Структура характера формирование характера – Характер, его структура и особенности формирования

Формирование характера

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярёва”

Кафедра ОП и А

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ

Тема: Формирование характера

Руководитель: Е.А. Муравьева

Исполнитель: О.Т. Огарева

ст. гр. МС — 105

Ковров 2007

Содержание

1. Общие сведения о характере

1.1 Понятие “характера

1.2 Структура характера

1.3 Типология характеров

2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера

2.1 Акцентуация характера

2.2 Классификация акцентуаций характеров у подростков Личко

3. Формирование характера

Заключение

Список использованной литературы

1. Общие сведения о характере

1.1 Понятие “характера”

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter — печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Характер наряду с темпераментом является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Но если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер — содержание личности. Каждый человек обладает своеобразным характером. Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Однако характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Характер — это подструктура личности, образуемая индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражающая его отношение к действительности и обуславливающая типичный для данной личности способ поведения.

Характер человеческой личности всегда многогранен.

В частности, выделяют группу черт, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Это могут быть коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и другие: это положительные черты данной группы. Но встречаются и отрицательные качества — эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.

Следующая группа качеств личности включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе ,самооценка личности. Такая личность, сравнивая себя с другими, наделяет себя совокупностью определенных качеств. В зависимости от самооценки личность может быть довольна сама собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Как правило, преобладает реалистичная самооценка своих личностных качеств. Но довольно часто возникает и завышенная самооценка, которая служит основой для конфликта личности с окружающими ее людьми. Случается и другое — человек бывает излишне строг к себе, недооценивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоощущениях, застенчивость.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют

отношение человека к деятельности . При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера — наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения.

Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты . При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные . Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.

Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят, инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость- ригидность и др.

Все черты или качества личности значимы для нее. Но у каждого конкретного индивида среди черт характера, некоторые выступают как основные , ведущие, задающие общую направленность всего комплекса проявлений. Наряду с этим существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее

цельную структуру характера.

1.2 Структура характера

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чер

mirznanii.com

понятие, структура, формирование. Акцентуация характера.

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к окружающему миру. В отличие от темперамента он обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Кто: Кречмер – строение тела (астенический, пикнетический, атлетический, диспластический) и характер (шизотимик, параноик, циклотимик), Шелдон строение тела (экзо, эндо, мезо – морфный), Леонгард/Личко – акцентуации, Юнг (экстраверты, интроверты), Фромм (мазохист-садист, разрушитель, конформист-автомат).Структура состоит из нескольких групп черт личности. Среди этих черт можно выделить первичные и вторичные черты, деловые и коммуникативные черты, мотивационные и инструментальные черты. Отдельно рассматривают также нормальные и аномальные черты характера, а также занимающие промежуточное положение между ними — акцентуированные черты характера человека. Первичные – те, что  появляются раньше других и на основе которых формируются и развиваются другие черты характера. К примеру, обычно раньше других в онтогенезе возникают такие черты характера, как экстраверсия и интроверсия, а далее на их основе уже могут формироваться общительность и замкнутость. Иногда первичные черты характера называют базисными, как и аналогичные черты личности. Вторичными называют черты характера, которые формируются и развиваются позднее, чем первичные черты, причем на основе других, уже образовавшихся у конкретного человека черт характера. Обычно в качестве вторичных выступают те черты характера, которые сложились в школьном или в более позднем возрасте. Отличие вторичных черт характера от первичных его черт состоит еще и в том, что первичные черты характера изменяются мало и остаются стабильными в течение всей жизни человека (поэтому их часто путают со свойствами темперамента). Вторичные черты характера могут меняться в течение жизни человека.  Деловыми называют черты характера, которые проявляются в работе, при выполнении какого-либо дела, не связанного с общением с людьми. Это, например, трудолюбие, ответственность, аккуратность. Коммуникативные — это черты характера, которые проявляются в общении с людьми. К таким чертам характера относятся, например, контактность, общительность, доброта, внимание к людям.Мотивационные — это черты характера, от которых зависят активность и направленность поведения. Как правило, в качестве таких черт характера выступают те, которые одновременно являются потребностями или мотивами поведения данного человека. К ним относятся интересы человека, его побуждения, а также все то, что инициирует активность человека, поддерживает и направляет ее в определенное русло. Инструментальные — это черты характера, которые придают поведению человека тот или иной стиль, то есть побуждают людей в одних и тех же жизненных ситуациях, под влиянием одних и тех же интересов и потребностей вести себя по-разному. Буквально термин «инструментальный» означает «служащий средством достижения цели». Именно так и понимаются инструментальные черты характера. Зная их, мы можем ответить на вопрос о том, почему в данной ситуации конкретный человек в отличие от других людей ведет себя именно так.Нормальными называют такие черты характера, которые есть у психологически здоровых людей, аномальными — те черты характера, которые свойственны людям с различными заболеваниями, то есть такие, которые проявляются и наблюдаются у человека только при тех или иных заболеваниях. Формирование характера. Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцем жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком.Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляют «я» в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые качества» — складываются несколько позже в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых.В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.К окончанию школы характер человека можно считать сформировавшимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.По своим жизненным и поведенческим проявлениям характер человека похож на темперамент: он устойчив, как и темперамент, и проявляется вместе с темпераментом в тех же самых действиях и поступках человека. В своем формировании и развитии, кроме того, характер человека тесным образом связан с его темпераментом. Однако между характером и темпераментом имеются существенные различия:1.    темперамент – врожденный, характер – приобретенный,2.    темперамент зависит от свойств нервной системы, характер практически нет, за исключением тех черт характера, которые сами по себе тесным образом связаны с определенными свойствами темперамента;3.    Темперамент определяет лишь динамические особенности психики и поведения человека, которые не могут оцениваться как хорошие или плохие, нравственные или безнравственные безотносительно к виду деятельности, выполняемой человеком. Характер человека может также оцениваться по его поступкам, причем независимо от того, в каких видах деятельности он проявляется.4.    Свойств темперамента у человека сравнительно мало, и они по своему составу одинаковые у всех людей (только развиты у них в различной степени). Кроме того, среди людей существует много таких, кто имеет и одинаковый тип темперамента. Черт характера у людей намного больше, чем свойств темперамента, и они практически у всех людей разные. Трудно отыскать даже двух совершенно одинаковых по своему характеру людей: у всех черты характера фактически разные и индивидуально своеобразные.Взаимосвязь с темпераментом:От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному.Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. Выявление акцентуированных личностей в коллективе необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности).

Автор концепции акцентуации  —  немецкий психиатр Карл Леонгард.Основные типы акцентуации характеров и их сочетаний:Истероидный или демонстративный тип, его основные особенности — эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей.Гипертимный тип — высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству.Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу.Психостенический — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность.Шизоидный — замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность.Сенситивный — робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность.Эмоционально-лабильный — крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов. Инфантильно-зависимый — люди, постоянно играющие роль «вечного ребенка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим.Неустойчивый тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость.

studfiles.net

Формирование характера

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой характера: Э. Кречмер, К. Юнг, З. Фрейд, А. Адлер, А.Ф. Лазурский, И.П. Павлов и др.

Для изучения проблемы формирования характера нам необходимо изучить понимание характера как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Наиболее общее понятие характера звучит следующим образом: характер – это определенная структура стойких психических свойств, которые задают всю траекторию поведения человека.

Характер также может пониматься как:

  1. определенная система, включающая в себя устойчивые мотивы поведения;
  2. мера соотношения внутреннего мира со внешним, также специфика адаптированности организма к внешнему миру;
  3. некий заданный определенный тип поведения человека.

Направления характерологии

Рассмотрим несколько направлений характерологии, которые позволят нам понять, как понимается понятие характера и основы его формирования в той или иной сфере.

  1. Констинституционно-биологическое направление. Одним из представителей данной теории является Э. Кречмер. Здесь характер рассматривается как проявление темперамента или же как детерминация конституцией (строением тела). Выделяют следующие типы:
  • астенический;
  • атлетический;
  • пикнический.
  • Психоаналитическое направление. Представители: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др. Разумеется, характер здесь рассматривается с точки зрения бессознательных влечений. Другими словами, происходит борьба Ид (Оно, бессознательное) с Супер-Эго (Сверх-Я, сверхсознание) через Я (сознание). То есть примитивные инстинкты (Ид) пытаются вырваться на поверхность, но сдерживаются моральными инстанциями (Супер-Эго), создавая таким образом особенности сознания (Я).
  • Данная схема показана на рисунке 1 в виде айсберга так как это, на наш взгляд, способствует лучшему восприятию данной структуры. Примечание: сверхсознание – Superego, internalized ideals; сознание — Ego, executive mediator; бессознательное – Id, unconscious psychic energy.

  • Идеологическое — психоэтическая теория Робека. Характер здесь представляет собой торможение инстинктов под воздействием морали. Таким образом, эта теория имеет общие признаки с психоаналитическим направлением.
  • Рисунок 1. «Структура личности по З. Фрейду»

    Формирование характера

    Характер формируется на основе культуры общества, окружающей его социальной среды. На каждом из возрастных этапов становление характера происходит по-разному. Структурируем эти знания и рассмотрим формирование характера на каждом из возрастных этапов.

    1. Новорожденность – младенческий возраст. 0 – 1 год. Основа формирования характера – общение с окружающими людьми, в первую очередь, с матерью. Это формирование происходит столь стремительно из-за того, что эмоционально-личностное общение в этом возрасте становится ведущей деятельностью.
    2. Ранний и дошкольный возраст. 1-7 лет. Здесь, как правило, закрепляются те черты характера, которые подкрепляются (характер подкрепления может быть как положительным, так и отрицательным) окружающими взрослыми. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
    • доброта-эгоистичность,
    • общительность-замкнутость,
    • отзывчивость-безразличие.

    Позже формируются другие черты характера:

    • трудолюбие-лень,
    • аккуратность-неаккуратность,
    • добросовестность-злонамеренность,
    • ответственность-безответственность,
    • настойчивость-малодушие.
  • Младший школьный возраст. 7-10 лет. Так как ребенок приходит в школу, то под воздействием новой социальной ситуации развития происходит коррекция тех черт характера, которые проявляются в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. В целом, развивающаяся произвольность ребенка ведет к ответственности за результаты собственной деятельности. На основе этого происходит сравнения детей, и, как результат, формируется такая черта характера, как самоотношение.
  • Подростковый возраст. 11-15 (16) лет. Здесь развиваются волевые черты. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
  • Ранняя юность. 17-19 лет. На данном возрастном этапы формируется основа мировоззрения личности. Юноши и девушки в этом возрасте могут вдаваться в философствования, они стремятся познать мир.
  • Следует помнить, что фундамент закладываемых здесь основ характера является достаточно прочным.

    Конечно, характер не может быть много раз преобразовывается в течение жизни человека.

    После окончания учебы самое большое «нововведение» в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.

    Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их «антагонисты».

    Достаточно большое влияние на становление характера оказывает внешний мир, который представляется в таких аспектах, как:

    1. суждения окружающих людей о жизни,
    2. поступки окружающих людей,
    3. художественная литература,
    4. СМИ,
    5. господствующая идеология в обществе.

    spravochnick.ru

    типы и свойства. Формирование характера.

    Характер— структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

    Типы телосложения и соответствующие им три типа характера:

    астеники— люди худые, с удлинённым лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера — шизотимики — люди замкнутые, серьёзные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении.

    атлетики— люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера — иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии.

    пикники— люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тип характера — циклотимики — люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

    Описанное скорее имеет отношение к темпераменту, чем к характеру.

    По уровню проявления черт характера характеры делятся на средние («нормальные»), выраженные (акцентуированные) и выходящие за рамки нормы (психопатии).

    Особенности характера

    Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение личности к труду. Существование центральных, стержневых отношений и обусловленных ими свойств в структуре характера имеет важное практическое значение в воспитании человека.

    Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно отношение к людям. Иными словами, нельзя формировать только определенное свойство, воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств, обращая при этом основное внимание на формирование центральных, стержневых отношений, личности, а именно отношений к людям (коллективу) и труду.

    Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

    Формирование характера

    Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки, как было показано, не предопределяют абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

    Характер, несмотря на свою многогранность, лишь, одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер»). 

    studfiles.net

    понятие, типология, этапы формирования характера личности

    Введение

    В психологии понятие характер (от греч. charakter -«печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

    Характер — качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности.

    Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный «образ жизни человека» формируется Я, сам человек. Большую роль играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

    Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности.

    Понятие «характер» относится в большей степи к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое, проявление твердости, упорства и т. п., а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами.

    В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека и наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.

    Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов — городками, Д.И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

    I. Характер и его особенности

    1.1 Общие понятия о характере

    Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

    Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форме проявления характера, своеобразно окрашивает те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании.

    Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.

    Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

    Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

    Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

    Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

    Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

    В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность, переключаемость — ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

    psychojournal.ru

    Формирование характера

    Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

    Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступкам и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Этот период в жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения.

    Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

    Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, – складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

    В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

    Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

    Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

    studfiles.net

    Структура и формирование характера

    Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13 Заказать написание уникльной работы

    Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента и характера. Структура и формирование характера.

    Взаимосвязь типов темперамента с типами высшей нервной деятельности.

      Проблеме изучения темперамента посвящены работы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина и др ученых

    Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, то есть основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека( его конституцией), с обменом веществ в организме. И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно- рефлекторной деятельности человека, -свойства нервной системы .Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению.

     

    Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующие динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменения.

    Врожденное или приобретенное свойство, темперамент?

    Темперамент является врожденным качеством и оказывает существенное влияние на формирование характера и поведение человека, иногда определяет его поступки, индивидуальность. Он выступает связующим звеном, между организмом и личностью.

    Человек издавна пытался выделить типичные особенности психического склада различных людей. В конкретных жизненных ситуациях. Темперамент – с латинского смесь.

    Древнейшее описание темперамента принадлежит отцу медицины – Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из 4 жидкостей организма человека преобладает: кровь, желчь, слизь или черная желчь.

    Павлов, изучая физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа строения н.с. Он показал, что два основных процесса возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности и подвижности. По этим критериям и оценивается темперамент. В зависимости от соотношения этих свойств н.с. Павлов выделил 4 основных типа:

    сила

    уравновешенность

    Подвижность

    «безудержный»

    Х

    Х

    «живой»

    Х

    Х

    Х

    «спокойный»

    Х

    Х

    «слабый»

    Описание:

    ХОЛЕРИК – человек, н.с. которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его н.с. предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Увлекшись чем-либо он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает не на долго. Проявляется раздражительность, плохое настроение, упадок сил, вялость (не рассчитывает своих сил).

    САНГВИНИК – сильный, уравновешенный, подвижный, обладает быстрой скоростью реакций, его поступки обдуманны, он как правило жизнерадостен. Благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям. Подвижность его н.с. обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходиться с людьми и потому у него широкий круг знакомых, хотя он и непостоянен в привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь когда много интересных дел, иначе становится скучным, вялым, отвлекаемым.

    ФЛЕГМАТИК – человек сильный, уравновешенный, но инертный, реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются медленно (трудно рассердить, развеселить). Обладает работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных и новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен быстро отказаться от выработанных навыков и стереотипов не любит менять привычки, распорядок жизни, трудно и замедленно приспосабливается к изменяющимся условиям. настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

    МЕЛАНХОЛИК – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный – может вызвать «срыв», «стопор». Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть. Не проявлять свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя очень отдаваться своим переживаниям.

    ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР.

    Личность и темперамент связаны между собой, темперамент выступает в качестве общей основы многих личностных свойств, прежде всего характера. От темперамента зависят такие четы характера как:

    •  впечатлительность – сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и силе реакции на них.
    •  Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции на события.
    •  Импульсивность – несдержанность реакций и т.д.

    Изменяется ли темперамент в течение жизни, а характер?

    Древние говорили: «Посеешь случай – пожнешь привычку, посеешь привычку, – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу»

    Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе и т.д.

    Проблеме изучения характера посвящены работы К. Леогарда , С.Л. Рубинштеин, А.Е. Личко и др

    Характер проявляется в деятельности, общении и включает в себя то, что придает поведению человека характерный для него оттенок.

    В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Характер в отличие от темперамента обусловлен не только свойствами н.с., сколько культурой и воспитанием человека. Характер – это то, что определяет значимые поступки человека, а не случайные реакции на сложившиеся обстоятельства. Характер, как и темперамент, является устойчивым и малоизменяемым.

    Черты характера-это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности

    Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними, в зависимости от этого у различных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному

    Например: смелый поступок может быть (разумным и безрассудным, моральным и аморальным)

    Встречаются люди и без ярко выраженного характера с неопределенным характером.

    Определенность характера зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цельный характер- это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков

    •  Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности. Потребности и интересы человека, составляя основу его мотивационной сферы, формируют и его характер. Интеллектуальные свойства человека также накладывают определенный отпечаток на его характер и придают ему своеобразие.

       Характер тесно связан с темпераментом, темперамент влияет на форму проявления характера

    Б.М. Теплов выделил следующие черты характера.

    В первую группу этот ученый выделил общие черты характера, те, которые являются психической основой личности. Это такие качества как принципиальность, честность, мужество и, естественно, их антиподы: малодушие, неискренность.

    Во вторую группу входят те черты характера, в которых проявляется отношение человека к другим людям. Т.е. общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие.

    Третью группу черт характера составляют те черты, выражающие отношение человека к самому себе. Именно к этой группе относятся гордость и самомнение, тщеславие, заносчивость и чувство собственного достоинства, адекватная гордость.

    Четвертая большая группа черт отражает отношение человека к труду. Трудолюбие и лень, боязнь трудностей и настойчивость в их преодолении, активность и безынициативность входят в эту группу.

    ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА:

    Целостность связана с наличием или отсутствием в его структуре противоречивых черт. Целостным характером считается такой, в котором имеется, согласованность его отношений к различным сторонам действительности и нет противоречий в интересах, стремлениях, действиях. Все характеры целостны, т. е. внешние его проявления соответствуют внутреннему содержанию. Просто надо уметь расшифровывать эти поведенческие сигналы. Например, часто говорят: «двуличный человек», имея в виду несоответствие формы и содержания. Но двуличной форме полностью соответствует двуличное содержание, и человек с хорошим психологическим слухом всегда это уловит.

     Активность проявляется степенью противодействия внешним обстоятельствам и энергией, с которой, человек преодолевает препятствия. В этом плане говорят о сильном и слабом характере. Наблюдения показывают, что сила характера тесно связана с личностным комплексом (социогеном), о котором речь пойдет ниже. Так, и при слабом характере человек добьется выполнения требования социогена, т. е. направление волевой активности связано с характером. И если это направление совпадает с предопре-делениями судьбы, тогда хватает и воли. Довольно часто говорят о слабой воле алкоголика. Чтобы рассеять это нелепое утверждение, я вам, непьющим, хочу задать вопрос: хватит ли у вас силы воли достать бутылку водки в два-три часа ночи? Думаю, нет. А у алкоголика хватит!

    Твердость определяется упорством личности при сознательном отстаивании своих взглядов и принятых решений. Чрезмерная твердость характера перерастает в упрямство. И здесь нам легко проследить действие социогена.

    Устойчивость есть способность сохранять основные свойства характера при несущественной перемене ситуации. Характер — всегда нечто очень устойчивое и трудноизменяемое. Человек с неустойчивым характером — это, скорее, человек с нестабильным личностным комплексом, и он стабилен в своей нестабильности. Ригидность характера усиливается с возрастом при развитии атеросклероза сосудов головного мозга.

    Пластичность проявляется в способности изменяться под влиянием коренным образом изменившейся ситуации. Когда же в такой ситуации характер не меняется, он становится ригидным. Последнее является существенной особенностью невротической личности.

    Направленность личности— это свойства личности, характеризующие ее влечения, желания, интересы, склонности, которые определяют избирательность активности человека, а также базирующиеся на них убеждения, идеалы и мировоззрение. Влечения, желания, интересы и склонности образуют мотивационную сферу. Знание мотивов поведения позволяет правильно оценивать человека как личность.

    Основные черты личности:

    1.  свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных).
    2.  в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей
    3.  в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность.

    Влияние характера на профессиональную деятельность

    Различают от 10 до 14 типов характера. Они бывают гармоничными и дисгармоничными.

    Гармоничные типы характера — характеризуются достаточным развитием основных черт характера без выделения, обособления, без преувеличения в развитии каких-то одних черт.

    Дисгармоничные – проявляются с выявления разных черт характера и получили название акцентированные или акцентуированные.

    «Акцентуации характера – это варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенных психогенных факторов при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим»

    Ученым К. Леонгардом предложена еще одна классификация. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

    1.Гипертемический тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущий энергией, неудержимой активностью. Стремится к лидерству, авантюрам.

    2.Дистимический тип. Противоположность первому типу: серьезный, пессимист. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность.

    3.Циклоидный тип. Акцентуация характера проявляется в циклически меняющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада – с дистимической.

    4.Возбудимый тип. У этих людей повышенная раздражительность склонность к агрессии, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе.

    5.Застревающий тип. Люди с таким типом  акцентуации »застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и »сводят счеты» со своими обидчиками.

    6.Педантичный тип. У этих людей ярко выражена »занудливость» в виде переживания подробностей, на службе они способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.

    Тревожный тип. Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным настроением, робостью, боязливостью, неуверенностью в себе.

    Эмотивный тип. Человек того типа характера чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности.

    Демонстративный тип. Этот человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь.

    Экзальтированный тип. Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости.

    Интровертированный тип. Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью.

    Конформный тип. Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своего мнения и не стремятся выделиться из толпы.

    Таким образом, характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера.

    На формирование характера влияет наследственность среда и влспитания.

    PAGE  5

    samzan.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о