Стереотипы общения
Всю жизнь человека окружают другие люди, постоянно он находится в коммуникативных связях с обществом. Поэтому, зачастую, совершая тот или иной поступок, мы оглядываемся на общество, пусть даже и неосознанно, надеясь на нег, и опасаясь осуждений с его стороны. Этим мы, сами того не замечая, устанавливаем для себя некие рамки, ограничиваем свои желания, поступки. Ведь все время опасаемся критики общества, нашего окружения. Не задумываясь о том, что сложившееся стереотипы управляют нашей жизнью и нашими решениями.
Стереотипы – это некая дань личности обществу. Это некий шаблон поведения. Многие создают свои личные стереотипы после того, как потерпели неоднократные неудачи в каком-то деле. Но также и общество создает стереотипы общения.
На протяжении определенного промежутка времени происходит формирование стереотипов. Люди общаются и делятся своим опытом, вскоре находят себе единомышленников. Затем их шаблон поведения может стать действительно социальным спустя какое-то время. Стереотипы не изучаются в школах, о них не написано в книгах, но в жизни мы их активно используем как установки предков, которые прочно засели в наших умах.
Стереотип в общении возникает при познании друг друга, что в социальной психологии имеет специфический смысл. Как правило, и современные, и устоявшиеся стереотипы, возникают на основе прошлого опыта, вызванного создавать человеком какие-либо выводы, не смотря на ограниченность информации. Часто стереотипы возникают касательно групповой принадлежности личности, к примеру, ее принадлежности к какой-то профессии. Вследствие этого, профессиональные ярко выраженные черты у встреченного в прошлом человека, представителя этой профессии, рассматриваются как черты, которые присущи всякому представителю этой профессии.
Стереотипы передаются из поколения в поколение, они настолько устойчивы, что порою воспринимаются как данность, как биологический факт, как реальность.
Стереотипы в общении делятся на две категории:
- Поверхностные стереотипы.
- Глубинные.
Под первой категорией понимают представления о том или ином народе, что обусловлено международной, внутриполитической или же исторической ситуацией. Эти стереотипы изменяются или прекращают свое существование в зависимости от стабильности общества, от событий, которые влияют на формирование взглядов у большинства населения. В изучении таких стереотипов заинтересованы, в первую очередь, историки, и те, кто интересуется социально-политическими процессами общества.
Глубинные же стереотипы являются неизменными. Они, в сравнении с поверхностными, не изменяются в течении определенного промежутка времени. Они устойчивы и представляют наибольший интерес в исследовании особенностей национального характера. Социальные стереотипы можно определить как негативный феномен, который препятствует адекватному, не искаженному, взаимопониманию.
Причины возникновения как стереотипов в общении, так и в целом, разнообразные. Но самой главной причиной является защитная реакция, которую вырабатывает человеческое сознание для того, чтобы предотвратить перегрузку мозга от информации, объем которой все время увеличивается. Не было бы этой защиты, сознание запуталось бы от непрерывного вытеснения оценочных суждений.
Стереотипы – составная часть массовой культуры. Они формируются на основе :
- Возраста (к примеру, «Молодежь слушает только рок»).
- Пола («Всем мужчинам нужен только секс»).
- Расы ( «Японцы все на одно лицо»).
- Религии («Ислам – террористическая религия»).
- Национальности («Все евреи очень жадные»).
Самым распространенным примером стереотипов общения является «Блондинки глупые».
Важно отметить, что стереотип всегда представляет информацию в наиболее понятной и легкой форме, но, в свою очередь, эта информация способна дезориентировать человека, если будет расходиться с его действительностью. Решать только вам, верить ли в мнение большинства, в стереотипы или же придерживаться своего индивидуального отношения к кому-либо или чему-либо.
И это бы ничего: все привыкли и всем комфортно постоянно притворяться, но ведь мы свято верим, что видим сквозь маски других людей, а это уже проблема. Опасный стереотип разрушает отношения, заставляет нас чувствовать себя виноватыми там, где нет нашей вины, и обвинять окружающих в том, чего они не делали.
Каждый человек склонен считать себя сложной, многогранной личностью с богатым внутренним миром. Что касается других людей, они кажутся достаточно простыми, в результате чего получают от нас определённые ярлыки. Первый раз увидев человека, вы точно знаете, кто он на самом деле, а пообщавшись с ним достаточно времени, уже абсолютно уверены во всех реакциях, мыслях и настроениях.
Популярное заблуждение: вы точно знаете, как поступают и что думают другие люди, но они даже не догадываются о ваших мыслях.
Вспомните, вы наверняка не раз говорили о ком-то: «Ну это не удивительно, я же его знаю» или «Я знаю, что ты на самом деле думаешь, не притворяйся, что это не так».
Возможно, вас удивит, но почти все люди считают точно так же. Они не воспринимают вас как непредсказуемую сложную личность с богатым внутренним миром, а навешивают ярлыки и поступают в соответствии с ними.
Эти сведения, подтверждённые экспериментальным путём, доказали всеобщую привязанность людей к наивному реализму, то есть принятию своего мнения как единственно верного.
Оказывается, почти у всех есть такие неприятные стереотипы, которые обеспечивают узость мышления, нежелание понять других и увидеть что-то, кроме своего «Я».
Я знаю тебя лучше
В 2001 году группа учёных их Стэнфордского университета и Университета штата Иллинойс провела ряд экспериментов по изучению этого устойчивого стереотипа в общении.
Участникам показали картинки с несколькими айсбергами, у которых под водой были скрыты части разных размеров. Людей попросили отметить, на какой картинке соотношение фрагментов под и над водой подходит под ситуацию с их лучшим другом, то есть какую долю «его настоящего» они видят. Почти все участники отметили айсберги, где большая часть возвышалась над водой.
Следующий вопрос касался того, насколько их друзья понимают их самих. Почти все люди думали, что их знают не так хорошо и что под водой остаётся большая часть айсберга, о которой друзья не подозревают.
Представьте всех своих друзей и знакомых, сотрудников и родственников — они все думают, что видят вас насквозь, и в то же время сами являются загадкой.
Может быть, стоит пересмотреть своё отношение к другим и понять, что они настолько же сложны и многогранны, как и вы сами?
Чужая душа — потёмки
Эта же группа учёных провела следующий эксперимент, где участников попросили рассказать про момент, в котором они чувствовали себя собой. Большинство (78%) делились какими-то внутренними точечными воспоминаниями, например когда они слышали аплодисменты восторженных зрителей.
Когда их попросили описать, от чего их друзья чувствуют себя собой, оказалось, что они считают других более поверхностными и демонстративными. Примеры были такого рода: «Вася чувствует себя собой, когда пьёт пиво с рыбой перед телевизором».
Мы не можем разбираться, что творится в душе у человека, не понимаем, что он испытывает и как себя чувствует, но постоянно берёмся судить об этом. И не просто берёмся, а «точно это знаем».
Нет ничего удивительного в том, что мы постоянно ошибаемся, обижаясь на несуществующую неприязнь и скуку, в то же время не понимая, как можно думать о нас ТАК.
Ярлыки на всё, что движется
Следующий эксперимент показал, как быстро люди составляют мнение о других и как мало оценивают свои действия и мотивы. Участникам предложили заполнить пропуски букв в словах: например, из «ж**а» можно сделать слова «жаба», «жара» и другие. После выполнения участникам предложили оценить, почему они написали именно эти слова, а не другие. Большинство заявило, что это ничего не значит и что слова подставлялись случайно.
Когда же им предложили ответы других участников, просто на выборе слов они составляли портрет другого человека, признавали других участников «влюблёнными», «властными и жадными» и раздавали другие ярлыки.
Мы часто берём комплекс каких-то фактов, мнений и чужих представлений о человеке и начинаем «точно знать», кто он такой. Сколько хороших, милых и интересных людей прошли мимо нас только потому, что мы «точно знали» о них всё, даже ни разу не поговорив?
Я знаю о тебе больше, чем ты сам о себе
Эта бредовая мысль часто посещает почти всех людей. Исследователи попросили участников эксперимента разделиться на группы по убеждениям: либералов и консерваторов.
Обе группы заполняли анкеты о своих взглядах и взглядах своих оппонентов. Также им нужно было оценить проницательность своих противников. Результаты были ожидаемы: консерваторы говорили, что знают о либерала больше, чем те о консерваторах. Точно так же поступали и либералы. Более того, все участники эксперимента думали, что знают о противниках даже больше, чем те — о себе.
И это касается всех аспектов общения: как индивидуального, так и группового. Если вы объединяетесь в группу с другими людьми, вы думаете, что ваша группа знает обо всех больше, а вы, в свою очередь, понимаете больше, чем все члены вашей группы.
К чему это приводит?
В такой жизненной позиции нет ничего необычного, но от этого она не менее ужасна. Вы не можете воспринимать позицию других людей, пытаетесь их переубедить, думая так: «Вы просто не можете реально считать, что это хорошо и правильно. Наверное, с вами что-то не так».
Подобная узость мышления лишает вас половины мира: новых идей, почерпнутых от кого-то, общения с интересными людьми и видения мира под другим углом.
Что же делать?
В следующий раз, когда в ответ на высказывание другого человека вам в голову придёт: «Что за чушь?», попробуйте отстраниться от этой мысли и рассмотреть чужое мнение беспристрастно. Скорее всего, вы увидите в нём смысл.
Ещё можно представить, что у каждого человека, с которым вы общаетесь, такой же богатый и глубокий внутренний мир, много воспоминаний, чувств, эмоций, связей и мнений. Вы никогда не сможете забраться в голову к другому и прочитать его мысли, так что не стоит судить по внешним проявлениям и уж тем более по чужим отзывам.
P. S. Ещё много интересного по этой теме можно прочитать в статье The Illusion of Asymmetric Insight и в книге журналиста Дэвида Макрэйни «Психология глупостей. Заблуждения, которые мешают нам жить».
Читайте также 🙋♀️🙋♂️🤝
Стереотипы. Психология
- Врачи
- Лечение
- 18.06.2020
Наше восприятие окружающих во многом зависит от того, как мы их «классифицируем»: дети, женщины, политики, пенсионеры, и т.д.
Что такое стереотипы
Восприятие предметов со сходными особенностями помогает нам образовывать понятия. Точно так же и люди классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по физическим характеристикам.
Таким образом создаются стереотипы, которые порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о других людях. Если, опираясь на стереотипные представления о человеке, мы в дальнейшем устанавливаем с ним контакт, заранее зная, чего от него можно ожидать, это часто лишает нас стимула понять его как личность.
Когда появился этот термин?
Впервые термин стереотип использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман (Walter Lippmann), который в 1922 году опубликовал книгу «Общественное мнение». Этим словом он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается категоризировать людей. Липпман выделил четыре аспекта стереотипов. В дальнейшем появилось несколько других градаций, но все они в определенной степени опирались на идеи Липмана.
Аспекты стереотипов по Липману
- Стереотипы всегда проще, чем реальность. Сложнейшие характеристики стереотипы выражают в одном предложении.
- Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся дать упрощенное представление о проблемах – особенно о тех, о которых мы не располагаем никакими сведениями.
- Все стереотипы ложны. Они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе.
- Стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.
Стереотипы в массовой культуре
Стереотипы являются частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе возраста (например, «молодежь сейчас ужасно невоспитанная»), пола («все мужчины хотят от женщин только секса»), религии («ислам – религия террора»), и т.д.
Можно ли победить стереотипы?
Сегрегация между группами может только способствовать закреплению стереотипов, а сближение групп, наоборот, приводит к изменению стереотипов, а иногда – к их полному уничтожению. Например, был проведен эксперимент, в ходе которого представителей разных рас поселили в одном здании на разных этажах. В результате их стереотипы сохранились и даже укрепились. И наоборот, многие стереотипы в этих группах разрушились, когда они стали занимать один этаж, сталкиваясь с одними и теми же бытовыми трудностями и совместно решая проблемы.
Стереотип не равен истине
Стереотип имеет познавательную и мотивационную функцию. То есть, он представляет собой информацию в наиболее легкой и понятной форме. Но та же самая информация может дезориентировать человека, если будет сильно расходиться с действительностью. Наиболее емко сформулировал это Чарлз Бакли, звезда баскетбола: «Вы понимаете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер — белый (имеется в виду Эминем), лучший игрок в гольф — чернокожий, самый высокий баскетболист — китаец (суперзвезда NBA Яо Минь, ростом 2 м 29 см), а немцы не хотят воевать в Ираке».
Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры – педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайно сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности восприятия человека человеком.
Стереотипы в общении
16.
полезную
функцию, поскольку грубость, упрощенность,
схематизм – это оборотная
сторона медали, неизбежные «издержки»
таких необходимых для
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия.Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям.
Стереотипы
исполняют ряд положительных
функций в процессе общения. Это
ускорение категоризации по отдельным
признакам, что облегчает процесс
общения, и осуществление защитной
функции, что дает возможность человеку
«спрятаться» за стереотип, когда он
сталкивается с чем-то новым, чего не
способен понять. Недостатком стереотипизации
можно считать упрощение
Таким
образом, ни сам стереотип, ни, тем
более, процесс стереотипизации, не
могут рассматриваться как
17.
Список
использованной литературы.
- Агеев В.С. Механизмы социального
- Майерс Д. Социальная психология.-7-е изд.-СПб.:Питер,2005.-749 с.
- Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998
- Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию.
- Змановская Елена Валерьевна. Руководство по управлению личным имиджем. — СПб.: Речь, 2005. — 144с.
- «Психология межкультурных различий» В.В.Кочетков;
В ситуации межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль, так как они жестко «встроены» в нашу систему ценностей, являются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. Механизмы межкультурного восприятия приводят в действие избирательное применение норм и ценностей родной культуры. Без употребления этих предельно общих культурно специфических способов оценки, как собственной группы, так и других культурных групп, невозможно обойтись.
При всем своем схематизме и обобщенности стереотипные представления о других народах и культурах подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют ее воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока. Ведь в процессе межкультурной коммуникации один партнер воспринимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение.
Зависимость между культурной принадлежностью того или иного человека и приписываемыми ему чертами характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие различным культурам, обладают разным пониманием мира, что делает коммуникацию с «единой» позиции невозможной. Руководствуясь нормами и ценностями своей культуры, человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать, что существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур.
В процессе межкультурной коммуникации стереотипы могут играть положительную и отрицательную роль.
Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами в следующих случаях:
1) если его сознательно придерживаются: индивид должен понимать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;
2) если стереотип является описательным, а не оценочным: это предполагает отражение в стереотипах реальных и объективных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;
3) если стереотип точен: это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;
4) если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней: это означает, что первое впечатление о группе не всегда дает достоверное знание обо всех индивидах данной группы;
5) если стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.
В ситуации межкультурных контактов стереотипы бывают, эффективны только тогда, когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.
Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, когда, ориентируясь на них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают групповые нормы, когда смешивают стереотипы с описанием определенного индивида и когда не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. В таких случаях стереотипы могут стать серьезной помехой при межкультурных контактах.
В целом выделяют следующие причины, из-за которых стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации:
1) если за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации;
2) если стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные;
3) если стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми осуществляются межкультурные контакты.
Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действительность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуации межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действительности.
Итак, в ситуации межкультурной коммуникации важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, осознавать их и уметь от них отказываться, если они не соответствуют реальной действительности.
Ключевые термины
Стереотип, автостереотип, гетеростереотип.
Контрольные вопросы
1. Что такое стереотипы?
2. Как возникают стереотипы?
3. Каковы механизмы формирования стереотипа?
4. Какими характерными признаками обладает стереотип? Проиллюстрируйте каждый из них.
5. Какие виды стереотипов различаются в теории межкультурной коммуникации? Приведите примеры на каждый вид стереотипа.
6. Какова роль стереотипа в языке? Как он функционирует в языке?
7. В каких случаях стереотипы могут быть полезны в межкультурной коммуникации?
8. В каких случаях стереотипы могут быть препятствием в межкультурной коммуникации?
Практические задания
1. Стереотипы ригидны. Так, один и тот же стереотип, согласно которому русские очень эмоциональный народ, существует у европейцев несколько столетий, несмотря на разнообразие опыта общения с представителями русской культуры. Приведите примеры, иллюстрирующие ригидность стереотипов.
2. Каковы основные черты стереотипов? Приведите примеры из вашего личного опыта или их художественной литературы.
3. Напишите эссе на тему, как применяются стереотипы в межкультурной коммуникации.
4 Согласны ли вы с интерпретацией С.А. Сухих автостереотипа русских? Приведите аргументы за и против. На основании чего русские идентифицируют себя именно таким образом?
5. Составьте список распространенных, на ваш взгляд, стереотипов своей культурной группы.
Рекомендуемая литература
1. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2006. – С. 153–154.
2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учеб. для вузов / Под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 217–230.
3. Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. – М.: Гнозис, 2005. – С. 236–245.
4. Павловская А.В. Стереотипы восприятия России и русских на Западе // Россия и Запад: диалог культур. – М., 1994. – Вып. 1. – С. 19–30.
5. Сухих С.А. Этноспецифические помехи в деловой межкультурной коммуникации // Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. – С. 30–41.
6. Уфимцева Н.В. Этнические и культурные стереотипы: кросскультурное исследование // Известия РАН. Серия литературы и языка. – 1995. – Т. 54. – № 3.
Коммуникация необходима для социальной жизни людей. Мы, как в среде обитания групп, полагаемся на нее для обмена информацией, построения отношений и создания более цивилизованного мира. В то время как общение увеличивает социальную гармонию, с другой стороны, сообщения с негативным подтекстом или слухами поддерживаются или даже усиливаются благодаря постоянному распространению.Из-за преобладания социальных онлайн-платформ, таких как Facebook и дискуссионные форумы, киберзапугивание является типичным, но разрушительным результатом распространения оскорбительных сообщений среди пользователей сети. Что мы можем сделать, чтобы способствовать социальной гармонии, вместо того, чтобы вызывать неприятные личные оскорбления?
Обладая опытом в области социальной психологии, профессор Виктория Еунг Вай-лан, доцент кафедры прикладной психологии, занимается исследованием взаимосвязи между коммуникацией и стереотипами.Она присоединилась к университету в 2011 году, получив награду «Почетное упоминание» в системе награждения за выдающиеся достижения в области научных исследований и премию Фулбрайта — гонконгского старшего научного сотрудника RGC в 2014 и 2015 годах соответственно за свои исследовательские усилия.
Коммуникация и поддержание стереотипов в обществе
«Общение, вербальное и невербальное взаимодействие между двумя или более взаимозависимыми людьми, будет способствовать поддержанию стереотипов, если оно будет осуществляться на большом коллективном уровне.Профессор Йунг далее объяснил, что стереотипы — это общественно разделяемые убеждения и ожидания, которые мы разделяем в отношении определенных социальных групп. Стереотипы могут быть положительными, нейтральными и отрицательными. К сожалению, большинство стереотипов, циркулирующих в нашем обществе, имеют негативный оттенок. Чтобы объяснить самовоспроизводящийся цикл поддержания стереотипов, она привела в качестве примера конфликт материкового Китая и Гонконга: «среди жителей Гонконга усиливаются анти-материковые настроения. Жители Гонконга в целом придерживаются негативных стереотипов в отношении туристов и иммигрантов из материкового Китая.Во время повседневного общения люди склонны передавать информацию, которая согласуется, а не противоречит существующим стереотипам. Такая коммуникационная деятельность постепенно укрепляет и поддерживает негативные стереотипы жителей материка. Это также может быть отражено в использовании различных уничижительных терминов для описания жителей материка ».
Хотя стереотипы играют свою роль в культурных конфликтах, они возникают, даже если вы не понимаете ничего о происхождении человека, а только его или ее внешность.Мы можем легко сформировать немедленное впечатление о других, основываясь на их формах и типах телосложения. Чтобы понять, как стереотип о весе влияет на наше первое впечатление, профессор Йунг провел интересный полевой эксперимент, посвященный тому, как люди развивают, наследуют и передают впечатления незнакомому человеку с избыточным весом. Напоминая традиционную игру для вечеринок «Сломанный телефон», она показывала случайным людям на улице вымышленную историю о толстом мужчине и заставляла их устно воспроизводить эту историю другому человеку.История состояла из исчерпывающих атрибутов, которые были последовательными, нейтральными или несовместимыми с типичными стереотипами об ожирении. Основываясь на воспроизведенном сообщении, слушатель продолжал рассказывать историю следующему человеку, пока рассказ не достиг последнего человека. Итак, что они могли вспомнить и что они упустили? Профессор Юнг обратил внимание на то, что большинство участников не только подчеркивали отрицательные черты, но даже преувеличивали или придумывали неблагоприятные коннотации. «Результаты показали нам, как общение поддерживает и укрепляет негативные стереотипы о людях с ожирением, поскольку коммуникаторы, как правило, передают стереотипную информацию, связанную с ожирением, и отбрасывают контрстереотипную информацию», — сказал профессор Йунг, объясняя, как эксперимент моделировал процесс передача информации в наших социальных сетях.
Снижение стереотипов и предубеждений
«Образование может улучшить наше понимание индивидуальных различий, уменьшить стереотипы и предрассудки. Элемент обучения служению в учебной программе Lingnan знакомит студентов с мультикультурным взаимодействием с людьми из разных слоев общества и помогает студентам осознать, что люди являются уникальными идиосинкразическими сущностями, которые не обязательно определяются групповыми стереотипами », — подчеркнула она важность социальных контактов и общения как лучший способ улучшить человеческие отношения и уменьшить предрассудки.«Мы предлагаем общеобразовательный курс под названием« Взаимоотношения между людьми и навыки межличностного общения в организациях »для студентов бакалавриата, направленный на совершенствование навыков межличностного общения и общения наших студентов, которые способствуют социальной гармонии». Профессор Юнг надеется привить своим ученикам чувство признательности к разнообразию в обществе.
Посвященный изучению тем, связанных со стереотипами, профессор Юнг планирует провести несколько новых исследовательских проектов, таких как межкультурные различия в выражении и переживании стереотипов.«Предубеждения, предубеждения и даже дискриминация могут возникать в первую очередь на основе одного признака, такого как внешний вид, пол или род занятий», — она надеется, что ее исследование поможет людям лучше понять стереотипы и изменить стереотипы.
,Преодоление социальных стереотипов в общении
Одним из величайших препятствий на пути к подлинному сочувствию людям является формирование социальных стереотипов. Социальные стереотипы — это процесс приписывания определенных поведенческих или установочных черт (хотя они также могут часто включать и физические черты) отдельным лицам на основе их очевидной связи или принадлежности к группе или классу. Это может быть или не быть реалистичным или основываться на каких-либо личных доказательствах, но все же действует как мысленный «фильтр», через который затем быстро выносятся суждения (часто без дополнительных доказательств, чтобы обогатить восприятие или основать его на каких-либо фактах о человеке).
В широком смысле стереотипы обычно используются в качестве краткого или экономящего время способа «удобно» классифицировать людей и / или «упростить» индивидуальные реакции или помочь определить, как «мир» работает в целом. Современные нейробиологи предполагают, что в рамках усилий по выживанию в мире человеческий мозг был «запрограммирован» много тысяч лет назад, чтобы делать быстрые интуитивные суждения, подобные этому, по крайней мере сначала, а затем добавлять к этим предварительным данным, если и когда было время.Теоретически, возможно, у нас больше возможностей размышлять о других людях в наше время. Однако на практике это раннее отнесение людей к стереотипным группам все еще может преобладать в течение многих лет, если мы не будем осторожны.
В положительном конце спектра некоторые стереотипы могут быть полезными и удобными обобщениями, которые помогают определить, как люди определенного типа или класса могут думать или действовать, например, «человек со степенью часто способен усваивать довольно сложные данные». , Однако бывает также и то, что стереотипы могут применяться менее чем полезным и даже негативным или дискриминационным способом.Типичным примером здесь может быть что-то вроде «Люди, которые учат других, не могут получить настоящую работу» или «Женщины-менеджеры не выдерживают высокого давления». Даже эти довольно безобидные и широко нацеленные стереотипные мнения часто приводят не только к необоснованному и, возможно, несправедливому отношению воспринимающего при общении с людьми из этого класса, но и могут причинить вред или страдания лицам, к которым применяется стереотип (особенно когда он персонализирован).
Социальные стереотипы часто формируются вокруг групп или классов людей.Сюда могут входить такие группы, как:
- Мужчины или женщины (Мужчины сильные, Женщины нежные и т. Д.)
- Группы людей с определенной географией (страна, регион, область и т. Д.)
- Группы людей с определенными физическими характеристиками (блондинки, полные, в очках и т. Д.)
- Расовые группы (курды …, черные люди …, азиаты … и т. Д.)
- Религиозные группы (растафари …, мусульмане … христианское право … и т. Д.)
- И многие другие…
Хотя многие из очень широких стереотипов применяются в жизни организации, рабочее место также имеет свои собственные конкретные примеры стереотипов, такие как:
- Группы людей определенной профессии (бухгалтеры, инженеры, библиотекари и т. Д.))
- Группы людей из определенного отдела (продажи, юридический, HR и т. Д.)
- Классы людей (Старшие менеджеры .., Правление .., Стажеры .. и т.д.)
- Классы людей с осознанным отношением к работе (амбициозные, любящие начальство и т. Д.)
- Группы поколений (Подростки…, Бумеры…, Пожилые люди… и т.д.)
- И многие другие…
Как мы все легко можем видеть, мы легко можем сделать обобщение, исходя из очень небольшого количества информации, чтобы сформировать то, что может быть довольно сильным мнением, основанным на конкретной групповой принадлежности или членстве, которые мы имеем в виду.Другими словами, мы мысленно делаем вывод о том, что целая группа людей может обладать определенной характеристикой или поведением, хотя мы также знаем, что это огромное обобщение.
Хотя над социальными стереотипами легко посмеяться, они быстро становятся опасными, когда используются в качестве основы для принятия решений. В этих обстоятельствах стереотип может все больше придерживаться мнения о человеке, независимо от того, сколько противоречивых доказательств представлено. В этих случаях отношение или поведение целевого человека предопределено и часто приводит к тому, что их вклад минимизируется или даже игнорируется.Когда это происходит, общение с целыми группами людей может нарушиться, раздражение может усилиться, а производительность труда резко упасть. Все это влечет за собой то, что мы должны постоянно подвергать сомнению наши собственные отношения и предположения о любых группах людей и всегда обеспечивать, чтобы наши коммуникации были открытыми, искренними и непредвзятыми, насколько это возможно. Чем больше мы открываем реальные факты и открыты для реального опыта о человеке, тем меньше вероятность того, что групповой стереотип, который мы, возможно, применяем, сломается или станет плохой заменой нашему опыту (и поэтому его можно игнорировать).
Сводка
Стереотипы не обязательно являются проблемой сами по себе, поскольку они часто помогают нам резюмировать информацию в нашем сознании как форму краткой записи, чтобы мы могли быстрее реагировать или принимать решения в аналогичных обстоятельствах (особенно когда у нас может не быть время сделать более детальную оценку). Однако проблема возникает, когда мы забываем основу обобщающего стереотипа или применяем модель слишком жестко и расширяем ее далеко за пределы ее полезной цели — до возможного догматизма и даже несправедливой дискриминации.В некоторых случаях мы можем даже намеренно начать использовать стереотип в уничижительно-негативной форме. Когда мы делаем это, мы можем не только серьезно ограничить нашу способность понимать или ценить точку зрения другого человека (как отдельного человека, а не как часть группы, к которой мы могли их отнести), но и в то же время причинять им чрезмерные страдания. Поэтому нам следует очень осторожно бросить вызов стереотипному мышлению, которое мы можем использовать во всех наших взаимодействиях.
Связанные ресурсы
,У разных народов разные персонажи. Мы ожидаем, что каждая нация будет обладать некоторыми типичными качествами. Обобщения о культурах или национальностях могут быть источником гордости, гнева или просто плохих шуток. Некоторые говорят, что у всех стереотипов есть реальная основа, потому что они не развиваются в вакууме. Такие стереотипы в основном касаются внешности, языка, питания, привычек, психологических особенностей, взглядов, ценностей.
Но к каждому стереотипу и обобщению следует относиться с недоверием, поскольку все мы знаем, что в каждом стаде есть черные и белые овцы.
Говорят, что американцы высокомерны; суровая; открытый; материалистическая; честолюбивый; прогрессивным; эффективный; прямой; практический; едоки фастфуда. Считается, что австралийцы любят природу; иногда поверхностный, но честный; открытый; люблю пошутить; мясоеды; любители спорта; серфить весь день — пить всю ночь. Считается, что канадцы покорны, уступчивы; скромный; открытый; прогрессивным; эффективный; прямой; вежливы; уважительное; беспокойство; законопослушные и толерантные; антиамериканская; пассивный.
Нам известно множество стереотипов о Великобритании и ее коренных жителей. Многие стереотипы ошибочны, но некоторые из них кажутся хорошими. Однако мы должны знать, что некоторые из них не соответствуют действительности. На самом деле они довольно консервативны и любят привычные вещи и ценности. За ними стоит большая культура, и они придерживаются своих обычаев и традиций. Они считаются очень надежными как в социальном, так и в профессиональном плане. Они кажутся очень пунктуальными и всегда держат слово. Можно назвать британцев холодными, но в глубине души они очень теплые и добрые.
Конечно, все люди индивидуальны и имеют свои особенности, но если говорить о белорусов, то можно признать, что у нас много общего. Белорусы чрезвычайно общительны как между собой, так и с гостями. По сравнению с людьми во многих западных странах белорусы не материалистичны. Деревня занимает особое место в сердцах белорусов. Несмотря на то, что Беларусь становится все более урбанизированной и индустриализированной, связь с сельской жизнью всегда остается.Весной, летом и ранней осенью по выходным белорусские города кажутся пустыми, горожане уходят на дачи, садятся на огород, ловят рыбу, а более смелые собирают грибы. Если бы я ограничился только одной общей характеристикой для описания белорусов, это было бы «находчиво». Следующее прилагательное, которое я бы выбрал, — «миролюбивый»
На самом деле каждый национальный характер — это сочетание хороших и плохих качеств. Но все же вы должны относиться ко всем нациям с одинаковым уважением.Мы переживаем период глобальных перемен. По всему миру страны и сообщества сталкиваются с серьезными и непреходящими экономическими, социальными и экологическими проблемами. Мы можем развиваться только как сообщество наций и культур, опираясь на человеческую солидарность и признавая, что мы разделяем общую судьбу. Вот почему терпимость так важна. Терпимость — это самая прочная основа мира и примирения, которая объединит нас на нашем общем пути к мирному и устойчивому будущему.
,Почему стереотипы вредны — Momentous Institute
Стереотипы — это идея о том, что все в определенной группе обладают одинаковыми характеристиками. Мы все можем думать о стереотипах, которые мы слышали о разных расах, культурах или полах. Стереотипы не появляются из ниоткуда — они основаны на идеях и опыте с определенными группами, а затем распространяются на всю группу. Проблема в том, что люди действуют не только как члены группы. Мы знаем, что это правда в отношении нас самих и наших близких друзей.Большинство из нас попадает в разные категории и имеет разные интересы. Мы можем смотреть спортивные передачи, но не заниматься спортом. Нам может нравиться рок-н-ролл, а также классическая музыка. Но когда мы думаем о других людях, особенно о людях, принадлежащих к другой расе, нам часто труднее понять эту сложность. Итак, мы распределяем людей по категориям, и таким образом формируются стереотипы.
Многие стереотипы негативны, например, предполагают, что определенные люди ленивы, преступны или бедны.Некоторые из них кажутся положительными, например, если предполагать, что люди спортивны, религиозны или музыкальны. Другие просто нейтральны, например, предполагают, что люди едят определенные продукты или разделяют схожие хобби. Но все они вредны.
Вот что касается стереотипов: они способствуют дисфункциональной классовой системе .
По словам д-ра Монники Уильямс, как отрицательные, так и кажущиеся положительными стереотипы продолжают удерживать цветных людей в невыгодном положении.Как это может быть?
Негативные стереотипы вредны для цветных людей, потому что предположения, а не персонализированная информация, могут оправдать отказ в получении образования, занятости, жилья и других возможностей. Даже так называемые позитивные стереотипы могут нанести вред. Доктор Уильямс разделяет стереотипы о спортивных навыках и музыкальных способностях, которые отталкивают афроамериканскую молодежь от учебы в колледжах и стремятся стать спортсменами или артистами — профессии, в которых, по статистике, подавляющее большинство обречено на провал.
Один из стереотипов, который укоренился и часто не оспаривается, заключается в том, что «цветные люди ленивы». Если не принять меры, можно сделать вывод, что этот стереотип верен. Если человек никогда не работал с цветным человеком и его неоднократно учили, что цветные люди ленивы, легко обобщить это предположение на всех цветных людей. Чтобы бросить вызов стереотипам, требуется большой опыт общения с различными группами населения.
Было проделано много работы по борьбе с гендерными стереотипами.Старомодные идеи о том, что некоторые игрушки предназначены только для мальчиков или что женщины должны оставаться дома, а мужчины работают, были оспорены, и достигнут прогресс. (Впереди еще долгий путь, но доля женщин с высшим образованием в рабочей силе с 1970 года увеличилась почти в четыре раза. По статистике, сейчас с учеными степенями выходит больше женщин, чем мужчин.) Хотя борьба за гендерное равенство еще далека от завершения. необходимо уделять одинаковое внимание одним и тем же усилиям по опровержению предположений и обеспечению равных возможностей для людей независимо от расы.
Первый шаг — выявить стереотипы. Когда вы обнаружите, что заполняете пробелы в человеке, остановитесь и спросите себя: «Это правда, или я предполагаю это, основываясь на опыте общения с другими людьми, которые похожи на нее?» И приложите целенаправленные усилия, чтобы познакомиться с людьми из разных слоев общества. Брайан Стивенсон говорит о необходимости приблизиться. Часто, когда мы начинаем взаимодействовать с людьми, которые отличаются от нас, наш опыт «других» расширяется. Важно раскрыть ленту рассказов о других людях, которые крутятся в нашей голове.Если стереотипы неоднократно бросают вызов, становится сложнее формировать стереотипы в будущем.
,