под группой понимается любая совокупность лиц, обладающая рядом признаков, включая следующие:
- Регулярное взаимодействие.
- Групповая самоидентификация.
- Идентификация группы как общности внешними по отношению к группе индивидуумами.
- Общность цели взаимодействия членов группы.
- Группа выступает единым субъектом действия.
Гендерная социализация
Определение 4
Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения знаний, навыков, принятия социальных ролей, в соответствии с устоявшимися представлениями о социальном поведении женщин и мужчин, формирования гендерной идентичности.
Гендерная социализация представляет собой неотъемлемый компонент общих процессов приобщения личности к требованиям социума, продолжается на протяжении всей жизни личности.
Реализация гендерной социализации осуществляется поэтапно, включает две стадии:
- адаптивная стадия, на которой осуществляется внешнее приспособление личности к существующим в обществе гендерным отношениям, ролям, нормам;
- интериоризация – стадия сущностного усвоения мужских и женских ролей, гендерных ценностей и отношения.
Основными механизмами гендерной социализации выступают следующие:
- дифференциальное усиление – поощрение приемлемого в рамках определенного социума гендерноролевого поведения и социальное неодобрение неприемлемых поведенческих гендерных моделей;
- дифференциальное подражание – наследование моделей гендерноролевого поведения близких людей (членов семьи, сверстников и т. д.).
Замечание 1
Таким образом, социализация представляет собой процесс приобщения личности к жизни общества, принятия на себя всей совокупности социальных ролей, что позволяет выделить несколько типов социализации. Успешная реализации того или иного вида социализации обеспечивает успешность вхождения личность в общество на основании сформированности тех или иных моделей поведения, принятых в этом обществе.
Лекция 13. Социализация индивида
Лекция 13. Социализация индивида
Становление личности происходит в процессе социализации. Социализация – это процесс освоения человеком социальных, культурных и иных норм жизни в обществе. Другими словами – процесс приобщения человека к обществу. Возможна ли социализация вне общества? Нет, конечно. Давайте вспомним Маугли из известного произведения Р. Киплинга. Воспитанный волчьей стаей, он не стал личностью и не мог вести себя в обществе так, как ведут себя социализированные люди.
Социализация продолжается всю жизнь – от рождения человека и до смерти. Психологи считают, что её темпы с взрослением и развитием человека замедляются – так, серединой социализации многие учёные предлагают считать возраст три года – к этому времени социализирующаяся личность усваивает примерно половину личностных качеств. Исходя из этого, наиболее важными для социализации являются первые годы жизни человека. Давно замечено, что маленькие дети довольно быстро приобретают умение говорить на родном языке, взрослые же, даже если переедут в страну изучаемого языка и будут ежедневно контактировать с его носителями, потратят годы и десятилетия для овладения языком.
Социализация подразделяется на два вида: 1) стихийная, осуществляемая в общении со сверстниками, иными людьми; 2) целенаправленная, которая происходит в специально созданных учреждениях – детских садах, школах, колледжах, вузах и т.п. Из них первая – самая сильная по воздействию на личность. В чём причина? Стихийная социализация осуществляется почти беспрерывно – общается человек на улице, едет в общественном транспорте, ведёт переписку с другом в социальных сетях, даже смотрит фильм или читает новости. Целенаправленная же социализация осуществляется лишь периодически – на уроках в школе, внеклассных мероприятиях, официальных мероприятиях и т.п.
Социализацию можно также разделить на первичную и вторичную. Первичная осуществляется ближайшим окружением человека. Её агенты – родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, сверстники, другие близкие для человека люди. Первичная социализация наиболее активно осуществляется в детстве и юности, хотя сохраняет своё значение и для взрослых людей. Вторичная социализация связана с формированием гражданских, профессиональных и иных качеств личности. Такая социализация осуществляется агентами, менее важными для человека, нежели агенты первичной социализации – представителями администрации школы, вуза, предприятия, армии, полиции, суда, церкви и т.п.
Социализация – процесс сложный и противоречивый; новообразования личности часто противоречат уже сложившимся взглядам, убеждениям, чертам характера и иным особенностям личности. Во многом поэтому в процессе социализации периодически могут возникать личностные кризисы, сопровождающиеся депрессивными состояниями, эмоциональными переживаниями, «ломкой» характера.
Наряду с социализацией возможна десоциализация – утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей. Десоциализация может приводить к деградации личности. Пример – человек, злоупотребляющий спиртными напитками, нарушающий общественные нормы, не всегда же был таким. По разным причинам у него могла произойти десоциализация, которая и привела к такому состоянию.
В отношении таких людей общество пытается осуществлять ресоциализацию — восстановление когда-то утраченных норм, ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. С целью ресоциализации в обществе созданы колонии и тюрьмы, иные исправительные учреждения, а для подростков — спецшколы.
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
Урок 18. социальная мобильность и социализация личности — Обществознание — 10 класс
Обществознание, 10 класс
Урок 18.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Социальная мобильность.
- Формы и виды социальной мобильности.
- Каналы социализации в современном обществе.
- Агенты социализации.
Тезаурус:
Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в обществе.
Агенты социализации – это люди, учреждения и социальные институты, при участии которых проходит социализация человека.
Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.
Горизонтальная мобильность – перемещение индивида или группы внутри одного социального или профессионального класса (без изменения статуса).
Вертикальная мобильность – движение вверх и вниз по социальной лестнице (с изменением статуса).
Социальные лифты — это институты, с помощью которых происходит перемещение из одной социальной группы в другую.
Ключевые слова
Социальная мобильность, вертикальная и горизонтальная мобильность, социализация, агенты социализации, маргиналы и люмпены.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 22-28.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 40 – 41.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм. Они определяют те требования, которые предъявляются к поведению в обществе. Сам процесс усвоения индивидом социальных норм, ролей, духовных ценностей называется социализацией. Социализация происходит только при связях с другими людьми, особенно это важно в раннем возрасте.
Первый этап социализации ребенка начинается уже с установления контакта с матерью, а потом и с другими близкими.
Важную роль в социализации ребенка занимает игра, когда дети, подражая взрослым становятся строителями, шахтёрами, мамами и т.п. Ребёнок в общении со взрослыми видит себя как бы со стороны, как его видят другие. И с этого момента, считают социологи, можно говорить о социальной личности.
Следующий этап социализации начинается в 8-9 лет, когда дети осваивают игры по правилам. Здесь у них формируются понятие идеи справедливости, равного участия.
Отклонение от принятых в игре правил вызывает бурю эмоций и негодования. Таким образом, норма, правило воспринимается как необходимое и выполняемое всеми.
По мнению учёных, социализация человека происходит всю жизнь. В процессе социализации взрослый осваивает новые социальные роли – работника, родителя, руководителя и др.
На первом этапе социализации основную роль играет семья. В малой семье главные воспитатели ребенка родители, а в большой семье ещё и бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры.
В подростковом возрасте начинается новый тип отношений равных с равными, т. е. группа сверстников играет большую роль в социализации подростка.
Школе принадлежит роль одного из главных социализаторов. Её значение в том, что она передает накопленные знания, нормы и ценности, ориентируя подростка в видах деятельности.
СМИ также участвуют в социализации личности. Занимая огромное количество времени подростка.
Адаптация как средство социализации — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде.
Процесс адаптации связан усвоением типичных способов поведения к определённой среде, принятием ценностей определённого социального окружения. Так, ребёнок довольно долго адаптируется к школе.
Социальная мобильность – это передвижение людей из одних общественных групп в другие. Она бывает горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная мобильность происходит без изменения статуса, например, переход на работу в качестве учителя из одной школы в другую. Вертикальная же мобильность предполагает изменение статуса. При этом она может быть восходящей (повышение статуса) или нисходящей (понижение статуса).
Индивидуальная мобильность подразумевает передвижение отдельного индивида, групповая — коллективные перемещения, межпоколенная – изменения статуса поколения по сравнению с предыдущим; внутрипоколенная — изменение статуса в рамках одного поколения.
По мнению социолога П. Сорокина, перемещению из одних групп в другие способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.
Служба в армии дает возможность сделать военную карьеру.
Церковь дает возможность занять высокое положение выходцам из низших социальных слоев.
Образование открывает доступ к престижным должностям и званиям.
Важными социальными лифтами или каналами социальной мобильности являются семья (социальный статус семьи), собственность, бизнес, карьера, получение образования, вступление в брак.
Вследствие социальной мобильности в обществе образуются две группы населения, которые как бы выпадают из устойчивой социальной структуры – это люмпены и маргиналы.
Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen – «лохмотья». К люмпенам относят опустившихся людей – бродяг, нищих, бомжей. Они представляют опасность для общества, являясь потенциальными преступниками.
К маргиналам (от лат. marginalis – «находящийся на краю») относят людей, которые оказались по разным причинам в промежуточном положении между устойчивыми общностями: миграция из села в город является примером маргинализации. Потеряв связь с деревней, они трудно приспосабливаются к городской жизни. Но нельзя сказать, что они не могут быть успешными и предприимчивыми.
Разбор типового тренировочного задания
- Выберите верные суждения о социализации личности
1. Социализация взрослого человека – это освоение им новых социальных ролей.
2. С возраста 8-9 лет, когда они осваивают тип игры по правилам, детям становятся понятными идеи справедливости, равного участия.
3. социализация возможна вне постоянных связей с другими людьми
Правильный вариант/варианты: 1,2.
- Вставьте пропущенные слова:
Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных ____.
Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей называется _____________.
Правильный вариант: норм; социализацией.
1. | Виды девиации | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | На основе приведённых примеров уметь определять виды отклоняющегося поведения. |
2. | Выбор верного ответа | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | На основе приведённых примеров уметь отличать девиантное поведение от обычного. |
3. | Верные суждения | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов по теме: «Социализация личности и отклоняющееся поведение». |
4. | Работа с понятиями | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Уметь называть основные понятия по теме: «Социализация личности и отклоняющееся поведение». |
5. | Уровни девиации | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Уметь различать уровни девиации на конкретных примерах; уметь выбирать верный ответ из предложенных вариантов. |
6. | Методы социального контроля | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Уметь различать виды социальных санкций на конкретных примерах. |
7. | Теория «разбитых окон» | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Уметь анализировать адаптивный учебный текст; уметь делать вывод на основе полученных знаний о социальных экспериментах. |
8. | Работа с текстом | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Уметь осуществлять поиск социальной информации в учебном тексте. |
9. | Заполни пропуски | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Уметь объяснять причины отклоняющегося поведения; оценивать последствия девиантного поведения; заполнять и дополнять тексты по теме: «Социализация личности и отклоняющееся поведение». |
Социализация поколений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. ч. I-II. М.: Изд. НУМЦ Минприроды, 2006. — 346с. 8. Медведев Ю.Н. Опыт управления нефтяными компаниями США. Проблемы реорганизации системы управления нефтяным бизнесом в условиях мирового экономического кризиса. — М.: ДиС, 2008. — 391с. 9. Юрасов И.В. Определение финансового результата деятельности нефтедобывающего предприятия. — Иваново: изд-во ИГХТУ, 2006. — 99с.
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
Набережнова М. В.
Резюме
В условиях дефицита капитальных вложений наиболее эффективным средством для достижения поставленных целей является своевременная реконструкция и техническое перевооружение объектов транспорта газа.
GAS AND OIL EXTRACTING ENTERPRISES SUSTAINABILITY STRATEGY
Naberezhnova M.V.
Summary
In the conditions of investment deficiency the most effective mean to achieve the target goal is up-to date reconstruction and technical re-equipment of gas transportation objects.
УДК 378.014
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОКОЛЕНИЙ
Назмутдинов В. Я. — доцент, к.п.н Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт педагогики и
психологии, тел.: 8 937 285 92 70
Ключевые слова: социализация, процесс, этапы, виды, адаптация.
Keyword: sotiety, process, stage, variety, adapt.
Когда в стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, социализация является актуальной проблемой. Молодежь — социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обусловливаются уровнем социальноэкономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
В самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им.
Второй аспект касается характеристики ее как существенного элемента социального взаимодействия: люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, т. е. социализация связана с выполнением социальных ролей личности. (2)
Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс при рассмотрении такого органа первичной социализации, как семья, которая «включает» личность в социальные структуры.
Таким образом, социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности.
Одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах. Количество этапов называют разное, а фазы рассматриваются одни и те же. При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам.
Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации). Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Необходимо раскрыть содержание каждой из фаз социализации.
Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать
процесс приспособления человека к условиям социальной среды.
Адаптация — это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.
Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении личности не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся и в желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей и безусловном подчинении им.(3)
Сутью адаптационных процессов выступает взаимодействие личности — субъекта адаптации и социальной среды.
Адаптация молодых людей имеет большое видовое разнообразие, выступая как социально-профессиональная, социально-бытовая, социально-политическая, социально-психологическая, социокультурная.
В условиях современной России, проблема адаптации молодежи приобретает особое значение, превращается в социальную и психологическую способность молодых людей пережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим.
Второй фазой социализации личности является интернализация (интериоризация). Она означает сущностное, глубинное включение индивида, в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека.
В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности.
Этапы социализации являются дискуссионными, начиная с вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов. Одни авторы полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всей жизни и завершается лишь с его смертью. Другие, что социализация, начинаясь с детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в профессионально-трудовую деятельность.
Разнообразие взглядов связано с вопросом о том, в рамках каких этапов осуществляется социализация личности. Одна из точек зрения
состоит в том, что существует три основных этапа социализации -дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружить, присутствующий в качестве критерия выделения этапов социализации, известный тезис К. Маркса о решающей роли труда в жизни человека. Его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа, т.к. в рамках любого из них существует ряд более дробных по времени протекания, периодов социализации. (2)
Уязвимостью отличается и другой подход, в соответствии с которым его авторам более целесообразным представляется выделением первичной и вторичной социализации (или ресоциализации). При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной социализации (ресоциализации) — период ее социальной зрелости.
Говоря о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду, прежде всего три главных: время физического и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты (агенты) социализации. В соответствии с этим критериями можно выделить следующие этапы социализации:
Первый — младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на этом этапе — общение. На данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, родственники.
Второй — детство (от 3 до 6—7 лет). Здесь основной формой деятельности, становится ролевая игра. Ребенок учится, «примеривает» на себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации — дошкольное образовательное учреждение.
Третий этап охватывает период от 6—7 до 13—14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен. Меняется основная форма деятельности: вместо игры (которая продолжает сохранять место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свои особенности на процесс социализации.
Четвертый этап (13—14 лет) характеризуется временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других — в 23-25 и позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, конкуренцию ей составляет досуговая деятельность и общение.
Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь.
В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, осознания своих способностей и предназначения. Можно отметить снижающееся значение в социализации семьи, учреждений образования и возрастающее — социальной микросреды.
Пятый этап охватывает временные рамки функционирования социально зрелой личности (от 20—25 до 35—40 лет). Он характеризуется ее активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. Происходит раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать институты социализации: трудовой коллектив,
семья, средства массовой информации, образование и др. Ведущими формами деятельности могут быть профессионально-трудовая, семейнобытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, общение.
Шестой этап связан с возрастным периодом от 35—40 до 55—65 лет, те. от времени пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского бытия. Некоторые ученые придают этому этапу социализации чрезвычайное значение. Так, Э. Эриксон (США) считает, что именно в это время проявляется стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. Особую роль приобретает институт работы и его способность создать условия для интересного, активного труда.
Седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность.
На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности
прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы. (1)
При рассмотрении социализации молодого поколения важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо -профессиональная подготовка к ней. Именно здесь формируется самосознание, социальное сознания и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к
деформации социализации, доминированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм. В условиях негативной социальной среды, при отсутствии официально декларируемых норм поведения и допустимых способов достижения личностью своих целей, адаптация приводит к подчинению личности среде, пассивному восприятию ею действительности или разного видам отклоняющегося поведения. (3)
Особую роль играет социализация в период обучения в вузе. Вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель (в лице ли членов семьи, педагога или целого института -религии, вуза) изначально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств.
В условиях спада производства и массовой безработицы, которой охвачена в наибольшей степени молодежь, учебные заведения остаются тем социальным институтом, который направлен на формирование мировоззрения, профессиональных ориентиров и трудовой этики.
Таким образом, социализация представляет собой процесс развития личности длиною в жизнь, который осуществляется в процессе взаимодействия с факторами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем интенсивнее он протекает.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Борисова Л.Г Социология личности /
Л. Г.Борисова, Г.С. Солодова.- Новосибирск, 2010. — 427 с. 2. Горяева Т.Н. Социализация молодежи / Т.Н. Горяева, Аспирант и соискатель, №2, 2012. — С.67-69. 3. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие / В.Т.Лисовский.- СПб., 1996 — 141 с.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОКОЛЕНИЙ
Назмутдинов В.Я.
Резюме
Социализация охватывает процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания. Три основных этапа социализации — дотрудовой, трудовой, послетрудовой.
SOTIETY GENERATION
Nazmutdinov V.Y.
Summary
Sotiety embrace is process passing of culture, instruction, éducation. Three foundation stage sotial — before labour, work and afte tail.
Социализация личности в педагогическом процессе
Определение 1Социализация в педагогике – это процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста и воспитания, окружения, среды функционирования.
Определение социализации в педагогике разных авторов:
- И.С.Кон: социализация — «усвоение социального опыта, создающего конкретную личность»;
- Н.Смезлер: социализация — «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям»;
- Э.Гидденс: социализация – «процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился» и т.д.
Социализация в рамках педагогической теории включает в себя такие элементы:
- формирование сознания и мировоззрения при помощи овладения языком, привития социальных ценностей и идеалов;
- передача культуры и культурного наследия, присущих группе социума, к которой относит себя человек;
- присвоение социальной роли, приобретение навыка коммуникаций, самореализации;
- аккумулирование социального опыта.
Социализация как процесс, явление и результат
Педагогическая теория рассматривает социализацию в трех аспектах: как процесс, как явление и как итог формирования личности.
Социализация как процесс ставит целью формирование и развитие личности, определяемые взаимодействием человека и социокультурной среды, способами приспособления к условиям этой среды, а также самореализацией, которая имеет зависимость от особенностей индивидуума. Таким образом, социализация как процесс обусловливает формирование личности как элемента общества, в котором она существует.
Определение 2Социализация как явление служит обозначением факта наличия общества, представляющего из себя среду развития социальной сущности человека.
Социализация как результат есть общая социально-педагогическая характеристика человека в разные возрастные периоды как члена общества.
Слишком сложно?
Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу
Опиши заданиеПроцесс формирование личности заключен в возрастании и углублении социальных интересов, побуждающих к деятельности; в приобретении идеалов и ценностей, служащих основой функционирования; в осознании стремлений, которые являются отражением потребностей индивидуума; в появлении ценностных ориентиров, в том числе, выражающих значимые социальные явления; в выполнении человеком социальных ролей, возникающих при реализации той или иной социальной функции; наконец, в приобретении опыта социального поведения – накопления умений и навыков, их воспроизводство и дальнейшая передача.
Социальный опыт призван помочь человеку в его социальном изменении, становлении его как личности, получении знаний социальных норм и передаче имеющегося опыта следующему поколению.
Ранее мы уже говорили о том, что социализация есть процесс взаимодействия индивидуума и социума.
Определение 3Люди, социальные группы, социальные институты, взаимодействующие с человеком в ходе социализации, называются агентами социализации.
Агенты социализации
Педагогическая теория подразделяет агентов социализации на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.
Агенты первичной социализации: это все социальные структуры, которые непосредственно взаимодействуют с личностью, оказывая на него прямое влияние – родители, родственники, друзья, детский сад, школа и пр. Здесь в основном речь идет о ранних этапах жизни человека.
Агенты вторичной социализации: социальные структуры, оказывающие влияние на человека опосредованно – армия, религиозные общины, СМИ, государство. Агенты вторичной социализации воздействуют на личность в более поздние этапы развития: зрелость и старость.
Виды социализации в педагогике
Педагогическая теория выделяет следующие виды социализации;
- полоролевая социализация подразумевает освоение человеком социальных ролей, исходя из его половой принадлежности. Проявление этого вида, конечно, различны в разные возрастные периоды: в детстве человек самоидентифицирует себя как мальчика или девочку; в юности – как жениха или невесту; в зрелом – муж или жена, мать или отец и т.д.
- семейно-бытовая социализация предполагает овладение социальными ролями в рамках семьи согласно существующему социальному положению;
- профессионально-трудовая социализация заключается в освоении социальных ролей в рамках профессиональной деятельности;
- субкультурно-групповая социализация включает в себя выполнение социальных ролей согласно культуре окружения человека, пространства, в котором он живет, обучается, развивается и трудится.
Предрасположенности в процессе социализации
Педагогика также рассматривает индивидуальные предрасположенности личности к социальному развитию, которые могут быть врожденными или приобретенными.
Социализация позволяет реализовать и усилить или, напротив, ослабить эти предрасположенности. Согласно социальной важности, индивидуальные предрасположенности подразделяют на:
- позитивные – способствуют целенаправленному и осознанному развитию человека в самые благоприятные моменты. Особенно важно учитывать позитивные предрасположенности в работе с детьми с особенными потребностями;
- негативные – отличительные черты личности человека, которые ограничивают возможности его развития, негативно влияют на возможность реализации.
Педагогическая теория выделяет два направления, определяющих особенности социального развития человека:
- биогенетическое направление: гласит о том, что развитие обусловлено наследственностью. Однако, существенных оснований это направление не имеет: было бы правильнее сказать, что наследственность задает возможный путь развития человека, недостаточный и необязательный для выполнения;
- социогенетическое: предполагает, что человек – пластичный материал, способный под влиянием воспитания принять нужную форму. Данное направление также не отличается совершенством: влияние воспитателя ограничено способностями и возможностями ребенка к изменениям.
Резюмируя, скажем о том, что социализация – многогранный процесс, который должен учитывать разнообразные факторы: особенности и возможности человека, его предрасположенности. Биогенетическое и социогенетическое направления должны дополнять друг друга, и в этом единстве кроется понимание социализации в педагогике.
Проблемы учета и финансов / Проблемы учета и финансов (ПУФ)
Ежеквартальный научно-практический журнал
«Проблемы учета и финансов»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ №ФС 77-44100 от 04 марта 2011
Международный стандартный номер сериального издания: ISSN 2411-0817 (Online), ISSN 2222-9388 (Print)
Подписной индекс в объединенном каталоге «Пресса России» — 46019
Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования
Наше издание существует с апреля 2003 г. , первые пять номеров выпускались как сборник статей, с шестого номера (2005 г.) — сборник преобразован в ежеквартальный научно-практический журнал «Проблемы финансов и учета». Издавался основной рецензируемый выпуск, специальные выпуски, приложение для старшекурсников и соискателей.
С 2011 г. журнал начал обновленную жизнь с новым названием «Проблемы учета и финансов»
Особенности нашего издания — междисциплинарный подход, т.е. предоставление возможности публикации всем экономистам на финансовую тему, а также правовым финансистам (специалистам финансового права). Мы поддерживаем позицию, относящую бухгалтерский учет к предмету финансового права и считаем, что здесь лежит перспективное направление исследований. Одна из интересных тем — это домохозяйство, в аспекте финансов, учета и финансового права, как его самый важный субъект.
Редакция журнала предлагает научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам, соискателям, работникам финансовой сферы опубликовать статьи в нашем журнале.
Все статьи, поступающие в редакцию журнала, подлежат обязательному рецензированию. Публикация в журнале осуществляется на некоммерческой основе. Ознакомиться с требованиями к оформлению материалов можно в разделе «Авторам»
Адрес редакции:
634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, ГОУ ВПО «Томский государственный университет», ОБД ВШБ ТГУ
Главный редактор журнала – д-р экон. наук, проф. Земцов Анатолий Анатольевич
Ответственный секретарь редакции журнала – Фомичева Ольга Юрьевна.
E-mail: [email protected]
Социализация — адаптация культуры
Человеческие младенцы рождаются без какой-либо культуры. Когда ребенок рождается, происходит социализация, чтобы у него была культура, основанная на том, чему его научили бы его родители и его окружение. Так что же такое социализация?
Социализация — это процесс познания культуры другого человека и обучения тому, как жить в ней. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду совокупность моральных норм, ценностей, языка, отношений и других аспектов, составляющих общество.У всех нас есть роли, которые необходимо выполнить в нашем обществе, и социализация помогает нам накапливать знания и навыки, необходимые для выполнения этих социальных ролей.
A. Важность социализации
Социализация — важная часть процесса формирования личности каждого человека. Верно, что генетика является причиной структуры человеческой личности, но социализация заставляет эту личность формироваться в определенных направлениях в процессе принятия или отклонения убеждений, взглядов и социальных норм.Из-за динамики социализации мы, как правило, становимся разными личностями, хотя живем в одном обществе. Например, индейцы яномамо, живущие на границе между Бразилией и Венесуэлой, склонны приучать молодое поколение мальчиков становиться агрессивными и сильными. С другой стороны, племя семай, живущее на центральном Малайском полуострове в Малайзии, не любит насилия и вражды. Вот почему подрастающее поколение мальчиков приучают быть нежными и миролюбивыми.
B. Типы социализации
Как правило, существует пять типов социализации: первичная, вторичная, развивающая, упреждающая и ресоциализация.
- Первичная социализация
Этот тип социализации происходит, когда ребенок узнает ценности, нормы и поведение, которые должны проявляться, чтобы жить в соответствии с определенной культурой.Пример: ребенок слышит, как его отец ругает старуху. Ребенок будет думать, что такое поведение социально приемлемо, поэтому он начнет говорить плохие слова в адрес пожилых людей.
- Вторичная социализация
Этот тип социализации происходит, когда человек учится соответствующему поведению, которое должно проявляться в меньшей группе, которая по-прежнему является частью большего общества. Изменения ценностей, взглядов и убеждений человека считаются менее важными, чем изменения, внесенные в него по мере его участия в жизни общества.Пример: Выпускник средней школы выбирает карьеру в области управления бизнесом после участия в небольшом групповом семинаре по вопросам карьеры, проводимом профессионалами из колледжа.
- Социализация в процессе развития
Этот тип социализации включает процесс обучения, в котором основное внимание уделяется развитию наших социальных навыков.Пример: застенчивый старшеклассник начинает преподавать английский язык новым первокурсникам, чтобы развивать вербальное общение.
- Опережающая социализация
Этот тип социализации относится к процессу, в ходе которого человек практикует или репетирует для будущих социальных отношений.Пример: Ребенок ожидает отцовства, наблюдая за тем, как его родители выполняют свои повседневные роли.
- Ресоциализация
Этот тип социализации включает в себя отказ от предыдущих моделей поведения и принятие новых, чтобы человек мог переключаться из одной части своей жизни в другую. Считается, что ресоциализация происходит на протяжении всего жизненного цикла человека.
Социализация детства | Безграничная социология
Социализация детей
Первичная и вторичная социализация — это две формы социализации, которые особенно важны для детей.
Цели обучения
Обоснование важности социализации для детей с точки зрения как первичной, так и вторичной социализации
Основные выводы
Ключевые моменты
- Социализация относится к пожизненному процессу унаследования и распространения норм, обычаев и идеологий, наделения человека навыками и привычками, необходимыми для участия в его или ее собственном обществе.
- Первичная социализация для ребенка очень важна, потому что она закладывает основу для всей будущей социализации.
- Первичная социализация происходит, когда ребенок учится отношениям, ценностям и действиям, подходящим для людей как членов определенной культуры.
- Вторичная социализация относится к процессу обучения правильному поведению в качестве члена меньшей группы в рамках большего общества.
- Психосексуальные стадии Зигмунда Фрейда описывают развитие бессознательных желаний человека.
- Стадии нравственного развития Лоуренса Кольберга описывают, как люди развиваются в рассуждениях о морали и через них.
- Джейн Ловингер разработала теорию со стадиями развития эго.
- Психоаналитическая теория развития Маргарет Малер содержала три фазы, касающиеся объектных отношений ребенка.
- Теория когнитивного развития Жана Пиаже описывает, как дети рассуждают и взаимодействуют со своим окружением.
- Теория Джеймса Марсиа фокусируется на достижении идентичности и имеет четыре статуса идентичности.
Ключевые термины
- социализация : Социализация — это процесс передачи норм, ценностей, убеждений и поведения будущим членам группы.
- вторичная социализация : Вторичная социализация относится к процессу обучения правильному поведению в качестве члена меньшей группы в рамках большего общества.
- первичная социализация : Первичная социализация в социологии — это принятие и усвоение набора норм и ценностей, установленных в процессе социализации.
Социализация — это термин, используемый социологами, социальными психологами, антропологами, политологами и педагогами для обозначения продолжающегося всю жизнь процесса наследования и распространения норм, обычаев и идеологий, предоставления человеку навыков и привычек, необходимых для участия в его или ее собственное общество.Таким образом, социализация является «средством достижения социальной и культурной преемственности. «Существует много разных форм социализации, но два типа особенно важны для детей. Эти два типа известны как первичная и вторичная социализация.
Первичная социализация в социологии — это принятие и усвоение набора норм и ценностей, установленных в процессе социализации. Первичная социализация для ребенка очень важна, потому что она закладывает основу для всей будущей социализации.Первичная социализация происходит, когда ребенок учится отношениям, ценностям и действиям, подходящим для людей как членов определенной культуры. На это в основном влияют ближайшие родственники и друзья. Например, если ребенок видел, как его мать выражает дискриминационное мнение о группе меньшинств, тогда этот ребенок может подумать, что такое поведение приемлемо, и может и дальше придерживаться этого мнения о группах меньшинств.
Вторичная социализация относится к процессу обучения правильному поведению в качестве члена меньшей группы в рамках большего общества.По сути, это модели поведения, подкрепляемые социализирующими агентами общества. Вторичная социализация происходит вне дома. Здесь дети и взрослые учатся действовать в соответствии с ситуациями, в которых они находятся. Школы требуют совершенно другого поведения по сравнению с домашним поведением, и дети должны действовать в соответствии с новыми правилами. Новые учителя должны действовать иначе, чем ученики, и узнавать новые правила от окружающих. Вторичная социализация обычно связана с подростками и взрослыми и включает меньшие изменения, чем те, которые происходят при первичной социализации.
Девочка на детской площадке : Детские площадки и другие социальные ситуации способствуют вторичной социализации ребенка.
Теоретические перспективы социализации детства
Теории социализации и развития детей изучают элементы когнитивного и социального развития, которые происходят в детстве.
Цели обучения
Сравните различные теории развития детей, такие как психосексуальная теория Фрейда, стадии развития Пиаже и теория экологических систем
Основные выводы
Ключевые моменты
- Детство — уникальный период ускоренного развития, изучаемый многими теоретиками.
- Зигмунд Фрейд разработал психосексуальную теорию человеческого развития, которая описывает, как сексуальная фиксация и удовлетворение продвигают психологическое развитие вперед.
- Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития, объясняющую, как дети учатся по-разному на разных этапах развития.
- Ури Бронфенбреннер разработал теорию экологических систем, которая объясняет, как на человеческое развитие влияет контекст развивающегося ребенка.
Ключевые термины
- Теория экологических систем : Теория экологических систем, также называемая развитием в контексте или теорией экологии человека, определяет четыре типа вложенных экологических систем с двусторонними влияниями внутри и между системами.
- Теория когнитивного развития : Теория когнитивного развития Пиаже утверждает, что дети учатся, активно вырабатывая знания посредством практического опыта.
- Психосексуальная теория человеческого развития : Эта теория разделена на пять стадий, каждая из которых связана с сексуальным удовлетворением через определенную часть тела.
С девятнадцатого века детство воспринималось как уникальный этап в жизни человека, и социологические теории отражают это.Основные теории, на которые сегодня опираются психологи и социологи, были разработаны в двадцатом веке и в последующий период. Эти теории стремятся понять, почему детство является уникальным периодом в жизни человека, а также элементы когнитивного и социального развития, которые происходят в детстве. Эта глава представляет собой краткое введение в различные теоретические взгляды на детство.
Австрийский психолог двадцатого века Зигмунд Фрейд был одним из первых психологов, теоретизировавших детство и важность стадий развития.Фрейд считал, что сексуальное влечение или либидо является движущей силой всего человеческого поведения, и, соответственно, разработал психосексуальную теорию человеческого развития. Дети проходят пять стадий, каждая из которых связана с сексуальным удовлетворением через определенную часть тела.
Зигмунд Фрейд : Зигмунд Фрейд разработал психосексуальную теорию человеческого развития.
Одна из наиболее широко применяемых теорий детства — теория когнитивного развития Жана Пиаже.Пиаже утверждал, что дети активно учатся через игру. Он предположил, что роль взрослого в том, чтобы помочь ребенку учиться, заключается в предоставлении ребенку соответствующих материалов для взаимодействия и построения. Он призвал взрослых сделать обучение в детстве через игру еще более эффективным, задавая детям вопросы, чтобы заставить их задуматься над своим поведением. Он считал, что детям поучительно видеть противоречия в своих объяснениях. Его подход к развитию детей был принят школами и педагогикой дошкольных учреждений в Соединенных Штатах.
Четыре этапа развития Piaget
Пиаже выделил четыре этапа на пути к взрослой жизни:
- Первая стадия развития Пиаже — сенсомоторная стадия, которая длится от рождения до примерно двухлетнего возраста. На этом этапе ребенок узнает о себе и своем окружении посредством двигательных и рефлекторных действий. Ребенок узнает, что он отделен от своего окружения и что аспекты его окружения, такие как его родители или игрушка, продолжают существовать, даже если они могут находиться за пределами его сенсорного поля. Это наблюдение называется постоянством объекта.
- За сенсомоторной стадией следует предоперационная стадия, которая начинается примерно в то время, когда ребенок начинает говорить, и длится примерно до семи лет. Все разработки, связанные с подготовительной фазой, простираются от обучения ребенка тому, как использовать свои новые языковые способности. Ребенок начинает использовать символы для обозначения предметов. Дети усваивают информацию и помещают ее в уже существующие категории в своем сознании.
- Затем дети переходят к конкретной операционной фазе, которая длится примерно с первого класса до раннего подросткового возраста.На этом этапе детям легче приспосабливаться к идеям, которые не соответствуют их существовавшему ранее мировоззрению. Ребенок начинает мыслить абстрактно и принимать рациональные решения на основе наблюдаемых или конкретных явлений.
- Наконец, дети вступают в формальную операционную стадию, которая начинается в подростковом возрасте и ведет их к взрослой жизни. Этому человеку больше не нужны конкретные объекты, чтобы делать рациональные суждения, и он способен к гипотетическим и дедуктивным рассуждениям.
Теория экологических систем
В 1979 году психолог Ури Бронфенбреннер опубликовал Экология человеческого развития , изложив свою теорию, известную как теория экологических систем.Также называемая теорией развития в контексте теории или теорией экологии человека, теория экологических систем определяет пять различных типов вложенных средовых систем: микросистему, мезосистему, экзосистему, макросистему и хроносистему. Каждая из этих систем оказывает влияние на человека, особенно на детей, поскольку они активно социализированы.
- Микросистема относится к учреждениям и группам, которые наиболее непосредственно и непосредственно влияют на развитие ребенка, включая семью ребенка, школу, религиозные учреждения, район и группу сверстников.
- Мезосистема признает, что никакая микросистема не может быть полностью дискретной, и относится к отношениям между микросистемами. Например, ребенку, которого полностью бросила его семья, может быть трудно установить связь с учителями.
- Экзосистема описывает связь между социальным окружением, в котором индивид не играет активной роли, и его непосредственным контекстом. Например, на жизнь ребенка дома может повлиять опыт матери на работе.
- Макросистема относится к культуре, в которой живут люди. Ребенок, его школа и его родители являются частью культурного контекста, составляющие которого объединяет чувство общей идентичности, наследия и ценностей. Микросистемы, а следовательно, и мезосистемы, и экзосистемы невозможно понять, если они не связаны с их макросистемным контекстом.
- Хроносистема относится к моделированию внешних событий и переходов на протяжении жизненного пути, а также к более широким социально-историческим событиям.Например, влияние разводов на детей менялось на протяжении истории. Когда развод подвергался большей культурной стигматизации, он оказывал на детей иное влияние, чем сегодня, когда многие дети развелись с родителями.
Формирование идентичности
Формирование идентичности — это развитие индивидуальной индивидуальности, благодаря которой его или ее узнают или узнают.
Цели обучения
Обсудить формирование личности человека, а также идеи самооценки и самосознания
Основные выводы
Ключевые моменты
- Культурная идентичность — это чувство идентичности с группой или культурой или с отдельным человеком, поскольку он или она находится под влиянием своей принадлежности к группе или культуре.
- Этническая идентичность — это идентификация с определенной этнической принадлежностью, обычно на основе предполагаемой общей генеалогии или происхождения.
- Национальная идентичность — это этическая и философская концепция, согласно которой все люди делятся на группы, называемые нациями.
- Религиозная идентичность — это набор верований и обычаев, которых обычно придерживается человек, включая приверженность кодифицированным верованиям и ритуалам и изучение родовых или культурных традиций.
- Я-концепция — это сумма знаний и понимания существом самого себя.
- Культурная идентичность — это ощущение идентичности группы или культуры или отдельного человека, поскольку он или она находится под влиянием своей принадлежности к группе или культуре.
- Этническая идентичность — это идентификация с определенной этнической принадлежностью, обычно на основе предполагаемой общей генеалогии или происхождения.
- Национальная идентичность — это этическая и философская концепция, согласно которой все люди делятся на группы, называемые нациями.
- Религиозная идентичность — это совокупность убеждений и обычаев, которых обычно придерживается индивид, включая приверженность кодифицированным верованиям и ритуалам и изучение родовых или культурных традиций
Ключевые термины
- культурная идентичность : Ощущение принадлежности к группе или культуре.
- национальная идентичность : этическая и философская концепция, согласно которой все люди делятся на группы, называемые нациями.
- религиозная принадлежность : Набор верований и обычаев, которыми обычно придерживается человек, включая приверженность кодифицированным верованиям и ритуалам и изучение древних или культурных традиций, писаний, истории и мифологии, а также веры и мистического опыта.
Формирование идентичности — это развитие индивидуальной личности человека, которая рассматривается как сохраняющаяся сущность на определенном этапе жизни, благодаря которому личность узнается или узнается.Этот процесс определяет людей по отношению к другим и самим себе. Части фактической идентичности человека включают в себя чувство преемственности, чувство уникальности от других и чувство принадлежности. Формирование идентичности явно влияет на личную идентичность, благодаря которой человек думает о себе как о дискретной и отдельной сущности. Это может происходить через индивидуацию, когда недифференцированный индивид имеет тенденцию становиться уникальным, или через стадии, через которые дифференцированные аспекты жизни человека стремятся стать более неделимым целым.
Люди приобретают социальную идентичность и групповую идентичность благодаря своей принадлежности. Я-концепция — это сумма знания и понимания существа самого себя. Самовосприятие отличается от самосознания, которое представляет собой осознание самого себя. Компоненты самооценки включают физические, психологические и социальные атрибуты, на которые могут влиять отношения, привычки, убеждения и идеи человека. Культурная идентичность — это чувство принадлежности к группе или культуре.
Точно так же этническая идентичность — это идентификация с определенной этнической принадлежностью, обычно на основе предполагаемой общей генеалогии или происхождения. Кроме того, национальная идентичность — это этическая и философская концепция, согласно которой все люди делятся на группы, называемые нациями. Члены нации имеют общую идентичность и обычно общее происхождение в смысле происхождения, происхождения или происхождения. Наконец, религиозная идентичность — это набор верований и обычаев, которых обычно придерживается индивид, включая приверженность кодифицированным верованиям и ритуалам и изучение наследственных или культурных традиций, писаний, истории и мифологии, а также веры и мистического опыта.
Национальная идентичность : Празднование четвертого июля, во время которого американцы одеваются в красное, белое и синее, является проявлением национальной идентичности. Четвертое июля имеет значение только как празднование независимости для людей, которые разделяют чувство национальной идентичности как американцы.
Типы социализации
Типы социализацииГлава 4 (Социализация): Конспект лекции по макияжу
(стр.3)
3) Когнитивный подход к развитию (Ж. Пиаже)
Считайте людей более активными агентами;
Когнитивные способности позволяют нам интерпретировать нашу ситуацию и сделать интеллектуальным судебные решения
(НЕ всегда обусловлен окружающей средой)
Когнитивные способности развиваются в четыре этапа:
а. Этап сенсориметра (0-2):
Нет языка; не могу думать или воображать;
Вне поля зрения, из виду
Учиться только через сенсорные контакты:
б. Предоперационный этап (2-7):
Ограниченные мыслительные способности; могу понять простой конкретные концепции только не абстрактный;
Не могу понять даже такие простые абстрактные концепции, как: время, числа, деньги, размер, скорость;
c. Бетонный этап эксплуатации (7-11):
Можно понять простой абстрактный концепции;
Не могу понять: абстрактные концепции более высокого уровня, такие как: мир, справедливость, равенство, нравственность;
d.Формальный операционный этап (11 -):
Полное понимание абстрактных понятий; гипотетический, логический, моральный способность к рассуждению
Типы социализации :
Первичная социализация
Социализация в раннем детстве
Опережающая социализация
Социализация в ролях, которые вы ожидаете принять; Ролевые
* обратная социализация
Молодое поколение общается со старшими
В современных обществах чаще, чем в традиционных общества;
Ресоциализация
Сознательный процесс социализации, призванный изменить их ценности / образ жизни
Всего заведения:
1) создан, чтобы повторно социализировать людей
2) отрезанный от внешнего мира
3) строгие правила / нормы
е. ж .: тюрьмы, психиатрические учреждения, военные сапоги лагеря, монастыри, монастыри
Процесс социализации в трех теоретических перспективах :
1. Символический интеракционизм:
Сосредоточьтесь на том, как происходит социализация: через социальные взаимодействия
2. Структурно-функционализм;
Социализация имеет важную функцию для общества:
1) Передача культуры;
2) Общество воспроизводит себя.
3. Перспектива конфликта:
Социализация — это не что иное, как идеологическая обработка (промывание мозгов) процесс, используемый доминирующей группой для распространения ценностей / норм, поддерживающих их интересы.
Различные типы социализации — Библиотечно-информационная сеть
Вопрос: Какие существуют типы социализации?
Типы социализации: Ян Робертсон в своей книге «Социология» (1977) упомянул четыре типа социализации. По его словам, социализация, которую человек проходит в течение своей жизни, может быть одного или нескольких из четырех различных типов:
Социализация |
- Первичная социализация,
- Опережающая социализация,
- Социализация развития и
- Ресоциализация.
1. Первичная социализация: Это наиболее существенный и основной тип социализации.Это происходит в первые годы жизни новорожденной особи. Он концентрируется на обучении языку и мыслительным навыкам, усвоению культурных норм и ценностей, установлению эмоциональных связей и оценке других ролей и точек зрения.
2. Предвосхищающая социализация: Мужчины не только познают культуру группы, непосредственными членами которой они являются. Они также могут изучать культуру групп, непосредственными членами которых они являются. Они также могут изучать культуру групп, к которым они не принадлежат. Такой процесс, посредством которого мужчины социализируются в культуре группы с ожиданием присоединения к группе, называется «упреждающей социализацией».
3. Развивающая социализация: Этот вид обучения основан на достижениях первичной социализации. «Он основан на уже приобретенных навыках и знаниях по мере того, как взрослый преодолевает новые ситуации, такие как брак или новая работа. Это требует новых ожиданий, обязательств и ролей. Новое обучение добавляется и смешивается со старым в относительно плавном и непрерывном процессе развития »
4.Ресоциализация: Человек не только меняет роли в группах, но также меняет членство в группах. В некоторых случаях должна произойти «ресоциализация» — «отбрасывание усвоенных шаблонов и замена их новым». Такая ресоциализация происходит в основном при радикальном изменении социальной роли. Это также может происходить в периоды быстрой социальной мобильности.
Типы социализации и их значение для понимания феноменов социализации
В зависимости от различных критериев в специальной литературе определены несколько типов социализации. После факторов социализации и возраста, в котором изучается процесс, у нас есть первичная социализация и вторичная социализация (и продолжается), в соответствии с оценкой общества есть положительная или отрицательная социализация, а в качестве осознания того, как отличается процесс социализации, есть формальная социализация. или неформальная социализация, в зависимости от цели, преследуемой уже созданными эффектами, у нас есть упреждающая или адаптивная социализация, в зависимости от вмешательства законной власти мы можем говорить об ассоциативной или институциональной социализации после того, как содержание и результаты выражаются в статусах и ролях, гендерная социализация может быть, профессиональным, супружеским, по методам создания может говорить о плановом, спонтанном, правоприменительном, партисипативном социализации, в зависимости от цели социальной, национальной, политической, идеологически-партийной социализации и т. д.. Эти типы не индивидуализируются в аморфной среде, но они смешиваются, дополняют и посредством корреляции могут описать сложный феномен социализации. К вкладам тех, кто определил многочисленные типы социализации, следует подходить не целостно и не в противопоставлении друг другу, а как дополнение к всеобъемлющему и специализированному пониманию социализации. В этом контексте мы предлагаем новый критерий классификации, а именно степень социализации, которая предполагает полную социализацию одной частичной социализации и нулевой социализации, недействительной.Что касается общей социализации, то это идеал, а не реальность. Однако, по крайней мере теоретически, мы могли бы использовать эту терминологию, поскольку, например, в образовательных науках используется термин «идеальное образование» или как в физике используется понятие «идеальная среда». Концепция «нулевой социализации» могла бы быть социальным эквивалентом выражения, использованного Аристотелем в его «De anima»: своего рода «чистый лист» для социализации.
Значение, типы и примеры, обзор
Социализация — это процесс взаимодействия, который устанавливает стабильные и сбалансированные отношения между человеком и его обществом. этот процесс учит человека работать и выполнять повседневную работу и функции в соответствии с правилами его общества. Эти правила и нормы — одни из первых его уроков дисциплины. Их учат следовать правилам, их учат манерам, их учат хорошим и плохим привычкам и вещам; Плохая компания — это также социализация, которая представляет собой знакомство человека с обществом, в котором нет здоровых привычек; их избегание также является уроком, который преподают родители и усваивает его ребенок.
Социализация учит человека не только оставаться в дисциплине, но также учит его сопротивляться, когда его / ее эксплуатирует их общество. эти уроки хорошего поведения нельзя преподать с помощью какой-либо записной книжки, и ни один учитель не может их выучить; их может преподать только группа учителей, известная как общество.
Младенец, не знающий своих способностей, религии, бога, основных манер, приходя в этот мир, должен быть научен тому, что для него хорошо, а что плохо; без этого основного инстинкта он не сможет выжить в этом мире. Изучение этих инстинктов также является результатом социализации.
Социализация бывает двух видов.
Одна из форм социализации — это та, в которой человек изучает правила сам, выходя в общество, или изучает правила, ограничения, постановления, нормы, обычаи и нравы, будучи разоблаченным своими опекунами. другой вид социализации включает социализацию, в которой человека достигает общество; таким образом, общество разными способами учит его тому, как от него ожидают поведения в обществе.
Примеры первого типа социализации, когда человек изучает правила, — это, заводя друзей и общаясь, участвуя в различных культурных мероприятиях общества. народы, принадлежащие к индуистской культуре, участвуют в фестивалях; следовательно, узнает разные вещи о своем боге / богине. Вот как они учатся, что их культура хочет от них.
Примером второго вида социализации являются СМИ. Человек смотрит телевизор, использует YouTube, Twitter, Facebook и многие другие социальные сети, а также радио и читает газеты, чтобы развлечь себя, но телевидение и эти средства массовой информации, включая статические средства массовой информации, т. е.е. газета, вмешивается в его мысли и порождает такие идеи, которые не являются такими, как созданные им самим. Эти средства массовой информации взаимодействуют с человеком с его согласия или без него, и человек сознательно или бессознательно узнает то, чему его научили эти средства массовой информации.
Ради развития и совершенствования человек должен вступить в контакт с другими социальными группами и изменить свои убеждения в соответствии с другими обществами и культурами.
Таким образом, социализация играет очень важную роль, которую невозможно заменить никаким другим процессом.
Социологическая группа теперь в Instagram. Следуйте за намиТипы социализации и их важность для понимания феноменов социализации
Автор
Реферат
В зависимости от различных критериев в специализированной литературе определены несколько типов социализации. После факторов социализации и возраста, в котором изучается процесс, у нас есть первичная социализация и вторичная социализация (и продолжается), в соответствии с оценкой общества есть положительная или отрицательная социализация, а в качестве осознания того, как отличается процесс социализации, есть формальная социализация. или неформальная социализация, в зависимости от цели, преследуемой уже созданными эффектами, у нас есть упреждающая или адаптивная социализация, в зависимости от вмешательства законной власти мы можем говорить об ассоциативной или институциональной социализации после того, как содержание и результаты выражаются в статусах и ролях, гендерная социализация может быть, профессиональным, супружеским, по методам создания может говорить о плановом, спонтанном, правоприменительном, партисипативном социализации, в зависимости от цели социальной, национальной, политической, идеологически-партийной социализации и т. д.. Эти типы не индивидуализируются в аморфной среде, но они смешиваются, дополняют и посредством корреляции могут описать сложный феномен социализации. К вкладам тех, кто определил многочисленные типы социализации, следует подходить не целостно и не в противопоставлении друг другу, а как дополнение к всеобъемлющему и специализированному пониманию социализации. В этом контексте мы предлагаем новый критерий классификации, а именно степень социализации, которая предполагает полную социализацию одной частичной социализации и нулевой социализации, недействительной. Что касается общей социализации, то это идеал, а не реальность. Однако, по крайней мере теоретически, мы могли бы использовать эту терминологию, поскольку, например, в образовательных науках используется термин «идеальное образование» или как в физике используется понятие «идеальная среда». Концепция «нулевой социализации» могла бы быть социальным эквивалентом выражения, использованного Аристотелем в его «De anima»: своего рода «чистый лист» для социализации.
Рекомендуемая ссылка
Скачать полный текст от издателя
Исправления
Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления, пожалуйста, укажите идентификатор этого элемента: RePEc: eur: ejserj: 196 . См. Общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.
По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, аннотации, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: (Европейский центр научного образования и исследований). Адрес электронной почты этого сопровождающего больше не действителен. Пожалуйста, попросите Европейский центр научного образования и исследований обновить запись или отправьте нам правильный адрес электронной почты.Общие контактные данные провайдера: http://journals.euser.org/index.php/ejser .
Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать возможные ссылки на этот элемент, в отношении которого мы не уверены.
У нас нет ссылок на этот товар. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .
Если вам известно об отсутствующих элементах, цитирующих этот элемент, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого элемента ссылки.Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле службы авторов RePEc, поскольку там могут быть некоторые цитаты, ожидающие подтверждения.
Обратите внимание, что на фильтрацию исправлений может уйти несколько недель. различные сервисы RePEc.
.