Стили межличностного общения – 8. Стили межличностного общения и их характеристики.

Содержание

8. Стили межличностного общения и их характеристики.

Императивное общение— это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнёра — не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипулятивное— это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению. Основано на равноправии участников общения и позволяет перейти от установки на себя, к установке на партнёра.

Ритуальное общение– имеет целью поддержание связи с социумом.

9. Коммуникативная сторона общения.

Коммуникативная сторона общения – использование средств общения, подразделяемое на вербальные и невербальные.

Условия речевой коммуникации:

– наличие у участников взаимодействия общей цели;

— ожидание того, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не захотят его прекратить.

Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.

Следует выделить важнейшие характеристики коммуникации.

1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость сообщения. Это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации определяется именно тем, насколько удалось это воздействие.

3. Коммуникативное влияние возможно при условии, что оба участника общения «должны изъясняться на одном языке». Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся.

4. В процессе коммуникации возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами их появления являются различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприятии общающихся, их психологические особенности (например, чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непримиримость третьих и т.д.).

studfile.net

Стили общения — что это такое?

Содержание статьи

Давайте разберемся, что такое стиль общения, и какую роль он играет при контакте между людьми.

Данные знания достаточно важны. Ведь, наряду с манерой общения, стиль характеризует каждого человека, а также позволят выявить его личностные особенности.  

Стиль общения: что это такое

Общение состоит из трех компонентов:

  1. Содержание, определяющее предмет коммуникации, разговора.
  2. Стиль – способ взаимодействия с окружающими.
  3. Манера – использование голоса и тела для передачи устных сообщений. Она может быть уважительной, пренебрежительной, шутливой, серьезной, озлобленной, доброжелательной. При этом манера неразрывно связана с двумя другими составляющими общения.

Существует несколько определений понятия «стиль общения», предложенные психологами. Считается, что он включает в себя совокупность норм, методов, принципов, моделей поведения человека и других особенностей.

Вежливое общение

Постоянно вежливое общение с другими людьми – достаточно редкая черта. Ведь ежедневно мы отстаиваем свое мнение, делимся впечатлениями не только в домашнем кругу, но и с коллегами, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. Именно конкретная обстановка определяет выбор поведения.

Современная классификация стилей общения в психологии представлена широким спектром работ ученых: Курта Левина, Сергея Братченко, Ларисы Петровской, Сергея Шеина и других.

Каждый человек отличается индивидуальным, характерным только для него стилем общения, который меняется и трансформируется на протяжении жизни. Он не считается врожденным качеством, поэтому можно говорить о его корректировке и развитии.

Также, стиль может изменяться в зависимости от собеседника и обстоятельств, но с сохранением сущностных черт, неповторимости и уникальности индивидуума.

Стилям общения присущи:

  • объективная сторона – моральные нормы, социально-культурные, социально-экономические и политические факторы, влияющие на поведение человека;
  • субъективная – личностные особенности индивидуума.  

Некоторые стили могут показывать достаточную эффективность или не срабатывать при налаживании контактов в определенных ситуациях, особенно в деловом мире.

3 категории

Стили общения подразделяются на три категории, в зависимости от условий нахождения человека в определенном сообществе:

  1. Гибкий. Человек отлично ориентируется в обществе, адекватно оценивает собеседников, понимает тему разговора.
  2. Регидный. Человек не в состоянии проанализировать ситуацию и быстро выбрать тактику своего поведения.
  3. Переходной. Содержит признаки двух вышеперечисленных категорий.

6 основных стилей общения

Некоторые из стилей считаются основными и встречаются наиболее часто.

Авторитарный

Авторитарному (директивному, властному) стилю общения характерно единоличное принятие решений, отдача приказаний. Их обсуждение находится под строжайшим запретом, при этом каждое предписание подлежит беспрекословному выполнению.

Начальники с таким стилем держат под контролем и оценивают каждого работника. Как правило, чиновники отличаются завышенной самооценкой, самоуверенностью, агрессивностью.  Обычно, они имеют догматическое мышление, считают правильным исключительно свое мнение, а остальные даже не принимают во внимание.

Никакие дискуссии, диспуты, обсуждения не приносят положительного результата или вовсе пресекаются. Также подавляется проявление инициативы, самостоятельность, соперники дискредитируются.

Реализация авторитарного стиля основывается преимущественно на диктате и гиперопеке.

Если другая сторона начинает противодействие такому отношению, возможны затяжные конфликтные ситуации, которые негативно отражаются на социально-психологическом климате коллектива.

Манипулятивный

Манипулятивный стиль практически идентичен авторитарному. Однако, если императивное общение не завуалировано, манипулятивное — подразумевает скрытое воздействие на поведение и мысли человека.

Манипуляторы обычно:

  • ссылаются на авторитетный источник;
  • акцентируют внимание на верности, например, «я же твоя девушка», «ты же считаешься моим лучшим другом» и пр.;
  • говорят о выгоде, возможной в случае приятия его предложения;
  • жалуются на свое плохое самочувствие, усталость и пр.

Существуют многочисленные приемы манипуляций, которые часто применяются продавцами, официантами, таксистами и людьми других профессий, а также в семейных отношениях.

Демократический

При демократическом общении любая проблема обсуждается совместно. Каждому активному участнику со своими ценностями и интересами предоставляется право проявления инициативы, анализа ситуации, принятия решений.

Демократический стиль способствует:

  • правильной мотивации;
  • поддержанию нормального психологического климата в коллективе;
  • открытому высказыванию своего мнения.

В результате такого взаимодействия возникают многочисленные творческие и нестандартные решения.  Психологический дискомфорт, как правило, отсутствует.

Либеральный

При либеральном стиле общения выраженный лидер отсутствует или ему отводится незначительная роль.

Совместная деятельность предусматривает минимальное и формальное взаимодействие между людьми, концентрации на процессе общения практически нет. Каждый участник, при всей доброжелательности, не вмешивается ни в какие проблемы и равнодушен к ним.

В трудовых коллективах либеральный начальник не портит отношения с подчиненными, предоставляет им свободу принятия собственных решений. При этом он отличается безынициативностью, пассивностью, незаинтересованностью и неспособностью решения проблем.

Деловой

Возможно исключительно деловое общение, которое не выходит за рамки профессионального диалога. Его участники (партнеры, руководители, подчиненные и т.д.) обмениваются информацией, касающейся сугубо деловой сферы.

Каждый диалог имеет свою стилевую окраску, которая приводит к достижению намеченной цели и позволяет показать руководящие качества начальника или профессионализм подчиненного.

Межличностное общение

Для неформальных отношений в быту, с членами семьи, друзьями, некоторыми коллегами применяется разговорно-бытовой стиль. Как правило, это устные спонтанные диалоги, не предполагающие предварительное обдумывание сказанных слов и часто сопровождающиеся эмоциональной окраской.

При неформальном разговоре часто прибегают к:

  • просторечию;
  • субъективной оценке сказанного;
  • экспрессивно-эмоциональным высказываниям;
  • сокращениям;
  • разговорно-бытовым фразеологическим оборотам.

Часто используется восклицательные и побудительные предложения.

Заключение

Проанализируйте свой стиль общения, не исключается, что его необходимо изменить. Это значительно повысит вашу коммуникабельность.

Также изучите стиль общения своих собеседников. Таким образом можно определить их черты характера и индивидуальные особенности.


pikacho.ru

3.3. Манеры (стили) общения. Психология общения и межличностных отношений

3.3. Манеры (стили) общения

Манера общения имеет большое значение для его эффективности. Тон обращения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный и т. п.), поведение (сдержанность, беспокойство, неуверенность, скованность мимики и движений и т. п.), даже расстояние между общающимися могут многое сказать о характере общения. Например, выявлено, что между общающимися могут быть четыре дистанции: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими знакомыми, друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная дистанция имеет место между чужими людьми. Изменяя расстояние, можно добиваться дополнительного воздействия на партнера по общению, так как этим изменяется установка на манеру общения, характер отношения между партнерами.

Во время разговора не рекомендуется смотреть на посторонние предметы — это отвлекает, нервирует собеседника. Нужно чаще смотреть в глаза собеседнику, особенно если им является женщина (они больше нуждаются в обратной связи, чем мужчины). Не следует прерывать партнера в разговоре или споре, нужно дать ему возможность высказаться до конца.

В. А. Кан-Калик (1987) описал следующие стили общения:

1. «Совместное творчество»: ставятся общие для общающихся цели, решения отыскиваются совместными усилиями.

2. «Дружеское расположение»: основан на искреннем интересе к личности партнера по общению, уважительном к нему отношении, открытости контактам.

3. «Заигрывание»: основан на стремлении завоевать ложный, дешевый авторитет у партнера по общению, понравиться аудитории.

4. «Устрашение»: следствие неуверенности лица с более высоким статусом, чем у партнера по общению, или же результат неумения организовать общение на основе продуктивной совместной деятельности. Такое общение жестко регламентировано, загнано в формально-официальные рамки.

5. «Дистанцированность»: этот стиль имеет различные вариации, но суть его состоит в подчеркивании различий между партнерами по общению, и эта разница связана со служебным, социальным положением, возрастом и т. д.

6. «Менторство»: разновидность предыдущего стиля, когда один из партнеров («бывалый») принимает на себя роль наставника и беседует с другим назидательно-покровительственным тоном.

Манера общения во многом зависит от того, с кем общаешься, какой у него возраст, пол, социальный статус. Это хорошо подметил Н. В. Гоголь:

«Надобно сказать, что у нас на Руси, если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения… Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей или различий. Он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то. У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их триста…» (Гоголь Н. В. Избранное: В 2 т. — М.: Художественная литература, 1973. Т. 2. С. 34).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Характеристика стилей межличностного общения. Педагогическое общение

 

Индивидуальное своеобразие педагога, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый педагог склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те качества, которые этому успеху препятствуют.

Способ самопроявления субъекта деятельности обозначается понятием «стиль». В самом широком смысле стиль – это устойчивая тенденция в способах реализации деятельности. Наряду с этим в психологии получило распространение понятие «индивидуальный стиль деятельности», то есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности.

В узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности рассматривается как устойчивая система способов выполнения деятельности, обусловленная типологическими особенностями. Стиль деятельности объединяет такие взаимосвязанные компоненты, как характер выдвигаемых учителем целей, используемых им методов и средств, способы анализа результатов работы.

Выделяется несколько критериев классификаций педагогических стилей. По характеру выдвигаемых педагогических целей и задач можно выделить стили проективный и ситуативный. Представители проективного стиля имеют четкое представление о целях деятельности, предвидят трудности и стремятся их предотвратить, четко планируют свою повседневную деятельность. Учителя ситуативного стиля не умеют предвидеть трудности, не озадачиваются планированием своей повседневной деятельности.

Стили педагогической деятельности рассматриваются в соответствии с выделенными в социальной психологии стилями руководства (авторитарный, демократический, попустительский).

Н.Ф.Маслова указывает на следующие содержательные особенности демократического стиля руководства: учитель работает с классом в целом, стремится учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, не имеет и не проявляет негативных установок. Авторитарный учитель самым важным считает выполнение школьниками обезличенных учебных заданий и предпочитают сами оценивать их ответы. Такой педагог работает «один на один с учеником», исходит из усредненного представления о нем, не учитывает его индивидуальных особенностей [14; 24].

Попустительский (анархический, либеральный) стиль руководства характеризуется стремлением педагога максимально облегчить свою задачу, не брать на себя ответственность. Этот стиль руководства является реализацией тактики невмешательства, в основе которой лежит равнодушие и незаинтересованность проблемами школьной жизни.



Исследователь А.Г.Исмагилова остановилась на изучении стилей общения воспитателей детского сада. Она выделяет два основных стиля общения: организационный и развивающий [6;200]. Как показывает анализ особенностей педагогического общения воспитателей с первым стилем, на занятиях для них характерны: быстрая реакция на поведение и действия детей, четкая регламентация их деятельности путем частой подачи конкретных указаний, строгий контроль за их выполнением. Эти воспитатели меньше внимания уделяют активизации ребят, а если и активизируют, то чаще пользуются отрицательной оценкой. В начале занятия обычно решают организационную задачу, наводят порядок в группе и только затем уже переходят к обучению. Строго следят за дисциплиной, в ходе занятия не оставляют без внимания ее нарушения, часто делают детям замечания, своевременно и быстро реагируют на ответы детей, исправляют ошибки, помогают найти необходимый ответ. В психологической литературе существует разделение всех речевых операций педагогического общения на две группы: прямые, или императивные, и косвенные, или оптативные. Под прямыми воздействиями понимаются такие речевые акции воспитателя, которые ограничивают свободу детей, направляют их внимание на определенные вопросы, действия; под косвенными — такие речевые акции, которые дают свободу детям, побуждают их к активности, самостоятельности и инициативе. Воспитатели с «организационным» стилем в основном используют в общении с детьми прямые воздействия. Анализ реализации целей педагогического общения показывает, что эти воспитатели чаще ставят и решают дидактические и организационные задачи, т.е. больше внимания уделяют организационно-деловой стороне педагогического процесса, игнорируя при этом постановку воспитательных целей [2;16].



Воспитатели со вторым стилем используют в общении с детьми в основном косвенные воздействия, и направлены они, прежде всего, на создание положительной эмоциональной атмосферы за счет использования побуждений к активности положительной оценкой и частых эмоционально-оценочных суждений по поводу поведения и деятельности детей. Положительный эмоциональный настрой последних на занятиях создает хороший психологический климат, что дает возможность воспитателю значительно меньше внимания уделять вопросам их дисциплины и организации. Эти педагоги практически не прибегают к решению организационных задач в начале занятия. Этот стиль по преобладанию действий можно назвать стимулирующим, оценивающе-контролирующим, а по преобладанию целей педагогического общения — воспитательно-дидактическим. Если обратиться к анализу воспитательных целей, которые решают педагоги в процессе общения с детьми, то это, прежде всего, задачи, направленные на развитие и формирование личности ребенка. Поэтому для краткости этот стиль был назван «развивающим».

Выделенные в ходе исследования стили общения подтвердили предположение об их многоуровневой и многокомпонентной структуре. Различия в стилях проявляются в характере постановки целей педагогического общения (в «организационном» стиле преобладают организационные и дидактические цели, в «развивающем» стиле — дидактические и воспитательные), в выборе действий (для «организационного» стиля характерны организующие и корректирующие действия, для «развивающего» стиля — оценочные, контролирующие и стимулирующие), в выборе операций (в «организационном» стиле преобладают прямые.

Таким образом, расширение понимания понятия «стиль» делает сложным решение вопроса о типологии стилей. Существуют несколько критериев для классификации педагогических стилей. Однако, наиболее целесообразным является стиль деятельности, основанный на индивидуальном своеобразии педагога и ориентированный на личностное развитие ученика, что является подлинным вовлечением педагога в профессиональную деятельность.

Изменения, происходящие в обществе на современном этапе его развития, естественно порождают изменения в системе образования и воспитания подрастающего поколения, к его целям, задачам, содержанию и способам их реализации. Эти изменения проявляются прежде всего в смене парадигмы воспитания и образования: ребенок из объекта педагогического воздействия превращается в субъект собственного развития. Изменяется и роль взрослого в процессе развития ребенка. Взрослый (родитель, воспитатель) содействует его развитию, создает условия для его саморазвития.

Исследователь Исмагилова А.Г. рассмотрела стиль педагогического общения как фактор развития ребенка. Исследование, выполненное автором, показало, что разные стили педагогического общения объясняются разными комплексами свойств индивидуальности воспитателя.

Диагностика стиля педагогического общения позволила выявить две группы воспитателей отличающихся по этому параметру. Для общения воспитателей первой группы характерно: позиция «над ребенком», стремление дать ребенку определенные знания, сформировать различные навыки.

Во взаимодействии с детьми воспитателей второй группы выделены следующие особенности: позиция «рядом и вместе с ребенком», учитывающая его интересы и права, тактика общения – сотрудничество, основанное на принятии и понимании личности ребенка. Анализ факторов показал, что в структуре индивидуальных свойств этих воспитателей есть различия, которые могут проявляться в регуляции их поведения. Также наблюдаются отличия в конфликтности воспитателей с разными стилями общения.

Стиль педагогического общения непосредственно оказывает влияние и на взаимодействие между воспитанниками детского сада. Так, у воспитателей с разными стилями педагогического общения дети характеризуются разными проявлениями реакции на фрустрацию [2;16] .

Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, протекающее в рамках сотрудничества воспитателя и ребенка, основанное на понимании, принятии и уважении личности ребенка порождают в нем уверенность и личную значимость, которые делают его более уверенным и способным справляться с трудностями жизни. Ребенок приобретает способность более верно оценивать мир и вести себя соответственно. Это облегчает взаимодействие с окружающими.

В то же время реализация учебно-дисциплинарной модели во взаимоотношениях воспитателя с дошкольниками, проявляющаяся в его детерминировании над ребенком, нетерпении, «сверхправильности», способствуют возникновению у него дискомфорта, тревоги в контактах.

Все эти особенности, складывающиеся уже в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает осознавать себя, принимать на себя все более сложные социальные роли, определяют характер его взаимоотношений, его статус в коллективе. Именно поэтому очень важно, чтобы стиль педагогического общения был адекватным ситуации, доброжелательным, последовательным, недоминантным, иначе неадекватно репрессивное общение со стороны взрослого ведет к накоплению отрицательного опыта во взаимодействии, начиная уже с дошкольного возрастам [6; 201] .

Таким образом, стиль педагогического общения влияет на характер эмоциональных переживаний: авторитарный стиль вызывает у детей депрессию, астению. А состояние спокойного удовлетворения и радости возникает в том коллективе, где во главе стоит воспитатель, придерживающийся демократичных принципов воспитания.

 

cyberpedia.su

Четыре ступени отдаления

Все люди разные. Некоторые различия между людьми очевидны с первой встречи. Другие выявляются только после длительного общения. Однако, если вы хотите строить позитивные отношения с окружающими, нужно помнить о четырех типах особенностей людей.

Все люди разные. Это простое утверждение, которое редко подвергается сомнению и обычно принимается на веру в современной рабочей обстановке. Однако выявление и, что еще важнее, оценка индивидуальных различий приобрели значение только недавно.

Некоторые различия между людьми очевидны с первой встречи. Другие выявляются только после длительного общения. Нет ничего, что демонстрировало бы индивидуальные различия и поведение быстрее, чем совместная работа в составе команды. В команде вы встретите множество индивидуальных особенностей. Однако, если вы хотите строить позитивные отношения, нужно рассмотреть четыре типа особенностей:

  1. Стиль межличностного общения.
  2. Личный стиль работы.
  3. Опыт и жизненный путь.
  4. Способы передачи информации.

Стили межличностного общения

Быстрая речь, активная жестикуляция, привычка отмалчиваться — это примеры различий в стиле межличностных отношений. Другой пример: один человек расспрашивает вас о вашей семье, а другой даже не поздоровается при встрече. То, как человек взаимодействует с другими, помогает нам выявить стиль его межличностных отношений. Межличностный стиль может отражать также индивидуальные особенности личности. Вы, вероятно, знаете хотя бы двух людей, которые не ладят друг с другом из-за личной неприязни. Наши личности играют большую роль в определении эффективности команды. Дружелюбное или враждебное отношение людей друг к другу оказывает большое влияние на эффективность их совместной работы.

Один из главных методов создания устойчивых связей между людьми в вашей команде — добиться, чтобы люди ближе познакомились друг с другом и чувствовали себя комфортно в совместной работе. Это выходит далеко за рамки того, чтобы просто назвать друг друга по имени и рассказать немного о себе. Чтобы добиться высочайших достижений, члены команды должны доверять друг другу, иначе они никогда не пойдут на обдуманный риск. Командам трудно создать атмосферу открытости, обмена информацией и идеями, а также конструктивной критики, если ее члены не чувствуют себя комфортно в отношениях друг с другом.

Верный способ помочь коллегам начать совместную работу — выявить навыки, способности, прошлые успехи и индивидуальные достижения каждого из них. Заведите похвальный лист команды и не бойтесь его использовать!

Личный стиль работы

Одни любят планировать свою работу, проверяя по списку, все ли сделано. Другие менее организованны, они работают без четкого плана. Некоторые тянут до последнего момента; другие выполняют работу задолго до крайних сроков. Возможно, кто-то из ваших знакомых приходит на работу очень рано или, напротив, засиживается допоздна. Все это примеры того, как люди по-разному подходят к работе. Эти различия могут быть особенно болезненными для команд, когда люди вынуждены тесно контактировать на работе. Приверженность своему стилю в условиях командной работы бывает очень мучительной.

Другое различие в стиле работы — это определение приоритетов. Все мы любим делать одни вещи и не любим другие, и мы можем не замечать, как наши действия влияют на окружающих. В результате мы можем установить для себя такие приоритеты, которые не отвечают потребностям других людей. Эти индивидуальные предпочтения и противоречивые приоритеты — наши личные стили работы — затрудняют взаимодействие с некоторыми людьми.

Опыт и жизненный путь

Вы когда-нибудь работали с ветераном с 20-летним стажем и с новичком? Если да, то вы, вероятно, видели различия, связанные с опытом. Ветераны, возможно, зациклены на определенных методах выполнения заданий и не желают рассматривать новые идеи. Новые работники, возможно, хотят все изменить, не принимая во внимание прошлый опыт или свое воздействие на окружающих людей. Одни люди имеют университетское образование, другие учились всему по ходу работы. Наш личный опыт и биография почти всегда не такие, как у наших сотрудников. В результате мы подходим к работе по-разному и ставим под сомнение методы других людей. Одна из важных составляющих эффективности команды — это способность сочетать прошлые достижения с яркими новыми перспективами.

Способы передачи информации

Другой затрудняющей общение особенностью, которую вы, может быть, выявили в вашей команде, являются способы передачи информации. Они разные у всех людей. Вот некоторые примеры:
Молчание. Не каждый испытывает необходимость говорить. У многих людей пауза или молчание свидетельствуют о том, что они размышляют.
Жестикуляция. Этот тип коммуникации, который легче всего неправильно истолковать, является наиболее эффективным, когда люди хорошо знают друг друга. При неправильном истолковании ваши жесты не добавят ясности.
Констатация проблем и разрешение конфликтов. Некоторые ставят перед другими вопрос прямо и конструктивно. Однако бывают люди, которые могут просто согласиться, чтобы избежать конфронтации и смягчить конфликт.
Выявление запретных тем. У нас у всех есть особые вопросы, которые мы предпочитаем не обсуждать. При их упоминании мы можем расстроиться или даже рассердиться. Для эффективной коммуникации вы должны выявить запретные для других темы и затем найти способы избегать их или очень осторожно касаться их в дискуссиях внутри команды.

Каково же значение этих различий? Поскольку вас просят принимать большее участие в работе команды, ваш успех все больше будет зависеть от вашей способности хорошо сотрудничать с людьми, которые отличаются от вас. Однако упомянутые здесь различия — лишь малая часть того, с чем вы можете столкнуться в команде. Какие еще различия между членами вашей команды вы можете представить себе?

Признание различий в вашей команде

Важная часть построения крепких связей в вашей команде — это эффективное разрешение проблем в отношениях с другими людьми. Прежде всего необходимо признать существование различий между членами вашей команды. На ближайшем совещании понаблюдайте за стилями поведения ваших коллег по команде. Затем рассмотрите следующие вопросы:

  • Вы признаете особенности каждого типа? Можете ли вы приспособиться к индивидуальным различиям?
  • Какие способы передачи информации вы видели? Есть ли способы предупредить возникновение проблемы, прежде чем для вашего проекта наступит «кризисный момент»?
  • Какие особенности вносите вы лично в вашу команду? Есть ли в них очевидные сильные стороны, или это недостатки, которые надо исправить?
  • Способствуют или мешают работе вашей команды названные вами особенности?
  • Как могут быть использованы эти особенности для укрепления вашей команды?

psycho.ru

10.8. Мужской и женский стили общения. Психология общения и межличностных отношений

10.8. Мужской и женский стили общения

Манере общения мужчин и женщин придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику прямо в глаза. Отведенный в сторону взгляд свидетельствовал о стыдливости, скромности, покорности. Правда, с веками нравы меняются. Теперь женщины взгляд не отводят. Наоборот, по данным Р. Экслай-на, женщины чаще смотрят на интервьюеров, чем мужчины.

Как отмечает В. М. Погольша (В. Н. Куницына с соавторами, 2001), мужской и женский стили общения в основном формируются под влиянием исторически сложившихся полоролевых стереотипов, хотя не отрицается и роль психофизиологических особенностей. Действительно, вряд ли потребность девочек выражать свои эмоциональные переживания в общении со сверстницами тоже является лишь следствием подражания матери. Большинство девочек от природы более эмоциональны, а это значит, что у них сильнее выражена и потребность в разрядке эмоционального напряжения. Скорее поведенческие характеристики следует рассматривать как фенотипические, как сплав врожденного и приобретенного.

Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их более понятными и предсказуемыми по сравнению с женщинами. Мужской стиль подчеркивает независимость, склонность к действиям, характерным для людей, облеченных властью, а женский — взаимозависимость. Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те хрупкие связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужской стиль общения более манипулятивен. Женский стиль общения отражает партнерскую систему взаимодействия, а мужской — систему доминирования. Для мужчины содержание совместной деятельности важнее, чем индивидуальная симпатия к партнерам.

Мужское общение характеризуется большей эмоциональной сдержанностью, стремлением к креативным и рациональным способам взаимодействия (L. Carli et al., 1995). Женщины свободнее выражают свои эмоции и чувства, в том числе с лицами противоположного пола.

Женщины располагают большим диапазоном межличностных дистанций, каждая из которых показывает определенный уровень близости с человеком. Женский стиль общения связан с такими межличностными отношениями, для которых характерны подчиненные либо социально желаемые стратегии поведения, демонстрируя которые женщина опирается в большей степени на интуицию.

Существуют традиционные различия в темах разговоров мужчин и женщин. Женщины более охотно, чем мужчины, ведут «исповедальные» разговоры, особенно с близкими людьми, больше говорят о себе, своих делах и проблемах. Для женщин очень важна проблема взаимоотношений с другими людьми, поэтому они предпочитают обсуждать именно ее. Возникающее непонимание между мужчинами и женщинами Д. Таннен (2000) объясняет различным восприятием ситуации общения. Женщины настроены на сопереживание и ждут его от мужчин, мужчины же ориентированы на практическое решение проблемы и вместо сопереживания предлагают собеседницам советы, т. е. рациональные варианты выхода из сложившейся ситуации. Мужчины же ждут от женщин советов и решений, а получают сочувствие и сопереживание. Если женщины говорят на языке отношений и близости и понимают именно этот язык, то мужчины говорят на языке статуса и независимости и понимают только его.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Стили общения в психологии

Вступая в коммуникативное взаимодействие с социумом, личность вырабатывает индивидуально-типологические особенности коммуникативного поведения, которые в современной психологической науке получили название стиля общения.

Определение 1

Стиль общения представляет собой индивидуально стабильную форму поведения личности, которая проявляется в личностных и деловых отношениях, в стиле воспитания детей и в стиле руководства, в принятии решений и разрешении конфликтов, в приемах психологического воздействия на других и пр.

Основными характеристиками стиля общения выступают изменчивость, специфичность, ситуационная адекватность.

Подходы к классификации стилей общения

На основании критерия адекватности способов и средств коммуникации выделяют гибкий, переходный и ригидный стили взаимодействия.

Определение 2

Гибкий стиль характеризуется высокой степенью ориентации в коммуникативной ситуации, адекватным оцениванием собственного коммуникативного поведения и коммуникативного поведения других, пониманием эмоционального состояния собеседника, подтекста общения.

Определение 3

Ригидный отличается отсутствием анализа коммуникативных стратегий, неадекватным оцениванием коммуникативного поведения, отсутствием умений оказывать эмоциональное воздействие на других, непониманием подтекста сообщения.

Определение 4

Переходный синтезирует в себе отдельные характеристики того и другого стилей.

Типология стилей общения в социальной психологии

На основании характера социального взаимодействия выделяют следующие виды взаимодействия:

  1. Ритуальный стиль – задается требованиями культурной модели. Его целью выступает не изменение другого в процессе общения, но подтверждение собственного присутствия в культуре, актуализация внимания на собственной компетентности. К данному виду общения относятся традиционные для каждой культурной модели приветствия, прощания и пр. Поведение личности, сознательно выбирающей ритуальный стиль взаимодействия, характеризуется строгой регламентированностью, правильностью, нормированностью;
  2. Манипулятивный стиль – целью данного стиля взаимодействия выступает намерение управлять, навязывать свою позицию, управлять. В процессе реализации данного стиля используется широкий арсенал средств: перехват инициативы, отвлечение внимания и пр.;
  3. Гуманистический стиль применяется, когда коммуниканты не стремятся изменить друг друга, наоборот, партнеры стремятся оказывать друг другу поддержку. В процессе реализации гуманистического общения осуществляется открытие личностью другой реальности, отличной от себя и индивидуальных открытий, открытие другой реальности. Взаимодействие характеризуется равноправным общением, направлено на взаимное познание, самопознание, открытие видения мира глазами другого человека.

Основные принципы гуманистического общения

Гуманистическое общение выступает одной из базовых категорий гуманитарной психологии. В рамках данного направления выделяют следующие основополагающие принципы взаимодействия:

  1. Конгруэнтность коммуникантов – соответствие опыта, осознания, средств общения одного коммуниканта опыту, осознанию и средствам общения другого;
  2. Безоценочное восприятие личности коммуниканта, безоценочность общения, априорное доверие к его намерениям;
  3. Восприятие партнера как равного участника взаимодействия, имеющего право на другую, отличную от собственной, точку зрения;
  4. Дискуссионный, проблемный характер общения, разговор на уровне позиций, точек зрения;
  5. Персонифицированный характер коммуникативного взаимодействия.

Таким образом, в рамках современных психологических наук выделяют различные стили общения. Формирование индивидуальных стратегий коммуникативного взаимодействия во многом определяется личностными особенностями, мировоззрением и опытом личности, целями, на достижение которых направлено общение.

spravochnick.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о