Свойства восприятия осмысленность – предметность, целостность, константность, осмысленность, апперцепция.

Осмысленность восприятия. Основы общей психологии

Осмысленность восприятия

Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение.

Практически для нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его употреблением: форма не имеет самодовлеющей ценности; она обычно важна лишь как признак для опознания предмета в его значении, т. е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его употреблении. Мы сплошь и рядом можем сразу сказать, что, т. е. какой предмет, мы восприняли, хотя затруднились бы воспроизвести те или иные его свойства — его цвет или точную форму. По различному колеблющемуся, изменяющемуся содержанию мы узнаем один и тот же предмет. Будучи осознанием предмета, восприятие человека нормально включает акт понимания, осмысления. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.

Чувственное и смысловое содержание восприятия при этом не рядоположны; одно не надстраивается внешним образом над другим; они взаимообусловливают и взаимопроникают друг в друга. Прежде всего смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является не чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания.

В свою очередь осознание значения воспринимаемого уточняет его чувственно-наглядное содержание. В этом можно убедиться на простом примере. Стоит попытаться воспроизвести звуковой материал речи людей, говорящих при нас на неизвестном нам языке. Это окажется очень трудно сделать, между тем как никаких трудностей не составит воспроизвести слова на родном или вообще знакомом языке; знакомое значение слов помогает дифференцировать звуковую массу в нечто членораздельное. Чувственное содержание восприятия до известной степени перестраивается в соответствии с предметным значением воспринятого: одни черты, связанные с предметным значением, выступают больше на первый план, другие отступают, как бы стушевываются; в результате оно обобщается. В частности, осмысленное восприятие звуков речи и есть такое обобщенное восприятие — восприятие фонем.

Сама структура восприятия, которую гештальтпсихология хотела превратить в нечто самодовлеющее, неизбежно оказывается зависимой от предметного содержания восприятия. Это предметное содержание восприятия может сказаться на всех его чувственных качествах, на константности и трансформации цветов.

Особенно показательно значение этого единства и взаимопроникновения чувственного и смыслового содержания для нормального восприятия выступает в патологических случаях. При так называемой духовной слепотеили глухоте, при зрительнойили слуховой асимволикебольной воспринимает чувственные свойства вещей и их форму или структуру, но они утрачивают для него значение. Он не узнает и не понимает того, что видит или слышит, он не знает названия воспринимаемых предметов и не в состоянии ими пользоваться.

А.Гельб и К.Гольдштейн приводят из своих клинических наблюдений любопытный случай больного, который до известной степени заменял отсутствующее у него непосредственное восприятие значения предметов и их узнавание своего рода угадыванием, основывающимся на опосредованных умозаключениях. Во время прогулки, на расстоянии нескольких шагов от себя, больной «видит» человека, который подметает. Больной говорит врачу: «Человек там подметает — я знаю, я его вижу ежедневно». — «Что вы видите?» — «Длинную черту. Затем что-то вижу — то здесь, то там». По этому поводу больной рассказывает, как он узнает на улице людей и повозки: «Люди — длинные и узкие, повозки — широкие и значительно больше. Это сейчас же можно заметить». Восприятие этого больного в точности соответствует тому, как традиционная теория изображала нормальное полноценное восприятие человека: с одной стороны — элементарные сенсорные процессы, с другой — надстраивающиеся над ними мыслительные акты. Но если эта теория так точно соответствует патологическому восприятию, то из этого с очевидностью следует, что она не соответствует восприятию нормальному.

Сопоставление нашего нормального восприятия с восприятием больного, который устанавливал значение воспринимаемого лишь в результате опосредованных умозаключений, с очевидностью обнаруживает, в чем заключается специфическая особенность нашего восприятия: у больных, страдающих духовной слепотой или асимволикой, имеются, с одной стороны, чувственные дифференцировки, с другой — надстраивающиеся над ними акты мысли, но нет единства и взаимопроникновения одного и другого внутри восприятия; между тем существеннейшей чертой нормального восприятия человека является именно взаимопроникновение и единство чувственного и логического.

В психологии восприятия особенно рельефно выступает существенная для психологии в целом антитеза: с одной стороны, осмысленность отрицается вовсе, сводится к структуре и т. п.; с другой стороны, ее признание выражается в идеалистической концепции о «смыслах» и «значениях» как самодовлеющих сущностях, противостоящих объективной действительности. В противоположность первой точке зрения мы признаем осмысленность человеческого восприятия как специфическую его черту. В противоположность второй осмысленность восприятия определяется самим отношением его к объективной действительности.

Осмыслить восприятие — значит осознать предмет, который оно отображает. Осмыслить восприятие — значит выявить предметное значение его сенсорных данных. В процессе осмысливания чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению. Таким образом, мышление включается в само восприятие, подготовляя вместе с тем изнутри переход от восприятия к представлению и от него к мышлению. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия.

Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, осознание значения, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему. Тем самым восприятие человека приобретает в известной степени обобщенный характер. Воспринимая единичный предмет или явление, мы можем осознать его как частный случай общего. Этот переход от единичного, отдельного к общему совершается уже внутри восприятия.

Когда физик или химик демонстрирует какой-нибудь опыт, он пользуется определенными приборами и реактивами. Но положение или закон, который он посредством этого опыта доказывает, относится не специально только к данным объектам, а имеет более общее значение. Поэтому, чтобы понять опыт, надо воспринять то, что совершается во время опыта, как частный случай какой-то общей закономерности. Точно так же, когда математик доказывает, что сумма углов в треугольнике равняется двум прямым, то для того, чтобы понять это положение в его обобщенном значении, надо данный, нарисованный мелом на доске, треугольник осознать вместе с тем как частного представителя общего понятия треугольника в его обобщенных чертах. Некоторая доля общности есть в каждом сознательном восприятии. Но степень его обобщенности может быть различной. Эту лежащую передо мной книгу я могу воспринять именно как эту мне принадлежащую книгу с какой-то пометкой на титульном листе, я могу в другом случае воспринять ее как экземпляр такого-то курса психологии такого-то автора; я могу, далее, воспринять этот же предмет как книгу вообще, фиксируя сознательно лишь те черты, которыми книговедение характеризует книгу в отличие от других продуктов полиграфического производства. Когда этот единичный, данный мне в чувственном восприятии предмет я воспринимаю в качестве частного представителя «курса психологии» или «книги», налицо обобщенное восприятие.

А.Гельбом и К.Гольдштейном собран большой клинический материал, который наглядно подтверждает, что восприятие, вовсе лишенное обобщенности, носит патологический характер. Тем самым косвенно на патологических примерах обнаруживается значение обобщения в нормальном восприятии человека.

В частности, Гельб и Гольдштейн подвергли детальному исследованию больного, который утратил способность называния цветов. Этот больной не мог ни сам употреблять название цветов, ни понять их значение, когда их употребляли другие. Цвета представлялись ему всегда как цвета определенных предметов, например голубой цвет — как цвет незабудки. Исследование показало, что собственно цветоощущение у него было совершенно нормально; он различал все оттенки цветов. И тем не менее его отношение к цветам было своеобразно. При испытании он оказался не в состоянии подобрать к данному ему образцу куски цветной шерсти того же цвета, если их окраска отличалась насыщенностью или яркостью. Всякий образец вызывал у больного особое впечатление, определяемое то оттенком, то яркостью. Поэтому, если два цвета, например цвет данного образца и одного из кусков цветной шерсти, которые служили для опытов, были объективно одного и того же оттенка, но различной яркости, они не представлялись больному сходными, потому что перевес могло взять впечатление яркости. Для признания двух цветов сходными больному часто требовалось полное тожество их; иногда больной их отожествлял на основании одинаковой яркости, в другой раз — на основании одинаковой насыщенности. Но он никак не мог при сравнении систематически придерживаться одного данного ему принципа и выделить тот же цвет при различной яркости или насыщенности. Такая константность цвета, которая сохраняется в различных конкретных ситуациях при различной яркости, насыщенности и прочем, требует того, чтобы цвета различной яркости, насыщенности и прочее воспринимались как частные случаи такого-то цвета, объективно занимающего определенное место в спектре.

У этого больного каждое цветоощущение было единичной данностью, которая не осознавалась им в своем обобщенном значении. У него не было обобщенного восприятия красного, зеленого и т. д. цветов, к которому он мог бы отнести различные их оттенки. Это отсутствие обобщенности в восприятии и было источником всех отклонений в его обращении с цветами и причиной своеобразного нарушения у него речи, выразившегося в неспособности пользоваться общепринятыми названиями цветов.

Опираясь на эти и аналогичные им факты, Гельб и Гольдштейн выдвинули положение о том, что основной особенностью нормального восприятия человека является его «категориальность». Обозначение обобщенного восприятия категориальным заключает в себе неправомерное отожествление каждого понятия, под которое подводится воспринимаемый предмет, с категорией. За этим скрывается идеалистическая установка, стремящаяся целиком подчинить чувственное содержание восприятия общим понятиям как конституирующим его «категориям». Учение о «категориальности» восприятия утверждает примат логического над чувственным. Мы отвергаем эту идеалистическую концепцию категориальности восприятия и исходя из диалектического тезиса о единстве общего и единичного в восприятии человека. <…>

Нормальное восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависимо от интеллектуального контекста, в который оно включается. По мере того как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержания наших знаний мы не только по-иному рассуждаем, но и по-иному непосредственно видим мир.

При этом в зависимости от значимости воспринятого для личности оно остается либо только более или менее безличным предметным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, иногда выстраданным; в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в самое формирование личности как более или менее существенный фактор.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Основные свойства восприятия

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.

Свойства:

  1. Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
  2. Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:
    • объединение разных элементов в целом;
    • независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
  3. Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
  4. Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
  5. Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
  6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенности самих отражаемых субъектов, с одной стороны, и в предметной Деятелности человека, с другой.

Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.п.

Особенности восприятия: возникновение апперцепции (свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека). Апперцепция обуславливает различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или одним и тем же человеком в разное время.

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации Личности.

Итог:

Восприятие – активный процесс, состоящий из участия двигательных компонентов анализаторов (движение руки, глаза и т.п.), возможности в процессе восприятия, активно перемещать свое тело. При восприятии формируется адекватный образ предмета.

www.psyworld.ru

Понятие восприятия. Свойства восприятия.

Поиск Лекций

Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Помимо ощущений в процессе вос­приятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспри­нимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность (избирательность).

Предметность— это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения и вообще деятельности образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

В обеспечении предметности восприятия большое значение имеют моторные компоненты деятельности:

— движение руки, в частности пальцев, ощупывающей предмет,

— движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета и тоже как бы «ощупывающих» дистанционно этот предмет,

— повороты головы (например на источник звука),

— иные движения.

Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета. Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, имеющий две ноги, два уха… И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.

Структурность – это свойство объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мело­дия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

Константность – это свойство воспринимать и видеть объекты относительно постоянными по величине, форме, цвету в изменяющихся условиях восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него.

В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта человека, от имеющихся у него знаний, склонностей, а также от эмоционального состояния, от предшествующих восприятию действий.

В апперцепции, по определению, большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях. Если мы видим вырезанные из картона фигуры, то автоматически ищем в нашей памяти готовые шаблоны-категории восприятия: круг ли это, треугольник ли. При восприятии через эти шаблоны-категории активизируется прошлый опыт. У одного человека вид нарисованной окружности может вызвать воспоминания об уроках геометрии, у другого — о цирке или кастрюле.

Также опыт повышает точность восприятия. Если даже мы неплохо знаем иностранный язык, тем не менее иностранная речь нам кажется неразборчивой. Если мы слышим родную речь, то даже если человек говорит неразборчиво, мы ее хорошо воспринимаем.

Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

Активность (избирательность). Это свойство заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Одна из базовых особенностей работы нашего восприятия — деление всей воспринимаемой информации на «фигуру» и «фон». В фигуре обычно содержится один объект или группа тесно связанных объектов (например два дерущихся мальчика). В фоне — все остальное. Основное проявление активности восприятия и состоит в том, чтобы определять — что в данный момент должно быть фигурой, а что — фоном.

Виды восприятия

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. По ведущей модальности восприятие подразделяют на

· зрительное

· слуховое

· осязательное

· кинестетическое

· обонятельное

· вкусовое

В соответствии с этой классификацией всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов — слуховой, а у кинестетиков — тактильный, вкусовой и температурный.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в ре­зультате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

По форме существования материи восприятие подразделяют на

· восприятие пространства

· восприятия времени

· восприятие движения

Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся. В человеческой практике встречаются и ошибки восприятия пространства — иллюзии. Примером зрительной иллюзии является переоценка вертикальных линий (из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как большая по сравнению с горизонтальной.

Восприятие движения— это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Восприятие времени — наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». В понятие «восприятие времени» включаются такие виды восприятия, как восприятие длительности явлений, восприятие последовательности явлений, а также восприятие темпа и ритма.

По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с волевыми усилиями человека и могут существовать в форме организованного восприятия – наблюдения.

Непреднамеренные восприятия – это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека. Его формой выступает неорганизованное восприятие – обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Теории восприятия.

Согласно классическим теориям восприятия, об объектах окружающей нас действительности мы узнаем не из зрительных и слуховых ощущений, а из сложных перцептивных образов, возникающих в результате научения.СтруктурализмСтруктуралистский подход Э. Тичнера предусматривал поиск «элементов» сознания путем аналитической интроспекции: испытуемый описывал свои переживания при выполнении задачи разложения образа объекта на максимально простые составляющие. Э. Титченер предполагал, что именно таким способом можно добраться до элементарных ощущений, атрибутами которых являются их качество, интенсивность, длительность, протяженность и ясность. После анализа наступает стадия синтеза компонентов. Именно перцептивный синтез и составляет центральную психологическую проблему психологии восприятия. Для объяснения этого процесса привлекались законы ассоциации и внимания.Близкие идеи развивал В. Вундт, хотя он ограничивался выделением только двух атрибутов ощущений: качества и интенсивности. Как и Э. Титченер, он считал, что восприятие – это нечто большее, чем простая сумма ощущений, поскольку последние не содержат информации о прошлом опыте и о значении сознательного образа.

Исследовательскую программу структурализма хорошо демонстрирует так называемый «структуралистский треугольник».Каждая точка такого треугольника вызывает одиночное элементарное ощущение, в свою очередь, сумма таких ощущений дает восприятие треугольника в целом. В настоящее время структурализм в психологии восприятия представляет преимущественно исторический интерес. Функционализм. Этот подход рассматривает образ восприятия как функцию перцептивной системы. Идеи функционализма были развиты в теории бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца (1866). Он исходил из положения, что первичных сенсорных данных в принципе недостаточно, чтобы воспринимать объекты. Во-первых, они многозначны по природе. Кроме того, они избыточны, то есть не каждое ощущение становится компонентом образа объекта. В качестве определяющего принципа функционирования перцептивной системы он принимал жизненный опыт, накапливающийся в процессе практической, главным образом двигательной активности и фиксирующийся в форме представлений. Сопряжение представлений (знаний) и актуальных впечатлений достигается за счет привычных, повторяющихся и подтверждающихся на практике связующих процессов, имеющих форму эмпирического «умозаключения», или логического вывода, но происходящих автоматически, бессознательно. Позиция И.М. Сеченова была иной: он, исходя из развиваемого им рефлекторного подхода и признания сигнальной функции психического, высказал мысль о движении как механизме объективизации восприятий. Иннервационные, или волевые, ощущения не имеют объективного источника, но такого рода источником может быть ощущение движения, или «темное мышечное чувство». Согласно И.М. Сеченову, операции обнаружения, сравнения и т.п. есть не что иное, как проявление скрытых, свернутых форм двигательной активности.Гештальттеория восприятия. Гештальтпсихология как направление возникло из признания первичности сознательных или феноменальных объектов и резкого неприятия положений элементаризма. Идея гештальтов связана с именами Э. Маха и фон Эренфельса. Научная школа сложилась в Германии в 1920-40 гг. Ведущими ее представителями были М. Вертгеймер, К. Кофка, В. Келлер и К. Дункер. Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения задач.Начало было положено обнаружением в 1912 г. феноменального движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала, возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта. Важным вкладом гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение, что целое больше его частей. Такой подход можно проиллюстрировать так называемым «гештальтистским треугольником». Несмотря на то, что нарисованы только три точки, наше сознание непроизвольно достраивает изображение до целого – треугольника. С точки зрения гештальпсихологов, структурализм, рассматривая восприятие как простую сумму ощущений, игнорирует такую категорию как связь между элементами воспринимаемого объекта.Теории перцептивной установки. Сенсорно-тоническая теория поля была предложена американскими исследователями Уопнером и Вернером для интерпретации большого количества фактов и феноменов пространственного восприятия как результата интеграции всей совокупной сенсорной информации, исходящей, как от объекта, так и от самого субъекта. Всякое восприятие есть отношение между психофизическим стимулом и состоянием организма, и имеет сенсорно-тоническую природу.

Эта система обычно находится в равновесии, а при нарушении этого состояния стремится восстановить его путем изменения одного из параметров. При постоянном стимуле это происходит за счет изменения состояния организма, которое может выражаться в формах как соматотонической, так и перцептивной активности. Таким образом, познодвигательная система наблюдателя рассматривается как неотъемлемый компонент перцептивной системы, которая, в свою очередь, определяет взаимное положение субъекта и объекта восприятия. В целом, природа сенсорно-тонического события, как утверждает В.И. Белопольский, остается скорее гипотетическим конструктом, чем психофизиологическим фактом.Теория фиксированной установки грузинского психолога Д.Н. Узнадзе объясняет организующую роль предшествующего опыта (преднастройки и установки) по отношению к актуальным сенсорным данным. Основой теории послужили эксперименты с фиксированной установкой, проводимые на материале восприятия веса, звуков, величины и т.д. После многократного предъявления пары стимулов, различавшихся по критическому параметру, испытуемый получал идентичные стимулы, которые воспринимались им как неравные. Другими словами, Д.Н. Узнадзе рассматривает установку не как непосредственную субъективную обработку сенсорного воздействия, а как определенную интенциональную активность субъекта в определенной ситуации.Теория перцептивной готовности американского психолога Дж. Брунера рассматривает восприятие как процесс категоризации. Поступивший сигнал сличается с соответствующим образом «подготовленной» категорией, которая определяет условия, необходимые для подтверждения или опровержения перцептивной гипотезы. Стратегии процесса решения включают несколько стадий: первичную, грубой категоризации, поиска дополнительных признаков, промежуточной и окончательной проверки. На готовность категорий оказывает влияние контекст, степень знакомства с объектом и актуальные потребностные установки.Предлагаются четыре механизма, обеспечивающие перцептивную готовность: группировка и интеграция; упорядочение альтернатив; установление соответствия и блокировка «входов». Психологи, которые объединились вокруг данного теоретического подхода, получившего название «Новый взгляд», внесли существенный вклад в экспериментальное исследование перцептивных процессов, а так же влияния личностных особенностей на восприятие объектов окружающей действительности.Теории активного восприятия. Моторная теория восприятия. Роль моторной активности в восприятии, особенно в зрении и гаптике (активном осязании), признавалась многими исследователями. Одна из крайних позиций, рассматривающая познокинестетические ощущения в качестве источника и основы пространственного и гностического чувственного образа, получила название моторной теории восприятия. Она базируется на изучении процессов ощупывания и рассматривания в целях опознания, когда пальцы следуют по граням предъявленного объекта, а глазные фиксации распределяются на углах и контурах фигур и на наиболее значимых и информативных зонах объекта. Так, Д. Нотон и Л. Старк установили, что при рассматривании сюжетной картинки в целях запоминания, человек вновь и вновь перемещает взор по одному и тому же стабильному маршруту, но индивидуально обусловленному у разных людей. Схемы осмотра разных картинок одним и тем же наблюдателем так же не совпадали. Согласно выдвинутой авторами гипотезы, отдельные элементы внутреннего отображения объекта связаны между собой в последовательность («кольцо признаков») следами тех движений глаз, которые необходимы для перехода от одного элемента к другому при непосредственном восприятии.В настоящее время моторная теория восприятия не имеет достаточно широкого экспериментального применения.Праксеологический подход. Решение фундаментальных проблем восприятия может быть найдено при изучении процесса его развития в онтогенезе. Придерживаясь этой принципиальной точки зрения, швейцарский психолог Ж. Пиаже предложил рассматривать развитие восприятия как определенного рода деятельность, организующую и обогащающую взаимосвязи между элементами в сенсорном поле. Экспериментальные данные, полученные в рамках этого направления исследований на детях разного возраста, позволили выделить стадии и тенденции развития восприятия.Согласно Ж. Пиаже, развитие восприятия происходит на протяжении всего детского возраста, все больше обогащаясь опытом разнообразной перцептивной деятельности и преодолевая эффекты поля. Развитие осуществляется в направлении константного и категориального образа, который всегда сохраняет ситуативность по сравнению с научным понятием.Открытому в исследованиях этого направления эффекту центрации (субъективной переоценки фиксируемого объекта или фрагмента) придается всеобщее значение. Он объясняет ошибки и иллюзии восприятия, открывает доступ к измерению адекватности восприятия по мере его децентрации.Современные направления в исследовании восприятия. Информационный подход.Одна из наиболее влиятельных теорий зрительного восприятия и распознания предметов в частности была предложена Д. Марром в 1982 г. Он предположил, что восприятие состоит из последовательности этапов возрастающей сложности и моделируемых при помощи компьютера. По его мнению, человек последовательно извлекает информацию из окружающей среды и одновременно включает ее в уже имеющиеся схемы или паттерны согласно закону возрастающей детализации.Процесс восприятия начинается с возникновения первичного наброска, с двухмерного отображения информации о контурах, краях и пятнах на основе изменчивости интенсивности света в зрительном поле. Затем возникает набросок. Это отображение, основанное на информации о затенении, бинокулярной диспарантности и движении для описания относительной глубины и направленности видимых поверхностей. Процесс восприятия завершается, когда возникает трехмерное отображение («3 D»), которое не зависит от занимаемой позиции наблюдателя.Теория Д. Марра представляет интерес с точки зрения компьютерного моделирования сенсорных систем и искусственного интеллекта. В частности, она нашла применение в исследовании закономерностей восприятия человека и его частей в трехмерном пространстве.Строгую математическую модель восприятия, получившую название «Наблюдатель», предложили Б. Беннетт с коллегами (Bennett, Hoffman, Prakash, 1989). Она выполняет логические операции по вероятностной интерпретации первичных перцептивных наблюдений в терминах воспринимаемого объекта. Такими наблюдениями могут быть как элементы низкоуровнего сенсорного анализа типа линий или границ, так и результаты высокоуровневых выводов, полученных другими Наблюдателями. При этом один и тот же индивид может обладать несколькими Наблюдателями, что позволяет объяснить многие феномены когнитивных влияний на восприятие.Общий подход Д. Марра получил развитие в теории покомпонентного распознания И. Бидермана. Она включает четыре этапа: 1) выделение края; 2) анализ областей вогнутости и / или обнаружение неслучайных свойств объекта; 3) определение отдельных составляющих; 4) сличение с отображениями объекта, хранящимися в памяти.

 

10. Восприятие формы и цветаНа восприятие предмета в пространстве влияют многие факторы. Так, на восприятие величины предме­та оказывает влияние цвет предмета. Светлые предме­ты кажутся несколько большими, чем темные. Объем­ные формы, например шар или цилиндр, кажутся меньше соответствующих плоских изображений.Столь же сложным, как восприятие величины, яв­ляется восприятие формы предмета. Прежде всего, следует отметить, что при восприятии формы явление константности также сохраняется. Например, когда мы смотрим на квадратный или круглый предмет, на­ходящийся сбоку от нас, его проекция на сетчатке бу­дет выглядеть как эллипс или как трапеция. Тем не менее мы всегда видим один и тот же предмет одина­ковым, имеющим одну и ту же форму. Таким образом, восприятие формы оказывается постоянным и устой­чивым, т. е. константным. Основой этого постоянства является то, что учитывается поворот предмета к нам. Причем, как и в случае с восприятием величины, вос­приятие формы в значительной степени зависит от нашего опыта Восприятие формы предмета, находящегося на зна­чительном удалении, может меняться. Так, мелкие де­тали контура по мере удаления предмета исчезают, и его форма приобретает упрощенный вид. Может ме­няться и форма в целом. Например, прямоугольные предметы кажутся округлыми. Это объясняется тем, что расстояние между сторонами прямоугольника воз­ле его вершин мы видим в этих случаях под столь малым углом зрения, что перестаем его воспринимать, и вершины прямоугольника как бы втягиваются вглубь, т. е. углы закругляются.Очень сложен процесс восприятия объемной формы. Мы воспринимаем объем формы потому, что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами. Суть бинокулярного эффекта заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета на сетчатке левого и правого глаза будет различно. Для того чтобы в этом убедиться, можно взять книгу, повернуть корешком к себе и поставить перед собой. Глядя на нее поочередно, то левым, то правым глазом, можно заметить, что выглядит она неодинаково, что объясняется смещением изображения книги на сетчатке в раз­ные стороны, при этом одни и те же точки книги попадают не нкоординирующие точки сетчатки, т. е. не на такие, которые находятся на одном и том же расстоя­нии и в одном и том же направлении от центра сетчатки, а на диспарантные точки, расположенные в каждом глазу на различном расстоянии от центра. При биноку­лярном зрении смещение изображений на сетчатке глаз вызывает впечатление од­ного, но объемного, рельефного предмета. Однако бинокулярное зрение не является единственным условием объемного восприятия предмета. Если мы посмотрим на предмет одним глазом, то все равно воспримем его рельеф. Большую роль в восприятии объемной формы предмета играет знание объемных признаков данного предмета, а также распределение све­та и тени на объемном предмете

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



poisk-ru.ru

10. Понятие о восприятии и его основные свойства

10. Понятие о восприятии и его основные свойства.

ВОСПРИЯТИЕ – активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира в коре головного мозга человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ.

1. Предметность. Связана с актом объективации (знания получаемые нами из окружающего мира мы относим к этому миру). Без такого смысла восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека.

Предметность не есть врожденное свойство. Существует определенная система действий, которая обеспечивает человеку предметную действительность мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение (Сеченов). Предметность формируется на основе процессов, обеспечивающих контакт с самими этими предметами. Без участия осязания и движений (действий) наше восприятие было бы беспредметным (зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметности).

Предметность, как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения (кирпич и взрывчатка: форма одинаковая, свойства разные).

2. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующие в данный момент на органы чувств, восприятие есть целостный образ, складывающийся на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых и в виде отдельных ощущений.

Целостный образ появляется на основе анализа и синтеза отдельных свойств.

Целостность – центральное свойство восприятия.

3. Структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и их сумме. Мы воспринимаем абстрагированную от этих ощущений, обобщенную структуру предмета или явления, которая формируется в течение некоторого времени.

4. Константность (неизменность). В виду множества степеней свободы положения окружающих нас объектов и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик. Однако, благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем предметы окружающего мира неизменными по форме, величине, цвету. (Например: известно, что изображение предмета, в том числе и изображение на сетчатке глаза, увеличивается когда расстояние до предмета сокращается). Константность не врожденное свойство, а приобретенное на основе взаимодействия с окружающим миром.

Свойство константности обеспечивается корой головного мозга.

Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи, подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования, формирующееся в процессе чувственной деятельности.

Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая и единство предметов и условия его существования.

5. Осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном воздействии предметного мира на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его — отнести воспринимаемый предмет к определенной группе предметов и обобщить их в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами (двусмысленные рисунки).

6. Активность. Восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит много различных перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета. Свойство активности состоит в участии эффекторных компонентов анализаторов в процессе восприятия.

7. Апперцепция. Восприятие зависит не только от специфики действующего на нас раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а сам человек). Поэтому в восприятии сказывают особенности личности воспринимающего по отношению к воспринимаемому. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности и прошлого опыта называется апперцепцией. При восприятии предмета всегда активизируются следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься разными людьми.

Восприятие зависит и определяется поставленной перед человеком задачей и мотивом его деятельности. Существенным фактором восприятия является установка.

8. Историчность (социальная обусловленность). Как сознательный процесс восприятие включено в процесс исторического развития. Восприятие у человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физической природой рецепторов. Восприятие есть только относительно непосредственный акт познания. Восприятие действительности на ранней ступени развития человечества появляется на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой.

9. Обобщенность. Процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой смене ряда моментов или ступеней, при чем каждая последующая ступень представляет психическое состояние менее конкретно, более обобщенно, но более четко и дифференцированно. На основе выделенных ранее признаков мы воспринимаем обобщенное представление предмета.

Свойство обобщенности и свойство осмысленности тесно связаны.

10. Избирательность (селективность). Это свойство определяется потребностной сферой человека и теми доминирующими в момент акта восприятия потребностями.

11. Изменчивость. Характеризует вариативность восприятия, в зависимости от изменений условий окружающей среды, образа жизни, содержания психического мира человека.

studfiles.net

Свойства восприятия – предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и апперцепция.


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность восприятия — не врожденное качество; существует определение системы действий, которое обеспечивает субъекту открытие предметного мира. Предметность играет особую роль в поведении.

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, это целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Мы воспринимаем фактически абстрагированную обобщенную структуру ощущений в течение некоторого времени.

Константность восприятия (закономерность восприятия, с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями). Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного потока движений рецепторов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях. Характеризуется тем, что в определенных границах человек воспринимает предметы как относительно неизменные. Это обнаруживается, например, при зрительном восприятии формы и цвета предмета. Так, классная доска воспринимается черной, потолок белым при любом освещении.

Константность имеет большое жизненное значение. Если бы восприятие не было константным, при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения человек сталкивался бы с «новыми» предметами и перестал бы узнавать то, что ему было известно раньше. При этом быстрота и точность восприятия предметов были бы значительно снижены, а это, в свою очередь, затруднило бы эффективную ориентировку человека в условиях его трудовой, учебной и др. видах деятельности.

Следующее свойство восприятия – это осмысленность.Восприятие – это не только чувственное отражение, но и осознание предметов, их осмысленность. Это значит, что в процесс восприятия включено и мышление. Воспринимая предмет, человек стремится вслух или про себя словесно назвать его или соотнести с какими-то другими предметами, напоминающими его. В этом выражается не только осмысленность, но и обобщенность восприятия.

Апперцепция – свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующие личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Различают: 1) устойчивую апперцепцию – зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, образованности и пр.; 2). временную – в ней сказываются ситуативно возникающие состояния психические: эмоции, экспектации, установки и пр

Внимание

Понятие о внимании. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.Выражаются они в сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание – это психический познавательный процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно включено в другие психические процессы. Внимание включено в практические, в двигательные и в поведенческие акты.

Виды внимания. Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и после произвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки.

Внутренним вниманием называется направленность сознания человека на явления и состояния внутренней среды организма.

Сочетание внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействиичеловека с окружающем миром, другими людьми, в познании самого себя, в умении управлять собой. Внешнее и внутреннее внимание характеризуются различной направленностьюсознания.

Внимание произвольное и непроизвольное, послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий.

Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели – как реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета. Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель.

Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Все три вида внимания – это динамические процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на время становится преобладающим.

Свойства внимания. У внимания есть свойства. К ним относятся: 1)объем; 2)концентрация; 3)устойчивость; 4)переключение; 5)распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнений или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами (например, объединяя буквы в слова).

Концентрация внимания – свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. Если человек сосредоточен, погружен, сконцентрирован, его бывает сложно отвлечь.

Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, навыков и т.д.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно характеризуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач. Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением.

Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, осуществляется это хоть и под контролем внимания, но все же автоматически.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека формируются иды внимания, развиваются его свойства, формируется внимательность как свойство личности.

 

Память

 

Понятие памяти. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память – это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

Функции памяти : — координационная работа всех элементов психики путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации;
— связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, создавая единую линию его жизни; — является высшей психической функцией, лежащий в основе обучения и развития личности; — обеспечивает целостность личности, сохраняя информацию о прежних поступках, тем самым, помогая сделать выбор в новой ситуации;
— без памяти человек не способен был бы накопить опыт человечества, и оставался бы на одном уровне развития.

Процессы памяти. Существует три главных процесса памяти, синтез которых и образует память как целостное функциональное образование психики. Во время первого из них – запоминания, происходит, прежде всего, анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование. Второй процесс памяти – хранение информации, связанный, в основном, с ее организацией и удержанием. Третий – воспроизведение, непроизвольное или произвольное (последнее называется так же припоминанием). Воспроизведение информации справедливо можно считать основной функцией, основным назначением памяти – дать человеку возможность использовать данные своего опыта.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Общие закономерности и свойства восприятия

Различные виды восприятия имеют свои специфические свойства. Но кроме внутривидовых свойств восприятия существуют и его общие свойства: предметность, избирательность, целостность, константность, структурность, категориальность (осмысленность и обобщенность), апперцепция.

Предметность восприятия заключается в том, что психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, объективируя их. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным объектам действительности.

Избирательность означает преимущественное выделение объекта из общего фона, при этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются другие качества воспринимаемого предмета как фигуры. Избирательность восприятия сопровождается его центрацией — субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны.

При равнозначности объектов испытуемые преимущественно выделяют центральный объект и объект большей величины. Имеет значение и то, какие объекты признаются базовыми: если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга. Целостность восприятия – это отражение предмета в качестве устойчивой совокупности элементов, даже если отдельные ее части в данных условиях не наблюдаются.

Константность восприятия – это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от изменения условий их восприятия – освещенности, расстояния, угла зрения.

Константность восприятия размеров означает то, что мы правильно воспринимаем размеры наблюдаемого объекта независимо от того, близко он находится от нас или далеко. Дом в конце улицы воспринимается нами большим, чем почтовый ящик, находящийся поблизости, хотя первый создает намного меньший образ на сетчатке, чем последний.

Аналогичный феномен – константность восприятия формы: мы воспринимаем форму объекта более или менее независимо от угла, под которым мы его рассматриваем. Прямоугольная дверь будет выглядеть прямоугольной, даже несмотря на то, что под большинством углов рассмотрения она будет создавать на сетчатке трапециевидный образ.

Структурность восприятия является следствием его целостности и отражает устойчивое соотношение отдельных компонентов перцептивного образа. Структурность наглядно демонстрирует, что восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Например, мы слышим мелодию, а не сумбурное, хаотическое нагромождение звуков.

Категориальность (осмысленность и обобщенность) восприятия предполагает, что объект воспринимается и мыслится не как непосредственная данность, а как представитель некоторого класса объектов. В осмысленности проявляется связь восприятия с мышлением, а в обобщенности – с мышлением и памятью.

Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта человека, от имеющихся у него знаний, его интересов, потребностей и склонностей (устойчивая апперцепция), а также от его эмоционального состояния и предшествующих восприятию действий (временная апперцепция).

www.psyworld.info

Основные свойства восприятия

Различные окружающие нас предметы и происходящие вокруг явления воздействуют на органы чувств человека и отражаются в его сознании. Это и есть восприятие окружающего мира, что в переводе с латыни означает познавательный процесс. Восприятие у каждого человека разное, но, не смотря на это, есть общие характеристики, которые носят название – свойства восприятия.

Активностьвосприятие всегда находится в действии, в поиске новой информации. Его нельзя остановить. Можно только притупить, приглушить, сделать так, чтобы не обращать внимания некоторое время. Процесс, при котором, притупляются свойства восприятия в психологии носит название гипостезия. Обычно, гипостезия связана с умственным переутомлением.

Основные свойства восприятия:

  1. Предметность – это свойство восприятия, связанное, непосредственно, с предметом и вызванное им. Всю полученную информацию мы относим к тому или иному предмету. Главную роль тут играет движение и осязание. Объект воспринимается как отдельно взятое тело, отделенное от пространства и времени. Если нет реального воздействия, то нет и восприятия. Вернее, нет нормального восприятия, оно искажается. При воздействии однообразных предметов, повторяющихся узоров либо звуков, бессмысленных слов, восприимчивость притупляется.
  2. Целостность – ощущения дают информацию об отдельных свойствах того или иного предмета, восприятие – целостный образ на основе обобщения. Благодаря этому свойству, мир воспринимается в виде вещей, в виде происходящих в нем событий. Если бы не целостность, мир воспринимался бы как хаос, как отдельные звуки и прикосновения. Не происходило бы опознавание целого.
  3. Структурность (обобщенность) – это ни в коем случае не означает сумму ощущений. Мы воспринимаем обобщенную структуру ощущений, формирование которой происходит в течение некоторого времени. Например, когда слушаем музыку – это обобщенная структура, слышим ноты в их очередности.
  4. Константность – это постоянство. Условия, в которых действуют свойства восприятия, очень разнообразны и изменчивы. Но объект воспринимается как постоянный, независимо от окружающих его условий. Это обеспечивает объекту узнаваемость. Например, «обезьяна, она и в Африке – обезьяна». Пример, конечно, немного утрирован, но, в общих чертах, это так.
  5. Осмысленность. Несмотря на то, что восприятие появляется тогда, когда происходит некоторое воздействие на рецепторы, образы, сами по себе, имеют смысловое значение. К примеру, животные воспринимают все буквально: хруст ветки их настораживает, означая приближение опасности, ставят миску, значит, будут кормить и т.д. Человек же мыслит масштабно, понимая сущность предмета. Из воспринимаемых вещей и событий человек в состоянии делать совершенно «непрямые выводы». Например, по отдельному изображению человек в состоянии придумать или додумать целую картину и, вдобавок, еще объяснить ее. Человек воспринимает намеки, сам домыслив, что тем самым хотели до него донести.
  6. Избирательность — человек отдает предпочтение одним предметам по сравнению с другими. И это нормальное явление.

Свойства восприятия в комплексе своем составляют восприятие, при котором формируется и воспринимается адекватный образ того или иного предмета. Оно подразделяется на следующие виды:

— зрительное;

-слуховое;

— осязательное;

-и другие виды.

Свойства восприятия можно охарактеризовать, выразить количественно. Например, порог восприятия – это тот уровень чувствительности, при котором рецептор регистрирует, что стимул присутствует. Это физиологический порог. А еще бывает порог осознания восприятия стимула. Например, иногда мы чувствуем что-то, но не можем объяснить, что именно. Порог восприятия можно измерить с помощью специальных приборов. Объем восприятия измеряется без приборов.

fb.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *