Функции семьи
Семья представляет собой социальный институт, наделенный различными функциями, которые постепенно изменялись в историческом развитии.
Функции семьи делят на основные и вторичные. Основные функции представлены на всех этапах развития семьи, роль вторичных функций возрастала или уменьшалась в разные исторические периоды.
Основными функциями семьи являются репродуктивная, воспитательная и хозяйственно-экономическая функции.
Репродуктивная функция
Репродуктивная функция отвечает за биологическое воспроизводство населения (деторождение) и является одной из важнейших функций. Так же репродуктивная функция регулирует сферу сексуальных отношений супругов, которая является важной для гармоничных и здоровых отношений. В основе репродуктивной функции должны учитываться индивидуальные запросы и права каждого из супругов.
Социальная политика большинства стран мира направлена на поддержку
Сегодняшняя демографическая ситуации характеризуется следующими аспектами:
- непрекращающимся падением рождаемости в индустриально развитых странах, как следствие – не обеспечение воспроизводства населения;
- старением населения в индустриально развитых странах при тенденции увеличения продолжительности жизни граждан;
- абсолютным и относительным сокращением части трудоспособного населения.
В российской семье так же наблюдается снижение рождаемости из-за наличия социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается наше общество в последние десятилетия.
На снижение рождаемости влияет множество факторов, среди которых — нерешенность жилищной проблемы, низкий уровень жизни семьи, рост безработицы, особенно среди женщин, алкоголизм членов семьи и другие. Решение всех этих проблем требует выработку грамотной и долгосрочной государственной политики, которая будет направлена на охрану семьи, детства и материн
zaochnik.com
Функции семьи: самая суть с примерами
Продолжаем наш цикл полезных статей и сегодня разберем функции семьи как малой социальной группы и как социального института. Тема эта краеугольная. И входит в кодификатор тем КИМ ЕГЭ по обществознанию.
Уникальность нашего материала в том, что статья написана социологом кратко и понятно. В статье все акценты расставлены верно, так как нужно для подготовки к государственным экзаменам. Поэтому дочитайте ее до конца!
Функции семьи как социальной группы
Мало кто понимает, что семья — это не просто понятие, а она существует в двух формах: как малая социальная группа и как социальный институт. Если не знаете, что такое группы и институты, смело переходите по ссылкам и читайте. Потому как дальше без знания этих понятий Вам путь заказан!
Ну так вот, семья как малая группа — это конкретная какая-то семья. Например: семья Ёлкиных, Ивановых и прочие. Сегодня превалируют (господствуют) нуклеарные семьи. И следует различать функции семьи как группы от функций одноименного института.
Итак, вот какие основные из них надо знать:
Репродуктивная. В учебниках ее называют «воспроизводство населения». Тут все просто: цель создания семьи — рождение и воспитание детей. По крайней мере так описано в социологии, психологии и педагогике. Однако вам следует понимать, что это не такая уж и обязательная функция: ведь существует множество семей и бездетных. Люди просто живут друг с другом, потому что им хорошо вместе.
Конечно, таких семей не большинство, но они есть. Кроме того, имейте в виду, что в современном мире существуют однополые семьи, которые биологически не могут никого воспроизводить. Они усыновляют или удочеряют детей из государственных интернатов. Поэтому функция — эта — репродуктивная — вообще спорная в современных реалиях. Не согласны? Напишите в комментариях, почему!
Воспитательная. Воспитание — это непрерывный процесс социально-психологического воздействия семьи на ребенка с целью формирования у него определенных личностных качеств, да и личности в целом.
Семья, родители, родственники — это основные субъекты воспитания. Понятно, что если дети-сироты, то эту функцию берет на себя государство в лице интернатов. Тут тоже ничего сложного. Примеров воспитания много. Например, отец Джона Кеннеди был бизнесменом и стравливал своих детей между собой, чтобы воспитать в них бойцовские качества. Его детей так и называли волки-Кеннеди.
Воспитание включает в себя усвоение норм морали, правил этикета и всего остального, что делает нас цивилизованными людьми. Семейный кодекс РФ конкретно не определяет, как именно должно проходить воспитание. Однако в статье 65 четко обозначено, что родители не могут причинять никакого вреда в ходе воспитания, а все вопросы воспитания решаются родителями совместно.
Понятно также, что воспитание зависит от типа семьи. В патриархальной в этом процессе будут задействованы традиции и обычаи, а в нуклеарной — современные представления о морали и нравственности
Социализация. Следует различать воспитание и первичную социализацию детей. Эти понятия соотносятся как частное с общим: воспитание является частью социализации. Последняя длится всю жизнь и включает непрерывное освоение социальных ролей, интеграцию в существующую социальную систему. Семья является агентом социализации, то есть непосредственно участвует в этом процессе. Семьи, которые не в состоянии обеспечить ребенку социализацию называют неблагополучными.
Например, разговоры с ребенком о том, как нужно себя вести с другими людьми, может быть примером социализации.
Хозяйственная. Она включает в себя реализацию домашних обязанностей членами семьи. Если взрослые члены из-за болезни не могут осуществлять их, то эти функции должны брать на себя младшие члены семьи.
Экономическая. Экономика — это всегда труд и финансы. Это функция прямо вытекает из правового поля и означает в первую очередь, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. А совершеннолетние и трудоспособные дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей. Также к этой функции относятся алименты и прочее.
Рекреационная. О ней подробно читайте здесь.
Сексуальная. Если честно, я против выделения этой функции как отдельной. Ведь понятно, что естественные потребности удовлетворяются в ходе осуществления репродуктивной функции. А сексуальное воспитание относится к воспитанию. То есть выделять отдельную сексуальную функцию, на мой взгляд, просто бред. Однако в пособиях такое выделение происходит. Хотя в тестах ЕГЭ я ни разу не встречал, чтобы эта функция как-то выделялась. А я, к слову сказать, прорешал все задания ФИПИ ЕГЭ, ответы, кстати, выложены здесь.
Социальный контроль. Это довольно понятная функция. Она заключается в том, что взрослые члены семьи должны выступать агентами социального контроля: делать замечания детям, если их поведение выходит за рамки. Применять способы воспитания, чтобы недопустимого поведения больше не происходило.
Социально-статусная. Семья наделяет своих членов статусами: муж, жена, дочь, сын, брат, сват и пр. Это все социальные статусы, которые подразумевают определенную модель поведения — определенную социальную роль.
Ну и понятно, что мы должны сделать в промежуточном выводе и ответить на вопрос: справляется ли семья как социальная группа с этими всеми функциями. И ответ будет конечно же нет! Я достаточно проработал в сфере образования, чтобы напрямую об этом судить. Семья перекладывает свои функции на другие социальные институты. При этом господствует такое оправдание: мол, я, как родитель работаю, поэтому пусть моего ребенка воспитывают воспитатели в детском саду, или учителя в школе.
Между тем такие родители (коих большинство) забывают одну простую вещь, что ни воспитатели в детском саду, ни учителя в школе не имеют реальных механизмов для воспитания подрастающего поколения. К примеру, ребенок на уроке обозвал учительницу матом. При том, что учитель вполне корректен и так сам на уроках никогда не ругался. Что ему делать? В реальности ничего.
Между тем, ругаясь на уроках в школе (то есть в общественном месте) нецензурной бранью, ребенок нарушает КОАП РФ. Соответственно, он, по закону, или его родители должны быть оштрафованы на сумму административного штрафа за нецезурную брань в общественном месте. Я больше чем уверен, что если бы система работала, мата в школах, да и в других учебных заведениях не было бы вовсе. Для реализации этого достаточно того, чтобы в школе вместо невменяемого вахтера дежурил сотрудник полиции, коих сейчас развелось немерено.
То есть если ребенок ругается на уроках матом, учительница по кнопке вызова вызывает полицейского и тот выписывает родителям ученика акт об административном правонарушении. И всё. Пара судебных дел с присуждением штрафа и в школе дети будут все культурные и ходить шелковые.
Но это мое личное мнение. А вы что думаете по этому поводу?
Функции семьи как социального института
Семья как социальный институт представляет собой правовое поле из Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ, и других нормативно-правовых актов, включая органы опеки и попечительства, ЗАКСы, органы социальной защиты, которые должны регулировать жизнь семьи, как социальной группы.
То есть семья функционирует не в вакууме, а в правовом поле и в поле работы специальных государственных органов. И понятно, что некоторые функции, свойственные для семьи как малой группы не будут те же, что и для социального института.
Вот какие основные такие функции надо знать:
Социальный контроль. Органы социальной защиты должны постоянно следить за тем, как функционируют семьи в их округе. Понятно, что в каждой стране все по-разному. В Испании, например, если ребенок твой неделю не был в школе, тебя, как родителя, просто лишают родительских прав. Жестко? Зато справедливо. Воспитание — это не только право, но и обязанность родителя. Не воспитываешь? Лишаешься права воспитывать! Также, если не жестче, система работает в США.
Защитная. Раньше, в древности, в самом деле семья защищала своих членов от вражды и агрессии. Сегодня в цивилизованных странах эта функция целиком ложится на плечи правоохранительных органов и иных таких организаций.
Социализация. Тут не следует путать. Если семья как малая группа должна обеспечить интеграцию ребенка в социум, то семья как социальный контроль осуществляет то же самое с родителями. Правоохранительные органы, органы опеки должны постоянно общаться с родителями и разъяснять им их обязанности. В странах запада есть практика судебного направления к семейному психологу. Если один из родителей имеет алкогольную зависимость, он принудительно отходит на собрания анонимных алкоголиков. То есть система работает. В России, понятно, все шиворот-навыворот, но об этом я и говорить не особо хочу: сами всё знаете!
По сути это все функции семьи как социального института. Но разделять эти вещи жизненно необходимо, если, конечно, ваша цель — высокие баллы на ЕГЭ по обществознанию.
И еще. Если вам непонятны многие понятия, которые я использую, значит Вам надо на наши курсы подготовки. В рамках курсов я все разъясняю на более детальных примерах, использую много иллюстраций. Узнать больше о наших курсах можно тут=>>. Если курсы для Вас финансово неподъемны, есть видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов». В нем в формате видеоуроков все четко разъясняется.
Пишите, что думаете обо всем этом в комментариях! Делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!
ege59.ru
2 Вопрос: Основные функции семьи.
Социальные функции семьи имеют два основных источни-ка их возникновения: потребности общества и потребности са-мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.
Итак, семья может рассматриваться как социальный ин-ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци-альную задачу. Можно выделить следующие основные функ-ции семьи, способствующие реализации этой задачи:
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по-коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба-бушкой и др.) накопленного обществом социального опы-та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи-зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоян-ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле-нов семьи), побуждающее их активно заниматься само-воспитанием.
Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло-гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.
Все большее значение социологи придавали и при-дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се-мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин-формации (телевидение, радио, периодическая печать), с ли-тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об-ъединения.
Досуговая функция
Социально-статусная функция связана с воспроизвод-ством социальной структуры общества, так как предоставля-ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот-ребностей супругов.
studfile.net
Материал на тему: Семья и ее функции
Семья и ее функции
Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Традиционные функции семьи:
а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;
б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;
в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей.
г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
nsportal.ru
2. Социальные функции семьи.
Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Социальные функции семьи не остаются неизменными, вместе с развитием института семьи они меняются. Под социальными функциями понимаются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья, т.е. деятельность, имеющая определенные социальные последствия. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Специфика социальных функций семьи состоит в том, что они имеют общественное и индивидуальное значение, т.е. они одинаково важны как для человека, так и для общества. В этом их уникальность. Определим основные социальные функции брака и семьи.
Регулирование сексуальных отношений – упорядочивает сексуальные отношения на основе того, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких обстоятельствах должны вступать в половые отношения.
Репродуктивная функция (воспроизводство населения)– через семью налажена система замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.
Социализация. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, контролируют действия, закладывают основы владения устной и письменной речью. Поскольку основным механизмом социализации является культура, реализация этой функции семьи напрямую связана с уровнем культуры её и общества.
Забота и защита: семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в период взросления. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе.
Социальное самоопределение: узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же слою, расе, этносу, религиозному объединению, к которому относится родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида, лежит в основе его самоидентификации.
Хозяйственно-экономическая: приготовление пищи, уборка помещений, покупка продуктов, т.е. ведение домашнего хозяйства, организация быта семьи.
Важным является вопрос о том, как современная российская семья выполняет социальные функции (предлагаем более подробно рассмотреть материал по данной проблеме на практическом занятии).
3. Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.
Современная семья переживает глубокий кризис. Справедливости ради, следует сказать, что семейный кризис носит глобальный характер, присущ всем развитым странам, возник не в последние годы. Корни кризиса кроются в тех радикальных преобразованиях, которые произошли в Европе и Северной Америке под влиянием индустриализации. Современный социально-экономический спад лишь обнажил семейный кризис, но не привнес в него ничего принципиально нового. Изменился сам образ жизни людей в современных обществах, современная цивилизация привела к утрате высокого и значимого в прошлом места семьи в социальной структуре общества. Специфика российской ситуации лишь накладывается на общемировые тенденции:
Современная модель семьи связана с четким разделением дома и работы. В урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, когда домашний быт постепенно передается несемейным учреждениям (прачечные, химчистки, кафе и т.д.).
Идет процесс снижения брачности (исчезает ранняя и сплошная брачность), увеличения доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса детей в этих сожительствах. Увеличивается доля сознательного одиночества.
Заметнее стал переход от закрытой к открытой системе выбора супруга: личный выбор индивида имеет приоритет перед родительским, хотя и при сохранении зависимости от них, соблюдении имущественных интересов, закрепляемых брачным контрактом.
Происходит переход от расширенной семейно-родственной системы, состоящей из 3-х поколений, к нуклеарной, включающей родителей и их детей. Увеличивается доля престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей.
Растет доля «осколочных» семей с одним родителем и детьми. Около трети семей в России – неполные, в основном материнские.
Семья становится малодетной и однодетной. Коэффициент рождаемости в российской семье -1,34 (с учетом вступления в репродуктивный период многолюдного поколения 80-х гг.), что изменить ситуацию депопуляции не может.
Увеличение числа семей, где один из родителей не является кровным и воспитывает «не своего» ребенка.
Увеличение доли семей смешанного типа, где есть дети от повторного брака и от первых браков каждого из супругов.
Исчезают традиции пожизненного брака, растет число разводов, причем, в России – большая часть по инициативе женщин. На 1000 браков приходится более 700 разводов. Россия занимает первое место в мире по числу разводов, хотя численность населения существенно меньше, чем в других странах. Возникла серийная, или веерная, моногамия, когда человек в течение жизни многократно вступает в брак.
Система «семьецентризма» уступает место системе «эгоцентризма». Ценности фамилизма (долг, семейная ответственность, дети как ценность и гарантия благополучной старости) по мере модернизации размываются, становятся менее устойчивыми и престижными, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений. Растет число адюльтеров, т.е. супружеских измен.
Современная семья становится конъюгальной, супружеской (в триаде «супружество – родительство – родство» супружество оценивается выше других составляющих), причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида. Люди ищут в семье прежде всего личного счастья.
Появление альтернативных форм брака и семьи, в которых не заинтересовано общество, но заинтересован человек, например, незарегистрированные браки (сожительства), однополые браки и другие.
Когда в современном обществе растет уровень жизни, потребления, комфорта, семья перестает быть условием выживания человека; в кризисных условиях, напротив, именно семья позволяет пережить трудности.
Усиливается взаимовлияние социальных институтов. К примеру, образование становится непрерывным, люди под его влиянием в течение супружеской жизни меняются, и это нередко приводит к межличностной несовместимости.
Как показали социологические исследования, в России контрацепция и новые технологии рождения детей (первые дети «из пробирки» уже повзрослели и сами стали родителями) существенно трансформируют сексуальное и репродуктивное поведение современного человека.
Низкая культура межличностных отношений превратила современную семью в своеобразный полигон для всех видов насилия – от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического, когда убить можно и не «распуская рук». Российская статистика преступлений весьма несовершенна, но и на основании ее можно утверждать, что российская семья конца ХХ — начала ХХI в. – самая агрессивная в истории России. Дети, престарелые родители, инвалиды, женщины, не способные защитить себя, составляют ежегодно более одной трети всех убитых на почве конфликтов в семейных отношениях. Только согласно официальным данным, каждый четвертый мужчина в семье избивает жену. В то же время возросло число самосудов – расправ женщин и стариков с семейными тиранами. Семья, как ни печально, стала очагом безнадзорности, распространения наркомании и пьянства, проституции и сексуальных извращений. Главная социальная причина роста насилия в российской семье – бедность и нищета. Статистика выделяет около 20% населения, живущего ниже уровня бедности. Россия значительно отстает от развитых стран по наличию и разнообразию сил, влияющих на ослабление семейных конфликтов.
Проблема абортов стала не только медицинской, но и социальной. По числу абортов Россия занимает первое место в мире: на каждого родившегося ребенка приходится три аборта (больше, чем в странах с миллиардным населением). Низкая общая и сексуальная культура общества сформировала «наплевательское» отношение к здоровью женщин.
Обострилась проблема устойчивости семейно-брачных отношений. Развод – это способ прекращения брака при жизни супругов. Свобода развода налагает на супругов величайшую ответственность за судьбу семьи. Еще Монтескье заметил, что ничто так не содействует взаимной привязанности, как возможность развода: мужчина и женщина легко переносят тяготы семейной жизни, ибо знают, что могут покончить с ними. Право развода на то и дается, чтобы им не пользоваться. А если и пользоваться, то только в самом крайнем случае, когда исчерпаны все и всякие возможности сохранить семью.
Предпосылками для поддержания высокого уровня разводимости являются:
свобода расторжения брака, зафиксированная в правовых нормах;
относительная экономическая независимость женщин;
существование брачного рынка и возможностей создать другую семью;
увеличение продолжительности брака, которая за сто лет, в среднем, удвоилась, а это увеличивает вероятность возникновения более частых и качественно иных конфликтов;
сокращение браков, заключенных по религиозному обряду;
рост урбанизации, региональной мобильности;
перемены в роли женщин;
дальнейшая «индивидуализация» жизненной концепции.
В качестве выводов акцентируем главную мысль: развитие брака и семьи имеет социальный характер. Переход общества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному трансформировал социальные институты брака и семьи. То, что происходящие изменения оцениваются учеными в понятиях «крах», «кризис» семьи, нуждается в пояснении. Есть две теории. Первая считает, что под влиянием эволюции общества семья переживает дезорганизацию, но она не означает гибель семьи. На обломках традиционалистской семьи возникают новые альтернативные семейные структуры, которые будут освобождены от старых проблем. Новые потребности семьи должны поддерживаться и учитываться государственной семейной политикой.
Вторая теория говорит не о кризисе, а о крахе института семьи, который исчерпал себя и не выполняет свои функции: дети не рождаются, беспрецедентны отказы от детей и даже их убийство, рост семейной девиации в самых разных формах. Ученые считают, что термин «семья» в сложившейся ситуации следует заменить термином «домохозяйство» (который, кстати, употреблялся в дореволюционной России в последних переписях населения).
Все точки зрения имеют право на существование, но они все-таки не объясняют проблему до конца. Очевидно, это связано со сложной системой отношений между человеком и обществом. Человек в семейной сфере стремится к тому, чего ему хочется, а не к тому, что является общественно-полезным, или не имеет отрицательных последствий глобального характера.
Институт семьи существует не только потому, что выполняет жизненно важные для общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечает каким-то глубоко личным потребностям людей. По-видимому, именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института.
Чтобы определить семейную политику, нужно осмыслить, проанализировать современную семейно-брачную ситуацию. В России нет семейной политики, а есть лишь разрозненные меры материально-денежной помощи семье, которые служат целям популизма и сохранения власти. Примером тому служит бесславно закончившийся год семьи, на материнский капитал претендует лишь половина из планировавшегося государством числа семей и пр. Речь должна идти о разработке семейной государственной политики как основы преодоления институционального кризиса семьи.
Вопросы для самоконтроля.
Почему усилился интерес к проблемам брака и семьи?
Брак и семья – это одно и то же? Какие типы семьи и брака Вам известны?
Какова сегодняшняя оценка идеи научного коммунизма: «семьи не будет»?
Как Вы относитесь к перспективе гибели семьи? Обоснуйте свою точку зрения.
Какие исследования по социологии семьи вам известны?
ЛИТЕРАТУРА
Балабанов С.С. Типология мотивов иметь или не иметь детей // Социс. – 2009. №3.
Бурова С.Н. Тенденции исследования семьи в советский и постсоветский периоды // Социс. 2008. №12.
Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социс. 2006.№11.
Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социс. 2008. №9.
Егорова Н.Ю. Современная российская семья: основные тенденции // СГЗ. 2008. №4.
Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России // Мир России. 2007. №4.
Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях // Социс. 2009. №12.
Современная студенческая семья. Отчет по результатам социологического исследования. Екатеринбург, 2010.
Сорокина Е.С. Жизненные стратегии молодой семьи в современном обществе // Социальная политика и социология. 2007. №2.
Хайруллин Р.З. Готовность современной молодежи к семейной жизни // Социальная политика и социология. 2009. №3.
studfile.net
Основные функции семьи и их характеристики
При изучении института семьи особое внимание уделяется анализу выполняемых им функций. Мнения специалистов по данному вопросу хорошо между собой согласуются. Существующие различия касаются в основном лишь степени детализации сфер жизнедеятельности семьи. К примеру, сексуально-эротическую функцию некоторые авторы отделяют от репродуктивной, во-первых, ввиду ее самостоятельной ценности, во-вторых, отводя ведущую роль в психосексуальном развитии человека семье.
Институт семьи
Семья является сложным социальным образованием, в котором переплетены интересы общества в целом, отдельной семьи и каждого ее члена в частности. Ее определяют как исторически сложившуюся конкретную систему супружеских и детско-родительских взаимоотношений. Ее рассматривают как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. В ней видят социальную необходимость, обусловленную потребностью общества в воспроизводстве физически и духовно здорового населения.
Семья обладает целым комплексом важных социальных функций и ролей, ради которых общество готово создавать, поддерживать и охранять этот социальный институт. Важно учитывать, что в человеческой культуре в социальных нормах отражены идеализированные представления о том, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества.
Поэтому нормальная семья – понятие весьма условное. Таковыми можно считать те, которые обеспечивают необходимый минимум благосостояния, социальной и психологической защиты, создают условия для социализации детей до достижения ими зрелости — психологической и физической. Нормально функционирующие семьи – это те, которые ответственно и дифференцированно выполняют свои функции.
Относительно основных функций семьи суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Этой теме посвятили работы такие известные психологи, как Дружинин В.Д., Елизаров А.Н., Мацковский М.С. По мнению Елизарова А.Н., в семью людей объединяют ценностные ориентации, и они же задают перспективу ее развития.
Под социальными функциями семьи понимаются виды ее жизнедеятельности, непосредственным образом связанные с удовлетворением потребностей ее членов. Время от времени они претерпевают некоторые изменения вследствие развития общества.
Единой общепринятой классификации социальных функций семьи на сегодняшний день нет, однако между существующими наблюдается взаимозависимость и взаимодополняемость. Расхождения во взглядах на этот предмет не столь существенны. Ниже приведены характеристики основных функций семьи.
Сексуально-эротическая функция
Сексуальность – это врожденная потребность, выражающая себя в сочетании биологических, физиологических, психических и эмоциональных реакций. Все они неразрывно связаны с влечением друг к другу лиц противоположного пола и с удовлетворением этого влечения. Поэтому одной из важнейших функций семьи является сексуально-эротическая, подразумевающая получение удовольствия от удовлетворения сексуальных потребностей партнеров.
Неудовлетворенность в интимной сфере мешает человеку нормально жить и выполнять свои повседневные обязанности. Он становится раздражительным, мрачным. Сексуальная неудовлетворенность является сильным дестабилизирующим фактором для супружеских отношений.
Репродуктивная функция
Репродуктивная функция семьи подразумевает удовлетворение индивидуальной потребности в ребенке. Она также сопряжена с поддержанием здоровья. Ведь перед семьей в этом случае встает задача предотвращения проявления в новых поколениях различных биологических аномалий. Репродуктивная функция семьи представляет колоссальную значимость для общества в целом, поскольку удовлетворяет его потребность в воспроизводстве населения.
Воспитательная функция
Воспитательная функция семьи очень важна. Психологи подчеркивают, что из всех детенышей человеческий является наименее самостоятельным. Чтобы он мог нормально расти и развиваться, ему необходимы длительные уход и забота родителей. Главное, что они могут дать ему, – это любовь. Вместе с ней они передают ребенку свой жизненный опыт и знания, а также помогают раскрыть и развить его уникальные способности и таланты. Семейное воспитание оказывает гораздо более сильное воздействие, нежели общественное, так как оно более эмоционально и связано с любовью к детям со стороны родителей, вызывающей ответные чувства у детей.
Воспитательная функция семьи распространяется не только на юное поколение, но и на взрослых людей. Систематическое воздействие воспитательного характера со стороны семейного коллектива ощущается человеком в течение всей его жизни. Также происходит постоянное влияние со стороны детей на родителей и других взрослых членов семьи. Самовоспитание родителей связано в первую очередь с постоянным влиянием детей на их жизнь.
Экономическая функция
Под экономической функцией понимается организация деятельности по финансовому обеспечению семьи, включающему все источники и объем семейных доходов. На них базируются материальные условия жизни семьи. Это и создание нормальных бытовых условий. Это и финансовая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. Это потенциал обеспечения растущих потребностей и расширения возможностей семьи.
Взрослые члены семьи принимают участие в сфере общественного производства, формируют и распределяют семейный бюджет, организуют потребительскую деятельность. В большей степени своим примером осуществляют трудовое и экономическое воспитание детей.
Хозяйственно-бытовая функция
Эта функция семьи отвечает за ведение домашнего быта. Поддержание чистоты и порядка в доме, создание в нем уюта, стирка, глажка, готовка — все это рутинные повседневные меры, в целом способствующие поддержанию здоровья партнеров и детей. Сюда же относят уход за младенцами и заботу о престарелых родственниках.
Все это требует большого количества временных затрат, поэтому актуальным становится вопрос о распределении ролей между супругами, приобщении детей к домашнему труду. Этот процесс оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы.
Досуговая функция
Досуговая функция предусматривает удовлетворение потребности членов семьи в общении и организации свободного времени. Они могут устраивать совместный просмотр телевизора, поход в кинотеатр, организовывать семейные праздники, путешествовать, играть, заниматься спортом, творчеством. Это создает благоприятный эмоциональный фон и способствует укреплению семьи. Если семья счастлива, то в ней происходит взаимное обогащение интересов супругов и детей, и ее деятельность носит, как правило, развивающий характер.
Досуг – свободное время, которым человек может распоряжаться по своему усмотрению. Это время, когда он может осуществлять деятельность для своего собственного удовольствия, будь то развлечение, самосовершенствование или достижение каких-то целей по личной инициативе, а не вследствие необходимости. Первичные навыки конструктивного использования свободного времени усваиваются в рамках семьи.
Психотерапевтическая функция
Каждый человек испытывает потребность в любви, принятии, понимании, уважении, признании, психологической поддержке. Той нишей, где она в полной мере удовлетворяется, должна быть семья. В ней в первую очередь человек должен чувствовать себя принятым и защищенным, без оглядки на его статус, внешность, жизненные достижения либо их отсутствие, финансовое положение. Это способствует сохранению эмоционально-психического здоровья личности и именно в этом задача психотерапевтической функции. Отсутствие семейного взаимопонимания нередко приводит к депрессиям, агрессиям, развитию девиантного поведения.
Функция первичной социализации
Функции семьи в обществе невозможно переоценить. Семья — это самый первый социальный институт в жизни человека, в рамках которого он начинает познавать мир. Именно в ней ребенок усваивает нормы морали и правила поведения в различных сферах жизнедеятельности, ознакамливается с санкциями за их нарушение, узнает об ответственности и обязательствах во взаимоотношениях между родственниками. Родители знакомят ребенка с культурой страны, ее традициями. Так проявляется функция первичной социализации. От того, насколько качественно она выполняется, зависят особенности развития психики и первичная социализация детей на самых ранних этапах их развития.
Социально-статусная функция
Семья является ключевым институтом в жизни человека. Помимо влияния на формирование его личности, она также дает ему опору и поддержку во взрослом возрасте. Семья накладывает отпечаток и на его положение в обществе — определяет принадлежность к определенному сословию, наделяет титулами, если таковые имеются, передает наследство. Через предоставление членам семьи определенного социального статуса способствует формированию и удовлетворению их потребностей в социальном продвижении.
Функция объединения усилий
Одна из наиболее важных особенностей функций семьи — это комплексность. Любая из вышеперечисленных потребностей может быть удовлетворена и без создания семьи. И все же лишь институт семьи позволяет выполнять все эти функции в совокупности и обеспечивать комплексное удовлетворение потребностей человека.
Дети-маугли
В мире известны случаи, когда человеческие детеныши попадали в стаи животных и воспитывались там. Их «родителями» были волки, медведи, реже леопарды, павианы. Таких детей неоднократно отлавливали люди. Поймать их было настолько же непростой задачей, что и поймать дикого зверя.
Одичавшие детки вели себя подобно животным – бегали на четвереньках, не могли стоять и передвигаться на двух ногах, проявляли агрессию, причем даже большую, чем животные из их стаи. У них были хорошо развиты обоняние, зрение и слух. Они отличались большой мускульной силой и ловкостью. Во всем остальном они уступали обычным детям их возраста.
В реальности детей, воспитанных животными, практически нет никакой возможности социально адаптировать и вернуть в человеческое общество. Как показала практика, они яростно сопротивляются попыткам приобщить их к цивилизованной жизни, пытаются убежать обратно в дикую среду.
Эти многочисленные случаи наглядно показывают, что при отсутствии включенности в коллектив, общественную жизнь человек не может развиваться как личность и остается на уровне животного. Психофизическое развитие человека очень сильно зависит от качества воспитания и образования, основы которых в первую очередь закладываются в институте семьи.
autogear.ru