Структурность восприятия: СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — это… Что такое СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ?

СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — это… Что такое СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ?

СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
свойство восприятия, заключающееся в том, что оно представляет собой не просто конгломерат ощущений, но в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей, т. е. структура предмета. С. в. весьма тесно связана с другим свойством восприятия — его целостностью. Основой С. в. и целостности восприятия является отражение формы и контура предмета, которые объективно выделяют его из окружающего вида. Исследования показывают, что целостность и С. в. не являются изначальными свойствами перцептивного образа, а формируются в процессе его становления как результат рефлекторной деятельности анализаторов.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • СТРУКТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
  • СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Смотреть что такое «СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ» в других словарях:

  • ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • структурность — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия, выражающееся в том, что восприятие в значительной мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой, воспринимается фактически абстрагированная из этих ощущений обоб щенная структура, которая формируется в …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Ошибки восприятия — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние …   Википедия

  • Фолькельт (Volkelt) Ханс — (4.6.1886, Базель, Швейцария ?) один из ведущих представителей Лейпцигской школы целостной психологии , основанной Ф.Крюгером. Биография. После получения образования в университетах Йены, Лейпцига, Тюбингена и Мюнхена (1904 1912, доктор философии …   Большая психологическая энциклопедия

  • БРЕНТАНО — (Brentano) Франц Клеменс Гоноратус Герман (1838 1917) австрийский философ и психолог. Родился в Германии. Племянник немецкого поэта романтика К.Брентано. Брат известного экономиста Л.Брентано. Род Б. известен (предположительно) с 12 в. и… …   История Философии: Энциклопедия

  • БРЕНТАНО Франц Клеменс Гоноратус Герман (1838-1917) — австрийский философ и психолог. Родился в Германии. Племянник немецкого поэта романтика К.Брентано. Брат известного экономиста Л.Брентано. Род Б. известен (предположительно) с 12 в. и происходит из Италии; с 18 в. предки Б. обосновались в… …   История Философии: Энциклопедия

  • Информация — (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Восприятие — Для улучшения этой статьи по психологии желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Восприятие, пер …   Википедия

  • Перцепция — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние …   Википедия

Свойства восприятия — Студопедия

К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден­ным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни. Возможность предметного вос­приятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.

2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета.

3. Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.

4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него.


Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни­маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизмен­ности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумер­ки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

5. Апперцепция – особенности восприятия определяются всем предше­ствующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс вос­приятия неотделим от деятельности. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то этало­ны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспри­нимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизи­руется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному воспри­ниматься различными людьми.


Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность вос­приятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознако­мые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, ко­гда слова произносятся невнятно.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком зада­чей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производ­стве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него вырабо­талась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски вос­принимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

6. Иллюзии восприятия – явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется ил­люзией восприятия.

7. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:

— На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

— На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

— На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

— На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

8. Активность (или избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Это явление получило название закона фигуры и фонаНапример, вы слушаете лекцию или читаете книгу (фигура) и совсем не обращаете вни­мания на то, что происходит у вас за спиной (фон). Фигура и фон могут меняться местами.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как осо­бый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисун­ка, который рассматриваем.

Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предме­том. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написан­ное мелом на классной доске, хорошо заметно и со­всем незамеченным может быть исправление в тет­ради ученика, сделанное учителем теми же черни­лами, которыми пишет ученик.

Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схо­жих предметов. Например, достаточно трудно про­следить по карте течение реки, если она окружена другими реками. Следовательно, для того чтобы об­легчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие.

Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприя­тие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.

Хорошо известно, как сильно меняется иногда восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть то, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части.

Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет. Например, когда мы рассматриваем рисунок, схематически изображающий пред­мет, мы узнаем этот предмет. Это происходит потому, что каждый пред­мет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсут­ствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприя­тии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделе­ния отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в пер­вую очередь различаются отдельные части предмета.

В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его пе­реход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при доста­точно ясном различении его отдель­ных частей.

Однако необходимо отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в первую очередь необходимо отнести предшест­вующий опыт и установку. Например, мы бегло читаем текст, часто пропус­кая ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспринимаемых слов и выде­ляем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматри­ваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вни­кать в смысл написанного. Следовательно, установка играет весьма важную роль в организации вашего восприятия.

ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ — это… Что такое ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ?

ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ
— свойство восприятия, выражающееся в том, что восприятие в значительной мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой, воспринимается фактически абстрагированная из этих ощущений обоб щенная структура, которая формируется в течение некоторого времени

Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС. В.П. Дудьев. 2008.

  • ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА
  • ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ

Смотреть что такое «ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ» в других словарях:

  • ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • структурность — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство восприятия, заключающееся в том, что оно представляет собой не просто конгломерат ощущений, но в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей, т. е. структура предмета. С. в. весьма тесно связана с другим свойством… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Ошибки восприятия — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние …   Википедия

  • БРЕНТАНО — (Brentano) Франц Клеменс Гоноратус Герман (1838 1917) австрийский философ и психолог. Родился в Германии. Племянник немецкого поэта романтика К.Брентано. Брат известного экономиста Л.Брентано. Род Б. известен (предположительно) с 12 в. и… …   История Философии: Энциклопедия

  • БРЕНТАНО Франц Клеменс Гоноратус Герман (1838-1917) — австрийский философ и психолог. Родился в Германии. Племянник немецкого поэта романтика К.Брентано. Брат известного экономиста Л.Брентано. Род Б. известен (предположительно) с 12 в. и происходит из Италии; с 18 в. предки Б. обосновались в… …   История Философии: Энциклопедия

  • Информация — (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Восприятие — Для улучшения этой статьи по психологии желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Восприятие, пер …   Википедия

  • Перцепция — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние …   Википедия

  • Самопрезентация — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние …   Википедия

Основные свойства и виды восприятия — Студопедия

Уяснив суть понятия «восприятие» и разобрав его физиологические механиз­мы, мы приступаем к рассмотрению основных свойств восприятия как познава­тельного психического процесса. К основным свойствам восприятия следует от­нести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

1 -Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

2- Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие даст целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компонен­ты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Или, го­воря другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета.

3 — С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мело­дия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире.


4 — Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него.


Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцеп­тивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни­маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизмен­ности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумер­ки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

Таким образом, свойство константности объясняет­ся тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особен­ностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без констант­ности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообраз­ном и изменчивом мире.

5 — Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри­ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

6 — Говоря об основных свойствах восприятия, мы не можем не остановиться еще на одном, не менее существенном свойстве восприятия как психического процес­са. Это свойство — активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкрет­ную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являют­ся фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете вни­мания на то, что происходит у вас за спиной. Вы воспринимаете или речь лектора, или текстовое содержание книги, поскольку ваше восприятие направлено (т. е. активировано) именно на это, но так было до тех пор, пока я не сказал вам об этом. Сказав о том, что вы не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной, я перенаправил на определенный период времени ваше внимание на другой про­странственный участок, и вы стали воспринимать те предметы, которые находят­ся вокруг вас, в том числе и за вашей спиной, т. е. те предметы, которые минуту назад никак не были представлены в вашем сознании.

Таким образом, мы можем полагать, что природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания.

Виды восприятия

Познакомившись с основными свойствами восприятия, давайте ответим на вопрос, какие основные виды восприятия существуют. Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классифи­кации восприятия (рис. 8.1). В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в воспри­ятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кине­стетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Рис. 8.1. Классификация основных видов восприятия

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы су­ществования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и вос­приятие движения.

Теории восприятия

Теории:

Ассоциативная (Вундт) Воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания — ощущений;

Гештальт (Вертгеймер) Факторы восприятия. Процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом.

Ж. Пиаже (1961) отмечает ошибочность подхода к восприятию со стороны ассоцианистов и гештальтпсихологов. По его мнению, помимо постулирования атомизма или изначальной сформированности восприятия есть и другая возможность — рассмотрение развития восприятия как постепенной организации деятельности по установлению отношений между отдельными деталями сенсорного поля.

Первая, основанная на научных наблюдениях, теория была выдвинута ассоциативной психологией. Наибольшего влияния ассоциативная теория восприятия достигла во второй половине XIX века. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые И. Мюллер (1826), Э. Мах (1865), Г. Гельмгольц (1867), Э. Геринг (1879), В. Вундт (1887), Г. Э. Мюллер (1896) и американский психолог Э. Б. Титченер (1898). Несмотря на значительные различия в объяснении частных проблем, эти психологи придерживались общих взглядов на природу восприятия. По их мнению, воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания — ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию изолированного внешнего раздражителях). Таким образом, в основу ассоциативной теории восприятия легли принцип специфических энергий органов чувств и рецепторная концепция ощущений. Объединение ощущений в восприятие осуществляется посредством ассоциаций по смежности или по сходству. Этот ассоциативный механизм определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия.

Одной из центральных проблем для ассоциативной психологии была проблема восприятия пространства. Трудность заключалась в определении первичных ощущений, из которых строится восприятие пространства, и способов этого объединения

Основная ошибка ассоциативной теории восприятия заключалась в том, что она привлекала для объяснения одних субъективных данных другие, пытаясь тем самым вывести сознание из самого себя. Эта ошибка особенно ярко выступила в работах структуралистской школы, возглавлявшейся учеником В. Вундта Э. Б. Титченером. Структуралисты считали, что раз восприятие является комплексом ощущений, то задача психолога состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем субъективном опыте элементарные ощущения, а затем изолировать и описать их. Этот метод был назван методом аналитической интроспекции. Естественно, что при такой постановке вопроса все подлинные проблемы восприятия, связанные с ориентирующей функцией образа и его формированием в деятельности субъекта, оставались вне поля психологического исследования. Даже факт предметности нашего восприятия, отражающего не отдельные раздражители, а сами объекты, Э. Б. Титченер считал своеобразной ошибкой наблюдателя, маскирующей проявление исходных элементов сознания — ощущений.

Неспособность ассоцианистской психологии объяснить сколь-нибудь значительные проблемы восприятия привели к тому, что в начале нашего века ассоцианистская трактовка восприятия утратила свое влияние. 2 – теория целостного восприятия. С резкой критикой ассоцианизма выступила группа немецких психологов, в число которых входили М. Вертхаймер (1912, 1922), В. Кёллер (1917, 1929), К. Коффка (1935) и другие. Они исходили из положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом. Именно в силу этого данное направление стало называться гештальтпсихологией).

Методу аналитической интроспекции гештальтпсихологи противопоставили феноменологический метод, сущность которого состоит в непосредственном описании наблюдателем содержания своего восприятия. Психология восприятия, по их мнению, должна ответить на вопрос — «почему мы видим мир таким, каким мы его видим». Иными словами, гештальтисты, подобно структуралистам, отказались от изучения восприятия в связи с выполняемой им функцией. Другим недостатком этого подхода, вытекавшим из феноменологического метода исследования, было отрицание историчности восприятия. Прошлый опыт не способен, по их мнению, изменить восприятие объектов, раз они образуют «хорошую» структуру. Например, в верхней фигуре на рис. 2, имеющей целостный, «прегнантный» характер, очень трудно найти хорошо знакомую цифру 4.

Гештальтпсихологи собрали большое количество экспериментальных данных, позволивших установить основные закономерности возникновения структур при восприятии. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность и т. д. Были открыты закономерности разделения зрительного поля на фигуру и фон, при этом оказалось, что в качестве фигуры выступают те части зрительного поля, где имеются лучшие условия для структурообразования (см. стр. 167).

Гештальтпсихологи считали перцептивные процессы врожденными и объясняли их особенностями организации мозга на уровне коры. Отношение между внешними объектами, мозговыми процессами и феноменальным полем гештальтпсихология характеризовала как изоморфизм, или структурное подобие. Целостность восприятия гештальтпсихология объясняла структурообразующими процессами в мозге, имеющими электрохимическую природу. Представление о том, что психические процессы отражают состояния мозга, а не внешний мир, было новым вариантом физиологического идеализма.

Поставив ряд таких важных проблем, как восприятие отношений, природа целостности восприятия, физиологические модели перцептивных процессов, гештальтпсихология, однако, не смогла их решить. Это объясняется тем, что ей были свойственны все основные недостатки ассоциативной психологии. Их радикальное преодоление возможно только с совершенно иных методологических позиций — позиций диалектического материализма.

Новые пути теоретического анализа восприятия были намечены в работах ряда прогрессивных зарубежных психологов, согласно которым восприятие является результатом активной деятельности субъекта, обеспечивающей получение информации о внешнем мире.

3 -Общебиологическое значение восприятия в регуляции поведения живых организмов подчеркивается в концепции американского психолога Дж. Гибсона (1950, 1966). Восприятие трактуется им как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Вслед за гештальтпсихологами Дж. Гибсон выступает против ассоцианистской теории восприятия. По его мнению, представление о том, что в первую очередь отражаются изолированные точечные раздражители, неверно уже потому, что одиночный раздражитель не может нести организму никакой информации об объектах внешнего мира и поэтому интереса для него не представляет. Информацию о внешнем мире содержат только организованные системы раздражителей.

Восприятие, по Дж. Гибсону, — активный процесс. Необходимость активности заключается в том, что, вопреки мнению гештальтпсихологов, нет изначального изоморфизма между объектами внешнего мира и их восприятием. Информационное богатство среды не дано организму непосредственно. Его необходимо добыть. Решающую роль при этом играют активные движения всего организма и органов чувств, которые Дж. Гибсон, повторяя мысль И. М. Сеченова, сравнивает с «щупальцами, активно исследующими среду».

Основное ударение в теории восприятия Дж. Гибсона сделано на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции для того, чтобы наилучшим образом ориентироваться в окружающей среде. При этом, однако, слабо разработан вопрос, каким образом восприятие осуществляется. Слабость этого центрального для понимании теории восприятия момента и объясняет тот факт, что в теории Дж. Гибсона почти отсутствует анализ развития восприятия и не вскрыты причины, обуславливающие этот процесс.

4 -Близкие положения сформулированы в теории восприятия канадского психофизиолога Д. О. Хэбба (1949), которая основана на многочисленных клинических, физиологических и генетических фактах. Согласно этой теории восприятие объекта как единого целого не дано изначально. На ранних этапах развития восприятие не так целостно и организованно, как предполагали сторонники гештальтпсихологии. По мнению Д. О. Хэбба, восприятие в своих основных чертах представляет собой прижизненно формируемый навык, которому надо обучаться. Формирование восприятия объекта начинается с избирательного внимания к частям фигуры. В основе восприятия сначала частей, а затем всей фигуры лежат функциональные объединения нейронов коры — клеточные ансамбли. Порядок активации отдельных клеточных ансамблей определяется векторами движений глаз и общей моторной активностью субъекта. Способность воспринять предмет сразу, без движений глаз, на что указывали гештальтисты, представляет собой результат длительной зрительной тренировки, проходящей все время, пока человек смотрит на объекты.

Таким образом, в работах Д. О. Хэбба восприятие объекта трактуется как процесс синтеза отдельных его деталей. Отсюда, однако, не следует, что теория Д. О. Хэбба является возвратом к ассоцианизму, т. к. если ассоционисты говорили, что восприятие начинается с осознания отдельных раздражителей, то у Д. О. Хэбба речь идет об активном выделении частей объекта. В то же время эту теорию нельзя считать общей теорией восприятия. В ней остаются нераскрытыми такие важнейшие проблемы, как восприятие пространства, специфика человеческого восприятия и т. д. Следует отметить, что конкретные нейрофизиологические модели процесса восприятия носят в теории Д. О. Хэбба явно гипотетический характер.

5 — Среди зарубежных концепций развитие восприятия наиболее полно представлено в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже (1961). Он также отмечает ошибочность подхода к восприятию со стороны ассоцианистов и гештальтпсихологов. По мнению Ж. Пиаже, помимо постулирования атомизма или изначальной сформированности восприятия есть и другая возможность — рассмотрение развития восприятия как постепенной организации деятельности по установлению отношений между отдельными деталями сенсорного поля.

Экспериментальные данные, полученные Ж. Пиаже и его сотрудниками, показывают, что у ребенка первых месяцев жизни еще нет подлинного восприятия предметов и пространства, он даже не дифференцирует объекты и себя, не различая, например, изменения вида предметов, вызванные собственными движениями, от изменений, возникших в результате движения предметов. Постоянный характер объекта выступает как следствие организованности пространственного поля, иначе говоря, внутренней схемы непосредственного окружения, с помощью которой ребенок получает возможность предвосхищать последствия собственных движений в среде. Пространственное поле, в свою очередь, формируется в связи с координацией движений ребенка. Таким образом, основу восприятия составляют интериоризованные сенсо-моторные схемы локомоций и манипуляций с предметами.

Большое место в теории восприятия Ж. Пиаже отводится анализу различий между восприятием и интеллектом.

Восприятие представляет собой вероятностный процесс, всегда выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим. Следовательно, для адекватного отражения объекта должны учитываться все его стороны. Подобная децентрация возможна только путем привлечения моторной активности субъекта. В результате восприятие становится целостным и стабильным. Эти развитые формы восприятия являются, по словам Ж. Пиаже, «продуктом действий в собственном смысле этого слова, состоящих в реальных или потенциальных перемещениях взгляда или функционирующих органов».

Определение восприятия как действия, делают концепцию Ж. Пиаже наиболее близкой к представлениям, сложившимся в советской психологии. Принципиальное различие между этими теоретическими системами заключается в понимании движущих сил перцептивного развития. Если для Ж. Пиаже развитие — спонтанный адаптивный процесс, то в советской психологии оно трактуется как активное усвоение общественно-исторического опыта, осуществляющееся в русле практической деятельности субъекта.


3) Структурность восприятия

Структурность воспринимаемых образов облегчает работу нашего сознания. Оно не работает непосредственно с визуальной и аудиальной информацией. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру (или модель), которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какой-нибудь музыкальный опус, то он не осознает каждый услышанный звук. В сознании человека (по крайней мере обычного слушателя) отражается лишь обобщенная схема, которая отражает характерные особенности опуса. Эта схема и называется мелодией. Понимание мелодии не приходит сразу, с первых нот, иногда для понимания ее необходимо несколько прослушиваний.

При восприятии визуальных объектов тоже требуется некоторое время для формирования структурированного образа. В отличие от музыкальных опусов, сложность которых не сильно варьируется, визуальные объекты могут быть и очень простыми, и очень сложными. Это может быть и «Черный квадрат» Малевича, и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Это может быть и рисунок домика, сделанный ребенком, и чертеж электростанции, сделанный группой специалистов из конструкторского бюро. Соответственно может потребоваться или доля секунды, или много дней, чтобы образ-структура достиг совершенства.

4) Константность восприятия

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Одни и те же объекты мы можем воспринимать в разных условиях, например при разной освещенности или под разными углами зрения. Задача восприятия здесь — сгладить эти различия и представить сознанию не принципиально новый объект, но тот же самый, только в окружении несколько изменившихся обстоятельств. Если бы у восприятия не было свойства константности, тогда человек, повернувшийся к нам другим боком, воспринимался бы нами как новый человек, а, отойдя от своего дома, не узнали бы его.

Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.

5) Обобщенность

Обобщенность восприятия — это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение, имеется в каждом акте восприятия. Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его словом. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, всегда спрашивают их название.) Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний. Скажем, ярко-красный цветок осознается нами или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Слово — орудие обобщения. Называние предмета повышает уровень обобщения восприятия. Осмысленность и обобщённость хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями.

Таким образом, уже в акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенное обобщение, предмет определенным образом соотносится с другими. В акте восприятия воплощается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

Свойства и виды восприятия — Студопедия

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность.

1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность восприятия не является врожденным свойством. Возникновение и развитие этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.

2. Целостность это свойство восприятия, которое дает всегда целостный образ предмета, а не отдельные его характеристики. Способность целостного зрительного восприятия предметов также не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы. В первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания.

3. Константность восприятия. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, люди, когда они смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.


4. Структурность восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.


5. Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

6. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро…). Т. е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «что это такое?».

Помимо вышеперечисленных свойств восприятия выделяют и другие, например апперцепцию. Под апперцепцией восприятия понимают зависимость восприятия от жизненного опыта человека, выраженного в его знаниях, привычках, установках и др.

Виды восприятия. В зависимости от наличия цели восприятие разделяют на непреднамеренное и преднамеренное.

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано нетипичными особенностями окружающих предметов (яркость, необычность), или соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т. д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение. Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.

В зависимости от формы отражения восприятие делится на:

Восприятие движения. Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет. Интересно, что в темноте неподвижно светящаяся точка кажется движущейся (автокинетический эффект). Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

Восприятие времени. Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы. Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма остаются связанные со временем физиологические процессы. Такими «биологическими часами» назывались сердечный ритм и метаболизм (то есть обменные процессы) тела. Достаточно точно установлено, что восприятие времени меняют некоторые медикаменты, влияющие прежде всего на ритмику нашего организма. Хинин и алкоголь «заставляют» время течь медленнее. Кофеин, по-видимому, ускоряет его, подобно лихорадке. С другой стороны, марихуана и гашиш имеют, хотя и сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени, они могут приводить как к ускорению, так и замедлению субъективного времени. Все воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют для нас и течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его.

Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. При подавленности или фрустрации время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший. Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, а более длительные промежутки вспоминаются как уменьшенные.

Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до, а события ожидаемого будущего – после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название временной перспективы.

Нарушения восприятия бывают следующие:

1. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гиперстезией.

2. Противоположное ей состояние – гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением либо с депрессией (при депрессии возможно временное отсутствие восприимчивости вплоть до уровня анестезии). Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим.

3. К нарушениям восприятия относится также (Зейгарник Б.) агнозия – затрудненность узнавания предметов, звуков, цветов, изображений. Агнозии могут быть разной степени выраженности, например человек может узнавать предметы, но не узнает модели этих предметов или их изображения на рисунке, либо не узнает формы предметов и т. п.

К нарушениям восприятия относятся разнообразные «обманы чувств».

Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т. п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Они могут вызываться физическими, физиологическими и психическими причинами. Физические – восприятие ложки в стакане чая, воды (поломана). Физиологические – если надавить сбоку на глазные яблоки, то предмет раздваивается. Психологические – искажения вследствие контраста. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, – главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и парейдолические.

Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

Показательны парейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы.

Существует группа типичных зрительных иллюзий, которые возникают практически у всех людей в случае определенной структуры расположения зрительных стимулов (например, вертикальные линии кажутся длиннее, чем горизонтальные линии, хотя фактически длина их одинакова).

предметность, целостность, структурность, осмысленность Свойства восприятия Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И. М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

9. Основные характеристики и функции представлений. Первичные образы памяти и персеверирующие образы.

Представление — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека

Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.

Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.

Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью.

Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется».

Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий.

Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами

Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.

Восприятие и взаимодействие

Восприятие и взаимодействие

Восприятие и взаимодействие

Dr. C. George Boeree
Шиппенсбургский университет


Восприятие

Восприятие — видение, слух, осязание, обоняние, дегустация, чувство положение суставов и напряжение мышц, баланс, температура, боль… — начинается со стимуляции сенсорных нейронов. Каждый смысл включает в себя высоко развитые клетки, которые чувствительны к определенному стимул: боль рецепторы реагируют на определенные химические вещества, образующиеся, когда ткани повреждены. Сенсорные рецепторы включают клетки с волосками, которые, когда согнуть, вызвать сигналы путешествовать по аксону клетки. Баланс, движение и даже слух включать похожие волосковые клетки. Чувствительные к температуре нейроны реагируют на тепло и холод.Вкус и запах рецепторы реагировать на молекулы окружающей среды так же, как другие нейроны отвечать нейромедиаторам. И нейроны сетчатки реагируют на наличие света или конкретные частотные диапазоны света мы воспринимаем так как цвет.

Но восприятие это больше, чем просто пассивный прием Информация. Восприятие — это активный процесс : Прикосновение, например, требует движения — то, что в настоящее время мы вызов «сканирование».«Touch включает в себя информацию о вас (например, ваши мышцы, суставы), а также о том, кто вы есть трогательный. То же самое можно сказать и о слухе. Мы должны действительно назвать это прослушивания! Сам звук, естественно, движется — он постоянно меняется. Если бы не было, мы бы перестали это слышать!

И то же самое относится и к зрению. Видение предполагает постоянное движение — наших глаз, головы и тела, или вещей, которые мы видим, или всех выше.Внешние части нашей сетчатки особенно чувствительны к движение, поэтому, когда что-то входит в наше поле зрения, наше внимание обращено на это. Четный тот факт, что у нас есть два глаза (бинокулярное зрение) является своего рода движение: два вида немного отличаются, как будто мы переместили несколько дюймов влево или вправо. Если бы мы не сводили глаз и сцены мы смотрят совершенно неподвижно, все станет белым!

Мы также должны помнить, что восприятие — это не то, что сделано с глазами или ушами или любым конкретным органом чувств.Это мультисенсорный, полный вещь: «Годовалый ребенок стоит на пол комнаты рухнут, если стены тихо и внезапно переместятся вперед несколько дюймов, хотя его ничто не касается ». (Neisser, p. 116, ссылаясь Ли и Аронсон, 1974)


«Сырье» восприятия

Процесс восприятия имеет много работы с самого начало: мы не в состоянии осмыслить мозаика бессмысленных точек света или отключенных звуков или запахи.Еще в далеком прошлом В 1890-х годах Уильям Джеймс отметил, что мы не только воспринимаем вещи, но но отношения , такие как «и» и «или», а также.

Возьми свои руки и держи их перед собой, разделив несколько дюймов. Вы видите свои руки, конечно, и не трудно представить, что воспринимающий они являются предметом определенных моделей света, сопровождаемых аналогичными узоры нейронных вспышек. Но обратите внимание, что вы также воспринимаете Руки как «рядом друг с другом», в то время как на самом деле это восприятие не напрямую представленный для вас, как стимул в том, как ваши руки сами.

Многое из того, что мы испытываем, поставляется «готовым», готовым для наших потребление. Природа дает «края» — изменяет в свете узоры, переходов, звуков — для нас, чтобы выбрать объекты вне их среды. Для Например, мы видим, что вещи выделяются из их фона, что-то называется явление — основание , представленное датчанами феноменолог Эдгар Рубин (1886-1951).

Рубин продемонстрировал феномен, создав свой классический пример неоднозначная ситуация:

По сути, мы воспринимаем один аспект события как цифру а другой как земля .На рисунке Рубина нет истинных фигура и земля. Это рисунок, который притворяется , чтобы быть объект. Неоднозначность этого заставляет нас обращать на себя дайте на вазу или на лица, чтобы увидеть одно или другое.

Глубина — главный пример того, что мы непосредственно испытываем, без необходимость упреждающего толкования. Традиционно это было предполагается, что мы строим глубину из таких подсказок, как перспектива и родственник размер. Но нам нужно использовать такие подсказки, только когда мы смотрим на картинки, которые являются подделка глубина! На самом деле, мы видим истинную глубину , потому что Это есть, чтобы увидеть.

Опять же, тот факт, что видение включает в себя движение, показывает нам правда вопроса Например, вещи, которые ближе к нам, меняются позиция быстрее, чем вещи, которые находятся дальше, и отдаленные объекты форма фоны для более близких.Вспомни, как из детства Луна, казалось, следовала за тобой, пока ты ехал, пока телефонные столбы взбитые по со скоростью миллион миль в час?

Элеонора Гибсон завоевала свое место в книгах по истории психологии с ей эксперимент по визуальному утесу. она построил специальный стол: одна половина имела плексиглас с рисунком шахматной доски, наклеенным непосредственно под ним. Другая половина также было оргстекло, но рисунок шахматной доски был пару футов ниже, на полу.В между была доска. Младенцы были размещены на доске, и их матери попросили уговорить их проползти по одной или другой стороне. Угадать который сторона, которую они не хотели попробовать? По-видимому, дети вполне способны видящий глубина с очень небольшим, если таковые имеются, опыт работы с «скалами».


Гештальт

Гештальт психологов — немецких исследователей по имени Макс Вертхаймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер — обнаружил много других способов, в которых то, что мы воспринимаем, уже организовано.

Гештальт-психология основана на наблюдении, которое мы часто испытать вещи, которые не являются частью наших простых ощущений. Первоначальное наблюдение было Вертхаймера, когда он отметил, что мы воспринимаем движение, где нет ничего более быстрая последовательность отдельных сенсорных событий. Это то, что он увидел в игрушечном стробоскопе, который он купил на железнодорожной станции во Франкфурте, и какие он видел в своей лаборатории, когда он экспериментировал с мигающими огнями быстрый преемственность (как рождественские огни, которые появляются вокруг дерево, или причудливые неоновые вывески в Лас-Вегасе, которые, кажется, двигаются).Эффект называется видимое движение , и это на самом деле основной принцип позади движение картины и телевидение.

Если мы видим то, чего нет, что мы видим? Вы мог позвонить это иллюзия, но это не галлюцинация. Ветеимер объяснил, что ты видим эффект всего события, не содержащегося в сумме частей. Мы видим бегущую цепочку огней, хотя только один свет огни в то время, потому что все событие содержит отношения между физическое лицо огни, которые мы также испытываем.

Мы созданы, чтобы испытать как структурированное целое, так и индивидуальные ощущения. И не только у нас есть возможность сделать Итак, у нас есть мощная, встроенная тенденция к этому. Мы даже добавляем структура событий, которые не иметь гештальт структурные качества.

В восприятии есть много организационных принципов, называемых гештальт законы . Самым общим называется закон pragnanz . Pragnanz это Немецкий для беременных, но в смысле беременных со смыслом, а не беременная с ребенком.Этот закон гласит, что мы врожденно склонны испытывать вещи в хороших гештальт, насколько это возможно. «Хорошо» может означать много вещей Вот, такая регулярность, упорядоченность, простота, симметрия и т. д., которые затем обратитесь к конкретным законам гештальта.

Например, вероятно, набор точек, очерчивающих форму звезды быть воспринимается как звезда, а не как набор точек. Мы склонны завершать фигура, сделай так, как должно быть, закончи.Как мы как-то удалось увидеть это как «B» …

Закон о закрытии гласит, что если что-то отсутствует в в противном случае завершите рисунок, мы будем стремиться добавить его. Треугольник, для Например, с небольшая часть его края отсутствует, все равно будет рассматриваться как треугольник. Мы воля «Закрыть» разрыв.

Закон подобия гласит, что мы будем стремиться группировать похожие предметы вместе, чтобы увидеть их как образующие гештальт, в более крупной форме.Вот является простой типографский пример:

O XXXXXXXXXX
X
O XXXXXXXXX
XX
O XXXXXXXX
XXX
O XXXXXXX
XXXX
O XXXXXX
XXXXX
O XXXXX
XXXXXX
O XXXX
XXXXXXX
O XXX
XXXXXXXX
O XX
XXXXXXXXX
O X
XXXXXXXXXX
O

Вполне естественно, что мы видим эти линии как линию в поле х это.

Другим законом является закон . Вещи, которые близки вместе, как рассматривается как принадлежность друг к другу. Например …

**************
**************
**************

У вас гораздо больше шансов увидеть три линии близко друг к другу * чем 14 вертикальных коллекций по 3 * в каждой.

Далее, существует закон симметрии . Взгляните на это пример:

[] [] []

Несмотря на давление близости к группе скобки, ближайшие каждый Другой вместе симметрия подавляет наше восприятие и заставляет нас видеть их как пары симметричных скобок.

Другим законом является закон непрерывности . Когда мы можем увидеть линия, для Например, продолжая через другую линию, а не останавливаясь и начиная, мы сделаем так, как в этом примере, который мы видим, как состоит из двух линии, не как комбинация двух углов …:

Гештальт-психологи также отметили, что когда мы видим утку и слон, в их природе мало что заставило бы нас Perceive они как принадлежащие друг другу.Но если они оба гуляют вместе в в том же направлении через поле, их общий путь немедленно воспринимается как связь между ними.

Но гештальт-принципы никоим образом не ограничены восприятием — именно там они были впервые замечены. Взять, к примеру, память — который тоже похоже работает по этим законам. Если вы видите нерегулярные пилы фигура, Вполне вероятно, что ваша память немного исправит это для вас.Или, если вы испытываете что-то, что не совсем имеет смысла для вас, вы будете иметь тенденцию помнить это как имеющее значение, которого, возможно, там не было. Хороший пример это мечты: следи за собой в следующий раз, когда ты расскажешь кому-нибудь сон и видеть если вы не замечаете, что немного изменили сон, чтобы заставить его в имеет смысл!

Гештальт-теория хорошо известна своей концепцией постижения обучения . Люди склонны неправильно понимать, что предлагается здесь: Гештальт психологи не столько о вспышках интуиции, сколько о решении проблема с помощью распознавания гештальта или организации принцип.

Самый известный пример инсайтовского обучения — шимпанзе по имени Султан. Ему было представлено много разных практических проблем (большинство включая получение труднодоступный банан). Когда, например, ему разрешили играть с участием палки, которые можно сложить как удочку, он, казалось, рассматривать, очень по-человечески, ситуация с недоступным бананом вдумчиво — а потом довольно неожиданно вскочить, собрать столбы, и достичь банан.

Схожий пример — пятилетняя девочка с подарком проблема геометрии над ее головой: как вы определяете площадь параллелограмм? Она подумала, потом взволнованно попросила пару ножницы. Она отрезала треугольник от одного конца, и переместил его на другую сторону, поворачивая параллелограмм в простой прямоугольник. Вертхаймер назвал это продуктивное мышление.


Восприятие полезности

Многие психологи, в том числе феноменологи и гештальты психологи, говорить о прямом восприятии использования объекты.Некоторые вещи «предоставляют различные возможности для действий, иметь значение о том, что произошло или произойдет, принадлежать когерентно в более широком контексте, обладают идентичность, которая превосходит их простые физические свойства «. (Найссер, п. 71)

Рубин назвал это утилита определения : «Мы видим сразу что молоток предназначен для молотка, карандаш для письма, трубка для курить. » «Каждая вещь говорит, что это такое…. фрукт говорит: «Съешь меня»; вода говорит: «Пей меня;’ гром говорит «Бойся меня …» (Коффка, стр. 7)

J.J. Гибсон назвал их : » окружающая среда — это то, что он предлагает , животное, то, что он предлагает или предоставляет , как к добру, так и к злу … «ценности» и «значения» вещей в окружающая среда может быть непосредственно воспринята. «(Гибсон, с. 127)

«Удлиненный объект среднего размера и веса позволяет владеть.Если используется ударить или ударить, это дубинка или молот . Если используется шимпанзе за решеткой, чтобы вытащить банан за пределы досягаемости, это своего рода рейка . В любом случае, это расширение руки. Жесткий посох также дает рычаг и что использование рычаг . Заостренный удлиненный предмет дает пирсинг — если большое, то копье , если маленькое игла или шило «. (Гибсон с.128)

И также для предметов, которые позволяют резать (ножи) или метание (шарики) или переплет (веревка) или «следы» (ручка, кисть, карандаш …).

«Разные места обитания могут иметь разные возможности. В некоторых местах обычно можно найти еду, а в других — нет. Есть места опасности, такие как край обрыва и области, где хищников таиться. Есть места убежища от хищников. Среди них есть место где находится мат и молодой, дом, который обычно является частичным корпус.Животные хорошо разбираются в том, что психолог называет изучением места. Oни может найти дорогу в важные места. «(Гибсон, с. 136)

«Среда, вещества, поверхности, места и другие животные имеют возможности для данного животного. Они предлагают выгоду или травму, жизнь или смерть. Вот почему они должны быть восприняты. «(Гибсон, с. 143)

«Различные вещества окружающей среды имеют разные резервы для питания и для производства.Различные объекты окружающая среда имеет различные возможности для манипуляции. Другой животные позволяют себе, выше все, богатый и сложный набор взаимодействий, сексуальный, хищный, воспитание, борьба, игра, сотрудничество и общение. какой другие люди позволяют себе, включает в себя всю сферу социальной значимости для людей. «(Гибсон, стр. 128)


Человек восприятие

Как следует из последней цитаты, эта идея непосредственного восприятия смысл вещей также относится к воспринимающим людям.Философы иногда говорить о «проблеме другого»: как получается, что мы знаем, что другой человек на самом деле другой человек, как и мы, сознательный, способный мыслить и чувство? Заметим ли мы, что есть сходство с тем, как мы себя ведем, и почему-то наш путь к такому выводу? Или мы просто видим их личность?

Феноменологический психолог Франц Из заставил людей взглянуть на разнообразие из фильмы и опиши что увидели.Он обнаружил, что «Когда мы должны описывать последовательность поведения, мы обычно делаем это, указывая на восприятие некоторые Психологическое состояние в поведении человека. «(Из, с. 7)

«… когда мы воспринимаем поведение человека как действие … неявное в воспринимаемая материальная последовательность есть некий смысл (который он написал как чувственный). К этому я значит, что мы воспринимают поведение как управляемый психическим фактором «. (С, стр.69) Этот умственный фактор также называется намерением, цель или смысл.

Мы можем видеть смысл в поведении животных, даже насекомых: я не могу сказать Вы, как я впечатлен, молились богомолы и садовые пауки. Oни действительно смотрю на тебя, следи за своими движениями, отвечай с большой осторожностью … четный хотя их мозг такой же маленький, как рисовое зерно!

Это относится даже к вещам, которые на самом деле вообще не живы — т.е. мы может быть совершенно ошибочным в смысле! Фриц Хайдер и Марианна Зиммель сделал эксперимент с участием фильм о треугольниках, движущихся «целенаправленно»: люди увидели треугольники как имеющие намерения! Рубин ссылался на других людей, животных и даже по-видимому целенаправленный треугольник как психоидных сущностей .

Когда мы наблюдаем за людьми, отсутствие значения на самом деле специальный кейс! Из рассказывает эту историю:

«Однажды днем, когда мы с профессором Рубином надели Рубин сказал: «Смотрите, Из.’ На В тот же момент он сел за стол и посмотрел прямо перед собой, пока он сделали короткие резкие горизонтальные движения вправо и влево перед ему правой рукой, держа указательный палец и большой палец близко все вместе.Мне просто удалось подумать что-то вроде: «Что на земле случилось с Вбивать в голову,’ когда он взял карандаш и лист бумаги, нарисовал систему маленький стрелки и толкнул бумагу ко мне, говоря: «Вот код предохранитель на моем велосипеде. Не могли бы вы поехать на велосипеде домой для меня? ранее восприятие чего-то совершенно непонятного было немедленно заменить, и цель его поведения, то есть записать код который он «был в его пальцах» стал совершенно очевидным…. «(Из, стр. 13)


Ожидание

Восприятие в самом широком смысле является вопросом взаимодействия между мир и самость. В самом простом мире мир дает нам события; мы в свою очередь, придавайте этим событиям смысл, интерпретируя и действуя на них.

Здесь есть некоторые очевидные детали: у нас ощущений (вклад от мир, стимулы) и действия (выход в мир, ответы).Там было время, когда психологи думали, что этого достаточно. Теперь мы знаем лучше, и мы добавим еще две детали, которые называются , ожидание и , адаптация .

Ожидание немного сложно объяснить. У нас есть определенные знаний мира, его «модель». Эта модель включает в себя все от маленькие детали, такие как туфлю, которую вы надеваете первым, на сложные вещи, такие как как ты себя чувствуешь о себе и своей жизни.Мы используем эту модель, чтобы предвидеть — ожидай, предсказывай — что будет в следующий момент или в следующий десять лет.

Если я закрою глаза, я ожидаю, что когда я открою их, мой компьютер будет все еще быть там, комната все еще будет там, я все еще буду там и так далее. Я упал это должно было исчезнуть на мне, я был бы серьезно удивлен! Мы также на более долгосрочной основе: у нас есть ожидания относительно того, что колледж будет и не будет делать для нас, о любви навсегда и восходе солнца, и скоро.

Если я буду держать глаза закрытыми и сосредоточиться на ожидании, а не в мире «там» я могу представить себе мой компьютер, комнату, и так далее. Мы можем понять изображений и мысли как ожидания временно оторваны от потока События. «Изображения — это не картинки в голове, а планы по получению Информация из потенциальной среды …. Когда у вас есть изображение единорог в твоем локте — хотя вполне уверен, что единороги являются чисто мифическими животные — вы готовитесь подобрать визуальную информацию, которая единорог обеспечит, несмотря на полное понимание того, что ваши препараты находятся в напрасно.» (Neisser pp. 131-132)

Мышление , говорит Нейссер, также является вопросом образов: « способность разделять, отделять и манипулировать нашими собственными ожиданиями очень важно. Я считаю, что это фундаментальная операция во всех так называемые высшие психические процессы. «(Neisser, p. 133) Он идет даже далее, предполагая, что восприятие, образность, обучение, память, поведение … это всего лишь аспекты одной вещи, к которой он относится как познание: «Познание — это деятельность знания; приобретение, организация, и использование знаний.»(Neisser, p. 1)

Ожидание является основным фактором восприятия. Например, когда мы смотрим на какой-то довольно плохой почерк, мы все еще можем сделать это из. Но мы можем интерпретировать тот же шарик чернил в очень разные способы в зависимости от контекста — то есть в зависимости от того, что мы ожидаем должны быть там!


Посмотрите на эту фотографию:

Вы, наверное, видите молодую девушку, играющую в шахматы.Если ты знакомы с игрой, вы будете знать названия различных частей, такие как рыцари (не лошади) и грачи (не замки). Ты можешь «увидеть» потенциальные движения частей — что другие не будут уведомление. Вы можете заметить, что она, должно быть, играет черным, так что кусок в ее руке был пойман (рыцарь — неплохой поймать!). Вы можете заметить, что новичок не может: она имеет замкнутый (ход с участием как короля, так и ладьи). Я как шахмат Игрок, обратите внимание, что она, вероятно, может отбить штаны от меня!

Если ребенок смотрел на шахматы, он или она могли бы ответить пытаясь съесть кусочки.Маленький ребенок может видеть кусочки как маленькие люди. Шахматист может увидеть слабости в ее положении или ловушки, которые она может развить. Все это зависит от того, кто делает поиск! Восприятие, хотя это начинается «там», быстро вовлекает человека, его или ее разум, его или ее знания, основанные на его или ее предыдущем опыте, и так на. Ничто в психологии не бывает так просто, как кажется!

Обратите внимание, насколько это добавляет сложности человеку восприятие: для того, чтобы понять и предсказать и контролировать опыт и поведение людей, мы должны понимать значения, которые они применяют к реальности.Нет легко обмануть!

Предвидение особенно важно для понимания языка : время от времени мы ожидаем, какие звуки могут прийти следующее, какие грамматические конструкции, какие значимые комбинации … Мы можем сделать чувство даже нечеткой, несколько беспорядочной беседы.

Предвидение также помогает нам понять, как нам удается уделять внимания для некоторых вещей, а не для других. Как это мы можем слушать друг в шумный бар и умудряются как-то «отфильтровывать» все остальные разговоры и все же «впустить» голос нашего друга? Мы не воспринимаем все который стимулирует наши чувства.Как мы отфильтровываем неважное (меньше смысл) материал? Мы не: мы просто не выбираем это! Мы выбираем вещи с помощью предвкушение. Мы слышим разговор, в котором мы заняты, тот, который мы предвидение от момента к моменту. Остальное просто шум. Аналогично с другим чувства: Мы видим то, что ищем, и мы не видим, кто мы , а не Ищу для.

Есть, конечно, несколько исключений, некоторые встроенные получатели внимания: громкие звуки, вспышки света, болевые раздражители, внезапные движения.Эти привлекать врожденные ответы!


Адаптация

Адаптацию также сложнее объяснить. Иногда мы не предвидеть хорошо. Например, вы думаете, что видите друга, идущего на вас и вы готовитесь дать сердечный «привет!» но так же, как вы поднимаете руку помахать и начать открой рот, ты понимаешь, что это вовсе не твой друг, а полный незнакомец. (Если возможно, вы превращаете поднятую руку в царапину, а открыто рот в зевок.Если уже слишком поздно и ты уже сказал привет, просто притворяться вы их знаете. Это сведет их с ума.)

Всякий раз, когда вы делаете ошибки, вам нужно выяснить, что пошло не так, какие делать с этим, как понять это. Как вы делаете, вы улучшаете ваш понимание мира и вашего отношения к нему; вы улучшаете ваш «модель.» Это адаптация. В нашем примере у вас теперь может быть модель из мир, который включает в себя двойников, смущающих ошибок и тенденция немного сдерживаться в будущем, прежде чем стать таким буйным с твоим приветом.Адаптация — это обучение, и мы обсудим это позже.

Это дополнительный слой к взаимодействию предвидения и адаптации является решающее значение: это означает, что наше поведение и опыт не просто функция какой-то общей реальности. Мы сами, наше понимание реальности, являются неизбежно и неотъемлемо часть нашего поведения и опыта. Без «Я», реальность была бы бессмысленной.


Список литературы

От, Франц (1971). Восприятие других людей. (Эрик Кван и Брендан Maher, Trans.) Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.

Гибсон, Джеймс Дж. (1979). Экологический подход к визуальному Восприятие. Бостон: Хафтон Миффлин

Гибсон, Джеймс Дж. (1966). Чувства, считающиеся воспринимаемыми Системы. Бостон: Хафтон Миффлин

Heider, Fritz and Simmel, Marianne (1944). Экспериментальное исследование Очевидный Поведение. Американский журнал психологии, 57 , с. 245

Джеймс, Уильям (1890). Основы психологии. Нью-Йорк: Холт.

Коффка, Курт (1936). Основы гештальт-психологии. Новый Йорк.

Lee D.N. and Aronson E. (1974). Визуальный проприоцептивный контроль стоя у младенцев. Восприятие и психофизика, 15, 529-532.

Neisser, Ulric (1976). Познание и реальность. Сан-Франциско: W. Х. Фриман.


© Copyright 2002, 2009, C. George Boeree

,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о